Фишечки-наклеечки. О вреде оценочной системы в детском саду

Светлана Канищева
Оценка деятельности детей дошкольного возраста как фактор формирования положительной мотивации к учебной деятельности

Известно, что планируя непосредственную образовательную деятельность воспитатели обязательно определяют : цели, задачи (образовательные, воспитательные, развивающие, форму организации занятия (индивидуальную, подгрупповую, фронтальную, методы (практические, наглядные, словесные, игровые, содержание (интеграция образовательных областей, структуру, способы организации детей относительно возраста и планируют желаемые результаты.

Хочется остановиться подробней на оценке результатов деятельности детей воспитателем в процессе непосредственно образовательной деятельности .

При планировании результативности НОД воспитатель должен предусматривать не только желаемые результаты и ориентироваться исключительно на результат, но и уделять внимание самому процессу познания или деятельности . Необходимо обратить внимание на желание, старание, активность ребенка в ходе выполнения заданий.

Нужно ли ребенку оценивание его деятельности педагогом во время занятия? Конечно, да, так как оценивание имеет воздействие на ребенка. Это воздействие определяется как ориентирующее и стимулирующее. Дать ребенку понять результативность своих знаний, умений и навыков - функция ориентирующего воздействия оценивания . Стимулирующее воздействие оценивания определяет переживание детьми своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности .

При оценивании необходимо учитывать возрастные особенности детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка) . Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания. А лучше рассказать, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Например, ребёнок нарисовал солнышко без лучиков, воспитатель от имени лисички может сказать, что ей будет холодно и темно, если лучики не будут освещать и согревать Землю)

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)

В среднем дошкольном возрасте ребенок учится соотносить полученный результат с поставленной целью или образцом и оценивать выполненную работу самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе, спросить у него : «А как он оценивает свою работу ? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения. «Не ошибается тот, кто ничего не делает» .

Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме , так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра . И только к семи годам (к школе) ребенку необходимо сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности .

Публикации по теме:

Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста Тема самообразования: «Ознакомление с цифрами в процессе формирования счетной деятельности, детей среднего дошкольного возраста». Счет –.

«Поисково-познавательная деятельность как средство формирования у детей дошкольного возраста театрализованной деятельности» ПРОЕКТ “ Русские.

Формирование положительной мотивации у детей «ПОХВАЛА КАК СТИМУЛ» Если вам хочется похвалить кого-то - сделайте это немедленно, а если поругать - отложите до завтра: возможно, вы.

Консультация «Формирование учебной мотивации у дошкольников» Развитие мотивации дошкольника. Развитие мотивации дошкольника – это задача не только специалистов дошкольных учреждений. В данный процесс.

В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Конспект учебной деятельности по нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Путешествие на острова» Занятие проводилось в старшей группе компенсирующей направленности. В группе всего 15 человек: 7 мальчиков и 8 девочек. В занятии участвовало.

Конспект занятия психолога в старшей группе детского сада по формированию положительной мотивации обучения Цели: Активизация желания учиться. Развивать тактильные восприятия. Развитие моторики и слухового внимания. Развитие воображения.

Вопрос о том, как оценивать достижения детей, приобретает на этом возрастном этапе ключевое значение для дальнейшего развития деятельности и личности ребенка.

По сравнению с прошлым годом в ваших оценках должны произойти принципиальные изменения.

Напомним, что с детьми в возрасте двух-трех лет мы советовали вам одобрять любые результаты трудов и усилий ребенка, ибо только таким путем вы могли укрепить в нем желание ставить перед собой новые цели. В этом году положение изменилось. Чтобы ребенок не рос самодовольным павлином, не желающим и не умеющим видеть недостатки своей работы, наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности .

Однако такая критическая оценка наталкивается на очень большую психологическую трудность. Ребенок четвертого года жизни рассуждает как в известном анекдоте: «Ты говоришь, что у моего гаража крыша плохо укреплена! Значит, ты меня не любишь! А раз ты меня не любишь, я тебя даже слушать не хочу! Ты злая! »

Как нам преодолеть этот барьер?

Многочисленные наблюдения показывают, что вполне достаточно разыграть на глазах у ребенка маленькую комедию с участием еще одного персонажа-игрушки, которая и наводит всю необходимую критику. Если она - игрушка - намеревается жить в отстроенном доме, то она критикует его с позиции будущего жильца и т. п. Вы при этом пытаетесь выгородить ребенка и доказать игрушке, что его работа не так уж плоха. Разумеется, дети прекрасно видят и понимают, что за игрушку говорите вы. Однако этот нехитрый прием позволяет им в своих маленьких головках развести по разным углам, с одной стороны, ваше доброжелательное и уважительное отношение к ним, с другой - деловые замечания по поводу объективно полученного результата. Так, один мальчик после диалога взрослого с ежиком (ежу не нравились нарисованные яблоки, тогда как взрослый доказывал, что такие яблоки тоже бывают) дернул взрослого за юбку и сказал: «Они и правда маленькие, покажи, как сделать большие! » Этот мальчик отчетливо понял, что взрослый ему друг, а критика рисунка носит исключительно деловой характер.

Другой способ оценки - показ недостатков детей как недостатков, присущих другим персонажам - куклам, зайцам и др. Это они - куклы и зайцы - разбрасывают вещи, гремят посудой, а дети, которым, разумеется, чужды все эти пороки, объясняют, как надо вести себя в таких ситуациях и почему.

Этот прием не приводит к немедленному искоренению всех недостатков. Однако он позволяет детям как бы со стороны увидеть нежелательные формы поведения и отношений, осудить их, обдумать и обговорить, как следует себя вести в подобных ситуациях, и постепенно освоить нужные формы.

Для Женского журнала www.. Гербова

В последнее время педагоги детского сада стали выставлять оценки (звездочки, цветочки и т.д.) детям дошкольного возраста. Оправданно ли это? В данной консультации я предлагаю педагогам задуматься над вопросом: Что важнее для дошкольников, похвала или оценка? А так же даю рекомендации, как правильно хвалить детей.

Скачать:
Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Жилко Наталия Викторовна ,

«педагог – психолог»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы детский сад № 915

Тема консультации: «Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?».

Тема : Оценка или похвала, что важнее для дошкольника?

Цель консультации : Психологическое просвещение педагогов. Показать педагогам неприемлемость оценки для дошкольников. Напомнить о важности похвалы для детей. Рассказать, как дети воспринимают необдуманную похвалу. Познакомить с теми правилами, которые необходимо учитывать при похвале дошкольника.

2. http://adalin.mospsy.ru

Нельзя! Даже словесно нельзя давать негативную оценку ребенку в садике - это же азы! Я бы поговорила с учителем-воспитателем-методистом. Можно же отбить всякую охоту что-то делать и творить у ребенка!
У меня старший парень застенчивый, когда его негативно оценивали, он вообще в ступор впадал, я столько раз с их садиковской учительницей по этому поводу разговаривала! Психолог тогда у нас еще никакая была. Ох, этих учителей тоже учить нужно... 24.11.2005 10:28:58, Иронька

Ну поговорите Вы, уволится учитель-воспитатель-педагог-вредитель. Останутся дети без воспитателя вовсе, все будут вынуждены нанять нянь? Это какая же экономия для семейного бюджета получится! (Ну это шутка, конечно.) А если по существу...
Зря в корень: пока зарплату нормальную платить не будут (увы, и плату не поднимут соответственно) такие вещи случаться будут.
Конкретно по теме: попробуйте мягко поговорить с воспитателем. Предложите такой вариант (используется в нашем платном детском саду). В конце недели прилетает птица Каркуша (перчаточная кукла, очень колоритная персона, где они такую нашли - ума не приложу) и тем, кто вел себя лучше всех (раскрашивал аккуратнее всех/ помогал малышам лучше всех, ну все, что угодно может быть) торжественно вручает угощение (Чупа-чупс, шоколад "Аленка" маленький, наклейку, карандаш с Барби, ну что угодно может быть). Еще один нестандартный подход - в конце недели (как вариант месяца, полугодия) вручать наиболее отличившимся детям медали умниц (из картона на ленточке из тесьмы). У нас после вручения таковой один мальчик в ней даже спал, так было приятно. Но это надо, чтобы воспитательница сама прониклась этой идеей. Может Вам войти в состав родительского комитета и с ней обсудить эти варианты? И овцы целы (со сути оценок нет), и волки сыты (то есть воспитательница все же детей оценивает).
А методом разборок вряд ли чего добьешься. Почему? Чтобы привлечь хорошие кадры нужна соответствующая мотивация. Закон экономики и никуда не попрешь. 24.11.2005 11:04:17, Просто так

У нас увольнялись воспитатели-учителя, которые так и не смогли найти подход к детям. И не жалко. Честно. Потому что на их место находятся воспитатели-учителя, которые хотят, учатся и могут. Это постоянный процесс проб и ошибок. И еще, конечно, учит. состав очень зависит от политики школы. У нас школа/садик молодая, но есть учителя, которые работают практически с самого начала, и к ним претензий нет, они настоящие профессионалы. Если школа хочет качественные педколлектив, деньги находятся.

А еще можно поставить себя на место этой молоденькой учительницы. Она только-только закончила институт, своих детей нет. Что она знает о детях? Я тоже училась в педагогическом, педагогика была самым нудным предметом, который преподавался на искусственном академическом языке, из которого живому человеку понятны только предлоги и союзы:-) И по сути, молодой учитель начинает изучать эту самую педагогику уже на собственном опыте, набивая шишки. И понимая это, я иду и разговариваю с учителем (разговариваю - не равно ругаюсь:-), объясняя те самы азы, которые мне, как маме с каким-то уже стажем, известны, а для нее могут быть откровением. И если учитель вменяемый и с желанием учиться, то никаких конфликтов не возникает. У нас схожие цели: ее - научить и при этом не попасть в психушку:-), а у нас - научиться и сохранить (и развить) психику ребенка:-) 24.11.2005 11:37:04, Иронька

А кому не дали? Те плакали, у нас даже в спорте, на фиг.катанье медали в конце года торжественно вручали абсолютно всем. Это же маленькие дети. 24.11.2005 11:36:36, Иллика

"У нас после вручения таковой один мальчик в ней даже спал, так было приятно"... - а что делали другие мальчики, которым медали не досталось? Что чувствовали? Этим, значит, медали умниц, а остальные тогда кто? Кто не умница?

И не очень понятно (даже мне, взрослому человеку, что уж говорить о детях), как в конце недели можно подвести итоги. Воспитатель помнил все про каждого из 20 детей за все 5 дней - кто в какой день какую работу выполнил лучше, кто в какой день на какой вопрос правильно ответил, а кто в какой день не помог малышу? Или воспитатель всю неделю ведет "кондуит", а в пятницу его торжественно зачитывает перед группой и вручает "знаки отличия"? А остальным, не отмеченным, что остается - субботняя порка? 24.11.2005 11:29:57, Musenka

Постараюсь быть корректной.
У воспитателя работа с детьми и нормальный воспитатель прекрасно помнит кто и что делал в течение недели. Специфика деятельности.
Жизнь - это вообще конкуренция. Если в семье двое детей (или больше), то они конкурируют за внимание родителей. В школе конкурируют друг с другом, чтобы стать лидером в классе. Дальше за лучшую зарплату. За лучшую няню. За все идет конкуренция. За то, чтобы записать ребенка в хорошую школу тоже.
Проблема не в наличии конкуренции, а в том, в какой форме происходит эта конкуренция. Если до детей доведены правила в доступной форме, то и проблем нет. Хочешь получить поощрение - изволь потрудиться. Труд и регламентация совместной деятельности - это постулаты развития. А вы против? Ваше дело. Но детский сад - это мини-модель общества и идут туда социализироваться, то есть научиться ладить с себе подобными. Посему без правил не обойдешься. И без конкуренции увы тоже. В том числе и за медали.
Оценивать ли вообще? Если оценивать, то как? Вот в чем вопрос.Моя т.з. Да, оценивать. Как? По возможности, учитывая возраст соревнующихся. Оценки ведь есть во всех до одной детских сказках, в стихах и т.д. Но какие оценки? Мягкие и рекомендательные, поощряющие к дальнейшему развитию или такие, которые всю охоту отобьют. Есть разница. Похвала - это тоже оценка завуалированная.
И последнее. Вы никогда не заглянете в дом к каждому. Возможно, кого-то и лупят по субботам. Как знать. Это личный выбор каждого родителя.
Если Вас что-то не устраивает, то Вы в качестве протеста можете из детского сада ребенка забрать и воспитывать его дома сами. А оплевать оно легче всего. И делать при этом ничего не приходится. 24.11.2005 12:18:53, Просто так