Что такое народная игрушка. Методическая разработка на тему: Консультация для педагогов "История народной игрушки". Особенности русской деревянной игрушки

Народная (традиционная) игрушка как элемент этнической культуры, памятник традиционной культуры. Народная игрушка как синтетический вид народного творчества, в котором соединились средства декоративно-прикладного и изобразительного искусства с театральными и музыкальными элементами. Традиционный, необходимый элемент воспитательного процесса. Познание мира через игру, социализация в обществе. Отличия игрушек по типам, материалам и технике изготовления. Возрастное, половое, социальное и игровое назначение игрушки. Использование игрушек в играх – упражнениях, играх- соревнованиях, ролевых играх, играх с правилами. Взаимосвязь игрушек с различными формами хозяйственной жизни, орудиями труда; языческими тотемами. Культовое назначение (фигурки птиц, животных, людей). Функции игрушки: социализирующая, воспитательная, эстетическая.

Общие художественно-эстетические особенности русской народной игрушки : глубина, многозначность, общечеловеческая ценность образов; символичность изображения; декоративность, лаконизм, обобщенность формы; чувство материала и его природных свойств; традиционность технологических приемов; юмор, гротеск, отсутствие злых и устрашающих образов, человечность; яркость, условность образов; полифункциональность.

Образы народных игрушек : образ женщины-матери, образ птицы, оленя и лося, медведя и коня, образ козла, образ полкана, образ всадника и др.

Материал игрушки : глина, дерево, солома, лоза, береста, шишки, мох, текстиль. Позднее – папье-маше, мастика, жесть, фарфор, бумага, шкура и шерсть животных.

Крупные промыслы игрушки (с. Богородское, Сергиев Посад, села Нижегородской губернии (с. Городец, с. Лысково, с. Семеново)). 1890-е гг. – матрешка.

Ритуальный предмет детской игры - традиционные русские куклы из дерева и соломы, не имеющие прорисовки лица. Символика коня в русской игрушке: реинкарнация души человека после смерти (символика двух коней или одного двуглавого коня). Символика солнца: кони-качалки и качели, удача и благословение солнца для ребенка.

Благословляющий ребенка характер игрушки. Использование модели яйца: погремушки, шаркунки, трещетки (призывание к ребенку добрых духов). Свистульки как средство переманить на себя хворь. Тряпичная кукла (простейшее изображение женской фигуры). Кукла как эталон рукоделия. Формирование навыков шитья, вышивания, знакомство с традиционной одеждой. Крупеничка (тряпичная кукла, наполненнаяотборной крупой) – символ хорошего урожая, плодовитости.

Пеленашка (подкладывали к младенцу в колыбель, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду). Кукла Московка (кукла имеет шесть детей). Москва - мать, новое княжество – новый ребёнок. Символ материнской заботы и любви.

Наиболее крупный центр деревянной игрушки Сергиев Посад. Жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Немногоцветная условная роспись. Деревня Богородская – крупный центр деревянной игрушки. Богородская резьба. Сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, использование сказочных и исторических тем. Движущиеся игрушки. Традиционный образ - медведь. Городецкая деревянная игрушка: лошади в упряжках. Раскраска близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи.Роспись игрушки пышными цветами, сказочными сценами.

Дымковская (глиняная) игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичная пластика. Красочная, оригинальная роспись.

Русская народная игрушка отличается образностью, красочностью и оригинальностью. Благодаря своему лаконичному содержанию, они характеризуются доступностью для детского восприятия. Выполненные из натуральных материалов (глина, дерево, керамика, солома) они представляют собой различные сказочные персонажи, фигурки и изображения людей и животных.

Каждая народность, живущая в определенном регионе нашей страны, на протяжении многих веков создавала и передавала из поколения в поколение уникальные традиции создания народной игрушки, отличающейся своеобразностью, оригинальностью и сочетающей в себе национальные особенности каждого отдельно взятого региона России. Именно по игрушке можно определить, в какой именно местности она сделана. Там, где были богатые залежи глины, создавались удивительные глиняные фигурки животных и людей, в регионах богатых древесиной мастера-умельцы делали игрушки из дерева.

Основные игрушки русского народного промысла:

Абашевская глиняная игрушка

Игрушка, сделанная из глины, названа в честь своей исторической Родины - села Абашева Пензенской губернии, которое славилось своим гончарным промыслом и наравне с глиняной посудой торговало игрушками из глины, пользовавшиеся большим спросом. Большая часть населения была старообрядцами, поэтому их верования нашли свое отражение в игрушках-свистульках, визитная карточка абашевской игрушки - фигурка оленя с огромными как будто упирающимися в небо рогами, который считался символом изобилия и достатка. Большая часть игрушек были фигурками животных, являвшихся у древних славян символами различных аспектов человеческой жизни: птицы символизировали счастье и удачу, кони - солнце, медведи - силу, могущество и власть, бараны и коровы - плодородие. Отличительная особенность этой игрушки - удлиненная форма тела, короткие, широко расставленные ноги, очень длинные, толстые шеи и маленькая голова, четко проработанные черты лица и прически людей.

Дымковская глиняная игрушка

Игрушка носит название одноименной слободы Дымково, которая располагается вблизи города Кирова. Всем хорошо известны красочные, пышно оформленные и расписные фигурки кукол-барышень, козликов, петушков с яркими, пышными хвостами, коней, поросяток, мишек и уточек-свистулек. В селе Дымково существовали целые семьи мастеров, которые копали глину, мешали её с песком, тщательно вымешивали, лепили фигурки, обжигали их в русских печах, а затем расписывали вручную яркими цветами, причем в процессе изготовления принимали участие и женщины, и дети. Дымковская игрушка отличается своей особенной специфичностью, она статична, имеет пышные формы и яркую окраску, обладает особой жизнерадостной энергией и тонким юмором, привлекающим внимание детей, которые очень любят их рассматривать и слушать занимательные истории об их создании.

Богородская деревянная игрушка

Игрушка создавалась талантливыми руками мастеров села Богородского Московской области, это шутливые, затейливые и подвижные искусно вырезанные из дерева фигурки курочек, которые увлеченно клюют зернышки, медведей, бьющих по наковальне, различные сюжетные и жанровые композиции. Главный материал для игрушек - тщательно высушенная липа и её отходы в виде щепок, чаще всего изделия из неё не окрашивались. Выразительная фактура дерева позволяла мастерам сочетать в игрушках, как гладкую поверхность, так и небольшие выемки и вырезки, передающие некоторые тонкости и нюансы различных деталей. Детям нравится не только их рассматривать, а еще и приводить в движение механические пружины, спрятанные внутри них, заставляющие бравых солдат маршировать, а добродушного мишку заниматься тяжелым физическим трудом.

Филимоновская глиняная игрушка

В Тульской области в деревне Филимоново изготовляли удивительные глиняные игрушки, получившие одноименное название филимоновских. Здесь находились залежи пластичной и качественной белой глины, из которой по легенде местный старожила дед Филимон лепил свои смешные, причудливые и не похожие на другие фигурки-свистульки животных и людей. Игрушки отличаются особой формой: короткие ножки, вытянутые тела и длинные шеи с маленькой головой, сюжеты традиционны - барыни и солдаты, различные композиции (чаепития, заигрывания, тройка), баранчики и петушки, коровы и лошадки, а и даже порой абсолютно фантастические создания, которые трудно отнести к какому-либо существующему виду. Расписаны эти игрушки яркими, сочными цветами, среди которых преобладает малиновый, ярко-желтый, зеленый, оранжевый, синий и белый, часто они наносились полосками в самых различных сочетаниях, причем лицо было всегда чисто белым с едва очерченными контурами глаз и губ.

Маленький городок под Архангельском под названием Каргаполь, дал имя знаменитым каргапольским игрушкам, которые делали здесь талантливые мастера гончарного искусства из обожженной глины, изображавшие различные фигурки животных и людей. Отличаются они некоторой суровостью образов, вследствие применения исключительно натуральных красителей (сажа, мел, известь, разновидности цветной глины, различные минералы) темными, насыщенными цветами: коричневым, бежевым, темно-зеленым и даже черным. Представляли собой эти игрушки фигурки сказочных героев, птиц, собак, медведей, приземистых мужичков с бородой-лопатой или крупных женщиных с новорожденными на руках.

Плешковская игрушка-свистулька

Еще одним знаменитым русским промыслом, зародившимся в селе Плешково Орловской губернии, являются плешковские игрушки. Это разнообразные глиняные свистульки, сделанные из местных залежей глины, приобретавшей во время обжига интересный розоватый оттенок. Отличались игрушки простотой и лаконичностью, окрашивались в синие, красные и зеленые цвета натурального происхождения (сок бузины и лопуха, битый кирпич), которые наносились на поверхность в виде произвольно разбросанных пятен. Это были фигурки разных животных (коней, баранов, коров, оленей, петухов, уточек) людей (солдат, барыней), и фантастических существ (русалки, птицы-сирин). Типичный образ плешковской игрушки - фигурка женщины, держащей левой рукой младенца.

Для кого-то это «какой ужас», для кого-то «как мило», а для кого-то – целое искусство. С приходом на отечественные рынки трансформеров, черепашек ниндзя, пластмассовых кукол и пупсов сомнительного качества, наши дети потеряли связь с предыдущими поколениями. Я о том мире образов, который народ пронёс сквозь века, о глубокой сакральной символике, которую понимает лишь славянская душа.

Матрёшка как символ России…

Это вообще отдельный разговор. Кто не знает этот неписаный символ России? Весь мир знает матрёшку как традиционную русскую игрушку (её, увы, ошибочно считают и символом Украины!). Но так ли это? Несколько источников свидетельствуют о том, что матрёшка как таковая появилась в самом конце ХIХ века. Она стала прототипом популярной в то время японской игрушки, которая представляла собой полую фигурку, внутри которой хранились меньшие вкладные фигурки. Фигурки несли обрядовый смысл и служили оберегами. Некие русские «умельцы» Звёздочкин и Коновалов использовали эту идею и создали «русскую народную» расписную краснощёкую игрушку, которая, если копнуть глубже, народной то и не была никогда. Но эту фигурку вовсю используют как сувенир для туристов, и продают как сувенир чуть ли не в каждом подземном переходе.

Какие же они, традиционные игрушки?

Мало кто знает, какими были традиционные игрушки славян. А это печально, ведь было их немало. Традиции постепенно забываются, изготовлением детских игрушек из глины, дерева и ткани занимается очень мало людей, но они, всё же, стараются передать свои знания младшим поколениям.

Трещётки и погремушки

Это самые первые игрушки малышей, знакомят деток с миром звуков. В качестве погремушек использовали сухие маковые головки и стручки гороха (фасоли). Керамические погремушки делались очень просто: две полые половинки шарика из глины скреплялись, а внутри были камушки или зерно. Трёщетки делали из дерева, к ручке особым образом крепились деревянные пластинки, которые при вращении трещали и скрипели.

Тряпичные куклы

Кукол на Руси делали из соломы, сена, дерева, кусочков полотна. Но это не значит, что такая кукла – исконно русское творение. Ведь подобные игрушки делали детям во многих странах мира. Каждая деревня на Руси могла делать куклу по-своему. Отличались эти игрушки элементами одежды, размером, материалом и техникой изготовления, но они успешно исполняли свои основные функции – оберегать ребенка от злых духов и развлекать его. Различались куклы обрядовые и для детей.


Славянская кукла имеет несколько особенностей:


Глиняные игрушки

Этот вид народных промыслов появился тогда, когда зародилось и гончарное искусство. Мужчины лепили горшки, женщины – милые фигурки из глины, чтобы позабавить детей. После лепки игрушки обжигают в огне (так же как и горшки), и разрисовывают разными орнаментами, в зависимости от региона происхождения этих произведений народного искусства.

Игрушки из глины делятся на такие группы:

  • Люди (солдаты, барыни);
  • Животные (куры, коровы, олени);
  • Композиции (чаепитие, свадьбы и т.п.).

В России известно несколько «разновидностей» небольших глиняных фигурок, традиционных славянских игрушек.

Самые известные центры глиняных народных промыслов на Украине:
  • Полтавская область, село Опошня. Тут делают не только великолепную глиняную посуду, но и красивые глиняные игрушки. Особенность – изготовляют в Опошне фигурки животных: львы, бычки и барашки.
  • Киевская область, город Васильков. Помимо горшков да тарелок вылепливают здесь фигурки домашних птиц, павлинов, козлов, баранов и оленей.
  • Ивано-Франковская область, город Косов (Гуцульщина). Производят народные умельцы в этом городе посуду с растительными и геометрическими орнаментами, а из маленьких кусочков глины делают свистульки.

P.S. Игрушки, которыми забавляли деток наши предки, очень сильно отличаются от тех, которые нам предлагает современность на рынках и в детских магазинах. Технологией изготовления традиционных кукол, фигурок и оберегов владеют несколько сотен человек, потихоньку ремесло забывается. Я и люди моего поколения, уверена, ещё помнят забавные глиняные свистульки и деревянные дудочки с тонкой ручной резьбой. Игры с такими игрушками ни в какое сравнение не идут с тем, что мы имеем сейчас.

2.1 Происхождение "Матрешки"

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Игрушка во все исторически эпохи была связана с игрой - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Игрушка важна для развития мимики и личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.

Так, исследования Коссаковской Е. А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития. Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Как говорила известный психолог Урунтаева Г. А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью которой, дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Древние русские игрушки ("потешки"), как правило, выполнялись в двух самых распространенных на Руси материалах: глине и дереве. Деревянные "потешки" были в обиходе восточно-славянских племен еще в IХ веке. Об этом говорят находки археологов на территории древнего Новгорода. Новгородская ярмарка, этот крупнейший средневековый "меновой двор Европы и Азии, собиравший до 50 племен", показала, что купцы многих стран, кроме сундуков и деревянных ложек, интересовались также русскими игрушками.

Однако, первое упоминание о деревянной игрушке в письменных источниках встречается лишь в ХVII веке. Из этой записи мы узнаем, что к "цареву двору" деревянную игрушку покупали в Троице-Сергиевском монастыре, который был в то время местом богомолья русских царей. Во время "Троицких " походов царским детям помимо сладостей покупали также потешные возки, деревянных коней и птичек. Столетие спустя, в 1721 году, в подробных записях дворцовых расходов мы узнаем, что детям Петра I "куплено в Москве на торгу разных игрушек живства числом осьмнадцать - кони, коровы, олени, бараны, лебеди, петухи, утки, а также трое детей и город с солдатами." Интересно, что до определенного времени игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же мастерских.

Цель работы рассмотреть художественные элементы русской традиционной деревянной игрушки.

Задачи работы рассмотреть:

1. Особенности русской деревянной игрушки;

2. История происхождения русской деревянной игрушки;

3. Символика и образ народной игрушки;

4. Художественные элементы русской традиционной деревянной игрушки на примере производства "Матрешки";

Методы исследования: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, наблюдение.

Гипотеза исследования – использование художественных элементов русской традиционной деревянной игрушки в настоящее время.

1. Особенности русской деревянной игрушки

1.1 История происхождения русской деревянной игрушки

Многие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа. Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ. По сюжету и стилистически с "барынями" и "гусарами" связаны скульптурные миниатюрки - "китайская мелочь". Это крошечные, раскрашенные деревянные фигурки, величиной в 4-5 см., разнообразные и любопытные по своим сюжетам.

Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые. Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.

Крупным центром производства деревянной и детской игрушки была и Нижегородская губерния, во многих ее районах - Городецком, Семеновском, Федосеевском - вырезались и расписывались игрушки. Основной сюжет городецких игрушек - лошади в упряжках. Лаконизм этих игрушек породил своеобразную стилизованность формы. Раскраска этих игрушек близка к раскраске детской мебели, сундуков, туесков, создавших славу городецкой росписи. Расписывая игрушки пышными цветами, сказочными сценами, мастер не боялся сочетания самых необычных и ярких цветов. Самое широкое распространение с незапамятных времен имела глиняная игрушка. В глиняных игрушках разных областей много общего: единство сюжета, близость форм и орнамента. И вместе с тем, каждый промысел вносил в игрушку что-то свое. Особый интерес представляет собой дымковская игрушка, по названию слободы Дымково, близ города Кирова. Ассортимент дымковских игрушек чрезвычайно разнообразен: барыни, кормилицы, всадники, гусары, фантастические птицы и животные, многофигурные сюжетные композиции. Упрощенно-лаконичной пластике дымковских игрушек соответствует характер ее декоративной росписи, поражающей своей красочностью, оригинальностью. Глиняные игрушки Воронежской, Тульской, Архангельской областей по внешнему виду отличаются друг от друга, но всем им присущи необыкновенная ясность и простота форм, красота и фантазия. На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр.

Сопоставляя игрушки, добытые при археологических раскопках, с современными игрушками Е.А. Аркин заключает свое сравнение: "…устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение".

Утверждение Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит к тому, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Повторяя указанное в предыдущем пункте положение Г.В. Плеханова о том, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых, мы видим, что оно противоречит выводам Аркина, поскольку игрушка не может быть ничем иным, как воспроизведением формы предметов из жизни и деятельности общества, пусть упрощенной, обобщенной и схематизированной формы.

В изменении характера игрушек на протяжении человеческой истории наглядно отражена действительная история игрушки, обусловленная историей развития общества, историей развития ребенка в обществе.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.

На лучших образцах народной игрушки учатся современные художники, учатся искать мудрость в простоте, учатся совершенному владению материалом.

1.2 Символика и образ народной игрушки

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.

Примером ритуального предмета детской игры являются традиционные русские куклы из дерева и соломы, которые не имеют прорисовки лица (Приложение 4). Детскими эти куклы стали при упрощении символического смысла древнейших верований, когда Великую богиню, стоящую за гранью добра и зла, опасались изображать с чертами лица, могущими вызвать вред при использовании ее изображения. Практически все дошедшие до нас древнейшие изображения (Богини Матери - "неолитической Венеры") не имеют лица.

Отдельно следует указать на символику коня в русской игрушке. С изображением коня связывался целый ряд представлений. В первую очередь, с конем соотносили солнечных богов, а также представления о реинкарнации души человека после смерти. Связь представлений о возрождении души и солнца базировалась на том, что солнце часть суток проводит в Земном мире, а ночной период - в Подземном. Поэтому и душа человека проведя какое то время в Загробном мире возрождалась для жизни на земле. Подобное представление связывалось с символикой двух коней или одного двуглавого коня. К подобной символике следует так же отнести игрушку "день - ночь". Отметим, что двойного конька можно часто видеть на крыше русской традиционной избы. Подобное изображение - своеобразное пожелание бессмертия хозяевам.

С символикой солнца связываются и всевозможные кони-качалки и качели. В песнях южных славян мотив весеннего качания девушки на качелях соотносилось с ее сакральным браком с солнцем, что должно ей в дальнейшем принести удачу в браке. Совместное качание на качелях юноши и девушки также рассматривалось как пожелание им счастья. Кони-качалки и изображение коней вообще, должны были принести удачу и благословение солнца для ребенка.

В игрушке некоторой моделью Мирового дерева, в первую очередь его кроны - Небесного мира, являлись различные погремушки и мячи. При этом традиционная народная игрушка носила своеобразный благословляющий ребенка характер. К игрушкам подобного типа относилась и модель яйца, так как по древнейшим космогоническим представлениям мир родился из яйца.

Погремушки, шаркунки, трещетки до начала XX века, кроме развлекательной цели, также служили для призывания к ребенку добрых духов или ангелов-защитников. Используя основной принцип магии, связанный повсеместно с принципом подобия, выражающийся в том, что модель или изображение в определенном смысле заменяют оригинал, погремушка или мяч, изображающие Небесный мир, в руках ребенка должны были защитить ребенка от темных сил. Они как бы соединяли его с силами добра. Отметим, что в русской традиционной игрушке не встречается изображений отрицательных персонажей, так как считалось, что такие изображения могут принести ребенку зло, иными словами связать ребенка с оригиналами изображений.

В пинежском заговоре говорится, что игрушка переманивает на себя хворь. Той же цели служили различные свистульки. Свистульки часто изображали то или иное животное, кроме того, изображение животных являлось традиционной темой русской народной игрушки. В тульской области зафиксированы поверья, что посвистев в глиняную свистульку и сказав "Пусть порча перейдет на того, кто ее послал" человек выздоравливает, а тот, кто ее наслал, заболеет. В зависимости от недуга использовалась та или иная свистулька. В обычное время они стояли напротив окна, "не пропуская" болезнь и зло к ребенку.

Древний обряд, связанный с игрушечной свистулькой и посвященный изгнанию злых сил и привлечению добрых, зафиксирован в начале XIX века в Вятке. Назывался этот праздник "Свистунья" или "Свистопляска". Ранней весной дети и взрослые в течение нескольких дней свистели в зооморфные глиняные свистульки, плясали и веселились.

Использование подобных игрушек должно контролироваться родителями и педагогами, которые как правило на воздействие подобных игрушек на психику ребенка не обращают внимание. При применении традиционных и любых других игрушек следует учитывать воздействие образа того или иного персонажа на психику ребенка, особенно это касается современных игрушек часто имеющих агрессивное содержание.

Кроме того, следует обращать внимание на уровень и вибрационные характеристики звука различных свистулек, который подбирался отнюдь не случайно. Воздействие звука традиционной свистульки психику носит скорее терапевтический характер, чем развлекательный. При неумеренном использовании ребенком подобной игрушки следствия от воздействия данного звука на психическое состояние и здоровье ребенка могут быть непредсказуемые. Это не значит, что следует бояться использования свистулек. Большинство из них носило и носит чисто развлекательный характер. Речь идет только о традиционных магических инструментах, чаще всего имеющих зооморфный вид, а также некоторых других игрушках, например, Городецких конях и всадниках, цель которых было воспитание в мальчиках определенного уровня агрессивности, так как символика всадника соотносилась с воином, позже с Георгием Победоносцем. Сам уровень и характеристики звука подбирались для инициирования именно этих качеств. Происходил подбор звука в свистульках не сразу, а постепенно, в течение долгих лет. Через наблюдения и обобщения находили определенные звуковые сочетания, так или иначе действующие на психику человека. При этом считалось, что в иных случаях такие сочетания звука могли привести и к смерти. Вспомним известную былину об Илье Муромце и Соловье разбойнике, где от свиста, крика, и шипения, иными словами определенного звукового воздействия, умирали путники.

Следует отметить, что практически каждая народная игрушка, а за ними и фабричная, несет в себе определенную символику. Эта символика вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Хорошо известно, что находит подтверждение в ряде психологических исследований, что человек различным образом психически реагирует на различные геометрические фигуры (работы Шабельникова В.К.), цвета (Люшер), формы и их сочетания. Иными словами, давая ребенку ту или иную игрушку, необходимо знать, соответствует ли заложенный в ней психофункциональный код возрасту и эмоциональному состоянию ребенка, а также другим его психофизическим характеристикам. Например, использование игрушки, раскрашенной в черные и красные цвета (в определенной пропорции) может нанести наиболее возбудимым детям психологическую травму. Данный цвет традиционно использовался для обозначения мертвого и загробного мира. Еще 20-30 тысяч лет назад во всем мире могильники и захоронения принято было покрывать красной охрой, о чем свидетельствуют археологические раскопки. В некотором смысле куклы и другие предметы, имеющие подобную "кровавую" раскраску, являются архетипическими. На подобную символику указывает такой известный ученый как Голан в своей книге "Миф и символ".

О воздействии архетипов на психику человека, прежде всего на неустойчивую детскую психику, указывал в многочисленных работах еще немецкий философ и психолог Юнг. Характерно, что уже в наше время японские психологи провели исследование, что для того, что бы человек меньше говорил по телефону, телефонную будку следует изнутри покрывать красной краской. Использование большевиками красного знамени как символа тоже далеко не случайно. Красный цвет вызывает порой немотивированную агрессию и подспудное стремление к смерти. В этой связи характерно и архетипично, что при проведении корриды в Испании и Латинской Америки для раздражения быка используется именно красное полотнище.

Другим примером воздействия цвета является голубой цвет. Он традиционно связывается с небесной символикой, благостью и спокойствием. Отметим, что в ряде психологических тренингов для внутреннего успокоения рекомендуется представить себе голубое небо.

Кроме того, ряд геометрических символов, на что указывается в работах В.К.Шабельникова и его школы, по принципу своего воздействия на психику человека имеет ярко выраженный половой характер. Например, волнообразная линия является атрибутом игрушки для девочки: традиционно подобный узор использовался исключительно в женской одежде и являлся своеобразным оберегом. Громовой знак - "шестилепестковый цветок" - чисто мужская атрибутика, на что также указывают данные этнологии. Использование игрушек с разнополовой символикой может привести к нарушению психического равновесия ребенка, а в результате к нарушению развития его личности.

1.3 Качества, важные для игрушки

Игрушка должна быть удобна ребенку, но вместе с тем понятие функционального комфорта ее сугубо относительное. Допустим, бледно-розовые и бледно-голубые подвески и погремушки с мягким контуром белого орнамента вызывают у взрослых, покупающих эти игрушки ребенку, чувство нежности, умиления. Игрушки имеют спокойный цвет, к ним ребенок быстро привыкает и так же быстро перестает их замечать. Это вполне понятно: игрушки сливаются с гаммой белых или розовых пеленок, подвески их не заметны на фоне белого потолка. Также игрушки не побуждают ребенка к сенсорной активности, его рука к ним не тянется вслед за взором. Рядовые игрушки вполне "удобны", комфортны - они успокаивают, не беспокоят - и только. Ребенку необходимы игрушки, которые создали бы условия для постоянного стимула детской активности.

Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов.

Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах (грохотушка). Красный, синий, зеленый, желтый и голубой деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Такая игрушка в руках взрослого может стать активным средством привлечения внимания ребенка к движущемуся предмету. К середине года ребенок такой игрушкой будет играть самостоятельно, долго и сосредоточенно, удерживая ее обеими руками, а затем одной рукой. Игрушка активизирует познавательную активность малыша, позволяет добиваться неожиданного результат - шарики на шнурках вытягиваются во все стороны от центрального шара.

Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Ребенок видит результат действия своей руки, повторно добивается вызываемого эффекта.

Обычно детей больше привлекают простые игрушки и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть 2 типа игрушечных поездов. Один поезд совсем похож на настоящий и бегает по рельсам. А другой поезд сделан из простых деревянных блоков, которые легко расцепляются. Маленькому ребенку трудно справляться с заводной железной дорогой и в поезд ничего нельзя погрузить, пока не сломается крыша. Вскоре ему становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда ему надоест суша, каждый кубик станет лодкой и эту флотилию потянет баржа - большой кубик. И так он может играть бесконечно.

Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему. Игрушечный самолет вызывает у детей желание стать летчиком, куклы в костюмах школьников наводят на мысль играть в "школу".

"Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.

Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о "огнестрельных" автоматах.

Первое знакомство со строительным материалом начинается с рассматривания всего набора, названия его форм: кирпичик, кубик, призма. Здесь полезно сказать детям о свойствах и особенностях той или иной формы.

Чередуя кубик и кирпичик, постройте заборчик, к нему воротики. Крышей служит трехгранная призма, положенная сверху. Получим домик. Применение строительного материала разнообразно.

Характер игрушек должен меняться не только в зависимости от возраста, он должен меняться и в течение дня в зависимости от состояния ребенка и предшествовавшего времяпрепровождения.

2. Художественные элементы русской традиционной деревянной игрушки на примере производства "Матрешки"

2.1 Происхождение "Матрешки"

Много легенд ходит о происхождении матрешки. По утверждению сотрудников научно-исследовательского института игрушки эта деревянная фигурка появилась в 1890 году в Абрамцевской усадьбе, в Подмосковье. Прообразом ее стала фигурка японского добродушного лысого старичка - Фукуруму с вытянутой от постоянных раздумий головой. В узкоглазом головастом япончике скрывалась вся его семья. Игрушка была привезена с острова Хонсю владелицей Абрамцевской усадьбы Мамонтовой - покровительнице художников, поэтов, литераторов, артистов. Первые матрешки вырезались вручную и расписывались гуашью без предварительного рисунка, "на глазок" и покрывались лаком. Деревянная игрушка, задуманная как детская, оказалась настолько выразительной, так образно воплотила черты русского национального характера, что стала традиционным русским сувениром. Спрос на нее рос с каждым годом.

Матрешка - это не просто традиционный русский сувенир, а самая настоящая развивающая игрушка, которая надолго станет другом любого малыша.

В 1900 году матрешка попала на Всемирную выставку в Париж и получила там всеобщее признание. С начала 1990-х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.

Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля "матрешка 1990-х годов". Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских. При этом одинаковой популярностью пользуются как "крестьянский", так и "боярский" стили. Не забывается мастерами и изначальная идея матрешки – девочки. В этом направлении интересно работает С. Пахомова. Ее очаровательно улыбающиеся девочки угощают чаем с баранками, поят молоком котят и щенков, собирают в букеты васильки и ромашки… Творчество этой мастерицы – удачный пример обращения непрофессионала к традиционному художественному промыслу. В то же время работы художника – графика Т.В. Киселевой свидетельствуют о том, что возможности творческого самовыражения в росписи матрешки продолжают привлекать и профессионалов. Экспонирующаяся в Музее игрушки работа Т.В. Киселевой, расписанная по мотивам русской набойки, отмечена печатью высокого профессионализма, четким графическим рисунком, который, несмотря на некоторую суховатость, придает ей особую изысканность и своеобразное стилистическое очарование. Интересны так же работы сергиевских мастериц Л. Голубевой, Е. Паниной и других.

2.2 Техника производства "Матрешки" на примере фабрики "Семеновская роспись"

Семенов - крупнейший старинный центр художественной обработки дерева. В IX веке Семенов называли "ложкарной столицей" России, Первоначально изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев. Мастера использовали для игрушек отходы от производства ложек, Семеновские умельцы переняли опыт изготовления популярной деревянной игрушки в 20-х годах XX века у подмосковных мастеров. Но внесли в ее характер заволжский колорит, придав ей свою форму, своеобразно ее расписав. Первая матрешечная артель была создана в Семенове в 1929 году. Артель объединяла мастеров-игрушечников города Семенова и близлежащих деревень. Кустари делали здесь топорную игрушку, точили матрешки. Артель поначалу объединяла не более 2-х десятков человек, в основном, надомников. Затем на базе артелей создаются общественные мастерские. Художественная фабрика "Семеновская Роспись" была образована в 1932 году. Сохраняя и развивая местные традиции, мастера фабрики добились больших успехов в изготовлении художественных изделий. На основе матрешки стали разрабатываться новые сувениры, происходит совершенствование росписи. Появились новые элементы цветов, а сама роспись получила название "семеновской".

Техника изготовления семеновской матрешки такая же, как и у ее родоначальницы: ее делают из одного и того же материала - липы, березы и осины. Но каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья, спиливает их ранней весной. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Здесь очень важно не пересушить и не досушить бревно - этот секрет знают народные умельцы. Надо как говорят они, чтобы дерево звенело, пело. Высушенные бревна распиливают на чурки и болванки. До 15 операций проходит липовая болванка, прежде чем стать красивой, нарядной куклой. С большим мастерством, присущим скульпторам, токарь вытачивает голову и туловище матрешки снаружи и изнутри, используя незамысловатые инструменты - нож и стамески, Сначала вытачивается самая маленькая матрешка из березы - не открывающаяся фигурка. Затем - нижняя часть следующей - донышко. Донышка для матрешек мастер изготавливает сразу на тысячу штук. Это делается для того, чтобы нижняя часть могла подсохнуть. Когда токарь заканчивает десятую сотню, первая сотня уже высохла и к ней можно готовить верхнюю часть игрушки. Сушить верхнюю часть матрешки не надо, ее надевают на донце, где она усыхает и плотно обхватывает шип и поэтому плотно держится. Семеновские токари создали свою форму матрешки - она более стройная, относительно тонкий верх ее резко переходит в утолщенный низ. Фигурки тщательно прошкуривают, грунтуют картофельным клейстером и сушат. Теперь она готова к росписи (Приложение 1).

В Семенове матрешки делают в соответствии с местными традициями - оставляют больше не закрашенного дерева, расписывают анилиновыми красками, а потом лакируют. Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица - делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они "одевают" матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет - это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа. Каждая матрешка имеет свой характер и наряд, свое образное решение. Семеновская матрешка давно стала национальным сувениром. С 1932 года семеновцы радуют взрослых и детей всего мира, создавая новые образцы этой удивительной, неповторимой игрушки – сувенира (Приложение 2).

Прилавки магазинов и лотки на базарах вновь запестрили боярышнями в украшенных золотом одеждах, русскими красавицами в причудливо расписанных шалях. Часто встречаются и матрешки, изображающие популярных политических лидеров с заметным портретным сходством. Разумеется, не обходится и без курьезов (Приложение 3).

К таковым можно отнести матрешку с чужеродной росписью "под Хохлому" или "Гжель", хотя это явление вполне объяснимо – некоторые авторы для воспроизведения декоративных элементов пользовались многочисленными альбомами, знакомящими с изделиями этих популярных промыслов, да и сами изделия были более доступны, чем лучшие образцы матрешек, уходившие в основном за рубеж.

При всем изобилии сюжетов, способов оформления и мотивов росписи сегодняшней матрешки в настоящее время уже можно проследить как развивается это направление декоративно-прикладного искусства. Наибольшей популярностью и по сей день пользуются произведения максимально соответствующие сергиевскому канону: обязательные шаль, передник,сарафан. При этом сочетания цветов стали смелее и изысканнее, а варианты орнаментики – разнообразнее. Возможно, при очень строгом анализе можно заметить обилие деталей, настолько дробящих целостное восприятие образа, отсутствие чувства меры в росписи отдельных образов. Однако в целом ощущается необыкновенная праздничность, существование того особого "ярмарочного духа" присущего промысловой игрушке, что говорит о качественно новом витке развития этого промысла.

Заключение

Сейчас, когда хотят над кем-то пошутить, иногда говорят: "Что вы хотите, тяжелое детство, деревянные игрушки...", и невдомек шутникам, что лучшие игрушки для ребенка именно деревянные. Они не только самые безопасные и экологически чистые, они еще и максимально эффективны для развития в ребенке творческого начала. А если еще эти игрушки сделаны папой или мамой, да еще при участии ребенка, то цены им нет.

Но большинству из нас все-таки приходится довольствоваться покупными игрушками. Рынок игрушек насыщен, и есть возможность выбрать. Но следует помнить и о том, что многие игрушки, особенно произведенные в странах Юго-Восточной Азии, небезопасны для ребенка.

На основе психолого-педагогических исследований мы пришли к выводу, что игрушка является важным фактором в психическом развитии ребенка. Мы установили, что игрушки должны быть свободными от всех свойств, которые каким-нибудь образом могут нанести вред здоровью. Они должны удовлетворять и развивать эстетический вкус, зачатки которого так рано проявляются у ребенка. И потому, они должны возбуждать и поощрять стремление ребенка к коллективным усилиям.

Самые разнообразные задатки ребенка ищут своего проявления и упражнения и находят их в играх, если в распоряжение ребенка дан материал, который может служить в одно время и стимулом, возбуждающим ту или иную деятельность, и орудием, при помощи которого эта деятельность осуществляется и совершенствуется.

Несомненно все игрушки должны удовлетворять требованиям гигиены. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек. Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны никоим образом линять и пачкать рук. Следует во всяком случае избегать зеленых красок, в состав которых часто входят ядовитые вещества.

Таким образом, совершенно очевидным представляется, что никакое, даже самое подробное исследование ребенка при помощи "точных" методов и самых удачных тестов на может дать нам верного представления о ребенке, о его личности в целом и об отдельных чертах, если исследователь не наблюдал ребенка в его естественной стихии – в игре и среди игрушек.

Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В нашей работе мы установили, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушка способствует успешному развитию ребенка. Я считаю, что ребенок всегда будет играть с игрушками. Благодаря им ребенок усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.

Кто-то из иностранцев назвал матрешку "загадкой и символом России", что дало повод для серьезных философских рассуждений на эту тему. Коллекция же матрешки в собрании Художественного – педагогического музея игрушки в Сергиевом Посаде убеждает нас в обратном – в идее своей эта деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освлению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер. История развития русского народного промысла свидетельствует о его огромных возможностях, позволяющих создавать все новые и новые оригинальные произведения, интерес к которым не утрачивается и по сей день.

Народная игрушка стала узаконенным явлением, ею заинтересовались художники и ученые. В коллекциях она стала занимать почетное и не малое место. Обращалось внимание на поразительное с одной стороны разнообразие форм игрушки, с другой - на устойчивость ее сюжетов. Мастера, делавшие игрушку из дерева превосходно чувствовали и "понимали" качества и свойства, красоту материала и в то же время техника изготовления игрушек, как правило, была удивительно простой и незамысловатой. Игрушка – всегда недорогая (сложных игрушек в народном искусстве не делали, а если они и появлялись, то были навеяны образцами городского искусства, возникали под влиянием художников и никогда не прививались) была целенаправленна в широкому крестьянскому, отчасти низовому городскому потребителю; попадала крестьянская игрушка, что объяснялось её красочностью, и в дворянские и иные социальные круги. Хорошо известно из источников, что русским царям (мальчику Петру и его брату Ивану) покупали простые народные игрушки, которые делались в Троице-Сергиевской лавре. Игрушка была любима всеми слоями русского общества, но больше всего и ближе всего она, конечно, была ее создателю - крестьянству. Игрушка была любима детьми и принята ими повсеместно. Не было больше радости для ребенка, чем получить звонкую глиняную свистульку в виде конька, птицы, женской фигуры и деревянную игрушку коня-каталку или изображенья мишки, столь любимого у нас на Руси. Игрушка всегда сопровождалась сильной, звучной окраской, привлекала ею, радовала выразительностью своей простой формы: ребенку было легко брать ее в руки и играть с нею. Игрушка представляла и весьма необычный род творчества в мире крестьянского искусства, оно было, как хорошо известно, органично соединено с бытом, с украшением нужных, необходимых в крестьянстве вещей: таким образом, красота проникла во все стороны жизни: она была и в ковше и скобкаре, и в деревянной резной избяной доске, и на прялке, и на вальке, и в одежде, и на санях и возке; даже ткацкий станок украшался сильным и действенным по своей образности орнаментом. Одна только игрушка выделялась из этого бесконечно разнообразного мира тем, что только она не была связана непосредственно с вещами.

Игрушка как точно определила это наука, была своеобразной малой народной скульптурой: простой по выделке, обобщенной по форме, простой, но сильной в раскраске, обладавшей многими поэтому пластическими и декоративными особенностями. Из старых ученых больше всего внимания игрушке, как большому явлению искусства, посвятил А.В.Бакушинский, определяя ее как "разновидность примитивной пластики". Он пытался четко сформулировать черты примитива, выраженные в народной игрушке. До него работали и другие, но никто так ярко и полно не характеризовал художественные особенности игрушки, как он. Писал об игрушке еще раньше, но немного, и В.С.Воронов. Потом к ней обращались и обращаются и многие учёные. Интерес к игрушке не ослабевает, Она также неизменный участник многочисленных выставок народного искусства. Ей посвящены альбомы и монографии, статьи и заметки. Но несмотря на это, очень многое в ней остается невыясненным и нераскрытым. Если в какой-то мере освещены ее художественные, пластические и красочные стороны, то вопросы ее содержания известны и исследованы меньше. Хотя уже давно исследователями обращалось внимание на то, что большинство игрушек, частично дошедших до нас деревянных, и, главным образом, глиняных - таят в себе образы более широкие и глубокие, чем те, что они обозначают. Так, такие ученые, как Л.Динцес, высказывали, да и В. Воронов и А.Бакунинский тоже, о том, что в их образах сохранены отзвуки древнего язычества, заключена "память" о далеком прошлом: о верованиях и суеверных представлениях народа. Пo мере разработки этого вопроса оказалось, что он значителен, очень серьезен и образы народной игрушки часто имеют в своей жизни и происхождении не только многовековую, но и тысячелетнюю давность, порою и еще более древние. Игрушка соединила в себе две удивительных черты: с одной стороны она часто по форме оказалась очень древней, сравнимой с образцами, скажем, даже ранне-античного времени (таковы сходства многих женских глиняных фигурок с известными и ставшими знаменитыми фигурками дев-жриц (богинь со змеями) из Кносского дворца на Крите, открытые известным археологом Эвансом), с другой стороны игрушки оказались наполненными удивительной жизненностью, которая делала их родными для каждой эпохи, несмотря на их столь длительное существование и незначительные изменения, которые происходили в их формах.

Список литературы

1. Ариэль Голан. Миф и символ. Иерусалим "Тарбут", М.: Русслит, 2002, - 458с.

2. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 89 с.

3. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу, Т. 1-3, М.: Политиздат, 1980.-568с.

4. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 2000, № 9. – 134с.

5. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 2000. – 357с.

6. Коняев Н. Игрушки русских императоров. М.: Подъем, 2002. №4. -169с.

7. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят. – Пед. соч., т. 6.М.: Политиздат, 1980.-596с.

8. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 2000. – 612 с.

9. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 2002. № 5. – 132 с.

10. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 2000, № 3. – 123 с.

11. Люди и куклы: Декоративное искусство СССР. М.: Политиздат, 1987.-557с.

12. Менджерицкая Д. В. Флёрина об игре и игрушке // Дошкольное воспитание, 2001, № 3. – 126с.

13. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 435 с.

14. Новоселова С., Локуциевская Г., Кожухова Н. Для самых маленьких // Дошкольное воспитание, 1998, № 6. – 396 с.

15. Первушина О.М. Столбова В.Г. Природа и творчество. Русская матрешка. М.: Мозаика, 2002. -534с.

16. Рабинович Е.Г. "Богиня-Мать" в "мифы народов мира" энциклопедия, "Советская энциклопедия", М., 1991, Т. 1,.688с.

17. Русская игрушка: Советская Россия, М.: Наука, 1987.-544с.

18. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян, М.: Наука, 2005.-528с.

19. Славянские древности, т.2. этнолингвистический словарь под общей редакцией Н.И. Толстого, М.: Международные отношения, 1999, 632с.

20. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. М.: Академия, 1997. – 627с.

Приложение

Заготовки для производства Матрешки


Роспись матрешки


Традиционная русская матрешка

Русские деревянные игрушки

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

От редакции: современного ребенка ничем не удивишь. Дети пресыщены изящными пластиковыми красотками, трансформерами и человеками-пауками. А что, если отправиться в путь за народной игрушкой? Или попробовать смастерить игрушку самостоятельно по старинным крестьянским образцам?

С наступлением теплого времени года люди начинают подумывать об отпусках. И кто-то, может быть, не лишит себя удовольствия посетить старинные русские города – хранители нашей истории и культуры. Что бы вы купили себе на память о подобной поездке? Наверное, что-нибудь из изделий русского прикладного искусства, какую-нибудь изящную, занимательную или яркую вещицу-самоделку? Ведь до сих пор вдохновенные умельцы не дают целиком кануть в прошлое русским промыслам, в которых жива самая лучшая частица души нашего народа.

Крестьяне не сочиняли опер и изящных романсов, не писали толстых книг, не рисовали огромных полотен, их искусство было иным. Прикладное – к чему-либо приложенное, оно одушевляло самые обычные бытовые предметы. Так что же говорить об игрушках, само назначение которых – нести радость, веселье, тепло…

Создавая игрушки для детей, русские люди удовлетворяли извечное человеческое стремление к художественному творчеству. Это древнейшее искусство, в разных странах отражавшее национальные традиции народов, у нас приобретало самые разнообразные формы. Игрушки любили на Руси, их делали с любовью, бережно хранили в специальных корзинах, в украшенных ларчиках или лубяных коробах, в многодетных крестьянских семьях они переходили от одних детишек к другим.

И в то же время – вот забавный парадокс – самой знаменитой нашей стала игрушка, которая родилась отнюдь не в русской глубинке. Да-да, это о матрешке. Говорят, что нет иностранца, который бы, уезжая из России, не вез домой матрешку в качестве сувенира. Однажды матрешка побывала даже в космосе – космонавты взяли ее в кабину космического корабля. Все-таки хороша эта кукла, яркая, нарядная, смешная, а самое главное – затейливая. Вроде бы одна, а на самом деле – много.

Автор этих строк помнит великолепную матрешку из своего детства, которая раскладывалась на множество других, самая маленькая из которых была размером с полногтя и даже не имела раскраски из-за своей малости. Невольно даже тянет пофилософствовать, глядя на такую игрушку.

Существует легенда, что с помощью матрешки русский крестьянин ответил на вопрос философа о том, как произошел человек. Кукла в кукле якобы символизировала то, что человек заложен в самом человеке. Но, как мы уже говорили, матрешка – не старинная русская игрушка. И даже нет единого мнения насчет того, как эта кукла появилась у нас в стране, самобытная она или заимствованная, называется лишь примерное время ее «рождения» — самый конец 19-го века. Известно, что в 1900 году матрешка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже.

Первые матрешки выпускались артелью «Детское воспитание», стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых. Вскоре на матрешку возникла мода, в Сергиевом Посаде образовались артели – матрешек точили из березы и липы, разрисовывали целыми семьями. Куклам придавался национальный колорит – девки и бабы в платочках, сарафанах, с хлебом-солью, с туесками и корзинками в руках, расписанные крупными цветами…

Потом стали выпускать матрешек и с изображениями исторических и литературных персонажей. В 1913 году была выточена матрешка, содержащая 48 кукол. Такая поделка – большая редкость, требующая особого мастерства при изготовлении. За границу матрешек стали вывозить в начале XX века, там они стали очень популярны, особенно в Германии и Франции. В России возникали новые центры матрешечного дела, а в Германии немецкие фирмы производили подделки, выдавая своих матрешек за русские. Матрешка завоевала немало медалей и призов на международных выставках.

А что же наши старинные народные игрушки? Поговорим, конечно же, и о них.

Одно из главных природных богатств России – обширные, густые леса. В давние времена в деревнях и селах, расположенных в лесистых местах, мастера промышляли резьбой по дереву. Удивительные вещи выходили из обыкновенных деревяшек! А деревянные игрушки не только дети любили, но и взрослые ими восхищались.

В Троице-Сергиевом монастыре, основанном преподобном Сергием Радонежским, издревле процветало множество ремесел, которыми занимались монахи, чтобы быть всегда при деле. Были среди монахов и талантливые художники-резчики. Троицкие изделия из дерева очень ценились, их даже преподносили в подарок царям и патриархам. Что же касается игрушек, то рассказывают, что их вырезал из дерева еще сам преподобный Сергий Радонежский, чтобы доставить радость крестьянским детям. Предание прочно связала имя великого Радонежского игумена с богородской игрушкой.

Впоследствии вокруг Троице-Сергиева монастыря, ныне Лавры, образовался город Сергиев Посад. В этом городе, так же как и в окружающих его деревнях, развивался игрушечный промысел – особенно знамениты были богородские деревянные игрушки, изготовлявшиеся в старинном селе Богородском Владимирской губернии. Они создавались здесь на протяжении нескольких столетий. Искусство создания деревянной игрушки, как и вообще резьбы по дереву, основанное на традициях древнерусского искусства, передавалось от отцов и дедов сыновьям и внукам. По ощущению, что оно рождает в душах тех, кто с ним соприкасается, его не раз сравнивали с погружением в волшебную сказку.

До наших дней дошли деревянные игрушки, начиная с XIX века, самыми ранними из них являются фигурки льва и собачки со щенком. Вообще-то деревянные игрушки были очень разнообразны, их украшала узорная резьба, и кроме фигурок зверей и птиц стали появляться маленькие сюжетные скульптуры-сценки – «Крестьянское хозяйство», «Гуляние», «Чаепитие», «Тройка» и тому подобное. Иногда скульптурки изображали сцены из басен и сказок.

Некоторые из богородских игрушек интересны тем, что в них с помощью простейших механизмов создается движение. Например, «Кузнецы» — если привести в движение планки, деревянные кузнецы начнут стучать по наковальне молоточками. Этой игрушке более 300 лет, и она стала символом Богородского игрушечного промысла.

До сих пор богородские мастера продолжают свою чудесную работу над деревянными игрушками. На многочисленных выставках в различных странах их произведения не раз отмечались золотыми медалями.

Но это искусство, ставшее знаменитым на весь. А ведь были еще в самых простых крестьянских семьях самые простые игрушки – тряпичные. Из ткани и лоскутов их шили мамы, бабушки, старшие сестры ребенка. Подрастая, девочка и сама уже начинала изготовлять себе кукол – где-то лет с пяти. Игрушка обычно изображала девушку или бабу; когда для игры была нужна кукла-мужик, просто брали щепочку. Где-то до семи-восьми лет в куклы играли и мальчики, пока все дети ходили в рубахах, но потом мальчик надевал порты, девочка – юбку, и игры разделялись уже на девчоночьи и мальчишеские. Детей в крестьянских семьях было много, тряпичных игрушек накапливалось иногда штук до ста.

Туловище куклы делали из плотно скатанной ткани, обшивали затем белой тканью, лицо вышивали или рисовали, приделывали косу из нитей, в которую вплетали ленту, кукле-бабе делали прическу замужней женщины. Потом куклу одевали в лоскуты, украшали. Девочки-подростки соревновались в изготовлении кукол, которые считались для них эталоном рукоделия.

В крестьянских семьях к игрушкам относились очень бережно, их никогда не разбрасывали по избе, но всегда убирали в короб или корзину. Выходя замуж, девушка нередко брала куклы в дом мужа, их клали ей в приданое. Потом эти куклы переходили к ее детям.

Кроме того, любому крестьянскому ребенку была известна соломенная игрушка. Пучок соломы перекручивался так, что получалась голова. Между двумя пучками просовывался меньший пучок – готовы руки. Затем кукле приделывали косу или покрывали головку платком, одевали в лоскутки. Особенно популярны были изделия из соломы в Белоруссии, где изготовление не только игрушек, но и других декоративных поделок-плетенок из этого удобного пластичного материала стало настоящим искусством.

Солому заготавливали обычно в конце июля — начале августа. В сухую солнечную погоду ее вязали в снопы. Для искусных поделок бралась ржаная, в основном, соломка, так как она имеет наибольшую длину стебля. Стебли разрезают на части, вырезая ножом узелки (коленца) и снимая покровные листья. Получившиеся трубочки сортируют по длине и толщине, связывают в пучки и хранят в таком виде. Объемные плетенки выполняют из верхней части стебля, а плоские — из средней. Чем тоньше стебли, тем лучше и изящнее получаются изделия.

Еще один весьма популярный на Руси материал для изготовлениях различных изделий, в том числе и игрушек – глина. Игрушки из глины лепили руками, без специальных приспособлений еще в древности, до изобретения гончарного круга.

У нас в России искусство изготовления керамической игрушки, родившееся и развивавшееся в русле гончарного промысла, оформилось в самостоятельный промысел в конце XIX — начале XX века. Большой популярностью пользовались абашевские глиняные игрушки, дымковские, жбанниковские, каргопольские, филимоновские. С дымковской игрушкой связано такое интересное явление в народной жизни Вятки, как «свистопляски» — гуляния, к которому игрушечники Дымковской слободы приготавливали тысячи свистулек из глины.

Отображались в глиняных фигурках в основном животные, сказочные существа, всадники, женские образы («барыня», «кормилица»), очень популярными были свистульки. Раскрашивались такие игрушки по-разному, в зависимости от традиций тех мест, где их создавали – яркими красками с последующим дополнением серебром или золотом; в темные цвета, на которые наносились пятна более светлых тонов, или, напротив, нанесением цветной росписи на белую фигурку.

Дымковские игрушки привлекают внимание яркими красками и наивно-детской простотой. Женские фигурки в цветных нарядах: белые юбки то в полоску, то в клетку, то в красных, зеленых, желтых кругах; кофты – и красные, и желтые, и зеленые: на голове –древнерусский кокошник или же модная когда-то шляпка. На щеках румянец, как два красных яблока. У одной в руках зонтик, у другой – ребенок, у третьей – курица, четвертая несет ведра на коромысле. Мужские фигурки чаще всего изображаются юмористически. Вот молодец в красной желтой рубашке, в зеленом колпаке, с балалайкой скачет на желтой свинье. Другой сидит на козле и играет на гармони. Белые лошадки, козлы, бараны, коровы, свиньи разрисованы красными, черными, зелеными полосками, кругами… Как во многих других народных промыслах приемы лепки и росписи глиняных игрушек передавались по наследству.

Любая игрушка, созданная с душой и фантазией руками умелого человека – это поэзия, это крохотный, но яркий кусочек той части нашей жизни, в которой – все наше лучшее, ценное и доброе, где красивое отличается от безликого, родное – от случайно привнесенного. И может быть, именно ваш ребенок оценит такой подарок – русскую народную игрушку, купленную вместо тех штампованных, которыми забиты все детские магазины? А может быть, вы подарите эту детскую радость – себе?

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.