Что значит вербальная агрессия. Почему нельзя оправдывать вербальную агрессию. Приступы агрессии: как победить

Агрессия в психологии определяется как особый вид поведения, который направлен исключительно на нанесение вреда, как живым людям, так и неживым объектам. Как правило, такое проявление служит реакцией на разного рода психические или физические фрустрации, дискомфорт, стресс ы. В некоторых случаях агрессия может быть использована для достижения некой цели, например, для самоутверждения или получения некоего статуса.

Отношение родителей к детям также влияет на поведение детей. Например, лишение аффективности в течение первых пяти лет жизни представляет собой риск развития делинквентного поведения у детей. Это особенно характерно для детей-воспитанников, отделенных от матери в этом возрасте, что может привести к серьезному выздоровлению эмоциональных расстройств. Этот риск также существует для детей, которые живут в своей собственной семье, но не пользуются безопасным аффективным климатом.

Отношение детей к родителям часто является следствием отношений и поведения родителей, как им удается оказывать поддержку или привязанность к детям, общаться с ними, участвовать в их жизни и проблемах, не нарушая определенной «автономии», Навязывать определенную «родительскую дисциплину», некоторые правила, не будучи очень жесткими, разрешительными или противоречивыми, но представляют собой баланс между авторитаризмом и чрезмерной вседозволенностью.

Если мотивированная агрессия (имеющая причину) – это вполне естественное проявление человеческой натуры, то немотивированная агрессия (безпричинная) – это уже серьезный повод обратиться к психотерапевту.

Приступы агрессии: как победить?

Многим людям приступы агрессии, или, проще говоря, вспыльчивость, сильно мешают жить. Рассмотрим несколько способов укротить свою натуру:

Ответные реакции детей также могут быть следствием их размещения в семейной среде, в которой преобладают акты насилия, которым они оказывают помощь или действуют как жертвы, некоторые из которых развивают одновременное или последовательное негативное отношение к родителям и насилие.

Отрицательное отношение детей и молодежи к семье может также интерпретироваться с точки зрения психофизиологических этапов ребенка и подростка. В этом возрасте существует процесс построения, признания и навязывания новой идентичности, процесс, который включает в себя стремление к освобождению подростка. Это заставляет его претендовать на самовыражение, быть самим собой, утверждать и навязывать себя в качестве отдельной реальности, быть признанным, принятым и оцененным как таковым другими. В первом случае подросток требует простейшего способа: открытый отказ подчиниться и проявить свою независимость любой ценой.

  • выпейте стакан воды;
  • сконцентрируйтесь на дыхании, вдыхайте и выдыхайте медленно;
  • отвлекитесь, вспомните о чем-то хорошем;
  • мысленно посчитайте от 10 до 1;
  • расслабьте тело – лицо, руки, ноги, отойдите от проблемы;
  • ущипните себя несколько раз.

Если такие методики вам не помогают – это повод для обращения к профессионалу. Только психотерапевт сможет разобраться с причинами и найти решение проблемы.

Семейный тип. Исследования в этой области показывают, что насилие в семье происходит особенно в семьях, дезорганизованных разводом, и меньше в тех случаях, когда смерть одного из партнеров произошла. Экономические условия семьи являются одним из факторов, которые могут вызвать явные явления. Высокий уровень безработицы, высокая доля низкоквалифицированной рабочей силы имеет последствия для экономических условий семей, населяющих район.

Риск насильственного поведения или трудности при адаптации существует у одного ребенка. Этот риск возникает в результате чрезмерного защитного отношения семьи и уменьшенной способности ребенка адаптироваться к другим контекстам, к другим системам взаимоотношений, например, предложенным школьной средой.

Физическая агрессия -

Использование физической силы против физического объекта, другого лица, социальной группы. Физическая агрессия проявляется определёнными и наблюдаемыми со стороны психомоторными актами, нередко представленными той или иной их последовательностью (толчки, удары, избиения, истязания и др)

Несовместимость между двумя моделями - семьей и школой - может вызвать систему ценностей, которую ребенок усвоил в семье. Ребенок из неблагополучной среды будет конфликтовать с когнитивным стилем и правилами школы, которые отличаются от условий домашней среды и которые он и его семья будут ценить, «конфронтации» между двумя моделями и системами ценностей адаптация школы, отказ, протесты, неудачи.

В случае семей с более низким уровнем образования возможны определенные тенденции невалютаризации образования, отношение к школе, негативные представления о роли и важности образования. Семьи не осознают взаимосвязь между уровнем подготовки и социально-экономической ситуацией, доступ к более высоким уровням образования не является, по их мнению, гарантией профессионального успеха. Такие родительские взгляды и представления часто передаются детям, что имеет последствия с точки зрения мотивации и результатов учебы.

Первая - физическая агрессия по отношению к себе (её поведенческие признаки: царапает, щипает себя, рвет волосы, бьет себя, разбивает кулаки, бросается на пол, наносит себе поверхностные раны и ожоги, наносит себе серьезные повреждения).

Вторая - физическая агрессия по отношению к предметам (её поведенческие признаки: индивид хлопает дверьми, рвет одежду, бросает вниз вещи, пачкает стены, ломает вещи и бьет стекла, разводит огонь, портит ценное имущество).

Такие оценки, как «бесполезные вещи для обучения в школе», «школа - это пустая трата времени» для учеников, не прибывающих из малообразованных семей, могут быть истолкованы как реакция на появление неудачных моделей успеха на уровне высшего образования , но и как критическое отношение к школе. Это связано с тем, что школа недостаточно адаптирована к индивидуальным потребностям образования учащихся или требованиям рынка труда, что затрудняет включение молодых выпускников, неявно наличие резервов в качестве школы для обеспечения профессионального и социального успеха.

Третья - физическая агрессия, направленная на окружающих (её поведенческие признаки: индивид замахивается для удара, хватает противника за его одежду, угрожает ему недвусмысленными жестами, бьет, таскает его за волосы; нападает, причиняя легкие повреждения; причиняет серьезные увечья).

Символическая форма агрессии в виде причинение пси хологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Выражается при помощи лексов агрессии (см.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора для агрессора, так и его жертвы

«Более поздняя дата», по-видимому, связана с отсутствием надзора за детьми в ситуациях, когда оба родителя работают за границей. Частота детского насильственного поведения в этих семьях подчеркивается анализом факторов риска в индуцировании этого явления. Такие ситуации все чаще сообщаются не только как причины насилия, но также из-за неудачи в школе и отказа от нее, что также является рискованным фактором насилия. Когда «временный отпуск» детей вмешивается в неблагополучные социально-экономические, культурные, образовательные семьи, риск такой проблемы еще больше.

Вербальная агрессия может быть открытой или скрытой. Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный урон адресату и выражается в очевидных унизительных формах (ругательства, крики). Подобное поведение нередко имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство адресата (см. трансферы агрессии). Скрытая вербальная агрессия – это систематическое и уничижительное давление на адресата, но без открытого проявления враждебных эмоций.

Снижение родительской власти является совокупным эффектом действия нескольких факторов, влияющих на родителей, в том числе: недостаточное время для детей, отсутствие общения между родителями и детьми, отсутствие согласованности между учебными практиками родителей, особенностями, характерными для возраста подросткового возраста, когда влияние круга друзей больше, чем влияние родителей из-за ориентации подростка на мир за пределами семейного круга, сильное воздействие средств массовой информации, которое способствует другим ценностям и моделям, чем те, что в семье, отсутствие безопасного, стабильного эмоционального климата и другие факторы компрометируют признание родителями родителей как авторитетов власти.

Вербальная агрессия заставляет вас испытывать чувство обиды, подавленность, гнев, не исключен вариант, что вы не замедлите с ответной реакцией. Так, вербальному насилию вы можете поддаться и в результате невежливого обслуживания вас в магазине. Часто нефизическая агрессия встречается между супругами, родителем и детьми.

Как справиться с вербальной агрессией?

В представленном анализе подчеркивается, что насилие в школе нельзя объяснить, предотвратить, улучшить или противопоставить без изучения семейной среды, которая имеет очевидную роль в развитии ребенка и механизмы самоконтроля насильственных импульсов.

Первая причина, упомянутая студентами, связана с их проблемами. В результате насилие учителей рассматривается только как ответ на насилие со стороны учеников, причем последнее на самом деле является агрессивным актером в школе. Мы могли бы думать о «косвенных вызовах» со стороны студентов, а именно: отсутствие интереса к обучению, плохие результаты в школе, неудача школы, равнодушное или даже негативное отношение родителей к школе. Эти аспекты определяют профессиональную неудовлетворенность учителей и, косвенно, их неадекватное поведение в школьном пространстве.

Если вы чувствуете, что стали жертвой агрессора, попытайтесь взять себя в руки и не отвечать грубостью. Этим лишь усугубите положение, создав ненужные конфликты. В случае, когда кажется, что еще немного и на вас обрушится вербальная агрессия, мысленно поместите себя в стеклянный колпак, через который негатив собеседника не повлияет на ваше умиротворенное состояние.

Высокая частота случая, связанного с недостатками в связи, объясняется тем, что тема образовательной коммуникации не является приоритетом начальных и непрерывных программ педагогического образования, хотя она считается важной компетенцией в профессиональном уровне этой профессии. В результате коммуникационных барьеров учителей появляются различные неадекватные формы поведения учителей, такие как ярлыки студентов, незнание студента как партнера по обсуждению, словесная агрессия и т.д. на самом деле, многие учителя признают, что они практикуют такое поведение по отношению к ученикам, но не считают их неприемлемыми проявлениями, а простые решения для ответа на словесную агрессивность учащихся.

Невербальная агрессия представляет собой ряд сигналов, свидетельствующих об агрессивном настрое вашего собеседника. Иными словами, язык жестов показывает намерения последнего относительно вашей личности.

Косвенная агрессия

- агрессивные действия, представленные в скрытой, замаскированной форме. Они опосредованно направлены на определённое лицо (группу, потомство, норму культуры, нравственный принцип, религиозную догму и др.) – подлинную жертву агрессии. Примерами косвенной агрессии могут быть вандализм, клевета, недоброжелательные слухи и проч. Особый род косвенной агрессии, с точки зрения «зелёных», представляет экологический ущерб. Лица, наносящие его, обычно осознают, что урон природе, который они наносят, угрожает в первую очередь будущим поколениям, но самим вредителям важнее мотивы собственного обогащения или какие-то иные, столь же личные или узко-групповые. Иногда, косвенной агрессией называют действия, характеризующиеся их ненаправленностью и неупорядоченностью, такие, как взрывы ярости или битье кулаками по столу (Мещеряков, Зинченко, 2004). При этом направленность таких действий тщательно скрывается или не осознается самим субъектом агрессии.

Другой причиной неадекватного поведения учителей в отношении студентов было отсутствие навыков управления в классе. Возрастные характеристики учеников, которые находятся в разгар подросткового возраста, являются предпосылками для конкретного поведения и требуют от учителей «мастер-класса».

В той же категории компетенций преподавателей упоминается недостаточная психолого-педагогическая подготовка как причина неадекватного поведения. Отсутствие психолого-педагогических навыков приводит к недостаточному знанию личности ученика и имеет прямые последствия для качества дидактической деятельности за счет: неспособности адаптировать образовательный подход к особенностям возраста учащихся, выбору неэффективных стратегий обучения и оценки, плохим отношениям с учителями.

НЕГАТИВИЗМ

Н егативизм (англ. negativism; от лат. negatio - отрицание) - лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. Понятие негативизм первоначально употреблялось лишь в отношении патологических явлений, возникающих при некоторых формах психических заболеваний . У психически больных Н. может проявляться не только по отношению воздействий др. людей, но и в связи с действием внутренних импульсов (задержками речи, движений, некоторых физиологических отправлений).

Третья категория причин жестокого поведения учителя относится к низкой мотивации учителей к их профессии. В специальных исследованиях подчеркивается тот факт, что уровень мотивации преподавательского состава и тип мотивации - по своей сути или внешне - напрямую влияют на эффективность образовательной деятельности. Таким образом, мотивированный учитель для своей работы считается более эффективным в организации и проведении учебно-воспитательной деятельности и косвенно определяет повышенный уровень мотивации студентов.

Другими причинами неадекватного поведения учителей в отношении учеников являются: стресс и усталость учителей, недостаточный дидактический опыт, отсутствие профессии преподавателя, отсутствие преемственности в работе учителей того же класса. По словам студентов, средства массовой информации являются одним из самых влиятельных факторов в их поведении, как через ценности, которые они способствуют, так и последствия на пути проведения досуга.

В настоящее время это понятие приобрело более широкое значение: оно употребляется в педагогике и психологии для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. возникает как защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностями субъекта. В этих случаях отказ от выполнения требования - способ выхода из конфликта и освобождением от его травмирующего влияния. Чаще всего Н. встречается у детей по отношению к требованиям взрослых, предъявляемым без учета потребностей детей. Негативизм усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения н. с. (см . Негативизм детский ).

Влияние группы друзей и внеклассных округов считается очень важным в иерархии причин, которые приводят к возникновению насилия в школьном пространстве. Основными видами деятельности по предотвращению явлений насилия, упомянутых учащимися и предлагаемыми, являются следующие.

Согласно заявлениям исследователей, наиболее распространенными способами наказания за насильственное поведение являются: индивидуальное наблюдение, «публичный» выговор и письменный упрек. Используется менее частое использование письменного выговора, снятие с курса и физическое наказание.

Формой Н. является упрямство, за которым стоит мотив самоутверждения. Негативизм и упрямство объединяет то, что они возникают на основе субъективных состояний человека, при игнорировании им объективно существующих целей (ср. Настойчивость ).

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Большое количество насильственных ситуаций разрешено решать только школьникам или школьному психологу. Школьная программа и школьный психолог - это человек, который в значительной степени гарантирует, как заявляют студенты, помощь учащимся с насилием или трудностями при адаптации к школьным правилам.

Раннее выявление студентов с насильственным потенциалом и причин, которые могут привести к насилию, путем привлечения учителей; Использование интересов, навыков и способностей учащихся, совершивших насилие, посредством их участия в школьной и внеклассной деятельности; Выявление и оказание помощи учащимся, ставшим жертвами школьного насилия, путем привлечения учителей, родителей. Определение ресурсов-родителей для участия в предотвращении или разрешении существующих случаев насилия. Модели эмоционального насилия Эмоциональное насилие может проявляться в различных формах и ситуациях.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение , направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме . И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций . Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек , который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Слыша слово "насилие", мы в первую очередь представляем агрессивного человека, применяющего силу к более слабому. Однако насилие может проявляться не только в виде физической агрессии, но и в форме психологического давления и принуждения. И многие психологи уверены, что эмоциональное и вербальное насилие куда более опасно для человека, чем физическое, так как оно калечит не тело, а психику и. Человек, регулярно подвергающийся психологическому насилию, постепенно теряет уверенность в себе и свое "Я" и начинает жить желаниями и установками агрессора, прикладывая усилия для достижения его целей.

Агрессия иногда воспринимается как врожденная собственность или как готовность реагировать, которая является собственной личностью и, следовательно, этически нейтральной, и служит для адаптации, поддержания жизни. Многие психологи отмечают, что агрессия является нормальным или неадекватным ответом на колебания, препятствия в достижении важных результатов и целей или в результате психических травм.

Агрессивное поведение человека является естественной частью его социального поведения. В то же время агрессивное поведение является частью усилий по удовлетворению их потребностей и достижению их целей. Отсюда складывается его сложный характер и разнообразная форма и условия возникновения.

