Дрессировка. Что сам академик Павлов писал о русском массовом уме. Неужели и у людей есть условные рефлексы

Дрессировка человека и других животных.
Размышления о дрессировке человека в СССР. Сопоставление системы дрессировки служебных собак в СССР, которая налажена отлично с системой коммунистического воспитания СССР, приводит к некоторым раздумьям.

Прежде чем человек начал дрессировать других животных он начал дрессировать своих соплеменников , а потом уже лошадей, собак, коров, овечек и другую живность. Проще всего понять методы дрессировки человека можно на примере ярких диктаторских режимов с жёсткой иерархией, типа коммунистического СССР и фашистской Германии. Хоть и в прежние эпохи все эти системы дрессировки человека применялись.

У человека большой мозг, что позволяет ему витать в облаках, строить иллюзии и фантазии, мечтать, далеко уходя в мыслях от реальных фактов и действительности. Для понимания хода и сценария человеческой жизни нужно понять простые факты, скрытые для массового понимания «эмоциональной дымовой завесой». Современные знания и технологии позволяют более точно оцифровать и понять поведение человека, без всяких духовных домыслов и трактовки символов. Очень плохие факты для современных высокодуховных интеллигентов. Этологи связывают духовность с высокой и неспособностью к рациональным действиям, что хорошо известно вождям.

Сопоставление системы дрессировки служебных собак в СССР, которая налажена отлично с системой коммунистического воспитания СССР, приводит к некоторым раздумьям.

2. Теоретические основы советской дрессировки и труды академика И.П.Павлова

Дрессировка человека в СССР. Основной курс дрессировки (ОКД)
Дрессировка (training обучение, подготовка, тренировка, воспитание, дрессировка, выучка)

Коротко об основах системы коммунистического воспитания.
Множество тонн заказной литературы о коммунистическом воспитании в СССР запутывают существо дела, факты и их понимание. Для этого и написана статья. И не только в этом дело.
Десоветизация невозможна без чёткого понимания фактов и методов достижения коммунистической деградации общества. Но мы не будем об этом думать, точнее не будем тратить на это личную энергию. Изменение результатов этой успешной дрессировки, очень вероятно, будет портить жизнь ещё нескольким поколениям. Просто примем эти данные к сведению и используем, если возможно.
Что общего между дрессировкой животных разных видов гомо сапиенс и дрессировкой собак?
Чтобы успешно дрессировать члена социалистического общества и воздействовать на его поведение, нужно правильно оценивать свои действия в отношении гомо сапиенс и хорошо разбираться в особенностях его поведения. А для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.

2.1. Вся система коммунистической дрессировки членов нового общества (как и других видов животных) построена на основе учения русского физиолога И. П. Павлова (1849-1936 гг.) о высшей нервной деятельности.

2.2.Что сам академик Павлов писал о русском массовом уме.

Академик И.П.Павлов о русском массовом уме (Нобелевская лекция 1918 год в Санкт-Петербурге) Русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не идет за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. До чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит […]

2.3. Дрессировка в СССР была построена с учётом системы И.П.Павлова, слабости массового рационального мышления и высокопримативной потребности в «духовных ценностях».
Партия избавила трудящихся от необходимости думать. Всё хорошо отражено в лозунге КПСС «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи!»

Мозг, дрессируемых по методу Павлова, был забит фантастическим мусором «коммунистической духовности», образующим вполне логичную систему верований., очень похожую на рациональное мышление. В это были вложены огромные усилия и материальные средства.

А любая другая информация была запрещена и закрыта «железным занавесом».

2.4. Дрессировка человека в СССР была хорошо отработана и требовала огромных ресурсов.

Использование члена социалистического общества для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.

Дрессировка члена социалистического общества подразделяется на два курса:
общий;
специальный.

Общий курс дрессировки члена социалистического общества имеет цель отработать такие приемы, которые подчиняют его дрессировщику и служат основой для отработки специального курса.

Специальный курс дрессировки члена социалистического общества имеет целью отработать такие приемы, которые обеспечивают его использование по какому-либо виду специальной работы.
Стержнем коммунистического воспитания были – безусловное подчинение и развитие злобы и недоверия к посторонним лицам.

Система дрессировки оказалась весьма эффективной на длительное время.

Основы дрессировки
Для того, чтобы правильно дрессировать и использовать коммуниста на работе, необходимо твердо знать законы, обуславливающие его поведение.

Чтобы выработать и закрепить у коммуниста общества желаемое действие, дрессировщик должен воздействовать посредством раздражителей на его нервную систему, которая устанавливает через органы чувств (обоняние, вкус, слух, зрение, осязание) связь организма с внешней окружающей средой и, прежде всего с самим дрессировщиком.

В процессе дрессировки коммуниста дрессировщик обязан добиться от него безотказного выполнения требуемых действий в самых различных условиях окружающей обстановки и в различное время суток. Это достигается умелым сочетанием принуждения, поощрения и запрещения.

Подготовка коммунистов – последовательное, направленное приучение коммунистов к совершенствованию в определенных условиях разнообразных сложных действий, необходимых для несения службы. Эти действия коммунист осуществляет по сигналам (словесным командам, жестам рукой) выработку у них необходимых двигательных и тормозных навыков.
Основная цель подготовки коммуниста – добиться возможности управлять их поведением соответствующими сигналами специалиста или сигналами окружающей обстановки в нужном для службы направлении.
Подготовка коммуниста слагается из общей и специальной дрессировки, тренировки члена социалистического общества.
Общая дрессировка – это приучение коммуниста послушанию, подчинение ее поведения требованиям специалиста -….. Общие приемы дрессировки являются основой для дальнейшей специальной дрессировки коммуниста к определенному виду службы.
Специальная дрессировка – это подготовка коммуниста к несению определенной службы: розыскной, специальной, караульной. Она достигается путем развития врожденных и выработки сложных условных рефлексов (навыков).
Тренировка – это систематические упражнения с целью закрепления у коммуниста выработанных в процессе дрессировки условных рефлексов (навыков), их развития и совершенствования применительно к конкретным условиям службы.

3 Список команд Общего курса дрессировки «члена социалистического общества»

Таблица. Общий курс дрессировки члена социалистического общества
Общий курс коммунистической дрессировки имеет цель отработать такие приемы, которые подчиняют коммуниста дрессировщику и служат основой для отработки специального курса.

Основные команды, которые должны быть исполнены беспрекословно в курсе общей дрессировки.

Команда Действия по команде Иллюстрация
1 Команда «Место!»
2 Команда «Дай!»
3 Команда «Аппорт!» «Апорт»

Добыть-принести-отдать добытое хозяину,

4 Команда «Охранять!» Следить, чтобы не было хищения «социалистической» (хозяйской) собственности и вредительской деятельности.
5 Команда «Вперёд!»
6 Команда «Служить!»
7 Команда «Рядом!»
8 Команда «Голос!» .

9 Команда «Тихо!»
10 Команда «Фу!»
11 Команда «След!»

12 Команда «Фас!»

или физически.

13 Команда «Сидеть!»
14 Команда «Гуляй!» Переход в свободное

состояние.

Команда «Гуляй!» или переход в свободное состояние, дается для отдыха во время дрессировки. Эта команда сама по себе может служить поощрением за хорошую работу. Смысл команды в том, чтобы научить «расслабляться» и разграничивать работу и отдых.

4. Выбраковка не поддающихся дрессировке

Систематически проводилась проверка и выбраковка членов нового социалистического общества по критерию безусловного подчинения командам дрессировщиков.
Выбраковка оформлялась актами:
Выбракованные члены социалистического общества отправлялись в лагеря, тюрьмы или расстреливались. Массовые репрессии в СССР.

5. Краткое изложение.

Команда Действия по команде
1 Команда «Место!» Прийти на назначенное место работы и выполнить программу служебной дрессировки (служебные, трудовые обязанности)
2 Команда «Дай!» Отдать любую собственность имущество, вещь хозяину.

Можно в любой момент забрать (конфисковать) вещь, которую ему брать не стоит.

Продразверстка, раскулачивание и другие виды конфискации…

Конфисковать большую часть зарплаты, пенсии

3 Команда «Аппорт!» «Апорт» , что значит – достань, схвати, подай.

Апортировка является одним из сложнейших упражнений при внешней простоте и незамысловатости приема.

Добыть-принести-отдать добытое хозяину

4 Команда «Охранять!» Следить, чтобы не было хищения «социалистической» (хозяйской) собственности и вредительской деятельности.
5 Команда «Вперёд!» Следовать впереди хозяина, беспрекословно выполнить любые рискованные действия вредные для здоровья и благополучия исполнителя и окружающих, совершать эксперименты и «подвиги».
6 Команда «Служить!» Продемонстрировать преданность хозяину и непосредственному руководству речами, аплодисментами, радостными возгласами, отдать пионерский салют …
7 Команда «Рядом!» Идти на (партийное, профсоюзное, рабочее, комсомольское,) собрание, митинг, демонстрацию, публичный суд вместе с дрессировщиком
8 Команда «Голос!» Выступить на собрании, на митинге, в прессе и громко поддержать хозяина
9 Команда «Тихо!» Данная команда приучает прекращать издавать звуки по приказу хозяина
10 Команда «Фу!» Избегать контактов с запрещёнными людьми, предметами, не слушать и не читать опасной литературы…

Не брать запрещенные предметы и не приближаться к ним без разрешения.

11 Команда «След!» Исследовать ближайшую территорию на предмет поиска «врагов народа» и в случае обнаружения подозрительных предметов или людей подать голос.
12 Команда «Фас!» Напасть публично тех на кого покажет хозяин словесно

или физически.

Развитие злобы и недоверия к посторонним лицам (не коммунистам) — основа коммунистической дрессировки

13 Команда «Сидеть!» Прекращение определённой деятельности и\или отправление в места заключения без оказания сопротивления и др., с надеждой на справедливость дрессировщика.

Собрать вещи. Спокойно дождаться ареста. Проследовать в место для заключения и ждать дальнейших команд.

14 Команда «Гуляй!» Переход в свободное состояние.

Разрешено выпить и закусить на работе, на природе, сплясать … Отметить общегосударственные праздники.

"Он крадет еду со стола."

"Она не приходит, когда её зовут."

"Он уничтожил ковер в гостиной."

"Она лаяла и лаяла, пока соседи не пожаловались."

"Он замечательный пёс, но я хочу, чтобы он не стал..."

У многих собак нет манер, и их владельцы находятся в растерянности относительно того, как обучить питомцев хорошим манерам. В итоге, эти несчастные люди часто кричат на бедного Макса или отшлёпывают испуганную Кнопу. Ещё хуже, когда Рикки не приспособится, и его сошлют в подвал или на задний двор, чтобы он доживал свои дни в одиночестве; либо его отведут в приют, потому что "мы просто не можем справиться с нашим неуправляемым Рикки".

Обучение послушанию предотвратило бы многие такие проблемы и плохое поведение щенка. Многие люди думают, что дрессировка заключается только в том, чтобы научить собаку выполнять определенные команды. Но если мы «копнем» глубже, то будем ближе к реальному определению:

Дрессировка послушанию учит собаку не только быть послушной, выполнять всё, что ей говорят делать. Она охватывает широкий спектр команд, навыков, которым собака может научиться, включая трюки, определенные потребности семьи или отдельных членов семьи (собака-компаньон или поводырь для владельцев инвалидов), охранные и охотничьи навыки и многое другое.

Собаки отличаются от людей, у них свои собственные особые потребности и природные инстинкты. Они общаются иначе, чем мы, люди, и многое из их нормального поведения для нас неприемлемо. Но, мы должны не только учить их, как вписаться в наши рамки, но и научить себя понимать их потребности, чтобы мы могли приспособить их к себе и cкорректировать наши ожидания, чтобы сделать лучшим сосуществование для обоих видов: собака и человек. Если мы не поторопимся обучить наших собак и воспитать себя, мы оба будем разочарованы и не столь счастливы, какими могли бы быть.

Преимущества дрессировки собаки.

    На учебных занятиях также и владельцы собак приобретают навыки и знания для воспитания и дрессировки своих любимцев, что в последствии помогает им своевременно исправить или даже не допустить плохое поведение своей собаки.

    Независимо от того, с какого возраста Вы начинаете дрессировать свою собаку, обеспечивает основу для любой активности, поведения или работы, которые вы хотите, чтобы ваша собака умела выполнять.

    Обучение вырабатывает у собак базовые хорошие манеры, какие все мы хотим видеть у них, от вежливого приветствия, когда приехали гости, до красивой ходьбы на поводке, и чтобы прибегала, когда ее зовут.

    Когда компания приходит в Ваш дом, нет никакой необходимости, запирать воспитанную собаку в другой комнате, опасаясь, что она будет мешать. Она с удовольствием участвует в семейных детских играх, без риска, что что-то сделает не так с ребёнком. Вы спокойно берете её в гости к друзьям или родственникам, в походы, на плавание и вовлекаете своего пса в другие совместные семейные активности.

    Как показала практика за многие сотни лет, обучение – одна из наиболее важных вещей, которая привязывает собаку к Вашему дому "навсегда".

    Благодаря дрессировке создается прочная взаимная связь, укрепляются и обогащаются взаимоотношения, которые Вы разделяете со своей собакой. Есть что-нибудь лучше?

    Обученный и воспитанный пёс – самый лучший подарок для всех Вас!

Что произойдет, если не дрессировать собаку.

Собаки являются социальными животными. Без надлежащего обучения они будут ужасно вести себя: пачкать ваш дом, портить ваши вещи, лаять чрезмерно, рыть ямы в вашем дворе, драться с другими собаками или даже кусать Вас.

Ключ к предупреждению или коррекции поведенческих проблем – это научить свою собаку перенаправлять свое природное поведение на действия, которые являются приемлемыми в Вашем доме и в мире людей.

Целью дрессировки собаки является создание связи между Вами и Вашей собакой, а также получение удовольствия от процесса обучения. Каждое занятие должно быть весёлым, информативным и полезным.

Обученный пёс – это радостная, увлекательная, познавательная и необычная жизнь для Вас и Вашей собаки!

Надеемся, что мы ответили на вопрос: «Зачем нужна дрессировка собаки?», но, если у Вас еще остались вопросы, тогда звоните или пишите, с радостью ответим Вам.

Карен Прайор

Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя

«Эта великолепная, доступная и чрезвычайно полезная книга предназначена для тех, кто хочет понять или изменить поведение животного – идет ли речь о постоянно лающей собаке, шумном соседе, злобном коте – или свое собственное и свои дурные привычки».

«Карен Прайор объясняет, почему наказание и насильственные попытки заставить людей измениться так часто заканчиваются полным провалом. Она описывает конкретные методы, которые действительно работают. Эта книга в гораздо большей степени связана с человеческими отношениями, чем все проникнутые добрыми побуждениями, но абсолютно неопределенные призывы любить вредных соседей или становиться лучше. Прайор показывает, как можно перейти от намерений к результатам ».

«Карен Прайор была пионером… Каждый, кто хочет более эффективно воспитывать детей, изменить собственное поведение или учить других, сочтет ее книгу очень полезной».

Б. Ф. Скиннер

«Книга «Не рычите на собаку!» открыла мне глаза. Я всем сердцем понял, как нужно общаться с моими собаками, а также с клиентами и учениками».

Ли Ливингуд, руководитель центра дрессировки

«Карен обладает уникальным даром. Она научила нас пользоваться положительным подкреплением не только для дрессировки наших животных, но и в обычной, повседневной жизни».

Тереза Лойя, директор центра подготовки собак-компаньонов

«Эта книга оказала огромнейшее влияние на то, как я общаюсь со своими учениками – и людьми, и собаками, не говоря уже о друзьях, коллегах и собственном муже».

Элизабет Тесель, профессиональный дрессировщик и консультант по литературной подготовке

Посвящается моей матери, Салли Ондек, моей мачехе, Рикки Уайли, и Уинифрид Старли, моей наставнице и подруге

Предисловие

Эта книга о том, как научить любого – человека или животное, молодого или старого, себя или других – делать то, что можно и нужно. Как отучить кошку прыгать на кухонный стол и как заставить бабушку перестать пилить всех вокруг. Как повлиять на поведение детей, начальников, друзей и домашних животных. Как научиться хорошо играть в теннис или гольф и как улучшить математические способности и память. Всего этого можно добиться с помощью принципов подкрепления.

Эти принципы – настоящие законы. Они ничем не отличаются от законов физики. Эти законы описывают все ситуации обучения точно так же, как падение яблока описывается законом всемирного тяготения. Когда бы мы ни пытались изменить поведение – собственное или другого человека, – мы всегда используем эти законы, даже если сами этого не осознаем.

Обычно мы пользуемся этими законами неправильно. Мы угрожаем, спорим, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы набрасываемся на окружающих, когда ситуация складывается не так, как нам хотелось бы, и упускаем возможность похвалить за правильные действия. Мы грубы и нетерпеливы с собственными детьми, друг с другом и даже с самими собой. Но наши грубость и нетерпение вызывают в нас чувство вины. Мы догадываемся, что с помощью других методов можно достичь желанной цели гораздо быстрее и без неприятностей. Но мы ничего не знаем об этих методах. Мы просто не владеем теми методами, которыми пользуются современные дрессировщики, отлично осознающие силу положительного подкрепления.

Какова бы ни была задача дрессировки – нужно ли вам заставить четырехлетнего малыша вести себя на людях прилично, утихомирить веселого щенка, сплотить команду или выучить наизусть стихотворение, – с помощью положительного подкрепления вы добьетесь ее быстрее, лучше и даже веселее.

Законы подкрепления просты: вы можете написать их на доске за десять минут и выучить за час. Гораздо сложнее применять эти законы на практике. Обучение с помощью подкрепления подобно игре, а результат зависит от скорости мышления.

Дрессировщиком и учителем может стать любой. Некоторые добиваются успеха с самого начала. И для этого не требуется особого терпения, или силы характера, или умения общаться с животными и детьми, или того, что цирковой дрессировщик Фрэнк Бак называл «силой человеческого взгляда». Нужно просто понимать, что вы делаете.

Всегда были люди, обладающие интуитивным пониманием того, как следует применять законы тренировки. Их мы называем одаренными учителями, блестящими командующими, великолепными тренерами чемпионов, гениальными дрессировщиками. Я наблюдала за рядом театральных режиссеров и дирижеров симфонических оркестров. Эти люди великолепно использовали прием подкрепления. Им не нужны были книги, где рассказывалось бы о преимуществах этих законов. Но для остальных людей, тех, кто никак не может справиться с неуправляемым щенком или постоянно конфликтует с коллегой или сыном, знание законов подкрепления может стать настоящим даром небес.

Подкрепление – это не система наград и наказаний. Современные специалисты вообще не используют подобных слов. Концепция награды и наказания несет в себе огромный груз эмоциональных ассоциаций и интерпретаций – желание, страх, вина, долг, запрет. Например, мы вознаграждаем других за то, что сделали сами, – мы покупаем мороженое ребенку, чтобы помириться с ним после сердитого выговора. Мы думаем, что знаем, какой должна быть награда: мороженое или похвала. Но некоторые не любят мороженое, а похвала в неподходящий момент или от неподходящего человека может больно ранить. В некоторых случаях учительская похвала обязательно вызывает неприязнь со стороны других учеников.

Мы рассчитываем на то, что люди будут поступать правильно и без награды. Дочь-подросток должна мыть посуду, потому что это ее домашняя обязанность. Мы злимся, когда дети или коллеги что-то ломают, воруют, опаздывают, грубят и т. п., потому что эти люди должны были знать, что такое поведение недопустимо. Мы наказываем спустя длительное время после нежелательного поступка – великолепным примером этого может служить судебный приговор за преступление. И такое событие может не оказать никакого влияния на будущее поведение, а остаться обычным возмездием. Тем не менее мы рассматриваем подобные наказания как средство обучения . Люди часто говорят: «Я дал ему урок».

Современная дрессировка с помощью подкрепления основывается вовсе не на «всеобщих убеждениях», а на законах поведенческой науки.

Научно говоря, подкрепление – это событие, которое (а) происходит во время или сразу по завершении желательного поведения и (б) повышает вероятность повторения подобного поведения в будущем. Здесь можно выделить два ключевых элемента: два события связаны в реальном времени – поведение порождает подкрепление, – после чего желательное поведение повторяется гораздо чаще.

Подкрепление может быть положительным (то есть тем, что нравится ученику и чего он хочет: улыбка, поглаживание) или отрицательным (тем, чего ученик стремится избежать: рывок поводка или нахмуренное выражение лица). Самое важное – это временная связь между событиями: проявляется поведение, проявляется и подкрепление . Благодаря этому желательное поведение повторяется гораздо чаще, а нежелательное исчезает быстрее. Такой прием работает в обоих направлениях, как петля обратной связи.

Если поведение не повторяется, значит, подкрепление произошло слишком рано или слишком поздно, а может быть, выбранный вами стимул не является подкреплением для данного субъекта.

Кроме того, хочу сказать, что между теорией подкрепления и практикой подкрепления существует серьезное различие. Исследования показывают, что приятные последствия любого поступка повышают вероятность его повторения. Это действительно так. Но на практике для того, чтобы достичь сенсационных результатов, которых ожидают тренеры и дрессировщики, подкрепление должно происходить абсолютно синхронно с поведением. Бинго! Сейчас! В реальном времени ученик должен точно понимать, что именно этот конкретный его поступок и вызвал подкрепление.

Современные дрессировщики разработали прекрасные приемы одновременного подкрепления: они используют сигнал-маркер для идентификации поведения. В новом издании книги «Не рычите на собаку!» я расскажу о законах подкрепления, некоторых практических способах применения этих законов в реальном мире и о стихийном движении, которое (по крайней мере, сейчас) называется «кликер-тренингом» и которое использует данные приемы в совершенно новой, неисследованной сфере.

Впервые я узнала о дрессировке с помощью положительных подкреплений на Гавайях. В 1963 году я работала тренером дельфинов в океанариуме «Си Лайф Парк». Собак и лошадей я тренировала с помощью традиционных методов, но работа с дельфинами оказалась совершенно иным делом. Тут нельзя было использовать поводок, уздечку или даже кулаки. Дельфины просто уплывали прочь. Положительное подкрепление – обычно корзина с рыбой – оставалось нашим единственным средством.

Психологи объяснили мне принципы обучения с помощью подкрепления. Искусству применения этих принципов на практике я научилась, работая с дельфинами. По образованию я была биологом. Меня всегда интересовало поведение животных. И теперь я была невероятно увлечена не столько самими дельфинами, сколько нашим общением – моим с дельфинами и дельфинов со мной – в процессе такого рода тренировки. То, чему меня научили дельфины, я применила в дрессировке других животных. И я начала замечать, что использую некоторые приемы в своей повседневной жизни.

Я, к примеру, перестала кричать на детей, потому что заметила, что крик не работает. Замечая желательное поведение и подкрепляя его в этот самый момент, я добивалась гораздо больших результатов и сохраняла мир в семье.

Под уроками, которые я получила в дельфинарии, скрывается реальная научная основа. В этой книге мы выйдем за пределы теории. Я отлично знаю, что ученые почти не рассказывают, а зачастую неправильно понимают правила применения научных теорий. Но фундаментальные законы существуют, и во время тренировки их следует учитывать.

Эту теорию называют модификацией поведения, теорией подкрепления, оперантным обусловливанием, бихевиоризмом, или бихевиористской психологией . Данная отрасль психологии многим обязана профессору Б. Ф. Скиннеру .

Я не знаю ни одной другой современной отрасли науки, которую бы так чернили, так неправильно понимали и истолковывали, применяли и использовали. Само имя Скиннера вызывает гнев у тех, кто пропагандирует «свободу воли» как основное качество, отличающее человека от животных. Для тех, кто воспитан в гуманистических традициях, манипуляция человеческим поведением с помощью определенных сознательных приемов кажется абсолютным злом, несмотря на тот очевидный факт, что все вокруг постоянно пытаются манипулировать поведением друг друга, прибегая при этом к любым средствам.

Пока гуманисты набрасывались на бихевиоризм и Скиннера с пылом, который сделал бы честь любому религиозному фанатику, бихевиоризм развился в серьезную отрасль психологии. Эта наука вошла в программу университетов, клиническую практику, о ней пишут в профессиональных журналах, проводят международные конгрессы, она стала основой доктрин и учений, ей посвящено огромное множество книг.

И это очень хорошо. Некоторые расстройства – например, аутизм – лечатся с помощью теории подкрепления гораздо лучше, чем другими способами. Многие психотерапевты добиваются больших успехов в решении эмоциональных проблем своих пациентов с помощью положительного подкрепления. Эффективность (по крайней мере, в определенных обстоятельствах) обычного изменения поведения без погружения в причины его появления привела к появлению новой отрасли семейной терапии. В рамках такой терапии рассматривается поведение каждого члена семьи, а не только лишь того, кто испытывает самые очевидные проблемы. И в таком подходе есть здравый смысл.

Обучающие машины и программируемые учебники, созданные на основе теории Скиннера, стали первыми попытками формализовать процесс обучения шаг за шагом и использовать положительное подкрепление при правильной реакции ученика. Первые механизмы были несовершенными, но именно благодаря им была создана система компьютеризованного обучения. Эта система очень занимательна в силу необычной природы подкреплений (фейерверки, танцующие роботы) и высокоэффективна благодаря тому, что компьютер очень точно выбирает время. Программы подкрепления с использованием жетонов или фишек, которые можно накапливать, а потом обменивать на сладости, сигареты или привилегии, успешно применяются в психиатрических больницах и других подобных заведениях. Подкрепление эффективно применяется в программах аутотренинга по снижению веса и избавлению от вредных привычек. Эффективные образовательные системы, основанные на принципах подкрепления, успешно используются в наших школах. Интересный способ применения подкрепления для выработки физиологических реакций – биологическая обратная связь.

Ученые изучили самые тонкие аспекты обусловливания. Одно исследование, к примеру, показало, что, сделав таблицу для контроля собственного прогресса в рамках определенной программы, вы с большей вероятностью усвоите новые привычки, если будете каждый день полностью закрашивать квадратик таблицы, а не просто ставить в нем какую-то отметку.

Внимание к деталям имеет важные психологические обоснования, но человек не часто находит в этом пользу для тренинга. Тренинг – это «петля обратной связи», двустороннее общение, при котором событие на одном конце «петли» меняет события на другом конце. Типичная кибернетическая система обратной связи. Однако многие психологи по-прежнему рассматривают свою работу как нечто такое, что они делают по отношению к субъекту, а не вместе с субъектом.

Для настоящего тренера своеобразные и неожиданные реакции любого субъекта являются самыми интересными и самыми полезными событиями процесса обучения, но почти любая экспериментальная работа направлена на игнорирование и минимизирование индивидуальных реакций. Разработка методов того, что Скиннер называл «формированием», то есть постепенным изменением поведения, и применение этих методов является творческим процессом. Но в психологической литературе мы находим множество абсолютно прозаичных, если не сказать неуклюжих, программ формирования. На мой взгляд, все они основаны на жестоких и необычных наказаниях. Недавно я прочла в одном из журналов статью о том, как отучить ребенка мочиться в постель. Родителям предлагалось не только установить датчики влажности в постели ребенка, но еще пригласить специалиста, чтобы тот провел с ребенком ночь! Авторы заметили, что такой подход обойдется семье довольно дорого. А чем он обернется для психики ребенка? Такое «поведенческое» решение равносильно тому, чтобы бить мух лопатой.

Шопенгауэр однажды сказал, что любую оригинальную идею сначала высмеивают, потом жестоко критикуют и, наконец, воспринимают как должное. Насколько я понимаю, теория подкрепления не составила исключения. Скиннера много лет высмеивали за то, что он демонстрировал формирование поведения на примере пары голубей, игравших в настольный теннис. Теплую, комфортную, самоочищающуюся и веселую колыбельку, которую он построил для своих маленьких дочерей, называли бесчеловечной «коробкой для младенцев», вещью аморальной и еретической. До сих пор ходят слухи о том, что его дочери сошли с ума, хотя обе они достигли больших успехов в своей профессии и стали замечательными людьми.

Сегодня многие образованные люди относятся к теории подкрепления как к чему-то такому, что все и так давно знают и понимают. На самом же деле большинство людей этого вовсе не понимает, иначе они не вели бы себя по отношению к окружающим так ужасно.

За годы, прошедшие со времени моей работы с дельфинами, я читала лекции и писала статьи о законах подкрепления в академических и профессиональных журналах, а также выступала перед широкой публикой. Я преподавала эти законы в старших классах, колледжах и магистратуре, рассказывала о них домохозяйкам и владельцам зоопарков, родным и друзьям. Я проводила семинары для тысяч владельцев собак и дрессировщиков, для ковбоев и тренеров. Я заметила, что принципы теории подкрепления постепенно проникают в общественное сознание. Голливудские дрессировщики называют использование положительного подкрепления «аффективной тренировкой» и применяют эти приемы для того, чтобы добиться результатов, которых невозможно добиться силой. Вспомните хотя бы поведение свиней и других животных в фильме «Бейб». Сегодня многие олимпийские тренеры используют положительное подкрепление и формирование, вместо того чтобы полагаться на старомодное запугивание. И новые приемы приносят ощутимые результаты.

Однако никто еще не писал о правилах теории подкрепления так, чтобы ими можно было пользоваться в повседневной жизни, в обычных практических ситуациях. Поэтому я решила написать книгу о том, как я понимаю эти принципы, как они правильно и неправильно применяются в реальной жизни.

Теория подкрепления не решает всех проблем. С ее помощью не увеличить банковский счет, не спасти разрушающийся брак, не победить серьезное личностное расстройство. Если у вас плачет ребенок – это не проблема тренировки. Она требует иного решения. Некоторые виды поведения (и человека, и животных) имеют генетические компоненты, модифицировать которые трудно, а то и невозможно. Некоторые проблемы не стоят потраченного на них времени…

Но очень многие жизненные сложности, задачи и неприятности можно решить, правильно применив законы подкрепления.

Использование положительного подкрепления в одной ситуации может помочь вам эффективно применить тот же прием в другой. Когда я работала с дельфинами, один исследователь едко заметил: «Людям нельзя позволять заводить детей, пока они не сумеют выдрессировать цыпленка». Он хотел сказать, что очень сложно добиться успеха с существом, к которому нельзя применить силу. В воспитании детей наказаний быть не должно. Жизненный опыт подскажет вам, как можно использовать подкрепление для выработки желательного поведения у ребенка.

Я заметила, что большинство тех, кто работал с дельфинами, кто привык применять положительное подкрепление в повседневной работе, так же хорошо ладили и с детьми. Дети этих людей были очень доброжелательными, вежливыми и спокойными. Я не гарантирую того, что и ваши дети станут такими же. Я не обещаю, что вы сразу добьетесь сногсшибательных результатов или овладеете за три дня конкретными навыками. Вы просто поймете фундаментальный принцип, лежащий в основе любого обучения , и научитесь творчески применять его в различных ситуациях. Скорее всего вам удастся исправить то, что мучило вас уже очень давно, или продвинуться в какой-то желанной области. И если вы захотите, то сможете выдрессировать цыпленка.

В системе подкреплений должен быть естественный порядок. Главы моей книги расположены в том же порядке, в каком идет процесс обучения. Мы пойдем от простого к сложному. Именно в таком порядке люди обучаются проще всего и становятся хорошими тренерами и учителями. Я стремилась к тому, чтобы вы правильно поняли систему обучения с помощью положительного подкрепления. Но применение этих принципов должно быть практическим. В каждой главе вы найдете примеры из реальной жизни. Не считайте описанные методы догмой, раз и навсегда определенными инструкциями. Относитесь к ним творчески.

1. Подкрепление: Лучше чем вознаграждение

Что такое положительное подкрепление?

Запомните это утверждение. В этом заключается секрет успешной тренировки. Чтобы вы лучше его запомнили, повторю его еще раз.

Подкрепление – это нечто такое, что, происходя одновременно с поступком, ведет к повышению вероятности повторения этого поступка в будущем.

Существует два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление – это нечто желанное для субъекта, то есть пища, ласка или похвала. Отрицательное подкрепление – это то, чего субъект хочет избежать, то есть удар, хмурое выражение лица, неприятный звук. (Звуковой сигнал в машине, который говорит о том, что вы не пристегнули ремень безопасности, является отрицательным подкреплением.)

Поведение, которое уже проявляется, пусть даже нерегулярно, всегда можно закрепить с помощью положительного подкрепления.

Если вы позвали щенка, он пришел, и вы его приласкали, в будущем щенок будет подходить к вам с большим желанием. И для этого не потребуется дополнительной тренировки. Предположим, вы хотите, чтобы вам кто-то позвонил – ребенок, родитель, любимый человек. Если он не звонит, вы ничего не можете сделать. Запомните, что подкрепить поведение, которое не проявляется, невозможно. Если же во время желанного звонка вы проявляете радость и удовольствие, то тем самым положительно подкрепляете поведение звонящего и повышаете вероятность повторного звонка. (Разумеется, отрицательное подкрепление – «Почему ты мне никогда не звонишь? Почему я всегда должен звонить тебе сам?» – создает ситуацию, которой звонящий всеми силами постарается избежать в будущем. Своим поведением вы сами подталкиваете человека к тому, чтобы он перестал вам звонить.)

Простое положительное подкрепление поведения является самой элементарной частью такого рода тренинга. В научной литературе часто можно встретить выражения «использовались поведенческие методы» или «проблема была решена с помощью бихевиористского подхода». Все это, как правило, означает, что психологи отказались от ранее использованного метода и применили положительное подкрепление. Это не значит, что они применили все приемы, описанные в моей книге. Они могли о них даже не знать.

Порой оказывается, что достаточно всего лишь перейти к положительному подкреплению. Такой метод, к примеру, может достаточно эффективно помочь ребенку, который мочится в постель: разбудив ребенка и обнаружив, что простыни сухие, похвалите и обнимите его.

Положительное подкрепление работает даже в отношении самого себя.

Когда-то я ходила в группу по изучению творчества Шекспира. Там я познакомилась с адвокатом с Уолл-стрит. Ему было уже под пятьдесят, и он страстно увлекался игрой в сквош. Он услышал, как я рассказывала о тренинге. Когда мы выходили, он заметил, что хотел бы применить положительное подкрепление в своих спортивных тренировках. Обычно он ругал себя за ошибки и промахи, теперь же решил хвалить себя за хорошие удары.

Через две недели я снова встретилась с этим человеком. «Как ваш сквош?» – спросила я. На его лице появилось выражение удивления и радости – большая редкость для адвокатов с Уолл-стрит.

«Сначала я чувствовал себя полнейшим идиотом, когда при каждом хорошем ударе твердил себе: «Ну, Пит, ты молодец», – рассказал он мне. – Когда я тренировался один, то даже гладил себя по плечу. И мои результаты заметно улучшились. На клубной лестнице я поднялся на четыре ступеньки. Я стал побеждать тех, у кого раньше не мог выиграть ни одной подачи. И мне стало по-настоящему весело. Стоило мне перестать корить себя за неудачные удары, как меня покинуло чувство злобы и разочарования. А ведь раньше я часто выходил с тренировки в таком состоянии! Если я допускаю промах, то не злюсь – ведь за этим ударом обязательно последует удачный. Я с удовольствием наблюдаю за тем, как мой соперник, делая ошибки, сходит с ума, швыряет ракетку на землю… Я-то знаю, что это ему не поможет, и я просто улыбаюсь».

Какой коварный противник! И таким он стал, просто прибегнув к системе положительного подкрепления.

Подкрепление – вещь относительная, а не абсолютная.

Дождь – положительное подкрепление для уток, отрицательное подкрепление для кошек и вещь совершенно безразличная (по крайней мере, не проливной дождь) для коров. Пища не является положительным подкреплением для сытого человека. Улыбка и похвала могут оказаться бесполезными, если собеседник пытается вывести вас из себя.

Чтобы нечто стало подкреплением, нужно, чтобы субъект желал этого.

В любой ситуации тренинга необходимо располагать набором разнообразных подкреплений. В океанариуме «Си Уорлд» косаткам предлагали самые разные подкрепления – рыбу (их пищу), поглаживание различных частей тела, социальное внимание, игрушки и т. п. В бассейне разворачивалось целое шоу, когда животные не знали, какое поведение и чем будет подкреплено в следующий момент. «Сюрпризы» были столь интересны для животных, что любое шоу можно было провести вообще без использования традиционной рыбы. Свою пищу животные получали в конце дня. Необходимость постоянного переключения с одного подкрепления на другое – процесс сложный и интересный и для тренеров тоже.

Положительное подкрепление эффективно работает в человеческих отношениях.

Оно является основой искусства выбора подарков. Необходимо выбрать то, что станет для человека настоящим подкреплением (правильный выбор является подкреплением и для того, кто подарок выбирает). В нашем обществе подарки чаще всего дарят женщины. Я знаю семьи, в которых матери покупают рождественские подарки для всех и каждого. А наутро дети с удивлением рассматривают подарки и говорят: «Смотри-ка, что Анна подарила Билли», хотя всем отлично известно, что Анна не имеет к этому подарку никакого отношения. Но при таком подходе дети никогда не овладеют навыком выбора правильных подкреплений для других людей.

В нашем обществе человек, который умеет замечать положительные подкрепления, обладает огромным преимуществом перед другими людьми. Как мать, я постаралась сделать так, чтобы мои сыновья умели дарить подарки. Как-то раз, когда им было семь и пять лет соответственно, я привела их в детский магазин и попросила выбрать два платья для младшей сестренки. Им ужасно понравилось сидеть в обитых бархатом креслах, рассматривать, как сестра примеряет разные платья, и обсуждать их достоинства и недостатки. Этот процесс понравился и девочке. Кроме того, она обладала правом абсолютного вето. Этот и другие подобные случаи научили моих детей проявлять искренний интерес к тому, чего хотят другие люди, и получать радость от поиска эффективного положительного подкрепления для близких.

Отрицательное подкрепление

Итак, подкрепление – это то, что повышает вероятность повторения поведения. Но подкреплением вовсе не обязательно должно быть то, чего ученик хочет. Избегание неприятного тоже может быть подкреплением. Лабораторные исследования показывают, что поведение можно закрепить с помощью стимулов, вызывающих отрицательную реакцию, если изменение поведения приводит к устранению этих стимулов. Подобные стимулы называются отрицательными подкреплениями. Это то, чего человек или животное стремится избежать.

Отрицательные подкрепления могут состоять из самых слабых раздражителей (стимулов) – неодобрительный взгляд друга, когда вы неудачно пошутили, легкий ветерок от кондиционера, который заставил вас пересесть на другой стул. Однако отрицательными подкреплениями могут служить и самые экстремальные раздражители – от публичного унижения до электрошока. Они же являются и наказанием. Когда на нас кричат, мы воспринимаем это как наказание. Но мы быстро учимся имитировать работу, когда начальник, который часто кричит на нас, появляется у входной двери.

Книги про самоконтроль, написанные психологами, читать интересно. У людей была теория, они ее проверили, пишут о достоверных результатах. Но еще очень интересно теории строить самим. Идей полно в смежных с самоконтролем областях.

Вот например дрессировка собак. Мы поговорили об этом c Юлей Григоренко, которая уже несколько лет занимается дог-фризби и в частности клубом DiskHunters http://disk-hunters.ru/index.php . Дог-фризби похоже на фризби человеческое. Вы бросаете диск, а собака его ловит. Но не просто так, а делает в процессе сложные акробатические трюки. Для дрессировщика тут море работы, но для многих владельцев собак оно превращается в море удовольствия. Дрессировка - это отдельная наука, а меня особенно интересовало, что из приемов дрессировки можно перенести на работу с людьми.

МНОГО БУКВ, ВСЕ ПОД СПОЙЛЕРАМИ:)

Кнутом или пряником?

ЮГ: совсем упрощённо - можно заставить собаку что-то делать двумя способами - наказывать за неправильное поведение или поощрять за правильное (либо сочетание этих двух способов). Дрессировка с помощью механического наказания эффективна, но применима далеко не ко всем собакам - не каждая собака согласится работать при условии постоянного прессинга, несомненно, есть собаки с очень устойчивой психикой, которые на фоне механических наказаний будут продолжать работать и стараться выполнить поставленные задачи. Но не все собаки такие. Есть собаки, для которых механическое наказание будет только подрывать стремление сотрудничать и работать, они начинают избегать тебя и твоих задач.

НМ: и в «школе людоводства» наказание видимо тоже было ведущим мотивом.
Я еще вижу контраст - мы же с тобой много в западных конторах работали. Я иногда попадаю в российскую обстановку, где за последние двадцать лет ничего не менялось - огромная разница в отношении к работникам, многие даже не представляют, как можно на позитиве работать, без низведения и курощания. То же самое и в семьях и с детьми.

ЮГ: тему работы только на поощрении, положительном подкреплении развили бихевиористы. С появлением книг Карен Прайор подход стал меняться.

У собаки, которую сделали на наказаниях, как правило нет желания работать. Нет улыбки на морде. Она делает, но все это понуро, невесело и с пониманием что если она это не сделает, то сейчас получит. А собаки на положительной мотивации всегда отличаются тем что работают с огоньком. Они не просто выполняют то, что хочешь ты, они сами хотят делать то, что нужно - в этом принципиальная разница.

НМ: а дрессировщикам-бихевиористам была какая-то разница хочешь ты или не хочешь что-то делать? Они же все равно воспринимают живых существ как «думающий автомат»?

Научить собаку думать.

ЮГ: у них более глубокая мысль. Они хотели заставить собак думать. Вся эта история начиналась с дельфинов. Чему научить дельфинов? Вообще непонятно. Вот собака - дай лапу, повернись, цапни себя за хвост. А дельфин? Они стали подталкивать животных к тому, чтобы те показали на что способны. Чтобы животные сами предлагали, а дрессировщик выбирал. Если ты наказываешь - животное не будет думать, что предложить, а будет думать как бы скорее отстали от него.

Очень упрощенно - сначала ты подкрепляешь все, что делает животное в правильном направлении. Подкрепляешь, подкрепляешь, а потом перестаешь. И животное начинает думать что случилось, начинает тебе что-то предлагать. А ты уже выбираешь, что тебе из предложенного нравится.

Собака страшно любит работать по известным правилам. Она знает - я делала вот так, давали еду, я делала так - давали еду, я делала так - давали еду, я сделала так - еды не дали. КАПЕЦ! Это надо видеть. Это написано на морде собаки. У нее сразу такое - ё-моё, мир рушится! И собака начинает стараться. Она старается делать быстрее, схватить сильнее или предложить тебе что-то другое.

И начинаешь вариативное подкрепление делать вариативным по поводу. То есть сделал быстро - дала, сделал медленно - не дала. Собака начинает сравнивать что происходит и запоминает что я сделала резкое движение - подкрепление снова появилось - теперь буду делать так.

Собака «дрессирует» человека

А можно посмотреть и с другой стороны. Я - собака. Наташа носит какую то штуку. Щелк - из Наташи выпадает еда. Я начинаю Наташу преследовать. А потом вдруг Наташа берет эту штуку, и - опа - она не щелкает и не дает еду. Тогда я встала и походила. Она не щелкает. Легла. Она не щелкает. И тут я встала, заметила свой хвост и потянулась за ним, и она щелкнула. И еда! Обалдеть! Я снова потянулась за хвостом и она снова щелкнула и снова еда, я снова - и так мы весело играли пока она не перестала щелкать за то что я поворачиваюсь к хвосту. Тренировка закончилась.

Планирование и расчет
Основа системы - разбить сложную задачу на последовательность очень простых. Собаку не учат сразу заскакивать на спину, соскакивать вверх и ловить диск. Ты учишь простому - подходить ставить на тебя лапы, если собака боится на тебя например заскакивать. Потом она ставит одну лапу, две, потом догадывается залезать на спину всеми лапами, а потом и запрыгивать… Все разбивается на очень короткие куски, из которых ты строишь потом нужное поведение. Не надо думать что собака или человек будет сразу что-то невероятное делать. Особенно собака, ведь ей невозможно словами объяснить, чего ты от нее хочешь.

НМ: если проецировать на людей, то не надо добиваться например от ребенка чтобы он собирался сразу по утрам в школу от начала и до конца, а надо например чтобы он сам вставал

ЮГ: причем это делают с конца

НМ: с конца? То есть он сначала вышел из двери …

ЮГ: это надо хорошо продумать. Метод будет успешным если ты правильно выбираешь, что подкреплять. Если человек ясно видит на что разбить движение которое хочет получить, какие куски отработать и как их потом соединить - можно научить чему угодно кого угодно.

Почему с конца - надо научить сначала делать то, за что собака получает еду. То есть сначала я учу ее ловить диск. А только потом вспрыгивать на спину, отталкиваться и ловить диск в прыжке.

НМ: потому что иначе ты требуешь от нее все нового и нового?

ЮГ: а так я веду ее к тому что ты сначала мы что то простое выучили, это простое собака прекрасно выполняет и гарантированно получает за это подкрепление… а теперь ты сделай вот это - а потом тебе останется сделать то что ты уже умеешь и за что ты получаешь еду. Это действие само становится наградой.

НМ: вот получается что когда мы воспитываем собак - то ты садишься и думаешь - что и как ты будешь подкреплять, на что ты разложишь…

ЮГ: более того, я часто говорю - вы когда выходите тренировать собаку - напишите на бумажке, чего вы хотите? Какую задачу, выполненную собакой, вы будете подкреплять в этот раз? Я спрашиваю, что они хотят подкреплять и прошу показать как они это делают… Очень часто люди на самом деле подкрепляют совершенно не то, о чем мне только что рассказали.

НМ: а с ребенком все заключается в том что от него что-то хочешь, толком объяснить не можешь, сначала его уговариваешь, потом вопишь. Все.

И когда даешь какое-то подкрепление, оно получается привязано не к тому что ребенок сделал, а к моему настроению. Например, я сегодня была в хорошем настроении - вот и расщедрилась. Была в плохом - проигнорировала.

Чучело начальника

Я все-таки использую отрицательные подкрепления. Хотя бихевиористы и утверждают, что все можно сделать на положительном… Возможно, мне еще не хватает опыта и знаний…

Для моей собаки пробежавший кобель - настолько сильный мотив, что без наказания (одернуть, прекратить играть, отвести домой, посадить на время в переноску, не общаться до следующего занятия…) он сделает то, чего хочет он, а не то что хочу я. Я пытаюсь добиться чтобы более сильный мотив отсекался собакой.

НМ: а противоречие мотивов - не напоминает долгосрочные и краткосрочные цели для человека? Например, в момент обнаружения еды в холодильнике девушка видит очень мощную краткосрочную цель и ей крайне сложно помнить про цель с мини-бикини… Можно ли вообще добиться от собаки полного послушания в такой ситуации?

ЮГ: нееет, есть собаки которые работают в любых условиях, и на фоне сильных раздражителей в том числе. Не могу сказать, что видела и 100% знаю, что такое послушание достигнуто исключительно на положительном подкреплении. Логика обучения может быть такая - сейчас ты делаешь требуемое 2 секунды, и я тебя отпускаю к собакам, например, закрепляем этот навык - выполнять что нужно очень недолго. А потом ты сидишь у ноги дольше. А потом - столько, сколько нужно. Ты хочешь пообщаться с собаками, но сначала выполняешь команду рядом.

НМ: очень похоже на ключевую концепцию в самоконтроле: когда ты чего-то даже крайне сильно хочешь, у тебя все равно остаются разные варианты более или менее приемлемых действий. Ты можешь пойти поесть, но через 5 минут. Можешь не идти есть. Можешь съесть морковку вместо шоколадки. У тебя есть набор альтернатив. Ты тренируешься осознавать и принимать свое желание, но выбирать альтернативный ответ. Собака хочет сбежать точно так же, но при этом она знает что ей доступно только альтернативное действие. И ты начинаешь «прорывать новое направление для воды». В итоге собака хочет играть, но сидит у ноги, потому что она уже привыкла к последовательности «хочу играть» => «сижу у ноги». Так же как человек привыкает к последовательности «скучно» => «пойду поем».

ЮГ: ну да, только тут ты выбираешь за собаку.

Это известный способ. Вот например приучают собаку вместо того, чтобы сидеть у стола и клянчить еду пуская слюни, скорее нестись на своё место, завидев, что семья стала есть - и тут уж получать подкрепление. То есть в какой то момент начинать выполнять действие несовместимое с нежелательным.

А с агрессивными собаками есть прием - перенаправленная агрессия. Если она рвется в драку с встреченной собакой, ей дают в пасть что-то что она может грызть. Игрушку, ухватку. Приучают переключаться. И все, она привыкает, что если у тебя агрессия - ты не бежишь к кобелю, а треплешь игрушку.

НМ: это как у японцев чучело начальника, которое можно бить если припёрло?

ЮГ: не знаю…

Вариативное подкрепление, ГАИ и электропочта

ЮГ: часто пользуются таким примером положительного и отрицательного подкрепления.

Ты едешь на машине, превышаешь скорость. При скорости в 100 едешь 120. Отрицательное подкрепление - когда тебе при скорости 105 начинает брызгать водой в морду. Что ты делаешь? Начинаешь превышать скорость, но отклоняться чтобы на тебя вода не попадала. То есть ищешь способ как обойти отрицательное подкрепление и делать что делал.

А положительное подкрепление - это всегда когда ты едешь со скоростью 100, тебя останавливают и каждый раз дают за это 100 рублей. И ты сама начинаешь придерживаться этой скорости.

Причем теория очень хитрая. Сначала подкрепление идет каждый раз. Всегда когда ты сохраняешь скорость 100, каждый гаишник тебя останавливает и дает тебе 100 рублей.
А потом включается вариативное подкрепление - ты никогда не знаешь, когда тебе дают 100 рублей. Останавливает тебя каждый и проверяет каждый, но 100 рублей ты не знаешь когда тебе дадут. И поэтому ты подспудно стремишься держать скорость на уровне.

Так же и с собаками - сначала ты подкрепляешь все-все-все, что она делает правильного, потом когда ты понимаешь что собаке задача понятна и она с ней справляется, ты начинаешь выпускать подкрепление время от времени без всяких оснований. И собака начинает лучше стараться, чтобы вернуть подкрепление.

НМ: вспомнила про проверку почты. Почему люди постепенно начинают проверять ее каждые три секунды?

ЮГ: она же сама падает

НМ: а потому что это то же самое вариативное подкрепление

ЮГ: а да-да, ты иногда получаешь подкрепление, а иногда не получаешь

НМ: а иногда получаешь что-то очень интересное внезапно. Но главное что ты привыкаешь к тому что можешь и ничего не получить.

ЮГ: а как же стадия постоянного подкрепления? Это странно. В дрессировке сначала идет стадия постоянного подкрепления. Ты далеко не всякую собаку можешь сразу учить на вариативном подкреплении. Она может не понять. Сначала за любое малейшее похожее на желаемое действие ты подкрепляешь.

НМ: с почтой все проще. Ты же изначально не проверяешь ее каждые 3 минуты, ты сначала проверяешь ее например раз в день.

ЮГ: ты вообще наверное сначала ее проверяешь когда видишь что письмо пришло. Когда метка появляется. И сначала получаешь подкрепление каждый раз когда смотришь. А потом включается вариативное и ты вообще уже не можешь совладать с собой.

А теперь нужно чтобы каждый раз когда ты нажимаешь на кнопку почты тебе брызгало в лицо водой. С уксусом. И это быстро снимется на отрицательном подкреплении.

НМ: тогда ты начнешь нажимать кнопку из-под стола.

ЮГ: или надевать очки такие, как у летчика