Доктор комаровский о том, что делать с капризным ребенком. Как бороться с детскими истериками? Что нужно знать чутким родителям

По достижении ребенком возраста 3 лет, многие родители сталкиваются с проблемой, о которой не знали раньше – частые . Незнание и непонимание причин истерического поведения детей, а также тупик, как вести себя в такие моменты и прекратить пугающее поведение малыша – становится причиной паники многих мам и пап. Советы психолога помогут разобраться, в чем причина такого поведения у детей 3 лет, как бороться с истериками и предотвратить их в дальнейшем.

В воспитании такого ребенка родителям нужно запастись терпением, постоянно хвалить его, обнимать и ласкать, общаться на равных, выслушивать и привлекать к выполнению домашних обязанностей.

Сильный

Процессы возбуждения и торможения в мозге у таких детей уравновешены. Ребенок с сильным типом нервной системы практически всегда бодр и весел, легко общается с окружающими, а для появления истерического поведения ему нужен весомый повод.

Конфликтные ситуации с родителями и сверстниками у таких деток возникают крайне редко, они хорошо спят и кушают, охотно занимаются в различных кружках, но часто меняют увлечения, поскольку разобравшись в чем-то, они тут же теряют интерес к старому хобби. Отрицательные моменты в характере таких детей – это непостоянство, частое нарушений своих обещаний, трудности в соблюдении распорядка дня.

Неуравновешенный

Процессы возбуждения нервной системы такого ребенка в мозге преобладают над процессами торможения, поэтому он вспыльчивый, легковозбудимый и эмоционально неустойчивый. Ребенка могут ввести в состояние возбуждения новая игрушка или яркое событие. Поэтому такие детки плохо и некрепко спят, часто просыпаются и плачут по ночам.

В кругу сверстников неуравновешенный ребенок пытается захватить лидерство, быть в центре внимания и событий. Такие малыши не умеют доводить начатое до конца. Занимаясь каким-либо делом, они не выносят даже малейшей критики, могут вспылить, бросить все и уйти, при этом разозлившись и проявляя агрессию. Родителям таких детей можно посоветовать быть более гибкими и терпеливыми, учить малыша доводить все дела до конца, быть сдержанным и обязательным.

Медлительный

Такой тип нервной системы характеризуется замедленным возбуждением и преобладанием процесса торможения. Дети с медлительным типом нервной системы с рождения хорошо кушают и спят, они спокойны, могут долгое время находиться в одиночестве и не страдать от этого, самостоятельно находя себе развлечения.

Родители таких детей часто удивляются их сдержанности, рассудительности и предсказуемости. Ребенок медлителен, доводит любое начатое дело до завершения и не любит резкой смены обстановки. Он сдержан в эмоциях, поэтому родителям часто тяжело понять его настроение. Совет – побуждать чадо к активным действиям, развивающим двигательную и речевую активность.

Дети со слабым и неуравновешенным типами нервной системы наиболее склонны к истерикам в возрасте 3 лет. Чтобы исключить патологии и врожденные заболевания нервной системы, родителям рекомендуется показать малыша детскому неврологу.

Причины

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется потребностей и желаний, которые не всегда поддерживают родители. Именно в 3-летнем возрасте ребенок начинает бурно проявлять эмоции и отвечать на запреты истериками.

Нужно знать об основных факторах, вызывающих бурный, истерический протест у детей:

Даже если родители установят истинную причину частых истерик у своего ребенка в возрасте 3 лет, они должны понимать, что эмоциональная сфера малыша недостаточно развита для того, чтобы вовремя остановиться и подавить бурю волнений. Ребенок не может контролировать свои эмоции, он не капризничает нарочно, но любое недопонимание или провоцирующий фактор способен вызвать капризы, перерастающие в истерические припадки.

Основное отличие истерики от капризов у ребенка в том, что капризничать малыш начинает осознанно. С помощью капризов маленький манипулятор пытается добиться своего, он может топать ногами, кричать и бросаться предметами, но контролирует себя, продолжая манипуляции до того момента, как получит желаемое или его накажут.

Истерика происходит у ребенка непроизвольно, эмоции вызывают целую бурю негодования, в состоянии припадка ребенок бьется головой о стены и пол, кричит, рыдает, многие дети склонны к появлению судорожного синдрома во время истерики. Свое название «истерический мост» такие судороги приобрели из-за позы ребенка – во время истерики он выгибается дугой.

Стадии истерик

Детские истерические припадки характеризуются следующей стадийностью:

  1. Крики. Это начальная стадия истерики, ребенок перестает слышать кого-либо, он громко кричит, пугая родителей, при этом никаких требований не выдвигает.
  2. Двигательное возбуждение. Проявляется паданием на пол, битьем головой о предметы, вырыванием волос и т.д. Малыш не чувствует болезненных ощущений в момент этой стадии истерики.
  3. Рыдания – ребенок плачет громко, навзрыд и без остановки долгое время. Весь его вид выражает обиду и недовольство. Поскольку ребенку тяжело справиться с эмоциями, после стадии рыданий, он будет долго всхлипывать, а эмоциональное состояние можно охарактеризовать как опустошенность. После истерики малыш может уснуть в дневное время, ночной сон будет неглубоким и прерывистым.

Бороться с истерикой можно на начальной стадии – стадии криков. Если же ребенок перешагнул 2 или 3 стадию – разговоры и попытки успокоить обычно не приносят результатов.

Как прекратить приступ

Многих неопытных родителей, впервые столкнувшихся с подобной ситуацией, интересует, как быстрее прекратить истерику у ребенка в возрасте 3 лет. Знаменитый педиатр Комаровский утверждает, что тактика поведения в период припадка должна быть следующей:

Не стоит шлепать по попе, кричать на ребенка и отчитывать его за плохое поведение во время истерики. Он все равно ничего не поймет, это только усилит взрыв эмоций. Тактика разговоров сработает только после окончания припадка. Если ребенок истерит в период поступления в детский сад, и никак не желает расставаться с матерью – не нужно долго держать его на руках и прощаться, рекомендуется оставить ребенка с воспитателем и быстрее уйти. Так время детской истерики сократится.

Истерики по ночам

Многие родители замечают, что кроха стал устраивать ночные истерики в возрасте з лет, которых не наблюдалось раньше. Малыш просыпается ночью, кричит, отказывается пить или идти на горшок, а зачастую мать даже не может понять, спит ребенок во время крика или находится в сознании.

Причин может быть несколько:

Чтобы наладить ночной сон и предотвратить истерики, нужно разобраться с причинами, провоцирующими их. Не лишним будет показать малыша детскому психологу.

Профилактика

Теперь осталось разобраться, как бороться с истериками у ребенка 3 лет, чтобы снизить их частоту и уровень эмоций во время приступов. Рекомендуется принять следующие меры:

Непосредственно после окончания истерического приступа нужно обнимать ребенка и стараться объяснять ему, что мама огорчена таким поведением (но не самим ребенком!). Малыш должен понимать, что родители хотят гордиться своим чадом, а таким некрасивым поведением гордиться невозможно. Немаловажно, чтобы ребенок понимал, что мама все равно его любит, несмотря на его плохое поведение и стремился свести капризы к минимуму.

Полностью предотвратить развитие истерик у малыша в возрасте 3 лет невозможно, этот этап эмоционального созревания должен пережить каждый ребенок. Но снизить частоту приступов можно, уделяя ему должное внимание, считаясь с его мнением и обучая его терпению и самоконтролю.

Многое зависит от поведения родителей – они должны быть внимательным к ребенку, и при малейших отклонениях от нормы (тяжелых приступах, прекращении дыхания во время истерики, судорожном синдроме), обратиться к детскому неврологу и психологу.

Содержание статьи:

В 2 – 2.5 года у детей начинается переходной возраст. Тогда малыши отрицают очевидные вещи, спорят со взрослыми по любому поводу. Именно с 2 до 3 лет мамы и папы слышат фразы: «нет», «не хочу», «не буду» и т. д. Это тяжелый период для детей, поэтому не стоит на них давить, ведь это важный период их эмоционального развития.

Чтобы справиться с ребенком и деликатно побороть вспышки упрямства, родители должны научиться контролировать себя. Нужно дать крохе немного больше свободы, развивать в нем самостоятельность, но в то же время разработать четкую систему запретов. Важно проявлять терпение, постараться понять проблемы крохи, чтобы вместе пережить этот сложный период.

Проблемы упрямого возраста

С 2 до 3 лет начинается «кризис трех лет». Ребенок в этом возрасте старается отделить собственное «я» от мамы. Его речь еще недостаточно развита, поэтому для проявления эмоций кроха использует крик, слезы, истерики на полу и т. д. Когда капризы повторяются все чаще, нужно перестроить систему взаимоотношений в семье, корректировать методы воспитания.

Ближе к 4 годам ребенок начинает осознавать свою самостоятельность, у него появляются любимые занятия, блюда, вещи и т. д. Дети в 4 года посещают детский сад, умеют выражать свои желания с помощью речи, поэтому реже капризничают.

Нередко случается так, что вспышки упрямства – это отображение модели поведения в семье. Чтобы этого избежать, нельзя вовлекать ребенка во взрослые конфликты. Если истерики не прекращаются в 4 года, то это веский повод обратиться к детскому психологу или невропатологу.

Причины капризов

Иногда родители сами провоцируют детские истерики. Например, если мама спешит, а ребенок плачет, то она обещает ему купить все, что он пожелает или одеть любимые вещи. Тогда кроха понимает, что с помощью криков и слез можно добиться многого и пользуется этим преимуществом.

Чтобы решить проблему, нужно понять ее происхождение. Иногда ребенок капризничает, потому что требования родителей к нему завышены. Тогда малыш действительно не понимает, как ему выполнить то или иное требование.

Психологи выделили основные причины возникновения вспышек упрямства у малышей 2 – 3 лет:

Проверка на прочность . Если кроха заметил, что его капризы пугают родителей, то повторяет их опять и опять. Так он проверяет, какой будет реакция мамы и папы на новые выходки, например, выворачивание супа на стол, разбрасывание игрушек и т. д. То есть он проверяет авторитет взрослых, и пытается понять, насколько серьезны их запреты.

Страх перед переменами . Особо чувствительные и эмоциональные боятся нововведений, к ним нужен особый подход. Им страшно попробовать новое блюдо, отправиться спать в отдельную кроватку, пойти погулять на новую площадку и т. д. Любая перемена сопровождается слезами и категоричным отрицанием. Важно поддержать кроху, чтобы он почувствовал, что ему ничто не угрожает, тогда он согласиться на новшество.

Обычный отказ . Примерно с 3 лет ребенок хочет сам решать, что надеть, поесть, когда лечь спать. Если мнением мамы и крохи по этому поводу не совпадают, то может возникнуть протест. В таком случае рекомендуется прислушаться к мнению ребенка, возможно, то, чего он хочет, не так уж и плохо.

Чрезмерная опека . Некоторые родители и бабушки длительное время пытаются оградить ребенка от проблем, для этого кормят его из ложечки, самостоятельно одевают, возят на коляске и т. д. Когда им это надоедает, они предлагают малышу стать самостоятельнее, однако эти просьбы встречаются протестом. Ребенок просто не понимает, почему родители не выполняют свои обязанности.

Привлечение родительского внимания . С 2 лет (а иногда и раньше) дети понимают, как привлечь внимание мамы и папы. Если его каждый раз успокаивают и жалеют после истерики, то со временем он начнет этим пользоваться все чаще.

Не стоит пускать все на самотек, так как с возрастом проблема только усугубиться, а изменить поведение ребенка будет тяжелее. Важно решить проблему как можно раньше.

Бороться с капризами детей достаточно сложно. Особенно это проявляется, когда родители куда-то спешат, а малыш занят играми и идти никуда не хочет. В таком случае взрослым не стоит демонстрировать свое раздражение, иначе протест только усилится. Чаще всего конфликт заканчивается в пользу родителей, а кроха в слезах отправляется за ними. Но это неправильный способ решения проблемы, поэтому стоит изменить правила общения в семье и научить ребенка выражать свой протест словами, а не криками и плачем.

Родители должны научиться себя контролировать, не стоит кричать, иначе бунт только усилится. Не демонстрируйте своему чадо беспомощность. Чтобы успокоиться, подумайте, как крохе сейчас тяжело, а он все равно борется, отстаивает свое мнение, споря со взрослым человеком.

Чтобы эффективно бороться со вспышками упрямства, родители должны взять на вооружение следующие советы:

Проверьте свои запросы к ребенку, возможно, некоторые их них действительно завышены. Малыш иногда сам может решить, какую одежду ему носить или какой сок пить.

Разработайте четкую систему запретов. На первое время достаточно 4 – 5 пунктов, например, нельзя подходить к бездомным собакам, самостоятельно переходить улицу и т. д. Эти запреты должны подтверждать все члены семьи.

Детям сложно каждый день выполнять родительские наставления. Чтобы избежать протеста, предлагайте ему варианты, например, какие ботинки он хочет надеть на прогулку: желтые или синие.

Не делайте за ребенка то, что он сам может сделать, даже если вам так удобно. Не стоит его одевать, лучше подождите, пока он это сделает сам, даже если вы выйдете из дома на 20 минут позже.

Иногда лучше не реагировать на капризы малыша. Попробуйте оставить кроху в комнате, а сами занимайтесь своими делами. Обычно без «зрителей» ребенок быстрее успокаивается. Если истерика случилась в людном месте, то постарайтесь уединиться, а потом переключить внимание ребенка на что-то другое.

Анализируйте ситуацию. Каждая вспышка упрямства – это нереализованное желание малыша. В 2 – 3 года они не могут хотеть чего-то плохого. Задумайтесь, возможно, ему не хватает вашего внимания или общения.

И, конечно же, не забывайте хвалить кроху за хорошее поведение. Обязательно указывайте, что именно вам понравилось в поступке ребенка, ему будет приятно.

Вечерние капризы, и методы борьбы с ними

Если истерика чаще всего случается вечером, то это свидетельствует об эмоциональном перевозбуждении крохи. В нем накапливается слишком много эмоций, которые не позволяют расслабиться и спокойно уснуть. Как правило, это характерно для гиперактивных детей. Также вечерние вспышки упрямства могут возникать, если ребенок не отдохнул днем.

Чтобы избежать вечерних истерик, соблюдайте такие рекомендации:

Гуляйте на улице на протяжении дня. Очень полезно выйти на прогулку вечером за 1 – 1.5 часа до сна.

Ежедневно проветривайте детскую комнату. Следите за температурой в спальне, она должна находиться в диапазоне от 18 до 22°.

За 2 – 3 часа до сна откажитесь от активных игр: догонялки, прятки. Желательно не смотреть мультфильмы.

Перед сном можно поиграть в покойные настольные игры или почитать сказку.

При отсутствии аллергии перед отходом ко сну ребенку можно принять ванну с отваром трав. Для этой цели лучше всего использовать отвар ромашки, череды, мяты и т. д.

Если педиатр не запретил, то можно заваривать травяные чаи перед сном. Вечером кроха может выпить чай с фенхелем, лимонником, мятой. Можно использовать самостоятельно собранное сырье или покупать готовые сборы в аптеке. Оптимальное время для употребления успокоительного чая – не раньше 2 – 3 часов до сна.

Методы предотвращения детских капризов

Многие родители пытаются отучить ребенка капризничать, но прямые нравоучения часто неэффективны. Однако существует несколько методов перехитрить и успокоить кроху:

Поговори со мной, дружок! Когда у родителей уже исчерпаны все доводы, то можно включить в разговор подставное лицо. Для этого можно использовать любимую игрушку ребенка. Возьмите куклу или мягкую игрушку и говорите от его имени: «Привет, малыш! Ты почему такой грустный? Мне тоже грустно, может прогуляемся?» Возможно, поначалу кроха будет продолжать нервничать, но через пару фраз он начнет прислушиваться. Часто этот способ срабатывает с двухлетними детьми.

Поменяйте тему . Если во время разговора вы заметили, что назревает истерика, и ребенок категорически не хочет что-то делать, то просто поменяйте тему. Для этого можно расспросить его о том, что он интересное сегодня видел, с кем гулял в детском саду и т. д. Через несколько минут увлеченной беседы можно вернуться к той теме, которая вас беспокоит. Обычно дети в хорошем настроении готовы пойти на компромисс.

Все наоборот . Если ребенок категорически не хочет есть полезную еду, то скажите ему, что этого нельзя делать. Для этого можно заманить кроху на кухню, сделать вид, что вы его не видите, и что-то едите. А потом просто спрячьте тарелку. Ребенок должен заинтересоваться блюдом. Если этот метод подействовал, то можно его использовать в будущем для разных случаев, но не злоупотребляйте!

День непослушания . Дети постоянно живут под запретами. Чтобы немного расслабить кроху, устраивайте день непослушания, желательно в выходной день. Сообщите крохе, что сегодня ему можно делать все. Спросите у малыша, что ему сегодня приготовить, где он хочет погулять, что надеть и т. д. А небольшой презент только поднимет его настроение. В этот день старайтесь быть вместе, много разговаривать, а вечером спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Такие «праздники» очень расслабляют детей, и сближают их с родителями. Пообещайте малышу устраивать день непослушания каждую неделю. Это отличная профилактика вспышек упрямства.

Бой подушками . Чтобы кроха мог выплеснуть эмоции, предложите ему устроить бой подушками или мягкими игрушками. Буквально через 5 минут такой игры малыш сможет избавиться от негатива и забудет об обидах.

Детские истерики в 2 – 3 года – это вполне нормальное явление. Проявите внимание и терпение к крохе, следуйте вышеописанным рекомендациям, и вы сможете с ним договориться. Ведь малышу важно видеть, что маму и папу интересует его мнение, что они его очень любят и ценят.

На бэби ру: ребенок стал капризным

Что такое детская истерика? Это крики, плач, неконтролируемые движения, агрессия. С подобными вспышками многие родители знакомы не понаслышке. И если двухлетний малыш, чаще всего, впадает в крайнее эмоциональное состояние вследствие перевозбуждения или переутомления, то истерики у ребёнка 3 лет следует рассматривать уже, скорее, как первые попытки манипулировать вами. Кого-то они пугают, кого-то раздражают, у кого-то вызывают ответную агрессию. Но такое поведение крохи не оставляет равнодушными ни его родных, ни окружающих.

Причины детских истерик

Как должны реагировать на истерики своих карапузов родители? И возможно ли их предвидеть и предотвратить? Ответы на эти вопросы каждый должен будет искать свои. Исходя из обстоятельств и причин, приведших к конфликту. Ведь именно конфликтные ситуации, чаще всего, и становятся толчком, отправной точкой истерики у ребёнка.

Ребёнок во время истерики может рвать на себе волосы, биться головой о стену, при этом, совершенно не чувствуя боли

Так почему же малыш может устроить вам истерику?


Какая бы из перечисленных причин ни была виной истерики у вашего карапуза, мамы-папы, для начала, должны понять одно. Малыш ведёт себя так не потому, что он хочет вас позлить. Он не хитрит и не капризничает. Просто что-то в его жизни идёт не так. А кроха ещё не может ни понять суть проблемы, ни облечь свои эмоции в слова.

Не порицание или наказание требуется в данной ситуации от вас. А ваше внимание, помощь, поддержка и, конечно же, родительская любовь.

Ваше главное оружие в борьбе с детскими истериками - спокойствие

Как себя вести родителям?

Если исходить из того, что для ребёнка истерика – средство привлечения внимания взрослых к его персоне, родителям, прежде всего, нужно добиться того, чтобы малыш научился информировать о своих потребностях и желаниях более цивилизованно.

Кроха должен понять, что истерика не так уж эффективна, и решить проблемы она ему не поможет. Чтобы подвести карапуза к подобному выводу, прежде всего, ведите себя во время таких эмоциональных взрывов, придерживаясь чётко продуманной линии поведения.

Тактильный контакт с мамой, зачастую, помогает предотвратить истерику у малыша

Нужно правильно реагировать на детскую истерику

  1. Не паникуйте, соблюдайте спокойствие. Ни в коем случае не показывайте, что вас каким-то образом задевает подобное безобразие. Очень часто именно из-за отсутствия благодарных зрителей истерика заканчивается, так толком и не начавшись.
  2. Разберитесь, что стало причиной всплеска эмоций у вашего малыша.
  3. Если ребёнок, таким образом, пытается манипулировать вами (чтобы получить желаемое), уступить ему будет самой большой вашей ошибкой. Тем самым вы спровоцируете повторение истерик снова и снова, когда карапузу будет что-то нужно от вас.
  4. Пусть это может показаться жестоким, но самым правильным будет – игнорировать истерику. Но не оставляйте в этот момент малыша в одиночестве. Находитесь в поле зрения ребёнка, при этом будьте равнодушны и непреклонны.
  5. Конечно, можно попытаться начать вести конструктивный диалог. Либо же пустить в ход какой-нибудь отвлекающий манёвр. В некоторых случаях это срабатывает.
  6. А иногда тактильный контакт с мамой, её объятия, слова любви, даже ласковая тихая песенка, способны довольно быстро утихомирить разбушевавшиеся страсти. В этом случае всё зависит от причин, побудивших малыша к такой психологической реакции.

А вот наказывать маленького бунтаря не стоит. Воспитательные моменты лучше оставить на потом. Когда страсти улягутся и все успокоятся. Вот тогда-то и можно начинать учить кроху правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

Воспитательную работу с ребёнком проводить следует уже тогда, когда истерика пройдёт, и он успокоится

Когда страсти улеглись

Да-да. Точно так же, как вы учили малыша ходить или говорить, вам нужно обучать его способам выражения своих эмоций и желаний. Преподавать модели поведения в тех или иных обстоятельствах. Делать это легче всего посредством игры и беседы. Поучительные истории и сказки тоже очень эффективны.

Ребёнок должен на реальных примерах уяснить для себя, как правильно выражать такие эмоции, как радость, печаль, злость, усталость и др. Он должен понять, что желаемое достигается отнюдь не криком и слезами. И что достигается оно далеко не всегда.

Не бойтесь объяснить карапузу, насколько были огорчены его поведением. И каким бы хотели видеть его впредь. Сделайте акцент на том, что вы любите его всей душой и, не смотря ни на что. И хотели бы им гордиться всегда. А за победы и успехи не забывайте хвалить кроху и всячески поощрять.

У кого-то на такое обучение уходят недели, у кого-то месяцы. Во многом это зависит от характера и темперамента ребёнка. Чем малыш активнее, тем длительнее будет процесс. С детками спокойными, меланхоличными в этом плане проще.

К неврологу необходимо обратиться, если истерики у крохи продолжаются и после того, как ему исполнится 4 года

Следует ли обратиться к специалисту?

Но бывают ситуации, когда без помощи специалистов родителям никак не обойтись. Если истерики у малыша повторяются постоянно на протяжении полугода и дольше, это может быть симптомом одного из заболеваний

Консультация невролога необходима

  • Если во время истерики ребёнок теряет сознание или у него прерывается дыхание.
  • А заканчивается она одышкой, рвотой или внезапной вялостью, усталостью крохи.
  • Истерики повторяются всё чаще и проходят всё тяжелее.
  • Малыш травмирует себя или окружающих.
  • У ребёнка присутствуют другие расстройства (страхи, резкие перепады настроения, ).
  • Истерики не проходят до четырёхлетнего возраста.

Когда подобные симптомы у ребёнка отсутствуют, то бороться с его истериками нужно, скорее всего, методами психологическими. Поэтому обратиться за консультацией к психологу в данной ситуации лишним не будет.

Учитесь договариваться со своим повзрослевшим карапузом. Компромисс - вот путь к разрешению большинства конфликтов

Давайте разберем, что умеет 3-летний малыш, почему в этом возрасте возникает кризис развития и как с ним справиться, а также с помощью каких занятий развивать трехлетнего ребенка.

В 3 года происходит новый виток в развитии ребенка, сопровождающийся кризисом

Особенности возраста

  • Моторное развитие ребенка совершенствуется. Малыш в возрасте 3 лет хорошо управляет собственным телом. Он шагает равномерно, без лишних движений, может менять темп ходьбы и способен научиться ездить на велосипеде.
  • Работоспособность нервной системы трехлетнего ребенка становится больше. Ребенок более длительное время бодрствует и готов усваивать новую информацию. Он уже более терпеливый и может заниматься каким-либо одним делом дольше, чем в 2 года (до 20-25 минут).
  • Тонкая моторика также улучшается, позволяя крохе освоить застегивание пуговиц, рисование карандашами, применение столовых приборов и другие бытовые навыки.
  • Словарный запас 3-летнего малыша уже включает более 1000 слов. Ребенок применяет в разговоре почти все части речи, хоть иногда и неправильно. Улучшается произношение звуков, хотя дети в 3 года могут еще не выговаривать многие звуки. Трехлетки постоянно проговаривают свои действия, создавая впечатление, что они вообще не молчат. Также характерной особенностью речи детей этого возраста является наличие многочисленных вопросов.
  • Основной деятельностью ребенка трех лет остается игра. Сейчас малыш больше всего любит ролевые игры. В разыгрываемых ребенком сценках имеется сюжет, поскольку у крохи развивается абстрактное мышление и воображение.


Играйте вместе с ребенком и придумывайте интересные сюжеты

Многие малыши в этом возрасте при первой же возможности хотят поиграть в чужие игрушки, при этом не обращая внимания на свои. Нормально ли это и как реагировать на эту ситуацию, смотрите в видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары).

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в трехлетнем возрасте уже умеют:

  • Быстро бегать, прыгать, перешагивать препятствия.
  • Произносить до 1500 слов и составлять из них сложные предложения.
  • Длительно слушать сказки.
  • Задавать много вопросов.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь, минимум 5 минут.
  • Рассказывать знакомую сказку по картинке.
  • Разучивать стихи и песни.
  • Произносить свое имя и фамилию, знать свой возраст (показывает на пальцах) и пол.
  • Показывать части тела и знать их назначение.
  • Называть себя «я».
  • Здороваться, прощаться и говорить «спасибо».
  • Выполнять одновременно 2 действия, например, хлопать и топать.
  • Играть с другими детьми, обмениваясь игрушками.
  • Кататься на 3-колесном велосипеде, на санках, а также на качелях.
  • Считать до трех.
  • Ориентироваться в 7 цветах (включая белый и черный) и в геометрических фигурах.
  • Собирать игрушки из 4-6 деталей.
  • Понимать разницу в размерах предметов, их форме и весе.
  • Рисовать по своему замыслу.
  • Фантазировать в ролевых играх и соблюдать правила в подвижных.
  • Самостоятельно одеваться, а также раздеваться и складывать собственную одежду.
  • Застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
  • Использовать носовой платок.
  • Аккуратно есть (не только ложкой, но и вилкой) и пользоваться салфеткой.


Выбирайте наиболее "слабые" места в развитии ребенка и работайте над ними

Что такое "кризис трехлетки"?

Поведение большинства детей в 3-летнем возрасте поразительно изменяется, вызывая у родителей непонимание и панику. Мама начинает переживать, что упустила что-то в воспитании, но на самом деле это абсолютно нормальные перемены для деток этого возраста.

Развитие ребенка проходит через несколько кризисов, среди которых трехлетний является наиболее бурным и сложным для родителей. Он постепенно нарастает, начиная с 2-летнего возраста. На своем пике такой кризис проявляется бурными истериками и конфликтным поведением ребенка, но вскоре проходит, став настоящей школой жизни для карапуза.

Основными признаками «кризиса 3 лет» являются:

  1. Негативизм ребенка. Малыш на все предложения со стороны взрослых отвечает «нет».
  2. Упрямство. Ребенок настаивает на собственном мнении и предложении.
  3. Отказ от действий, которые раньше делал без каких-либо проблем, например, ребенок не хочет есть, умываться или чистить зубки.
  4. Желание все делать самостоятельно, даже если не умеет. Ребенок не спешит обратиться за помощью.
  5. Конфликтное поведение. Ребенок бунтует и протестует практически против всего, что говорят родители.
  6. Обесценивание. Прежде спокойный тихий малыш может начать демонстративно бросать и ломать игрушки, портить вещи, ругаться.
  7. Ревность. Она особенно ярко проявляется при наличии в семье других детей, но также может быть направлена и на отца.

Появление таких изменений в поведении малыша трех лет связано с осознанием крохи, что он уже довольно взрослый для влияния на обстоятельства и других людей, а также способен принимать решения. Ребенок считает себя большим и хочет, чтобы его уважали. Он бунтует против командования родителей, поэтому становится упрямым, кричит, истерит. Однако противоречивое поведение переносится ребенком не менее тяжело, чем его родителями. Малыш не может понять, что с ним происходит, а также не может управлять собственными эмоциями.


Проявление криза в 3 года нужно принять как данность. При правильном поведении родителей кризис со временем бесследно пройдет

Самым сильным проявлением кризиса трехлетки являются истерики. В более раннем возрасте они могли изредка возникать из-за переутомления, и основным действием родителей было успокоить малыша. В 3-летнем возрасте истерики становятся способом манипуляции. Именно поэтому они появляются в местах, где имеются зрители, например, на улице или в магазине.

Как реагировать на истерики ребенка и стоит ли выполнять его требования, смотрите в передаче Е. Комаровского.

Чтобы пережить такой кризисный период без особых трудностей, родителям можно посоветовать следующее:

  • Поменяйте стратегию общения с малышом. Признайте, что ребенок вырос и может проявлять самостоятельность. Перестаньте делать за малыша то, с чем он может справиться своими силами.
  • Всегда предлагайте выбор либо его иллюзию. Например, если предстоит прогулка, спросите кроху, как вы будете спускаться – на лифте или по ступенькам, а если скоро обед, спросите, из какой тарелки ребенок будет есть – из красной или из зеленой.
  • Не заставляйте ребенка что-либо делать, а предлагайте вам помочь. К примеру, вы собираетесь перейти улицу. Не говорите ребенку, что это опасно и обязательно нужно держать взрослого за руку, а предложите перевести вас через дорогу, так как вы боитесь машин.
  • Давайте ребенку для любого действия больше времени, чтобы не спешить.
  • Если ребенок ставит ультиматум, отвечайте «нет» и постарайтесь сохранить спокойствие. Не обращайте внимания на крики, падения на пол, взгляды прохожих. Если пойти на поводу, такое поведение еще не раз повторится.
  • Упавшего на проезжей части или в лужу ребенка поднимите, отнесите в безопасное место и оставьте покричать там.
  • Не критикуйте и не ругайте ребенка после истерики. Лучше научите кроху выражать свои эмоции словами.

Если у вас растут дети с маленькой разницей в возрасте, посмотрите следующее видео Ларисы Свиридовой (мамы Лары). Узнаете, как реагировать на агрессию старшего ребенка по отношению к младшему.

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2,5 года, ребенок к своему трехлетию прибавляет примерно 1000-1200 г и вырастает на 4-5 см. Показатели физического развития девочек обычно бывают несколько ниже, чем мальчиков. Для ориентации, нормален ли темп физического развития вашего трехлетнего ребенка, мы собрали в таблице средние значения основных параметров, а также граничные показатели нормы для каждого пола:

Большинство родителей не довольны весом своего ребенка. Стоит ли беспокоиться из-за отклонения от нормы, смотрите в телепередаче Е. Комаровского.

Виды развития ребенка

Физическое

Такой вид развития направлен на повышение выносливости ребенка, развитие ловкости и координации движений. Занятия, затрагивающие физическое развитие, должны быть у трехлетнего ребенка ежедневными и могут включать такие действия:

  • Зарядка под музыку, стихи или видео-урок.
  • Перешагивания через препятствия (разложите на полу бруски).
  • Ходьба по наклонной доске.
  • Перепрыгивание через нарисованную на полу линию.
  • Ходьба по разложенной на полу веревке.
  • Прыжки на двух ногах с места вперед.
  • Спрыгивание с небольших возвышенностей.
  • Игры с мячом – бросать друг другу, бросать вверх, а затем ловить, ударять ногой, попадать в коробку, бегать наперегонки с катящимся мячом, прокатить между ножками стула.
  • Подвижные игры с несложными правилами.
  • Преодоление полосы препятствий.
  • Танцы.
  • Фитнес с мамой.
  • Плавание.
  • Упражнения на спортивной стенке (канат, кольца, лесенка, перекладина).
  • Езда на велосипеде.

Шведская стенка поможет ребенку проводить время дома более активно

Познавательное

Данный вид развития помогает изучить крохе окружающий мир и разные свойства предметов. Занятия с познавательной целью будут развивать у карапуза внимание, логику, память. В игровой форме кроха изучает первые математические понятия, узнает больше о мире, в котором живет. Занятия в трехлетнем возрасте могут быть такими:

  • Ищем цвета по названию и по образцу.
  • Последовательно собираем матрешки и формочки разного размера.
  • Подбираем плоские геометрические фигуры по образцу.
  • Подбираем объемные геометрические фигуры к отверстиям и изучаем их названия.
  • Собираем пирамидку из 8-10 колечек разного цвета и размера, руководствуясь рисунком или образцом.
  • Изучаем отличия между понятиями маленький-средний-большой.
  • Складываем картинку из 2 частей.
  • Играем с мозаикой и лото.
  • Запоминаем место, в котором находилась игрушка, которую убрал взрослый.
  • Ищем целую картинку по ее детали.
  • Изучаем понятие правый-левый.
  • Обобщаем предметы по какому-либо свойству, например, плавающие, летающие.
  • Изучаем с ребенком явления природы, растительный и животный мир, трудовые действия.
  • Находим лишний предмет в группе.
  • Выбираем из группы предметов противоположные.
  • Изучаем цифры.
  • Ищем тень картинки.
  • Подбираем заплатки.
  • Добавляем недостающие предметы.


Занятия должны быть интересными для ребенка

Родители могут начинать в игровой форме знакомить ребенка с математическими понятиями. Проведите следующее занятие по методике "Цветоник", которое показывает М. Л. Лазарев (эксперт по музыкальному развитию) в следующем видео.

В трехлетнем возрасте крохе будет интересно познакомиться и с днями недели. Занятия проводите в игровой форме и с хорошим настроением.

Сенсорное

Такое развитие задействует органы чувств ребенка – осязание, вкус, обоняние, зрение, слух. Во время занятий сенсорикой кроха улучшает тактильную чувствительность, учится распознавать предметы по запаху и вкусу. Такие занятия в трехлетнем возрасте могут включать:

  • Определение фактуры предметов.
  • Определение геометрических фигур на ощупь.
  • Угадывание животных по звукам, которые они произносят.
  • Игры с сенсорными мешочками и коробками.
  • Угадывание предметов по запаху.
  • Угадывание продуктов питания по вкусу.


Занятия по развитию должны быть разносторонними

Музыкальное

Данный вид развития трехлетнего малыша не просто воздействует на слух ребенка, но и прививаем ему чувство ритма и музыкальный вкус.

Развивать малыша можно с помощью таких занятий:

  • Пение.
  • Игра на музыкальном инструменте.
  • Прослушивание музыки с разным ритмом.
  • Угадывание звуков бытовых предметов.
  • Угадывание песен.
  • Танцы.
  • Музыка фоном.

Эксперт по музыкальному развитию Лазарев М.Л. показывает, как можно провести театральное представление "Праздник музыки" по методике "Цветоник". Ребенок познакомится с музыкальными инструментами и музыкальными интервалами.

Речевое

Для ребенка 3 лет очень важно постоянно расширять словарный запас, поэтому следует больше общаться с карапузом. Также на речевое развитие влияют занятия по артикуляции. С малышом этого возраста речевым развитием можно заниматься так:

  • Разучивать песенки и стихи.
  • Обсуждать сюжетные картинки.
  • Рассказывать по картинкам сказку.
  • Обсуждать прочитанное.
  • Слушать сказку, которую читает взрослый, а также в аудио-записи.
  • Загадывать малышу загадку, в которой отгадкой является последнее слово четверостишия.
  • Разговаривать с малышом о том, как прошел день.
  • Обсуждать разные ситуации на тему «а что, если?».
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Изучать гласные.


Пойте, учите стихи и разговаривайте больше с ребенком для его речевого развития

Мелкая моторика

Развивать моторику крайне важно для стимуляции речевого развития карапуза, поскольку зоны мозга, ответственные за речь и движение рук, находятся очень близко. Если во время занятий кроха будет больше задействовать пальчики, вы будете одновременно стимулировать речевую зону. Подходящими занятиями на мелкую моторику для 3-летнего малыша являются такие:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Игры с песком и крупами.
  • Застегивание кнопок, петелек, разных застежек, пуговиц.
  • Нанизывание на шнур разноцветных бусин, в том числе с чередованием цвета и формы бусинок.
  • Игры с матрешками, шнуровками, мозаикой, вкладышами, прищепками.
  • Выкладывание узоров из макарон, ракушек или камешков.
  • Игры с водой.

Творческое

К занятиям, которые будут стимулировать творчество ребенка, относят разные виды рисования и аппликаций, игры с конструкторами, лепку и подобные. С малышом трехлетнего возраста можно заниматься так:

  • Дорисовывать детали к рисункам, например, листья к ветке или стебли к цветам.
  • Рисовать линии, прямоугольники, овалы и кружочки.
  • Закрашивать рисунок.
  • Рисовать по своему замыслу и рассказывать, что рисует.
  • Раскатывать пластилин или тесто в ладонях и лепить несложные фигуры (колбаски, шарики, бублики).
  • Делать несложные аппликации, используя бумагу, природные материалы, кусочки тканей.
  • Строить из кубиков мосты, заборы, дома, используя речевую инструкцию, свою фантазию, образец или рисунок.
  • Вырезать детскими ножницами.
  • Украшать торты или бутерброды вместе с мамой.
  • Инсценировать сказку.
  • Играть с кукольным театром.


Готовьте и украшайте блюда вместе с ребенком

Для творческого развития малыша проведите занятие по методике "Маленький Леонардо", которое показывает Теплякова О.Н. - эксперт по интеллектуальному развитию.

Социальное

Трехлетний ребенок тянется к сверстникам и много общается с другими детьми. Многие малыши этого возраста уже посещают детский сад, поэтому их социальное развитие идет своим темпом во время общения с детками в группе. Если же трехлетка пока не ходит в сад, родителям важно дополнительно уделять внимание социальному развитию чада. Кроме того, к этому виду развития относят и приобретение навыков, которые детям понадобятся в быту.

Занятия, направленные на социальное развитие крохи, будут такими:

  • Игры с другими детками с использованием предметов-заместителей.
  • Изучение слов вежливости.
  • Складывание одежды перед сном.
  • Обучение завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
  • Изучение правил поведения за столом.
  • Посильная помощь по дому.

Многие родители сталкиваются с трудностями расставания с ребенком, сопровождающиеся слезами и истериками крохи. Нормально ли это и стоит ли дальше водить малыша в детский сад, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Примерная программа упражнений на неделю

Составив недельный план занятий для развития трехлетнего ребенка, вы сможете равномерно распределить занятия по дням недели, при этом ничего не упускать, но и не перегрузить карапуза. Для каждого ребенка такой план занятий будет своим. Его составление должно быть основано на интересах малыша и мамы, а также наличии определенных навыков у карапуза. В план вписывается посещение спортивных и развивающих занятий, массаж и другие обязательные действия.

При составлении плана впервые лучше ориентироваться на минимальный перечень занятий. Через одну-две недели вы сможете проанализировать, как ребенок справляется, нужно ли добавить какие-либо занятия, что больше нравится малышу, а что удается сложнее.


Занятия должны проводиться только при наличии хорошего настроения и быть в удовольствие как родителям, так и ребенку

Мы предлагаем такой примерный недельный распорядок развивающих занятий для 3-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Плавание

Зарядка по видео-уроку

Игры с мячом

Зарядка под музыку

Игра с фитболом

Подвижные игры

Познавательное развитие

Изучение цифр

Изучаем птиц

Ищем целое по детали

Изучение явлений природы

Изучение цветов

Сенсорное развитие

Игры с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучаем запахи

Угадывание предметов на ощупь

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игра с прищепками

Игра с песком

Игра с бусинами

Игра с водой

Игра с крупой

Музыкальное развитие

Изучение музыкальных инструментов

Музыка фоном

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Рассказываем сказку по картинке

Разучиваем стих

Аудио-сказка

Обсуждаем сюжет картинки

Творческое развитие

Рисование

Кукольный театр

Рисование

Игры с конструктором

Раскрашивание

Аппликация

Социальное развитие

Изучаем этикет

Игры со сверстниками

Изучаем слова вежливости

Уход и режим

В развитии 3-летних детей следует уделять внимание поддержанию здоровья малышей, поэтому важность режима дня и ухода за карапузом не поддается сомнению:

  1. Малыш должен достаточно отдыхать. Примерная длительность сна в 3-летнем возрасте составляет 12-13 часов в сутки. Многие детки могут отказываться от сна в дневное время, но педиатры отмечают, что дошкольники нуждаются в отдыхе днем, поэтому родителям стоит стараться укладывать ребенка днем поспать на 1-2 часа.
  2. Утро трехлетки должно начинаться с гигиенических процедур. Ребенок должен самостоятельно умываться, чистить зубки и причесываться. Родителям следует постоянно напоминать малышу о мытье рук перед едой и после возвращения с прогулки, а также после туалета.
  3. Многие родители продолжают закалять детей, проводят процедуры в период после дневного сна. К таким процедурам относят солнечные ванны, прогулки на свежем воздухе, обтирания смоченным полотенцем, обливание ног или всего тела, контрастный душ, купание в водоемах.
  4. С трехлетним ребенком советуют гулять 1-2 раза в день, одевая карапуза по погоде.
  5. В питании ребенка этого возраста предусмотрено 4 приема пищи, между которыми проходит 3-4 часа. Питательность дневного рациона трехлетних детей составляет 1500-1800 ккал.

И еще раз о самом важном: что происходит с ребенком в 3 года и почему важно правильно себя вести в этот непростой период, смотрите в видео детского психолога Юлии Миловановой на Открытом телеканале.

  • В трехлетнем возрасте важно обеспечить наличие у ребенка игрушек, которые будут поддерживать двигательную активность малыша (мяч, велосипед, кегли и подобные). Также для игр трехлетнего карапуза нужны конструкторы и пирамидки, лото и кубики, книги и плакаты, наборы для творчества и игрушки для ролевых игр (куклы, животные, посуда, продукты и другие).

Вопрос в воспитании, попробуйте обратится к психологу.


Виталина

Пройдет, если будете обращать вниманиеи тормозить капризы.


Если не ошибаюсь, именно в три года определяется "кто в доме хозяин"...


Пройдет, если ставить его на место и не разрешать так себя вести.Еще можно показать его психологу, невропотологу.


Должно. Но разберитесь, почему он психует. Может у него что-то болит. Например зубы ростут.


У меня 4,5 такой характерец, если не по ней, сразу псих, поза со скрещенными руками на груди, губки рыбкой и еще и в ответ может выдать такое, что мама не горюй)))


Надо понять причины! К детскому психологу!


Розамунда

Вероятнее всего нехватает внимания, возможно до этого его было больше. Но они перерастают.


Это кризис 3-х лет. Наберитесь терпения, не первый кризис и не последний. Удачи!


Умывайте после гуляний. И старайтесь больше спокойно объяснять и помогать.Он только учится жить и не всё получается. Нужно быть внимательнее и терпеливее.


Возраст после трех лет нередко становится возрастом необъяснимого упрямства и негативизма. Это важный момент в развитии малыша. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. В этом возрасте у ребенка появляется новое слово “не хочу”, оно начинает довольно часто встречаться в словаре вашего бывшего ангелочка. Малыш нередко действует наоборот: вы его зовете, а он убегает; просите быть аккуратнее, а он специально разбрасывает вещи. Ребенок кричит, может топагь ногами, замахиваться на вас со злым, сердитым лицом. Таким образом малыш проявляет свою активность, самостоятельность, настойчивость в достижении желаемого. Но умения для этого еще пока не хватает. Ему начинает что-то не нравиться, и ребенок выражает свою неудовлетворенность. Педиатры называют этот период кризисом трехлетнего возраста.Пройдет, без всяких сомнений... Но, чтобы легче сей этап пережить - обратитесь к детскому психологу, который может помочь малышу преодолеть некоторые сложности, а Вас научит правильно реагировать на ситуации, связанные с этим переходным периодом. Терпения Вам)


Это пройдет,у практически психолог,учусь. Это просто кризис трех лет! Есть такое понятие в детской психологии. Ребенок взрослеет примеряет на себя новый статус! Желает все делать сам,и чтобы взрослые не помогали. любое вмешательство вызывает конфликт с ребенком. наберитесь терпения и относитесь снисходительно. Не надо ругать его результата не будет, просто старайтесь ребенка заставлять делать что вам нужно, так чтобы он думал что сам так решил!


Не ругайте ни в коем случае отвлекайте


Ну у меня не злиться, но психует всегда. все ей не так. все так а нам всего илшь 2,4. и это продолжается 2,4 года))))))))))))


3 годика- первый переходный возраст, в какие-то моменты, если причины психоза совсем нет, проигнорируйте, т.е не обращайте внимания, в другой раз сделайте замечание, скажите, что так себя вести нельзя, посмотри никто так себя в семье не ведёт (если конечно это действительно так), побольше ласки, внимания, может он ревнует, может ему скучно, а может что-то болит, надо найти причину такого поведения.


Я стараюсь отвлекать своего карапуза, т.к. тоже выдает такие номера, хоть стой, хоть падай, пытается всеми доступными способами добиваться своего. Переключаю внимание на машины (он их просто обожает), начинаю расспрашивать про человека-паука, (это тоже один из его кумиров), и т.д. в том же духе. Пока помогает.А вообще окружающие говорят что он так только с нами себя ведет, с посторонними - просто золотой ребенок, говорят избаловали, слишком много позволяли всего, хотя я так не думаю.


Серафима

Выясните причину,обратитесь к детскому психологу


Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет. Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Своеволие. Стремится все делать сам. Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающимиСимптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Кризис протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. У начинает формироваться воля, которую Э. Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Чувство стыда и неуверенности вместо автономии возникают тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зона ближайшего состоит в обретении "могу": он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу". Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Следует предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" Мы тоже находимся в этом нелегком возрасте, но все к лучшему, ведб любой кризис ведет к развитию.


Радосвета

Это пройдет, когда мамочка перестанет психовать и злиться. В 7 лет происходит разрыв энергетической пуповины между мамой и ребенком. А пока вы единое целое.

| |