Дидактическая игра цветы. Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей. Рассказы о луговых и полевых цветах в картинках для детей

Екатерина Арестова
Дидактическая игра «Цветы»

Дидактическая игра "Цветы ".

Цель : закреплять названия и внешние признаки цветов , развивать умение описывать растения двумя-тремя предложениями, развивать связную речь, память, мышление. Формировать представление о многолетних цветах и о цветах однолетниках . Закрепить умение ухаживать за растениями, воспитывать любовь к природе.

Ход игры:

Дети рассматривают цветы называют цвет , форму лепестка, их особенности, где растут, как собираются семена. Также можно составлять букет, составление с детьми загадок по картинкам о каждом из цветов .

Также можно использовать материал, для игры "Магазин цветов ".

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы , но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок . Например : «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие , красивые, нежные, фиолетового цвета ».

Публикации по теме:

Наконец-то с погожими деньками пришло теплое, солнечное лето. Наступила долгожданная пора летних отпусков. А это значит, что больше времени.

Дидактическая игра «Цветы и бабочка» Цель игры: Формирование умения выяснить, в какой из групп больше, меньше предмеов. Совершенствование навыка ориентировки на плоскости. Возраст.

Доброго дня суток, дорогие коллеги! Сегодня, Вашему вниманию я представляю мастер класс изготовления дидактической игры для детей младшего.

Дидактическая игра «Красивые цветы»

Цель: формирование навыков количественного и порядкового счета. Задачи: - упражнять детей в количественном и порядковом счете, закрепить.

Дидактическая игра по познавательному развитию детей в младшей группе «Волшебные колечки» Цель: закрепить представления о четырех основных цветах, способствовать развитию памяти, мышления, логики и мелкой моторики рук. Дидактический.

Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Игра создана на основе уже неиспользуемых лазерных дисков, на которые нанесено изображение трех видов дидактических фигур. Фигуры изображены.

Занятие по развитию речи на тему «Цветы» проводилось с детьми в возрасте 6-7 лет. Занятие органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме. На занятии обучение было построено как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы»

  • развитие общих речевых навыков.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.
  • Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Обучающие:

  • Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают).
  • Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
  • Совершенствовать навык звукослогового анализа слов.
  • Упражнять детей в образовании множественного числа слов.

Ход занятия

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой на занятие.

Ребята, посмотрите на меня. Я постараюсь по вашим лицам определить, какое у вас сегодня настроение. Вижу, что у большинства оно хорошее, веселое. У меня сегодня тоже веселое настроение. Давайте же передадим наше веселое настроение друг другу. Посмотрите на того, кто стоит рядом с вами, улыбнитесь ему и мысленно пожелайте что-нибудь хорошее.

2. Развитие слухового внимания.

Я хочу вам сегодня рассказать одну очень интересную историю, которую я случайно подслушала. Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень.)

(Рассказ о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк с использование слайд-шоу)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.

Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…

Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.

Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые красивые)

ВЫВОД: Ребята, во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.

3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.

Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О цветах)

Правильно, сегодня мы будем говорить о цветах.

Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)

И что же было главным из подарков для наших мам, бабушек? (Цветы)

А какие цветы вы дарили своим мамам, бабушкам?

А как мы назовем эти цветы одним словом? (Садовые)

Где растут садовые цветы? (В саду, на клумбах, в теплицах, оранжереях.)

Назовите, какие еще садовые цветы вы знаете. (Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.)

Кто ухаживает за цветами в саду? (Садовник)

А есть еще полевые, луговые цветы. Как вы думаете где они растут полевые, лесные цветы? (В поле, в лесу.)

Назовите полевые, лесные цветы. (Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.)

Какую пользу приносят цветы? (Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.)

Ребята, вы знаете, что некоторые цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга? (Книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.)

Правильно. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы? (В группе растут комнатные цветы.)

Почему они так называются? (Эти цветы растут в помещении.)

Как мы ухаживаем за цветами? (Поливаем, рыхлим землю, стираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.)

4. Развитие зрительного восприятия.

Каждый цветок, как и все предметы, состоит из частей.

Игра «Назови части цветка»

Мне сейчас нужен будет помощник. И это будет…

(Ребенок выходит к доске и собирает цветок по частям)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень).

Что идет после корня? (Стебель)

А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок)

И остались?… (Лепестки)

Какой цветок у нас получился? (Мак)

5. Развитие звуко-слогового анализа (индивидуальная работа).

Сколько звуков в слове «мак»? (3)

Назови первый звук в слове «мак». (Звук [М])

Какой второй звук в слове «мак»? (Звук [А])

Какой звук мы слышим в конце слова «мак»? (Звук [К])

А сколько слогов в слове «мак»?

А как мы изменим слово «мак», чтобы у нас получилось два слога? (Маки)

6. Развитие логического мышления.

Игра «Сложи цветок».

Для того, чтобы продолжить знакомство с цветами, мы должны разбиться на группы. У каждой группы будет свой конверт.

Достаньте содержимое конверта и постарайтесь сложить части так, чтобы получилась картинка.

Как называются цветы, которые у вас получились? (Роза, астра, колокольчик, тюльпан)

Какой цветок лишний? (Колокольчик) Почему? (Все цветы садовые, а колокольчик — луговой)

7. Развитие атрибутивного словаря, пальчиковой моторики.

Цветы, как и люди, очень любят, когда им говорят комплименты.

Игра «Какие цветы? (игра с прищепками)

Давайте скажем, какие цветы у нас? На каждый комплимент прицепляем прищепку.

Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пестрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.

На какой цветок похоже? (На ромашку)

8. Развитие слухового внимания.

Игра «Доскажи словечко».

Много цветов мы сегодня уже назвали. Но есть и такие, которые мы знаем, но еще сегодня не вспоминали. Я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Готовы?

Логопед читает загадки, дети хором добавляют последнее слово. На доске вывешиваются картинки-отгадки.

Как зовут меня, скажи.

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василек)

Золотой и молодой,

За неделю стал седой.

А денёчка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший … (одуванчик)

Цветики - корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша… (ромашка)

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В тонких веточках… (мимоза)

В лепестки, как в плащ атласный,

Спрятался цветок прекрасный.

Не раскроется никак

В огороде красный… (мак)

Весной от снега очищаются
И хвоя, и валежник.

И первым появляется
В проталине …(подснежник)

9. Развитие общей моторики.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

10. Развитие зрительного внимания.

Игра «Что изменилось?»

Посмотрите на картинки и запомните их. Закрываем глазки, считаем хором до пяти и открываем. Что изменилось?

11. Развитие словарного запаса.

Ребята, посмотрите еще раз на наши цветы. И скажите, какие из них мы можем уже скоро увидеть. (Одуванчик, мимозу, подснежник)

Правильно. Это первые весенние цветы. А еще их называют первоцветами.

12. Развитие математических способностей, слухового внимания.

Про цветы написано много песен, рассказов, стихов. А я хочу с вами порешать задачки о цветах.

1. Три ромашки – желтоглазки
Два веселых василька
Подарили маме дети
Сколько же цветов в букете? (пять)

2. У этого цветка
Четыре лепестка
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь)

3. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша,
Кто тут может сосчитать
Сколько будет два и пять? (семь)

13. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Один — много»

Вы же знаете, что цветы не растут по одному. Предлагаю вам поиграть в игру «Один — много». Я называю цветок, а вы должны сказать, как мы скажем, когда их много.

Ромашка – ромашки
Василек – васильки
Мак – маки
Лилия – лилии
Одуванчик – одуванчики
Роза – розы
Подснежник – подснежники
Ландыш – ландыши
Нарцисс — нарциссы

14. Итог занятия.

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Наполняет его приятным ароматом. Дарит радость)

В чем - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы)

Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Какими цветами лучше любоваться? (Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе)

Дополнительный материал

1. Развитие общих речевых навыков.

Вырастут у Розы, в огороде розы.
Розовые, красные, все цветочки разные!

2. Развитие графомоторных навыков.

Игра «Соедини по точкам»

Соколовская Н.П.,
учитель-логопед

г. Майкоп 2017 г.

Картотека игр по теме «Цветы»

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр (подвижных, дидактических, пальчиковых, речевых) по теме "Цветы". Игры взяла на заметку в различных источниках, оформила на карточки. В нужную минуту они всегда под рукой. Игры помогут детям запомнить названия цветов, места их произрастания, научат составлению описательных рассказов, научат любить и беречь природу.

СОБЕРИ БУКЕТ (подвижная)

Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.

НЕЗАБУДКА (подвижная)

Выбирается «незабудка» и водящий. Остальные дети – цветы, им раздаются по одной карточке с изображением какого-либо цветка. «Цветы» разбегаются по всей комнате. Водящий выбирает три цветка, ставит детей в одну линию и произносит: «Всем цветам всегда я рад. Посажу цветочки в ряд. Мак, ромашка, василек (или другие три цветка)». Водящий ставит цветы в определенной последовательности. Далее три выбранных «цветка» «теряются» среди других. «Незабудка» должна найти их, поставить в нужном порядке и назвать.

ЦВЕТЫ-МЕДОНОСЫ (дидактическая)

Выбираются «пчелы», им раздаются игрушечные ведерки. Остальным детям раздаются карточки с изображением цветов-медоносов (одуванчик, иван-чай, василек, клевер) и простых цветов (ромашка, колокольчик, ландыш).

Ведущий (взрослый) еще раз проговаривает названия всех цветов, обращает внимание детей на то, какие из них являются медоносами, Затем ведущий произносит: «Пчелы, пчелы, на лужок! Собирайте свой медок!» «Пчелы берут у детей карточки цветов-медоносов, называют их и кладут в ведерки. Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

КУЗНЕЧИКИ. ТРАВЫ, БАБОЧКИ, ЦВЕТЫ (подвижная)

Дети делятся на кузнечиков, бабочек, цветы, травы и репетируют роли: кузнечики- прыгают, травы- приседают, бабочки- машут руками, цветы складывают ладони, как чашечки цветов. Ведущий (взрослый) произносит слова: «Начинается игра, просыпаться всем пора». Дети превращаются в обитателей луга и выполняют свои движения. Затем ведущий говорит: «Солнце скрылось до утра, на лугу всем спать пора». Дети приседают и «засыпают». Затем дети выбирают себе другие роли, и игра повторяется

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЦВЕТОВ

Дети становятся цветами. Сначала они делают гимнастику для «корешков»: Топают ножками, приседают, поднимают ножки вперед. Затем гимнастику для «стебельков»: вытягивают руки к небу, раскачиваются на ветерке, наклоняются, приветствуя добрых путников. Дальше «цветочки»делают гимнастику для «листиков»: опускают и поднимают руки, наклоняют руки вправо-влево, хлопают в ладоши. И, наконец, делают гимнастику для «цветочков»:раскрывают и закрывают ладошки, делают «фонарики» сжимают и разжимают пальцы.

КТО БЫСТРЕЕ ВЫЛОЖИТ ЦВЕТОК. (подвижная)

Дети делятся на 2 равные команды. На полу выкладываются 2 ромашки из лепестков. (лепестков должно быть столько, сколько детей в команде). Командам предлагается перенести цветы на определенное расстояние (5-7 метров) и выложить лепестки вокруг приготовленных серединок. Команды стоят за линией. Каждый участник может взять только один лепесток Игрок начинает движение после того, как предыдущий игрок хлопнет его по руке. Выигрывает та команда, которая раньше соберет цветок.

КОЛОКОЛЬЧИК (музыкально-дидактическая)

Водящий выходит из комнаты. Остальные дети прячут цветок колокольчик (картинку с изображением цветка) в группе, берут звоночки-колокольчики, приглашают водящего и начинают звонить в колокольчики. Водящий ищет цветок. Чем ближе к цветку подходит водящий, тем громче начинают звонить дети- так они подсказывают водящему, где нужно искать колокольчик.

ЖИВАЯ КЛУМБА. (малой подвижности)

Дети становятся цветами: иван- чаем, зверобоем, клевером. Обратите внимание детей, что иван- чай среди этих цветов самый высокий. Дети, изображающие иван- чай, встают в центр круга и поднимают руки вверх. Зверобой- средний по высоте цветок. Дети, изображающие зверобой, встают во круг высоких цветов и идут по кругу, взявшись за руки. Клевер низкий- дети образуют второй круг: окружают «иван- чай» и приседают. На слова ведущего: раз, два, три, клумба, замри!»- дети замирают.

«НАЙДИ ПАРУ» (дидактическая)

Карточки с изображением разных цветов разрезаются пополам, детям раздаются по одной половинке цветка. Дети ищут свою половинку. Выигрывает та пара, которая первая составит цветок из 2 половинок.

ЦВЕТЫ (пальчиковая)

Наши алые цветки распускают лепестки.

(раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются вправо- влево)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(потихоньку пошевелить пальчиками)

Наши алые цветки, закрывают лепестки,

(сомкнуть пальцы вместе в бутон)

Тихо засыпают, головками качают.

(кисти рук опустить вниз, круговые движения кистями рук).

ДОГОНИ ЦВЕТОК

Каждый играющий выбирает себе название какого- нибудь цветка. Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например, «Роза» начинает игру: вызывает какой-нибудь цветок, например, «Мак». «Мак» бежит, а «Роза» его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он произносит название какого-нибудь другого цветка, убегает следующий цветок. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя придумывать повторно одно и то же название цветка.

РАЗМИНКА

Чтобы нам цветов нарвать

Нужно дружно приседать.

Маки, васильки срываем и букеты составляем.

НА ЛУЖАЙКЕ (подвижная)

На лужайке по ромашкам (можно менять название цветов)

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу,

Тихо по ветру качаюсь, низко- низко наклоняюсь (действия выполняются по тексту).

1-2-3- ВЫРОСЛИ ЦВЕТЫ (разминка)

(дети присели, имитируя нераскрывшиеся бутоны цветов).

1-2-3- выросли цветы!

(дети поднимаются медленно, вытягивают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальчиками – бутоны раскрылись).

К солнцу потянулись высоко (на носочки)

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки покачал (ребенок «ветер» пробегает среди детей)

Влево качнулись- низко пригнулись,

Вправо качнулись- низко пригнулись (движения по тексту)

Ветерок, убегай!

Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость принесут! («ветерок» убегает)

ЦВЕТОК (пальчиковая)

Утром рано он закрыт

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки - красоту их вижу!

К вечеру цветок опять закрывает венчик.

И теперь он будет спать до утра, как птенчик.

(действия можно обсудить с детьми и выполнять по их желанию)

ПЧЕЛКИ И ЖУКИ (пальчиковая)

Я – веселый майский жук,

Знаю все сады вокруг. (вариант: цветы вокруг)

Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-Жу (вариант: и с цветочками дружу)

(сжимают кулачки, указательный палец и мизинец разводят в стороны и шевелят ими «усы»).

Пчелка села на цветок, пьет она душистый сок.

(вытягивают указательный палец правой руки и вращают им, затем то же самое – пальцем левой руки).

«ПОДУЙ НА ОДУВАНЧИК» (дыхательная)

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок- закачался наш цветок.

Сильный ветер дует- лепестки волнует.

(дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом, на него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

(затем дуют на ватку - «одуванчик» не раздувая щек).

ОДУВАНЧИК (разминка)

Одуванчик, одуванчик! (приседают, медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (разбегаются)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (проговаривают ш-ш-ш)

Одуванчика тычинки разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом).

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД «ЦВЕТОК»

Дети-«семена» занимают места на коврике, сидя на коленях, спрятав голову.

Ведущий (взрослый) ходит между ними, задевая каждого, произносит: «Сажу

бархатцы (или другой цветок, предложенный детьми) .Присыпаю семена землей, поливаю водой (выполняет соответствующие действия, рыхлю (гладит детей по спинкам).

Растите, бархатцы, мне на радость, соседям на зависть (можно поговорку о труде).

После «полива», «рыхления», дети изображают как прорастает корешок, появляются листочки, вырастает стебелек. Дети выпрямляются, показывают, как ветерок качает цветы, наклоняет, как они поворачиваются к солнышку.

СОБЕРИ БУКЕТ (дидактическая)

Обращается внимание детей на отдельные элементы цветов, сообщается, что ветер сорвал все лепестки с цветов. Цветы нужно собрать и оживить (по основным цветам спектра).

КАКОЙ ЦВЕТОК ЛИШНИЙ (речевая)

Ведущий называет цветы, растущие на клумбе и среди их один луговой.

Ребенок должен назвать, какой цветок лишний по месту произрастания.

Также – среди луговых цветов найти садовый.

Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ САДОВЫХ (ЛУГОВЫХ) ЦВЕТОВ).

Ребенок перечисляет цветы:

колокольчик-раз, василек- два, незабудка-три и др.

ЦВЕТОЧНЫЙ МАГАЗИН (по мнемотаблицам)

Ребенок приходит в «магазин», называет характерные особенности цветка, дает описание внешнего вида, называет место произрастания цветка.

ПОСЧИТАЕМ ЦВЕТЫ (речевая)

Один тюльпан, два тюльпана, три тюльпана и далее.

НАЗОВИ КАКОЕ? (речевая)

Поле, где растут васильки –васильковое

Поле, где растут ромашки – ромашковое

Глаза цвета фиалок - фиалковые

Глаза цвета незабудок - незабудковые

Мед из клевера – клеверный

Аромат ландыша – ландышевый и др.

ПОСАДИ ЦВЕТОК (дидактическая)

На листе изображена клумба, поле (посередине). По краям листа различные цветы (в зависимости от знаний детей).

Детям предлагается соединительной линией указать место произрастания.

СОБЕРИ ЦВЕТОК (дидактическая).

Разрезать открытку с изображением цветка и предложить ребенку собрать ее, дать название цветку, указать, где он растет.

РАСПУСКАЮТСЯ ЦВЕТЫ НЕБЫВАЛОЙ КРАСОТЫ (познавательно-исследовательская)

Дети по шаблону вырезают себе цветок (или получают готовый, закручивают у него лепесточки, опускают в воду, наблюдают, как цветок «распускается»

ЖЕЛТЫЙ, БЕЛЫЙ, СИНИЙ (речевая)

Детям предлагается перечислить цветы определенного цвета:

Красные-прекрасные,

Белые - нежные,

Желтые – солнечные,

Синие - небесные (или варианты детей).

РАЗ, ДВА, ТРИ – К ЦВЕТОЧКУ БЕГИ (подвижная)

При знакомстве малышей с полевыми цветами предлагается:

Дети, вы - пчелки, вам нужно лететь к названному цветочку:

1, 2, 3, к ромашке лети, 1,2,3, к колокольчику лети …

Детям можно предложить изготовленных из киндеров пчелок или надеть шапочки.

Цветы – карточки или искусственные раскладываются на «полянке».

Также роль цветов могут выполнять дети в изготовленных родителями шапочках – цветах.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:

«Садовые и полевые цветы»

Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.

ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева

с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна

Москва, 2017 г.

Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи :

- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.

- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.

-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.

Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.

Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)

1. Организационный момент, сообщение темы занятия:

У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)

*Постучалось к нам в окошко

Лето красное с лукошком.

Что в нем спряталось, ребятки?

Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!)

Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца:

Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белого лучи.

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.

Одуванчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет.

Колокольчик!

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку.

Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку)

Про какие цветы были загадки?

Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют.

А какие ещё цветы вы знаете?

Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут.

Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили!

Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами.

2. Основная часть:

Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек.

Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков.

Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков.

Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков.

Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз.

Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске?

Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов.

Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет?

Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые.

Какие же вы внимательные! Молодцы!

Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах.

Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз!

Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»

Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».

Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом?

Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым?

Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут.

Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты

из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух

слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех.

Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает.

Логопед показывает картинку:

Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей.

Логопед показывает следующую картинку:

Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками.

Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком.

Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками.

Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка.

Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками.

Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками.

Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них?

Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные.

Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам!

Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные.

Давайте отделим садовые от полевых.

Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему?

В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний.

Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер)

Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые.

В третьей? (ромашка, василёк, лилия)

В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя.

А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик)

В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые.

Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых!

Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе?

Нет… Они всё равно скоро завянут.

Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит?

Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и

питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут.

Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать.

А вы знаете, какие ещё части есть у цветка?

Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон.

Давайте вместе покажем ручками части цветочков:

*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми)

стебель и

На стебельке

листочки,

А в бутоне есть

тычинки и

много лепесточков.

Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз)

Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов)

Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами

К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки»

Акцент на «бутон»

Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы

Открытыми ладонями показать «лепесточки»

Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы!

Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок.

*Спрятались цветочки в маленьком лукошке

Надо посадить их в клумбе под окошком!

Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать.

Я посадил на клумбу розу.

Я посадил на клумбу пион.

Я посадил на клумбу нарцисс.

Я посадил на клумбу лилию.

Я посадил на клумбу флокс.

Я посадил на клумбу тюльпан.

Я посадил на клумбу астру.

Я посадил на клумбу гладиолус.

Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар.

А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали?

Цветы надо полить.

Упражнение для развитие общей моторики

Логопед говорит и делает вместе с детьми:

Я цветок, ты - лейка

Ты меня полей ка!

Показывают руками на себя, потом в сторону

Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы.

При повторе упражнения меняют руки

Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом?

Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов:

(Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные))

схема для слова «полевые»

Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах?

Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая.

Молодцы, верно догадались!

А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами?

Садовод, садовник.

Цели:

Дать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе.
Обогатить словарь детей по теме «цветы».
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах.
Упражнять в умении располагать предметы в пространстве (край, середина, в углу, в ряд, по кругу).
Совершенствовать навыки счета.
Упражнять в лепке, наклеивании, рисовании пальчиками.
Учить детей внимательно рассматривать и обследовать объект наблюдения.
Развивать умение повторять движения за воспитателем, согласовывать движения и слова песни.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.
Учить детей выполнять коллективную работу.

Оборудование:

Живые цветы в вазе.
Искусственные цветы, пшено, лопатки, грабли, лейки, лотки-клумбы.
Объемные цветы одуванчика, сделанные из цветных салфеток.
Картинка-фон с изображением клумб в виде круга, квадрата, прямоугольника; тканевые цветы.
Картинка-фон с цветами с лепестками в виде геометрических фигур (одного лепестка не хватает), вырезанные из цветного картона лепестки и листья этих цветов.
Разноцветные прищепки, палочки от воздушных шаров.
Вырезанные из яичной клетки части из четырех секций с отверстиями в вершинах, каждая секция закрашена в отдельный цвет, искусственные цветы с лепестками тех же цветов.
Картина-заготовка для пальчикового рисования с тучкой, капельками и цветами, пальчиковые краски, влажные салфетки.
Картинка-фон с изображением цветов без стеблей, счетные палочки.
Листы бумаги, клей, детали аппликации: ваза, цветок.
Соленое тесто зеленого цвета, макаронные изделия в виде цветов, покрашенные в разные цвета.
Пуговицы разных цветов двух размеров, картинка с изображением цветов с кругами, соответствующего цвета и размера.
Картинка-заготовка с изображением неба и земли, пластилин, цветы-пайетки.
Аудиозаписи: «Лютики-ромашки» Железнова.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Наблюдение за цветами в вазе

Посмотрите, что стоит в вазе? В вазе стоят цветы. Посмотрите, какие у цветов лепестки, стебли, листья. Подойдите и понюхайте аромат цветов.

Дыхательная гимнастика «Одуванчик»

Подуйте на одуванчик так, чтобы зашевелились его лепестки, но старайтесь не надувать щеки.

Дидактическая игра «Рассади цветы на клумбах»

На эти клумбы будем сажать цветы. Посмотрите и скажите, на какие геометрические фигуры похожи эти клумбы?
Вот клумба в виде круга, а вот клумба похожая на прямоугольник, а эта клумба квадратная.
Посадите в середине каждой клумбы по одному цветочку.
На круглой клумбе можно рассадить цветы по-кругу. На прямоугольной - в ряд. А на квадратной клумбе посадите цветы - в углах.

Дидактическая игра «Подбери цветку листок и лепесток»

Рассмотрите внимательно эти цветы. Покажите цветок с круглыми лепестками (квадратными, треугольными, овальными). С каждого цветка упал один лепесток. Положите лепестки на место на их цветки с такими же лепестками.
А теперь к стеблю приложите листочки зеленого цвета.

Игра с прищепками «Цветы»

Прикрепите прищепки к серединке цветка.

Дидактическая игра «Посади цветы»

Вам нужно посадить цветок в ямку того же цвета, что и лепестки у цветка.

Рисование «Дождик лей-лей-лей, вырастут цветы скорей!»

Дети рисуют пальчиками капельки и серединки цветов.

Музыкально-динамическая пауза «Лютики-ромашки»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту и показу взрослого.

Упражнение с палочками «Стебли цветов»

Выложите палочки вместо стеблей цветов. Найдите и покажите одинаковые цветы.

Аппликация «Цветы в вазе»

Наклейте вазу, а в ней пусть будет стоять красивый цветок. Сколько цветов в вазе? Один цветок.

Динамическая пауза «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Дети сидят на корточках)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Встать на ноги, потянуться, поднять руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Махи руками, покачивание туловища)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны)
А потом опять встают
И по прежнему цветут.
(Встать на ноги, повороты туловища влево-вправо)

Игра с пуговицами «Цветы»

Разложите пуговицы на круги подходящего цвета и размера.

Пальчиковая гимнастика «Цветочек»

Как у деток маленьких
Есть цветочек аленький,
(Сложить пальцы одной руки щепотью)

А его лепестки -
Это пальцы у руки.
(Раскрыть ладонь, развести пальцы в стороны)

Раз, два, три, четыре, пять -
Учимся сейчас считать.
(Перебирать пальцы другой рукой)

Лепка барельефная «Красивые цветы»

Отрывайте кусочки от пластилина, прикладывайте их к картинке, сверху на пластилин положите цветок и крепко прижмите пальцем.

Ручной труд «Клумба»

Из соленого теста дети делают лепешку-клумбу и вдавливают-сажают цветы-макаронные изделия.
- Сколько красных цветов? Один. Сколько желтых цветов? Два. Сколько оранжевых цветов? Три.

Коллективное упражнение «Устраиваем клумбу»

Дети насыпают пшено в лоток лопатками, разравнивают граблями и втыкают в крупу искусственные цветы. Затем поливают из лейки (имитация).