Цзяньчжи - традиционный вид декоративно-прикладного искусства китая. Искусство вырезания из бумаги – «Цзяньчжи» 剪纸 Jiǎnzhǐ Китайское вырезание

Цзяньчжи - это,художественные вырезки - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной . Полюбуйтесь, какой это потрясающий вид творчества, который можно запросто применять в скрапбукинге:


Тонкий, изящный стиль искусства вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян, популярен среди мастеров Китая и за рубежом. В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

Культурный мир Поднебесной, эксклюзивен тем, что многие течения в искусстве, были придуманы и достигли триумфа исключительно в Китае.

Исследователи считают, что свое начало этот вид творчества берет от эпохи правления династий Шан и Чжоу. Где - то VI столетие, и все же существует мнение, что Цзяньчжи ведет свою историю с ещ более давних времен.

Сначало искусство вырезки использовалось в религиозных целях, бумажные фигурки сопровождали умершего в мир иной. Временами их предавали огню, во время похоронного обряда. Также античные предки народов Китая, использовали бумажные фигурки, как дар Богам.

После искусство Цзяньчжи перестало быть обрядовым, но фигурки из бумаги остались популярными у китайского народа.

Чтобы сотворить из бумаги шедевр искусства, уходит много времени, Цзяньчжи это отчетливость контуров. Появившись в давние времена, этот вид бумажного творчества, держался в семейном секрете и передавался по наследству. Чаще всего вырезкой из бумаги занимаюстся в сельской местности.

В наше время бумажные узоры применяются в интерьере, для декорирования различных предметов обстановки. Вырезками украшают подарки. В старые времена, данные вырезки использовались как примеры для орнаментов и вышивки. Существует два вида вырезок в этом творческом направлении: №1 – вырезка ножницами, применяют сразу несколько листов бумаги (но не выше 8 листов за раз), специалисты приклеивают их на бумагу, при содействии острого ножа создают безупречные узоры; №2 – создание узора ножом, сперва складывают бумагу в несколько слоев, укладывают на клей, изготовленный из пепла и животного жира, затем скрупулезно вырезают по ней рисунок, вертикально удерживая нож.

Современные китайские мастера Цзяньчжи

Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

Год рождения 1903 г. С 16 лет Линь Тао обучалась искусству Цзяньчжи.

Старушка Линь Тао при помощи ножниц и бумаги создает прекрасный, полный радости ми. Ее искусство приобрело широкую популярность. Несколько ее работ вошли в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», от из-ва «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, посетившие Чжанпу с этнографической экспедицией, с восхищением заявили: «Она китайский Пикассо из народа!»

В 2004 г. ЦХИ отозвался о ее даре так: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке - реке – жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». В последствии сюжет этой выставки был охвачен в фильме «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Испытав на своем веку беды и радости, мастерица считает: «Самая большая радость – это быть вместе со всеми членами семьи».

Ее соседи, обращаются к ней за вырезками изображающими цветы, драконов и феникса, уток-мандаринов, символы счастья и радости, добавляя их к основным подаркам к празднкам. Когда ее просят, Линь Тао передает азы своего мастерства молодому поколению. Практически во всех средних и начальных школах есть группы искусства, Цзяньчжи в которых талантливая мастерица читает лекции.

Вряд ли кто даст ответ на вопрос: как нигде не обучавшаяся данному виду творчества, мастерица, добилась таких потрясающих результатов.

Творения этой удивительной мастерицы, смотрятся оживленно, «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» – говорит Линь Тао.

Вырезание узоров из бумаги – цзяньчжи – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия.

Искусство вырезки из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги — один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый — вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ — вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Цзяньчжи - традиционный вид декоративно-прикладного искусства Китая

Художественные вырезки - "цзяньчжи" - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной.

Искусство вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян отличается своим изящным, тонким и свежим художественным стилем и пользуется популярностью среди китайских и зарубежных художников и народа.

В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

Уникальность культуры Китая заключается в том, что многие направления в искусстве были изобретены именно в этой стране. А за длительную историю развития Поднебесной достигли своего совершенства.

Китайская архитектура, изделия из фарфора и живопись стали настоящими символами культурного наследия страны.

Кроме всего прочего, одним из самых древних видов искусств в Китае считается мастерство вырезать из бумаги самые разнообразные фигурки, и даже целые картины.

Этот вид декоративно-прикладного творчества получил свое название - Цзяньчжи. Многие историки и исследователи считают, что первые Цзяньчжи появились в эпоху правления династий Шан и Чжоу. Это приблизительно VI столетие. Но есть мнение, что вырезать из бумаги китайцы начали задолго до этого времени.

Первоначально такие вырезанные из бумаги фигурки использовались для религиозных целей. Бумажные предметы, фигурки людей и животных клали рядом с умершим человеком во время его похорон. Иногда их сжигали на похоронах. Все это имело символическое значение, и было частью ритуального обряда. В древние времена бумажные фигурки использовались также для украшения во время исполнения ритуального действа подношения богам даров.

Позднее искусство Цзяньчжи потеряло свою обрядовость, однако это не значит, что фигурки из бумаги были забыты китайцами. До сих пор изделия, вырезанные из бумаги, используется в качестве декоративного элемента интерьера помещения.

Кроме того, бумажными фигурками обклеивают торшеры ламп и зеркала, колонны и окна, двери и фонари для придания им уникальности и красоты. Раньше искусство Цзяньчжи было незаменимым в других видах прикладного творчества. Вырезанные из бумаги узоры являлись своеобразной калькой при вышивании или изготовлении орнаментов на других предметах обихода.

Для того, чтобы вырезать из бумаги настоящее произведения искусства требовалось достаточно много времени, ведь в этом деле главное точность и продуманность всех линий. Именно поэтому, возникнув в древности, этот вид декоративного творчества свято оберегался и передавался от матери к дочери. Чаще всего Цзяньчжи занимаются деревенские женщины.

В настоящее время бумажные узоры «Цзяньчжи» используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

Современные китайские мастера Цзяньчжи

Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

Она родилась в 1903 г., в ее жизни были неудачи и крушения. С 16 лет Линь Тао начала учиться искусству вырезки из бумаги, а сейчас ножницы и цветная бумага уже стали ее кистью, которой она отображает счастливую жизнь.

Старушка Линь Тао с помощью ножниц и бумаги рисует жизнь такой, какой она себе представляет. Ныне ее искусство широко популярно. Например, некоторые ее работы включены в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», изданную издательством «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, приезжавшие в Чжанпу в этнографическую экспедицию, с восторгом говорили: «Она китайский Пикассо из народа!»

В 2004 г. Центральный художественный институт дал ей такую оценку: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке-реке - жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». Позднее сюжет о выставке был включен в телефильм «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Познав превратности судьбы, горе и радость, пожилая женщина говорит: «Самая большая радость - это быть вместе со всеми членами семьи». Теперь в ее родной деревне и даже в уезде, когда отмечают свадьбу, люди обязательно обращаются к ней за вырезками, изображающими красивые цветы, дракона и феникс, уток-мандаринов, которые символизируют счастье и радость, с тем чтобы приклеить их на подарки и на приданое. Иногда молодые люди приходят к ней учиться искусству вырезки, она всегда передает свои секреты мастерства без утайки. Теперь почти во всех средних и начальных школах есть группы любителей вырезок из бумаги, которые в свободное от занятий время, в летние и зимние каникулы приглашают ее и других мастеров прочитать лекции и дать конкретные советы.

Никто не может ответить на такой вопрос: как же она, пожилая женщина, нигде и никогда специально не обучавшаяся этому искусству, смогла добиться таких достижений?

Вырезанные ею изображения цветов и людей выглядят как живые; жизнь, отраженная в ее работах, прекрасна, как мелодия песни. «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» - говорит замечательная старушка Линь Тао.

Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.

В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.

Произведение из бумаги шестидесятичетырехлетняя китаянка Ли Цзинчжу - вырезала пять лет!

Современный мастер Цзяньчжи - Jiakai Yin

Художник Цзяньчжи - Yongshou Zhang

Фигурное вырезание из бумаги - традиционное китайское искусство, первые упоминания о котором датированы VI веком нашей эры. Но и сейчас этот вид арта пользуется популярностью во всем мире. Мы собрали работы лучших мастеров резьбы по бумаге. Эти люди - настоящие волшебники, способные превратить обычный лист бумаги в произведение искусства. Они часами могут вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.

Кири Кен (Kiri Ken)


Японский художник Кири Кен, чей псевдоним переводится как «Режущий меч», создает невероятно изящные произведения искусства из бумаги.

Некоторые его работы вырезаны настолько мелко и кропотливо, что кажется, это парящие живые существа. Талантливый японец предпочитает вырезать из бумаги морских жителей или же выразительные портреты. Несомненно, его работы вдохновлены миниатюрами, нарисованными тушью, а в тонких линиях угадывается графичная техника. Для создания своих изысканных работ японец использует специальный нож X-ACTO и особую бумагу Ehime Paper.



Роган Брауна (Rogan Brown)



Известный благодаря своим филигранным работам в виде бумажных микроорганизмов, ирландский художник Роган Браун использует «призму воображения» для создания поразительных произведений искусства. Творения Рогана Брауна отличает то, что это не просто причудливые узоры, а своеобразная интерпретация окружающего мира. Создает свои сложные «кружева» автор, по большей части, руками, вырезая виток за витком. И лишь изредка применяет лазерную резку бумаги. Вдохновение художник черпает во всем: от очертаний клеток под микроскопом до крупномасштабных геологических структур.

Сюзи Тейлор (Suzy Taylor)


Талантливая английская художница Сьюзи Тейлор из Хартфордшира создаёт потрясающие детализированные произведения искусства из бумаги, черпая вдохновения в своей любви к фолк-арту и цветочным мотивам. Причем вырезает девушка исключительно вручную. Сюзи настолько увлекает ее работа, что она может часами сосредоточено вырезать витиеватые линии, наблюдая, как из обыкновенного листа бумаги появляется невероятная красота.



Патрик Кабрал (Patrick Cabral)


Филиппинский мастер Патрик Кабрал создаёт минималистические 3D-портреты редких животных. При этом бумажные скульптуры это просто его хобби, Патрик работает программистом и веб-аниматором. А в свободное время создаёт трёхмерные бумажные портреты животных, украшенные изысканными кружевными абстрактными узорами. По словам самого Патрика, таким образом он хочет обратить внимание людей на то, как хрупок этот мир.



Пиппа Дирлага (Pippa Dyrlaga)


Художница из Йоркшира Пиппа Дирлага с ювелирной точностью превращает лист бумаги в произведение искусства. Ее творения вдохновлены природой, животными, архитектурой, поп-культурой и местностью, где художница живёт. По словам Дирлаги, она работает в традиционной технике, используя скальпель и карандаш. На один трафарет обычно уходит один лист бумаги.



Хина Аояма (Hina Aoyama)


Японская художница Хина Аояма родилась в Йокогаме, но сейчас живет во Франции. «Ультратонкими кружевными бумажными вырезками» она увлеклась еще в 2000 году. Хина использует для работы исключительно ножницы, с ювелирной точностью и безупречной аккуратностью вырезая кружевные изящные цветы, тексты и бабочки. Из-за их хрупкости резные работы наносятся на ткань или помещаются между стеклами, что бы сохранить узоры. На создание своих чудных творений у Хины Аояма уходит от пары дней до долгих недель кропотливой работы, в зависимости от сложности задуманного эскиза.




Индийский художник из Ахмадабада, Парт Котекар творит бумажные чудеса. Идея начать вырезать из бумаги пришла ему во время экспериментов с трафаретами для граффити, и то, что начиналось как хобби, превратилось в профессию. Работы художника являются отражением аспектов повседневной жизни. Самое захватывающее в этой работе, как говорит Парт, то, что он до последнего момента не знает, как его очередной шедевр будет выглядеть. И это любопытство является одной из главных причин, почему он продолжает творить.



Йо Хун (Yoo Hyun)


Корейский художник Йо Хун вырезает из листов бумаги портреты известных личностей: Пабло Пикассо, Одри Хепберн, Майкла Джексона и других. Все работы Йо Хун вырезает вручную, используя лишь специальный резак для бумаги. Особенность его работы заключается в том, что он вырезает портреты «ёлочкой», от которой даже рябит в глазах. Ни один из этих портретов не был бы виден на белом, поэтому каждый из них представлен на тёмном фоне.



Риу (Riu)


Художник из Японии, действующий под псевдонимом Риу в совершенстве освоил мастерство вырезания из бумаги. Свои работы японец создает с помощью канцелярского ножа. При этом он работает в технике зентангл, то есть не имеет никакого предварительного эскиза работы, а «рисует ножом» по бумаге просто так, как подсказывает ему полет фантазии. Секретом своего успеха мастер называет особое чувство ритма, которое помогает создавать новые шедевры.

Художница Бови Ли родилась в Гонконге, а теперь живет и работает в Питтсбурге, США. Она создает удивительно детальные иллюстрации из китайской рисовой бумаги и шелка, почти невесомые работы, полные фантастических сюжетов. Создавая свои работы, художница сначала переводит выполненные вручную изображения в электронный вид, затем распечатывает их и только потом приступает к долгой и кропотливой работе с помощью ножа и острых лезвий.



История возникновения художественного вырезания из бумаги.

Вырезание из бумаги как искусство возникло после того, как была изобретена бумага. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и уже существовала до изобретения бумаги.

И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.

Вырезание бумажных узоров в Китае называется «Цзяньчжи».

Первое время из-за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень состоятельным людям. Вырезанные узоры использовались для украшения жилья, как трафареты для вышивки и орнамента на различных поверхностях, а также во время религиозных и обрядовых ритуалов, праздников и других важных событий.

Сейчас ими украшают помещения, фонарики, окна, двери, мебель, зеркала, лампы, веера, ширмы и многое другое. Они используются для украшения подарков или сами служат подарком. Для вырезания узоров китайские мастера «Цзяньчжи» чаще всего используют ножницы.

Удивительную картину в этой технике шестидесятичетырехлетняя жительница Китая Ли Цзинчжу вырезала пять лет. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям около ста маленьких пионов и десять различных драконов.

После того, как производство бумаги подешевело, вырезание из нее стало более распространенным занятием, а со временем превратилось в один из видов китайского традиционного народного декоративно-прикладного творчества. Галерея работ в этой технике: www.sino-arts.com/papercutG.html

Вместе с бумагой оно стало распространяться по миру, приобретая присущую каждому народу индивидуальную символику, особенности и характерные виды орнамента. В VII веке оно попало в Японию и Корею, в XIII веке - в Персию, а в XV через Турцию по шелковому пути - в Европу.

Во Франции узоры из бумаги стали называть словом "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги. Портреты в технике "силуэт" стали украшать дома знатных людей, а картинки - альбомы.

Известный автор сказок Ганс Христиан Андерсен тоже любил и умел делать вырезки из бумаги. Сейчас они хранятся на родине писателя в его музее (увидеть его работы можно здесь: www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm). Также этим видом творчества увлекались Репин и Анри Матис.

Но вырезанием из бумаги занимались не только люди искусства и дворяне. С развитием производства и появлением большого количества фабрик, выпускающих бумагу, она достаточно подешевела, чтобы стать одним из самых доступных материалов для украшения домов крестьян (белорусов, поляков, литовцев, украинцев, русских и других народов).

Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка, в Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Белоруссии – выцiнанка (чит. выцинанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в Литве – popieriaus karpiniai (чит. карпиняй). Восточноевропейские евреи называли ажурные бумажные узоры рейзеле (в переводе с идиш - розочка).

Название этому виду декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, нужны только лист бумаги, ножницы и фантазия.

Бумажными кружевными узорами раньше как оберегами украшали домашний иконостас, окна, печи, полки, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки, их н аклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок.

Бумажные занавески, источник фото: www.taverne.ru/viewtopic.php?f=13&t=104&start=0&sid=077b7ba6260c0bc9fc52d244c3a7069d

Славянские вытынанки имели характерные особенности техники и сюжетов и содержали стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры, древние символы, сохранившиеся в народе еще с дохристианских времен.

Вытынанки мастеров Подолья в Симферопольском этнографическом музее:

Т.к. бумага - материал не самый долговечный, но при этом дешевый и доступный, то изделия из нее не берегли. Перед большими религиозными праздниками (Пасха, Рождество), символически обновляя дом, эти украшения выбрасывали или сжигали, чтобы заменить их новыми. Вот почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло совсем мало.

Создавали эти узоры, складывая лист несколько раз и вырезая в нем ножницами фигурные отверстия. Полученный узор повторяется столько раз, во сколько слоев сложена бумага (вырезание снежинок - это тоже вытынанка). Причем в большинстве случаев для этого традиционно использовали большие ножницы для стрижки овец, позднее - портновские, маникюрные, т.е. те, что были в хозяйстве.

Очень интересны польские и западнобеларусские выцинанки. Их часто делали разноцветными и многослойными, для этого склеивали несколько вырезок (поэтому они еще назывались «выклеянками»).

Напоследок смешной мультфильм «Выцiнанка-выразанка» Михаила Тумеля на песню этно-трио «Троiца»)

Продолжение статьи читайте здесь:

Похожие статьи:

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .