Что значит патриархат. Что такое. Определение и употребление понятия

от. греч. patnr - отец и arxn - власть, букв. - отцевластие) - наиболее распространенная форма первобытнообщинных отношений времени их распада, характеризующаяся преобладающей ролью мужчины в х-ве, обществе и семье. Согласно одной из точек зрения (М. О. Косвен), П. является универсальным этапом в истории родового общества. По другой теории (А. М. Золотарев, С. П. Толстов), П. был лишь одной из форм распада первобытнообщинных отношений и поэтому не может выделяться как отдельный этап периодизации. Но обе стороны согласны с тем, что ранее или позднее, при переходе от первобытнообщинного строя к классовому, или уже в последнем, всегда складываются отцовско-правовые отношения и в этом смысле П. универсален. В истории первобытного общества П. следует за матриархатом. Переход к П. совершается в ходе значит. развития производит. сил и повышения производительности труда во всех формах х-ва: земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Развитие произ-ва обусловило рост обмена и возникновение частной собственности. Происходило вытеснение мужчиной женщины из сферы осн. произ-ва и ограничение ее труда преим. домашней работой. Для П. характерны также счет родства по отцовской линии (патрилинейность), делокализация рода и утеря им хоз. единства при сохранении идеологич. общности сородичей, переход от парного брака к моногамии, поселение жены в общине мужа (патрилокальность) и образование больших патриархальных семей, иными словами - смена материнско-родовых отношений патриархаль- ными. В своем дальнейшем развитии П. приводит к росту имуществ. дифференциации, возникновению патриарх. рабства и зарождению деления общества на классы. Вышеизложенная теория П., принятая в сов. науке, была создана Ф. Энгельсом. До этого вопрос о месте П. в истории общества в течение многих веков был предметом дискуссии. Уже в антич. время Платоном и Аристотелем развивалась мысль о изначальной патриархальности человеческого общества. В ср. века идеи изначального П. придерживались Фома Аквинский, Ж. Бодэн, Р. Филмер и др., к-рым эта, т. н. патриархальная, теория служила для обоснования "божественного права" королей. В 19 в. одним из видных сторонников изначального П. был англ. историк права Г. Мэн, полагавший, что человеческое общество развивается от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву. В 1860-70-х гг. сначала И. Бахофен, а затем Л. Г. Морган на большом фактич. материале опроверг гипотезу об изначальности патриархально-родового строя, показав, что он не предшествует, а следует за эпохой матриархата. В бурж. науке до сих пор не прекращаются попытки доказать примат П. над матриархатом или, по крайней мере, их равноправие как двух путей первонач. развития человеческого общества. Изначальность П. бурж. этнографы рассматривают как доказательство извечности частной собственности, монотеистич. религии и др. черт, присущих капиталистич. обществу (см. Патриархальная теория). Наиболее видными противниками марксистской теории П. были в кон. 19 - нач. 20 вв. К. Старке и Э. Вестермарк, позднее - В. Шмидт, П. Шебеста, Р. Лоуи, Дж. Мердок и др. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. IX, М., 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Матриархат. История проблемы, М.-Л., 1948; его же, Переход от матриархата к патриархату, Тр. Ин-та этнографии, т. 14, М., 1951; Морган Л. Г., Древнее общество..., Л., 1934; Ольдерогге Д. A., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, Тр. Ин-та антропологии, археологии и этнографии, т. 4, М.-Л., 1936; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948. Л. А. Файнберг. Москва.

от греч. pater отец и arche начало, власть)

преобладающая роль мужчин в хозяйстве, обществе и семье. Возник на основе подъема хозяйственной деятельности: развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки. Эпоха патриархата - время разложения первобытного общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПАТРИАРХАТ

(patriarchy) "Власть отца". Понятие, особенно тесно связанное с определением Филмера (Filmer), политическая власть есть власть Божественная, произошедшая от Адама и через израильских царей дошедшая до современных королей. Таким образом было обосновано божественное право королей (divine right of kings). Слово "патриархат" используется также феминистками для осуждения практики (как осознанной, так и неосознанной), при которой отцы, сыновья и/или мужчины (вообще) занимают главенствующее положение по отношению к матерям, дочерям и/или женщинам. Всевозможные виды патриархальных обычаев широко распространены даже в обществах, претендующих на осуществление равных возможностей (для мужчин и женщин).

05Май

Что такое Патриархат

Патриархат – это социальная система, в которой мужчины являются центральными фигурами власти. Это включает в себя доминирование в социальной, культурной и юридической плоскости. Термин патриархат в буквальном переводе означает «правило отца ».

Патриархат в истории человечества.

Несмотря на распространенное заблуждение о том, что социальные системы всегда были патриархальными на протяжении всей истории, это далеко не так. Первые общества охотников и собирателей считались преимущественно эгалитарными.

Эгалитаризм – это концепция общества с равными правами для всех, невзирая на пол, возраст и так далее.

Такое равенство длилось довольно большой отрезок времени, но потом все изменилось в сторону патриархата. Точную причину данного перекоса власти в сторону мужчин назвать довольно сложно, но каждый сможет сделать для себя несколько логических умозаключений, с учетом того сложного периода в истории человечества. Скорее всего, основную роль сыграло превосходство в физической силе мужчин.

Суть патриархата.

В системе, основанной на патриархате, доминирует не только социальная система. Как правило, правительство состоит только из мужчин. Практическое влияние патриархальной системы состоит в том, что женщин считают гражданами второго сорта и часто эксплуатируют в угоду мужчинам. Женщинам не разрешают занимать руководящие должности, голосовать или владеть собственностью. В семейных отношениях мужчина является законным и культурным правителем. В самых экстремальных проявлениях патриархата, бывают случаи, когда женщина лишается материальной собственности прав на своих детей, если брак распадается.

Конечно, есть разные степени патриархата. Например, Соединенные Штаты исторически считались патриархальным обществом, но 20-й век внес много изменений в некогда доминирующее мужское общество. С развитием информационного культурного мира человечество стремится к эгалитаризму, но пока что, в большинстве стран доминирование мужчин все еще ощущается.

Большое количество людей, которые хоть немного знакомы с историей, хотели бы вернуться к далёким временам, когда царствовал патриархат. Причём этого бы хотели, на удивление, не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола! Сидеть дома, ухаживать за ребёнком и варить борщи – некоторые женщины желают именно этого, но никак не ходить на работу и иметь с мужем равные обязанности и права. Но действительно ли так хорош патриархат, или есть у него свои недостатки? Давайте вместе разбираться.

Что такое патриархат? Патриархат – это форма социальной организации, в которой мужчина является основным носителем власти и авторитета. Отцы в патриархальных семьях обладают властью над женщинами и детьми. По сути, термин «патриархат» означает «власть отца», а женщине отдаётся в таком обществе лишь второстепенная роль. Патриархат в семье значит полная власть и доминирование мужчины. Женщина в патриархальной семье полностью посвящает себя мужу, детям и дому.

Патриархат появился ещё в далёкой древности, когда мужчина считался главой не только семейства, но и целой общины. Лишь в некоторых странах главенствовала женщина. Патриархальные семьи считались, и по сей день считаются, более крепкими и стабильными. Дети в таких семьях вырастают более адаптированными к жизни (по крайней мере, так показывает статистика). Маленькие девочки видят, как отец заботится о семье, и с самого раннего детства берут пример ответственности за своих близких людей. Из мальчиков в таких семьях вырастают настоящие мужчины. В Исламской культуре, где царит патриархат, и вовсе принято, чтобы мать воспитывала детей до 6 лет, а после 6-ти лет отец воспитывал детей. Патриархат в семьях нельзя назвать отрицательным явлением, однако есть и у него свои минусы, которые следует учесть.

Да, с одной стороны, есть в патриархате и плюсы, как например, крепкая полная семья, основной целью которой является достижение благополучия, материального и душевного. Или же чёткое разграничение обязанностей: обеспечение семьи, принятие важных решений - обязанность мужа, быт и дети - заботы жены. Однако и минусов в патриархате не мало. Патриархат, собственно, как и матриархат, это крайность. В первом случае – вся власть у мужчины, во втором – у женщины. О равных правах и обязанностях в патриархате не может быть и места – у всех своё место: мужчины – у власти, женщины – на кухне.

Конечно, это очень грубо сказано, но факт остаётся фактом. В такой семье женщине не удается даже мечтать о любимой работе и карьере. Сидя дома с детьми и занимаясь хозяйством — женщина не получает должного образования, не имеет возможности расширять свой кругозор и жить полноценной жизнью. Её единственный интерес – это муж, дети и домашний уют. В финансовом вопросе она полностью начинает зависеть от мужчины и у неё не может быть своего личного бюджета. По крайней мере, так рассуждают в патриархальной семье. Но согласитесь, так тоже не правильно. В современных семьях всё чаще присутствуют некоторые черты патриархата (реже матриархата), однако большинство семей предпочитает всё же равноправие всякой крайности, будь то патриархат или матриархат.

Какая будет Ваша семья, патриархальная, матриархальная или всё же демократическая, решать только Вам. Однако главное не забывать о роли каждого родителя в семье, и недооценивать (или переценивать) роль одного из родителей нельзя. Всё же семья – это нечто большее, чем власть одного человека. Семья – это объединение двух людей в попытке соединиться в одно целое. Берегите свою семью!

от греч. ????? – отец и???? – начало, власть) – совокупность экономич., обществ. и идеологич. отношений, характеризующихся преобладающей ролью мужчины в семье и обществе. П. возникает в период разложения первобытнообщинного строя; те или иные его элементы в трансформированной форме длительное время сохраняются в классовом обществе. Нек-рые исследователи считают П. универсальным этапом в истории родового общества. (М. О. Косвен, Очерки истории первобытной культуры, М., 1953). По мнению других, П. является наиболее распространенной, но не универсальной формой разложения первобытнообщинного строя, т.к. переход к классовому обществу может совершаться и через поздний, развитый матриархат (С. П. Толстов, Древний Хорезм, М., 1948; А. И. Першиц, Развитие форм собственности в первобытном обществе, как основа периодизации его истории, "Сов. этнография", 1955,. No 4). В этом случае такие элементы П., как господство мужчины в семье, счет родства по мужской линии и т.д., возникают лишь на рубеже классового общества или в начальный период его развития. Археологически П. охватывает период от конца неолита до раннежелезного века. В историографии первобытной истории большое значение получил вопрос об историч. соотношении П. и матриархата. Уже в античное время Платоном и Аристотелем была выдвинута идея о том, что человеч. общество изначально было патриархальным. При этом с античности и до сих пор примат П. над матриархатом всегда трактовался сторонниками патриархальной теории как доказательство извечности частной собственности и др. элементов и черт классового общества, моногамной семьи, неравноправия полов. Позднее эта т.н. патриархальная теория развивалась Фомой Аквинским ("De regimine principum", P., 1509), Ж. Боденом ("Le six livres de la r?publique", P., 1576), P. Филмером ("Patriarcha, or the natural power of kings", L., 1680) и др. Эти авторы выводили из изначального П. происхождение гос-ва и теорию "божеств. права королей". В 19 в. англ. историк права Г. Мэн связал П. с родом. По его мнению, развитие идет от патриархальной семьи через патриархальный род и племя к гос-ву ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875). Другими наиболее известными представителями патриархально-родовой теории в 19 в. были Фюстель де Куланж ("La cit? antique. ?tude sur la culte le droit, les institutions de la Gr?ce et de Rome", P., 1864), A. Пикте ("Les origines indo-europ?ennes ou les Aryas primitifs...", v. 1–2, P., 1859–63), Э. Тайлор ("Primitive society", в журн. "Contemporary Review", 1873, v. 21–22), Пешель ("V?lkerkunde", Lpz., 1874). В 1877 вышла книга Л. Г. Моргана "Древнее общество" (рус. пер. 1900), в к-рой показывается, что патриархально-родовой строй не был изначальным, а закономерно следовал за периодом господства материнского рода. Однако Морган недооценивал значение перехода от материнского рода к отцовскому, видя в нем гл. обр. изменение счета родства, вызываемое развитием индивидуальной собственности и моногамной семьи. В конце 19 в. и в нач. 20 в. подавляющее большинство бурж. этнографов, стремясь опровергнуть идеи об изначальности и универсальности матриархата, развивали теории о двух путях первоначального развития человечества (матриархальном и патриархальном) или пытались доказать, что патриархат предшествует матриархату. Наиболее известными представителями этих течений являются К. Н. Старке ("Первобытная семья, ее возникновение и развитие", пер. с франц., СПБ, 1901), Э. Вестермарк ("The history of human marriage", Helsingfors, 1889), В. Шмидт и В. Копперс ("Gesellschaft und Wirtschaft der V?lker", Regensburg, 1924), Р. Лоуи ("Primitive society", ?. ?., 1920). Подобные взгляды до сих пор господствуют в бурж. этнографич. лит-ре (J. Steward, Theory of culture change; the methodology of multilinear evolution, Urbana, 1955). Марксистская теория П. была сформулирована Энгельсом ("Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва"). Согласно ей, переход от матриархата к П. совершается в результате развития производит. сил и увеличения производительности труда в земледелии, скотоводстве, охоте и рыболовстве. Меняется характер разделения труда. Труд женщины ограничивается работой по дому. Осн. участником обществ. произ-ва становится мужчина. Соответственно меняются и социальные отношения: материнское право "меняется отцовским, парный брак – моногамией, "а это создало трещину в древнем родовом строе: отдельная семья сделалась силой, которая угрожающе противостояла роду" (Энгельс?., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 162). Род теряет хоз. единство, осн. экономич. ячейкой становится большая семья. Растет имуществ. дифференциация, возникает патриархальное рабство, зарождается деление общества на эксплуататоров и эксплуатируемых. Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древние общества", Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М.–Л.], 1941; Ковалевский М., Первобытное право, вып. 1, М., 1886; Ольдерогге Д. ?., Энгельс и проблема происхождения отцовского рода, в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.–Л., 1936; Косвен М. О., Переход от матриархата к патриархату, в сб.: Родовое общество. Этнографич. материалы и исследования, М., 1951. Л. Файнберг. Москва.