Формирование личности ребенка в семье. Роль семьи (родителей) в формировании личности ребенка - проблема воспитания - готовые аргументы и тезисы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1973»

Дошкольное отделение № 1

Семинар

«Влияние родителей на формирование

личности ребенка»

Провела

Педагог-психолог

Таратунина М.А.

Москва

2014

Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей.

Семья влияет на ребенка, приобщает к окружающей жизни. Одной любви недостаточно для того, чтобы дети росли, чтобы более нормально развивались. Если родители не компетентны в вопросах воспитания, то их дети не могут стать личностями. И хотя любовь является для большинства родителей естественным чувством, мало кто из детей получает именно ту любовь, которая помогает расти и развиваться.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, сто и общество. Сегодня большинство вступающих в брак – это люди со средним и высшем образованием. Почему же у многих родителей происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается на воспитании детей.

Повышение ответственности родителей детей, углубление взаимодействия между семьей и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связаны с решением задачи педагогического просвещения.

«Каждой семье – педагогическую культуру» - этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя, дать тот минимум знаний, который необходим для воспитания ребенка.

В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольных учреждений в работе с семьей. Очевидна важность дальнейшего содержания, важность дальнейшего содержания, форм и методов сотрудничества детского сада и семьи во всестороннем развитии личности ребенка.

Педагог дошкольного учреждения выступает не только как воспитатель детей, но и как воспитатель родителей. Вот почему он должен хорошо знать «болевые» точки семейной педагогики.

«…В семье начинается первые жизненные шаги ребенка. Его поведение – результат влияния семейного уклада, воспитательного воздействия родителей и других членов семьи.

Совместная работа детского сада и семьи – необходимое условие успешного развития личности ребенка.

Если положительные черты характера, навыки, привычки складываются при едином воздействии детского сада и семьи, то формирование их представляет значительно меньше трудностей, и воспитание качества бывают обычно прочными, устойчивыми.

Если же в детском саду ребенку предъявляют одни требования, а дома другие, или между членами семьи нет согласованности в воспитании, то формирование полезных навыков и привычек чрезвычайно затрудняется: в организме происходит непрерывная ломка первоначально установленных связей – все это требует большого напряжения нервной системы ребенка, отрицательно влияет на его состояние, поведение.

Важная задача дошкольных учреждений - оказание повседневной помощи родителям в воспитании детей, содействие их педагогическому просвещению.

В.А.Сухомлинский отмечал, что родителям необходима педагогическая культура.

«Каким бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец. Семейный коллектив, где ребенка вводят в мир зрелости и мудрости старших - это такая основа детского мышления, которую не может заменить в этом возрасте никто».

Великий русский врач, анатом, педагог П.Ф. Лесгафт указывал: «При изучении человека и условий его образования всего глубже складывается убеждение, насколько сильно влияют не слова, а действия близких лиц на развивающегося ребенка и насколько любовь к труду, работа и правдивость воспитателя содействуют нравственному развитию ребенка.

Этим самым он хотел доказать огромную роль родителей в развитии личности ребенка. «Именно в любви ребенка к своей матери и к своему отцу заложено его будущее чувство общественного человека; именно здесь он превращается силою привязанности к источникам жизни - матери и отцу – в общественное существо, потому что мать и отец в конце концов умрут, а потомок их останется и воспитанная в нем любовь, возложенное, но уже не неутолимое чувство, должно обратиться, на других людей, на более широкий круг, чем одно семейство. Стало быть, в том, что семья является школой понимания Родины, школой воспитания органической верности и привязанности к ней, заключается одна из славных причин долговечности семьи…».

Нельзя не вспомнить высказывания М.Горького. Он писал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей. Знание должно быть не только механическим накоплением фактов, но и критикой доказательств истинности обобщения, анализом процесса мышления.

Формирование характера, развитие воли только при условии широкой самостоятельности детей в труде, занятиях, играх.

Чем больше разумной любви и внимания дадим мы ребенку, тем ярче, красивее станет жизнь».

Процесс воспитания носит комплексный характер, так как мы формируем личность в целом, а не отдельные ее свойства и качества. Развитие ребенка осуществляется успешно при условии гармоничного сочетания всех сторон воспитания, в педагогике нет главных и второстепенных вопросов.

Ребенок воспитывается непрерывно, а не от случая к случаю, например, лишь тогда, когда его учат, ему объясняют, советуют, разговаривают с ним или отвечают на его вопросы.

Формирование личности – процесс многоплановый и длительный. Воспитатель должен раскрыть это положение, показав родителям, что, например, физическое воспитание – это не только забота о здоровье ребенка, организация полноценного питания, сна, отдыха, пребывания на свежем воздухе и т.п. Оно тесно связано с формированием у ребенка нравственно – волевых качеств смелости, выдержки, терпения, умения преодолевать трудности, дисциплинирующие, а также с подготовкой к участию в труде, к обучению в школе».

Важным условием для укрепления связи с семьей, успешного решения задач, стоявших перед детским садом, является педагогическое просвещение родителей и изучение лучшего опыта семейного воспитания. Каждая семья совместно с детским садом должна заботиться о всестороннем развитии детей; родители отвечают за то, каких детей они воспитывают.

В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства гражданственности. Если родителям присуща активная жизненная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношению ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.

Воспитание ребенка и организация его жизни начинается прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни в семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат.

Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально – нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок белее податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Будет ли первоначальный опыт ребенка с взрослыми в системе отношений «взрослый - ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любые желания, любой каприз ребенка, создаются условия для процветания эгоцентризма. В этом случае семья не может решать одну из важнейших социальных задач воспитания будущего гражданина Родины.

Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, создаются более благоприятные условия для формирования у него активной жизненной позиции.

Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности каждого ребенка. Однако не все родители имеют для этого педагогические знания. Задача детского сада – во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психологического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания, подчеркнув при этом, что для того, чтобы воспитывать детей, надо знать их и уметь видеть характерное для каждого периода детства и, конкретно, то, что можно наблюдать только у своего ребенка.

Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка – дошкольника. Но и задержка в развитии также не допустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показания развития детей.

Дошкольный период детства – пора интенсивных накоплений физических, умственных, духовных сил. В это время происходит бурный рост всего организма, развитие мозга, и связанное с этим усложнение процессов высшей нервной деятельности.

У ребенка повышается чувствительность к сигналам внешнего мира, возможность их анализа и синтеза; прокладываются новые связи в коре больших полушарий, идет усиленное накопление запаса впечатлений и представлений. И предметы ближайшего окружения, и поступки людей, и события общественной жизни по мере взросления ребенка. Все больше привлекают его внимание, призывают вглядываться, искать объяснения, будят его воображение, мысль.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности растущего человека огромна.

Подчеркивание важности роли взрослых в жизни детей не является недооценкой того, как сами дети могут значить друг для друга.

Ребенок может радоваться обществу других детей, изучать, а иногда и тренировать их. Но главное для малыша - считают ли себя взрослые активными участниками его развития или же пассивными наблюдателями.

Активное участие – это не обязательно вмешательство и контроль, скорее, это отношение, при котором взрослый в мире ребенка – чуткий и готовый приспособиться человек. Взрослые должны видеть в себе людей, чье поведение и отношение имеют большое значение для ребенка. Это означает, что иногда взрослые должны приходить к выводу, что им, а не ребенку следует перемениться, да еще в большей мере. Порой, как это ни тяжело, требуется выжидание, когда малыш совершает ошибку. Иногда же нужно спешить ему на помощь. Это так же означает, что в ребенке нужно видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием. А в общем, это значит считать, что скорее нам, а не, как повелось ребенку, следует меняться, учиться, адаптироваться. У взрослых с их более гибкой самооценкой гораздо больше радостей в жизни с детьми.

Еще в 70-х годах специалистами в различных областях стало очевидно, что они не добьются заметных результатов в воспитании детей, если будут использовать лишь редкие занятия и не станут привлекать родителей к продолжению этой работы дома. Как только педагоги попытались провести несколько экспериментов по вовлечению родителей ребенка, они обнаружили, что родители не только не мешают и не препятствуют работе, а, наоборот, могут способствовать быстрым успехам. При этом необязательно видеть в родителях часть проблемы, скорее, они способны стать частью ее решения – родители могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям. Большое значение имеет готовность воспринимать детей как личность. Это значит стараться искренне реагировать на детские чувства, реакции и проблемы, так как принято в человеческом обществе. Дети – личности, взрослые – тоже. Нереально и бесполезно взрослым игнорировать свои собственные чувства или принимать в расчет собственное поведение как элемент общения с детьми. Принимая и исследуя то, что мы, взрослые, приносим в наше времяпровождение с детьми, мы должны быть гибкими в методах, открытыми идеями других и желать продолжать учиться. Самая лучшая подготовка все же не дает всех возможных знаний, навыков и понимания, необходимых в различных ситуациях с детьми. Детям помимо прочего, нужно уважение и внимание старших, чтобы они в ответ научились быть такими же внимательными. Дети заслуживают этого внимания и будут учиться по примеру взрослых серьезно слушать их и отдавать им свое время.

Главная особенность семейного воспитания состоит в том, что оно наиболее эмоционально по содержанию и формам отношения между взрослыми и детьми. Эта особенность при разумном воспитании детей может стать значительной формирующей силой. Родительская любовь к детям и ответственное чувство детей к матери и отцу, бабушке, дедушке, к своим братьям и сестрам помогает взрослым преодолевать ряд трудностей (бытовых, педагогических), создавать радостную семейную атмосферу, воспитывать у детей необходимые общественные качества. Современное проживание, общие заботы по дому – все это способствует выполнению семьей главной задачи – воспитания детей. Но эти объективно существующие условия лишь тогда окажутся полезными, когда родители и другие взрослые члены семьи будут для маленьких детей примером поведения дома и в общественных местах, если они смогут организовать их жизнь; повседневный быт, игру и труд, полезные интересные занятия. Если родители обладают определенной педагогической культурой (психологическими и педагогическими знаниями, умениями, желанием целенаправленно воспитывать детей), им удается успешно воспитывать дошкольников.

Совершенствование жизни семьи (взрослых и детей), ее уклада, стиля отношений и духовной культуры – имеет существенное значение для всестороннего воспитания детей, формирования основ личности ребенка.

Родители, обращаясь с ребенком с первых минут его жизни, должны чувствовать ответственность за его развитие. Они не пассивные наблюдатели, а активные участники всего процесса формирования личности ребенка. Это они в первую очередь регулируют влияние среды, помогая в силу своих возможностей устранять негативные и вредные воздействия. Родители предоставляют ребенку возможность для деятельности, создают для этого условия, управляют процессом воспитания ребенка, способствуют его правильным взаимоотношениям в детском саду, в школе, в кругу ровесников, со всеми людьми, с которыми общается ребенок.

Влияние родителей на процесс формирования личности ребенка более эффективно, когда отец и мать умело и сознательно воздействуют на ребенка, хорошо понимают значение разнообразных факторов, от которых зависит его моральное и физическое развитие, глубоко и всесторонне знают своего ребенка.

Стремление родителей категорично определить психологический тип своего ребенка может привести к ошибочным выводам, к неправильным оценкам его индивидуальности и в результате к применению недостаточно продуманных воспитательных методов.

Родителям надо стремиться познать индивидуальные качества характера своего ребенка, понять его неповторимое духовное развитие, на которое основное воспитательное влияние оказывает окружающая среда, и прежде всего семья.

Развитие ребенка с первых дней его существования протекает в семье. Это она дает ему первый опыт и первые образцы поведения, создает условия для проявления активности, помогает совершенствоваться, направляет на большой и сложный путь – в самостоятельную, полезную для общества жизнь.

Полное единство требований в семейном воспитании ребенка и общественная согласованность в направлении обоюдных усилий могут обеспечить формирование всесторонне развитой личности. Для ребенка дошкольного возраста семья, в которой он живет и воспитывается, является естественной средой. Семья накладывает свой отпечаток на его характер и поведение, в семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Получаемые им сведения постепенно расширяются и усложняются по мере того, как малыш растет и развивается.

Семья во многом определяет отношения ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности, которые являются основой в проявлении и развитии индивидуальности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что во многом создается впечатление, будто характер родителей передается детям по наследству.

Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека, как об этом уже раньше говорилось, является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание.

Родители должны знать психологические и индивидуальные особенности ребенка, свои функции в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, чтобы направить процесс воспитания в нужное русло. Для этого необходимо как можно больше вовлекать родителей в жизнь детского сада. Следовательно, гипотеза исследования, если родители будут знать психологические особенности формирования личности ребенка и будут точно знать свои функции, при этом активно участвовать в работе детского сада, только тогда вырастает свободная развивающаяся личность.

Личность ребенка формируется в семье, где он растет и развивается в первые месяцы своей жизни. Родители становятся главными в его воспитании. По мере роста малыш начинает познавать мир и самого себя, все это помогает в его становлении. А общение является закрепляющим фактором, который принят в социуме.

Взрослый человек – это продукт воспитания, который первые свои личностные качества и навыки приобрел в семье родителей. Лишь потом к процессу подключаются окружающие люди, воспитатели и учителя, друзья и общество в целом. Несомненно, ребенок меняется под воздействием окружающих людей. Но основу в него закладывают родители, которых малыш считает всезнающими и правильными.

Поначалу родители озабочены лишь ростом младенца, который постепенно начинает их запоминать, изучать и приучаться. Затем возникает осознание, когда ребенок уже начинает контролировать не только свое тело, но и мысли. Когда ребенок становится осознающим, родители переходят к его воспитанию. Однако именно воспитание, по мнению интернет-журнала сайт, может стать губительным в становлении личности ребенка.

Чем занимаются родители, когда у них появляются дети? Они их растят, следят за их здоровьем, кормят, одевают. Но это еще не все. Родители, помимо удовлетворения всех физиологических потребностей, занимаются воспитанием. Это же касается и обучения, когда даются знания. Воспитание и обучение развивают в ребенке разные области его личности, но направлены на одно и то же.

Что такое воспитание? Это программирование человека. Другими словами, родители занимаются простым программированием ребенка на ту жизнь, которой он потом будет жить.

Мама и папа практически лишают ребенка права самому решать, каким человеком ему быть, как поступать, что делать в той или иной ситуации, чем себя занимать, с кем общаться и т. д. Взрослые то и дело, что говорят своим детям, что нельзя и что можно, что есть хорошо, что неправильно. Все это является программированием: каким быть и какие поступки совершать в той или иной ситуации. И это называется красивым словом «воспитание».

Тем же самым занимается обучение, которое дает конкретные, четкие и однозначные знания людям, негласно говоря: «Может быть только так и никак иначе! Все, что будет противоречить этим знаниям, является абсурдом!». Люди яростно вступают в перепалки, когда их знания и мнения не совпадают. Каждый из них считает свое знание единственно правильным. И никто из них не видит, что, возможно, они все правы.

Воспитание занимается тем, что программирует каждого человека на определенный образ жизни. Пока ребенок маленький, он не подвергает сомнению все, что ему говорится. Он слушается и полностью доверяет своим родителям. Вот только не всегда сами мамы и папы понимают, что они пытаются в своих детях запрограммировать и как это потом повлияет на их жизнь, когда те повзрослеют.

Страхи, комплексы, внутренние запреты, убеждения, направленность , модели поведения и прочее – все воспитывают в детях родители. Вот почему уже принято говорить о том, что абсолютно все дети покалечены своими родителями, которые сами являются закомплексованными, неуверенными, боязливыми, зажатыми и далеко не все знающими людьми.

Что такое формирование личности ребенка?

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Что это такое? Это такое воздействие на малыша, которое будет способствовать его социализации, саморазвитию, становлению как личности. Стоит отметить, что все люди вырастают разными, а это говорит о том, что родители прибегают к различным методам воспитания.

Среди одной из методик развития является подражание. Ребенок просто копирует поведение и черты характера, мысли своих родителей. Существуют различные методы воспитания детей. И все они по-своему привлекательны и эффективны в достижении определенных результатов. Однако существуют универсальные методы, которые функционируют независимо от желания и стремлений родителей.

Один из этих методов называется подражание. Обратите внимание, как в природе взрослые животные обучают своих детей искусству выживания. Мама выходит со своими детенышами на охоту и сама демонстрирует, как нужно ловить жертву, кушать ту или иную травку, облизываться и т. д. Мать собственным примером показывает, что нужно делать ее деткам, чтобы выжить. Такой же принцип действует и среди людей, но не все о нем помнят. Ребенок внимательно наблюдает за своими родителями и повторяет все, что они делают. При этом он не анализирует их поступки, так как считает, что раз это делают его родители, значит, это полезно для того, чтобы выжить.

К примеру, молодые мамы отпускают своих детишек играть в песочнице, а сами при этом курят и пьют на лавочках, обсуждая какие-то темы. Дети на все это смотрят и запоминают. Стоит ли потом удивляться, почему со временем эти самые дети начинают курить и пить? Как родители себя ведут, такими же будут и их дети.

Единственный способ обучения детей, а также и других людей, – собственный пример. Не следует воспитывать детей. Воспитайте в себе то, что вы хотите воспитать в своем ребенке. Он на вас посмотрит и скопирует ваше поведение.

Этапы воспитания ребенка:

  1. Родитель имеет свой характер.
  2. Ребенок начинает уважать своих родителей.
  3. Уважая, ребенок подражает родителям.
  4. Ребенок задает какие-то вопросы.
  5. Родители ненавязчиво дают советы.

Чтобы ваш ребенок прислушивался к вашему мнению не только в дошкольном возрасте, но и после, следует вызвать у него внутреннее чувство уважения. Как только это чувство достигнуто, ваш ребенок начнет не только подражать вам, копируя ваши поступки и характер, но и прислушиваться к вашему мнению. Очень важно позволить в сердце своего крохи сохранить то чувство любви и уважения, которое он испытывает к своим родителям, чтобы потом иметь возможность влиять на его воспитание характера и регулировать поведение.

В процессе развития кроха не способен оценить свои поступки и слова, поэтому он совершает некие действия, обращая внимание на то, как на них реагируют родители. В зависимости от их реакции и воспитательных мер, которые к нему применятся после каждого совершенного поступка, у ребенка формируются те или иные привычные модели поведения.

