Делинквентное поведение сущность причины последствия. Делинквентное поведение: причины и пути решения проблемы

не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, как-то: мелкое хулиганство, мелкое воровство, драки без нанесения тяжких телесных повреждения и т.п.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОВЕДЕНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНОЕ

от лат. delictum - проступок, англ. - delinqvency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием "П.Д." оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, соцальной психологии и других отраслей знания.

Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа деликтов, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.

Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды П.Д. подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.

Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.

К числу делинквентных относятся также административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.

Дисциплинарный проступок как вид П.Д. - это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.

Особую общественную опасность представляет такой вид П.Д., как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения - наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления - 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

Иногда П.Д. смешивается с отклоняющимся (девиантным) поведением (Поведение отклоняющееся). В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое П.Д. является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к П.Д. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством П.Д. в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь 1960, утратило характер П.Д. с ноября 1991 и с развитием рыночных отношений стало нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Самым неконтролируемым возрастом является подростковый. Не только сам подросток не контролирует своих поступков, но и родители, учителя, общество. Трудности заключаются в том, что подростки совершают вредные, а порой и преступные действия. Это еще называют делинквентным поведением, формы и примеры которого будут рассмотрены на сайте психологической помощи сайт.

Подростки являются трудными, поскольку с ними уже невозможно договориться на тех началах, которые действовали ранее. Теперь «малыш» не слушается, не подчиняется и еще делает все наоборот. Протест и отстаивание своего мнения являются приемлемыми формами подросткового поведения, которое просто .

Другой формой поведения является делинквентная, когда подросток уже не просто протестует, а что-то пытается доказать. Зачастую доказательства он делает предоставить себе, обществу и своим друзьям. Мол, «я могу вести себя, как взрослый человек». Только понимание того, что делает взрослый человек, у всех разное.

Чаще всего можно отметить такое поведение подростков:

  • Ранее вступление в сексуальные связи.
  • Употребление наркотиков, алкоголя, курение.

Подростки считают, что такое поведение делает их взрослыми, поскольку так ведут себя более старшие люди. Однако в некоторых случаях речь может идти о преступных действиях, например, избиение человека, разбитие стекол.

Таким образом подросток показывает обществу, что повзрослел. Хотя само общество понимает, что данные поступки являются противоправными, наказуемыми и ничего не доказывающими.

Что такое делинквентное поведение?

Все больше возрастает число подростковых преступностей. С чем это связано? С внутренним пониманием того, кто такой взрослый человек. Ведь это является главной целью каждого взрослеющего парня или девушки – повзрослеть. Только некоторые неправильно это понимают, что приводит к противоправным действиям. Что такое делинквентное поведение?

Речь в данном случае идет об асоциальном, противоправном действии, которое направлено на причинение вреда окружающим, на ущемление их прав, разрушение имущества, социального порядка. Происходит данное понятие от латинского слова «delictum», которое обозначает «проступок».

Проступки подростки в данном случае совершают в отношении общественных норм и правил, порядка, установленного в социуме. Вред направлен на разрушение общественного устоя, который является принятым. Причины такому поведению самые разнообразные, начиная от неблагополучия в семье и заканчивая общением с плохими людьми.

Следует отличать делинквентное поведение от девиантного. Не каждое отклоняющееся поведение от общественных норм является криминальным, однако каждое криминальное поведение является отклоняющимся.

Делинквентное поведение направлено на причинение вреда социуму, соответственно, наказывается государством. В зависимости от противоправности проступка, подростка наказывают через суд либо административными штрафами. Если подросток совершает делинквентные поступки, достигая совершеннолетия, то его называют асоциальной личностью. Если его поступки не наказываются законом, то он просто является антисоциальной личностью.

Кажется, что все подростки являются преступниками. Однако следует отличать разные модели поведения. Есть подростки, которые просто ярко одеваются, делают экстравагантные прически, громко смеются и слушают музыку по ночам. Однако другой категорией подростков являются те, кто имеет беспорядочные связи, употребляют наркотические средства, совершают преступления.

Делинквентное поведение всегда связано с законом. Подросток или группа лиц выступает против всего общества. Главной проблемой остается то, что разные поступки могут как поддаваться, так и не поддаваться уголовному наказанию. Подросток совершает поступки, которые граничат с законом. Когда он переходит эти границы, тогда наказывается по всем правилам закона.

Делинквентное и девиантное поведение

Все подростки совершают поступки, которые страшат, разрушают образ «милых мальчиков и девочек» в глазах взрослых. Можно сказать, что совершаемые ими поступки – способы найти себя в мире взрослых людей. Раньше они были маленькими, теперь тренируются быть взрослыми. Очевидным становится то, что подростки копируют поведение взрослых людей, которые совершают преступления, пьют, курят, занимаются сексом и т. д. Просто за этим подростки не видят другого поведения, которое делает человека взрослым (например, заработок денег, забота о ближнем). Вот почему их поведение является девиантным или делинквентным.

Следует отличать данные понятия. Делинквентное и девиантное поведения имеют общую черту – они противоречат общественным правилам и устоям. Подросток совершает действие, которое приносит вред. Он может вредить себе, другим людям, всему социуму.

Отличие в данных моделях поведения заключается в том, насколько сильно нарушаются государственные законы. Грубо можно обозначить такое отличие:

  1. Девиантное поведение – это поступки, которые противоречат морали, нравственности, этике того социума, в котором человек находится.
  2. Делинквентное поведение – это поступки, которые причиняют физический или материальный вред социуму или отдельному индивиду, что наказывается законом.

Оба поведения являются следствием внутреннего конфликта, который возникает у подростка, который имеет желания и цели, но должен соизмерять свои действия с правилами и законами государства.

  1. Если подросток достигает желаемого путем нарушения норм, этикета, стандартов общества, тогда его поведение называется девиантным.
  2. Если подросток самоутверждается и становится взрослым через совершение поступков, которые являются криминальными, тогда его поведение называется делинквентным. Эти действия регулируются законом.

Следует понимать, что повторяющиеся деликты (противоправные поступки) входят в привычку, делая из человека преступника (делинквента), у которого возникают постоянные проблемы с законом.

Делинквентное поведение подростков

Авторитетами для подростков являются их друзья. Родители уже отходят на второй план, становясь одними из врагов. Общение с другом или группой друзей заставляет искать общие интересы. Можно пойти по пути занятия спортом, увлечения музыкой, развития у себя физической силы. Однако у подростков, которые не имеют хобби и увлечений, возникают другие направления общей деятельности. Это в итоге приводит к появлению делинквентного поведения у подростков.

Обычно дети, которые не имеют интересов и увлечений, просто где-то гуляют, смотрят фильмы. Такой праздный образ знакомит их с вредными привычками и повадками. Они постепенно начинают курить, пить, колоться, нюхать травку и пр. Нередко в таких компаниях появляются бандиты, которые воспринимают физическую силу как единственное средство достижения своих целей и самоутверждения.

В зависимости от качеств характера, темперамента, интересов и наклонностей, подросток выбирает тот или иной путь. Условно делинквентных подростков можно разделить на три типа:

  1. Раскаивающиеся – они имеют острую потребность в совершении антисоциальных поступков, но потом начинают раскаиваться из-за содеянного.
  2. Бессовестные – они не только испытывают потребность в совершении асоциальных поступков, но еще и не испытывают угрызений совести, не раскаиваются. Зачастую они действуют в группе, где есть главарь, который сам ничего не делает, а только руководит остальными.
  3. Без границ – они сознательно идут против правил общества, совершая преступные поступки. Они не чувствуют границы между дозволенным и наказуемым. Взгляды их циничны, а поступки самые жестокие.

Делинквентность подростков является социальной проблемой, поскольку во многом причиной противоправных или аморальных поступков являются окружающие подростка люди:

  • СМИ, положение экономики, поведение взрослых людей. Подростки являются впечатлительными и внушаемыми. Если они видят, что люди совершают преступные действия и остаются безнаказанными, тогда они позволяют себе их тоже совершать. Если преступников оправдывают, тогда подростки ждут, что их тоже пожалеют и оправдают, если они что-то сделают.
  • Семья. Многое зависит от того, какая обстановка наблюдается в семье родителей или опекунов подростка. ь, его не понимают, игнорируют и прочее, тогда он естественным образом ищет других лиц, которые дадут ему желаемое. Преступники всегда вырастают в неблагополучных семьях, а точнее отношениях, где его постоянно принижали, игнорировали или ограничивали.
  • Качества характера и моральные ценности. Каждый подросток совершает поступки, которые шокируют. Однако граница, которую себе позволяет подросток, полностью зависит от его характера, темперамента, взглядов и ценностей, которыми он руководствуется. Подросток не пойдет против себя.
  • Удовлетворение желаний. Если общество не будет позволять ребенку удовлетворять его желания приемлемыми способами, тогда подросток будет готов совершить аморальный поступок. Сила желания у любого человека высока.
  • Наличие хобби и уровень интеллектуального развития. Если у подростка нет интересов, хобби и увлечений, тогда его досуг становится однообразным, монотонным, скучным. Противоправное поведение хоть как-то делает его жизнь разнообразной. При этом было отмечено, что интеллектуальный уровень преступников намного низок, чем просто у девиантных подростков. Чем легче информация, которая не требует интеллектуальных осмыслений, тем лучше для того, кто ею готов воспользоваться.

Делинквентному поведению подростков можно воспрепятствовать. Однако данная профилактика должна производиться, начиная с самого рождения ребенка.

  1. Во-первых, следует заниматься воспитанием и умственным развитием ребенка.
  2. Во-вторых, следует заинтересовывать ребенка полезными занятиями. Пусть лучше будет хобби, которое кажется бестолковым, нежели ребенку нечем будет заняться.
  3. В-третьих, следует повышать самооценку, уважать и уделять внимание ребенку. Все это будет способствовать осознанному выбору друзей в будущем.
  4. В-четвертых, следует поощрять ребенка за хорошие действия, предлагать ему варианты достижения целей.
  5. В-пятых, следует приучать к труду, создавая такую атмосферу, когда ребенку будет комфортно заниматься социально приемлемыми занятиями.

Не следует исключать влияния общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок будет сталкиваться с негативными проявлениями людей и мира. Однако если в ребенка вложить правильные ценности и моральные устои, тогда они будут его контролировать и останавливать, когда наступит период подросткового возраста.

Формы делинквентного поведения

Самыми распространенными и тяжелыми формами делинквентного поведения являются:

  • Наркомания.
  • Преступность.
  • Проституция.

Преступное поведение подростков заставляет специалистов рассматривать уровень вовлеченности ребенка в общество, его занятость различными увлечениями, а также предпосылки, которые подтолкнули к такому поведению. Надеяться на полное исчезновение преступности в обществе не стоит. Скорее всего, существующие устои пока не способны взрастить и воспитать здоровое общество.

Наркоманическое поведение подростков заставляет рассматривать семейное положение, которое царствует у родственников наркомана, а также его уровень ощущения счастья. Можно сказать, что наркоманами становятся люди, которые чувствуют себя несчастными. Ощущение эйфории, которое они испытывают после употребления дозы, является единственным способом расслабления и наслаждения. Иногда подростки балуются наркотиками из интереса и любопытства.

Под проституцией понимаются половые связи с людьми, с которыми человек не состоит в брачных отношениях, не испытывает к ним никаких любовных чувств и получает за это плату. Появление проституции среди подростков может быть следствием желания заработать, неуверенности в себе и низкой самооценки, отсутствия поддержки со стороны родных, формой получения любви.

Примеры делинквентного поведения

Если рассматривать примеры делинквентного поведения, то можно разделить их на три группы:

  1. Административные нарушения. Это могут быть любые поступки, нарушающие спокойствие граждан: применение нецензурной лексики, громкая музыка по ночам, нарушение правил дорожного движения, оскорбление окружающих, проституция, употребление алкоголя в общественных местах, распространение порнографии и пр.
  2. Дисциплинарный проступок. Сюда относят поступки, которые мешают или нарушают трудовые обязательства: прогулы без причин, приход на учебу/работу в опьяненном состоянии, употребление наркотиков на рабочем месте, оскорбление школьников, учителей и пр.
  3. Преступность. Сюда относятся поступки, которые наказываются законом: воровство, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм. Если человек не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы, направление в специализированное учебно-воспитательное учреждение, строгий выговор.

Итог

Подростки являются особенно опасными, если их действия являются противозаконными. Они еще не совсем понимают всей ответственности собственных поступков. Также они поддаются постороннему влиянию, когда подростком управляют в корыстных целях. Итог может быть печальным, поскольку подросток, который не меняет своего поведения, становится преступником, постоянно сталкивающимся с правоохранительными органами и наказанием.

Родители не должны упускать первых моментов появления делинквентного поведения. Если девиантное поведение нарушает моральные и этические ценности, за что не происходит наказания, то преступные действия делают из ребенка будущего уголовника. Родители должны это жестко пресечь. В случае необходимости можно обратиться за психологической помощью, когда будут выявлены причины делинквентного поведения и способы его устранения.

Лекция 4. Психология противоправного поведения

1.Теоретические подходы к детерминации преступного поведения.

2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности.

3.Условия формирования делинквентного поведения.

4. Противоправная мотивация.

Вопрос 1. Теоретические подходы к детерминации преступного поведения

Существуют различные научные направления исследования личности:

Биогенетическое;

Социогенетическое;

Персоногенетическое.

При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:

1) многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;

2) междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;

3) зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;

4) несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;

5) разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.

В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства н. с., органические побуждения, влечения, потребности и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе.

Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.

В центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни.

Изучением всех этих проявлений личности занимается психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в педагогической, юридической, пенитенциарной психологии и др. науках.

Таким образом, отличительная особенность современного психо­логического знания – это системный подход к рассмотрению причин и факторов отклоняющегося поведения, разработка данной проблемы совместно с представителями различных отраслей науки: юристами, социологами, медиками. Это в свою очередь позволяет комплексно подходить к организации деятельности по предупреждению преступлений. Немалую роль при этом играет психолого-педагогическое оснащение тех социальных институтов, которые на практике осуществляют психологическую, правоохранительную, превентивную и пенитенциарную деятельность.

Вопрос 2. Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в раз­витии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

В отношении противоправного поведения используются различные подходы и понятийный аппарат. В психологической литературе его чаще всего обозначают как делинквентное поведение. Понятие происходит от латинского delinquens - «проступок, провинность». Под этим термином мы будет понимать противоправное поведение личности - действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Делинквент (от. лат. delinquentis) - правонарушитель, преступник. В США этот термин применяется к несовершеннолетним, признанным виновными в уголовно наказуемых деяниях.

Девиантное поведение (англ. deviation - отклонение) - действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации. Синим - отклоняющееся поведение, девиация.

Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность).

Делинквентное поведение - противоправное, преступное, криминальное поведение людей, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью.

Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как делинквентная личность (делинквент), а сами действия - деликтами.

В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.

В специальной литературе рассматриваемый термин используется в различных значениях. А. Е. Личко, введя в практику подростковой психиатрии понятие «делинквентность», ограничил им мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности. Это, например, школьные прогулы, приобщенность к асоциальной группе, мелкое хулиганство, издевательство над слабыми, отнимание мелких денег, угон мото­циклов. В. В. Ковалев возражает против такой трактовки делинквентности, указывая, что делинквентное поведение является поведением преступным.

В материалах ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное пове­дение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые его проявления.

Многообразие общественных правил порождает большое коли­чество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер.

В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные ).

В рамках клинических исследований представляет интерес комплексная систематика правонарушений В.В.Ковалева, построенная по нескольким осям. На социально-психологической оси - антидисциплинарное, антиобщественное, противоправное; на клинико-психопатологической - непатологические и патологические формы; на личностно-динамической - реакции, развитие, состояние.

А.Г. Амбрумова и Л.Я. Жезлова предложили социально-пси­хологическую шкалу правонарушений: антидисциплинарное, антисоциальное, делинквентное - преступное и аутоагрессивное поведение.

Для решения таких вопросов, как определение степени выраженности делинквентности и меры воздействия на личность, важное значение также имеет систематизация типов право­нарушителей.

В 1932г. Н. И. Озерецким была предложена актуальная и сегодня типология несовершеннолетних правонарушителей по степени выраженности и характеру личностных деформаций :

случайные,

привычные,

профессиональные правонарушители.