Признаки и виды психологического насилия

Психологическое насилие, в отличии от физического, не всегда очевидно, так как оно может проявляться не только в форме крика, ругани и оскорблений, но и в виде тонких манипуляций эмоциями и чувствами человека. В большинстве случаев цель того, кто использует психологическое насилие - вынудить жертву изменить свое поведение, мнение, решение и поступить так, как того хочет агрессор-манипулятор. Однако следует отметить, что есть отдельная категория людей, что применяют психологическое насилие и давление для того, чтобы морально сломить жертву и сделать ее полностью зависимой от своей воли. Чтобы достичь своей цели, агрессоры применяют следующие виды психологического насилия:

Агрессия заключается не в том, чтобы думать о том, как что-то делать с кем-то, или планировать и воображать, как причинять боль или вредить кому-то. Агрессия - это поведение, которое приводит к повреждению или ведет к нему. Не важно, каковы конкретные последствия агрессивного поведения. Это может быть причиной физической боли, повреждения чужого имущества или психологической травмы другого человека. Это может быть все, что вызывает сопротивление и испытывает психический дискомфорт.

Важной особенностью агрессии является целенаправленный характер того, был ли акт причинения вреда кому-либо намеренно, преднамеренно. Случайный ущерб другому лицу, а также ущерб, вызванный небрежностью, не являются агрессией. Однако при определенных обстоятельствах умышленный вред может быть не агрессией. Примером может служить болезненная процедура для врача. Поэтому еще одной неотъемлемой чертой агрессии является намерение, с которым человек сознательно болит другого человека.

Защита от психологического насилия

Психологическому давлению проще всего поддаются люди, которые не имеют прочных личностных границ и не умеют отстаивать собственные права. Поэтому, чтобы защититься от психологического насилия, нужно в первую очередь, обозначив для себя свои права и обязанности в каждой из сфер жизни. Далее нужно действовать по ситуации в зависимости от того, какой вид психологического насилия применяет агрессор.

Агрессия - это поведение, которое направляет себя на то, чтобы вызвать негативные последствия для другого человека с намерением причинить ему вред. Агрессия может быть направлена ​​против других, друг против друга или уничтожения. В терминах формы мы различаем физическую и вербальную, прямую и косвенную агрессию. Эти виды переплетаются друг с другом. Прямая агрессия может быть физически - штурмом, избиением, трауром, но также препятствовать достижению человеком цели, такой как вход в дверь - или словесные оскорбления, проклятие, отказ от ответа.

Противостояние любителю покомандовать

Столкнувшись с любителем покомандовать и отдавать приказы, нужно задать себе два вопроса: «Обязан ли я выполнять приказы этого человека?» и «Что случится, если я не сделаю того, что он требует?». Если ответы на эти вопросы будут «Нет» и «Ничего плохого для меня», то самопровозглашенного командира нужно поставить на место примерно такой фразой: «Почему ты указываешь, что мне делать? Выполнение твоих приказов не входит в мои обязанности». Далее приказы и команды следует попросту игнорировать.

При косвенной физической агрессии агрессивное поведение переносится на прокси-объекты, которые каким-то образом связаны с жертвой, например, свойство - уничтожение имущества. Косвенная словесная агрессия - это распространение клеветы, или кто-то не вмешивается. Все это считается агрессией.

Агрессия может быть аффективной. Он полон эмоций, в основном развивающихся на основе провокаций или колебаний, и один действует импульсивно и не думает о последствиях. Например, руководитель критикует своего подчиненного за плохую работу. Он сначала берет верх, но когда он выходит из кабинета своего начальника, он не может преодолеть эмоции, и в ярости он начинает ругать его и оскорблять его, не понимая, что он может услышать его и нарисовать последствия.

Практический пример: Сотрудники А и Б работают в одном кабинете на одинаковых должностях. Сотрудник А регулярно перекладывает на сотрудника Б часть своих обязанностей, не оказывая взамен никаких встречных услуг. В этом случае противостояние агрессору будет выглядеть следующем образом:

А: Ты как раз распечатываешь что-то, ну распечатай и мой отчет, а затем положи его в папку и отнеси в бухгалтерию.

С другой стороны, инструментальная агрессия нацелена. Цель состоит в том, чтобы обогатить себя, получить что-то ценное для данного человека. В отличие от аффективной агрессии, она гораздо более спланирована и осознана. Цель - не сама агрессия, а как следствие. Человек ворвался в странный дом, чтобы украсть все, что не прибито, и он получает деньги. Он узнал, что в то время все жители дома исчезли, но вдруг кто-то из семьи вернется домой раньше, чем он, потому что он поступил неправильно и стал бы нежелательным свидетелем.

Когда вор замечает его, он должен действовать и избавиться от него, иначе он будет в тюрьме. Что заставляет другого человека быть вторичным средством достижения своей цели, то есть денег в этом случае. В случае издевательств агрессия сама по себе является целью и планомерно и полностью осознана. Это похоже на инструментальную агрессию, но в этом случае агрессия не является прибылью. Издевательства часто говорят в связи со школьным колледжем, когда один из учеников унижает другого или даже физически нападает на него.

Б: Разве я работаю здесь на должности твоего секретаря? В мои служебные обязанности не входит распечатка твоих документов и доставка их куда бы то ни было. У меня много работы, так что займись своим отчетом сам, и не отвлекай меня от дел, пожалуйста.

Защита от вербальной агрессии


Цель – заставить жертву смутиться, огорчиться, испытать стресс, начать оправдываться и др. Поэтому лучшая защита от вербальной агрессии – не оправдать ожиданий агрессора и прореагировать совсем не так, как он рассчитывает: пошутить, остаться равнодушным или пожалеть обидчика. Также эффективным способом защиты от такого психологического насилия является разработанный известным психологом М. Литваком метод «психологическое айкидо». Суть этого метода заключается в применении в любых конфликтных ситуациях амортизации – сглаживания конфликта путем соглашения со всеми утверждениями агрессора (как психиатр соглашается со всем, что ему рассказывает пациент).

Разумеется, чтобы уменьшить агрессию, это не помогает разозлить других. Ни миф о том, что, если кто-то расстроен, он должен сердиться на сумку для бокса, это неправда. Эта деятельность не снимает напряжение, но активизирует активацию, поощряет агрессию и успокаивает ее дольше. Алкоголь также не способ справиться с агрессией. Это может помочь подавить гнев на некоторое время, но он не может позволить ему исчезнуть или помочь ему справиться с этим.

Агреси следует преобразовать в какую-то другую форму. Например, он может проявлять творческую активность или физическую активность. Важно не быть агрессивным. Однако в случае чрезмерной агрессии всегда необходимо обратиться за консультацией к специалисту в форме терапии или некоторой поддерживающей терапевтической группы.

Практический пример: Муж обзывает и пытается унизить жену каждый раз, когда у него плохое настроение. Защита от психологического насилия в таком случае может быть следующей:

М: Ты вообще ничего не умеешь! Ты отвратительная хозяйка, даже убирать в доме нормально не можешь, вон там под диваном перышко валяется!

Ж: Да, я такая неумеха, тебе со мной так тяжело! Наверняка ты умеешь делать уборку лучше, чем я, поэтому я буду благодарна, если в следующий раз ты поможешь мне убрать в доме.

Это включает в себя обучение из другого региона, например психотерапия, психология, педагогика, социальные услуги. Это наши собственные семинары. . Образовательный блок, содержащий как теоретические, так и практические, с акцентом на контексте и тестирования практических навыков, как правило, предоставляется в пределах 8-16 уроков для 6-20 участников.

Введение в индивидуальное планирование - 8 часов. Для всех, кто заинтересован в индивидуальном планировании самостоятельно и получении неоценимого опыта в том, как делать свои собственные пожелания и личные цели. Этот редкий опыт подходит для всех, кто активно и пассивно занимается планированием ухода в социальных службах. Как достичь своей цели? Как определить личные цели и процесс их именования и определения? Как составить индивидуальный план и план ухода, как планировать отдельные шаги? Как подготовиться к оценке достижения цели и отражению всего процесса и шагов?

