Что подарить мусульманину мужчине. Что подарить мужчине мусульманину

Рамадан − это священный месяц для всех мусульман мира, во время которого соблюдается обязательный пост. Целью его является духовное и физическое очищение, воспитание самодисциплины. Из этой статьи вы узнаете, как поздравить мусульманина с Рамаданом и чего пожелать, что можно преподнести в подарок, почему этот месяц столь важен для последователей исламской религии.

Что значит Рамадан

Пост заключается в том, что в светлое время суток (от рассвета и до захода солнца) верующие не употребляют пищу и воду, воздерживаются от курения и секса. Традиционно в эти дни совершаются визиты к родственникам и друзьям, раздача милостыни, чтение Корана, особые праздничные молитвы в мечети и дома, размышления о своём жизненном пути и приоритетах. Смыслом поста является торжество духа над желаниями плоти.

Многим интересно, поздравляют ли с Рамаданом мусульман представители других религиозных конфессий и атеисты. Этот вопрос каждый человек решает для себя сам. Если есть такое желание, то можно поздравить, ведь вашим знакомым мусульманам будет очень приятно услышать добрые искренние слова в священный для них месяц.

Пост в Рамадан столь важен для последователей ислама потому, что способствует духовному росту и укреплению веры, очищает разум и помыслы, уравнивает и объединяет бедных с богатыми, пробуждает желание творить добро и улучшает отношения между людьми. Поэтому верующие так радуются наступлению месяца Рамадана, а также его завершению, когда испытание стойкости и веры осталось позади, но в душе поселились новые, высшие чувства.

Поздравления

Приветственные и поздравительные слова можно говорить в любой день священного месяца, но особенно хорошо это делать в день начала или окончания поста. Последний широко празднуется всеми мусульманами и носит название Праздник разговения (в тюркских языках − Ураза-байрам, на арабском − Ид аль-Фитр).

Если вы хотите выяснить, как поздравлять с Рамаданом, то вам будет интересно узнать, как это делают сами мусульмане. Классической фразой, сочетающей в себе поздравление и приветствие, является «’Ид муба́рак!», что дословно переводится «Благословен праздник!». У российских мусульман принято говорить эти слова в разговения. А во многих исламских странах так говорят в связи с любым

Можно поздравить и более конкретно: «Рамадан муба́рак!» - что значит, соответственно, «Благословен Рамадан!». Но это может также переводиться как «Поздравляю с месяцем Рамадан!».

Помимо традиционных фраз уместно также высказать искренние терпения, взаимопонимания в семье, укрепления веры, благородства помыслов и поступков. Можно сказать (или написать): "Желаю достойно пройти этот пост"; "Пусть ваши молитвы будут приняты"; "Желаю праведно прожить этот великий месяц" и т. д.

Подарки для мусульман

Теперь вы знаете, как поздравлять с Рамаданом. Если есть желание, то свои добрые пожелания и напутствия можно сопроводить подарком. Что уместно преподнести мужчине-мусульманину? Самым актуальным подарком всегда остаётся Коран. Это может быть красивое издание, либо удобный «походный» вариант в кожаной обложке и на замочке, либо даже аудиокнига. Ещё можно подарить принадлежности для молитвы. Сюда включаются коврик, специальная одежда, компас для определения направления намаза, декоративные деревянные подставки под Коран.

Можно подобрать сувенир в отделе мусульманских товаров. Выбор большой: календарь с фотографиями мечетей или с изречениями из Корана, тематическая закладка для книги или магнит на холодильник, аудиозаписи азана (певучий призыв на молитву), серебряный перстень, расшитая шапочка-тюбетейка, футболка с исламской символикой и т. п.

Если вы раньше не знали, как поздравить мусульманина с Рамаданом и что подарить, то теперь у вас есть на выбор несколько вариантов, от незатейливых сувениров до серьёзных даров.

Подарки для мусульманок

А что можно преподнести женщине по случаю завершения священного поста? Хорошим подарком станет одежда или предметы декора: облачение для молитвы, красивый хиджаб, палантин, шарф или платок, шапочка-боне (держит волосы под платком), картина или на исламскую тематику, шамаиль (образец арабской каллиграфии в рамке). Девушек и женщин в честь великого праздника всегда обрадуют украшения и косметика: арабские масляные духи, качественная сурьма, или серьги.

Не забывайте и про на праздник разговения Ураза-байрам. Для последователей ислама важна забота о здоровье, поэтому они с благодарностью примут масло чёрного тмина или оливковое, а также мёд и разнообразные сладости (халва, рахат-лукум, пахлава и т. п.).

Самые юные мусульмане хоть и не держат пост, но тоже получают подарки в честь священного месяца. Перед тем как поздравлять с Рамаданом семью, нужно удостовериться, что все дети получат равные по стоимости дары. Нельзя никого обижать. Подходящими подарками могут быть, например, иллюстрированные коранические рассказы, истории о пророках и так далее. При желании можно найти достаточно много детской литературы на исламскую тематику. Совсем маленькому ребёнку уместно подарить медальончик или кулон с полумесяцем: серебряный для мальчика и золотой для девочки.

Теперь вам известно, как поздравлять с Рамаданом правильно, что желать в связи с и что дарить мусульманам в честь окончания священного для них месяца.

Завтра наступает самый главный для мусульман праздник – Курбан-байрам. Посланник Аллаха, мир ему, советовал верующим дарить в этот день подарки друзьям и близким, дабы наполнить праздник любовью и радостью. Но чаще всего мусульмане не ищут повода, а дарят подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего за доброе дело.

Правила дарения в Исламе

В Исламе существует этикет дарения. В отличие от западного правила «подарок нельзя передаривать», в исламе мусульманин может отдать свой подарок другому человеку. Ибо после того, как вы отдали вещь, она вам больше не принадлежит, и хозяин вправе распоряжаться ей, как пожелает. Поэтому не стоит углубляться в переживания, что «вдруг подарок не понравится». В крайнем случае, подаренная вещь найдет другого хозяина, а человеку все равно будет приятно.

Что нельзя дарить мусульманину

Хотя запретов не так много, следует о них помнить. Мусульманам нельзя дарить вещи, которые считаются запрещенными к использованию. Многие знают, что не стоит дарить мусульманам алкоголь или свинину. Также, выбирая подарок мужчинам, стоит помнить, что ислам не разрешает носить им золото и шёлк. Поэтому в чёрный список попадут любые украшения из этого металла - кольца, браслеты, запонки, равно как и шелковые галстуки. Абсолютно неуместно дарить статуэтки, будь то ангелочки, распятия или талисманы для фэн-шуй.

Что подарить мусульманину

Не стоит считать, что подарок для мусульманина сложно подобрать. Ассортимент и выбор разрешенного достаточно велик. Хороший подарок для мусульманина можно купить при мечети, найти в отделах восточных товаров или в специализированных интернет-магазинах. Чтоб помочь вам с выбором, перечислим самые оригинальные исламские подарки:


Набор шоколадных конфет

Если Вы не хотите повторяться в выборе подарка, то можете выбрать что-нибудь из коллекции шоколадных наборов «Конфаэль». Конфеты рассчитаны на разные вкусы и кошельки. Наряду с общеисламской символикой на выпущенных национальных коллекциях присутствуют национальные орнаменты, виды мечетей, характерные для разных народов – чеченцев, дагестанцев, казахов, татар и др. Есть даже шоколадные раскраски для детей.

Часы с мусульманской символикой

Если Вы хотите, чтобы Ваш подарок остался надолго и постоянно напоминал о Вас новому хозяину, то обязательно присмотритесь к коллекции мусульманских часов. Согласно проведенным опросам такой аксессуар является одним из самых желанных подарков для мусульманина. Сегодня часы – это, прежде всего, элемент стиля и идентификации, носящего их человека и только потом уже хронометр. В перенасыщенном рынке товаров мусульманин хочет подчеркнуть свою исламскую принадлежность, не ущемляя себя в удобствах одежды, поэтому такой подарок будет одновременно полезным и желанным.

Для книжной полки

Несмотря на развитие технологий, книга по-прежнему является хорошим подарком для мусульманина, т.к. она помогает не заблудиться в мирской суете. Безусловно, самой лучшей книгой является Коран, но скорее всего она уже есть в библиотеке того, кому Вы хотите сделать подарок. В выборе книг и мусульманской атрибутики могут помочь интернет-магазины восточных товаров. Здесь также есть диски, духи, открытки и много всяких полезных побрякушек, как, например, магнитики с аятами и т.д.

Портмоне и кошельки для мусульман

Последним ноу-хау на мусульманском рынке стали кожаные холдеры и портмоне с исламской символикой. Они сделаны из настоящей телячьей кожи высшей категории и сшиваются мастером вручную толстой вощеной нитью. Несмотря на невысокую цену, такой кошелек относится к подаркам премиум-класса, поэтому косвенно повышает статус мужчины в обществе, а самое главное внутреннюю самооценку мусульманина.

Самый лучший подарок

Подводя итоги, хочется отметить самый лучший исламский подарок, который не потребует никаких денежных вложений, но окажется бесценным. Самый лучший подарок вашей жене - забота, лучший подарок для мужа - послушание, лучший подарок родителям - внимание, лучший подарок для вашего ребёнка - это воспитание, а для друга лучшим подарком будет ваша молитва за него.

С наступающим праздником!

Один из способов установить добрые взаимоотношения с людьми — дарить подарки. При этом важен не столько сам подарок как материальная вещь, а те чувства и побуждения, которые за ним стоят. Это может быть забота, участие, внимание, любовь, дружеская симпатия, желание наладить отношения, загладить вину и т.д. Подарок является лишь вещественным выражением этих положительных эмоций и может послужить приятным напоминанием о них другому человеку.

В подарок — это один из способов заработать вознаграждение для вечной жизни. Поэтому важно дарить его искренне ради Всевышнего, а не ради жизненных интересов, ведь в таком случае вознаграждения от Бога не будет.

Стремясь сделать как можно больше добрых дел, мусульманин не ищет особых поводов для подарков. Для нас подарок — это символ неподдельно искренних отношений между людьми, а не дань народным традициям или обычаям, заведенным в обществе. У мусульман нет обязанности дарить подарки в дни праздников или по особым случаям, как например, на никах или при рождении ребенка. Мы делаем это без принуждения со стороны общества, а только исходя из внутренних побуждений.

Лучшим примером во всех добрых делах для нас остается . Не было и не будет на свете человека щедрее его. Несмотря на то, что Посланник Аллаhа был бедным, он легко расставался с любыми материальными ценностями. Если он видел, что кому-то нравится его вещь, он тут же дарил ее. Однажды Пророку Мух аммаду подарили красивый халат, и один из сподвижников восхитился красотой этой одежды. Тогда Посланник Аллаhа без тени колебания отдал ему подарок. Другие сподвижники, увидев это, стали упрекать друга за то, что он вслух восхитился вещью, подаренной Пророку, зная, что Посланник Аллаhа сразу же отдаст свой подарок ему. Но он сказал, что взял у Пророка этот халат не для того, чтобы носить его, а для того, чтобы он стал его саваном. Так и случилось.

Хорошие отношения с окружающими — это большое благо для верующего. Но для того, чтобы достичь прекрасных взаимоотношений с людьми, необходимо много работать и, прежде всего, над собой, над своими недостатками, желаниями и амбициями, борясь со своим нафсом. А также важно при этом развивать в себе хорошие качества и высокую культуру поведения.

В другом известном хадисе рассказывается о том, что однажды Пророк зарезал барана и попросил жену раздать мясо людям. Когда он вернулся домой, жена сказала, что от барана осталась только лопатка, на что Пророк ответил: «Нет, осталось все, кроме лопатки». Посланник Аллаhа так сказал, потому что добрые дела, сделанные ради Всевышнего, дают вознаграждение в вечной жизни.

Пророк Мух аммад всегда побуждал своих сахабов дарить друг другу подарки, чтобы укрепить братские узы между ними. Он говорил:

«Рукопожатие прекращает вражду, а обмен подарками усиливает взаимную любовь и освобождает человека от ненависти».

Если вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении. Делать подарки — это проявление внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир. Конечно, хорошим подарком будет вещь, которая соответствует вкусам и желаниям того, кому вы ее дарите. Но даже если это будет совсем маленький «знак внимания», то человеку все равно будет приятно его получить. Вы можете подарить флакончик миска или сиу ак — это обрадует вашего друга и даст вам вознаграждение.

Пророк Мух аммад сказал, обращаясь к женщинам означающее:

«О, мусульманки! Не пренебрегайте своими соседками, даже если [для подарка] у вас есть только баранье копытце». То есть Пророк призывал не упускать возможности сделать доброе дело, например, подарить соседям что-либо, даже если это кажется незначительным.

Следуя примеру Пророка, некоторые теологи Ислама советовали своим ученикам: «Любите друг друга и дарите своим братьям подарки, пусть даже маленькие, но искренне ради Аллаhа».

Щедрость — это прекрасное качество и признак высокой культуры человека. Особенно, если верующий делает приятные подарки не только самым близким, но и посторонним людям, например, соседям или тем, кто недавно принял Ислам, или тем, кто посвятил свою жизнь Исламу, или друзьям своих родных, даже после их смерти. Признак искренней любви к близким — забота о тех людях, которых они любили. Когда Посланнику Аллаhа что-нибудь дарили, он передавал это подругам своей первой жены Хадиджи, хотя её уже не было в живых. Тем самым он выражал свою признательность тем людям, которых она любила.

Религиозные заключения относительно подарков

По шари‘ату акт дарения должен сопровождаться словесным договором, например, тот, кто дарит, говорит: «Я дал тебе это», а тот, кто получает подарок, отвечает: «Я принял это». При этом дар переходит в собственность после того, как человек взял подарок в руки.

Дар считается действительным, даже если подарок делает бедный богатому.

Тот, кто сделал подарок, не имеет права забирать или требовать его обратно, кроме случая, если подарок сделал отец (дед и выше по мужской линии) своему ребенку.

Внимание! Если вещь была подарена и перешла в собственность другого человека, то ни в коем случае нельзя утверждать, что тот, кто дарил, имеет право его забрать .

Вопрос-ответ:

Вопрос: Если отец подарил сыну дом, а спустя 10 лет решил забрать дом обратно, то имеет ли он на это право?
Ответ: Да, отец имеет право забрать то, что подарил, даже если прошел большой срок.

Вопрос: С какого момента переходит в собственность подаренная квартира (дом)?
Ответ: Квартира или дом переходят в собственность, когда человек получил на руки ключи.

Вопрос: Что нельзя дарить?
Ответ: По общему правилу шари’ата дарить можно то, что можно продавать. То есть нельзя дарить запрещенные по шари’ату товары — например, алкоголь, запрещенные музыкальные инструменты, азартные игры и т.д. А также не является даром неопределенная вещь — например, когда человек говорит: «Я подарил тебе одну из своих вещей» и не определил, какую именно.

Вопрос: Что делать, если человек когда-то словесно сделал другу подарок, но друг не успел забрать этот дар, а тот, кто дарил, умер?
Ответ: В этом случае акт дарения не нарушается, но получит ли человек в собственность то, что ему было подарено словесно, зависит от решения наследников. Наследники имеют право не отдавать этот дар.

Вопрос: Если человек когда-то сделал другу подарок, а потом их отношения испортились, и он стал попрекать друга своим подарком, то останется ли ему вознаграждение за тот дар?
Ответ: Нет, его вознаграждение за подарок стирается. Попрекать кого-то оказанной милостью — это грех. Когда один верующий попрекает другого, вспоминая о том добре, которое когда-то ему сделал он теряет вознаграждение за тот хороший поступок, и ему пишется грех.

Сказано в хадисе-к удсий 2 означающее:

«Воистину, Аллаh дает особое вознаграждение тем, кто дарит подарки, проявляя щедрость ради Всевышнего».

Подарки и приятные сюрпризы — это один из самых действенных способов завоевать любовь окружающих, укрепить добрые отношения и преодолеть разногласия между людьми. Главное — делать их искренне ради Всевышнего, то есть не стремиться к похвале и не ждать чего-то в ответ. Нет такого правила, что если один сделал подарок другому, то и второй должен ему что-то подарить. Когда верующий искренне ради Создателя делает доброе дело, то он не обижается, если ничего не получил в ответ, и даже если тот, кому он сделал подарок, не поблагодарил его.

Подарки улучшают настроение, делают людей добрее. Считайте, что это долгосрочное вложение в хорошие отношения с окружающими. А если кто-то подарил вам подарок, то примите его и будьте признательны.

___________________________________________________________

1 кроме случая, если подарок сделал отец своему ребенку

2 хадис-кудсий — это хадис, который начинается словами «Пророк Мух аммад сказал, что Аллаh сказал»

Вам может понравится

Общеизвестно среди мусульман, что Пост в месяц Рамадан — великое соблюдение и обязанность верующих. Аллаh Всевышний наделил этот месяц особым почетом. И определение начала месяца Рамадан является одним из важных религиозных ритуалов, на который необходимо обратить должное внимание.

Начало лунного месяца по мусульманскому календарю определяется исключительно путем наблюдения за новолунием , поэтому знать заранее наступление месяца невозможно , а расчеты используются лишь ориентировочно для предварительной подготовки. Лунный месяц насчитывает 29 либо 30 дней.

Методу определения начала месяца Рамадан учил сам Пророк Мухаммад , мир Ему, что и по сей день используется мусульманами во всем мире.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил:

«صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ يَوْماً»

رَوَاهُ البُخَارِي وَمُسْلِم وَغَيْرُهُمَا

Это означает: «Соблюдайте Пост, когда увидите молодой месяц (Рамадан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан 30-м днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шаууаль».

О том, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца, наблюдая за новой луной: если на небе появилась молодая луна, это означает, что настал новый календарный месяц, а если не появилась, то следующий день будет 30-м днем текущего месяца. И, так как в лунном календаре нет 31-го числа, соответственно, 30-е будет обязательно последним числом месяца. Во всех лунных календарях, составленных на целый год, даты начала месяцев и мусульманских праздников указаны приблизительно. Не будет верным полагаться исключительно на календари.

Со времен Пророка, мир Ему, и по сегодняшний день мусульмане следуют этому правилу, передавая друг другу знания. О том, как правильно определять начало и конец месяца, знает каждый, кто жил в мусульманских странах и видел традиции и обычаи мусульман. Например, то, как мусульмане собираются в открытых местах, где удобнее производить ночное наблюдение. После того, как мусульмане увидят новолуние, то стреляют из пушек или разводят на верхушке горы большой огонь, объявляя тем самым о начале благословенного месяца Рамадан или наступления праздника разговения.

Эти прекрасные обычаи имеют глубокие корни, которые доходят аж до времен, когда жили сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, распространившие знания по всей земле.

Более того, об этом говорили ученые четырех мазhабов, которые подтвердили, что определение первого числа месяца Рамадан производится путем наблюдения за новолунием после захода солнца 29-го числа месяца Ша‘бан. И не берутся за основу, и не являются основанием для этого расчеты астрономов и звездочетов.

Имам Ан-Науауий сказал в своей книге «Аль-Маджму‘»:

وَمَنْ قَالَ بِحِسَابِ الْمَنَازِلِ فَقَوْلُهُ مَرْدُودٌ بِقَوْلِهِ صلى الله عليه وسلم فِي الصَّحِيحَيْنِ

Это означает: «Тот, кто опирается на расчет в определении положения луны, то его расчеты отвергаются и не принимаются во внимание . Так как Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

إنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَحْسِبُ وَلاَ نَكْتُبُ، الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا، صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْفَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِين يَوْماً

Это означает: «Мы такой народ, который не живет по подсчетам и расчетам, предположениям и догадкам. Мы не записываем и не подсчитываем. Месяц бывает и таким (то есть 29 дней), и таким (то есть 30 дней). Начинайте соблюдать Пост, увидев новолуние (Рамадана), и завершайте соблюдение Поста, увидев новолуние (Шаууаля). А если небо было закрыто, то дополните месяц Ша‘бан 30-м днем».

Данный Хадис передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Тот, кто увидел молодой месяц Рамадан, должен соблюдать Пост. Тот же, кто не видел сам, но узнал об этом от достоверного мусульманина обязан соблюдать Пост Рамадана. Абу-Даууд рассказывал, что сын ‘Умара (II Халифа), да благословит их Аллаh, сообщил Пророку Мухаммаду, мир Ему, что он видел молодой месяц Рамадан, после чего сам Пророк соблюдал Пост и приказал соблюдать его другим верующим.

Если будет подтверждено начало Поста в какой-либо местности, то его обязаны соблюдать все жители данной местности, а также соседних с ней, расположенных в одном временном поясе (т.е. солнце на их территориях восходит и заходит в одно и то же время), согласно мазhабу имама Аш-Шафи‘ий. Согласно мазhабу имама Абу Ханифа, Пост обязаны соблюдать все верующие, находящиеся в любой точке земли, узнавшие о начале месяца Рамадан, независимо от расстояния. Согласно этому мнению жители востока обязаны соблюдать Пост Рамадана, даже если им сообщили о его начале жители запада, и наоборот.

Аллаh предписал нам соблюдение Его Законов, переданных последнему Пророку Мухаммаду, мир Ему, после которого не будет никакого нового закона Божьего до Судного Дня. И эти Законы пригодны для всех веков, времен и эпох, они не устаревают до самого Конца Света. И мы с помощью Аллаhа будем стойко соблюдать учение последнего Пророка, мир Ему. Поэтому напоминаем, что недопустимо искажение Шари’ата и внесения каких-либо изменений в него, а тот, кто делает это под предлогом цивилизации и технологического прогресса, как будто говорит, что в Законах Бога есть недостаток и он пришел исправить его, или как будто кто-то после Пророка Мухаммада, мир Ему, получает Откровение, что в обоих случаях является абсурдом и в корне противоречит учению Ислама.
Истинные последователи Пророка, мир Ему, знают, верят и признают, что Он правдив во всем, что возвести и что передал от Аллаhа, и не игнорируют то, чему Он учил. При этом мы должны знать, что Ислам не против всестороннего развития и научного прогресса, а лишь запрещает искажения Шари’ата.

Поэтому, согласно вышесказанному, начался ли новый месяц, можно узнать вечером после захода солнца 29-го числа текущего месяца Шабан, наблюдая за новой луной. На сайте Центрального духовного управления мусульман Крыма — Таврического муфтията мусульманами было установлено наблюдение, что 1 день месяца Шабан (месяц предшествующий месяцу Рамадан) соответствует 6 апреля 2019 года, соответственно 29 числа месяца Шабан соответствует 4 мая 2019 года будет наблюдение за новолунием начала месяца Рамадан.

Если мусульмане путем наблюдения вечером 4 мая 2019 года увидят молодой месяц значить 1 день месяца Рамадан 2019 года — 5 мая 2019 года, а если не увидят, то 5 мая 2019 года принято считать 30 днем месяца Шабан и соответственно тогда 6 мая 2019 года — 1 день месяца Рамадан 2018 года.

Значит, 1й день месяца Рамадан (Ораза) 2019 года или 5 мая или 6 мая, и это зависит от наблюдения за новолунием. Чтобы знать точно о результатах наблюдения за началом месяца Рамадан 2019 года следите вечером 4 мая 2019 года за обновлением сайта Таврического муфтията , где будет объявлено согласно наблюдению когда начался месяц Рамадан 2019 года.

Паломничество — это целенаправленное посещение Ка’бы, того Дома, о котором Всевышний сказал в Кор’ане (Сура “Али ‘Имран», Аяты 96-97) означающее:

“Воистину, первым Домом, который был построен Адамом для людей, является тот, который находится в Мекке. Он был воздвигнут для миров как благословение и руководство к спасению. В нём есть ясные знамения: там находится макам Ибрахима это имя произносится на арабском как إبراهيم (Авраама) — то место, где стоял Пророк Ибрахим. Тот, кто войдёт в эту мечеть — окажется в безопасности”.

Паломничество обязан совершить один раз в жизни каждый разумный (несумасшедший), совершеннолетний и свободный от рабства мусульманин, если он имеет для этого финансовую возможность.

История этого ритуала уходит в древность. Когда Аллах повелел Пророку Ибрахиму призвать людей к совершению Хаджа, посланник спросил: «А как призвать, чтобы слышали все?» В ответ Ибрахиму было дано Откровение о том, что Господь Сам даст услышать призыв Пророка. Известно, что все Пророки после Ибрахима выполняли Паломничество.

Когда Пророк Ибрахим возвестил о том, что Аллах повелел совершать Паломничество, его воззвание услышали те души, которым суждено совершить паломничество с того времени и до Конца Света. А души, которым не было суждено совершить паломничество, не услышали призыва в тот день.

В Аятах Суры “Аль — Хадж” сказано о том, что паломничество является одним из пяти Столпов Ислама. То же самое мы находим в высказываниях Пророка Мухаммада в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему, означающее:

“Ислам основывается на пяти Столпах:

  1. Признание и Вера в то, что нет божества кроме Аллаhа и Мух аммад — Его Пророк и Посланник
  2. Совершение пятикратного Намаза
  3. Ежегодное отчисление средств состоятельными мусульманами в качестве Закята
  4. Совершение Паломничества (Хадж) к Священному Дому (Ка‘бе)
  5. Соблюдение Поста в месяце Рамадан”.

Ритуал паломничества отличается от других основных столпов Ислама тем, что Хадж — это обряд особого рода, характеризующийся единством времени и места его совершения. Он вершится лишь в определённое время и в установленном месте, о которых сказано в Кор’ане.

Польза Хаджа для людей — очищение от грехов. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал означающее:

“Кто совершил Хадж, не нарушив ею половыми актом, и не совершил большие грехи — очистился от грехов и стал чистым, подобно новорожденному».

Доказательства существования Бога

Хвала Аллаху в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую , Который сотворил нас обладающими разумом. Теологи Ислама говорили, что разум — это инструмент, помогающий отличить полезное от вредного, дающий нам возможность распознавать добро и зло, и несомненно, всё это на основе получаемых в соответствии с Шариатом знаний. Ведь именно опираясь на знания Шариата, мы можем судить, что есть благо для нас, а что вред. Воистину, Аллах в имени Бога на арабском «Аллах», букву «х» произносить как ه арабскую Всевышний повелел нам использовать дарованный разум, поэтому не стоит пренебрегать этим благом, а следует использовать его с пользой для себя.

Наблюдая за окружающим миром, размышляя над тем, как он появился и устроен, человек способен прийти к осознанию того, что:

— несомненно, существует Создатель, сотворивший весь этот мир,

— и Создатель этого мира не похож на Свои создания.

Мы убеждены без сомнения в том, что существование Вселенной — есть доказательство существования ее Создателя. Ведь наш разум не воспринимает существования действия без действующего, также как не может быть написанного без написавшего или строения без построившего. Тем более наш разум не может признать существование всего этого мира без его Создателя.

Стоит лишь оглянуться вокруг, и перед нашим взором предстанут многочисленные создания нашего Господа. Все окружающие предметы, воздух, солнце, небо, облака, грандиозное пространство Вселенной, а также наши действия, мысли, чувства, и даже само время, — все это создания Аллаха. Есть большая польза в том, чтобы размышлять над тем, как удивителен окружающий мир. Как восхитительна смена дня и ночи, как движется луна, как прекрасен небесный свод и звезды, как поднимается солнце на восходе, садится на закате, как бушуют ветра… И несмотря на то, что мы восхищаемся устройством этой вселенной, гармонией чередующихся событий, красотой природы и множеством благ, которые можем получить, мы ни в коем случае не приписываем Божественность кому-либо или чему-либо из этих созданных.

Некоторые люди ошибочно приписывают Божественность природе и ложно утверждают, будто бы природа создала что-либо, наделив бытием после небытия. На самом же деле, природа не имеет ни воли, ни выбора, ни знаний, соответственно, не может создавать и определять всякому сущему возможность его бытия или небытия. В русском языке, как известно, слово «природа» имеет два наиболее употребляемых значения. Одно из них это «окружающий нас мир», другое — «качества присущие объектам».

Например, природой огня является сжигание, полыхание, жар, свет и т.д. Природой воды является текучесть, жидкое состояние. Природа льда-холод, твёрдость, хрупкость. И очевидно, что качества того или иного тела не существуют до появления самого тела, которому это качество присуще. Как например, холод и хрупкость льда существуют с момента появления льда, а без льда нет его хрупкости и прочих качеств, присущих ему. Природа существует с того момента, когда появляется то, чему она присуща. Природа огня существует с момента появления огня, также, как и природа воды существует с момента появления самой воды. Не может Создателем для появившегося быть то, чего когда-то вообще не было!

Если же мы говорим о природе как об окружающей нас среде, то следует понимать, что она тоже имеет свои качества, и является частью от этого мира. А часть этого мира не способна быть создателем для всего мира. Очевидно, что природа не является Создателем вселенной.

Подобно этому, отвергается здравым разумом и ложное убеждение о том, что этот мир будто бы создал сам себя. Ведь является абсурдом, чтобы что-то одновременно являлось бы и создателем, и созданным. Т.е. исходя из этого ложного суждения, вселенная должна была уже существовать, чтобы давать бытие чему-либо, но одновременно с этим не существовать, чтобы быть созданной и появившейся, а это противоречит здравому смыслу.

Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Аллах был Вечно, и ничего не было кроме Него»,

т.е. не было света, темноты, воды, воздуха, земли, небес, Аль-Курсийя, Аль-‘Арша, людей, джиннов, Ангелов, времени, места, не было верха, низа и других направлений… Не было абсолютно ничего из созданных, а Аллах был Вечно без начала. И если бы Он не был Вечным без начала, то был бы созданным, а созданный не может быть Богом. Аллах существовал вечно до создания вселенной и не было такого понятия по отношению к Нему «во вселенной» или «вне вселенной». Воистину Аллах — Создатель образа, места, направлений, и Ему не присущи ни образ, ни местонахождение, ни направление.

Пророк Мухаммад в имени Пророка «Мухаммада» буква «х» произносится как ح на арабском , мир Ему и благословение, сказал означающее: «Господа невозможно охватить разумом». А также Ибн ‘Аббас, двоюродный брат Пророка, сказал означающее: «Размышляйте о созданиях Аллаха и воздерживайтесь от размышлений о Его Сущности». То есть знание об Аллахе не достигается путем воображений, представлений и иллюзий. В то время, как внимательное наблюдение и вдумчивое изучение созданных позволяет узнать о Могуществе и Величии их Создателя, сделать вывод о том, что Создатель превыше всех качеств, созданных и не похож на Свои создания.

Чтобы знать об Аллахе и верить в Него, нельзя пытаться Его представлять, ведь воображаемое нуждается в том, Кто создал для него этот образ и вид. Создателем всего является Аллах, и Он не воображаем умом. Мысли, образы, размышления — все это является созданным. Все образы и воображения, возникающие в сердце человека, видел ли он их или нет, — созданы.

Невозможно достичь в воображении Того, Кому не присущ образ, вид или облик. Как сказал Имам ‘Али означающее: «Тот, кто создал образ, Сам его не имеет». А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Бога не достигнуть в иллюзиях». Нам нужно следовать Шариату, а не иллюзиям, так как Шариат подтверждает, что Аллаха не постигают воображением, потому что Он не созданный и Ему не присущ образ.

А также сказано в Коране это слово необходимо читать на арабском как - الْقُـرْآن означающее: «Нет ничего подобного Ему». А великий ученый, известный под именем Зун-Нун Аль-Мисрий, сказал означающее: «Что бы ты себе ни представил — Аллах на это не похож». Иными словами, Аллах не похож ни на что из того, что мы можем себе представить. Потому что все, что мы себе представляем, это созданное. Нам, созданным, когда-то не существующим, нужно признать нашу слабость в том, что невозможно постичь воображением Сущности Того, Кто не создан и не имеет начала Своего существования. И в следовании этому пути для человека есть спасение от попадания в ошибки, в которых «утонули» те, кто оставил разум и слепо последовал за воображением.

Аллах повелел нам размышлять о Его творениях, для того, чтобы мы знали, что Создатель на них не похож. Также размышления о созданных необходимы по причине того, что усиливают веру в существование Аллаха, Его Всемогущество и Всезнание. Аллах даровал нам большие блага на этом свете. Воистину Аллах Всемогущий Создатель всего, и нет границ Его Всемогуществу. Воистину Аллах — не тело (не объект) и не качество тел, Ему не присущи границы. Никто не может противостоять Ему, и нет равного Ему или подобного Ему.

Подарить подарок мужчине - дело ответственное, даже архиважное. Мы подбираем им подарок согласно их призванию, хобби, статусу, характеру… А что дарить мужчине- мусульманину? Несколько идей подарков для мужчин мусульман мы подготовили для вас.

ИДЕЯ ПЕРВАЯ - НАРЯДНАЯ

Мужские тюбетейки и шапочки для намаза Среди всех мусульманских мужских головных уборов самыми популярными являются тюбетейки и шапочки для намаза, так как они универсальны и по цене сравнительно недороги. Вязаные шапочки продаются самых разных оттенков, сделаны, зачастую, из шерсти либо хлопка. Тюбетейки более плотные, держат необходимую форму, декорированы символичной вышивкой. Невзирая на то, что шапочки не имеют определенного размера, попробуйте подобрать самую оптимальную модель. Тюбетейки же представлены по размерам, традиционным для головных уборов. Хофы – кожаные носки Особые носки, изготовленные из кожи, не пропускают влажность и грязь, понадобятся мужчине-мусульманину в пути для того, чтобы оставаться в состоянии ритуальной чистоты. Для того, чтобы сделать мужчине такой подарок, надо знать определенный размер. Мусульманские мужские костюмы по Сунне Подобные костюмы представляют собой рубашку, доходящую до щиколоток и брюки свободного покроя. Сегодня их шьют не только в восточных странах, хотя для России они все еще считаются чем-то диковинным. Прежде чем сделать мужчине-мусульманину такой подарок, необходимо знать его конкретные размеры, проверить качество изделия и ткани.

ИДЕЯ ВТОРАЯ - РИТУАЛЬНАЯ

Коврик для намаза Коврики для намаза, их еще называют намазлыки , изготовлены из самого разного материала, представлены в разных размерах и в любом качестве. Более мягкие и плотные коврики (они же являются более дорогостоящими) как правило, преподносятся мусульманам почтенного возраста. Оптимальный выбор – дорожный коврик в подарок, который идет в комплекте с чехлами - их удобно брать с собой в дорогу, они компакты и просты в уходе. Четки или Тасбих Ассортимент четок сегодня в продаже просто огромен, они могут быть выполнены из разной древесины (можжевеловой, оливковой, сандаловой и др.), помимо этого четки бывают ароматические, и пластмассовые различных расцветок и размеров. Зерна четок тоже различаются по размерам, количеству и форме. Зачастую четки украшаются кисточками. Если вы хотите сделать оригинальный подарок, то выбирайте четки, выполненные из необычных материалов, например из металла, либо слоновой кости, либо удивительного оттенка. Подставка под Коран Для мусульман большое значение имеет Коран и то место, где священная книга должна находиться. Можно вручить мусульманину и сам Коран, но для этого надо ознакомиться с канонами обращения с этой Книгой. Если говорить о подставки под Коран, то этот подарок достаточно легок в обращении. Это пюпитр, сделанный из дерева, как правило, красиво декорированный национальным узором.

ИДЕЯ ТРЕТЬЯ - УКРАШАТЕЛЬНАЯ

Перстни для мужчин Есть мужчины-мусульмане, которым нравится украшать свои пальцы перстнями. Главное учтите, что мусульманам не разрешается носить золото, поэтому перстни должны быть изготовлены из любого другого металла. Бывают перстни с изображением исламских символов, например, полумесяца.

ИДЕЯ ЧЕТВЕРТАЯ - СЛАДКАЯ

Все мы любим сладкое, а многие мужчины предпочитают лакомиться шоколадом даже больше женщин. Мужчины – мусульмане не исключение. Компания Конфаэль создала коллекцию шоколада специально для мусульман, которая так и называется, «Мусульманская». Что-то из нее может стать прекрасным подарком мужчине-мусульманину, который является почитателем высококачественного шоколада.

ИДЕЯ ПЯТАЯ - АРОМАТНАЯ

Миск Миски - это исламская парфюмерия , которая наиболее популярна у мужчин мусульман. По Корану им рекомендуется умащаться благовониями, перед тем как совершить пятничный намаз. Впрочем, для применения миска повод не нужен. Необычность данной продукции в том, что в ее составе нет спирта. Миски бывают разными, некоторые из них продаются в подарочной упаковке, по объему и качеству они также отличаются. Естественно, самый качественный аромат не выдыхается длительное время.

ИДЕЯ ШЕСТАЯ - ОРИГИНАЛЬНАЯ

Можно отойти от стереотипов, и сделать оригинальный подарок мужчине-мусульманину. Альбом с фотографиями мечетей Найдите, сделайте сами или распечатайте из интернета несколько фотоснимков различных мечетей. Разместите их в небольшом фотоальбоме с определенными надписями времени и места сделанной фотографии, к тому же можно добавить в ваш подарок комментарии, касающиеся истории сооружения, предварительно собрав информацию о нем, - и ваш необычный и по-настоящему дорогой презент готов. Футболка с надписью «Ас-саляму алейкум!» Можно подарить мусульманину футболку, но не обыкновенную, а с сделанной на ней традиционной мусульманской надписью «Ас-саляму алейкум!» - «Мир вам!». Сегодня существует множество компаний, которые сделают любую надпись на любой одежде по вашему заказу. Рисунок мечети, выполненный вашим ребенком Можно, например, совместить приятное с полезным, дайте вашему чаду задание – изобразить мечеть, предварительно увиденную им в реальности либо на картинке. Этот уникальный рисунок будет замечательным презентом семье мусульман. Значок с именем мусульманина, написанный на арабском языке Проконсультируйтесь у профессионалов, как будет верно на арабском языке написать имя получателя подарка. Далее обратитесь в компанию, которая производит значки, и предложите им полученную надпись. Подобный подарок будет приятным сюрпризом для родственника друга или коллеги.

Что нельзя дарить мужчине-мусульманину?

Спиртные напитки – последователям Ислама не разрешается изготавливать употреблять, но также, продавать и дарить спиртное, поэтому ваш подарок может быть воспринятым как оскорбление. Продукция с эротическим содержанием – эти предметы обычно демонстрируют интимные части тела, любоваться которыми в Исламе разрешается лишь супругам поэтому подобный подарок оскорбит мужчину-мусульманина. Шелковые изделия и золотые украшения – последователям Ислама нельзя носить шелк и золото, поэтому ваш подарок вряд ли оценит. Скульптуры и статуэтки с изображением животных, людей, живых существ – изображения людей, а тем более идолов под запретом в Исламе, поэтому ваш подарок может быть убран в долгий ящик или вовсе не принят.

Какой бы подарок мужчине-мусульманину вы не выбрали, главное, делать это от чистого сердца, ведь такие подарки ценятся людьми любого вероисповедания. А помня основные принципы мусульманской веры, вы угодите с подарком даже самому истовому мусульманину.

О ношении головного убора мужчинами

«Покрытие головы считается украшением лишь среди тех мусульман, которые не поддались влиянию иноверческих обычаев » (шейх аль-Албани)

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик Кавказа, является ношение мужчинами головного убора. У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. На этой почве возникает «конфликт отцов и детей», вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. Данная статья обращена, прежде всего, к тем мусульманам, которые желают возродить Сунну, стремятся следовать ей и готовы прислушаться к мнению авторитетных ученых. В первой части статьи разбирается вопрос, связанный с желательностью покрытия мужчинами головы при совершении намаза, а во второй части - с ношением мужчинами головного убора за пределами дома.

1. О покрытии мужчинами головы во время намаза

Всевышний Аллах сказал: «» (сура «аль-Араф», аят 31).

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Что касается украшения для молитвы, то это больше, чем просто прикрытие аурата (аурат — части тела, которые должны скрывать от посторонних глаз мужчины и женщины - прим. Д.Х.). Основа в этом (т. е. в украшении для молитвы - прим. Д.Х.) - Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. Что касается Корана, то об этом свидетельствуют Слова Безупречного и Всевышнего Аллаха: « Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети «… Каждое место, где совершаются земные поклоны, является мечетью» («Шарх ‘Умдат аль-Фикх», стр. 258-259).

Из достоверной Сунны известно, что этот аят был ниспослан о людях, которые совершали обход Каабы обнаженными. Как указывает Ибн Касир и другие толкователи Корана под словом «украшения » в данном аяте подразумевается одежда. Приведя соответствующие хадисы, Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: «Исходя из данного аята и толкования его смысла, которое передается в хадисах, украшение себя для молитвы является частью Сунны, особенно в пятничный и праздничные дни. В частности, к подобному украшению относится умащение благовониями, использование зубочистки (сивак ) и облачение в одежду белого цвета, ибо такая одежда является наилучшей…».

Хусейн ибн ‘Аура аль-‘Авейша, составитель 7-томной «Популярной энциклопедии по фикху» и ученик шейха аль-Албани, вопрошает: «Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?» («аль-Мавсуа аль-фикхия аль-муйассара», том 1, стр. 415).

Как указал другой ученик шейха аль-Албани, Машхур ибн Хасан Аль Салман в своей книге «Ясное слово об ошибках молящихся» («аль-Кауль аль-мубин фи ахта аль-мусаллин»): «Молящемуся желательно облачиться в самую лучшую одежду, которая подобает для совершения намаза, в том числе надев чалму, калансуву (небольшая шапочка, надеваемая под чалму — прим. Д.Х.), такыю (вид тюбетейки — прим. Д.Х.) или другой головной убор, который человек привык носить» (стр. 56). Обнажение мужчинами головы без уважительной причины нежелательно (макрух ). Особенно это касается обязательной молитвы и тем более при совершении коллективного намаза» («Фетвы» Мухаммада Рашид Рида, (5/1849), «ас-Сунан ва аль-Мубтада‘ат» (стр. 69)».

Далее шейх Машхур ибн Хасан пишет: «В Сунне нет подтверждения тому, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился с непокрытой головой, за исключением состояния ихрама. Несмотря на многочисленность сообщений о словах и действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, среди них нет ни одного, где передавалось бы, что он молился без чалмы. Тот, кто заявляет об обратном, должен привести шариатское доказательство (См. «ад-Дин аль-Халис» (3/214) и «аль-Аджвиба ан-Нафиа ‘ан аль-Масаиль аль-Вакиа (стр. 110). Вместе с тем необходимо отметить, что совершение мужчиной молитвы с непокрытой головой лишь нежелательно (макрух ). В противном случае она действительна, о чем сказал аль-Багави и другие ученые (см. «аль-Маджму», 2/51). Поэтому неправильно, когда люди отказываются совершать молитву позади имама, у которого не покрыта голова. Хотя, действительно, имам — самый первый из молящихся, кто должен соблюдать условия совершенства и полноты молитвы, а также поступать в соответствии с Сунной пророка, мир ему и благословения Аллаха, твердо придерживаясь ее» («Ясное слово об ошибках молящихся», стр. 57-58).

Более подробно вопрос о желательности покрытия мужчинами головы во время намаза разобрал в своих трудах выдающийся мухаддис нашего времени, шейх аль-Албани: «Я считаю, что совершать молитву с непокрытой головой — нежелательно (макрух ). Этот вывод вполне допустим, поскольку мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис: «Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» («Тамам аль-Минна», стр. 164).

Шейх аль-Албани имел в виду хадис, в котором сказано: «Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то пусть наденет две одежды, ибо, воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались» (ат-Тахави, ат-Табарани, аль-Байхаки. Хороший хадис. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», № 1369).

Указав на слабость цепочки передатчиков хадиса, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда снимал калансуву и ставил ее перед собой в качестве преграды (сутра ), шейх аль-Албани пишет: «Даже если допустить, что этот хадис достоверен, он вовсе не указывает на обнажение головы [во время намаза], поскольку его внешний смысл свидетельствует о другой причине такого поступка: он делал так потому, что ему было трудно найти предмет, которым он мог бы огородиться, поскольку брать преграду для намаза важнее [,чем молиться с непокрытой головой] ввиду множества хадисов, передающихся на эту тему… Это – спонтанно возникшее обстоятельство, которое не может указывать на дозволенность, поскольку оно противоречит исламскому обычаю, описанному прежде, и данный хадис не может быть использован в качестве довода, разрешающего совершать молитву с непокрытой головой. Что же касается довода некоторых наших братьев из «Ансар ас-Сунна» («Помощники Сунны») в Египте, которые указывают на дозволенность молиться с непокрытой головой по аналогии с паломником во время хаджа, то это одна из самых несостоятельных аналогий, виденных мной от тех братьев! Как можно вообще проводить такую аналогию?! Запрет паломнику, находящемуся в состоянии ихрама, покрывать голову – это исламский обряд, который относится только к церемониям хаджа и больше ни к какому другому виду поклонения. Если бы вышеупомянутая аналогия была правильной, то из этого следовал бы вывод об обязательности совершения намаза с непокрытой головой, ведь во время хаджа обязательно обнажать голову. От этой привязки невозможно избавиться, кроме как отказавшись от вышеприведенной аналогии, и, возможно, они так и поступят» («Тамам аль-Минна», стр. 164-165).

Кроме того, шейх аль-Албани пишет: «Из жизнеописания пророка, мир ему и благословения Аллаха, известно, что он носил чалму либо калансуву. Так же поступали и его сподвижники. И если бы он, мир ему и благословения Аллаха, помолившись в одной одежде, совершил намаз с непокрытой головой, то об этом непременно упомянул бы рассказчик этого хадиса…Тем самым установлено, что к руководству пророка, мир ему и благословения Аллаха, относится совершение намаза с покрытой головой, а ведь он, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Молитесь так же, как на ваших глазах молился я». Самый меньший вывод, который можно сделать из совокупности действий и приказов пророка, мир ему и благословения Аллаха, заключается в желательности [совершения намаза с покрытой головой] и нежелательности обратного. Этот вывод также подкрепляется велением пророка, мир ему и благословения Аллаха, иногда совершать намаз в обуви, чтобы тем самым отличаться от иудеев. Из данного суждения по аналогии и общего смысла шариатских текстов, запрещающих походить на неверующих, особенно в делах поклонения, следует вывод о нежелательности совершать намаз с непокрытой головой, ибо в этом есть схожесть с христианами, которые, как известно, совершают поклонение, не покрыв голову. Так неужели веление отличаться от неверующих, касающееся ног (т.е. совершения намаза в обуви — прим. Д.Х.), сильнее отличия, касающегося головы (т.е. совершения намаза с покрытой головой — прим. Д.Х.)?!» (первоисточник (асль) книги «Описание намаза пророка», стр. 166).

Таким образом, совершение намаза, покрыв голову, крайне желательно, соответствует Сунне, а также адатам праведных предшественников из первых поколений мусульман. При чем не имеет значения, идет ли речь о чалме, тюбетейке, феске и т. д.

Например, шейх Ибн Баз сказал: «Если ношение чалмы является адатом, то молиться в ней лучше, чем с непокрытой головой, особенно при совершении намаза с людьми, ибо Великий и Всемогущий Аллах сказал: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети » (сура «аль-Араф», аят 31), — а она (т. е. чалма -прим. Д.Х.) относится к украшениям» («Сборник фетв шейха Ибн База», 10/406).

Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: «Если какой-то народ считает, что покрытие головы относится к украшениям, то лучше так и поступать…Достоверно установлено, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился в чалме, а чалма является головным убором» («Шарх аль-Мумти», 2/166).

Примечательно, что свой ответ шейх Ибн Усеймин начал с предания от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, которое напрямую связано с нашей второй темой:

2. О ношении мужчинами головного убора за пределами дома.

Передается, что Ибн Умар спросил своего вольноотпущенника Нафи’: «Выходишь ли ты к людям с непокрытой головой?» Тот ответил: «Нет» Тогда Ибн Умар сказал: «А Великий и Всемогущий Аллах имеет больше прав на то, чтобы Его стыдились».

В сборниках хадисов можно встретить много сообщений, в которых передается о ношении головного убора пророком, мир ему и благословения Аллаха, и его сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари, например, передается, что когда Абдуллах ибн Атик сломал ногу, выполняя поручение пророка, мир ему и благословения Аллаха, он перевязал ее чалмой. А Абу Дауд даже озаглавил один из разделов своего сборника «ас-Сунан»: «Глава о чалмах».

В этой связи уместно упомянуть предание об Абдуллахе ибн Умаре, да будет доволен ими обоими Аллах, который, как известно, отличался особой приверженностью Сунне, в том числе и во внешнем виде: «Передают со слов Абдуллаха ибн Динара, что (как-то раз) на пути в Мекку один бедуин встретил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и Абдуллах ибн Умар обратился к нему с приветствиями, посадил его на своего осла и отдал ему чалму, которую он носил сам. Ибн Динар сказал: «И тогда мы сказали ему: «Да вразумит тебя Аллах, ведь это же бедуины, которые довольствуются и малым!» На это Абдуллах ибн Умар ответил: «Поистине, отца этого (человека) любил Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Динара и приводимой Муслимом, сообщается, что «когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил: «Не ты ли такой-то, сын такого-то?» Тот ответил: «Да», — и тогда он отдал ему своего осла, сказав: «Садись на него», — а также свою чалму со словами: «Повяжи свою голову этим». Некоторые из его спутников стали говорить: «Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!» В ответ им он сказал: «Воистину, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти», — а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах».

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, пишет: «У пророка, мир ему и благословения Аллаха, была чалма, называвшаяся «ас-Сахаб» («Облакоподобная»), которую он повязывал высоко. Он носил ее, а под ней — калансуву. Иногда он носил калансуву без чалмы, а иногда — чалму без калансувы» («Заад аль-Маад», глава «Об одежде пророка, мир ему и благословения Аллаха», стр. 130).

Одним из доводов в пользу того, что обычаем праведных предшественников во главе с пророком, мир ему и благословения Аллаха, было покрывать голову, является дозволение обтирать (масх) головной убор подобно тому, как дозволено обтирать носки. На эту тему передается много сообщений. В качестве примера достаточно привести следующий хадис: «Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, отправил военную экспедицию, и людей застал холод. Когда они прибыли к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, он велел им обтирать головные уборы (‘асаиб) и носки (тасахин)» (Абу Дауд, Ахмад и др. Достоверный хадис, см. «Сахих Аби Дауд», 133) . В толковом словаре «ан-Нихая» сказано: «Асаиб — это все, чем можно обмотать голову: чалма, платок, тряпка и т.д.».

Читая исторические хроники и предания, приходишь к выводу, что чем сильнее были мусульмане, тем меньше они подвергались влиянию иных общин. Более того, величие ислама было столь велико, что существовала опасность перенимания иноверцами обычаев мусульман, а не наоборот! При чем это касалось всего, в том числе и внешнего вида. Для подкрепления данного тезиса приведем несколько примеров:

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Масрук ибн Абдуррахман ибн Утба передал: «Когда Умар заключил мирное соглашение с христианами в Шаме он записал в договоре следующие условия: «…и пусть они (т.е. христиане — прим. Д.Х.) ни в чем не походят в своей одежде на мусульман: ни калансувой, ни чалмой, ни обувью….» («Маджму аль-Фатава», том 28, стр. 652). Шейх аль-Ислам также сказал: «Как указали ученые, правитель (имам) должен заставлять зиммиев (людей Писания, живущих на территории Ислама под защитой мусульман — прим. Д.Х.) отличаться от мусульман в одежде, обрядах, именах, верховых животных, чтобы они носили одежду, не схожую с одеянием мусульман…». Перечислив особенности отличия в одежде, Ибн Теймия далее сказал: «Эти условия, сформулированные Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, не переставали возрождать те правители, которых Всевышний Аллах наставил на истину. Как, например, Умар ибн Абд аль-Азиз, да будет милостив к нему Аллах, во время своего халифата…Харун ар-Рашид, Джафар аль-Мутаваккиль и другие» («Маджму аль-Фатава», том 28, стр. 655).

До нас дошли распоряжения праведных правителей, о которых упомянул Ибн Теймия. Так, Абу Йусуф цитирует одно из посланий Умара ибн Абд аль-Азиза своему наместнику, в котором, в частности, сказано: «И пусть христианин не носит кабы (вид калансувы — прим. Д.Х.) и не одевается в шелковые одежды и не носит тюрбана, а между тем мне говорили, что многие из находящихся в твоем окружении христиан опять стали носить тюрбаны, перестали повязывать свой стан поясами, стали отпускать волосы на голове спереди и с боков, со стороны ушей, и перестали их стричь» («Китаб аль-Харадж», перевод, издательство «Петербургское востоковедение», 2001, стр. 227).

Что касается Харуна ар-Рашида, то в наставлении халифу верховный судья Багдада Абу Йусуф пишет: «Затем следует отдать распоряжение, чтобы ни одному из зиммиев не разрешалось подражать мусульманам ни одеждой, ни верховым животным, ни внешним видом, затем с них нужно требовать: чтобы они опоясывались поясами зуннар, наподобие грубой веревки, которой каждый из них должен повязывать середину туловища; чтобы колпаки у них были стеганые, чтобы седельная лука вместо обычной шишки была украшена чем-то вроде деревянного граната, чтобы их сандалии были снабжены двойными ремешками и чтобы они [вообще] не держали себя наподобие мусульман, а женщинам зиммиев надо запрещать ездить на кожаных седлах без дерева… Прикажи же, [о повелитель правоверных,] назначенным тобою на месте должностным лицам, чтобы они заставляли зиммиев соблюдать указанный внешний вид, точно так же ведь и Умар ибн аль-Хаттаб приказал своим наместникам заставлять зиммиев соблюдать такой внешний вид, чтобы, как он говорил, их по внешнему виду можно было отличить от мусульман». («Китаб аль-Харадж», стр. 226).

Наконец, что касается халифа Джафара аль-Мутаваккиля, при котором завершилась михна (репрессии властей в отношении исламских богословов, отказывавшихся признавать тезис о сотворенности Корана - прим. Д.Х,), был освобожден из заточения имам Ахмад ибн Ханбаль и восторжествовала Сунна, то сразу же по восшествии на престол он издал указ (850 г.), в котором зиммиям предписывалось опоясываться кушаками зуннар, носить одежду медового цвета и пришивать пуговицы на калансувы.

На основании исторических преданий можно сделать и обратный вывод: чем порочнее правитель, тем сильнее он будет бороться с проявлениями Сунны, включая внешний вид и одежду. Вспомните, к примеру, одного из величайших нечестивцев XX века, правителя Турции Мустафу Кемаля, прозвавшего себя Ататюрком («отцом турок»), хотя сам он к туркам не имел никакого отношения: его отец был иудеем из каббалистической секты дёнме, а мать — македонкой. О его злодеяниях хорошо известно. Однако, что касается нашей темы, то примечателен его указ “О реформе головных уборов и одежды” от 25 ноября 1925 года. После введения в Турции европейского костюма, в частности, была отменена феска. В результате, благодаря Ататюрку, преклонявшемуся во всем перед Западом, население целой страны в буквальном смысле «опростоволосилось» .

Подытожить же данную тему хотелось бы словами шейха аль-Албани, который очень точно подметил: «К обычаям внешнего вида праведных предшественников не относилась привычка обнажать голову, расхаживать так по улицам, заходить в подобном виде в места поклонения. Наоборот, это — иноземный обычай (адат), который незаметно просочился во многие исламские земли, когда их захватили неверующие, принеся туда свои порочные обычаи. Мусульмане стали подражать обычаям неверующих, в результате чего они утратили свою исламскую идентичность». («Тамам аль-Минна», стр. 164).