Среди подростков, совершивших правонарушения , А.И. Долгова, Е. Г. Горбатовская, В. А. Шумилкин и др. в свою очередь выделяют следующие три типа :

1) последовательно-криминогенный - криминогенный «вклад» личности в преступное поведение при взаимодействии с социальной средой является решающим, преступление вытекает из привычного стиля поведения, оно обусловливается специфическими взглядами, установками и ценностями субъекта;

2) ситуативно-криминогенный - нарушение моральных норм, правонарушение непреступного характера и само преступление в значительной степени обусловлены неблагоприятной ситуацией; преступное поведение может не соответствовать планам субъекта, быть с его точки зрения эксцессом; такие подростки совершают преступления часто в группе в состоянии алкогольного опьяне­ния, не являясь инициаторами правонарушения;

3) ситуативный тип - незначительная выраженность негатив­ного поведения; решающее влияние ситуации, возникающей не по вине индивида; стиль жизни таких подростков характеризуется борьбой положительных и отрицательных влияний.

Аналогично В.Н.Кудрявцев говорит о профессиональных преступниках (лицах, регулярно совершающих преступления, живущих на доходы от них), ситуативных (действующих в зависимо­сти от обстановки), случайных (преступивших закон только однажды).

Делинквентное поведение как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей .

1. Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное вре­мя. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства боль­шая часть взрослого населения может быть подведена под катего­рию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, гово­рящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

2. Делинквентное поведение регулируется преиму­щественно правовыми нормами - законами, нормативными акта­ми, дисциплинарными правилами.

3. Противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим осно­вам социального устройства - общественному порядку.

4. Такое поведение личности активно осужда­ется и наказывается в любом обществе. Делинквентное поведение регулируется специальными соци­альными институтами: судами, следственными органами, места­ми лишения свободы.

5. Противоправное поведе­ние по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом - между индивидуальными стремлениями и обществен­ными интересами.

Одной из форм отклоняющегося поведения подростков является делинквентное поведение. Но часто делинквентное поведение путают с девиантным, являющимся более широким понятием отклоняющегося поведения и включающим в себя такие формы отклонений как наркомания, алкоголизм, проституция и т.д. Поэтому, прежде чем рассматривать делинквентное поведение подростков, необходимо кратко охарактеризовать и девиантное поведение, чтобы иметь представление о различии этих двух форм отклоняющегося поведения подростков.

Девиантное поведение -- это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение качественно отличается (своей общественной опасностью) от правомерного поведения. Поэтому необходимо знать, какие особенности личности подростка обусловливают осознанное предпочтение именно данного варианта поведения. Девиантным (отклоняющимся) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, включая отклонения как корыстной, агрессивной ориентации, так и отклонения социально пассивного характера. По мнению В.М. Волковой (4; с. 13), девиантное поведение -- это деяние, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. И социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке -- преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении (5; с. 237).

В современном мире все более остро стоит задача обеспечения социальной стабильности и сохранения положительных черт социального бытия. Существенным препятствием для ее решения является феномен отклоняющегося поведения. По словам Я. Гилинского, девиантное поведение "всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и девиантный образ жизни, девиантный стиль поведения, не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе" (6; с. 22).

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться "домашние кражи" небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК РФ.

Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Причины, по которым дети и подростки попадают в так называемую группу риска, коренятся в отношении к ним со стороны семьи, общества и государства. По мнению руководителя фонда НАН, члена Общественной палаты при Президенте РФ О.В. Зыкова, главное -- судьба ребенка и его конфликт в микросоциуме. А асоциальное поведение -- это протест, попытка привлечь к себе внимание взрослых. Правонарушение, совершенное ребенком, это всегда продолжение какого-то правонарушения, насилия, несправедливости взрослых по отношению к нему (7; с. 6).

Причины существования и функционирования делинквентного поведения в разных социально-экономических формациях, в различных исторических условиях неодинаковы. Тем не менее, их объяснение имеет нечто общее: в основе этих противоречий всегда лежат объективные социальные противоречия. Социальная природа делинквентного поведения не вызывает сомнения. Оно "существует в обществе, благодаря обществу и в связи с условиями этого общества" (8; с. 40). Однако, говоря о делинквентного поведении, следует иметь в виду конкретное общество, конкретную нормативную систему и конкретные отклонения от норм, действующих в данном обществе.

Любая смена общественного строя, вызывая глубокие потрясения экономической, социальной и духовной сфер жизни, приводит к росту делинквентного поведения. Для современной России причинами широкого распространения различных форм делинквентного поведения являются: тяжелое экономическое состояние общества, возрастающий разрыв между бедностью и богатством, ослабление государственной власти, разрушение позитивных ценностных ориентаций, упадок нравственности и культуры. Смена государственного режима, неэффективные социально-экономические реформы привели Россию к ярко выраженному социально-экономическому неравенству населения, к весьма существенным различиям в реальных возможностях удовлетворять свои потребности. Все это порождает зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, нередко выливающиеся в различные формы делинквентного поведения. "Миллионы людей чувствуют себя ущемленными, а это всегда таит угрозу протестующего поведения…" (9; с. 67).

Рассматривая социально-экономические причины делинквентного поведения, нельзя недооценивать роль духовного, нравственного фактора, или, иными словами, значение субъективных причин. Нарушение социальных норм испокон веков люди объясняли плохими привычками, недостатком воспитания, низкой общественной моралью, то есть искали причины делинквентных проявлений в сфере общественного сознания, которую при определенном подходе можно назвать культурой данного общества (8; с. 48).

Как правило, под культурой понимают "биологически ненаследуемое содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой искусственные, созданные людьми объекты" (10; с. 134). Различают культуру материальную (техника, орудия труда, предметы быта и др.) и духовную (науки, различные учения, научные знания, нормы права и морали, идеалы, ценностные ориентации, навыки, образы поведения, взгляды и т.п.).

Духовная культура складывается исторически, под воздействием многих факторов. Социологи доказали, что существует прямая и обратная связь между нравами людей (то есть духовной культурой) и образом их жизни, под которым понимается "совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями их жизни" (11; с. 500). Поэтому различным социальным группам в любом обществе присущи характерные особенности духовной культуры. Следовательно, социальные группы с делинквентным поведением обладают определенной, отличной от других (делинквентной) духовной культурой. В рамках общей культуры культура отдельных социальных групп выступает как субкультура. Под субкультурой понимаются малые культурные миры -- система ценностей, установок, способов поведения и стиля жизни, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. При этом субкультурные атрибуты, ценности, ритуалы и другие устойчивые модели поведения, как правило, отличаются от ценностей и образцов поведения в господствующей культуре, хотя и тесно связаны с ними (12; с. 169). Именно духовная культура подвержена различным негативным влияниям, воздействию и проникновению делинквентной субкультуры.

Чем выше уровень делинквентных проявлений, тем большее влияние оказывает делинквентная субкультура на состояние общей духовной культуры всего общества. Являясь основой системы ценностей социальных групп с делинквентным поведением, делинквентная субкультура вступает в конфликт с общественно одобряемой системой культурных норм. Таким образом, в качестве девиантогенного фактора выступает комплекс противоречий между общественными культурными нормами и нормами отдельных субкультур. В настоящее время в России высокий уровень девиаций способствует распространению делинквентной субкультуры. При этом ее воздействию в первую очередь подвергается молодое поколение.

Известен широкий диапазон факторов, влияющих на психическое здоровье детского и подросткового населения. Среди них много таких, которые обладают психогенными свойствами. Выделение активных психогенных этиологических начал составляет одно из приоритетных научных направлений.

В ряду факторов, имеющих первостепенное значение для формирования психического здоровья детей и подростков, важное место занимает семья как непременная среда их жизнедеятельности. Определение значимости отдельных параметров семьи в нарушении психического здоровья подростков -- один из способов расшифровки причинно-следственного механизма роста психических заболеваний среди молодежи.

По данным Ф.Э. Шереги, к основным причинам, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими правонарушений, относятся: воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем; наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек); злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность; тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, нужда в питании, одежде; низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи; грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода (13; 14, с. 103-113).

При таких условиях вернуть несовершеннолетнего из группы риска в благополучную среду очень трудно.

В сфере досуга для большинства правонарушителей типично беспорядочное и бесцельное времяпрепровождение (часто в составе групп сверстников с отрицательной направленностью), праздное "шатание" по улицам, участие в выпивках. У большинства лиц данной категории побуждения, интересы, желания сводятся к потребительству, обладанию вещами, вызывающими зависть у других, стремлению к постоянным развлечениям, возможности не отказывать себе в возникающих желаниях. В силу таких психологических установок и бытовых позиций формируются эгоистические привычки, создаются ситуации, способствующие правонарушениям, в том числе в связи с групповыми выпивками, потреблением наркотиков и других возбуждающих средств, азартными играми и т.д.

В последние годы серьезную тревогу вызывает потеря чувства ответственности некоторых подростков в сочетании с завышенными запросами и необузданными потребностями. Отмечается рост делинквентных установок, предпочтений у подрастающего поколения.

Непосредственная причина делинквентного поведения подростков заключается в сдвигах и дефектах социальной и психологической характеристики. Искажения эти формируются главным образом путем усвоения взглядов соответствующей микросреды. Большинство авторов говорят о нравственной испорченности, правовой инфантильности или правовом инфантилизме и о нравственной запущенности.

Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины -- недостатки воспитания прежде всего.

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям (15; с. 67).

Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью.

Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.

Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.

Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность -- вот основные черты его характера.

Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.

Девиантные и делинквентные формы поведения -- это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.

Делинквентное поведение – противоправное поведение, которое не соответствует принятым в обществе нормам и правилам. В переводе с латинского это слово обозначает «проступок». Человек с таким поведением делает противоправные действия, не соответствует социальным нормам, ожиданиям, системе воспитания. Интересно, что это поведение проявляется как в действиях, так и в бездействии, что также может наносить определенный вред или ущерб. Изучают личностей с делинквентным поведением в психологии, криминологии, социологии, педагогике.

Это поведение выделено, как неправильное, но нормы поведения в каждом государстве различны. Делинквентное поведение имеет несколько особенностей, что отличает его, например, от девиантного.

Виды

Преступное поведение разделяется на несколько видов. В зависимости от степени отклонения действий человека от социальных норм и правил поведения, прописанных в законе, разделяют:

Теории появления делинквентного поведения

Профильные науки изучают это явление в действиях человека уже давно. Есть несколько теорий о том, почему у человека формируется такое поведение. Рассмотрим их подробнее.

Социальная теория Э.Дюркгейма

Этот ученый, основатель отдельной науки – социологии, выдвинул теорию о том, что делинквентные поступки являются результатом несоответствия целей и средств, используемых в обществе. Понять сразу сложно, о чем идет речь. Рассмотрим на конкретном примере эту теорию.

В социуме есть стереотип об успешности в богатстве, и каждый уважающий себя человек стремится быть богатым, чтобы прослыть успешным. Но экономика страны не слишком направлена на поощрение развития малого и среднего бизнеса. Из-за этого людей, которые открывали бы свое дело, не много, но все хотят занимать руководящие должности, чтобы управлять подчиненными и красть. Что само по себе не является нормой права.

Теория конфликта

Представители этой теории утверждают, что в основе делинквентных действий лежит конфликт определенной субкультуры (которую представляет делинквент) и общепринятой культуры.

Теория социального неравенства Якова Гилинского

Этот криминалист придерживается теории о том, что существующие в обществе разные социальные группы уже дают основание формированию такого поведения. Представителям разных социальных групп нужно прикладывать неодинаковые усилия для удовлетворения основных потребностей. Здесь возникает зависть, недовольство и стремление любым путем удовлетворить свои потребности.

Психологическая теория

Как и многие проблемы, начатки формирования отклоняющегося от норм и правил поведения начинается ее в детстве. Когда ребенок растет в конфликтной, агрессивной среде, у него формируется определенная картина мира, определенный образ своего Я и определенное мышление. Многие проблемы ребенка в будущем закладываются в семье или среде, которая его окружала в детском возрасте.

Теории освещают проблему глобально. Безусловно, проблемы общества отражаются на формировании отношения к жизни человека. Научно доказанным является факт, что в период резкой, революционной перестройки общества так же резко возрастает преступность. Но даже в сложные социально-экономические, политические времена, сохранялись люди, которые сформировали нормальное отношение к общественным правилам у себя и своих детей. Из этого можно сделать вывод о том, что не всегда проблемы в обществе формируют личность. Гораздо важнее то, что она выносит из семьи.

Причины поведения, нарушающего нормы общества

Причинами формирования делинквентной личности являются:

Коррекция

Основой коррекции является поиск причин такого поведения и развитие личности в процессе коррекции неправильного восприятия мира. Применяются методы когнитивно-поведенческой, семейной, экзистенциальной психотерапии.