Экологическое воспитание младших школьников

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на уроках природоведения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить,

ь во-первых: особенности этого процесса:

  • 1) ступенчатый характер;
  • а) формирование экологических представлений;
  • б) развитие экологического сознания и чувств;
  • в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
  • г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
  • д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.
  • 2) длительность;
  • 3) сложность;
  • 4) скачкообразность;
  • 5) активность.

ь во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

  • 1) развитие экологического сознания;
  • 2)) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
  • 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
  • 4) воспитание устойчивой воли;
  • 5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей .

Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Уроки трудового обучения способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков природоведения и является побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой деятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и березовые рощи - все это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

К числу важнейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать.

Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках трудового обучения и природоведения часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребительского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества.

Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках трудового обучения, чтения. По природоведению проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, могут быть просто посвящены знакомству с природой. Но следует иметь в виду, что в процессе экскурсий в природу мы должны решать и задачи эстетического воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».

Не так это легко - научить учащегося замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель. Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеленых насаждениях. Ее же нужно рассматривать гораздо шире. Во время экскурсий, прогулок по окрестностям дети могут встретиться, например, с загрязненными родниками. Очистить родник от мусора - дело рук каждого. Если экскурсия проходит в местности, для поверхности которой характерны овраги и балки, то и здесь дети могут приложить свои силы в борьбе с оврагами. Чрезвычайно важно научить детей самих искать такие полезные дела. Перед экскурсией на природу учитель помогает детям организовать рабочие группы, каждая из которых получает свое задание. Важно, чтобы во всех группах были и дети, которые уже хорошо знакомы с особенностями природы своего края, и дети, не проявляющие к ним интереса. Такое сочетание даст возможность в процессе работы обмениваться знаниями. Организация выполнения заданий может быть различна. В одном случае члены группы выполняют разные задания: одни собирают для коллекции растения, другие - горные породы. В классе организовываются выставки собранных на экскурсиях коллекций, рисунков и т. д/ .

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д.

Эта задача решается главным образом в процессе самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охране природы. Здесь имеются все необходимые условия для эффективного педагогического управления процессом теоретического усвоения экологических знаний.

Хочется обратить внимание на сочетание таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологического направления). Как привило, учащиеся до четвертого класса активно занимаются в кружках с природоохранительной тематикой. Школьный клуб ориентирован преимущественно на познавательную и простейшую практическую деятельность учащихся начальных классов. Разработка экологически грамотных проектов устройства школьного участка, экологической тропы, маршрутов экологических экспедиций по родному краю, участие в организации и осуществлении их с привлечением школьников младших классов, школьных тематических вечеров, выставок, дня окружающей среды - вся эта деятельность может быть успешно организованы в школьном клубе.

Другой задачей экологического образования является приобретение учащимися опыта целостных организаций и оценочных суждений. Наиболее успешно эта задача решается в процессе овладения школьниками практическими умениями по изучению состояния природной среды, целей и характера деятельности в ней человека, выявлению и оценке ее результатов. Здесь крайне важна взаимосвязь деятельности учащихся в природе и условиях школы.

Задачей экологического образования является овладение учащихся трудовыми умениями по защите, уходу и улучшению окружающей среды. Эта деятельность опирается на теоретические знания, полученные школьниками на уроках, в процессе самообразования.

Успех экологического образования во многом определяется заинтересованным участием всего или большей части педагогического коллектива школы в организации экологически направленной деятельности учащихся.

Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей среде должно явиться стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности .

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных форм экологического воспитания, данными опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания школьников:

  • - целенаправленно координируется деятельность школ, организаций по охране, рациональному использованию и изучению окружающей среды;
  • - классно-урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;
  • - наряду с развитием традиционных используются новые формы экологического образования и воспитания: кинолектории по охране природы, ролевые и ситуационные игры, общешкольные советы по охране природы, экологические практикумы;
  • - в экологическом воспитании и образовании учащихся возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на

  • а) массовые,
  • б) групповые,
  • в) индивидуальные.

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым - клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.

Индивидуальные форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.

Критерий эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы.

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует повышение интереса учащихся к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной деятельности.

Определены также условия развития взаимосвязи школы, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.

Для успеха необходимо выполнение следующих условий:

  • - планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев со школой и между собой;
  • - организация деятельности всех звеньев общей системы управления экологическим воспитанием, создание предпосылок для их правильного функционирования;
  • - регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними;
  • - контроль, выявление недостатков и слабых сторон в работе, внесение корректив в ее программу;
  • - изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

Были определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в воспитательном процессе. На подготовительном этапе учитель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между школьником и природой (объективные связи со средой) и отношение школьников к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для учащихся способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Учитель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой учитель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения школьников, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности.

Начальный этап построения воспитательного процесса характеризуется прежде всего вовлечением учащихся в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Цели этапа - приучение школьников к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношений к естественной среде. Участие в деятельности, особенно когда она осуществляется в коллективных формах, выявляет способность считаться с товарищами, оказывать им помощь, сочетать деловые и личные интересы, ориентироваться на правила поведения среди природы.

На материале труда по уходу за просеками, участие в уборке урожая, в посадке лесопарков выявилась необходимость пассивного подхода учителей к формированию трудовых и экономических отношений школьников. Каждый вид деятельности, выше на позицию личности в целом, наиболее благоприятствует развитию отдельных свойств школьников, воспитанию нравственно-эстетической направленности на природную среду. Поэтому деятельность руководимая учителем, нуждается в системной организации.

Результатом воспитания на данном этапе становятся практические знания и усилия школьников, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среди природы. Значительно активизируются деловые отношения класса, растет взаимопонимание, появляется стремление сравнивать себя с товарищами, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

На втором этапе построения воспитательного процесса ведущей стала учебная деятельность школьников. Не будучи включенной непосредственно в труд, охрану природы, она помогла систематизировать впечатления о природе и личной деятельности, открыла возможность соединить практику взаимодействия с природой и образованием. Основное внимание уделяется связи деятельности в природе с обучением русскому языку и литературе. Развитие языка и речи школьников, работа с произведениями литература, изобразительного искусства, музыки позволяет глубже раскрыть школьнику духовную ценность природы, по новому осветить роль заботы об окружающей среде и ее рациональном использовании в удовлетворении потребностей общества. Стремление школьника к деятельности и познанию природы во многом обусловлены возрастом и доступной системой.

Особым этапом в построении воспитательного процесса является целенаправленное формирование личности школьника.

Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода .

Усиление экологического воспитания - важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны:

Всеобщая связь с живой природой . Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека.

Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять.

Принцип разнообразия . Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны.

Наконец, другая сторона дела - красота. Человек едва ли будет счастливым, если он лишится возможности видеть прекрасное. Итак, мы обязаны сохранить все видовое многообразие животных и растений.

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши «соседи на планете».

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок. Имеется в виду и внедрившаяся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочного, но весьма живучего лозунга «покорение природы», «господство над природой» и взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

Очень важно, чтобы учитель постоянно искал новые, эффективные приемы обучения и воспитания, целенаправленно пополняя свои знания о природе.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

В реальных условиях общеобразовательных школ Республики наиболее оптимальным вариантом осуществления экологического образования представляется экологизация содержания учебных предметов. В настоящее время в общем содержании нового поколения учебников внимание обращено на их экологизацию. Это является показателем формирования системы непрерывного экологического образования.

Экологизация предметов означает, что необходимо дать экологическое образование и воспитание подрастающему поколению на основе всех предметов: в содержание тем традиционных предметов вводятся экологические сведения.

В настоящее время в республике формируется система экологического образования. Учёными А. Бейсеновой, Ж. Шилдебаевым, педагогами Г. Бекбаевой, М. Чимбулатовым, С. Митрофанской, В. Севастьяновой, Б. Казыхановой, Е. Окасовой, Д. Братцевым, Н. Гусельниковой разработаны авторские программы по экологическому образованию учащихся средних и старших классов. На их основе экологическое образование развивается по направлениям:

  • - экологизация школьных предметов;
  • - на основе факультативных курсов .

В 1999г. была введена государственная программа экологического образования, её цель - непрерывное экологическое образование и воспитание всех слоёв населения, подрастающего поколения.

Экологическое образование охватывает все ступени обучения. Начальная ступень охватывает дошкольные учреждения и начальную школу, где знакомятся с окружающей средой, узнают о единстве природы и человека. Здесь формируются основы заботливого отношения к природе. При внедрении экологического обучения в практику нужно обращать внимание на такие основные задачи:

  • -формирование экологической системы образования;
  • -воспитание чувства ответственности к окружавшей среде;
  • -знание правовой документации в системе экологии.

Для внедрения в практику названных задач необходимо использовать различные методы, формы и приемы обучения:

  • 1. Совершенствовать знания учащихся об окружающей среде (семинары, уроки, конференции, беседы, диспуты).
  • 2. Воспитывать и развивать у учащихся способность творческого мышления, уметь прогнозировать влияние деятельности человека на природу и ее последствия.
  • 3. Освоить элементы поиска и научно-исследовательской работы, принимать правильное решение экологических задач.
  • 4. Развивать навыки практической деятельности .

При внедрении в практику экологических знаний нужно сохранять основные принципы экологического образования.

Принцип научности. Обучение должно строиться на научно доказанных фактах.

Принцип связующий. Существование тесной связи между живой и неживой природой доказывается опытами примерами.

Принцип равновесия. Нарушение равновесия между природными биоценозами и экосистемами. Изменение в них одного составляющего приводит к нарушению равновесия.

Принцип увлеченности . При проведении занятий все формы обучения должны пробудить интерес к природе.

Принцип непрерывности . Накопление знаний, развитие мышления, начиная с детского сада и до старших классов, где учащиеся должны давать оценку экологической ситуации.

Принцип интегрирования . Знания по естественным и гуманитарным предметам довести до личностного восприятия.

Принцип наглядности. Нужно использовать результаты наблюдений в природе (применение наглядных пособий).

Принцип восприятия. Материал должны преподнести доступным языком, с учетом возрастных особенностей.

Принцип территориальности. Соблюдение бытовых обычаев и традиций с учетом места проживания учащихся.

Приведенные принципы должны быть комплексно взаимосвязаны и соответствовать друг другу.

Экологическое образование будет эффективным, если вести его на межпредметной основе, углубляя экологические знания, формируя соответствующие умения и навыки.

Экологизация содержания предметов освещена в республиканских учебниках.

Таким образом, учебники нового поколения направлены на решение задач непрерывного экологического образования.

Одно из важнейших направлений и основных принципов учебно-воспитательной работы педагогов школы являются воспитание у юного поколения доброго и уважительного отношения ко всему живому в природе, формированию экологической культуры школьников.

Надо работать под девизом: «Охрана природы - обязанность каждого человека», поэтому с малых лет человек должен познавать и учиться любить природу, по возможности оберегать ее, разумно пользоваться ею, быть созидающей, а не разрушительной частью мира.

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.

В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры. Основной целью учителей является развитие целостной личности, неравнодушной к проблемам родного края, способной практически решать экологические проблемы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности в целостном педагогическом процессе.

Экологической культура - это социально значимое нравственное качество, включающее в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей, национальной и общечеловеческой ценности, и готовность к природоохранительной деятельности.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии - это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед воспитателями и учителями задачу развития личности ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития дошкольника, школьника, как единого, целостного процесса может быть реализована, когда воспитатель и учитель будут иметь ясную картину основных линий развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер:

а) формирование экологических представлений;

б) развитие экологического сознания и чувств;

в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;

г) выработка навыков и привычек поведения в природе;

д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

  • -образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
  • -воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
  • - развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:

  • 1. непосредственное познание природы;
  • 2. школьное экологическое воспитание;
  • 3. средства массовой информации.

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы , которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание - это крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром". Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получают в курсе "Природоведение".

Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть рироды, он существует внутри природы и неотделим от нее. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, школа организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы. На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение.

В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий педагога.

Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя.

Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе школы: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды.

Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции школьников. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения школьников к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями. Формирование у школьников положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От учителей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогаю школьникам овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела.

Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений школьников к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств.

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования.

Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде.

Организованные действия в защиту природы должны приводить школьников к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям.

Формы организации коллектива : кружок, секция, урок, конференция.

Формы работы:

  • · Внеклассная работа по предметам
  • · Практические работы в классе и на местности
  • · Экскурсии
  • · Походы
  • · Формы работы в ЛТО:

a. трудовая деятельность в лесничестве

b. экскурсии в природу

c. проведение старшеклассниками экскурсий для младших учащихся

d. труд на пришкольном участке

e. экологические походы

f. экскурсии в естественнонаучные музеи, ботанический сад

g. походы в историко-культурные места

h. просмотр видеофильмов

i. лабораторные практикумы.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Школа призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, умеющего жить в относительной гармонии. Даны темы экологического направления и распределены на курс начальной школы.

МОУ «Моркинская средняя общеобразовательная школа №2»

«Экологическое воспитание младших школьников»

(формы и методы)

Выполнила:

учитель начальных классов

Матвеева Е. М.

  1. Проблемы современного экологического воспитания

В настоящее время общество вплотную стоит перед проблемой экологического воспитания и образования. Сейчас можно без преувеличения сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков.

Лев Гумилев писал, что древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением они лучше «вписывались» в окружающую среду. Уничтожая собственную среду обитания, люди тем самым заставляют себя задумываться над простыми вопросами что съесть? чем обогреться? и как сохранить природу?

Научно-технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает ее уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.

Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим все чаще и чаще.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, 2017 год в России объявлен годом экологии.

Цель этого решения - привлечь внимание к проблемам в экологической сфере, улучшить состояние экологической безопасности страны.

Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания , воспитать экологическую культуру , быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.

Экологическая грамотность сегодня необходима всем.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально - ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения.

Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.

Важным условием экологического воспитания является - использование местного краеведческого материала . Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.

Второе условие - вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов . Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой, районом.

На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности стараемся давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно-исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях, вот например, на ваших экологических чтениях мы подготовили работу: «Будь природе другом! (правила поведения в лесу).

  1. Формы и методы формирования экологического опыта

у младших школьников.

Актуальным вопросом в системе экологического образования учащихся является выбор методов, средств и форм, повышающих эффективность процесса природоохранного воспитания.

  • Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования:
    а) традиционные;
    б) активные, инновационные.
  • межпредметная - экологическое содержание уроков -- внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
  • внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
  • классные и библиотечные часы;
  • исследовательская работа (проектная деятельность) - научные исследования школьников под руководством преподавателей;
  • экологические праздники и мероприятия;
  • лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
  • участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
  • практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, ее ориентация на общественно-полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся.

“Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить во всяком мероприятии.

Считаю, что разнообразные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий способствуют формированию целостного представления о природе, месте и роли человека, ценностных свойствах природных и социальных объектов, экологической ответственности младших школьников, тем самым реализуются основные задачи экологического образования младших школьников.

Для себя я разработала темы экологического направления и распределила их на курс начальной школы.

Изучаемый материал

Осенняя экскурсия в природу. Знакомство с объектами живой и неживой природы

Природа в загадках. Осень в творчестве художников, поэтов, музыкантов

Праздничная программа “Золотая осень» Коллективная работа- панно “ Составление осеннего букета. ”

Сбор корма для птиц.

Беседа «Как ухаживать за посаженным деревом»

Изготовление кормушек для птиц.

Чтение книг о птицах.

Беседа «Братья наши меньшие - кошки и собаки».

Презентация «Мой любимый питомец»

Зима в творчестве художников, поэтов, музыкантов.

Зимняя экскурсия в лес. Конкурс рисунков. “ Вот и пришла Чудесница - Зима…”

Беседа «Лес -наше богатство».Правила поведения в лесу.

Птицы нашего края. Презентация “Перелётные птицы”

Презентация “Весна, весна на улице…” Конкурс рисунков.

Аппликация «Весенний цветок- подснежник”. Беседа о весенних цветах.

Практическая работа “Пересадка и уход за комнатными растениями в классном уголке природы”

Беседа «Какой бывает дождик»

Народные приметы

Беседа «Люблю берёзу русскую» Акция “ Посади дерево” (Озеленение школьного двора)

Экологическая тропа « Я познаю свой край»

Изучаемый материал

Правила поведения в природе

Осенняя экскурсия в природу

Беседа «Вода - это жизнь»

Презентация «Путешествие капельки»

Посадка деревьев и кустарников

Беседа «Путешествие плодов и семян»

Сбор плодов и семян для птиц

Изготовление кормушек для птиц

Чтение книг о природе

Зимняя экскурсия в лес

Викторина «Что мы знаем о зверях и птицах»

Праздник «Зимушка - зима»

Беседа “ Берегите лесную красавицу”
Изготовление ёлочек из природного материала

Игры - загадки

Игры - соревнования

Викторина «Аптека под ногами»

Беседа «Их надо охранять» (о лягушках и жабах)

Экскурсия «Первые приметы весны»

Комнатные растения в классе и дома

Работа на пришкольном участке.

Беседа «Нужен ли дождевой червь»

Экологическая игра “ Пёстрый мир насекомых”
Изготовление поделок из бумаги “ Бабочки”

Итоговое занятие «Как я берегу родную природу»

Изучаемый материал

Сбор природного материала на экскурсии в осень

Конкурс поделок из природного материала

Природа в стихах

Природа в загадках (явления природы)

Чтение книг о природе

Посадка растений

Беседа «Чем богат наш край»

Изготовление и развешивание кормушек

Викторина «Растения нашего края»

Конкурс рисунков «Сказки новогоднего леса»

«Красная книга» - сигнал опасности

Игра «Путешествие в зимний лес»

Полезные ископаемые нашего края

«Красная книга Алтая»

Весенняя экскурсия в лес.

Заповедники и заказники

Изготовление панно торцеванием “Жители нашей реки”

Чтение книг о природе

Итоговое занятие «Времена года»

Изучаемый материал

Экскурсия в природу «Природные ориентиры»

Посадка растений

Викторина “Кто в лесу живёт и что в лесу растёт?”

Выпуск газеты «Экология родного края»

Устные журналы: осень и животные, кто живёт на лугу и др.

Беседа «По заповедникам России»

Праздник «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья»

Школьникам об охране недр

Задачи по экологии

Кроссворды о природе

Разработка плакатов об охране природы

Знакомство с «Законом об охране природы»

Знакомство с картинами художников - пейзажистов

Устный журнал “Незваные гости нашего сада”

Коллективная работа “ Изготовление и вывешивание скворечников”

Агитбригада «Учитесь любить природу!» (обращение к первоклассникам)

В экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманное дело. Среди нетрадиционных форм организации работы мне и детям очень нравятся:

Игры - путешествия.

(«Путешествие с Красной книгой», «Путешествие по природным зонам», «Путешествие по родному краю», «Путешествие на родину комнатных растений», «Тайны леса»…)

Этические беседы по экологии

(темы «О чём поют птицы», «Защитим природу», «На страже зелёного друга», «Мы учимся у природы»….)

День природы. Это в первую очередь- поход в природу со взрослыми, во- вторых- трудовой десант, затем- изучение природного окружения, многообразия растений и животных, укрепления своего здоровья, конкурсы самодельных плакатов в защиту природы. Это и сбор интересных кореньев, веток, шишек, плодов для всевозможных поделок из собранного материала. Дети приучаются видеть и чувствовать красоту окружающей природы, овладевают правилами поведения в природе.

Заключение

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила мне определить содержание воспитательного процесса. Выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приемы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.

Вот некоторые моменты из нашей жизни, содержащие экологическое направление. (показ слайдов)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна-

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!