Экологический праздник "Русская берёзка" для старшей группы детского сада. Сценарий экологического праздника «Русская березка

Средняя группа

(экологический праздник)

Цель: Продолжить приобщение детей к духовным ценностям природной

культуры. Создать радостное настроение. Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

Оборудование зала: макет березки (коллективная работа детей по изодеятельности, листочки березки выполнены ладошками детей, солнце, птицы и цветы на центральной стене.

Действующие лица: Ведущий, «Берёза», Баба Яга, Василиса Прекрасная –

взрослые.

Ход праздника:

Муз. руководитель:

Вот и лето наступило, солнце греет целый день,

Веселиться, петь, резвиться, думаю нам всем не лень!

Солнышко лучистое, доброе, проснись,

В хороводе праздничном с нами покружись!

Хоровод «Солнышко» Е. Железновой

Муз. руководитель:

Кто-то бросил мне в оконце,

Посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку

На окошко заманил?

Ведущая: Ребята, от кого пришло письмо,

Вам хочется узнать?

Тогда надо постараться

Загадку отгадать:

Лето красное встречает – и сережки надевает.

Накинута на спинку зеленая косынка.

А платьице – в полоску, ты узнаешь… (березку)

Ведущая: Приглашаю вас ребята

Я на летний луг гулять!

Будем вместе веселиться,

Петь, играть и танцевать.

Летняя разминка: Вот идем мы в летний лес полный сказок и чудес.

(раз-два, раз-два)

Мы шагаем по тропинке, не помнем мы не травинки.

(вдох-выдох, вдох-выдох)

Тут березки на пути – надо к ним нам подойти.

А какие березки бывают? (большие и маленькие) (вдох, руки вверх – выдох, руки вниз)

Вдруг поднялся сильный ветер. Он – сильнее всех на свете.

А высокие деревья – на ветру качаются – ветру подчиняются.

Зашуршали листики. Листики зеленые, к веткам прикрепленные.

Ведущий: Посмотрите-ка, ребята, какая красивая березовая роща, а вот и наша берёзонька.

Ребята, а вы знаете пословицы, поговорки о березе? Расскажите.

Если с березы и дуба листья не опали полностью – жди суровой зимы.

Когда береза станет распускаться – сей овес.

Осенью листья с берез начнут желтеть с верхушки – весна ранняя. Снизу – поздняя.

Бела береза, да черен деготь.

Ведущая: Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о родной русской природе, о красавице березке.

Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту и за пользу, которую она приносит.

Песня «Берёзонька» Н. Соловьёвой

1 реб. - День рождения, день рождения у красавицы лесной!

Мы подарим ей веселье, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

2 реб. – Берёзонька, красавица, мы к тебе пришли,

Ленточки цветные в подарок принесли.

3 реб. – Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые – в косоньки зелёные.

(дети украшают березку ленточками, звучит «волшебная» музыка и березка оживает)

Березка: Это я, березка, в новом сарафане!

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

Нравлюсь ли вам в платье белом, серебристом,

С веточками кудрявыми - зелеными косицами?

Березонька – беляночка, красавица лесов,

К воде пошла, умылася, обсохла под лучом,

Над речкой наклонилася, березовым плечом.

С березкой рядом рощица, семья ее подруг,

И так узнать ей хочется, что нового вокруг?

Березонька – подруженька немного отдохни

И хоровод, Березонька, ты с нами поводи

Хоровод «Ай, да, берёза» муз. Т. Попатенко, сл. Ж. Агаджановой

Ведущая: Грохот, шум, тарарам,

Это кто стучится к нам? (вбегает Баба Яга с метлой)

Ведущая: Это Баба-Яга, костяная нога.

Что тебе надо от детского сада?

Баба – Яга: Я летела на метле, очутилась на земле.

Долго к вам я собиралась (достает зеркало, смотрится в него)

Так старалась, наряжалась (убирает зеркало)

Баба – Яга: Вы меня к себе не звали, вы меня совсем не ждали.

Вас за это накажу, всех вас праздника лишу.

Я березку обломаю, веточек насобираю,

Чтобы новая метла в небеса меня несла.

Ведущая: Веточки ломать не надо, лучше уходи из сада.

Мы березку защитим и в обиду не дадим.

Входит Василиса Премудрая

Василиса: Мимо шла я по делам, да услышала шум, гам.

Если надо вам помочь, сделать это я не прочь.

Ведущая: Василиса, дорогая, нам не справиться с Ягой.

Бегает она, хлопочет, заломать березку хочет.

Василиса: Не ругайся, старая, ты уймись, Яга,

Ведь на праздник к детям привела тебя судьба.

Баба-Яга: А меня вы не боитесь? Ну, тогда скорей сюда.

Крепче за верёвочку беритесь, начинается игра.

Игра «Перетягивание каната»

Василиса: После игр, бабуленька, сядь и отдохни,

И пляску с платочками нашу посмотри.

Пляска с платочками - Ю. Селиверстова. Сл. - О. В. Долгалёва, на мел. укр. песни «Зiмонька»

4 реб. - Берёзка-лебедь белая, рядком с тобой стоим,

Тебе, моя, несмелая, стихи мы говорим.

5 реб. - Лопочет белая березка, что ей для разудалых кос,

Сейчас желательна расческа, и пудра, чтоб присыпать нос.

И поясок подпоясаться, на длинный белый сарафан.

И зеркальце полюбоваться, на свой изящный легкий стан.

Василиса: Звонкие, резные

Ложки расписные.

От зари до зари

Веселятся ложкари.

Видеокараоке «Лесной оркестр»

Баба-Яга: Ну, ребята, удружили, вы меня развеселили.

Не могу я устоять, так и хочется плясать.

Пляска Бабы-Яги и Василисы (русская народная мелодия)

Василиса: Славно мы повеселились, поиграли, порезвились,

А теперь пришла пора расставаться, детвора.

Баба-Яга и Василиса прощаются и уходят.

Березка: Вы много знаете песен и стихов о моих подружках березках.

Береза – самое красивое дерево России. Шумит оно листвой,

украшает лес, нашу жизнь, но иногда и грустит, как - будто на кого-то жалуется.

Ведущая: Да, бывает, что в лес приходят недобрые люди. Ломают деревья,

обижают птиц, разоряют муравейники. Такие люди наносят вред лесу. Расскажите, как же должны вести себя друзья природы?

6 реб. - Белая берёза – милая сестра,

Ты расти, не бойся звона топора.

Белая берёза, птицы по ветвям!

Я тебя в обиду никому не дам.

7 реб. - Будем березку любить, охранять,

Будем мы взрослым во всем помогать.

Реки, поля и леса сбережем,

Помним о том, что природа – наш дом.

8 реб. - Белая берёза, мой поклон тебе:

Ты в судьбе России и в моей судьбе…

Белая берёза, русская земля:

И печаль, и радость, и любовь моя.

Березка: Каждый куст берегите, ребята, где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, березняк иль малинник густой.


Курочкина Ирина Александровна

Краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида

Разработка сценария экологического праздника

«Давайте беречь нашу землю»

Составила: , воспитатель - методист

г. Хабаровск, 2011 г.

Экологический праздник

Цели и задачи : подведение итогов экологического месячника; воспитание у обучающихся экологической культуры: экологического сознания и мышления, нравственных качеств личности на основе регионального компонента; закрепление правил поведения при общении с природой, как норм поведения людей любого возраста; развитие разговорной речи, творческих способностей.

Оборудование: зал украшен рисунками детей на темы природы. Висят плакаты и рисунки на экологическую тему. На сцене – название праздника: «Экологический праздник». В зале на столах - выставка работ детей из бросового материала. Компьютер, проектор для демонстрации слайдов.

Ход.

Пока дети рассаживаются в зале, идёт показ слайдов о природе Хабаровского края в разное время года, животном мире края. Звучит спокойная музыка.

Ведущая:

Здравствуйте, ребята! Заканчивается наш месячник по экологии. Вы за это время узнали много нового об окружающем мире, природе нашего Хабаровского края, побывали на экскурсиях, в музеях, цирке, поработали на субботнике, помогли природе, навели красоту и чистоту вокруг себя. А сегодня у нас экологический праздник. Начинается он с шоу «Экологическая Фея». Приятного просмотра.

Ведущая (после просмотра, пока модели стоят на сцене): Ребята, вам понравились наши модели? А их наряды понравились? А ведь эти наряды изготовлены из материалов, которые люди выбрасывают в отходы. Оказывается, из отходов можно изготовить чудесные вещи!

В конце праздника мы выберем самую интересную модель, нашу Экологическую фею.

(Вед. Приглашает моделей сесть. Модели спускаются в зал и рассаживаются в первом ряду)

Ведущая: Сегодня мы будем часто произносить слово «экология». А что это за наука, кто может сказать? (ответы детей)

На экране высвечивается определение слова «Экология».

«Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой»

Ведущая: А что такое природа?

(Дети отвечают, что это растения, животные, лес, реки, поля горы, и т. д., и человек )

Ведущая: Человек, люди тоже часть природы, а экология - это наука, которая подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя, как лучше поступить, чтобы сохранить природу. Ведь человек своей безграмотной хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Ухудшает и своё здоровье.

Сегодня у нас в гостях сама госпожа «Экология». Встречайте!

(выходит «Экология» с перевязанной полотенцем головой, с большим градусником, в общем, «больная», с ней небольшая группа животных (4 ребёнка))

Ведущая: Что случилось? Что с тобой, дорогая Экология?

Экология: Беда, беда! Большая беда со мной приключилась! С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он ни выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь! Например, придумал пластиковую посуду, пакеты, банки, бутылки.

Люди бросают их везде: и в воду, и на землю. А это так вредно для меня! Человеку всё лучше и лучше, а мне всё хуже и хуже!
(Говорят дети в костюмах животных)
1-й ребёнок: А ещё, человек придумал страшные яды, которые убивают животных, насекомых и растения.

2-й ребёнок: Человек придумал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.

3-й ребёнок: Человек вырубает деревья, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.

4-й ребёнок: И теперь из-за деятельности человека всему живому на земле грозит страшная беда! Всё живое может погибнуть!

Ведущая: (Предлагает «Экологии» отдохнуть на стуле )

Ребята, вы согласны, что наша Экология в опасности? А что же тогда останется на Земле, если человек не изменит своего поведения?

Выходит Мусорный Монстр:
Я - мусорный монстр, царь мусорья!

Из помойки вышел я,

Вижу: всюду хлам и грязь,

Я люблю за это вас!

В благодарность же за это

Жить всегда я буду на планете.

А теперь я здесь хожу,

На друзей своих гляжу.

И сказать хочу вам, дети:

Да здравствует мусор на всем белом свете!»

Привет, друзья мусора и грязи! Есть такие?

· Ну-ка поднимите руки, кто бросает бумажки где попало?

· Кто не любит порядок наводить в своём шкафу?

· Кто ходит в грязной обуви по интернату? Сейчас проверю.

· Кто плохо дежурит в спальне, интернате?

· Кто не любит руки мыть перед едой? У кого грязные руки, покажите-ка!

(Дети отвечают на его каверзные вопросы отрицательно)

Ведущая: Ты видишь, мало у тебя здесь друзей! Дети, неужели вам хочется, чтобы таких монстров становилось всё больше? Можно с ними справиться? (ответы детей)

Правильно! Надо просто любить порядок и чистоту, не бросать мусор, где попало, а в специально отведённые места. Мусор и отходы можно превратить, например, в полезные вещи. Посмотрите, какие игрушки сделали наши дети из ненужных, выброшенных вещей. На заводе в Хабаровске мусор перерабатывают и изготавливают нужные вещи. (Показ на слайдах, что делают из отходов: плёнку, кашпо для цветов, тазы, ячейки для яиц и другое). Уходи-ка, чудище, не мешай нашему празднику. (Монстр уходит, но обещает вернуться).

Звучит фонограмма леса. Снова идёт показ красот природы в городе (кратко)

Ведущая: В нашем Хабаровском крае очень красивая природа. Мы всегда любуемся ею. Летом мы любим отдыхать на берегу реки Амур. Дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды. Зимой любим кататься на лыжах, выезжая за город.

Экология: Ребята! А как надо вести себя в лесу, за городом? Мусорить можно? Костры зажигать и не тушить можно? Ломать ветки, топтать жуков, пауков можно?

Ответы детей - хоровые.

Экология: Сейчас поиграем в игру «Если я приду в лесок». Проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Я буду говорить, а вы отвечать. Если говорю про хорошее, кричите - "да", если про плохое, то кричите - "нет"!

(Во время игры снова появляется Мусорный монстр, который мешает детям, сбивает их при ответах на вопросы «Экологии» )

Если я приду в лесок
Я сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок
Выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)

Экология: Молодцы, почти все правильно ответили. Ведь если каждый будет выполнять правила с детства, то и став взрослым, он также будет беречь природу. И ещё запомните, в лесу нельзя шуметь, чтобы не помешать спокойной жизни жителей леса, сохранить их жизнь.

Ведущая: Сейчас перед вами выступят ребята, которые покажут сценки.

1. Сценка: «Встреча с Водяным». (6 «а»класс)

Грустный Водяной сидит среди замусоренного водоёма , среди бутылок, пакетов, палок

Водяной:

Я одинокий Водяной,

Никто не водится со мной.

Друзья мои - лягушки болеют, как старушки.

На дне моей квартиры-бутылки, тряпки, вилки.

Кругом лежат жестянки,

Коробки, склянки, банки,

Как загрязнили озёра и реки!

Бессовестные человеки!

(Примерный сюжет сценки. Пантомима.

Водяной ложится отдохнуть на мусоре, но тут появляются туристы.

Туристы – несколько человек, пришли на берег водоёма. Они с пакетами, у них в руках магнитофон, музыка гремит, они шумят, пьют воду из бутылок, играют ими в футбол, бросают в озеро пустую посуду. Бутылка попадает в Водяного. Водяной в гневе просыпается. Одна из девочек хочет умыться, наклоняется к воде. Водяной хватает её за руку, тащит к себе «на дно». Показывает ей, сколько мусора от людей в озере. Делает внушение : «Что же вы, люди, делаете?!» Девочка ужасается. Вернувшись на берег, «рассказывает» друзьям об увиденном. Они советуются, встав в круг, затем берут пакеты и собирают мусор, извиняются перед Водяным. Расходятся, «рисуют» что-то. В руках у них появляются экологические знаки о правилах поведения в природе. (Нарисованы заранее учениками 7 «а» класса).

(Ведущая делает вывод по сказке, спрашивает мнение детей из зала.)

2. Сценка «Репка» , (4 «а» класс)

Рассказчик. Посадил дед репку. А когда ее сажают?

Дети отвечают: «Весной!»

Дед. Сколько времени прошло, а она не растет?! Бабка, иди помоги!

Бабка. Да, мала наша репка. Надо полить водой. Принесу водички из речки.

Приносит воду красного цвета.

Дед. Почему такая вода красная? Где ты ее взяла?

Бабка. В нашей речке. Внучка иди сюда. Смотри, какая водичка красивая!

Внучка. Бабушка, где ты взяла эту воду?

Бабка. В нашей речке.

Внучка. Что ты, бабушка! Нельзя такой водой поливать. Репка сразу погибнет! Завод сливает в речку яд. Я принесу воду из родника.

Приносит чистой воды и поливает репку. Дед, Бабка и Внучка садятся вокруг репки и ждут.

Дед, Бабка, Внучка (вздыхают). Не растет!

Внучка. Жучка! Кошка! Идите, помогайте!

Жучка. Надо землю взрыхлить.

Жучка и кошка рыхлят землю лапами и выбрасывает консервную банку, полиэтиленовый пакет, разный мусор

Кошка. Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Сами отдохнули, а вокруг намусорили.

Кошка. Ух, устала!

Жучка и Кошка садятся рядом с Дедом и Внучкой.

Все. Расти репка большая-пребольшая! Теперь и вода чистая, и земля рыхлая.

Репка начинает расти.

Мышка. А что меня не зовете? Репка выросла?

Все (хором). Да!

Дедка за репку,

Бабка за Дедку,

Внучка за Бабку,

Кошка за Жучку,

Мышка за Кошку,

Тянут-потянут - Вытянули репку.

Рассказчик делает вывод, спрашивает мнение детей

Ведущая. Каждое живое существо на земле любит свою привычную среду обитания и хочет, чтобы там было безопасно, чисто. В какой среде живут некоторые животные, узнаем, отгадав загадки.

Игра «Три стихии»

(Ведущая обозначает три стихии: Вода, Земля, Воздух , загадывает загадки. Отгадав, дети должны назвать, какая стихия важна для этого животного

Загадки про насекомых, птиц, животных

1. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка. Летает в воздухе)

2. Летом бродит без дороги

Возле сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос? (Медведь. Живёт на земле в лесу, берлога в земле.)

3. В реках Африки живет

Злой, зеленый пароход.

Кто б навстречу ни поплыл,

всех проглотит... (Крокодил. Живёт в воде и на земле)).

4. Скачет квакушка,

Не рот, а ловушка,

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка. Живёт в воде и на земле.)

5. Чик-чирик,

К зернышкам - прыг,

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей. Летает в воздухе. Клюёт зёрнышки на земле)

6. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. Кто это? (Рыбка. Живёт в воде)

7. Он из веточек и хвои

Настоящий дом построит.

Без пилы и без гвоздей.

Кто строитель? (Муравей. Живёт в земле)

8. Крыльями стрекочет с вечера до ночи. (Стрекоза. Живёт у воды, летает в воздухе)

Ведущая: Каждому человеку также мил свой родной дом, край, где он живёт, где его семья. Как называется край, где мы с вами живём? Ребята, нам надо беречь всё, что нас окружает. Ведь охранять природу – значит любить Родину. Хабаровского края. Послушайте стихотворение о Хабаровском крае

Люблю мой край.

Как странно это слышать,

Ведь каждый человек свой любит край!

Но небо здесь синее,

солнце выше!

И в цвет сирени здесь окрашен май.

Дождем и сеном пахнет лето,

Зовет прохладою река...

А осень золотом одета,

Плывут по небу облака.

Лыжнею манит вдаль зима,

Морозным утром снег хрустит,

Приходит Новый год в дома

Тайга шумит.

Люблю мой край!

Я много мест видала,

И можно хоть полмира обойти,

Но ближе и родней родного края,

Я думаю, мне больше не найти.

Ведущая благодарит детей и взрослых за участие в празднике и объявляет о награждениях: (награждение классных коллективов и детей за рисунки, красивые костюмы из бросового материала, поделки, настенные газеты, постановку сценок)

(На сцену выходят участники праздника, идёт демонстрация слайдов о плохих и хороших проявлениях деятельности человека по отношению к природе)

Ведущая: Чтобы процветал наш Хабаровский край , давайте скажем наше ДА:

· миру и спокойствию (слайд: дети с родителями гуляют в парке, лесу)

· любви и уважению к природе (слайд: посадка деревьев)

· чистому городу, чистому Амуру (слайд: город Хабаровск, берег реки Амур)

· тишине (слайд: лес, птицы, животные)

· осторожности и мудрости во всех делах человека (слайд: изучение природы)

Скажем наше НЕТ:

· любым войнам (слайд: взрывы)

· пожарам в лесу (слайд о пожаре в лесу)

· грубому обращению с природой (слайд: развороченная земля, браконьерство , слив стоков)

· всему тому, что грозит Земле, угрожает людям, каждому человеку.

Ведущая объявляет об окончании праздника.

Светлана Козлова
Сценарий экологического праздника. «Люблю березку русскую»

Познавательное развлечение «Люблю березку русскую »

Цель. Обобщить представления детей о значении природы в жизни людей; о деревьях, животных, о среде их обитания; об изменениях, происходящих в природе в течение года. Вызвать эмоциональный отклик на произведения народного творчества разных жанров. Прививать любовь к Родине, родной природе.

Дети в русских костюмах под музыку водят в зал.

1 ребенок. Нет лучше и милей Росси.

И лучше наших песен нет!

Тебе поем, что всех красивей.

Тебе несем мы свой привет

2 ребенок. Тебе, Россия, мы танцуем,

Ведем свой вечный хоровод,

Тебя от всей души мы любим

И прославляем наш народ.

Ведущий. Не случайно мы начали наш праздник «Люблю березку русскую… » с этих слов. Березка – символ России , символ молодости, прекрасного, поэтического.

Где бы ни росла русская березка , везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она красавица русского леса и ветерок шелестит ее ветвями, благодатный дождик поливает ее, живительное солнце греет ее. Какое сердце не отзовется радостью, глядя на нашу березку ! Это же сама Россия наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир!

Песня о Родине

Ведущий. Удивительная судьба у русской березки . На миру она – радость, в любви – помощница, в грусти – верная подруга. Прекрасные слова сказаны поэтами о березе . Поэт С. Есенин называл Россию страной «березового ситца » , а березку – нежной юной , чистой девушкой.

Ребенок. Улыбнулись сонные березки ,

Растрепали шелковые косы,

Шелестят зеленые сережки.

И горят серебряные росы.

Танец «Русский перепляс »

Ведущая. Береза – единственное дерево с белой корой. Это делает ее особенно красивой трогательной, нежной. Прекрасна береза в любое время года , осенью – в золотом убранстве, зимой – сверкающая в ажурном инее, летом – длиннокосая, кудрявая, весной – ослепительно-белая на фоне изумрудной травы.

Ребенок. Мы всех приглашаем в гости к березке .

На перекрестке русских дорог и песен .

Звучит негромкая музыка, ребенок читает стихотворение об осени.

Ведущая. Осенью листочки начинают желтеть, сначала наверху, а потом внизу. Порывистый ветер налетает, гнет дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они словно золотые монетки, падают на темную сырую землю.

Игра «Собери листья»

Ведущая. Любят березку птицы , любят грибы» лисички, сыроежки и конечно подберезовики . Березовый лес не бывает пустым. Здесь каждому найдется место. Здесь всегда кипит жизнь.

Какие ягоды вы знаете, которые растут в нашем лесу? Посмотрите, какие ягоды брусники поспели.

Девочки в шапочках ягод исполняют песню «Брусника» .

Ведущая. Хочу напомнить вам, ребята, что в лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки деревьев. Лес – это дом, в котором живут птицы, звери и их детеныши. Зачем портить чужой дом! Если вы нашли в лесу куст орешника, то не обрывайте все орехи, оставьте угощение белочкам, дятлам и бурундукам, которые в это время года готовят запасы на зиму.

Стихотворение «Осенние заботы»

Звучит негромкая музыка, ребенок рассказывает стихотворение и зиме.

Меняется декорация осенней березы на зимнюю .

Песня «Первый снег»

Ведущая. Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : от тьмы – свет, разбитому – связь. Больному здоровье и людям некопаный колодец». У народной загадки отгадка очень простая. Дерево это, конечно, береза . В старину темными зимними вечерами при свете березовой лучины женщины занимались рукоделием : пряли, ткали. Вышивали. Печь топили звонкими березовыми дровами : и жара и света много. Разбитые вещи связывали гибкой и прочной берестой . Из березовых почек и бересты готовили лекарства , а березовыми веничками парились в бане- хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный березовый сок . А скучно станет, достанет крестьянин деревянные ложки, да сыграет и споет веселую русскую песню .

Оркестр на народных инструментах.

Ведущая. А что же в лесу зимой делается. Тихо. Березы стоят в белоснежных нарядах. Почему в лесу так тихо? Где звери и птицы? Никого не видно и неслышно.

Ответы детей. Птицы улетели в теплые края, медведь, еж впали в спячку.

Игра «Кто был под березой »

Под березой лежат , клочок рыжей шерсти, перо, обглоданная ветка, «следы» волка, мыши. Дети по предметам отгадывают животное.

Подвижная игра «Ай, дили-дили мы кого-то видели…»

Звучит музыка, меняется декорация.

Ведущая. Едва повеет теплом, как березы окутывается легким прозрачным изумрудно-зеленым облаком. Это свернутые почки начинают разворачиваться в пахучие глянцевые березовые листики . Светло и празднично весной в березовой роще . Березки принарядились в белые атласные сарафаны. На белой бересте четко выделяются черточки, через которые береза дышит .

Береза - щедрое доброе дерево! Весной звери и птицы с удовольствием пьют березовый сок . Любят сладкие березовые слезы медведь , глухарь, муравьи и бабочки. Многие люди собирают березовый сок . Он очень полезен, богат витаминами. После сокосбора ранку на стволе необходимо замазать, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится : «Береза плачет кровавыми слезами»

Ребенок. Роща юная, белоствольная на заре росой умоется.

Звоны слышатся колокольные - Воскресение светлое, Троица

Ведущая. На Руси всегда любили белоствольную березку-красавицу . Считали символом девичьей нежности и красоты. На троицу ветками берез украшали дома и храмы, пели песни, водили хороводы, украшали березку лентами .

Ребенок. Разбежались по лужайке беззаботной, легкой стайкой,

Словно девочки-подростки белоствольные березки .

За руки взялись и вот - закружился хоровод.

Девичий хоровод с платками.

Ведущая. Отзвенят Троицкие хороводы – тут и весне конец, а лету- начало. После Троицы можно траву косить, ломать ветки на веники, ждать урожай, а в свободное время - отдыхать и играть.

Ведущая. А вы слышите в лесу какой-то шум.

Драматизация экологической сказки «Обмен квартир» .

Участвуют родители, дети, воспитатели.

Малоподвижные игры «Липкие пеньки» , «Ежики»

Ребенок. Ты можешь удивиться, узнав, - Земля наш дом!

Живут все звери, птицы, и мы с тобой живем.

Ребенок. Мы хотим, чтоб солнце грело, и березка зеленела ,

И под елкой жил смешной красивый еж,

Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый дождь!

Песня «Если все вокруг подружатся»

Журавлева Ольга Васильевна

МОУ «Ржевская средняя общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

Клубный час :

« Березы, русские березы»

Провела: Журавлева

Ольга Васильевна

учитель биологии

Ржевка

Клубный час для учащихся средних классов :

« Березы, русские березы» .

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению биологических особенностей березы, ее значения в жизни человека;

способствовать развитию умения видеть красоту родной природы, читать стихи;

содействовать экологическому, духовно-нравственному воспитанию школьников.

Оборудование: картины русской природы, музыка, березовые ветви.

(В зале темно, сцена залита белым светом, звучит мелодия « С чего начинается Родина?»).

Ход занятия.

Ведущий 1. С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берез,

С их царства сквозного, молочного

И со светлых ребяческих грез.

Ведущий 2. Береза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. (Через компьютер ребятам показывают картины русской природы).

Звучит песня Е. А. Баснера «Березовый сок».

Ведущий 1Без березы не мыслю России –

Так светла по- славянски она,

Что, может быть, в столетия иные

От березы вся Русь рождена.

Ведущий 2. Есть легенда в Сибири с незапамятных лет,

Есть легенда о русской березоньке вечной,

Будто шла вечно за русскими вслед

Иль спеша вперед, как гонец и разведчик.

Там где кедры темнели и саранки цвели

Среди дебрей, шумящих возле рек безымянных

Появилась береза из дремучей земли,

К суеверному ужасу старых шаманов.

Среди кедров угрюмых, между темных ветвей,

Появилась береза, будто солнечный лучик,

И в тайге становилось и теплей, и светлей,

И шептали шаманы: значит, близится люча;

Но глядел с любопытством охотник- бурят –

На неё, что несла столько ласки и света:

« Может русский не враг, а товарищ и брат,

Если, добрый такой же, как и дерево это».

Ведущий 1. Ты до того, березонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Ведущий 2. В ней есть прозрачность и безбрежность,

И эта праведная грешность,

И чистота – из грешной тьмы, -

Которая всегда основа

Всего людского и лесного,

Всего, что жизнь, Россия, мы.

Ведущий 1. В лесах нашей страны насчитывается 2900 видов деревьев и кустарников. Незнающему человеку легко перепутать одно дерево с другим, но березу узнает каждый. Во всем мире не сыщешь дерева с такой ослепительно белой корой. Окраска её зависит от наличия вещества – битулина. А вообще березы бывают не только белыми, есть виды с желтоватой, коричневой, черной корой. Всего на свете более 60 видов берез. В нашей местности чаще всего встречаются береза бородавчатая и береза пушистая.

Ведущий 2. Цветет береза в середине мая, одновременно с распусканием листьев. Цветущая береза со своими желтыми бархатными сережками необычайно нарядна. Зимой березовые почки и березовая «лапша» - основная пища для глухарей и тетеревов. Некоторые птицы специально надламывают тонкие ветки, чтобы полакомиться сладким березовым соком. А дятел добывает березовый сок прямо из ствола.

Ведущий 1. В старину считали, что березовый сок имеет целебные свойства – им отпаивали больных и промывали раны. Березовый сок имеет приятный вкус и освежающе действует на организм. Надо только помнить, что сок можно заготавливать только из тех деревьев, что предназначены для рубки. Ведущий 2. На стволах берез нередко можно встретить бесформенные темно- коричневые наросты, похожие на вспученную толстую кору. Это знаменитая чага. Настой чаги – тонизирующее и обезболивающее средство.

Ведущий 1. На березах иногда встречаются особые наросты – капы. Древесина капов имеет повышенную твердость и красивый рисунок на спиле. Из них крестьяне выделывали домашнюю утварь.

Ведущий 2. «Плащ березы» - БЕРЕСТУ использовали для изготовления корзин, посуды. В древнем Новгороде расписной берестой украшали стены жилища. Новгородцам береста заменяла писчую бумагу. Писали на бересте специальными костяными писалами.

При сухой перегонке из бересты получают этиловый спирт, смол, уксусную кислоту, деготь – вязкую пахучую жидкость черного цвета. В старину дегтем чистили сапоги, чтобы не трескалась кожа, смазывали колеса, петли дверей. К тому же деготь и врачевал, в народной медицине его использовали при разных кожных заболеваниях. В современной медицине он входит в состав мази Вишневского.

Ведущий 1. В березе полезно всё. Из древесины делают поделки, мебель, лыжи. Из листьев можно изготовить желтый и зеленый красители. В петровские времена такими красителями окрашивали солдатские мундиры. Настой листьев применяли при лечении некоторых болезней, в нем парили ноги, чтобы снять усталость. Ароматные и смолистые почки, обладающие целительной силой, используются в народной и официальной медицине, в парфюмерной промышленности.

Ведущий 2. Березовый веник в бане любую болезнь из тела изгонит: кости расправит, всё тело поправит. Березовые веники заготавливают в начале или середине июня, когда березовый лист в соку, пахуч и обладает лечебными свойствами. Нельзя заготавливать веники в сырую погоду- лист потемнеет и быстро опадет. Вязать веники нужно крепкие, но не толстые, «по руке». Хранить надо подвешеными в прохладном месте. Заготовкой веников можно заниматься только после Троицы!

Ведущий 1. Троица – это праздник, который мы отмечаем на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресенья. Праздник этот посвящен удивительному и очень важному событию, произошедшему две тысячи лет назад – сошествию Святого Духа на апостолов. Троица – триипостасное Божество, единый бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец положил начало Церкви в Ветхом Завете, Сын Логос создал её, воплотившись на земле, Дух действует в ней. Поэтому праздник рождения Церкви именуется днем Святой Троицы. Безусловно, Святой Дух не бездействовал и ветхозаветные времена. Он звучал в устах великих пророков, Дух Божий водил рукой Моисея, Соломона, других авторов библейских книг, признанных Церковью боговдохновенными. Он был и во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Дух Святой пришел, чтобы завершить то, что было начато Спасителем. Он сделал апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру.

Праздник Святой Троицы был установлен самими апостолами. Этот день считается днем рождения Церкви Христа, созданной не человеческими усилиями, а Божественной благодатью.

Ведущий 2. На Троицу принято украшать храмы и дома ветками деревьев, травой. В Церкви в этот день много цветов, зелени, у алтаря обычно стоят маленькие березки. Парни. Девушки, дети с утра идут в лес за березками, плетут из березовых веток венки, делают веники. Березы ставят у окошек, у крылечка или врывают в землю. Ветками березы украшают ворота, окна, наличники. Дети качаются на березах, катаются на ветках, в которые впрягаются их сверстники и таскают по улицам как лошади.

(хоровод «Во поле береза стояла»)

Ведущий 2. Какой русский человек не любит красавицу березу? Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаются строки Фета: « И вечно радужные грёзы тебя несут под сень берёзы, к ручьям земли твоей родной».

(На сцену выходят школьники, одетые в военную форму).

Солдат 1. Тихо стоят берёзы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии В.О. войны.

Солдат 2.В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать берёзку, чтобы его жизнь продолжалась в земном цветущем дереве.

Стоят три берёзки у Великого огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб в годы В. О. войны.

(Звучит песня « Я трогаю русские косы»)

Ученик 1. Берёза ласкает надгробные плиты.

В дыхании ветерка

Спите герои.

Спокойно спите.

И пусть над вами лавину событий

Бесшумно проносят века

Оттуда, где плещется Волга

Оттуда, где катится Дон,

Ушли эти волны.

Спать им долго-

Укроет их, берёза, своим пологом.

Да будет тихим их сон.

Ученик 2. Под сенью высоких берёз

Покоится моя Россия.

Не та, что поднялась до звезд,

А та, что в половодье рос

Купала ноженьки во сне,

Что шла поляною лесной

Своей размашистой косой,

Что леденела всей стеной,

Обильной выступившей солью.

Носила на своих руках,

Мозолей кандалы носила-

Да славится во всех веках

Моя сермяжная Россия

Ведущий 2. Русь, Россия испокон веков была крестьянской страной, где сочетались труд и нужда, горе и радость. Березка - великое крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побеленную хату, русскую печь, холщовую рубашку…

Кряжистые стволы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжелую работу.

А молодые тоненькие прямые березки похожи на стройных русских девушек.

Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик 3. В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору берез-

И капли сока, точно слезы,

Текли прозрачною струей.

Пастух кору надрезал у березки,

Склоняясь, тянет сладковатый сок.

За каплей капля капает в песок

Березы кровь прозрачная, как слезы

И вот она, от муки холодея,

Увянет к будущей весне

Иссохнет ствол, и ветви онемеют,

И помертвеют корни в глубине.

Ведущий 2. Где бы не росла березка, всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Ученик 4. Опять о них, кудрявых и белёсых.

А что тут делать, если на Руси

У всех дорог встречаются берёзы

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеся

«Россия» - шепчут мне берёзки,

«Россия» - шепчут колоски,

«Россия» - ключ журчит в ложбине,

И я им тихо вторю «Русь»

Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по- русски,

Моя берёзовая Русь!

(Звучит мелодия « Берёзы». На экране крупным планом берёзы).

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК «РУССКАЯ БЕРЕЗКА»

для детей старших групп детского сада

Подготовила и провела музыкальный руководитель

МБДОУ д/с «Фантазёры» г.Гремячинска

Л.В.Богданович

Цель : воспитание любви к родной природе, формирование интереса к русской культуре

Задачи :

    учить петь эмоционально, выразительно, приобщать к исполнению народных песен;

    вырабатывать ритмичность, синхронность в исполнении танцевальных движений, согласовывать их с музыкой;

    развивать музыкальные способности и творчество детей;

    развивать речь, интерес к народному слову и народным обычаям.

Оборудование : русские народные костюмы, шапочки козлят, лейки, лопатки, грабли, ведерки, белое длинное платье, веночек для березки-девочки, платочки, разноцветные ленточки. Музыкальные инструменты: колокольчики, бубенцы, бубны. Магнитофон, записи песен «Во поле береза стояла», «Ты не радуйся, ель, осинушка», голоса птиц, колокольный звон в записи.

Взрослый . Надо помнить: деревья живые!

И полезны они любые!

Для того растут на планете,

Чтобы воздух был чист и светел.

В каждом дереве – клад богатый

Лишь открыть его надо, ребята,

Не губите, оберегайте!

Возле дома деревья сажайте.

(Фоном тихо звучит песня «Во поле береза стояла»).

Ребенок . Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла…

Ты не радуйся,

Дуб с осиною,

Ты радуйся, белая береза

Дети в народных костюмах выходят на сцену с песней «Березка» музыка Л. Когана, слова Г. Бойко (в руках держат лейки, лопатки, грабли, ведерки), поют

I куплет

Как пришла в саду цветущая весна,

Посадили мы березку у окна,

Стали, стали мы березку поливать,

Стали песенку такую напевать:

Девочка-березка, одетая в длинное белое платье, отделяется, в руках у нее зеленые веточки, на голове – зеленый венок. Дети окружают девочку хороводом, кладут под березку инструменты и поют:

II куплет

Ты расти, моя красивая, расти,

Всем на радость, зеленея, шелести!

Ты расти, расти, береза, вырастай!

Всем на радость, зеленея, расцветай!

Девочка-березка . Среди рощицы березка стояла,

Золотым венчиком сияла,

Зелеными листочками шумела,

Под буйным ветрышком звенела.

Дети по очереди читают стихи.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками!

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнется, но не ломится (А. Прокофьев).

Дети инсценируют песню Е. Тиличеевой на слова П. Воронько

«Березка».

1. У красы-березки

Платье серебрится,

У красы-березки

Зеленые косицы

(Девочка березка качает зелеными веточками над головой).

2. Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

(2-3 козленочка прыгают вокруг девочки-березки, пытаются достать зеленые веточки).

3. Защитить березку

Мы бежим гурьбою

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Выбегают девочки и мальчики и бегут по кругу, пока звучит музыка-песня.

После этого защитники березки направляются к ней приставным шагом, при этом каждый говорит одну из следующих фраз:

Ах, вы, козы-проказницы!

Ах, вы, козы-негодницы!

Мы березку сажали!

Мы березку растили!

– Мы ее не ломали!

– Мы ее поливали!

Хором говорят:

Уходите, козы, от нашей березы!

Топают ногами, хлопают руками. Козы уходят.

Под песню «Ты не радуйся, ель, осинушка» девочки гуляют парами по залу, встречаются, кланяются, останавливаются около березки:

1 девочка . Я вокруг березоньки хожу,

Свою ленточку ношу.

Что же мне березке подарить?

Чем же мне березку нарядить?

2 девочка . К березке ближе подойдем,

И ветки лентами завьем.

Дети завязывают ленточки на веточках березки, исполняют «Мы завьем березу».

1. Мы завьем березу,

Мы завьем березу (2 раза).

2. Уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн,

Уж как первый вьюн за бабушку (2 раза).

3. А второй-то вьюн,

А второй-то вьюн,

А второй-то вьюн за матушку (2 раза).

4. А как третий вьюн,

А как третий вьюн,

А как третий вьюн за милого дружка (2 раза).

5. А четвертый вьюн,

А четвертый вьюн,

А четвертый вьюн за самого себя (2 раза).

Дети по очереди:

Не бойся, березка, матушка,

Мы не будем тебя ломать.

Мы любим тебя, почитаем,

В стихах и песнях прославляем!

Исполняется песня «Ой, березонька!» муз и сл. В. Шестаковой (подыгрывая на колокольчиках, бубнах, бубенцах, перестраиваются в маленькие кружочки, «заплетая» венок, звучит пение птиц – запись).

I куплет

Ой, березонька, березка,

Расцвела к весне.

Зеленей и завивайся

Ты на радость мне!

II куплет

Заплетаем, заплетаем

В Троицу венок.

Хороводы мы заводим

В солнечный денек.

(Звучит колокольный звон – запись).

III куплет

Под березонькой-березкой

На траве роса.

Колокольный звон несется

Прямо в небеса.

IV куплет

Разливаются по лесу

Песни соловья

Краше с каждою весною

Родина моя!

(Звучит пение птиц и колокольный звон).

К концу песни образовали большой круг.

Ребенок . Ты в любое время года

Чудо хороша.

И для русского народа

Ты его душа! (Т. Герасимова).

2 ребенок . Березонька-беляночка,

Красавица лесов,

Проснулась спозаранку

3 ребенок . А под березкой девушки

Хоровод ведут

Платочками машут,

Песенку поют.

4 ребенок . И мы песню споем,

Хоровод заведем (Е. Никифорова).

Дети исполняют хоровод с платочками вокруг березки «Ай, да березка» муз. Т. Потапенко, выполняя движения по тексту песни.

1. Мы вокруг березки,

Встанем в хоровод

Радостно и звонко

Каждый запоет.

Припев: Ай, да березка,

Белый ствол,

Зеленей, зеленей

Ты листвой!

2. Яркие платочки

В руки мы возьмем,

У березки стройной

Пляску заведем.

Припев.

    К вечеру мы дружно

Скажем ей: «Прощай!

Ты без нас, березка,

В поле не скучай!».

Припев.

(Подробное описание хоровода в сборнике «музыка и движение» С.И. Бекина 6-7 лет).

Ребенок .

Ты расти, березка,

Зеленей на воле,

Радуй нас чудесной,

Молодой листвой.

Мы к тебе приходим

Через луг и поле,

Рады будем снова

Встретиться с тобой!

(Поклон).

Дети уходят со сцены под звучание песни в обр. П. Чайковского «Во поле береза стояла».

Литература:

    Экологические праздники для детей, 1997 г.

    С.И. Бекина «Музыка и движение» 6-7 лет, 1984 г.

    Журнал «Музыкальный руководитель» № 3 2013 г.

    Журнал «Музыкальный руководитель» № 2 2009 г. Стр. 43.

    Журнал «Веселая нотка» № 3 2008 стр. 2.