Анализ мифа о нарциссе. Древнегреческий миф о нарциссе. Любовная линия Нарцисс – Эхо

А вы знаете почему самовлюблённых людей называют нарциссами? Почему именно этот цветок, а не прекрасная роза, пышный пион или статный гладиолус?

По древнегреческой легенде у речного бога Кефисса и нимфы Лириопы был сын, прекрасный юноша (читай подросток, психологически незрелый человек, не определившийся со своей сексуальностью). В него влюбилась нимфа Эхо. Но он отверг её чувства, чем разгневал богиню любви Афродиту и навсегда был лишён способности любить взаимно. От безответной страсти нимфа стала сохнуть и остался от неё только голос — эхо, вторившее своим собеседникам (та, которая отчуждена от своего тела, не имеет своего мнения, уверенности и любви к себе, повторяет за другими). А сам Нарцисс так и умер, не в силах оторвать взор от своего отражения.

Этот цветок распускается одним из первых весной (важность быть во всём первым, в лидерах). Его соцветие всегда склонено немного набок и, когда он растёт у водоёмов, кажется, что он любуется на своё отражение. Чрезмерное акцентирование на собственной персоне, гордыня и превосходство над людьми, убеждённость в особом положении, ожидание безусловного принятия всеми и хорошего отношения, неадекватная оценка своих талантов и достижений, поглощенность фантазиями о себе и идеей о непременной зависти окружающих — всё это характеризует личность нарцисса. Я оглушаю, я ошеломляю, я одурманиваю — так переводится с греческого нарцисс (narcao).

У древних греков этот цветок считался символом смерти. Патологический нарциссизм является смертноносным. Цель — совершенство и достижение идеала во всём, по сути не несёт в себе жизни, где есть дуальность, середина и даже посредственность. Либидо направлено на себя, а не на взаимодействие с другими, где есть границы и различия себя и значимого Другого. Любовь - глубинное и интимное чувство, направленное на другую личность. Из взаимодействия двух различных энергий рождается новая жизнь. При нарциссизме же влечение испытывается к самому себе или себе подобным (считай бесполым и гомосексуальным), к таким же «великим и особенным» нарциссам. А значит там нет продолжения жизни. Биологически, конечно, в такой паре может родиться ребёнок, но себя, своего психологического пространства он не будет иметь. У нарциссичных родителей дети также становятся нарциссами.

Чрезмерные инвестиции в своё тело, желание быть вечно молодым, красивым, с идеальными пропорциями в превосходных нарядах — всё это вклад в себя ради оценки других. Когда юноша увидел своё отражение в реке, то наклонился, чтобы поцеловать его, но свалился и утонул. На этом месте вырос прекрасный, стремящийся к тёплому солнцу, нежно-хрупкий, как Эго нарциссического типа личности, холодной красоты цветок — нарцисс. Стремясь привлечь к себе внимание и получить положительную оценку Нарцисс тратит всю энергию на это, не в силах перенести отвержение.

«Достоин своей любви только я, но и себе не отвечу взаимностью» — вот проклятие богини любви Афродиты, от которого страдает нарцисс. Переполненный ненавистью, а не любовью к себе, меряя крайностями, он вынужден окружать себя свитой поклонников (подражающими влюблёнными нимфами Эхо). Короля делает свита. Не способный видеть, чувствовать и осознавать себя, ему постоянно нужно отражение. Похвалили и восхитились сегодня — я самый прекрасный и на вершине блаженства, а завтра недооценили — я полное ничтожество и на дне чёрной печали.

По сути нимфа Эхо также страдает нарциссизмом, влюбляясь в романтический образ, который сама же и спроецировала на юношу Нарцисса. Но нарциссизмом может страдать и мужчина и женщина. Сам нарцисс всегда создаёт вокруг себя флёр шарма и обаяния, стремясь завоевать признание и любовь окружающих. Имитация, копирование и подражание — в этом нарциссизм Эхо. Идеализированный в фантазиях, он является спасением для её обесцененной самости. Ею движет желание слиться с партнёром, чтобы присвоить его качества превосходства и величия, приподняв тем самым её самооценку. Сильная зависимость от мнения окружающих выражается в потребности играть роли, носить маски и желании соответствовать их ожиданиям. «Как на меня посмотрят», «что обо мне подумают», «а вдруг меня отвергнут» - такие мысли постоянно в зоне внимания. Чувства стыда и вины, гордыня и заносчивость, тревога и меланхолия — постоянные спутники нарциссов.

Над нимфой Эхо тяготело проклятие богини Геры за излишнюю болтливость и обман. В наказание она была изгнана и лишена языка, оставив возможность только повторять последние слоги слов за кем-либо. Не имея опоры на своё Я нарциссы оттачивают мастерство подражания. Копирование и присваивание себе чужого, выдавая за своё мнение где-то услышанное или позаимствованное — всё это от скудности внутренного мира Я. В отсутствие своего мнения, в стыде и страхе отвержения вместе с горделивым ощущением своего навыка копирования, (ведь это единственное, что у неё есть), несёт своё несчастное существование Эхо. «А король-то голый» (с).

Застывший в вечной юности, нарцисс является символом весны, смерти в юности, сна и возрождения. Цветок быстро увядает и в этом его влечение к смерти. Древние греки изображали его на надгробиях, символизируя метафору, что смерть есть сон. И ведь действительно, если вдуматься, то зацикленный исключительно на себе, на своём превосходстве и ничтожестве, отчуждённый от своего Я, нарцисс не живёт, он погружён в сон в своём стремлении к совершенству. Название цветка перекликается со словом «наркоз», в греческом языке имея один корень, что означает «нечувствительность». Не чувствуя себя, не чувствуя эмоций других людей, но всецело зависящий от них, нарциссу для выживания так важны власть, контроль и управление. Ставя в зависимое положение других от себя, манипулируя, есть шанс контролировать их и справляться с тревогой. Властвуя, требуя полного подчинения себе нарцисс не допускает критики, желая получить исключительное одобрение своим поступкам.

Нарцисса тяжело и больно любить, будь то дружеские отношения, любовные или родственные связи. Он не способен на взаимность, деспотичен, безразличен и не имеет жалости, холодно и жестоко игнорируя чувства другого. Используя в своих интересах и жонглируя человеческими судьбами как заблагорассудится, ведь значимого Другого для нарцисса нет, люди - функция, выполняющие свою роль для удовлетворения потребностей нарцисса. В мифе в Нарцисса влюбился юноша Аминий. Нарцисс бессердечно подал ему меч, чтобы тот убил себя. Обреченные сохнуть от любви, забывая о своих интересах, влюбленные в нарцисса также теряются по жизни, отвергая свою душу и плоть, как и Нарцисс, умерший от голода и страдания, бесконечно всматриваясь в своё отражение в реке.

В наказание за свою бессердечность гнев богов выражен в мести. Мстительность и обидчивость с отсутствием критичности мышления — метафора отчаяния в наказании богиней Немезидой за страдание отверженных молодых людей, влюблённых в нарцисса. Немезида — богиня возмездия услышала проклятия Аминия и мольбы отвергнутых нимф и повергла Нарцисса. Надменный нарцисс как будто мстит всем, кто его полюбит или отвергнет, говоря тем самым «Не нужна мне ваша любовь, вы недостойны меня». Обесценивая всех, спасаясь от любви бегством, как преступник, нанеся опережающий удар.

Весна, лето, осень, зима, и снова весна — цикл времён, который не проживает нарцисс. Не принимая свой возраст, откладывая дела на потом, нарушая границы, обещания и сроки, постоянно пребывая в мечтах о лучших временах, когда будет достигнут идеал, не замечая никого и ничего вокруг — в этом бесконечная весна и юность нарцисса и бесчувственность течения времени.

В мифе родители юноши Нарцисса обращались к прорицателю Тересию с вопросом о будущем ребёнка. Мудрец ответил, что Нарцисс проживёт до старости, если никогда не увидит своего лица. Метафора «увидеть своё лицо» означает увидеть себя, своё глубинное Я и способность трансформироваться через исследование своей души. Постоянно оглядываясь на публику, тщательно скрывая стыд своего несовершенства даже от себя, нарцисс не взрослеет психоэмоционально, оставаясь всегда в душе незрелым и по-детски хрупким. Влюблённый не в себя, а в своё отражение нарцисс совсем не знает своего внутреннего мира, когда-то получив прививку от любви. Потребность быть значимым и хорошим, при постоянном ощущении себя никем и плохим — постоянные качели, где нет самоощущения Я ЕСТЬ. Есть тело, есть работа, недвижимость, деньги — всё это функция для жизнедеятельности, а внутри лишь депрессия, пустота и эмоциональная дыра. Нарцисс как актёр, который так и не сыграл свою главную роль — быть собой, настоящим, живым, естественным и любящим кого-то, кроме себя.

Нарцисса нет без глаз других людей. Но что можно увидеть с позиции юношеского максимализма, да ещё и в течении реки? Изображение не чёткое, разрозненное, фрагментированое. Такое и самоощущение нарцисса с поверхностным искаженным знанием о себе и всемогуществом ребёнка. При всём своём стремлении к отвержению и обесцениванию людей, которые его полюбят, чувства одиночества, изоляции и отчуждённости живут бок о бок с потребностью прильнуть поближе к людям, чтобы лучше отразиться и иметь право на своё существование. «Мне так нужна была ваша близость, но она несёт только боль и разочарование, требуя постоянно её заслуживать» - обесценивающая песнь холодного цветка. «В детстве я так нуждался в любви и принятии, но получил лишь холодное отвержение от самых близких важных людей и скудную похвалу за достижения. Но я справился, я выжил благодаря только себе, я избранный, мои чувства принадлежат только мне и сколько в этом удовольствия!»

Помимо паталогического нарциссизма есть и здоровый нарциссизм. Всё дело в норме и наполненности им.

Являясь частью семейства амарилловых цветок нарцисс имеет ядовитые свойства. Одурманивающий аромат и ядовитые особенности луковиц способны вызывать отравление у животных различной степени. Гиппократ пытался лечить этим растением злокачественные опухоли. На данный момент, содержащиеся в нарциссах алколоиды, применяются для лечения радикулита и хронических воспалений лёгких. В народной медицине спектр применения полезных свойств нарциссов ещё более широк.

Так и с нарциссизмом. Патологический нарциссизм как злокачественная опухоль поражает личность и как яд отравляет всех, кто полюбит Нарцисса. Тогда как в здоровом нарциссизме —лекарство для души, в достаточном количестве любви к себе мы знаем свою внутреннюю суть и исцеляем свои душевные раны, не нуждаясь в постоянном отражении других. Позволяя себе просто быть собой, без наносного и без чрезмерной опоры на мнение окружающих. И жизнь продолжается в здоровой любви к себе, своим близким и к жизни.

Согласно мифу о Эхо и Гере, Эхо была одной из самых миловидных нимф, но не это привлекало к ней других нимф, дриад и наяд. Она обладала великолепным, мелодичным голосом, равному которому не было во всей Древней Греции, а кроме того умела так увлекательно рассказывать, что ее даже богини. Особенно любили болтовню Эхо Афродита и Гера. По одному из мифов Афродита даже пообещала Эхо одарить нимфу любовью любого человека, по ее выбору, но Эхо отказалась, сославшись на то, что сейчас она ни в кого не влюблена, но попросила не забыть об обещании и разрешить ей обратиться к богине любви тогда, когда у нее возникнет в этом нужда.
История о просьбе Эхо к Афродите имеет продолжение в одной из версий мифа про нимфу и Нарцисса.

Гера же с удовольствием внимала Эхо, пока не , что нимфа отвлекает ее разговорами по просьбе Зевса, использующего это время для многочисленных измен своей жене. Существует версия, что Гера также обнаружила, что Эхо не гнушалась сплетнями, пересказывая другим божествам истории о похождениях Громовержца, но не донося их до ушей его супруги. Разгневанная богиня лишила нимфу «свободы слова», велев ей повторять только последние фразы других, произнесенные рядом с ней.

Эхо и Пан

Имя нимфы Эхо фигурирует и в некоторых легендах о Пане. Согласно одной из них, козлоногий бог дикой природы полюбил сладкоголосую нимфу, но она не ответила на его ухаживания взаимностью. Тогда Пан посеял среди пастухов безотчетный ужас, панику, внушив что источник опасности – прекрасная Эхо. Охваченные приступом пастухи разорвали нимфу на мелкие кусочки и развеяли их по . Милосердная Гея приняла их и, взяв плоть, оставила жить голос Эхо, так пленявший всех вокруг.
Есть мифы, в которых Эхо любит Пана и рожает ему двух дочерей – Иингу и Ямб. В честь последней, согласно мифам, был назван одноименный стихотворный размер.

Нарцисс и Эхо

Лишенная права на собственную речь, Эхо встретила прекрасного юношу, Нарцисса, и полюбила его. Она долго момента, когда сможет повторить его слова, заведя с ним таким образом беседу и однажды, когда Нарцисс остался один, ей это удалось. Юноша услышал шум в ветвях и крикнул: «Кто здесь?». «Здесь» - ответила ему Эхо. «Выходи ко мне» - сказал Нарцисс. «Ко мне» - повторила Эхо. «Давай пойдем на встречу друг другу» - предложил юноша и нимфа повторила последние слова его фразы и бросилась к юноше. Увидев ее, красавец не только не воспылал чувствами, но отчего-то преисполнился отвращения и запретил Эхо даже попадаться ему на глаза. Влюбленная нимфа ходила за ним по пятам, скрываясь в листве, пока не истаяла от безответной любви, оставив на земле лишь голос.
История любви Эхо к Нарциссу вдохновила многих писателей, художников и композиторов. Среди них Овидий, Пуссен, Глюк.

