Что такое навыки определение. Навыки

Автоматизмы – это действия, которые человек осуществляет бессознательно, находясь при этом в состоянии сознания. Если постараться, можно довести любое действие до автоматизма, и простое, и очень сложное: от застегивания пуговиц до игры на фортепиано и вождения автомобиля. Но как довести действие до автоматизма и при этом не превратиться в “робота”?

Действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений, называются навыками . Навыки – вид автоматизмов.

Но кроме навыков, умений, привычек есть и другие автоматизмы, те, которые даны от рождения или возникают непреднамеренно, как бы сами собой в результате того, что человек постоянно, изо дня в день делает что-то, без чего не может обойтись. Это безусловные и условные рефлексы, умения, сформированные в первый год жизни и очень простые действия.

Навык же это действие, которое из разряда сознательных (требующих участия сознания), переведено в разряд бессознательных (тех, которые выполняются без участия воли, внимания, мышления, памяти).

Действие, первоначально требовавшее усилий и воспринимавшееся как сложное, в результате тренировок и повторений превращается в настолько простое, что его можно делать «на автопилоте», параллельно занимаясь чем-то другим. Сложное, требующее значительных затрат времени и умственных усилий действие, превращается в простое и быстрое . Поэтому люди и стремятся обучиться чему-то настолько хорошо, чтобы выработать навык.

Доведенные до автоматизма действия, первоначально требовавшие сознательных усилий, не только облегчают жизнь человека и экономят его время, но и освобождают сознание для другой полезной или развивающей сознание мыслительной деятельности. Но, к сожалению, возможность наполнять образовывающуюся «пустоту», люди часто не используют.

Так, девушка в совершенстве овладевшая навыком мытья посуды, беседует с сестрой, которая мастерски нарезает овощи, при этом от многозадачности не ухудшится качество ни одного действия, так как на уровне сознания оно только одно – общение, а нарезка овощей и мытье посуды осуществляется автоматически.

Как формируется навык

Навык никогда не бывает врожденным! Он формируется, вырабатывается, отрабатывается в процессе научения, прежде чем превратится в автоматизм.

Человек старательно и зная, зачем ему это нужно, на протяжении длительного времени выполняет одно и то же действие, доводя его до автоматизма – только так формируется навык .


Навыки бывают разными
:

  • двигательными,
  • речевыми,
  • мнемическими,
  • перцептивными (подробнее о навыках восприятия читайте в статье ),
  • мыслительными и так далее.

Также навыки различаются по критерию сложности:

  • простые, состоящие из одного действия,
  • сложные, состоящие из нескольких простых.

Чтобы научиться делать что-то на автомате, очень важно понять, что навык – это одно из звеньев цепочки формирования потребности :

интерес –> вера –> знание –> умение –> навык –> привычка –> потребность

Итак, чтобы сформировался навык , нужно:

  1. Заинтересоваться новым действием . Интерес и желание научиться самому у человека чаще всего рождается, когда он видит, что кто-то другой уже обладает неким навыком.
  2. Поверить в себя . Без внутреннего ощущения и понимания того, что получится достичь цели и чему-либо научиться, что это реально и достижимо, не бывает успешного обучения.
  3. Узнать в подробностях как выполняется то или иное действие, сохранить в памяти эту информацию и суметь ее воспроизвести , то есть суметь пересказать как следует выполнять действие.

После того, как человек уверенно сможет сказать: «Я знаю, как это делается, но пока что не умею делать», хорошо бы еще и некоторое время пофантазировать, представляя себя выполняющим действие, прежде чем приступить к практическим упражнениям.

  1. Научиться выполнять действие сознательно . Это наиболее продолжительный этап, собственно обучение , состоящее в основном из продолжительных тренировок .

На этом этапе поначалу действие совершается медленно, с большим трудом, неоднократно случаются различные ошибки, человеку нужно постоянно и внимательно следить за всеми своими действиями и контролировать их. Если формируемый навык сложный, без помощи учителя или наставника не обойтись.

Постоянные тренировки, повторения и исправления ошибок со временем приводят к тому, что действие начинает выполняться все увереннее, быстрее и правильнее, а память, внимание и мышление задействуются все реже. Позже начинает получаться не только в заданной изначально и уже привычной ситуации, но и в нестандартной, новой. И наконец, однажды человек понимает, что научился и перевел сознательное действие в разряд автоматизмов.

