Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Темперамент ребенка и воспитание: что должны знать родители

Темперамент представляет собой сочетание индивидуальных качеств нервной системы человека. Одна из его составляющих определяется способностью нервной системы выдерживать сильное или длительное эмоциональное возбуждение (силой). Другая – способностью переносить как сильные эмоции, так и их длительное отсутствие (уравновешенностью). Третья – способностью быстро реагировать на изменение внешней среды (подвижностью). В зависимости от сочетания этих характеристик, выделяют четыре типа темперамента – меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик.

Существует всего четыре типа темперамента:

  • Холерик

В чистом виде любой из этих типов встречается крайне редко. Но один из них, как правило, преобладает. Преобладающий тип чаще всего проявляется ещё в раннем детстве. Поэтому при воспитании ребёнка его трудно не учитывать. Холерик – это человек с ярким темпераментом. Но найти общий язык с ним зачастую непросто.

Ребёнок-холерик: сильные стороны и возможные трудности

Холерик – общительная, энергичная и решительная личность. Ребёнок с таким темпераментом активен, легко приспосабливается к незнакомым обстоятельствам. Ему легко запоминать что-то новое и интересное для него.

Но, вместе с тем, ребёнок с холерическим темпераментом часто бывает вспыльчив и даже агрессивен. Он легко идёт на конфликт, нередко становясь его главным зачинщиком. Юный холерик может страдать частыми перепадами настроения и быть невнимательным.

Дети с этим типом темперамента – большие непоседы. Чтобы дать выход переполняющей их энергии они часто и довольно успешно делают по нескольку дел сразу. Но при этом им трудно долго удерживать внимание на чём-то одном. Поэтому вскоре малыш-холерик обязательно захочет заняться чем-нибудь новым.

Повышенная эмоциональность холериков является главной причиной их конфликтности. Ребёнок-холерик легко вступает в ссоры, как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно дети-холерики чаще всего начинают драки в песочнице.

Говорят дети-холерики быстро, эмоционально, энергично. Из-за спешки они часто «глотают» окончания слов или отдельные звуки. Но их речь при этом остаётся живой и красочной. Вырастая, холерики часто выбирают профессии, связанные с ораторским искусством и руководящей деятельностью, становятся артистами.

А вот внимательностью и собранностью холерики не отличаются. Забывают новую информацию они столь же легко, как и запоминают. Холерики открыты и общительны, внимание других людей имеет для них огромное значение.

При этом следует помнить, что воспитание с помощью неукоснительных повелений и правил чаще вызывает у юного холерика протест. Поиск разумных компромиссов и дипломатичных решений в этой связи куда более эффективен.

Самое трудное для ребёнка-холерика – чего-то спокойно ждать. Именно такие малыши часто устраивают истерики в торговых центрах, если родители не покупают желанную игрушку или лакомство. Не менее трудно – быстро и спокойно заснуть. То, в каком настроении проснётся маленький холерик, чаще всего зависит от планов и дел на сегодня.

Любимое занятие детей с холерическим темпераментом – это активные и шумные игры. Они никогда не устают осваивать и изобретать новые виды всевозможных забав.

Обучение ребёнка-холерика

Как мы уже говорили, воспитывать ребёнка-холерика порой непросто. И виной всему – его высокая эмоциональность. Поэтому, самоконтроль эмоций – самое главное, чему стоит научить такого малыша. Но не стоит стремиться изменить характер ребёнка в корне. Попытки «переделать» холерика не только будут безрезультатны, но и могут привести к ещё большей дестабилизации его эмоций.

Единственный выход – это принять ребёнка таким, какой он есть. А ещё – научить его контролировать и обуздывать свой природный темперамент. Но при этом не стоит ожидать, что непоседливый и озорной малыш может когда-нибудь превратиться в задумчивого тихоню.

Постепенное и планомерное воспитание в ребёнке самоконтроля поможет избавиться и от проблем с учёбой, характерных для холериков. К таким проблемам, помимо рассеянности и невнимательности, относится способность ребёнка запоминать и выучивать только то, что ему интересно. Всё скучное, каким бы оно ни было важным, что называется, пролетает у холерика мимо ушей.

Чтобы холерику было веселее учиться, можно разнообразить домашние уроки, превратив запоминание букв, цифр и слов подвижные игры. Для этого можно использовать флэш-карточки, классики, нарисованные на асфальте, развивающие коврики.

Учимся контролировать эмоции

Чтобы избежать проблем с лишней эмоциональностью или хотя бы минимизировать их, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Самый простой и понятный метод самоконтроля, которому можно обучить ребёнка – счёт до 10. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно продемонстрировать эффективность этого действия на своём примере. После нескольких тренировок дома это станет для маленького холерика полезной привычкой.

Помочь снять эмоциональное напряжение могут различные игры в песочнице и бассейне, занятия со специальными водными раскрасками, лепка из глины и пластилина. С помощью этих занятий ребёнку будет проще переключиться с негативных переживаний на спокойное восприятие той или иной ситуации.

Неплохо помогают справиться с сильными эмоциями и дыхательные упражнения. Для начала можно научить ребёнка делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы успокоиться.

Чем занять ребёнка-холерика

Помимо контроля эмоций в экстренной ситуации, ребёнку важно научиться действовать последовательно в повседневной жизни. Для этого у маленького холерика должны быть небольшие, но важные и обязательные дела по дому. Можно поручить ребёнку полив цветов на подоконнике или вынос мусора.

Если вы даёте ребёнку-холерику какое-то поручение, важно чётко сформулировать инструкцию к действию. Это приучит малыша при необходимости действовать по плану.

Игры с различными конструкторами, мозаиками, пазлами и головоломками научат ребёнка концентрировать внимание. Детям постарше могут понравиться различные виды рукоделия и изготовления поделок. Девочкам может подойти счётное вышивание, плетение из бисера и макраме. Мальчикам – кропотливое, но захватывающее моделирование и конструирование.

Занятия в спортивном кружке помогут ребёнку-холерику эффективно потратить энергию, сбросить негатив. Кроме того, в занятиях спортом ребёнок может в полной мере проявить присущее холерикам стремление быть лидером.

Для того, чтобы справиться с негативными эмоциями и сбросить возбуждение в обычной жизни, ребёнку пригодится специальная игрушка. Это может быть небольшая груша для бокса, мячик-антистресс или прочная подушка, которую можно немного побить.

Немаловажно много и спокойно разговаривать с ребёнком. Необходимо учить его вежливости, правилам общения, объяснять мотивы поступков других людей. Чтобы ребёнок мог победить негативные эмоции, он должен, в первую очередь, этого хотеть. Поэтому задача родителя – объяснить маленькому холерику вред негативных эмоций для него самого.

Помочь в этом может совместный просмотр с ребёнком мультфильмов и кино с соответствующими примерами. Детям, которые любят слушать истории перед сном, помогут любимые книги. Задача родителя – обсудить с ребёнком об услышанном и увиденном, помочь ему «проговорить» проблему. Дразнить и провоцировать ребёнка-холерика не стоит, а вот мягкий юмор – лучший инструмент воспитания.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражительности и значительно слабее тормозным процессом. Поэтому ребенок холерик «быстро вспыхивает», но и быстро устает именно тогда, когда от него требуется ежедневная мелкая работа. Ребенок холерик — это тот самый «крикун с характером», которого со временем обычно начинают называть «электровеник». Это ребенок, который «постоянно куда-то ползет» или бежит, лезет т.д.. В семьях, где есть холерики, лекарства прячутся в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол покрыт ровным слоем машинок, солдатиков и других игрушек, их владелец, поиграв пять минут к ним потерял интерес. Часто холерики имеют проблемы с речью — просто потому, что им не хватает терпения говорить последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может иметь славу драчуна, но он бьется не в сердцах — просто объяснить что-то с помощью кулаков можно быстрее и понятнее. Но иногда могут побить и его, — он так кричит и размахивает руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — безудержные крики младенца, постоянное волнение и суетливость дошкольника — могут быть не проявлением темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте. Но, предположим, что ваш ребенок здоров, «просто характер такой ». Что делать? Стараться не ругать (хотя это иногда очень и очень сложно). «Я люблю тебя и не могу тебе позволить причинить вред себе или другим» — эти слова обращены для вашего ребенка. Именно для него созданы упражнения для расслабления и концентрации внимания. Старайтесь обращать внимание малыша на последствия его поступков: «Видишь, ты ударил девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя с площадки. Видишь, ты бросил машину на асфальт, и теперь она сломалась ». Приготовьтесь повторить это сто раз, и на сто первый малыш обязательно поймет. Большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семьи найти 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, не расплачутся когда, что в их машинки врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке (скорее всего, с мамами этих приятелей вы найдете общий язык).

Спортивная секция с опытным тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, — и вовсе избавит Вас от напряжения. Если ребенок ходит в садик, старайтесь позитивно взаимодействовать с воспитателем. Ваш ребенок часто плохо себя контролирует, ее необходимо останавливать прежде, чем она наделает глупостей, но это не значит, что на нее можно навешивать ярлыки «драчуна», «хулигана», «неуправляемого и невоспитанного», «педагогически запущенного». Учите ребенка холерика подвижных игр чтобы он мог быть заводилой на детской площадке. А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им бегая! . Вы сидите на полу (например, с географической картой или набором букв), а ребенок пробегает мимо, «схватывая биты знаний». Часто это является достаточно эффективным — холерики имеют живое воображение и все быстро усваивают. Ближе к 5 лет попробуйте устраивать для ребенка 10-15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепка, занятия по книжкам), а за год до поступления в школу попробуйте посещать с ним какие-то подготовительные курсы: не нужно ни английского языка, ни углубленного знания математики — пусть просто научат сидеть на одном месте в течение 30-35 минут, слушая преподавателя.

Казалось бы, все дети в большей или меньшей степени активны и возбуждаемы. Но иногда воспитание чрезмерно яркого эмоционального ребенка становится настоящим испытанием для родителей. Непоседа то плачет, то спустя минуту заливается хохотом, громко разговаривает, не терпит обид и поражений. Все объяснимо. Просто ваш ребенок-холерик. Углубимся в суть этого типа темперамента, обозначим его основные характеристики в детском возрасте и узнаем особенности воспитания в данном случае.

Характеристика маленьких холериков

Человек с темпераментом холерика отличается особенной эмоциональностью, активностью. У него резко меняется настроение то в худшую, то в лучшую сторону. Ребенок-холерик в любом деле проявляет некую цикличность, любит игры с большим количеством людей, обожает общение со сверстниками. Обидчивость и вспыльчивость становятся для таких малышей особенным отрицательным явлением. Если провести описание, то их отличает шумность, какая-то постоянная суетливость, неугомонность, шаловливость. Такого ребенка всегда видно издалека (а часто еще и слышно).

Холериков выделяет громкий и звонкий голос, быстрая и очень настойчивая речь, сильная жестикуляция. Им свойственна очень сильная и нестабильная нервная система. Детки с темпераментом холерика быстро утомляются, потому что вкладываются в начатый процесс с головой, отдают в него всю энергию. Проблемой для таких ребят становится неусидчивость – редко они доделывают что-то до конца. Родителям ребенка-холерика нужно стать авторитетом, заслужить уважение, чтобы иметь возможность качественно воспитывать его и быть услышанными.

Предпочтения

Дети холерики, как никто другой, любят быть лидерами. Они часто являются инициаторами игр, выбирая в частности те из них, в которых имеют какое-то преимущество. Родители могут часто замечать, что заигравшийся малыш становится шаловливым и агрессивным – такова природа данного типа, одна из его характеристик. Подвижные игры находятся у ребят-холериков в предпочтениях – они обожают бегать, прыгать, лазить, скакать, кувыркаться. Однако им важен азарт, даже иногда какой-то риск.

Попав в стены детского сада или школы, ребенок-холерик вынужден часто подавлять свои желания и эмоции. Ну а придя домой, малыш пускается «во все тяжкие», не давая расслабиться родителям.

Отличие от других ребят

Чем холерик отличается от флегматиков, сангвиников и меланхоликов? Разберем на примере. Скажем, на детской площадке много детей играют в песочнице, веселятся – каждый занят своим делом. Но приходит время, когда пора уходить домой, кушать и ложиться спать. Темперамент детей ярко проявляется в такие моменты.

Сангвиник. Он точно оттянет момент, когда уйдет с мамой домой. Ему захочется сделать напоследок еще пару куличиков, построить огромный замок, выкопать три-четыре ямы и скатиться с горки.

Флегматик. Спокойно, без какого-либо сопротивления пойдет вслед за мамой домой, оставив все дела.

Меланхолик. Начнет плакать, очень расстроиться, что не доделал свой куличик, не скатился еще несколько раз с горки. Но все же пойдет домой, как и попросила его мама.

Холерик. В отличие от всех остальных малышей, он станет биться в истерике и отстаивать свое желание остаться. Особенность — он покажет всю свою злость, будет рушить все кругом или даже драться. Жуткая картина для случайных прохожих. Ну а каково родителям? Не просто, это точно.

Плюсы детей-холериков:

  • Активные и энергичные дети меньше склонны к депрессиям, ожирению, одиночеству.
  • Общительность позволяет ребенку-холерику легко находить друзей, заводить знакомства, проявлять свои таланты.
  • Решительность как важная характеристика темперамента холериков помогает показать свое «Я», стать лидером, принимать решения, пусть и детские.
  • Громкая речь выделяет ребенка из всех, его слышат и слушают. В будущем он может стать оратором, актером, музыкантом.
  • Способность быстро адаптироваться является очень важной характеристикой холериков. Ребенку проще привыкнуть к новому коллективу, воспитателям, соседям по парте, новому городу или даже стране.

Минусы детей-холериков:

  • Вспыльчивость и конфликтность ребенка сначала мешает родителям его воспитывать, а во взрослой жизни становится частным зачинщиком конфликтов. Это является его главной особенностью и врагом одновременно.
  • Неумение доводить начатое до конца.
  • Неустойчивое поведение, частая агрессия.

Бунтарь, лидер с малых лет, ребенок-холерик нуждается в отдельном внимании к своему воспитанию со стороны родителей. Это сложная работа, но она станет вложением в будущее малыша.

Ребенок-холерик - как воспитывать?

Особенности темперамента таких детей заставляют родителей прибегать к индивидуальному подходу в их воспитании. Несколько советов:

  1. Энергию, которую ребенок-холерик выливает наружу, направляйте в полезное русло. Для девочек прекрасным вариантом станет легкая атлетика, фигурное катание, актерское мастерство. Для мальчиков – футбол, борьба, скалолазание, да и вообще любые активные виды спорта.
  2. Максимально ликвидируйте раздражители для нервной системы ребенка. Если какая-то игрушка, например, в силу сложности вызывает у малыша вспышку гнева, незаметно уберите ее до лучших времен.
  3. Старайтесь компенсировать активность своего ребенка простыми и малоподвижными играми, разбавляя ими суматошные дни. Это может быть лото, пазлы, стратегические настольные игры.
  4. Придумайте вместе с ребенком-холериком хобби для него. Воспитывать в человеке с таким темпераментом любовь к какому-то делу просто необходимо. Это не обязательно должно быть коллекционирование – пусть увлечением станет фотография или роспись по дереву, или вышивка бисером.
  5. Постарайтесь привить ребенку убеждение, что нужно доводить до конца все, что он начинает. Например, взявшись за раскраску, он откладывает ее из-за нежелания продолжать, а вы вместе докрасьте рисунок и покажите, как здорово увидеть конечный результат.
  6. Необходимо контролировать поступки вашего ребенка. Процесс воспитания может потребовать в данном случае от вас предельного внимания, но без него маленький холерик может причинить кому-то вред, сделать больно или просто плохо. Хорошим мотиватором станете вы сами, если будете на своем примере показывать, как вам больно от агрессии малыша, его обидных слов, пущенных в ход кулаков.
  7. Повышенные тона и физическая сила – это точно не инструменты в воспитании холерика. Так вы только подстегнете в нем его особенность и станете провоцировать на проявление темперамента во всей «красе».
  8. Вместо того, чтобы уговаривать малыша что-то сделать, можете воспользоваться тактикой молчания. Иногда она приносить куда больше пользы.
  9. Уже с малых лет ребенку-холерику нужно научиться контролировать свои эмоции. Старайтесь объяснять, как важно пресекать негативные вспышки в эмоциях на корню. Расскажите о важных для него словах: «Прошу прощения», «Я был не прав», «Это наша общая заслуга» и прочие.
  10. Умейте сами слышать ребенка. Покажите ему, что вам не безразлично то, что он говорит, и вы готовы не только воспитывать, но и поощрять.

Говорите со своим ребенком как можно чаще, рассказывайте ему сказки со счастливым концом. Научитесь воспитывать его без ругани и встречных оскорблений. Найдите слова для каждого спорного случая, покажите на своем примере, что делать хорошо и плохо, как достойно принять поражение, которых в жизни будет еще не мало. Заслужив уважение со стороны своих детей, родителям проще воспитывать и достучаться до их умов.

Смириться или перевоспитывать?

Темперамент у ребенка складывается по крупицам, но чаще всего передается по наследству. Или вы однозначно спокойный человек тише воды, ниже травы, как и вся ваша многочисленная семья, а ребенок рвет и мечет? Вряд ли. Так ли страшно воспитывать ребенка-холерика и есть ли в его характеристике особые положительные моменты? Обратимся к истории…

Желание быть впереди планеты всей сделало из многих знаменитых людей великих полководцев, правителей, творческих личностей. Холериками были: композитор Людвиг ван Бетховен, поэт А.С. Пушкин, полководец Александр Суворов, царь Петр I, эксцентричный депутат Госдумы Владимир Жириновский и многие другие. Все они скорее благодаря своей решительности, твердости, подвижности стали теми, кем мы их знаем сейчас. Быть может, в вашем ребенке вскоре откроется какой-то уникальный дар, талант быть услышанным или увиденным.

Холерики среди детей требуют особого внимания, им важно быть принятыми в обществе, дома и даже в незнакомом кругу. Непоседы, оптимисты, бурно реагирующие на каждую мелочь, не дадут соскучиться родителям и педагогам в их стремлении воспитывать и давать полноценное воспитание наряду с другими ребятами. Примите ребенка таким, какой он есть, и вместе создайте из него большого человека.