Что такое тактильная память. Тактильная память: особенности, методы развития и упражнения. Смотреть что такое "память тактильная" в других словарях

Валентина Врагова

Детство - это важный период в развитии личности . В этот период дети задают множество вопросов, так как им необходима новая информация для работы мозга. У детей от 3-х до 7-ми лет память по скорости развития опережает другие способности. Рассматривая картинку ребенок вспоминает, видя необычный предмет начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного опыта. Не было бы памяти и мы ничего не понимали бы так как, не успев получить информацию тут же забывали все. Поэтому любое желание ребенка запомнить что-то необходимо поощрять - это развивает не только память , но и познавательные способности детей (внимание, воображение, восприятие, мышление) . Память - это основа нашего сознания.

Малыш, появившийся на свет, познает мир постепенно. Сначала то, что его окружает, а потом кругозор ребенка постепенно расширяется. Большую роль в этом играют впечатления от общения с людьми, но этого для него мало. Он стремится сам взаимодействовать с окружающим миром.

Непосредственный контакт ребенка с предметами позволяет познать их отличительные особенности, развивать у детей воображение , память , сформировать простые мыслительные операции и эмоциональное состояние ребенка.

“Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь идти мне медленно. ”

Дай мне приглядеться. потрогать. подержать в руках Послушать. понюхать. и, может быть,

Попробовать на вкус.

О, сколько я смогу найти самостоятельно.

Только, пожалуйста, не торопи меня!”

В ребенке с рождения необходимо воспитывать симпатию к обыкновенным вещам, создавать гармонию с окружающим миром и понимание того, что природа окружает нас, посылает сигналы и просит обратить внимание на : желтые одуванчики, листья, дождевые капли, лягушку, сидящую в луже, звезды и тд.

При ознакомлении детей с тем или иным предметом нужно прежде всего обеспечить его активное восприятие. Отдельные признаки и качества объекта легче всего воспринимаются, когда ребенок неоднократно “опробует” предмет.

Так, в частности, у нас происходило знакомство с различными предметами в окружающей обстановке. Например : познакомив детей с овощами наглядно, дала овощи детям для обследования, использовала натуральные овощи, а можно и муляжи.

Закреплению знаний детей об овощах и других продуктах способствовали дидактические игры : “Чудесный мешочек”, “Отгадай и назови”, “Чудесная коробка” и т. д.

На прогулке обращала внимание детей на кору деревьев : тополь, рябина, березка, дети трогали руками кору, запоминали зрительно дерево и ощущение от прикосновения к коре. Тоже самое проводилось с листьями. В дальнейшем дети по памяти давали характеристику определенным деревьям.

Летом, бегая босиком, дети запоминали ощущения ног к земле , песку, асфальту, камешкам.

Проводя экскурсии обращала внимание на окружающее : например, камни бывают самыми разными : плоскими, круглыми, длинными, шершавыми, гладкими, камни красивого цвета и

интересной формы. Дети находили камешки, которые хорошо пишут на асфальте или камне, они рисовали и писали свои имена.

Глина - очень удобный материал. С ней можно делать что угодно : сжать ее, втыкать в нее пальцы, бить кулаком, приглаживать, стискивать, скатывать в колбаски, перекручивать и вообще глина хороша тем, что любой ком можно превратить в нечто такое, чего нет больше ни у кого!

Песок - замечательный материал для игры. Дети могут рисовать на нем (сухой, стряпать из него (влажный, изготавливая пироги, пирожные, строить дороги, копать тоннели, строить замки. Играя с песком и другими материалами, дети запоминают ощущения от прикосновения к ним.

Когда семена и листья во всей своей элегантной красоте, кружась, падают на землю, ребенок получает урок наблюдательности и умение классифицировать. Здесь обучение - игра, а не тяжелая работа. Основная цель таких игр - организовать непосредственное знакомство с объектами, дать детям живые впечатления, сформировать конкретные наглядные представления об окружающей действительности.

Как уже отмечалось на становление личности ребенка, влияет все окружающее, но прежде всего люди и больше всего люди.

Игра с ребенком не требует больших затрат времени и материальных затрат, важнее всего творчество, фантазия и веселый терпеливый взгляд взрослого, вовлекающего ребенка в новые увлекательные игры.

Мы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “Почему?”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимые условия для развития памяти ребенка .

Учиться, играя! Пусть дети не видят, что их чему-то учат, просто они играют, но незаметно для себя они познают мир . Игра будет интересней, если играющий взрослый наравне с ребенком по очереди описывает предмет, усложняя раз за разом игры.

Поиск нестандартных методов работы с детьми привел к появлению в нашей группе игр, связанных с тактильной памятью .

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам.

На первом этапе своей работы я вместе с детьми изготовила дощечки. Дети с удовольствием помогали мне. Дощечки были изготовлены из пластика, размером 19*13,5. На поверхность дощечек наклеены различные материалы (различной шероховатости) такие, например, как : мех, вельвет, фланель, наждачная бумага, бархатная бумага, расплавленный воск, спички, палочки длинной 5 см, диаметром 0,8см. Спички на дощечке располагали хаотично, а палочки в вертикальном положении, веревочку, диаметром 0,5 см, наклеивали не строго прямо, а волнообразно, можно наклеить ее зигзагом или как-то по другому. С обратной стороны дощечки писала (рисовала) цифры от 1 до 10, т. к. изготовила 10 дощечек.

При наклеивании некоторых материалов, например, фланель, мех, палочки, дети принимали участие. Они намазывали клеем дощечки, другие подавали палочки, третьи - разглаживали приклеенный материал (фланель, мех) и т. д.

Вельвет, бархатную и наждачную бумагу я наклеивала вместе с лисичкой, пришедшей к нам в гости на глазах у детей, лисичка так старалась, так расхваливала эти дощечки, что заворожила детей, фазу же после изготовления дощечек у детей появилось желание потрогать их, поиграть с ними, представить на что (кого) похожи. Трогая дощечки, дети представляли - большой красивый палас, мягкое одеяло,

цыпленка, заборчик, лесенку, асфальтированную дорогу, стену, бабушкины шершавые руки и т. д.

Некоторые дощечки были для детей сюрпризом, так, например, дощечку с расплавленным воском на поверхности, принес детям почтальон в красивом конверте от детей из другого детского сада. Дощечка детям очень понравилась, трогая ее, дети представляли : облачка, плывущие по небу, кочки на лугу, лужи и т. д.

Несколько дощечек я сделала для детей в качестве сюрприза (спички, палочки, целлофан) . Играя в игру “Чудесный мешочек”, я положила эти дощечки в мешочек и трогая, но не видя их, дети представляли на что они похожи : лес, лесенка, лед, кора дерева.

В младшей группе после изготовления каждой дощечки дети обыгрывали ее, трогая дощечку, представляли на что (кого) она похожа, развивая фантазию , речь. Находили в окружающей обстановке предметы похожие на дощечку, подбирали картинки с предметами похожими на дощечку. Проводя словесные игры, дети по памяти описывали предмет , его качество, вспоминая то, что они ощущали , прикасаясь к предмету. В играх принимали участие не все дети, некоторым совсем не нравилось это занятие, они занимались в это время чем-нибудь другим и я никого не принуждала, но пыталась заинтересовать. В дальнейшем эти дети незаметно для себя увлекались дощечками и вместе с нами играли. С помощью дощечек в младшей группе уже большинство детей знали (зрительно запоминали) цифры от 1 до 10. Для закрепления цифр с детьми разучили стихи о каждой цифре.

С возрастом детей постепенно усложнялись задания к играм и сами игры.

В средней группе дети составляли небольшие рассказы по дощечкам. Делали зарисовки того, что представляли, трогая дощечки.

Опыт, получаемый ребенком при восприятии различных предметов природы и общественной жизни, наглядно помог ребенку развить мышление и его речь . В средней группе ввела карточки, на которых были выдавлены цифры от 1 до 10 и геометрические фигуры. Я считаю, что карточки помогли детям в быстром запоминании и закреплении цифр и геометрических фигур.

В старшей группе дети изъявили желание изготовить дощечки- подарки для малышей и многие поддержали это предложение. Юля предложила наклеить на дощечку семечки, трогая эту дощечку она представила огромное море и маленькие кораблики, плывущие по морю. Антон представил, что он держит в руках ананас. Аня предложила наклеить круг из картона, трогая эту дощечку представила солнышко на небе, т. к. круг теплее, чем поверхность самой дощечки. На другие дощечки дети предложили наклеить поролон (можно его намочить, чешую от шишек, пшено и т. д. По этим дощечкам дети составляли интересные рассказы. Дощечки и рассказы малышам понравились, а старшие остались довольны тем, что сделали малышам приятное.

В старших группах продолжала проводить знакомство с тканью, песком, глиной, водой, стеклом и т. д. И все это происходило посредством непосредственного контакта детей с предметом . Например, работая с тканью, дети определяли его качество, закрепляли название, предлагали что можно сшить из этого материала и для какого времени года вещь предназначена. (Игры : “Ателье”, “Что было бы, если исчезла ткань?” и т. д.) .

Или взять раздел «Вода» :

Нас окружает везде и всегда

Эта волшебница, чудо-вода!

Кругозор игр по этому разделу очень обширен и в любое время года и в любом виде, в каком она существует. Играя, дети узнают и закрепляют все свойства воды, понятия - сухой, мокрый, влажный. Дети с удовольствием рисовали по представлению воду (дождь, снег, пар, сосульку, ручеек) и при этом рассказывали о своих ощущениях , получаемых при соприкосновении с различными формами воды.

