Чем занимается в кино постижер сообщение. Редкие профессии. Кто такие постижеры

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

(МБОУ «Тренькасинская СОШ», 4 класс) Много профессий существует на Земле, и каждая из них по-своему важна и необходима. У всех на слуху профессия врача, учителя, экономиста, программиста, юриста. Но существует множество других профессий, о которых известно далеко не каждому, и специалистов таких существует ограниченное количество. Представляем вашему вниманию одну из редких профессий в мире

2 слайд

Описание слайда:

- (от французского postiche) профессия, представитель которой специализируется на изготовлении париков, бакенбардов, усов, бород, кос, ресниц на заказ. Ремесло постижёра имеет давнюю историю. Ещё в Древнем Египте существовала проблема естественной утраты волос и потребность изменения причёски в угоду моде. В разные эпохи существовали разные приёмы изготовления париков. Менялся материал для них, а ловкие пальцы мастеров-постижёров оставались неизменными. Древнеегипетские «мастера париков» были, конечно, не самыми первыми, но их произведения сохранились до наших дней лучше всего(более 2600 лет до н. э.)Исследуя погребения, археологи выяснили, что парики носили фараоны, жрецы, а также простые люди. Конечно, все их парики были разными: у царей – из натуральных волос, а у людей простых сословий – из шерсти и из волокон пальмы.

3 слайд

Описание слайда:

Однако первоначальное представление парика в Египте было не декоративным, а… спасала людей от теплового удара. Многие воины могли не опасаться врага во время схватки, что их схватят за волосы: такой парик просто мог оставаться в руках врага. В нашей стране представители этой профессии появились при Петре1. Придворные (мужчины и дамы)обязаны были носить при дворе пышные красивые парики.

4 слайд

Описание слайда:

Как делается парик? Прежде всего собранные волосы мастер тщательно моет и раскладывает в пучки. Когда-то это делалось вручную, а теперь применяются особые станки – тресбанки. Постижёр расчёсывает получившиеся пряди и начинает пришивать волосы к основе парика. С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань - театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Замысла актёра, режиссёрской концепции и стиля оформления спектакля .

Также гримом называют сами краски, использующиеся для грима. Пример: «намазать лицо гримом», «отстирать одежду от грима».

История возникновения искусства грима

История грима восходит к народным обрядам и играм, требовавшим от участников внешнего преображения. Традиционный, условный по рисунку и краскам грим некоторых форм китайского , индийского , японского и других театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, частично сохранился в этих театрах до настоящего времени. Народные актёры Средневековья (скоморохи , жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий , моралите (XV-XVI веков). Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма . Во 2-й половине XVIII века делались попытки придать гриму большую характерность, индивидуальную выразительность (грим актёров А. Лекена, Ф. Ж. Тальма - Франция ; Д. Гаррика - Великобритания , и др.). Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима. Пьесы Н. В. Гоголя , А. Н. Островского и др. требовали от актёра умения создать грим - портрет, обобщающий индивидуальные и социальные черты образа. Мастерами грима были русские драматические актёры В. В. Самойлов , А. П. Ленский , В. Н. Давыдов , оперные артисты Ф. И. Шаляпин , И. В. Ершов и др.

Большое значение гриму в работе над ролью придавал К. С. Станиславский . В практике Московского Художественного театра искусство грима стало одним из важных компонентов режиссёрского замысла спектакля. С этого времени появляется новая в сущности должность художника-гримёра, творческого помощника режиссёра и художника. Большой вклад в развитие искусства грима в советском театре внесли гримёры-художники М. Г. Фалеев, Н. М. Сорокин, П. Б. Лившиц, И. В. Дорофеев и др. Разработкой теоретических основ искусства грима в СССР занимался художник-гримёр Р. Д. Раугул.

Виды грима

Ведущий Артём Фадеев в гриме Сатира. Гримёр: Денис Потеряев. Лёгкий театральный грим живописными методами для работы на близкой сцене. На лбу, висках и подбородке приклеены искусственные волосы. Рога из латекса на проволочном ободке.

Существует 2 метода грима: живописный и объёмный (пластический). Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма - нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование налепок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики). В настоящее время понятие объёмного грима полностью отождествляется с понятием пластического грима. Пластический грим предполагает наклеивание на кожу эластичных накладок из пенолатекса или силикона.

Основные материалы для изготовления пластических накладок - различные виды силикона, латекса (как правило вспененного), желатиновые смеси, полиуретаны и прочие эластичные материалы.

Впервые вспененный латекс был получен в 1929 году в Dunlop Latex Development Laboratories в городе Бирмингем британским учёным E. A. Murphy. Мёрфи использовал обычный кухонный миксер, чтобы взбить первую в истории порцию латексной пены. И только спустя много лет пенолатекс стал обширно использоваться гримёрами.

История развития пластического грима в России начинается в 1930 году. Первые упоминания о латексе появились у Р. Д. Раугула в статье «Новые приемы грима как средство обогащения выразительности актера».

Большая исследовательская работа в области пластического грима велась в мастерской пластического грима киностудии «Мосфильм» под руководством художника-гримёра В.Г Яковлева. Успешные результаты этой работы сделали возможным широкое применение пластического грима в советском кинопроизводстве.

После распада СССР цех пластического грима на «Мосфильме» находился в упадочном состоянии, и на рынке появились независимые мастера и студии.

Для изменения внешности гримёрами также используются постижёрные изделия - накладные усы, бороды, парики и т. п. Нередко для изменения прикуса используются вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.

Гримёрные материалы и краски, наносимые на кожу, должны быть безопасными и гипоаллергенными и должны смываться без особого труда и вреда для здоровья. Совершенствование современных гримёрных технологий происходило и продолжается преимущественно на киностудиях в США как в стране с развитой индустрией кино.

Грим для кино

Накладные усы для кино крупным планом

Процесс завязывания волоса на сетке специальным крючком

Искусство грима в кино имеет свою специфику. Грим приспособлен здесь к условиям операторской техники цвето- и светочувствительности киноплёнки , к характеру освещения. Грим для театра и сцены, как правило, всегда весьма грубый и условный, а при киносъёмке крупным планом требует особенно тщательной и кропотливой работы гримёра. Совершенствуется кинооборудование, осветительные приборы, возрастают требования режиссёров и зрителей к качеству грима: всё это требует постоянного совершенствования гримёрных технологий и материалов. Современный киногрим по качеству сильно приближается к гриму для непосредственного восприятия вживую, и даже пластические детали всё чаще делаются из полупрозрачных силиконов, чтобы быть максимально похожими на человеческую плоть.

Гримёрные материалы

Материалы, используемые для грима в кино, существенно отличаются от материалов и красок, используемых в театре. Фактически, в театре до сих пор сохраняются традиционные технологии и средства: грим на жировой основе, сандарачный клей, гумоз, наклейки из ваты, тюля. В это же время кинематограф начала XXI века широко использует пенолатексные и силиконовые накладки, устойчивые акриловые и силиконовые клеи, устойчивые гримёрные краски на спиртовой основе.

Передовая технология в пластическом гриме начала 21 века: инкапсуляция силикона в различные пленкообразующие материалы. При инкапсуляции, на стенки негативной и позитивной формы наносится инкапсулятор, высушивается, и далее форма заполняется мягким гелеподобным силиконом. Для этого процесса используется растворимый инкапсулятор и мягкий платиновый силикон. В результате получаются мягкие детали с краями, которые можно растворить спиртом или ацетоном.

Постижёрные изделия

Особая и очень важная отрасль грима - это изготовление постижёрных изделий (постижей). Постижёр занимается изготовлением изделий из волос: бороды, усы, бакенбарды, парики, и прочие всевозможные накладки. Изготовление накладных усов или бород - это очень кропотливый процесс, требующий большого количества времени и аккуратности. Он заключается в том, что с помощью маленького крючка на тончайший тюль навязываются волосы почти на каждую ячейку. Этот процесс называется «тамбуровка» (ventilating, knotting, tamburering). Парики делаются чаще всего с использованием треса - шнура из особым образом сплетённых волос. Трес нашивается рядами на шапочку-основу для парика - монтюр.

Профессии, в которых используется грим

Кроме актëров, грим нередко используется звëздами шоу-бизнеса (певцами, музыкантами и др.), телеведущими, артистами балета, футболистами и некоторыми другими спортсменами.

Постижёр - мастер, который изготавливает изделия из волос: париков, шиньонов, бород и т. д. Такие специалисты востребованы в театрах и кинематогрофе, где создают настоящие шедевры для актеров. Требуются постижеры и в обычной жизни: для тех, кто борется с последствиями химиотерапии, или стремительно лысеет - хороший парик от настоящего мастера - выход из сложного положения.

Где учиться

Теория изготовления париков изучается на театрально-художественных отделениях колледжей и вузов, например, на специальности «Художник-гример». Работа постижера тесно переплетена с работой гримера, костюмера, художника.

Александр Звонкин, режиссер театра Дома дружбы народов: «В нашем коллективе должность постижера совмещена с гримером; мы, к сожалению, не можем себе позволить оплачивать отдельную ставку. И по той же причине - недостатка финансирования - вынуждены использовать в большинстве случаев готовые парики, уже на их основе наши мастерицы создают нужный реквизит».

Качества мастера

Терпение, терпение и еще раз терпение - вот главные качества мастера-постижера. Создание одного парика занимает от трех недель до месяца, и большая часть времени посвящена тщательному вплетанию волосков в основу.

Еще одна немаловажная черта постижера - умение искать и работать с информацией. Зачем? Чтобы сделать парик для исторического спектакля, нужны знания о моде и стиле соответствующей эпохи. Вот и приходится мастеру-постижеру перед изготовлением парика или шиньона искать сведения, как выглядели современники Ивана Грозного или какие прически были в моде при дворе Людовика XIV.

Каждый парик, шиньон, борода или бакенбарды индивидуальны, каждый предмет делается «под актера» или заказчика, то есть с учетом антропометрических данных человека.

Как делают парик

Создание парика - долгий и кропотливый труд. Волосы, предназначенные для изготовления парика, сначала тщательно моют, сушат и дезинфицируют. Если парик в будущем будет окрашиваться, пряди еще и обесцвечивают. Затем в дело идет карда - инструмент, чем-то похожий на щетку для волос. С помощью карды волосы выравнивают и разделяют на прядки. Готовые пряди собирают в трессы - длинные «гирлянды», которые станут основой парика. Волосы с помощью специального станка, но чаще вручную, вплетаются одним концом в синтетические нити; свободные же концы волос станут локонами парика. На один парик требуется от 12 метров такой «волосяной нити» - тресса. На плетение тресса нужной длины уходит до двух-трен недель.

Кстати, волосы не обязательно должны быть натуральными: многие театральные постановки требуют бутафорских, гротескных париков, которые изготавливаются из синтетических нитей или из шерсти животных. Натуральные волосы как правило намного дороже, но и парики из них получаются не отличимыми от оригинала.

Алина Мамаева, постижер: «С натуральным волосом работать одновременно и сложнее, и проще. Да, синтетические лучше укладываются, но из „натуралки“ парик получается естественным».

Следующий шаг - изготовление шапочки-основы. На профессиональном сленге такая шапочка называется «монтюр». Для начала постижер снимает мерки и изготавливает лекала - выкройки для шапочки, без этого шага невозможно гарантировать безупречность будущего парика. Шьется монтюр из специальной сетчатой ткани, точнее, нетканого полотна. Готовая шапочка надевается на болванку и к ней пришивается тресс - нить из волос. Для бороды или бакенбардов тоже требуется своя выкройка - и делать такие лекала едва ли не сложнее, чем для головы. Подставка-болванка для бороды называется подбородник.

И вот теперь начинается самое сложное - тамбуровка. Каждую волосинку из тресса необходимо специальным крючком продернуть в отверстие монтюра и закрепить крохотным узелочком. Закрепленными таким образом волосы выглядят «живыми», словно растущими из шапочки-основы.

Готов ли парик теперь? Еще нет: волосы необходимо подстричь, причесать и уложить. Умения постижера во многом схожи с навыками парикмахера. Ведь свежеизготовленный парик далек от нужного образа. Лохматый, с неровными торчащими прядями - и не скажешь, что спустя несколько часов из прически чудища лесного получится симпатичная и аккуратная укладка. Плойки, щипцы, бигуди, лаки, пенки, гели - в ход идет практически весь арсенал опытного парикмахера-стилиста. И неудивительно - парик нужно стричь и укладывать как и натуральные волосы.

Уход за париком тоже требует особых навыков. Как и родные волосы, накладную прическу необходимо мыть, сушить и укладывать. Этот труд тоже ложится на плечи театральных постижеров.

Заработки

При всей своей «нужности» профессия постижера оплачивается довольно низко - от 6 000 до 15 000 руб. Потому большинство мастеров вынуждены совмещать две или даже три специальности - например, костюмера или гримера.

Алина Мамаева, постижер, The Hollywood’s Art School, LA: «В России заработать на изготовлении париков сложно. Я в областном театре получала 8 000 руб., при этом работала за себя и „за того парня“. Работать из любви к искусству, конечно, хорошо, но ведь нужно и детей на что-то кормить. Здесь, в Лос-Анджелесе моя профессия считается очень нужной и неплохо оплачивается. Правда, прежде чем попасть в Art School, мне долгое время пришлось перебиваться случайными заказами: я сотрудничала с салонами красоты и маленькими независимыми студиями».

Однако как в любой творческой профессии, здесь тоже важно найти свою нишу. Татьяна Леднева, владелица небольшой постижерной мастерской, изготавливает парики по индивидуальным заказам.

«У меня уже сложился круг „своих“ клиентов, и работой я обеспечена на пару месяцев вперед. Стоимость одного парика по индивидуальным меркам доходит до 40–60 000 руб. Это не так дорого, если принять во внимание не только стоимость материалов, но и сложность работы».

Клиенты Татьяны - люди, кому парик необходим не только по медицинским показателям, но и любители/любительницы менять прически, подбирая укладку к вечернему платью.

Постижеры - это настоящие волшебники, которые с помощью своих рук и всего нескольких инструментов творят чудеса, создавая новые образы для людей и помогая преодолеть возникшие сложности.

Всем известна поговорка о том, что театр начинается с вешалки. Однако в актёрской среде говорят, что театр начинается с гримёрного цеха. И работают там не только художники-гримёры, но и постижёры.

Где учат работать с волосами?

Постижёр - это специалист, который создаёт парики, усы, бороды и бакенбарды из натуральных и искусственных волос. На сегодняшний день в России, как и во всём мире, не очень много учебных заведений, в которых готовят «специалистов по парикам». Тем не менее, это искусство передаётся из поколения в поколение, образуются даже целые династии.

Мне повезло, я познакомилась с Татьяной Александровной Бубликовой, постижёром с многолетним опытом. Работает она в Волгоградском Музыкальном Театре. Столь редкое образование Татьяна Александровна получила в Одесском Театральном Технологическом Техникуме. А прежде чем поступить туда, была ученицей заслуженного деятеля культуры З.П. Свинарёвой, которая привила ей любовь к столь необычной профессии.

Парик за две недели

Работа постижёра очень кропотливая и требует невероятной усидчивости. На изготовление одного парика уходит около двух недель, да и то если не отрываться от работы с утра и до вечера. Процесс не простой. Сначала тонкие пряди собирают на специальных станках - тресбанках. Затем сшивают в парик, а предварительно расчёсывают кардами (некое подобие расчёски, но острое и тяжёлое). С усами и бородами тоже сложностей хватает. Сначала делают лекало, потом наклеивают специальную ткань - театральный газ, и маленьким, тонким, остро заточенным крючком протягивают по одному волосу.

Мне тоже предложили попробовать себя в этой профессии, но я не рискнула - и вязать-то не умею, а тут такие хрупкие инструменты. Их вообще особенно берегут, ведь такая утрата невосполнима. Вот, например, щипцы, сделанные во Франции в 19 веке с клеймом мастера, ну и где такие сейчас достать? Такие вещи делают исключительно на заказ и передают из поколения в поколение, либо от учителя к ученику. С крючками тоже не всё просто. Сейчас в России их делает на заказ только один специалист, имеющий свою мастерскую в Москве, да стоят они не дёшево. Кстати, со шпильками и невидимками тоже проблемы, сложно найти качественные, хорошо фиксирующие причёску. На нашу огромную страну всего три завода выпускают эту продукцию качественно, а то, что продаётся сейчас на рынках и в магазинах, выдерживает не более одной-двух театральных причёсок.

Причёски из силикона

Энтузиазму Татьяны Александровны можно только позавидовать. Да и как тут не гореть глазам, когда работа - постоянная реализация творческого потенциала, а каждый день - маленький праздник! Парики и причёски делают не только из волос. Бывали случаи, когда приходилось работать с ниткой, фольгой, латексом и силиконом! По словам Бубликовой, для неё самая любимая часть - постановка нового спектакля. Нужно придумывать новые образы, подбирать грим, парики, причёски. Иногда можно что-то придумать с теми наработками, которые остаются от уже поставленных спектаклей, но чаще всего всё создаётся с нуля. Правда бывают случаи, когда переделываются уже готовые или купленные парики. Например, к одному спектаклю была специально закуплена целая партия, из которой актрисам не подошло ничего, так что постижёрам пришлось всё создавать самостоятельно. Зато эти парики очень пригодились в другой постановке. Бывает, что на волосы пришивают специально сделанные ушки, и получаются костюмы кошек и собак.

Сейчас театр готовится к гастролям, так что постижёру предстоит много работы. На каждый парик нужно накрутить бигуди и аккуратно уложить в отдельную коробочку. С собой берут не только реквизит, но и многочисленный «дублирующий состав» париков, на случай повреждения при транспортировке или неудачного климата. Да и на каждый образ обязательно берут хотя бы один про запас. Бывали случаи, когда из-за слишком влажной погоде локоны на париках распрямлялись и образ был испорчен. Так что гримёры-постижёры, а вместе с ними и костюмеры всегда приезжают на место гастролей раньше актёров.

Постижёры на страже порядка

Однако постижёры нужны не только театру. Был случай, когда по заказу правоохранительных органов гримёры-постижёры проявили свои умения и создали новый, неузнаваемый образ одному из сотрудников, изготовив по снятым меркам парик и специальную мимическую маску, сделанную из силикона. Это волшебное преображение помогло в раскрытии преступления. Также постижёрное и гримёрное искусство пригождается при проведении частных маскарадов и корпоративных вечеринок. К их помощи также прибегли при создании исторических образов на прошлогоднем карнавале в честь празднования Дня города.

Да, действительно «Весь мир - театр, а люди в нём - актёры», а также постижёры, гримёры, сценаристы и режиссёры!

    Постижёр … Русское словесное ударение

    постижёр - постижёр, а … Русский орфографический словарь

    постижёр - постижёр … Словарь употребления буквы Ё

    постижёр - а, м. postiche adj. Парикмахер, изготавливающий парики, усы, бороды, ресниц и т. п. для актеров. Много интересного в цехах комбината. Я видел как постижеры расчесывают, красят, вяжут и завивают парики. Сок. Рос. 3.10. 1971. Лекс. НС 2 1984:… …

    А, м., одуш. (… Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 5 букли (7) коса (36) локоны (9) парик … Словарь синонимов

    постиж - а, м. postiche adj. накладной, вставной. Накладные элементы прически. Если собственных волос не хватает, то использують постижи. СТИТ 1978 4 28. В 1680 году самой модной считалась прическа типа палисадник. Скорее это был головной убор из массы… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    постижёр - (2 м); мн. постижёры, Р. постижёров … Орфографический словарь русского языка

    ПОСТИЖЁРНЫЙ, ая, ое (спец.). Относящийся к работам постижёра. Постижёрные работы. Постижёрная мастерская. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПОСТИЖЁР, а, м. (спец.). Специалист по изготовлению париков (в театральных мастерских также по изготовлению накладных усов, бород, бакенбард). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова