Этапы психосексуального развития. Психосексуальное развитие женщины

Кто ставит вопросы, тот получает ответы. Но он должен ставить разумные вопросы..

У. Р а м з а й

Советские сексопатологи (Г. С. Васильченко, И. Л. Ботнева, В. М. Маслов) разработали и научно обосновали в психосексуальном развитии человека три этапа.

Рассмотрим первый этап психосексуального развития, который характеризуется формированием полового самосознания. Начинаясь с первых недель беременности, этот, этап проходит долгий и сложный путь. Неблагоприятное течение беременности, особенно в период с 6-й по 32-ю неделю, создает риск отклонений в сексуальном развитии ребенка, поэтому важно избегать инфекции и интоксикации.

В первые годы жизни у ребенка формируется речь, развивается способность сопоставлять и противопоставлять явления окружающего мира. Он учится не только различать и называть животных, людей, но и противопоставлять их по полу. «Дядя» и «тетя» к году определяются уже безошибочно.

Становление понятия «я» совпадает и с формированием полового самосознания, отождествлением себя с представителями своего пола. «Я - мальчик», «я - девочка» - для ребенка большое открытие. И вполне естественно, что он раздумывает над этой проблемой, внимательно рассматривает все части своего тела, в том числе и половые органы.

Нет оснований беспокоиться, что ваш 3-4-летний сын или дочь вместе со сверстниками рассматривали и демонстрировали друг другу половые органы. Эти игры лишь утверждают детей в понятии половых различий.

Напрасно многие родители и педагоги считают полное отсутствие интереса ребенка к строению тела и половых органов признаком благополучного развития. Наоборот, плохо, если половая осведомленность значительно запаздывает и впервые о строении и функции половых органов ребенок узнает в период полового созревания. Вот тогда-то эти знания приобретают возбуждающую, нездоровую окраску. И более того: задержка психосексуального развития, запоздалая информация могут создать почву для возникновения в будущем сексуальной патологии.

Однако это не надо понимать так, будто ребенка необходимо специально «просвещать». Природа мудро поработала на нас, вовремя создав у детей те интересы и импульсы, которые способствуют правильному психосексуальному развитию. И не надо мешать естественному ходу событий, а лишь при необходимости корригировать его.

В этом возрасте главным считается общий рост и развитие костно-мышечного аппарата, основное проявление которого заключается в активных движениях. В психическом плане характерно стремление к обществу детей независимо от половой принадлежности.

В норме такой этап заканчивается примерно к пяти - семи годам. К этому возрасту ребенок уже не только не сомневается в том, к какому полу он относится, но и знает все признаки половой принадлежности - внешний вид, одежда, строение тела, в том числе и половых органов.

Второй этап психосексуального развития характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого доведения (7-13 лет). В течение этого периода происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка. Мальчики предпочитают играть с мальчиками, девочки - с девочками, а сами игры резко отличаются, как бы программируют предстоящие роли мужчины и женщины. На этом этапе происходит формирование коллективного самосознания, обучение общению со сверстниками. По мере поступления информации, нарастания половой осведомленности начинаются сексуальные игры, чаще всего составляющие фрагмент игр в семье. Стремясь копировать действия взрослых, «папа» и «мама», накормив и уложив «детей» и посмотрев телевизор, ложатся спать. У большинства детей на этом игра заканчивается, но более осведомленные могут имитировать (изображать) любую форму половой активности.

Если не фиксировать внимание ребенка на сексуальных играх, отвлечь его, чем-то заинтересовать, игры эти обычно проходят как краткий эпизод и к периоду полового созревания остаются лишь смутным воспоминанием.

Внимание родителей должно привлечь другое: очень важно, чтобы мальчик имел мальчишеские интересы и увлечения, а девочке не было чуждо ничто девичье. Не так редко встречаем мы мальчиков, охотнее всего играющих в куклы. Такие мальчики растут робкими, послушными, ласковыми, иногда даже слащавыми, предпочитают тихие игры с девочками, любят помогать дома, на кухне, охотно занимаются музыкой, танцами. Не видят родители плохого в том, что девочка равнодушна к куклам, зато любит наравне с мальчишками играть в футбол и хоккей, лазать по деревьям, ввязываться в драки. Подобная трансформация ролевого поведения чаще всего проявляется в тех случаях, когда мальчика заласкивают, а к девочке относятся слишком рационально и даже сурово. Нередко это наблюдается в неполных семьях, Трансформация ролевого поведения - не такое безобидное явление. Она закладывает фундамент для различных отклонений в последующем сексуальном поведении, о снижения сексуальности вплоть до формирования гомосексуальных влечений.

