Что поиграть перед сном. Давай устроим детям праздник! Игра "Волшебный мешок"

Многие дети очень неохотно ложатся спать, даже если устали и у них слипаются глаза. Они упорно этому сопротивляются, боясь пропустить что-нибудь интересное. Однако приятный вечерний ритуал может помочь им успокоиться и приготовиться ко сну, и ваш ребенок будет с нетерпением ждать момента, когда он сможет провести несколько счастливых минут, получая от вас теплоту и внимание. Для взрослых это тоже будут приятные и радостные минуты, когда можно посекретничать и выразить свои чувства.

Прежде чем выключить свет и уложить ребенка спать, уделите ему немного времени и сделайте так, чтобы вам никто не мешал. Это поможет малышу полнее ощутить вашу любовь и заботу.

К детям, которые обычно засыпают с трудом, нужен особый подход. Укладывайте их спать одним и тем же способом. Например, ласково потирайте ребенку спинку или, легка касаясь пальцами, поглаживайте личико, при этом повторяйте одно и тоже стихотворение, хотя бы такое:

Дети, звери и игрушки -
Все мечтают о подушке,
Если днем устали очень,
Добрых снов, спокойной ночи!

УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ РЕБЕНКУ ЗАСНУЬ

Постарайтесь сделать так, чтобы время, когда вы готовите малыша ко сну, было приятным и для вас. Поставьте около детской кроватки удобное кресло - лучше всего подойдет большое кресло-качалка. Эта немаловажная деталь сделает ваше общение с ребенком более непринужденным.

Если день был тяжелый и вы слишком устали для того, чтобы играть, уединитесь ненадолго у себя в спальне. Ваши мысли должны быть свободны от забот, а все мышцы расслаблены. Постепенно начинайте глубоко дышать и сосредоточьтесь на том, что вам предстоит провести с ребенком несколько минут, которые доставят вам истинное удовольствие. Постарайтесь удержать этот образ в своем воображении. Посмотрите, удастся ли вам избавиться от усталости.

Волшебный ковер

Выберите в комнате место, где было бы удобно рассказывать забавные истории. Положите там коврик из ванной или маленький плед и назовите его «волшебным ковром». Сядьте на него вместе с ребенком.

Пусть малыш закроет глаза и представит, что он отправляется в страну чудес. Конечно, он должен быть одним из героев сказки. Начните со слов: «Сегодня вечером наш ковер-самолет полетит…» После этого ребенок продолжает фразу, выбирая место, куда направится волшебный ковер. Это может быть Диснейленд, Африка, Марс или зоопарк. Пусть ребенок сам фантазирует (вы помогаете, только когда это необходимо).

Продолжайте «путешествовать» до тех пор, пока малыш не успокоится. Сделайте так, чтобы волшебный ковер, возвратившись, опустился прямо в кровать, а затем сверните его до следующего вечернего путешествия.

Совет рассказчику

Лучший способ стимулировать творческое воображение ребенка - относиться внимательно ко всему, что он говорит. Восхищайтесь героями сказок, которых он сам создал в своем воображении, и не будьте слишком строги к ним. Не удивляйтесь, если рассказ зайдет за границы здравого смысла.

«Баю-баю»

Самый лучший способ помочь ребенку заснуть - тихо напевать какую-нибудь колыбельную песню. Выберите мелодию и напевайте ее каждый вечер перед сном в течение недели. Пусть малыш тихонько, без слов подпевает вам. И когда он начнет засыпать, вы осторожно уходите из спальни, продолжая напевать. Ваш репертуар может включать в себя традиционные колыбельные, современные песни о любви или народные мелодии. Ребенок может сам предложить песню из тех, которые разучивает в школе или в детском саду.

Как расслабиться

Если вы чувствуете, что ребенок перевозбужден, попытайтесь успокоить его, расслабляя тело малыша. Для этого предложите ему лечь на кровать, приняв удобную позу, и закрыть глаза. Объясните, что он должен слушать и выполнять все, что вы говорите. Затем мягким, спокойным голосом скажите, чтобы он постарался расслабить каждую часть своего тела: «Расслабь пальцы ног: чувствуешь, что им стало приятно?» Подождите несколько секунд, а затем скажите, чтобы он постепенно расслабил ступни, полностью все мышцы ног, ладони и руки. Сделайте паузу на несколько секунд и продолжайте давать команды - расслабить плечи, шею и, наконец, голову. После этого велите малышу полностью расслабиться, успокоиться и думать о чем-нибудь приятном и хорошем. Теперь ласково положите руки ему на лоб и объясните, что расслабиться можно в любой момент, принимая удобную позу и мысленно достигая этого состояния.

Вечерний дневник

Для этого занятия подойдет блокнот, записная книжка в переплете или просто листы бумаги.
Вместе с ребенком записывайте, какие примечательные события произошли в этот день. Спросите, что ему особенно запомнилось, и запишите. Некоторые дети будут с удовольствием долго и подробно рассказывать о том, что им хотелось бы записать. Другим потребуются наводящие вопросы: что тебе понравилось сегодня больше всего? Тебя что-нибудь расстроило? Ты хочешь завтра опять этим заняться? Вспомни какой-нибудь забавный случай. Расскажи, что нового ты узнал сегодня. Тебе это было интересно? Что ты хотел бы записать в дневник?

Поговорим о животных

Выключив свет, попросите малыша рассказать о том, как он провел день. Попробуйте задать ему такой вопрос: «Как ты думаешь, этот день похож на какое-нибудь животное?» И если последует положительный ответ, то попросите назвать это животное. Эта игра дает прекрасную возможность подробно поговорить с ребенком о животном мире. Вы получите большое удовольствие, рассуждая с ним о разных птицах, зверях и насекомых. Жаркий и долгий летний день, оказывается, можно сравнить с медлительной черепахой, а день, заполненный заботами, суетой, спешкой, - с обезьяной, ящерицей или лисицей. Сначала вы должны сами сказать, кого напоминает прожитый вами день, например: «Я сегодня трудился, как муравей, и очень устал». Затем спросите малыша: «А на кого был похож день у тебя?»

Пространственное восприятие

Изготовьте панно, приклеив большой кусок однотонной фланели на картон. Из разноцветного фетра вырежьте разнообразные фигуры. Например, несколько больших, средних и маленьких квадратов; синих, красных и желтых треугольников. Кроме того, вырежьте длинную полоску из черной фланели.

Пусть ваш ребенок красиво оформит конверт, папку или коробку для хранения этих предметов. Держите конверт в спальне, и когда наступит вечер, поиграйте с ними. Вот несколько вариантов игры. По очереди располагайте фигуры сверху и снизу черной полосы: в один из вечеров разложите их по размеру, в следующий раз - по цвету. Попросите ребенка найти самый большой красный треугольник и поместить его над черной линией. Затем вы, по просьбе ребенка, кладете самый маленький треугольник над полосой. Или так: найдя самый большой прямоугольник, ребенок должен разместить внутри него самый маленький кружок. На следующий вечер можно разложить фигурки по цвету или форме. Во время игры старайтесь использовать сравнения при описании предметов. Употребляйте такие слова, как «большой», «огромный», «гигантский»; «меньше чем…», «больше чем…», «такой же, как…»

Ищем букву

Чтобы внести разнообразие в эту игру, используйте печатные буквы. Их можно купить, или сделать из фланели, или написать на большом листе бумаги - по нескольку одинаковых букв. Тогда можно предложить ребенку задание найти, например, все буквы «М». При этом заметьте, сколько времени ему потребуется на поиск. Найдя буквы, он может сосчитать их. Если буквы нарисованы на листе бумаги, обведите их кружками.

Рассказ об игрушке

У большинства детей есть игрушечные животные. Ложась спать, малыш чувствует себя в безопасности, если рядом с ним лежит любимая кукла или зверюшка. Поэтому сделайте одну из игрушек главным персонажем вечерней сказки. Пусть ребенок сам выберет, какую захочет, и расскажет о ней историю. Только нужно обязательно помочь малышу.

Начните рассказ, а затем предложите ему продолжить. Например: «Жил был лев по имени… Лев жил в… Он очень любил есть…» Теперь спросите: «Как ты думаешь, кто был его другом?» Это позволит пробудить воображение и фантазию ребенка. Поинтересуйтесь, где лев любил гулять, о чем он думал, просыпаясь по утрам, и т. д. Постарайтесь понять все, о чем хочет сказать ребенок, и помогите ему сочинить интересную историю.

Почитаем вместе

Все родители знают, какую важную роль в развитии ребенка играет чтение. Это занятие традиционное, но оно во все времена увлекало детей. Исследования показали, что ребенок, которому много читают, быстрее начинает читать самостоятельно. Некоторые дети любят снова и снова возвращаться к одной и той же книге. Другие предпочитают разнообразие.

Если ваш ребенок постигает грамоту, старайтесь читать с ним по очереди одну и ту же книгу. Выбирайте по мере возможности хорошую детскую литературу - советуйтесь с библиотекарем, педагогом или просматривайте проспекты и другие информационные источники о лучших книгах для детей. Необходимо подбирать издания, соответствующие возрасту ребенка, хорошо написанные и красочно оформленные. Такая литература стимулирует воображение ребенка, и, если книга действительно интересная, она доставит удовольствие и вам.

Когда малыш начнет уже читать сам, не прекращайте читать ему вслух. Даже дети, которые уже хорошо овладели грамотой, любят, когда им читают перед сном. Если ребенок, увлекаясь, не может остановиться, тогда заранее вложите закладку на несколько страниц вперед и заканчивайте чтение, когда дойдете до этого места.

Супер-герой

Конечно, чтение вслух, рассказы и придумывание всякого рода историй перед сном доставляют ребенку огромное удовольствие. Вот один из способов, как рассказывать сказки, чтобы ребенок почувствовал к ним особый интерес. Придумайте рассказ, героем которого, конечно, должен быть ваш ребенок. Он решает все сложные задачи и находит выход из любого положения. Например, после многочисленных причудливых поворотов сюжета ваш рассказ приблизился к моменту, когда «Маленький львенок потерялся; он жалобно скулит, не зная, куда идти, сворачивается клубочком на земле и вот-вот заплачет. Как вдруг появляется… Салли. Салли пришла, чтобы выручить его. Только она знает, что делать».

Мой календарь

Если у вас на кухне висит календарь, где отмечаются важные события в жизни семьи, или просто есть записная книжка, без которой не обойтись, ребенок, подражая вам, непременно захочет завести свой календарь. Возьмите для этого бумажные карточки, проколите дырки в уголках и скрепите их металлическим кольцом или веревочкой. Проставьте на каждой карточке с одной стороны число - от 1 до 28, 30 или 31, в зависимости от месяца. Каждый вечер вы или ребенок должны рисовать на обратной стороне карточки картинку, изображающую какой-то эпизод проведенного вами дня. Обсудите с ребенком, как у него прошел день и выберите событие, которое можно изобразить на бумаге. Пролистайте календарь заранее и отметьте в нем наиболее важные дела, которые вас ждут в течение недели или месяца. Можно оставлять в нем записки друг другу: «Мама, вспомни про воздушные шары», «Андрей, не забудь убрать постель».

Знаешь ли ты, что я чувствую?

Время перед сном - самый удобный момент для доверительного, задушевного разговора. Раскрываясь друг перед другом, вы сможете узнать, совпадают ли чувства, которые овладевают вами и вашим ребенком, в определенной жизненной ситуации. Можно задавать вопросы общего характера, например: «Что ты чувствуешь, когда встречаешься с чем-либо неприятным? Что ты испытываешь, если твой друг поступает нечестно?» Вопросы могут быть и более конкретными: «Что ты почувствовал, когда сегодня утром мы встретили доктора?», «Что ты подумал, когда за обедом папа рассердился на Сашу?»

Разговор должен начать взрослый и при этом быть искренним. Тогда и ребенок будет говорить откровенно и сможет понять, что взрослые также способны переживать.

Как только вы освоите эту игру, вам станет легче справляться с неприятными ситуациями, а малыша она научит общаться с другими людьми и делиться своими чувствами. Наконец, вы многое узнаете о своем ребенке.

Внимание: никогда не указывайте ребенку, как нужно или как не нужно относиться к тому или иному событию, или что он неверно называет те чувства, которые испытывает. Если ребенок говорит: «Я схожу с ума», а вы считаете, что он просто испугался, можно сказать: «А я, попав в такую ситуацию первый раз, не сходил с ума, я просто боялся». Если вы хотите сохранить с ним доверительные и близкие отношения, никогда не говорите: «Ты не сошел с ума, а просто боишься».

Друзья на картинке

Если вы собираетесь уйти из дому на целый день, попросите ребенка просмотреть старые журналы (которые вам не нужны) и найти в них картинки с детьми или животными. Пусть кто-нибудь поможет ему вырезать их и приклеить на лист плотной бумаги. Вечером, перед сном, поговорите с ребенком об этих картинках. Посоветуйте ему придумать животному или человеку имя, семью, друзей, любимые игры, любимую еду.

Соберите коллекцию таких картинок, и пусть малыш выберет из них ту, о которой он хотел бы поговорить этим вечером. Можно познакомить один персонаж с другим.

Воспоминания

Дети, как правило, любят слушать разные истории из жизни своих родителей, братьев и сестер. Как-нибудь вечером откройте старый семейный альбом и расскажите ребенку, кто это снят на фотографиях, где и при каких обстоятельствах сделаны те или иные снимки.

Игра теней

Эта игра основана на активном использовании света и тени. В нее с удовольствием играют и взрослые и дети. Подвесьте в центре комнаты лист бумаги. Выключите свет и осветите фонариком лист с задней стороны. В это же время кто-нибудь должен шевелить пальцами и руками между листом бумаги и фонариком, проецируя на бумагу тень. Те, кто сидит перед «экраном», должны понять, на что похожи тени, и рассказать какую-нибудь историю. В эту игру лучше всего играть вечером в выходные дни, когда к вам в гости приезжают родственники и друзья.

Массаж

По вечерам можно беседовать с ребенком, обсуждать события дня, читать, секретничать. Однако бывает, что малышу недостаточно такого общения - он хочет чувствовать ваше прикосновение. Мягкий, ласковый массаж поможет ему успокоиться и заснуть. Что может быть приятнее нежного поглаживания спины, особенно если при этом еще и рассказывают сказку или тихо напевают песенку.

Если малыш перевозбужден, начните массаж со ступней (если только он не боится щекотки), предложив ему расслабиться и закрыть глазки. Помассируйте ноги в области икры, после чего у него должны расслабиться мышцы ног, а затем то же самое проделайте с руками малыша. Потом попросите его расслабить плечи и мягко их помассируйте. По завершении перейдите к шее и, наконец, к голове.

Делайте это при слабом освещении, очень спокойно, говорите монотонным голосом или тихонько напевайте, и вы увидите, поможет ли это вашему ребенку заснуть.

Организм малыша очень восприимчив к воздействиям окружающей среды. Пространство, в котором находится ребенок, состоит из новых для него запахов, звуков, разнообразных зрительных стимулов. Иногда в течение дня происходит перенасыщение малыша раздражителями извне, что нередко приводит к его перевозбуждению.

Игры перед сном

Для более спокойного перехода ребенка от состояния бодрствования к состоянию покоя следует подобрать спокойные тихие игры. Большую пользу приносят ежевечерние ритуалы, повторяющиеся день за днем в одно и то же время. Это могут быть гигиенические процедуры, чтение книг, расслабляющий массаж, пожелание доброй ночи всем членам семьи. Соблюдение определенных традиций дает малышу ощущение надежности, постоянства. Ритуалы помогают ребенку успокоиться, настроиться на нужную волну. Игры перед сном тоже можно включить в ежедневный обиход. Тихая история (3–6 месяцев) Когда такой кроха ощущает близость мамы, ее тепло, он уже успокаивается. А уж если она придумает, как его немного развлечь, счастью вообще не будет предела.
  • Рассматриваем картинки. Возьмите книжку с понятными картинками. Рассматривайте вместе с крохой иллюстрации, расскажите немного о каждой из них, четко проговаривайте названия изображенных предметов и животных.
  • «Пошепчемся?» Возьмите малыша на руки и, склонившись над ним, тихо пошепчите ему что-нибудь на ушко. Это могут быть строчки любимой песенки, стихотворение или просто ласковые слова, которыми вы обычно называете кроху. Такое общение успокоит ребенка.
  • «Театр теней». Включите в детской комнате ночник и поверните его так, чтобы он освещал часть стены напротив кроватки. Положите малыша в кровать, а сами при помощи рук, пальцев создайте подвижные причудливые фигуры-тени на стене. Определенным образом сложив пальцы, сделайте зайчика и изобразите, как он прыгает, а потом уточку, и покажите крохе, как она крякает, собачку – как она лает, и т.д. Эта завораживающая игра в полумраке настроит малыша на отдых.
  • Мамина колыбельная. Ласково поглаживайте ребенку спинку или, слегка касаясь пальцами, – личико, при этом повторяйте одно и то же стихотворение или напевайте колыбельную:

Котик песенку поет
В уголке у печки...
Мой сыночек спать идет,
Догорели свечки.
Котик песенку поет,
Ждет сынка кроватка!
Скоро мальчик мой уснет
На кроватке сладко.
Баю, баю, баю, бай,
Ты, собаченька, не лай,
Мою дочку не пугай!
И в дудочек не гуди,
До утра не разбуди!
А приди к нам ночевать,
В люльке дочку качать.

  • Вечерний театр (6–9 месяцев) К этому возрасту малыш в состоянии удерживать внимание более 3–4 минут, наблюдая за предметами. В преддверии сна можно рассказать и показать ему сказку. Сделайте показ небольшого по продолжительности кукольного представления ежевечерним ритуалом.
  • «Сказка к нам приходит». Здесь пригодятся наборы игрушек для инсценировки русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Маша и медведь» и др. Также вполне можно подобрать персонажей из имеющихся в игровом арсенале малыша игрушек. Усадите кроху себе на колени и, разместив игрушки на столе, разыграйте коротенькую сказку (для первого представления достаточно 5 минут). Ваши интонации должны быть выразительными, герои могут разговаривать разными голосами – тогда ребенок будет внимательно слушать и наблюдать, и ему очень понравится! Подобные кукольные представления создадут хороший эмоциональный фон и поднимут крохе настроение.
  • «Подушка-подружка». Приобретите для малыша интересную, яркую подушку с веселой аппликацией или в виде какого-либо животного. Покажите подушку ребенку, дайте изучить ее, потрогать. А затем предложите крохе показать, как он спит на этой подушке. Если малыш затрудняется – положите свою голову на подушку, закройте глаза и тихонько посапывайте. Скажите: «Мама спит. Мама бай-бай», затем снова предложите крохе показать, как нужно спать на подушке.

  • Книжка для малышки. В этом возрасте можно начинать читать детям книжки. Выберите для ребенка книжку с твердыми страницами, яркими и понятными картинками. Посадите малыша к себе на колени, переворачивая страницы, показывайте ему картинки и рассказывайте о том, что на них изображено. Позвольте крохе потрогать странички. Попросите показать названный вами предмет на картинке.
  • «Укладываем игрушку спать». Дайте малышу мягкую игрушку. Она может быть и музыкальной, только мелодия должна быть негромкой, приятной, напоминающей колыбельную. Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с этой игрушкой, она станет неотъемлемым элементом ритуала укладывания. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Можно вместе с малышом укладывать спать его любимую игрушку. Покажите крохе, как это сделать: положите игрушку на подушку, укройте ее одеялом, погладьте по голове, спойте колыбельную. Предложите ребенку повторить эти действия со своим любимцем.

Игры перед сном (9–12 месяцев)

В этом возрасте ребенок очень чувствительно относится к обстановке, в которой ему предстоит заснуть. Начните готовить кроху к ночному сну примерно за два часа. Пусть традиционными для этого времени станут спокойные игры, купание перед сном и занятия: рисование, лепка, чтение книг. В ежевечерний ритуал приготовления ко сну входят гигиенические процедуры, переодевание. Приучать малыша к порядку и плавно переключить его внимание с игры на отдых поможет и совместная уборка игрушек.
  • «Игрушки хотят спать». Пусть игрушки маминым голосом «сообщат» крохе, что хотят спать. Мишки, зайки и куклы, конечно же, могут разговаривать разными голосами и на разный манер: одни настойчиво требуют, чтобы их убрали на место, другие жалобно пищат. Помогите ребенку расставить игрушки по своим местам («домикам»), а в конце этого занятия обязательно похвалите малыша за проявленную заботу об игрушках.
  • Нежный массаж. Погладьте малыша по ручкам, пальчикам, животику, спинке, ножкам, ласково приговаривая, называя ту часть тела, которую поглаживаете. Можно ввести в ежевечерний ритуал такую игру. Возьмите ручку ребенка в свою. Покажите, как ручка «играет» – перебирайте, сгибайте и разгибайте пальчики. Затем скажите: «Ручка устала, ей нужно отдохнуть, ручка уснула», погладьте ручку. Также можно «усыпить» по очереди ножки, животик и другие части тела, используя легкие успокаивающие поглаживания. В конце игры скажите: «Твои глазки тоже устали. Закрывай глазки – пусть они отдохнут».
  • «Зверята идут спать». Поиграйте с ребенком в пальчиковую игру, взяв его ручки в свои.

Ночка темная настала –
Всем пора под одеяло,
(Поворачиваем ручки ладошками вверх.)
А веселые зверятки
Все еще играют в прятки.
(Сжимаем-разжимаем пальчики.)
Стали мамы их искать, Чтоб скорей отправить спать.
Мама-белка пришла
И бельчонка нашла!
(Мизинец левой ручки прижимаем к мизинцу правой ручки.)
Мама-ежиха пришла
И ежонка нашла!
(Безымянный палец левой ручки прижимаем к безымянному пальцу правой ручки.)
Мама-лисица пришла
И лисенка нашла!
(Средний палец левой ручки прижимаем к среднему пальцу правой ручки.)
Мама-зайчиха пришла
И зайчонка нашла!
(Указательный палец левой ручки прижимаем к указательному пальчику правой ручки.)
Мама-барсучиха пришла
И барсучонка нашла!
(Большой пальчик левой ручки прижимаем к большому пальчику правой ручки.)
Мамы всех детей нашли.
По домам их увели.
(Ладошки вместе.)
И вот уже зверятки
Улеглись в кроватки.
(Сложенные ладошки кладем под головку, как будто спим.)

  • «Качели». Эта игра перед сном развивает чувство равновесия и учит ребенка контролю за своими движениями. Покачайте малыша на руках, как на качелях, вправо-влево, вверх-вниз, напевая колыбельную:

Ой ты, котик-коток,
Котик – серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Я за то тебе, коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога,
Да кувшин молока.
Ты уж ешь, не кроши.
Больше, котик, не проси.

  • Игра света и тени. Возьмите ребенка на руки, прижмите к себе. Можно включить негромкую спокойную музыку. В свободную руку возьмите карманный фонарик. Включив его, поводите лучом света по стенам, мебели. Медленно двигайтесь по комнате с фонариком в руке. Дайте крохе фонарик – пусть он сам направляет луч света на окружающие предметы и следит за его перемещением.

Творческий подход, хорошее настроение, ласковая уверенность мамы в том, что кроха заснет без капризов и с удовольствием, сделают ритуал отхода ко сну приятным и эффективным. Вечерний покой важен для всех. Ведь, уложив малыша, мама с чистой совестью сможет, наконец, уделить время себе и своим делам.

10 ИГР ПЕРЕД СНОМ

Очень мало детишек самостоятельно ложатся спать. Поэтому детский сон для родителей – настоящая награда, которую обязательно нужно заслужить, пройдя через множество испытаний - слезы, крики и уговоры. Однако есть и спокойные игры, которые настраивают малютку на сон. Какие же они?

Игры перед сном можно проводить в кровати. Там ребеночек расслабится и в последующем легко заснет. Существует множество спокойных игр. Мы расскажем вам о 10 из них.

1. Игра «Три тишины». Правила такой игры перед сном очень и очень просты. Нужно создать абсолютную тишину, а после прислушаться, что происходит вокруг и какие звуки окружают малыша. К примеру, жужжит компьютер или стрекочут кузнечики. Нужно рассказывать, кто какой звук услышал.

2. «Волшебный ковер». Можно выделить небольшой коврик и рассказать ребеночку, что ковер этот не простой, а волшебный. А перед сном, чтобы малыш успокоился, можно садиться с ним вместе на этот необыкновенный коврик и начинать рассказ. Для этого малыш должен сидеть с закрытыми глазками. Вы же в свою очередь начинаете сказку со слов «Сегодня наш волшебный ковер полетит…», ребеночек же должен дополнить, куда вы отправитесь. Далее повествование ведут по очереди, дополняя друг друга и фантазируя. Такая игра отлично развивает творческое мышление ребенка.

3. «Дневничок». Попробуйте вести дневничок с ребеночком и перед сном вдвоем записывать события, произошедшие за день.

4. «Разговоры о животных». Предложите малышу рассказать, как прошел у него день и провести аналогию этого дня с неким животным. Пусть объяснит вам, почему этот день похож именно на этого животного.

5. Попробуйте пальцем рисовать что-то на спинке у ребеночка. Малыш же в свою очередь должен угадать.

6. «Кто к нам пришел?» Также можно придумывать животное, а после «топать» руками по спинке ребенка так, чтобы он угадал, что это за зверек пришел.

7. «Волшебный мешочек». Положите в мешочек небольшие игрушки, попросите ребеночка опустить ручку в мешок, взять одну из игрушек и, не вытаскивая таковую из мешочка, на ощупь угадать, что у малыша в руке.

8. Можно на животик ребеночка положить его любимую игрушку. Малышу необходимо глубоко дышать. Так, чтобы игрушечка «плыла» на поднимающемся животике. Это упражнение похоже на упражнения йоги. Оно замедляет дыхание и успокаивает, что отлично подойдет в качестве игры перед сном.

9. «Логические цепочки». Положите перед малышом разные геометрические фигурки. И начинайте их раскладывать, например: «квадрат, круг, треугольник, квадрат, круг…» попросите ребеночка продолжить цепочку.

10. «Вышивание». На пяльцы натягивается марля, малышу нужно дать яркий цветной шнурок. Пусть ребеночек «вышьет» этим шнурочком на марле, протягивая его через дырочки в ткани. Вместо марли можно использовать картон, предварительно сделав много дырочек.

Многие спокойные игры перед сном развивают внимание, творческое мышление и память вашего ребенка. Поэтому не стоит пренебрегать такими спокойными, но интересными занятиями.
________________________________________________________________

ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА ВЕЧЕРОМ (14 СПОКОЙНЫХ ИГР)

Ребенок пошел в детский сад - и вы не можете узнать своего малыша: он становится неуправляемым, носится по квартире как метеор, скачет по диванам и кроватям, кричит, хохочет, легко срывается на слезы... "Как подменили ребенка! - сокрушаются родители. - Надо будет поговорить с воспитателем!". А в садике говорят: "Очень послушный мальчик!" или: "Такая тихая, спокойная девочка!". Мама и папа удивляются. А зря!
Даже для самого общительного ребенка детский сад - это стресс. Попробуйте провести несколько часов в большой шумной компании, - и если вы спокойный и "негромкий" человек, у вас вскоре разболится голова, начнет копиться раздражение, появится желание побыстрее уйти домой. А ваш малыш проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь ребенку снять дневной стресс? К сожалению, волшебного средства - одного для всех - не существует. Всегда нужно учитывать индивидуальные особенности маленького человека: возраст, характер, темперамент.

Сначала стоит внимательно понаблюдать за ребенком, поговорить с воспитателями, чтобы определить, какая именно помощь нужна вашей дочке или сыну. Если малыш днем скован и робок, а вечером "наверстывает упущенное", нужно помочь ему расслабиться, выговориться, но не допускать, чтобы он еще больше возбудился.

Если же ребенок и в садике - "ураган", и дома никак не может остановиться, в силах родителей плавно, постепенно перевести энергию "в мирное русло". Хорошо заранее распланировать вечер так, чтобы ребенок постепенно освобождался от скопившегося напряжения, участвуя в жизни семьи, и вместе с тем чтобы у него осталось время побыть наедине со своими мыслями и событиями дня.

Один из лучших антистрессовых приемов - игра. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько нехитрых правил. Во-первых, выбор - играть или не играть - должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, "вечерняя" игра не должна быть шумной, сопровождаться беготней и криками.

Если днем ваш ребенок - "тихоня", а вечером - "дикарь", хорошо помогает снять напряжение и дать выход деструктивной энергии игра "Рвакля".

Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, в общем, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

Если человечек и в садике ни на минуту не присел, и дома никак не остановится, ему помогут игры с постепенным снижением физической нагрузки, не содержащие при этом элемента соревнования. Одной из таких игр является "Грибник". Предложите ребенку расставить кегли или небольшие игрушки в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга. Если у вас дома есть спортивный комплекс, игрушки можно развесить на нем. Затем попросите его закрыть глаза и по памяти собрать все предметы - "грибы" - в корзину. Собранные "грибы" можно сортировать по цвету, форме, размеру... К одному из предметов можно прикрепить записку с дальнейшим планом вечера: "Давай почитаем?" или "Поможешь мне на кухне?".

Приглушив таким образом "лишнюю" энергию, можно перейти к обычным домашним занятиям - почитать, потанцевать, посмотреть диафильм. Даже если вам кажется, что занятий в садике недостаточно, постарайтесь снять с ребенка всю дополнительную нагрузку хотя бы на первый месяц адаптации к детскому саду. Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени проводил на свежем воздухе. Если позволяет время, гуляйте вместе с ним - это идеальная возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Не стоит откладывать этот разговор на "перед сном", - если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, не допускайте, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для "Спокойной ночи, малыши!", - эта передача идет в одно и то же время и может стать частью "ритуала" отхода ко сну.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Наберите в ванну немного теплой воды, положите противоскользящий коврик, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня - усталость, раздражение, напряжение - уйдет, "стечет" с малыша. Игры в воде подчиняются общему правилу, - они должны быть нешумными, спокойными. Вы можете пускать мыльные пузыри (попросите ребенка выдуть бо-о-ольшущий шар и малюсенький пузырик), играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку "дождик" из губки, превратить их в кораблики или в дельфинов), просто дать две-три баночки, - и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяюще, - через 15-20 минут ребенок будет готов идти в кровать.

Создать атмосферу покоя и расслабления помогают и легкие, едва уловимые запахи. Для этого в аромалампу добавляется всего одна-две капли масла, например мандаринового. Теплый цитрусовый аромат хорошо освежает воздух, успокаивает, снимает нервное напряжение. Отлично снимает стресс запах мяты, - он хорошо освежает и бодрит. Но не стоит использовать его, если ребенку меньше шести лет, и лучше не делать это перед сном.

Если же ваш ребенок аллергик, и вы не решаетесь использовать ароматические масла, положите в детскую подушку небольшой холщовый мешочек с корнем валерианы или прикрепите его к изголовью кровати, - это поможет малышу спать спокойнее.

Перед сном вы можете сделать малышу расслабляющий массаж, послушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя. Вспомните все радости прошедшего дня, пофантазируйте, как может пройти следующий. Каким бы замечательным ни был детский сад, какие бы профессионалы в нем ни работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет "тихая пристань", восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит.

1) ЮНЫЙ МЕТАЛЛИСТ

Вам понадобится коробка канцелярских скрепок. На стол насыпают скрепки. По сигналу ведущего соперники (2-4) собирают цепь с помощью скрепок. Победителем считается тот, кто за определенное время соберет самую длинную цепочку из скрепок.

2) ЗОЛУШКА

Вам понадобятся: Семена фасоли, тыквы, крупные макаронные изделия, и т.п. Все семена перед игрой смешивают и разделяют на одинаковые кучки по количеству игроков. По сигналу ведущего участники игры должны рассортировать все семена по разным кучкам. Побеждает первый, справившийся с заданием. Варианты: Провести конкурс с завязанными глазами, устроить командное соревнование.

3) ГДЕ БУДИЛЬНИК

Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча садится на пол. Ребёнок, который остался стоять последним, в наказание развлекает всех детей - поёт или читает стихотворение. Совет: для маленьких детей будильник лучше поставить на блюдце или что-то металлическое, чтобы его было лучше слышно.

4) ОБМЕН ОДЕЖДОЙ

Дети садятся в круг и внимательно смотрят на одежду друг друга, стараясь запомнить, кто во что одет. Затем считалкой выбирают водящего и он выходит за дверь. Несколько детей меняются одеждой и зовут водящего. Он должен определить, на ком надеты чужие вещи и кому они принадлежат.

5) ОБУВНОЙ САЛАТ

Вам понадобится много пар обуви, полотенца. Дети садятся в кружок или за столом, закрытым бумагой или клеёнкой. Каждый кладёт свою туфельку или тапочек на стол. Затем дети по очереди подходят к столу с завязанными глазами и пытаются найти на ощупь свою обувь.
Вариант: Для детей постарше - искать свою обувь на столе всем одновременно. Угадай по голосу. Дети садятся в ряд. К ним спиной садится водящий, рядом помощник (лучше взрослый). Помощник подзывает детей по одному, не называя имён. Дети за спиной водящего голосом изображают какого-нибудь животного. Водящий должен угадать, кто это. Если угадал – меняется с ним местами.

6) ЗЕМЛЯ. ВОЗДУХ, ВОДА

Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух.» В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «Вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если названо «Земля» - нужно назвать того, кто живёт на земле. Если названо »Воздух» - того, кто летает.

7) ЧТО В СУНДУКЕ?

Готовится сундук (коробка) заполненный разными вещами. Каждый из игроков засовывает руку в сундук (смотреть нельзя!!!), нащупывает любую вещь и говорит, что это, а потом вытаскивает - для проверки.

8) РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ

Для любого количества играющих. Первый из игроков рисует на доске или мольберте домик. Следующий игрок запоминает рисунок, затем закрывает глаза, поворачивается вокруг себя и, не открывая глаз, дорисовывает к домику окошко, дверь, трубу или птицу на крыше.
Что за рисунок получится в конце концов?

9) ОСТРЫЙ ГЛАЗ

Участникам игры предлагается рассмотреть какую-либо банку, миску или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

10) НРАВЯТСЯ ЛИ ТЕБЕ ТВОИ СОСЕДИ?

Все сидят в кругу, водящий-в центре. Он спрашивает всех по очереди: "Нравятся ли тебе твои соседи?". Если кому-то не нравятся, следует вопрос: "Какие соседи тебе нужны?". Игрок должен назвать либо имена, либо какой-то признак, который должен присутствовать у новых его соседей. Например: "Мне нужны соседи в джинсах"-тогда все, кто в джинсах, меняются местами, двое из них садятся на места бывших соседей. Водящий также может занимать освободившееся место. Кому стула не хватило, тот становится водящим, и все начинается с начала.

11) 1-2-ДОБРЫЙ ДЕНЬ

Играют все по цепочке. Надо считать по порядку от одного до бесконечности (сколько получится), но вместо чисел, которые оканчиваются на три или делятся на три, надо говорить "добрый день". Т. е. первый говорит "один", второй-"два", третий-"добрый день", четвертый-"четыре", пятый-"пять", шестой-"добрый день", и т.д. Тот, кто ошибся, выбывает из игры, пока не останется один победитель.

12) БАБУШКА ПОШЛА НА БАЗАР И КУПИЛА...

Играют стоя в кругу. Ведущий начинает: "Бабушка пошла на базар и купила старую кофемолку" и показывает как она будет молоть кофе (правой рукой крутит воображаемую ручку кофемолки). Рядом стоящий повторяет те же слова и тоже начинает крутить ручку и т.д. по кругу. Когда все включаются в процесс, очередь снова доходит до ведущего и он показывает следующее движение: "Бабушка пошла на базар и купила старый утюг" (гладит левой рукой, не переставая молоть). Следующие круги: бабушка купила старую швейную машинку (нажимать ногой на педаль), кресло-качалку (покачиваться) и наконец, часы с кукушкой ("Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку,"). Смысл в том, чтобы выполнять все действия одновременно.

13) КОРОЛЬ ТИШИНЫ

Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него, таким образом, чтобы хорошо его видеть. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю и садится у его ног, чтобы стать министром. Во время этого перемещения игрок внимательно слушает. Если игрок произведет хоть малейший шум (шорох одежды, и т.д.), король его отсылает на место жестом руки.
Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине и продолжает игру (или уставший король объявляет, что он должен быть заменен и приглашает министра сесть на его место).

14) ЭТО - МОЙ НОС

Игроки садятся в круг. Ведущий начинает, говоря своему соседу слева: "Это--мой нос", но в то же время касается своего подбородка. Сосед должен ему ответить "Это-мой подбородок", показывая на свой нос. Получив правильный ответ, он поворачивается к своему соседу справа и говорит ему: "Это-моя левая ступня", показывая ему правую ладонь. Его сосед должен ответить: "Это моя правая ладонь", указывая на свою левую ступню и т.д. Следует всегда показывать часть тела, отличную от той, о которой говорят

1. «Почемучка». Это игра-фантазия. Суть ее заключается в том, что вы задаете ребенку какой-нибудь вопрос, а он должен ответить на него не правильно, а придумать какой-нибудь фантастический ответ. Например, вы спрашиваете: «Почему на небе так много звезд?» Фантастический ответ может быть таким: «Потому что зубная фея, забирая зубики малышей из-под подушки, улетает с ними на небо и кладет их там на невидимые полочки, эти зубики и светятся в темноте!» Позвольте ребенку выдумать самое невероятное, что только может прийти в голову. Это отлично развивает фантазию!

2. «Найди слово». За две минуты до того, как ребенок отправляется в постель, вы придумываете три слова и записываете их, перемешав в них все буквы между собой. Например, слово «кошка» можно записать как «шокак», слово «собака» – «акобас». Запишите их крупными буквами и покажите ребенку. Задача – отгадать спрятанное там слово. Если на первых порах ребенку сложно, подскажите, с какой буквы слово начинается. Только не включайте таймер, все-таки впереди сон, а напряжение и волнение ребенку ни к чему.

3. «Обнимашки». Это очень простая и полезная во всех отношениях игра – обнимаете ребенка и говорите ему десять приятных слов. Ему понравится! Усложненный вариант: на следующий день поменяйтесь ролями – пусть малыш скажет вам что-то ласковое и нежное.

4. «Любимая буква». Выбираете с ребенком какую-нибудь букву, например «С», и по очереди называете слова-прилагательные, начинающиеся только на эту букву. Кто больше придумает, тому приснится самый интересный сказочный сон!

5. «Наоборот». Очень забавная игра, в которую дети включаются с большим удовольствием. Лежа в кровати, загадайте малышу какое-нибудь слово, например «потолок», и попросите сказать его наоборот (должно получиться «колотоп»). А можно сыграть наоборот: вы загадаете слово в обратном порядке, а ребенок должен будет угадать, какое слово вы зашифровали. Если вы настроены поиграть подольше, можно загадать целю фразу, например, «Артваз медйоп оник в» («В кино пойдем завтра»).

6. «Визуализация». Попросите ребенка лечь поудобнее и закрыть глаза, приглушите свет. Сами устройтесь с ним рядышком и тоже закройте глаза. Тихим голосом начните придумывать какую-нибудь историю: «Представь, что мы сейчас с тобой очутились в лесу. Оглядись! В лесу много тропинок, высокие зеленые деревья, на земле пушистая трава… Какая мягкая! В воздухе чувствуется запах костра. Посмотри, впереди широкая тропинка, она ведет к невысокому дому…». Ваша задача – постараться увидеть, визуализировать те образы, которые вы описываете. Эта игра отлично развивает правое полушарие мозга. Только аккуратно, не усните на полуслове!

7. «День в деталях». Несмотря на то что у детей обычно хорошая память, даже им бывает сложно припомнить то, что они делали день назад. Вспомните с ребенком перед сном весь прожитый день, уточните, что он ел на завтрак, какую футболку надел на прогулку, какие кроссовки на нем были, какие резиночки скрепляли волосы, чем кормили в детском саду и т. д. Вспоминая прожитый день или же день, который ему предшествовал (или даже всю прошедшую неделю), малыш отлично тренирует свою память.

8. «Да-нетки». Эта известная игра из детства, в которую с детьми постарше можно играть по-новому. Вместо того чтобы загадать ребенку какой-нибудь физический предмет, придумайте что-то нематериальное. Например, слово «имя», или «дружба», или «любовь». Научите ребенка правильно задавать вопросы, спрашивая о качествах загаданного объекта. Потом поменяйтесь ролями.

9. «Фантазеры». Смысл игры заключается в том, что вместе с ребенком вы выдумываете смешную фантастическую небылицу. Расположитесь поудобнее на подушке и начните историю: «Однажды теплым летним вечером…». Вы прерываете рассказ, а ребенок должен подхватить и продолжить: «Катя вернулась с прогулки…». Далее снова ваша очередь. Таким образом у вас получится фантастическая история, придуманная двумя авторами. Не удивляйтесь, если сюжет истории заберется в такие дебри, что порой вы будете не в состоянии удержаться от смеха. Дети это умеют!

10. «Повторюшка». В эту игру можно играть вдвоем и даже втроем, вчетвером, если у вас несколько детей или, например, к вам решит присоединиться папа. Вы называете слово, задача следующего игрока – повторить ваше слово и назвать свое, третьего игрока – повторить уже два предыдущих слова и добавить свое и далее по кругу, пока кто-то не собьется. Игру можно разнообразить, связав слова сюжетом. Тогда получится логическая история, которая будет развиваться по мере продвижения от одного игрока другому.

Полезная пятиминутка

Не спешите покидать детскую, как только кроха нырнул в объятия Морфея! Создатель всемирно известной методики раннего развития, японский профессор Макато Шичида, изучая работу мозга, заметил, что первые пять минут после того, как ребенок засыпает, его сознательный разум отключается, а вот подсознание продолжает бодрствовать примерно в течение пяти минут. Именно в это время оно очень восприимчиво. Многочисленные эксперименты, проведенные профессором, показали, что благодаря такой пятиминутке можно легко избавиться от многих детских страхов и проблем, укрепить уверенность в себе, в своих силах. Что нужно делать? Как только малыш уснул, вы склоняетесь к нему и шепчете на ушко: «Ты очень смелый и умный. Каждый день смелость растет в тебе. Так здорово быть сильным и храбрым! У тебя получается все, за что ты берешься… и т. п.». Каждый родитель может придумать свои собственные «напутственные» слова. Одно условие – установки должны быть позитивными и жизнеутверждающими. Для упрощения задачи профессор Шичида предлагает сделать аудиозапись пятиминутного настроя и включать ее на небольшой громкости ребенку сразу, как только он уснет.

Татьяна Юрьевна Сартакова
Игры перед сном

К детям, которые засыпают с трудом, нужен особый подход. Постарайтесь укладывать их в одно и то же время одним и тем же способом. Вот несколько успокаивающих игр перед сном, среди которых Вы со своим ребёнком можете выбрать наиболее подходящие для вас.

1. «Волшебный коврик».

Постелите в комнате на пол небольшой коврик, плед и назовите его «волшебным ковриком». Пусть ребёнок сядет на него и «отправится» в путешествие в страну чудес (по зимнему лесу, по летней полянке, в зоопарк, конечно, ребёнок при этом должен быть каким-нибудь сказочным персонажем. Начните путешествие со слов: «Сегодня наш ковёр - самолёт отправляется в …». Дальше пусть продолжает сам ребёнок. Продолжайте путешествовать, пока ребёнок не успокоится. После путешествия «волшебный коврик» приземляется прямо на кровать.

2. «Вечерний дневник».

Для этого подойдёт записная книжка, блокнот или просто листы бумаги. Поговорите с ребёнком о том, как прошёл день, какие события ему запомнились, что его расстроило, чем бы он хотел завтра заняться. Спросите, что бы ребёнок хотел записать в свой дневник и запишите, зарисуйте.

3. «Рассказ об игрушке».

Пусть перед сном малыш выберет игрушку и вместе свами составит о ней небольшую историю. Начните, например, со слов: «Жил был мышонок Петя…». Помогайте малышу вопросами в случае затруднения: есть ли у него друзья? Как их зовут? Где он живёт? Что любит кушать? Во что любит играть? Его любимое занятие? Что он не любит? На что он злится? Постарайтесь понять всё, о чём говорит ребёнок (ведь он откроет вам свои скрытые желания, обиды от лица игрушки).

4. «Супер - герой».

Придумывайте рассказы героем, которых будет ваш малыш. Пусть он будет в этих рассказах самым сильным, красивым, ловким, добрым, смелым. … И рассказывайте эти рассказы перед сном.

5.«Мой календарь».

Возьмите листы, проколите их дыроколом и скрепите металлическим кольцом, скрепкой, ленточкой. Проставьте на каждой странице число в уголке. И каждый вечер перед сном вместе с ребёнком рисуйте «картинку» дня (что больше всего понравилось, запомнилось). Пролистайте календарь и отметьте важные для вашей семьи события месяца, поговорите о них. В этом календаре также можно оставлять друг другу записки: «Мама, вспомни про обещанные блинчики» или «Никита, не забудь собрать игрушки».