Что делать, если ребенок жадничает? Как бороться с жадностью ребёнка - родительские хитрости, о которых вы не знали! Ребенок в 2 5 года жадный

На чтение 7 мин. Просмотров 794 Опубликовано 06.06.2019

Что делать родителям, если ребенок жадный, всегда ли необходимы профилактические беседы, и почему, принуждая малыша к щедрости, мы ставим крест на его счастливом будущем – обсудим все это в статье.

Когда жадность – норма

Малыши в возрасте 1-3 лет неохотно делятся игрушками. Каждая мама сталкивалась с ситуацией, когда ребенок отнимает свои игрушки, не подпускает к ним других детишек.

В таком положение мы обычно испытываем неловкость. Особенно если мама «обделенного» карапуза начинает комментировать ситуацию: «Фу, какой жадный». Именно из-за этого многие начинают давить на своего ребенка и требовать, чтобы он поделился.

Но годовалые дети только учатся говорить «нет». Они начинают осознавать свои потребности и желания.

В этом возрасте нельзя принуждать делиться, ребенок должен научиться отказывать, отстаивать свои права. Если этого не произойдет, то и во взрослой жизни он будет идти на поводу у других в ущерб себе.

Двухлетки воспринимают любимую вещь, а другие они с собой и не берут на прогулку, как часть себя. У них развито чувство собственности, и это нормально. Ведь и мы не готовы отдавать незнакомому дяде телефон, кошелек, личные вещи. Так и малыши не готовы отдавать то, что имеет для них особую ценность.

Не нужно со словами: «Не будь жадиной», заставлять их делиться. Переключите внимание детей на другую вещь или занятие. В этом возрасте это еще легко сделать.

Дети трех лет могут избирательно «одаривать» других. Они делают это неохотно. Задача родителей не давить: «Дай посмотреть/поиграть». А объяснить, что откровенная жадность – это плохо, одолжить другу вещь на время – хорошо.

Не стоит принуждать делиться со всеми подряд. Ведь и мы сами готовы одолжить технику, машину или личные вещи только близким.

Четырехлетние дети охотно обмениваются игрушками, дарят их. Для них это инструмент для налаживания с интересными им людьми. Опять же-таки не нужно заставлять ребенка делиться, называть его жадиной.

Что важно помнить

У ребенка тоже есть чувство собственности, и его нужно уважать. Любимая машинка или кукла, да просто камушек, для малыша так же ценны как для нас смартфон, машина или украшения. Мы ведь не раздаем их направо и налево.

Встаньте на место ребенка, тогда его нежелание отдать нужную вещь, покажется вам естественным и здравым.

Не нарушайте личные границы малыша, принуждая его делиться или раздавая без разрешения его вещи. Это правило актуально для детей любого возраста.

Причины жадности у детей 5-7 лет

Дошкольники и дети постарше уже понимают – нужно делиться. Они охотно разделят угощение с другом или подарят ему игрушку. Детская жадность в этом возрасте – сигнал о внутреннем дисбалансе, о том, что ребенку нужна помощь.


В психологии выделяют несколько причин, приводящих к жадности:

  1. Недостаток родительского внимания и любви. Занятые папы и мамы компенсируют недостаток заботы подарками. Вещи приобретают для малыша особую ценность. Ведь они знак любви самых близких людей. Поэтому попытки забрать их вызывают недовольство и злобу.
  2. Чрезмерная опека. Обратная сторона медали избалованный карапуз мнит себя центром вселенной. Ему все должны, никто не может ему отказать. Именно такой ребенок клянчит игрушки у других, неохотно их возвращает хозяину.
  3. Скромность и неуверенность в себе. Стеснительным детям сложно наладить контакт со сверстниками. Они привязываются к игрушкам, они становятся для них лучшими друзьями. Отсюда и вытекает нежелание ими делиться.
  4. Ревность. Нередко старшие дети ревнуют родителей к младшим. Им кажется, что о них забыли, их разлюбили. Агрессия и жадность становятся защитной реакцией.
  5. Бережливость. Некоторые малыши очень трепетно относятся к своим игрушкам. Они никому не позволяют их трогать.
  6. Недоверие. Детям не все равно, с кем дружить. Даже в двух-, трехлетнем возрасте они имеют симпатии и антипатии. Именно этим может быть продиктовано нежелание делиться.

Отучить ребенка жадничать поможет понимание причины возникновения этого чувства.

Как воспитывать щедрость

Дети копируют манеру поведения родителей. Привить им щедрость, доброту, отзывчивость можно только личным примером.


Вместе с ребенком подкармливайте бездомных животных, отдавайте ненужную одежду и вещи в приюты или центры помощи.

Вместе с ребенком делайте поделки-подарки для бабушек и других родных. Пусть малыш почувствует, как приятно дарить. Собираясь в гости, прихватывайте с собой небольшие презенты.

Уделяйте ему достаточно внимания, выслушивайте, играйте, будьте искренны. Ребенок должен чувствовать, что дорог вам. Помните, любовь не заменят игрушки и угощение.