Этому периоду свойственны недостаточное развитие воли и импульсивность, подражательность. Родители воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

В общении со сверстниками, в первую очередь в полоролевых (семейных) играх, требующих выполнения определенной роли (жениха, невесты, отца, матери, ребенка и т. д.), апробируется и закрепляется выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе и сексуальные.

Третий этап психосексуального развития включает пубертатный период (12-18 лет) и период становления сексуальности (16-26 лет).

Пубертатный период - самый бурный в сексуальном развитии организма, во время которого происходит половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (полового влечения).

В этот период продолжается формирование половых органов, меняется форма гортани, выделяется адамово яблоко, ломается голос, появляется оволосение лобка, рост волос в подмышечной ямке. К 16 годам наблюдается рост усов и бороды, еще более укрепляется костно-мышечная система, в яичках образуются сперматозоиды. Появляются ночные самопроизвольные семяизвержения - поллюции.

В раннем детстве представления о собственной женственности или мужской роли еще очень расплывчаты, неопределенны. Но с началом менструации девочка должна знать, что отныне, становится возможной беременность. Ей должно быть понятно и то, насколько это было бы сейчас для нее опасно. А мальчику следует знать, что с появлением поллюций природа идет ему на помощь, но по всем остальным параметрам, кроме биологического, он пока не мужчина.

Для подростка характерна неустойчивость настроения, сочетание противоречивых черт - развязности и застенчивости, стремления к самостоятельности и повышенная внушаемость. Главная его забота - доказать себе и всем окружающим, что он уже не ребенок, что ему должно быть дозволено и доступно все, что доступно взрослому. Если подросток не встречает понимания дома, не привык обсуждать здесь волнующие его проблемы, он идет на улицу, в компанию, где чувствует себя вольготно и раскованно. В подобных группах под влиянием старших лидеров нередко формируются весьма нежелательные эталоны мужского и женского поведения, а внушаемость подростка, его подверженность влияниям среды создают благоприятную почву для формирования сексуальных нарушений.

Рассмотрим формирование либидо по стадиям: платоническое, эротическое и сексуальное.

Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер. На данном этапе вполне достаточно совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, занятия в одном кружке, просто внимания со стороны объекта влюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группы и коллективы. Значение платонической стадии очень велико: именно платонический компонент возвышает физиологический инстинкт до истинно человеческой любви. При редукции платонического компонента возникает опасность соскальзывания в примитивную похоть. Характерные черты этой стадии - высокий накал чувства с элементами сладострастного трагизма, убежденность в неповторимости я вечности переживаемого, самоотречение и жертвенность. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, их диапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка.

Платоническая стадия либидо характеризуется наличием выраженного эмоционального компонента, имеющего возвышенный, романтический характер. В один прекрасный день юноша слышит, как в его сердце начинает звучать самая сладостная и нежная музыка. Это пробуждение молодости, торжествующий зов бытия, расцветающей природы человека. Это первая, чистая, юношеская любовь. Юношеская любовь нуждается в защите, сочувствии, понимании, в мягком, благоприятном климате. И когда ее прелестный румянец начинает окрашивать лица, это должно стать сигналом для окружающих, должно прозвучать как предупреждение, продиктованное заботой о несовершеннолетнем человеке: внимание, рождается любовь!

Вообще платоническая любовь представляет собой один из следующих вариантов: а) дружбу бессильных в половом отношении людей, лишенных полового влечения; б) неразделенную любовь с естественным нежеланием интимных контактов у одной из сторон; в) сильную взаимную любовь при отсутствии объективной возможности сближения; г) любовь при наличии у обоих или одного из влюбленных предрассудков, исключающих удовлетворение полового влечения.

Эротическая стадия либидо характеризуется возникновением интереса к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви и т. д. Даже описания, в которых взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают подростка, толкают к эротическому фантазированию. На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма, что в плане биологического развития является прогрессивным, так как толкает. к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии. Наряду с этим имеются формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом (петтинг). Под петтингом принято понимать всевозможные любовные ласки, вызывающие резкое возбуждение, а иногда доводящие обоих партнеров или одного из них до оргазма.

В эротическую стадию тесно вплетается сексуальное фантазирование, и четкой границы между эротической и сексуальной стадиями становления либидо провести невозможно.

Сексуальная стадия либидо протекает на фоне специфических эмоций нижнего порядка, которые, возникнув в период полового созревания, испытывают затем постоянную стимуляцию продуктами внешней секреции. Изменения, происходящие в пубертатном периоде, нередко достигают такой высокой напряженности, что сопровождаются рядом неконтролируемых и непроизвольных феноменов (спонтанные эрекции с выраженным половым возбуждением, мастурбаторные эксцессы).

Период становления сексуальности характеризуется окончательным формированием половой системы с устойчивым созреванием сперматозоидов. Рост костной и развитие мышечной системы в этот период завершаются. На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье, обществе, вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции, формируется общественное представление и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.

Половое чувство проявляется влюбчивостью, стремлением к ухаживанию, началом половой жизни, мастурбациониой практикой, сочетанием сексуальных эксцессов с периодами абстиненции. Вступление в брак в этом возрасте можно рекомендовать в том случае, когда юноша достигает полной психологической и социальной зрелости, то есть будет способен обеспечить материальное благосостояние своей семьи.

И. М. Сеченов указывает, что половая любовь имеет три естественные фазы развития. Сначала юноша и девушка создают себе абстрактный идеал. Это фактически необходимая предпосылка индивидуальной любви, томление в царстве мечтаний. Юноша как бы во сне видит образ «принцессы», который сияет в небесных просторах, девушка ждет днем и ночью своего рыцаря. Но вот настает долгожданный миг. Юноша внезапно встречает женщину, которая действительно очень походит на его прекрасный идеал.

Вторая фаза - это фаза страсти и пламенных чувств. «И вот мужчина начинает обладать своим идеалом. Страсть его вспыхивает еще живее, ярче, потому что место тёмных, неопределенных половых стремлений заменяют теперь яркие, трепетные ощущения любви, да и сама женщина является в небывалом дотоле блеске».

Проходят месяцы, годы. Бурная, пламенная страсть неизбежно теряет свою прежнюю силу даже в «счастливы» случаях», когда мужчина и женщина вполне подходят друг другу. Любовь оказывается в третьей фазе своего развития. Чувства становятся более спокойными.

«Отчего это? - пишет Сеченов. - Да на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. В год, в два, при жизни, очень близкой друг к другу, сумма возможных перемен и с той и с другой стороны давным-давно исчерпалась и яркость страсти исчезла. Любовь, однако, не уничтожилась: от частого повторения рефлекса, в котором психическим содержанием является представление любовницы с теми или другими или со всеми ее свойствами, образ ее сочетается, так сказать, со всеми движениями души любовника, и она стала действительно половиной его самого. Это любовь по привычке - дружба».

Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером, вхождение в полосу условно-физиологического ритма (УФР) половой активности: 2-3 половых сношения в неделю.

Инволюционный период (51-70 лет) характеризуется снижением половой активности и ослаблением интереса к сексуальной сфере, сочетающимися с регрессом либидо до уровня эротической, а затем и платонической стадии.

Психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.

Фазы - этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера . В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы . Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.

Фазы

Оральная фаза

От момента рождения до 1,5 лет - первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.

В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения , но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.

Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений.

Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие - недоверие, зависимость - независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.

В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.

Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением - обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен , это "содержанки" и "маменькины сынки".

Анальная фаза

(1,5 - 3,5 года) - второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации , испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом , умению сдерживать позывы к испражнениям . Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид .

Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.

В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста - «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).

Фаллическая фаза

(3.5 - 6 лет) - третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы . Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.

У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс - желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина - его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.

Латентная фаза

(6 - 12 лет) - четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.

Генитальная фаза

(12 лет) - пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра, создание семьи. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.

Критика психоанализа

Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные [ ] .

В психологии - Зигмунда Фрейда. Можно сказать, что для большинства из нас, психотерапия ассоциируется с кушеткой и бородатым старцем в пенсне. Мы решили опубликовать краткий обзор одного из основных учений Фрейда, учения о психосексуальных стадиях развития личности. Приведенный ниже материал резюмирует воззрения великого ученого в простой и понятной форме. Нет времени читать "Основы психоанализа" - ЧИТАЙТЕ эту статью ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС:


В в 1905 году Зигмунд Фрейд предположил, что психологическое развитие ребенка имеет формат последовательности дискретных стадий. Такие стадии называются психосексуальными этапами , так как каждая представляет из себя фиксацию либидо на различных частях тела. По мере физического роста различные участки тела становятся потенциальными источниками разочарования или удовольствия, а, зачастую, и того и другого. Фрейд верил, что жизнь строится из циклов удовольствия и конденсации напряжения. Кроме того, Фрейд полагал, что напряжение служит цели восстановления уровня либидо . В момент удовольствия либидо "разряжается", его уровень снижается.

Описывая развитие человеческой личности в терминах психосексуальной энергии, Фрейд имел в виду, что по мере нашего взросления, меняются способы, при помощи которых мы накапливаем энергию и осуществляем разрядку. (Фрейд использовал термин "сексуальный" в очень широком смысле, обозначая им все, что доставляет удовольствие, будь то действия, или мысли). Фрейд настаивал на том, что первые пять лет жизни имеют решающее значение в процессе формирования взрослой личности. Ид должен контролироваться для того, чтобы отвечать социальным требованиям. Это становится причиной конфликта между подавленными желаниями и социальными нормами. Эго и Суперэго развиваются для того, чтобы быть в состоянии осуществлять такой контроль и удовлетворять социальным нормам. На каждом этапе психосексуального развития включаются различные центры удовлетворения, относящиеся к различным частям тела, формируя новый тип конфликта на каждой новой стадии.

Роль конфликта.

Каждая психосексуальная стадия ассоциируется с различным конфликтом, который должен разрешиться для того, чтобы индивидуум мог успешно перейти на следующую. Разрешение каждого из этих конфликтов требует затрат сексуальной энергии. Чем больше энергии мы затрачиваем на преодоление конфликта на той или иной стадии, тем больше значимость признаков этой стадии, которые остаются с человеком на всю оставшуюся жизнь. Для того, чтобы объяснить это, Фрейд предложил аналогию с военными частями на марше. По мере своего продвижения, войска сталкиваются с сопротивлением (конфликт ). Если войска (либидо) действуют в битве (разрешение конфликта) эффективно, они получают возможность двигаться дальше на встречу следующему сражению (следующей психосексуальной стадии). Однако, чем с большими сложностями сталкиваются войска в любой конкретной точке, тем больше необходимость в остановке и, таким образом, меньше вероятность того, что они смогут продвинуться дальше, к следующей битве.

Разочарование (фрустрация), злоупотребление и фиксация.

Некоторые индивидуумы, кажется, не в состоянии завершить ту или иную стадию и перейти к следующей. Возможно, это связано с тем, что потребности личности в развитии не были адекватно выполнены на той, или иной стадии, что послужило причиной разочарования (фрустрации ). Возможно, персональные потребности человека были удовлетворены так хорошо, что он (она) не желает оставлять данную стадию, которая доставляет столько удовольствия. Это называется злоупотребление .

Оба отклонения (фрустрация и злоупотребление), или любая их комбинация, могут привести к тому, что психоаналитики называют фиксацией на определенной психосексуальной стадии. Фиксация в психоанализе объясняется тем, что индивидуум по той или иной причине полностью "инвестирует" свое либидо в определенную стадию. Считается, что в данном случае поведение человека будет иметь некоторые характерные для этой стадии черты. Обычно это поведение, характерное для раннего детства.

Стадии психосексуального развития.


Оральная стадия (0-1 год).

На первой стадии либидо фокусируется на рте ребенка. Этот орган приносит наибольшее количество удовлетворения. Ребенок помещает в рот различные предметы для того, чтобы удовлетворить либидо, согласно требованиям ид, который на данной стадии ориентирован орально: посасывание, покусывание, грудное вскармливание. Фрейд считал, что оральная стимуляция может привести к фиксации на оральной стадии во взрослой жизни. Мы постоянно видим людей с оральной фиксацией. К ним можно отнести тех, кто грызет ногти, сосет палец или курит. Особенно часто подобное поведение проявляется во время стресса.

Анальная стадия (1-3 года).

Теперь либидо сосредоточено на анусе. Ребенок получает наибольшее уодвольствие в процессе дефикации. При этом ребенок осознает, что является отдельной личностью, и что его желания могут привести к конфликту с окружающим миром. Таким образом начинает формироваться эго. Фрейд полагал, что данный тип конфликта возникает, как правило в процессе приучения ребенка к горшку. Взрослые начинают устанавливать правила, регулирующие где и когда ребенок может сходить в туалет. Этот самый первый конфликт человека и власти может определить все дальнейшие отношения человека с любыми видами власти. Раннее приучение ребенка к горшку может привести к формированию анально-удерживающего типа личности. Такие люди обычно ненавидят беспорядок, очень чистоплотны, пунктуальны и с уважением относятся к власти. Часто они достаточно упрямы и скупы. Все это связано с удовольствием, которое они получали, удерживая фекалии в детстве. Матери таких людей помещали их на горшок и настаивали, чтобы они сидели на нем до тех пор, пока не произойдет дефикация.
Это совсем не так безумно, как может показаться. С другой стороны, существует анально-экспульсивный тип личности. Это люди, которые прошли либеральное "туалетное воспитание". Во взрослой жизни это щедрые люди, которые готовы делиться с окружающими. Они любят отдавать. Такие личности обычно плохо организованы, не замечают беспорядка и являются бунтарями.

Фаллическая стадия (3-6 лет).

На данной стадии чувствительность человека концентрируется в области гениталий, а мастурбация становится основным источником удовольствия. Ребенок узнает об анатомических отличиях между представителями различных полов. Это знание приводит в движение конфликт между эротической привлекательностью, обидами, соперничеством и страхом. Фрейд назвал этот конфликт Эдиповым комплексом у мальчиков и комплексом Электры у девочек. Этот конфликт разрешается посредством принятия ребенком особенностей родителя одного с ним пола.

Эдипов комплекс.

Наиболее важным аспектом фаллической стадии психосексуального развития является Эдипов комплекс. Это одна из наиболее противоречивых идей Фрейда. Она вызывает отторжение у множества людей. Наименование "Эдипов комплекс" произошло из греческой легенды о Эдипе, молодом человеке, который убил собственного отца и женился на матери. После того, как он осознал произошедшее, он выколол себе глаза и ослеп. У мальчиков Эдипов комплекс возникает из-за того, что они обнаруживают сексуальное (в широком, Фрейдистском смысле) желание, которое испытывают к матери. Ребенок не хочет делить свою мать с кем - либо. Возникает желание избавиться от отца, чтобы мать принадлежала только сыну. При этом ребенок испытывает иррациональный страх того, что если об этом станет известно отцу, он лишит его самого ценного. Во время Фаллической стадии самым ценным является пенис. Следовательно, ребенок испытывает страх кастрации. Данную проблему ребенок решает путем копирования мужественного поведения своего отца. Это называется идентификацией . Идентификация - это процесс разрешения 3-5 летними детьми собственного Эдипова конфликта. Идентификация в данном контексте означает внутреннее принятие ценностей и поведения другого человека. Следствием данного процесса является то, что мальчики и девочки принимают на себя соответствующую гендерную роль и принимают определенные ценности эго, которое после этого становится супер-эго. В 1909 году Фрейд предложил на суд широкой общественности историю маленького Ганса, которая, по его мнению, являлась подтверждением концепции Эдипова комплекса.

Комплекс Электры.

Говоря коротко, девочки во время фаллической стадии желают безраздельно обладать своим отцом, но понимают, что у них отсутствует пенис. Это приводит к развитию зависти к пенису и возникновению желания быть мальчиком. Девочки разрешают данный конфликт путем подавления желания к отцу и заменой желания обладания пенисом желанием обладания ребенком. Девочки осуждают матерей за свое "кастрированное" состояние, что вызывает большое напряжение. Девочки подавляют свои чувства (чтобы избавиться от напряжения) и идентифицируют себя с матерью, принимая свою гендерную роль.

Латентный период (5 - пубертатный период).

На данном этапе фактически отсутствует психосексуальное развитие. Либидо дремлет. Фрейд полагал, что большинство сексуальных импульсов во время данного периода подавляются. Сексуальная энергия сублимируется в других направлениях. Это может быть учеба в школе, хобби или дружба. Большая часть энергии ребенка перенаправляется на приобретение новых навыков, знаний. Игры и общение в этот период обычно ограничиваются друзьями того же пола.

Генитальная стадия (пубертатный период - достижение зрелости).

Это последняя стадия психосексуальной теории Фрейда. Этот этап начинается в пубертатном периоде. Это время подростковых сексуальных экспериментов, которое должно разрешиться путем выстраивания постоянных сексуальных отношений с партнером противоположного пола. Сексуальный инстинкт направлен на получение гетеросексуального удовлетворения, а не на самоудовлетворения, как во время фаллической стадии. Нормальным завершением психосексульного развития личности Фрейд считал начало гетеросексуальных отношений. Отклонения от нормы он объяснял фиксацией на ранних стадиях. Например, фиксация на оральной стадии может привести к тому, что человек будет получать наибольшее удовольствие от поцелуев или орального секса.

По материалам психологического блога simplypsychology.org

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ортодоксальная точка зрения: фаллическая стадия

Уретральный эротизм. Некоторые ортодоксальные аналитики размещают уретральную стадию между анальной и фаллической. Фенихель (18) признает значение уретрального эротизма, но в границах фаллической стадии. Первичной целью уретрального эротизма считается удовольствие от мочеиспускания. Возможно также вторичное удовольствие от задержания, аналогичное наслаждению от анального задержания. Вначале удовольствие носит аутоэротический характер, впоследствии наслаждение доставляют объектные фантазии относительно мочеиспускания на других. В общем, наслаждение может иметь двойное значение: 1) садистское наслаждение, соответствующее активному проникновению наряду с фантазиями повреждения и разрушения; 2) наслаждение от пассивной отдачи и «разрешения струиться». У мальчиков активная сторона вскоре замещается нормальной генитальностью. У девочек эта активность впоследствии выражается в конфликтах, связанных с завистью к пенису, а «разрешение струиться» часто перемещается от мочи к слезам.

Важнейшей особенностью уретрального эротизма является нарциссическая гордость умением контролировать сфинктер мочевого пузыря. Эта гордость объясняется фактом, что за уретральную нечистоплотность ребенка обычно наказывают, стремясь вызвать чувство стыда, в значительно большей мере, чем за анальную нечистоплотность (прим. 1) . Поэтому как идея «быть съеденным» специфична для орального страха, идея «покушения на телесное содержимое» характерна для анального страха, так стыд - особая сила, направленная против уретральных соблазнов. Предполагается, что амбиция представляет форму борьбы против стыда (прим. 2) .

Кастрационная тревога у мальчиков. Ребенок достигает фаллической фазы на третьем или четвертом году. Интерес к гениталиям приобретает преувеличенный характер и проявляется в частой мастурбации; возрастает желание физического контакта, особенно с лицами противоположного пола; преобладают эксгибиционистские тенденции. Независимо от поведенческих проявлений имеет место все разнообразие сексуальных фантазий, обычно связанных с мастурбацией (прим. 3) .

Считается, что мальчик в фаллической фазе идентифицируется со своим пенисом. Высокая нарциссическая оценка органа объясняется обилием ощущений, поэтому активный поиск приятных возбуждений выдвигается на первый план. Генитальные импульсы имеют место от рождения, но в данном возрасте они становятся первичными. В результате крайнего нарциссизма мальчик испытывает страх повреждения пениса. Специфический страх фаллического периода называется «кастрационной тревогой».

Фрейд подчеркивал мысль о филогенетических факторах, предрасполагающих к кастрационному страху. Фенихель предпочитает мыслить на основе принципа законности: согрешивший орган должен понести наказание. Гартман и Крис (38, с. 22-23) суммируют свои взгляды на происхождение кастрационной тревоги в следующем пассаже:

«Фрейд утверждает, что интенсивность кастрационного страха, переживаемого ребенком мужского пола в нашей цивилизации, необъяснима, если рассматривать страх как реакцию на реальную угрозу, которой мальчик подвергается в фаллическую фазу; только память о родовом опыте может служить объяснением. Мы склонны ответить Фрейду собственными аргументами. Несмотря на то, что в нашей цивилизации ребенок более не подвергается угрозе кастрации, интенсивная завуалированная агрессия против ребенка способна производить тот же эффект. Можно говорить о «кастрации», всегда витающей в воздухе. Взрослые ограничивают маленького мальчика в соответствии с коренящимися в их собственном воспитании паттернами. Символические или отдаленные угрозы кастрации могут иметь место, во всяком случае вероятна подобная интерпретация в переживаниях ребенка. Выпячивание, которым пенис реагирует на эротическое возбуждение, представляет для ребенка странный феномен независимости части тела от его контроля. Это заставляет ребенка учитывать не декларируемое содержание, а скорее скрытое значение ограничений, накладываемых матерью, сестрой, подружкой. И тогда часто наблюдаемые прежде гениталии маленькой девочки приобретают новый смысл как доказательство, подтверждающее страх. Однако интенсивность страха связана не только с настоящим, но также с прошлым опытом. Страшное возмездие окружения оживляет в памяти сходные тревоги, когда доминировало стремление к удовлетворению других желаний и вместо страха кастрации возникал страх утраты любви» (прим. 4) .

Кастрационная тревога маленького мальчика может распространяться на различные вещи. Он боится тонзиллэкто-мии, испытывает страх, когда цыпленку отрывают голову, боится повредить глаза. Другая разновидность страхов относится к представлению, что пенис может быть поврежден вследствие мастурбации, обрезания, или подобная тревога зарождается при виде большого пениса у взрослого. Фенихель приводит в доказательство готовность взрослых отпускать шутки о кастрации. Эти шутки интерпретируются как способ успокоить собственные страхи за счет запугивания других. Иными словами: «Если я достаточно силен, чтобы запугивать других, я сам не боюсь» (прим. 5) .

Зависть к пенису у девочек. Фаллическая стадия у женщин характеризуется физиологическим доминированием клитора в большей мере, чем вагинальной сексуальностью, и конфликтом, связанным с завистью к пенису. В этом периоде жизни клитор является настолько богатой ощущениями областью половой системы, что привлекает в целях разрядки сексуального возбуждения. Он становится центром мастурбации. Сдвиг от клитора к влагалищу в качестве главной эрогенной зоны происходит в жизни позднее, обычно к пубертатному периоду.

Зависть к пенису возникает, когда маленькая девочка замечает анатомическое отличие в гениталиях. Она не только чувствует, что ей хотелось бы обладать пенисом, но, вероятно, предполагает, что имела и лишилась его. В ее глазах обладание пенисом создает преимущество по сравнению с клитором в мастурбации и мочеиспускании. Параллельно возникает мысль об отсутствии пениса как результате наказания, заслуженного или незаслуженного.

Фенихель признает, что первичная зависть маленькой девочки к пенису способна претерпевать значительное видоизменение вследствие последующих культурных влияний. Он указывает (18, с. 81-82):

«В нашей культуре много причин, вызывающих у женщин зависть к мужчине. Мужские устремления разного рода могут добавиться к первичной зависти в отношении пениса, особенно после опыта неудач, фрустраций, притеснений на женском поприще. Огромные отличия между мужчинами и женщинами в разных культурах, конфликты вокруг предписываемых паттернов усложняют «психологические последствия анатомического отличия». В этом аспекте представляется совершенно правильным заключение Фромма: «Определенные биологические различия приводят к характерологическим различиям; такие различия смешиваются с теми, которые напрямую порождены социальными факторами; последние намного сильнее по эффекту и способны увеличивать или уменьшать биологически укорененные различия и противостоять им».

Мастурбация. В раннем детстве мастурбация - нормальное явление. В фаллический период ее частота нарастает и привносятся фантазии об объектах. Кроме наслаждения, мастурбация выполняет функцию постепенного обучения управлению сексуальным возбуждением, так же, как игра помогает достичь отсроченного управления сильными впечатлениями и в последующем прогнозировать события. Считается, что чувства вины и страха, связанные с мастурбацией, возникают не из-за нее самой, но скорее в результате сопутствующих фантазий, которые обычно представляют варианты эдипова комплекса (прим. 6) .

Из книги Как быть крысой. Искусство интриг и выживания на работе автора Сгрийверс Йооп

Из книги Интегративная психотерапия автора Александров Артур Александрович

Сексуальное развитие В начале сексуальной жизни выделяют две фазы. Первая, или прегенитальная, фаза сексуального развития представляет собой процесс, кульминационный момент которого приходится на конец пятого года жизни ребенка. Затем следует затишье, или латентный

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Из книги Философия бизнеса автора Рон Джим

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ Если вы не измените себя, то всегда будете иметь только то, что имеете.Жизнь – это уникальное сочетание понятий: «нуждаться в чем-то» и «как этого достичь»; и мы должны уделять одинаковое внимание и тому и другому.Самый важный вопрос при обдумывании

Из книги Остаться трезвым – Руководство по профилактике срыва автора Теренс Т. Горски

РАЗВИТИЕ У алкоголика развивается ряд предсказуемых признаков, вызванных употреблением алкоголя и наркотиков (15) (17) (19) (20). Эти признаки прогрессируют в трёх стадиях (17). На ранней стадии очень трудно отличить зависимое употребление от независимого потому, что видимых

Из книги Тренировка мозга для генерации золотых идей [Школа Эварда де Боно] автора Штерн Валентин

Развитие Чтобы придать вашим идеям конкретную форму, ответьте для себя на следующие вопросы: Насколько мой замысел соответствует существующим нормам, правилам, законам? От кого и от чего зависит, чтобы все осуществилось как надо? Кто конкретно будет заниматься

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Психологическое развитие Организм располагает естественными силами, направляющими его к здоровью и росту. Основываясь на своем клиническом опыте, Роджерс утверждает, что человек способен сознавать свою дезадаптацию, то есть неконгруентность между представлением о

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ортодоксальная точка зрения: анально-садистская стадия Анальная зона имеет существенное значение в формировании личности с двух до четырех лет. Анальное удовольствие испытывается с самого рождения, но не занимает до двух лет ведущего места.

Из книги Стандарты сексуального образования в Европе автора Коллектив авторов

ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ортодоксальная точка зрения: фаллическая стадия Уретральный эротизм. Некоторые ортодоксальные аналитики размещают уретральную стадию между анальной и фаллической. Фенихель (18) признает значение уретрального эротизма, но в границах

Из книги 7 мифов о любви. Путешествие из страны разума в страну вашей души автора Джордж Майк

Психосексуальное развитие Латентный период характеризуется относительным снижением инфантильных сексуальных интересов и появлением новых сфер деятельности и установок, энергия новых интересов по-прежнему сексуальна по происхождению, но реализуется в значительной

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора

Последнее обновление: 14/12/2013

Предложенная знаменитым психоаналитиком Зигмундом Фрейдом теория психосексуального развития описывает развитие личности начиная с детского возраста. И хотя в психологии эта теория пользуется известностью, психологи её считают одной из самых спорных.
Фрейд считал, что личность в своём развитии проходит через несколько этапов (фаз), во время которых энергия Ид, направленная на поиск удовольствия, сфокусирована на определенных эрогенных зонах. Именно эта психосексуальная энергия, или либидо, является, по его мнению, движущей силой развития.
Психоаналитическая теория предполагала, что в большинстве случаев личность ребёнка формируется к пяти годам. Ранний опыт играет большую роль в развитии личности человека и продолжает влиять на его поведение в дальнейшей жизни.
Если все психосексуальные фазы пройдены успешно, то результатом будет здоровая личность. Если же некоторые проблемы не будут решены на соответствующем этапе, может произойти фиксация . Фиксация - это постоянный акцент на одной из ранних стадий. Пока этот конфликт не будет разрешён, человек будет оставаться на этом этапе психосексуального развития. Например, человек, который зациклен на оральной стадии может чрезмерно зависеть от других и нуждаться в оральной стимуляции - через курение, алкоголь или пищу.

Оральная фаза

Возрастной диапазон: от рождения до года.
Во время оральной стадии взаимодействие младенца с окружающим миром происходит, главным образом, через рот, так что корневой и сосательный рефлексы особенно важны в этот период. Младенец получает удовольствие от оральной стимуляции через приятные ощущения - вкусовые и тактильные. Так как ребенок полностью зависим от тех, кто за ним ухаживает, через эту стимуляцию у него развивается также чувство доверия и комфорта.
Основной конфликт на данном этапе - это процесс отлучения от груди: ребенок должен стать менее зависимым от взрослых. Фрейд считал, что если фиксация происходит на данном этапе, человек будет иметь проблемы с зависимостью или агрессией. Оральная фиксация может привести к проблемам с алкоголем, пищей, курением или чем-то ещё - например, человек будет грызть ногти.

Анальная фаза

Возрастной диапазон: от года до 3 лет.
Фрейд считал, что во время анальной стадии основное наибольшую значимость имеет контроль работы мочевого пузыря и кишечника. Основной конфликт на данном этапе - приучение к туалету: ребенок должен научиться контролировать свои телесные потребности. Развитие способности контролировать свои потребности приводит к независимости и чувству выполненного долга.
Согласно Фрейду, успех на этом этапе зависит от того, каким образом родители приучают детей к туалету. Родительская похвала и вознаграждение за использование туалета, приводят к положительным результатам и помогают детям чувствовать себя способными и продуктивными. Фрейд считал, что положительный опыт на этом этапе служит основой для становления продуктивных и творческих качеств.
Тем не менее, не все родители обеспечивают поддержку и поощрение, в которых дети нуждаются на этом этапе. Вместо этого, некоторые из родителей наказывают, насмехаются или стыдят ребенка в случае неудач. Как полагал Фрейд, отрицательные родительские реакции могут привести к негативным последствиям. Если родители применяют слишком мягкий подход, может сформироваться анально-выталкивающий тип личности при котором у человека развиваются расточительность или разрушительные черты характера. Если родители слишком строги или начинают приучать ребёнка к туалету слишком рано, развивается анально-удерживающий тип личности , при которой человек вырастает строгим, жёстким, педантичным и помешанным.

Фаллическая фаза

Возрастной диапазон: от 3 до 6 лет.
Во время фаллической стадии основное внимание сосредоточено на половых органах. В этом возрасте дети начинают осознавать различия между мужчинами и женщинами.
Фрейд также считал, что мальчики начинают видеть в своих отцах соперников в борьбе за привязанность матери. Описывает эти чувства Эдипов комплекс : мальчик желает обладать матерью и заменить отца. Тем не менее, ребёнок также опасается, что за эти чувства он будет наказан отцом: такой страх Фрейд назвал страхом кастрации.
Для описания аналогичных чувств, испытываемых девочками, используют термин «комплекс Электры ». Фрейд, однако, считал, что девочки в этот период испытывают зависть к мужчинам из-за того, что они обладают пенисом.
В конце концов, ребенок начинает идентифицировать себя с родителем того же пола и стремится обладать другим родителем. Фрейд считал, что девочки не могут преодолеть зависть, и что поэтому все женщины несколько зацикливаются на этой фазе. Другие психологи - например, Карен Хорни - оспаривают эту теорию, называя её не только неточной, но и унизительной для женщин. Вместо этого Хорни предложила, что мужчины испытывают чувство неполноценности из-за неспособности рожать детей.

Латентный период

Возрастной диапазон: от 6 лет до полового созревания (12 лет).
Во время латентного периода интересы либидо подавляются. В этот период затишья происходит развитие Эго и Супер-Эго: фаза начинается во время, когда дети поступают в школу и больше беспокоятся о взаимоотношениях со сверстниками, хобби и другими интересами.
Латентный период является стадией познания, в которой сексуальная энергия всё ещё присутствует, но направлена на другие сферы жизни - интеллектуальную деятельность и социальное взаимодействие. Этот этап имеет важное значение в развитии социальных и коммуникативных навыков, а также уверенности в себе.

Генитальная фаза

Возрастной диапазон: от полового созревания до самой смерти.
Во время последней стадии психосексуального развития у человека развивается сильный сексуальный интерес к противоположному полу. Этот этап развития начинается в период полового созревания и продолжается в течение всей жизни человека.
На более ранних стадиях акцент был сделан исключительно на индивидуальных потребностях, на этом этапе растёт интерес к благополучию других. Если предыдущие этапы были успешно завершены, личность гармонично развита. Цель данного этапа заключается в установлении баланса между различными сферами жизни.