Что должен уметь ребёнок в возрасте двенадцати месяцев. Речь ребенка в один год

Из крохотного комочка он превратился в самостоятельного человека. Но ему еще многому предстоит научиться. Часто родители задаются вопросом, что умеет делать ребенок в 1 год и как проходит развитие их малыша. К годовалому возрасту большинство детей должно овладеть набором навыков, о которых вы узнаете в нашей статье.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Темпы физического развития малыша после 12 месяцев начинают замедляться. Рост и вес младенца будут увеличиваться теперь не так быстро, как это происходило в первые месяцы жизни. Регистрировать эти показатели необходимо каждые 1-3 месяца, чтобы убедиться, что развитие ребенка не отклоняется от нормы.

Таблица веса и роста ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам

Месяц Девочка Мальчик
Рост Вес Рост Вес
12 (1 год) 73,8 9,5 75,5 10,3
13 (1 год 1 мес.) 75,0 9,8 76,8 10,6
14 (1 год 2 мес.) 76,1 10,1 78,0 10,9
15 (1 год 3 мес.) 77,2 10,3 79,0 11,1
16 (1 год 4 мес.) 78,3 10,6 80,0 11,3
17 (1 год 5 мес.) 79,3 10,8 81,0 11,5
18 (1 год 6 мес.) 80,3 11,0 82,0 11,7
19 (1 год 7 мес.) 81,3 11,2 83,0 11,9
20 (1 год 8 мес.) 82,2 11,4 83,9 12,1
21 (1 год 9 мес.) 83,1 11,6 84,7 12,2
22 (1 год 10 мес.) 84,0 11,7 85,6 12,4
23 (1 год 11 мес.) 84,9 11,9 86,4 12,6
24 (2 года) 85,8 12,1 87,3 12,7

Параметры роста и веса могут не укладываться в норму, это может быть как отставание в росте, так и опережение усредненных педиатрами параметров. Каждый ребенок растет и созревает по своему собственному графику. О нарушении темпов развития можно говорить лишь тогда, когда ребенок имеет аномально низкий или высокий рост/вес по сравнению со своими сверстниками.

Основные моменты по увеличению роста и веса малыша к одному году, сколько раз кушает годовалый ребенок и какие навыки он начинает осваивать в этом возрасте также рассмотрены в этом видео:

Пропорциональность тела

Внешний вид малыша в год меняется сильнее, чем размеры тела. Самые большие части тела у годовалого крохи – голова и животик, который выпячен вперед. Лицо имеет округлые, мягкие контуры. Ручки и ножки ребенка относительно тела короткие, мягкие, без намека на мускулистость.

Увеличение объема головы

Окружность головы в этом возрасте достигает 46,6 см и к полутора годам увеличивается до 47,9-48 см. На протяжении второго года жизни объем головы может увеличиться на 2,5 см. К двум годам размер головы малыша будет составлять почти 90% от стандартного размера головы взрослого человека.

Количество зубов

Данный показатель в больше степени зависит от наследственности. Немалое значение имеет и достаток кальция в организме. В среднем цифра может варьироваться от 4-6 до 10 прорезавшихся зубов. Важно, чтобы в питании младенца присутствовали молочные продукты (грудное молоко, детский творожок, кефир), а также витамин Д.

На заметку! Оценить физическое развитие ребенка в один год педиатр может на основании пропорциональности, которая учитывается наряду с массой и длиной тела. У хорошо сложенного малыша окружность груди больше окружности головы на количество сантиметров, равное возрасту ребенка.

Различия в развитии мальчиков и девочек в год

По стандартным данным ВОЗ у детей разного пола различаются параметры роста и веса. Сравнить показатели с года до двух лет по месяцам можно по вышеприведенной таблице. Рост и вес в год по усредненным данным ВОЗ у годовалых малышей такие:

  • Мальчики. Вес – от 10,0 кг до 10,9 кг. Рост – от 75,3 до 78 см.
  • Девочки. Вес – от 9,0 кг до 10,6 кг. Рост – от 74,0 до 77,4 см.

Что касается навыков, то у мальчиков и девочек они развиваются примерно одинаково, хотя, по наблюдениям специалистов, девочки могут начать говорить раньше. Также некоторые исследования говорят о том, что мальчики более активны и подвижны в играх, но эта разница не слишком значительна.

Первые достижения – какие навыки ребенок осваивает к году

Зная, какие умения малыш должен освоить к 12 месяцам, родители смогут лучше понять своего ребенка и прийти ему на помощь при возникших сложностях. Стоит помнить: чем сложнее навык, тем больше времени уйдет на то, чтобы им овладеть. К примеру, первые шаги малыш может сделать как в 11, так и в 15 месяцев. Если вы замечаете предпосылки для освоения ребенком новых умений, то не за горами и настоящие успехи.

Таблица развития основных навыков у ребенка в 1 годик
Слух Узнает звуки предметов (стиральная машина, часы, телефон) и простые мелодии; пытается подражать звукам (автомобиль едет – “жжж”) и голосам животных (корова мычит – “мууу”).
Речь Произносит около 10 слов (в т.ч. лепетных); имитирует звуки из окружения.
Моторика Делает самостоятельные шаги без поддержки; приседает и наклоняется.
Игра С интересом рассматривает своё отражение в зеркале; на бумаге рисует короткие штрихи и ставит точки; по просьбе взрослого может показать части своего тела.
Эмоции К окружающим относится по-разному; реагирует на слово “нельзя”; начинает сопереживать.
Социальное развитие Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (дай/возьми); указывает пальцем на интересующий предмет; удерживает чашку с водой и пьет из неё; вставляет ноги в обувь.

Речь ребенка в 1 год

Малыш с года начинает понимать буквально все, о чем говорит ему взрослый. Отзывчивость ребенка располагает к общению с ним. С годовалым крохой можно постепенно учиться называть предметы, цвета, части тела, не заменяя их правильное название “детским” языком. Подавая пример правильной речи с малого возраста, вы поможете ребенку научиться произносить слова с минимумом затруднений.

Основные моменты развития речи в данном возрасте:

  • Показывает пальцем предметы или картинки в книге, которые ему называют родители (“где мячик?”, “покажи собачку!”).
  • Произносит несколько простых слов (к 15-18 месяцам);
  • Выполняет простые инструкции и просьбы (“пойдем завтракать”, “принеси куклу”);
  • Пытается повторять услышанные слова;
  • Выражает отрицание, крутя головой (“нет”).

Возможно, пройдет время, прежде чем вы научитесь понимать своего ребенка, в том числе его жесты. Помните, никогда нельзя смеяться над речевыми ошибками малыша, даже если они кажутся вам забавными. Произношение постепенно улучшится, надо только быть терпеливыми и внимательными к своему чаду.

Не без трудностей: кризис 1 года жизни

В двенадцать месяцев у ребенка начинает проявляться “кризис негативизма”, который проявляет себя в полной мере к двум годам. О его существовании можно догадаться по некоторым признакам:

  • малыш демонстрирует неповиновение, упрямство, становится неуправляемым;
  • поведение ребенка противоречиво, его невозможно предсказать;
  • ярко выражено стремление к независимости и самостоятельности.

Дело в том, что ребенок в течение второго года жизни находится в постоянном стремлении делать самостоятельные шаги, но в то же время держать маму рядом с собой. Он может отойти от родителя и проверить свои способности и навыки “в деле”. Но мысль о том, что он отдельный независимый человек, пугает малыша. Ему в большой мере нужна забота и тепло, особенно когда ребенок устал, обижен, или плохо себя чувствует.

Как справиться с эмоциональной нестабильностью младенца?

Обеспечивайте ребенку как можно чаще физический контакт. Ваша цель – укрепить у него чувство защищенности и благополучия. Сидите рядом, обнимайте, будьте внимательны к настроению малыша. Реагируйте, когда он счастлив и когда расстроен. Поддержка и необходимая дисциплина помогут ребенку миновать непростой период.

Важно! Объяснять правила поведения или наказывать кроху в год – совершенно бесполезно. Ребенок вас просто не поймет, а регулярные подобные действия приведут к озлобленности и агрессии с его стороны. Лучший способ помочь годовалому крохе восстановить уверенность в себе – предоставить ему необходимую поддержку и внимание.

Еще советуем посмотреть видео с опытом молодой мамы, которая рассказывает о достижениях своего годовалого ребеночка:

5 полезных занятий для годовалого малыша

Основная цель игр с ребенком в возрасте года – это общение и удовольствие. Малышу необходимо выражать свои эмоции, развивать ловкость и моторику рук. Развивающие пособия пока лучше отложить в сторону, не стоит перегружать ими интеллект. Осваивать знания ребенок сможет с помощью крепкой базы в виде навыков, которую и необходимо для начала создать.

Игры с водой

Малыши любят плескать в воде, это факт. Чтобы совместить приятное с полезным, устраивайте пару раз в неделю водные игры. Переливание воды из стакана в стакан, плавающие утята, водный конструктор с присосками и пищащие игрушки/брызгалки – все это доставит маме с ребенком море удовольствия и поспособствует развитию навыков малыша.

Простые аппликации

Аппликации помогают развивать воображение, мелкую моторику и усидчивость. Нарежьте из цветной бумаги простые геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники. Покажите малышу, как из прямоугольника и двух кругов получится машина. Слегка смазав клеем-карандашом, предложите крохе прилепить нос или ушки медведю. Такие простые занятия вместе с родителем принесут младенцу много положительных эмоций.

Сенсорика с сыпучими материалами

Годовалый ребенок только начинает знакомиться с различными материалами, развивая свое восприятие ощущений. Хороший способ развить сенсорику внешнего восприятия – игры с крупой. Начните с малого: насыпьте в баночки из-под детского питания крупу или мелкие макароны, дайте ребенку их потрясти. Будем интереснее, если в каждую баночку добавить пищевой краситель. Также можно поиграть с манкой – распределите крупу на подносе и порисуйте с малышом пальчиками на ней.

Учимся лепить

Отличный способ развить мелкую моторику крохи – дать поиграть ему с кусочком обычного теста. Покажите малышу, как можно сминать тесто в ком. Делая мелкие движения кистями и пальцами рук, у ребенка формируется ловкость, стимулируется развитие мозговой деятельности.

Интересно! Для занятий подойдет и солёное тесто. Сделать его очень просто: нужно смешать 200 г муки, 200 г соли, 125 мл воды и 2 ст.л. растительного масла. Первые “поделки” малыша или отпечаток ладошки на тесте можно подсушить на воздухе и сохранить на память.

Очень хорошее видео – пальчиковая гимнастика для малышей. Полезно для развития вашего малыша:

Читаем сказки

В годик удержать внимание на книге и её прослушивании малыш еще не сможет, но он непременно обратит внимание на яркие иллюстрации. Знакомьтесь с простыми сказками – “Колобок”, “Теремок”, “Курочка Ряба”. Ребенок постепенно будет запоминать героев, а после полутора лет может пытаться воспроизводить фрагмент из полюбившейся истории. Добрые сказки с детства учат правильному поведению и навыкам общения.


Родители подрастающего малыша часто интересуются, что должен уметь ребенок в 1 год и как помочь ему дальше расти и развиваться. 12 месяцев – это переходной возраст, когда беспомощный кроха каждый день стремится к самостоятельности и осознает себя отдельно от мамы. Он делает первые шаги, говорит первые слова и многое хочет делать сам.

Развитие ребенка в этом возрасте происходит стремительно, каждый день он учится делать что-то новое. Маме с папой хочется отслеживать все эти изменения, сохранить их в памяти и наслаждаться минутами взросления своего чада. Главное не сравнивать его с другими детьми, ведь все малыши разные, и каждый уникален по-своему.

Особенности физического развития годовалого ребенка

Примерно в то время, когда ребенку исполняется один годик, происходит одно из главных изменений его физического развития – он становится на ноги и делает первые шаги. Некоторые детки начинают ходить до первого дня рождения, другие – немного позже этой даты. Но так или иначе, малыш приобретает навык самостоятельного передвижения и учится пользоваться им по своему усмотрению.

Вот список наиболее значимых перемен в части физического развития годовалого ребенка.

  1. Умеет брать в руки не только большие предметы, но и маленькие, захватывая их пальчиками.
  2. Учится самостоятельно залазить на стул, диван, кресло и пытается спускаться на пол.
  3. Держась за опору, может пинать ногой мяч, а сидя – бросать его руками.
  4. Способен построить башенку из двух-трех кубиков.
  5. Пытается листать страницы большой книги.
  6. Учится держать ложку в руках, повторяет за мамой, набирая пищу, держит руками чашку.

Кроме того, малыши в этом возрасте уверенно меняют положение с сидячего на стоячее и наоборот. Кому-то для этого все еще требуется опора, а некоторые «торопыжки» пробуют это делать самостоятельно.

Важно поддерживать малыша и помогать ему в стремлении к дальнейшему развитию, чаще отпускать его руку, особенно когда он сам этого просит. Любопытство и любознательность в этом возрасте сильнее страха, поэтому ребенок быстро осваивает окружающее его пространство.

Эмоциональное и интеллектуальное развитие

В эмоциональном плане у годовалого ребенка также происходит множество изменений, он осознает себя отдельно от мамы и активно интегрируется в общество окружающих его людей. Свои эмоции малыш учится выражать не только с помощью плача, но и улыбкой, мимикой и первыми осознанными звуками. Многие детки в этом возрасте любят обнимать и целовать близких людей.

В 1 годик у ребенка появляются новые особенности поведения.

  • Малыш знает и узнает тех людей, которые часто проводят с ним время, может показать их на фото.
  • Проявляет радость при виде новой игрушки.
  • Учится подражать взрослым, у него появляются навыки ролевых игр: например, он может «кормить» собачку или расчесывать куклу, «разговаривать» по телефону, прикладывая к уху любой похожий предмет.
  • Любит слушать музыку, узнает любимые или часто звучащие мелодии, пытается танцевать под них.
  • Осваивает первые несложные игры, например «ладушки» или «ку-ку».
  • Испытывает и проявляет первый страх по поводу расставания с мамой или папой.

Каждый ребенок индивидуален и может удивить родителей другими социальными навыками и эмоциональными умениями. Важно поддерживать его, но не подталкивать.

Не стоит торопить время, испытывать на ребенке новомодные программы развития и учить с ним буквы и цифры в этом возрасте. Все придет вовремя! И не так важно, кто из детей, гулящих на одной площадке, лучше разговаривает или умеет проситься на горшок. Такое сравнение никогда не бывает полезным ни для малыша, ни для родителей.

Навыки общения годовалого ребенка

Считается, что к первому дню рождения малыш должен уметь говорить хотя бы пару простых слов. Большинство деток подтверждают эту теорию, но если ребенок в годик молчит, это не означает, что он отстает в развитии. Нужно понаблюдать за ним, убедиться, что малыш слышит речь окружающих людей, реагирует на нее, например протягивает игрушку, когда его просят: «Дай». В этом случае переживать не нужно, даже если в ответ малыш не произносит ни слова.

Есть детки-торопыжки, которые в этом возрасте произносят до 10 осмысленных слов: ма-ма, па-па, ав, ам, на, дай и другие. В основном раннее речевое развитие характерно для девочек, мальчики дольше молчат.

В основном к годовалому возрасту ребенок умеет:

  • слышать и понимать обращенную к нему речь, выполнять несложные просьбы;
  • знает свое имя, реагирует, когда кто-то его произносит;
  • видя себя в зеркале или на фото, понимает, что это он, а на вопрос «кто это?» — может показывать ручкой на себя;
  • понимает слова «можно» и «нельзя», слушается, когда взрослые говорят ему «нет».

В возрасте одного года детки любят играть со взрослыми, слушая их разговоры, пытаются понимать сказанные слова, улавливают эмоции и интонации голоса. Кроме того, общаясь с малышом, можно заметить, как он старается подражать взрослым, повторяя их действия и поведение. По версии сайта сайт, чем больше времени родители проводят в общении и играх с ребенком, тем более здоровым и социально адаптированным он будет расти.

Как развивать ребенка в 1 год

Чтобы помочь малышу гармонично развиваться, нужно уделять ему внимание и проводить с ним время. Это интересный и забавный период, когда ребенок каждый день меняется, удивляет и радует своих близких. За ним любопытно наблюдать, помогая ему каждый день делать шаги во взрослую жизнь.

Развитие ребенка в этом возрасте предполагает физические упражнения, игры и занятия.

  1. Чтобы стимулировать самостоятельное хождение малыша, можно приобрести для него ручку-каталку со смешной зверюшкой. Она издает звуки, катится вперед, а ребенок будет с радостью следовать за ней.
  2. После каждого купания вечером нужно делать легкий массаж всего тела, поглаживая и разминая его мышцы.
  3. Лучшие игры для этого возраста – кубики, пирамидки и сортеры. Складывая башню из кубиков или пытаясь положить фигуры разного размера в соответствующие отверстия, малыш познает свойства и назначение вещей.
  4. Важно приобрести для ребенка несколько больших красочных книг с плотными страницами. Малыш будет изучать картинки и слушать пояснения мамы к каждой из них, запоминая животных, предметы, действия и т. д. Со временем это занятие можно превратить в игру «Покажи мне», когда мама спрашивает, а ребенок показывает то, что его просят.
  5. Игра «Чаепитие» поможет ребенку закрепить навыки самообслуживания за столом. Нужно посадить в круг несколько игрушек, «налить» всем чай, раздать тарелки и ложки, всех накормить. Важно, чтобы родитель озвучивал каждое действие и пояснял малышу, как именно нужно пить, есть, ставить посуду. Все эти умения ребенок применит за настоящим столом.
  6. В годовалом возрасте можно начинать изучать части тела и лица ребенка, показывая ему, где ручки, ножки, носик, ротик. Можно играть так перед зеркалом, а можно использовать большие картинки людей, показывая части тела на них.
  7. Еще одной занимательной и полезной для развития малыша игрой будет закрывание и открывание различных крышек. Лучше всего взять пластиковые контейнеры и судочки разного цвета, показать ребенку, как с них снимаются крышки, и помогать ему надевать их обратно.

Весь окружающий мир нов и неизвестен малышу, поэтому изучение его является основным фактором развития. Запреты и ограничения, безусловно, помогут обезопасить ребенка, но не откроют ничего нового и занимательного. Поэтому нужно умеренно следить за его безопасностью и помогать ребенку открывать что-то новое.

Не стоит переживать, если ребенок испачкался или разбросал окружающие его предметы. Лучше запастись терпением и дать ему возможность осваивать окружающий мир, а затем вместе наводить порядок.

Режим дня ребенка в годик

Гармоничное и своевременное развитие невозможно без правильно построенного режима дня. Ощущение стабильности и безопасности у ребенка выстраивается на основании повторяющихся действий, которые он делает в одно и то же время. Поэтому так важно подобрать для него оптимальный распорядок и стараться придерживаться его каждый день. Основными элементами режима являются питание и сон ребенка, а все остальные занятия, игры и прогулки можно осуществлять в промежутках по желанию и настроению малыша.

Как правило, примерный режим дня годовалого ребенка включает в себя такие пункты:

7.00 – подъем;

7.30 – гигиенические процедуры;

8.00 – завтрак;

8.30 – игры, занятия;

10.30 – перекус;

11.00 – прогулка;

13.00 – обед;

13.30–16.00 – дневной сон;

16.30 – полдник;

17.00 – прогулка;

19.00 – ужин;

19.30 – спокойные игры, время с родителями;

20.30 – купание, массаж;

21.00 – сон.

Этот режим приблизительный, каждый ребенок вносит свои коррективы в планы мамы и папы. Некоторые годовалые малыши уже в 6 утра на ногах и поражают своей энергией и активностью, а другие могут спать и до 9 часов, давая маме несколько часов тишины и покоя.

Питание ребенка должно быть разнообразным, наполненным витаминами и полезными микроэлементами, чтобы давать необходимую энергию для роста малыша. Этот возраст хорош тем, что дети редко говорят «не хочу» и «не буду», поэтому их можно кормить овощами, фруктами и кашами по собственному усмотрению.

Дневной сон – обязательная часть режима дня годовалого ребенка, он восстанавливает силы и успокаивает малыша. Поэтому даже если он активен и бодр днем, нужно стараться укладывать его в одно и то же время, давая возможность отдохнуть.

Таким образом, если вашему ребенку 1 год, вас ждут сюрпризы и открытия каждый день, ведь он постоянно меняется и учится быть самостоятельным. Внимание и любовь родителей помогут малышу расти активным, здоровым и любознательным.

Содержание статьи:

Первый год жизни – это особый период в жизни малыша и его родителей. В это время кроха очень интенсивно развивается, ни в каком другом периоде вы не заметите такого стремительного темпа изменений. Однако, чтобы развитие ребенка в 1 год соответствовало норме, родители должны прилагать свои усилия. Ведь дети, с которыми занимались с первых дней жизни развиваются быстрее своих сверстников, чем невероятно гордятся родители.

Что должен уметь ребенок в 1 год

Первый год очень непростой для новорожденного, ведь ему нужно освоить массу навыков. В 12 месяцев малыш обладает базовыми умениями:

Наблюдает глазами за тем, как перемещается объект (луч света, мама, домашнее животное).

Следит за источником громких или мелодичных звуков (погремушка, мелодия).

Улыбается близким людям.

Держит головку в вертикальной позиции.

С лёгкостью переворачивается со спины на живот и наоборот.

Тянет ручки к интересующей игрушке.

Самостоятельно сидит.

Начинает гулить (произносит цепочки, состоящие из гласных и некоторых звуков, напоминающих согласные).

На эти навыки будут основаны дальнейшие достижения младенца.

Физическое развитие ребенка 1 года

К годовому рубежу кроха уже умеет сидеть, стоять, придерживаясь ручкой за взрослых или окружающие предметы. Он встаёт на ножки и активно ползает, хотя некоторые дети сразу пытаются ходить. Новорожденный может подниматься на ножки из любой позиции.

Больше всего годовалые дети любят ходить вдоль опоры или требуют водить их за одну или обе ручки. Некоторые малыши уже самостоятельно ходят, и даже пытаются бегать.

То есть, физическое развитие ребенка в 1 год стремительно развивается:

Кроха ступает по лестнице с поддержкой мамы.

Он с удовольствием ползает по лестнице под присмотром родителей.

Младенец пытается выкарабкаться на различные предметы мебели (стулья, диваны и т. д.).

Новорожденный спускается с кровати или дивана с поддержкой близких.

Крохе под силу многие «вершины», а поэтому не оставляйте его одного в комнате, где открыты окна, розетки, тяжёлые предметы, которые он может столкнуть на себя. Даже если окно высоко он может вылезть на какую-нибудь возвышенность или подтянуть свой стульчик и добраться до цели.

Если вы желаете ускорить развитие крохи, то дайте ему быть более самостоятельным. Не стоит хватать его на руки или поднимать по первому же требованию, говорите с ним на расстоянии, зовите к себе, чтобы он попытался подойти к вам. Такие «тренировки» нужны, когда грудничок хочет добраться к любой цели. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки, но основную работу позвольте выполнить самостоятельно.

Психомоторное развитие ребенка в 1 год

Умственное развитие ребенка тоже идёт вперёд семимильными шагами. Ему интересно, из чего состоит игрушка, как детали конструктора соединяются вместе и т. д.

Умения ребенка в 12 месяцев:

Собирает и разбирает пирамидку, которая состоит из 2 – 3 элементов.

Строит «башню» из двух кубиков.

Снимает и надевает крышки на кастрюли, коробки, может положить в ёмкость какой-то предмет и накрыть её.

Играется с простыми сортерами, правильно подбирает предмет (не с первой попытки) и вставляет его в отверстие.

Играет с посудкой, имитируя процесс приёма пищи.

Пытается расчесать волосы кукле, кормит её и укачивает.

С интересом играется со своей одеждой.

Берёт предмет в одну руку и перекладывает его в другую.

Берёт небольшие предметы указательным и большим пальцем.

Пытается толкать предметы перед собой (коляска, машинка, мяч и т. д.).

Старается бросать и ловить предмет, который летит (мяч, воздушный шар).

Открывает и закрывает дверцу шкафа, ящики, достаёт и складывает обратно вещи.

Пытается копировать действия других детей: копает, хлопает, стучит предметом об другой предмет.

Повторяет действия взрослых: ремонтирует что-то как папа или делает макияж, как мама.

Так выглядит программа развития мальчиков и девочек в 1 год.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 1 год

Психическое развитие ребенка зависит от того, какие люди его окружают:

Годовалые дети чаще выражают свои эмоции с помощью звуков и мимики, а не только плачем.

Малыш активнее выражает чувства с помощью объятий, поцелуев (по отношению к родителям, игрушкам, другим детям).

Родители начинают лучше понимать язык тела ребёнка.

Новорожденный узнаёт людей, которых он часто видит, он сможет их показать в живую или на фотографии. Он сможет найти на картинке кошечку, собачку и т. д.

Нервно-психическое развитие ребенка в 1 год выражается и в том, что он радуется возвращению папы с работы или появлению новой игрушки. Он может расплакаться, если с ним заговорит посторонний человек или он услышит от родных слово «нет».

Кроха копирует поведение взрослых, понимает интонацию, мимику родителей.

Новорожденный может выполнить простые просьбы: «дай игрушку», «покажи собачку», «где ротик» и т. д.

Не стоит на месте и творческое развитие ребенка. Он может потанцевать или попытаться подпеть под любимую песню по примеру родителей или самостоятельно.

Кроха с удовольствием играет в первые игры: хлопает в ладошки, играет в «ку-ку» и т. д.

Детишкам нравится смотреть на себя в зеркало, они могут длительное время рассматривать отображение.

Все эти навыки станут под силу вашему малышу, главное регулярно с ним заниматься.

Речевое развитие детей 1 года

В 1 год происходит активное развитие речи, ребёнок понимает, что ему говорит мама, ориентируясь на её интонацию и мимику. Чем чаще вы говорите с крохой, тем больше слов становится в его пока ещё пассивном словаре. В идеале годовалый ребёнок может произносить от 2 до 10 слов (слова и звукоподражания, например, «мяу», «мама» и т. д.).

Не стоит сразу паниковать, если ребёнок в 1 год не разговаривает. Постарайтесь чаще с ним говорить, чтобы он начал вас понимать. Если малыш продолжает упорно молчать, то его необходимо показать специалисту. Причин этому явлению может быть несколько: расстройства слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические или психологические заболевания. Многие отклонения легко компенсируются в этом возрасте, если вовремя начать лечение.

Программа развития для девочки и мальчика в 1 год:

Кроха отвечает на вопрос «Кто это?» словами: папа, мама, ав и т. д.

Малыш с удовольствием показывает знакомые ему действия, когда его просят: улыбается, машет головкой, хлопает в ладошки и т. д.

Откликается на своё имя поворотом головы или звуками.

Понимает слова «да», «нет», «можно» или «нельзя».

Чтобы ускорить речевое развитие новорожденного часто с ним разговаривайте, при этом следите за чистотой своей речи.

Навыки самообслуживания годовалых детей

Уже в 12 месяцев кроха хочет быть самостоятельным, благодаря чему у него формируются следующие умения:

Ест (или пытается) из ложечки, некоторые малыши уже освоили ложку и пробуют кушать вилкой.

Самостоятельно пьют из специальной чашечки.

Малыш пытается самостоятельно одеться, если родители никуда не торопятся, то нужно дать ему возможность потренироваться.

С удовольствием кушают твёрдую пищу (корочку хлеба, банан, детское печенье и т. д.).

Если мама учит, то малыши умеют мыть ручки и вытирать их полотенцем.

Некоторые дети с интересом осваивают горшок, любят на нём посидеть во время игры.

Мама должна объяснить крохе зачем нужен горшок, чтобы он соотносил мокрые колготки со своими естественными потребностями.

Некоторые дети издают специальный звук, который сигнализирует о том, что они хотят на горшок. Хотя у многих это происходит несколько позже. Однако мама может воспроизводить этот звук, когда будет садить ребёнка на горшок, и он быстро его запомнит.

Режим годовалого ребёнка

Родители многих детей, которые достигли рубежа в 1 год часто сталкиваются с проблемой смены режима. В этом возрасте ребёнок тяжело засыпает днём в одно и то же время, поэтому дневной отдых отодвигается на более позднее время. Как правило, так себя ведут «совы», которые просыпаются в 9 – 10 часов дня, а потом отдыхают в 14 – 15 часов. То есть, ребёнок спит 1 раз в день 2 – 3 часа, примерно с 15 до 18 часов, а ночью укладывается в 22 – 23 часа.

После подобных изменений необходимо пересмотреть режим питания крохи. Если малыш перешёл на однократный длительный дневной сон, то покормить его 5 – 6 раз не получиться. Тогда кроха кушает 4 раза, например, в 9.00 у него завтрак, в 13.00 – обед, в 17.00 – полдник и 21.00 – ужин.

Если режим новорожденного не изменился, то ничего менять не нужно.

Как развить ребенка в 1 год

Чтобы ваш ребёнок был всесторонне развитым, мама должна помочь ему в этом:

1. Носите кроху на руках всё реже и реже.

2. Читайте ему вслух, следите за тем, чтобы ваша речь звучала красиво. Можно потихоньку вводить иностранные слова, ведь мозг младенца, как губка – он впитывает массу информации.

3. Если новорожденный ползает, но ещё не ходит, то мягко подталкивайте его к этому следующим образом:

Поставьте любимую игрушку на высоту, до которой он сможет дотянуться. Когда кроха поднялся на ножки и уже тянется к игрушке, отодвиньте её немного дальше, чтобы он сделал в её сторону пару шагов. Не стоит резко увеличивать расстояние, всё делайте постепенно и мягко.

Когда кроха освоит предыдущее задание, создайте ему несколько точек в виде любимых игрушек. Пусть он переходит от дивана к стулу, от кроватки к креслу и т. д.

Часто дети боятся сделать шаг из-за страха падения. В таком случае дайте ему игрушку для равновесия, отойдите небольшое расстояние и попросите младенца принести её вам. Часто дети так делают свой первый шаг.

Во время прогулки показывайте вашему чаду детей, которые ходят самостоятельно. Кто знает, может кроха тоже захочет попробовать.

Не садите ребёнка в ходунки часто, так как это приспособление формирует неправильную осанку. Отдавайте предпочтение игрушкам-каталкам или специальным вожжам.

Если ребёнок упал, не бегите к нему сразу же, дайте ему возможность подняться самостоятельно. Если не получается, то помогите.

Кроме того, можно поиграть с малышом в сюжетные игры, например, если вы увидели на прогулке грузовой автомобиль, то попробуйте разгрузить детскую машинку кубиками. Также можно устроить целый спектакль с помощью пальчикового театра.

Развитие ребёнка в первую очередь зависит от родителей! Поэтому старайтесь больше времени проводить с ним, разговаривайте, читайте вслух, позволяйте крохе быть самостоятельным (но под вашим присмотром). Так малыш получит бесценный опыт, а вы будете приятно удивлены результатом.

Когда малышу исполнился годик, родители подводят первые итоги: «Чему научился ребенок за этот год? Не отстает ли он по знаниям и умениям от других детей?» Мамы очень переживают, если соседский малыш умеет то, чему не научился их кроха. Они сравнивают достижения своего ребенка со средними общепринятыми показателями. На самом деле не стоит переживать, если что-то у вашего малыша не соответствует возрастным нормам. Это всего лишь средние данные. В чем-то ваш ребенок их опережает, а в чем-то отстает, но обязательно всему научится.

Основные навыки годовалого ребенка

Двигательные навыки

  • Малыш умеет твердо и уверенно стоять, ему не требуется поддержка.
  • Самостоятельно ползает по ровной поверхности и по лестнице.
  • Ему нравится ходить по ступенькам вверх и вниз.
  • С легкостью влезает на кровать, кресло или диван и слезает с них, перешагивает небольшие препятствия.
  • Самостоятельно встает на ноги из любого положения, может наклониться, присесть на корточки, лечь.

Познавательные навыки

  • Увлекается процессом игры. В качестве игрушек очень нравятся различные коробочки и баночки с крышками, которые можно открывать и закрывать, насыпать туда различные мелкие предметы.
  • Большой интерес вызывает собирание пирамидки и постройка сооружений из кубиков, а также игра с различными бытовыми предметами (кастрюля, ложки, кружка, обувь, одежда).
  • Неподдельный восторг выражает во время игры с машинками или любыми игрушками на колесах, в процессе игры с мячами или воздушным шариком.
  • Подражает взрослым во всем: кормит игрушку и разговаривает с ней, одевает куклу, может вытирать пыль и даже пытается мести веником. Как взрослые, пытается сам причесываться, красить губы (как мама), дует на горячий чай или суп.
  • Открывает все дверцы и выдвигает все ящики, достает все из серванта или комода, дергает за все ручки и нажимает на кнопки.
  • Играет с детками в песочнице или на детской площадке, дублирует их действия, общается.

  • Активно проявляет эмоции и чувства к близким и родным людям: может крепко обнять и поцеловать. То же самое может повторить с мягкими игрушками или домашними животными.
  • С интересом, а иногда с опаской и даже испугом реагирует на незнакомых людей и новые игрушки. На приход постороннего человека может отреагировать криком или плачем.
  • На расстоянии узнает родные лица и искренне им радуется.
  • Подолгу рассматривает фотографии с изображением родителей, бабушек, дедушек и других людей, которых он знает. Может сопровождать просмотр своими комментариями, показывает пальчиком на лица.
  • Строит гримасы: кривляется, показывает язык, корчит рожицы. Может повторять за взрослыми, как они кашляют и чихают, дразнится.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослых, на запреты и нравоучения. Свое несогласие выражает .
  • Любит смотреть книжки с яркими картинками, может показывать по просьбе родителей знакомые предметы.
  • Активные положительные эмоции проявляются под музыку: начинает вертеться, прыгать, пытается танцевать и петь.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ними пользоваться. Например, пылесосить, разговаривать по телефону, включать пультом телевизор, стучать молотком.
  • Откажется кушать не понравившуюся ему пищу. Заставить трудно, почти невозможно, будет активно, иногда с криком, возражать и протестовать.
  • Часто очень переживает из-за отсутствия мамы или папы, очень скучает и ждет, прислушивается к звукам (например, стук входной двери).

Речевые навыки

  • Словарный запас годовалого ребенка включает до десяти – пятнадцати слов (например, мама, папа, дай, нет, иди, так). Пытается своими словами объяснить свои желания и потребности.
  • Должен понимать просьбы и уметь показать голосом или движениями то, о чем просят. Например, «Как лает собачка?», «Как позвать кошечку?», «Как тетя танцует?» и т.п.
  • Умеет найти нужную игрушку или предмет, который попросили подать. Показывает пальчиком на предмет, когда спросишь «Где он?» (мишка, машинка, телефон, мячик).
  • Понимает слова – нет, нельзя, дай, встань, сядь, ложись, положи, закрой, пока и другие.
  • Пытается повторять звуки, слова, словосочетания и передавать услышанную интонацию. Дублирует все услышанное по телевизору или на улице во время прогулки. Откликается на свое имя.
  • Активно включается в процесс игры, которую сопровождает необходимыми движениями. Может показать «Ладушки», играет в прятки, катает машину и произносит соответствующее «жужжание мотора».

Бытовые навыки

  • Может самостоятельно пить из чашки, сам держит бутылочку, пытается держать ложку и без помощи взрослых кушать (чаще это делают руками).
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу (овощи, фрукты, сухарики, печенье).
  • Сам моет под краном руки, умывается и вытирается полотенцем, пытается чистить зубы.
  • Пытаются сами одеваться, хотя не очень получается. Например, надеть штанишки и кофточку очень трудно, а вот головной убор или обувь у некоторых выходит надеть. Весь процесс сопровождается настойчивым пыхтением или недовольным криком.
  • Некоторые дети просятся на горшок. Другие, если не используется подгузник, сообщают мимикой и жестами о мокрых колготках.

Все эти данные – среднестатистические и не нужно на них равняться. Развитие каждого малыша зависит от многих элементов – условия жизни, генетика, социум. Только для любящих родителей — их ребенок самый лучший.

Вот и настал первый, самый долгожданный день рождения вашего малыша.

Вы готовитесь к торжеству, вспоминая первые 12 месяцев жизни вашего крохи, его фантастический рост и развитие. Всего за год, ваш ребенок, из абсолютно беспомощного комочка превратился в самостоятельного маленького человечка со своими интересами и большими запросами.

Что должен уметь ребенок в 1 год?

Физическое развитие ребенка в 1 год включает в себя как двигательные, так и мелкой моторики движения. И хотя каждый малыш уникален и развивается в своём специфичном темпе, существуют опредёленные моменты, которые встречаются у 90-95 процентов малышей, достигших своего первого дня рождения.

Этапы развития:

Развитие двигательных навыков у ребенка в 1 год

К 12 месяцам годовалые малыши становятся очень активными, и могут используя мебель пытаться сделать свои робкие первые шаги. В этот момент важно стимулировать данное поведение. Ребенка следует реже брать на руки и больше позволять ему самостоятельно передвигаться в безопасных условиях. Чтобы помочь малышу необходимо:

Должным образом расставить мебель (мебель должна стоять так, чтобы ребенок мог легко ухватываться за её края и перемещаться от одного предмета к другому;

На полу усадить крупные мягкие игрушки (изначально игрушки можно рассадить очень плотно, затем, когда ребенок научится перемещаться от одной игрушке к другой, расстояние следует увеличивать);

Предложить ребенку перемещаться при помощи устойчивой каталки, которую ребенок может передвигать самостоятельно не заваливаясь вперед и не прогибая спину (как это происходит в ходунках);

Делать легкий массаж ножек, ручек и спинки (если у родителей нет времени и знаний чтобы правильно сделать массаж, можно обратиться за консультацией к детскому массажисту и получить соответствующие рекомендации);

Убрать острые и легко бьющиеся предметы с мест, где ребенок их может достать;

Края мебели обезопасить специальными уголками, для того чтобы непоседа во время движений не травмировался.

В 1 год ребенок должен уметь захватывать и держать предметы, как маленькие, так и большие. Так же у детей в этом возрасте хорошо получается:

Листать книжки;

Помогать родителям застёгивать пуговицы, змейки;

Пинать и бросать мяч;

Залазить на взрослые стулья, табуреты и диваны;

Строить башенку, состоящую из двух трёх блоков;

Навинчивать на бутылку пробку;

Держать ложку и кружку.

Сон ребенка в 1 год

К году жизни ребенок должен научиться больше спать ночью, чем днём. Большинству детей в годовалом возрасте еще необходим послеобеденный сон, но утренний сон, должен стать делом прошлого.

Тихий час в обеденное время — роскошь, которую имеет годовалый ребенок и не могут себе позволить взрослые. Дневной сон позволяет ребенку отдохнуть, сбросить утренние эмоции. Однако к годовалому возрасту маленький бунтарь может сопротивляться дневному сну, и на фоне растущей независимости устраивать шум во время сна.

Поэтому, чтобы подготовить ребенка к дневному сну следует:

Организовать ребенку расслабляющую ванну;

Перечисленные процедуры эффективны и перед ночным сном. Родительские действия позволяют ребенку сбросить эмоции, удобно расположиться в постели, научиться самостоятельно успокаиваться и спокойно засыпать.

Ночной сон в среднем у ребенка должен составлять 11-12 часов при дневном сне.

Поведение ребенка в 1 год

К году дети начинают испытывать страх в момент разлуки с родителями. Сроки и интенсивность страха могут быть различными у разных детей. Беспокойство малыша об ушедшей маме — это совершенно нормальное явление. Поэтому родители должны научить кроху спокойно переносить разлуки. В период приучения к разлукам родители могут:

Стараться не затягивать время расставаний;

Не покидать ребенка тайком, или в момент, когда ребенок чем-то занят;

Уходя прощаться и целовать ребенка в щечку;

В момент расставания сообщать ребенку, что вы скоро вернётесь;

Часто уходить и вовремя возвращаться, чтобы у ребенка выработалось доверие.

Если пренебречь описанными правилами ребенок может испытывать сильный страх, расстраиваться и устраивать истерики.

К году дети начинают быть одержимы бросанием предметов на пол. Не волнуйтесь, ваш малыш это совершает просто так, а не для того, что вы расстраивались и нервничали. Годовалые дети очень любопытны, поэтому им просто интересно, что станет с брошенным предметом.

К году дети начинают осознавать, что они отдельная личность, которая существует независимо от мамы и папы. Борьба за независимость может проявляться отказом сидеть в коляске, автомобильном кресле, смене постельного белья.

В данной ситуации родителям следует вовремя заметить ситуацию и похвалить малыша одобрительными комплиментами, но при этом твердо усадить ребёнка на сиденье и отвлечь при помощи любимой игрушки, песни, или вкусного лакомства.

Развитие речи у ребенка в 1 год

К году ребенок имеет очень ограниченный словарный запас. В арсенале у ребенка присутствуют двух звучные слова, такие как: мама, тата, баба, деда. Большая часть младенцев способна только что-то лепетать себе под нос или издавать только им понятные звуки. В норме ребенок в 1 год должен уметь:

Издавать длинные лентообразные звуки, короткие группы звуков, таких как: тата, биби,…;

Использовать короткие слова, типа — дай, или звуки — ма — ма, чтобы получить, а затем и удерживать внимание;

Использовать жесты для общения (машут руками, дергают за одежду, толкают, когда что-то хотят сказать);

Имитировать звуки речи, пытаются подражать речи взрослых;

В своем запасе иметь 1-2 слова, которые звучат не внятно и понятны только родителям.

В течение года маленький непоседа научится говорить некоторые отдельные слова, начнет выполнять простые указания, например показывать где нос, глазки или ушки. В годовалом возрасте язык ребенка развивается через общение. 90% процентов детей приобретают навыки через повторение фраз, подражание родителям и окружающим. В этом возрасте дети любят когда им читают книжки, ведут с ними беседы, что-то совместно делают и играют. Поэтому родителям следует активно взаимодействовать с ребенком, активно развивать его словарный запас.

Питание ребенка в 1 год

В год можно переводить ребенка с грудного питания на искусственные смеси или коровье молоко. Вводить с рацион следует качественные смеси и цельное коровье молоко, так как ребенок нуждается в необходимых качественных жирах для хорошо развития мозга, роста организма и развития. Переход на обезжиренное молоко или любые другие продукты с низким содержанием жиров лучше отложить на возраст старше двух лет жизни.

Переход можно начать со смешивания цельного молока и молочной смеси, так как таким способом можно улучшить вкус еды, а соответственно аппетит ребенка. Молоко можно предлагать как в бутылочке так и в кружке.

В год ребёнок может есть практически любую здоровую пищу. В рацион питания нельзя исключать, виноград, хот-доги, поп-корн любую другую пищу, которая может застревать в горле. После года жизни ребенку можно давать мёд.

Год — это лучшее время, когда следует формировать у ребенка здоровые вкусовые предпочтения. В этом возрасте ребенку следует предлагать огромное количество свежих фруктов и овощей, наряду с другими питательными продуктами.

Не пугайтесь, если ребёнок отказывается пробовать новую пищу, просто положите ее перед малышом. Со временем интерес заставит ребёнкаа попробовать, а может и полюбить новые продукты.

При приеме пищи важно чтобы ребёнок видел как родители едят здоровую пищу и продуют ранее не знакомую пищу. Это сформирует у ребёнка умный подход к еде, избавит в дальнейшем от перекусов и перекорма.

В годовалом возрасте ребёнка следует ограничивать в сладком, в том числе в сладких соках. Консервированные соки, продаваемые в супермаркетах, следует предлагать малышу только в крайне редких случаях.

Ночные страхи

С 12-15 месяцев многие малыши могут испытывать ночные страхи. Это пугающий опыт, для родителей и ребенка. Когда ребенок испытывает ночной страх он может переживать ночной ужас, кричать, плакать, совершать тревожные движения. Сонный ребенок может отталкивать родителей, демонстрировать боязнь.

Что делать, если кроха испытывает ночные кошмары?

Детские психологи советуют избегать вмешательства в ночной сон, так как это может ухудшить эпизод. Врачи советуют в данной ситуации:

Вести журнал сна, чтобы выяснить время и закономерности ночных страхов;

Будить ребёнка за 15 минут до времени, когда чаще всего случается приступ ночного кошмара;

Повторять пробуждение малыша в течении 7-10 ночей, даже в том случае если приступы кошмаров не повторялись;

Обратиться к детскому врачу если проблема сохраняется.

Первая детская обувь

Когда ребенок стал совершать первые шаги пришло время задуматься о покупке первой пары обуви. При выборе обуви не стоит поддаваться желанию приобрести яркую и модную модель, важным приоритетом при выборе должны выступать — комфорт и правильный размер.