  1. Не балуйте малыша, не делайте из него смысл своей жизни. Не превращайте карапуза в тирана, которому все дозволено.
  2. Читайте стишки и сказки, смотрите мультфильмы о щедрости. Обсуждайте увиденное, услышанное, позвольте ребенку порассуждать.
  3. Рассказывайте, что делится это приятно и весело, что можно и нужно обмениваться игрушками.

Хвалите за проявление доброты и щедрости, говорите, что гордитесь его поведением.

Чего делать не стоит

Не хотите, чтобы у ребенка развилась патологическая жадность, и во взрослой жизни он напоминал диккенсовского Скруджа – прислушайтесь к советам психологов.

  1. Уважайте личные границы и чувства собственности дочери или сына независимо от возраста. Не раздавайте его даже ненужные игрушки без разрешения. В обратном случае ребенок усвоит, что он не имеет право на личные вещи. А во взрослом возрасте он превратится либо в скрягу, либо в бессребреника.
  2. Не принуждайте двух, трехлетнего карапуза делиться. Это лишь вызовет у него обиду и злость. Во взрослом возрасте это приведет к патологической жадности, подсознательному страху потери.
  3. Не принижайте старшего ребенка, не называйте его жадиной, если он не делится с младшим братом или сестрой. Это вызовет ревность и зависть. А во взрослой жизни подобное воспитание выльется в чувство патологическое чувство ущемленности и нездоровой конкуренции.
  4. Обходитесь без нравоучений в стиле никто с жадиной не дружит. Подобные высказывания вырабатывают у малыша установку – я никому просто так не нужен, чтобы получить внимание, нужно отдать что-то. Во взрослой жизни это выльется в стремление угождать всем, отказу от собственных потребностей, неумению выстраивать здоровые отношения с людьми.

Даже если ваш малыш действительно жадничает, не отчитывайте его прилюдно и не устраивайте «показательную порку».

Не стоит и высмеивать ребенка за его жадность, предлагать другим не дружить с ним. Это лишь понизит самооценку карапуза, а не научит его проявлять щедрость.

  1. Перед прогулкой обсудите с ребенком, что он хочет взять с собой, готов ли он этим делиться. Если нет, лучше оставить игрушки дома.
  2. Перед приходом гостей с детьми выберите то, чем ребенок разрешит играть гостям. «Особо ценные» вещи спрячьте.
  3. Если между детьми разгорается конфликт, попробуйте переключить их внимание. Предложите совместную игру с предметом раздора.
  4. Позволяйте ребенку не делиться и защищать свои личные вещи. А восклицающим о жадности вашего малыша, предложите отдать вам на время свой телефон или сумку.
  5. Учите карапуза спрашивать разрешение у владельца игрушки. Если ребенок стесняется, спросите за него.
  6. Объясните, что вещь малыш отдает на время и ее ему обязательно вернут.
  7. Обсуждайте с ребенком его чувства (злость). Поясняйте, что это нормально.

Заключение

Жадность во взрослом возрасте делает человека несчастным. Патологические скряги всегда не довольны, не ценят то, что имеют. Они склонны к депрессиям, неврозам.

Но тяжело приходится и тем, кто не умеет отказывать. Им не хватает времени и ресурсов на себя, как правило, такие люди не осознают своих желаний. Они всегда готовы подчиняться.

Воспитывая в малыше щедрость, помните о здоровом эгоизме. Без него не обойтись во взрослой жизни.

Многие дети, особенно младшего возраста, с трудом расстаются со своими игрушками и ни в какую не хотят ими делиться. Походы на детские площадки для многих мам превращаются в нескончаемые попытки разнять малышей, один из которых хочет воспользоваться чужой вещью, а другой отстаивает свои права. Как правильно вести себя в таких ситуациях? Нужно ли ругать ребенка, если он жадничает? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

В зависимости от возраста малыша, нежелание делиться может рассматриваться по-разному.

    1-2 года. В этот период у ребенка еще не сформированы понятия своего и чужого. Он только учится говорить «нет», если ему что-то не нравится.

    2-3 года. Именно этот возраст можно назвать «пиком жадности». Малыш воспринимает вещи как продолжение себя, поэтому осознанно отстаивает свои границы. Ребенок уверен, что игрушки никто не имеет права брать без его согласия. Дети этого возраста еще не всегда не могут выразить свои мысли словами, поэтому часто применяют физическую агрессию (толкаются, отнимают, бросаются чем-либо).

    3-4 года. Трехлетки также в большинстве случаев не желают делиться, но уже вполне способны объяснить свое недовольство на словах.

Важно научить ребенка защищать свои интересы. Взрослые, которые не умеют отказывать, часто испытывают трудности в общении, чувствуют себя беспомощными и ведомыми.

    4-5 лет. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Четырехлетние дети начинают использовать обмен игрушек как способ установить контакт. Объясните малышу, что жадничать из вредности нехорошо, потому что другим детям не нравится такое поведение.