Противостояние игнорированию

Важно помнить, что намеренное игнорирование – это всегда манипуляция, поэтому поддаваться давлению манипулятора и пытаться задобрить его, чтобы он сменил гнев на милость, не следует. Человеку, склонному постоянно обижаться и «включать игнор» в ответ на любые не устраивающие его действия, нужно дать понять, что играть в молчанку – его право, но своим поведением он ничего не добьется.

Как найти баланс между реальной индивидуальной работой с клиентом или эффективным планированием ухода и стандартом 5 по индивидуальному планированию? Если вы заинтересованы в надзоре за социальными услугами или планируете ввести или изменить контроль в команде или организации, то этот курс для вас.

Формы надзора, договора, договора, правил, целей надзора, атмосферы, безопасности. Как контроль часто контролируется контролем или контролем? Роль и ответственность надзора и надзора. Условия для надзора и использования надзора за развитием организации.

Практический пример: Две сестры проживают в одной квартире отдельно от родителей. Младшая сестра (М) с детства привыкла манипулировать старшей сестрой (С). В случаях, когда М что-то не нравится, она начинает нарочно игнорировать С и утраивать ей бойкот. Противостояние психологическому давлению в подобных случаях следующее:

Предотвращение синдрома стресса и выгорания - 16 часов. Вы попытаетесь справиться со стрессом, как справиться со стрессом вашей работы или жизненных событий. Конечно, некоторые варианты активного сопротивления давления и тяжести, таким образом, практическое руководство о том, как справляться со стрессом и предотвратить выгорание или сушки.

Возможность проверить методы управления стрессом и получить опыт работы в ситуациях, которые приводят к напряженности и последующему постепенному самоуничтожению. Варианты восстановления энергии. Что такое стресс и его связь с синдромом выгорания? Это способ выполнения или не выполнения наших основных потребностей в развитии и того, как это связано со стрессом. Диагностика стресса, его проявления и то, как мы его узнаем. Возможные последствия для здоровья, психосоматические симптомы, синдром выгорания и сушка жизненной энергии.

С: Я через неделю уезжаю в командировку на два месяца.

С: Эта командировка важна для моей карьеры. А с тобой ничего не случится за эти два месяца. Ты не маленький ребенок – найдешь, чем себя развлечь.

М: Так значит? Тогда ты мне больше не сестра и я с тобой не разговариваю!

Противостояние психологическому давлению на чувство долга или вины

Прочные личностные границы являются надежной защитой от давления на чувства вины и долга. Зная границы своих прав и обязанностей, человек всегда сможет определить, а что не входит в его обязанности. И если человек замечает, что его границы нарушают, ему следует прямо сообщить агрессору о пределах своей ответственности и обязанностей и дать понять, что манипуляция не удалась.

Биологическая мотивация и использование ресурсов. Психогигиена, расслабление, техника обработки. Использование вегетативной нервной системы. Курс основан на методологии эффективного управления стрессом. Агрессия и самооборона - 16 часов. Семинар познакомит Вас: агрессивное поведение в психологических и медицинских услуг, общения в гневе, как бороться с лично направленной вербальной агрессии, физической агрессии, управления общими принципами самообороны, как мы будем действовать после того, как конфликт.

Основной подход к агрессии и общий принцип самообороны. Планируйте предотвратить агрессию в социальных службах как часть планирования обслуживания. Подготовка защиты от словесной агрессии и общения в сердитом настроении. Управление физической агрессией, основным пониманием, способами и оценкой вмешательства. Как мы действуем во время и после конфликта. И их собственный гнев.

Практический пример: Одинокая мать (М) пытается запретить взрослой дочери уезжать работать в другой город, давя на ее чувство долга. Отпор в этом случае может быть таким:

М: Как ты можешь оставить меня одну? Я тебя вырастила, воспитала, а ты теперь хочешь уехать? Дети должны быть опорой для родителей в старости, а ты меня бросаешь!

Определение курса особенно для всех вы сталкиваетесь в своей агрессии на рабочем месте со стороны клиентов и заинтересованы, чтобы попробовать методы управления агрессией и получить опыт о том, как действовать в подобных ситуациях. Основы агрессии, признания агрессивного поведения и превентивных процедур агрессии и стрессовых ситуаций. Получение теоретических и практических знаний об агрессивности, методах защиты и их использовании на практике.

Знакомство с семьей - Психомоторный подход Песо Бойдена - 8 часов. Психомоторная и эмоциональная зрелость способствует качеству и удовлетворению в жизни и оказывает всестороннее влияние на развитие детей, может быть защитным фактором и фактором риска на всех этапах человеческого роста. Результаты обучения курса. Целью будет основное знакомство с существующей теоретической базой, текущими научными знаниями, смыслом и расстройствами, связанными с эмоциональной незрелостью и развитием психомоторного развития.

Д: Я тебя не бросаю - я буду тебе звонить, приезжать в гости и помогать тебе деньгами. Или ты хочешь, чтобы я потеряла возможность устроиться на высокооплачиваемую работу и не смогла исполнить свои мечты?

М: Что ты такое говоришь? Конечно, я хочу тебе добра, но мне без тебя будет плохо!

Д: Мама, ты - взрослый человек, и я верю, что ты сможешь найти себе много интересных занятий. Я обещаю, что буду регулярно тебе звонить и часто навещать тебя.

Семинар посвящен выявлению сигналов риска и выяснению отношений с рискованным поведением, обмену опытом, возможностям вмешательств и пониманию поведения риска в раннем детстве, половой зрелости, взрослости и старости и его размышлений о психическом здоровье во взрослой жизни. Часть этого будет возможностью узнать больше друг о друге, их корнях и контексте влияния семейного контекста на историю, настоящее и будущее человека.

Семинар подходит тем, кто хочет: ознакомьтесь с интегративной концепцией психомоторного подхода и его использованием в клинической медицине или социальной практике, помогая профессиям, врачам, воспитателям, родителям, педагогам и понимая поведение детей в контексте развития психомоторного развития.

Противостояние запугиванию


Слыша от знакомого, родственника или коллеги фразы со смыслом "если ты не сделаешь чего-либо, то в твоей жизни случится несчастье" или "если ты не изменишь свое поведение, то я сделаю что-то плохое для тебя", нужно задать себе вопрос, реальна ли угроза. В случае, когда запугивание или угрозы не имеют под собой реальных оснований, шантажисту можно предложить воплотить его угрозу в жизнь прямо сейчас. Если же Вашей жизни, здоровью или благополучию и Вы уверены, что он может выполнить угрозу, то лучше всего записать его слова на диктофон или видеокамеру и затем обратиться в полицию.

Набор обучения, содержащий как теоретическую, так и практическую часть, подчеркивая контекст и пробуя практические навыки. По возможности, в контексте вашей целевой аудитории. Обозначение курса предназначено для работников, которые работают с семьей в любом контексте и которые заинтересованы в обмене опытом.

Выпускник узнает, как распознавать и понимать проблемные ситуации в семье, с соответствующей коммуникацией или стратегией при работе с отдельными членами семьи. Выпускник расширит свои навыки в планировании и возможной реабилитации семьи, познакомится с тем, как поддерживать отдельных членов семьи, а также семью в целом. Выпускник будет знаком с тем, насколько чувствительной и ласковой является семья как организм. И как найти возможный общий язык для работы с каждым отдельным членом семьи, как индивидуально, так и как часть семейной системы.

Практический пример: Сотрудник А не выполнил свою часть обязанностей по проекту и пытается путем запугивания заставить сотрудника В сделать его работу. Противостоять давлению в подобных случаях можно так:

А: Почему ты собираешься уходить, если работа над проектом еще не закончена? Если мы не закончим сегодня, начальник тебя уволит. Ты хочешь остаться без работы?

В: Я свою часть работы сделал. Я не думаю, что меня уволят за то, что я не делаю твою работу.

А: Начальнику без разницы, кто что делает. Ему нужен результат. Поэтому помогай мне, если не хочешь, чтобы тебя выгнали.

