Рисунки из постели для начинающих. Секреты техники рисования пастелью для начинающих художников. Особенности рисования сухой пастелью

Когда художники еще писали свои картины при помощи сангины, угля, сепии или угольного карандаша, появился новый материал для живописи - пастель. Это сухие, мягкие карандаши без оправы, напоминающие мелки. Техника пастели любима многими художниками.

В основном эту технику предпочитают те мастера, которым важнее всего максимально точно передать цветовое настроение, фон и атмосферу картины, уступая реалистичности мелких деталей.

Если сохранение тональности работы неповрежденной важно для вас, то вы можете избежать применения каких-либо фиксаторов. Вы можете по-прежнему защищать работу с помощью обложки и хранить ее до тех пор, пока не будете готовы ее разорвать. После того, как вы создадите рамку, ваша работа будет защищена, но значения будут верными тому, как вы их применяли.

Поскольку пастель - очень гибкая среда, хорошее понимание различных пастельных приемов позволит вам добиться желаемого для каждой картины взгляда. И будьте в поиске новых идей, как вы взаимодействуете с другими художниками пастели. Помните, как художники, мы никогда не перестаем учиться!

Какая бывает пастель?

Пастель разделяют на три вида: сухую, масляную и восковую. Чаще всего художники пользуются сухой пастелью, но есть также и те, кто предпочитает масляную (панда). Пастель дает неограниченную свободу в приемах работы.



Сухая пастель

Масляная пастель

Восковая пастель

Начинающему художнику не рекомендуется браться сразу за этот материал. Было бы неплохо для начала освоить азы академической живописи и тогда, при определенной последовательности и опыте, можно успешно использовать приемы этой техники.

Пастельные методы - Как применять пастели

Когда вы начнете новую пастельную живопись, начните с использования угольного карандаша, графитового карандаша или просто серого пастельного оттенка среднего тона, чтобы сделать снимок того, что вы собираетесь рисовать. Как подробно ваш рисунок должен быть зависит от вашего уровня мастерства. Если у вас больше опыта в живописи, то грубый рисунок должен быть достаточным. Хорошо, как только ваш рисунок будет сделан, вы готовы попробовать все эти замечательные сочные пастельные тона! Вот некоторые рекомендации для этого.

Сухая пастель бывает твердой и мягкой. Каждая из них имеет свои особенности. Тут уже нужно выбирать исходя из собственных предпочтений, но в твердой пастели связующего вещества больше, поэтому она менее ломка.

Как рисовать пастелью?

Разберем самую популярную - технику сухой пастели. Рисование начинают с предварительного рисунка. Рисовать можно любым мелком пастели, главное аккуратно и едва видны. Лучше чтобы цвет такого мелка не слишком отличался от тона бумаги (серый либо черный) и легко смахивался при помощи маленькой тряпки.

Во-первых, используйте твердые пастели или полумягкие пастели для покрытия больших масс в вашей живописи. Применяя среднее давление, прикрывайте столько, сколько можете, с широкими штрихами. Работайте от темных тонов до средних тонов, а затем добавьте светлые тона. Это общее правило в основных пастельных методах, но есть исключения. В большинстве случаев, если вы используете пастели, как вы рисуете маслом, вы на правильном пути. С пастелью довольно сложно получить темные тона очень темные, так что положите их на первое место. И не бойтесь сделать их слишком темными, потому что вы всегда можете осветлить его, если вам нужно, добавив еще один цвет сверху. Однако, когда пастели освещаются, нелегко вернуть их к первоначальному темному тону Используйте пастыри, чтобы покрыть большие массы. Некоторые пастельные художники намеренно разбивают свои палочки на мелкие куски для этой цели. Поэтому, если вы сломаете палку, сохраните кусочки, они пригодится позже! широкие области, используя стороны пастели, обрабатывайте более тонкие детали с помощью кончиков. Наденьте пастельную поверхность, чтобы удалить лишний пастельный порошок. Чтобы смешивать или не смешивать?: этот вопрос часто обсуждался среди художников-пастеров. Один из самых обсуждаемых пастельных методов, по моему опыту. При смешивании вы можете использовать пальцы или использовать бумажный пень. Кроме того, вы можете использовать мягкую акварельную кисть для смешивания цветов. Обратите внимание, что при смешивании цвета теряют блеск; часто цвета становятся слишком грязными. Чтобы решить эту проблему, вы можете аккуратно поцарапать скучные области ножом и перестроить их. Или просто не смешивайте цвета в первую очередь. Используйте пастельные фиксаторы экономно. Сохраните данные позже. . Для меня короткая стриженная трава намного сложнее, чем длинная волнистая трава со случайными цветами, чтобы варьировать однообразие.

Также можно работать и угольком, как это делал известный художник И.И. Левитан.



Пастель. Автор: Исаак Левитан.

Совет: Не пользуйтесь графитным карандашом - он не подходит для предварительного подмалевка, пастель впоследствии будет плохо на него ложиться.

Когда предварительный рисунок сделан, можно приступать к нанесению основного тона, отломив от мелка пастели небольшой кусочек (где-то 2-3 см) для удобства.

Если вы делаете городские пейзажи с парками, фонтанами, загородными домами или таунхаусами, вам нужно будет травы. Ярко-зеленый газон может даже покрыть значительную площадь вашей картины. Как дать этому газону хорошую текстуру с некоторыми вариациями цвета и затенения сложно.

Если вы используете тонированные бумаги или отшлифованные бумаги или доски, вы все равно можете получить эти эффекты, и любые легкие штрихи создадут привлекательный сломанный цвет - первый сцена может выглядеть красиво сама по себе, если вы используете темно-зеленую бумагу.


Как рисовать траву начинается с яркой зеленой травы в среднем значении. Если вы посмотрите на десятиступенчатую шкалу значений, такую ​​как на моем уроке, сравните всю зелень в своем наборе с параметром поиска масштаба серого на экране.

После того как основные цветовые и тоновые отношения найдены, нужно уточнить рисунок, прорабатывая объём предметов. Пастель имеет свойство бесподобно передавать их материальность. Пользуясь такими приемами как штрих, точки, линии, мазки плашмя и прочие, можно отлично уточнить формы. Обобщить форму можно растиркой (пальцем, растушкой), но все зависит от задач и интересов художника.

Найдите ярко-зеленый зеленый цвет, который имеет значение 5 или. Если у вас есть функция поиска шкалы серого масштаба в автономном режиме, сделайте цветную диаграмму своих пастелей. Посмотрите на зеленый через отверстие в каждой из серых пятен. Прищурившись, пока не увидишь цвет. Если зеленый цвет имеет 4, 5 или 6, то, вероятно, он подходит для вашего базового цвета травы для летней травы на солнце.

От классики к импрессионизму

Если вы хотите нарисовать коричневую, сухую траву, начните с пастели из золотого масла или оливкового зеленого цвета. Если вы хотите высушить или сжечь пятна на газоне, просто используйте коричневые и золотые оттенки на некоторых из этих этапов. Текстура такая же, ваш выбор цвета будет зависеть от того, какой газон вы рисуете.

Совет для начинающих: заранее определитесь с тональным отношением каждого из предметов для правильной её передачи (самое светлое, светлое и темное).

В составе всех мелков сухой пастели содержится простой белый мел, который затрудняет передавать насыщенные по цвету тени. Выход из этого - правильный тон. Как это сделать? Черным или темно-серым цветом сначала прокрашиваются темные участки, уже, после чего вводится цвет при помощи растушевки или штриховки.

Мой первый слой - это просто строки с короткими зазубренными штрихами. Поднимите пастель вверх и вниз, когда вы нацарапаете первую текстуру, изменяя давление. Некоторый сломанный цвет прекрасен, некоторые тяжелые области тоже. Он не должен быть совершенным. На самом деле, чем менее совершенны и правильны ваши штрихи, тем лучше вы можете травить траву. Каждый клинок уходит в другом направлении. Некоторые лезвия травы согнуты или сломаны, вот как зигзагообразный эффект создает более правдоподобный газон.

Вместо этого сделайте слегка изогнутые штрихи, начиная с основания и слегка наклонившись в направлении ветра или излучая в клочья. Чтобы нарисовать траву, короткую или длинную, начинайте сверху и медленно прокладывайте путь вниз, перекрывая ряды. Не делайте ряды идеально регулярными с помощью линейки, несколько шагов начинайте немного выше или ниже. Работайте назад и вперед, пока вся трава не заполнится текстурой травы Шаг 1 в вашем среднем значении основного цвета травы.

Когда все части рисунка проработаны, художнику следует еще раз с нескольких сторон посмотреть на свою работу для выделения главных деталей. Таковые выделяются более тщательной проработкой, а второстепенные и слишком контрастные детали смягчаются растушевкой.



Техника масляной пастели имеет схожие приемы, но все же отличается от сухой. Например, чтобы растереть такую пастель, усилий понадобиться несколько больше, к тому же для этого нужна будет кисть и разбавитель (пинен) № 4.

Шаг второй: добавьте светлые и темные значения




Шаг второй создает простой тип текстуры травы. Если вы работаете с цветной бумагой, которая является темно-зеленой или золотой, это может быть все, что вам нужно в простом эскизе. Имейте в виду, что на тонированных основаниях вы можете отслеживать наиболее сильно обработанные текстуры травы вблизи фокуса, а затем постепенно оставлять участки этих ранних ступеней видимыми, доходящими до последней эскизной версии первого шага, чтобы виньетировать рисунок с помощью бумаги, показывающей.

В этой технике для предварительного рисунка используют мелок масляной пастели либо сухой уголек. Основные тона также рисуются плашмя или штриховкой небольшим кусочком мела.

Подмалевок рисуется щетиной кисти (№ 12-14), размазывая ею по рисунку с пиненом или другими аналогами разбавителей для масляных красок.

При работе с тенями, опытные художники советуют, чтобы тон соответствовал конечному результату. При прорисовке деталей, форм и фактур, можно не ограничиваться приемами работы - растушевывайте (размывайте) тряпкой, кистью, пальцем.

Если вы хотите покрыть всю поверхность картины, тогда да, вы можете использовать все четыре этапа всю дорогу через зону травы. Иногда приятно держать все в порядке. Используйте те же штрихи, которые вы сделали, чтобы нарисовать траву на первом этапе, но используя второй цвет. Таким образом, полный процесс здесь переносится туда, где не должно быть никаких пятен белого цвета, когда вы делаете это. Просто помните, что на тонированных или цветных подложках сама поверхность обычно достаточно привлекательна, чтобы оставить ее здесь и там.

Эта двухэтажная текстура будет работать сама по себе в свободном эскизе, особенно если вы отрисовываете пленочный воздух и хотите быстро заполнить текстуру травы, чтобы установить области цвета и ценности. Тени сильные в моем примере, подразумевая яркую ясный день. В пасмурный день вы можете даже не видеть тени, или если вы это сделаете, они могут быть не так далеко от среднего значения.

Бытует неправильный подход со стороны некоторых художников, что все работы пастелью выглядят чересчур мыльными и растушеванными. На самом деле это же еще лучше, ведь хорошо, когда есть возможность выделить акцентированные места, а вторичные размыть! Это позволяет реализовать любой замысел художника.

Полезно знать!

— Если у вас есть высохшая пастель, которой сложно писать на бумаге, её можно растолочь до порошкообразного состояния. Добавив в неё воды, получится паста, которой можно наносить мазки разной интенсивности;

Обратите внимание на наблюдение за настоящим газоном, смотрите ли вы на фотографию или, еще лучше, живопись из жизни. Точный оттенок травы изменится в зависимости от времени суток, местной погоды, времени года и широты. Газоны ближе к экватор, скажем, хорошо политый газон Флориды, будет намного ярче зеленого, чем вы увидите в Новой Англии.

Шаг третий: усиление цвета и значений

Просто дайте теневым областям второй слой в более темных, голубовато-зеленых и освещенных солнцем областях - второй слой в светлом желтом зеленом для летнего солнца на хорошо обрезанной лужайке.


Лимонный Желтый работал бы или светло-желтый. Вы можете нарисовать траву целиком желтым, золотым и коричневым, если она сухая или изношенная. Там, где он переходил на зеленый, желтый в основном просто осветил его и переместил на желтый.

— Известная художница Лесли Харрисон является лучшим современным мастером пастельной живописи. Её картины просто неповторимы. Некоторые даже путают их с фотографиями или картинами, написанные маслом. Такой реалистичности, как утверждает художница, она достигла при помощи велюровой или песчаной бумаги. Первая - хорошо сглаживает линии и цвета, а вторая - обостряет важные детали;

Почему именно пастель?

В целом, эффект контрастного света и темноты стал слишком интенсивным на третьем этапе, но, варьируя оттенок. Посмотрите, как оттенки влияют на цвета рядом с ними в живописи. Мне понравилось, что более широкий диапазон цветов сделал для моего примера того, как рисовать траву. Это будет хорошо вписываться в импрессионистическую картину газона. Тем не менее, значения стали слишком экстремальными, а комбинированные цвета вытягивались слишком далеко от нашей первоначальной зеленой зеленой травы.

На заключительном этапе мы подберем цвета, чтобы они соответствовали моей памяти о яркой летней лужайке здесь, в Арканзасе, где солнце светит немного теплее, чем на Среднем Западе, и влажный климат держал на каждом лужайке блестящий изумруд, было ли это часто косили или нет.

— Работать пастелью можно на натянутом холсте, только вот для пастельной живописи требуется специальный подрамник. Таковой изобрел французский художник Жило. Холст на нём должен натягиваться с помощью специальных винтов — тогда это то, что нужно;

— Бережно храните рисунок, написанный пастелью. Для этого работу можно закреплять или помещать под стекло.

Шаг четвертый: настройка цвета и стоимости




Чтобы закончить свой пример рисования травы, вернитесь к среднему зеленому, который мы использовали в начале. Добавьте немного рывков в освещенную солнцем область травы. Пространство их индивидуально и не на зигзаге на этот раз, это акценты, чтобы сделать область темнее и показать разные клинки в тени за более светлыми.

Используйте те же средние зеленые над темным блюзом, зеленью и фиолетовым в тени. Прикоснитесь к некоторым отдельным бликам в области тени так же, как вы средние зеленые акценты в зоне света. Результат примерно такой же, как и второй шаг. Это становится намного богаче для добавления более разных оттенков и контрастных значений в каждой области. Основные моменты в области тени более темные или такие же, как темноты в области света.

Пастель для рисования – художественный материал, родившийся гораздо раньше масляных красок. Такие великие художники как Леонардо да Винчи, Дега, Ренуар писали свои шедевры не только маслом, но пастелью.

Художественная пастель (от латинского “тесто”) – это мягкий и приятный в работе материал. Обычно выпускается в виде мелков и карандашей.

Состав пастели достаточно прост – пигмент плюс связующее вещество. В качестве связующего вещества могут использоваться такие клеящие вещества как воск, минеральные масла или гуммиарабик.

Пастель для рисования может быть четырёх видов:

  • сухая пастель (твердая, мягкая, ультра-мягкая (софт))

Остановимся коротко на каждом из перечисленных видов пастели.

Сухая пастель


Такая пастель ложится на бумагу легко и мягко. Даёт штрих размером от 2 до 5 мм. Ее можно растушевать пальцем, превращая штрихи в ровный тон.

Накладываясь друг на друга, цвета легко смешиваются и позволяют при этом получить новые оттенки. Таким образом, даже небольшой набор мелков позволит вам создать богатую по цвету картинку.

Хорошая пастель не должна царапать бумагу, крошиться и ломаться при работе.

В зависимости от соотношения пигмента и связующего вещества, сухая пастель делится на:

  • твердую hard
  • мягкую soft
  • супер-мягкую extra soft

Чем больше в пастели содержание связующего вещества, тем она тверже. При этом некоторые виды пастели, самые мягкие, могут состоять только из пигмента. Часто их просто отличить по форме мелков- мягкую пастель чаще всего делают круглыми мелками, а твердую – прямоугольными брусочками.

Твердая пастель для рисования даёт более чёткие и тонкие штрихи, чем мягкая. Ей удобно рисовать детали рисунка. Она меньше осыпается с поверхности бумаги.

Мягкая пастель для рисования содержит больше пигмента. Она позволяет заполнять цветом большие поверхности, легко растушевывается.

Она более приятна в обращении, дает красивую бархатистую фактуру рисунка, позволяет легко создать яркие мазки.

Однако начинающим художникам контролировать этот материал непросто – мелки легко ломаются, нанесенный ранее слой размазывается, осыпается. Рисование мягкой пастелью требует особой аккуратности.

Поэтому в работе имеет смысл начинать картинку мягкой пастелью, чтобы забить поры бумаги, а завершать – более твердой.


Пан пастель («ультрамягкая» пастель) выпускается в специальных баночках, которые очень похожи на палетки с тенями. Каждая такая баночка содержит на 35% больше пастели, чем обычная палочка пастели.

Пан пастель хорошо смешивается и дает максимально точную цветопередачу. Поэтому обычно ею работают художники в технике реализма.

Рисуют пан пастелью с помощью специальных поролоновых спонжиков, смешивая цвета прямо на бумаге.

Эта пастель еще не очень распространена, в России продается редко.

Самые известные импортные производители пастели:

  • французская компания Sennelier (выпускает палитру в 525 цветов из высококачественного пигмента – эта пастель достаточно дорогая).
  • Хорошего качества пастель производят такие фирмы как
  • Rembrandt ,
  • Schminke ,
  • Faber-Castell
  • Talles (Голландия)
  • Не менее привлекательной по качеству является пастель корейского производства Mungyo , с хорошей палитрой оттенков. Очень приемлема по цене, она в два раза дешевле Faber-Castell, но ничуть не хуже по качеству.

Больше зарубежных марок-производителей пастели:

Koh-I-Noor (Австрия, Чехия), Conte (Франция), Lyra (Германия), Caran d’Ache (Швейцария), Stabilo (Германия), Cretacolor (ТМ Koh-I-Noor Hardtmuth, Австрия), Derwent (Англия), LeFranc&Bourgeois (Франция), Adel (Турция), Jolly (Австрия), Sakura, Daler Rowney (Англия), Maimeri (Италия), Bruynzeel (Голландия), Apa-Ferrario (Италия), Bosung (Китай), Pentel (Япония), Titi (Корея), Crayon.

Распространенные российские марки пастели:

  • Подольск-Арт-Центр
  • Сонет
  • Аква-Колор
  • Спектр


Пастельные карандаши

Это разновидность сухой твердой пастели в виде обычных карандашей. Такие карандаши обладают рядом преимуществ:

  • удобны в использовании,
  • позволяют наносить более аккуратные штрихи,
  • не пачкают руки.

Незаменимы при прорисовке мелких деталей и создании, например, плавных фактурных переходов, когда цвета смешиваются карандашами прямо на бумаге. Их лучше использовать для изображения животных и портретов людей, ведь можно прорисовать шерстинки и перышки для большей схожести с оригиналом.


Производители карандашей:

  • Faber Castell
  • Derwent
  • Cretacolor
  • Stabilo

Все они тоже отличаются по твердости, например, самые мягкие карандаши - Conte. Самые твердые – у Faber Castell.

Масляная пастель


Несмотря на то, что эти мелки тоже называются пастель, эта пастель имеет совершенно иные качества и, соответственно, способы рисования.

Масляная пастель изготавливается из пигмента с льняным маслом путём прессования. Её мелки твёрдые и как бы жирные на ощупь. Со временем на работах, выполненных масляной пастелью, даже могут проступать жирные пятна.

Мелки масляной пастели оставляют яркие, чёткие штрихи. Цвета плохо смешиваются между собой. Мазки пастелью практически невозможно растушевать пальцем.


Цвета у масляной пастели не такие матовые, как у сухой пастели. Также масляная пастель отличается от сухой тем, что практически не пачкается, законченные рисунки труднее смазать и они не требуют фиксации.

Рисовать масляной пастелью можно на любой поверхности. Ей не требуется специальная бумага, как сухой.

Кроме того, масляную пастель можно размывать. Размывают-растушевывают масляную пастель растворителем (специальным или для масляных красок). Для этого используется кисточка или растушевка (специальная палочка из пресcованной бумаги), смоченная в растворителе.

В итоге результат рисования будет похож на картину масляными красками, а не на работу сухой пастелью.

Производители в основном те же, что и у сухой пастели. Лучшей считается фирма Sennelier .

Восковая пастель


Восковая пастель создается на основе воска (чаще всего полимерного) в сочетании с натуральными наполнителями.

Рисунки, выполненные восковыми мелками, получаются сочными и яркими.

Мелками из воска можно рисовать на бумаге, картоне и даже на стекле. Восковую пастель можно использовать в смешанной технике – рисовать по акварели или гуаши. Поскольку на такую пастель не ложится вода, то с помощью таких мелков можно рисовать в техниках «сграффито», «витраж-эмаль», «энкаустика» и «фроттаж».


Восковые мелки внешне похожи на масляные. в чем же разница?

Чаще всего, восковые мелки – это дешевый материал для детей. Они тверже масляной пастели, поэтому не пачкают руки. В профессиональной сфере используют, в основном, именно масляную пастель.

Акварельная пастель


У акварельной пастели тоже восковая, влажная текстура.

Но это уникальный материал. Он сочетает в себе все преимущества пастели, и при этом в ее состав входят водорастворимые компоненты.

Выполненный такой пастелью рисунок похож на рисунок масляной пастелью. Однако, его можно размыть, превратив в акварель!

Если вы имели дело с акварельными карандашами, то поймете принцип работы акварельных мелков. В отличие от карандашей, мелки мягче и ярче, легче закрашивают большие поверхности и размываются.


Таким образом, под одним и тем же словом, , можно понимать совершенно разные мелки.

Надеюсь, после этой статьи вы уже не ошибетесь в выборе нужной вам пастели!

Буду рада вашим комментариям и очень благодарна за репосты!

Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.

Получайте номера журнала на свой e-mail!