Итак, чтобы сформировать навык, нужно прилежно тренироваться в выполнении действия или действий, его составляющих. Главное проявить настойчивость, выдержку, силу воли , чтобы не остановиться на полпути и не оставить обучение.

Как правило, простые навыки формируются в течение двух-трех недель ежедневных тренировок.

Главными критериями успешно сформированного навыка являются:

  • высокая скорость выполнения действия/действий,
  • отсутствие постоянного и интенсивного контроля со стороны сознания.

Опасность автоматичности

Автоматизмы составляют 90% от всех действий человека! И навыков среди них огромное количество.

Навыки лежат в основе любого умения и мастерства. Человек становится профессионалом в каком либо деле, продвигаясь от простых действий к сложным, передавая на бессознательный уровень все новые и новые этапы освоения более совершенных действий. Развивая навыки, человек способен достичь вершин мастерства и совершенства, стать виртуозом в своем деле.

Но, как всегда, не обойтись и без обратной стороны медали. Если 90% действий человека это привычные, выполняемые без усилий разума и яркого эмоционального реагирования, поведенческие акты, тогда чем человек отличается от механического устройства? Лишь десятью процентами креативных поступков, разумных мыслей, волнующих чувств?

В какой-то определенный момент жизни, когда в принципе все необходимые жизненные навыки сформированы (научился сидеть, ходить, говорить, окончил школу, институт, освоился на работе), человек начинает жить по инерции, выживает в основном за счет ранее наработанных механических(!) действий.

Автоматичность жизни чревата отсутствием радости, новизны, красоты. Отсутствуют они в жизни «автоматизированного» человека не потому, что их нет в природе, а потому что сам человек становится не способным их замечать!

Человек, которому все надоело и приелось, это человек, отказавшийся видеть новое, учиться чему-то новому, делать привычное непривычным образом. Современный человек настолько автоматичен, что ему приедаются даже самые ценные, прекрасные и удивительные вещи на Земле.

А еще многие люди пассивно относятся к своей жизни (если не сказать – ленивы), поэтому не хотят и не видят необходимости вносить разнообразие в ее ход, узнавать и учиться новому, развиваться и совершенствоваться.

Особенно опасны автоматизмы внутренние , такие как навыки эмоционального реагирования или привычного мышления.

Когда человек привыкает реагировать одной и той же эмоцией на определенное действие другого человека и когда спектр эмоций в принципе сужается до одной-трех, теряется ценность и значимость процесса переживания эмоций и чувствительность, человек становится либо слишком обидчивым/агрессивным/тревожным и так далее, либо же вовсе бездушным .

Когда же индивид перестает думать и размышлять на уровне сознания, начинает мыслить шаблонами и поглощать без критической оценки тонны информации, он умственно деградирует , превращается даже не в робота, а скорее в безвольного и не мечтающего о свободе, раба.

Когда появился Интернет, многие люди думали: «Теперь я смогу узнать все обо всем! Найду ответы на все вопросы! Не выходя из дома, изучу все, что захочу и увижу мир!». По факту же большинство людей теперь «зависают» в Интернете не ради получения знаний, а потому, что играют в игры, изучают странички своих знакомых в социальных сетях и еще чего похуже.

Не следует позволять автоматизмам мышления управлять собой, чтобы не попасть в добровольное рабство своих или, что еще опаснее, чужих идей.

Не нужно останавливаться в развитии навыков, умений и собственной личности, в познании себя и мира! Никогда не поздно учиться и открывать для себя жизнь заново! В мире столько еще интересного и непознанного!

На сколько процентов из 100 автоматизированной/однообразной/скучной представляется Вам ваша жизнь?

Сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях. Отдельные этапы образования двигательного навыка подробно прослежены в работах советского психолога Н. А. Бернштейна .

Классификация

Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные.

Навык двигательный - автоматизированные воздействия на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Навык интеллектуальный - автоматизированные приемы, способы решения встречавшихся ранее умственных задач.

Навык перцептивный - автоматизированные чувственные отражения свойств и характеристик хорошо знакомых, неоднократно воспринимавшихся прежде предметов.

Формирование навыков

Выработка навыка - это процесс, который достигается путем выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется и говорят о формировании навыков. Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

На формирование навыка влияют:

  1. мотивация , обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения , подкрепление, формирование в целом или по частям;
  2. для уяснения содержания операции - уровень личного развития, наличие знаний , умений , способ объяснения содержания операции, обратная связь .
  3. для овладения операцией - полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Навык" в других словарях:

    навык - действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные. Перцептивный Н. автоматизированное… … Большая психологическая энциклопедия

    См. знание, опытность, привычка приобрести навык... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. навык знание, опытность, привычка; искусство, мастеровитость, мастерство, умение,… … Словарь синонимов

    НАВЫК, навыка, муж. 1. Уменье, созданное привычкой. У меня нет навыка к этой работе. Приобрести навык к чему нибудь, в чем нибудь. Трудовые навыки. «Навык мастера ставит.» (посл.). || преим. мн. Практические уменья (пед.). Школа должна давать… … Толковый словарь Ушакова

    НАВЫК - НАВЫК. Действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся цельностью, отсутствием поэлементного осознания. Функционирует в речевой деятельности, включающей речевые действия и речевые операции. Операции, доведенные до уровня совершенства… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Habit of the work; Skill доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия. Навык вырабатывается упражнением или привычкой. Устойчивость навыка зависит от особенностей памяти. В основе навыков лежат условные рефлексы. Различают … Словарь бизнес-терминов

    НАВЫК, а, муж. Умение, выработанное упражнениями, привычкой. Приобрести н. к чему н. Н. в работе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной). Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознат. действие, затем в результате многократных … Философская энциклопедия

    Англ. habit; нем. Fertigkeit. Доведенное до автоматизма умение выполнять целенаправленные действия, в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    НАВЫК - доведенное до автоматизма умение решать те или иные задачи (чаще всего двигательные) … Российская энциклопедия по охране труда

    навык - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN ability/yhabit … Справочник технического переводчика

Книги

  • Восьмой навык. От эффективности к величию , Кови С.. `Восьмой навык - это не просто дополнение семи навыков еще одним, о котором почему-то позабыли. Восьмой навык связан с пониманием значения третьего измерения, которое является ответом на…

автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения... навык возникает как сознательно автоматизированное действие и затем функционирует как автоматизированный способ выполнения действия (С.Л. Рубинштейн).

НАВЫК

Автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без поэлементной сознательной регуляции и контроля. Н. проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере. Утрата Н. - признак серьезного заболевания головного мозга, чаще всего органического генеза; так, при болезни Альцгеймера она предшествует проявлению апрактичсских расстройств. Возможность формирования Н. в процессе обучения является важнейшим критерием степени выраженности олигофрении.

НАВЫК

англ. habit, skill)

1. Доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения Н. служат временные показатели выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). Син. Операция (в теории деятельности А. Н. Леонтьева). Н. м. б. не только двигательными, но и перцептивными, мнемическими, мыслительными, речевыми и т. п. Огромное количество специальных Н. связано с осуществлением разных видов деятельности (бытовой, учебной, профессиональной). По современной терминологии, Н. относят к содержанию т. н. процедурной памяти. Способность к формированию и воспроизведению Н. - один из важнейших показателей общей интеллектуальной потенции и сохранности. Н. свойственны людям и животным (см. Кривая упражнения, Научение, Обучаемость, Плато). (Б. М.)

2. Н. (трудовых движений) - приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя орудиями труда (ручной инструмент, органы управления) с заданной точностью и скоростью. Н. - это хорошо сформированное действие, в динамическую структуру которого входят когнитивные компоненты: сенсомоторный образ рабочего пространства, образ исполнительного акта, программа действия и контроль (текущий и конечный) за его совершением, а также исполнительные (моторные) компоненты, включая коррекционные процессы. Взаимоотношения между перечисленными компонентами подвижны. Между ними возможен "обмен" временем и функциями, что обеспечивает точное и своевременное выполнение действия при достаточно широком диапазоне внешних обстоятельств и внутренних условий его осуществления. При организации процесса обучения трудовым Н. необходимо уделять особое внимание формированию когнитивных компонентов для предотвращения совершения импульсивных и реактивных актов и обеспечения выполнения целесообразных и разумных действий. Это достигается, в частности, вариативностью условий, в которых формируются Н. (См. также Двигательный навык, Интерференция навыков, Перенос, Привычка).

Навыки

приобретенная способность выполнять более или менее сложные психомоторные действия различного рода, включая зрительно-пространственные, символические, лингвистические, арифметические, социальные, познавательные и специализированные.

навык

действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развити н., закон угасания, закон переноса н. и др.).

НАВЫК

действие, сформированное путем повторения. Важнейшими признаками навыка выступает 1) успешность выполняемых действий и их подкрепление положительным результатом; 2) навык формируется в процессе упражнения и нуждается для своего сохранения в тренировке.

НАВЫКИ

автоматизированные действия, формирующиеся путем многократно повторяемых упражнений, характеризующиеся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают Н. перцептивные, интеллектуальные, двигательные и волевые (см. Навыки двигательные)

НАВЫК

действие, доведенное до известной степени совершенства, выполняемое легко, быстро, экономично, с наивысшим результатом и минимальным напряжением, т. е. как бы автоматически. Основным средством формирования Н. является упражнение. Различают три основных вида Н.: перцептивные (Н. восприятия) - автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимаемого ранее предмета; интеллектуальные - автоматизированные приемы и способы решения ранее встречавшихся задач; моторные (двигательные) - автоматизированное воздействие на внешний объект с помощью движений в целях его преобразования, неоднократно осуществляющееся ранее. Процесс формирования любого Н. обладает некоторыми характерными чертами, которые наиболее удобно рассмотреть на примере образования двигательного Н. Одной из основных черт этого процесса является образование двигательных или каких-либо иных (напр., умственных) структур, объединяющих отдельные движения в единое целое. На начальных ступенях обучения какому-либо действию человек выполняет отдельные входящие в него движения (или другие трудовые акты) порознь, с большими или меньшими интервалами между ними. В процессе упражнения время выполнения движений и интервалы между ними укорачиваются, происходит их объединение. В действии опытного оператора ряд последовательных частных движений выступает как одно сложное движение. Другая черта процесса формирования Н.- это выявление человеком релевантных сигналов. В процессе овладения Н. человек из всей массы сигналов, поступающих на его анализаторы, выбирает те, которые релевантны задаче. Иначе говоря, формируется не только моторная, но и сенсомоторная структура, являющаяся основой Н. В процессе ее формирования происходит перестройка взаимодействия разных анализаторов. На начальных этапах формирования Н. главную роль в контроле и регуляции движений играют дистантные анализаторы, в основном зрительные. По мере тренировки сенсорная структура перестраивается: возрастает роль осязательных и кинестетических сигналов. Напр., опытные профессионалы могут выполнить довольно сложные координированные движения без зрительного контроля. Третья черта процесса формирования Н.- это изменение соотношения уровней регуляции, их перераспределение - от речемыслительного уровня к сенсорно-перцетивному. При этом изменяется и уровень контроля - от отдельных элементов действия к действию в целом. И, наконец, еще одной чертой формирования Н. является усвоение ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий Н., может работать длительное время без утомления. Опытный мастер способен также сравнительно легко переходить от одного темпа к другому. При этом высокий темп не снижает, а часто повышает качество работы. Сформированные у человека Н. существуют не изолированно друг от друга, а неизбежно вступают во взаимодействие. Основными его проявлениями являются перенос и интерференция Н.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г Навык

автоматизированное действие, сформированное путем многократного его повторения и воспроизводимое в последующем без усилий, без пошаговой сознательной регуляции и контроля. Навыки проявляют себя в восприятии, интеллектуальной деятельности, в двигательной и, возможно, в эмоциональной сфере. В настоящее время различают 3 основных категорий навыков. 1) Навыки замкнутого цикла – каждое последующее действие жестко связано в них с предыдущим. Например, это навыки ходьбы, бега, опроса по стандартной схеме и т.п. 2) Навыки разомкнутого цикла – любое последующее действие не имеет жесткой связи с каким-либо одним из предыдущих. Например, это свободное интервью, беседа с предполагаемым пациентом, разговор с больным на общие темы и т.п. 3) Навыки смешанного цикла – некоторые последующие действия жестко связаны в них с некоторыми предыдущими, но не все или даже далеко не все. Например, это навык оказания первой медицинской помощи. Труднее формируются и обычно легче забываются навыки разомкнутого цикла. Например, это навык обследования психиатрического пациента, любой психиатр знает, что после длительного перерыва в работе она воспринимается как полузабытая. Выдающийся отечественный невролог, профессор Х.Г.Ходос, рассказывал, что возвращаясь из отпуска, ему требовался месяц времени, чтобы восстановить навыки исследования больных. Утрата навыков замкнутого цикла чаще всего указывает на локальное или диффузно-очаговое органическое поражения головного мозга. Например, это аграфия, акалькулия, апраксия и др., особенно часто возникающие при сосудистой патологии головного мозга, атрофических процессах. Неспособность к формированию навыков является одним из существенных признаков умственного недоразвития. Например, у пациентов с глубокой и тяжелой умственной отсталостью с большим трудом формируются или вообще не формируются даже такие элементарные навыки, как уринация и дефекация в подходящих для этого условиях или навыки самообслуживания.

действие, доведенное до автоматизма; формируется путем упражнений, тренинга, многократного повторения .

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАВЫК

действие, в составе к-рого отд. операции стали автоматизированными в результате упражнения. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отд. операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознат. контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении к.-л. затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.,

В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются разл. виды Н. К сенсорным Н. относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи и т. п. В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) Н.: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, и т. п. Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные Н. (напр., Н. счета, чтения показаний приборов и т. п.). В более широком смысле можно говорить о Н. решения определенных типов задач, о Н. логич. мышления.

Н. возникают и закрепляются в результате того, что успешные движения, оправдавшие себя способы регуляции постепенно отбираются и повторяются.

Опираясь на эту закономерность, нек-рые заруб. психологи, напр. сторонники бихевиоризма, отождествляют процессы научения, и прежде всего процессы формирования Н. у человека и животных. Однако сходство физиол. механизма не отрицает принципиального отличия этих процессов. Те процессы, к-рые наблюдаются у животных, приобретают у человека качественно иной характер. Практич. пробы протекают у него как сознат. попытки воспроизвести определенные движения. Контроль результатов, оценка условий, корректировка действий тоже являются до нек-рой степени сознательными. Это перестраивает сами источники исследовательских попыток. Возникает опора на сознат. целенаправленное наблюдение и следование образцу осваиваемых действий. Выбор и регуляция приемов начинают зависеть от осмысливания цели и представления содержания действий.

В отеч. психологии и педагогике интенсивно изучаются активные способы обучения. К ним относятся расчлененный показ и детальный инструктаж, спец. инструкционные карты, тренажеры и т. п. Экспериментально показано, что детальное предварит. ознакомление ученика с формой требуемых движений, чувственными ориентирами контроля действия и приемами его планирования резко ускоряет освоение действия и формирование соответствующих Н. Результаты оказываются лучше, когда само выполнение действия управляется на каждом этапе такими внеш. средствами инструктажа.

Для освоения приемов внутр. регуляции и контроля сенсорных и интеллектуальных действий важен «перевод» соответствующей уч. информации в собственную речь учащихся. Продуктивными оказываются след, способы: «про-говаривание» задания, приемов и планов его исполнения; устный самоинструктаж в ходе выполнения действия; словесный анализ ошибок, их причин и способов исправления; громкий самоотчет о выполняемых действиях, выбираемых ориентирах и решениях; устное и письменное словесное обоснование избранных способов действия и т. п. Для этих целей могут быть использованы и внере-чевые средства, напр. схемы структуры действия, карты ориентиров, формулы и схемы необходимых рассуждений, графики траекторий движений и последовательностей операций, наглядные таблицы эталонов контроля за приемами действия или его результатами.

В процессе формирования Н. образование условнорефлекторных связей может идти через возникновение сенсорных дифференцировок (классич. условный рефлекс) или моторных дифференцировок (инструментальный условный рефлекс). Различают два гл. пути обучения навыкам. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное - учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Так, при обучении чтению надо выделять элементы, к-рыми каждая буква отличается от других, особенно сходных. Основными должны быть упражнения на различение, напр. называние чередующихся букв и т. п. Если в основе упражнений выработка моторных дифференцировок, то главное - тщательная проработка всех элементов действия, т.е. при этом учат действию и добиваются автоматизирования его исполнения. В этом случае обучение должно быть организовано по-другому: предлагается не вводить и сопоставлять сразу неск. букв (слов, формул, задач, чисел), а вводить за один раз только один-та кой элемент, тщательно связывать его с правильной реакцией (многократно называть) и после полного заучивания переходить к cj, з дующему.

Требования к организации обучения также будут различными. Если образование связи основано на подкреплении, то необходимо создавать интерес к решаемым задачам, показывать и разъяснять их важность и полезность, формировать сознат. установку на овладение Н. Если же гл. условием выступает оценка, то требуется непрерывная информация о достигнутых результатах и поощрение правильных действий.

Само построение упражнений зависит от того, какой тип рефлекторного научения лежит в их основе. Если главное - дифференцировки и подкрепление, то упражнения должны быть комплексного характера на осмысленных содержательных задачах. Так, чтению учатся на целых словах и затем на осмысленных текстах, письму - на буквах, затем на текстах, труду - на изготовлении полезных вещей. Если же главное - моторные дифференцировки и оценки, то полезны упражнения аналитич. характера на формальных объектах. Тогда чтению учат на бессмысленных слогах и звукосочетаниях и только потом переходят к словам; обучение письму начинают с кружочков и черточек, обучение труду - с «чистого» усвоения отд. трудовых приемов.

Дозирование, трудность и объем усваиваемых Н. также связаны с исходной концепцией научения, в частности с решением вопроса о роли повторения. Если суть повторения видят в запечатле-нии, заучивании, то отсюда вытекает, что совершаемые учеником ошибки «за-печатляются». Тогда стремятся предупреждать возможность ошибок, т.е. вводят задачи, заведомо посильные для ученика, максимально дробят сложный материал и т. п. Если же суть повторения видят в опробовании разных действий, то совершаемые учеником ошибки позволяют отыскать и выделить правильные действия. Обучение в этом случае ведется на доступных, но трудных заданиях.

Каждая из этих концепций находит широкое выражение в пед. теории и практике. Первая концепция в практике шк. обучения представлена синтетич. содержательной методикой (метод целых слов при обучении чтению, контекстный метод в обучении иностр. языкам и т. п.); в производств. обучении - предметной системой. Вторая концепция представлена поэлементной формальной аналитич. методикой (буквослагательный метод при обучении чтению, словарный метод при изучении иностр. языков и т. д.); в производств. обучении - операционной системой.

Вопрос. о преимуществе той или иной концепции и методики остается дискуссионным. При аналитич. подходе сначала обучение идет быстрее и легче, навыки отличаются большой четкостью, правильностью и прочностью. Однако затем возникают трудности при объединении отд. элементов в целостные действия, ход научения замедляется, а сформированные навыки иногда оказываются шаблонными и негибкими. При синтетич. методике, наоборот, сначала обучение идет медленно и с трудом, допускается много ошибок. Однако затем ход научения ускоряется, а сформированные навыки отличаются гибкостью и легко приспосабливаются к разным условиям.

Итоги мн. исследований не дают достаточных оснований предпочесть к.-л. одну из методик. Сильнее, чем различия методик, оказывается влияние др. факторов - содержания действия, индивидуальные особенности учащихся и т. д.

Каждый Н. функционирует и складывается в системе навыков, к-рыми уже владеет человек. Одни из них помогают новому Н. складываться и функционировать, другие мешают, третьи его видоизменяют и т. д. Это явление наз. взаимодействием Н.

Общий закон выработки Н. заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приемы деятельности, к-рыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося в процесс ее выполнения приемы, к-рые в его опыте применялись для решения аналогичных задач. Успешность переноса приемов деятельности зависит от того, насколько верно оценивается сходство задач с точки зрения способов их решения. Проблема переноса является одной из центральных в пед. психологии. Правильно и успешно осуществлять перенос освоенных действий и навыков на новые задачи - значит. быстро и с минимумом ошибок осваивать новые виды деятельности. Чем шире круг объектов, к к-рым человек может правильно применить освоенные навыки, тем шире круг задач, к-рые он в состоянии решить на основе сформированных и автоматизиров. действий. Т. е, чем шире перенос освоенных навыков у человека, тем плодотворнее результаты его учения.

Лит.: Ходжава 3. И., Проблема навыка в психологии, Тб., I960; Гальперин П. Я., Запорожец A. B., Эль-конин Д. Б., Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе, в кн.: Возрастная и пед. психология, М., 1992; см. также лит. при ст. Деятельность, Действие. 3. А. Решетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка .

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык .

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.

Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин "умение" имеет два значения:

  • 1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.
  • 2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения .