Анализ сновидений. Сновидения по Фрейду. Работа Фрейда «Толкование сновидений»

Зигмунд Фрейд

Толкование сновидений

Данте да Майяно – к стихотворцам

Не откажи, премудрый, сделай милость, на этот сон вниманье обрати.

Узнай, что мне красавица приснилась – та, что у сердца в пребольшой чести.

С густым венком в руках она явилась, желая в дар венок преподнести,

И вдруг на мне рубашка очутилась с ее плеча – я убежден почти.

Я целовал ее. Храню молчанье о прочем, как поклялся ей. И мать покойная моя была при этом.

Данте Алигьери – к Данте да Майяно

Передо мной достойный ум явив, Способны вы постичь виденье сами,

Но, как могу, откликнусь на призыв, изложенный изящными словами.

В подарке знак любви предположив к прекраснейшей и благородной даме,

Любви, чей не всегда исход счастлив, надеюсь я – сойдусь во мненьях с вами.

Рубашка дамы означать должна, как я считаю, как считаем оба, что вас в ответ возлюбит и она.

А то, что эта странная особа с покойницей была, а не одна, должно бы означать любовь до гроба.

Данте Алигьери «Малые произведения»

Предисловие

К изучению сновидений Фрейд приступил в начале 90-х годов прошлого века. В 1895 г. он внезапно «открыл» для себя основное положение теории сновидений (сновидение – осуществленное желание). Произошло это в небольшом венском ресторанчике. Фрейд шутил, что над столиком, за которым он сидел в тот вечер (точная дата – 24 июля 1895 г.), стоит повесить небольшую мемориальную доску. В каждой шутке – доля шутки, остальное – правда. Фрейд действительно ценил свое открытие чрезвычайно высоко.

Он считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. В истории психоанализа теория сновидений «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим аналогов в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики» (Фрейд 3. Введение в психоанализ, – М. Наука, 1989). Так Фрейд оценивал место теории сновидений в общем комплексе психоаналитических теорий.

Впервые «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 г. Предисловия 3. Фрейда к первым шести изданиям книги позволяют проследить путь развития и распространения психоанализа. Для нас важно, что к моменту первого издания разработка теории сновидений была практически завершена. В последующем Фрейд внес ряд поправок и уточнений. Начиная с четвертого издания, Фрейду в работе помогает один из его ближайших учеников – Отто Ранк, который дополняет список литературы, составляет примечания, а также прилагает к шестой главе книги Фрейда две собственные статьи. Однако все эти уточнения и дополнения не принципиальны. К проблеме сновидений Фрейд возвращается неоднократно, но в большинстве случаев это упрощенное, популярное изложение его взглядов: третья лекция в «Пяти лекциях об истории психоанализа» (в 1989 г. они опубликованы под названием «О психоанализе», ранее включались в «Хрестоматию по истории зарубежной психологии»), небольшая работа «О сновидении» («Психология сна») и, наконец, пятая – пятнадцатая лекции во «Введении в психоанализ».

В последние годы жизни 3. Фрейд вновь возвращается к проблеме сновидений, что отражено в третьем разделе «Лекций», который никогда не был прочитан аудитории: автор был слишком стар и болен. Одна из его лекций – «Пересмотр теории сновидений» – дает немного дополнительных сведений о теории сновидений, однако позволяет судить о том, что именно Фрейд считал главным в своей теории, а что – второстепенным. Содержание второй лекции – «Сновидение и оккультизм» – достаточно далеко от собственно проблемы сновидений, зато мы можем ознакомиться с мнением Фрейда по поводу астрологии, пророчеств, гаданий – всего того, что входит в моду в наши дни. И здесь Фрейд верен себе! Он не столько критикует эти феномены (хотя, безусловно, не верит в них), сколько пытается проанализировать те психологические закономерности, которые лежат в основе оккультизма.

Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки», иначе «прервется мысль связующая нить» и знакомство с книгой не прибавит ничего к той информации, которую читатель уже почерпнул из других, популярных, источников. Более того, мы можем получить искаженное, поверхностное впечатление о теории сновидений (Фрейд в конце жизни имел все основания жаловаться на то, что его теория стала популярной, но осталась непонятой). Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени – с материалом, послужившим источником для обобщений. В этом плане «Толкование» не имеет аналогов.

Robert Kastor Ручка, чернила, 1925

Автограф З. Фрейда на рисунке:

«There is no medicine against death, and against error no rule has been found»

«Нет никакого лекарства против смерти, и против ошибки никакое правило не было найдено»

Введение

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду психических феноменов, из которых дальнейшие – истерические фобии, навязчивые мысли и бредовые идеи должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сновидение – как мы увидим – претендовать не может. Но тем значительнее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет стараться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи с той целью, чтобы оказать на них терапевтическое воздействие.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своею важностью разбираемая тема, является, однако, причиною и недостатков предлагаемой работы. Проблемы, имеющиеся в нашем изложении в столь обильном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема образования сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, поскольку позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собою будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно не пригодны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психоаналитическим лечением. Использование последних затруднялось тем, что эти сновидения осложнялись привхождением невротических элементов. С сообщением же собственных была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взором больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор, – не поэт, а естествоиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психологических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному примеру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читатели моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны, и далее, что все лица, которые так или иначе затрагиваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить, по крайней мере, этой сфере полную свободу мысли.

Полвека назад Станислав Ежи Лец пошутил: «Мне снился Фрейд… Что бы это значило?». В те годы тонкий юмор польского афориста мало кто сумел оценить, ведь о Фрейде и его идеях даже дипломированные психологи знали лишь понаслышке и относились к нему по заведенному в соцлагере принципу «Не читал, но осуждаю!». Но времена меняются, и в наши дни маятник общественного мнения резко качнулся в другую сторону: «Не читал, но преклоняюсь!».

На парадных книжных полках, на фоне которых любят фотографироваться нынешние самопровозглашенные интеллектуалы, томики Фрейда сменили сочинения классиков марксизма и Большую советскую энциклопедию. Правда, на фотографиях не видно, что нетронутые книги покрыты многолетним слоем пыли. Как иначе объяснить, что никто из «знатоков» не подаст голос в защиту венского мыслителя - против той пошлости и вульгарщины, которой обросли его идеи в обывательском сознании?

Зато нет числа желающим заработать на фрейдовском наследии, прикрываясь филькиной грамотой, которую под видом диплома выдают скороспелые местные «институты психоанализа». Самая сытная кормушка на этой ниве - толкование снов «по Фрейду». На рынке душеполезных услуг оно успешно соседствует с астрологией, хиромантией, снятием порчи и гаданием по ладони. Не верите? Поищите в Интернете «Сонник Фрейда». Долго искать, уверяю, не придется - подробный сонник моментально всплывет после первого запроса.

Сам Фрейд еще на заре прошлого века предвидел, что его теория подвергнется страшным искажениям и злоупотреблениям. И оказался прав. Ведь большая часть того вздора, который ему приписали на протяжении ХХ в., им вовсе не была сказана или написана. Так, никакого сонника Зигмунд Фрейд никогда не писал. Многое из приписанного ему Фрейд даже не имел в виду. Так что же он писал и говорил, что на самом деле имел в виду?

Четвертого ноября 1899 г. увидела свет первая психоаналитическая работа Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений» (хотя на ее титульном листе из-датель предпочел поставить круглую дату - 1900-й).

Основателю психоанализа в ту пору было уже 43 года, и за его плечами был немалый опыт научной и клинической работы. Научного авторитета те изыскания пока не принесли. Даже наоборот. Исследования истерии привели его к выводу, что эта болезнь не является исключительно женской, как ранее считалось. (Еще во второй половине ХIХ в. Предпринимались попытки лечить истерию с помощью хирургических операций на матке, да и само название болезни было производным от греческого histera - «матка».) В собрании коллег Фрейд сообщил о наблюдавшихся им случаях истерии у мужчин. Сообщение это было встречено в штыки, доклад Фрейда был буквально осмеян. Понадобилось еще много времени, прежде чем фрейдовский взгляд на истерию утвер-дился как общепринятый и даже тривиальный. Согласно формуле У. Джеймса, «сначала новую доктрину считают абсурдной; потом допускают, что она, возможно, справедлива, но несущественна; наконец, признав ее истинную важность, вчерашние противники оспаривают честь ее открытия». В конце века Фрейд со своим учением об истерии, увы, пребывал на первой из описанных стадий. А небезопасные опыты с кокаином и вовсе снискали ему в медицинских кругах Вены репутацию безответственного манипулятора.

Таким образом, книга «Толкование сновидений» была написана малоизвестным специалистом с сомнительной репутацией и не обещала ни научной сенсации, ни коммерческого успеха. Осторожный издатель выпустил всего 600 экземпляров книги и выплатил автору весьма скромный даже по тем временам гонорар, сравнимый с современной платой за один психоаналитический сеанс. Однако выход «Толкования сновидений» знаменовал собой подлинный переворот в представлениях о душевной жизни и фактически открывал новую эпоху в развитии науки о человеке.

Замысел книги родился у Фрейда давно, и его возникновение даже можно точно датировать по личным воспоминаниям автора. Летом 1895 г. семья Фрейда поселилась в замке Бельвью в предместье Вены, и в ночьс 23 на 24 июля ему приснился сон, который он впервые подверг детальному анализу. Несколько лет спустя, обедая с Э. Джонсом в ресторане на террасе замка Бельвью, Фрейд рассказал ему, что именно на этом месте его осенило великое открытие. Джонс полушутя заметил, что здесь стоило бы поместить мемориальную табличку. Фрейд вряд ли оценил его юмор. Ведь задолго до этого ему самому приходила мысль о мраморной доске с надписью: «Здесь 24 июля 1895 г. доктору Зигмунду Фрейду открылась тайна сновидения».

Фрейдовская концепция толкования сновидений вызревала в ходе наблюдений за пациентами. Следуя за их ассоциациями, которые по мере бесед становились все более свободными, Фрейд заметил, что пациенты часто вставляют в поток ассоциаций описания своих сновидений, которые, в свою очередь, вызывают новые ассоциации. Из ряда наблюдений родилась догадка, что сущностью сновидения выступает осуществление скрытого желания. Еще в марте 1894 г. Фрейд документировал сон некоего студента-медика. Тот, не желая вставать по утрам, нередко видел во сне, будто уже находится на занятиях в больнице. Описание этого случая вошло в книгу «Толкование сновидений». Как видим, никакой сексуальной подоплеки в нем обнаружить не удается. Вообще, для «Толкования сновидений» еще не характерен тот глобальный пансексуализм, который отличает последующие труды Фрейда.

Основное содержание книги составляет толкование собственных сновидений автора, что делает ее весьма своеобразной и очень откровенной автобиографией. Позднее, упрекая своих биографов, Фрейд говорил, что он уже и сам более чем достаточно рассказал о себе, в первую очередь имея в виду эту необычную книгу-исповедь. (Небезынтересно, что и автобиография «раскольника» Юнга называется «Воспоминания. Сны. Размышления».) Фрейд считал, что сновидение является охранителем нарушений сна и «представляет собой особый способ устранения мешающих спать раздражений путем галлюцинаторного их удовлетворения». При этом он истолковывал сновидение как символическое осуществление вытесненных желаний. Полагая, что сновидения и бред «происходят из одного и того же источника», Фрейд с некоторыми оговорками определял сновидение как «физиологический бред нормального человека». По Фрейду, «механизмы образования сновидений являются прототипом способа возникновения невротических симптомов», в силу чего сновидения являют собой универсальный невротический симптом, проявляющийся у невротиков и у всех здоровых людей. «Среди этих недавно открытых психических процессов особенно надо отметить процессы сгущения и смещения. Работа сновидения - это особый случай эффектов, влияющих друг на друга со стороны двух разных психических групп. Иначе говоря, это результат психического расщепления, которое, очевидно, идентично во всех существенных чертах процессу искажения, преобразующему подавленные комплексы в симптомы там, где подавление оказывается недостаточным».

Фрейд считал, что «толкование сновидений есть столбовая дорога к познанию бессознательного в душевной жизни». Уже в этой его первой работе обозначены основные положения психоаналитической теории. «Вам придется с изумлением узнать из анализа сновидений, какую неожиданно большую роль в человеческом развитии сыграли впечатления и опыт раннего детства. В сновиденческой жизни человека ребенок, который продолжает жить в мужчине таким же, каким он был в детстве, сохраняет все свои характеристики и импульсы желаний, хотя ему - взрослому - они уже не нужны. С неодолимой силой к вам возвращаются моменты развития, подавления, сублимации и формирования реакций, посредством которых и вырастает дитя с совершенно иными врожденными данными, вырастает во взрослую личность, в носителя, а частично и в жертву цивилизации, которую он обрел с таким трудом».

«Толкование сновидений» явилось первым шагом к становлению психоаналитической концепции бессознательного. Эту работу Фрейд считал центральной для своего творчества. Без ложной скромности он так оценивал свой труд: «Это великолепное открытие - вероятно, единственное, что меня переживет». Он, однако, не питал иллюзий относительно приема, который уготован книге. В письме к другу, доктору Флиссу, Фрейд делится своими житейскими планами, но вставляет ремарку: «Это - если все будет хорошо, если у меня будут средства к существованию, а меня самого не посадят в тюрьму, не подвергнут линчеванию или бойкоту из-за моей книги о сновидениях!».

До линчевания дело не дошло, однако прием книге был действительно оказан прохладный. За первые шесть недель было продано 123 экземпляра. Научные издания выход книги проигнорировали. Лишь газета Zeit опубликовала весьма пренебрежительную рецензию, которая положила конец какой-либо распродаже книги в Вене. В последующие два года удалось продать еще 228 экземпляров, а на реализацию всего тиража ушло восемь лет! (Ныне каждый год выходят переиздания книги по всему миру, и тысячи экземпляров продаются ежемесячно.) Отношение к теории Фрейда менялось очень медленно. Еще в 1927 г. некий профессор Хохе из Фрайбурга в своей книге «Грезящее Я» ставил «Толкование сновидений» Фрейда на одну доску с «хорошо известными сонниками, которые можно найти в столах у кухарок».

Впрочем, для многих ищущих умов книга Фрейда явилась источником откровений. Молодой солдат Леопольд Сонди даже положил ее в свой ранец, отправляясь на поля Первой мировой войны. Однажды батальон Сонди буквально выкосило шрапнелью, и сам он, вжавшись в землю, с ужасом ждал, когда его пронзит раскаленный металл. После обстрела, еще не веря, что спасен, Сонди обнаружил предназначавшийся ему осколок застрявшим в переплете книги Фрейда. Так что, если бы не «Толкование сновидений», мы бы не знали сегодня оригинального теста Сонди!

Первые переводы книги были сделаны в 1913 г. на английский и русский (!) языки. Затем последовали переводы на испанский (1922 г.), французский (1926 г.), шведский (1927 г.), японский (1930 г.), венгерский (1934 г.) и чешский (1938 г.).

Эпиграфом к книге Фрейд предпослал строчки из «Энеиды» Вергилия: «Если не трону небесных богов, ад всколыхну я». Пророческие слова!

Источик: "Подсказки или миражи" Петр Арискин
журнал Наша Психология (Психология на каждый день), № 4 (49) Апрель 2011

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петрозаводский государственный университет»

Юридический факультет

Кафедра философии.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда – «Толкование сновидений»

Научная работа

по философии

студента I курса

очного отделения

юридического факультета

Леухиной Елизаветы Михайловны

Научный руководитель

к.ф.н. , доцент Волков А.В.

Петрозаводск


Серьезный анализ своих сновидений это дело увлекательное и очень загадочное. С древних времен в нашей жизни постоянно появляются загадки, что-то непознанное, каким и является сновидение. Еще в древности люди задумывались, а что же такое сон? древние говорили что сон - это маленькая смерть. Современной наукой доказано, что во время сна организм не отдыхает, а продолжает работать, особенно наш мозг. Несмотря на различные доказанные факты о сне, вопрос, что же это такое сон, остается открытым. В современном мире возникли даже определенные течения, пытающиеся разгадать эту загадку. Одно из них этих направлений это философия сновидений. В философии сновидений наблюдается множество теорий, для своего выступления я выбрала теорию сновидений Зигмунда Фрейда, т.к она показалась мне наиболее аргументированной и интересной. Я задалась целью кратко очертить "теорию сновидений Зигмунда Фрейда - толкование сновидений" и понять природу сновидений согласно этой теории.

Теория сновидений Зигмунда Фрейда представляет собой приложение идей и методов психоанализа к проблеме сновидения. Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900) это был его первый и основной труд. Толкование сновидений это чересчур сложная работа и без всяких сомнений она касается и психоанализа. Но до того, чтобы понять в общих чертах теорию Фрейда, нам нужно ознакомиться с тем, как он представлял себе психику человека.

Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента - «Оно» - Ид, «Я» - Эго и «Сверх-Я» - Суперэго.

Я- это основное состояние нормального взрослого человека. В ходе своей подготовки к докладу, я нашла такое интересное сравнение эго, как аналогия его с жуком навозником, который постоянно катит перед собой шар навоза, на шар цепляются все новые кусочки, жук не видит себя, он видит только шар, который растет, и жук думает, что этот шар и есть он. Но наше Эго – набор данных, накопленный с момента рождения.

Сверх Я. Это понятие мы все в вами знаем под обыкновенным понятием эгоизм. Сверх-Я формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Оно. По - другому его еще называют «Истинное Я» представляет бессознательные влечения. В состоянии Ид существо живет здесь и сейчас. Никаких воспоминаний, никаких планов на будущее. Существо наблюдает за миром, и ему очень, очень интересно. Непрерывно интересно. Состояния ид можно достигнуть путем медитации, но это тяжелый труд, требующий долгие годы тренировок. Нож, приставленный к горлу, заменяет годы медитаций. Люди, которые увлекаются экстремальными видами спорта, им очень нравится состояние ид. Войти в такое состояние может и каждый из вас, если захочет, например, прыгнуть с тарзанки, в момент полета вы точно не будете строить никаких планов или вспоминать что-либо. Вот, это и будет вашим бессознательным состоянием, состоянием бессознательного влечения.

«Оно» и «Сверх-я» носят конфликтный характер. «Сверх-Я» оказывается чем-то вроде плотины, вытесняющей из сознания все социально, культурно неприемлемые порывы. Однако, тот факт, что эти порывы вытесняются из сознания, не означает, что они исчезают. На самом деле, они остаются и переходят, по мнению Фрейда, в состояние «вытесненного бессознательного».

С точки зрения Фрейда это «вытесненное бессознательное» может в любой момент вырваться наружу, причем в самых разнообразных формах – описках, оговорках, в неврозах и психозах. При этом одной из таких форм проявления вытесненного бессознательного являются сновидения.

Сновидение является результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует "по принципу удовольствия", вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний. Сознание действует "по принципу реальности", добиваясь соответствия продуктов психической деятельности с правилам логики. Конфликт между двумя этими отражается на характере сновидений, придавая им более или менее реалистический характер. Любопытно, что и сознание, и бессознательное во сне действуют с удвоенной энергией, как бы наслаждаясь отсутствием обычно разделяющего их барьера. Во сне реалистические картины выглядят особенно богатыми: из глубины памяти всплывают эпизоды, казалось бы, давно забытые. Но в то же время сон поражает буйством фантазии, образами, которые ни в каком опыте не встречались.

Отсюда вытекают основные положения теории сновидений Фрейда:

Первое, мы наконец выясним как же трактует понятие «сновидение» Фрейд. Итак, сновидение - это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон. Поэтому второе положение это функция сновидения. Третье же положение заключается в том, что сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, - говорит Фрейд, - является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Но психологический смысл сна не тождествен биологическому его смыслу. Психологический смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру. Во сне человек перестаёт воспринимать внешний мир, перестаёт действовать во внешнем мире. Он возвращается на время во внутриутробное состояние, в котором ему «тепло, темно и ничто не раздражает».

Можно было бы предположить, что сновидение - реакция души на внешние раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение - это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Но кроме внешних раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения - это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая - главная - часть скрытого сновидения находится в бессознательном - в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание такой формой как Сверх-Я. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность Сверх-Я ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания - это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания; 2) ненависть.

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении.

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений - оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей. Так бессознательное психическое раздражение - желание, прорвавшееся в сновидение, - должно было бы разбудить человека - ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение - это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого - оберегать сон.

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и иногда у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку. Которая называется работа сновидения. Работа сновидения состоит из нескольких компонентов.

Первый это Конденсация. Сновидение сжимается. Один персонаж может представлять в сновидениях сразу несколько персон из реальной жизни. Это явление объяснимо, потому что мысли, человека который видит сон, несравнимо богаче сновидения.

Второй компонент – перемещение. Важные мысли индивида могут приобретать в сновидениях вид элементов, ничего не значащих и наоборот, но второе происходит в разы реже.

Деформация является третьим элементом в работе сновидений. Фрейд подчеркивает разницу между тем, что индивид видит во все и реальными мыслями, которые прячутся за сценарием, воспроизводимым во сне.

Четвертым компонентом в работе сновидений является построение. Сновидению неизвестны принципы состояния бодрствования. Материал сновидений должен перетерпеть превращение для составления сна. Во сне теряются связи, которые существуют между элементами состояниями бодрствования: мысли превращаются в образы; абстрактные элементы становятся конкретными.


«Подавляя собственные желания,
мы их переживаем во сне»
«Толкование же сновидений есть Царская дорога
к познанию бессознательного в душевной жизни»
З.Фрейд

Если Ньютону при открытии закона притяжения упало яблоко на голову, то известному австрийскому психоаналитику Зигмунду Фрейду суть теории толкования сновидений пришла теплым летним вечером 1895 года на террасе венского ресторана. Ученый считал значительным открытием идею о том, что сон – это шифр к пониманию скрытых желаний человека . Доктор Фрейд активно интересовался причиной и смыслом сновидений, обсуждал с пациентами их сновидения и пытался истолковать их с помощью психоанализа. Его исследования были собраны в обширном труде «Толкование сновидений». Книга вышла в печать в 1900 году и несколько раз редактировалась и дополнялась.

На вопрос, что лежит в причине сновидений , ученый отвечал предельно четко: наши желания. Да, да, именно желания, начиная с момента рождения. Люди подвластны агрессивному и сексуальному инстинктам и желанию получать удовольствие . Общество вынуждает с детства подавлять в себе агрессию и сексуальные импульсы, контролировать свои желания. Но во время сна эти чувства перестают контролироваться, и все наши подсознательные желания всплывают из глубин в сновидение.

Сновидение – результат борьбы двух противоположностей: сознания и бессознательного. В наших снах события могут плавно перетекать от впечатления от увиденного днем до скрытого психического комплекса родом из детства.

Существует большое количество сновидений, схожее по ощущениям и действиям у множества людей. До исследований Фрейда считалось, что подобные сны есть результат физических раздражителей. Например, сон где спящий видит себя обнаженным – следствие сброшенного одеяла, сон о полете – результат раздражения от движения легких. Изучая и анализируя сны своих пациентов, Зигмунд пришел к другому объяснению одинаковых сновидений. Он выяснил, что первоисточник формирования похожих снов у всех одинаков. О чем же расскажут типические сновидения по Фрейду?

Образцы типических сновидений

Образец 1 . Вы оказываетесь голым на глазах у окружающих людей. Вам стыдно и неловко, хотя люди не обращают на это внимания и не тычут в вас пальцем. Тем не менее, вы стремитесь скрыться в укромное место или прикрыть свою наготу. В основе подобных сновидений лежат воспоминания из раннего детства (до 4-летнего возраста), когда вы не стыдились ходить по дому голышом. Такое детство – своеобразный рай (первые люди также не знали стыда и свободно ходили обнаженными) и сновидение переносит в него спящего. Однако человек перестает принадлежать самому себе и становится объектом для наблюдения – ведь вокруг множество людей.

Образец № 2 . Вы видите во сне смерть близких людей : родителей, детей, братьев или сестре, любимых. Отношение к увиденному делится на два вида: часть сновидцев равнодушно наблюдают этот факт, остальные сильно переживают и могут проснуться в слезах.

Первый вид не рассматривается Фрейдом как типический сон, так как в его основе могут лежать различные замаскированные желания. Про второй тип психоаналитик с уверенностью говорит, что это следствие тайного желания смерти близкому человеку.

Предвидя возгласы возмущения, Фрейд поясняет, что это желание может быть давно позабытым и вытесненным из нашей памяти. В качестве примера он приводит детскую ревность первенца по отношению к новорожденным братьям или сестрам. Ребенок может проявлять агрессию к новому члену семьи и искренне желать, чтоб он покинул их дом. А в раннем детстве понятия «смерть» и «уход» замещаются друг другом. Умереть для ребенка означает уйти и не мешать оставшимся. Поэтому подобные сны не означают, что вы желаете смерти свои родным в данный момент. В них всплывает тот факт, что когда-то, пусть даже на долю секунды, в вашей голове мелькнула подобная мысль.

Тут же возникает вопрос: Если желание смерти братьям и сестрам связано с соперничеством за внимание в детстве, то как можно объяснить смерть родителей во сне? Неужели мы когда-то желали смерти столь искренне любящим нас людям? В качестве ответа австрийский психолог приводит утверждение о том, что девочки видят в матери, а мальчики в отце соперников свой любви к родителю противоположного пола. Это желание также связано с самым ранним детством. Рассмотрим один из примеров, который Фрейд привел в «Толковании сновидений».

Каждый раз, когда отец уезжает в командировку, маленький мальчик спит вместе с мамой. Но по возвращении папы ему приходится идти в свою кровать. Естественно, что у ребенка возникнет желание, чтоб отец ушел (вспоминаем связь детских понятий «уход-смерть») и не мешал ему находиться в постели с любимой матерью.

Подводя итог, психиатр подчеркивает, что эти сновидения – вытесненное желание без цензуры, на которое могут накладываться дневные заботы и размышления о близких.

Примечательно, что все пациенты Фрейда хоть раз, но видели сюжеты о смерти.

Образец № 3. Всем хоть раз снились экзамены . Переживания, провал, невыученный билет, оставление на второй год, - все эти элементы сновидения ни что иное как детские страхи и воспоминания о наказаниях за проступки.

Родители, воспитатели и учителя формировали в нас чувство ответственности за свои действия, связь между проступком и наказанием. Мы знаем, что сейчас нас не накажут, как в детстве, однако всякий раз перед ответственным делом, чувствуем ту же самую неуверенность и страх. Смысл сновидений об экзаменах – некое подбадривание, утешение и успокоение самих себя перед ответственным поступком. Подсознание как бы говорит сновидцу: «Помнишь, как ты боялся экзамена и все-таки сдал его! Значит и завтра все получится!»

К этой же группе типичных сновидений Фрейд относит ночные видения об опоздании на поезд . Отъезд он считает символом смерти, а сам сон утешением – «не бойся, ты не уедешь (не умрешь)».

Образец № 4. Полеты и падения во сне. Согласно исследованиям психоаналитика, ощущения парения в воздухе появляются в наших снах благодаря детским играм со взрослыми. Вспомните, как часто родители подкидывают хохочущего ребенка вверх, кружат его за руки по комнате, изображают падение, качают на качелях. Головокружение и легкий страх, которые испытывают дети сменяется чувством радости и удовольствия.

Бывает, что во время таких игр у ребенка могут появиться сексуальные ощущения. Один из пациентов Фрейда рассказывал о сладострастном чувстве, испытываемом при качании на качелях. Наше подсознание воспроизводит эти ощущения и детские впечатления в снах о полетах и падениях.

Образец № 5. Сны с чувством страха при плавании в воде или прохождении (проползании) по узкой улочке или проходу . В основе их лежат воспоминания о нахождении в утробе матери и родах. Эти воспоминания несут в себе бессознательную веру в жизнь после смерти (по аналогии с неизвестной жизнью после рождения из утробы матери).

Символы в сновидениях

Работая с одним из своих первых последователей Вильгельмом Штекелем и изучая типичные сновидения, Фрейд пришел к выводу, что большое внимание при толковании снов нужно уделять символам. Символы – это скрытые элементы сновидения, они несут одинаковое значение для всех людей. Их можно встретить не только в снах, но и в литературных произведениях, сказаниях и мифах, обычной речи.

В своем труде «Толкование сновидений» ученый объясняет смысл некоторых символов:
король и королева – отец и мать спящего
принц или принцесса – сам спящий
дом – тело человека
продолговатые предметы (палки, трости, зонты, деревья) и острые (ножы, пики, кинжалы) – мужские гениталии
коробки, шкафы, ящики, пещеры – женские гениталии
подъем и спуск по лестницам – половой акт
сложные механизмы и аппараты, а также природные ландшафты – половые органы
вода и все связанное с ней – рождение

На основе толкования символов сновидений составлен распространенный в Интернете сонник по Фрейду . Его не случайно называют эротическим, ведь большинство символов сновидений австрийский психиатр рассматривал как проявление сексуального инстинкта. Пользуясь сонником Фрейда, не нужно забывать, что помимо символов важную роль при толковании сна играют эмоции, которые вы испытывали в сновидениях.

Год издания и номер журнала:

Добрый день! Для меня большая честь и большое удовольствие быть здесь, но, к сожалению, я знаю только несколько слов по-русски. Поэтому я буду говорить по-английски. К счастью, у нас есть переводчик.

В этом году отмечается столетний юбилей публикации "Толкования сновидений" Фрейда. Думаю, важно вспомнить этот факт. И, поскольку в психоаналитических институтах всего мира это событие отмечалось, думаю, что и Москве стоит включиться в этот общий процесс и посвятить некоторое время этой дате. В то же самое время, мне сообщили, что центральная тема семинаров этого приезда проблема реконструкции в психоанализе. Поэтому я попытаюсь рассказать о влиянии этой книги на проблему реконструкции. Как я знаю, у вас был семинар с Гари Голдсмитом, на котором вы обсуждали случай Доры, поэтому я также хотел бы коснуться двух сновидений Доры. Первоначально, по замыслу Фрейда, история Доры входила в "Толкование сновидений", но в конечном итоге, Фрейд не включил ее в книгу, хотя изначально собирался это сделать.

"Толкование сновидений" - это самое большое достижение всей карьеры Фрейда. В 1932 г., в последнем предисловии 8-го издания он написал: "Эта работа содержит, даже с моими уже сегодняшними взглядами, самое ценное из всех моих открытий, которые мне повезло сделать". "Инсайт, такой как этот, упал на меня однажды в моей жизни" - писал он об этой книге. Первая публикация книги содержала 275 страниц, а последнее издание на английском языке содержит уже 700 страниц. Всю свою жизнь Фрейд писал добавления к этой работе. С остальными работами он так не поступал. Помимо "Толкования сновидений" он делал добавления лишь к работе "Три очерка по теории сексуальности". И, если вы прочтете все то количество предисловий, которое было написано к работе "Толкование сновидений", и посмотрите на даты - вы можете увидеть изменения, которые происходили в мышлении Фрейда на протяжении всей его жизни. Вы увидите, во что он продолжал верить, а от чего отказывался. В истории культуры очень мало таких работ, которые на протяжении 40-50 лет автор постоянно меняет и дополняет. Если кто-то прочтет первоначальный вариант книги, то станет более понятно, из каких внутренних побуждений и соображений Фрейд ее написал. В нем было 30 его собственных сновидений, но когда вышло 700-страничное издание, они растворились, доработанные и дополненные сотней сновидений других людей. Две главных темы, которые фигурировали в снах Фрейда, - это амбиции и смерть. В середине серии сновидений немного фигурировала тема сексуальности. Книга была написана под впечатлением от смерти отца. Первоначальный замысел книги состоял в описании собственных переживаний Фрейда по этому поводу. Мы знаем из исследований творческих людей, что великие художники, перед тем как создать что-то значительное, зачастую находились в депрессии. Таким образом, "Толкование сновидений", самая великая работа Фрейда, была частью его горя. Он упоминает об этом во многих местах. Он был под очень сильным впечатлением от того, что понял из своих сновидений. Сама по себе книга описывает базовую модель лечения. Он понял, что когда пациент находится где-то посередине между процессом фантазирования и сна - это оптимальное состояние для анализа. Тем самым снижается непрерывная связь с внешним миром и внутреннюю жизнь удается отделить от внешней. Когда закрывается дверь кабинета, остаются только терапевт и пациент. И терапевт старается свести к минимуму влияние собственной личности, чтобы снизить влияние внешней реальности. Даже если пациент не лежит на кушетке, а сидит, мы стараемся, чтобы свет был не слишком ярким, чтобы ничто не вмешивалось в терапевтический час, ничто не нарушало его состояние - также, как мы стараемся не мешать спящему человеку. Сеттинг психоанализа вытекает из идеи Фрейда о том, что необходимую информацию мы извлекаем из внутреннего и, в каком-то смысле, подобного сну процесса, в котором проявляется бессознательный материал.

Хочу отметить, что в первый год публикации этой книги было продано лишь 123 экземпляра. Через 8 лет было продано только 6 сотен экземпляров этой книги. Фрейд, конечно, страдал от того, что его книгу, в которой было много личного, так приняли, он чувствовал себя несчастным. Хотя в литературных и философских кругах "Толкование сновидений" было принята хорошо, в медицинских кругах его высмеяли за эту книгу.

Я хочу немного поговорить о той статье, которую хотел бы написать и которую, наверное, никогда не напишу. Эпиграфом книги является стих на латыни. Я никогда не сталкивался с тем, чтобы кто-нибудь обсуждал эту латинскую эпиграмму, но это очень важно, потому что Фрейд использовал ее в каждом издании этой книги. Это цитата из "Энеиды" Вергилия "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Интересно, что это выказывание женщины. Это говорит Юноны - супруга Юпитера. Она произносит эти слова, находясь в ярости. Эней - главный герой этой поэмы Вергилия, после того, как греки разрушили Трою, унес из горящего города своего отца на плечах. Потом он приехал в Карфаген и полюбил Дидону - царицу Карфагена. Она тоже полюбила его и он собирался жениться на ней. Но однажды утром он проснулся и сказал: "Я ухожу", потому что чувствовал, что его предназначение состоит в том, чтобы основать Рим. Тогда Дидона воззвала к Юноне, Юнона обратилась с просьбой к Юпитеру, но Юпитер не стал ничего делать. Тогда Юнона разозлилась и воскликнула: "Если мне не помогают высшие силы, я обращусь к низшим силам". Аид бросился на флотилию кораблей Энея и разрушил их. Эней - единственный, кто выжил, пошел основывать Рим. Дидона покончила собой. Фрейд начинает свою самую выдающуюся работу с того, что цитирует высказывание женщины, которая находится в ярости от того, что Юпитер, амбициозный мужчина, не выполнил ее желание. Я постараюсь Вам показать, что в этом присутствует деструктивность против женщин. По какой-то причине Фрейд поставил эти слова в начале книги, в качестве эпиграфа. И где-то в конце книги, за 5 страниц до конца, он опять возвращается к этой цитате, вскоре после того, как завершает обсуждение сновидения о смерти своей матери. Из этого можно очень многое понять о конфликте самого Фрейда. Вся книга фактически о реконструкции, через свои сновидения он пытался реконструировать собственную жизнь, начиная с самого детства. Как я уже сказал, книга была мотивирована смертью отца. Вспомним об Энее, который выносит на спине своего умирающего отца и хоронит его. Тогда как раз истек год траура Фрейда по своему отцу. В этой маленькой цитате Фрейд как бы заключил все свои переживания по поводу смерти отца. Многое известно из его писем к Вильгельму Флиссу: он писал ему длинные письма каждый день, годами. Можно сказать, что Флисс был аналитиком Фрейда, он жил в Берлине и Фрейд писал ему почти каждый день. На протяжении всех этих лет он использовал Флисса как фигуру переноса. И в этих письмах, вскоре после того, как его осенила идея эдипова конфликта, ему пришло в голову использовать эту цитату.

В "Толковании сновидений" Фрейд использует метафору постепенного выведения читателя из леса на открытое пространство. Тогда очень многие вещи становятся понятными. В 1899 году, в работе "Покрывающие воспоминания", он написал: "Мы очень хорошо жили в провинциальном уголке: когда же мне было около 3 лет, нам пришлось уехать из этого места и переехать в большой город. Это были долгие и очень тяжелые годы, во время которых, как мне казалось, не случилось ничего такого, что стоило бы запомнить. В действительности, я никогда не чувствовал себя в городе хорошо. Сейчас я думаю, что никогда не был свободен от тоски по красивому лесу, который был возле нашего старого дома, в который я часто убегал от моего отца, даже еще до того, как научился ходить. Это одно из моих воспоминаний о ранних днях моей жизни". Какова здесь основная идея? Первая идея, что сновидение - это исполнение бессознательных желаний, и Фрейд настаивает на том, что обязательно инфантильного желания, либидозного по своей природе. В этой работе речь идет об экономике желаний и о том, что противостоит им. Он также пишет о том, что при отсутствии удовлетворения потребностей нарастает возбуждение психического аппарата, ощущаемое как неудовольствие, из чего проистекает стремлении к удовольствию, к повторению опыта, когда потребности находили удовлетворение. Аргентинский психоаналитик Гарма выразил эти идеи иначе, сказав, что любой сон является потенциальным ночным кошмаром. Потребность, желание является успокоительным средством организма от боли. Фрейд рассматривал людей скорее как избегающих чего-то, в первую очередь, боли, в то время как современные мыслители представляют себе человека стремящимся к чему-то.

В работе "Толкование сновидений" он дает самое лучшее свое описание "свободного ассоциирования". "Пациенты, которые должны были сообщать мне все их мысли и чувства, возникающие у них по поводу определенного вопроса, рассказывали мне свои сновидения и показывали мне тем самым, что сновидение может быть заключено в психологическую цепь, которая от данной патологической идеи простирается в глубь воспоминаний. Для этого необходима, конечно, известная психическая подготовка пациента. От него требуются две вещи: увеличение внимания к его психическим воспоминаниям и устранение критики, при помощи которых он обычно производит отбор приходящих ему в голову мыслей. В целях его самонаблюдения при помощи повышенного внимания целесообразно, чтобы он занял спокойное положение и закрыл глаза; особенно важным представляется устранение критики воспринятых мыслей и ощущений. Необходимо сказать ему, чтобы успех психоанализа обусловлен тем... (Я хочу вам показать, насколько он давил на пациентов, он совершенно не сидел и не ждал, пока что-то произойдет. Он им говорил, что успех лечения зависит от принесенных сновидений), что пациент замечает и сообщает все, что проходит у него через мозг и не пытается подавлять мыслей, которые могут показаться ему несущественными, абсурдными или не относящимися к теме".

Если тратить все время на то, чтобы интеллектуализировать, формулировать и обрабатывать материал, мы не получим информации от всех остальных частей нашего мозга. Когда надо написать статью или нарисовать что-то, иначе говоря создать что-то новое, вы расслабляетесь и ждете, пока внутри что-то произойдет. Это совершенно отлично от того, когда вы подсчитываете что-то в уме или учитесь водить машину, - это линейное мышление. Во сне же наступает периферическое осознание. Например, сейчас я говорю и вы стараетесь меня слушать, но в то же время ваше внимание привлекает чья-то кожа, чьи-то губы, чья-то одежда, - и все эта информация где-то откладывается. Но при этом думать-то вы стараетесь о том, что я говорю. А вечером, когда вы ляжете в постель, заснете, то все остальное - оно выплывет. И у себя в кабинете Фрейд хотел добиться от пациентов именно этого, чтобы люди могли сами увидеть то, что им мешает, то, о чем они сами не знают... Все это сказано в этой замечательной книжке. Думаю, что во всем психоанализе это самая замечательная и единственная в своем роде книга. Можно отнестись к ней как к творению ведьмы, как к какому-то адскому созданию. Но она наполнена его практикой каждодневной работы со сновидениями - как интерпретировать, как о них думать, как к ним относиться.

Я хочу сделать несколько замечаний. Он написал эту книгу в 1896 году; в 1925 году в очередном предисловии к ней он написал. "Было время, когда я считал очень трудным донести до читателей различия между манифестируемым и латентным содержанием сновидений... Теперь же многие аналитики упускают разницу между латентным содержанием сновидения и работой сновидений. По сути сновидения не являются ничем иным, кроме как определенной формой мышления, которая становится возможной благодаря состоянию сна. Работа сновидения создает форму сновидения, является объяснением его особой природы". Здесь он хочет сказать, что сновидения - это королевская дорога к бессознательному. Исследование и понимание сновидения - это попытка попасть в бессознательное, а не только в сам сон. Он хочет увидеть в сновидении то, что он называет "первичным процессом", или "низшие силы", что является противоположностью вторичного процесса, который можно соотнести с "высшими силами". Также он говорит о процессе конденсации, например, когда центральная фигура сновидения может выглядеть как человек А, говорить как человек В, вести себя как человек С, быть одетым как человек D, и т.д. Это очень высокая степень конденсации. Важной концепцией является смещение, когда чувства к одному человеку переживаются по отношению к другому человеку, что является основой переноса. То есть, понятие переноса первоначально возникло в результате его наблюдений над тем, что происходит в сне. Я хочу сейчас подчеркнуть и отметить то, насколько весь психоанализ вышел из первоначального понимания Фрейдом сновидений.

Я слишком медленно двигаюсь, сейчас перейду к своей второй идее. Я хотел бы поговорить о примере психоаналитического сна, - сновидении об инъекции Ирме. Помните? Это вторая глава, первое сновидение в книге. Это сновидение Фрейда.

"Большая зала - много гостей, которых мы принимаем. Среди них Ирма, которую я беру под руку, точно хочу ответить на ее письмо, упрекаю ее в том, что она не приняла моего "решения". Я говорю ей: "Если у тебя есть еще боли, то в этом виновата только ты сама". Она отвечает: "Если бы ты только знал, какие у меня боли теперь в горле, желудке и животе, мне все прямо стягивает. Я пугаюсь и смотрю на нее. У нее бледное, опухшее лицо. Мне приходит в голову, что я могу не заметить какого-нибудь органического заболевания. Я подвожу ее к окну, смотрю ей в горло. Она слегка противится как все женщины, у которых вставные зубы. Я думаю про себя, что ей ведь это не нужно. Рот открывается, я вижу справа большое белое пятно, а немного поотдаль странный нарост, похожий на носовую раковину; я вижу его сероватую кору. Я подзываю тотчас же доктора М., который повторяет обследование и подтверждает его... У доктора М. совершенно другой вид, чем обыкновенно. Он был очень бледен, хромает и почему-то без бороды... Мой друг Отто стоит теперь подле меня, а друг Леопольд исследует ее легкие и говорит: "У нее притупление слева внизу". Он указывает еще на инфильтрацию в левом плече (несмотря на одетое платье я тоже ощущаю ее, как и он)... М. говорит: "Несомненно, это инфекция. Но ничего, у нее будет дезинфекция и яд выделится... Он тоже сразу понимает, откуда эта инфекция. Друг Отто недавно, когда она почувствовала себя нездоровой, вспрыснул ей препарат пропила, пропилен... пропиленовую кислоту... триметиламин (формулу его я вижу ясно перед глазами)...Такой инъекции нельзя делать легкомысленно.. По всей вероятности, и шприц был не совсем чист".

Если прочесть анализ Фрейда, все происходящие события - это события последних нескольких недель. Несмотря на его идею, что анализ - это анализ детских неврозов, это сновидение касается его амбиций, потому что это - пациентка, с которой были проблемы, и мы не будем сейчас рассуждать, по каким причинам, так это займет слишком много времени. Он пытается здесь ругать всех: доктора М., Отто, всех остальных людей, которые были ответственны за эту пациентку и за возникшие у нее проблемы. Если какой-нибудь из ваших клиентов придет и скажет: "Я забрал женщину от всех, подвел ее к окну и стал исследовать ее рот", а особенно, если он добавит, что он всех друзей позвал, чтобы осмотреть ее рот, то у вас сразу возникнет масса идей. Ни одна из них не обсуждается в данном случае Фрейдом. Что значит смотреть в рот женщине для человека, который пытается понять бессознательное, сексуальность и оральность, - ни одна из этих тем не обсуждается. Но еще более интересно, что он ругает всех этих людей, потому что М. - это доктор Брейер, Отто и Леопольд - это тоже доктора, бывшие в течение не которого времени ассистентами Фрейда.

В это время Фрейд писал письма Флиссу, который был очень важен для него в тот период. А Флисс был хирургом-отоларингологом в Берлине. В это время Фрейд страдал от очень большого количества ипохондрических симптомов. У него был кардионевроз, а у Флисса были странные идеи относительно человеческих носов и их связи с сексуальностью. Фактически будучи психоаналитиком Фрейда, Флисс несколько раз приезжал и делал операции на носу Фрейда. У Фрейда тогда в качестве пациентки была Ирма, у которой не было никаких улучшений в связи с его лечением. Фрейд считал, что она дура. Вспомните также о случае Доры. У Фрейда иногда были проблемы в лечении женщин, ее он тоже считал дурой. Он попросил Флисса приехать из Берлина и прооперировать Ирму, потому что у нее были истерические симптомы. У нее было кровотечение из мочевого пузыря, а Фрейд считал, что у этого кровотечения истерическая природа. Флисс приехал и сделал ей операцию на носу, удалил ей что-то и ей стало плохо. Фрейд испугался, что она умрет. Флисс уехал назад в Берлин, а Фрейд нашел хирурга в Вене, чтобы тот взялся за ее лечение. Фрейд пришел с хирургом к ней домой, хирург осмотрел ее нос, также как Фрейд осматривал ее рот в сновидении. И они увидели огромный бинт, который Флисс забыл у нее в носу. Хирург извлек этот бинт, и тут же у нее началось кровотечение из носа. Фрейда вырвало и он выбежал из комнаты. Ирма все это видела: как его вырвало и как он выбежал из комнаты. Она страшно разозлилась на него. Тогда ее состояние было весьма плачевным, ей надо было срочно ложиться в больницу... Ни одной ассоциации с этими событиями! Фрейд идеализировал Флисса, который был ему нужен, чтобы продолжать свой собственный анализ. И что он делает в этом сновидении? Он защищает Флисса: "Это не тот доктор и не я, это другие плохие доктора". Здесь очень много агрессии и деструктивного отношения к женщине, также как в эпиграфе к "Толкованию сновидений". Книга начинается с чувства вины. Как мы видим, в этом сновидении много уровней.

Через год Фрейд переменил свое отношение к Флиссу и разочаровался в нем и никогда в жизни, до конца своих дней, больше с ним не разговаривал. То, что я хочу показать - это то, что в тот момент он очень в нем нуждался. Теоретически Фрейд говорит, что все сновидения надо низводить назад, к инфантильным конфликтам, а здесь вы видите, насколько он далек от собственного теоретического утверждения.

Я расскажу вам одну интересную историю, прежде чем расскажу о сновидениях Доры. Есть ли какие-либо вопросы?

Участник : Я где-то читал, что вещество, которое Фрейд увидел в горле в сновидении об Ирме, возникает при распаде спермы.

Да, это компонент спермы. В этом сне присутствует очень сильный гомосексуальный компонент, потому что в нем как бы банда мужчин насилует женщину. Этот гомосексуальный компонент - часть его переноса на Флисса.

Я хочу показать, насколько важны сновидения, особенно, если они интерпретируются в ходе анализа. Судьба, должно быть, знала о том, что я еду в Россию проводить этот семинар, потому что неделю назад мне позвонила моя бывшая пациентка, которая закончила со мной работать 25 лет тому назад. Она захотела обсудить со мной сон. Она сказала: "Однажды в анализе мы обсуждали с Вами сновидение, и это было очень важно для меня". Она считала, что это был момент весьма важного переворота в ее жизни, а сейчас ей около 55 лет. И вдруг она поняла, что не может вспомнить, что я тогда ей говорил по поводу ее сна. И она даже не могла его вспомнить. Она спросила, помню ли я ее сновидение. А я помнил, потому что оно было очень интересным. Это было сновидение, которое впервые приснилось ей в детстве и на протяжении всей жизни у нее были его вариации. Что же я реконструировал из этого сна? Я хочу показать вам, насколько важна эта реконструкция, потому что в данном сновидении выражено то, что она искала на протяжении всей своей жизни. В первоначальном сновидении, она лежит в постели, вокруг нее три белых стены, вот здесь. И там такая лестница, на ступеньках которой стоит мужчина и красит стену в белый цвет. И она поначалу очень пугается, а он лишь водит кистью вверх и вниз. Потом она вдруг понимает, что она контролирует скорость, с которой он водит кистью. Даже более того, она понимает, что чувствует стена, что чувствует тот мужчина, который ее красит. Она начинает испытывать все чувства этого сновидения и получает от этого удовольствие. А в поздних вариациях сна ей очень трудно восстановить это чувство удовольствия. В доме, в котором они прожили первые 6 лет ее жизни, ее кровать стояла возле стены, за которой был кабинет, известного психоаналитика. Иногда пациенты ее отца проходили мимо ее двери, а иногда даже заходили к ней в комнату, садились на кровать и разговаривали с ней. И ей это страшно нравилось, это сильно возбуждало ее. Потом они переехали в Нью-Йорк, и тогда его офис был очень далекщ, она оставалась в течение всего дня с матерью. И вот тут начались проблемы. Во время анализа я ей сказал, что для маленькой девочки в этом сне была очень удивительная вещь и очень возбуждающая. Она неожиданно для себя обнаружила, что можно контролировать события своей жизни, так чтобы они ее не пугали. И она может получать от них удовольствие. Но, когда они переехали в Нью-Йорк, мать получила контроль над ней, она утратила эту способность. Очень интересно, что ее мать умерла год тому назад. И когда она мне позвонила, это была почти годовщина смерти матери. Я с ней обсуждал это в течение получаса по телефону, и она все вспомнила... Нам обоим было очень приятно, и мы оба чувствовали глубокое удовлетворение. Мысль, которую я хотел высказать - о том, что перенос никогда не умирает.

Участник : Это был перенос или его разрешение?

Это все относительно. Если у пациента есть настоящий перенос, он никогда не умирает. Он всегда остается. Не важно, когда вы встретились с этим пациентом, даже годы спустя. Вы можете даже уже стать друзьями, но перенос все равно сохраняется. Если был настоящий перенос, он никогда не умирает.

Теперь очень коротко о сновидении Доры.

В случае Доры было 2 сновидения. Подумайте об этих двух снах как об одном. Фрейд не признал этого, но у Фрейда были проблемы с определенным типом женщин, что, по-видимому, и повлияло на его взгляды на женскую сексуальность. В первой части сновидения Доры ее отец говорит: "Выбегай из дома, дом горит". Он отвергает мать, говорит, что мать интересуют только украшения, забудь о ней. И отец выводит детей на улицу. Потом на 20 страницах Фрейд обсуждает этот материал. Дальше он обсуждает вторую часть сновидения, которое она принесла под конец лечения. Этот сон начинается на улице, там же, где оборвалось предыдущее. Теперь она идет искать свою мать. Она приходит в дом, обнаруживает, что матери там нет. Оказывается, что мать на кладбище, где только что умер ее отец. Она садится в комнате и ждет свою мать. Думаю, что на семинаре с доктором Хоффером вы обсуждали, что в этом проявилась ее тоска по материнству. Из этого сна понятно, как она хочет, чтобы Фрейд помог ей приблизиться к своей матери, но одна из трудностей состояла в том, что мать была слишком заинтересована в отце, также как фрау К. была слишком заинтересована в ее отце...

Участник : В двух сновидениях она не может видеться с двумя родителями сразу. Для нее это невыносимо.

Потому что они оба заняты другими вещами, и оба ее игнорируют. Вы наверное касались того, что представляла собою Дора многие годы позднее? Последние годы она была очень несчастна в отношениях с мужчинами. Она вернулась к Фрейду для дальнейшей работы, но он отказался; он не почувствовал искренности в ее желании продолжать лечение. Я хочу, чтобы вы себе представили, что к вам возвращается кто-либо из ваших клиентов, а вы ему говорите: "А я не верю в искренность вашего желания продолжать анализ". Она дала ему очень много шансов себя лечить, а он от нее отвернулся. Он гораздо больше интересовался ее отцом, также как и ее мать больше интересовалась отцом. Он был приятелем ее отца. На протяжении лечения Доры он встречался и беседовал о ней с ее отцом; он также встречался с мужчиной, на которого она ему жаловалась. Как известно, она вышла замуж за музыканта, но была очень несчастлива в браке. Когда ей было 55 лет, она пришла в офис Феликса Дойча - психоаналитика, который когда-то был доктором Фрейда. Фрейд не любил его за то, что он в свое время скрыл от него диагноз, не сказал ему, что у него рак. Феликс Дойч описал ее как жалкую женщину. Мне кажется, что она не подходила для психоанализа. Возможно ей бы лучше помог роджерианский терапевт.

Последняя вещь, о которой я хочу вам рассказать. Фрейд смотрел в рот Ирме и увидел этот белый налет. Перед тем, как у него был обнаружен рак, у него тоже часто во рту был белый налет. Он любил курить 20 сигар в день, и в ту ночь, когда он увидел сон про Ирму, он всю ночь не спал и работал, курил всю ночь. Думаю, что его рот уже горел от пепла. В этом сновидении было такое телесное ощущение, что во рту что-то неприятное. Это сновидение было до того, как у него был диагностирован рак. В очень многих случаях определенное телесное ощущение неблагополучия впервые появляется во сне. И, когда люди просыпаются, они отвергают это, но сновидение это показывает.