Существует версия мифа о Нарциссе и Эхо, в которой нимфа не была наказана Герой, а просто влюбилась в юношу и была жестоко отвергнута им. Страдая, она обратилась к Афродите и напомнила, что та обещала ей не отказать в просьбе, но Эхо хотела не заставить Нарцисса полюбить ее, а исчезнуть, чтобы с ней исчезла и иссушающее ее чувство. Богиня развоплотила Эхо, оставив на земле лишь ее прекрасный голос, лишенный чувств и страданий, а Нарциссу решила отомстить. Она заставила юношу влюбиться в собственное отражение, увиденное им в глади воды. Долгие часы Нарцисс провел, умоляя ответить на его любовь некую речную нимфу, за которую он принял свой отраженный облик и, в конце концов, также истаял от любви, как отвергнутая Эхо, превратясь в нежный цветок, получивший его имя.

Очень давно, несколько тысяч лет назад, в стране, которую мы теперь называем Древней Грецией, жила сказочная девушка-нимфа по имени Эхо. Ее домом были тенистые заросли кипарисов, зеленые поляны и берега тихих озер.

Целыми днями забавлялась Эхо с лесными зверями, кормила их из рук, бегала с ними взапуски. И лесные жители так привыкли к ней, что даже пугливая форель заплывала в ее ладони, когда нифма опускала их в горный ручей.

Но Эхо не умела говорить, она могла лишь повторить последнее слово, сказанных другими людьми речей.

Однажды, когда, задумавшись, сидела Эхо у источника, услышала она шум листьев и треск ветвей. Испуганная, спряталась она за ствол большого дерева. А когда выглянула из своего укрытия, увидела стройного, высокого юношу. Он был прекрасен, как статуя, которые высекают художники из камня. На его светлых кудрях красовался венок из нежных голубых цветов, а кожа была золотистой, как само солнце.

Юноша тревожно оглядывался по сторонам. Видно было, что он заблудился и теперь ищет путь к дому.

Эй, отзовись, кто здесь? - крикнул он.

И Эхо, завороженная его красотой, тихо ответила ему:

Оглянулся вокруг юноша, которого звали Нарциссом, но никого не заметил, и снова громко крикнул:

Ко мне, скорей!

Скорей, - повторила Эхо. И, осмелев, пошла навстречу юноше.

Нарцисс так понравился ей, что она уже не могла отвести от него взгляда. И хотя она не могла произнести ни единого слова, ее глаза говорили больше всяких слов.

«Останься здесь, со мной, - просили они. - Без тебя мне будет так грустно. Останься…»

Но гордый красавец не услышал и не понял мольбы.

Если ты не можешь указать мне дорогу, то зачем ты мне? - сказал он, отталкивая протянутые к нему руки Эхо.

Долго бежала за Нарциссом несчастная нимфа. Продиралась сквозь густые заросли дикого шиповника, прыгала по острым камням, пока не выбилась из сил. Но ни разу не оглянулся жестокий Нарцисс.

Со всеми на свете Нарцисс был одинаково холодным и надменным. Его глаза смотрели на всех одинаково равнодушно, как у статуй, что высекают художники из камня.

Как-то раз Нарцисс возвращался с охоты. Он ловко метнул из пращи камень и убил молодого козленка. Долго шагал он по горной тропинке, неся на плечах свою добычу. День был жарким, и Нарциссу захотелось пить. Он свернул в заросли цветущих кустов и вскоре вышел к роднику.

Такой прозрачной воды Нарцисс еще никогда не видел. Она была чиста, как самое чистое зеркало.

Присев у источника, Нарцисс хотел зачерпнуть воду, но его руки сами собой остановились в воздухе. Он увидел вдруг прекрасного юношу, который смотрел на него из родника.

«Если я коснусь воды, то он исчезнет», - подумал Нарцисс и замер. Не дыша, глядел он в воду, любуясь собою.

Он хотел встать и уйти, но не смог оторваться от своего изображения. День сменился новым днем, падала роса на цветы, и снова наступал рассвет, а Нарцисс, как каменный, все сидел над родником. Ни шелест трав, ни крики птиц, ни голоса пастухов, гонявших мимо своих овец, не могли отвлечь его. Он забыл о своей добыче, о родном доме, обо всех людях на свете. Потому что больше всего на свете Нарцисс любил самого себя.

Безумными глазами он смотрел и смотрел на свое отражение, шептал ему ласковые слова. Но вода молчала. Она была молчалива и спокойна, как зеркало.

Силы стали покидать Нарцисса, и он понял, что умирает. Тогда рванулся он к источнику, хотел поцеловать в последний раз свое отражение, но его губы коснулись лишь студеной влаги. Все исчезло, и только круги побежали по воде.

Прощай, - прошептал Нарцисс и упал в траву.

Прощай, - повторила вслед за ним Эхо.

А через несколько дней пастухи отправились искать пропавшего юношу. Но они не нашли Нарцисса. Только у самой воды, в траве, увидели белый как снег, душистый цветок. И люди назвали его нарциссом - цветком смерти.