В: Ты думаешь? А зачем ждать до завтра? Давай пойдем к начальнику прямо сейчас и попросим его уволить меня за то, что я отказываюсь выполнять твою часть обязанностей.

Многие люди осознают, что против них используют приемы психологического насилия, однако не отваживаются давать отпор из-за страха испортить отношения с тем, кто любит командовать, манипулировать или оскорблять. В таких случаях нужно решить для себя, чем именно ценны такие отношения и не лучше ли вообще не общаться с агрессивным человеком, чем регулярно терпеть его оскорбления и поступать в ущерб себе, поддаваясь его шантажу и манипуляциям.

Вербальная агрессия – это высказывания или интонационные составляющие высказываний, которые служат для причинения душевной боли или направлены вызвать негативные переживания другого человека или живого существа.

Н. С. Якимова обращает внимание, что высказывания становятся агрессивными только в тех случаях, когда вызывают обратное равноценное действие. Иначе, даже самые ужасные в общепринятой практике словоформы воспринимаются как адекватные и не травмируют. Но, это не всегда так. Дело в том, что вербальная агрессия часто направлена на тех существ или людей, которые не могут в полной мере ответить на такой акт. Например, кричащий на ребёнка родитель, по сути, совершает акт насилия. Но не всегда наблюдается такая же ответная реакция. Чаще всего ребёнок просто плачет. А в случае с руководителем, подчинённый вообще вынужден молча «глотать» всю агрессию. То есть правильнее говорить не об обратном действии, а об обратном реагировании. И неважно, в чём это реагирование проявляется. Главное, чтобы это вызывало переживание или волнение. Это называется «принципом обоюдности».

Стоит так же отделить вербальную агрессию от феномена языкового насилия. Дело в том, что языковое насилие не имеет определённой жертвы, а направляет высказывание на широкий, чётко необозначенный круг лиц. Например, лиц еврейской или цыганской национальности. Даже шутки про блондинок или чукчей можно отнести к одной из форм языкового насилия. Вербальная агрессия всегда предметна и чётко направлена на отстаивания своих позиций или точки зрения перед конкретным лицом.

Причинами агрессивного вербального поведения могут быть:

Однако, во всех случаях на первый план выступает мотив поведения. А определяющим мотивом является именно стремление нанести внутренний ущерб собеседнику. Это выражается и в смыслообразующем замысле, а не только в оформлении речи. Ведь можно припомнить, например, содержащее большое количество нецензурной брани общение определённых личностей. Но, при этом эта самая брань и транслируется, и воспринимается как слова-вставки и не вызывают оскорбительных ощущений. Потому что, в этом случае, нет определяющего мотива и преднамеренных действий в виде нанесения обиды.

Типы

Что же такое вербальная агрессия конкретно? По сути, это один из десяти типов, экспериментально выявленных вариантов словесных нападок, которые могут быть такие:

Почему же невербальные знаки включены в пласт вербальной агрессии? Да потому что при помощи них выражения и обороты принимают совершенно иные, оскорбительные формы. К упомянутым знакам мы относим:

  • жесты (сжатые кулаки, скрещенные или упёртые в бока руки);
  • мимику (злое или пренебрежительное выражение лица);
  • позы («повелительные позы» всегда воспринимаются как провокация);
  • визуальный контакт (провокационным здесь может выступать взгляд, который воспринимается как «наглый»);
  • интонацию и тембр голоса (даже безобидную по смыслу фразу можно прокричать или сказать с пренебрежением, провоцируя обиду);
  • организацию времени и пространства общения (вторжение без спроса на «чужую территорию» или настоятельный вызов на свою, понимая, что в таком месте общение будет некомфортным, уже расценивается как акт нападения).

«Ты считаешь, что это так?», - говорит родитель или руководитель. По сути, эта фраза не оскорбительна. Но, если добавить определённую позу, тембр голоса, поставить «руки в боки», да ещё и вызвать собеседника «в кабинет на ковёр к начальству». Безобидная фраза сразу становится угрозой, осуждением мнения и установок. А фраза: «Всё с вами понятно, милочка» при определённых неречевых «добавках» подвергает сомнению уровень умственных способностей и компетенции. Одним словом, что в первом, что во втором случае – доставляет внутренний дискомфорт и переживания.

После вербальной агрессии может провоцироваться физическая. Это происходит, если существует изначальная настроенность объекта агрессии в силу его особенностей: личностных, социальных или ситуативных. К личностным особенностям относят чаще всего возраст, пол. К социальным факторам – этническую принадлежность, социальную благополучность окружения, уровень образования и общей культуры.

К ситуативным чаще всего относят окружающую обстановку, физическое, физиологическое и нервно-эмоциональное состояние человека и дополнительные факторы, которые могут влиять на адекватность оценивания и восприятия ситуации. Но не стоит списывать со счетов и влияние общественных факторов. Эти факторы обуславливаются национальным менталитетом и разделением определённых лингвистических норм как «неприемлемых» или «приемлемых». Так в одних этнических группах может быть абсолютно недопустимо оскорбительное высказывание в адрес родителей собеседника. И подобные вещи всегда провоцируют акт физической агрессии. Тогда как в другой группе это не будет вызывать столь бурную реакцию.

Вербальная агрессия может иметь форму прямой агрессии, которая выполняется непосредственно над кем-то здесь и сейчас. А может быть косвенной. Косвенная вербальная агрессия неоднородна и включает два разных, но дополняющих друг друга понятия. В первом случае она рассматривается как агрессивное поведение, направленность которого на определённое лицо скрывается. Во втором случае – рассматривается как агрессия, которая окольным путём стремиться задеть жертву. По сути, эти два понятия сходны в принципе действия – без прямого высказывания. Она имеет вид интриг, сплетен. Оскорбление достигается путём нанесения ущерба прежде всего репутации человека.

Агрессия у детей и подростков

Несмотря на то, что подобные языковые акты могут совершать практически все люди, наиболее часто к психологам или психотерапевтам обращаются по поводу вербальной агрессии у детей и подростков. Стоит сказать, что язык и речь подростков интенсивно развивается и совершенствуется как за счёт увеличения словарного запаса, так и за счёт понимания двусмысленных трактовок некоторых слов и оборотов. Подросток осознаёт, что выражать свой взгляд на некоторые вещи не обязательно словами. Существует множество других способов.

Современные подростки всё реже увлекаются книгами и театром, и всё чаще – компьютерами и телевидением. Поэтому, они быстрее и больше, чем их родители, впитывают варианты агрессии, выраженной в речевой форме. И неважно, с уст кого вылетают эти выражения: осуждённого, изгоя, персонажа игры. Ведь, телевизионные передачи, равно как и компьютерные игры, по мнению многих наблюдателей, стали более агрессивными.

Гипотетически считается, что мотивы вербальной агрессии у подростков следующие:

  • потребность в самореализации, даже если это происходит за счёт притеснения интересов или личного пространства другого человека;
  • потребность в самоутверждении, когда ребёнок начинает восставать против авторитетов;
  • потребность в самозащите, когда приходится отстаивать своё жизненное пространство или свободу выбора.

Что же касается малышей, доподросткового периода, то с помощью вербальной агрессии дети часто «маскируют» важные и болезненные внутренние переживания: печаль, гнев, но чаще – ощущение одиночества, боязнь быть брошенным. Поэтому нередки случаи, когда такие варианты «подменили ребёнка» происходят в периоды пополнения семейства младшими детьми, в период разводов, смены места жительства и иных, травмирующих маленькую личность, жизненных ситуаций. Даже если таковой является необходимость «выжить» или «отстоять своё личное пространство» в большом коллективе, например – группе детского сада.

Здесь можно отметить факт, что формы несколько меняются.

Так, вербальная прямая агрессия чаще всего обретает форму дразнилок: «Маша – простокваша», «Жора – обжора». Хотя могут спускаться на уровень оскорблений. Причём, не все наборы ругательств усвоены в этом возрасте адекватно. Поэтому, кроме «заразы» и «кобылы», как ругательство, могут применяться слова, которые по какой-либо причине были «занесены» в этот список.

Например, ребёнок может «обзывать» кого-то «рукастым». В его представлении это слово обозначает настоящего монстра с «какими-нибудь длинными и огромными или уродливыми руками». Тогда как в нашем представлении это скорее человек, который очень хорошо что-то мастерит или ремонтирует. Кроме того, психолог вообще может удивить находящихся в шоке от лексикона ребёнка родителей: оказывается, малыш вовсе не выражает агрессию. Он просто пересказывает новые слова, услышанные от других.

Яркими проявлениями косвенной вербальной агрессии в детском возрасте остаются жалобы. Хотя они, как правило, нивелируются и без психологической коррекционной работы. Но, наиболее обращать на себя внимание должны агрессивные фантазии. В них, как правило, ребёнок «наказывает обидчика» не сам: «придёт милиционер и тебя заберёт», «расскажу дворнику, и он тебя отвезёт далеко-далеко, на мусорную кучу». Дело в том, что такие виды фантазий могут свидетельствовать о формировании низкой самооценки ребёнка и быть лакмусом его несостоятельности дать отпор проблемам или обидчикам без чьей-либо помощи. Так же можно говорить о вариантах гиперопеки родителя или члена семьи, которая подавляет маленькую личность.

Лечение

Что же можно посоветовать в этих случаях? Конечно, не отчаиваться и разбираться с проблемами. В этом вам помогут психологи или психотерапевты.

Как правило, детей и подростков, склонных к вербализации своей агрессии, получается легко разговорить. Всё дело в том, что они рады как раз общаться и быть услышанными. Следовательно, коррекция таких проявлений происходит довольно хорошо.

Вербальная агрессия — словесное выражение негативных эмоций в адрес другого человека. Целью подобного проявления выступает стремление подчинить жертву собственной воле, навязать ей чувство вины и неполноценности.

Чем опасна вербальная агрессия?

Словесные высказывания могут нанести не меньший вред, чем физическое воздействие. Они сказываются на самооценке человека, в адрес которого обращены, понижая ее. Они подрывают уверенность в себе, собственных словах, действиях и взглядах.

Агрессия со стороны других людей негативно влияет на самочувствие индивида. В отдельных случаях жертва таких нападок может не осознавать, что ей наносят вред, но при этом она будет систематически подвергаться негативному влиянию агрессора.

Стремлением нападающего является подавление своей жертвы, доминирование над ней в каких-либо аспектах жизнедеятельности, достижение своих целей путем унижения оппонента.

Такой способ воздействия чаще всего применяется агрессором с целью самоутвердиться за счет своей жертвы. В обществе часто практикуется такое поведение как метод достижения чего-либо, отстаивания собственных интересов.

Но такой подход к решению проблем является неэффективным для обеих сторон. Агрессивное поведение мешает наладить конструктивный диалог и прийти к согласию. Такие эмоции, как гнев, раздражение, злость являются деструктивными и вредят не только жертве, но и самому агрессору.

Вербальное проявление агрессии ухудшает физическое и психологическое состояние человека.

Словесная агрессия имеет свойство усиливаться с течением времени и приобретать более изощренные формы. В отдельных случаях вербальное воздействие может перерасти в физическое насилие.

Проявления вербальной агрессии

Формы и проявления агрессии могут быть различными. Она может возникать в ответ на потенциальную угрозу. В таком случае, агрессия является естественной эмоциональной реакцией. Но если враждебное поведение становится привычкой, то формируется такая черта характера, как агрессивность.

Многие задаются вопросом, что такое вербальная агрессия. Это поведение, при котором человек в любой момент готов занять нападающую позицию. Он склонен к недоверию и критике, а окружающих людей расценивает как потенциальных недоброжелателей.

Такая личность проявляет агрессию в следующих формах:

  • оскорбления, угрозы;
  • нецензурные выражения;
  • ссоры, конфликты;
  • обвинения;
  • грубый тон в разговоре;
  • упреки;
  • распускание сплетен;
  • клевета;
  • ругань, проклятия;
  • негативные высказывания в адрес другого человека;
  • критика;
  • злые шутки, подколы;
  • крик, истерика, плачь;
  • вопли, рычание, визг и т. п.


Также можно выделить такие типы проявления агрессии:

  1. Активная прямая агрессия. Характеризуется тем, что негативные высказывания произносятся агрессором в сторону жертвы в момент разговора.
  2. Активная непрямая — распространение сплетен, клеветы о человеке за его спиной.
  3. Пассивная прямая агрессия — игнорирование человека, отказ идти на контакт, вступать в разговор, демонстративное пренебрежение.
  4. Пассивная непрямая — отказ вступиться за человека, которого необоснованно обвиняют или критикуют.

Типы личности агрессивного человека

Можно выделить такие 4 типа личности агрессивного человека:

  1. Неограниченно-агрессивный.
  2. Направленно-агрессивный.
  3. Садистический.
  4. Хищнический (психопатический).
  5. Скрыто-агрессивный.

Неограниченно-агрессивный тип личности склонен к открытой агрессии, которая не всегда имеет объективные причины. Такое поведение принято называть асоциальным. Эти люди могут легко впадать в ярость, они не думают о последствиях своих действий, не чувствуют опасности. Они импульсивны, склонны к риску, могут нанести тяжелый ущерб другому человеку (как моральный, так и физический), не испытывая при этом угрызений совести.

Чаще всего такие личности становятся преступниками, т. к. отказываются подчиняться нормам и правилам, установленным в обществе. Они несдержанны и непредсказуемы, в связи с чем представляют угрозу для других людей. Такие индивидуумы не склонны подчиняться даже в тех случаях, когда от этого зависят их собственные интересы.

Направленно-агрессивный тип личности отличается тем, что устремляют свою агрессию в ту область, где ее проявление может считаться приемлемым (спорт, армия, бизнес, силовые структуры и т. д.). Проявление агрессивности в таком случае может быть вознаграждено. Люди такого типа стараются не выходить за рамки уголовного кодекса, но им не всегда это удается. Они могут причинить вред окружающим, если чувствуют, что останутся безнаказанными.

Садистический тип отличается от всех остальных тем, что получает удовольствие от причинения боли окружающим. Если другие типы агрессоров конечной целью ставят свои интересы и победу над оппонентом, то садистическая личность наслаждается самим процессом причинения боли и унижений. Они также любят подчинять своей воле других людей, но если остальные типы агрессивных личностей считают причинение вреда человеку издержками борьбы, то у садистов это основная цель.

Хищнический или психопатический тип личности является наиболее опасным для общества. Эти люди — искусные манипуляторы, которые изучают слабые места своих жертв, чтобы в подходящий момент совершить нападение. У них отсутствует понятие совести, морали и т. п. Они могут быть жестокими и безжалостными по отношению к другим.

В отличие от остальных типов, они маскируются под добропорядочных граждан, могут быть обаятельными и располагающими к себе личностями. Распознать такое поведение не всегда представляется возможным. Они используют людей в своих целях, считая себя выше всех остальных. Они воспринимают других людей как средство осуществления своих намерений.

Скрыто-агрессивный тип редко проявляет агрессию в прямой форме. Он понимает, что тем самым может оттолкнуть от себя людей и вызвать негативную реакцию в ответ на свои действия. Такие люди злопамятны.


Прямая и косвенная вербальная агрессия

Существует 2 вида психологической агрессии: прямая и косвенная. Прямая направленна непосредственно на оппонента и имеет более мощное воздействие. Чаще всего жертвой такой агрессии становятся те личности, которые не могут в полной мере дать отпор агрессору. Прямая агрессия носит непредсказуемый характер, поэтому в большинстве случаев такое проявление выбивает жертву из колеи. У нее не получается быстро сориентироваться и правильно отреагировать на нападки. Противостоять такому виду агрессии сложнее всего.

Косвенная агрессия не так ощутима, но причиняет не меньше вреда, т. к. она преследует четкие цели. К непрямому проявлению враждебности относится распускание слухов и сплетен, клевета, наговоры. Таким образом, репутация жертвы может быть безнадежно испорчена.

Определение агрессии является первой ступенью в борьбе с ней.

Как справиться с вербальной агрессией?

Наилучший способ противостоять негативным высказываниям в свой адрес — это не реагировать на них. Это не означает, что их нужно игнорировать. Основная задача — избавиться от внутренней негативной реакции на чужие слова, перестать испытывать эмоции в ответ на враждебные проявления. Не получив эмоциональной подпитки, агрессор принимает обратно свой негативный посыл.

Необходимо научиться контролировать свои эмоции и мысли. Это непростая задача, на решение которой потребуется много времени и стараний. Но результат оправдает приложенные усилия.

Вербальная агрессия встречается, к сожалению, в нашем обществе довольно часто. Что же это такое? «агрессия» говорит само за себя. Агрессия, какая бы она ни была, — это деструктивное, разрушающее явление. Слово «вербальная» означает, что она не явная, а проявленная в психологическом плане, на уровне общения людей. В целом вербальная агрессия – это стремление одного или нескольких людей обесценить и унизить чувства, достижения, достоинства другого (других), осуждение и критика, гневные выпады в отношении более слабого партнёра, отказ в моральной поддержке.

Какая бывает вербальная агрессия?

Вам нагрубили в транспорте, ответили некорректно по телефону, восприняли недоброжелательно ваше замечание, обслужили в магазине с недовольным лицом? Считайте, вы стали жертвой вербального насилия. И в результате у вас испорчено настроение, вы ощущаете подавленность, неприятный осадок в душе. Кроме того, у вас может появиться обида на агрессора, возмущение, гнев и даже ответная агрессия. Если поддаться всем этим проявлениям чувств, может возникнуть конфликт, который не сулит вам лично ничего хорошего. Если же затаить в душе все свои возникшие негативные чувства, не дав им выплеснуться на обидчика, они могут начать разрушать вас изнутри, что также не есть хорошо.

Рассмотрим другую ситуацию. Двое близких людей тесно контактируют друг с другом, один из которых явно выражает своё превосходство, подавляя психику другого. Агрессор при этом может вести себя осознанно или неосознанно. То есть он может даже не понимать, что наносит психологическую травму любимому человеку. Или делает это намеренно, желая добиться подчинения от жертвы. При этом он может действовать вызывающе, агрессивно, свысока показывая своё мнимое превосходство. Или же мягко, из-под тишка, подсмеиваясь над достоинствами и достижениями другого. Может идти в ход намеренное снижение самооценки жертвы в виде замечаний типа «куда тебе», «не дорос», «кто, кто — только не ты» и т.д.

Вербальными агрессорами могут выступать как родители по отношению к , пока те поддаются влиянию. Так и дети по отношению к родителям, когда последние становятся слабее, прежде всего психологически. Нефизическое насилие часто имеет место и между супругами. Причём, совершенно нет никакой зависимости от пола. Так как вербальными агрессорами могут быть как , так и .

В чём опасность вербальной агрессии?

Самая большая опасность в любом насилии состоит в подавлении воли человека, нарушении его свободы, навязывании ему чужого мнения. Если это одноразовый акт, то жертва получает дозу , с которым вполне может справиться. Если негативный опыт повторяется с некоторой периодичностью, он накапливается и накладывает отпечаток на черты характера человека.

Снижается самооценка и появляется в своих силах. Вырастают комплексы, т.е. он начинает действительно верить, что с ним что-то не так. Если вовремя не принять меры, комплекс жертвы усиливается. Она старается изменить своё поведение, пытается стать лучше, чтобы избежать дальнейшего подавления и неодобрения со стороны агрессора. Однако всё это не приносит результата. Потому что дело не в жертве, а в том самом зложелателе.

Кроме того, вербальная агрессия граничит с физической. Чаще всего постепенно одна переходит в другую. Не получая отпора, постепенно смелеет в своих действиях и вскоре уже не стесняется ни в выражениях, ни в поступках. Противостоять же ему жертве становится всё труднее и труднее. Так как, подвергаясь длительному психологическому негативному воздействию, она теряет контроль над своей , подчиняясь практически полностью воле агрессора. Оба персонажа попадают в замкнутый круг, вырваться из которого трудно обоим.

Однако из любой ситуации всегда есть выход!

Как противостоять вербальной агрессии?

Запомните – каждый человек сам отвечает за свою жизнь! Мы все получаем то, что заслуживаем. И если вы стали жертвой вербальной агрессии , значит своими и действиями способствовали этому, или не препятствовали. Осознайте, что не следует надеяться на кого-то, кто придёт и сделает всё за вас. Это осознание называется принятием ответственности за свою жизнь на себя. И оно есть самым первым шагом на пути освобождения.

Если вам испортили настроение по дороге на работу или в другой ситуации, не спешите обвинять обидчиков, попробуйте им улыбнуться в ответ на наглость, грубость или недоброжелательность. Или просто «не заметить». Этот совет может показаться вам глупым, но вы попробуйте и увидите необычную реакцию! Главное — не пускать поток негатива в своё личное пространство. Для этого можно мысленно окружить себя защитным щитом или стоит быть внутренне расслабленным и спокойным. Ведь, как известно, и уравновешенные люди не замечают негатива, потому как настроены на другую длину волны.

Однако не всегда мы можем взять себя в руки, чтобы не поддаться соблазну ответить грубостью на грубость, хамством на хамство. Что делать в таких случаях? В первую очередь, не стоит заниматься самоедством и обвинять себя в несдержанности. Скажите себе: «Я поступил (а) так, потому что не знал (а) в тот момент, как поступить иначе! В следующий раз я буду осмотрительнее и не позволю себе опуститься до уровня хама» Такая мысль позволит вам скорее успокоить и оставить ситуацию в прошлом.

А теперь поговорим о более серьёзных формах вербальной агрессии . Если в семье имеет место насилие, ни в коем случае нельзя оставлять всё как есть, в надежде, что всё как-нибудь само образуется! Наша жизнь дана нам совсем не для того, чтобы мы её проживали в недовольстве, подавленности и жалости к самому себе. И только мы можем изменить ситуацию.

При первых же признаках проявления неуважения в свой адрес пресекайте любые попытки. Мягко, корректно, но настойчиво. Ни в коем случае не отступайте от своих слов. Даже если в вашей семье вербальное насилие уже вошло в привычку, никогда не поздно изменить ситуацию. Решитесь и дайте отпор тирану. Он непременно опешит от не стандартной реакции. А вы в это время воспользуйтесь моментом и более спокойно, но не менее настойчиво подтвердите серьёзность своих намерений.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с агрессией и как инициатор, и как жертва. Неприятны обе позиции при агрессии. Но ведь зачем-то природа сделала нас с этой способностью. Может, вообще, эта агрессия нужна? А если да, то какую роль она выполняет. А что такое, вообще, эта агрессия?

Столько вопросов, что для их раскрытия нужно очень много писать, а вам – читать. Поэтому устраивайтесь поудобнее, будем разбираться, что такое агрессия, какие бывают ее виды и как справиться с вербальной агрессией.

Сильный человек может позволить себе быть мягким и добродушным,
в то время как агрессия и задиристость - это удел слабых.
Icewind Dale

Что такое агрессия?

Агрессия – это эмоциональный акт , который направлен на другого человека, сопровождается желанием сделать ему что-то плохое. Хотя не всегда бывает это желание. Но это уже дело силы агрессии. Эта реакция нам нужна от природы. Если посмотреть на животный мир, то у них агрессия направлена на установление своих порядков и на защиту своей жизни.

Очень часто причиной агрессии может стать страх. В таком случае человек или животное выбирает стратегию «нападать». Благодаря этому у него появляются шансы выжить. Также агрессия помогает человеку устанавливать свои порядки и управлять в определенных ситуациях. Более того, для установления власти агрессия просто необходима.

Виды агрессии

Агрессия, как и любое явление в нашем мире, может поддаваться классификации. Знание того, какой вид агрессии в данный момент у другого человека или у вас, поможет выбрать правильную стратегию поведения. Но об этом более подробно речь зайдет уже в основной части статьи, как бороться с агрессией.

Вербальная и невербальная агрессия

Вербальная агрессия – это словесное нападение на другого человека , которое выражается во вспышках гнева, крике, угрозах или других актах, которые только могут нанести психологическую травму другому лицу. Но при этом вербальная агрессия не причиняет вреда физическому здоровью в большинстве случаев.

Она просто неприятна и ей также нужно уметь противостоять. Ведь вербальная агрессия может иногда навредить больше, чем невербальная. Человек может кинуться даже в петлю, огорченный отношением определенного человека к себе. Это, естественно, нехорошо.

Если же человек умеет противостоять вербальной агрессии, то у него открывается второе дыхание. Кроме этого, он еще значительно лучше смотрится в глазах других. Ведь если уметь грамотно парировать нападки со стороны других людей, пусть даже словесных, то такой человек кажется более уверенным в себе. А это свойство личности очень полезно для человека и его достижения успеха.

Чем больше успешен человек, тем больше ему приходится сталкиваться с вербальной агрессией. Ведь у него появляется множество завистников и просто людей, которые не боятся высказывать свое мнение. Если на каждого человека, который проявляет агрессию, обижаться и не знать, как на него реагировать, то можно действительно сойти с ума.

Невербальная агрессия – это действия, которые не связаны со словами человека . С ней человек не так часто сталкивается, так как часто к невербалике могут подключаться слова. Она может быть разной интенсивности и характера, поэтому невербальная агрессия может как причинить вред, так и нет.

Опасность для другого человека невербальная агрессия представляет тогда, когда она является активной. Тогда в ход могут идти различные опасные предметы и прочие вкусности. Если же она скрытая, то она не представляет опасности для человека.

Выражается такая агрессия только в определенных жестах, цвете лица, позе, взгляде. Причем работает правило, что если где-то человек подавляет внешние проявления своей агрессии, то все равно они пролезают в других жестах или позах.

Прямая и косвенная вербальная агрессия

Продолжаем разбирать классификацию видов агрессии более детально. Теперь мы рассмотрим такие типы, как прямой и косвенный. В принципе, исходя из их названия становится понятно содержание этих разновидностей.

Прямая агрессия направлена сразу на объект и выполняет свою функцию с самой большой силой.

Как следствие, перенести прямую вербальную агрессию значительно тяжелее, чем косвенную. Ведь прямая агрессия направлена прямо на тебя, и кто знает, как вы среагируете. Здесь ложится множество факторов, таких как жизненный опыт, позиция, уверенность в себе человека, на которого направляют агрессию, а также способность в нужный момент противостоять этому давлению.

Примеров прямой агрессии очень много. Это убийства, драки, ссоры – во всех этих вещах агрессия направляется в первую очередь на самого человека. Каждый член перепалки выступает и как субъект, и как объект агрессивного взаимодействия, постоянно разжигая друг друга.

Наша задача достаточно проста. Не нужно поддаваться на агрессивные провокации. Нужно помнить, что на обиженных воду возят. Не стоит тратить свое время на то, чтобы излишне поддаваться эмоциям.

Не надо отвечать агрессией на агрессию, так как это имеет печальные перспективы. Ни одно убийство или изнасилование на бытовой почве не происходило просто так. Это даже смешно. Людям преимущественно жалко причинять вред. А вот в состоянии повышенной агрессивности это сделать вполне возможно.

Косвенная агрессия не направлена непосредственно на вас, но она касается вас . Примерами косвенной агрессии могут быть как относительно безобидные типы, такие как заочные насмешки или очные, но не в адрес объекта насмешек, так и обидные. Нужно смотреть по ситуации и понимать, что косвенную агрессию побороть значительно легче.

Косвенная агрессия иногда может даже больше вредить, чем прямая. Особенно, когда кто-то начинает жаловаться начальнику на вас. Такое «стукачество» может привести к очень печальным последствиям, поэтому нужно бдить в оба глаза, чтобы не провоцировать других на такого рода косвенную агрессию.

Если же вам трудно бороться с разными видами агрессии, то вам нужно прочитать следующий раздел этой статьи. Тогда у вас появятся заметные результаты. Итак, как же бороться с агрессией?

Как справиться с вербальной агрессией?

Борьба с агрессией – это необходимый элемент в жизни каждого человека. Ведь нет ни одного железного человека, все могут разозлиться.

Иногда агрессия может стимулировать наше мышление и стремление достичь цели. Поэтому нужно уметь в первую очередь отличать здоровую агрессию и нездоровую вербальную агрессивность.

Как уже говорилось ранее, речевая вербальная агрессия может стимулировать не только вашу работоспособность, но и этот параметр у других людей. Всего существует два вида агрессии:

  1. Агрессия от себя.
  2. Агрессия от других.

Агрессия от себя – это когда раздражаетесь вы . Если вы не научитесь самостоятельно убирать (не подавлять, а именно убирать) отрицательные эмоции внутри себя, то у вас не получится противостоять агрессии других людей. Ведь каждый человек, который изливает такое поведение во внешний мир, по сути становится провокатором, который только и ждет, чтобы не дать вам жить спокойно.

Более того, некоторым людям попросту нравится провоцировать других. Некоторые от этого получают моральное удовольствие, а у некоторых даже получается таким образом получить материальные фишки, скомпрометировав вас на неблагоприятное поведение. Причем в агрессию может перерасти даже обыкновенная обида.

Известно, что существует две разновидности обиды:

  1. Интравертный, замкнутый тип. Тогда человек просто не хочет общаться с тем, на кого он обижен.
  2. Экстравертный. Этот тип является чаще всего прямым следствием первого, хотя бывают и исключения. Такой тип людей обиду всегда проявляет в агрессивной форме.

Это может быть месть или драка. Если мы не научимся не обижаться, то до этого может прийти даже самый закомплексованный человек. Причем у них даже агрессии со временем получается больше из-за того, что они глотают обиду и накапливают ее. Перестрелки в школах устраивали именно те школьники, которых травили, и какие затаили обиду на весь мир.

Агрессия от других людей – это когда источником и провокатором является вербальный агрессор . Важно сказать, что это деление достаточно условное, так как агрессия – это в первую очередь взаимный акт. Если один человек не отвечает на нее взаимностью, агрессия сразу теряет силу или вообще затухает. Поэтому важно понимать эту штуку.

Самый лучший способ справиться с агрессией – это не отвечать! Даже не терпеть, так как волевые усилия всегда заканчиваются. Нужно просто не придавать особого значения агрессии, которая направлена на вас со стороны других людей. Поверьте, это того не стоит. Любая агрессия заканчивается отрицательно.

Уже доказано, что большая часть отрицательных эмоций провоцируют возникновение раковых опухолей. Кроме этого, отрицательные эмоции имеют свойство засаживаться напрочь в нашем мозгу, поэтому выбраться из пучины негатива будет все сложнее. Да, это такая же зависимость, как и наркотическая, так как отрицательные эмоции также затрагивают мотивационные компоненты в наших мозгах.

Только так работает отрицательная мотивация. Хочется избегать неблагоприятных ситуаций. Но как жить, если избегать всего, что мы видим в этом мире. Нам нужно учиться не только не реагировать на агрессию со стороны других людей, но еще надо просто пропускать ее мимо ушей. Никто вам не поможет в этом, только вы сами можете справиться с проблемами, которые есть в ваших головах.

Выводы

Вам нужно обрести навыки управления собственным эмоциональным состоянием. Они приобретаются очень долго, для этого нужны десятилетия. Но почему бы не постараться. Будет куда стремиться. Поверьте, секрет железных нервов только в вашей голове. Любая эмоция являет собой не более, чем банальную физиологическую реакцию. Поэтому активно внушайте себе правильные мысли, чтобы было легче жить.

Видеопрезентация

Презентацию статьи вы также можете просмотреть в формате видео: