Детство в современном мире обретает. Луцева И.Ю. Проблема детства в современном мире. Детство как комплексная проблема

Ольга Орлова
Эссе «Современное положение ребенка в обществе»

Орлова Ольга Анатольевна

МБДОУ д/с №25

Ивановская область г. о. Вичуга

Воспитатель

]Эссе - ""

«Теперь дети не играют, а учатся. Они все учатся, учатся и никогда не начнут жить»

Александр Степанович Грин

Современное положение ребенка в обществе . На первый взгляд данная тема покажется многим довольно простой, однако если попробовать разобраться в этом вопросе, то окажется, что положение ребенка в обществе XXI в . довольно сложное, неоднозначное, многогранное. Давайте попробуем разобраться в этой проблеме и охарактеризовать положение нашего будущего , наших детей, в современном мире .

Во-первых, характеризуется определенной двойственностью. С одной стороны ребенок воспринимается обществом как дитя , которое полностью зависит от родителей, как в экономическом, так и в психо - эмоциональном плане. Зачастую такое отношение сохраняется и ко взрослым детям, что не является нормой. С другой стороны очень часто в современных семьях ребенок воспринимается как личность. Зачастую ребенку отдают роль «главы семьи» . Конечно же, он не решает проблемы взрослых, однако жизнь семьи строится сугубо в интересах ребенка . Проблема такого подхода в воспитании подрастающего поколения в том, что нередки семьи, где имеется один ребенок , два. Если бы детей в семье было пятеро, то такая схема поведения была бы невозможной, поэтому более уместной. Таким образом, мы видим, что в современном мире надо уметь совместить описанные два подхода воедино, учитывая в воспитании детей не только их половозрастные особенности , но и их индивидуальность, которая будет основой для формирования в процессе взросления полноценной личности.

Во-вторых, проблема положения детей в современном обществе состоит еще и в том , что зачастую места ребенку в мире взрослых просто нет. Взрослые в погоне за материальными благами совершенно забывают о предназначении человека – «продолжение рода человеческого» . Поэтому многие поздно вспоминают о том, что главное в жизни семья и дети. Отсюда и демографическая проблема в Российской Федерации, а так же в ряже Западноевропейских стран. Современные женщины редко решаются с головой окунуться в радость материнства и во время нахождения в декретном отпуске не оставляют занимаемой должности на работе, осуществляя свой объем работы на расстоянии с помощью современных технологий . Родители зачастую очень заняты либо работой, либо ведением домашнего хозяйства, либо решением отдельных проблем. Времени на общение с ребенком практически не остается. Воспитанию ребенку зачастую не уделяется должного внимания или же этим занимаются бабушки и дедушки, что обязательно скажется на нем в будущем. Сейчас многие говорят, что современная молодежь мало читает, однако стоит заметить, что немногие взрослые уделяют внимание чтению. Дети же берут примет со своих родителей. К тому же культуру чтения необходимо развивать постепенно, изо дня в день, начиная с младенческого возраста. Однако времени на этот кропотливый труд у многих родителей так же не хватает. Таким образом, мы видим, что в современном мире взрослых зачастую просто не остается места и времени для маленького человека. Этот фактор непременно скажется на ребенке со временем .

В-третьих, хотелось бы обратить внимание на влияние современных технологий на развитие умственных, психических особенностей детей. Телевидение сейчас хоть и содержит возрастные ограничения, однако не всегда родители следят за его соблюдением. Огромная проблема – это содержание тех же самых мультфильмов. Зачастую современные м/ф не адаптированы к психовозрастным особенностям детей, что приводит к неправильному воспитанию моральных и нравственных ценностей у детей. Только сформировавшаяся личность способна адекватно оценивать содержание воспринимаемого м/ф. Ребенок же не способен к анализу просматриваемого материала, поэтому подвержен неправильному влиянию даже м/ф. Родитель должен контролировать то что смотрит его ребенок , сколько и как, а так же на примере поведения м/ф героев прививать ребенку морально-нравственные ценности общества . Таким образом, мы видим, что не только сам факт использования гаджетов, но даже просмотр детского м/ф представляет большие риски и опасности для ребенка .

В-четверых, проблема детей в современном обществе заключается в том , что родители, подгоняемые требованиями современного общества , стремятся как можно раньше научить ребенка говорить , читать, писать и т. д. Однако все эти навыки развиваются довольно интенсивно в том или ином возрасте, определенном природой - это доказано современной педагогикой . Аким образом, мы приходим к выводу, что у каждого ребенка должно быть детство !

Подводя итог всему выше сказанному, нужно отметить то, что положение ребенка в современном обществе довольно сложное и неоднозначное. С одной стороны ребенок – это высшая ценность общества , которую превозносят и благоволят. С другой стороны ребенок – это собственность в первую очередь матери, а затем и отца, которые считают себя вправе принимать решения о дальнейшей судьбе ребенка . Ребенок подвержен огромному количеству рисков и опасностей. Это и уже перечисленные выше примеры, и наркомания, и экономические, и идеологические, и мировоззренческие формы негативного воздействия на детей. Однако у современных детей есть большое количество возможностей, которых не было у детей прежних поколений. Это и в плане образования, в плане поиска своей индивидуальности, формирования своей личности, а так же реализации себя в будущем. Главная задача родителей, воспитателей, учителей – помочь детям получить знания об окружающем их мире, привить морально-нравственные нормы, принятые в обществе и научить детей принимать самостоятельные обдуманные решения. Главное – подарить ребенку детство !

Публикации по теме:

Современное воспитание детей Современное воспитание детей можно с уверенностью назвать однополым. Мы воспитываем мальчиков и девочек одинаково, развивая в них целеустремленность,.

Что такое современное воспитание Что такое современное воспитание. Основные идеи успешности процесса воспитания. Нужен новый подход к пониманию процесса воспитания, ревизия.

Эссе учащегося «Мое представление о современном обществе» В Российском государстве проживает более 145 миллионов человек. Каждый россиянин свободен в выборе образа жизни, работы и личного успеха.

Положение о смотре-конкурсе на лучшую разработку дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук» Положение о смотре-конкурсе на лучшую разработку дидактического средства развития ребенка в технологии «Лэпбук» МОУ «Деревянская СОШ №9».

Правовое положение ребенка в семье Правовое положение ребенка в семье Права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых.

Общества различаются по тому, какая возрастная группа обладает наибольшим статусом. В традиционных культурах статус индивида неуклонно повышается с числом прожитых лет, и старики обладают абсолютным авторитетом. В индустриальном обществе наибольшее влияние имеют трудоспособные взрослые, оттесняя пенсионеров на периферию. В современном обществе, в котором наибольшей ценностью становится юность, принадлежность к молодому поколению становится ценностью на рынке труда. Специфику современного индустриального и постиндустриального общества составляет всевозрастающая скорость изменений, а разрыв между культурой различных поколений все больше усиливается. В 70-х гг. XX столетия по мере роста скорости изменений во внешней среде внутренние различия между молодежью и стариками неизбежно становятся все более заметными. Темп изменений становится настолько интенсивным, что несколько лет разницы дает большие различия в жизненном опыте человека. Молодое поколение как носитель самых современных знаний и лучше подготовленное к будущему приобретает более высокий статус, чем их родители. Взрослые начинают подражать детям, осваивать их стиль одежды, их жаргон, слушать их музыку. Стало модным снимать большие игровые фильмы для взрослых по мультфильмам и компьютерным играм.

Детское видение мира в настоящее время становится универсальным . Интерес к детству проявляется все более пристально , а образ ребенка занимает все более значимое место в мире взрослых.

Глубинные изменения современного детства раскрыты и глубоко проанализированы Д. И. Фельдштейном. Смысл этих изменений, вскрытый им, - «цивилизационный слом»: «...возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывает массовый психологический стресс, который тяжело сказывается на общем духовном и физическом здоровье людей». «Весьма тревожно, что... наблюдается отстранение взрослого Мира от Мира детства. По сути, дети сегодня вышли из системы постоянного контакта со взрослыми», - считает Д. И. Фельдштейн. К наиболее тревожным факторам, определяющим глубинные изменения растущих людей, относят: 1) маркетизацию, этику рынка, усиливающую ориентацию детей на потребление; 2) адопцию (усыновление), отрывающую ребенка от культурных традиций общества и его истории; 3) маргинализацию - неравный доступ к образовательным ресурсам, рост девиаций и многое другое. Современные исследования показывают, что ребенок стал другим. Д. И. Фельдштейн выделил 13 позиций, раскрывающих эти изменения:

  • 1) снижение когнитивного развития детей;
  • 2) снижение энергичности детей, возрастание эмоционального дискомфорта;
  • 3) обеднение уровня развития сюжетно-ролевой игры, что приводит к недоразвитию мотивациоппо-потребпостной сферы ребенка, а также его воли и произвольности;
  • 4) снижение детской любознательности и воображения;
  • 5) дефицит произвольности;
  • 6) недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер;
  • 7) приобщение детей к телевизору с раннего возраста имеет тяжелые последствия, таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция;
  • 8) обеднение и ограничение общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности;
  • 9) увеличение детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности;
  • 10) интенсификация натиска информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета.

Факторы интенсивного изменения детства . В больших российских городах у современных детей не оказалось дворов - «пространства жизни с воздухом свободы» (Б. Окуджава), а в сельской местности - игровых околиц. Детские психиатры и психотерапевты говорят: у детей отняли игровые дворы, и тогда им пришлось занять чердаки и подвалы.

Демократизация детской жизни , юридические свободы, зафиксированные в международных, государственных и других документах, и ограничение (особенно в больших городах) пространства детской жизнедеятельности, фактическое лишение неотъемлемого права ребенка на игру, прежде всего традиционную для всех культур - игру со сверстниками.

Ценность детей и брака , формирование родительских установок и особой эмоциональной связи с ребенком, жизнь семьи «ради детей» - и резкое снижение рождаемости, осознанное безбрачие: «...ценность детей становится самостоятельным фактором, мотивирующим ограничение рождаемости, - таков парадокс нашего времени».

Повышение в последнее десятилетие уровня жизни ребенка (рост потребления товаров и услуг, повышение жизненного комфорта, механизация быта, количество и качество детской индустрии развлечений - книг, фильмов, игрушек для детей и пр.) - и снижение качества жизни (субъективной удовлетворенности ребенка условиями его бытия, его психоэмоциональное благополучие, оптимизм).

К существенным издержкам процесса социализации современной молодежи относят выраженный инфантилизм значительной ее части, который вызван особенностями игрового сознания, убежденного в своей защищенности от обязанностей и тягот повседневности. Игра с действительностью, или игра в иллюзорный мир, что выражается в модных молодежных сообществах, живущих по законам виртуальной реальности, в длительной материальной и бытовой зависимости от родителей и т.д., основывается на затаенном желании отказаться от тех социальных прав, реализация которых связана с практически-ориентировапными усилиями и вместе с этим от прав и обязанностей, предполагаемых «взрослой» жизнью.

Право на детство гипертрофируется до права на вечное детство , что, по сути своей , есть отказ от права на взрослость.

Произошли серьезные смещения в мотивационно-потребностной сфере детей - появление новых , очень сомнительных ценностей , негативный сдвиг мотивов и т.д. В значительной степени это связано с потерей и отсутствием устойчивых общественно выработанных ориентиров, четкости позиций в отношениях к действительности самого взрослого общества. Сведены к минимуму структуры, обеспечивающие формирование детского социума, в частности различные детские самодеятельные объединения, значение которых не может быть перекрыто различными предметными секциями, кружками и другими внеклассными формами воспитательной работы. Дети испытывают потребность в развитии многоплановых связей между собой в разных возрастах, в организации особых социальных структур, значимых как во взрослом, так и в детском мире. При отсутствии подобных позитивных структур потребность в связях со сверстниками подрастающие дети реализуют в субкультурах определенных групп, в стихийных объединениях, в малых, часто с негативной направленностью, группах, проявляясь по-своему в массовых шоу и дискотеках.

Современный ребенок с раннего возраста свободно обращается с телевизором, компьютером, смартфоном, планшетом и другими электронными средствами. Он осваивает все это как уже решенные задачи, исходную позицию. Дети схватывают самый высокий , достигнутый уровень. Между тем для взрослых задачи эти еще находятся в процессе разработки , заключают процесс решения. Более того, имея дело с новыми электронными, компьютерными игрушками, играми и пр., ребенок в своих отношениях к ним ставит вопросы, которые требуют осмысления их взрослыми.

Сложилась трудная и неадекватная потребностям детей и задачам воспитания ситуация в построении отношений детей с взрослым миром. С одной стороны, взрослый мир как бы приблизился: дети стали не только более раскованными по отношению к взрослым, более уверенными, а нередко и снисходительно-презрительными, что связано с большей доступностью информации, с тем, что почти все ранее запретное стало доступным и дозволенным, появилась определенная независимость детей. С другой стороны, одновременно взрослый мир отдалился, так как взрослые не только меньше стали заниматься детьми, но и не предстают перед ними в четкой позиции своего отношения, своих требований. При этом дети старших возрастов - подростки и старшеклассники - сохраняют реально в глазах близких взрослых и взрослого мира в целом положение ребенка. Дети не включаются в сферу деятельности общества и в обсуждение на доступном уровне тех экономических, экологических, социально- политических и других проблем, которыми живут взрослые.

В школе до сих пор не создаются в должной мере возможности включения детей в ситуации , требующие проявления ими личностной социальной активности , самоопределения и ответственности. Очевидно резкое противоречие между ускоренным общим социальным развитием детей, связанным с условным приобщением к миру взрослых, и закрытыми для них возможностями реального социального функционирования и реальных личностно значимых путей социализации и индивидуализации.

В современных условиях появилось и качественно новое обстоятельство, значительно усложняющее процесс становления личности растущего человека, как уже говорилось, - лавинообразная , неуправляемая , неконтролируемая информация с кино-, телеэкранов и экрана монитора компьютера, страниц журналов и газет разного уровня достоинства и сомнительности. Весь специально подаваемый ребенку материал от учебных предметов до нравственных установок, как бы широк он ни был и как бы ни старались родители и преподаватели, находится в одном русле со значительно большим потоком этой свободной информации.

Современное детство значительно растянулось во времени , удлинилось в развитых странах за последние 100-130 лет на 1/3 - с 12 до 18-летнего рубежа. Одновременно происходит все более динамичное развитие внутри каждой ступени (стадии) детства.

Возникли серьезные проблемы нравственного воспитания : очевидные симпатии и доверие части детей к «новым ценностям» - прагматизму и индивидуализму на фоне настойчивых призывов быть конкурентноспособным и успешным, часто любой ценой; рост агрессивности , безнравственных поступков , случаев насилия по отношению к сверстникам, взрослым, педагогам. Агрессивность и нечуткое отношение к людям констатируют и зарубежные исследователи. Анализируя «мотивы все возрастающей жестокости школьников», современный японский исследователь С. Мураяма приходит к выводу: «Дети, совершившие жесточайшие преступления, ничем не отличались от сверстников: ни в семейном, ни в психологическом, ни в экономическом отношении - такие же, как все». Бесчеловечность их поступков он объясняет опустошенностью их внутреннего мира, потерей чувствительности к живому: это «люди с синдромами робота». Способствуют этому и многие современные игрушки - куклы Барби, монстры, зомби и т.п., создающие антигуманную игровую среду. Все это свидетельствует о необходимости разработки экологии детства , направленной на разработку путей решения проблем детства и создания для детей комфортной и благополучной среды обитания и жизнедеятельности.

Детство является социальным феноменом, но идея Детства свойственна далеко не каждому обществу. Нейл Постмен в своей книге «Исчезновение детства», ставшей бестселлером, зловеще-фаталистически предполагает, что если «идея детства» появилась на определенном этапе человеческой истории, то она может и исчезнуть. Нечто подобное уже происходит в современном мире. Исчезает детская одежда, детские игрушки и игры все больше носят ярко выраженный характер атрибутов и действий Мира Взрослых, причем не всегда лучших. Детские пороки и преступность мало чем отличаются от взрослых.

Четкое понимание всех очерченных проблем, их антрополого-педагогический анализ и осмысление направлены на поиск реальных путей решения проблем современного детства.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. В чем проявляется универсальность видения мира современными детьми и как это влияет на мир взрослых?
  • 2. Дайте характеристику и проиллюстрируйте примерами глубинные изменения современного детства.
  • 3. Обоснуйте пути нейтрализации отрицательных факторов интенсивного изменения детства.
  • 4. Я. Корчак сформулировал требования ребенка к взрослым. Как вы думаете , они соответствуют современным детям ? Обоснуйте свое мнение.

«Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.

Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших “побед”.

Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Пусть мои страхи и опасения нс вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Не давайте обещаний, которых вы не можете исполнить, это поколеблет мою веру в вас.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: “Я вас ненавижу”. Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Если вы мне говорите , что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, - я окажусь с прибылью.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что нс годен, то в будущем я вообще буду бояться что-то делать, даже зная, что это правильно.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.

Я чувствую , когда вам трудно и тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Когда вы доверяете мне - я буду доверять вам.

Никогда даже не намекайте , что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажите мне все с глазу на глаз.

Не беспокойтесь , что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

Будьте внимательны , когда в моей жизни наступает время большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение для меня может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам более критически и сравниваю ваши слова с вашими поступками.

Относитесь компе также , как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

Мне важно знать от вас , что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет».

Перечислены не все требования, названные Я. Корчаком. Какие еще требования может предъявить современный ребенок к взросльш ?

ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Несмотря на охват ребенка разнообразной воспитательной и образовательной деятельностью со стороны государства и семьи. В конце ХХ в. появился ряд научных работ в которых возникла проблема потери специфики детства – исчезновение специфических особенностей, различий детей, проявлений субъектности и самобытности каждой отдельного ребенка, того, что свойственно именно детству и выделяет мир детей от мира взрослых. Или их замена на различия подростковой субкультуры или культуры взрослых.

К признакам потери специфики детства можно отнести:

  1. Исчезновение определенных элементов детской субкультуры (детского фольклора, традиционных детских игр и т.п.) или замена их на элементы подростковой субкультуры и культуры взрослых. Это приводит к невозможности ребенка развиваться присущим ей способом.
  2. Преобладание у детей взрослых видов деятельности, исчезновения или недостаточный проявление собственно детских видов деятельности (катание на качелях, подвижных игр, живого общения со сверстниками, чтение детской литературы и т.д.). В результате чего теряется детская индивидуальность.
  3. Потеря детской инфраструктурой (детскими газетами, журналами, книгами, едой, фильмами, одеждой, игрушками, сферой развлечений и т.д.) ее сугубо детских особенностей, не учитывание в ней особенностей детского развития.
  4. Переориентация в формировании психической пола личности ребенка с четко фиксированной поло-ролевой модели на инверсионную модель (маскулинную для девушек и феминную для мальчиков).
  5. Снижение уровня когнитивного развития детей, их природной любознательности, желание читать и узнавать новое, особенно свойственно детям в период детства.
  6. Преждевременное взросления современных детей. В современных условиях детство все больше приближается и напоминает мир взрослых. И это может привести к тому, что сама социальность детства может быть разрушена.

Среди причин потери специфики детства можно назвать следующие:

– Разрушение институтов социализации (семьи и детской сообщества) и изменение способов передачи культуры: непосредственный способ (через взрослых и детей) и способ передачи через культурные орудия (книги, игрушки, произведения искусства) заменяются телеэкранными способами и телеэкранной социализацией;

– Либерализация половой морали и деморализация детской субкультуры взрослым сообществом. Из-за ослабления влияния семьи и внедрения унисексуальнои модели половой социализации дети меньше ориентируются на романтическую любовь, ценности семьи, а больше – на «сексапильность»;

– Противоречивое отношение к детству; игнорирование взрослыми всех аспектов детской жизни, кроме тех, которые, по их мнению, ведут к успеху;

– Наличие и широкое распространение медиа-среды. Телевидение и компьютер стирают границу между детством и взрослой жизнью, ведь они не требуют обучения для их понимания и не различают целевую аудиторию

– Раннее знакомство детей со взрослым информацией (пропаганда цинизма, сексуализации, культа денег, силы, вседозволенности). Которая сложно воспринимается ими, не отвечает уровню их развития, но укореняется в память детей. Это приводит к трансформации их системы ценности, усвоение «экранных» образцов поведения, критериев красоты и справедливости;

Причины потери специфики детства можно назвать следующие:

– Появление вещей для детей (индустрии развлечений, одежды, еды), но созданных как для взрослых. Дети постепенно лишаются детскости и все больше становятся похожими на маленьких взрослых. Их товары, развлечения все больше напоминают взрослые вещи, уничтожает детскую индивидуальность и самобытность;

– Демографический кризис и снижение многих показателей качества жизни детей по их физического, психического и нравственно-духовного здоровья гуманное отношение ребенка к предметному и социальному миру, субъективное психоэмоциональное благополучия, добра, оптимистичная картина мира детей;

– Возникновение общественных движений, выступающих против рождения детей, а также общественных движений. Которые стремятся уравнять в правах и возможностях детей и взрослых людей. Это приводит, с одной стороны, к нежеланию взрослых общаться с детьми и вообще иметь детей. А с другой стороны – к одностороннему воспитания (детям предоставляются права, но они не имеют обязанностей), что приводит к формированию безответственной личности;

– Ослабление игровых интерактивных форм совместной деятельности детей;

– Низкий уровень духовного развития людей, их низкая культура чтения, неразвитые и неразборчивые познавательные интересы.

Таким образом, современное детство находится под влиянием ряда факторов (разрушение семьи и детской сообщества, демографического кризиса, процессов информатизации и виртуализации, формирование потребительских моделей поведения, индустрии детства и т.д.) и др.. Это значительно меняет его специфику (исчезают элементы детской субкультуры и сугубо детские особенности в детских вещах, снижается уровень игровой активности и когнитивного развития детей и т. д.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема детства в современном мире

Луцева Ирина Юрьевна

Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"

Аннотация

детство взрослый взаимоотношение разрыв

В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ключевые слова: будущее, взросление., Детство, инновации, кризис детства, мир взрослых, общество

Детство - один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых - алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей - «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас - помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок - это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.

Библиографический список

Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf

Гайсина Г.И. Мир детства как социально - педагогическая проблема //Психолого - педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf

Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. -- М.: Гардарики, 2005. - 287 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е издние., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 456с.

Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -- 4-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2007. -- 384 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Три стадии детства. Основные различия детей и взрослых. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов: в Англии, Японии и на Руси. Особенности педагогического воздействия на детей в разные исторические периоды.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Государственная система социальной поддержки детей в КБР. Развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Социальная работа с детьми–сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная поддержка детей–инвалидов.

    реферат , добавлен 20.11.2007

    Понятие агентов социализации. Роль агентов социализации в процессе социализации детей и подростков. Соотношение сцен насилия и жестокости в детских и взрослых телевизионных передачах. Анкета по изучению влияния печатных изданий на социализацию ребенка.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2013

    Изучение семьи как социальной ячейки общества и ее современные проблемы. Ознакомление с типами взаимоотношений между родителями и детьми: диктат, опека, "невмешательство", сотрудничество. Рассмотрение особенностей воспитания в многодетных семьях.

    реферат , добавлен 21.02.2010

    Рассмотрение историографии и современного состояния исследований социальной помощи детям. Государственные концепции помощи беспризорным детям в России в разные исторические периоды. Значение исторического опыта для современной социальной педагогики.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Мезо- и микрофакторы социализации детей и молодежи в условиях современного общества. Специфика социально-педагогической поддержки в образовательных учреждениях. Профилактика девиантного поведения, алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Молодежь как особая социально-демографическая группа в условиях трансформаций общества. Генезис общества риска как результат информатизационных и модернизационных процессов в РФ. Социальные ожидания взрослых в отношении молодежи как социальная проблема.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2013

    Теория социализации в современном обществоведении. Роль семьи в системе институтов социализации детей. Особенности развития детей в неполной семье, проблемы их адаптации в обществе. Экономическое положение неполной семьи как фактор социализации детей.

    реферат , добавлен 05.05.2015

    История усыновления детей в России и существующие формы устройства сирот. Определение понятия приемной семьи, рассмотрение порядка ее образования и причины, побуждающие людей к воспитанию чужих детей. Изучение проблемы усыновления в Ярославской области.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2010

    Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России. Детский дом как форма устройства детей-сирот. Адаптация детей в детском доме.