Анкеты опросники тесты по патриотическому воспитанию. Анкета по патриотическому воспитанию

Вопросы

Ответы

Какая связь существует между понятиями:«Семья» - «Род» - «Отечество»?

Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?

Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословие?

Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?

Кем были твои предки? Чем они занимались?

Расскажи о самом известном тебе родственнике.

Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем.

Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя?



Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание»

Вопросы

Ответы

Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»

Вопрос

Ответ

1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.

Семья
Нравственность

Родина
Здоровье
Образование
Дружба
Творчество
Карьера
Другое (допишите)……………………………………………………………

2. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?

на обучение
на воспитание
на сочетание обучения и воспитания

3. Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?
Школа должна:

обучать
воспитывать
обучать и воспитывать

4. Семья должна:

обучать
воспитывать
обучать и воспитывать
другое (допишите)………………………………………………………

Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»


1. Я считаю, что патриотизм - это


......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
2. Считаете ли Вы себя патриотом?

…………………………………………………………………………………………………...………………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………...
3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка?

Подчеркните: да, нет, не знаю.


4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у дошкольников? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.

5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка:

……………………………………………………………………………………………………

8. Что бы вы посоветовали воспитателю для того, чтобы развивать патриотизм и гражданственность воспитанников?


…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?


………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?


……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................

Спасибо за Ваши ответы.

Анкетирование «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя……………………………………………………………………………………...
1. Что такое Родина?
Родина - это………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………...
Малая Родина – это ……………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………...
2. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется ……………………………………………………………………………………………………...
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ……………………………………………...................................
4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я ……………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит
……………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...
6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………...
7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть ……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу ……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...
……………………………………………………………………………………………………...

Анкета «Мы - граждане России»

1. Гражданин – это …………………………………………………………………………………………………….……………………………………………………………………………………………………...
2. Закон – это …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
3. Конституция – это …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Что значит быть гражданином?
Быть гражданином – значит …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет


6. Какие права имеет гражданин?
Гражданин имеет право …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
7. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.


8. Какие обязанности имеет гражданин?
Гражданин имеет обязанности …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Анкета «Достопримечательности нашей Родины»
(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Какие города России ты знаешь?
Я знаю …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
2. Какие реки России ты знаешь?
Я знаю …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Что такое достопримечательность?
Достопримечательность – это …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?
Я бы хотел (а) увидеть ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...........
Я бы хотел(а) узнать о …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?
Я буду …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Нижневартовском и его окрестностями?
Я бы повел своих гостей ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
7. Что есть в Нижневартовске, чем ты гордишься?
Я горжусь …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Чем знаменит Нижневартовск?
Наш город знаменит ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...

Анкета «Государственные праздники России. Государственная символика России»
(Метод «Незаконченное предложение»)

1. Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...................
2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует …………………………………………………………………………………...............................
3. Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...
7. Какие символы есть у ХМАО?
У ХМАО есть

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...


Семинар

«Использование системно – деятельностного подхода в педагогической работе по патриотическому воспитанию обучающихся в рамках ФГОС»

20.10.15г.

Итоги анкетирования.

(проводила старший вожатый ФГКОУ СОШ №24 МО РФ Лапшина Л.М.)

Учащимся 6 и 9 классов была предложена анкета «Патриот», в которой приняли участие 52 человека.

Цель анкетирования:

  • определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
  • определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
  • определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

1 . На первый вопрос «Что вы понимаете под словом – «патриотизм»?» учащиеся в большинстве ответили – любовь к Родине. Единицы ответили, что это верность, преданность отечеству, соблюдение законов страны и знание её истории.

2 . Качества присущие патриоту ребята выбрали следующие: храбрость, мужество, решительность, доброта, сила, честность, быть умным справедливым и ответственным.

3. 95% опрошенных считают себя патриотами.

4 . Анализируя четвёртый вопрос: «Кто, на ваш взгляд повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?» - 34 человека ответили, что это родители , а 26 человек – школа , 14человек – окружающие.

5 . 93% опрошенных школьников знают обычаи и традиции своего народа.

6 . В нашей школе проводятся различные мероприятия патриотической направленности, и дети при опросе выбрали следующие мероприятия, в которых бы они хотели участвовать. На первом месте - военно-спортивные игры (29 человек) и встречи с ветеранами (29 человек), на втором – фестивали и конкурсы (11 человек).

7 . На вопрос - «как вы понимаете выражение «Малая Родина» - только 50% опрошенных обучающихся дали ответ – место, где человек родился.

8 . Историю нашего городка, наверное, знает каждый взрослый. Немного иначе обстоит дело в этом вопросе у детей – 38 учащихся знают когда образовался наш городок, а 13 учащихся не знают.

9. Приятно отметить, что 98% детей с уверенностью ответили, что любят свой городок.

10 . С таким же удовольствием дети указывали свои любимые места в посёлке: 37 человек – графский парк, стадион - 3 человека, спорткомплекс – 3 человека, музыкальная школа – 1 человек, весь городок -1 человек, школа – 1 человек.

11 . 100% обучающихся знают название улицы, на которой они проживают и 70% знают в честь кого она названа.

12 . Что же нужно делать для нашего городка, что бы он был лучше? Отвечая на этот вопрос, наши воспитанные учащиеся в большинстве своём отвечали – не мусорить. Прозвучали и такие пожелания: сажать деревья, расширить территорию городка, открыть новые секции для детей и взрослых, построить школу, всё отремонтировать, уважать проживающих в посёлке людей и просто любить свой городок.

Таковы результаты анкетирования. Можно провести анкетирование в своих классах (раздать чистые анкеты классным руководителям 5-11 классов).

Данная анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением.

ВИКИПЕДИЯ

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

ПАТРИОТИЗМ – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Анкета для учащихся «Патриот»

  1. Что Вы понимаете под словом «патриотизм»?
  2. Какими качествами должен обладать патриот?
  3. Считаете ли вы себя патриотом?
  4. Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств?

- родители, школа, окружающие (нужное подчеркнуть)

  1. Знаете ли Вы традиции и обычаи своего народа?

А) да

Б) нет

В) совсем не знаю

Г) затрудняюсь ответить

  1. Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные песни?

А) да поют

Б) не поют

  1. В каких мероприятиях Вы бы хотели больше участвовать?

А) патриотические клубы и центры;

Б) фестивали и конкурсы патриотической направленности;

В) военно-спортивные игры;

Г) выставки патриотической направленности;

Д) встречи с ветеранами

  1. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно?
  2. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»?
  3. Знаете ли Вы, когда образовался город (посёлок), в котором Вы живёте?

А) да

Б) нет

  1. Любите ли Вы свой город (посёлок)?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Как называется улица, на которой Вы живёте?
  2. В честь кого она названа?
  3. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе (посёлке)? Какое?
  4. Что нужно делать для города (посёлка), что бы он был лучше?

Анкета "Патриотизм":
При заполнении анкеты, там, где не предложены другие формы ответов,
необходимо отметить выбранный вариант ответа любым знаком.

1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?
1) любовь к Родине 9) любовь к народу
2) любовь к своей семье, близким 10) прославление побед Родины
3) любовь к родному городу, деревне, дому 11) стремление к безопасному глобальному миру
4) любовь к национальной культуре 12) коллективный образ жизни
5) религиозная вера, которую я исповедаю 13) возрождение традиций советского государства
6) возрождение традиций российского государства 14) любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам
7) любовь ко всему человечеству, гуманизм 15) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
8) стремление к социальной справедливости 16) патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение
Свой вариант ответа:
2. Выберите наиболее подходящее, на Ваш взгляд, определение патриотизма и отметьте его номер:
1) Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему
народу (Словарь Ожегова и Шведовой).
2) Патриотизм - это любовь к отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или членов данной нации. (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
3) Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа
(Энциклопедия социологии).
4) Патриотизм, в котором главное - это любовь именно к своей стране (то есть отделение себя от других государств и народов), потому и является причиной непрекращающихся войн, что дает, по сути, право одной стране или нации притеснять другую во имя собственного могущества, богатства и славы. Патриотизм не может быть хорошим. Патриотизм - чувство неестественное, искусственно привитое человеку (Л. Толстой).

5)Патриот - это не тот, который славословит страну, а это тот, который может чрезвычайно жестко... что-то очень тяжелое сказать о стране... патриотизм - это не бесконечное извержение паток любви, а это совсем другое (В. Познер).
3. В чем проявляется истинный патриотизм?
в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
в голосовании на выборах за патриотические партии
в участии в деятельности патриотических организаций
в праздновании исторических событий и юбилеев
в конструктивной критике недостатков в стране
в работе с полной отдачей сил по своей специальности
в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма
Свой вариант ответа:

4. Приходилось ли Вам или членам Вашей семьи в течение этого года принимать участие в мероприятиях патриотической направленности:
Да Нет
в мероприятиях патриотических клубов, центров, в т. ч. детских и молодёжных
посещать историко-патриотические музеи, школьные музеи, музеи предприятий, учреждений
посещать выставки патриотической направленности
участвовать в фестивалях и конкурсах по патриотической тематике
принимать участие в военно-спортивных играх
приобретать и читать в течение года книги патриотической направленности
участвовать в проведении научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания
передавать имеющиеся материалы в музей
оказывать помощь в организации экспозиций музеев
другое:

5. В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование
патриотических ценностей у подрастающего поколения следующие
направления патриотического воспитания?
Направления патриотического воспитания В баллах от 0 до 5
деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодёжных
фестивали, конкурсы патриотической направленности
военно-спортивные игры
литература патриотической направленности
выставки патриотической направленности
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн
личный пример и Ваше отношение к патриотизму
6. Что, на Ваш взгляд, еще необходимо делать государству для воспитания патриотических ценностей среди детей и молодёжи?
- воспитание чувства патриотизма с детского сада;
- оказание содействия появлению большего числа тем патриотической направленности в СМИ;
- введение цензуры для СМИ при печати материалов, показе молодёжных передач;
- создание патриотических кружков, организаций, клубов;
- проведение военно-патриотических игр;
- создание и показ большего числа патриотических фильмов, распространение художественной литературы на патриотические темы;
- повышение авторитета армии в обществе (создание положительного образа военнослужащих в СМИ, фильмах, литературе);
- улучшение условий жизни населения (создание рабочих мест, повышение зарплаты, предоставление жилья);
- поднятие престижа страны (повышение роли России на международной арене);
- организация досуга молодёжи;
- личный пример, примеры героев войн;
- развитие молодёжных организаций;
- приучение детей к спорту, создание доступных спортивных секций, поддержка инициатив развития детского спорта;
- финансирование мероприятий патриотической направленности, людей, занятых в них;
- создание новых и поддержка существующих военно-патриотических музеев;
- Свой вариант ответа:

7. Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В
чём это проявляется?
8. Может ли быть патриотом человек, который;
Признаки Патриот Не патриот
Критикует власть своей страны
Старается избежать службы в армии
Не знает текста гимна своей страны
Равнодушен к родной природе
Не знает историю своей страны
Не ходит на выборы
Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство
Уезжает жить и работать за границу
9. Если говорить о Ваших земляках, как Вы думаете, отличаются ли они от жителей других регионов России?
1. отличаются в лучшую сторону;
2. отличаются в худшую сторону;
3. не отличаются;
4. затрудняюсь ответить.
10. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да, приходилось (приведите, пожалуйста, примеры) Нет, не
приходилось Затрудняюсь ответить
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну? 1
Приходилось ли Вам испытывать чувство стыда за нашу страну?

11. Какие ассоциации у Вас возникают, когда вы слышите слово
«Родина»?

12.Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Да Нет Затрудняюсь ответить
Вы бы хотели родиться не в России, а в другой стране?
Вы бы хотели переехать в другой регион России?
Вы бы хотели уехать из России в другую страну на постоянное место жительства?
13. Как расположены цвета на российском флаге по порядку сверху вниз:
синий белый красный белый красный синий красный синий белый белый синий красный

15. Какой праздник мы отмечаем 12 июня?
День победы в Ледовом побоище День рождения В.И. Ленина День России

16. Есть ли у Ульяновской области:
Да Нет
Гимн
Герб
Флаг
17. Считаете ли Вы себя патриотом?
Да Нет

ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация
В данной статье исследуется проблема патриотического воспитания молодёжи. Исследование проводилось на основе анкетирования среди школьников 14-18 лет. Благодаря вопросам анкеты, раскрыта роль патриотического воспитания в современном обществе. А так же стало известно, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи.

THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH: SOCIOLOGICAL ANALYSIS

Matrosova Victoria Vladimirovna
Smolensk State University
1st year student department of «Management» profile «Logistics and Supply Chain Management»


Abstract
In this article the problem of patriotic education of youth. The study was conducted through a questionnaire survey among schoolchildren aged 14-18. Due to issues questionnaires revealed the role of patriotic education in modern society. And so it became known as developing an understanding of patriotism among the youth.

Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание. Его задачей является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, а это такие качества, как любовь к большой и малой Родине, преданность Отечеству, правильная гражданская позиция, сохранение традиций, культуры.

Актуальность проблемы заключается в том, что современная молодёжь мало знает о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье и в детских образовательных учреждениях.

Изучением патриотического воспитания занимались такие авторы как:

И.Л. Нестерович, он под патриотизмом понимал общественное явление, формирующееся на протяжении многих сотен лет. С момента возникновения само понятие имело различное наполнение и прошло путь от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам до государственного патриотизма – любви к государству.

Само понятие «воспитание» ассоциируется с трудностями, преодолениями, проблемами, так как всегда нужен свой подход. Преподаватель – организатор ОБЖ МОБУ «Гимназия № 5», В.В. Старков, назвал это так: патриотическое воспитание – это творческий процесс, в котором используется множество форм и методов.

Мы согласны с мнением протоиерея Димитрия Смирнова, что «патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». Мы должны понимать, что наш долг – уважать, ценить и гордиться своей страной, родиной.

Наиболее интересны выводы доктора исторических наук, профессора Ставропольского государственного аграрного университета С. Калинченко, он писал: «многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю своего Отечества с её героическим прошлым, тем сильнее будет к нему чувство любви, тем точнее осмыслишь его настоящее и будущее».

Автором данного исследования проведено анкетирование, с целью понять, насколько развито понимание патриотизма среди молодёжи. В опросе принимали участие школьники от 14 до 18 лет. В период с 18 мая по 23 мая 2015 года.

В анкете было 6 вопросов:

  1. Патриотизм это…
  2. Кто такой патриот?
  3. Считаешь ли ты себя патриотом?
  4. Какие поступки свойственны патриоту?
  5. Патриотом рождаются или становятся?
  6. Что влияет на развитие патриотических качеств человека?

Рисунок 1 – ответы на вопрос №1 «Патриотизм это…»

Исходя из полученных ответов, мы видим, что большинство опрошенных считают, что патриотизм – это любовь к родине. На самом деле этот ответ был очевиден, так как нам с детства прививают это чувство, чувство любви к родине. Если сравнивать остальные ответы, то преимущество у ответов «защита родины» и «преданность родине». Возможно данные ответы, даны в связи с сегодняшней ситуацией в стране. Хотелось бы ещё отметить, что 7% опрошенных патриотизмом назвали поступки. А ведь они правы, какая же любовь к Родине без поступков, нужно же не только говорить о том, что любишь Родину, но и подтверждать свои слова, а именно подтверждать достойными поступками.

Рисунок 2 – ответы на вопрос №2 «Кто такой патриот?»

Обращая внимание на ответы вопроса №2, можно заметить, что они похожи на ответы вопроса №1. Это, конечно же, не случайно, ведь патриотизм и патриот, несомненно, взаимосвязаны. И вот мы видим, что первое место занимает определение «патриот – это человек, который любит свою родину». На втором месте «готов защитить Родину». Мы считаем, что та категория молодых людей, которая так ответила, относит к патриотам солдат, которые всегда начеку и готовы защитить Родину. «Уважает ценности своей страны» заняло третье место. И как нам представляется не зря, так как в воспитании патриота, одним из важных, является развитие личных ценностей.

Рисунок 3 – ответы на вопрос №3 «Считаешь ли ты себя патриотом?»

Из рисунка мы видим, что 59% опрошенных считают себя патриотами, что доказывает существование внутреннего патриотизма. 35% не считают себя патриотами и 6% не могут дать точного ответа на этот вопрос, возможно потому что не до конца понимают или вообще не понимают значения слова «патриот». Хочется сказать, что это собственное мнение каждого человека и понятие патриот, каждый трактует и понимает по-разному, от сюда и соответствующие ответы.

Рисунок 4 – ответы на вопрос №4 «Какие поступки свойственны патриоту?»

При опросе, у многих ребят этот вопрос вызвал затруднение. Но некоторые всё-таки смогли дать хороший ответ. 26% опрошенных написали «Защита родины». По 16% получили ответы – «Поступки на благо окружающих» и «Участие в делах города». Цифры, которые меня очень огорчили – это 42%, они не смогли дать ответ на данный вопрос.

Рисунок 5 – ответы на вопрос №5 «Патриотом рождаются или становятся?»

По сравнению с предыдущим, этот вопрос, как сказало 82% был очень простым и ответ очевиден – патриотом становятся. Но всё же 18% думают, что патриотом рождаются. Мы считаем, что патриотами не рождаются, а становятся, т. е. все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для реализации имеют условия воспитания, окружающая среда.

Рисунок 6 – ответы на вопрос №6 – «Что влияет на развитие патриотических качеств?

В данном случае ответы молодёжи совпали с мнением автора статьи. Мы, как и 36% считаем, что воспитание один из важных влияющих факторов на развитие патриотических качеств. Так же такой фактор, как общество не мог уйти далеко, так как на протяжении всей жизни нас окружают разные люди, с разными мыслями и ценностями. Нельзя забывать об истории своей страны и молодёжь не забыла, 15% молодых людей дали ответ «знание истории». Патриотические мероприятия, школа, обстановка в стране не менее значительны в формировании личности патриота.

Таким образом, проанализировав все ответы, мы видим, что существует не просто проблема патриотического воспитания, существует проблема патриотического понимания. Да с самого детство нам родители, воспитатели, учителя говорили про любовь к родине, но мы растем и теперь в наших силах не только любить, но и действовать. А что мы видим, что целых 42% даже не знает, как действовать, какие поступки совершить.
Решить проблему патриотического воспитания сложно, но не бывает ничего не возможного. Следовательно, данными аспектами должны заниматься в полном объёме родители, школа, дополнительные учреждения. И если это будет выполняться, то всё получится, вырастут настоящие патриоты своей Родины.


Библиографический список
  1. Нестерович И.Л. – О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников: 2013. – №6. – с.65-69
  2. Стариков В.В. – Патриотов воспитывают со школы // Основы безопасности жизни: 2012. – №4. – с.8-12
  3. Протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» // http://izvestia.ru/news/340647 (дата обращения 24.06.2015)
  4. Калинченко С. Особенности духовно – нравственного воспитания на современном этапе / С. Калинченко. – Москва: Просвещение, 1999. – 207 с.

Анкета «Патриот и гражданин»

Ответьте на вопросы анкеты, согласны ли Вы с данными утверждениями:

(да, нет, не знаю)

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2. Я многим обязан своей стране.

3. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

4. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

5. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

6. Большинство преступлений в нашем городе (селе) совершают приезжие.

8. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто не справедливо, потому что россиян никто не любит.

9. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина. 10. Проявление вандализма - одна из форм протеста молодёжи.

11.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

12. Человеку не обязательно знать свою родословную.

13. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

14. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

15. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

16. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

17. Истинной религией может быть только одна - единственная религия.

18. Государство и Отечество - это разные понятия.

19. Мне не обязательно знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны.

20. Меня не волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей).

Первая часть теста содержала вопросы для определения уровня патриотизма учащихся.

Во второй части было необходимо закончить высказывания на знание Конституции РФ.

1. Статья 2. Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью).

2. Статья 14. Религиозные объединения отделены от государства и равны... (перед законом).

3. Статья 19. Все равны перед законом и... (судом).

4. Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством).

5. Статья 22. Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность).

6. Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова).

7. Статья 41.Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь).

8. Статья 60.Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с... (18лет).

9. Статья 91.Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью).

10. Статья 95.Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и... (Государственной Думы).