Непосредственное обследование листьев с деревьев так же помогло детям запомнить название дерева, с какого упал лист. Например, лист тополя плотный, упругий, гладкий. Лист березы - тонкий, сверху немного шершавый, лист рябины - сверху гладкий, а с обратной стороны пушистый. Таким же образом дети обследовали не зрительно, а на ощупь края листьев : ровный, зубчатый, резной.

Начиная со старшей группы, закрепляли буквы, выдавленные на карточках. Много игр проводилось с детьми по тактильной памяти из книги И . Ю. Матюгина.

В основе предлагаемой программы положена идея воспитания разносторонне развитого ребенка . Предложенные мной игры по тактильной памяти развивают не только тактильную память , но и фантазию, воображение. Что было бы если человек не обладал бы этими качествами? Мы просто лишились бы научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Игры помогают овладеть прекрасным даром - даром слова, в играх дети открывают для себя удивительный мир слов, задумываются над их значением.

В эмоционально-психологическом развитии ребенка большую роль, едва ли не основную играет развитие тактильной памяти .

Легкое дуновение ветерка, нежные, ласковые прикосновения рождают в душе ребенка положительные эмоции, чувство душевной

комфортности. В свою очередь отрицательное воздействие (болевое* грубое) оказывает негативное влияние на чувства ребенка.

Занимаясь этой темой хочу сказать, что эта тема очень обширна, группа игр, проводимых с детьми безгранична и разнообразна, ведь детская фантазия неиссякаема. Важно не только научить ребенка чему- то, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою точку зрения.



Перед тем как описывать нахождение телесной линии времени, я считаю необходимым внести некоторые разъяснения в употребляемую терминологию.

В рамках данной работы под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания об ощущениях прикосновений. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память. Неважно какой части тела – прикосновения ладоней, спины, ног, живота и т.д. Но не ощущения внутренних органов и не ощущения мышц. Это будет другая линия времени. Для улучшения памяти она на первом этапе освоения голограммы не имеет сколько-нибудь серьёзного значения, а путаницу внести может весьма основательную. Поэтому, какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т.д.) не употреблялись в этой работе, мы подразумеваем память на прикосновения.

Вообще, что касается чувств, а точнее видов ощущений, то подавляющее большинство психологических школ придерживается позиции, что у человека есть 8 различных видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально выставлять 4 вида ощущений: зрительные, тактильные, слуховые, обонятельные. Другие не дают столь серьёзного улучшения памяти, чтобы тратить на работу с ними время непосредственно на тренингах, а нахождение их обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, она находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после выставления четырёх основных линий времени найти, к примеру, ещё и линию времени ощущений равновесия.

В рамках этой работы под улучшением памяти я подразумеваю ту память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. А с другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоился с новым для себя алгоритмом работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня.

В случае дефицита времени выставляем только три: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я ограничиваюсь выставлением одной (основной) линии времени, что уже даёт значительный и наглядный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени телесной памяти (как впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше всё-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Телесная линия времени, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат – внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

За несколько минут до работы с воспоминаниями полезно сделать гимнастику на повышение кровоснабжения соответствующих отделов мозга:

1. Встаньте прямо, плечи расправлены, позвоночник прямой. Наклоняем голову вниз, словно стараясь дотянуться подбородком до живота. Выполняется 10-15 наклонов.

2. Также в положении стоя поднимаем голову вверх, стараясь поднять подбородок как можно выше. Выполняется 10-15 раз.

3. Вращения головой вокруг горизонтальной оси, мысленно проведённой через кончик носа и затылок. 10-15 вращений.

Эту гимнастику можно делать хоть каждый день, она благотворно влияет на процессы памяти.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению телесной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальта.

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы делали, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем всё то, что попадает в наше поле зрения и столь же безоценочно ощущаем все ощущения своего тела. Если это упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать всё своё тело не просто так, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке своего организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

· У кого есть навык сверхобучаемости (или КЛЮЧ Алиева), берут соответствующий настрой на нахождение телесной линии времени, и внутренний разум начинает им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие обычно начинают видеть картинку. Я предлагаю, продолжая вспоминание, выключить изображение, сосредоточившись на ощущениях прикосновений. И после этого почувствовать, с какой стороны от себя они воспринимают воспоминание об этом ощущении.

Как только локализация воспринимаемых воспоминаний, ощущений об этом событии установлена, я прошу перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстояние примерно в девять сантиметров от лица) и закрепить ощущение мысленным физическим усилием, фиксируя его в этом месте в течение 10-15 секунд. Затем включаем и зрительное изображение в этом месте пространства.

Я понимаю, что при заочном обучении это упражнение почти невыполнимо без дополнительных аналогий с чем-то, что подсказало бы человеку, что именно требуется ощутить, чтобы найти, где воспринимаются телесные воспоминания. И как вообще их можно ощутить.

Поэтому я предлагаю простое дополнительное упражнение. Представьте, что перед вашим лицом примерно в сорока сантиметрах кто-то держит щипчиками раскалённый докрасна кусок металла. Вы закрываете глаза и человек отводит раскалённый металл на несколько сантиметров то в одну, то в другую сторону. Вы сможете примерно определить, где находится металл, слева или справа, даже не открывая глаз, не правда ли? Как у вас это получится? Скорее всего, вы почувствуете металл как некий источник тепла, расположение которого может нами ощущаться даже с закрытыми глазами.

Примерно так же большинство людей воспринимают локализацию воспоминания о том или ином телесном ощущении.

Где вы воспринимаете телесное ощущение о том, что чувствовали 10 минут назад?

Наташа : Я воспринимаю ощущение в руках, точнее в пальцах в тех местах, где я касалась стола. Это правильно?

Не следует путать воспоминание о телесном прикосновении и ощущения в той части тела, которой вы непосредственно касались чего-либо.

Я понимаю, что она нашла не то, что требуется, и прошу сосредоточиться на других ощущениях при воспоминании:

Представьте, что вы несколько минут назад сидели и держали карточки тренажёров в руках, но с закрытыми глазами. Теперь сосредоточьтесь и почувствуйте то самое ощущение еле уловимого тепла (или ещё чего-то другого).

Наташа : Да, я стала ощущать что-то мягкое, примерно в двадцати сантиметрах прямо перед лицом! Это так необычно!

Вот и хорошо, именно такого рода ощущения телесных воспоминаний вы и будете находить и переставлять на левый луч на соответствующие расстояния.

Виктор : А я почувствовал как будто ощущение ветерка. Как будто что-то подуло передо мной на уровне живота.

Мария : Я просто вижу свет справа и немного впереди.

Александр : Вот теперь мне понятно, что значит воспринимать воспоминания об ощущении. Я чувствую это как мягкую сладкую вату. Знаете, как раньше продавали, съедобную, из сахара. И как будто она передо мной на уровне солнечного сплетения на расстоянии около тридцати сантиметров.

Анжела : Я воспринимаю это как что-то вроде шарфика с обеих сторон головы. Такое может быть?

Да, такое бывает. Мы говорим “локализация ощущений”, но ощущения не всегда воспринимаются в одном месте в пространстве. Это может быть по форме как мячик от пинг-понга или как варежка, как нечто мягкое и пушистое, размером с котёнка, так и как два ощущения одновременно в двух разных местах. Если это два ощущения, что само по себе бывает довольно редко, то чаще всего они воспринимаются симметрично, слева и справа.

Люди могут воспринимать воспоминания о телесных ощущениях как сгусток тепла, как комочек чего-то мягкого, как дуновение ветерка. Кто-то говорит, что почувствовал, как будто что-то вот здесь прошло. Кто-то как едва ощутимую вибрацию или как свет. Многие ощущают что-то, но словами описать это ощущение не могут.

Вполне естественно, что это действительно сложно описать, поскольку открывается совершенно новая, неизвестная ранее сфера ощущений воспоминаний о прикосновениях.

Поэтому ничего страшного, если у вас с первого раза не получилось, попробуйте ещё раз. Выберите недавнее воспоминание, в котором вы что-то трогали и, мысленно “выключив” картинку, сосредоточьтесь на телесных ощущениях этого воспоминания. Найдите, где оно вами воспринимается, и перенесите мысленно на левый луч, на расстояние, соответствующее этому временному промежутку.

У вас получилось – позвольте вас поздравить с открытием для себя целого мира незнакомых вам ранее ощущений – ощущений воспоминаний ментального (мысленного) плана.

Аналогичным образом находим, где хранятся другие воспоминания о прикосновениях, соответственно отстоящие от настоящего времени на 3-4 часа, сутки, неделю, месяц, год и на 9 лет и последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (кто постарше – могут взять ещё 25 лет назад).

Сразу же после выставления телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение:

Максимально сконцентрировавшись (упражнение на концентрацию № 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях, когда либо нами воспринимавшихся в жизни, начинают собираться на левый луч голограммы. Одна–две минуты – и все телесные воспоминания собираются на левый луч.

На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около тридцати минут. Причём довольно часто у ярко выраженных кинестетиков телесная линия времени бывает основной, то есть они именно её выставляли в первый раз. И вспоминая во второй раз телесные воспоминания, эти люди обнаруживают, что всё вроде бы и так находится на месте.

Что делать? В таком случае я предлагаю вспоминать просто изображения (как на фотографии). Причём вспоминать, максимально отстраняясь, без ощущений и звуков. И уже затем находить в пространстве и выставлять свои «зрительные файлы» по порядку на левый луч голограммы.

Если у вас получилось именно так и первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выставления большого значения не имеет. Главное - выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается на выработке любых моторных навыков, освоении различных упражнений в спортивной практике, танцах, улучшении навыков игры на музыкальных инструментах, овладении десятипальцевым методом работы за компьютером и во многом другом. Несмотря на то что для нахождения этой составляющей голографической памяти требуется несколько больше усилий, само упорядочивание информации в памяти помогает оптимальному включению целого ряда процессов ментального плана.

Возможно, что в случаях органических повреждений мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств может позволить быстрее выработать компенсаторные механизмы восстановления нарушенной функции.

Ещё несколько немаловажных моментов относительно нахождения и выстраивания телесной линии времени.

· Необходима максимальная концентрация: или упражнение из гештальта, которое рассмотрено в начале книги, или настрой на концентрацию в нейтральном состоянии, или применение сверхобучаемости.

· При нахождении телесной линии времени желательно перевести свой организм в режим кинестеника: дыхание животом, взгляд вниз прямо перед собой или вправо вниз, положение тела на стуле слегка округлое.

Упражнение по переходу в режим кинестетика я рекомендую начинать за две – три минуты до начала нахождения телесной линии времени и советую продолжать находиться в таком режиме во время всего поиска телесной линии времени.

В случае, если вам в таком положении некомфортно, можно ограничиться обычным: сядьте так, чтобы вам было удобно, позвоночник прямой.

| | |


ПАМЯТЬ ТАКТИЛЬНАЯ (англ. tactile memory) - хранение информации, полученной путем осязания. Относится к «профессиональным» видам памяти, поскольку особенно интенсивно развивается в связи со специфическими условиями деятельности. Высокого уровня развития достигает в условиях, когда она должна компенсировать недостающие типы памяти (напр., у слепых). Использование методики частичного воспроизведения для исследования П. т. позволило обнаружить наличие иконической П. т. Установлено, что объем иконической П. т. на 50% больше, чем объем тактильной кратковременной памяти. Информация в тактильной иконической памяти стирается на 50% через 1,3 с. См. Памяти типы, Память сенсорная. (Т. П. Зинченко.)

  • ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ ВКРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной памяти м. б. восстановлен и использован для дальнейшей переработки или воспроизведения (см. Пам...
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - - ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ - см. Памяти виды.
  • ЖАНЕ ПЬЕР - ЖАНЕ ПЬЕР (Janet , 1859-1947) - фр. психолог и психиатр. В 1-й период творчества разрабатывал г. о. патопсихологические и психиатрические проблемы (неврозов, психастении, психастенического характера...
  • ЗАПОМИНАНИЕ - ЗАПОМИНАНИЕ (англ. memorizing) - процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пут...
  • КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ (англ. short -term memory) - один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удер...
  • КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ - КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ ОБЪЕМ (англ. span of short -term memory) - максимальное количество элементов (букв, цифр, слов, знаков и т. п.), припоминаемых без ошибок непосредственно после предъявле...
  • МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ - МЕТОДИКА ЧАСТИЧНОГОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (англ. partial -report method) - применяется в исследовании иконической памяти (см. Память иконическая); состоит в кратковременной (тахистоскопической) демонст...
  • МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ - МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕРАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ (англ. modality -specific memory impairments) - парциальные, частные нарушения памяти, ограничивающиеся дефектами сохранения и воспроизведения следов, ...
  • ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ - ОПОЗНАЮЩАЯ ПАМЯТЬ (англ. recognition memory) - форма памяти, основанная на отождествлении воспринимаемого объекта или события с одним из эталонов, записанных в памяти; оценивается в процедурах у...
  • ПАМЯТИ ВИДЫ - ПАМЯТИ ВИДЫ (англ. kinds of memory) - различные формы проявления мнемической деятельности. Они дифференцируются в соответствии с 3 основными критериями. 1. По типу запоминаемого материала и ха...
  • ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ - ПАМЯТИ ГОТОВНОСТЬ (англ. memory readiness) - способность своевременно актуализировать мнемические следы и воспроизводить необходимую информацию. Хранящаяся в памяти человека информация оцениваетс...
  • ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - - ПАМЯТИ ДИНАМИЧНОСТЬ - свойство процессов памяти, проявляющееся в функциональной изменчивости мнемических действий и операций, обусловленной особенностями материала, его значимостью, мотивами и цел...
  • ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - ПАМЯТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - см. Памяти типы.

Тема: Развитие тактильной (осязательной) п амяти.

Цель: Развитие тактильных ощущений и тактильной памяти.

Задачи:

1. Изучить индивидуальные особенности тактильной памяти.

2. Формировать у детей представление о тактильной памяти как способности человека и помочь детям определить значение тактильной памяти в жизни и деятельности.

3. Развивать тактильную память.

4. Формировать навыки позитивного общения.

Ход занятия.

Приветстивие .

Игра- приветствие. «Доброе утро(день, вечер) в ладошку»

Цель: - развитие навыков коммуникации;

Формирование положительного отношения между детьми.

Создания положительного эмоционального настроя перед занятием.

Ход игры:

Педагог говорит: Доброе утро! Называя ребенка по имени. При этом он как бы кладет это приветствие в раскрытые ладошки. Ребенок, взяв в его ладошки Доброе утро, так же передает его рядом сидящему. Так Доброе утро будет передано всему по очереди и вернется к педагогу. У всех в ладошках есть Доброе утро. Теперь педагог предлагает выпустить Доброе утро в воздух, раскрыв ладошки и подбросив его вверх. Все помещение наполняется добротой от этого приветствия,а лица детей и взрослых сияют улыбками.

Разминка.

Пальчиковая гимнастика .

Это пальчик папа

Это пальчик мама

Это пальчик баба

Это пальчик деда

Ну, а этот пальчик Я.

Это вся моя семья!

Игровой артикуляционный тренинг С.М. Машевской «Сказка о мальчике Язычке»

У каждого мальчика и каждой девочки есть домик, в котором живет их Язычок. Покажите – ка мне вашего красавца!(Дети высовывают язык во всю длину).
Закройте домик.

Однажды проснулся мальчик Язычок в своем домике и пошел посмотреть, все ли в нем в порядке. Пришел в эту комнату (языком упираемся в щеку) здесь все хорошо, пришел в другую (упираемся в щеку) здесь посмотрел (снова меняем щеку),здесь проверил (в другую),стал бегать между комнатами по коридору, туда –сюда, туда- сюда (каждый раз упираясь в щеку с усилием, язык должен устать)

Набегался и решил заглянуть в кладовочку (глотка), там мышка всю ночь скреблась(загибаем язык в направление глотки как можно дальше и водим им из стороны в сторону). Ну,как, там мышка? Нет, мышки не было видно.

Язычок решил в темноту не ходить и пошел по коридору. Как вдруг погас свет! Но наш смелый Язычок не испугался. Он нашел наощупь стремяночку и, забравшись под потолок, стал выкручивать перегоревшую лампочку (языком делаем вращательные движения, надавливая при этом на верхнее нёбо). Вывернул лампочку и стал вкручивать новую (те же движения, но в обратном направлении).

Зажегся свет! И Язычок увидел, что на пол насыпалось очень много мусора. Непорядок! Язычок сразу же стал подметать пол (подметаем пол внутри рта до зубов, тщательно).

Ах, как стало чисто. Язычок решил пойти в круглый зал и там потанцевать. Пришел, а там все занавески на окнах висят как попало. Конечно, Язычок решил их сначала поправить. Поправляем занавесочки.(язычком водим по кругу между губами и зубами в медленном темпе), а теперь танцуем (то же движение, но в быстром темпе) . Натанцевался Язычок и решил отправиться на прогулку. Пошел в эту комнату, ищет дверь(водим с усилием языком по щеке сверху вниз),двери тут нет! Он побежал в другую комнату, ищет дверь –и тут нет! А здесь? Нет! Здесь? Нет!!! Что же такое, Язычок чуть не заплакал, а дверь вот! Нашел, наконец!

Но Язычок не стал открывать дверь сразу. Он решил сначала в глазок заглянуть. Посмотрел – и ничего не увидел, потому что дверной глазок запылился. Давай его протрем(губы вытянуты в трубочку, делаем вращательные движения, в одну и в другую сторону).Протерли. Язычок -посмотрел, все ли в порядке перед дверью?

А что за углом дома? Язычок выдвинул глазок сильно вперед и загнул его в сторону влево- вправо, влево- вправо (вытянутые в трубочку губы поворачиваем как можно дольше в стороны). Порядок. Можно и дверь открывать.

Распахнул Язычок дверь и обомлел: все крыльцо в снегу(листья, пыли, грязь). Чистим крыльцо! Нижнюю ступеньку, верхнюю ступеньку (3-4 раза массируем зубами губы).Замечательно получилось!

И Язычок даже зацокал, вот так: (на один «цок» язычком загибаем один пальчик, начиная с мизинчика,- 5 раз, а теперь разгибаем пальчики и цокаем).

Сообщение темы урока.

Сегодня на занятии мы с вами познакомимся со способностью человека, которая называется тактильная память.

А как вы думаете, что такое тактильная память?

Тактильная Память - это способность человека запоминать ощущения.

Молодцы, все верно.

А теперь давайте поиграем с вами в игру чудесный мешочек и определим насколько хорошо у вас развиты тактильные ощущения.

Чудесный мешочек

Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.

Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

Содержание: в непрозрачном мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Найди от картинки тень правильную.

Цель с картинками занятий: развитие наблюдательности. Играть можно, как с ребенком одним, так и с несколькими ребятами одновременно.

Перед малышом показывают одну картинку с несколькими яркими предметами. А другую – с изображением теней этих же предметов. Ребенку необходимо определить, где тень от машинки, а где – от пирамидки.

Перед Вам подборка развивающих материалов, где нужно найти тень определенных предметов. Скачивайте и распечатывайте бесплатно игры с тенями для малышей и развивайте их логику и внимательность.

Кисточка, щетка и терка.

Цель: развитие тактильной активности.

На каждую парту кладется кисточка, щетка и терка. Дети берут один из этих предметов и водят себе по ладошки, потом описывают свои ощущения.

Пишем буквы на теле.

Учитель пишет ребенку букву на спине, он в свою очередь должен отгадать,что за буква написана была у него на спине.

Рефлексия.

Инструкция: У вас на партах лежат мордашки с помощью их вы должны оценить свою работу на уроке. Если вы считаете что работали хорошо то нарисуйте вот такой) ротик, если плохо вот такой (. Если не плохо и не хорошо, средне -.

Итог.

Что вам понравилось на уроке? Что нет? Чему мы научились на уроке?

Спасибо за урок! Урок окончен.

Тактильная память

Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях к ладоням, спине, ногам, животу и т. д. Обратите внимание: мы не рассматриваем ощущения во внутренних органах и мышцах – им соответствует другая линия времени. Для улучшения памяти на первом этапе освоения голограммы тактильная память не имеет большого значения, а путаница из-за неточности в терминологии может возникнуть весьма основательная. Поэтому какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т. д.) ни употреблялись, имейте в виду: если специально не оговаривается, то подразумевается тактильная память, то есть воспоминания о прикосновениях.

Что касается ощущений, подавляющее большинство психологических школ считает, что у человека есть восемь видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально иметь дело с четырьмя: зрительными, тактильными, слуховыми, обонятельными. Другие не дают настолько значительного улучшения памяти, чтобы тратить время на работу с ними, а их нахождение обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, которая находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после работы с четырьмя основными линиями времени выставить, к примеру, еще и линию времени ощущений равновесия.

В этой книге, говоря об улучшении памяти, я подразумеваю память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. С другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоил алгоритм работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня. В случае дефицита времени мы выставляем только три линии времени: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я вообще ограничиваюсь выставлением всего одной (основной) линии времени, что само по себе дает значительный эффект.

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени тактильной памяти (как, впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше все-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Линия времени ощущений прикосновения, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат, имеет место внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению тактильной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальт-терапии.

Ключ

Упражнение на концентрацию № 2

Совершенствуем упражнение на управление вниманием, которое мы выполняли, когда находили зрительную линию времени. Безоценочно воспринимаем все то, что попадает в наше поле зрения, и столь же безоценочно ощущаем свое тело. Если упражнение вами уже достаточно хорошо освоено, начинайте ощущать тело не просто, а с любовью. Постарайтесь посылать любовь каждой клеточке организма, напитывая себя радостью, теплом, благодатью.

Те, у кого есть навык сверхобучаемости (или владеющие методикой «КЛЮЧ» Алиева), пусть используют соответствующий настрой на нахождение и выстраивание тактильной линии времени, и внутренний разум начнет им помогать.

Затем я предлагаю вспомнить то, что было с участниками тренинга 5-15 минут назад. Люди вспоминают, и многие начинают видеть картинку. Тогда я предлагаю выключить изображение, сосредоточившись на вспоминании прикосновения. После этого нужно перенести это ощущение на левый луч линии времени (на расстоянии примерно в 9 см от лица, где расположена первая опорная точка) и закрепить его мысленным усилием, фиксируя в течение 20–30 секунд. Затем (либо почти одновременно) включаем зрительное воспоминание в этом месте пространства. Непосредственно на занятиях мы выставляем опорные точки ощущений прикосновения на голограмму после нахождения мест, где они воспринимаются разумом каждого человека. Получается интересная картина. Например, несколько минут назад вы взяли в руки эту книгу и начали работать с ней. Зрительное воспоминание у вас может быть уже на левом луче голограммы, либо, например, прямо перед вами, на расстоянии 20 см от лица. А воспоминание о прикосновении к книге может восприниматься вашим разумом совершенно особым образом и находиться в другом месте, которое обычно не совпадает с расположением зрительной картинки. Налицо некая разорванность, несоответствие друг другу воспоминаний об одном и том же событии.

При заочном обучении я не предлагаю даже пытаться найти места, где разум фиксирует воспоминания об ощущениях прикосновения. Пока что данная задача почти невыполнима, но это не является препятствием для выстраивания тактильной линии времени в пространстве: просто нужно уделить немного больше времени на фиксирование ощущений прикосновения в опорных точках голограммы.

Аналогичным образом выставляем воспоминания о прикосновениях, бывших за 3–4 часа до настоящего момента, затем за сутки, неделю, месяц, год и 9 лет. Последовательно переносим их на левый луч голограммы памяти (те, кто постарше, могут вспомнить о прикосновениях, имевших место 25 лет назад).

Сразу же после выставления этих телесных воспоминаний на голограмму выполняем следующее упражнение. Максимально сконцентрировавшись (упражнение 2), представляем левый луч голограммы с воспринимаемыми нами воспоминаниями об ощущениях. И сразу же начинаем представлять, как все воспоминания о телесных прикосновениях собираются на левом луче голограммы. 1–2 минуты – и все телесные воспоминания расположены на левом луче. На нахождение и выставление телесной линии времени у нас в группах уходит в среднем около получаса. У ярко выраженных кинестетиков довольно часто телесная линия времени бывает основной, то есть именно ее они выстраивают в первый раз. Вспоминая во второй раз телесные ощущения, эти люди обнаруживают, что все вроде бы и так находится на месте. Что делать в этом случае? Я предлагаю вспоминать только изображения (как на фотографии), максимально отстраняясь от тактильных ощущений и звуков, а затем находить в пространстве свои «зрительные файлы» и выставлять их по порядку на левый луч голограммы. Если первоначально была выставлена не зрительная, а телесная линия времени, спокойно выставляйте зрительную. Порядок выстраивания большого значения не имеет. Главное – выставить все основные компоненты голограммы.

Структуризация телесной памяти очень благотворно сказывается как на памяти, так и на мышлении. Возможно, что при органических повреждениях мозга, когда страдают отдельные блоки памяти, выстраивание единой голограммы из воспоминаний различных органов чувств позволит быстрее создать компенсаторные механизмы для восстановления нарушенной функции.

Еще два немаловажных момента, которые нужно учитывать при нахождении и выстраивании телесной линии времени.

Нахождение телесной линии времени не рекомендуется делать в тот же день, что и нахождение зрительной линии.

Необходима максимальная концентрация, добиться которой можно с помощью упражнения № 1, рассмотренного в начале книги, а также настроя на концентрацию в нейтральном состоянии. Возможно также применение навыков сверхобучаемости.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Память Внимательно рассмотрите рисунок и запомните эти фигуры, затем, перевернув страницу, найдите их на следующем

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

5. Память 1. Понятие о памяти.2. Виды памяти.3. Процессы памяти.4. Развитие и совершенствование памяти.1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека.Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Память Как отмечалось ранее, IQ является одной из популярнейших зависимых переменных психологических исследований старения. Память - еще одна популярная переменная. В 1991-1993 годах 34 % статей, опубликованных в журналах Psychology and Agingn Journal of Gerontology: Psychological Science, так или иначе

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних

Из книги Перегруженный мозг [Информационный поток и пределы рабочей памяти] автора Клингберг Торкель

5 Память ВОПРОСЫ О ПАМЯТИ Тест 1. Запоминание во время заучивания Ниже приводится список слов. Быстро прочитайте все слова по порядку по одному разу, затем откройте с. 68 и впишите все слова, которые сумели запомнить. Не пропустите ни одного слова при чтении. Для уверенности

Из книги Разблокируй свою память: запомни все! автора Мюллер Станислав

Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за

Из книги Вспомни всё [Секреты суперпамяти. Книга-тренажер] автора Мюллер Станислав

Часть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Тактильная память Перед тем как перейти к телесной линии времени, я считаю необходимым дать некоторые разъяснения по поводу употребляемой терминологии. В рамках данной книги под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания о прикосновениях. Другое

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Из книги Мифы о возрасте женщины автора Блэр Памела Д.

Память Память – это застывшее образование, которое помогает «я» выживать, она имеет сложное устройство. В памяти записаны правила, законы, образы и образцы поведения, мысли и чувства по поводу тех или иных ситуаций. Поиск настоящего нового решения занимает время,

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Память У насекомых памяти нет. Поэтому поведение организовано примитивно. Еда – ползем к ней. Хищник – ползем от него. Не успел, не страшно – эмоций тоже нет.А вот у рыб уже память есть. С памятью – совсем другое дело. Вот тут, помню, была еда. Там, помню, от хищника удирал.

Из книги автора

Память? А что память? «Существует одна тревога, связанная со старением, без которой, я думаю, мы можем прекрасно обойтись: когда мы не можем вспомнить имя или что мы собирались сделать… Это не значит, что мы превращаемся в сумасшедших». * * *Вы можете обнаружить, что ваша