Эффективные способы как развивать свой ум. Развитие интеллекта

В статье вы узнаете:

Интеллект и 5 простых способов его повысить

Приветствую моих читателей! Рада, что вы снова со мной, так как сейчас расскажу 5 простых способов как повысить свой интеллект . Гениями мы, конечно, от этого не станем, но и «тупить» меньше будем Особенно, я оценила результаты в профессиональной сфере. Да и что уж говорить, все мы будем старенькими, а я лично в раннем возрасте потерять свои когнитивные способности и портить жизнь внукам, совсем не хочу!

Причем необязательно практиковать все способы, достаточно двух или трех и ваш мозг будет работать гораздо лучше и до глубокой старости сохранит разумность.

Чтобы не было как у кота Матроскина в известном мультике: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает…»

Кстати, интеллект и психика влияют друг на друга, поэтому еще один немаловажный аргумент за «прокачку» мозга – профилактика стрессов и гармоничность жизни .

Почему именно он?

Да, вы спросите, что такое интеллект и почему именно его надо развивать? Я понимаю это как способность мыслить качественно . То есть не просто думать, а уметь думать, воспринимать любую информацию самым эффективным для вас образом. Для того, чтобы принять верное решение. А это то, что доктор прописал, согласны? Интеллект также включает в себя способность адаптироваться к новым ситуациям и применять абстрактные концепции.

В общем, интеллект -это

  • критичность мысли
  • адаптирование к ситуациям
  • способность к обучению
  • умение использовать свои знания
  • планирование ресурсов

Повышая свой интеллект, вы повышаете перечисленные выше способности.

Номер один самый важный

Вы только задумайтесь, насколько наша жизнь автоматизирована! Большую часть информации (СМИ, служебные обязанности, повседневные дела) мы воспринимаем на автомате и моментально выдаем в ответ самые предсказуемые и привычные реакции . В таких условиях не только креативным, но и интеллектуальным возможностям нет места.

Поэтому первый и самый важный способ в моем руководстве: чтобы уметь мыслить – нужно критически мыслить! То есть как можно чаще думайте критически . Да, так просто, но безумно важно. Например, над прочитанной книгой, над произошедшим событием или возникшей ситуацией в реальности и на экране. Прежде чем что-либо сказать или сделать – возьмите специальную паузу для анализа и только тогда делайте или отвечайте.

Также можете прочесть некоторые книги для саморазвития , подойдя к этому с критическим взглядом.


Без этого нельзя

Второй метод – включайте в работу такие свойства мышления, как внимание, память, восприятие . Например, если дома или на работе висят картины, карты и другое, то переверните их вверх ногами. Совсем по-другому видятся и воспринимаются привычные вещи, верно?

Следуя этому примеру, пробуйте обыденное делать иначе: измените маршрут до работы, порядок хранения бумаг, структуру отчета, порядок уборки дома. Делайте периодически перестановку в комнатах, это к тому же освежит приевшийся быт.

Еще в домашних условиях хорош такой прием : сделайте в темноте то, что вы делаете при дневном свете. Вы замечали, как вы внимательны и сконцентрированы, когда возвращаетесь ночью из туалета в спальню в темной квартире? Попробуйте теперь не только пройтись по разным комнатам в темноте, но и, например, прибраться, переодеться, умыться или даже принять душ. Поверьте, кроме пользы, вы получите много интересных ощущений!

Я знаю о чем говорю, потому что сама переодически вытворяю что-либо эдакое. Часто я пишу и чищю зубы левой рукой (я — правша), я люблю принимать ванну или умываться в темноте — это очень обостряет восприятие тела. А иногда смотрю телевизор вверх ногами. Вам это всё может показаться странным, но 1) это весело 2) повышает интеллект

А чтобы развить и поработать с памятью, почитайте мою статью « », там есть ссылки на очень полезные ресурсы с играми на запоминание.

Две половинки одного целого

Еще один прекрасный прием интеллектуального саморазвития, который я уже немного упоминула, – тренировка правого и левого полушария мозга. Вопреки стереотипам, оба полушария одинаково важны в формировании «качественных мозгов». Начните с самого доступного упражнения – учитесь писать той рукой, которой меньше всего пользуетесь . Хотя бы по несколько строк в день и вы значительно продвинетесь.

Вот вроде бы это совет простой, но его очень трудно выполнить поначалу! Я читала в одной статье про визуализацию , что если хочешь воплотить желаемый жизненный сценарий в реальность — то записывай его левой рукой (если ты — правша) в тетрадь на протяжении 21-ого дня. Ужас! Это какие муки вам придется претерпеть, как настрадаться, вырисовывая крючки и круглешки как первоклашке.

Также начинайте разные бытовые мелочи делать менее активной рукой – мыть посуду, расчесываться, застегивать пуговицы, чистить зубы.

Правшам стоит заняться обучением игры на музыкальных инструментах, рисованию, вокалу или созданием творческих поделок, а левшам , соответственно, практиковать решение логических задачек и математических упражнений.

Говорим на разных языках

Следующий метод – изучение иностранных языков. Несмотря на то, что некоторые скептики считают обучение разным языкам всего лишь тренировкой памяти, я убеждена, что это хорошая методика если уж не повысить, то укрепить и потренировать мыслительную активность. Тем более доказано, что изучение языков предотвращает старческие умственные заболевания, а значит, связь с интеллектуальным потенциалом есть.

Посудите сами, чтобы выучить язык, необходимо найти закономерности для применения правил, сопоставить различные факторы и понятия, анализировать новые слова как символы. Поэтому учитесь языкам, к тому же приобретите мегаполезный навык для путешествий, чтения иностранных форумов, книг и просмотра фильмов в оригинале.

Советую прочесть про книги, повышающие интеллект . Так вы удвоете или даже утроите эффект!

Все новое – полезно

Пятый метод в моей копилке инструментов по повышению интеллекта – поиск и получение новых впечатлений. Тут уж просто неимоверное многообразие и богатство фантазии. Попробуйте скалолазание или поездка в студию Гарри Поттера . Во-первых, массу новой информации, которая запомнится легко и даст пищу для ума, предоставляют путешествия. Изучайте разные культуры, традиции и законы, сравнивайте их между собой. Изучайте кухню, быт и людей, это отличная возможность потренировать мозг.

Во-вторых, правильно выбранные фильмы также помогают пораскинуть мозгами. Какие фильмы стоит посмотреть, читайте в моей статье «Фильмы о саморазвитии и самосовершенствовании ». В-третьих, ищите источники познания в различных хобби и интересных занятиях. Обязательно повышайте профессиональную квалификацию, участвуйте на курсах и тренингах либо проводите свои!

Избавляемся от преград

Безусловно, нет смысла лечить болезнь, если провоцировать возникновение ее симптомов. А значит все, что засоряет мозги и не дает им отдохнуть, следует убрать как мусор в вашей жизни: телевизор, зависание в социальных сетях, неэффективное времяпрепровождение.

Также без активной стимуляции мозга кровью и обеспечения необходимыми питательными веществами, развить интеллектуальные способности невозможно. Поэтому систематично выполняйте физические упражнения, поддерживайте свое здоровье, ведите активный образ жизни и правильно питайтесь.

Однако, не забывайте и про классические способы повышения интеллекта: решайте головоломки, гадайте над ребусами и кроссвордами, посещайте квест-комнаты. Будьте умницами и умниками!

Расскажите, а вы пользуетесь какими-нибудь способами для повышения интеллекта? Или надеетесь на генетику?
С вами была Джун.

Я надеюсь, мы с вами не прощаемся. Подписывайтесь на новости моего блога и расскажите о нем друзьям. Давайте вместе общаться!

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Развитие мышления, логики, памяти, внимания, наблюдательности, восприятия, вербального и невербального интеллекта. Буриме, лимерики, загадки как средство интеллектуального развития. Приведены логические задачи, вопросы на развитие логики. Упражнение-разминка в процедуре группового тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники играют в игру: будто они "мыслеголики" и хотят от этого излечиться. Процедура группового психологического тренинга. Участникам на короткое время показывается таблица с 25 буквами, далее по памяти следует составить слова из этих букв. Процедура группового психологического тренинга. Участники находят аналогии в несвязанных вещах. Упражнение направлено на развитие остроумия и вообще интеллекта. Упражнение поможет раскрыть интеллектуальные способности, актуализировать скрытый потенциал и развить остроумие. Выработка умения и привычки сравнивать между собой разного рода объекты, явления. Упражнение позволит несколько развить интеллект за счёт увеличения предметной силы мысли. Упражнение предназначено для индивидуального использования. Оно поможет научиться составлять словесный портрет, быстро запоминать внешний вид других людей, их характерные особенности. Развивает зрительную память. Совсем не просто думать без мата. Но надо, если есть желание повысить свой интеллект. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на раскрытие интеллектуальных способностей. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают различные позы. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают иероглифы, записывают ими свои мысли. Процедура группового психологического тренинга. Участники ищут лишнее четырехзначное число. Процедура группового психологического тренинга. Направлена на развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнение поможет повысить свой интеллектуальный уровень за счёт развития комбинаторных способностей. Никогда не помешает посмотреть на мир глазами дурака: с одной стороны это повысит ваше уважение к собственному интеллекту, к своим достижениям на интеллектуальном поприще, а с другой стороны - может способствовать расширению вашего мировоззрения, нахождению новых, полезных истин в самых разнообразных областях знания! Процедура группового психологического тренинга. Участники тренируются в абстрагировании-конкретизации. Упражнение по развитию наблюдательности, умения быстро оценивать личные качества других людей. Упражнение предназначено для развития понятийного мышления и в целом интеллекта. Процедура группового психологического тренинга. Участники стараются запомнить алгоритм выполнения действий с числами. Процедура группового психологического тренинга. Участники предлагают множество интерпретаций одной и той же истории. Небольшое упражнение поможет весьма эффективно развить гибкость мышления. Упражнение поможет развить интеллектуальные способности через раскрытие аналитических способностей. Упражнение развивает наблюдательность, интеллектуальные способности. Процедура группового психологического тренинга. Может использоваться как в тренингах интеллекта, так и в качестве интеллектуальной разминки иных тренингов. Участники подбирают рифмы. Упражнение поможет развить наблюдательность, умение разбираться в людях, понимать их проблемы. Процедура группового психологического тренинга. Каждый участник получает секретную инструкцию о том, как себя вести; другие должны догадаться. Упражнение направлено на развитие наблюдательности. Известное упражнение, направленное на развитие интеллектуальной гибкости. Процедура группового психологического тренинга. Участники разгадывают анаграммы: перепутаны не только буквы, но и слова. Процедура группового психологического тренинга. Упражнение направлено на раскрытие интеллектуальных способностей, развитие умения разбираться в людях. Процедура группового психологического тренинга, направленного на развитие интеллектуальных способностей. Развивает способность мыслить логично, рассудительно. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе суперсилу. Упражнение направлено на развитие беглости мышления. Процедура группового интеллектуального тренинга. Участники выводят разные забавные выводы из заданной аксиомы, что "все относительно". Процедура группового или индивидуального интеллектуального тренинга. Участники наводят порядок в словах пословиц. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Процедура группового психологического тренинга. Участники представляют себя шахматными фигурами. Процедура группового психологического тренинга, направленная на развитие интеллектуальных способностей. Хорошо подходит для раскрепощения группы, знакомства участников между собой (для начала тренинга). Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на 2-3 команды, коллективно считают в уме. Интеллектуальное раскрепощение. Упражнения, направленные на развитие памяти через расширение объёма памяти, освоение специальных приёмов запоминания и припоминания. Несколько упражнение на развитие памяти у подросктов. Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания. Развитие воображения, фантазии. Развитие аналитико-комбинаторных способностей. Никому не будет лишним развить своё воображение. Хорошее воображение позволяет нашей памяти работать более качественно и эффективно, а также является надёжной опорой нашего мышления, позволяя оперировать сложными образами. Один из способов развития воображения - с помощью поэзии. Изменение привычных временных связей. Изменение привычных пространственных связей. Изменение привычных связей общности. Несколько игр на развитие зрительной памяти. Основное в развитие наглядно-образного мышления - научить создавать новые образы, раскрепостить фантазию. Данное упражнение, а точнее цикл упражнений, предназначен для развития навыков скорочтения. Несколько игр на развитие тактильной памяти. Несколько словесных игр. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Данная техника поможет в выработке оригинальных идей, неожиданных решений проблемы. Предназначена для неопределенных ситуаций, в которых не ясны все возможные способы решения проблемы. Упражнения, направленные на развитие качественного восприятия. Развитие вербального интеллекта. Освоение мнемотехнического приема. Развитие внимания и памяти в процессе группового тренинга. Упражнение предназначено для развития памяти, вербального интеллекта. Развитие интеллекта в групповом тренинге. Развитие вербальной беглости. Формирование умения оперировать словами, точно выражать мысли. Вербальная беглость. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие понятийного мышления. Развитие ассоциативного мышления. Развитие интуитивного восприятия вероятности событий, тактических способностей. Развитие вербального интеллекта: восстановление порядка слов в пословицах. Развитие концентрации внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие понятийного мышления. Развитие логического мышления. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают словесное описание монстра. Развитие концентрации внимания, воображения. Развитие вербального интеллекта, воображения. Развитие вербальной беглости. Нужно произвести обобщение и ограничение понятий. Развитие понятийного мышления. Развитие вербальной беглости. Развитие критичности мышления, внимания, чувства языка. Развитие понятийного мышления. Развитие внимания, чувства языка. Развитие внимания. Развитие воображения. Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербальной беглости. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Развитие вербального интеллекта. Интеллектуальное раскрепощение. Развитие логического мышления. Формирование установки на всесторонний анализ ситуации. Задание дисциплинирует и углубляет мышление. Развитие вербальной беглости.

Кто из нас не мечтал обладать высоким уровнем эрудиции и блеснуть своим умом? Да и в различных жизненных ситуациях большинству из нас, ох как помогли бы дополнительные знания, позволяющие выйти «сухим из воды», помочь коллеге, другу, совершить правильный поступок сделать верный выбор и т.д. Во всех сферах нашей жизни важно быть человеком не просто умным, но и мудрым. Поэтому весьма важно знать, как развить свой интеллект и изучить лучшие упражнения и советы опытных психологов.

Можно ли развить свой интеллект

Некоторые ошибочно полагают, что интеллект – это врожденная составляющая человека. И развить его невозможно. Это не совсем так. Да, встречаются такие люди, у которых попросту существует определенный барьер умственного развития и выше него попросту нельзя прыгнуть. Но к таковым относятся те, у кого есть врожденный дефект мозга, умственная отсталость, малоумие и другие заболевания, связанные с интеллектом. В случае врожденного интеллекта, его можно развивать с помощью разных математических ребусов, головоломок и других методик.

Порой, не обязательно что-либо вообще делать, так как гениальность сама находит пути проявления. Вспомним хотя бы великих физиков – Эйнштейна, Кюри, Иоффе и других. Нельзя сказать, что в те года физико-математические науки были распространены. Но стоит сразу отметить, что это единичные случаи, на которые не стоит слишком опираться. То есть, исходя из вышесказанного, можно понять, что не всегда врожденность является главным способом обрести высокий интеллект.

Мифы об интеллекте

Есть мнение о том, что при наличии врожденного интеллекта нет смысла что-либо еще предпринимать для его роста, развития. Как мы уже знаем, случаи с гениальностью были и есть, но они встречаются очень редко. Поэтому нельзя уповать только на природный дар, важно работать над своими умственными способностями, тренировать их. Но даже в случаях с гениями нельзя полностью отбрасывать и фактор воспитания, развития в определенной среде, условиях, которые сложились в уникальный тандем с геномом человека и стали причиной его гениальности в будущем. Но и это еще не все.

Мы спешим развеять мифы о том, что невозможно повысить уровень интеллекта у зрелого человека, если не работали над его способностями в детстве и юности. Категорически возражаем, так как в этой жизни все возможно! Каждый из нас, в том числе и наши дорогие читатели могут дорасти до уровня если не гения, то умного и эрудированного человека, в какой бы среде он ни воспитывался ранее.

Помните произведение Бернарда Шоу «Моя прекрасная леди». Юная мисс Элиза Дулитл была обычной продавщицей цветов в бедном квартале, и соответственно, вела себя так, как и её окружение. Говорила грубо, материлась, была неухоженной. Короче говоря, банальной люмпеншей.

Гениальный специалист по языкам Генри Хиггинс, встретив её, был попросту ошарашен. И поспорил со своим другом о том, что сможет сделать из неряхи и грубиянки великосветскую леди со всеми соответствующими манерами за несколько недель. И что вы думаете, ему это удалось. Просто он создал все условия для того, что внутренний потенциал девушки нашел выход и проявился во всей красе.

Мы все можем достичь успехов на любом поприще. Для этого нужно работать, общаться с теми, кто стимулирует умственное развитие, проявить собственную силу воли, скрупулезность.

Следующее заблуждение – быть гениальным, не значит быть умным во всем. То есть, в отличие от тех, кто должен воспитывать и развивать в себе способности, существует типаж людей, которые и так уверены в своем умственном совершенстве. Они полагают, что если добились успехов, например, в математике, физике, то нет нужды подтягивать другие отрасли наук и даже не нужно обретать мудрость при общении с людьми.

В этом и заключается опасность, о которой мало кто из «умников» знает. Вот вам простой пример: человек, отлично понимающий в математических теориях. Способен в уме просчитать деление или умножение многозначных цифр. Но может растеряться при встрече с новым человеком, с трудностью дать оценку его действиям.

Или наоборот, отличный филолог, философ способный дать мудрые советы на разные случаи. Может растеряться при подсчитывании сдачи в магазине. Все это крайности, мешающие качеству жизни. Согласитесь, ведь намного лучше быть гармоничным, развивать способности во всех отраслях и не забывать получать новые познания в плане общего развития.

На что похоже несбалансированное развитие интеллекта? Процесс можно легко рассмотреть на примере накачки мышц. Если культурист уделяет внимание одним и совершенно не занимается другими, то его фигура превратится во что-то смехоподобное. Поэтому, для обретения красивого рельефа тела, нужно заниматься со всеми группами мышц, причем регулярно, не останавливаясь. И наш интеллект также нуждается в том, чтобы его развивали постоянно, не делая перерывов. Пытливый ум не может «жить» без очередной дозы интересующей, увлекательной информации.


Раскрываем секреты развития интеллекта

Мы часто сталкиваемся с книжками, онлайн статьями о том, как быстро стать гениальным и, пройдя «уникальный» курс понимаем, что ничего из этой затеи не выходит. То есть, разрекламированная чья-то работа попросту оказалась пустышкой. Чему же мы удивляемся? Все те, кто ищет легкие пути, ничего не получит. Для того чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия, волю, постараться, сконцентрировать на нем свое внимание. Ведь мы же не верим в силу одной таблетки, способной вылечить все недуги разом.

Хотите развивать активность своего мозга – работайте над ним постоянно. Нагружайте его умственными задачками, причем они должны быть комплексными, разносторонними. Это как в вопросе со здоровьем. Хотите его иметь, занимайтесь спортом, нагружайте организм активными действиями. А что нам обычно мешает избавиться от пагубных привычек, заняться спортом – .

Да, она же имеет непосредственное отношение к нашему процессу мышления. Мы ленимся думать, читать, изучать, смотреть. Нам легче чувствовать себя в теле одноклеточной инфузории, которая просто перемалывает все то, что в нее попадает. Но никакой пользы она из этого не извлекает. Так и мы – если не будем то и дело пополнять копилку своих знаний, то остановимся на уровне примитивного человека, первоклассника с ничтожным багажом познаний.

Когда мы прилагаем усилия, используем свою волю для регулярного поиска интересной информации, читаем, смотрим, изучаем, то мы укрепляем свой характер, воспитываем в себе чувство дисциплины.


Какие существуют виды интеллекта

В вопросе умственных способностей нужно отметить, что интеллект у каждого свой, так как существует ряд его разновидностей. Их, кстати, можно выделить еще с детских лет по манере общения, интересам ребенка, его увлечениям, размышлениям, рассуждениям.

  1. Аналитический. Умение анализировать, сопоставлять, сравнивать информацию, разделять её на логические блоки, выявлять взаимосвязь.
  2. Логический. Человек способен на рассуждение, мышление и анализ, не нарушая формальную логику. Такой тип обладает умением делать логические, верные выводы в соответствующей последовательности.
  3. Критический. Получая информацию, человек подвергает её критике, оценке и легко отсеивает все лишнее, ненужное, неправильное. Так складывается закономерное, чистое мнение.
  4. Дедуктивный. Человек выуживает отдельную, нужную информацию из общего объема, потока и отлично может её сформулировать. Такой тип умеет обобщить, находить закономерности во взаимосвязи разной информации и группировать в одно единое.
  5. Прогностический. Талант планировать, предупреждать, формировать в мыслях будущие события и в то же время удерживать в голове различные варианты решения той или иной задачи.
  6. Абстрактное мышление. Человек может вникнуть в сложнейшие абстрактные процессы, чаще это касается математических, философских задач. Это гениальные личности, способные удерживать в своей голове сложнейшие математические формулы, процессы. Они могут быстро сосчитать сложение, умножение и деление миллиардов за считанные секунды.
  7. Образное мышление. Человек умеет сопоставлять различные по значимости вещи из разных наук, быстро подводить их к общему знаменателю. Люди способны создавать, формулировать разного рода метафоры, расшифровывать сложные идеи и снижать их до упрощенного уровня для более легкого понимания.
  8. Умение концентрироваться. Данный момент скорее относится к тем, кто обладает большой волей и дисциплиной, хотя без интеллекта вряд ли это было бы возможным.

Человеческий рассудок также обладает определенными свойствами:

  1. Логика архитектуры: у каждого разная степень упорядоченности его мышления. Кто-то рассуждает трезво, все мысли в «порядке», а у других разум хаотичный, несвязный, сумбурный.
  2. Широта, глубина человеческого ума: от данного момента зависит уровень «умности» человека. Если он способен более широко и глубже обхватить вопрос, задачу, объект мышления, значит он более умный.
  3. Скорость выполнения мыслительных операций. Здесь, пожалуй, все понятно. Чем быстрее человек соображает, тем у него выше скорость мышления.
  4. Автономия мышления. Некоторые лица могут отлично соображать вне зависимости от воздействия внешних помех, факторов. Они всегда спокойны, особенно в тот момент, когда нужно принять верное решение, создать идею и воплотить её в жизнь.
  5. Отличная оперативка: речь идет о нашей памяти. Чем она лучше, тем больше информации мы можем держать в своей голове и в нужное время воспользоваться ею. Люди с хорошей памятью могут читать наизусть поэмы, пересказывать книги, умножать в голове миллиарды, делить их, формулировать формулы.

Итак, мы изучили основные компоненты человеческого разума, которые можно развивать, повышать их уровень. Для этого существует масса методик, среди которых есть самые распространенные в соответствии с их эффективностью.


Лучшие методы развития интеллекта в любом возрасте

Мы все понимаем, что интеллект весьма важное качество для качественной жизни каждого человека. Без него невозможно окончить школу, вуз, получить выгодную работу и расти по карьерной лестнице. Если у вас есть проблемы интеллектуального плана, возьмитесь «за ум». Повышайте свой уровень с помощью предлагаемых нами способов.

Начните играть в шахматы

Многие считают данный вид спорта (общепризнанный) скучным времяпровождением, но это большая ошибка. Вы сначала попробуйте, а потом уже будет говорить. Дело в том, что изначально, пока у человека нет навыков, действительно процесс проходит монотонно, скучно. Но как только навыки развиваются, невозможно будет за уши оторвать от шахматной доски.

Игра развивает все качества человеческого разума:

  • логику;
  • умение прогнозировать;
  • абстрагироваться;
  • давать оценку;
  • анализировать каждый ход;
  • мыслить дедуктивно, образно.

Во время раундов, игроки полностью анализируют и оценивают действия своего противника, мыслят точечно и обобщенно. Короче говоря, в процесс втягиваются все стороны нашего мышления.

Если вы не умеете состязаться в шахматах, то это не беда. В отличие от прошлых годов, когда в качестве пособия были только скучные учебники, книжки, теперь можете воспользоваться шахматными тренажерами, видеокурсами, онлайн играми на различных площадках. Так будет не только познавательно, но и увлекательно, интересно.

Вам придется со временем включаться в игру и создавать комбинации, строить ходы. Наступит момент, когда научившись игре с роботом, вы легко справитесь с приятелем, считавшим себя шахматным ассом. И конечно, ваша логика, автономия мышления, умение абстрагироваться и другие моменты помогут в иных сферах жизни.

Покер – математическая карточная игра

Мы с порицанием смотрим на тех, кто увлекается покером в режиме онлайн. Но не стоит торопиться с выводами. Карточная игра в покер – это цепь логических рассуждений, построение ходов, умение прогнозировать ход противника и другие нюансы, стимулирующие развитие человеческого интеллекта.

Более того, раунды вынуждают человека «брать себя в руки» и не показывать свою нервозность, неуверенность в себе. Необходимо судить трезво, сдержанно и научиться ждать, не действовать по импульсу, не показывать свои эмоции.

Головоломки, ребусы, кроссворды

Мы часто проводим свой досуг в разного рода расшифровках, головоломках, угадываем слова в кроссвордах, увлекаемся чтением ребусов и других занимательных задач. Все это работа для нашего ума.

Во-первых, мы улучшаем свою память, угадывая слова в кроссвордах. Во-вторых, расшифровка головоломок развивает нашу логику, умение мыслить абстрактно и автономно, учиться прогнозированию. В сети Интернет существует огромное количество порталов, где на выбор представлены миллионы ребусов, головоломок и других развивающих задач.

Разрываем шаблоны

Жизнь практически каждого из нас состоит из одних и тех же действий. Встаем в одно и то же время, умываемся, пьем кофе и отправляемся по одной и той же дороге на работу, учебу. Так наш мозг прекращает работать, нам не нужно думать о том, как найти дорогу к офису, на какой трамвай сесть. Все доведено до автоматического исполнения действий. А как мы знаем, если долгое время чем-то не пользоваться, то эта вещь портится, возникает момент застоя.

То же самое и с нашими умственными способностями. Они должны постоянно «работать», иначе рискуем деградировать преждевременно. А если мы разрываем эти шаблоны, наш мозг тут же включается в активный процесс. Появляются новые крепкие связи между нейронами, от которых зависит и наш интеллект.

Как это исправить – внесите в обычный режим, поступки в течение дня что-нибудь новое. Например, не ходите на работу уже по проверенной дорожке. Смените маршрут, обойдите через другие дворы. Или, вместо того, чтобы начать рабочий день с привычной чашки кофе, купите сок. На обед вместо сосисок съешьте овощи на пару. Утром, вместо того, чтобы дольше понежиться в постели отправляйтесь на пробежку. Вы не успеете зафиксировать тот момент, когда ваши умственные способности вновь начнут себя проявлять.

Запишитесь на танцы, станьте активней

Не стоит сразу же возмущаться и полагать, что от танцулек ничего не зависит. Вы не правы. Работа мозга напрямую зависит от степени циркуляции крови. Если она низкая, то возникает кислородное голодание, погибают не только клетки, но и нейроны, их связки атрофируются.

Если вам не охота просто так бегать, прыгать, скучно совершать пробежки, запишитесь на курсы танцев. Особенно подойдут латиноамериканские стили: танго, баккара, ча-ча-ча и другие. Некоторые специалисты, напротив, рекомендуют заниматься спортивными видами танцев. В любом случае, все полезно.

Движения позволят организму получить колоссальную порцию энергии, а умственные способности будут расти и расти за счет отличного снабжения тканей мозга кислородом. Но и это еще не все. Активные танцевальные движения, хотим мы того ли нет, заставляют нас постоянно думать. А это значит, мозг находится в активном состоянии и развивается интеллект.

Рисуйте

Творческие занятия обязательно «встряхнут» ваш мозг и интеллект будет пополняться новыми знаниям. Во время рисования, активируются самые отдаленные участки, вовлекаются в процесс размышления и если продолжать занятия, не останавливаться, то степень интеллекта будет возрастать. Конечно, никто не говорит о том, что вам нужно творить как Брюллов или Саврасов. Но, как известно, рисовать любят практически все, но большинство стесняется своих «каракулей». И это зря! Рисуйте себе на здоровье и не бойтесь критики.

Учитесь

Это один из лучших методов развития собственного интеллекта – познавать новое, не останавливаться на достигнутом. Вы окончили школу, вуз, но это не значит, что можно расслабиться. Впитывайте информацию каждый день. Открывайте сайты с интересными публикациями, новостями, интересуйтесь жизнью известных людей, новыми видами хобби, книгами. Читайте перед сном. Пусть вы даже устали и хотите быстрее уснуть заслуженным сном, но пару страничек книжки перед сном позволит повышать интеллект и расслабить нервную систему.

Печатайте

Есть отличный способ «убить» сразу двух зайцев – развивать интеллектуальные способности и в то же время неплохо зарабатывать. Называется он – копирайт, рерайт. Удаленная работа, позволяющая строить график по своему усмотрению, отсутствие начальства. Что может быть лучше для тех, у кого нет возможности уделять больше времени для новых познаний.

Работайте на крупнейших биржах и подбирайте тематики, благодаря которым вы будете узнавать новое. Работа с текстами требует ряда моментов, благодаря которым ваш ум никогда не будет расслабляться. Чтение, анализ предлагаемой тематики, поиск информации, работа, перечитка, выбор лучшего варианта, удаление лишнего и фиксация.

Копирайтинг и рерайтинг нужно выполнять так, чтобы в сети не было такого же текста, то есть важна уникальность. Но не стоит этого бояться, она будет, если вы напишите работу с интересом и желанием. Вместе с тем, это отличный способ подтянуть свою грамотность, ведь все текстовые программы указывают на грамматические, пунктуационные и другие виды ошибок.

Занимайтесь спортом, двигайтесь

Нельзя сказать, что физические нагрузки напрямую влияют на наши интеллектуальные способности. Но при активных движениях, подтягивании, отжимании в нашем мозге происходит выработка нейтротропов – белков, отвечающих за рост и развитие нейронов ключевых клеток в человеческом мозге. Занятия нужно проводить как дополнительный метод улучшения своего интеллекта.

Отдыхайте

Всем нужен отдых, наш мозг не является исключением. Отдыхайте от лишней информации, ведь и в её поглощении нужна мера. Мы не говорим о том, что нужно лениться – это совершенно другое. Просто иногда ни о чем не думайте. Слушайте музыку, смотрите на закат, волны, огонь и очистите мысли от всего негатива.

Йога

Займитесь восточными практиками, особенно помогает очистить дух и тело от всего лишнего и получить новые познания йога. В комплексе есть упражнения для очищения сосудов. Это особая методика дыхания, благодаря которой будут освобождены от токсинов и шлаков все уголки нашего организма. Во время , наше тело получает массу позитивных эмоций, полное расслабление и знания.

Занятия состоят из 7 чакр, каждая из которых предназначена для определенной части тела. Помимо того, что философия йоги – это потрясающий комплекс, позволяющий стать центром Вселенной, быть мудрее и сдержаннее, так и улучшается состояние здоровья.

Итак, мы с вами изучили ряд способов, способствующих повышению уровня нашего интеллекта. Как видим, ничего сложного в этом нет. От нас нужно только одно – желание быть мудрым, интеллектуально развитым и здоровым. А как мы понимаем, эти три составляющие друг без друга не в состоянии проявиться в человеке. Все работает в комплексе. Так что учитесь, совершенствуйтесь и будьте здоровы!

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Тему повышения интеллектуального уровня. Самый популярный ответ, получивший 1,6 тысяч голосов, дал обладатель научной степени в области теоретической физики Стив Дентон. Редакция ЦП выбрала ключевые практические советы из этого поста.

Мозгу нужны интеллектуальные вызовы

В ходе решения сложных задач, таких как изучение нового языка, области математики или освоение незнакомого музыкального инструмента, мозг становится более пластичным и гибким. По мнению Дентона, одним из беспроигрышных вариантов является изучение различных областей математики — эта наука открывает широкие возможности для развития мозга. Занятия математикой позволяют тренировать логическое, численное и визуальное абстрактное мышление, одновременно улучшая навыки концентрации и «умственной выносливости».

Стив Дентон

Следует общаться с хорошо образованными людьми

Встречи и разговоры с высокоинтеллектуальными людьми позволяют улучшить работу собственного мозга. В ходе таких бесед можно узнать много нового, кроме того, понимать ход мыслей умных людей очень полезно.

Компьютерные игры могут использоваться для тренировки интеллекта

Игры бывают разные — шутеры и спортивные симуляторы позволяют неплохо провести время и натренировать реакцию, но в плане развития интеллекта они не особенно полезны. Дентон рекомендует выбирать игры, в ходе которых необходимо решение сложных задач и принятие многочисленных решений. Сам физик является поклонником игры EVE — по его мнению, она является наиболее сложной и разносторонней из всех компьютерных игр (игровая система функционирует на самом мощном игровом суперкомьютере под названием Tranquility).

Нужно читать минимум одну серьезную книгу в неделю

Тренировка мозга с помощью специального софта

Дентон советует использовать специальный софт для развития мозга, с единственной оговоркой — необходимо применять только подтвердившие свою эффективность сервисы. Большинство подобных проектов в реальности не позволяют добиваться результатов, которые обещают их создатели — чаще всего с их помощью можно лишь научиться хорошо играть в определенную игру, что не трансформируется в улучшение общих когнитивных способностей человека. Однако проект Dual N-Back смог доказать свою эффективность. Еще один положительный момент — можно скачать совершенно бесплатно.

Важен здоровый образ жизни

Занятия спортом положительно сказываются на работе мозга, здоровый и не слишком короткий сон также повышает продуктивность (однако «пересыпание» может быть даже вреднее , чем недосыпание). Важно с умом подходить к потреблению алкоголя — в небольших количествах он помогает расслабляться и общаться свободнее — как уже сказано выше, общение с другими людьми полезно для мозга. Но чрезмерное употребление алкогольных напитков (как и курение) наносит очевидный вред организму. Помимо этого, для наиболее эффективной работы мозгу нужно правильное питание. Получить необходимое количество питательных веществ организм может только при сбалансированной диете — человек должен есть фрукты, овощи, рыбу и мясо.

Необходимо избавиться от ограничивающих представлений о собственном интеллектуальном уровне

Многие люди на самом деле умнее, чем сами о себе думают. Часто такое скромное отношение к своим умственным способностям не позволяет им добиться в жизни большего. Данное явление получило название «эффекта Даннинга-Крюгера» — согласно ему, люди, обладающие уровнем интеллекта ниже среднего, часто переоценивают свой интеллект, в то время как обладатели интеллекта уровня выше среднего, чаще недооценивают свои способности. Избавиться от такого отношения к себе можно с помощью простого логического опровержения мифов о собственной несостоятельности.

Прослыть слишком умным боится разве что какой-нибудь школьник (а вдруг начнут ботаником дразнить?). Взрослые люди понимают: интеллекта не бывает слишком много.

Если бы существовала волшебная палочка, позволяющая мгновенно улучшить мышление и прокачать эрудицию, она мигом сделалась бы хитом продаж.

Можно ли развить интеллект во взрослом возрасте?

Есть мнение, что «умнеть» надо в юности: дескать, разменивая третий десяток, человек достигает своего потолка; дальше остаётся одна задача — удерживаться на занятых позициях.

Это представление в недавнем прошлом разделяли даже учёные.

Ранее теоретики и исследователи утверждали, что интеллектуальные способности достигают своего максимума в возрасте около 20 лет, однако теперь очевидно, что это заключение основано на неправильной интерпретации ограниченных данных исследований, доступных в то время.

Наблюдения, которые проводились в 20 веке по методу лонгитюда (то есть, долгосрочные эксперименты) показали, что после окончания университета человек имеет более чем реальные шансы повысить собственный интеллектуальный уровень.

«Но как же физиологические изменения?», — спросят читатели . Психомоторные реакции у молодого парня, скорее всего, будут протекать гораздо быстрее, чем у его дедушки.

Дело в том, что эффективность работы ума не сводится к биологическому потенциалу нервной системы.

Р.Кеттел и Д.Хорн выделяли два типа интеллекта — «текучий» и «кристализованный». Текучий — это базовые способности, позволяющие познавать новое (запоминание, восприятие связей между объектами и др.). Он склонен ослабевать с возрастом. Кристаллизованный интеллект — накопленный объём знаний и опыта — нарастает с годами и компенсирует снижающуюся скорость мышления.

Со скоростью, к счастью, тоже всё не столь примитивно.

Человек, который постоянно практикует интеллектуальные умения, обрабатывая многоплановую информацию разными методами, не становится менее обучаемым. Ему одновременно удаётся сохранять ясность мысли и оперировать накопленным багажом готовых данных.

Великие открытия — особенно в гуманитарной сфере — были сделаны не 20-летними, а 40-50 или даже 70-летними учеными.

Воодушевляющий пример. Знаменитый физиолог И.П.Павлов умер в 86 лет. За год до смерти (!) он упоминал в письме к И.М.Майкову: «До сих пор я не допускаю изменений в распределении и размере моих занятий». Даже в последние часы жизни академик сумел удивить коллег. Уже забывая слова, он возбуждённо твердил: «Позвольте, но ведь это кора, это кора, это отек коры!» Как выяснилось позже, диагноз был абсолютно верным.

Некоторые люди думают, что поддерживают интеллект работой. Однако многие виды умственного труда связаны с выполнением однотипных операций, которое к тому же постепенно доводится до автоматизма.

Для развития ума необходимо задействовать интеллектуальные возможности по максимуму — например, занимаясь самообучением.

«Интеллектуальные» упражнения

Не хочу разочаровывать читателей, которые открыли страничку в поиске специальных упражнений на развитие интеллекта. Такие задачки существуют, их выпускают целыми книгами.

Вот примеры из популярной книжки Тома Вуджека «Тренировка ума» (издана в 2011 г.).

В главе про тренировки со словами Вуджек рекомендует прочитывать:

  • фразы, в которых буквы написаны в обратном порядке;
  • высказывания, записанные без пробелов;
  • предложения из художественного текста — и потом, не глядя, повторять их в порядке от последнего слова к первому;
  • распечатанный текст на перевёрнутом листе.
  • «Алфавитный порядок»: на время записать как можно больше слов, в которых буквы совпадают с алфавитным «направлением» (луч — «л» стоит раньше «у», а «у» — раньше «ч»);
  • «Сквозная буква»: назвать букву и придумать, которой по счёту она должна быть; быстро вспомнить максимальное количество подходящих слов («ш», третья от начала: кошка, чашка, решка и т.д.);
  • «Дуплеты»: взять два слова с одинаковым количеством букв и выстроить цепочку от одного к другому, заменяя одну из букв в каждом звене и используя только существительные в именительном падеже, единственном числе (превратить «коза» в «торт»: коза — кора — корт — торт; попробуйте сами поймать «рыбу» в «сеть» или превратить «перо» в «тушь»);
  • «Анаграммы»: составить слова только за счёт перестановки букв (лучше поиграть с готовыми исходниками — ропот, клоп, мышка, карета, зола, табун).

Для развития математических способностей Вуджек предлагает выполнять упражнения с цифрами — проговаривать числовые последовательности:

  • с 1 до 100 и со 100 до 1;
  • с возрастанием или убыванием на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • с возрастанием и убыванием поочерёдно — например, на 2: 2 — 100, 4 — 98, 6 — 96, 8 — 94 и т.д.

Больше игр советую поискать в книге «Развивайте интеллект: упражнения для развития , памяти, сообразительности и интеллекта» (К. Филип, Москва, «Астрель», 2003). Пересказывать фрагменты из неё неудобно, поскольку многие задания будут непонятны без иллюстраций.

Всё это очень увлекательно и здорово, но, честно говоря, я сомневаюсь, что вы станете гигантом мысли только за счёт подобных упражнений. Нужны и более серьёзные нагрузки — допустим, самообучение.

Учиться, учиться и учиться

Пройдите математические онлайн-курсы или просто проработайте школьный учебник математики, и вы улучшите соответствующее мышление гораздо существеннее, чем при счёте от единицы до сотни и обратно. Аналогично с другими сферами знаний, которые имеют для вас значение. Материалы найдутся (см. ), был бы правильный настрой.

Если хотите в целым стать более сообразительным и улучшить память, изучите самостоятельно какой-нибудь язык; это реально помогает. Шотландский учёный Томас Бак провёл исследование тем самым методом лонгитюда, о котором я упоминала в начале статьи. Доктор Бак определил уровень IQ группы людей сначала в 1947 г. (участникам эксперимента было 11 лет), потом — в 2008-2010 («Learning a second language in adulthood can slow brain ageing», «The Telegraph», 2.06.2014).

Выяснилось, что к семидесяти годам люди, изучавшие какой-либо иностранный язык, обычно оставались в хорошей интеллектуальной форме. Одна оговорка: эффект отмечался, когда знания приобретались не ради знаний, а для активного применения, и не лежали в памяти мёртвым грузом.

Отдайте предпочтение языку, на котором вы намерены хотя бы иногда общаться, читать, слушать передачи, смотреть фильмы.

Вот тут вы найдёте практические советы по самообучению английскому:

Нет сил на регулярные занятия? Хорошо, играйте — вечерами в дуплеты и анаграммы, а по выходным — в «Что? Где? Когда?» или «Разумные люди». В «Разумныхз людях» и «ЧГК» к успеху приводит не столько богатая эрудиция, сколько гибкость мышления.

Физкультура для ума

Физическая активность, оказывается, очень способствует интеллектуальной.

А.Ф. Ахметшина, Н.П. Герасимов (Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Набережночелнинский филиал, статья «Связь занятий физической культурой и спортом с развитием интеллекта», материалы конференции «Современные проблемы физической культуры и спорта: ретроспектива, реальность и будущее») пишут, что физические упражнения оказывают влияние на развитие:

  • внимания;
  • наблюдательности;
  • быстроты соображения и др.

Совершенствованию когнитивных навыков способствует хорошее здоровье (проблемы с кровоснабжением мозга, которые возникают при многих заболеваниях, сильно осложняют мыслительные процессы). Это раз.

Интенсивное движение требует как напряжения мышц, так и приложения интеллектуальных усилий. Это два.

И что, чем больше тренируешься, тем лучше? Нет.

В статье «Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека» (Е.Н. Курганова, И.В. Панина, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, материалы «Наука-2020») читаем:

Доказан интересный факт, что связь устанавливается только между интеллектом и общим показателем физической формы человека. Со спортивными достижениями, изнуряющими тренировками, приводящими к переутомлению, это не связанно. Умственные и когнитивные способности развиты в большей степени у человека, который регулярно занимается физическими упражнениями, но не ставит перед собой цель достижения высоких спортивных результатов.

Ресурсы организма ограничены. Слишком интенсивные тренировки не тонизируют, а изнуряют.

Как повысить эрудицию?

Раз уж вы решили повысить уровень интеллекта, подумайте заодно, как развить кругозор. Взрослого человека постоянно донимают дела, но при желании он сумеет выделить полчаса в день на познавательный отдых.

Читайте научно-популярные книги и новости науки. Смотрите документальные фильмы — из них легко усваивать информацию за счёт сочетания визуального и аудиального восприятия. Не зацикливайтесь на охоте за сугубо фактической информацией: шире мыслить человека учат и свежие эмоции — например, те, которые даёт классическая музыка (см. ?)

Но — важный совет — растите в областях, которые для вас интересны и/или полезны .

Хвататься за всё сразу бессмысленно: чтобы сделаться настоящим эрудитом в 21 веке, вам придётся буквально жить в книжках по двадцать четыре часа в сутки. А в конце концов окажется, что Яндекс и Google по-прежнему на порядок умнее вас.

Твитнуть

Плюсануть

Отправить