Формирование личности ребенка в семье

Что такое личность? Это результат культурного, социального и воспитательного влияния на человека. Никто не рождается личностью. Однако по мере приобретения знаний, опыта, наработки качеств характера и навыков человек становится индивидуальностью,

В вопросе формирования ребенка существует два аспекта:

  1. Осознание малышом своего места в мире. Как распознать, что он достиг своего развития?
  • Ребенок понимает местоимение «я» и использует его.
  • Ребенок способен себя контролировать.
  • Ребенок способен разделять вещи на «хорошие» и «плохие».
  • Ребенок может рассказать о себе: о внешности, характере, способностях, внутренних мыслях, ощущениях, переживаниях.
  1. Развитие чувств и волевой сферы, чтобы развивать определенные качества и модели поведения.

Личностью ребенок становится не ранее 2-х лет, поскольку до этого времени преимущественно занимается своим физическим развитием. С 3-х лет приходит самосознание. А уже к 5 годам ребенок выделяется на фоне остальных детей, что делает его личностью.

Соседи, друзья, школа, реклама, социум в целом, несомненно, имеют свое влияние на человека, который постепенно меняется. Однако эти изменения будут незначительными. Базу закладывают в ребенка его родители, которые окружают его в первые годы жизни. Он берет с них пример, подражает, копирует их. Вот почему со временем становится заметно, что ребенок ведет себя так же, как и его родители.

Семья – посредник между социумом и ребенком. Родители сами поддаются влиянию социума, вбирая в себя нравственные, моральные, культурные и прочие устои. Затем они их передают ребенку. Но все же воспитание в каждой семье различается по той причине, что каждый родитель усвоил не все, а лишь отдельные принципы социума.

  • В первый год жизни родители занимаются лишь физическим развитием ребенка.
  • На втором году жизни можно знакомить ребенка с общественными устоями.
  • После достижения 2 лет необходимо внедрять в ребенка нравственные и моральные принципы.
  • После 3 лет необходимо уже настаивать на их соблюдении.

Воспитание и формирование личности ребенка

Семья является первой средой, в которой формируется и воспитывается личность ребенка. Воспитание в каждой семье различается, поскольку оно основано на тех убеждениях, страхах, качествах характера и поведении, которыми обладают сами родители. Не забываем, что все люди разные. Вот и получается, что два (или один человек, если нет второго родителя) индивида со своим уникальным набором всех психологических качеств создают среду для малыша, в которой он будет расти и развиваться.

Среды создаются разные, поэтому и личности воспитываются различные. Главным постулатом, которого должны придерживаться родители, должна быть любовь. А то, что ребенок проходит через систему поощрений и наказаний, является естественным процессом воспитания.

Стоит отметить, что родители сами не являются идеальными людьми. Поэтому им навряд ли удастся воспитать идеального ребенка, который всегда и все будет делать правильно. В процессе воспитания часто родители совершают ошибки, о которых могут даже не догадываться.

С появлением таких понятий, как успех и лидерство, ученые всерьез занялись вопросом устранения причин, делающих человека несчастным и бедным. Как оказалось, многое зависит от воспитания, через которое проходят абсолютно все люди. Старые методы взращивают в детях те привычки и качества, которыми ранее обладали их предки. А они не жили богато и счастливо. Получается, что родители воспитывают в собственных детях инфантильность, жертвенность и чувство неуверенности в себе. Это мешает достичь успеха в современном мире, который приветствует людей-лидеров.

Какие 7 ошибок воспитания выделяют ученые?

  • Родители не позволяют детям рисковать.

Отсутствие риска приводит к незнанию реалий жизни. Мир не прост и не мил. Если родители постоянно опекают и заботятся о своем малыше, давая 24-часовую защиту от любых бед, то воспитывают в нем заносчивость и низкую самооценку.

Ребенок должен упасть и забить ножку, чтобы понять, что следует за его действиями. Подросток должен пережить страдания из-за первой неудачной любви, чтобы повзрослеть эмоционально. Рискуя, пробуя, попадая в различные ситуации, он научается реальной жизни.

  • Родители слишком быстро бросаются на помощь к ребенку.

Пытаясь каждый раз помочь, в первую же секунду начать исправлять ошибки и решать все последствия действий ребенка, мамы и папы развивают в нем беспомощность. Во-первых, ребенок начинает думать, что в случае неудачи его проблемы всегда кто-то решит. Неприятные последствия обязательно кто-то разгребет. В обычной жизни никто не собирается помогать взрослому человеку. Если ребенок не научится решать сложные ситуации сам, тогда окажется неприспособленным к реальной жизни.

  • Чрезмерное восторжение.

Если родители по любому поводу восторгаются сыном/дочкой, это приводит к повышенной самооценке. Данное направление стало поощряемым за последние годы. Однако исследования показывают, что дети начинают лгать, жульничать и преувеличивать, когда понимают, что ими восхищаются только родители, а окружающие не видят в них ничего особенного. Неспособность сталкиваться со сложностями и воспринимать себя адекватно заставляет детей искать другие пути получения привычного и приятного восторга.

  • Поощрять всех без исключения.

Неспособность показывать детям реалии жизни приводит к тому, что те неадекватно оценивают собственные поступки и слова. Родители часто хотят похвалить своего ребенка, который совершил хороший поступок, при этом не обделить похвалой и остальных детей, которые ничего не сделали для достижения успеха. Дети перестают видеть необходимость прилагать усилия, трудиться, если даже при отсутствии достижений их хвалят. Теряется понимание причинно-следственных связей, когда в реальном мире человек получает успех лишь после того, как что-то сделает ради него, предпримет действия, ущемит свои желания и напряжется, если нужно. Следует учиться родителям говорить «нет» и «не сейчас». Хвалите лишь за то, что сын/дочь достиг какого-то (даже маленького) успеха.

  • Желание назидать и поучать, а не обсуждать ошибки.
  • Интеллект не связан со способностью жить самостоятельно.

Часто родители путают такие понятия, как интеллект и умение быть самостоятельным. Человек может многое знать, но быть абсолютно неумелым в условиях реальной жизни. Часто наблюдаются талантливые в своем деле люди, но абсолютно безалаберные в общении с окружающими, не умеющие предсказывать последствия своих поступков. Ребенок может быть умным, но абсолютно неприспособленным к реальной жизни. Это указывает на ошибочное воспитание, когда ему дают знания, но не развивают навыков самостоятельной жизни.

  • Не жить по правилам, по которым должны жить дети.

Чему учат детей, родители должны сами придерживаться. Пока ребенок маленький, примерами лидеров являются его родители. Как они живут? Как себя ведут? Как поступают в разных ситуациях? Он обучается лидерству на их примере. Трудно переубедить ребенка в обратном, что родители поступали неправильно и они не являются лидерами по жизни. Если желаете успеха собственному ребенку, тогда сами должны стать успешными лидерами в реальном мире. Он скопирует это и сам достигнет вершин успеха, когда станет взрослым.

Итоги воспитания

Каким бы правильным или неправильным ни было воспитание, а в итоге все равно появляется личность со своим уникальным набором качеств, убеждений, ощущений и повадок. Воспитание все равно формирует личность, а насколько она будет адаптирована к , это уже другой вопрос.

Не следует забывать, что быстрее всего воспитание и развитие происходят в процессе деятельности, взаимодействия, общения. Не на словах, а на поступках в человеке зарождаются те или иные качества, мысли, чувства. Поэтому следует активно вовлекать детей в различные виды деятельности, что будет способствовать скорейшему их развитию как личностей.

Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ребенком, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», т.е. активно участвующих в воспитании позволило сделать вывод о том, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери .

Результаты современных психологических исследований говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа, благодаря которой жене удается с наименьшими психологическими потерями преодолевать трудности этого периода. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, являющихся как правило, предшественниками послеродовой депрессии, отрицательное влияние которой на психическое развитие ребенка общепризнано. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий .

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях .

Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. Однако, прямая взаимосвязь между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями была выявлена только на мальчиках. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного разрешения различных проблемных ситуаций, причем вовлеченность в жизнь ребенка предполагает также эмоциональное участие, и именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках .

Обследование более 20 тыс. американских семей показало, что дети, чьи отцы вовлечены в процесс их образования (например, посещают родительские собрания), чаще получают высшие баллы, больше любят школу, реже остаются на второй год.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии .

Кроме того установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм . Родители через слова и поведение выражают свое отношение к определенным событиям или поступкам людей, предоставляя, таким образом, модели поведения и моральную оценку. Родители, особенно отец дисциплинируют детей, ставят определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие.

Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются:

  • 1. Страх потери любви родителей ,
  • 2. Идентификация с родителем ,
  • 3. Развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий .

Особую роль отцов в воспитании детей связывают с процессами идентификации. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. На это указывал еще З. Фрейд описывая Эдипов комплекс. Данный комплекс играет ключевое, первостепенное значение в формировании личности ребенка. Роль отца в этом процессе огромна и в формировании дочерей и в формировании сыновей.

Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек З. Фрейд назвал либидонозную привязанность к родителям противоположного пола, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению З. Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх .

Разрешение, или освобождение от Эдипова комплекса совершается в конце этой фаллической стадии под влиянием страха кастрации, который, по мнению З. Фрейда, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Именно поэтому преодоление Эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка. А роль отца в на данном этапе развития оказывается значительной, поскольку именно в сфере отношений с отцом разворачиваются основные напряженные линии формирования структур личности.

Идеи З.Фрейда получили свое развитие в рамках психоаналитической педагогики. В рамках данного направления рассматриваются процессы формирования самосознания и влияние на них особенностей взаимодействия с родителями. Исследователями особо подчеркивается роль отца в формировании личности ребенка, его идентификации. Однако указывается, что эта роль неравнозначна на разных этапах развития и по отношению к детям разного пола .

При нормальных условиях отец значительно влияет на половую идентификацию ребенка. Для сына уже в раннем возрасте он является своеобразным примером, моделью для подражания, следовательно, влияет на формирование половой идентичности. Как замечает И.С. Кон , пассивные, отстраненные отцы мало влияют на формирование собственно мужских черт у своих сыновей. Недостаточный опыт общения с отцом и отсутствие приемлемой модели идентификации ослабляет формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, часто неблагоприятно сказывается в будущем на воспитании своих собственных детей.

Любовь отца условна, что является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большое значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости.

З. Фрейд отмечал, что взаимоотношения с отцом влияют на формирование половой идентичности. Важнейшими ее детерминантами для мальчика являются :

  • 1. Доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка);
  • 2. Забота отца (желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирования адекватной полоролевой идентичности.

Взаимоотношения девочки с отцом оказывают влияние на ее дальнейшие гетеросексуальные контакты, являясь прототипом этих отношений. Теплые и приносящие удовлетворение отношения с отцом помогают дочери гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины и более легкой гетеросексуальной адаптации, кроме того, отец может влиять и на жизненные приоритеты дочери - семейная жизнь или ориентация на карьеру .

Любовь отца дает девочке уверенность в своей женской привлекательности и обаянии. Каждый раз, подчеркивая, что его дочь «умница и красавица» отец формирует у нее уверенность в себе. Недостаточная же эмоциональная отзывчивость отцов порождает у девочек беспокойство, неустойчивость настроения и капризность, как средство привлечения внимания .

У ребенка на примере взаимоотношений с отца и матери формируется представление о том, что такое семья. Они узнают как относя мужчины к женщинам, невольно учатся понимать природу мужчин и женщин.

Психиатр Р.Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности. Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте 13-15 лет она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца . Отец способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности. Для девочек, воспитывающихся без отцов, при отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, может сформироваться нереалистичное отношение к лицам мужского пола .

В сфере эмоционального развития выявлена связь между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипремаскулинным или агрессивным поведение мальчиков. Чрезмерная враждебность по отношению к окружающим возникает у них как бунт против излишней зависимости от матери, ее феминизирующего влияния на протяжении первых лит жизни. Агрессивность, таким образом, есть выражение поиска своего мужского «Я» .

Доказано также влияние отца на развитие различных личностных характеристик ребенка. В 26-летнем лонгитюдном исследовании, которое проводилось в США на выборке, составившей 379 человек, ученые выяснили, что одним из важнейших факторов, определяющих развитие эмпатии в детстве, является отцовское внимание. У отцов, занимавшихся с детьми не меньше двух раз в неделю, дети становились наиболее чуткими взрослыми. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети «вовлеченных» отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше .

Было установлено, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Изучение годовалых детей показало, что дети «вовлеченных» отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем другие дети .

Мальчики, чрезмерно привязанные к матери могут испытывать затруднения при общении со сверстниками .

Известный отечественный психолог А.И. Захаров характеризуя отцов, чьи дети болеют неврозами, как более робких, застенчивых, молчаливых, замкнутых, сдержанных в общении, чувствительных к угрозе, осторожных, негибких в суждениях, консервативных, ориентированных больше на собственное мнение, чем на мнение окружающих.

У импульсивных, порывистых отцов, склонных к неожиданным действиям сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза, тика, заикания. Мнительность, выражающаяся постоянными сомнениями в правильности своих действий или педантизм отца, также являются факторами невротизации ребенка.

Излишняя строгость отца может спровоцировать у сына появление страхов. Такой же эффект наблюдается у дочери, в случае отсутствия четких требований и вседозволенности со стороны отца.

Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности.

Исследования растущих без отца детей показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с половой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей. Изучение репрезентативной выборки взрослых из крупных городов США показало, что люди, выросшие в полных семьях, чаще получают высшее образование, более независимы и ведут более здоровый образ жизни .

Есть данные , что проблема безотцовщины среди молодого поколения стоит острее, чем раньше. Это связано с рождением детей вне брака и с разводами. До 39 % детей младше 18 лет живут отдельно от своих отцов. Влияние разведенных отцов на своих детей невелико. Исследование 1991 г. показало, что половина детей после развода родителей в течение года ни разу не встречались со своими отцами, каждый пятый не виделся с отцом уже пять лет. Ф. Фестенберг обнаружил, что более половины детей, чьи родители развелись, никогда не бывали в доме отца. Отцы могут отсутствовать также, если находятся в местах лишения свободы. Кроме того, отцы могут проживать совместно с семьей, но эмоционально и физически отсутствовать. В полной семье 25 % детей напрямую взаимодействуют со своими отцами хотя бы час в день. Остальные проводят со своими отцами менее 30 мин в день. Почти 20% старшеклассников не разговаривает со своими родителями больше 10 мин подряд в течение месяца. Это не может не сказаться на их развитии: было установлено, что дети, воспитывающиеся в неполных семьях, «достраивают» семью в своих фантазиях об отце .

При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает, в основном, положительное влияние на когнитивные характеристики детей, тогда как авторитарность матери - отрицательное. По-сравнению с матерью интеллектуальные характеристики отца более тесно коррелируют с когнитивным развитием детей, независимо от их пола. Обнаружена положительная корреляция между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии .

Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки . Были выявлены, например, такие факты, влияющие на формирование положительной самооценки, как теплые отношения, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.

Установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождают у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Таким образом, тепло, забота родителей и их требовательность, продиктованная любовью, должны способствовать развитию положительной самооценки, а холодные, враждебные отношения приводят к противоположному эффекту .

Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто они выражают это чувство и насколько им свойственна холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить теплое и сердечное отношения к ребенку) .

Для нашей культуры не характерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребенку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном - чаще они идут рядом и даже не разговаривают, как будто папа просто сопровождает ребенка. Обнять, посадить на колени, похвалить, расспросить, что видел на прогулке, в детском саду, удивиться, восхититься сооружением из кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказывать стихотворение - все это не свойственно для большинства современных отцов .

В наши дни любовь отца к ребенку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки ребенку нужны отцовское внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. Папа не просто кормилец, но человек, открывающий ребенку мир, помогающий ему расти умелым, уверенным в себе.

Еще одна негативная черта нашей современной традиции воспитания - преобладание порицания над похвалой . Многие отцы думают, что воспитывать - значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как человеке, который ожидает от ребенка «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает - не только тот или иной конкретный поступок, но и личность ребенка в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.

Особенно неблагоприятный для развития Я концепции ребенка - авторитарный стиль воспитания . Характерной чертой поведения авторитарных отцов является их стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребенку не содержит в себе даже намека на готовность принять ребенка, помочь ему в чем-то или убедить . Такие отцы могу временами искренне считать, что их ребенок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у ребенка с первых лет жизни растет уверенность в том, что его не принимают, не одобряют, а в конечном счете приводит к убеждению в своей малоценности и ненужности для родителей. В поведении детей в результате такого воспитания отмечается напряженность, отсутствие спонтанности. Кроме того, любая новая или неясная ситуация ассоциируется у детей с возможностью наказания, что в свою очередь сопровождается повышенной тревожностью и ощущением дискомфорта А поскольку для ребенка раннего возраста очень многие ситуации являются незнакомыми, он почти все время пребывает в тревожном состоянии .

Собственные мотивы и побуждения авторитарных отцов всегда стоят на первом месте, а мотивы и побуждения ребенка для них второстепенны. Как правило, они убеждены в своей непогрешимости, уверены, что не могут ошибаться, поэтому требуют от ребенка абсолютного подчинения своей воле.

Однако, даже ругая и наказывая ребенка, родители наносят его самовосприятию меньший вред, чем проявляя к нему полное безразличие. Безразличие, незаинтересованность в ребенке приводят к деформации его образа Я .

Родители на формирование личности ребенка оказывают существенное влияние с момента рождения малыша.

Трудно сказать, в какой мере впоследствии возможно будет скорректировать первые впечатления, которые будут у новорожденного при встрече с образами отца и матери. Роль родителей в формировании личности ребенка трудно переоценить - эти люди непосредственно участвуют в воспитании нового человека.

Но насколько велика не была бы роль родителей в жизни ребенка, существуют и другие взрослые люди, которые могут вмешиваться в процесс становления. В этом материале поговорим о том, как родители влияют на формирование личности ребенка, каким образом можно усовершенствовать этот процесс.

Когда ребенок рождается, он ничего не знает об окружающем мире - первоначально ограничивается для малыша семьей. От отношения родителей зависит дальнейшее развитие, будущее восприятие.

Связь между мамой: как он ее воспринимает

Каждый ребенок воспринимает своих родителей по-своему. Самый близкий для малыша человек - это его мама. Естественная связь мамы и ребенка может быть очень сильной и длиться на протяжении десятилетий. Младенец в состоянии узнать ее среди других женщин, если мама возьмет его на руки. Но как такое маленькое существо может отличить маму? Во-первых, ребенок узнает ее сердечный ритм, во-вторых, запах, внешние признаки его пока не интересуют. До 2-летнего возраста малыши имеют довольно сильную психологическую и физическую связь с мамой. Подобная привязанность возникает из-за того, что она первоначально дает ему пищу (грудное молоко). Поэтому ребенок так чутко реагирует на ее психологическое и физическое состояние. Он воспринимает мать как единственное средство для своего существования.

До окончательного формирования личности малыша мама будет для него самым значимым человеком, потому как она не только кормит его, но и является надежной защитой от окружающих его опасностей. Даже черты поведения большинство детей перенимают у мамы, считая себя с ней одним целым. Связь между мамой и ребенком может сохраняться даже на определенном расстоянии.

Образ отца

Формирование отношений «родитель и ребенок» происходит значительно позже: знакомство и контакт с папой идет постепенно. Для того, чтобы малыш признал его как члена семьи, должно пройти определенное время, он должен сначала привыкнуть к нему. Изначально у ребенка отсутствует ощущение кровного родства по отношению к отцу. В основном выполнение отцовских обязанностей и формирование образа отца начинается, когда малыш выходит из грудного возраста, привязанность к матери ослабевает.

Основная задача родителей заключается в том, чтобы обеспечить потребность ребенка в защите и безопасности. Поначалу большая часть этой задачи возлагается на мать, и лишь с течением времени в нее вовлекается отец. В дальнейшем всю ответственность за безопасность и защиту малыша должен взять на себя папа как глава семьи. От того, как он исполняет эту обязанность, во многом зависит формирование представления ребенка о правильности семейного устройства, а также его психическое развитие. Ребенок воспринимает отца как опору и защиту от негативных внешних обстоятельств.

Малыш и мама должны видеть в отце и муже надежную опору и защиту, ощущать его силу. В тех семьях, где мама играет главенствующую роль, все равно детям нужно позиционировать отца лишь с лучшей стороны, иначе любви и уважения они к нему испытывать не смогут. Таким образом, нарушится их восприятие семейных ролей, что в дальнейшей жизни может привести к негативным последствиям.

Каждый из родителей должен приложить все усилия для того, чтобы малыш понял и почувствовал, что мама и папа его любят. Одной фразы «Я тебя люблю» недостаточно, так как ребенок, особенно маленький, еще не может мыслить абстрактными понятиями, он еще не воспринимает словесную формулировку.

Любовь - самая надежная основа гармоничного развития личности и счастливого детства. Малыши, воспитанные в атмосфере родительской любви друг к другу и к нему, имеют более высокую самооценку, уверенность в собственных силах, растут добрыми и щедрыми.

Замечали ли вы, какие изменения претерпела роль отца в развитии ребенка в современном обществе? Во многих семьях нарушился традиционный уклад семейной жизни, когда отец уже не глава семьи, а дополнение к ней. Конечно, в этом виноваты и сами мужчины, но во многом и мамы, которые в процессе воспитания формируют у ребенка неправильное представление о роли мужчины в семье. Ни первые, ни вторые не задумываются о том, к каким последствиям могут привести подобные семейные отношения.

Еще в древности, когда институт семьи только зарождался, мужчина был добытчиком и главой. С течением времени, когда понятие «добытчик» стало носить не прямой, а косвенный характер, образ отца в восприятии ребенка был неотделимо связан с какой-нибудь профессией, которая зачастую передавалась по родству. Дети начинали рано интересоваться тем, чем занимается отец, подражали ему, учились профессиональным навыкам.

Несмотря ни на что, в подсознании современных малышей все еще существует взаимосвязь: «отец - глава семьи - профессия». Поэтому даже если в вашей семье мама зарабатывает больше или каждый день ходит на работу, а папа работает дома, постарайтесь не стирать в сознании ребенка этот ассоциативный ряд. Это может навредить не только ребенку, но и отцу, а во многих случаях и всей семье, просто поставив под удар ее существование. Если ребенок перестает воспринимать папу как главу семьи, то и само понятие «отец» для него обесценивается.

Папа для зарабатывания денег

Если акцентировать внимание ребенка на сумме зарабатываемых папой денег, это приведет к ухудшению отношения. Папа перестает быть интересным как личность, становится объектом для зарабатывания денег. Отец приобретает функцию неодушевленного предмета. Деньги необходимы людям для удовлетворения своих потребностей, ребенку, соответственно, тоже. Со временем его отношение к отцу становится попросту потребительским. В современном мире взрослые часто сталкиваются с этой проблемой.

Зачастую рассказы родителей о том, что деньги достаются нелегко, не вызывают у детей сочувствия, они, наоборот, только раздражаются. Понятно, что родителям в какой-то момент становится обидно, что дети воспринимают их подобным образом. И если мама может любить своего малыша, то папе сделать это труднее. С течением времени потребительское отношение ребенка может привести к тому, что семья распадается.

Восприятие семьи и отношений

Некоторые мамы сами подливают масла в огонь, не понимая восприятие ребенком семьи, говоря о том, что раз папа не играет и не занимается с ребенком, то и малыш проявляет к нему лишь равнодушие. Папа воспринимает данную ситуацию по-своему, считая, что им в семье не интересуются, он как человек никому не нужен, у него накапливаются обиды. Если родители начнут перекладывать вину друг на друга, то итогом все равно станет уход отца из семьи. Стоит ли снова говорить о том, что гармоничного развития личности в неполноценной семье не получится ?

Как избежать подобной ситуации? Помните о том, что отношения в семье между родителями создают условия комфорта или дискомфорта для малыша. Просто постарайтесь разговаривать с ребенком о работе отца почаще и проявляйте уважение к тому, чем он занимается (даже если вам это не нравится). Не стоит делать акцент на материальных благах, расскажите лучше о том, что папа делает на работе. Поскольку для малыша пока все ново, то интересной и важной ему покажется абсолютно любая деятельность. Помните, что даже самую скучную работу можно преподнести так, что ребенка увлечет эта тема на долгое время.

Еще совсем недавно специально формировать у ребенка положительный образ отца никому не приходило в голову, именно он был кормильцем в семье. Сегодня, когда социальные роли женщины и мужчины не имеют четких границ, когда маме одной по силам поставить на ноги малыша, встает вопрос о правильном формировании образа отца в сознании ребенка. В такой ситуации многое зависит от матери, ребенок в первую очередь прислушивается к словам, мнению, именно ее отношение к отцу он перенимает.

Но как маме понять, какие качества нужно подчеркивать, чтобы сформировать у ребенка положительное и уважительное восприятие отца, если у нее прежде не было подобного опыта? Для этого нужно просто вспомнить, какие качества ценятся в представителях сильного пола.

В нашей традиции всегда ценились такие качества как доброта, благородство, мужество, бескорыстность, ум, верность, готовность прийти на помощь другим, неприхотливость, трудолюбие, хозяйственность и др.

Довольно трудно найти идеал, который бы обладал всеми перечисленными качествами, но несколько из них есть в каждом муже, просто с годами мы перестаем их замечать. Затрагивая в разговорах папины достоинства, стоит делать акцент, что это не его личные особенности, а качества, которыми обладают настоящие мужчины. У детей будут формироваться представления, помогут им в собственной жизни.

Семейное воспитание

Родители и их роль в семейном воспитании очень важны. Мамы и папы должны помнить, что самое главное для полноценного развития личности не то, сколько они зарабатывают, кто чаще играет с ребенком или гуляет с ним, кто покупает лучшие подарки, а то, какой авторитет у родителя формируется с самых первых дней жизни ребенка.

От того, как ребенок воспринимает родителей, зависит его будущая судьба и успешность в жизни. Если малыш не уважает маму или папу, один из них настраивает ребенка против другого, то это не принесет ничего хорошего для семьи и характера ребенка. Неуважение к матери или отцу в дальнейшем перерастет в неуважение к окружающим, к своей жене или мужу, детям.

Гендерные различия поведения

Когда ребенок начинает осознавать гендерные различия детей, отождествлять себя с представителем того или иного пола, его восприятие родителей также приобретает еще и половой характер. Именно поэтому мальчики и девочки по-разному видят своих родителей. Различие поведения детей создает условие для полноценного развития личности уже в дошкольном возрасте.

Девочки

Для них образ матери очень важен, когда они сами становятся женщинами, в их подсознании все равно остается образ маленькой беззащитной девочки, которая хочет быть рядом с мамой.

Гендерные различия мальчиков и девочек заключаются в том, что материнские повадки передаются и дочери. Надевая туфли на каблуке, примеряя мамины платья и бусы, девочка с малых лет хочет быть похожей на свою любимую маму. Не надо бороться с желанием быть красивой, как мама, не нужно ругать ее и наказывать за то, что она испортила дорогую помаду или порвала платье. Наоборот, постарайтесь поддержать подобное стремление собственной дочери, купите ей, например, детскую косметику или новое платье, красивый ободок для волос или туфельки. В восприятии ребенка мама является идеалом для подражания, пусть так и будет. Это лучше, чем то, если у нее появится другой образец, и не всегда хороший.

Поначалу девочки воспринимают папу как нечто необычное и интересное, ведут себя кокетливо по отношению к отцу. Видя силу, начинают уважительно относиться к нему. Наблюдая как папа ведет себя с мамой, девочка учится строить отношения с противоположным полом.

Мальчики

Для сына матерь играет более скромную роль. Главное, чему должен научиться сын от мамы - правильное отношение к противоположному полу. Всему остальному должен научить папа, используя при этом не метод рассказа, а наглядный пример того, как должен вести себя мужчина. Если девочки подражают мамам, то мальчики хотят быть похожими на папу. Наблюдая за его поведением и действиями, малыш на подсознательном уровне формирует для себя принципы своего будущего поведения.


Личность ребёнка – это ещё не окрепшая конструкция, которая формируется в детстве. Автор затрагивает проблему влияния взрослых на становление личности ребенка, так как именно за счёт их дети пытаются набрать жизненный опыт.

Чтобы привлечь внимание читателя, писатель замечает, что небрежно брошенная фраза, которую услышал ребенок от матери, может обернуться психологической травмой на всю жизнь.

(Предложения 4-5). Также, доказывая то, что для детей, фразы взрослых «представляются полными скрытого смысла», приводит пример из жизни, в котором, будучи ребенком, он совместил два абсолютно бессвязных факта.(предложения 15-20) Вернее это его детское сознание и воображение раскрутило и закрепило эту неверную аналогию. Но всё же, заканчивая рассуждения, А. Моруа делает вывод, что невозможно уберечь детей от таких мыслей, но можно попытаться не давать ребенку «острую пищу для воображения».

Я согласен с мнением автора и тоже считаю, что от того, каким было детство, зависит вся дальнейшая жизнь и эмоциональная составляющая личности, так как те, у кого было счастливое детство легче переносят все трудности взрослой жизни. Но важно не перестараться, а не то все усилия окажутся в вред.

В литературе есть немало примеров, доказывающих мою точку зрения, например вспомним произведение Л.Н.Толстого «Война и Мир» Наташа Ростова с детства была окружена любовью и заботой, в родительском доме царила атмосфера любви и доверия. Именно поэтому она стойко переносит такие потрясения, как смерть брата, обман Анатоля Курагина, смерь Андрея Болконского. Даже когда приходит война, она остается отзывчивым человеком и помогает раненым солдатам. Только благодаря родителям Наташа выросла такой личностью.

Также, размышляя над данной проблемой, вспоминается произведения Гончарова «Обломов». Да, его детство было абсолютно беззаботным, наполнено приятными эмоциями, о чем говорит сон Ильи Ильича, Но нельзя сказать, что от этого он лучше переносит невзгоды, такие как, например, разворовывание старостой родительской деревни или расставание с Ольгой. По моему мнению, он уже не способен к таким эмоциям, как разочарование, потому что произошла полная деградация личности. И на это повлияли взрослые- его родители.

Таким образом, проанализировав два аргумента, можно сделать вывод, что взрослые, в частности родители, серьезно влияют на формирование личностных качеств ребёнка.

Обновлено: 2018-01-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.