Что символизирует елка на рождество. Почему мы украшаем елку на Рождество Христово? Вера в духов леса

Рождественские дни - одни из самых светлых и чистых дней года, которые всегда приносят радость и веселье, как детям, так и взрослым. В каждом доме в эти радостные дни украшается елка. Многим знакома добрая европейская сказка о елочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях, не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, цветы, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии, елочку украсил звездами Ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, и так ель стала символом Рождества.

Обычай устанавливать ель в доме на Рождество предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения. Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Как символ Рождества, елку запретили на целых 17 лет. Только в 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с елкой, на котором было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни ель вернула себе статус символа Рождества.

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

Есть такое народное предание: когда Христос родился, понесли деревья ему подарки, яблоня - яблоки, вишня - вишни. Только елка не приближалась и плакала тихо, страшась уколоть Младенца. Но Он пожалел ее, сироту, и воздал ей игрушками и сластями, оттого и сегодня ее украшают. Кроме этой романтической, есть еще несколько версий появления елки как главного рождественского дерева.

Первая информация о елке как символе христианского Рождества встречается в рассказе о миссионерстве апостола Германии святого Бонифация. В VI веке апостол, рассказывая язычникам о Рождестве Христовом, срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Святой Бонифаций хотел лишь показать бессилие языческих идолов. Но дуб, падая, повалил все деревья вокруг, кроме ели. С тех пор, по народной легенде, ель и стала главным рождественским деревом у германских племен Центральной Европы.

Вторая (тоже немецкая) версия относится к 1513 году: согласно ей, Мартин Лютер, глава Реформации в Западной Европе, показал себя реформатором не только в вопросах веры. По народному преданию, во время вечерней прогулки в канун Рождества Лютер, пораженный красотой зимнего леса, покрытого сверкающим снегом, срубил одно из деревьев, оказавшееся елкой, и принес к себе в дом. До нововведения Лютера немцы ставили в своих домах деревянное сооружение в виде пирамиды, под которую клались подарки.

Появившись в XVI веке в Центральной Европе, елка постепенно стала входить и в другие европейские дома, но повсеместно ее начали устанавливать лишь к концу XVII века. В Америку елки завезли немецкие поселенцы, в Болгарии, Югославии, Греции и Албании они появились только после Второй мировой войны. Эти хвойные проникли даже в мусульманские страны (Иран и Марокко), где Рождество праздновала лишь небольшая часть населения. В Турции же в 30-е годы XX века устанавливать елку на Рождество христианам запрещалось указом правительства: отказ мотивировался «опасением нанести вред природе».

В России традиция ставить елки на Рождество появляется со времен Петра I. До этого символом Рождества был вертеп, также пришедший из Европы. Среди указов, регламентирующих разные стороны жизни всех сословий, Петр I издал и указ ставить «по знатным и проезжим улицам у ворот и домов украшения из древ сосновых и еловых, на манер иноземных обычаев». Однако елка сначала никак не приживалась: еще в 30-е годы XIX века ее устанавливали только в домах петербуржских немцев и у самых знатных русских дворян, бедняки же и средний класс игнорировали нововведение. Лишь к концу XIX века рождественская елка вошла в дома всех слоев населения.

После падения монархии в 1917 году на елку ополчилась советская власть, считавшая ее символом религиозной пропаганды. Елка оставалась запрещенной до 1935 года, когда было решено праздновать не Рождество, а Новый год. С возрождением церковной жизни в России ель вернула себе статус символа Рождества.

Долгое время ель не украшали, только к середине XVIII века на нее сначала стали вешать орехи, сладости и куриные разукрашенные яйца. Первый стеклянный шарик - елочная игрушка - был выдут в Тюрингии в начале XVII века.

Но не везде елка - главный герой Рождества. Например, мексиканцы наряжают пальмы, в Новой Зеландии на праздник ставят похутукалу - растение, распускающееся красными цветами в канун католического Рождества. В Шанхае игрушки вешают на ветки ивы и бамбука, а китайцы привыкли видеть засахаренные фрукты и орехи на веточках карликовых мандариновых деревьев. Понять, что наступило Рождество в Израиле, можно по нарядному кипарису. И наконец, в жаркой Африке баобабы благовествует о Рождении Христа. В деревне срубают небольшие ветки гигантов и украшают их разноцветными ленточками и пучками трав. В городах же жители чаще вешают на двери венки из омелы, украшенные колокольчиками и цветными гирляндами.

Обычай ставить в домах ель в праздник Рождества Христова впервые появился в Северной Европе, в Пруссии ещё в VIII веке. По одной из легенд, святой Бонифаций, обращая язычников друидов в христианство, повелел срубить дуб, которому поклонялись друиды. Падая, священный дуб повалил молодые деревья, выстояла только ель. С тех пор ель, как символ вечной жизни и стойкости, стали считать деревом Христа, и она приобрела особое сакральное значение в праздник Рождества Христова. Ёлку, как символ вечной жизни, сначала устанавливали в праздник Рождества безо всяких украшений. В XVI веке в Германии появилась традиция украшать макушку Рождественской ели восьмиконечной Вифлеемской звездой, а ветви ели украшали яблоками и восковыми свечами…

В Россию эту европейскую традицию привёз из Германии Пётр I, но как император ни пытался своими указами привить этот обычай в нашей стране, традиция не прижилась. При Петре Первом первые ёлочные игрушки делали из цветных ленточек и тряпочек, из соломы, позднее из цветной бумаги и фольги. После смерти Пётр I традиция украшать ёлку практически исчезла в России, но возродилась вновь при императрице Екатерине II, которая была немкой по происхождению. В эпоху Екатерины II украшением рождественской ёлки занимались только дворяне, так как это было не дёшево. В России появились специальные картонажные мастерские по производству ёлочных игрушек.

Простой народ относился к этому дереву с предубеждением, поскольку ветками ели, как символа вечной жизни, выстилали покойным дорогу в последний путь. Трактирщики в России часто ставили ёлки на крыши питейных заведений, чтобы желающие выпить издалека видели трактир. Это тоже мало способствовало тому, чтобы русский народ признал ель священным деревом.

В конце XVIII века состоятельные люди стали привозить в Россию стеклянные ёлочные шары из Германии, вскоре и российские стеклодувы освоили производство стеклянных игрушек. Первые ёлочные стеклянные цветные шары в России были довольно тяжёлыми и по цене очень дорогими, не всем по карману.

Обычай наряжать ёлку стал повсеместным в России только в последней четверти XIX века. Мало кто помнит, что на Новый год и Рождество ёлку в России традиционно украшали настоящими конфетами, в яркой обёртке, баранками и пряниками, маленькими райскими яблочками, орехами и фруктами в фольге, свечами, самодельными бусами, гирляндами из цветных бумажных флажков.

В XIX веке в русских домах перестали вешать на ёлку настоящие сладости и фрукты, потому что они были слишком тяжелы для веток елки.

Перед Рождеством дети сами мастерили фигурки ангелов из бумаги и картона, фигурки зверей, куклы, ёлочные шары, бусы делали из ваты, картона, папье-маше раскрашивали их карандашами и красками. Ёлочные игрушки на протяжении столетий меняли форму и сюжеты, их делали из разных материалов, из бумаги, дерева, папье-маше, ваты, стекла и солёного теста.

Ватные фигурки зверей и кукол-барышень, ремесленников и солдат накручивали на проволочный каркас, покрывали лаком и раскрашивали.

Ёлочные игрушки делали из выпуклого тонированного картона, фигурки склеивали из двух половинок, они получались плоскими и с двух сторон выглядели одинаково. На Рождественской ёлке можно было увидеть игрушки не только из бумаги, ваты и папье-маше, но и из цветного стекла и даже дорогого фарфора.

На ветви Рождественской ели в честь 12 апостолов устанавливали 12 свечей, которые возжигали в Рождество и дети вместе с взрослыми водили вокруг рождественского дерева хоровод, танцевали и пели песни. Горящие свечи создавали пожароопасную ситуацию, и не редко происходили случаи возгорания рождественских елей. Под ёлкой, на всякий случай, ставили ушат с водой.

Рождественские подарки было принято раскладывать и подвешивать на ветвях или класть под ёлкой.

В начале XX века, перед Первой Мировой войной и революционными событиями в России, было принято украшать разноцветными накрахмаленными кружевами. Почти все ёлочные игрушки делались своими руками, золотили фольгой шишки, бублики, пряники, конфеты.

В магазинах продавались наборы самодельных ёлочных украшений, которые сегодня называют английским словом «handmade» — самодельные. Рождественскую ель устанавливали до встречи Нового года в центре самой большой комнаты, в просторном зале, чтобы вокруг ёлки можно было водить хоровод.

Здравствуйте, дорогие друзья и гости блога! Наступают чудесные новогодние и рождественские праздники. На них принято украшать помещение, наряжать ёлку, дарить друг другу подарки.

А знаете, почему на Новый год ставят и наряжают именно ёлку? Вот на этот вопрос я и попытаюсь ответить в этой статье.

Ещё в древние времена люди верили в жизнь лесных духов, которые обитали по их мнению, на хвойных деревьях. Чтобы духи не наслали несчастий, нужно было задобрить их. Поэтому древние люди производили определённые ритуалы и украшали ёлку разными плодами и лакомствами.

Почему на Новый год наряжают именно ёлку?

> Существуют несколько легенд, почему именно ёлка стала атрибутом Рождества и Нового года.

Одна из них гласит: Когда родился Иисус Христос, то поздравить Деву Марию с этим событием потянулись не только люди, но и животные, птицы, растения. Все несли какие-то дары для младенца и его матери.

Среди всех присутствующих была и Ель. Но, когда подошла её очередь заходить с поздравлениями, она не стала входить, а отошла в сторонку. Другие деревья очень удивились и спросили, почему же она так поступила. Ель, глядя на их пышную листву и богатые плоды, объяснила, что боится напугать Сына Божьего или уколоть своими иголками, и ей нечего подарить.

Растениям стало жаль ёлку, и они поделились с ней своими дарами: яркими цветами, сочными плодами, зелёными листочками, орехами. Когда такая красивая Ель приблизилась к младенцу, он заулыбался, и тут же над ней ещё ярче засверкала Вифлеемская звезда.

> Жители Европы уверены, что обычай ставить и наряжать ёлку ввёл глава немецкой Реформации Мартин Лютер. Как-то раз, возвращаясь домой накануне Рождества, в ночное время через лес, он захотел порадовать свою семью и принес елку. Дети с радостью нарядили ёлочку свечками и ленточками. Впоследствии многие жители последовали его примеру.

Так традиция ставить и украшать на Рождество ёлку постепенно разошлась по всему миру.

Почему на Новый год наряжают ёлку в России?

> А в России отмечать Новый год с ёлкой впервые ввёл Пётр I, вернувшись из очередной поездки в Германию. Так же своим указом перед 1700 годом он повелевал Новый год праздновать 1 января, а не 1 сентября.

Но в то время эта традиция не прижилась. Возможно потому, что тогда у людей еловые ветви ассоциировались с проводами покойного на погост, а не с новогодним весельем.

> Считается, что обычай украшать ёлку в России возродила, жена царя Николая I, княгиня Александра Фёдоровна, немка по происхождению.

В 1818 году она велела поставить ёлки, украшенные фруктами и конфетами во всех помещениях царского двора в Москве.

Постепенно, эта традиция распространилась и на другие крупные города. Но всё же повсеместно наряжать ёлку на Новый год и Рождество в России начали только в конце 19 века.

> С приходом к власти большевиков ставить ель на праздники было запрещено, так как она ассоциировалась с религией и церковью.

> Но перед началом 1936 года ель разрешили устанавливать на Новый год, были организованы новогодние праздники, в магазинах стали продавать игрушки для украшения ёлки.

В СССР рождественская ель перешла в новогоднюю, а на её макушку стали устанавливать пятиконечную звезду.

> В наше время зелёная красавица считается обязательным атрибутом празднования Нового года, и ассоциируется с весельем, танцами, хороводами, Дедом Морозом и подарками.

Теперь я думаю, вы знаете почему на Новый год наряжают ёлку. И, если ваш ребёнок спросит об этом, вы всегда сможете рассказать.

Поздравляю всех с наступающим Новым годом! Желаю весело провести этот праздник в кругу семьи рядом с яркой сияющей зелёной ёлочкой (пихтой или сосёнкой)!