Генеалогия как историческая наука. Что изучает генеалогия

ГЕНЕАЛОГИЯ

ГЕНЕАЛОГИЯ

(греч. genealogia , от genea - рождение, род, и logos - слово). Наука о происхождении и взаимной связи родов, также родословная таблица; вообще происхождение чего-либо.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

[гр. genealogia - родословная] - история рода, семьи; родословная запись.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

греч. genealogia , от genea , рождение, род, и logos , слово. а) Родословное дерево. b ) Наука о родословии.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

родословная, определение родства между членами разных семейств.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

ГЕНЕАЛОГИЯ

родословная; определение степеней родства между предками и потомками отдельных родов.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Генеало́гия

(гр. genealogia родословная)

1) вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословие;

2) родословие, история рода; родословная запись.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Генеалогия

генеалогии, ж. [греч. genealogia – родословие ] (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся историей родов, происхождением отдельных лиц, составлением родословных. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия человека. || Совокупность последовательных, возникающих одна из другой стадий в развитии явлений одного порядка. Генеалогия материализма от Эпикура до наших дней.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Генеалогия

и, мн. нет, ж. (нем. Genealogie греч. genealogia родословная).
1. Родословие, история рода; родословная запись. Г . семьи .
|| Ср. линия .
2. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословие.
Генеалогический -
1) относящийся к генеалогии 1, 2;
2) в сочетании генеалогическое древо - то же, что г.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ГЕНЕАЛОГИЯ" в других словарях:

    ГЕНЕАЛОГИЯ направление в анализе истории и культуры (особенно религии и морали), рассматриваемых в их происхождении из перипетий борьбы интересов, социально психологических факторов и всего мира повседневности, над которым эти ценности… … Философская энциклопедия

    ГЕНЕАЛОГИЯ, генеалогии, жен. (греч. genealogia родословие) (книжн.). 1. Родословная, история рода. Генеалогия Пушкиных. || Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая родословные. 2. Происхождение растительных и животных родов. Генеалогия… … Толковый словарь Ушакова

    Родословная, родословное древо, генеалогическое дерево, родословное дерево, генеалогическое древо, родословие Словарь русских синонимов. генеалогия см. родословная Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский … Словарь синонимов

    генеалогия - и, ж. généalogie f. <гр. 1. Раздел истории, занимающийся изучением отдельных родов и составлением родословных таблиц. Сл. 18. Енеалогия турецкая, откуль взяли свой початок. кон. 17. в. Соболевский Перевод. 88. Тем, которые.. в Истории,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (I) один из основных философских методов Ницше: ‘совершенно новая наука’, или ‘начало науки’, сводящаяся к ‘истории происхождения предрассудков’ и, таким образом, к ‘процедуре разоблачения исторического смысла ценностей’. В предисловии к… … История Философии: Энциклопедия

    Родственные связи определенной особи с рядом предков, прослеживание которых существенно для селекции растений и животных. Синонимы: Родословная См. также: Селекция Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - (греч.) систематическое собрание сведений опроисхождении, преемстве и родстве родов и фамилий. Известная уже многимнародам древнего мира, Г. лишь с конца Средних веков принимает точныеформы. Сильный толчок в этом направлении дали ей рыцарские… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    генеалогия - ГЕНЕАЛОГИЯ (от греч. genealogia родословная) методология моделирования исторической событийности. Предложена Ф. Ницше как альтернатива историзму, недостаток которого состоит в том, что прошлое воспринимается и оценивается на основе… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    - (греческое genealogia родословная), специальная историческая дисциплина, изучающая возникновение и развитие родственных отношений. Как научная дисциплина, устанавливающая родственные связи исторических деятелей, родов и фамилий, возникла в 17 18… … Современная энциклопедия

    - (греч. genealogia родословная) вспомогательная историческая дисциплина (возникла в 17 18 вв.), изучающая происхождение, историю и родственные связи родов и семей; практическая отрасль знаний, составление родословий. ...ГЕНЕЗ (от греч. genesis… … Большой Энциклопедический словарь

Термин имеет греческое происхождение и образован от слов «род» и «учение».В этой статье мы расскажем, что такое генеалогия, кратко дадим определение и объясним, и что изучает эта наука в истории, как можно проследить развитие одной общности и получить достоверную информацию о своих дедах и прадедах.

Понятие науки «о родстве»

Генеалогия - это наука, изучающая и систематизирующая данные о династиях и древах в хронологическом порядке. Рассмотреть эту научную дисциплину можно и в более узком контексте - на примере какой-то конкретной семьи, известной фамилии.

Впервые о составлении «древа», отражающего связь поколений, задумались еще в Древней Греции. Но корни этого явления уходят гораздо глубже - в библейские времена. В Библии повествование начинается с описания происхождения народов. Это - первый пример упорядочивания сведений о представителей одной и той же общности.

Во времена рыцарских походов доказывать свое дворянское происхождение нужно было по изображению, на котором располагались гербы. У основания помещалось обозначение семьи дворянина. Ствол делился на две большие ветви - материнскую и отцовскую линию. Эти ветви делились на еще на две. На них изображался знак деда и бабушки. А девушкам, которые хотели попасть в монастырь, должны были предоставить информацию о своих предках до 6 колена.

Особое развитие генеалогия получила в эпоху феодального строя. В тот период часто возникали споры о праве наследования земель и имущества. Для доказательства своих прав многие пользовались родовыми древами и таблицами. В Англии и Франции правильность составления схем с указанием кровных уз контролировалась на государственном уровне. Для этого были созданы специальные должности. Люди, которые получали такую профессию, следили за тем, чтобы ни один чужак не проник в лоно богатой и знаменитой семьи.

В России первое краткое определение того, что такое генеалогия, а также роли понятия в истории было дано в эпоху монархического строя и сохранилось по сей день. Первый известный сборник благородных семей и информации об их наследниках вышел в 1555 году. Из-за передачи власти строго по наследству возникла острая необходимость в упорядочивании всех сведений о каждой династии. Все это позволяло доказать право на особые привилегии, принадлежность к фамилии. Так появились первые схемы династий.

После Октябрьской революции началось массовое истребление дворян и купцов. Собранная ранее информация привела к тому, что революционеры и примкнувшие к ним люди с легкостью находили древние семьи.

Евгеническое общество, которое отслеживало жизнь отпрысков дворян, было распущено в начале 30-х годов. После этого «изучением» родословных занялись сотрудники НКВД. Один из самых привилегированных классов был практически полностью уничтожен. Массово сжигали документы, ликвидировали архивы. Интересоваться своим происхождением стало просто опасно.

После Революции внимание историков сместилось с дворянских и купеческих фамилий на крестьянские.

Зачем нужна эта научная дисциплина

Если рассматривать генеалогию в более узком смысле, то процесс систематизации знаний об известной фамилии или семье можно представить так:

  • Анализ происхождения общности.
  • Составление связей поколений и их преемственности.
  • Формирование родословных книг и деревьев.

Объектом изучения этой дисциплины выступает социум, а также исторические источники. В рамках этого выделяется еще более узкая специализация, касающаяся ДНК. Она изучает основы наследственности и помогает установить кровные связи между людьми.

Самые главные функции учения о наших предках

Мы уже узнали, что такое наука генеалогия и что она означает, и поняли, что это - неотъемлемая часть истории, которая особенно важна для тех, кто занимается поисками своих предков. Выясним, какие функции она выполняет.

Исследовательская. Благодаря углубленному изучению родства можно «пролить свет» и на основные термины других научных дисциплин - ономастики (науки об именах и наименованиях) и этнографии. Данное направление затрагивает и другие гуманитарные научные течения.

  • Наследственная. Помогает установить факт принадлежности к той или иной фамилии. Эта функция часто применяется в семейных спорах.
  • Юридическая. Вытекает из предыдущего пункта. С ее помощью можно доказать факт наследования имущества, заставить отца, отказавшегося от ребенка, платить алименты.
  • Биографическая. Пользуется особой популярностью у тех, кто пишет мемуары. Начинающие авторы - известные люди, деятели искусства и политики - стремятся донести подлинную историю своих предков до читателя. Для этого они опираются на свое прошлое, делая акцент на том, что родились в простых семьях и «сделали себя сами».
  • Медицинская. При подозрении на возникновение какого-либо генетического заболевания врачи рекомендуют с большим вниманием отнестись к наследственному фактору.

