Формирование нравственно патриотических качеств дошкольников. Индивидуализация личности в аспекте патриотического и духовно-нравственного воспитания дошкольников. воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине

Музыка как средство формирования духовно-нравственных и патриотических качеств личности дошкольников

Кокина Лариса Константиновна

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

МБДОУ детского сада №15 «Ручеек»

Россия, Нижегородская область, город Сергач.

Аннотация: Статья посвящена духовно-нравственному и патриотическому воспитанию в процессе музыкальной деятельности дошкольников. Представлен личный опыт по формированию личностных качеств детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях.

Ключевые слова: духовно-нравственное, патриотическое, воспитание, дошкольники, музыка, музыкальная деятельность.

Music as means of formation of spiritual and moral and patriotic qualities of the identity of preschool children

Kokina Larisa Konstantinovna

musical director of the highest qualification category

MBDOU kindergarten №15 "Trickle»

Russia, Nizhny Novgorod region, Sergach.

Annotation: the Article is devoted to spiritual, moral and Patriotic education in the process of musical activity of preschool children. Personal experience on formation of personal qualities of children of preschool age on musical occupations, holidays and entertainments is presented.

Key words: spiritual and moral, Patriotic education, preschool children, music, musical activity.

«В душе и сердце ребенка должны быть поселены святые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремление к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания, радости и восхищения... »

Шалво Амонашвили

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности ребенка. Именно в дошкольном детстве формируется внутренняя система общечеловеческих ценностей, которая ляжет в основу всей дальнейшей жизни ребенка.

Духовно-нравственное воспитание человека – процесс трудный и долгосрочный. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая должна проходить в совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Музыкальное искусство является богатейшим и действенным средством духовно-нравственного воспитания, обладает большой силой воздействия и воспитания чувств человека. Музыка наилучшим способом позволяет развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – благодарная и вместе с тем важная задача.

Музыкальный руководитель детского сада формирует у ребенка - дошкольника основы музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности. Для достижения поставленной цели, через организацию музыкальной образовательной деятельности решаются следующие задачи:

Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с произведениями музыкального искусства и фольклором;

Накапливание опыта восприятия народной музыки;

Воспитание духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, дому, детскому саду, к родному краю, родной стране; культуры поведения средствами музыкально-эстетической деятельности. [ 1, 13 ]

Для решения этих задач используются формы работы: праздники и развлечения, комплексные занятия в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества, беседы - концерты, родительские собрания и конференции, литературно-музыкальные гостиные.

В музыкальном зале детского сада созданы условия для формирования и развития основ музыкальной культуры и творческих способностей детей. В наличии имеются записи классических музыкальных произведений, произведений русского народного творчества, детские песни, портреты композиторов, дидактические игры, презентации по ознакомлению детей с народным творчеством, с народными обрядовыми праздниками и обычаями, с русской природой, и также с современными патриотическими праздниками. Методический материал постоянно обновляется и пополняется новыми разработками. Развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала соответствует ФГОС ДО.

Работа строится поэтапно, согласно возрастным особенностям детей, строго соблюдая содержание воспитательно - образовательного процесса МБДОУ детского сада №15 «Ручеёк».

Активное формирование духовно-нравственных качеств начинается с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте посредством прослушивания песен, разучивания характерных танцев и музыкальных игр формируются знания о семье, доме и детском саде. К среднему возрасту происходит активная социализация, расширяются знания об окружающей жизни, о своей малой Родине. Большое внимание уделяется здесь традициям и обычаям, самобытности и национальному колориту родного края.

В старшем возрасте формируется гражданская позиция ребенка, приобщение к музыкальной культуре родной страны, воспитание художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию.

Большие потенциальные возможности духовно-нравственного и патриотического воздействия заключаются в народном творчестве. Фольклор ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями, бытом и трудом русского народа, с бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

Произведения народного музыкального творчества, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Народные песни способствуют развитию у детей младшего возраста первоначальных певческих навыков.В старшем возрасте их можно использовать в качестве распевания. Большое разнообразие народной музыки широко используется для разучивания танцевальных движений, хороводов, плясок, инсценировок. Так же она постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

С целью формирования у дошкольников любви к малой родине, в план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент - знакомство с татарским и мордовским музыкальным творчеством - это вариативная часть основной общеобразовательной программы.

Одним из средств реализации задач духовно-нравственного и патриотического воспитания стало проведение народных праздников. Праздники проходят в игровой форме, где дети закрепляют знания с декоративно-прикладным искусством: дымкой, хохломой, гжелью, русской матрешкой. Большое изобилие народных игр, плясок и хороводов не дают заскучать ни взрослым, ни детям. Гости, родители и дети являются непосредственными участниками мероприятий ДОУ.

Празднование государственных праздников России также является неотъемлемой частью воспитания духовно-нравственных и патриотических качеств дошкольников: день защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, день России, день народного единства, день матери. Они способствуют развитию у детей дошкольного возраста чувства гордости за свою Родину.

Доброй традицией стала ежегодная ярмарка «Сергачский перезвон», которая проводится в виде родительской конференции и является подведением итогов прошедшего учебного года. Сценарий конференции строится на взаимосвязи народной культуры и семейных традициях.

Праздники формируют у детей представление о праздничной культуре, знакомят с традициями празднования, приобщают к общечеловеческой культуре. На этой основе у дошкольников воспитываются моральные, нравственные качества, художественный вкус, формируется активная жизненная позиция. [ 1, 304 ]

Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

По словам Д.Д. Шостаковича «...Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку открыть то, чем наполнена душа всего человечества...» [ 1, 12 ]

Используемая литература:

1. О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

3. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы патриотических и духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна). Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как патриотизм и духовность занимают далеко не первые места.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Цель духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.

Вся работа ведется по трем направлениям:

  1. самообразование педагогов;
  2. взаимодействие с родителями;
  3. совместная деятельность с детьми.

Совместная деятельность с детьмисамое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.

  • Праздники (традиционные «Рождество» и «Пасха», «День Ангела»);
  • чтение детской православной литературы («Детская Библия»);
  • беседы на нравственные темы («Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах»);
  • образовательные проекты («Письмо другу», «Смоленский лен», «Просветители земли русской», «Волшебная книга истории»);
  • слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);
  • просмотр видеофильмов - притчи
  • рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;
  • продуктивная деятельность.

Взаимодействие с родителямиявляется неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Различные формы сотрудничества помогают педагогам в достижении поставленных целей и задач:

  • анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»);
  • родительские собрания «Здоровье души и тела», «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»).
  • папки-передвижки (Беседы о воспитании);
  • тематические выставки (выставка православной литературы «Живой родник»);
  • выставки семейного творчества («Праздник Пасхи – день весны», «Красота Божьего мира»);
  • совместные праздники (семейный праздник «Пасха», «Ангел – небесный хранитель» «Прощеное воскресение».

Все мы понимаем - ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

Гражданско-патриотическое воспитание- как одно из направлений социально-личностного развития детей- мы считаем важной частью педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, поэтому начиная с младшего дошкольного возраста работу по патриотическому воспитанию ведём через любовь к природе, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира.

В среднем возрасте работа по патриотическому воспитанию проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание, мы в своей работе по патриотическому воспитанию опираемся на таких авторов как, М. Ю. Новицкой программа «Наследие» и О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой - программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

В своей работе используем различные формы и методы работы:

Традиционным в ДОУ стало проведение недели Дружбы, Добра и Красоты, на которых в сердцах детей закладывается умение сострадать и сопереживать, формируется в характере, уме и душе доброта, послушание, скромность, терпение, внимание дружелюбие и, самое главное, - любовь. Для каждой возрастной группы разработаны перспективные планы по следующим направлениям: как жили на Руси; я и моя семья; моя малая и большая Родина на основе интеграции разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, речевой, продуктивной, музыкально-художественной, чтение художественной литературы, заучивание произведений фольклора, подвижные и дидактические игры.

В годовой план ДОУ вносим участие детей в фольклорных и православных праздниках.Православные праздники и обряды - это источник познания народной души, мудрости, традиций и уклада жизни нашего народа. Они играют особую роль в качестве выражения национального характера, яркая форма отдыха детей и взрослых, объединенных совместными действиями.

  • Народные и фольклорные праздники: Масленица, День защитника Отечества, Новый год, День Победы, День Космонавтики, День знаний, День города.
  • Международные праздники - День защиты детей, День матери, Международный женский день.
  • Православные праздники - Пасха, Рождество Христово.
  • Бытовые и семейные праздники - выпуск в школу, дни рождения.

Формирование патриотических чувств проходит эффективней, если установить тесную связь с семьей. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в воспитательной системе нашего дошкольного учреждения. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России

Опыт работы воспитателя ДОУ. Индивидуализация личности

В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Поэтому идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчёркивает, что «система образования призвана обеспечить … воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг. », утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Исследования проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста нашли свое отражение в работах Н. В. Алешиной, А. А. Зеленовой, JI.B. Логиновой, М. Д. Маханевой и др. Одной из главных задач является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Воспитание толерантности, сегодня, является одной из важнейших проблем. А.В.Сухомлинский утверждал: «Культурный человек терпим к людям других национальностей, к инакомыслящим, не агрессивен». Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Методические материалы по темам:
«Я и моя семья»
Игровые ситуации: «Порадовать маму, как это просто» развивать умение понимать чувства другого человека. Воспитатель предлагает одному ребенку взять на себя роль мамы, а другому ребенка. Разыгрывание ситуаций: «Мама болеет, «Мама пришла с работы» и т.д.
Игровое упражнение: «Мои желания» способствовать осознанию своего самочувствия, настроения, желаний.
Продуктивная деятельность:«Моя семья» составление генеалогического древа семьи. Воспитатель предлагает ребятам дома, совместно с родителями, найти фотографии и составить генеалогическое древо, потом принести свои древа в группу и рассказать другим ребятам о своей семье.
Урок доброты: «Как поделить печенье», «Почему ты грустишь, мама?»
Пантомима «Я мыл посуду и уронил чашку», «Я съел много конфет» и т.д. Воспитатель говорит детям о том, что они сейчас будут актерами и им нужно сыграть роль.
Игра – имитация «Поссорились-помирились» развивать умение проявлять эмоциональную отзывчивость. Воспитатель предлагает детям разыграть ситуации: «одна шоколадка. Как разделить между несколькими детьми»
Схема – обязанностей «Быт моей семьи» воспитатель спрашивает детей, как они помогают дома, и предлагает сделать шпаргалки – помощники.
Рисование своего портрета ребенок рассказывает, каким он себя видит на большом листе бумаги, используя разные техники и художественный материал, каждый ребенок рисует свой портрет
Уроки доброты «Глядя в зеркало» способствовать чувству доверительности, открытости. Ребенку предлагается посмотреть в волшебное зеркало, и показать с помощью мимики свои чувства в разных ситуациях («У меня день рождение», «Я болею» и т.д.)

Практика показывает, что целенаправленную работу по духовно-нравственному воспитанию необходимо вести в следующих направлениях:
- духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста;
- формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;
- развитие представлений о народной культуре.
Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста включают в себя следующие задачи:
- формирование представлений о добре и зле, справедливости, отзывчивости и взаимопомощи у детей дошкольного возраста;
- обогащение практического нравственного поведения дошкольников через игровые методы и приемы;
- обеспечение психологического и нравственного здоровья дошкольников;
- познание окружающего мира детьми дошкольного возраста.
Формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста включает в себя следующие понятия :
- Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Главная цель третьего направления - это формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры. Для реализации цели были определены следующие задачи:
- приобщить детей к истокам русской народной культуры;
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.
- использовать все виды фольклора как богатейшего источника познавательного и нравственного развития детей.
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное проведение календарных праздников.
Особое внимание мы уделяем использованию фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). Так как именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Важное место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников должны быть включены во все виды детской деятельности. Иными словами, необходима интегративность воспитания, которая включает:
- беседы на темы повседневной жизни и окружающего мира;
- чтение и обсуждение художественных произведений как универсальный способ разговора с детьми на духовно-нравственные темы;
- музыка, живопись, поэзия как духовная основа творчества.
- сюжетно-ролевые игры с проблемными ситуациями;
- имитационные игры;
- интерактивные игры;
- обыгрывание и моделирование проблемных ситуаций;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
- проведение турнира знатоков.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Литература
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н.учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни,особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине.

Духовный патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

С 2010 года наш детский сад участвует в педагогическом эксперименте «Региональная модель организации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования».

Тема проекта , над которым начал работать наш детский сад в рамках эксперимента: «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания».

Цель проекта:

Разработать и апробировать систему занятий, направленных на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста в процессе духовно-нравственного воспитания.

Основная гипотеза проекта:

Система целенаправленных занятий будет способствовать совершенствованию методики патриотического воспитания и повышению уровня духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. разработать систему занятий духовно-нравственного содержания, направленных на воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста;

2. совершенствовать формы и средства духовно-нравственного воспитания, направленные на воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста в процессе реализации эксперимента «Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе дошкольного образования»;

3. разработать и провести систему занятий, направленных на просвещение родителей дошкольников в области духовно-нравственного воспитания детей;

4. развивать взаимодействие с семьями воспитанников по формированию патриотических чувств в процессе духовно-нравственного воспитания.

Ожидаемые результаты:

1. Система занятий по патриотическому воспитанию дошкольников в процессе духовно-нравственного образования (материалы для учебного пособия).

3. Аудио- и видеотека для повышения компетентности родителей в области духовно-нравственного образования.

4. Банк данных об оценке качества духовно-нравственного развития детей в ДОУ.

Приступая к работе над проектом, мы внимательно изучили программу «Мир – прекрасное творение», которая обладает большим потенциалом для осуществления патриотического воспитания в рамках духовно-нравственного образования дошкольников, для развития их социо-культурной сферы. Социо-культурная сфера личности – это сфера национального самоопределения ребенка, осознания себя сыном или дочерью своего народа. На социо-культурном уровне ребенок открывает представления о родном доме, природе, культурном и историческом наследии родного края, его Святых людях и героях-защитниках. Темы занятий, предлагаемых программой «Мир - прекрасное творение», позволяют ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни русского народа, расширить представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в изобразительную, литературную и музыкальную культуру. Работа по программе позволяет содействовать развитию ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры и традиционному укладу жизни русского народа, воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, формированию интереса к истории Православия и Отечества, к образцам личного подвига благочестия.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и святой преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Яркие примеры былинных героев Руси Илии Муромца,Добрыни Никитича,Алёши Поповича,и других богатырей земли русской, национальных героев Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского являются для детей ярким образцом любви к Родине, к своему народу, храбрости, самопожертвования, готовности встать на защиту родной земли.

Образцами для формирования нравственных представлений для детей являются также жития святых.Жития святых, специально изложенные в виде маленьких историй, доступные детям дошкольного возраста,подобранные по тематике являются прекрасным образцом для подражания. Поучая детей евангельским истинам, воспитатель иллюстрирует их примерами из житий, особенно обращая внимание на детские годы русских святых. В помощь родителям в нашей видеотеке имеется диск с документальными фильмами, направленными на патриотическое воспитание: «Александр Суворов», «Адмирал Ушаков», «Николай Пирогов», «Иоасаф Белгородский», «Андрей Рублёв» и др.

В программе также используются различные виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Важное место в народной педагогике России занимают пословицы и поговорки. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества, теме патриотизма, героизма, смелости, трусости, предательства: «С родимой земли умри - не сходи», «Русский не с мечом, ни с калачом не шутит», «Храбрость города берёт» и др.

Особое место в программе «Мир – прекрасное творение» занимают сказки. Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки давно использовались в православном воспитании для освоения ценностей христианского гуманизма, для понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Использование сказок для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях западнизации наблюдается сведение к минимуму традиций русского народа, его обычаев. Именно народные сказки воспитывают ребёнка в традициях русского народа, сообщают ему основанное на духовно - нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. На примере положительных героев русских народных сказок дети усваивают духовно-нравственные категории: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и др.

Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Если правильно формировать первоначальные представления ребенка о культуре и жизни русского народа, красоте и благородстве, сочетая с духовно-нравственными качествами через сказку, то можно воспитать творчески развитую, нравственную личность, достойного гражданина России. В помощь родителям в нашей видеотеке имеется диск с фильмом: «Влияние мультфильмов на сознание детей», в котором профессиональный психолог раскрывает всю опасность западной мультипликации, на которой, к сожалению, растут наши дети, и противопоставляет ей лучшие образцы наших мультфильмов, созданных, в основном, по сказкам и несущих огромный воспитательный потенциал.

Природе отводится особая роль в духовно-нравственном воспитании, особенно воспитании патриотизма, так как родная природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок способен понимать, что он относительно природы может быть созидателем. Темы занятий: «Дары осени», «Птички Божии», «Первый снег»,«Зимние заботы», «Дети и птицы зимой», «Зимняя птица – розовый снегирь», «Подснежника глянул глазок голубой», «Воротились пташки», «Праздник Пресвятой Троицы» дают возможность помочь детям почувствовать красоту и хрупкость родной природы, необходимость заботы о ней, возможность реально помочь «братьям нашим меньшим».

В детском саду создан кабинет духовно-нравственного воспитания, в котором дети могут увидеть фотографии храмов Белгородчины, в т.ч. и храма Архангела Михаила,расположенного в нашем посёлке. Здесь же находятся книги по духовно-нравственному воспитанию детей, адресованные взрослым,расположена детская православная библиотечка,проводятся выставки детского творчества «Красота Божьего мира глазами детей», а также организуется непосредственно образовательная деятельность по программе «Мир – прекрасное творение».

Воспитатели организуют экскурсии в храм Архангела Михаила, расположенного в нашем посёлке, приобщая тем самым дошкольникам к святыне родного края.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Большую роль в формировании патриотических чувств дошкольников играет совместное переживание детьми и взрослыми православных праздников.Внешняя сторона праздников насыщается внутренним нравственным смыслом, первоначальными истоками и становятся выражением переживаемой религиозной реальности. Эти праздники представляются настоящим событием в жизни не только детей, но и родителей, и педагогов. Мы стараемся максимально использовать истории и сюжеты православных праздников, доступные восприятию детей, при этом не акцентируя их внимание на богословских обоснованиях. Праздники богаты образами и впечатлениями. Каждый ребенок является участником праздников,а не простым зрителем.Он, таким образом, впервые начинает переживать радость познания Бога, красоту христианских обрядов и произведений религиозного искусства. Церковные праздники расширяют сферу детских переживаний, способствуют формированию сопричастности к культуре и истории своего народа.

Таким образом, наш опыт работы по программе «Мир – прекрасное творение» показывает, что духовно-нравственное воспитание способствует:

  • формированию приобщённости дошкольников к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;
  • созданию у детей представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;
  • формированию уважения и интереса к родному краю, его истории, жизни Святых родного края, к своей родословной, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
  • воспитанию заботливого и бережного отношения к рукотворному, растительному и животному миру, к окружающему миру – великому творению Господа, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);
  • формированию благоговейного и бережного отношения к семейным реликвиям, иконам, книгам;
  • развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, чувство благоговения перед святынями.

А включенность в отечественные культурные традиции, которую удаётся создать благодаря работе по программе «Мир – прекрасное творение», постепенно, как мы надеемся, перерастёт в устойчивое личностное качество, которое характеризуется как патриотизм.