    5-7 лет. Обычно к этому возрасту дети спокойно делятся игрушками или могут аргументировать свое нежелание кому-то их давать. Если ребенок старшего дошкольного возраста часто жадничает, возможно, это признак наличия внутренних переживаний. Например, такая ситуация может возникнуть, когда в семье появляется младший ребенок, и старшему уделяется недостаточно внимания.

То, что взрослые обычно называют жадностью, в большинстве случаев является естественным желанием ребенка отстоять свою собственность.

Часто взрослые просто заставляют малыша отдать свою игрушку другому ребенку из соображений вежливости и даже ругают за малейшее проявление жадности, обосновывая это тем, что «жадничать нельзя», «нужно делиться с другими», «ты все равно сейчас не играешь с этой машинкой»). Для крохи такое объяснение является пустым звуком, он просто не понимает, почему он должен отдать кому-то свою вещь, даже если сам он не пользуется ей в данный момент.

Взрослые и дети по-разному оценивают значимость той или иной вещи. Не заставляйте ребенка делиться, пусть даже незначительной и малопривлекательной, на ваш взгляд, игрушкой. Для малыша она может значить очень многое, поэтому лишившись ее, он будет чувствовать несправедливость и беспомощность.

    Влияние семьи. Такие фразы, как «если ты сейчас же не уберешь свои игрушки, мы отдадим их другим детям» или «не бери эту куклу на площадку, тебе ее сломают», провоцируют детей на жадность. Подобные высказывания могут восприниматься малышом слишком буквально (он будет думать, что у него обязательно что-то отнимут, поэтому нужно изо всех сил защищать свое имущество). Также стоит опасаться фраз-ярлыков («ты жадина!»), так как они навязывают малышу соответствующую модель поведения на бессознательном уровне.

    Недостаток внимания и любви. В семьях, где родители привыкли выражать свою заботу о малыше с помощью материальных ценностей (новые игрушки, походы в развлекательные центры), при этом пренебрегая простой человеческой лаской и теплотой, дети обычно склонны проявлять жадность.

    Избыток любви и внимания. Другой крайностью является такой стиль воспитания, при котором выполняются все прихоти малыша. Ребенок привыкает к тому, что он «центр вселенной», и ему сложно делить что-либо с другими детьми.

    Ревность. С появлением в семье младшего ребенка, родители зачастую настаивают, чтобы старший делился с ним своими игрушками. В результате малышу может показаться, что его стали любить меньше. Обида провоцирует агрессию и приступы жадности.

    Застенчивость. Застенчивые дети часто бывают одиноки, а игрушки приобретают для них особую значимость, буквально становясь их друзьями.

    Недоверие и антипатия. Если малыш не хочет делиться чем-либо только с определенным ребенком или кругом сверстников, возможно, он просто ему не нравится.

    Чрезмерная бережливость. Некоторые дошкольники сильно переживают за сохранность своего «имущества», поэтому не могут никому позволить пользоваться своими вещами.

Не забывайте, что дети во многом копируют поведение родителей и других близких взрослых. Старайтесь показывать своему чаду положительный пример.

Если ребенок уже достаточно взрослый и осознает, что жадность мешает его взаимоотношениям со сверстниками, но при этом у него сильно развито чувство собственности, родителям следует обратить особое внимание на данную проблему. Чтобы «вылечить» жадность, специалисты рекомендуют придерживаться следующих принципов:

    Уделяйте малышу достаточно внимания. Важно установить теплый эмоциональный контакт с ребенком: вместе играйте, гуляйте, читайте книжки, беседуйте друг с другом.

    Не стоит чрезмерно баловать ребенка;

    Учите его проявлять заботу об окружающих (на собственном примере, а также с помощью бесед, игр, чтения книг и просмотра мультфильмов);

    Не ругайте малыша за жадность, особенно при свидетелях. Не стоит запрещать крохе защищать свое «имущество», так он научится отстаивать свои интересы, но нужно научить его делать это приемлемым способом;

    Не сравнивайте его с другими детьми;

    Хвалите за щедрость;

    Проговаривайте ребенку, как радуется малыш, с которым он поделился и как расстроился кроха, которому не дали поиграть с игрушкой;

    Если ребенок злится, спокойно объясните ему, какие чувства он испытывает и почему;

    Акцентируйте внимание малыша на том, что он отдает свою вещь ненадолго, и он обязательно скоро получит ее назад;

    Научите малыша меняться игрушками;

В ситуациях, когда дети не могут поделить игрушку, взрослым важно сохранять спокойствие. Позвольте малышу самому попробовать решить проблему и вмешивайтесь только в крайних случаях.

Примерно в двухлетнем возрасте ребенок начинает осознавать, что есть вещи, которые принадлежат только ему: кроватка, игрушки, горшок и так далее. Так как малыш воспринимает эти предметы как продолжение себя, чьи-либо попытки завладеть ими воспринимаются ребенком как посягательство на него самого. Жадность в младшем дошкольном возрасте – это нормально и естественно. По мере взросления у ребенка меняется система ценностей, и на первый план выходят отношения со сверстниками. Малыш начинает понимать, что делиться - приятно и выгодно. Но иногда ребенку требуется помощь, чтобы «перерасти» желание безраздельно обладать чем-либо.

Заключение

Лучшей профилактикой детской жадности являются теплые взаимоотношения внутри семьи, положительный пример родителей, а также большой опыт общения со сверстниками. Посещая групповые развивающие занятия в Монтессори-центре «Созвездие», малыши учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом. Ждем Вас в нашем клубе!

Жадина – не дает

Такая у нас история получилась... Подошли мы к возрасту, когда эта самая жадность начинает проявляться, я себе тихонько надеялась, что пройдем мимо этого периода спокойно, как в дневничке развития написано, не обращая внимания, но не тут-то было... Побывали мы в лесу с нашей любимой подружкой, ей почти 4 года, и, конечно, все время девочки пытались делить игрушки, одежду и все остальное. И если Вика что-то не давала, то девочка называла ее жадиной. Логично, конечно. И вот мой ребенок быстро выучил это слово и его смысл, и теперь при попытке у нее что-либо попросить, она отвечает "Нет, жадина" И, конечно, не дает. Ну я-то забрать могу, но вот другие дети и люди нет. И когда она так говорит, то все естественно комментируют, что жадиной быть не хорошо и т.д. И вот что с этим делать??? Как теперь убрать это из деткиной головушки? Она ведь уже специально это слово говорит и жадничает!

Забрал чужое

Пошли мы с мамами и детками с нашего двора погулять в лес на песочек. Естественно взяли с собой ведерки, лопатки и т.п. И тут у Машеньки такие капризы начались, все игрушки у других детей забирает, плачет, сносит их в одну кучу и сидит как жадный гном возле них. Когда детки свои пасочки забирали, такой рев начинался, просто безутешное горе, только у груди удалось Машу успокоить. Что игрушки мамины Маша вроде бы понимает.

Решение

Как научить щедрости

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос не жадным, подумайте о ваших взаимоотношениях с ним сегодня. Нередко случается ситуация, когда приходится делить одно яблоко на всех членов семьи поровну. Вы можете возразить: "Как я могу съесть часть того, в чем нуждается растущий организм?" Все верно. Вы можете дать ребенку его часть, а оставшуюся убрать с глаз. Позже, когда малыш и думать забыл о яблоке, вы поделите остаток, и с удовольствием съедите его вместе. Важно, чтобы ваш ребенок видел и понимал, что кушать хотят все. Если же с раннего детства он будет слышать, что вы не любите яблок, а конфет объелись в своем далеком детстве, не ждите, что когда ваш ребенок подрастет, то начнет с вами делиться. Он свято верил в то, что вы говорите правду. "Он стал взрослым, ему пора понимать, что нужно делиться" - с горечью и обидой, скажите вы. Но, возможно ли это? В течение многих лет вы убеждали ребенка в одном, а теперь надеетесь на то, что он будет делиться с вами тем, чего вы никогда не хотели? Вряд ли такое случится. Каждый из нас должен быть последовательным в своих желаниях и действиях, только тогда можно надеяться на взаимность.

Право не делиться

Вот человек, уверенный в своем праве иметь что-то. Ему дают вещь, ценную для жизни, но он вдруг обнаруживает, что кто-то имеет право в любой момент завладеть ею. Вот ему дарят (!) на день рождения (!) коробку конфет, о которой он давно мечтал. Но не успел он обрадоваться, как выясняется, что коробку, оказывается, подарили только за тем, чтобы показать всем, какой он добрый, а в случае протеста заклеймить жадиной. Быстро выясняется, что все подарки, особенно съедобные, предназначены именно для этого, - так хотят родители. Посмотрел бы я на маму, которая была бы ОБЯЗАНА демонстрировать свою доброту всем гостям, когда получает в подарок дорогой набор косметики или гжельский сервиз. Что бы Вы сделали на ее месте? А что вы посоветуете ребенку, который фатально в такой ситуации? Верно: оградить себя от посягательств.

Жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Лучший способ сделать жадным - заставлять делиться. Человек, полноправно владеющий, никогда не откажет в милосердии: он не боится потерять право на решение. Свободный человек с удовольствием радует других людей. А если он решил не делиться - это его святое право.

Я предоставил своим детям право НЕ ДЕЛИТЬСЯ НИЧЕМ. Легко догадаться, что они с удовольствием делятся, когда хотят, и находят кайф в дарении подарков. Всем стало лучше.

Замечание: по сути – верно. Невозможно научить делиться, если лишить ребенка права выбора – делиться или нет. А как нужно? Наглядно показать ребенку бонус от того, что ты делишься с кем-то. Т.е. другому человеку приятно, он начинает лучше к тебе относиться и может чего-нибудь подарить. Кроме того, мама очень хорошо относится к щедрым.

Все игрушки – мамины!

К вам пришла подруга с ребенком. Ваш ребенок распоряжается "своей " собственностью. Забрал все игрушки себе (что нормально для такого возраста) и чутко следит, чтоб никто не взял. В итоге подруга рассержена, ее малыш расстроен, ваш ребенок искренне не понимает, что он сделал не то.

А если все игрушки принадлежат МАМЕ и ребенок это знает, то для него мама авторитет и он понимает, что мама распоряжается игрушками грамотно. Тогда вы говорите: "Игрушки мои, вот мишку я даю тебе, а зайчика, бейбику." Все мама решила. Это ее собственность. Все довольны.

Или в песочнице. Ваш ребенок взял чужие игрушки (с разрешения), а свои категорически давать не хочет. А дите, чьи игрушки он взял очень хочет поиграть в вашу машинку. Если это игрушки ребенка, он вполне может не давать, другой ребенок обижается, отбирает свои игрушки. Ваш малыш расстраивается срывом договора. В общем все плачут. А если это игрушки мамины, и она видит, что интересы ее ребенка учтены (чужие игрушки), то она вполне может отдать свою собственность поиграть чужому ребенку.

Итак, вывод: каждую конкретную ситуацию рассматриваем, учитывая совокупность факторов, исходя из того, что все игрушки везде принадлежат маме, Вы выступаете в роли защитника интересов своего ребенка (справедливого), и малыш учится распоряжаться вещами, наблюдая за тем, как это делаете Вы.

Игрушки начинают принадлежать ребенку только после того, как он уже может за ними ухаживать.

О жадности

Нередко, проходя мимо играющих детей, можно услышать: "Не дам! Это мое!" Озабоченная мать малыша настойчиво требует: "Дай мальчику свою машинку. Не будь жадиной". Двухлетняя кроха, прижав к груди любимую игрушку, начинает обиженно плакать, отвернувшись от всех присутствующих.

Большинство детей в возрасте 1,5-2,5 лет не отдают свои игрушки добровольно. А если и отдают, то только подчиняясь родительскому авторитету, с явной неохотой, обидой и плачем. В этом возрасте ребенок рассматривает свои вещи, в том числе и игрушки, как часть самого себя. В этот период важно "не перегнуть палку". Возникающие каждый день новые ситуации, помогут малышу разобраться, "давать или отказывать". Но только при вашем внимательном участии и терпеливом разъяснении. От того, как вы объясните, что вложите в каждое слово, зависит дальнейшее умение ребенка делится с ближним. Откуда по вашему берутся "рубахи парни" и "скупердяи"? Научить ребенка пресловутой "золотой середине" нелегко, но возможно.

К примеру: вы пользуетесь косметикой? Не станете же вы одалживать ее первой встречной на улице. Почему же ваш малыш должен, под вашим давлением, делиться самым ценным для него с незнакомыми людьми в песочнице?

Ребенок тоже имеет право на владение своими игрушками. Дайте ему больше свободы. И он сможет решать, кому дать свою игрушку во временное пользование, а кому - отказать.

Маленькая жадина

«Моему сыну 1 год и 8 месяцев. С раннего возраста он не только не даёт никому своих игрушек, но и отнимает игрушки у детей. Чего только я не пробовала – уговаривала, отнимала, но он поднимает такой крик... Знаете, за обедом он отнимает у меня даже тарелку с едой, хотя перед ним стоит его тарелка. Подскажите, как быть с жадностью».

Молодая мама, видимо, серьёзно относится к воспитанию сына. Но в письме – почти все педагогические ошибки, какие только бывают... Поговорим о них. См. →

Как научить ребенка делиться

Детям трудно делиться, особенно маленьким. Это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий ребенку стать щедрым человеком.

​​​​​​​Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция растущего ребенка. В течение второго и третьего года жизни ребенок уходит от понимания себя в единстве с матерью и начинает становиться индивидуальностью, определяя себя отдельно от матери. «Я сам!» и «Мое!» - основные слова малыша. Фактически «Мое» - одно из слов, которое легче всего произнести ребенку. См. →

Практически все родители сталкиваются с такой проблемой, что их дети в возрасте до 7 лет не хотят делиться с другими детьми своими игрушками. Не все родители знают, как следует поступать в таких случаях и каким образом необходимо учить детей делиться с другими. См.

Если раньше малыш запросто отдавал игрушки и не обращал никакого внимания на то, кто ими играет, то к двум годам все меняется, а нежелание малыша делиться «своим» и активное отстаивание собственности начинает пугать. С чем же связаны подобные проявления? Стоит ли их пресекать? Как справиться со своими эмоциями и аккуратно скорректировать поведение ребенка, не усугубив ситуацию?

Не жадность, а познание границ «Я»

«Моему Дане почти 2 года. Когда мы выходим на площадку, он расставляет свои игрушки покрасивее, а сам чужими играет. Но если кто-то возьмет его машинку или ведерко, то тут же отнимает, да и ударить может. Даже неудобно перед остальными мамами, ведь Даня может обидеть и маленького. Боюсь, что он вырастет жадиной…» - рассказывает Катя. К двум годам наступает совершенно новый этап в психологическом развитии ребенка , когда он начинает произносить слова «я» и «мое». Помните, как раньше малыш говорил? «Ваня кушает, Ваня играет», т.е. о себе в третьем лице. Теперь же у него начинает формироваться целостная картина самого себя и проявляется это в том числе и в появлении слова «я» в речи ребенка . Вместе со словом «я» возникает и слово «мое»: «Это моя игрушка, моя мама, мой стул». Все, что ребенок обозначает словом «мое» является продолжением его личности . Все эти люди и предметы входят в его личное пространство. Именно поэтому ребенок так эмоционально относится к тому, что кто-то сядет на его стул, поиграет с его игрушкой» или подойдет к его маме. В этом возрасте о жадности как черте личности не может быть и речи. Ребенку важно знать, что он сам, а также его вещи неприкосновенны без его согласия. Очень важно, что в это же время наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина юбка, это бабушкины тапочки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка , что всегда нужно спрашивать перед тем, как взять чужое.

Должен или может?

Как типично развивается ситуация во время прогулки? Ребенок выносит свои игрушки, некоторое время играет, а потом отвлекается на что-то другое: горку, лесенку или чужую игрушку. Но вот малыш видит, что кто-то взял его вещь, и тут же бросается в бой! Может закричать, затопать ногами, начать вырывать, даже ударить. С его точки зрения чужак покусился вовсе не на совочек (как думает мама), а на него самого. Дальше мама испытывает массу противоречивых чувств: от желания полностью оправдать действия малыша до стыда за свое «жадное» чадо. Ей кажется, что все на площадке смотрят на нее осуждающими взглядами, и она испытывает чувство вины перед «обществом». Собственно, проявления такой «жадности» у ребенка – это проблема не малыша, а его мамы. Именно ей неудобно, стыдно и хочется оправдаться перед окружающими. И именно потому, что это проблема мамы, ей надо задуматься над тем, как она ведет себя в этой ситуации.

В возрасте 1,5-2,5 лет формируется еще очень важное умение говорить слово «нет». Люди, которым не дали научиться говорить «нет», очень страдают, став взрослыми. Вам наверняка известны примеры, когда мужчина всем без отказа дает деньги в долг, который потом ему частенько не возвращают. Или женщина, которая дает платье коллеге по работе «на вечер» и потом стесняется попросить его обратно. Истинная ли это щедрость? Нет! Это последствия той самой «песочницы», где их заставляли делиться. Их мамы очень боялись, что они вырастут жадными, а они выросли безотказными. И вот уже взрослых людей психологи учат говорить слово «нет», чтобы те смогли, наконец, научиться отстаивать свои интересы.

«Мой Кирилл, как правило, делится игрушками. Но иногда и на него находит: может грубо вырвать свою вещь, закричать. Конечно, в такие моменты мне немного стыдно. Но я понимаю, что это ЕГО собственностьи он имеет право ее не давать. Поэтому я говорю несколько добрых слов другому малышу о том, что Кирюша, возможно, потом даст поиграть. А дома мы вместе смотрим и обсуждаем мультик "Мы делили апельсин"» , - рассказывает Лариса.

Человек, родители которого придерживались такой стратегии, сможет в будущем отстоять свои права, интересы, честь, собственность. Воспитывать уважение к предметам, принадлежащим тебе, – это тоже важно. Так уж заложено, что у ребенка сначала (в 1,5-3 года ) формируется стремление отстаивать себя, свои вещи и желания, и только потом (в период с 3 до5 лет ) уровень развития ребенка позволяет воспитывать в нем умение делиться.

«Моя дочка всегда берет в садик своих кукол. И я знаю, что они с подружками, Катей и Дашей, играют в «дочки-матери». Но вот другим девочкам она своих кукол брать не разрешает. Может это жадность - спрашивает Наталья, мама 4-летней дочки Насти.

5-7 лет: жадность – это только симптом

Но вот ребенку уже 5-7 лет, а он не показывает своих игрушек, тихо в уголочке съедает конфеты, забывает о том, что его родные тоже любят фрукты и сладости, и любимыми словами являются «я» и «мое». Дети в саду (школе) откровенно говорят ему «жадина», да и многие взрослые с ними согласны. Скорее всего, другие дети отказывают ему в общении, ведь невозможно выстроить общение с тем, кто только «берет», но ничего не «дает». Однако не поздно все исправить. Правда, исправлять теперь, скорее всего, придется с помощью психолога. Каждая ситуация с «жадным» ребенком своеобразна. Очень часто жадность – это только яркий симптом, за которым прячутся гораздо более глубокие психологические проблемы. И невозможно «вылечить» жадность , не решив их.

Ситуация первая: «Маша – дочь занятых родителей» Шестилетняя Маша ни с кем не хотела делиться игрушками. Принося в свой садик дорогих кукол, она красиво рассаживала их на стульчики и следила, чтобы никто к ним не подошел. А если кто-то из детей делал попытку посмотреть, бросалась с кулаками, могла и укусить. Воспитатели забили тревогу. Психолог садика выяснила, что девочку с 6 месяцев фактически воспитывает няня, а родители все время проводят на работе. Мама так и не смогла вспомнить, когда же она с дочкой ходила в кино или цирк. «Да, я прихожу, когда она спит! Мы же деньги на ее же будущее зарабатываем!» - говорила мама.

Состояние ребенка , когда ему не хватает тепла от значимых людей, называется депривацией . Часто это беда детей из приютов и детских домов. Им не хватает поддержки близких, ободряющих ласковых слов. Но сегодня и многие дети, имеющие родителей, страдают от этого. Родители слишком заняты, они «устраивают» будущее детей, не задумываясь, что калечат их настоящее. Такие дети часто очень любят сладкое (заедают проблему), восполняя таким образом эмоциональный недостаток. Родители часто дарят им дорогие игрушки, но никогда не играют с ними вместе. Вещи, подаренные родителями, становятся для ребенка «суррогатом» любви, единственным доказательством не безразличия родителей. Именно поэтому таким детям трудно делиться и сладким, и игрушками. «Лечить» в этом случае жадность не имеет смысла. Нужно «лечить» всю систему отношений внутри семьи, обучая родителей общаться с ребенком: разговаривать, обсуждать его проблемы, интересоваться его мнением, вместе играть и проводить досуг. Тогда «суррогаты» любви уже будут не нужны и жадность уйдет.

Ситуация вторая: «Андрюша – старший брат» Когда у Андрюши родилась сестренка, ему было 6 лет. «Взрослый парень, помощником будет», - думали родители. И правда, поначалу Андрюша развлекал малышку, мог попоить из бутылочки, выбросить памперс. Иногда он спрашивал маму: «А кого ты больше любишь?» Мама терялась. Но вот сестренка подросла, начала ходить и стала «посягать» на Андрюшкины игрушки. И Андрюша стал яростно защищать свое «богатство»: мог вырвать из рук сестрички машинку, закричать и даже шлепнуть по попке. Конечно, такое поведение очень огорчало маму, которая внушала Андрюше, что жадничать стыдно.

В семьях, где несколько детей, «жадность » может быть проявлением более глубокой проблемы – ревности. С появлением маленького старший ребенок начинает задумываться: любит ли его мама так же сильно, как малыша, ведь она теперь почти все время рядом с маленьким? Стыдить ребенка за проявления «жадности» - значит закреплять проблему. Надо гасить ревность. Готовьте старшего к рождению малыша: рассказывайте о том, как вы вместе будете ухаживать за ним, как малыш будет любить своего братика и гордиться им. Почитайте вместе прекрасные стихи А. Барто «Младший брат», «Настенька». Когда малыш появится, старайтесь уделять время старшему. Иногда выбирайтесь куда-то только с ним. И научите, что, если он опасается того, что малыш сломает игрушку, надо показать ее самому, контролируя, чтобы кроха ее не бросил, или забрать, отвлекая его другой игрушкой. Впоследствии дети научатся делиться друг с другом, а если они близки по возрасту, то и играть вместе.

Ситуация третья: «Денис, который хотел быть главным» Папа с шестилетним Денисом летом на даче мастерили вместе разное оружие: луки, ножи, ружья. Денис гордился, что у него получается работать ножом. Возвращаясья в Москву, он с гордостью рассказывал всем, кто готов был слушать, как он сам делал этот лук, а папа ему только помогал. Дети собирались вокруг него и его «арсенала», начинали предлагать игру в «войнушку» и просили дать им оружие. Денис, в общем-то, был не против, но ему очень хотелось, чтобы его уговаривали. В этот момент он чувствовал себя по-настоящему значимым и главным. Вот только почему-то дети вскоре перестали с ним играть…

Иногда за жадностью скрывается жажда лидерства. Детям кажется, что главный – это тот, вокруг которого все «прыгают». Перед такими детьми слишком много «прыгают» родители, бабушки и дедушки. Это так называемая позиция «маленького тирана» в семье. Ребенок с самого юного возраста привыкает, что именно его желания самые главные. Если что-то не так, они пользуются такими средствами, как безудержный рев, кидание на пол, порча вещей. Самая большая ошибка взрослых – реагировать на все это удовлетворением потребности ребенка . «Нельзя конфету перед обедом!» - говорит мама. Далее следует рев, валяние на полу и разбрасывание вещей. «Ну ладно, на тебе конфету, только прекрати!» - восклицает мама. Все, дело сделано, средство воздействия на маму найдено. Конечно, здесь также надо «лечить» саму систему взаимоотношений внутри семьи. Жадность у ребенка , стремящегося к лидерству, вполне можно направить в «мирное» русло. Пусть это будет «жадность » к знаниям, когда ребенка мотивируют быть интеллектуальным лидером, т.е. тем, кто много знает. А самое главное – это грамотно направить саму жажду лидерства, научить ребенка , как общаться со сверстниками, чтобы завоевать настоящий авторитет.

Ситуация четвертая: «Стеснительная Мила» Пятилетняя Мила – очень стеснительный ребенок . Она пришла в садик всего несколько месяцев назад. Часто ее день проходит в одиночестве, в уголке, где она сидит в обнимку с плюшевым медвежонком. Другие дети поначалу подходили к ней, просили посмотреть симпатичного мишку, но Мила только крепче прижимала его к себе. «Жадина!» - обозначили ее дети. Психолог решила разобраться в ситуации. «Почему вы не играете с Милой?» - спросила она «вожака» группы Димку. «Да мы пытались, а она молчит и молчит. Сама играть не хочет!» - ответил он. Поговорив с мамой Милы, психолог выяснила, что девочка до 4 лет много болела и почти все время находилась дома или гуляла в отдалении от детских площадок («чтоб не заразиться»). Куда бы они ни пошли, Мила в буквальном смысле «держалась за юбку» мамы. «Она не жадная! - говорила мама. - Всегда со мной и бабушкой конфетой поделится, подарки нам к праздникам готовит. Что с ней, почему ее «жадиной» зовут?»

Ситуация пятая: «Ростовщик Даня» Даня – «продвинутый» ребенок . С четырех лет он неплохо считает. Особенно деньги. Он всегда знает, сколько стоит игрушка, которую ему хочется, и сколько на нее надо копить с учетом «зарплаты», которую платят ему родители. Но однажды бабушка попросила в долг деньги из его копилки. Даня готов был дать, он гордился, что может быть полезным. «Не забудь про проценты!» - полушутливо-полувсерьез напомнил папа. «А что за проценты?» - спросил мальчик. И папа с воодушевлением объяснил ребенку азы банковской системы. Но через месяц деньги из Даниной копилки понадобились папе. «Помнишь, ты говорил, что надо брать проценты? Когда отдашь и сколько «сверху»?» - спросил Даня. Надо ли говорить, что такой подход совсем не понравился папе?

Жадность ли это? Конечно, нет. Многие родители гордятся «продвинутостью» своих чад. Но здесь надо быть осторожными в объяснениях денежных отношений. Дети не понимают многих тонкостей, «схватывая» только то, что лежит на поверхности. То, что в 7 лет кажется финансовой смекалкой, в четырнадцать – уже карикатура, причем прочно укоренившаяся в сознании.

Ситуация шестая: «Педант Степа, или "Врожденная жадность Степа всегда радовал родителей и воспитателей своей аккуратностью и дисциплинированностью. Он мальчик, которого ставят в пример. Но есть в нем кое-что, тревожащее маму. Степа никогда по своей воле не поделится ни игрушкой, ни конфетой. Мама это заметила еще тогда, когда Степе было 2 года. Чтобы искоренить жадность , она заставляла его делиться. Степа покорно делился. Но и сейчас, когда мальчику уже почти 7 лет, он по своей воле не умеет делиться.. На вопрос почему отвечает: «Мне эта конфета нужна, я фантик из нее в коллекцию положу. А в игрушки дети неаккуратно играют, сломают мою машину, у меня уже гараж будет неполный». И что делать с таким «жадиной»?

Жадность - явление социальное, потому что она проявляется только в отношениях с другими людьми. Однако предпосылки для ее развития есть и в структуре личности. Люди педантичного типа весьма склонны к накопительству. Маленького педанта можно узнать уже в первые годы жизни. Это очень аккуратные (иногда сверхаккуратные) дети, что так радует их мам. Порученные им дела они выполняют долго, но добросовестно. В садике радуют воспитателей своей дисциплинированностью. Беспечность, легкомысленность, свойственные детскому возрасту, у них проявляются крайне редко. «Ведет себя, как взрослый», - с гордостью говорят родители о 5-7- летнем ребенке. Педанты склонны к накопительству. Став взрослым, такой человек может стать скрягой, а может вырастии разумноэкономным. Часто педанты - страстные коллекционеры. В детстве они собирают наклейки, марки (причем альбомы у них оформлены самым аккуратным образом), а повзрослев могут коллекционировать что угодно в пределах своего дохода. Почему же Степа стал жадничать? Думаю, не последнюю роль в этом сыграло то, что мама заставляла его делиться. От детей-педантов не надо требовать невозможного, это не те люди, которые «отдадут последнюю рубашку» (зато и сами без нее не останутся). Таких детей можно вполне научить разумной экономности и без перегибов.

Щедрость – это душевная потребность

  • Пока ребенку 1,5-2,5 года позвольте ему защищать свои игрушки от других детей. Помните, что в этом возрасте у ребенка формируется умение постоять за себя и свою собственность. Придерживайтесь стратегии «он может поделиться, если захочет».
  • Присмотритесь, какое положение занимает ребенок в семье. Не позволяйте ему становиться «маленьким тираном».
  • Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком – лучшая профилактика жадности.
  • Применяйте игротерапию, читайте книги, вместе смотрите мультфильмы о жадности и щедрости. Именно так, а не назидательно можно дать ребенку модель адекватного поведения.
  • Поощряйте совместные игры детей, особенно начиная с 3 лет. Взаимодействуя с друзьями, ребенок сам научится делиться, ведь это залог интересного общения.
  • Учите щедрости в семье. Именно вашу модель поведения ребенок видит и перенимает.
  • Если вы чувствуете, что не в состоянии справиться с жадностью, то, возможно, дело вовсе не в ней, а в проблеме, лежащей глубже. Не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу.