Эссе родительство как социокультурный феномен. Теоретические предпосылки изучения роли отца в воспитании ребенка. Родительские установки и стили воспитания

В. Сатир пишет: «С давних времен семья является главной школой для ее членов, прежде чем они становились взрослыми людьми. В семье давались знания о том, как заботится о себе и как вести себя, как заботится о других, и общаться с ними, как добиваться поставленной цели, как обращаться с предметным миром» 1.

Поэтому самым первым и одним из основных институтов социализации является семья. Так как именно семья представляет собой первичную ячейку общества. Семейные условия, в которых растет и развивается ребенок, включают в себя: социальное положение, уровень материального благосостояния, род деятельности, уровень взаимоотношений членов семьи. Данные составляющие семейных условий будут значительно определять дальнейшую жизнь ребенка в социуме.

Наличие связи между родителями и ребенком является очевидным фактом, помимо этого данная связь наиболее прочная из всех возможных связей. Образуется детско-родительская связь при взаимодействии родителей и ребенка.

Данная связь устанавливается благодаря наличию как таковых детско - родительских отношений. Именно они занимают одну из основных позиций в развитии ребенка. Под руководством родителей ребенок приобретает необходимые жизненные навыки, получает первый жизненный опыт, знакомится с окружающим миром.

По мнению Македон Т.А., «детско-родительские отношения явление динамическое, развивающееся. Основной фактор этого развития - возраст ребенка».

Кириленко И.Н. пишет, что «особенности построения и функционирования детско-родительских отношений составили одно из исследовательских направлений зарубежной психологии. Наиболее известные и разработанные научные школы и направления (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология) были активно включены в исследование различных ракурсов детско-родительских отношений. Среди наиболее востребованных оказались: вопросы организации взаимодействия родителей с детьми; влияние родительской позиции на развитие личности ребенка; функции родительства; феномены, порождаемые реальным взаимодействием родителей и детей и др. Первой научной теорией, в рамках которой исследовались отношения между ребенком и родителем как главенствующие в построении детского развития, был психоанализ (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, А. Фрейд, К. Абрахам, О. Ранк, Ш. Ференчи и др.). Его представители сосредоточили свое внимание на раннем опыте взаимодействия родителей с детьми».

З. Фрейд, основоположник психоанализа, при изучении вопроса детско - родительских отношений, сфокусировал свое внимание на выявлении функций родителей. Функций, оказывающих воздействие на развитие личности ребенка и на выявление дальнейших последствий этих функций. В первую очередь, он обратил внимание на функции, выполняемые матерью.

Научная школы, основанная З. Фрейдом, внесла значимый вклад в изучении проблематики психологии детско-родительских отношений. Так, по мнению Кириленко И.Н., основными заслугами данной школы являются:

Первая попытка включить в исследовательское пространство психологической науки детско-родительских отношений как значимого фактора развития психики и становления личности ребенка;

Выявление значимости эмоций и чувств (детской ревности и любви к родителю определенного пола), переживаемых ребенком по отношению к своим родителям;

Выявление значимости идентификации с родителем своего пола для психического развития ребенка, а также особых феноменов, сопровождающих данные процессы (у мальчиков - Эдипов комплекс, у девочки - комплекс Электры).

Помимо З. Фрейда, вклад в изучение детско-родительских отношений, внес А. Адлер. Он рассматривал детско-родительские отношения в связи с чувством общности. Так как оно имеет потенциал к их развитию. Благодаря чувству общности, писал А. Адлер, у ребенка формируется наиболее целостное восприятие окружающего мира и людей, находящихся в той или иной степени рядом с ребенком.

Изучая работы А. Адлера, можно сделать вывод, что по его мнению, для формирования чувства общности, в первую очередь, необходимы семейная атмосфера, взаимоуважение, доверие, любовь и наличие ценностей.

Современная психология особое внимание уделяет исследованиям А. Адлера. Данные исследования были направлены на изучение воздействия на ребенка нарушений при родительском воспитании.

По мнению А. Адлера, «у отверженных детей, воспитанных холодными, отверженными от своих детей матерями, чувство общности не вырабатывается. Итогом неэффективного взаимодействия ребенка с миром взрослых становится выработка у него комплекса неполноценности».

Неуверенность в себе, чувство неполноценности, страх, повышенная тревожность, недоверие к людям, плохая успеваемость - причиной таких последствий могут являться неблагоприятные детско-родительские отношения. Порой, родители не обращают внимание на конфликты в семье, но при этом жалуются на плохое поведение ребенка, непослушание, что их ребенок растет не таким, каким они хотели его видеть. Но при этом они даже не задумываются, что причиной такого поведения ребенка могут являться дисгармоничные семейные взаимоотношения. Степень успешности разрешения семейных конфликтов, может играть важную роль в становлении развития личности ребенка, его внутренней гармонии и отношении к миру в целом.

Изучая детско-родительские отношения, стоит уделить внимание такому аспекту, как тип родительских отношений. Ведь, взрослые, занимаясь воспитанием своего ребенка, так или иначе придерживаются опредленного типа родительских отношений. В психологической практике наиболее полным и распространенным является типология отношений родителей к детям А.Я. Варга. Ниже представлено описание данных типов:

1. «Принятие». Это тип позитивного эмоционального отношения к ребенку: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родители уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему.

2. «Отвержение». Это тип негативного отношения к ребенку: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

3. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения: родитель заинтересован в делах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему.

4. «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.

6. «Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия.

Выбирая за основу один из перечисленных типов родительских отношений, родитель должен понимать, как и каким образом это будет отражаться на его взаимодействии с ребенком. Потому как определенный тип родительских отношений подразумевает набор некоторых установок и моделей поведения по отношению к ребенку. Но зачастую бывает так, что взрослые об этом не задумываются, и как итог мы получаем ребенка, который мало ориентирован в социуме, проявляет недоверие к людям или, наоборот, слишком самоуверен и заносчив. Эти крайние позиции не будут являться положительными для ребенка.

