Что такое фольклорный праздник. Русские народные праздники

Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего.

Воспитание учащихся на традициях русской культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с русскими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями и танцами, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России. Такой интерес объясняется следующими причинами:

Без знаний основ народной жизни, родного фольклора, классического искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов: ведь Россия - многонациональное государство. Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Русский образ жизни во многом утрачен, а ведь он основан на гармоничном существовании человека с природой, на взаимном уважении и ладе в семье. В отношениях между молодыми людьми и пожилыми людьми между верующими и неверующими людьми.

Раскрыть эти и другие секреты русского житейского уклада и передать их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших задач.

Народное творчество не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам устной художественной, прикладной фольклорной культуры.

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено. Появилась необходимость изучения народного творчества - это проявляется в возрождении старинных праздников и обрядов, увеличение количества специализированной литературы по народному творчеству, появлении на телевидении и радио специальных передач по фольклору и этнографии.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни.

Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достигнуть особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества.

Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу, гибели.

Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, прясть, ткать, то есть выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека. К лицам, нарушавшим правила праздничного дня, применялись жесткие меры.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.

Современные праздники и обряды богато насыщены народной художественной самодеятельностью, они резко противостоят старым, религиозным обрядам. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, развлечение тем, кто приходит на них, как зрители, и не меньшую радость и удовольствие тем, кто является «артистами». Для школы наиболее естественными будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это, например, праздники: «встреча весны», где детям отводится роль закликающих, они водят хороводы, поют пестушки и их одаривают куличами (печеньем в виде птичек). Такой праздник дети ждали с нетерпением, с этим днем связывались волнение художественного творчества: вместе с матерями они делали из белого теста жаворонков, ласточек, сорок, соловьев, синичек и приносили свои изделия в школу. Дети воплощали в свои маленькие создания чувство любви к природе, каждый по своему выражал свое представление о красоте.

Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.

Современная система народных праздников это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на людей, отражает их мировоззрение.

Во всем многообразии школьных праздников наиболее убедительными будут те, которые ориентированы на существенные стороны народного праздника в его фольклорной традиции.

Во-первых: обязательность праздника, его неотвратимость. В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием. Весь год был подчинен ритму смены работы и праздника. Праздники были необходимы и жизненно оправданы. Ими отмечались главнейшие поворотные вехи года, связанные со сменой сезонов, началом и завершением трудовых будней. Праздники отражали то чувство, с которым люди относились к окружающей их природе, к своему труду и его результатам.

Во-вторых: массовость. На праздник собирались все, и все в нем участвовали. Кульминационными моментами праздника являются совместное пение, совместный танец, трапеза. Это незаменимые способы единения, когда каждый участник чувствует себя причастным к всеобщему.

В-третьих: праздник - это веселье, смех, разрядка напряжения, выход накопившейся психической энергии.

В каждом празднике проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.

Функции народных праздников:

Развивающая

Информационно-просветительная

Культурно-творческая

Рекреативно-оздоровительная.

Наиболее полно развивающее начало воплощено в информационно-просветительной функции праздников. Под термином «просвещение» в данном случае подразумевается педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности, приобретение определенной системы знаний, получение необходимой информации.

Информационно-просветительная функция народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей.

Рассмотрев данный вопрос, можно сказать, что праздники - неотъемлемая часть жизни людей, которая располагает людей на дружеские и теплые отношения. Праздник - одна из ветвей фольклора, изучение и углубление которого ведет за собой приобщение к народной культуре.

«Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию нации…»

М.П. Мусоргский

Наш детский сад в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставит перед собой цель – знакомство с музыкальным фольклором. Достижение этой цели осуществляем как на музыкальных, так и на других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми и их родителями.

Главной задачей музыкального воспитания является возрождение к народному искусству, к народным традициям и обычаям. А так же любовь к родному краю, Родине, народу.

Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная первая, с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, «с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек всё равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям.

Значение культуры нашего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию, могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребёнок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведёт его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни прошлого – тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться.

Так уже стало традицией проведение «Калядок», «Масленицы», «Троицы – девичий праздник», «Пасхальные перезвоны», «Посиделки» и др. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы. Задорные мелодии данных произведений радуют своим весельем, жизнерадостным характером. Они очень просты по своему построению, отличаются чётким ритмом.

Ценность фольклорного праздника заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой могут объединяться действия людей нескольких поколений. Подготовку к празднику можно осуществлять в виде проектной деятельности детей и взрослых. Такое взаимодействие содействует успешному развитию ребёнка, делает процесс познания увлекательным и доступным, а общение дошкольника с окружающими более интересным и содержательным. Немаловажным является и то, что фольклорно-праздничный проект заканчивается ярким, красочным, эмоционально-насыщенным общением детей и взрослых, проходящим в непринуждённой и весёлой форме.

Ожидание праздника и подготовка к нему являются составной частью годового ритма и образом движения в будущее. Жизнь ребёнка наполняется радостью и смыслом. Он испытывает уверенность в завтрашнем дне. Процесс подготовки даёт возможность включить в педагогический процесс разные виды детской деятельности. Планирование совместной работы педагогов, детей и родителей происходит на родительских встречах, также совместно воспитателей и специалистов следующим образом:

– информация о целях, смысле и содержании праздника, эмоциональная отзывчивость;
– обсуждение и изготовление подарков для детей;
– разучивание песен и хороводов;
– установление сроков мероприятий, выбор ответственных, дополнительная информация.

Активное участие педагогов, детей и их родителей в подготовке к празднику включает в себя: традиционные игры и хороводы, украшение зала, подготовка подарков.
Эмоциональная и духовно-нравственная атмосфера праздника создаётся общим настроением и активностью всех участников. Это атмосфера общности, духовного единения и хлебосольства. Родители вовлекаются во все дела и игры, а не являются гостями на чужом пиру, скромно сидящими в стороне. Приобретая опыт и совместные переживания детей и взрослых, становятся базой для поддерживания народных традиций в семье и детском саду.

Этапы проведения праздника

Можно выделить четыре этапа в проведении праздника, которые имеют духовную и эмоциональную окраску.

1. Создание атмосферы праздника на основе совместной деятельности детей и взрослых. Виды деятельности: украшение зала, подготовка праздничного стола, выступление в спектакле или небольшой роли на празднике, изготовление подарков, поделок, сюрпризов.
2. Совместные игры. Они могут проводиться как в зале, так и на улице, в зависимости от праздника. Игры могут быть в общем кругу при роле педагога, так и небольшие аттракционы, за каждый из которых отвечает взрослый. Этот этап включает музыкально-ритмические композиции, которые проигрываются ежедневно в течение всего периода подготовки праздника.
3. Праздничная трапеза. Трапеза – праздник внутри праздника, который сопровождается хоровым пением, шутками, загадками. Важно обратить внимание на то, как оформлен стол. Использовать угощение в соответствии с данным временем года и характером праздника.
4. Спектакль-сказка или утренник по специально подготовленному сценарию. Этот элемент праздника, который включает в себя представление детям о народном празднике и связанных с ним обычаях. Показать родителям исполнительские возможности детей, закрепить с детьми народные игры, выразительному исполнению своих ролей.

(Праздничный календарь: Осенины, Рождество и масленица, Пасха, Троица)

Основным принципом воспитания на Руси являлось посильное включение ребёнка во все виды деятельности семьи: через общение, через труд, через празднично-игровые ситуации. Но большинству семей в налаживании подобных отношений необходима помощь. Как её можно оказать? Современное дошкольное воспитание может ненавязчиво ступить в сотрудничестве с родителями через возрождение семейного празднования народных праздников.

В национальных праздниках предстают красота родной природы и любовь к земле, чувство справедливости и совестливости, творчество, задушевность и хлебосольство. Традиционные праздники могут стать основой духовно-нравственного становления личности, основой культуры здоровья, жизненным стержнем современного родителя-горожанина, возвращающегося к истокам русской христианской культуры.

Сценарий фольклорного праздника

Часть зала оформлена в виде русской избы: посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки. По бокам деревянные лавки. В углу скамья, на ней прялка. Дети и родители одеты в русские народные костюмы.

На середину зала выходят Хозяюшка и Хозяин горницы.

Хозяин и Хозяюшка (кричат ): «Красны девицы, да добры молодцы! Приглашаем Вас позабавиться да потешиться, пошутить, посмеяться. Мы с Вами будем петь, играть, водить хороводы, какие водили наши бабушки и дедушки, когда были молодые».

Хозяин:

Гость на двор – хозяину радость.
Кого почитают – того и величают.
Красному гостю – красное место.
Будьте как дома, присаживайтесь.

(Родители и дети проходят и присаживаются на лавки под народную мелодию)

Хозяюшка: В старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на веселые посиделки и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа у них и спорилась. И мы сегодня все вместе собрались на посиделки. Как наши дедушки и бабушки любили песни петь, так и мы споем русскую народную песню. (Исполняют песню « Как у наших у ворот»)

Хозяин: Издавна русский народ славился трудолюбием.

Хозяюшка: Много сложено поговорок и пословиц о труде. А вы, гости дорогие, знаете ли такие пословицы и поговорки?

(Гости называют пословицы: «Дело мастера боится», «Без дела жить – только небо коптить», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Есть терпенье – будет и уменье» и т.п.)

Хозяин:

«Делу время – потехе час».
Говорят, что без частушки
Нет и жизни никакой.
Мы частушки-хохотушки
Пропоем со всей душой!

(Гости поют частушки)

Хозяюшка: Народные танцы существуют у всех народов. И у русского народа есть свой танец – русский хоровод. «Водить хоровод, – что уж тут сложного, – подумаете вы. Но водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это ещё и петь, танцевать и исполнять интересные роли. Хороводные движения бывают простыми и сложными. И сегодня мы все вместе будем водить хоровод. (Водят хоровод «А я по лугу»)

Хозяин:

На море – океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зелёный,
Под ним стол золоченый,
На столе бык печеный.
Садись, кушай,
Мою сказку слушай…

Вслушайтесь в слово «сказка». Сказка сказывается, рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали – и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.

Любит народ своих героев, любит и знает. А мы вам предлагаем сегодня показать одну из сказок. Например, «Теремок».

(Родители и дети распределяют между собой роли, подбирают необходимые атрибуты и инсценируют сказку. В качестве фона используется народная музыка, которая выражает характер каждого сказочного героя. В заключение сказки все герои играют на народных инструментах, выражают радость, настроение).

Хозяин: Народная мудрость гласит: «В тесноте, да не в обиде»

Хозяюшка: Любил русский народ веселые, озорные игры затеять. И, уж какие только игры не придумывали!

(Хозяюшка предлагает встать парами и поиграть в игру «Ручеек»)

Хозяин загадывает загадку:

«Овечка-ярочка соскочила с лавочки,
Соскочила с лавочки, копытца яблочком
Вся мохнатенькая, сама усатенькая.
Днем спит и сказки говорит,
А ночью бродит, на охоту ходит» (Кошка)

А знаете ли вы, откуда взялись загадки? Какую интересную и долгую жизнь прожили на земле до встречи с вами? Родились загадки давным-давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед подстерегало тогда человека: ударит молния в дерево, забушует лесной пожар, волки нападут на стадо…
Наши предки думали, что и дерево, и трава, и всякая тварь лесная – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы природу обмануть, а друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый язык. Вот из этой тайной речи и родились когда-то загадки.

(Гости загадывают друг другу загадки)

Хозяюшка: «Ну, какой же вечер без игры в кольцо?!» Колечко, колечко, выйди на крылечко» (игра «Колечко»)

Хозяин: «У кого тут хмурый вид, снова музыка звучит»

(Хоровод «На горе то калина», Хозяюшка уходит из горницы)

Хозяин:

Кумушка-кума, где живешь?
Кумушка-кума, что так долго не идешь?

Хозяюшка:

Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу.
Эй, чай, чай, чай
Уж ты, кумушку встречай!

Хозяин и Хозяюшка (вместе):

Тары-бары-растабары,
Посидим у самовара

(Хозяин и Хозяюшка приглашают всех гостей к столу)

История большинства русских народных праздников очень сложная, они зарождались еще в дремучие времена, когда славяне ничего не знали о письменности и даже христианстве. После крещения одни из них были запрещены, а другие трансформировались и гонениям не подвергались. Например, Комоедица становится , а праздник Солнца превратился в Купалу. Православие сильно изменило жизнь русского человека, но он старался по-своему приспособиться к переменам, что привело к возникновению новых примет, заговоров, песен, гаданий. Чисто христианские русские праздники стали обрастать народными обычаями, во многом похожими на языческие обряды.

Основные русские народные праздники и традиции

С наступлением холодов простолюдины могли отдохнуть, появлялась возможность спокойно играть свадьбы, устраивать массовые гуляния, ходить в гости. Может поэтому существует такое множество именно зимних русских народных праздников. Самым настоящим веселым славянским комплексом являются , которые отмечаются с 6 по 19 января. На протяжении двух недель происходят масштабные игры, с колядованием, посеванием, хождением в гости. Проводится много обрядов, ничего не имеющего общего с христианством, например, гадания или ритуалы, которые должны повышать плодородие.

Крещенский сочельник предваряет празднество Крещения (18.01) и его еще называют Голодной кутьей. Соблюдался строжайший пост, до появления первой звездочки следовало от пищи воздерживаться. На вечерней службе люди святят воду и затем с помощью колосьев освящают ею свое жилище, хлев, все уголки усадьбы, чтобы семья избежала болезней, а в дом пришел достаток.

Многие русские народные весенние праздники напрямую связаны с Пасхой . Подготовка к Воскресению Христову проходила на Страстной неделе. Дом следовало убрать, обязательно люди купались, красили яйца и пекли куличи, следовало поминать умерших родственников. Сама Пасха для народа превратилась в событие громадного значения. Возле церкви освящались куличи, яички, разные кушанья, людям позволялось после строжайшего поста разговляться и гулять. Обязательно следовало христосоваться при встрече и поздравлять дальних родственников открытками и письмами.

Не менее почитаемы и летние русские народные праздники. Троицу отмечают в июне на 50-й день после Воскресения Христова. Седьмая неделя имела свой мистический смысл и называлась еще «русальной неделей». Другое ее популярное наименование – Зеленые Святки. Девушкам следовало плести венки и загадывать судьбу на Троицын день, если они хорошо плыли, то можно было ожидать скорого замужества. Букеты и ветки освящали в церквях, а затем зеленью украшались дома. Позже их не выбрасывали, а сушили и хранили в качестве сильных оберегов.

Приятным и ожидаемым событием считался Медовый Спас (14.08) с которого начинался сбор сладкого продукта. По традиции в этот день рекомендовалось освящать колодцы и проводить чистку старых источников. Для православных данное событие является началом Успенского поста.

Сейчас Ильин день (2.08) посвящен христианскому пророку, но некоторые оригинальные народные традиции свидетельствуют о глубоких славянских корнях праздника. Фактически для предков этот святой заменил грозного Перуна. Недаром и сейчас бытует верование, что Илья грозами и дождем управляет. После данного праздника не рекомендовалось в речке купаться.

На Яблочный Спас (19.08) проводилось освящение яблок и разрешалось их есть, ранее этого дня в народе кушать сладкие плоды возбранялось. Лучше всего было угостить вначале яблочками неимущих с сиротами, поминая, таким образом, предков, а только затем угощаться самим. Фактически данный русский народный праздник означал встречу осени. Перед закатом на Яблочный Спас люди выходили на природу с песней проводить солнышко и уходящее теплое лето.

Из далеких времен идут к нам русские народные гуляния. Массовое проведение мероприятий под открытым небом в честь какого-либо праздника сегодня превратилось в хорошую традицию.

Народные гуляния на Руси всегда сопровождались всевозможными играми, хороводами, плясками, пением, прыганием через костер и, конечно, вкусными приемами пищи. Сегодня мало что изменилось, только расширился ряд мероприятий на народных гуляньях. К основным традиционным сегодня также добавились ярмарки, на которых можно купить еду и сувениры, на народные гуляния начали приглашать фотографов и ведущих, поют как обычные люди, так и профессиональные певцы.

Русское народное гуляние пришло к нам из глубины веков. Ранее многодневные гуляния были обычным делом, и всегда устраивались на Рождество, Масленицу, Ивана Купала, Святки и множество других праздников. Иными словами, народные гуляния устраивались по малейшему поводу и длились иногда до недели. В городах и селах во время народных гуляний открывались ярмарки, на которых, как правило, торговали всевозможными сладостями, мороженным, фруктами и различными напитками. В общем, всем тем, от чего дети и взрослые не могли бы отказаться. Если гуляние проходило за городом или селом, например, в роще или на поляне, классической традицией было установление больших парусиновых шатров, под которыми располагались всевозможные торговцы.

В селах русско народные гуляния обыкновенно проходили не центральной улице, на площади или же на поляне рядом с деревней. Все молодые люди, которые достигли брачного возраст, принимали участие в обязательном порядке. Для них посещение всевозможных деревенских праздников было не только способом поразвлечься, но и возможностью найти вторую половинку. Если вдруг кто-то отказывался принимать участие в молодежных развлечениях, то он тут же превращался в человека, над которым насмехается все село. Кроме того, считалось большим грехом не веселиться, когда обстановка обязывает, и поплатиться за него можно ранним вдовством, бездетностью, безбрачием или смертью близких.

Обязательной частью русских народных гуляний были игры, причем преимущественно подвижные, в которых участие принимали как девушки, так и парни, как участники, так и зрители. Главная часть любого народного гуляния - хороводы, после которых выбирались пары и начинались танцы и пляски. Отличительной чертой всех народных гуляний было привлечения максимального количества человек от мала до велика. Поэтому хороводы и пляски всегда устраивались рядом с традиционными кострами, ледяными горками и деревенскими качелями. Это делалось для того, чтобы обеспечить развлечениями как можно больше людей. Народные праздники и гуляния неразрывно связаны между собой. Самые большие гуляния устраивались на следующие праздники:

  • Масленица;
  • Рождество;
  • Ивана Купала;
  • Пасха.

Какие же народные гуляния в России устраивались к данным праздникам? Итак, начнем с традиционных гуляний в теплое время года. Например, на Ивана Купала. Праздник этот является своеобразным днем летнего солнцестояния у восточных славян, хоть их даты и не совпадают. Ночь накануне праздника считается намного важнее его самого. Большинство обрядов совершалось именно ночью, с помощью трав, воды и огня. Обычаи эти сохранились и до сих пор. С наступлением сумерек разжигаются костры, через которые впоследствии прыгают влюбленные, взявшись за руки. Совершить данный обряд считает хорошей приметой: ежели огонь не смог разлучить влюбленных, то не страшны им никакие беды. Еще одной важной составляющий ночи на Ивана Купала считалось гадание. А заканчивалось все запуском венков по реке. Девушки оставались на одном ее берегу, а молодые мужчины переходили на другой. В воду опускались венки, сплетенные из трав и полевых цветов. По старинным поверьям, если венок, запущенный девушкой, прибьет к ногам мужчины, ей будет суждено выйти замуж в этом году. А вот если венок утонет, значит ходить незамужней его обладательнице еще несколько лет.

Еще один праздник, отмеченный массовыми народными гуляньями - это Пасха. Праздничные народные гулянья по данному поводу могли длится от нескольких дней до двух-трех недель, и назывались Красной горкой. На пасхальных гуляньях дети устраивали покатушки (чье яйцо дальше укатиться) и соревнования, чье яйцо крепче. Традиционно все пасхальные яйца раскрашиваются, что является символом начала новой жизни. Часто крашенки катали по земле, чтобы обеспечить земле хорошее плодородие. Традиционно также выпекание пасхального кулича и приготовления разнообразнейших блюд.

Не стоит забывать и про народные зимние гуляния, которые подразумевают празднование Рождества, Нового года, Масленицы. Для Рождественских гуляний чаще всего использовали всевозможные костюмы: переодеваться в стариков и животных было не только весело, но и считалось хорошей приметой. Помимо этого хозяйки накрывали столы из вкуснейших блюд, после отведывания которых начинались рождественские гадания. Пользовались они популярностью как среди молодых, так и среди старших поколений. Масленица также полна традиций: сжигание соломенного чучела, приготовление всевозможных блинчиков, хороводы, игры, песни и пляски. Народные гуляния сплочали жителей села, помогали людям почувствовать себя частью чего-то большего.

Несмотря на прошедшие годы, сегодня народные гуляния пользуются такой же популярностью, как раньше. В маленьких селах или городах-миллионниках обычным делом стали ярмарки и всевозможные развлечения в честь праздников. Наша компания занимается проведением народных гуляний к любому празднику. Раскрась свою жизнь вместе с ASTRA Congress!

«Свет души русской».
(Сценарий на тему русских народных праздников).

На сцене уголок быта – начало века: лавка, стол с самоваром, прялка, на полу половики и др. В зале столы, накрытые к чаю.

Действующие лица, участники:
КРАСНА ДЕВИЦА,
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ,
ГОСТИ.
(Желателен фольклорный ансамбль).

КРАСНА ДЕВИЦА. С тех пор как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, много воды утекло. Так много, что не каждый нынче знает: посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена – летопроводца. Полевая страда завершалась, домашняя начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на посиделках собраться.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Основу большинства народных праздников составляли обряды и обрядовые игры.

КРАСНА ДЕВИЦА. О христианских праздниках и играх сейчас пой¬дет речь. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец, животных и пастухов. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и дает скоту.
«Пришли колядки – блины да ладки» – то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
«Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания – создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. На всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещенья.
Каждая семья ожидала колядовщиков – приготавливала для них угощенье, с неподдельный удовольствием выслушивала колядки.
Коляда – маляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе!
Сею – вею – посеваю
С Новым годам поздравляю.
Гуси-лебеди летели!
Мы Малешеньки, Калядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Открывайте сундучок
Доставайте пятачок
Хоть блин, хоть сала клин.

КРАСНА ДЕВИЦА. И одаривали хозяева ряженых печеньем, конфетами, различными угощеньями.

ВЕДУЩИЙ. Ряженые благодарили хозяев:
Дай бог тому,
Кто в этом году
Полтораста коров, девяносто быков.
Надели Вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!

Но если же ничего не давали, могли сказать и такое:

Коляда, Маляда!
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Сведем корову за рога.
Кто не даст лепешки,
Завалим окошки.
Кто не даст ни копейки,
Завалим лазейки.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны.

ВЕДУЩИЙ. Угрозы в адрес очень жадных хозяев могли быть и страшнее.
На Новый год –
Осиновый гроб,
Кол на могилу.
Ободрану кобылу.
Но таких страшных угроз почти не было, потому что праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась и одной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одаривали односельчане.
Вот такие двухнедельные новогодние празднества – святки проводятся и поныне.

КРАСНА ДЕВИЦА. Несколько недель, отделяющие Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Масленицу праздновали накануне Великого поста, широко, раздольно. Длится этот праздник неделю, а ждали его целый год. Каждый день недели имел свое название:
Понедельник – «встреча».
Вторник – «заигрыш».
Среда – «лакомка, разгул, перелом».
Четверг – «разгуляй четвертог» – «широкий».
Пятница – «темны вечера», «тещины вечерки».
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье – «прощеный день».
Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица».
Именно на масленицу дети закликали птиц, звали весну.
Ой, кулики – жаворонушки,
Прилетите к нам у оконушки.
Прилетите к нам, поспешите к нам
Весну – красную принесите нам.
Уходи зима, приходи весна.
Уходи зима ко дну
Присылай весну.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И уступала Зима порогу Весне в говорила ей такие слова: «Ну, что же видно и вправду мне пора уходить – царствуй Весна на славу, твое время пришло».
Дети провожали Зиму – пели ей величальную.
Ты прости, прощай Зима белая,
Ты прости, прощай Зима белая.
Зима-матушка, зима-матушка!
Ты прости прощай – да. (Протяжно) .

КРАСНА ДЕВИЦА. Когда мы печем блины? На поминки, на Масленицу. По народным приметам считалось, что Солнцу надо помочь победить злую зиму, поэтому не случайно обязательной едой на празднике считались блины. Крутые с пылу, с жару они были символом светила Ярилы – Солнца и Весны.

ЧАСТУШКИ:
Мы давно блинов не ели –
Мы блиночков захотели
Ой блины, мои блины,
Ой блиночки мои.
Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос блины кладет,
И сама гостям несет.
Гости будьте же здоровы
Вот блины мои готовы
Ой, блины, мои блины,
Ой, блиночки мои.

(Ставят блины на стол гостям).

КРАСНА ДЕВИЦА. В завершение праздника Масленицы разыгрывали представление «Похороны масленицы». Делали чучело – соломенную бабу и сжигали ее, при этом пели веселые, прощальные песни.
Прощай, Масленица-вертушка.
Настает Великий пост.
На деревне все приели.
Подают селедки хвост!
Прощай. Масленица,
Прощай, Красная!
Наступает Великий пост,
Радует нас редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.
С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли блины на могилах и поклонялись праху родных.

КРАСНА ДЕВИЦА. Сразу за семью днями разгульного масленично¬го веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» и многие старались подкараулить это мгновение, молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, а дети обращались к солнцу с песенкой.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

ВЕДУЩИЙ. Во время пасхальной службы девушки тихонечко шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!», «Дай Бог жениха хорошего в сапогах, да с галошами, не на корове, а на лошади!»

ВЕДУЩИЙ. На Пасху совершался еще один обход дворов, напоми¬нающий святочное колядование и исполнялся он группой молодых ребят.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пойдемте в то село,
Поздравим их с праздничком,
Их с праздничком, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
И не шум шумит, и не гром гремит –

Хозяинушка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Ай спишь лежишь, оли так лежишь?
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас, молодых ребят!
Христос Воскрес на весь свет!
Наши дары не велики, малы.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!
Рюмку вина, да кусок пирога!
Христос Воскрес на весь свет!
Хозяюшка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Что у твоем дворе случилося!
Христос Воскрес на весь свет!
Зажги огонь, сходи на двор.
Христос Воскрес на весь свет!
На твоем дворе три радости.
Христос Воскрес на весь свет!
Перва-то радость корова телилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Друга-то радость овечка ягнилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Третья-то радость кобыла жеребилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Твоим дочкам на приданочки.
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас молодых ребят.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!

ВЕДУЩИЙ. Хозяева выносили яйца, сало, денег, пирогов, молока. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись.
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок.
Нам не дали сала - коровушка пала.

ВЕДУЩИЙ. Как всякий большой праздник, неделя Пасхи заполнена различными играми, развлеченьями, хождением в гости. На пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами.

ВЕДУЩИЙ. Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю Пасхи – наступает Троица. Седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, это был обряд прощания с весной и встреча лета. Прославляется зеленеющая земля с центральным персонажем – березой. Дома и улицы украшали срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.

ВЕДУЩИЙ. После обедни девушки меняют свой наряд на лучшее платье, идут в лес, подходят к березе и начинают ее украшать цветами, напевая песню:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Ты не радуйся, осина,
А ты радуйся, береза:
К тебе красные идут
Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли.

ВЕДУЩИЙ. На Троицу девушки вьют венки и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет. Одно и то же «поведение» венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену иди конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует,
Святой дух – Троица!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Завью я веночек
На круглый годочек,
Пойду на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду, погляжу
Тонет ли, не тонет
Мой веночек на воде.
Мой веночек потонул.
Меня милый вспомянул.
О свет, моя ласковая,
О свет, моя приветливая.

К вечеру снимают с деревца ленты, отламывают по прутику, но их не выкидывают, а втыкаются они над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек от мышей. А саму березку бросают в воду с криком: «Тони березка, топи сердитых мужей!»

ПЕСНЯ БЕРЕЗЫ:
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю
И поплачьте надо мной да над березонькой.

ВЕДУЩИЙ. И несчастная березка плывет туда, куда понесет ее течением воды.
Также на Троицу девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли мне быть в доме у отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.

ВЕДУЩИЙ. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться и такого рода купанию приписывается целебная сила. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, водят хороводы и поют.
Девицы цветы щипали
да у Ивана пытали:
«Что это за цветы? –
Это цветы купалы,
Девицам – умывалы,
А пареням – воздыханья!»
Сохнут, сохнут парни
На девиц смотрючи,
Что девицы хороши,
А ребята голыши.

ВЕДУЩИЙ. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее. Костры устраивали за селением обычно на высоком месте, в огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали их с пригорков. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Слова к игре:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги – дон, диги – дон –
Убегай скорее вон.

ВЕДУЩИЙ. Однако главным на Ивана Купалу было предание о папоротнике. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая поднимается все выше и выше – то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и взору представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть, невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать этого. Невидимкою обладатель цветка пробирается к любой красавице и нет ничего, что было бы невозможно для него, такова сила и власть этого цветка.
Петров день «разговения» – конец Петровского поста. В этот день ходят в гости, принимают у себя гостей. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Молодежь еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь «карауля солнце». По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В эту ночь жгли костры, гуляли всю ночь, до рассвета звучали песни. Сугубо Петровских песен известно мало, вот одна из них.
Петровская ночка,
Ночка невеличка
Реля, реля, реля!
Ночка невеличка!
А я молодая,
Я не выспалась
Реля, реля, реля!
Я не выспалась,
Я не выспалась,
Яне нагулялась,
Реля, реля, реля!
Не нагулялась
Я с милым дружочком,
Не настоялась!
Реля, реля, реля!
Не настоялась!
Не настоялась,
Не наговорилась.
Реля, реля, реля!
Не наговорилась!
Я пришла до дому,
С печали свалилась
Реля, реля, реля!
С печали свалилась!
А пока молода
У сени войду я
Реля, реля, реля!
У сени войду!
В сени войду я
Постель постелю я,
Реля, реля, реля!
Постель постелят!
А ложуся спать я,
Слезой обольюся
Реля, реля, реля!
Слезой обольюсь!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Не только талантлив, но мудр русский народ. Им создана огромная изустная литература – сказки, пословицы, прибаутки, песни, загадки. В старину говорили: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?

КРАСНА ДЕВИЦА. Особой любовью среди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные народные загадки отгадать?

ЗАГАДКИ:
1. На горе, горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдает. (Мельница).
2. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).
3. По-блошьи прыгает, по человечески плавает. (Лягушка).
4. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух).

КРАСНА ДЕВИЦА. Молодцы! Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я думаю – сказку. Все вы, наверное, любили и любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывала вам сказку, а вы, засыпая, уносились бы в зачарованный мир.
«Было это на море – океане, на острове Кидане,
Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву
Кот Баюн ходит, вверх идет – песню поет,
А вниз идет – сказки рассказывает».
Благодаря собирателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказатели сказывали. А вот и к нам сказательница пожаловала. Встречайте бабушку Настасью, слушайте сказку волшебную. Не обходятся посиделки без чая.

КРАСНА ДЕВИЦА. Самовар наш греется. Вот-вот закипит. Давайте, гости, располагайтесь поудобнее:
Вот уже струится пар,
Закипает самовар.
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
(Гости пьют чай с пирогами. Пока наливает чай в чашки – небольшой рассказ о чае).

КРАСНА ДЕВИЦА. Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовет исконно русские напитки? (Сбитень, квас, морсы, рассолы, и др.) . Одни напитки согревали, другие освежали, третьи – утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные компоненты использовались.
У каждого народа, пьющего чай есть много пословиц и поговорок о нем.
Японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее».
Китайская: «Выпьешь чаю – прибавятся силы».
Туркменская: «Пей чай, удовольствие получай».
А какие пословицы и поговорки знаете вы, гости дорогие?
«Самовар кипит – уходить не велит».
«Выпей чайку – позабудешь тоску».
«С чая лиха не бывает».
«Чай сладок, если друг рядом».
«Чай пить, не дрова рубить».

Загадки о чае.
«Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо». (Самовар).
«В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине». (Чайник).
Молодцы! Хорошо отгадывали загадки.
Вот и закончились наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собой сказки, да загадки, былины да песни русские – кто чем богат.
Милости просим!