Что такое хиджаб и зачем он нужен. Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды? Части тела, которые нужно закрывать

Действие запрета на буркини — мусульманского купального костюма. Тем не менее французские курортные города, которые и пытались ввести такой запрет, сопротивляются этому решению. Скандал вокруг буркини коснулся не только Франции — его активно обсуждают по всему миру; ключевой момент этой дискуссии связан с давней проблемой нетерпимости к мусульманской одежде в светских западных странах. По просьбе «Медузы» на стыдные вопросы о хиджабе и парандже, а также о сопутствующих предрассудках отвечает Ахмет Ярлыкапов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.

Что такое паранджа? И чем она отличается от хиджаба?

Паранджа — это исламский предмет одежды. «Классическая» (среднеазиатская) паранджа — это длинный халат с ложными рукавами, который скрывает все тело, оставляя открытым лишь лицо. Лицо, как правило, закрывают чачваном — плотной сеткой из конского волоса, которую можно поднимать и опускать.

На паранджу похожа бурка, но это другой вид мусульманской одежды. Бурка — это покрывало, которое закрывает тело с головой, для глаз в нем оставляют затянутую сеткой прорезь. Запрещенный во Франции мусульманский купальный костюм буркини к бурке не имеет отношения. Во-первых, буркини не закрывает лица женщины, а во-вторых, это костюм, а не покрывало; его задача — скрыть очертания тела купающейся женщины.

Из других видов женской мусульманской одежды распространена чадра — легкое покрывало, обычно темного цвета, закрывающее все тело женщины с головы до ног. Сама чадра не закрывает лицо, для этого может использоваться дополнительный кусок ткани или головная накидка никаб, прячущая волосы и лицо женщины и оставляющая лишь прорезь для глаз.

Многие разновидности мусульманских головных уборов в Европе называют хиджабом. Это неправильно, поскольку хиджаб — это любая женская одежда, соответствующая нормам шариата. Такая одежда должна закрывать все тело и волосы женщины; непокрытыми можно оставить лишь лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Это могут быть платок, кофта с длинными рукавами и юбка до пола.

Все ли мусульманки должны носить паранджу?

Нет. Верующие мусульманки должны носить при посторонних мужчинах хиджаб — одежду, закрывающую тело и волосы (кстати, костюм буркини обязателен на пляже, поскольку по сути это купальный вариант хиджаба). Есть страны, в которых носить хиджаб обязаны все женщины, причем независимо от вероисповедания, — такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах такой обязанности у женщин нет: например, в Турции до недавнего времени женщинам даже было запрещено появляться в хиджабе в государственных учреждениях. Впрочем, сегодня Турция несколько ослабила этот запрет; теперь женщины могут появиться в хиджабе в государственном учебном заведении.

В Коране про хиджаб что-нибудь говорится?

Да. О том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах) Корана. В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом (например, слуг и детей).

Другой стих (Сура 33 «Сонмы», аят 59) также указывает верующим женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

Зачем женщины носят паранджу?

Это не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено, скорее, культурными особенностями. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция подкреплялась местными морально-этическими нормами, неотъемлемой частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов.

С приходом ислама явление обрело религиозные обоснования и широко распространилось, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские нормы обеспечили дополнительную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования закрывать лицо при посторонних мужчинах нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды.


Но ведь паранджа подавляет волю женщины?

Сложно сказать. С одной стороны, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Носить паранджу или бурку обычно требуют сторонники самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин действительно могут принуждать к ношению паранджи или бурки, причем нередко инициатива исходит от старших женщин.

В некоторых странах появление женщины на улице без традиционной одежды может прямо угрожать ее жизни и здоровью — в такой ситуации сложно рассуждать о добровольном выборе.

С другой стороны, многие мусульманки добровольно носят этот предмет одежды, руководствуясь глубокими религиозными взглядами. Кроме того, в свое время паранджа считалась одеждой женщин из зажиточных семей, то есть была в каком-то смысле символом богатства и влияния.

Тем более нельзя дать однозначную оценку хиджабу. В современных западных странах в него облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят хиджаб, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды?

Да, есть. Например, в Иране в социальных сетях набирает силу движение My Stealthy Freedom («Моя тайная свобода»), инициатором которого стала живущая в Лондоне иранка Масих Алинеджад. Сторонницы этого движения выступают против обязательного ношения хиджаба и публикуют в интернете свои фотографии с непокрытой головой, в современной одежде и с макияжем. Судя по официальному сайту движения, число его сторонников составляет уже больше миллиона человек. В соцсетях также популярно движение иранских мужчин, которые надевают хиджабы в знак поддержки своих жен.

Почему во Франции запретили паранджу?

Это не совсем правда. Во Франции не запретили паранджу — в стране действует запрет на появление в ней и другой религиозной одежде в государственных учреждениях. То есть правильнее говорить об ограничении на ношение некоторых видов одежды в отдельных местах — в том пространстве, которое светское государство считает «своим». Кроме того, из соображений безопасности во Франции запретили появляться в общественных местах в одеждах, скрывающих лицо и фигуру. Насколько можно судить, дискуссии идут именно по поводу того, как сочетать принцип светскости с правом на свободу вероисповедания и на свободу самовыражения.

Инфографика: группа "Инфографика TUT"

1. Я думаю, что носить хиджаб не обязательно.

Когда человек уверовал в Аллаха и признал своей религией ислам, он принимает его как систему и образ жизни. Верующий человек не может принимать одну часть религии и отказываться от другой. Хиджаб – предписание ислама, и верить в Аллаха – значит стремиться к исполнению Его предписаний. В Коране сказано: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» (24:51).

2. Мои родители против того, чтобы я носила хиджаб, я не могу их не слушаться.

Девушка не может ослушаться родителей, но может ослушаться Аллаха? Кто создал вас и ваших родителей? Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет послушания творениям в ослушании Творца».

Послушание должно быть, но только тогда, когда оно не идет вразрез с предписаниями Всевышнего:

«А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им» (31:15).

3. Моя работа не позволяет мне ходить в хиджабе.

Мусульманке не предписано выходить из дома в неподобающей одежде, каждая мусульманка должна знать, что представляет собой мусульманское одеяние и стараться придерживаться его, стремясь к довольству Аллаха. Если работа не позволяет этого, то следует найти другую работу, так как работодатель должен ценить вас за ваши знаки и навыки и не ущемлять ваши религиозные права. Обретя искреннее намерение, Аллах не оставит вас и ниспошлет решение.

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2-3).

4. В хиджабе очень жарко.

Шайтан стремится отвести женщину от пути истины всяческими способами, нашептывая свои наущения, и она начинает искать оправдания во всем. Хиджабы бывают разных материалов и тканей, в которых не только не жарко, но они спасают от жары. Внешние трудности – это лишь испытания нашей веры, в каком направлении мы сделаем свой выбор.

5. Я боюсь, что если надену хиджаб, то потом сниму его.

Если бы люди руководствовались подобной логикой, они бы никогда не совершали поклонение. Люди не совершали бы намаз, боясь оставить его в будущем. Надеть хиджаб – это не действие, связанное с внешним завязыванием платка, это внутреннее состояние, мировоззрение и позиция, обретя которые не так то и просто от них отказаться. Возможно, по–началу существует определенный страх, тем не менее. Если вы будете придерживаться руководства и предписаний, то несомненно познаете сладость веры и не захотите пренебрегать предписанием Всевышнего.

6. В хиджабе я никогда не найду мужа.

Разве вы хотите в мужья того, кто не хотел бы следовать пути, предписанным Всевышним? Любой верующий мужчина хочет в жены праведную жену, с которой он бы смог построить семью, которой был бы доволен Аллах. Если вы мечтаете о счастье в браке, о семье, которой бы был доволен Аллах, вы должны следовать Его предписаниям и обрести праведного человека, который укреплял бы и поддерживал бы вас в вере. Каждый находит то, к чему стремится, и в хиджабе вы найдете именно того, для кого вера играет первостепенную роль.

7. Я не могу прятать красоту, которой Аллах благословил меня.

Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (24:31).

Хиджаб не способен скрыть красоту женщины, он лишь показывает ее в той мере, которая предписана мудростью Всевышнего.

8. Я надену хиджаб, когда того захочет Аллах.

Разве Аллах не захотел этого, когда сделал вас мусульманином и ниспослал Свое руководство?

9. Я еще молода, я надену хиджаб, когда буду старше.

Вы можете гарантировать свою жизнь наперед и быть уверенным, что доживете до определенного возраста? Нет, никто не может, никто, кроме Аллаха, не знает, сколько человеку отведено, поэтому, думая, что вы наденете хиджаб в определенный день, вы не знаете наступит ли этот день вовсе.

10. А что подумают люди?

И наверно, одна из самых значимых причин, почему девушки бояться хиджаба – это мнение окружающих, кто и что подумает. Хиджаб – это поклонение, которое не подчиняется мнению людей и их собственному выбору, так как они установлены самим Всевышним Аллахом. На пути к довольству Всевышнего и в надежде на Его милосердие и успех в джаннате, человеку приходится делать выбор в ту или иную сторону. Определите прерогативы и придерживайте того, что действительно важно для вас.

Хиджаб является кораническим предписанием, которое заключается в том, что мусульманка должна покрывать свою голову и вырез на груди с помощью химара (головного убора), а тело - с помощью джильбаба (одежды свободного покроя). Естественно, лицо и кисти рук могут быть открыты.

Что касается стиля, цветовой гаммы, материла, из которого изготовлены химар и джильбаб, каждая мусульманка может выбирать то, что больше всего соответствует культурным нормам, принятым в ее народе. Ислам - мировая религия, а потому существует разнообразие стилей при воплощении предписания Корана.

Ислам не может быть заключен в рамки лишь определенной местности, племени или культуры. Можно увидеть, что арабки носят абайю, иранки - чадру, афганки - бурку, пакистанки - никаб, малазийки и индонезийки - керудунг, африканки - буибуи. На западе женщины-мусульманки носят обычную одежду, которую можно найти в любом магазине и которая отвечает требованиям Шариата, дополняя ее платком.

В Исламе нет определенного стиля. Самое главное - чтобы одежда отвечала основным требованиям к химару и джильбабу. Именно так взаимодействуют религия и культура, в этом заключается подвижность и гибкость Шариата. Подобное может привести в замешательство некоторых недоэкспертов, которые ошибочно полагают, что хиджаб является культурной традицией, а не религиозным предписанием.

Одним из самых популярных вопросов, которые мне задают, звучит так: «Почему хиджаб является обязательным для женщины?» В Исламе хиджаб является частью скромного и благопристойного поведения между представителями противоположного пола. В аяте 59 суры 33 дается хорошее объяснение данному явлению: «…Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям…» .

Независимо от того, признают мужчины это или нет, их поведение подчинено сексуальному желанию. Поэтому:

Хиджаб защищает женщину от ненужных домогательств. Он символизирует, что женщина принадлежит лишь одному мужчине и не доступна для всех остальных.
Хиджаб способствует сохранению и стабильности брака и семьи, уменьшая возможность недозволенных отношений.
Наконец, хиджаб вынуждает мужчину сосредоточиться на личности женщины, а не на ее внешних данных. Это помогает женщине контролировать отношение к ней мужчин вне дома.

Говоря об одежде женщин из Северной Африки и Юго-Восточной Азии, Жермен Грир, одна из первопроходцев в движении освобождения женщин, писала:

«Женщины, которые носят сари, джильбаб или любую другую просторную одежду, могут поправиться или похудеть без какого либо чувства смущения и дискомфорта. Женщины, носящие платки, покрывающие свое тело, могут кормить грудью где угодно, не привлекая к себе внимание, а ребенок будет защищен от пыли и насекомых. Во многих восточных странах одежда и украшения женщины подчеркивают ее женственность, а в западных - уничтожают ее».

Стоит отметить, что она специально упоминает национальную одежду вроде джильбаба, которую мусульманки носят на Западе.

Феминистки и западные СМИ зачастую говорят о хиджабе как о символе угнетения и рабства женщины. Подобная точка зрения отражает бессознательную экстраполяцию иудео-христианского понимания покрывала на хиджаб, коим грешат западные феминистки: платок - символ подчинения женщины мужчине.

Судить чужую религию, основываясь на своей собственной, на особенностях истории своего народа, по меньшей мере, логически неверно, а по сути является насаждением культуры! В одной статье мой отец сделал очень интересное замечание. Когда европейцы проникли на территорию Африки столетие назад, они обнаружили, что некоторые племена ходили голыми. Они заставили их носить одежду как символ цивилизации. «Теперь эти борцы за цивилизацию сами срывают одежду… В конце концов, этот мир теперь подражает тому самому „примитивному“ обществу».

Меня удивляет общество, толерантное по отношению к женщинам с голой грудью, но с трудом переносящее мусульманку в платке. Нахид Мустафа, канадский мусульманин, говорит: «В западном обществе хиджаб стал олицетворять либо вынужденное затишье, либо бессознательную воинственность. На самом деле хиджаб - ни то, ни другое. Он лишь служит отражением убежденности женщины, что ее личность нельзя оценивать исходя из физической привлекательности. Ношение хиджаба освобождает от постоянного внимания к природным данным. Внешность женщины больше не подвергается тщательному суду, красота или ее возможное отсутствие больше не является предметом обсуждения».

Хиджаб - не символ угнетения. Притеснение женщин можно встретить даже в тех странах, где они никогда не носили хиджаб, и вызвано оно социально-экономическими причинами. Как раз наоборот, постоянное выставление полуобнаженных женщин в рекламе, вывесках, индустрии развлечений является подлинным символом угнетения женщины.

Хиджаб не мешает женщине получать знания и вносить свой вклад в улучшение общества. В истории Ислама известны случаи, когда роль женщины была крайне важной. Госпожа Хадиджа (да будет доволен ею Аллах), первая жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), играла значительную роль в ранней истории Ислама. Успешная в делах, она была первым человеком, принявшим послание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Ее поддержка и вера были главным источником духовной силы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она была твердой опорой для своего мужа в трудные для Ислама времена и тратила все свое состояние на продвижение новой религии.

Первым мучеником за веру в истории Ислама также стала женщина по имени Сумайя (да будет доволен ею Аллах), жена Ясира и мать Аммара. Она была убита вместе со своим мужем за то, что отказалась отречься от Ислама.

Госпожа Фатима аз-Захра (да будет доволен ею Аллах), дочь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), была лучом света и источником руководства для женщин ее времени. Она поддерживала своего мужа, Али (да будет доволен им Аллах), во всех его действиях, включая борьбу против попрания права дочерей на наследование, дарованное Исламом. Сестра Хусейна ибн Али (да будет доволен им Аллах) Зейнаб (да будет доволен ею Аллах) продолжила восстание и внесла значительный вклад в поднятие боевого настроя людей ради борьбы против тирании правителей.

Тем, для кого хиджаб является символом угнетения женщин, я задаю вопрос: “Когда вы видите монахиню в рясе, является ли ее одежда символом угнетения, или же она вызывает чувство достоинства и уважения? Монашеская ряса является одним из видов полного хиджаба! Откуда тогда эти двойные стандарты? Не является ли это навязыванием своей культуры? Когда католическая монахиня и мусульманка надевают примерно одну и ту же форму одежды, первая символизирует достоинство и вызывает уважение, а вторая становится символом угнетения? В Исламе каждая женщина достойна уважения, а не только некоторые избранные, которые решили служить вере.

Я приветствую тех мусульманок, которые нашли в себе мужество соблюдать полный хиджаб в немусульманской стране. Я настойчиво призываю мужчин ценить огромный вклад, который вносят женщины на передовой войны за право соблюдать нормы Ислама и занять свое место в таком многонациональном обществе, которое есть в Канаде.

Сейид Мухаммад Ризви,
Перевела с английского Анастасия Бастылева
musulmanka.ru

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта


Мы живем в мире, который стремительно меняется, но еще сохранились на карте страны, в которых чтут религиозные предписания и традиции. В некоторых странах, даже сегодня обязаны носить хиджаб. Давайте посмотрим в историю ислама и обратим внимание на этих девушек, что они - восточные девушки думают по этому поводу и как воспринимают обязанность носить хиджаб?


Паранджа? (иногда называют чадра) - женская верхняя одежда в мусульманских странах. Выглядит как халат с длинными ложными рукавами и волосяной сеткой, которая закрывает лицо. Сетку называют чачван.



История паранджи.
Изначально в Персии этот вид одежды называли фараджи. Это была широкая верхняя одежда с длинными рукавами. Такую одежду – халат в XVI веке носили и мужчины и женщины. Классическая паранджа – это не бурка и не чадра. К слову сказать, настоящую классическую паранджу вы можете увидеть в советском фильме «Белое солнце пустыни». Этот фильм неоднократно показывали по телевидению, и очень многим из нас он нравится: интересные актёры, прекрасная постановка, сценарий, и солнце, действительно палящее, белое…


Чадра
В переводе с персидского - палатка. Это уже лёгкое женское покрывало, обычно белого, синего или чёрного цвета. Она также закрывает полностью фигуру женщины с головы до ног. Лицо закрывается муслиновой тканью, которой закрывается и голова.



Хиджаб
Хиджаб (в переводе с арабского - покрывало). Так называется любая одежда в виде покрывала, окутывающего фигуру женщины с головы до ног. Но в Европе обычно под хиджабом понимают исламский женский . Носить хиджаб обязана каждая женщина, исповедующая Ислам, – это одно из основных положений Шариата.


Каков должен быть хиджаб?
Эта одежда должна быть длинная, ни в коем случае не обтягивающая, т.е. она должна полностью скрывать и не выделять формы тела.
Согласно Корану женщина не должна показать своей красы, своего тела, кроме мужа, а также многочисленных родственников мужского пола: «…Пусть они не выставляют напоказ своих прекрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают…»



Как воспринимают восточные девушки хиджаб?
Женщина, которая исповедуют Ислам, принимает хиджаб со спокойной душой, она понимает, что это не прихоть мужчин, а её религия, которая является её жизненной позицией.


Да, в Исламе требуется, чтобы была спрятана от чужих взоров. У нас в России так женщины не укрывались никогда. Для незамужней девушки, возможно было быть с непокрытой головой, чего нельзя сказать о замужней. Отсюда и пошла поговорка: «опростоволоситься», т.е. замужняя женщина не могла открыть свои волосы, напротив, она должна была их тщательно спрятать. Особенно в средние века на Руси молодых женщин, и тем более девушек, берегли от постороннего мужского взгляда – все застолья, все собрания проходили без принятия участия в них женщин. И только при Великом Императоре Петре I эти законы были изменены, равно, как и одежда для женщин, которая стала открывать многие части тела, чтобы радовать взор мужчин.
Но и у нас, и в Исламе основой семейного счастья всегда были духовные ценности. Внешняя красота постепенно с годами, как мы ни боремся, увядает, а духовное богатство приносит счастье на все годы.


Красота нужна свадьбе, а любовь - повседневно.
Жена – роза дома.
Не та красавица, что красива, а та красавица, что любима.
Узбекские пословицы


Хиджаб в разных странах.
Сейчас хиджаб обязателен в таких странах, как Саудовская Аравия и Афганистан.
В Судане в уголовном кодексе говорится о наказании в случае ношения непристойной одежды, но что значит «непристойная одежда» не определяется.


А в таких странах как Турция, Тунис и Таджикистан введён запрет на ношение хиджаба в государственных учреждениях, а также в учебных заведениях. Согласитесь с тем, что действительно эта одежда не удобна, особенно в государственных учреждениях.


Франция пошла ещё дальше. Здесь принят закон, запрещающий одежду, демонстрирующую религиозную принадлежность. В основном этот запрет касается образовательных учреждений, где действительно возможна какая-то часть иностранных студентов. И верно ведь, зачем нагнетать обстановку и показывать только внешне, какая твоя религия. Главное, что в душе. Этот закон принят в 2004 году в сентябре.


В дополнении – восточные девушки во всей красе.



Восточные девушки и хиджаб для Журнала Милитта


Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».

Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.

Достоинство хиджаба

1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику .

Аллах в Коране сказал:

وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение… » («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них » («ан-Нур», аят 31).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

المرأة عورة

«Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин) » (ат-Тирмизий).

2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь

Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:

يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

Смысл: «О Пророк! Скажи твоим , твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милостивый » («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.

3) Хиджаб – это чистота.

Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:

وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ

Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.

В другом аяте сказано:

فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ

Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.

4) Хиджаб – это признак богобоязненности .

Аллах в Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ

Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше… » («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.

Условия хиджаба.

У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:

1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).

2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.

3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.

4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.

5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.

6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.

7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.

На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.

Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.

Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.

У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:

1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:

وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين

«Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий » («Асналь-маталиб»).

Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».

2) По отношению к Махрамам (кровным родственникам-мужчинам, - отцу, родному брату) или в уединении ее аврат – то, что между пупком и коленями («Хашият Ианат ат-Талибин»).

3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).

4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.

Подбородок женщины

Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.

Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.

Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»

Цвет хиджаба

Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود

«Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха ». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.

Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها

«Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел » (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):

أتي رسول الله {صلى الله عليه وسلم} بثيابٍ فيها خميصة سوداء

«Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил :

من ترون نكسو هذه الخميصة

«Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту? » Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:

ائتوني بأم خالد فأتيه

«Приведите ко мне Умму Халид! » Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).

Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.

Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.

Туника и брюки

Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.

Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:

لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин » (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).

Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?

Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.

Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.

Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.

Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.

Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути

Прокомментировать