Изучение детско-родительских отношений является важным моментом для понимания всех аспектов, воздействующих на личность ребенка. Так как именно семья, в частности родители, становятся для ребенка источником информации. Для него она является наиболее достоверной и проверенной.

Поэтому родителям очень важно понимать, как и какую информацию давать ребенку.

Ценности, интересы, духовное богатство личности в большинстве случая зависят от тех условий, в которых развивался и воспитывался ребенок. В особенности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Так как именно данный возрастной период является одним из наиболее чувствительных к воздействию со стороны родителей и окружающего мира.

Л.Б. Шнейдер в своих работах отмечает, что «именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально - психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми» 1.

В зарубежной психологии типологией детско-родительских отношений также занимались американские психологи - Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Ими была разработана наиболее подробная типология детско-родительских отношений. При этом выделялось 23 признака, которые определяли разные стороны родительских отношений к детям. Данные признаки были объединены в три класса и в работе Македон Т.А. описывались так:

Оптимальный эмоциональный контакт, включающий побуждение словесных проявлений ребенка и развитие активности ребенка; партнерские и уравнительные отношения между родителем и ребенком.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, проявляющаяся в раздражительности и вспыльчивости; в уклонении от контакта с ребенком.

Излишняя концентрация на ребенке, которая проявляется в чрезмерной заботе и установлении отношений зависимости; в преодолении сопротивления и подавлении воли; в создании безопасности и опасении обидеть; в исключении вне семейных влияний; в подавлении агрессивности и сексуальности; в чрезмерном вмешательстве в мир ребенка; в стремлении ускорить развитие ребенка.

Разными авторами, которые изучали феномен понятия детско - родительские отношения, также были выделены основные функции детско - родительских отношений. Так, в книге Кириленко И.Н. данные функции были описаны следующим образом:

Передача социального опыта. Детско-родительские отношения создают особое пространство восприимчивости ребенка усвоению социокультурных знаний и умений, имеющихся в личном опыте родителей;

Предоставление ребенку образца идентификации. Семья, в первую очередь сами родители, создают для ребенка определенные модели социального поведения;

Продуцирование ресурсов психологической защищенности личности ребенка. В данном контексте под ресурсами психологической защищенности понимается относительно стабильные условия осуществления детско - родительских отношений, способствующие психологической защищенности ребенка. Наличие данной функции подразумевает наличие ресурсной среды, обладающей поддерживающим и развивающим потенциалом;

Установление связи поколений. Отсутствие детско-родительских отношений разрывает связь поколений. Более того, даже отдельные дефекты передачи родовых связей (молчание, запреты, непроговариваемость и т.п.), лишая субъекта возможности придавать смысл прошлому, создают для него определенные трудности в настоящем и ограничивают его способность проецировать себя в будущее. В итоге, ребенок, а в дальнейшем - взрослый, как бы «закрывается» в пространстве своего индивидуального бытия вынужден самостоятельно искать мировоззренческую опору в жизни, ориентируясь на информационный поток, идущий со стороны общества (макросоциума), и на собственные наблюдения, не всегда оптимистичные;

Реконструкция безопасного для ребенка поля самопрезентации и первичной самореализации. Самопрезентация представляет собой

«театрализованную» форму социального поведения, драматическое разыгрывание желаемого образа. При этом он апробирует эффективность того или иного поведения в конкретном типе социальной ситуации;

Создание среды для самоутверждения личности ребенка. Детско - родительские отношения способствуют таких важных аспектов, как: развитие самосознания, формирование самооценки, наличие иерархии мотивов;

Обеспечение возможности самоутверждения. Под самоутверждением, широко изучаемым в рамках философии и психологии, в настоящее время понимается стремление человека заявить о себе как об уникальной личности, отличающейся от других и претендующей на самобытность, самоценность, значимость;

Создание условий для самореализации личности. Мотивом подобного действия выступает стремление продолжить собственное бытие как личности в других людях. Транслируя свою индивидуальность через созидаемые произведения, а также через непосредственно производимые изменения в других людях (А.В. Петровский, В.А. Петровский);

Многие исследователи выделили два глобальных типа родительских представлений. Первый тип, как описывают его в своей книге Е.А. Савина и Е.О. Смирнова - это средовый тип. «Родители со средовыми представлениями считают, что главным источником влияний является окружающая среда, следовательно, ребенок должен быть защищен от плохих влияний. Детское поведение - результат родительской активности, действия ребенка должны соответствовать социальным нормам. Второй тип - конструктивистский. Конструктивистски ориентированные родители считают, что развитие ребенка

Результат взаимовлияний среды и собственных характеристик ребенка, что ребенок - активный агент собственных достижений, а детское поведение зависит от способа реагирования ребенка на воздействие окружающей среды». Так же хотелось бы отметить, что другие исследователи придерживаются мнения, о том, что наиболее благоприятным типом родительских представлений, является смешение описанных выше типов.

В исследованиях Е.А Артамоновой, Е.В. Екжановой и Е.В. Зыряновой детско-родительские отношения описываются как важнейшая подсистема отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

Основной чертой, которая отличает детско-родительские отношения от других межличностных отношений, по мнению Кириленко И.Н., является наличие значимого Другого. Данный образ обладает высокой значимостью, как для родителя, так и для ребенка. Так, например, образ значимого Другого для родителей отождествляется с ребенком, на которого возложена ответственность за продолжение рода, реализацию родительских надежд и мечтаний о лучшем. В свою очередь, для ребенка образ значимого Другого возникает на эмоциональном уровне и приравнивается как образ родителя, обладающего авторитетом и широкими возможностями.

Продолжая развивать идею образа значимого Другого, Кириленко И.Н. пишет, что «наряду с концептом «значимого Другого», сама семья, образуя особую микросреду взаимодействия своих субъектов, придает базовую специфику детско-родительским отношениям, которая воспроизводится:

Предзаданностью эмоциональности - детско-родительские отношения исключают безразличие своих субъектов, они всегда эмоционально насыщены, содержат позитивную эмоциональную окраску.

Фиксированностью динамических характеристик - детско - родительские отношения, оформляясь после рождения ребенка, носят устойчивый, достаточно длительный характер, ограниченный в большинстве случаев жизнью своих субъектов, и характеризующийся относительной стабильностью выстраиваемого в их рамках взаимодействия.

Неравнозначностью позиций их субъектов - значительный период выстраиваемого взаимодействия родители выступают образцом для подражания и источником поддержки для детей, изменяясь лишь при достижении последними определенного уровня развития» 1.

Таким образом, можно сказать, что детско-родительские отношения по своей специфике эмоциональны, имеют устойчивый характер и в значительной мере являются образцом для подражания.

По мнению Л.С. Выготского, благодаря взаимоотношению в семье, общению и совместной деятельности, создаются благоприятные условия для перестройки и развития личности ребенка.

Находясь в системе детско-родительских отношений, ребенок получает возможность оптимальным способом присвоить себе и использовать уже опробованные ценности, правила поведения и нормы. Итогом такого взаимодействия с родителями в данном случае, будет являться сформированность у ребенка готовности к различным жизненным ситуациям.

Формирование и развитие личности ребенка - это процесс, в котором активное участие принимают как родители, так и дети. При этом в процессе воспитания своих детей, родители сами воспитываются. Дети выбирают свой дальнейший жизненный путь в ходе воспитательных воздействий, то есть, дети воспитываются с помощью значимых для него взрослых. И в основном этими значимыми взрослыми являются родители. Поэтому родителям очень важно уметь оценивать себя со стороны, как и какими методами воздействуют на ребенка, какого стиля воспитания придерживаются, каков уровень доверия в их детско-родительских отношениях.

Кириленко И.Н. отмечает, что «анализ детско-родительских отношений позволят увидеть, что в современных исследованиях детально проработанной является только их направленность на развитие ребенка. Она подразумевается как способствующая созданию условий, наиболее благоприятных его личностному и интеллектуальному развитию» 1.

Изучая феномен понятия детско-родительские отношения, невольно происходит осознание, тесной связи ребенка со своими родителями. Детско - родительские отношения имеют непростую структуру, которая определяет генезис и развитие общения ребенка и родителей. Роли всех участников этого непростого процесса взаимодействия претерпевают существенные изменения на каждом из возрастных этапов развития. На родителях лежит большая ответственность за жизнь и развитие ребенка. Поэтому важно учитывать и понимать все

- 32.00 Кб

1. Cемья и брак. Основные понятия

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Семья - социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В первобытной семье допускалась полная свобода полового общения внутри семьи, то есть между членами одного и того же рода (стадная групповая социология). Выделяют специфичные функции семьи, такие как супружество, родительство и родство.

Брак - это юридически оформленный и добровольный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основан на чувстве любви, дружбе и уважении нравственных принципов построения семьи.

Брак и семья на протяжении многих столетий являются неотъемлемыми элементами социальной структуры любого общества. Они считаются фундаментальными социальными институтами, обеспечивающими воспроизводство и устойчивость человеческого общества.

К середине ХХ века в России, в большинстве промышленно развитых европейских и североамериканских стран исторически сложился и стал наиболее распространенным тип нуклеарной семьи, основанной на моногамном браке, – это супруги, работающие вне дома, и их дети (зачастую один ребенок). Тип отношений между супругами в такой семье довольно демократичен, так же как и отношения между родителями и детьми.

Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы, а во второй половине ХХ века статистикой все чаще стало фиксироваться снижение числа официально регистрируемых браков и рост внебрачной рождаемости. В социальном плане в таких странах существует, как правило, хорошо развитая система помогающих семье институтов: детских учреждений, здравоохранения, обслуживающих предприятий.

Такой тип семьи был не всегда; значительно более длинную историю имеет многопоколенная семья с 3 – 4 детьми, с помогающими вести хозяйство родственниками. В такой семье, тип которой можно назвать традиционным, жена, как правило, была занята обслуживанием, ведением домашнего хозяйства; отношения между мужем и женой, между поколениями (детей, родителей и прародителей) были построены на строгом подчинении «старшему». Демографические же характеристики стран и обществ, где был (или остается и сейчас) преобладающим такой тип семьи, состояли в высокой рождаемости, практически отсутствии безбрачия и разводов. Уровень социально-экономического развития таких стран и обществ можно было бы охарактеризовать как аграрный, «традиционный».

Таким образом, три компонента жизни общества проявляют относительную согласованность в процессе исторического развития: а) состояние семьи, особенности устройства семейной жизни, включая возможность выбора линии поведения в «личной жизни», б) демографическая ситуация, в) уровень социально-экономического развития. Конечно, не во всех странах и не одновременно происходили изменения этих компонентов. Но, зная характеристики для данного общества одного из них, можно с определенной уверенностью представить направление тенденций в двух других. И здесь не обсуждается вопрос о «первичности» какого-либо компонента; ясно, что они взаимосвязаны и взаимосвязь эта, по-видимому, объективна. Однако в истории общества это их взаимодействие проявлялось с огромным лагом – в несколько веков, во всяком случае, для европейской и российской истории. И сейчас еще между европейскими странами существует дифференциация по степени «согласованности» социально-экономического, демографического и брачно-семейного компонента развития. Но наличие многовековых лагов между технологическими, демографическими, семейными и сексуальными «революциями» можно понять, если знать, что поведение людей в сфере брака, секса, рождения детей всегда строго регламентировалось культурными нормами, религией, обычаями, традициями, по существу имевшими жесткий, запретительный характер (табу). Поскольку такие события, как вступление в брак, образование семьи, рождение потомства, базируются на биологическом различии мужчин и женщин, сексуальные отношения между ними, принципы воспитания подрастающего поколения всегда, начиная с первобытного общества, были предметом строгого социального контроля со стороны общины, церкви, государства, дабы не нарушилось воспроизводство человеческого рода. Так что ослабление запретов, изменение культурных норм, стереотипов поведения мужчин и женщин в сфере воспроизводства потомства – процесс очень длительный, он происходил на протяжении всей истории человечества, но стал особенно заметен в последние 200 – 300 лет и продолжается, и, возможно, ускоряется сейчас – в разных обществах по-разному.

2. Теоретические предпосылки для анализа гендерных

аспектов родительства

Биологический половой диморфизм изначально предназначен для физического воспроизводства, но в большинстве культур женская функция биологического деторождения жестко привязывается и к социальному воспроизводству, особенно к уходу за детьми, а также к социальной конструкции «женского» в целом. Именно «материнские обязанности» выступают основным аргументом дискриминации женщин и разделения труда по признаку пола в публичной сфере, по инерции распространяясь даже на женщин, не имеющих детей, или тех, которые эти обязанности уже выполнили. С другой стороны, поскольку уход и воспитание детей предписывается женщинам, данная сфера деятельности не считается престижной. Не только в семье, но и на уровне других социальных институтов социализации детей, мужчины в меньшей мере вовлечены в уход за детьми и взаимодействие с ними.

Чем обосновывается разделение родительских ролей, каковы перспективы материнства и отцовства в условиях трансформации семьи?

В классических социологических теориях разделение материнской и отцовской ролей, так же как и супружеских обязанностей обосновывалось преимущественно необходимостью разделения труда по полу. Родоначальник структурного функционализма Э. Дюркгейм считал, что, «супружеская солидарность» возникает на основе разделения труда между полами. В те же периоды развития обществ, когда «оба пола были слабо дифференцированы» существовали «материнские» семьи, в которых «отношения между детьми и матерью очень определенны, но отношения между супругами весьма слабы. Они могут быть прекращены, как только стороны захотят этого, или даже заключаются на определенное время». Надо полагать, что и отношения отцов с детьми также были неопределенны. По мере того, как «половой труд все более разделялся», отмечает автор, «две значительные функции психической жизни как бы диссоциировались, один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой интеллектуальными». По мнению Дюркгейма, если разделение труда «регрессирует ниже известной точки - брачное сообщество исчезнет, уступив место лишь весьма эфемерным половым отношениям; если бы полы совсем не разделились, не возникло бы целой формы общественной жизни».

Не наблюдаем ли мы сегодня подтверждения этой гипотезы? Если следовать логике автора, то кризис моногамного брака, сопровождающийся ростом материнских семей и ослаблением отцовского участия, возможно, в значительной мере обусловлен универсализацией гендерных ролей.

По мнению теоретиков эпохи индустриализации и распространения семей с «комплиментарным» разделением ролей среди представителей среднего класса на Западе, например, Т. Парсонса и Р. Бейлса, содержание «функций» отцов и матерей различно. Первые должны создавать материальную базу для воспроизводства и социализации, матери же должны выполнять экспрессивные функции: создавать домашний комфорт, ухаживать за детьми, обеспечивать эмоциональную поддержку членов семьи. Но уже Р. Мертон подверг критике эту концепцию. Он предложил типологию "девиантного поведения" мужей и описал различные причины отклонения их поведения от предписанной роли добытчика и отца.

Э. Фромм в известной книге «Искусство любить», написанной в 1956 г., обосновывает разницу в материнской и отцовской любви. По его мнению, материнская любовь безусловна, мать любит ребенка за то, что он есть. Такую любовь «не нужно заслуживать, тем более ее нельзя контролировать». Отцовская любовь – это обусловленная любовь. «Отец представляет собой другой полюс человеческого существования, где − мысли, вещи, созданные человеческими руками, закон и порядок, дисциплина, путешествия, приключения. Отец − это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в большой мир. С этой отцовской функцией тесно связана и другая, которую можно назвать социально-экономической». В отношении мальчиков это означает «передачу собственности лучшему из них, заслужившему отцовскую любовь».

3. Родительство как социокультурный феномен

Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения наивного обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств - не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы.

Однако даже поверхностное обсуждение проблемы родительства сталкивается со множеством трудных вопросов. Является ли родительство биологическим, социокультурным или биосоциальным явлением и как взаимодействуют друг с другом его разноуровневые компоненты и детерминанты? В чем заключается и от чего зависит специфика отцовских и материнских функций? Каково место родителей в ряду других агентов социализации и как оно изменяется в зависимости от социальных условий, хозяйственной деятельности, структуры семьи и т. п.?

Чтобы конкретно поставить эти вопросы, необходимо прежде всего уточнить предмет обсуждения. Имеем ли мы в виду безотчетные, спонтанные родительские чувства - любовь к детям, чадолюбие? Или специфические родительские ценности, социальные установки, более или менее осознанное отношение родителей к детям? Или социальные роли отца и матери? Или культурные символы отцовства и материнства, воплощенные в мифах, религии и т. п.? Или практику, стиль взамоотношений реальных родителей и детей в данном конкретном обществе?

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий "паттерн", образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммирован и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологические виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степени и содержания родительской заботы у данного вида родителей играют экологические условия.

Видовая "семейная" структура, с которой связана дифференциация отцовских и материнских функций, также имеет экологические предпосылки. Например, переход от "полигамии", преобладающей у большинства видов, к "моногамии", т. е. устойчивому брачному союзу самца и самки хотя бы на срок выращивания одного выводка (у беспозвоночных на 10 тыс. "полигамных" видов приходится меньше одного "моногамного" вида, тогда как среди птиц сезонная "моногамия" существует приблизительно у 91% всех видов), обусловлен, по мнению Э. Уилсона3, специфическими условиями, когда одна самка без помощи самца не может вырастить потомство (скудость пищевых ресурсов, необходимость охраны территории от врагов, длительность периода, когда дети беспомощны и требуют постоянной материнской опеки, не оставляя самке времени и сил для других аспектов жизнеобеспечения, и т. п.). Там, где родительские обязанности выполняет исключительно самка, а "отцовства" не существует, отпадает и необходимость в длительном предварительном ухаживании и тем более в длительном брачном союзе.

Степень и содержание родительского вклада тесно связаны с некоторыми другими видовыми свойствами4.

Но как ни существенны филогенетические предпосылки родительства, биология не объясняет специфику родительского поведения, его мотивации и институционализации у человека. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления на сей счет вовсе не являются универсальными и родительская любовь, как мы ее сегодня понимаем, - продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

Как уже говорилось выше, на ранних стадиях развития человеческого общества индивидуальное родительство вообще не институционализировалось, уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. В традиционных обществах Полинезии родительские функции и поныне, как правило, распределяются между широким кругом родственников, а детей поощряют считать себя принадлежащими к группе как целому. Исключительная индивидуальная привязанность между ребенком и его физическими родителями в таких условиях просто не может возникнуть и поддерживаться5.

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? В отечественной науке этот вопрос интенсивнее всего обсуждают демографы (А.И. Антонов, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский и другие), причем широкое распространение приобрела идея о наличии у человека специфической "потребности в родительстве", "в отцовстве", "в материнстве" или просто "потребности в детях".

Но каково содержание этой потребности? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические соображения: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работниками, а дочери, кроме того, приносили выкуп (калым). "Дети были помощниками в производстве и кормильцами в старости, верными соратниками в защите и нападении, предметом гордости и элементом престижа. Их брачные связи создавали твердую опору в соседской общине. Вообще, с какой бы стороны мы ни рассматривали большую патриархальную семью, иметь много детей, и прежде всего сыновей, было гарантией прочности ее социальных позиций".

С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. "Потребность в детях является социально-психологическим свойством социализированного индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и подобающего их числа индивид испытывает затруднения как личность". "Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности - потребности иметь объект альтруистической заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы".

Описание работы

Социология семьи - отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

Чернов Глеб Игоревич

В последние годы в обществе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи. В современной России семья переживает острый кризис, проявляющейся, в первую очередь, в сфере детско-родительских отношений. Ослабляются социальные связи между родителями и детьми, снижается значимость родства и родительства.

Как отмечает Н.В. Богачева, «самоутверждение и автономность как наибо-

лее важные принципы современной жизни ведут к разрушению традиционных устоев семьи; в связи, с чем супружество становится основной линией внутри семейных отношений, тогда как родительство -второстепенной».

Так, согласно исследованиям отечественных социологов, малодетность сегодня становится жизненной нормой:половина российских семей воспитывает только одного ребенка, при этомродители не стремятся к рождению последующих детей, ссылаясь на недостаточность своих средств и времени и сил.

Изучая основные причины данных явлений, уместно говорить не

только о кризисе семьи, но и о кризисе родительства, ярко проявляющем

себя в современном мире. Поэтому сложившаяся ситуация требует внимательного изучения феноменов родительства в российском обществе.

Практически каждый человек когда-то становится родителем. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы воспитания детей в паре со своим супругом (супругой) формируется под влиянием самых различных факторов.

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли в свою очередь определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Современная социологическая литература, посвященная исследованиям семьи и детства достаточно обширна.Более того, наблюдается заниженное значение самой ценности родительства. Как отмечает С.П. Акутина, у современных молодых людей изменяется система ценностных ориентаций на создание семьи, так, наблюдается: «низкий престиж материнства и отцовства; направленность выбора супругов на бездетную семью; создание иллюзии «новых» форм семьи«гражданский брак», «гостевая семья» и др.; внебрачное рождение детей и др.» (5)

По данным опросов, проведенных Институтом демографических исследований, среди основных жизненных целей молодых респондентов от 14до 30 лет цель деторождения следует после таких ценностей как хорошая семья, здоровье, хорошие друзья, жизненный успех. При этом в гендерном аспекте ориентация всей массы молодых людей на ценность детей (26,1 % и26,4 % у юношей и девушек) почти одинакова.

Итогом всему этому становится родительское поведение современных

молодых россиян, которые характеризуются низким уровнем психолого-

педагогической культуры, их неумением, а подчас и нежеланием серьезно и

вдумчиво заниматься воспитанием собственных детей.

Что же касается социального регулирования становления родительства, на сегодняшний день мы можем выделить два процесса: с одной стороны, в последние годы государство предприняло ряд шагов по повышению

рождаемости, включая крупные выплаты на рождение второго ребенка, так

называемый «материнский капитал». В 2007 году была разработана и при-

нята «Концепции демографической политики Российской Федерации на пе-

риод до 2025 года», где в числе главных факторов устойчивого развития

страны назвалось «укрепление института семьи, возрождение и сохранение

духовно-нравственных традиций семейных отношений» (4.)

Однако, с другой стороны, неформализованное общественной влияние массовой культуры продолжает возвеличивать ценность самоутверждения в обществе и гедонизма, ставя ее гораздо выше родительского призвания человека.

Как отмечает М.Н. Симоненко: «Роль родительства особой популярностью не пользуется скорее, наоборот, рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, - ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать» (7)

Образ родителей (отца и матери) также не представляет собой целост-

ного явления, что еще раз свидетельствует о «размытости» социальных

представлений об отцовстве и материнстве в современной российской

Культуре.

Понятие «родительство» является областью исследования целого ряда наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, права, демографии, культурологии, этики, религиоведения и др. Это, безусловно, подчеркивает значимость данного феномена в жизни

как каждого отдельного человека, так и всего человечества.

По мнению Э.Р. Алексеевой, родительство может рассматриваться как

«биологический, психологический, а также социокультурный феномен; как

социальный институт, включающий в себя два других института: отцовство

и материнство; как деятельность родителя по уходу, содержанию, воспита-

нию и обучению ребенка; как этап в жизни человека, начинающийся с

Момента зачатия ребенка.(1.)

В отечественной науке на сегодняшний день можно выделить несколько научных подходов, опирающихся на психологическое (М.О. Ермихина, А.А. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Рамих, Г.Г. Филиппова), социологическое (А.И. Антонов, Н.В. Богачева, О.В. Глезденева, Т.А. Гурко, И.С.Кон) и педагогическое (И.Н. Гребенников, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Л.Ф. Спирин) понимание феномена «родительство».

При этом наиболее широко представлены психологическое и социологическое направления.Внимание большинства отечественных социологов семьи сосредоточено на рождаемости, поскольку демографическое развитие России многими исследователями оценивается как кризисное ввиду прогрессирующей депопуляции. В этой группе ученых необходимо отметить труды А. И. Антонова, М. Ю. Арутюнян, В. Н. Архангельского, Е. В. Бестужева-Лады, В.В. Бойко, В А Борисова, В. В. Елизарова, О.М. Здравомысловой, А. Г. Харчева.

А. И. Антонов, В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, рассматривают предпосылки, закономерности и следствия уменьшения рождаемости, а также репродуктивное поведение и его факторы, установки на число детей в семье, мотивы и причины ограничения рождаемости и многое другое А. И. Антонов вводит в своих трудах понятие «потребность в детях» и многие свои исследования посвящает анализу динамики этой потребности.

А. Г. Вишневский, С. И. Голод, М.С. Мацковский отмечают, что закономерности изменения семьи созвучны общесоциальным переменам, что плюрализм форм брака и семейных структур не должны интерпретироваться однозначно, как отклонение от нормы и/или «кризис» По их мнению, это скорее является признаком существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи А. Г. Вишневский отмечает важность достижения не количественных, а качественных целей, не того или иного уровня рождаемости, а определенной системы ценностей, которая обеспечит длительную устойчивость необходимого уровня рождаемости Следует отметить также важность трудов С. И. Голода, использующего исторический подход для анализа динамики взаимоотношения родителей и детей

Однако следует заметить, что социологических исследований, посвященных социальному аспекту родительства значительно меньше.

Наиболее авторитетными являются работы И. С. Кона, в которых на широком, преимущественно зарубежном, материале анализируются этнографические, социокультурные и тендерные аспекты родительства, говорится о важности комплексного подхода к его изучению, необходимости рассматривать его в сравнительно-исторической перспективе.(3)

Комплексному анализу тенденций развития института родительства в целом посвящены работы Т.А. Гурко, которая рассматривает, изменения родительского поведения в процессе трансформации семьи и отношений мужчин и женщин

Проблемы семейного воспитания, компетентности родительства, последствий неправильной семейной социализации, социального сиротства также привлекают внимание исследователей Среди них, например, изучение содержания социальных конструктов семьи, детства, родительства, материнства, отцовства в конкретный исторический момент с акцентом на тендерное измерение Е.А. Здравомыслова, Т.А. Гурко, Л. Г. Кураева, М.М. Малышева, А. А. Темкина, Е.Р. Ярская-Смирнова. Еще одна группа исследователей стремится прояснить современное смысловое содержание понятий, тесно связанных с родительством «хорошие родители», «проблемная семья», «ребенок группы риска» Л.И. Алексеева, А. И.Антонов, АЛ Арефьев, И. Ф. Дементьева. Наиболее известны такие отечественные психологи, работавшие в сфере изучения родительства: Р. В. Овчарова, Г.Г. Филиппова, А. Спиваковская, А. А. Бодалёв, В. В. Столин и И. Ю. Хамитова

Современная социология, психология ещё не определилась и в отношении родительства как интегрального социально-психологического образования личности не систематизированы и факторы его формирования. Практически не разработаны также способы целенаправленного формирования осознанного родительства.

Рассматривая феномен родительства, необходимо пояснить вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья является исторически конкретной системой взаимоотношения между супругами, родителями и детьми. С этой точки зрения можно включить родительство как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. Родительство как социально-психологическое явление является сложной структурой, которую рассматривают с точки зрения системного и феноменологического подходов.

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи.

Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

* как сложную комплексную структуру индивида

*как надындивидуальное целое

Оба этих уровня одновременно являются этапами формирования родительства.

Феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

* план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство

* план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе

* план, фиксирующий родительство во взаимосвязи с родительскими семьями

*план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ

Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях:

*макроуровень - уровень общества;

* мезоуровень - уровень родительской семьи;

* микроуровень - уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход к пониманию сущности феномена родительства.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого социально-психологического явления.

Принцип понимания, требующий учета влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться

Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя

Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

Таким образом, рассмотрев основные подходы к пониманию сущности феномена родительства, можно сделать вывод, что родительство как сложный социально-психологический феномен имеет сложную структуру. А сам феномен родительства - явление динамическое, включающее в себя процесс становления и развития.

Литература:

  1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современной России // Вестник Башкирского университета. 2008. № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года. Электронный ресурс. URL: http://www.perepis2002.ru
  3. Кон И. С. Этнография родительства. - М., 2000
  4. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года. Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru
  5. Михеева А.Р. Брак, семья, родительство: социологические идемографические аспекты. Новосибирск, 2001.
  6. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988
  7. Симоненко М.Н. Образ «молодой семьи» в средствах массовой ин-формации // Актуальные проблемы обучения и воспитания в образовательных учреждениях и социуме. Рязань, 2008.

Психология семьи и семейного воспитания

Родительство как социокультурный феномен. Семейное воспитание ребенка и его значение. Родительские установки, стратегии и стили семейного воспитания.

Родительство как социокультурный феномен

Родительство - интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентации родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные, эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном, так и на надындивидуальном уровне. Как надындивидуальное целое, родительство неотъемлемо включает обоих супругов и предполагает осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям.

Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, являющихся психологическими формами его проявления.

Когнитивный компонент - это осознание родителями родственной связи с детьми, представление о себе как о родителе, представление об идеальном родителе, образ супруга (и) как родителя общего ребенка, знание родительских функций, образ ребенка.

Эмоциональный компонент - это субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка.

Поведенческий компонент - это умение, навыки и деятельность родителя по уходу, материальному обеспечению, воспитанию и обучению ребенка, взаимоотношения с супругом (ой) как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

В период становления родительство обладает неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций, в большей подвижности структуры (по сравнению с развитой формой родительства).

В этот период происходит согласование представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, о функциях, распределении ответственности, обязанностях, то есть в целом о родительстве. До появления ребенка на свет согласование представлений происходит, так сказать, на теоретическом уровне, во время бесед друг с другом, в мечтах и планах на будущее. С появлением ребенка оно получает второе рождение, когда теория начинает осуществляться на практике.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических его проявлений. Как интегральное образование личности родительство включает:


· ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

· родительские установки и ожидания;

· родительское отношение;

· родительские чувства;

· родительские позиции;

· родительскую ответственность;

· стиль семейного воспитания.

Особенностью семейных ценностей является то, что они по своей сути представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений.

Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов отличается тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Прежде всего, это убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также уверенность в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.

Эмоциональная составляющая реализуется в эмоциональной окраске и оценочном отношении наблюдаемого явления. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.

Поведенческая составляющая может быть как рациональной, так и иррациональной; главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, на защиту той или иной субъективной ценности и так далее.

Несомненно, отношение родителей к ребенку зависит как от их собственного, так и от его возраста и пола. Отцы и матери неодинаково воспринимают и относятся к сыновьям и дочерям, к новорожденным и к подросткам. Кроме того, их взаимоотношения зависят от конкретных социальных условий, так что «естественное», само собой разумеющееся, нормативное для одной страны и эпохи родительское поведение, например, инфантицид, выглядит противоестествен­ным, странным и даже чудовищным в другую эпоху.

Родительская забота о потомстве, безусловно, имеет свои филогенетические предпосылки. Общий «паттерн», образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммированы и варьирует от одного вида к другому. Наличие (или отсутствие) такого ухода, его характер и длительность различают биологиче­ские виды друг от друга столь же надежно, как анатомические признаки. Очень важную роль в детерминации степе­ни и содержания родительской заботы у данного вида роди­телей играют экологические условия.

Системный подход предполагает, что люди организуют свое поведение внутри семейных систем в соответствии с поколением, возрастом, полом, структурными и коммуникативными параметрами системы. “Если вы приспосабливаетесь к семейной структуре, то она будет оказывать влияние на ваше функционирование, паттерны (шаблон) взаимоотношений и тип семьи, который вы создадите в следующем поколении”. Семьи повторяют сами себя. То, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколение в поколение, хотя актуальное поведение может иметь различные формы. Мюррэй Боуэн называл это многопоколенными переходами семейных паттернов. Основная гипотеза сводится к тому, что паттерны взаимоотношений предыдущих поколений могут обеспечить неявные модели для семейного функционирования в следующих поколениях. События, одновременно происходящие в разных частях семьи, не рассматриваются просто как диапазон случайностей, а видятся скорее как взаимосвязанные системным способом. Особенно это касается того, что происходит в переходные периоды между стадиями жизненного цикла в семейной истории. Симптомы группируются вокруг таких переходов, когда члены семьи лицом к лицу встречаются с задачей реорганизации своих взаимоотношений друг с другом при переходе на новую фазу. Симптоматическая семья “застревает” во времени и часто оказывается не в состоянии выйти из тупика путем изменения правил своего функционирования, переструктурирования и движения. Изучение семейной истории может дать важные ключи к пониманию природы таких тупиков и прояснить, как симптомы могут появляться, консервируя некоторые стереотипы взаимоотношений или защищая определенное “наследство” предыдущих поколений.


Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами. Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает...

Родительство как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По этой гипотезе наибольшие сложности должны испытывать взрослые, которые были единственными детьми в семье. Они должны относиться к детям как к взрослым, более того, как к своим партнерам: мать должна одинаково вести себя по отношению к мужу и сыну, а муж сходно вести себя с женой и дочерью.

Вторая гипотеза — дети относятся к другим, так же как родители относились к нему.

С точки зрения И. В. Дубровиной, только семья — родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений — формируют у детей образцы, эталоны мужчины и женщины.

Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, воспринимать и участвовать в семейных отношениях.

Однако И. В. Дубровина и М. И. Лисина не придают фатального значения общению ребенка с его кровными родственниками. Наиболее важным считают они характер контактов, складывающихся у ребенка с взрослыми, которые о нем заботятся.

В.Н. Дружинин отмечает, что ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя (идентифицируя) себя с родителем того же пола. Для мальчика особое значение имеет опыт общения с отцом, и, более того, опыт наблюдения за поведением отца по отношению к матери.

Воспитание в неполной семье сказывается на будущих брачно-семейных отношениях. Имеющиеся данные показывают, что процент распада брака у детей из неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в полных семьях.

Нередко мужчины, смирившиеся со своим второстепенным положением в семье, уступающие все права авторитарной супруге, росли без отца. В детстве они были чрезвычайно привязаны к матери, с удовольствием ей подчинялись, и от своей семейной жизни ждут только повторений отношений с матерью.

Широкомасштабные исследования американских психологов подтверждают предположение, о том, что, став взрослыми, дети разведенных родителей с большей вероятностью разведутся сами.

Таким образом, большинство исследователей признают влияние родительской семьи в качестве определенной модели, образца или антиидеала. В плане формирования психологической готовности к будущему, родительская семья оказывает влияние на развитие отношения к детям, к себе как родителю.

Многочисленные исследования доказывают влияние родительской семьи на стиль воспитания реализуемый мужчинами в своей собственной семье (отношение к будущему ребенку, отношение к себе как будущему родителю, родительской роли).

В полной семье, где представлены обе родительские модели (материнская и отцовская) поведения, воспитание детей представляют как развитие активности, индивидуальности, поощрении самостоятельности и инициативы ребенка.

Заключение На основании проведённого исследования мы можем сделать такие выводы. Родительство — это не просто определённый этап в жизни человека, включающий в себя определённые установки и ожидания, чувства, отношения и позиции, ответственность, но и сложная деятельность, требующая определённых теоретических знаний о том, какими методами следует действовать, чтобы достичь воспитательных целей.

Также нужно обладать и соответствующими знаниями, ведь воспитание ребёнка в семье может быть успешным лишь в одном случае: если родители умеют творчески использовать имеющиеся у них знания и умения, то есть если родительство становится для них творчеством .

Функции и задачи родителей — это динамическое явление. Изменение функций и задач родителей напрямую зависят от возраста ребёнка. Например, тотальный контроль важен на этапах раннего младенчества и раннего детства, затем он ослабляется, проявляясь на последующих этапах только в форме косвенного контроля.

Но существует и такие функции и задачи родителей, которые остаются неизменными на разных этапах. Этими функциями и задачами являются: создание благоприятной обстановки в доме; забота, уважение, внимание и любовь по отношению к детям.

Именно выполнение этих функций и задач ведёт к формированию чувства базисного доверия на этапе раннего младенчества и складыванию положительной самооценки на этапе школьного периода. Именно внимание, забота, уважение и любовь являются основополагающими элементами в построении доверительных и теплых отношениях между родителями и детьми.

1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. — 98с.

2. Дружинин В. Н. Психология семьи. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.

3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — Казань: Изд-во КГТУ, 2004. — 22 с.

4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. Дис. канд. психол. наук. — - КГУ, 2004. — 26 с.

5. Ильин В. А. Археология детства. — М.: Класс, 2002.- 180 с.

6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.

7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1

8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. — М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. — 295 с.

9. Овчарова Р. В. Психология родительства.- М.: Академия, 2005, 368 с.

10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. — 512 с.

Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. — Курган, 2005. — № 1, с.24

Список литературы

  1. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //Социс, 1997.- № 11. - 98с.
  2. Дружинин В. Н. Психология семьи . - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 208 c.
  3. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - Казань: Изд-во КГТУ, 2004. - 22 с.
  4. Жигалин С. С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков : Автореф. Дис. канд. психол. наук. - - КГУ, 2004. - 26 с.
  5. Ильин В. А. Археология детства . - М.: Класс, 2002.- 180 с.
  6. И. С. Кон. Социологическая психология, МПСИ, 2000.-560 с.
  7. Овчарова Р. В. Научные предпосылки к анализу проблемы отцовства как воспитательной деятельности //Наука и образование Зауралья. - Курган, 2005. - № 1
  8. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства . - М.:ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 295 с.
  9. Овчарова Р. В. Психология родительства .- М.: Академия, 2005, 368 с.
  10. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений . Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс; Изд-во ЭКМО-Пресс, 2000. - 512 с.
Заполнить форму текущей работой

ИЛИ

Другие работы

Авторы подводят итог работе, формулируя следующие основные результаты и выводы: и дизиготных парах близнецов от частотного распределения аллелей в популяции. Таким образом, проведённое исследование сообщает о степени влияния генетических и средовых факторов на интеллект. Возникает вопрос: насколько широко можно обобщить результаты применительно к другим испытуемым? Мы считаем, что сравнение...

В настоящее время слово «психология» означает и науку о соответствующих явлениях, и сами эти явления, которые называют душевными или психическими, а иногда обозначают общими словами «душа» или «психика». Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала...

ОглавлениеВведениеГлава 1. Цели и задачи экопсихологииГлава 2. Понятие глобальных проблемГлава 3. Проблема коэволюции человека и природы в трудах Н. Н. МоисееваГлава 4. Основные проекты решения глобальных проблемЗаключениеСписок литературы Глобальные экологические порблемы на пороге ХХI века. Под ред. Яншина А. С. - М., 1998. Громыко А. Н. Гали Б., Макнамара Р. Выживут ли земляне....

Курсовая

Полноценность семейной жизни, способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; автономию личности, компетентность в отношении окружения, самоактуализацию, уверенность в себе, необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);независимость и естественность поведения; чувство юмора, доброжелательность, способность...

Курсовая

% Имеют низкий уровень самооценки (Рисунок 2.2.).Рис 2.2. Распределение уровня самооценки у испытуемыхРассмотрим далее оценку испытуемыми из это группы частных компонентов самооценки, выявляемых с помощью методикиБудасси. Особенно высокими оказались результаты по таким шкалам как «Внешность» - 76 баллов, «Уверенность в себе» - 79 баллов, «Умственные способности» - 80 баллов. По указанным шкалам...

Курсовая

По методике, определяющей уровень выраженности лидерских качеств первый респондент, набрав по методике 32 балла, обладает средней выраженностью лидерства. У руководителя второй группы лидерство выражено в сильной степени, т.к. он набрал 37 баллов. Третий респондент, хотя и попадает в группу баллов от 36 до 40 и, таким образом демонстрирует выраженность лидерства в сильной степени, набрал 39...

В результате вылазок сепаратистов на юге Таиланда 51 человек погиб // URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=587 852. Европейский сепаратизм: Корсика // URL: http://www.eastwest-review.com/rus/article/evropeiskii-separatizm-korsika. Кеохейн Р.О.б Най Дж.С. Транснациональные отношения и мировая политика (Введение). //Социально-гуманитарные знания. 1999. № 5. Китай, Тибет, олимпиада. Ваше мнение? //...