Что такое генеалогия: основные методы этой науки от начала истории исследований и по сей день

  • Архивация. Первоначально сбор информации о семьях проводился герольдами. Возникла эта новая профессия во времена правления Петра I. Это были члены именитых династий. В их обязанности входил сбор и упорядочивание в хронологической последовательности всех данных о каждом представителе выдающейся фамилии. Просуществовала служба до 1917 года. На современном этапе архивация также популярна среди исследователей, работающих в данном направлении.
  • Поиск по онлайн-ресурсам. В сети сейчас есть множество источников, баз данных, благодаря которым человек может узнать о том, кто был его предком.
  • Генетические исследования. В лабораторных условиях можно выяснить, есть ли кровная связь между совершенно разными людьми. Изучение ДНК помогает обрести новых родных, найти племянников, сестер, братьев, дедушек и бабушек, с удивлением обнаружить, что у вас в семье были князья или графы.

Как узнать, были ли ваши предки выдающимися людьми

Опрашивать кого-либо можно при помощи специальной анкеты. В нее включите следующие пункты:

  • Место рождения.
  • Дата рождения.
  • Сословие. Требуется, если человек родился ранее 1917 года.
  • Образование.
  • Религиозные верования.
  • Наличие наград.
  • Профессия и места работы.
  • Имена супруга или супруги, а также их детей.

Для получения подробной информации можно обратиться в профильные организации, которые занимаются изучением архивов. Такой вариант подходит людям, которые точно уверены, что у них есть родственники, но не знают, где их искать.

Изучать архивные источники можно и самостоятельно. Но следует знать, что допуск к некоторым из них может быть ограничен. Ваш предок мог быть разведчиком, а его деятельность - до сих пор скрываться под грифом «секретно».



Виды родословных

В современной генеалогии принято выделять два вида: восходящая и нисходящая. Разберемся в этом более подробно. Восходящая родословная изучает самого человека и от него идет к тем, кто жил много лет назад - дедам, прадедам и т.д. Нисходящая изучает далекое звено одной цепи и требует более тщательного и углубленного анализа.



Как можно отобразить кровные связи

Ее можно зафиксировать несколькими способами. При помощи:

  • Таблицы.
  • Росписи.
  • Древа.

При упорядочивании древа фамилии предков записываются в кружочки. В Западной Европе мужчины, у которых есть дети, пишутся на фоне желтого цвета, а те, кто не имеет - на фоне красного цвета. Женщины, состоящие в браке, помещаются на лиловый фон, а незамужние - на синий. При этом обозначение для мужчин - ромб, а для женщин - овал.

Такой вариант наглядной фиксации всех ближних и дальних родственников очень удобен.

Таблица

Так же, как и древо, таблица может строиться в восходящем и нисходящем порядке. Таблица выполняется в более строгом варианте - графическом. Ее составление подойдет для серьезных исторических исследований, написания диссертационных работ и т.д.

По своему виды все таблицы делятся на:

  • Вертикальные.
  • Горизонтальные.
  • Круговые.

Самый популярный формат, в котором работают многие историки - круговой.

Круговая запись передает равнозначность мужчин и женщин при рождении потомков. Генеалогический паспорт - еще одно название таблицы - должен хранить у себя каждый член семьи. Это укрепляет связи между поколениями, помогает охватить все линии предков.

Если вы введете такой подробный способ фиксации информации, ваши потомки смогут легко ориентироваться в родословной. Это приведет к тому, что даже через 100-200 лет ваше имя будут вспоминать с благодарностью.

Можно ли заказать исследование своих корней специальным организациям

Условно все современные генеалогические исследования можно разделить на три вида:

  1. Изучение истории семьи «под ключ». Работы проводятся не только в общеисторических, но и в ведомственных архивах. Отчет о проделанной работе по желанию клиента оформляется в виде таблицы или древа. Такой метод помогает отыскать своих предков вплоть до 12 колена.
  2. Классический анализ. Здесь учитываются сведения, взятые не только в местных архивах, но и в зарубежных. Рассматриваются возможные миграции в другие страны.
  3. Точечное исследование. Цель - найти определенную информацию в одном из архивов. Допустим, вы хотите репатриироваться в Израиль и вам нужно доказать, что в роду по материнской линии у вас были евреи. Точечный анализ помогает найти доказательства вашей принадлежности к фамилии. Вы можете использовать отчет в качестве официального документального подтверждения.

По завершению работы вам будет предоставлен подробный отчет, в который войдут:

  • Архивы, где проводились поиски.
  • Фотокопии и сканы документов, подтверждающих ваши родственные связи.
  • Полная выписка о ходе исследования.
  • Семейное древо.

По срокам это дело занимает от трех до пяти недель. Все зависит от того, до какого колена вы планируете узнать своих предков.

Значение исторической генеалогии

Это научная дисциплина и неотъемлемая часть не только глобального летописания, но и истории каждой конкретной семьи. Сбор и обработка информации помогает сплотить людей, понять роль своей личности в жизни целого поколения, ощутить себя преемником своих великих предшественников.

Любой человек, зная о том, что в его роду были выдающиеся воины, политические функционеры и деятели искусства, ощущает прилив сил, духовный подъем и начинает относиться к своей жизни более ответственно. Составление древа поможет понять свою значимость и осознать, как важно ощущать связь с общностью, находить новых братьев, сестер, дедушек и бабушек.

Выяснив, что значит генеалогия для человека, вы поменяете свое отношение к тем, кто всегда с трепетом отзывался о своих корнях. Зная о том, кто был вашим предком, вы сможете по праву гордиться своим происхождением или определить предрасположенность к какой-то профессии, предупредить развитие заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Главное - правильно подойти к процессу сбора информации, заручиться поддержкой близких и не сдаваться перед трудностями.

Генеалогия – это дисциплина истории, она изучает родственные связи людей, историю семей и родов, происхождение и биографии отдельных представителей рода. Генеалогическое (родословное) древо – представление родственных связей в виде схемы, напоминающей дерево, ветвями и листьями которого является семья. Генеалогическое дерево позволяет проследить происхождение фамилии, а иногда и подсказать ее значение.

Человек должен знать свои корни. Именно поэтому многие так стремятся восстановить генеалогическое древо, отыскать предков. Однако задача эта непростая, придется запастись терпением и упорством, потратить время и усилия.

Первым делом уточните фамилию, имя и отчество самого дальнего вашего предка. Именно с него начнутся поиски всех остальных родных, ведь нужна зацепка. Кроме этих данных надо знать еще год и место рождения человека, сведения о котором вы собираетесь искать. Ведь все данные о людях в архивах хранятся сгруппированные не по алфавиту, а по годам и районам. Именно так священники составляли метрические книги.

Далее надо обратиться в архив по месту рождения вашего предка с запросом. Запрос можно направить лично и по почте. Сотрудники архива будут искать записи о нужном вам человеке в метрических книгах. Там может быть указана не только дата его рождения, но и родители. Так можно отыскать информацию для дальнейшего восстановления родословной. Ведь в записях о родителях может быть указано, откуда они, к какому принадлежали сословию.

Если ваши предки принадлежали к купцам, казакам, золотопромышленникам и т. п. сословиям, можно поискать информацию о них в исторических фондах или областном музее. Но это придется делать самому, кропотливо работая в читальном зале. Зато могут найтись расписки, прошения своих предков и тому подобные сведения.

Начните поиск предков с опроса своих ближайших и дальних родственников. Объясните им, что хотите восстановить информацию о конкретном человеке, чтобы не прерывалась связь поколений. Из непринужденных бесед с родными можно почерпнуть самые необходимые начальные данные, включая фамилию, имя, отчество, дату рождения и место жительства предка. Фиксируйте результаты на бумаге или воспользуйтесь диктофоном. Это позволит не потерять ценную информацию и обратиться к ней впоследствии для анализа. Проведите поиск в семейном архиве. Источником сведений о конкретном лице могут стать старые фотографии, свидетельства о рождении и заключении брака, аттестат о среднем образовании, диплом об окончании вуза. Нередко в архивах имеются разного рода справки, содержащие установочные данные. Но самым ценным материалом для исследований могут стать письма прежних лет. Разумеется, чтобы ознакомиться с ними, получите согласие тех, кому они адресованы. По возможности делайте копии с документов, представляющих интерес для ваших розысков. Собрав первичную информацию о разыскиваемом предке, обратитесь за помощью в архивные учреждения. В местных и центральных архивах длительное время сохраняются многие из документов, которые могут оказаться ключевыми в ваших поисках: данные о местах проживания и работы, о службе в вооруженных силах.

Существуют специализированные архивы предприятий, организаций и учреждений, где хранится информация по видам деятельности. Так, если ваш предок участвовал в Великой Отечественной войне, его послужной список или данные о награждениях можно отыскать, обратившись в Центральный Архив Министерства обороны РФ. Рассортируйте все собранные сведения и проведите их анализ. Составьте перечень всех родственных связей, через которые можно получить доступ к дополнительной информации о своем родственнике. В результате вы наверняка сможете разыскать тех лиц, с которыми он поддерживал родственные или дружеские отношения, вместе работал или проходил службу. Самое ценное в том, что ваш информационный поиск может стать началом большой и полезной работы по составлению семейного генеалогического древа. Составление генеалогического дерева позволит вам узнать много нового из истории вашей семьи. Кроме того, это увлекательное хобби и прекрасный повод для того, чтобы провести свободное время с родственниками. Составление фамильного древа может стать очень увлекательным занятием. Начав искать информацию о своих предках, вы узнаете очень много нового и об их окружении и о тех исторических периодах, когда они жили. На этом пути может оказаться немало неожиданностей.

Благотворительный концерт проекта «Ты супер!» в Кремле покажут по НТВ 10го в 20:10.

Генеалогия (от греч. genos - род и logos - слово) относится к разряду специальных исторических дисциплин наряду с нумизматикой, сфрагистикой, геральдикой, дипломатикой и др. (см. Вспомогательные исторические дисциплины).

Один из первых русских генеалогов-теоретиков - Л. М. Савелов так определил значение этой дисциплины: «Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц».

Зарождение генеалогии теснейшим образом связано с возникновением классового общества. В условиях родового, а в дальнейшем классового общества возникла необходимость записывать родство вождей, царей и т. д. Известный немецкий теоретик генеалогии О. Форст-Баттаглия считал, что генеалогия так же стара, как и сама история. К числу древнейших памятников генеалогии он относил реестры египтян, рассказы Геродота, семейные известия римлян. Сюда же можно отнести и мифологические сказания индусов, ассирийцев, греков, где подробно излагаются все родословные связи богов, полубогов и героев (см. Мифология). Постепенно генеалогия освободилась от мифологических элементов. С развитием дворянского сословия в средние века, в эпоху феодализма, с появлением и закреплением правовых норм этого сословия, дававших целый ряд прав и преимуществ, генеалогия постепенно становится на научную основу. Большую роль в ее развитии сыграли рыцарские ордена: с этого времени генеалогические сведения начали принимать условную форму, получившую название генеалогического древа. Оно изображалось следующим образом: рисовался ствол дерева, у корня помещался герб лица, вступившего в орден, ствол делился на две главные ветви, на которых помещали справа герб отца, слева герб матери, потом каждая ветвь делилась еще на две ветви с гербами деда и бабки с отцовской и материнской стороны и т. д. Обыкновенно для вступления в орден требовалось 8 гербов с каждой стороны. Постепенно к изображению гербов начали прибавлять сведения о данном лице.

В России уже в древнейших летописях содержатся перечисления великих и удельных князей, в Новгородских летописях даны списки посадников и других должностных лиц, содержащие генеалогические сведения. Большую роль в развитии русской генеалогии сыграло местничество. Представители великокняжеского, а затем и царского двора и Боярской думы постоянно участвовали в спорах о знатности и родовитости своих предков, стремясь занять более видное место при дворе. С конца 15 в. в актах попадаются родословные указания, а в 1-й половине 16 в. составляются первые частные родословцы - книги, заключавшие списки лиц одной фамилии или нескольких родственных по порядку нисходящих поколений (от деда к сыну, внуку и т. д.). При уничтожении местничества в 1682 г. была учреждена «Родословных дел палата», просуществовавшая до 1700 г. Там была составлена так называемая «Бархатная книга», куда вошли наиболее знатные фамилии. В 18 в. в России создается герольдмейстерская контора при Сенате, позднее переименованная в Департамент герольдии. Это учреждейие ведало вопросами о принадлежности к дворянству, присвоении гербов, составлением списков дворян. Департамент герольдии просуществовал вплоть до 1917 г.

В настоящее время генеалогия продолжает служить исторической науке. Ее материалы используют не только историки, но и литературоведы, искусствоведы и музейные работники, например, при атрибуции портретов неизвестных лиц.

Генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю разных семей.

На Руси слово «генеалогия» в составе греческих рукописей стало известно в XI в. при Ярославе Мудром и было переведено как «родословие», т. е. «учение о происхождении». Первые сведения о происхождении племен и народов, правящих династий, отдельных семей появились уже в «Повести временных лет». Это рассказ о происхождении славянских народов от сыновей Ноя, о приходе в Киев Рюрика, родоначальника всех русских князей (см. Династия Рюриковичей).

Русские родословия, систематически создававшиеся с XVI в., - это росписи мужских потомков, непрерывный список лиц, начиная с князя Рюриковича, основателя династии или выехавшего к такому князю родоначальника боярского рода. Заканчивался документ обычно именами лиц, составивших роспись рода. В случае распада рода на несколько самостоятельных семей в росписи их пытались объединить, чтобы сородичи в случае необходимости могли доказать единство своего происхождения. Если какие-то ветви рода к моменту создания росписи пресеклись, т. е. остались без мужских потомков, после имени последних мужчин добавлялось слово «бездетен», чтобы к древнему роду не могли приписаться чужеродцы. Такие документы имели чисто служебный характер, в них не записывали имена женщин, лишь иногда делались пометы о удачных браках (например, замужество с представителем великокняжеской семьи). Порой встречались записи о службе предков бояр великим князьям. Из таких родословных создавались книги - родословцы. Самым известным в XVI-XVII вв. был Государев родословец, составленный в 1555 г., где записаны родословия самых знатных семей России того времени.

Постепенно во второй половине XVI в. росписи стали превращаться в небольшие истории рода: не только записывалось упоминание об участии предка в сражении, но и отмечалось, как он геройски сражался. Так, Нащокины составили и записали рассказ о том, как их предок, сражаясь в Твери с монголами, был ранен в щеку: от этого и пошла их фамилия.

Позднее такие родословные рассказы становились более подробными: они описывали уже не только приезд родоначальника в Россию, а повествовали о службе пращуров другим государям, иногда даже с античности. Появилась потребность вписывать генеалогию своей семьи в историю других стран Европы. Так, Корсаковы, доказывавшие, что их предки выехали в Россию из Рима, подали прошение добавить к своей фамилии еще одну - Римские. Получив на это разрешение, Римские-Корсаковы в 80-е гг. XVII в. написали историю семьи, где доказывали, что ведут свой род от одного из греческих героев - Геракла, чьи потомки обосновались на острове Корсика. Для создания подобных историй рода привлекались польские хроники, исторические произведения различных авторов, в том числе и античных историков - Тацита, Геродота. Через генеалогическое исследование русские дворяне знакомились с историческими традициями других европейских стран, в результате чего в общественном сознании складывалась идея об общности исторического развития и давних культурных связях между различными народами Европы. Зарождение этих идей в преддверии петровских реформ способствовало, по всей вероятности, проведению реформ, в частности и в области создания родословий уже в XVIII в.

Ранние русские росписи, создаваемые для доказательства прав семьи занимать те или иные государственные и придворные должности, были гораздо скромнее европейских генеалогий.

В Европе родственные связи семьи чаще всего изображались графически, в виде родословного древа. В корнях родословного древа помещался родоначальник семьи, а на ветвях в определенной последовательности - его потомки, часто с женами или мужьями. Для оформления такого древа разрабатывалась специальная символика: различной формы щитки, на которых записывались имена мужчин и женщин; такие щитки раскрашивались разными цветами, чтобы указать сыновей и дочерей, их жен и мужей. Уже по форме и цвету изображений можно было определить, принадлежит записанный на щитке человек к данной семье или связан с ней узами брака; есть потомки у этого члена семьи или нет. Генеалогические древа, иногда украшенные гербами и портретами, были очень красочными. В России родословные древа не привились. Лишь в XVII в., когда семьи разрослись, в родословных росписях иногда рисовались маленькие графические схемы, чтобы было проще разобраться в степени родства между отдельными лицами.

В России родословные росписи были официальным документом, необходимым для обоснования прав на должность. И для упорядочения сведений о родственных отношениях после отмены местничества в 1682 г. была создана Палата родословных дел. Работавшие там дьяки должны были собирать родословные росписи у дворян, проверять их достоверность и составлять новые родословные книги, отражавшие сложившуюся сословную структуру общества. В петровское время вместо Палаты создается в 1721 г. Герольдия при Сенате, которая вела дела о дворянстве русских семей, выдавала соответствующие документы, устраивала смотры недорослей, определяла их на службу и, согласно Табели о рангах, признавала дворянство тех, кто дослужился до соответствующего чина (см. Чины, звания, титулы). Но уже в XVIII в. на территории Российской империи одно учреждение не могло выполнять все эти функции. При проведении губернской реформы при Екатерине II в каждой губернии создавалось дворянское собрание, в его обязанности входило записывать всех проживающих на данной территории дворян в особые родословные книги, выдавать свидетельства о дворянстве, принимать в свою корпорацию тех, кто дослужился до дворянства. Губернское собрание отчитывалось перед Герольдией.

В XVIII в. генеалогия находит применение в научных исторических трудах. В XIX в. появляется большое количество работ, посвященных истории различных дворянских семей, издаются исторические документы, родословные справочники. В 1898 г. в Санкт-Петербурге организуется Русское генеалогическое общество, в 1904 г. - Историко-родословное общество в Москве. Они имели свои печатные органы. Занятия генеалогией объединяли профессиональных историков и любителей, собирающих материалы по истории своей семьи. В многочисленных журналах, издававшихся в России, появились генеалогические рубрики, где печатались различные материалы по истории русского дворянства. Гораздо хуже была разработана генеалогия купечества и других податных сословий. После 1917 г. активные генеалогические поиски затухают: из жизни уходят люди, ими занимавшиеся, а из исторической науки - темы, требовавшие генеалогических изысканий.

В 1980-е годы генеалогия вновь возрождается как знание истории своей семьи, знание своих предков. Создаются общественные организации, куда входят потомки русских дворян и купцов: их объединяет во многом интерес к генеалогии. Среди других гуманитарных наук генеалогия оказалась наиболее близкой к компьютерной технике, поэтому сейчас создаются банки генеалогических данных. В Москве вновь появилось Историко-родословное общество, а в Санкт-Петербурге при Российской национальной библиотеке создан Институт генеалогических исследований. С 1993 г. в Екатеринбурге стал выходить научный журнал «Историческая генеалогия». Как и в прошлом, занятия историей своей семьи приводят к тому, что люди начинают больше интересоваться историей страны: ведь именно в генеалогическом поиске общественное сознание смыкается с профессиональным исследованием историка.

Генеалогия - наука о родословной. Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию.

Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потому что, как показывает практика, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками. И мы должны воспользоваться этим интересом. Бабушки и дедушки особенно любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, это ведь и есть страницы истории семьи. Плодотворны воспоминания во время семейных праздников, но лишь в небольшом кругу и когда нет посторонних людей.

В родословное древо вносятся только точные имена, точная информацию. Генеалогия есть история того или иного рода во всех проявлениях жизни Л.М.Савелов Родословная - это лишь небольшая, видимая часть работы. Генеалогия - это наука о происхождении и родственных связях отдельных родов и лиц, а также методика обоснования и составления родословной, поколенных росписей, выяснения биографических данных о лицах. Леонид Михайлович Савелов, учёный-генеолог конца XIX - начала XX века, давал такое определение этой науки Генеалогия есть построенное на достоверных документах и других источниках доказательство родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка, независимо от общественного положения этих лиц. Это определение довольно узкое и характеризует саму науку.

Понятие родословная на Руси появилось в конце XV века. Впервые это слово в русском языке употреблено в 1499 году. С этого же времени составителя родословных именуют генеологом. Началом практической генеалогии в России считают родословные книги 40-х годов XVI века. В 1555 году был создан Государев родословец. При Иване IV появился разрядный приказ, который проверял частные родословцы.

Государев родословец составлял А.Адашев, там были указаны все славные и древние роды на службе у московских князей и царя. При Федоре Алексеевиче в 1628 году эта деятельность была продолжена, вместо Государева родословца появилась Бархатная книга, содержащая родословие старейшего боярства и служилого дворянства.

Во второй половине века вносятся изменения в Соборное уложение 1649 года, касающиеся непосредственно следования. Это так называемые статьи о поместьях, внесённые 10 марта 1676 года, а также о вотчинах - 14 марта года. В 1684 году указ О наследовании после умерших ещё более систематизирует порядок наследования и в кой-то степени способствует также развитию генеалогии. А появление Департамента герольдии при Сенате в XVШ и вовсе заставляет привести в порядок не только наследственные документы, но и вопросы формальной генеалогии.

В 1714 году при Петре 1 появился закон Наследование имущества. С этого времени в России появляется понятие восходящие и нисходящие линии родства. Уже в этот период возникает необходимость защищённости родословца от самозванства. XVIII век для России стал веком истинного расцвета отечественной генеалогии. Это объясняется экономическим расцветом государства, а вместе с ним и активизацией деятельности иных, недворянских, сословий с другой стороны - бурным развитием исторической науки.

Да и в обществе знанию родства стали уделять значительное внимание. Именно в XVIП веке стали впервые применяться родственные таблицы, росписи, которые являлись приложением к общим трудам по истории России. Авторами их были М.В.Ломоносов, Екатерина II, Н.М.Карамзин. В 1786 году в свет вышел первый Родословный российский словарь, в котором были отражены данные о дворянских родах по службе.

Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов. В начале XIX века вводится понятие генеалогическое древо. Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество. В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова.

В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии. В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге.

Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский. В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав Общества любителей родословия. А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.

В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая тогда ещё всесоюзная конференция Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. Отдельная секция Моя родословная работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения Отечество, проходящих в столице.

Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству. Генеолог Л.М.Савелов считал, что доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины. Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой История рода должна давать нравственные уроки и задачи. Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач.

А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости. 1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения.

Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности.

Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д. Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура например, реалистические традиции в литературе и искусстве. Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово обычай, который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально узаконенная властью массовой привычки, традиций и общественного мнения хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми и стихийно воспроизводимая действиями множества людей. У традиций и обычаев есть определенное сходство.

Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п. в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение.

Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий.

Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются. Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора.

Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции.

Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме. Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая.

Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества интернациональные, революционные традиции и т. п Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств патриотического, интернационального и т. п Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими.

Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто.

Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия правда, и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых. Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания.

Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей.

И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п. Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников русская масленица, татарский сабантуй - праздник плуга и др Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту.

Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда.

И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно.

И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей.

В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи. Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности. Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет.

Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало. Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях.

В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией. Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д. Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере.

В любой традиции особенно в обычаях существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов. Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло.

Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства. Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства. Обряды особым образом выполняют важные социальные функции массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования.

Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов. Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий.

Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса.

Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности. 1.3

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Знакомство дошкольников с родословной

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм - одна из важнейших черт.. Многое требуется от школы её роль в этом плане невозможно переоценить. Системе народного образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: