Горнолыжная одежда — как правильно выбирать? Как подобрать горнолыжное снаряжение и правильно за ним ухаживать

Старт трассы расположен в красивейшем кулуаре на высоте 2530 м.

Хороший пример такой иерархии — австрийский Циллерталь . Это большая долина, по которой разбросаны объединенные общим ски-пассом пять отдельных регионов катания. Перемещение между ними — на лыжном автобусе, при этом суммарная длина трасс — порядка 500 км. И когда у нас туроператоры предлагают этот регион, то чаще всего речь идет о Майрхофене — городке, относящемся к зоне катания Циллерталь 3000 . Хотя на самом деле выбор населенных пунктов только в этой зоне существенно шире: можно жить также в Хиппахе, Финкеберге, Вордерланерсбахе, Ланерсбахе. Да, эти городки гораздо меньше и вариантов для вечернего досуга в них немного, но зона катания у них общая, а добираться до нее, например, из Финкенберга удобнее: отсутствуют майрхофенские очереди на подъемник, а при хорошем снеге можно спуститься на лыжах прямо в город.

Определитесь с целями

Всегда стоит исходить из целей. Спросите себя: «Что я хочу получить от этой поездки?». Даже если вы никогда не стояли на лыжах, не были в горах и не видели снега — все равно у вас будут какие-то ожидания. Например, вы едете первый раз, и решили, что для вас важно в порядке приоритета:

  • Научиться кататься;
  • Потусоваться, потанцевать вечером после катания;
  • Чтобы трассы проходили через поросшие елями склоны, а сам курорт был застроен милыми домиками в альпийском стиле — чтобы как в новогодней сказке.

Исходя из этих «хотелок» и складывается набор параметров, по которым выбирается курорт. Что за параметры? Читайте дальше.

Высота зоны катания и наличие снега

В долине на высоте 650 метров в январе может зеленеть трава, а в зоне катания на 2000 метров — море снега.

Резюмируя вышесказанное, можно порекомендовать следующее: если вы выбираете курорт не за неделю до отъезда, а заранее, то, учитывая температурные тенденции последних лет, желательно, чтобы основная часть трасс располагалась в диапазоне высот от 1500-1700 до 2500-3000 метров. Тогда вы с высокой вероятностью покатаетесь по хорошему снегу. Оптимальная высота для проживания при этом — 1500-2000 метров, тогда город будет гарантированно заснежен и вы ощутите настоящее дыхание зимы.

Территория катания

Как измеряется километраж трасс на курортах

Небольшая ремарка для въедливых горнолыжников, желающих точно знать, сколько же километров трасс на том или ином курорте. На практике существует два метода подсчета. Один — более честный, но дающий меньший километраж: когда измеряющий едет по трассе по прямой (траектория b на рисунке). Второй метод дает существенно большие показатели, так как измерение идет по траектории среднестатистически катающегося лыжника (траектория a ), когда вдоль прямой линии описываются дуги, которые можно нареза́ть разной длины. Это дает хорошие перспективы для маркетологов курортов, чтобы вывесить на сайте максимально привлекательный километраж. Так, измерение трасс в Ишгле по первому методу дает 172 километра, по второму — 238 километров, разница примерно в полтора раза. Понятно, что на официальном сайте и во всех справочниках сообщается бо́льшая цифра. Долгие годы все так и считали, но последнее время наметился перелом: австрийцы выступили с инициативой считать по-честному, чтобы можно было реально сравнить курорты между собой по этому показателю. Например, в прошлом году Циллерталь официально уменьшил внушительные шестьсот километров трасс до чуть менее пятисот, некоторые курорты последовали за ним. Но пока еще далеко не все даже в Австрии перешли эту систему, хотя некоторые в глубинах своих сайтов сообщают данные по обеим методикам подсчета, например, тот же Ишгль .

Расположение отеля относительно трасс и подъемников

Идеальный вариант — когда отель находится прямо на трассе или в шаговой доступности (до 300-400 метров) от подъемника. Настоятельно рекомендую выбирать именно такие отели, хотя они, как правило, стоят дороже при прочих равных. Иначе придется долго топать в ботинках с лыжами наперевес либо привязываться к расписанию автобусов — это неудобно и раздражает.

Впрочем, всегда есть хороший запасной вариант: если вы арендуете оборудование в пункте проката и он расположен рядом с подъемником (а именно так, как правило, и бывает), то лыжи и ботинки можно оставлять там на ночь бесплатно. Тогда можно жить достаточно далеко от подъемника: с утра приходите в обычных ботинках, переодеваетесь в горнолыжные, берете лыжи и на гору. Вечером после катания все снаряжение оставляете впункте проката, переодеваетесь в свои ботинки и идете домой. Если вы не пользуетесь услугами проката, то обычно можно оставлять свое снаряжение за небольшую плату.

Так или иначе, удовольствие кататься «от дверей» (ski-in/ski-out) ни с чем не сравнится, за него стоит доплатить. Думаю, все, кто испробовал оба варианта, подтвердят эти слова.

Дополнительную помощь при поиске и подборе отеля окажет сервис отображения на карте google подъемников из города в зону катания. Он будет полезен как туристам, так и турагентам, так как довольно часто бывает, что описания на сайтах туроператоров, систем бронированиия или отелей дают неверное расстояние от жилья до подъемника, а ведь лишние 200 метров пешком с лыжами и в ботинках — это уже серьезная нагрузка.

Релакс, рестораны, развлечения (apres-ski)

Немаловажный аспект, ведь отдыхать едем на полную катушку. Как и в других вопросах, здесь достаточно своих нюансов.

Сначала о релаксе. Ведь после физических упражнений на свежем воздухе хочется хорошенько расслабиться. Поэтому очень рекомендую выбирать отель с сауной. Что может быть лучше, чем, вернувшись с мороза после долгого катания, отправиться греться и релаксировать?!

После сауны самое время отправиться на ужин. Если вы взяли путевку по схеме завтрак-ужин (HB), то ужинать вы будете в своем отеле. Если только на завтраках (BB), то для ужина выбирайте любые рестораны: как отдельно стоящие, так и при отелях. Иногда, правда, бывает, что в ресторане отеля могут кушать только постояльцы, но это всегда можно уточнить на месте. Удобное обстоятельство: меню ресторанов обычно выставлено перед входом и всегда можно ознакомиться с ним, не заходя внутрь. Учитывайте, что на многих курортах хорошие заведения пользуются большой популярностью, особенно в высокий сезон, и, чтобы быть уверенным в наличии мест, лучше забронировать столик на ужин заранее.

Рекомендую посещать места, в которых ярко проявлен национальный колорит. В этом смысле очень привлекателен Тироль с его особенной обстановкой, официантами в национальных нарядах, народной музыкой в живом исполнении, которая почему-то начинает очень нравиться и пробуждать пламенное желание танцевать после стаканчика-другого местных горячительных напитков. Еда в таких заведениях простая, но очень вкусная и сытная. Порции огромные, зачастую хватает на двоих.

Пару слов о завтраках. Есть две новости: хорошая и плохая. Плохая: завтраки обычно однообразны, всегда одно и то же: яйца, колбаса, сыр, мюсли, йогурт, кофе, булочки. Хорошая: как правило, все это очень вкусно, и даже мужчине продержаться на такой еде неделю-другую совершенно нетрудно.

С обедами проблем нет. На склонах расположено множество горных ресторанов, в которых всегда можно сытно покушать, выпить кружечку ароматного глинтвейна, отдохнуть, размеренно любуясь окружающими красотами, погреться и позагорать на солнышке, расположившись в лежаке, или укрыться в домике в случае непогоды.

Из развлечений курорты предлагают, как правило, посещение бассейн или аквапарка, катка, поиграть в большой теннис или полазить на скаладроме, в некоторых местах есть spa и термальные центры . Вечером стандартная программа — бары, рестораны, дискотеки. Выбор клубов и дискотек обычно не очень большой, но любители потусоваться найдут себе места для плясок и приключений. Также в отелях на ресепшене вы можете ознакомиться с культурной и развлекательной программой в городе. Местные жители стремятся разнообразить досуг гостей и проводят различные мероприятия: показательные выступления горнолыжных инструкторов, фейрверки, музыкальные фестивали, организуют хоккейные матчи и тому подобное.

На сколько ехать и в каком режиме кататься?

Турагентства практически не предлагают десятидневных горнолыжных туров (на мой взгляд это оптимальный срок поездки). Только понедельно. Если вы едете первый раз и не обладаете хорошей физической подготовкой, недели будет достаточно. Обязательно надо учитывать, что катание на горных лыжах — это не только огромное удовольствие, но и достаточно серьезные нагрузки. Первые два-три дня будет болеть все тело, вы будете еле доползать до кровати. Обычно самый тяжелый и переломный день (предполагается, что вы катаетесь каждый день) — третий. Тут и акклиматизация, и привыкание к нагрузкам. Если чувствуете, что вам тяжеловато — сделайте перерыв, отдохните.

Также учитывайте, что вряд ли получится откататься в удовольствие весь отведенный срок отдыха. Как правило, минимум один день бывает с сильным туманом и снегопадом — кататься в таких условиях сложно и некомфортно, удовольствия никакого, поэтому лучше взять перерыв: погулять по городу, приобрести сувениры или съездить на экскурсию.

Следует настроить себя морально еще вот в каком аспекте. При просмотре фотографий в проспектах, на сайтах курортов или даже в этой статье вы увидите залитые солнцем белоснежные склоны, насыщенно-голубое небо. И естественно будете ожидать, что именно так оно и будет в течение отдыха. Лучше быть готовым заранее, что может быть несколько дней придется кататься в условиях облачности, тумана и снегопада. Такое катание не особо комфортно и доставляет определенные сложности. После снегопада катальщики быстро нарывают на склонах большие бугры, скакать по которым начинающим особенно трудно. Поэтому рекомендация: если сегодня на курорте сильный снегопад, можно смело записаться на завтра на экскурсию, все равно часам к двенадцати на трассах будет полно бугров, а после обеда спуски вообще покроются сплошными «барханами». Для новичков езда по ним — своеобразный экстрим и приключение. Но, честно говоря, такое катание очень выматывает и приносит мало удовольствия.

Когда лучше всего ехать кататься?

Отличное время — период в районе с 10 до 25 января. В это время самые низкие цены на туры, проживание и скипассы (не считая самого начала и конца сезона, когда могут быть проблемы со снегом) и относительно небольшое количество отдыхающих. Наши каникулы уже закончились, а европейские февральские еще не начались.

Ехать в марте, особенно во второй половине, я не рекомендую. Вы, конечно, покатаетесь, но уже не почувствуете зимы в полной мере: солнце будет серьезно припекать, снег будет мокрый и тяжелый, а в самих поселках в долине уже может зеленеть трава и даже расцветать цветы. Хотя и здесь все зависит от высоты: чем высокогорнее курорт, тем дольше длится сезон.

Ехать на Новый Год — дорого. Цены взлетают до полутора раз , причем вздувают их именно наши туроператоры. Если посмотреть на официальных сайтах отелей, то у них цены остаются на прежнем уровне. Поэтому тем, кто ограничен в средствах, имеет смысл подумать о самостоятельной организации новогодней поездки.

Посещаем курорты «по нарастающей»

Если вы совсем новичок в части навыков катания и планируете долгую «горнолыжную» карьеру, хорошим вариантом будет начать с небольших курортов , с общей длиной трасс порядка 50-100 км. Они по-своему привлекательны, зачастую не уступают старшим братьям ни в чем, кроме километража трасс, зато дешевле как минимум по стоимости скипасса. Улучшая с каждым новым визитом свою технику катания и наращивая километраж трасс курорта, вы последовательно пройдетесь своими впечатлениями по всему альпийскому горнолыжному спектру, не потеряв, а наоборот, расширив багаж впечатлений. И избежите стандартной проблемы тех, кто, начав посещения с самых больших курортов, потом воротит нос от курортов меньших. И действительно — им там уже неинтересно, так как 50-100 км трасс для катальщика среднего уровня — максимум на 2-3 дня, дальше уже скучно. В то время как тех же 50 километров на неделю может быть за глаза для «чайника».

Обучение в горнолыжной школе

Обучаться в горнолыжной школе стоит однозначно. Даже если в вашей компании едет матерый горнолыжник, пламенно обещающий научить вас кататься, лучше все-таки доверить себя профессионалам. К тому же «персональному инструктору» может быстро наскучить копошиться с вами в горнолыжном лягушатнике и он все чаще будет поглядывать на манящие крутые склоны, раздражаясь от ваших неумелых попыток съехать вниз.

Помните: хороший спортсмен — далеко не всегда хороший тренер. Профессиональные инструкторы имеют огромный опыт работы с новичками, порой эти люди всю жизнь прожили на горнолыжном курорте и «ставить на лыжи» — их профессия, которую они делают очень хорошо. Прислушивайтесь к тому, что они говорят, повторяйте все упражнения, не отчаивайтесь в случае неудач и на третий-четвертый день вы уже будете гордо съезжать по склону, радуясь тому, что наконец-то перестали падать и хоть как-то управляете лыжами.

В любой горнолыжной школе обязательно есть инструкторы, говорящие по-английски. Русскоговорящего инструктора можно встретить очень редко, стоит он, как правило, дороже, да и, поверьте, большой надобности в этом нет: большую часть информации инструктор передаст жестами и на собственном примере: «look at me», «follow me», «up and down» — этих нескольких магических фраз для обучения будет вполне достаточно. Заодно и английский немного подтянете, особенно если будете не бояться активно общаться в процессе. Занятия проходят в небольших группах, обычно до 8-10 человек. Брать персонального инструктора дорого, не так уж и эффективнее, да и заниматься в группе всегда веселее.

Немаловажный плюс: при покупке абонемента на обучение в школе вы получаете существенные скидки на прокат оборудования. Также стоит учитывать, что если один-два дня обучения стоят относительно дорого, то чем больше дней вы берете, тем медленней растет цена. Разница по стоимости между пятью и шестью днями будет уже не столь значительна, как между двумя и тремя.

Выбор звездности отеля

Отдельно скажу о вопросе, на котором многие по первости сильно заморачиваются — какой отель выбрать: 4 звезды, 3 звезды, пенсион или что-то еще?

Если же курорт «давний» и находится на месте исторического поселения (деревни или города, таких много, например, в Австрии), то, по большому счету, звездность отеля не так важна. Там даже в частных домах (pension), не имеющих звездной категории, очень достойный уровень обстановки и сервиса, а на завтрак кормят везде примерно одинаково. В общем, если в средствах вы ограничены — смело выбирайте пенсион или простые апартаменты. Если же вопрос экономии не стоит — берите самое дорогое, что можете позволить: отдыхать в отелях класса 4 и 5 звезд, конечно, очень приятно. Три звезды — вполне разумный компромисс между качеством и ценой. К тому же в отелях от трех звезд и выше обычно есть сауна и бассейн.

Выбор и приобретение тура

Когда выбирать курорт и покупать тур?

В идеале курорт надо начинать выбирать за полгода до поездки. Проведите предварительный отбор, очертите круг мест, которые вам интересны. Двух-трех будет вполне достаточно (для анализа рекомендую запастись схемами катания и картами городов с расположением отелей и подъемников, их можно найти на официальных сайтах или воспользоваться картами Google).

Дальше пригодится архив снимков с вебкамер, такой сейчас есть на многих курортах. Например, у швейцарского Гриндельвальда , хранится архив за последние несколько лет, что позволяет быстро просмотреть и оценить преобладающую погоду в тот или иной период, время начала и окончания сезона, даты, когда стабильно лежит снег и тому подобное — очень удобно.

И, конечно, незаменимый источник информации — отзывы туристов. У многих курортов, представленных в нашем каталоге, есть страница с отзывами, также даны ссылки на отзывы на сайте ski.ru , где хранится большая база сообщений туристов.

Итак, на что надо обращать основное внимание:

  • Наличие снега. Если с ним проблемы — это повод насторожиться. Лучше не останавливать свой выбор на таких курортах. Очень важно ехать в место с гарантированным снегом, особенно в первый раз, иначе впечатление может быть испорчено раз и навсегда.
  • Количество людей на трассах. Если на магистральных трассах, на которых обычно и установлены веб-камеры, плотность потока спускающихся лыжников сравнительно невысокая и располагает к комфортному катанию, обратите внимание на этот курорт.
  • Погода. То, что в прошлом году светило солнце, конечно, не значит, что оно будет светить и в следующем в это же время. Но тем не менее это определенный ориентир.

Тур лучше всего приобретать летом или в начале осени предстоящего зимнего сезона. В это время наибольший выбор отелей и есть возможность получить лучшую цену. Если вы едете своим ходом, то летом можно купить самые дешевые билеты на самолет.

Едем через турагентство или своим ходом?

К сожалению, существенно сэкономить, если вы решили ехать своим ходом не получится (кроме вышеупомянутого новогоднего периода). Полет чартером и организация трансфера по большому счету компенсируют туроператорскую накрутку и конечная разница в цене может составлять порядка 10-15% на человека, а мороки существенно больше: бронировать отель, покупать билеты, организовывать трансфер — все это отнимает время, а порой и нервы. Выбирать вам.

Важное замечание про трансфер: в составе пакетного тура он обычно автобусный, с одним переездом. А если добираться от аэропорта до отеля самостоятельно на общественном транспорте (такси стоит дорого), дорога может получиться очень долгой по времени, с возможными пересадками. Все-таки большинство альпийских курортов находятся на довольно большом расстоянии от аэропортов. Альтернативой могут стать фирмы, специализирующиеся на трансферах в горнолыжные регионы. Поищите такие на Google, поизучайте цены, вполне возможно, удастся найти подходящий вариант. Например, посмотрите цены на Alps2Alps .

Что делать, если выбрать курорт все-таки сложно?

Самый простой совет — не парьтесь! Доверьтесь своей интуиции: купите путевку просто куда-нибудь, на первый расположивший к себе курорт и расслабьтесь. Альпы — это старейший горнолыжный регион в мире, лучшая инфраструктура именно здесь. Поэтому, где бы в этих местах вы ни катались, обязательно полу́чите огромное удовольствие, причем совершенно несравнимое с подмосковными, да и вообще российскими, горнолыжными курортами. Ведь это — Альпы!


P.S. Воспользуйтесь формой поиска курортов , чтобы подобрать подходящий вам в зависимости от параметров (размер зоны катания, высота, связанность трасс и тому подобное) или

Прежде чем присматривать конкретные лыжи, нужно определиться, чем вы планируете заниматься на горных склонах.

Как выбрать горные лыжи по назначению

Карвинговые или трассовые лыжи (Carving)

Карвинговые лыжи Dynastar. evo.com

Эти лыжи предназначены для катания по готовым горнолыжным трассам, позволяют с лёгкостью входить в крутые повороты и ехать карвинговой техникой - не на всей скользящей поверхности, а только на кантах (узкие металлические полоски по краям лыжи, с помощью которых совершаются повороты).

В отличие от гоночных, карвинговые лыжи более мягкие и допускают езду с несовершенной техникой. Поэтому их можно выбирать новичкам и тем, кто предпочитает подготовленные склоны.

Что купить

Лыжи для профессиональных гонок (Racing)


Гоночные лыжи Salomon. evo.com

Это специальные карвинговые лыжи для слалома (SL), слалома-гиганта (GS), суперслалома (SG) и скоростного спуска (DH). Модели сильно отличаются по геометрии и особенностям, рассчитаны на спортсменов и стоят немало.

Что купить

Универсальные лыжи (All-mountain, All-terrain)


Универсальные лыжи Armada. evo.com

Эти лыжи подходят и для катания на утрамбованных склонах, и для фрирайда по целине, и для спуска по горнолыжным трассам. Такие лыжи уступают специализированным, однако их возможностей вполне хватит для комфортного любительского катания.

Что купить

Лыжи для фрирайда (Big-mountain, Backcountry)


Лыжи для фрирайда Salomon. evo.com

Это более широкие лыжи для катания по неподготовленным склонам. Увеличенная ширина лыж удерживает фрирайдера на глубокой пушистой целине, а также позволяет совершать прыжки со скал без ущерба для здоровья.

Что купить

Лыжи парковые, для фристайла (Park & Pipe, Freestyle)


Парковые лыжи Moment. evo.com

Это лыжи, предназначенные для акробатики и прыжков с трамплинов в специальных парках, прохождения могульных трасс.

Часто парковые лыжи представляют собой модели Twin-tip с одинаково загнутыми носком и пяткой. В таких лыжах фристайлер может комфортно приземляться после прыжка с трамплина и спиной, и лицом.

Что купить

Определившись с назначением лыж, можно приступать к подбору конкретной пары. При этом нужно учесть несколько параметров: длину, жёсткость и радиус бокового выреза.

Мы не будет рассматривать лыжи для профессиональных гонок, поскольку они подбираются в соответствии с конкретной спортивной дисциплиной, да и профи не нуждаются в рекомендациях. Лучше сосредоточимся на выборе инвентаря для начинающих и прогрессирующих .

Параметры горных лыж

Длина

Длина горных лыж зависит от их назначения и ширины талии - самого узкого места лыжи.

  • Карвинг, фристайл . Чтобы подобрать по высоте карвинговые или парковые лыжи, отнимите от своего роста 5–10 см.
  • Фрирайд . Если вы выбираете менее широкие лыжи (с талией 80 мм), отнимайте от своего роста 5 см. Если более широкие (талия от 90 до 110 мм), прибавляйте 10 см.
  • Универсальные . Если вы выбираете лыжи с талией менее 85 мм, отнимите от своего роста 10 см. Если талия больше 85 мм, подходящая длина будет составлять от –5 до +5 см к вашему росту.

Жёсткость

Жёсткие лыжи позволяют развивать высокую скорость, не теряя устойчивости, в том числе и во время поворотов. Однако, чтобы кататься на жёстких лыжах, нужна хорошая техника.

Карвинговые лыжи обладают большей продольной и торсионной жёсткостью, чем универсальные. За счёт этого компенсируется центробежная сила, которая возникает на высокой скорости. При недостатке жёсткости не получится сделать чёткий поворот: лыжи будут срываться на боковое скольжение.

Чем больше вес, тем более жёсткие лыжи нужны, чтобы его удержать.

Новичкам и любителям удобнее будет ездить на мягких лыжах, например универсальных. Они позволяют допускать ошибки в технике и обеспечивают более комфортное катание. Кроме того, чем жёстче лыжа, тем выше цена, поэтому для любительского катания предпочтительнее выбирать мягкие.

Как правило, показатели жёсткости лыжи указываются в карточке товара или на бирке лыжи.

Радиус бокового выреза

Радиус бокового выреза (Sidecut) зависит от геометрии лыжи. Чем больше радиус, тем шире дуга, по которой пройдут ваши лыжи.

Карвинговые лыжи разделяются на несколько видов в зависимости от стиля катания. Слаломные имеют короткий радиус - 9–12 метров, что позволяет передвигаться небольшими дугами. Длиннорадиусные лыжи с показателями 17–25 метров предназначены для широких склонов и позволяют развивать большую скорость.

Существуют и среднерадиусные лыжи с показателями от 12 до 17 метров. За счёт уменьшенного радиуса эти лыжи лучше слушаются на поворотах и, в отличие от длиннорадиусных, позволяют кататься на довольно тесных, забитых людьми склонах.

Радиус универсальных лыж составляет от 15 до 18 метров. Такой радиус подойдёт для тех, кто только осваивает горнолыжные спуски.

За счёт увеличенной ширины лыжи для фрирайда имеют большой радиус бокового выреза - около 20 метров. Такие модели лучше выбирать подготовленным лыжникам.

Конструкции горных лыж

Сейчас различают три основные конструкции горных лыж и множество смешанных вариантов.

Сердечник таких лыж, как правило, состоит из нескольких слоёв дерева и синтетических материалов и усиливается сеткой из угле- или стекловолокна.

С боков сердечник закрывается пластиковыми стенками, сверху - декоративной планкой, а снизу - скользящей поверхностью. За счёт нескольких слоёв сердечника повышается прочность лыжи и увеличивается амортизация.

В отличие от Sandwich, такие лыжи не имеют боковых и декоративных планок, а сердечник закрывается одной монолитной конструкцией, которая доходит до кантов.

Cap обеспечивает меньший вес и большую торсионную жёсткость лыжи, что, в свою очередь, увеличивает её управляемость. Кроме того, производство менее затратно, а потому такие лыжи продаются по более низким ценам.

Monocoque (монокок)

Это разработка бренда Salomon, цельный композитный корпус, к которому приклеивается скользящая поверхность. Внутри корпуса установлен сердечник из дерева или лёгких синтетических материалов.

Лыжи, изготовленные по технологии Monocoque, обладают высокой торсионной жёсткостью и небольшим весом, что обеспечивает устойчивость на поворотах и меньшую чувствительность к неровностям трассы.

Помимо этих трёх конструкций, есть большое количество смешанных вариантов. Например, Monocoque-Sandwich или даже Cap-Sandwich, когда середина лыжи выполнена по одной технологии, а концы - по другой.

Материалы горных лыж

Сердечники горных лыж изготавливаются из лёгкого дерева, простой пены или сочетания древесины и синтетических материалов.

Деревянные сердечники отлично гасят вибрации, обеспечивают хорошую управляемость лыжи и равномерную упругость по всей длине.

В более дешёвых лыжах можно встретить сердечники из пены. Например, лёгкой синтетической пеной заполняется конструкция Cap. Пена не обеспечивает такой стабильности и упругости, как дерево, зато весит меньше.


Сердечник из пены. backcountry.com

Следующий слой - оплётка сердечника из композитных материалов. От неё в большей степени зависит жёсткость лыжи. Оплётка выполняется из стекловолокна, карбона и волокон других материалов в сочетании с эпоксидной смолой. Для увеличения жёсткости оплётку могут дополнить металлическими пластинами из лёгких сплавов, например алюминия и титана.

В производстве скользящей поверхности тоже применяются комбинированные материалы. Например, полиэтилен с добавлением графита. Графит позволяет уменьшить электростатический заряд, из-за которого к скользящей поверхности пристают мелкие ледяные кристаллы и грязь, а полиэтилен обеспечивает лучшее сохранение мази на поверхности .

Как выбрать крепления к горным лыжам

Выбор креплений зависит от нескольких параметров.

1. Стандарт крепления. Различают несколько стандартов креплений, которые подходят для ботинок с подошвой определённого типа:

  • Крепления Alpine . Подходят для подошвы стандарта ISO 5355. Этот стандарт распространяется на большинство ботинок для трассового катания.
  • Рамные крепления . В таких креплениях передняя и задняя часть соединены рамой. За счёт этого лыжник может не только ездить с полностью закреплённой стопой, но и отстегнуть пятку, чтобы идти на лыжах, например подниматься в гору. Большинство таких креплений совместимы с подошвой стандарта ISO 9523 (Touring).
  • WTR (Walk to Ride) . Разработка компании Salomon. Крепления для ботинок с более высокой подошвой WTR, оснащённой протектором для удобной ходьбы.
  • MNC (Multi Norm Compatible) . Эти крепления подойдут для любого стандарта подошвы: ISO 5355, ISO 9523 и WTR.

2. Эластичность крепления . Это максимальное усилие, при котором крепление не расстегнётся, а вернёт ботинок на место.

Крепления для карвинговых лыж обладают небольшой эластичностью. Достаточно сместить ботинок на 1 см, и всё отстегнётся.

Крепления для фрирайда эластичнее, поскольку во время езды на широких лыжах по неподготовленным склонам они испытывают большую нагрузку. Чтобы отстегнулось фрирайдное крепление, ботинок должен подвинуться в сторону на 2,5–3 см.

3. Ширина ски-стопа . Ски-стоп (ski-stop) - это металлическая скоба, которая нужна для торможения, если отстегнётся лыжа. Выглядит как две проволоки по бокам креплений.

Талия (самое узкое место) лыжи должна быть уже, чем ски-стоп. Иначе у вас не получится надеть крепление на лыжу.

Если же скоба ски-стопа будет слишком широкой, она будет выдаваться далеко за границы лыжи и цепляться за снег при катании. Поэтому крепление для лыж подбирайте только после того, как выберете сами лыжи.

4. Особенности закрепления на лыже . Крепления устанавливаются на лыжах разными способами.

  • С помощью шурупов . Это наиболее надёжный способ установки. Минус: вы не сможете использовать несколько лыж с одним креплением. Кроме того, шурупы немного нарушают структуру лыж, так что, если вы захотите поменять крепления, от старых останутся дырки.
  • На платформе с отверстиями . На некоторых моделях лыж есть платформа для креплений. В таком случае лучше купить крепления от того же производителя: отверстия платформы совпадут с креплениями и вам не придётся тратить много времени на установку.
  • На платформе без отверстий . Если на лыже закреплена платформа без отверстий, к ней подойдут любые крепления, поскольку отверстия вы будете делать сами.
  • На платформе с направляющими . Для таких платформ нужны специальные крепления, которые надеваются на направляющие, после чего затягивается винт. Такие крепления легко меняются под размер ботинка, что может пригодиться, если на одних лыжах катаются несколько человек.

Как выбрать палки

1. Материал . Палки могут изготавливаться из алюминия или углепластика и стекловолокна. Выбирая модели из алюминия, обращайте внимание на цифры на палке. Например, 5086 или 6061 - это указание сплава. Чем больше число, тем более жёсткий и прочный сплав.

Модели из углепластика и стекловолокна легче, прочнее и дороже алюминиевых, однако и они не вечны: если повредить палку из композитных материалов острым кантом лыжи, она быстро сломается под нагрузкой.

2. Форма . Палки для обычного катания - прямые. Для скоростных спусков, например слалома-гиганта, - изогнутые. Такая форма позволяет спортсменам во время спуска убирать кольца палок за спину, повышая аэродинамичность.


the-raceplace.com

3. Размер и форма колец . Кольца внизу палки созданы для того, чтобы палка не уходила глубоко в снег. На моделях для фрирайда установлены большие кольца, чтобы палка хорошо держалась на мягком, пушистом снегу. Палки для трассового катания оснащены мелкими кольцами, которые не будут мешать и цепляться за ботинки во время катания.

Некоторые производители делают палки со сменными кольцами для разных условий катания.

4. Длина палки . Это самый важный показатель.

Чтобы выбрать идеальную длину, переверните палку и возьмитесь за неё под кольцом. Если в таком положении между предплечьем и плечом образуется прямой угол, эта палка вам подходит. Некоторые специалисты советуют прибавить к этой длине 5–7 см, чтобы учесть погружение палки в снег.

Прежде чем выбирать палки, наденьте горнолыжные ботинки: они добавят к вашему росту несколько сантиметров.

Что касается темляка (ремешка, который закрепляет палку на руке), надевать его не советуют. Во время падения крепления лыж автоматически отпустят ваши ботинки, но вряд ли вы сможете так же быстро снять темляки с запястий. А это чревато травмой. Поэтому вы вполне можете выбрать палки без темляков или отрезать их после покупки.

Что купить

Параметры горнолыжных ботинок

Для начала мы расскажем, какие характеристики есть у горнолыжных ботинок, а затем разберём, как выбрать ботинки в зависимости от вашего стиля катания.

Жёсткость

Эта характеристика говорит о том, сколько усилий нужно приложить, чтобы изменить угол наклона голенища ботинка. Чем более жёсткий ботинок, тем лучше усилия ваших мышц передаются лыжам.

Мягкие ботинки гасят усилия за счёт изгибания голенища. В результате снижается управляемость лыжами.

Чем более жёсткие ботинки вы купите, тем проще будет управлять лыжами.

Однако у жёстких ботинок есть недостаток: во время катания они могут натирать ноги, вызывать боль и отёки. Поэтому новичкам не советуют покупать слишком жёсткие ботинки.

Тип подошвы

Стандарт ISO 5355. Большинство горнолыжных ботинок (карвинговые и спортивные) имеют подошву этого стандарта.


Подошва стандарта ISO 5355. ebay.com

Touring (ISO 9523). Стандарт ботинок для ски-тура или путешествия по пересечённой местности с подъёмами и спусками. Такие ботинки имеют более высокую прорезиненную подошву с глубоким протектором. Иногда обувь продаётся со сменными накладками, которые позволяют использовать её с обычными креплениями.


Подошва стандарта Touring. gearinstitute.com

WTR (Walk to Ride) - это стандарт ботинок для фрирайда, для которых нужны специальные крепления WTR. Некоторые модели таких ботинок можно использовать и с креплениями Touring.


Подошва стандарта WTR. lugaresdenieve.com

Ширина колодки

Ширина колодки - расстояние между стенками ботинка в самом широком месте. Должна совпадать с шириной вашей стопы. Как правило, этот параметр указывается на ботинке, а свою ногу вы можете измерить прямо в магазине или прокате: обычно там есть специальные линейки.

Существуют ботинки с регулируемой шириной колодки. На них указан диапазон, например, от 100 до 150 мм.

Помните: в слишком широких ботинках вы не сможете хорошо зафиксировать ноги, так что во время катания вам будет сложно управлять лыжами. Поэтому лучше ориентироваться на цифры и не покупать слишком просторную обувь.

Термоформовка

Это способность ботинка принимать форму вашей ноги под воздействием тепла.


Внутренний сапожок из термоформуемого материала. backcountry.com

В некоторых ботинках можно отформовать только проблемные зоны, в других формуется вся поверхность ботинка.

Если на ботинках есть пометка Auto Fit, значит, они подвергаются термоформовке в процессе носки, от тепла вашей ноги. Несколько дней катания хватает, чтобы ботинки с автоформовкой подстроились под ваши особенности.

Прежде чем покупать ботинки, походите в них по магазину 10 минут. Так вы поймёте, жмут вам ботинки или нет, нужна им термоформовка или стоит померить другие.

Обувь Custom Fit предназначена для горячей формовки специальным феном. Горячую формовку делают в магазине после примерки, если вам кажется, что ботинок подходит по размеру, но немного давит в каком-то месте.

Сначала ботинок прогревают феном около 10–15 минут, затем вы надеваете его, застёгиваете клипсы и стоите около 10 минут. Потом снимаете и оставляете минимум на час, пока материал не застынет в нужном положении.

Утепление

Горнолыжные ботинки утепляются с помощью пуха, шерсти и разных синтетических материалов, например гидрофобного утеплителя 3M Thinsulate.

В отличие от натуральных материалов, синтетические обладают способностью отводить влагу от тела, так что вы не будете кататься в мокрых от пота носках. При этом тоже должны быть из синтетического материала: хлопковые и шерстяные лучше оставить для других целей.

Как выбрать горнолыжные ботинки по назначению


evo.com

Такие ботинки подойдут вам, если вы собираетесь кататься исключительно по подготовленным склонам и только для удовольствия. То есть вы не будете работать над скоростью и техникой, ставить персональные рекорды и выбираться за границы трассы, чтобы прокатиться по нетронутому снегу.

Ботинки для карвинга бывают разной жёсткости. Для новичков подойдут ботинки со значением жёсткости от 60 до 100, для прогрессирующих любителей - от 100 до 130.

При выборе ботинок не гонитесь за мягкостью и удобством: в магазине вам будет комфортно, но на трассе, когда лыжи будут плохо управляться, это преимущество не покажется вам таким значительным.

Подошва карвинговых лыж оборудована набойками из мягкого материала. Это позволяет удобно подниматься по лестницам или ходить по полу, например, если вы собираетесь отдохнуть в кафе.

1. Что обязательно нужно купить перед первой поездкой в горы? Как выбрать нужное?
- Для первых поездок в горы необязательно приобретать полный горнолыжный комплект - в любом прокате можно взять лыжи любого качества и производителя. А вот ботинки, хорошо подходящие именно вам, приобрести крайне желательно: комфорт горнолыжника в первую очередь определяется удобством его ног. Выбирать горнолыжную обувь надо очень тщательно, не жалея времени и сил на примерку. В каждой паре примеряемых ботинок желательно походить как минимум 10 минут, чтобы понять, подходят они или не очень. Стоит помнить, что самые дорогие ботинки - не обязательно самые хорошие. Не существует «плохих» и «хороших» фирм, есть ботинки, лучше всего подходящие конкретному человеку. Для оптимального выбора ботинок рекомендуем обратиться в специализированные спортивные/лыжные магазины, где вам помогут найти оптимальный вариант.

Шлем, специальные горнолыжные носки и маска - не роскошь и не причуда, а крайне необходимые предметы для отдыха в горах. Шлем должен быть не слишком тяжелым, удобным и идеально подходящим именно вам. Расстояние между бровями и краем шлема (при этом шлем должен быть нормально одет и застегнут) не должно превышать двух сложенных вместе пальцев руки. Шлем нигде не должен давить. Подумайте о том, будете ли вы носить подшлемник, и если да - лучше захватите его на примерку. Внутренняя "обивка" шлема со временем обминается, так что при примерке шлем не должен двигаться вперед-назад. У шлема обязательно должна быть хорошая вентиляция и слышимость. Не забудьте взять на примерку горнолыжную маску (если она у вас есть) и примерить ее вместе со шлемом.
Чтобы правильно определить нужную вам длину лыжной палки, ее нужно перевернуть наконечником вверх, и взять так, чтобы кулак был прижат к кольцу. Если рука образовала при сгибе локтя прямой угол по отношению к туловищу - выбор правилен, в любом другом случае нужна другая длина палки. Форма рукоятки должна быть удобной именно для вашей руки. Вес, гибкость и конфигурация палок имеют значение только для опытных лыжников и спортсменов.
Очень важная часть экипировки - очки или горнолыжная маска. Обычные солнцезащитные очки могут не подходить для катания, в горах очень важно защищать глаза от ветра, снега, повышенного ультрафиолета на высоте и светоотражения от снега. Оптимальным цветом фильтра является оранжевый или темно-желтый - такой фильтр защищает от солнца и обеспечивает хорошую контрастную видимость при туманной погоде или в облачный день, когда трудно рассмотреть неровности на склоне. Не забудьте про аксессуары: горнолыжные перчатки или рукавицы просто необходимы, их желательно всегда иметь с собой две пары. Обязательно стоит захватить с собой солнцезащитный крем и губную помаду с высоким SPF, либо приобрести все это на месте - как правило, в любом пункте проката или супермаркете они продаются в удобной упаковке.

2. Как выбрать горнолыжные ботинки?
После того, как вы влезли в ботинки (в первый раз это бывает не так просто), встаньте в правильную стойку (или просто согните колени), прислушайтесь к своим ощущениями и дайте ногам привыкнуть. Если вам комфортно, ботинки плотно и равномерно облегают ногу, но нет мест, где давление слишком сильное - все хорошо, двигаемся дальше. В подходящих ботинках можно пошевелить пальцами, но нога не должна иметь излишнюю свободу: перемещаться вперед-назад, в стороны или сильно отрываться от стельки. Не надейтесь с первой примерки найти «свою» пару - все люди разные, и ноги у них тоже разные. Все производители делают ботинки не только различной жесткости, но и с разной шириной колодки. Приготовьтесь перемерить не одну пару ботинок, чтобы почувствовать, чем они отличаются, и в каких вы сможете безболезненно проводить на склоне несколько часов подряд. Ботинки необходимо примерять на специальные горнолыжные носки (не жалейте денег на них, думая, что сможете кататься в обычных спортивных носках - это не так).

Для женщин и детей существуют специальные модели ботинок, учитывающие их анатомические особенности и рассчитанные на разный уровень подготовки. Многие современные модели ботинок предполагают термоформовку - специальную подгонку под анатомические особенности конкретного человека. Значительно комфортнее делают катание и специально подогнанные стельки, их можно сделать в специализированных магазинах.

3. Как правильно выбирать горнолыжную одежду?
Едва ли не большую часть комфорта во время катания и после него обеспечивает правильная одежда. Она обязательно должна быть многослойной и обеспечивать максимальный комфорт при катании в любых погодных условиях, защищать от холода и ветра и хорошо отводить влагу. Оптимально одежда катающегося человека должна иметь по крайней мере 3 слоя. Термобелье, флис (куртка, водолазка или свитерок) и защитный слой - брюки и куртка или комбинезон.
Существует большой выбор так называемой «горнопляжной» одежды - несомненно красивой, но хорошо приспособленной для отдыха в шезлонге, а не для интенсивного катания. Такую одежду делают многие модные бренды, и если вы планируете больше загорать, чем кататься, то можно не изменять любимой марке. Среди опытных лыжников, проводящих много времени на склонах, популярны проверенные временем специализированные бренды. К этой группе относятся Phenix , Goldwin , Descente , Kujs , Colmar , Spyder и некоторые другие. Чуть меньше денег придется потратить на одежду Halti (официальный поставщик организаторов Кубка мира), Salomon , Vоlkl и Rossignol , при этом по показателям она не будет уступать более дорогим маркам. Если цена критична, обратите внимание на производителей «спортивной одежды вообще», например, Columbia и другие менее дорогие бренды.

Чтобы купить и красивую, и функциональную одежду, нужно смотреть не только на ее стоимость и внешний вид, но и на показатели. У производителей давно стало правилом хорошего тона указывать параметры ткани: водостойкость (изменяется в миллиметрах водяного столба, удерживаемого тканью), и паропроницаемость (в граммах жидкости, которую способен пропустить один квадратный метр ткани за сутки). Общее правило при выборе модели таково: для обычных лыжников, проводящих не слишком много времени на трассах, достаточно водостойкости мембраны от 5000 мм и паропроницаемости - от 5000 г/кв.м/24ч. Разумеется, чем выше эти показатели, тем выше будет цена вещи. Но тем больше шансов, что вам будет комфортно и в снег, и в дождь. Не менее важен и утеплитель - он должен быть тонким и легким. Особое внимание при выборе стоит обратить на наличие и удобство дополнительных деталей и их эргономичность - карманов и кармашков, функционального капюшона, приятных на ощупь манжет и т.п. В хороших современных куртках есть множество полезных деталей, например, специальный карман для ски-пасса, "юбка" для катания по целине (хорошо, если ее можно отстегнуть), мини-карабин для ключей, специальная салфетка для протирки очков или маски). Если вы катаетесь в шлеме (на что мы очень надеемся), имеет смысл при выборе куртки проверить, можно ли надеть капюшон на шлем - в ветреные дни эта функция может вам пригодится. Цвет одежды - не самый главный параметр при выборе, ведь на склоне обращают внимание прежде всего на красиво катающегося человека. Если вы впервые выезжаете на горнолыжный курорт, старайтесь не приобретать полностью белый костюм - хотя при примерке такой вариант смотрится привлекательно, в горах он сливается со снегом. К тому же при плохой видимости человека в полностью белом одеянии достаточно трудно найти на склоне.

4. Как выбирать лыжи?
Если вы уже попробовали свои силы на трассах и уверены, что будете кататься больше одного сезона, имеет смысл купить собственные лыжи - они окупятся уже после первой поездки в горы. При выборе лыж постарайтесь максимально точно и объективно определить свой уровень катания и тип трасс, по которым вы катаетесь. В противном случае вы рискуете купить лыжи, которые вам абсолютно не подходят, и деньги будут выброшены на ветер. Не надо брать лыжи сильно «навырост», надеясь, что уж в новом сезоне вы вполне сможете участвовать в соревнованиях по фрирайду, поскольку поворот плугом уже освоен. Лыжи отличаются не только по целевой группе, для которой они созданы - для начинающих, опытных, спортсменов, фрирайдеров, но и по целому ряду характеристик. Существуют специальные лыжи, изначально предназначенные для различных видов горнолыжного спорта (например, слаломные и лыжи для гигантского слалома), лыжи для катания вне трасс, для прыжков и акробатики в сноу-парках, лыжи для ски-тура и т.п. Впрочем, тем, кто только делает свои первые шаги на трассах, нет необходимости вникать в детали параметров, геометрии, устройства и отличий разных моделей.

5. Лыжи какого производителя лучше?
Нет плохих или хороших производителей, нет плохих или хороших лыж - есть те, которые лучше всего подходят именно вам. Общие правила при выборы лыж такие: цена при выборе лыж - отнюдь не главный определяющий фактор. Если есть уверенность, что кататься вы будете много и часто, лучше всего протестировать лыжи до покупки. Тесты горных лыж регулярно проводятся ведущими производителями, в Альпах тесты проходят в начале и конце сезона. Если же и такой возможности нет, а лыжи купить хочется, внимательно поизучайте результаты тестов и отзывы экспертов в журналах и Интернете, и постарайтесь правильно оценить свой уровень катания и его динамику. Если вы занимаетесь с инструктором, имеет смысл посоветоваться с ним.

6. Как выбрать правильную ростовку горных лыж?
Если вы собираетесь кататься только по трассам в Альпах, выбирайте лыжи на 5-10 см меньше вашего роста - если предпочитаете длинные дуги и высокую скорость. Для любителей частых поворотов лучше подойдут лыжи, рассчитанные на короткие дуги, на 10-15 см меньше роста. Эти правила оптимально работают при нормальном соотношении веса и роста катающегося. Если вес лыжника сильно превышает норму, лучше выбирать немного более мощную модель, чем намного более длинные лыжи. При выборе лыж для новичков выбор производителя неважен, выбирайте “младшие” (самые простые) модели и ориентируйтесь прежде всего на дизайн лыж и их ростовку.

7. Как выбрать лыжи для женщины и ребенка?
Все производители выпускают целые серии женских лыж, которые отличаются не только расцветкой, но и лучше приспособлены к особенностям женской фигуры. Покупая лыжи ребенку, не надо брать их навырост, пытаясь сэкономить. Каждая ростовка лыж рассчитана на определенный возраст и рост ребенка, и катание на слишком длинных лыжах может быть небезопасно. К тому же, детские лыжи весьма ликвидны, и продать их после того, как ребенок вырастет, не составляет особого труда. Для ребенка, делающего первые шаги на лыжах, лучше не покупать слишком длинные лыжи. В любом случае имеет смысл прислушаться к рекомендациям тренера или инструктора, или же ограничиться прокатным инвентарем.

8. Как разобраться в многообразии моделей горных лыж? На что обращать внимание при выборе? Какие бывают лыжи?

Горные лыжи для фрирайда в первую очередь предназначены тем, кто очень хорошо катается и владеет техникой катания вне трасс по глубокому нетронутому снегу (целине). Такие лыжи все производители разрабатывают с учетом пожеланий фрирайдеров и особенностей катания вне трасс. Как правило, это лыжи с широкой «талией» - больше 100 мм, часто - со специальными технологическими решения для того, чтобы лыжи были более управляемыми и стабильными. Среди моделей для фрирайда у профессионалов особенно популярным Scott, Volkl, Dynastar, Armada, Black Crow, K2, Black Diamond и другие - именно на них катаются победители и призеры чемпионата мира по фрирайду и других престижных соревнований. Эти, как правило, самые дорогие лыжи в линейке, их выпускают и другие крупные производители - HEAD, Elan, Fischer, Atomic, Salomon, а также целый ряд компаний, специализирующихся только на оборудовании для фрирайда.

Лыжи для фристайла несложно отличить по расцветке и форме: конструкция Twintip с закругленной пяткой, особо яркий дизайн и не самая низкая цена. Такие лыжи прежде всего рассчитаны на то, чтобы обеспечить лыжнику комфортное приземление после прыжков и трюков. В некоторых моделях применяется дополнительное усиление кантов под ботинком, такие лыжи рассчитаны на выполнение трюков на перилах.

Женские лыжи выпускают все крупнейшие производители, и эти лыжи отличаются не только расцветкой и дизайном (на них необязательно должны быть изображены цветочки). Как и лыжи для мужчин, женские лыжи сильно разнятся по своему назначению: от «мягких» лыж для комфортного катания новичков до "агрессивных" моделей для фрирайда или экспертного карвинга.

Спортивные или лыжи категории «Race» - особая категория лыж, предназначенная в первую очередь для соревнований в различных дисциплинах. В эту категорию попадают и длинные, тяжелые и крайне быстрые лыжи для скоростного спуска, и слаломные лыжи (самые короткие из всей линейки спортивных лыж), а также лыжи для супергиганта и гигантского слалома. «Слаломки» можно отличить по ярко выраженной разнице между шириной носка и талии лыжи. Лыжи для гигантского слалома имеют больший радиус, они длиннее слаломных лыж и более прямые. В настоящее время спортивные лыжи выпускают многие известные производители: HEAD , Atomic , Fischer , Rossignol , Salomon , Nordica , Völkl , Elan , Dynastar , Blizzard , Stoeckli и другие. То, что для «Формулы-1» Кубок конструкторов, для производителей горных лыж - Кубок мира по горнолыжному спорту. В прошлом сезоне лучшим брендом по сумме заработанных очков в общем зачете у мужчин и женщин стал HEAD, у мужчин - Salomon, у женщин - HEAD. В пятерку лучших (по результатам общего зачета) в прошлом сезоне также вошли, помимо этих двух марок, Atomic, Rossignol и Nordica, неплохие результаты также показывали спортсмены на Fischer, Stoeckli, Voelkl (подробности можно посмотреть на fis-ski.com).

Карвинговые лыжи - в настоящее время наиболее распространенный тип лыж, предназначенный для катания по подготовленным склонам. Такие лыжи более комфортные и «мягкие», чем лыжи для соревнований, они легче прощают ошибки и позволяют отлично быстро кататься по подготовленным склонам, однако для катания по целине эти лыжи не слишком подходят. У таких лыж - узкая талия, широкие носок и пятка. Диапазон карвинговых моделей у всех производителей очень широк - от высокотехнологичных моделей для экспертов, в которых используются различные новшества, до более простых и недорогих лыж для новичков.

Универсальные модели - лыжи, в которой производители попытались совместить лучшие качества разных моделей и сделать лыжи «на все случаи жизни». На таких лыжах можно и разогнаться на пустом подготовленном склоне, или немного покататься за пределами трасс, по буграм или насту. Но, конечно, как любой «универсал», они уступают специализированным моделям лыж, предназначенным, например, только для фрирайда или только для карвинга. Хороший вариант для тех, кто хочет иметь одну пару лыж и для катания в «больших горах» и для коротких выездов на местные горки.

Детские и юниорские модели - как вытекает из названия, предназначены для детей и подростков. Детские лыжи должны быть прежде всего красивыми и не слишком тяжелыми, чтобы не отбить у маленьких горнолыжников стремление кататься. А вот к юниорским моделям, которые предназначаются начинающим спортсменам, уже предъявляются совсем «недетские» требования. При выборе детских и юниорских моделей имеет смысл придерживаться рекомендаций тренера или инструктора, занимающегося с ребенком.

9. В магазине продавец-консультант сыплет терминами. Я ничего не понимаю в этом не понимаю. О чем говорит продавец?

В специализированных спортивных и лыжных магазинах продавец-консультант может оперировать характеристиками лыж и ботинок, которые не сразу будет понятны новичкам. Небольшой «ликбез»:

«Мягкие» лыжи. Этот термин не означает, что лыжа мягкая наощупь, это условное название характеристики лыжи. Такие лыжи легче прощают ошибки, позволяют прикладывать не слишком много усилий для катания, и хорошо амортизируют крупные неровности рельефа. Мягкие лыжи - это прежде всего модели для начинающих, а также модели для фрирайда, хотя они и кардинально отличаются - и по внешнему виду, и по строению, ипо другим характеристикам. Учиться на таких лыжах удобно, но из легко быстро «вырасти», поэтому эксперты часто не рекомендуют покупать самые «нижние» модели.

Жесткие лыжи - требуют хороших навыков, физической формы и усилий для катания. На таких лыжах легче набрать скорость, они четко ведут дугу, но начинающим и не слишком хорошо подготовленным людям на таких лыжах будет слишком сложно учиться. Каждый производитель в одном и том же классе лыж (для карвинга, экспертного карвинга, универсалов) предлагает модели различной жесткости. Кроме того, современные технологии, используемые в производстве лыж, позволяют аккумулировать энергию и высвобождать ее для повышения скорости скольжения. Более тяжелым людям рекомендуется покупать лыжи несколько большей жесткости, чем это рекомендовано для лыжников с нормальным весом.

Стабильные лыжи - характеристика поведения лыжи на склоне, Максимальными показателями стабильнотси обладают спортивные лыжи. Подразумевается, что более стабильные лыжи практически не отрываются от склона в момент скольжения, точнее, находятся в фазе полета минимальное количетсво времени.

Ширина лыжи. Более широкая лыжа лучше ведет себя на глубоком снегу и целине, не «тонет», как правило более устойчива и стабильна.
Чем шире носок, тем легче выполнять поворот и начинать его. Такие лыжи используются для карвинга. Чем больше шире талия лыжи, тем лучше подходит лыжа для внетрассового катания. Такие лыжи лучше реагируют на дейтсвия фрирайдера, всплывают на глубоком снегу, не тонут в целине. На лыжах с более узкой талией легче попорачивать.
Лыжи с широкой пяткой и широким носком используются для карвинга. Чем шире пятка, тем глубже получается дуга при завершении поворота.

Боковой вырез лыжи. Чем меньше радиус бокового выреза (измеряется в метрах), тем меньше радиус дуг, которыми может ехать лыжник. Больший вырез (и радиус) делается на слаломных и карвинговых лыжах, такие лыжи позволяют сделать больше дуг на коротких склонах. На лыжах для внетрассового катания делается неглубокий вырез большого радиуса.

Длина лыжи или ростовка. Помимо базовых правил определения ростовки, при выборе можно ориентироваться на следующее: более длинные лыжы обычно устойчивее, стабильнее и легче едут по целине. Такие лыжи подходят для катания в Альпах или других «больших горах», на широких и протяженных трассах. Лыжи покороче лучше подходят для частых поворотов, они легче идут по жестким склонам с ледяными участками, лучше ведут себя на неровной, бугристой трассе, на них легче учиться. При выборе ростовки имеет смысл следовать рекомендациям производителя по целевой группе, ведь помимо длины лыжи и ее геометрии, на поведение лыжи влияет масса других параметров.

Индекс жесткости ботинок - характеристика горнолыжных ботинок, показывающая, насколько быстро и чутко они передают усилия лыжника и его движения на лыжу. Максимальный индекс жесткости (150 и более, в зависимости от принятой в компании-производителе шкале) - у ботинок для спортивного катания. Такие ботинки предназначены прежде всего, чтобы участвовать в соревнованиях, но для того, чтобы целый день проводить в них на склоне, обычно требуется тщательная подгонка и хорошее физическое состояние их владельца. «Жесткие» ботинки заставляют лыжника больше работать на склоне, но в то же время оптимально и быстро передают любые его движения. Наибоее «мягкие» ботинки (некоторые модели могут иметь шнуровку вместо традиционных клипс), предназначены для начинающих и тех, кто предпочитает больше времени проводить в ресторанах и шезлонгах или предпочитает расслабленное катание. Каждый производитель определяет индекс жесткости по собственной шкале, иногда обозначая его не цифрами, а буквенными обозначениями. Оптимальный выбор для катающегося на среднем уровне, и не участвующем в соревнованиях лыжника - идеально подходящие по колодке ботинки, со специальной стелькой и средним уровнем жесткости. Для каждой модели производитель четко определяет свою целевую группу: начинающие, продолжающие, уверенно катающиеся, эксперты, фрирайдеры, спортсмены и т.п.

Термоформовка - специальный процесс, в процессе которого ботинки разогреваются до определенной температуры и подгоняются под особенности ног конкретного человека. Например, если ботинок немного жмет в районе щиколотки, термоформовка, как правило, помогает решить эту проблему. Настоятельно рекомендуется не пытаться заниматься термоформовкой самостоятельно - так можно повредить ботинок или добиться совершенно неожиданных результатов. Идеальный «тюнинг» ботинок - сочетание профессиональной термоформовки и индивидуальной термоформируемой стельки (подгонятся индивидуально не только под особенности стоп лыжника, но и под конкретную модель ботинок). Специальная стелька помогает оптимизировать распределение веса человека во время катания, позволяет избежать неприятных ощущений при плоскостопии и целого ряда ортопедических особенностей и заболеваний.

Положение «ходьба-катание» - специальный переключатель (как правило на задней части ботинка), позволяющий легче ходить в ботинках и более четко и быстро передавать на лыжи усилия во время катания. Не забываейте его переключать в нужное положение, особенно при катании.

Кантинг - характеристика ботинок, позволяющая регулировать их наклон и положение, в зависимости от особенностей анатомического строения и расположения голеней и коленей. Особенно помогает комфортно кататься, если у лыжника Х- или О-образные ноги.

Регулируемая застежка/клипса - дополнительные деления на клипсах или возможность передвигать их для расширения позволяет комфортно кататься людям с широкими голенями.

Женские ботинки сконструированы с учетом анатомических особенностей горнолыжниц. Как и мужские ботинки, могут быть любой жесткости. Современные женские ботинки имеют более элегантный дизайн, часто с плюшевой/меховой отделкой, как правило, более легкие, чем мужские. Многие производители предлагают укороченные модели с заниженным верхом для женщин с широкой голенью. Для начинающих также существуют модели с облегченным входом, обеспечивающие комфортное одевание/снимание ботинок.

10. Существуют ли в горах какие-то особые правила?
ПДД в горах: правила безопасного катания

На трассах, как и на дорогах, действуют свои правила, и эти правила обязательно нужно знать и соблюдать. Правила FIS (Междунардной лыжной федерации) призваны прежде всего предотвратить несчастные случаи на склонах и выступают в роли “правил дорожного движения”, позволяя урегулировать спорные вопросы. В последнее время многие горнолыжные курорты проводят рекламные кампании, направленные на то, чтобы познакомить отдыхающих с этими правила и уменьшить число травм. Статистика показывает, что многие столкновения и несчастные случаи в горах происходят из-за неосторожности и элементарного незнания “горных ПДД.”

    Уважайте окружающих
  • Лыжник или сноубордист должен вести себя так, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих и не наносить ущерб другим.
    Контролируйте свою скорость
  • Лыжник или сноубордист должен управлять своей скоростью и направлением движения. Следует соизмерять свою скорость и манеру движения с состоянием трассы, снежного покрова, погодой и количеством людей на склоне.
    Выбор направления
  • Лыжник или сноубордист, приближающийся сзади, должен выбирать направление движения таким образом, чтобы не подвергать опасности лыжника или сноубордиста впереди.
    Обгон
  • Лыжник или сноубордист может обогнать другого лыжника или сноубордиста с любой стороны при условии, что у обгоняемого остается достаточно пространства для намеренных или непреднамеренных движений.
    Выход на склон, начало движения, движение вверх по склону
  • Лыжник или сноубордист, выходящий на трассу, начинающий движение после остановки или поднимающийся вверх, должен делать это не создавая опасности для себя или окружающих.
    Остановка на трассе
  • Лыжник или сноубордист не должен останавливаться на узких местах трассы или там, где видимость ограничена, за исключением случаев чрезвычайной необходимости. После падения в таких местах лыжник или сноубордист должен как можно скорее освободить трассу.
    Подъем и спуск без лыж
  • Лыжник или сноубордист, поднимающийся или спускающийся по склону без лыж, должен идти по краю трассы.
    Внимательно относитесь к знакам и разметке
  • Лыжник или сноубордист должен следовать указаниям на знаках и разметке.
    Оказание помощи
  • При несчастном случае долг каждого лыжника или сноубордиста - оказать помощь пострадавшему.
    Идентификация
  • Все лыжники или сноубордисты, а также свидетели, вне зависимости от участия или неучастия в инциденте, должны обменяться именами и адресами после произошедшего.


11. Что нужно знать, отправляясь в горы?

    Помимо элементарного соблюдения правил, есть несколько способов уберечь себя и окружающих от неприятностей.
    Не пренебрегайте помощью и обучением у инструктора , надеясь на собственные таланты и спортивную форму. Новички, пытающиеся научиться самостоятельно или при помощи непрофессиональных “учителей”, рискуют больше.
    Не форсируйте процесс , пытаясь научиться “всему и сразу” за 1-2 дня.
    Пользуйтесь собственными, хорошо подогнанными и подобранными ботинками или арендуйте экипировку в хорошем прокате. При выборе и подгонке оборудования старайтесь не переоценивать собственный уровень катания. Если выбранные лыжи, доска или ботинки не подходят - не стесняйтесь вернуться в прокат и обменять их.
    Не стоит пользоваться оборудованием своих друзей - риск получить травму при этом резко возрастает.
    Обязательно делайте разминку перед катанием: несколько простых упражнений и растяжка позволяет кататься увереннее и безопаснее.
    Отдыхайте вовремя - наибольшее число происшествий происходит после обеда. Нельзя выходить на склон тем, кто слишком устал, чрезмерно много съел или выпил, или тем, кто неважно себя чувствует. В этих случаях лучше спуститься вниз на подъемнике, не поддаваясь на уговоры.
    Не начинайте «гонять» на склонах. Часто, как при вождении машины, возникает эйфория и иллюзия полного контроля ситуации, а современные горные лыжи позволяют развивать скорость свыше 120 км/ч. Не стоит кататься слишком быстро: так значительно легче получить серьезную травму. Экспертам, полностью уверенных в своих силах, стоит подумать о тех, кто едет рядом - их уровень катания и скорость реакции могут быть не так хороши.
    Не голодайте и не отказываейтесь от еды. На высоте правильное питание, и особенно «медленные» углеводы просто необходимы. Они являются тем источником энергии, который заставляет мышцы быстро и правильно работать.
    Не забывайте про воду : в условиях высокогорья возрастает потребность организма в жидкости, но не стоит пить исключительно кофе и алкоголь. Обезвоживание может приводить к преждевременной усталости и травмам.

    Никогда не выходите за пределы трасс в одиночку. Даже если у вас есть все противолавинное оборудование и вы полностью уверены в себе. Не забывайте про лавиноопасность, обращайте внимание на оценки вероятности схода лавин (маркируются цифрами от 1 до 5 или флагами, ежедневно вывешиваются у касс, подъемников и карт региона).
    Никогда не катайтесь по закрытой трассе. В случае получения травмы на такой трассе вам скорее всего придется оплатить стоимость эвакуации и работы спасателей. Трассы закрывают не просто так, даже если сначала это неочевидно.
    Слушайте свое тело и обращайте внимание на тревожные симптомы. И, самое главное, выезжая в горы - не выключайте голову . И не забудьте одеть шлем.

Apres-ski — дословно (с фр.) - «после лыж» - всевозможные виды отдыха в горах: бары, рестораны, дискотеки, spa-центры, спортивные комплексы и т.п.

Зеленая трасса - трасса для начинающих, обычно абсолютно пологая. В части стран зеленые трассы не классифицируются, а обозначаются на картах синим цветом.

Кант — нижнее ребро лыжи, обитое стальной пластиной (кантом). В зависимости от положения лыж канты могут называться внутренними (ближайшие друг к другу ребра на поставленных рядом лыжах) и внешними, верхними и нижними. В повороте внутренним кантом на каждой лыже называют тот, который ближе расположен к центру поворота, а внешним кантом — противоположный, находящийся дальше от центра движения.

Красная трасса - трасса для уверенно катающихся лыжников, в зависимости от курорта и рельефа, как правило, средней сложности.

Off-piste - внетрассовое катание по немаркированным и неподготовленным склонам, требует хорошего уровня подготовки. На части курортов такое катание считается запрещенным без сопровождения гида.

Плуг — положение поставленных под углом лыж со сведенными носками. Техника простейшего скольжения, торможения и поворотов на пологих склонах.

Ратрак — снегоуплотнительная машина, обрабатывающая трассы.

Синяя трасса - легкая, простая трасса, как правило, с минимальным уклоном.

Ски-стопы — часть креплений лыж, необходимы для задержания на снегу отстегнувшейся лыжи.

Стойка — положение лыжника на спуске. По высоте стойка бывает низкая, средняя и высокая, по степени наклона тела вперед-назад - передняя, нормальная и задняя.

Ски-пасс (ski pass, lift pass ) - абонемент на подъемники.

Ski-bus - автобус для горнолыжников, доставляющий их в регионы катания и обратно в центр курорта или к отелям.

Черная трасса - высшая по сложности категория трасс, как правило черным обозначается трасса с большой крутизной или узкая, требущая от катающихся хорошей техники.

При взгляде на горные лыжи в коллекциях популярных брендов глаза буквально разбегаются: минимум три десятка моделей только для взрослых. Подобрать «свою» пару горных лыж бывает непросто даже опытному горнолыжнику, что уж говорить про начинающего. Найти среди всего многообразия «свои лыжи» или хотя бы сократить число вариантов помогут основные характеристики горных лыж, которые каждый производитель публикует и на сайте, и в каталоге.

Как подобрать горные лыжи по характеристикам

Радиус горных лыж

Радиус горных лыж или точнее - радиус бокового выреза, просто «радиус», а иногда можно встретить и «радиус дуги», измеряется в метрах. Характеристика, которая определяет то, насколько крутыми будут повороты, которые проще всего выполнять на такой лыже. Чем меньше радиус выреза (11…13 м), тем сильнее лыжа настроена на частые и быстрые повороты, чем этот параметр больше (17… м), тем такая лыжа будет более склонна к плавным поворотам. Безусловно, опытный лыжник и лыжу с большим радиусом сможет «загнать» в короткую дугу, и на лыжах с большим вырезом - то есть с малым радиусом выреза, проедет длинной дугой. Но сил и умения для этого потребуется несколько больше. А значит, и удовольствие от катания будет несколько меньше.

Это не самая важная из характеристик при выборе. Чем лыжа легче - тем она легче управляется, но при этом она будет менее стабильно идти в заданном лыжником направлении, ее легче сбить с курса. Для начинающих это полезно - ведь скорость катания еще невысокая, а на лыжах, которыми легко управлять, быстрее учишься. С ростом опыта растёт и скорость катания, требуются все более стабильные горные лыжи с предсказуемым поведением и на неровном снегу - и лыжи становятся немного тяжелее. Женские горные лыжи короче и легче, на них установлены более легкие крепления, так что их вес в районе 4,5 - 5,5 кг/пара, мужские длиннее, мощнее и тяжелее, их вес от 5 до 7 кг, можно встретить и более тяжелые модели, особенно для скоростного фрирайда.

Ширина горных лыж

Ширина горных лыж измеряется в миллиметрах. Ширина талии горных лыж - одна из ключевых характеристик, которая определяет вездеходные качества лыж. Ширина талии до 73 мм характерна для моделей для катания по подготовленным склонам. Чем уже талия, тем быстрее лыжа может переходить из поворота в поворот, менять направление скольжения на жестком склоне. Ширина талии в диапазоне от 73…75 мм до 85…90 мм - наиболее универсальные модели (all-mountain ) для катания и по подготовленным склонам, и по разбитому снегу, и по неглубокой целине. Чем шире талия, тем лучше лыжа плывет по глубокому снегу. Соответственно, горные лыжи с талией шире 90 мм выбирают те, кто на подготовленных склонах кататься почти не планирует.

Геометрия горных лыж

Геометрия горных лыж приводится в каталогах в виде цифр, например 120/73/103 мм, рядом указывается длина лыж - ростовка, для которой приведена геометрия. Чем шире носок по отношению к ширине талии, тем лыжа охотнее начинает поворот. А чем уже пятка, тем проще лыжа переходит в соскальзывание. Другими словами, лыжа с геометрией 125/73/97 мм будет быстрее «нырять» в поворот, и «сбросить пятки» на таких лыжах будет легче, чем на лыжах с геометрией 120/73/103 мм.

Сброс пяток - жаргонное выражение. Это прием, который используется для остановки или изменения направления движения в случае неожиданно возникшего препятствия - например, упавшего перед вами лыжника. В этой ситуации самое естественное движение - поставить горные лыжи поперек склона, для чего усилием ног лыжи отпускаются в проскальзывание - начинают скользить вбок, причем пятки лыж скользят сильнее, чем носки.

Жесткость горных лыж

Жесткость лыж не нормируется в каких-то единицах, и сравнить две модели по жесткости можно только своими руками. В общем случае можно сказать, что в рамках одной и той же линии лыж модели для более опытных лыжников жестче, а вот сравнить с моделями других производителей уже придется или «вручную», или, изучив конструкцию лыж - сколько слоев металла в каждой из них, из чего сделан сердечник и так далее. Чем больше слоев металла, тем лыжа жестче, чем лыжа шире - тем она жестче при одинаковой конструкции и так далее.

Распределение жесткости у разных лыж может быть различным - некоторые модели отличаются равномерной жесткостью по всей длине, как правило, это модели для подготовленных склонов, а у других (универсальных моделей и лыж для фрирайда - катания вне трасс) носок и пятка сделаны мягче, а средняя часть заметно жестче. Наиболее мощное усиление - слои металла, расположенные снизу и сверху сердечника, или только снизу. Горные лыжи с двумя слоями металла практически всегда будут более жесткими чем модели, в которых один слой металла заменен на легкие стекловолокно или карбон.

Как подобрать горные лыжи по росту

Ростовка горных лыж

При подборе горных лыж по росту важно понимать, что в большинстве случаев горнолыжник может кататься на нескольких ростовках, в зависимости от того, как он любит кататься, уровня владения техникой, какие склоны он предпочитает, какова модель рекомендуемых лыж и т.д. Горнолыжники стараются использовать ростовки, близкие к общепринятым. Одна из причин — на все мужчины используют на слаломе горные лыжи с ростовкой 165 см, а все женщины — с ростовкой 155 см. Наиболее общепринятыми «психологическими» ростовками для трассового катания являются: для мужчин (вес 60-100 кг и рост 160-190 см): 165 см для любителей короткого поворота, 170-175 см для средней и большой дуги; для женщинн (вес 40 — 80кг и рост 150-180 см): соответственно 155 — 165 см.

Тонкости при подборе горных лыж по росту

Укорочение ростовки на 5—10 см следует учесть: лыжникам, специализирующимся, в основном, на карвинговом катании (по хорошо подготовленным склонам), для катания на коротких и пологих склонах, если ваш вес или рост меньше вышеуказанного, начинающим, по специальному запросу инструктора, девушкам-отдыхающим, предпочитающим осторожное и неторопливое катание.

Удлинение ростовки на 5—10 см от основной следует сделать, если: ваш вес, рост выше выше указанного, вы собираетенсь кататься по крутым и длинным склонам, для карверов, предпочитающих дуги большего радиуса и большие скорости. Удлинение ростовки более чем на 5—10см от основной советуют катающимся в глубоком пушистом снегу и радикальным сторонникам традиционной техники (следите, чтобы геометрия рекомендуемых моделей также не была слишком радикальной).

Желаем удачных покупок и отличного катания!