Чтение рассказа чарушина лисята. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и окружающему миру (старшая группа). Игра «Угадай, что я загадал»

Заряна Алексеева

Конспект НОД в средней группе

«Чтение художественной литературы:

рассказ Евгения Чарушина «Лисята».

МАДОУ – детский сад № 38 город Екатеринбург

Цель: Познакомить детей с новым произведением.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с новым рассказом, учить слушать, следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа.

Развивающие:

Расширять словарный запас (шустрые, ловкачи, беспокойные, голенище); формировать умение строить ответ полным предложением; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, в согласовании существительных с числительными; формировать умение составлять описательный рассказ;

Формировать знания детей об особенностях животного мира весной, признаков весны;

Формировать фонематический слух: определять первый звук в слове; развивать слуховое восприятие текста;

Развивать мышление: умение составлять из частей целое

Воспитательные:

Прививать любовь к произведениям художественной литературы. Воспитывать у детей желание участвовать в играх познавательной направленности; чуткое отношение к диким животным.

Образовательная область: Речевое развитие, Физическое развитие, Художественно эстетическое развитие, Познавательное развитие, Социально коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы.

Оборудование: разрезные картинки с изображением диких животных, картинки животных большие и маленькие, картинка со спрятанными животными, цифры от 1 до 5, мягкая игрушка лиса, рассказ «Лисята» презентация мультимедиа: портрет Евгения Чарушина, иллюстрации и книги автора.

Предварительная работа: беседа «Животные Урала», дидактические игры: «Кто у кого», «Кто где живет» «Что я загадал?», игры социально-игрового характера: Игра вольная «Лисонька», Игра творческого самоутверждения: «Представьте животное», Игра «Интервью»

1. Организация детей установка на предстоящую деятельность

психо-гимнастика.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Рябята, а какое сейчас время года? (весна)

А почему вы думаете, что весна? (ответы детей – признаки весны)

А давайте мы с вами совершим весеннюю прогулку. Если повезет, можем встретить много интересного. А вот куда мы отправимся, вам надо отгадать.

2. Работа в подгруппах .

Нам помогут картинки. Вот досада. Какой-то озорник разрезал картинки. Соберем? Посмотрим, что получится?

Возьмите каждый по одной части, подойдите к столу со цветом обратной стороны рисунка и вместе с другими ребятами соберите картинку. Соберите, но не называйте сразу, что у вас получится.

Организация микрогрупп с помощью разрезных картинок с разноцветной основой. (лиса-1, ель-2, сорока-3). Для каждого рисунка свой стол. Получится 3 группы, дети учатся работать сообща.

Игра «Угадай, что я загадал»

Ребята, не называйте, что у вас получилось, а расскажите нам про свою картинку, чтобы мы догадались.

(Называю ребенка с каждой подгруппы, который описывает свою картинку не называя ее)

У нас получились картинки – подсказки. Л-лиса, Е-ель, С-сорока. Какое слово можно составить из первых звуков?

Где можно встретить и лису, и ели и сороку? (в лесу)

Ну что, поедем в лес? На чем поедем? (называют транспортное средство, имитируем его движение)

(двигаемся к столам)

Тише. Мы приехали.

(На экране картинка березовой рощи)

Мы подъехали к лесу. Как он называется? (березовая роща, потому что растут только березы)

Нам надо в другой лес. (Меняется картинка на елочки)

Как называется лес, где растут только ели? (еловый бор)

Смотрите, здесь спрятались какие-то животные. (показываю картинку со спрятанными животными за деревьями)

Как вы догадались, какое животное спряталось за деревом?

А вы знаете, почему весной в лесу нельзя шуметь? (у птиц и зверей весной появляются маленькие детеныши)

Я уверена что вы их знаете. Давайте их, назовем

Игра: «Назови детеныша»

(Называю животное, дети называют детеныша)

Ребята, вы сейчас называли одного детеныша? Давайте назовем когда детенышей много. Я буду цифрой показывать сколько детенышей у вашего животного.

Игра: «Один много» .

У каждого ребенка одна картинка животного. Показываю цифру ребенку, он называет количество детенышей, согласуя числительное с существительным.

(У волчицы 4 волчонка, у медведицы 2 медвежонка, у ежихи 5 ежат, у лисицы 3 лисенка, у белки 2 бельчонка, у зайца 5 зайчат)

Физминутка.

Ой, медведи! Покажите, как они ходят

Стихотворение «Мишка косолапый по лесу идет…»

А сейчас медведи все еще спят? (нет уже проснулись)

А вот и рыжая красавица мелькнула в кустах, кто это?

Ребята, а давайте расскажем и покажем какая лисичка.

Игра вольная «Лисонька» Выполняют движения в соответствии с текстом. -

У лисицы острый нос

У нее пушистый хвост

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты

Лиса павою похаживает

Шубу пышную поглаживает

Я – охотница до птиц

Кур ловить я мастерица

Как увижу – подкрадусь

И тихонько затаюсь

После спрыгну и схвачу

Деткам в норку отнесу

И. Лопухина

(Дети возвращаются на свои места)

Знакомство с произведением Чарушина Е. И. «Лисята»

(Воспитатель выносит игрушку лисы)

Ребята, здравствуйте! Вы так много обо мне уже знаете, как хорошо вы про меня рассказали. Вы не видели моих деток? Ох уж эти озорники! Убежали

(На экране портрет Евгения Ивановича Чарушина)

Посмотрите, это портрет писателя Евгения Чарушина. Он очень любил природу, животных и написал много книг про них. Возможно он видел лисят и написал про них в своих рассказах. Давайте послушаем один из его рассказов. (на экране картинка лися та)

Как вы думаете, как называется рассказ, который мы сейчас прочитаем? (чтение «Лисята» Е. Чарушин)

Ребята, лисичка хочет записать с вами интервью, ответьте, пожалуйста, на ее вопросы.

Игра «Интервью» (дети учатся отвечать на вопросы полным ответом, поддерживать беседу) :

Про кого говорится в этом рассказе? (В рассказе говорится о лисятах)

Какие были лисята? (Лисята были шустрые, беспокойные, ловкачи.)

Кого еще мы называем шустрыми?

Беспокойными?

Ловкачами?

Куда лисята однажды спрятались? (Однажды лисята залезли в сапог.)

Как охотник обнаружил лисят? (Он увидел, как из голенища торчит кончик хвоста)

Ребята как вы думаете, а куда еще могут спрятаться лисята?

Это нашей лисички лисята? Да (Нет)

Заключительная часть:

Ребята, как называется рассказ, который мы с вами сегодня читали?

Кто его написал? (Евгений Иванович Чарушин).

Что вам понравилось в рассказе?

А наша прогулка понравилась?

О чем вы расскажете своим друзьям?

Нам лисичка подарила книги этого замечательного автора, так что мы можем открыть выставку его книг.

Посмотрите вот его книги. Он сам рисовал иллюстрации к своим рассказам. (рассматривание иллюстраций)

А вот и рассказ «Лисята»

Ну что же, ребята и нам пора обратно. Садимся снова на свой транспорт и возвращаемся (сделав круг возвращаются за стол).

Вы можете сейчас самостоятельно рассмотреть книги, а потом мы выставим их на выставку.

Улетела сорока от тетёрки, почистилась. И снова поглядывает - слушает.

Не идёт ли кто? Нет ли где еды? Нельзя ли у кого чего отнять-отобрать?

Порявкивает медведица. Не слушают её мишки. Балуются. Один по луже бьёт лапами - брызги летят. Мишке это нравится.

Другой на калину залез, качается, как на качелях.

Сорока тут как тут и кричит:

Вы что делаете?»

Сразу медведица замолчала.

А мишки испугались. Глупые, а понимают: пока рычала, ворчала медведица - никакого врага не было. Можно было баловаться. А замолчала - значит, прятаться надо.

Мишка - из лужи, мишка - с калинки, и поскакали в чащу, где погуще, пока сорока от них не отвязалась.

Волчонкам волчица принесла еду. Каждый еду к себе потянул. Ворчат-рычат.

А сорока сверху как закричит:

«Я всё вижу!

Волки врассыпную, кто куда. А волчица от сороки не таится. Сорока над ней стрекочет; не понимает сорока, что волчица нарочно не прячется. От волчат её отводит.

Волчонки тем временем вернулись, добычу съели, сороке ничего не оставили.

Рысь ползёт к куропаткам. А они клюют, кормятся, ничего не замечают.

К ним сорока прилетела. Интересно ей, что эти куры клюют.

Шевельнулся кто-то в кустах. Взлетела сорока на ёлку и видит подкрадывается к куропаткам зверь.

Я тебя вижу! Вот он где!»

Куры услыхали, на крыло поднялись. Рысь прыгнула, да так никого и не ухватила.

Чует пёс козий след, хочет коз отыскать и словить. А сорока тут как тут - стрекочет: «Вот он! Вот он!»

Услыхали дикие козы сороку - и ходу! Гнался за ними пёс - не догнал.

А сорока снова слушает, выглядывает - нет ли где еды-добычи?

ПУНЬКА И ПТИЦЫ

Кошки - они охотники. Они любят словить пичужку.

Наш Пуня тоже не прочь поохотиться, но только не дома. Дома он никого не трогает.

Принесли мне как-то в маленькой клетке несколько певчих птиц. Щеглы, канарейки.

«Куда, - думаю, - мне их деть, чего с ними делать?»

Выпустить на волю - на дворе вьюжно-морозно. В клетке - тоже не годится.

Поставил я в уголке ёлку. Закрыл мебель бумажками, чтобы не пачкали, и… делайте, что хотите. Только не мешайте мне работать.

Щеглы, канарейки вылетели из клетки - и к ёлке.

Копошатся в ёлке, поют! Нравится!

Пришёл Пунька, глядит - интересуется.

«Ну, - думаю, - сейчас надо Пуньку ловить да из комнаты выкинуть».

Непременно начнётся охота.

А Пуньке только ёлка понравилась. Он её понюхал, на птиц и внимания не обратил.

Щеглы, канарейки побаиваются. Не подскакивают близко к Пуньке.

А тому безразлично, есть тут птицы или нет их. Он лёг и спит около ёлки.

Но Пуньку я всё-таки прогнал. Кто его знает. Хоть и не смотрит на птиц, а вдруг невзначай и словит.

Прошло время. Птицы начали вить гнёзда: ищут пушинки разные, нитки из тряпок выдёргивают.

Пунька к ним ходит. Спит у них. Щеглы, канарейки его не боятся: чего его бояться, если он их не ловит.

И так расхрабрились пичужки, что начали у Пуньки теребить шерсть.

Пунька спит. А птицы из него шерсть дёргают.

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню - носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! - и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! - он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф - на шкафу нет.

Отодвинул комод - и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит - охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился набок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога, встряхнул сапог - и другой выскочил.

Вот какие ловкачи!

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля…

От этого пёсика, говорит, есть щенки.

Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие - только что научились ходить.

«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать - кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок - ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок - сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму - не люблю злых.

А вот ещё хуже - он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал - не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет - уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Программное содержание:

Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;

словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

грамматика: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

звуковая культура речи: учить пользоваться восклицательной интонацией.

Структура занятия

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Е. Чарушина "Лисята". После чтения задает вопросы:

  1. Про кого говорится в этом рассказе? (Про лисят.)
  1. Какие были лисята? Как называет их автор? (Шустрые, беспокойные, ловкачи.)
  1. Как играли лисята? (Влезали на занавеску; залезали в шкаф.)
  1. Куда лисята однажды спрятались? (Залезли в сапог.)
  1. Как охотник обнаружил лисят?
  1. Чем заканчивается рассказ?

Воспитатель снова читает рассказ, затем предлагает детям пересказать его. Вызвать для пересказа по два ребёнка. Дети договариваются, кто начнёт рассказывать, кто продолжит. Отвечают три пары.

После двух пересказов воспитатель спрашивает всех, как дети рассказывали, использовали ли авторские слова и выражения.

Воспитатель загадывает загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её?.. (Лиса.)

Предлагает детям самим придумать загадку про лису. Вызывает для ответа двух-трёх детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у неё повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…).

Воспитатель говорит:

Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)

А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)

Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)

Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу:

Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: весел ый , смешн ой . А если их двое, скажем: они … весёл ые , смешн ые (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустр ый … озорн ые … шаловлив ые … пушист ый .

А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый . (День, праздник, человек, танец, рассказ и т.д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая ? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.)О ком или о чём мы скажем весёлые ? (Ребята, дети, танцы и др.)

Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).

Лисята

У охотника жили в комнате два маленьких лисёнка.

Это были шустрые и беспокойные зверьки.

Днём они спали под кроватью, а к ночи просыпались и поднимали возню – носились по всей комнате до самого утра.

Так разыграются лисята, так расшалятся, что бегают по моему приятелю, как по полу, пока тот не прикрикнет на них.

Эти лисята были настоящие ловкачи.

Раз! – и по занавеске взберётся лисёнок прямо до самого верха.

Два! – он уже на высоком шкафу.

А вот и на комоде, а вот оба таскают друг друга за шиворот.

Как-то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать…

Заглянул на шкаф – на шкафу нет.

Отодвинул комод – и там нет никого.

И под стульями нет.

И под кроватью нет.

И тут мой приятель даже испугался. Видит – охотничий сапог, что лежал в углу, шевельнулся, поднялся, свалился на бок.

И вдруг поскакал по полу. Так и скачет, перевёртывается, подпрыгивает.

Что за чудо такое?

Подскочил сапог поближе.

Глядит охотник - из сапога хвост высовывается. Схватил он лисёнка за хвост и вытащил из сапога; встряхнул сапог – и другой выскочил.

Вот какие ловкачи!

Воспитатель повторно читает рассказ, а дети (двое), используя игрушки, изображают лисят. Дети показывают сюжет, двигаясь около стула и сапога.

По ходу чтения воспитатель спрашивает:

  1. Где сейчас лисята? (Под стулом, на стуле, за стулом).
  2. Откуда они вылезли? (Из-под стула, из сапога, из-за стула, со стула).
  3. Чей хвост торчит из сапога? (Лисий).
  4. С кем могут дружить лисята? (С медвежатами, волчатами, зайчатами).
  5. Кем станут лисята, когда вырастут? (Лисами).
  6. С кем могут дружить лисы? (С медведями, волками).

Я буду бросать мягкую игрушку кому-то и называть детёныша животного, а вы должны назвать его взрослых родителей (зайчонок – заяц (зайчиха); лисёнок – лиса (лис); волчонок – волк (волчица); медвежонок – медведь (медведица).

Я буду называть животного, а вы дайте ему ласковое название (заяц – зайчик (зайчишка); лиса – лисичка (лисонька).


Конспект непрерывной образовательной деятельности в дошкольной группе

Возраст детей: 6-7 лет

Воспитатель: Адамян Анна Артемовна

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.

2. Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

3. Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие:

1. Развивать интерес к речевым занятиям.

2. Развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Предварительная работа : Беседа, чтение рассказов, сказок о диких животных.

Активизация словаря: шустрые, приятель, охотничий сапог, перевертывается, ловкачи.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, заготовленные лисьи следы, картинки для пересказа.

Ход занятия.

Воспитатель и дети входят в группу. На полу наклеены следы. Дети обращают внимание на следы

Воспитатель: Интересно, ребята, чьи это следы? (дети называют животных)

Давайте пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут. (Подходят к экрану, на экране небольшое видео с лисой). Дети называют лису.

Воспитатель: Вам нравится лиса? А вы знаете сказки, где есть лиса? (дети называют).

Присядьте на стульчики и внимательно послушайте. (Чтение рассказа)

Вопросы:

1.Вам понравился рассказ? Про кого говорится в этом рассказе? (про лисят)

2.Какие были лисята? Как автор называет их? (шустрые, беспокойные) – если не помнят: «Давайте посмотрим по тексту».

3.Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф)

4.Куда лисята однажды спрятались? (в сапог)

5.Как охотник обнаружил лисят? (хвост высовывался)

6.Чем заканчивается рассказ? (вот такие ловкачи)

Воспитатель: Теперь я прочитаю еще раз текст, и мы попробуем его пересказать.

Детям предлагается пересказать рассказ. Вызывается половина детей для пересказа. Им раздаются картинки вне зависимости от последовательности, они должны совместно определить по картинкам порядок следования рассказа и встать правильно.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем рассказать про лисят.

При пересказе дети ориентируются на картинки.

Воспитатель (обращаясь к не принимавшим участия в пересказе): Как дети пересказали? Использовали ли авторские слова?

Ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка

Хвост пушистый, краса

А зовут ее (лиса)

Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Предлагает самим придумать загадки. Вызывает 2-3 детей, если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек).

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась.

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась,

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все пальцы стала,

Лапки, ножки и бока -

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Ну, красавица лиса,

До чего же хороша!

красуясь выполнить полуобороты, вправо, влево поставив руки на поясе и выпрямив спину

Воспитатель: Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как еще можно сказать про них, какие они?

Приветствуются ответы: шустрые, игривые, шаловливые, озорные.

Воспитатель: А если лисята шустрые, игривые, то что они делали.

Приветствуются ответы: Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались. (Если не назовут, то воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.

Воспитатель: У лисы в норке было много лисят. Один лисенок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисенок? Как про него можно сказать?

Приветствуются ответы: Спокойный, тихий печальный, невеселый, грустный

Воспитатель показывает иллюстрации автора к рассказу.

Воспитатель: Посмотрите, вот наш веселый лисенок сидит в сапоге. Правда, смешно.

Про одного лисенка скажем» веселый, смешной. А если их двое, то скажем смешные, веселые. Вот послушайте, об одном или о двоих лисятах я скажу: шустрый…, озорные… шаловливые… пушистый.

Ответы детей.

Воспитатель: А слово хитрая о ком – о лисенке или о лисе? (о лисе). Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисенок хитрый. Хитрая лисенок можно так сказать? (нет)

Как сказать правильно? Наш лисенок хитрый, веселый.

Подумайте, о ком или о чем можно сказать веселый?

Приветствуются ответы: День, танец, человек, праздник, рассказ и др.

Воспитатель: А о ком или о чем можно сказать веселая

Приветствуются ответы: Песня,музыка, игра, сказка, книга, пляска

Воспитатель: А о ком или о чем мы скажем веселые?

Приветствуются ответы: ребята, танцы.

Воспитатель: Скажите что-нибудь про лисенка с веселой интонацией.

А сейчас еще раз послушайте рассказ Е.Чарушина «Лисята»

В пересказе теперь принимают участие те, кто еще не пересказывал, остальные помогают.

Рефлексия

1.Чем мы занимались на сегодняшнем занятии?

2. Какой рассказ мы сегодня читали?

4. Сможете пересказать этот рассказ дома?

Воспитатель: А ещё я предлагаю вам разукрасить вместе с братишками или сестрами вот этих лисичек, и превратить их в настоящих осенних красавиц.

Пересказ

рассказа Е.И. Чарушина «Лисята»

Цель: - формировать способность сосредоточенно слушать текст;

Пересказывать его по опорным схемам (плану);

Грамматически правильно строить фразы;

Анализировать собственную речь;

Делать выводы.

Материал: иллюстрации для создания образа природы (лиса, заяц, волк, дятел, синица, воробей, солнце); иллюстрация для моделирования ситуации рассказа: лисята, кровать, человек, занавеска, шкаф, комод, 2 сапога (стоит и лежит); хвост из сапога, схемы для описания зверят: ■ – окраска, □ – шерсть, ▲ – хвост, ☺ - портрет настроения «радость».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята! В этот морозный, солнечный день я приглашаю вас на прогулку. Хотите?!

Ответы детей:

Воспитатель: А вот куда узнаете сами! (подходим к иллюстрациям о природе: лиса, заяц, волк, деревья, солнце). Посмотрите, красиво!

Ответы детей: Красиво.

Воспитатель: Кого вы здесь увидели?

Ответы детей: Лису, зайца, птиц и т.д.

Воспитатель: Это вещи?

Ответы детей:

Воспитатель: Как можно назвать это, одним словом?

Ответы детей: Лес.

Воспитатель: Лес, птицы, звери, солнце, деревья – это что?

Ответы детей: Природа.

Воспитатель: Я думаю, что природа может нам с вами рассказать много интересного.

Детскому писателю Евгению Ивановичу Чарушину природа и рассказала что-то, а вот о чем? Хотите услышать:

Ответы детей: Хотим.

Воспитатель: Послушайте! (читаю рассказ). Мне рассказ понравился. А вам?

Ответы детей: Понравился.

Воспитатель: О ком в нем говорится?

Ответы детей: О лисятах.

Воспитатель: Писатель Чарушин так и назван рассказ «Лисята». Что они делали днем? (обозначить условно: кровать, под ней лисята).

Ответы детей: Спали под кроватью.

Воспитатель: А ночью, что делали? (обозначить условно: приятель).

Ответы детей: Бегали.

Воспитатель: Е.И. Чарушин рассказывает, что лисята так разыграются, что бегают по моему приятелю, как по полу. Раз! И лисёнок где? (сигнал: занавеска).

Ответы детей: На занавеске.

Воспитатель: Взберется до самого верха. Два! И он где? (сигнал: шкаф)

Ответы детей: На шкафу.

Воспитатель: На высоком шкафу (ставлю сигнал: комод). А сейчас?

Ответы детей: На комоде.

Воспитатель: Вот оба таскают друг друга за шиворот. Как играли лисята: (показываю сигналы по очереди).

Вместе с детьми: (сигнал: приятель) Бегают по моему приятелю как по полу. Раз! Взберется лисенок на занавеску (сигнал: занавеска), (сигнал: шкаф) Два! – он уже на высоком шкафу, (сигнал: комод) А они на комоде, таскают друг друга. Так они поднимали возню, шалили. Запомните эти слова: поднимали возню, шалили.

Воспитатель: Как то пришел охотник со службы, а лисят нет. Стал он их искать… (показ на сигнал: кровать). Заглянул под кровать. Есть лисята?