Графология, читаем по почерку. Характер человека по почерку: методики определения

ТАЙНЫ ПОЧЕРКА

Графологический анализ почерка, точнее, его основных деталей, о которых речь шла в предыдущей главе, дает самое широкое представление о свойствах личности человека. Благодаря полученным сведениям вы начнете лучше понимать как окружающих, так и самих себя. Занятия графологией дадут вам возможность более эффективно взаимодействовать с людьми, научат видеть скрытые прежде корни многих проблем, а поняв причину явлений, вы сумеете воздействовать на них выгодным для вас образом.

Для того чтобы претворить в жизнь все, о чем идет речь в этой книге, вовсе не обязательно становиться профессиональным графологом. Достаточно использовать на практике основы графологического анализа, которые даны в рамках нашей книги. Благодаря ей вы научитесь «читать» по почерку свойства личности того или иного вашего знакомого, откроете неизвестные вам прежде черты его характера, его способности, таланты, деловые качества, особенности мышления, а также недостатки.

Из книги Нерушимое автора

Тайны На Каракоруме, на девятнадцати с половиною тысячах футов – на этой самой высокой в мире дороге, конюх Гурбан допрашивал меня:«Что же такое захоронено в этих высотах? Должно быть, там скрыто большое сокровище; ведь трудна дорога к этому месту. А как дойдешь через все

Из книги Ключ Хирама. Фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса автора Найт Кристофер

Тайны Кумрана Мы уже говорили, что ессеи, вынужденные уйти из Иерусалима, двадцать лет “двигались ощупью”, пока человек, известный под именем Учителя Праведности, не показал им “путь” и не помог Кумранской общине встать на ноги. К сожалению, кумранские свитки редко

Из книги Практическая графология: как узнать характер по почерку автора Исаева Елена

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ АНАЛИЗ ПОЧЕРКА Вы познакомились с общими правилами графологического анализа. Если вы всерьез заинтересовались графологией, то скорее всего уже начали собирать и анализировать образцы. Для этого подходят любые экземпляры – письма, списки покупок,

Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

Значение его почерка Каллиграфический почерк – признак аккуратности, дотошности, вдумчивости, неторопливости, обязательности.Неразборчивый почерк бывает у энергичных непосед. Это деловые и целеустремленные люди, сосредоточенные на чем-то важном исключительно для

Из книги Легенды Азии (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 1 автора Самохина Н.

ТАЙНЫ Урок 75 Одна из величайших загадок жизни заключается в том, что человек упрямо игнорирует лежащие на виду тайны, столь обыкновенные, что они не возбуждают даже такого всеобщего качества, как любопытство. Хотя тайны эти столь обыденны, что невозможно вдохнуть, сделать

Из книги Знак эры (сборник) автора Рерих Николай Константинович

Тайны На Каракоруме, на девятнадцати с половиною тысячах футов - на этой самой высокой в мире дороге, конюх Гурбан допрашивал меня:«Что же такое захоронено в этих высотах? Должно быть, там скрыто большое сокровище; ведь трудна дорога к этому месту. А как дойдешь через все

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Тайны улыбок Вы наверняка не раз «велись» на честные, искренние и дружелюбные улыбки актеров и политиков. И не только вы. Признаюсь, я тоже.Но ведь они же с этими улыбками не родились. Мы даже не знаем, сколько часов эти люди провели у зеркала, репетируя свою честную и

Из книги Тайны ясновидения: как развить способности к экстрасенсорике автора Кибардин Геннадий Михайлович

Тайны ДНК На сегодняшний день вы не встретите широкого круга публикаций по вопросам изучения и освещения многомерных энергетических составляющих генетической структуры клеток человека и их роли в нашей жизни. Читателю предлагается по-иному взглянуть на святая святых

Из книги Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти автора Бардина Елена

2.6. Дольмены и их тайны Многие слышали про такие сооружения, как дольмены. Но мало кто знает, кем и зачем они создавались. На этот вопрос нет точного ответа и поныне. Их создатели исчезли, не оставив после себя никаких других следов.Ученые считают, что примерный возраст этих

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Основные характеристики почерка Нажим в почерке Жирные линии букв, кляксы, сильный нажим. Как правило, это говорит не только о большой физической силе человека, но и о его примитивности. О таких людях обычно говорят, что они «с неба звезд не хватают». Очень часто почерк с

Из книги Атлантида и другие исчезнувшие города автора Подольский Юрий Федорович

Разборчивость почерка Некоторые считают разборчивость или неразборчивость почерка своеобразным тестом на умственные и интеллектуальные способности. Опытным графологам потребуется всего несколько минут, чтобы убедить человека в абсурдности этой теории.Судить об уме

Из книги автора

Разборчивость почерка Особое значение для исследования имеет разборчивость почерка в написании адреса на конверте.Предположим, у человека от природы неразборчивый почерк. Тем не менее на конверте он старается вывести каждую буковку, чтобы адрес отправителя и

Из книги автора

Учимся делать системный анализ почерка Свою графологическую практику лучше всего начинать с близких родственников и знакомых. Если получится, постарайтесь взять образец почерка так, чтобы испытуемый ни о чем не догадался. Если не получается, попросите человека, анализ

Из книги автора

Тайны Шамбалы Предания о еще одной загадочной стране духовных подвижников и мудрецов, существующей где-то на Востоке, встречаются в фольклоре многих стран мира. Что стоит за этими легендами? Необычайно устойчивый миф или некое идущее из глубокой древности объективное

Из книги автора

Тайны Варанаси Загадочный город Варанаси расположен на севере Индии в штате Уттар-Прадеш. В те времена, когда Индия была английской колонией, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши - «Светоч». Даже среди тиртха (мест паломничества) Варанаси - особый город.

Можно ли составить общее представление о человеке, даже не видя его? Оказывается можно – по почерку .

И такую возможность предоставляет Графология , изучающая зависимость между почерком и личностью.

Графология (от др. -греч. «пишу» и «учение») - учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности. (Википедия ).

На эту связь начали обращать внимание еще в древности. Известно изречение императора Нерона : «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура» .

У Конфуция : «Почерк может достоверно указать, происходит ли он от великодушного человека или от того, кто вульгарен» .

Почерк может рассказать специалисту-графологу о личности порой больше, чем сам он способен поведать о себе. Это происходит оттого, что почерк формируется не столько сознанием, сколько подсознательными процессами мозга.

Письмо — сложный психомоторный навык, и если его довели до совершенства в школе, он откладывается в мозге и не утрачивается.

Каким же образом почерк может рассказать о человеке?

Приглашаю читателей в небольшое исследование этой темы.

Как всегда подойдем к вопросу системно, начнем с истории и закончим книжным обозрением.

История графологии

О связи почерка с личностными качествами человека догадывались еще в эпоху античности. Аристотель писал: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих» .

Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских императоров писал, что император Август, не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха.
Современный графолог определил бы это как свойство человека бережливого, имеющего строго дедуктивный, практичный ум.

После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но он вновь возродился в средние века, когда письменность стала достоянием более широких слоев общества.

Однако до начала XVII в. не существовало самостоятельных сочинений, посвященных этому вопросу.

Первый известный истории трактат по исследованию почерка принадлежит итальянскому врачу, профессору Болонского университета Камилло Бальдо (Camillo Baldo), жившего в Болонье и издавшего в 1622 г. свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего ».

Это был первый фундаментальный труд по графологии. Эпиграфом к своему сочинению Бальдо взял пословицу «по когтям узнают льва ».

Камилло Бальбо (1550 – 1637 гг)

Впервые слово "графология « появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“ , французского аббата Жана Ипполита Мишона. Его и принято считать отцом современной графологии.

Аббат Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.

Жан Ипполит Мишон (1806—1881 гг)

В 1879 г. аббат начал издавать журнал «Графология », он был одним из основателей Парижского графологического общества. О Мишоне известно также, что в течении тридцати пяти лет он изучал автографы выдающихся французов и умел распознавать по почерку 350 чувств и способностей.

Простота метода Мишона сделала его популярным. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие — противоположную черту. В настоящее время это представляется правильным лишь отчасти.

Последователи Мишона, в том числе и его ученик, Жюль Крепье-Жамен не согласились с этим принципом, а также с практикой приписывания жестких интерпретаций к отдельным признакам почерка. Крепье-Жамен каждому элементу в почерке приписывал диапазон возможных значений.

Он утверждал, что значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Современная графология принимает именно эту теорию.

Несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени обращались к теме определения характера по почерку. Такие имена, как Лейбниц, Шекспир, Гете, Лафатер, Жорж Санд, Александр Дюма-сын, Вальтер Скотт, Эдгар По.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий философ, математик, а также Иоганн Вольфганг Гете (1749 г- 1832 г) — великий поэт и естествоиспытатель, признавали, что индивидуальность человека отражается в его письме.

Жорж Санд , в свою очередь, считала: „Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем“ .

Гете писал: «нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях ».

Ч. Ломброзо изложил свои взгляды на почерк и личность в книге «Графология», вышедшей в 1899 г.

Чезаре Ломброзо (1835 -1909 гг) - итальянский врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике.

«Как идиот не может избавиться от подпрыгивающей походки, а паралитик от шаркающей, так и обычный «средний» человек не может не проявить свои особенности в движениях руки при письме ».

Почерку «преступного человека», по учению Ломброзо, свойственны особые графологические признаки, которые делятся на две группы. Одни признаки якобы характеризуют почерки убийц, разбойников и грабителей, другие – воров.

Но учение Ломброзо о почерке «преступного человека», как и вся его теория, оказалось научно несостоятельным.
****
В дальнейшем графология стала распространяться по всей Европе.

Вильгельм Прейер , профессор физиологии из Йены, предположил, что письмом руководит мозг, а не пальцы, и на самом деле пишет мозг, а не рука.

Вклад в теоретическую базу графологии внесли немецкие графологи Ганс Бюссе и Людвиг Клагес .

Наиболее выдающаяся фигура в швейцарской графологической школе – доктор Макс Пулвер , психолог Цюрихского Университета, который в 1934 году обнаружил три зоны в почерке.

В Англии Роберт Соудек, Ханс Яакоби и Ганс Айзенк провели исследования, подтвердившие валидность анализа почерка.

Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг и Альфред Адлер признавали важность графоанализа. Фрейдом и Юнгом графология принималась, как путь проникновения в бессознательное человека, и потому вызывала их интерес.

Также графологией занимался Альфред Адлер , он однозначно признавал важность графологии и сам практиковал анализ почерка.

В 40-50-х годах XX века появляются понятия графометрики и психологии почерка (Scriftpsychologie). Графометрики начинают измерять характеристики почерка и использовать статистические методы, чтобы доказать истинность выводов о связи особенностей почерка с психологическими качествами.

На протяжении ХХ века графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования.

Графология в мире сегодня

Во многих странах графология принята академическим сообществом и государством, изучается в рамках высшего образования.

В настоящее время в Европе графология входит в обязательную программу обучения во многих странах. Университеты в Гейдельберге, Киле, Мюнхене, школы в Голландии, Швейцарии, Италии и Франции, имеют официальное разрешение для работы в этой сфере. Новейшие курсы читаются в Сорбонне (Франция).

В Италии, Венгрии профессии – «графолог» можно обучиться в вузе, как любой другой специальности.

В Голландии имеются две профессорские кафедры (в университетах Лейдена и Утрехта) и два графологических общества (в Амстердаме и Гааге).

В США создан Институт почерка (Нью-Йорк), а также Американское графологическое общество. В США курс графологии читается в Нью-йорском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других - ее читают как часть медицинского курса.

Многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу.

По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе.

Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.

****
О статусе графологии в других европейских странах говорят следующие факты:

Британская академия графологии (BAOG) была создана в 1985 году.
Британский Институт графологии (BIG) был основан в 1983 году.
В 1986 году – создано Венгерское Общество Изучения Почерка, в 1991 – Институт Графологии в Будапеште под руководством Тамаша Агарди.

Также можно назвать:
Американское общество профессиональных графологов (ASPG).
Объединение немецких графологов.
Французское объединение графологов-консультантов.
Швейцарская ассоциация графологов.
Итальянская графологическая ассоциация.
Итальянская ассоциация графологов.
Испанская графологическая ассоциация.
Израильская ассоциация графологии.

Графология получила развитие во многих странах и особенно во Франции, Германии, Голландии, Израиле и США.

Графология в России

До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и, собственно графологическое.

Графологическое направление было представлено Н.Д.Ахшарумовым, Ф.Ф.Тишковым, В.В.Маяцким и М.И.Попялковским. Теоретическое обоснование графологии представлено И.Ф.Моргенштерном.

Графология впервые была представлена широкой публике книгой Ильи Федоровича Моргенштерна „Психографология“ в 1903 г.

В 1915 г. выходит брошюра В. Маяцкого «Графология».

С 20-х годов XX столетия в этом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев-Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.

Криминалистическое направление основали судебные почерковеды Е.Ф.Буринский, С.М.Потапов и психофизиолог-графолог М.И.Попялковский.

В 1903 г издается книга Е.Ф. Буринского «Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею ». Он впервые подробно описал особенности почерка, как способа идентификации личности по рукописи. Таком образом, Буринский был основоположником нынешней графометрии. Он положил начало судебному почерковедению, как области знаний, изучающая методы для идентификации личности в целях раскрытия преступлений или установления личности по гражданским делам.


Евгений Фёдорович Буринский (1849—1912 гг) - выдающийся русский ученый-криминалист, один из основоположников криминалистики, основатель судебной фотографии, технического исследования документов и судебного почерковедения в России.

Практически не развиваясь после революции, в СССР в 1940 году графология была официально объявлена буржуазной лженаукой .

В Большой Советской Энциклопедии (1952 г ) сказано: «Графология (от греч. графо – пишу и логос – слово, учение)–лженаучная теория, согласно которой по почерку человека якобы можно судить о его характере и даже о внешности... Такие заключения не научны ».
Но в энциклопедии, изданной позднее (1972 г) говорится: «Графология (от графо... и...логика) — учение о почерке, исследование его с точки зрения отражающихся в нем свойств и психических состояний пишущего. Данные графологии применяются для исследования индивидуальных особенностей человека в психологии, а также в медицине и криминалистике» . О лженаучности теории графологии уже ничего не сказано.

Положение графологии и специальной литературы не сильно изменилось и после распада СССР.

В России сильная именно почерковедческая Школа , хотя ведущие российские криминалисты-почерковеды писали, что и в графологии есть рациональное зерно. Но дальше этого дело в развитии графологии как-то не пошло.

Появившаяся доступность иностранных источников информации повысила интерес и популярность графологии, возросло количество русскоязычных книг.

Все это в целом отражает очень неоднородное состояние русскоязычной графологии.

****
В России и СНГ профессиональным графоанализом и обучением ему занимается международная Школа Графоанализа. Это Школа Графоанализа Инессы Гольдберг, она является наиболее авторитетной графологической организацией в русскоязычном пространстве (www.grafologia.co.il)

Добавим также Московскую Школу Графологии. Основатель и руководитель Школы Т. В. Ефремова (http://www.moscow-graphology.ru/).
Курсы по графологии по авторской методике, которые ведет Светлана Сибирская (http://grafol.ru/swet/kursi.html).

Хотя конечно не исключаю, что я что-то пропустил в моем исследовании и буду рад, если меня поправят мои читатели.

Графология и почерковедение

Графология и почерковедение - это не синонимы.

Почерковедение - это практический раздел криминалистики, а графология – это учение о связи почерка и характера.

Почерковедческая экспертиза проводится экспертами-криминалистами и может определить, например, принадлежат ли два автографа одному человеку, но ни в коем случае она не определяет характер писавшего.

Почерковедческая экспертиза обладает разработанной методологией, отвечающей научным критериям, и преследует четко определяемые цели, например, поможет выяснить является ли почерк или подпись подлинными или поддельными.

Научность графологии

Графология не является точной наукой в математическом смысле слова.

Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т.д, — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста , чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов.

Сподвижник Чезаре Ломброзо, итальянский профессор судебной медицины Сальваторе Оттоленги писал в начале 20-х годов: «Графология пока еще не наука, хотя и нет никакого сомнения в ее научном основании...».

В своей книге „По следам преступления“ профессора криминалистики Геза Катона и Имре Кертес пишут: «Возможно, что в будущем удастся выяснить отдельные вопросы, например обнаружить определенные признаки темперамента по почерку, но сегодня тот, кто утверждает, что может установить по почерку характер, обычно является либо обманщиком, либо искренне заблуждающимся человеком » .

Отечественный криминалист О.М. Глотов характеризуя современную графологию, процветающую на Западе замечает, что она «чаще всего граничит с шарлатанством, так сказать, в его чистом виде ». (Глотов О. М. О криминалистике//От преступления к наказанию/Под ред. Н. С. Алексеева. Л., 1973. с. 182).

Мнения криминалистов понятны, графология — не научная дисциплина.

Хотя исследования показывают что анализ почерка позволяет характеризовать некоторые психологические особенности личности. А Верховный суд США в 1978 году признал законным использование графологии при приеме на работу.

И все же необходимо признать, что предположения о возможности диагностики по почерку свойств личности не получило к настоящему времени убедительного научного подтверждения.

Возможно Графология находится в стадии развития и через какое-то время будут найдены необходимые аргументы, удовлетворяющие академические инстанции для признания ее наукой. Пока же Графология по мнение графологов — это сочетание науки и искусства.

От общего к частному

Любой графологический анализ следует начать с оценки общего вида почерка. По Зуеву-Инсарову общий вид включает: гармоничность, геометричность и графологичность письма. Эти три категории присутствуют во всех графологических школах мира и по сей день.

1. Степень гармоничности.
Обратите внимание на общее впечатление от почерка: создается ли у вас ощущение единого целого?

Гармоничность почерка — это степень гармонии между отдельными буквами, составляющими слова.

Чем выше степень гармоничности письма тем выше степень одаренности личности.

2. Степень геометричности.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками, равномерностью нажима.

Высокая степень гармоничности говорит о том, что человек обладает большим запасом внутренней энергии, развитыми волевыми усилиями, позволяющими ему всегда сохранять внутреннее равновесие, тормозить нежелательные эмоции, действовать обдуманно.

3. Степень графологичности письма.

Степень графологичности письма определяется степенью отклонения от каллиграфического образца.

1. Нажим при письме.

Сильный нажим характеризует людей энергичных и готовых к преодолению препятствий на пути к желаемому.

Слабый нажим свидетельствует о чувствительной натуре, склонной к идеализации, к влиянию чужого мнения.

Неравномерный нажим — показатель неуравновешенности, впечатлительности, импульсивности.

Если же нажим при письме слабый, и к тому же еще неравномерный, то автор такого почерка скорее всего неуверенный в себе, склонный к постоянным сомнениям.

2. Выдержанность строки.

„Прямая“ строка говорит об уравновешенности и сдержанности писавшего, умении доводить дело до конца.

„Волнистые“ строки указывают на то, что человек обладает гибкостью мышления и дипломатичностью, позволяющей обходить трудности, хотя ему может не доставать целеустремленности.

Строки, поднимающиеся к концу принадлежат людям энергичным, уверенным в себе, инициативным и стремящимся к успеху.

Если же строки, наоборот, падают к концу, то и автор почерка скорее всего обладает нехваткой энергичности для доведения дела до конца.

3. Наклон почерка.

Слишком наклонный почерк — от его владельца вполне можно ожидать проявления крайних черт и выставления своих чувств и предпочтений напоказ, а также восторженность в восприятии всего нового.

Почерк наколенный влево часто указывает на несовпадение личных склонностей человека с внешними условиями воспитания и жизни.

Если же почерк вертикальный, не имеющий наклона, то это говорит о равновесии между умом и чувствами и одновременно сдержанности человека.

4. Размер букв.

Крупный почерк часто указывает на чувственность влечений, энергичность в общении и непрактичность в жизни, а также на отсутствие объективной самооценки.

Мелкий почерк более характерен для людей сдержанных, наблюдательных и при этом весьма закрытых, не склонных говорить о себе.

Сжатый почерк характеризует своего владельца как очень бережливого, экономного и сдержанного.

5. Расстояние между словами и строками.

Если в почерке почти нет пробелов и создается впечатление, что слова наползают друг на друга, то можно говорить о бережливости человека, порой переходящей в скупость.

Если же в тексте полно пустых мест как между словами, так и между строками, то это свидетельство щедрости, иногда граничащей с расточительностью.

6. Подпись.

Подпись без росчерка — свидетельство вкуса и сдержанности.

Если подпись дополнена прямым росчерком, то это указывает на энергичность человека, его решительность и смелость.

Волнистый росчерк свидетельствует о дипломатичности и умении обходить „острые углы“.

Подчеркивание росписи — признак развитого чувства собственного достоинства.

Подпись, поднимающаяся вверх, указывает на честолюбие.

В случае, если подпись завершается точкой, речь идет о человеке, склонном к самоанализу и умеющем доводить дело до конца.

Если подпись выполнена очень крупными буквами, это говорит о том, что ее владелец обеспокоен своим имиджем и, вероятно, пытается создать у окружающих обманчивое впечатление о себе.

Вот примерно так кратко некоторые моменты. Конечно только по ним нельзя судить о человеке, должен быть комплексный анализ почерка. Для желающих расширить свои познания существует литература, которую мы рассмотрим чуть ниже.

Каллиграфичность почерка

Считается, что излишняя каллиграфичность обычного каждодневного почерка (если это не поздравление на на открытке) – отражает проявление усиленного Супер-Эго в ущерб индивидуальности и самобытности человека.

Т.е. следование стандарту в сочетании с украшенностью и стилизованностью отражает шаблонное, стереотипное восприятие и мышление.

Именно поэтому учителя не должны требовать от учеников, особенно начальных классов излишней внешней красивости почерка. Намного важнее научить ребенка гармонично распределять нажим в почерке.

Для сведения: Почерк как индикатор характера и индивидуальности отметил в XI веке китайский философ и художник Го Жо Су в своей книге «Записки о живописи».


Го Жо-сюй. «Записки о живописи: что видел и слышал». Издательство: «Наука». 1978 г

Национальные особенности почерка

Небольшая выдержка из книги И.В. Белова «Секреты почерка. 20 типов личности 20 типов почерка».

«Нетрудно увидеть различия в написании букв, которые используют люди различных стран. Эти черты почерка отражают лишь наиболее типичные проявления национальных особенностей.

Испанцы обычно пишут заглавные буквы вычурно и с завитушками, что говорит об их гордой и романтической натуре.
Французы пишут гораздо мельче, и их почерки отражают более логичный подход к жизни.
Итальянское письмо с его простыми маленькими буквами и грациозными большими буквами свидетельствует о чувстве ритма и изяществе.
Русская эмоциональная, общительная природа отражается в размашистом, крупном почерке.

Немецкий почерк более угловат и тщателен, чем у других народов.

У англичан почерк сдержан, прост, без росчерков и завитушек.
Американский почерк - свободный и размашистый» .

Ум и почерк

Умный человек – это прежде всего высокий уровень индивидуальности, самостоятельное мышление.

Так как же проявляются эти признаки в почерке?

Самое главное – это не банальный почерк. Не обязательно оригинальный, но обязательно несущий свои индивидуальные черты.

Излишнее преувеличение через различные украшения почерка – это не проявление ума, а лишь желание произвести впечатление, т.е. казаться, а не быть.

«Умная» форма почерка – продуктивная, экономит усилия руки, сокращает время написания букв.

Чем выше развитие человека, тем больше сторон души раскрывает его почерк.

Оказывается, так много скрытого смысла в обычном почерке. Даже поэтому стоит более внимательно отнестись к Графологии.

Темперамент и почерк

Каждому темпераменту помимо присущим им жестам и движениям, есть и присущие особенности почерка.

Люди изысканные, элегантные по своей натуре, - это сказывается и на почерке — изысканном, изящном с красиво округленными буквами, ровными и аккуратно расположенными строчками.

У прямых, открытых натур почерк лишен выкрутасов, слова выписаны отрывистыми расходящимися линиями.

В письме жестоких, решительных людей буквы обычно бывают резкие, у мягких и у добродушных — округленные.

Грубые и вульгарные люди пишут витиевато, украшая нелепыми завитушками заглавные буквы.

Вот например как определяет предварительные условия для анализа почерка Инесса Гольдберг в своей книге «Язык почерка, или Проблемы на бумаге».

«Максимальная информативность и достоверность зависит не только от профессионализма графолога, но и от качества, а также количества исследуемого материала» .

«Правила подготовки качественного материала для анализа почерка.

1. Письменные принадлежности, стол.
Для образца пригоден только чистый белый лист (без клеток и полос) формата А4, под который следует подложить несколько листов бумаги (слишком твердая или мягкая по верхность искажает почерк). Поверхность письменного стола — без трещин и неровностей.
Писать только шариковой ручкой (лучше синей), не протекающей и хорошо работающей.

2. Состояние, поза.
Поза — удобная, сидя за столом; настроение — относительно спокойное.

3. Что и как писать .
Текст: объем — произвольный; содержание — произвольное, оно не имеет значения. По дойдет любая свободная тема, которая придет в голову: предложите написать о себе, об отпуске, о детях и т. д. Самое главное требование — писать в привычном темпе, спонтанно, не списы вая, не под диктовку, и не стихи в столбик. Затем — расписаться.

4. Язык.
Писать на родном языке, для двуязычных — на обоих языках. Языки могут быть любыми (кроме иероглифов).

Зачем все это нужно – лучше узнать из самой книги И Гольдберг.

Итак, общее представление о предмете Графология мы получили. Чтобы углубить наши знания обратимся к книжным источникам.

Но будем помнить, что опыт приходит с практикой. Безусловно самообучение заслуживает уважения, но время от времени возникают вопросы, требующие объяснения, которые сложно найти в книгах. Здесь важно, чтобы эти объяснения давал опытный профессионал.

Обзор книг по теме «Графология»


Зуев-Инсаров Д.М. «Почерк и личность» . Издательство: «ЛТД», «Перлит продакшн». 1992 г.

Д.М. Зуев-Инсаров - крупнейший русский графолог, председатель Русского научного графологического общества.

В переизданной впервые с 1929 г. книге в простой и доступной форме излагаются принципы оценки по почерку черт характера человека.

В книге приводятся различные образцы почерков, даётся их подробная характеристика. Также приведены характерологические расшифровки почерков известных людей, например, Сергея Есенина, Льва Толстого, Максима Горького, Александра Пушкина и других.

Приведена библиография, выпущенных на тот момент книг в различных странах.

Можно начать с этой книги, по крайней мере, она написана практиком.

Одна из самых известных книг, выпущенная в Санкт-Петербурге в 1903 г и переизданная в 1994 году — И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку».


Два издания:
1. И. Моргенштерн. «Психографология». Питер. 1994 г
2. И. Ф. Моргенштерн. «Психографология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку». Типография «Наука». 2006 г

В книге знаменитого психографолога И. Моргенштерна рассказывается об истории графологии, приводится психографологическое описание нескольких сотен почерков.

Приведу несколько интересных выдержек из книги:
Ум
«Буквы прямые, слитные, без украшений; одинаковое расстояние между словами; большей частью отсутствие крупных букв, попадаются неразборчивые; буквы круглые. Обыкновенно с, в, г выходят не совсем законченные ».

Глупость
«Вытянутые, редко поставленные буквы с оригинально украшенными крючками. Неравные расстояния между словами, иногда нажимы в заглавных буквах – когда стараются выводить их архитектурно, придать им закругленную форму и сделать их тонкими и изящными; следует обратить внимание на неравные нажимы".

Высокий рост
«Буквы в конце строки оканчиваются ровным штрихом, почерк нетвердый, но местами нажимы. Буквы не запутанные и идут ровными рядами; большею частью слова на другую строчку не переносятся» .

Низкий рост
«Буквы с украшенными размашистыми штрихами, сильно вытянутыми, будто бы им желали дать рост; конец слова или не дописывают, или переносят на другую строку, оставляя свободное место» .

Брюнеты
«Поднимающиеся строки; кроме того, буквы очень старательно выведены, с желанием придать им красивую форму, что особенно сказывается в крючках заглавных букв; сами буквы приподнятые» .

Блондины
«Ровные строки, мелкие буквы; в конце строки буквы становятся уже; почерк разборчивый, не растянутый».

В книге приводится подробный анализ психографологических законом почерка. Описаны все буквы и их графологические признаки.

Отдельная глава посвящена детским почеркам. Приводятся почерки людей, с отклонениями в психическом и физическом отношениях.

Дан анализ почерков известных исторических личностей. Читатель узнает как меняется характер письма с возрастом, сможет по собственному почерку определить свои скрытые возможности


В. Маяцкий В. Графология. Москва, 1907. Переиздано в 1990 году (репринт).

Маяцкий. «Графология». 1990 г.

Очень простая, небольшая книга — брошюра, написанная еще в царской России. Содержит микроструктурный типологический анализ каждой буквы. Как дополнение к другим книгам. Ниже содержание книги.

Авторская серия книг «Секреты Почерка» Инессы Гольдберг в ключает 8 изданий:
1. Учебник «Как расшифровать почерк или Графология шаг за шагом».
2. Учебник «Почерк и типы личности».
3. Книга «Почерк и Ваша успешность».
4. Книга «Почерк и Ваша личная жизнь».
5. Книга «Почерк - Зеркало Души».
6. Книга «Тайны Почерка - Что на роду написано».
7. Книга «Язык Почерка или Проблемы на бумаге».
8. Избранное серии «Психология Почерка».

Это систематизированные учебные пособия по основам графологического метода, а также научно-популярные издания, посвящённые различным аспектам применения графологии.


Соломевич В.И. Уласевич В.И. «Почерк и характер» . «АСТ» 2009 г.

Кроме основ эта книга познакомит вас с графологическим анализом почерков некоторых известных политиков, спортсменов и популярных артистов эстрады и кино.

Джудит Норман. «О чем говорит почерк. Графология для начинающих». Вектор. 2010 г.


Сара Дороти. «Тайны почерка. Как по почерку определить черты Вашего характера» . АСТ. 1998 г.

Книги Ильи Щеголева

Илья Щеголев - специалист в области графологии и психологии менеджмента, получил образование на факультете психологии СПбГУ, автор бестселлера «Тайны почерка». Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии в России и странах СНГ.


Илья Щеголев. «Тайны почерка». Феникс. 2011 г.
Илья Щеголев. «16 типов почерка». Питер. 2005 г.
Илья Щеголев. «Загадки почерка. От маленькой буквы к великой судьбе». Феникс. 2011 г.

Книги Юрия Чернова

Юрий Георгиевич Чернов — кандидат технических наук, разработчик программного обеспечения, психолог, имеющий сертификат по деловой психологии, сотрудник Швейцарского графологического общества, регулярно принимает участие в различных конгрессах и конференциях по анализу почерка.


Илья Щеголев, Юрий Чернов. «Тайны почерка» (+ CD-ROM). «Эксмо». 2008 г.

На диске — уникальная программа для анализа почерка и составления психологического портрета человека по почерку.


Юрий Чернов. «Психологический анализ почерка». Генезис. 2011 г.
Автор рассматривает проблему на стыке дисциплин — психологии, медицины, криминалистики, затрагивает вопросы диагностики, судебного почерковедения и т.п. Но основное внимание направлено на психологию почерка.

Юрий Чернов. «Анализ почерка в работе с кадрами». БХВ-Петербург. 2012 г
Книга рассказывает о том, как использовать анализ почерка в диагностике кадров. В книге системно рассмотрены все этапы работы с персоналом через призму анализа почерка.


1. И. Белов. «Секреты почерка. 20 типов личности. 20 типов почерка». Харвест. 2007 г
2. Исаева Е.Л. «Практическая графология: как узнать характер по почерку». Рипол Классик. 2010 г.
3. Айк Надж (О.К.Наджимов). «Узнать характер человека по его подписи или практическая графология».
4. Владимир Тараненко. «Почерк, портрет, характер. Скрытая психодиагностика в практическом изложении». Ника-Центр. 2008 г.


5. Ирина Улезько. «Характер и почерк». АСТ. 2009 г.
6. Вера Надеждина. «Тайны почерка. Шаг за шагом». Харвест. 2009 г.
7. Александр Фармагей. «Графология как наука и не только». Ника-Центр. 2010 г.
8. А. Соколова. «Графология – ключ к характеру». Рипол Классик. 2013 г.


9. Е. П. Ищенко. «Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души». Проспект. 2015 г.
10. С.Ю. Алесковский, Я.В. Комиссарова. «Основы графологии». Юрлитинформ. 2008 г.
В учебно-методическом пособии рассматриваются основные положения графологического (психолого-почерковедческого) метода исследования личности, а также история становления графологии и ее современное состояние.
11. Т. И. Еремина. «Визуальная психодиагностика». Феникс. 2012 г.
Помимо физиогномики приводятся и другие визуальные средства исследования личности (психогеометрия, графология, анализ цветовых предпочтений, одежды, интерпретация рисунков человека).
12. Б. Хигир. «Графология. Узнай характер по почерку». Издательство: Амрита-Русь 2014 г.


13. Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. «Психологический анализ рисунка и текста». Издатель: Речь. 2006 г.
14. Е. Судиловская. «Разгадываем почерк. Графология (+ СD с программой)». Питер. 2007 г
15. Кравченко В.И. «Графология: характер по почерку». Учебно-методическое пособие ГУАП. 2006 г.
16. Петросян А.Э., Петросян Ю.С. «Как разговорить почерк (практическая графология)». Издательство Тверского университета бизнеса. 1995 г.

И обязательно несколько книг по почерковедению.


17. Орлова В.Ф. (науч. ред.). «Судебно-почерковедческая экспертиза: общая часть». Наука. 2006 г
18. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. «Теоретические (естественнонаучные) основы судебного почерковедения». Наука. 2006 г
19. Бастрыкин А.И. «Криминалистическое исследование письма». Учебное пособие. 2002 г
20. Орлова В.Ф. «Судебно-почерковедческая диагностика». Учебное пособие. Юнити – Дана. 2012 г

И в заключении обзора добавлю журнал «Научная Графология» http://inessa-goldberg.ru/portal-magazine/

Международный журнал на русском языке «Научная Графология» является некоммерческим проектом Института Графоанализа Инессы Гольдберг. Она же — Главный редактор журнала.

Вот так в общих чертах мы познакомились с Графологией. Думаю многих заинтересовала эта тема.

Начните с базовых книг, указанных в начале. Каждая книга дает что-то новое, не в смысле базовых принципов – они повторяются, а в смысле – нюансов. Но именно знание нюансов определяет Мастера.

Желаю успехов в овладении новых Знаний!

Если статья понравилась, дайте, пожалуйста, знать — кликните на кнопку соц. сетей.
Будут вопросы, пишите в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

ТАЙНЫ ПОЧЕРКА

Большинство из нас представляет себе графологию как магический способ получения информации, типа предсказания будущего по внутренностям животных или гадания на кофейной гуще. Трудно поверить, что графология современная наука, которой с успехом пользуются психологи, криминалисты, врачи, педагоги и даже опытные менеджеры по персоналу. Что же можно сказать о человеке по егопочерку и как потом использовать это знание? На вопросы «Лечебных писем» отвечает руководитель центра «Секреты успеха», специалист в области нетрадиционных диагностических методик Н.В. КУЗИНА.

– Нина Владимировна, как может почерк содержать какую-то информацию о человеке, если с возрастом характер письма у всех меняется, к тому же на него влияют любые жизненные ситуации?
– Эти изменения как раз и позволяют графологам судить о переменах в психическом состоянии человека и о его новой жизненной ситуации, то есть обладают не меньшей диагностической ценностью, чем устойчивые элементы почерка. Всем этим занимается графология – наука о почерке человека. Мы выражаем свои мысли в словах, а слова – в почерке, одновременно перенося на бумагу и свое душевное состояние. Графологуостается только понять особенности письма, чтобы рассказать о человеке, его характере, привычках, об отношении к другим людям, о его болезнях и т. д. Кое-где за границей уже используютграфологическую экспертизу для приема на работу, постановки диагноза и т.д. К сожалению, в нашей стране графология пока остается делом спецслужб, почерковедов и горячих энтузиастов.

– Наверное, анализ почерка требует от человека каких-то феноменальных способностей?

– Вовсе нет. Графологическими навыками владеет очень много людей. Курсграфологии сегодня изучают в вузах будущие юристы, преподается эта дисциплина и в некоторых других государственных учебных заведениях. В частности, у нас в Санкт-Петербурге работает известный психолог-графолог, член-корр. Международной академии наук высшей школы, доктор философских наук, профессор В. И. Кравченко, автор книги «Секреты почерка». Графология основана на доказанном факте, что почерк отражает характер человека и свойства его психики. Более того, почерк вообще никогда не лжет, просто люди иногда неправильно его истолковывают.

– Что же конкретно можно сказать о человеке по его почерку?

– Возможности графологии очень велики. Например, с ее помощью выявляются скрытые таланты молодого человека, помогающие правильно выбрать тот или иной род деятельности. Можно сделать выводы о совместимости людей – скажем, предупредить жениха и невесту о возможных сложностях при вступлении в брак, чтобы они были готовы к их преодолению. По образцу подписей обоих супругов на консультации выявляются особенности их взаимоотношений и предлагаются способы выхода из семейного кризиса. Причем достаточно, чтобы пришел лишь один из супругов с образцом подписи другого.

– Однако никакие элементы почерка, наверное, не могут передать всей сложности человеческой психики?

– Разумеется, нет. Но никто и не возводит элементы почерка в абсолют. В его чтении очень большую роль играет интуиция графолога. А конкретные признакипочерка служат графологу скорее опорными точками, опознавательными знаками его собственного внутреннего восприятия. Задача графолога – через рукописный текст «вчувствоваться» в человека, который его писал. Многим это удается. Способность к графологическойинтерпретации почерка – такое же общечеловеческое свойство, как музыкальный слух. Графологвидит почеркчеловека как образ, несущий в себе определенные эмоции, ценностные характеристики и т.д. Поэтому графологический язык неизбежно оказывается образным, эмоциональным, а не «научным». Попытки установить жесткую связь между элементами почерка и выводами графолога могут исказить восприятие.

– Какие же все-таки элементы почерка принимаются во внимание графологами?

– Практически все. Размеры, форма, взаимное расположение букв, пропуски, степень отклонения от каллиграфического письма, наклон, нажим, штрихи, росчерки, расположение на строке и т.д.

– Приведите, пожалуйста, пример.

– Возьмем написание заглавной буквы «Я». Если «Я» крупная и с раздутой петлей, человеку хочется, чтобы на него обратили внимание. Обычно такой человек общителен, обожает общественную деятельность и часто вступает в различные клубы или благотворительные организации. Любит быть лидером. Напротив, маленькое, простое «Я» показывает, что человек не стремится привлечь к себе внимание. Он осторожно двигается по жизни, не спешит заводить друзей, зато остается преданным тем, кого выбрал. Но если буква «Я» слишком мала по сравнению с остальными буквами и к тому же наклонена в обратную сторону от них – это признак самоуничижения. Такому человеку графолог может посоветовать проявлять больше уверенности и не оставаться в тени без необходимости, но и не взваливать на себя большую ответственность. Высокая буква «Я» без украшений, с узкой петлей показывает, что человек гордится своим домом и своей семьей. Похвалите кого-нибудь из его родственников или предков – и он станет вашим другом. А вот печатное «Я» показывает, что человек ищет внимания к себе, но прежде всего ждет одобрения за хорошо выполненную работу. У него творческий характер и развита изобретательность.

– А что вы скажете о человеке, который букву «Я» всегда пишет по-разному?

– Разнообразие вариантов при написании заглавной буквы «Я» показывает, что у человека нет устойчивых взглядов, и к себе он относится с чувством юмора. К тому же он любит разнообразие. Но бывает, что в почерке вообще нет заглавных букв. Это признак предельного самоуничижения и даже неспособности человека выполнять нужную работу.

– Можно ли по почерку сделать какие-то выводы о физическом и психическом здоровье?

– Это целый раздел графологии. Есть интересное высказывание, что медицина часто служит для графологииувеличительным стеклом, тогда как графология для медицины может иногда являться хорошим термометром. Почерк – это зеркало психических отклонений. Сейчас считается твердо установленным фактом, что при всяком расстройстве нервной системы – а это первый симптом любой болезни – непременно изменяетсяпочерк. Даже незначительные отклонения в системе кровообращения, в питании мозга неизбежно отражаются в почерке. И если мы этого не замечаем, то только потому, что вообще не привыкли следить за своим почерком. При первых признаках усталости почерк становится крупнее. При сильном утомлении появляется дрожание в волосяных штрихах букв. И точно так же влияют на почерк состояния опьянения или наркотического возбуждения.

– А как проявляются в почерке нервные и мозговые заболевания?

– По типу нарушений почерка можно делать очень важные выводы. Изменения впочерке возникают задолго до явных признаков нервной болезни. Например, при общем прогрессивном параличе они проявляются чрезвычайно рано, гораздо раньше других симптомов, и служат средством для установления диагноза. Почеркстановится более крупным, чем обычно. Буквы стоят неодинаково, сильно закруглены, с неправильными начертаниями. Больные пропускают буквы, знаки и целые слова, прибавляют лишние буквы, забывают, что надо писать, и все их письмо часто представляет собой бессмысленный набор слов. Дрожащийпочерк, встречается, как правило, у алкоголиков и иногда при неврастении или истерии. Линии букв становятся волнистыми или зигзагообразными, плохо разборчивыми. Буквы пляшут в словах, отдельные элементы их преувеличены. Это результат нарушения моторики при воспалении мозга.

– Истерия встречается довольно часто. Что ее характеризует, кроме дрожащего почерка?

– Наряду с дрожанием, есть и другие особенности почерка при истерии. Он часто имеет наклон влево. Отдельные буквы выписаны очень витиевато, у многих отсутствуют конечные штрихи, буквы все разной величины, тесно прилегают друг к другу, а интервал между словами большой. Вообще, существует очень много значимых для врача нарушений письма. Раньше самым распространенным из них была так называемая писчая судорога. Обычно это результат утомления тех мышц, которые участвуют в держании пера: пальцев, всей кисти руки и даже предплечья. Пишущий не может выводить буквы, рука перестает слушаться и перо останавливается на начатом штрихе или против воли человека заезжает в сторону.

– Можно ли по почерку отличить человека, страдающего той или иной болезнью?

– Очень часто это удается. Например, люди с частыми сердечными приступами злоупотребляют точками в соединениях букв или ставят точки между словами там, где они не требуются. Точки перед началом фразы, перед датами или после них, в середине фразы или слова наблюдаются также у больных с бредом преследования. Эти точки – своего рода остановки мысли. Когда мысль, диктующая письмо, по какой-то причине задерживается, человек делает рефлекторное движение и ставит точку. Почерк эпилептиков изобилует искривлениями всего текста, абсолютно ненужными точками, искажением заглавных букв. Ровные прямолинейные или наклонные буквы с украшениями и резкими связями между ними чередуются с клинообразными, дрожащими, как бы парализованными. Кстати, путем сравнения резко выраженных ненормальностей в письме душевнобольных и ненормальностей в письме здоровых людей было найдено многографологических признаков. Например, злоупотребление точками, особенно до или после подписи, наблюдается у очень мнительных, осторожных и скрытных людей.

– Как происходит сеанс графологии?

– Графолог не задает ни единого вопроса. Он просит клиента написать под диктовку очень быстро текст, состоящий из пяти-шести слов, например, «На улице прекрасная погода, весна пришла – Ура! Ура! Ура!», сделать несколько разных рисунков, написать очень медленно свое имя и отчество, поставить свою обыкновенную подпись, а потом расписаться в квадрате, и еще несколько заданий. Потом графолог анализирует каждую позицию этого теста и дает общую характеристику человека по его почерку. Например, из сравнения быстрого и медленного почерков он делает выводы об устойчивости натуры, характере психики, доминировании мужского или женского начала в воспитании, закомплексованности, героизме, творческой активности и т.д. Далее анализируются остальные пункты теста. Больше всего информации можно получить из анализа подписи испытуемого.Подпись – это сгусток натуры человека в данный момент как результат его прошлой жизни.

– Для чего же все это нужно, если мы и так себя знаем?

– На сеансе графологии выясняется, что очень многого мы о себе не знаем, а из того, что знаем, не делаем никаких выводов. Графолог не только «раскрывает» человеку глаза на многие его проблемы, но и помогает найти пути их решения. Одним из наиболее необычных путей является метод «графологического оздоровления». Он основан на существовании обратной связи между психикой и почерком. Поскольку наш почерк, наша подпись являются отражением нашего психического состояния в данный момент, то, сознательно меняя свой почерк, вырабатывая другую подпись, человек меняет себя, достигает успеха, обретает новую судьбу.

О характере человека, его умственных способностях и эмоциональности можно многое узнать с помощью графологии - учения о почерке. Методы этой науки широко применяются в криминалистике, а также для получения информации о людях: графологи устанавливают связи между почерком и внутренним миром человека. Если вы возьмете письмо, рукопись, документ с подписью и изучите текст, то по следующим его особенностям сможете составить себе представление об авторе.

Если вы видите прописные буквы, исполненные крупным каллиграфическим почерком, это означает, что автор текста отличается бесхарактерностью, несамостоятельностью, упрямством. Если буквы узкие и витиеватые, то он тяготеет к сдержанности, умеренности, тщеславию, изяществу и фантазии.

Если документ имеет узкие поля слева, это означает, что автор бережлив и мелочен. Широкие поля слева исполнитель документа деятелен и является широкой натурой. Очень широкие поля с любой стороны говорят о щедрости и хвастливости автора. Если поля слева и справа неодинаковой ширины, то этот человек отличается беспечностью и расточительностью.

Но бывает и так, что левый край поля постепенно сужается или расширяется. В первом случае это признак эгоизма, бережливости и даже скупости. Во втором - щедрости и расточительности. Вот, кто старается заполнить строчками весь лист и не оставляет полей, обычно не оставляет в своей жизни места для других людей. Манера выстраивать строки тоже говорит о многом. Прямые строки свидетельствуют о спокойствии, уверенности, иле воли, рассудительности.

«Задранные» вверх строки говорят о честолюбии, храбрости, доверчивости, искренности и оптимизме. Строки, идущие книзу, - свидетельство апатии, неуверенности в себе, сентиментальности, меланхоличности. Если строки волнообразные это свидетельство хитрости, изворотливости и даже бессовестности автора письма.

Когда промежутки между словами примерно одинаковые и кажутся нормальными, значит, что у автора все в порядке в жизни. Если же расстояние между словами слишком большое, скорее всего писавший человек испытывает трудности в общении и как бы хочет занять все возможное пространство, тесня других.

Изучая наклон букв, следует иметь в виду, что в тех случаях, когда буквы словно стремятся лечь на строку, это будет означать невыдержанность, вспыльчивость, обидчивость и сентиментальность автора. Если же буквы стоят вертикально, как солдаты в строю, значит, у автора сильная воля, он отличается самообладанием, сдержанностью, холодностью, нравственностью.

Практика показывает, что для большинства людей характерен наклон букв вправо. Однако встречаются оригиналы, у которых буквы как бы смотрят влево. Этим авторам обычно присущи упрямство, сдержанность, хитрость, скрытность, недоверчивость.

В некоторых авторов буквы в строке точно пьяные наклонены то влево, то вправо. Это свидетельствует о капризности, неуверенности, нерешительности, развитом чувстве юмора. Если наклон букв незначителен (не более 30 градусов), об авторе можно сказать, что по натуре он сердечен, участлив, отличается логичностью мышления.

Если почерк косой и к концу слов буквы «сложатся» на строку и, кроме того, все они разной величины, значит, хозяин почерка обладает развитой силой воли, чувством долга, очень активен, но в то же время нервозен и испытывает постоянное чувство внутреннего беспокойства. Немало может рассказать о характере пишущего и форма букв.

Мелкие буквы: наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, честолюбие. Круглые: гордость, самолюбие, предприимчивость, деятельность, решительность. Широкие: ум, энергия, беззаботность. Узкие: сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, педантизм.

Стремительные и округлые: легкий, общительный характер. Все буквы в словах связаны между собой как бы в одну сплошную линию: хорошо развитое логическое мышление. Следует иметь в виду, что если у автора письма сильный нажим, то скорее всего этот человек отличается усидчивостью, строгим взглядом на жизнь, прилежанием, неповоротливостью. Если слабый нажим, он бесхарактерен, нерешителен, чувствен и уступчив.

О многом может рассказать и исследование беглости почерка. Витиеватый почерк говорит о тщеславии, неудовлетворенности, любви к внешнему блеску. Медленный и спокойный - о невозмутимости, уравновешенности, сдержанности. Дрожащий, угловатый о нервозности, трусости, неуверенности и нерешительности. Красивый, каллиграфический - признак бесхарактерности, несамостоятельности. Беглый и размашистый указывает на предприимчивость, активность, любознательность, ловкость, веселый нрав.

Если же буквы в словах отделяются одна от другой, это будет означать, что автору такого текста присущи развитая интуиция, мечтательность, рассеянность. Жирная точка в конце текста означает приземленность, чувственность, развитое животное начало. В то время как малозаметная робость, нежность, боязливость. Точка, похожая на запятую, означает любопытство, а отсутствие точки - покорность и бесхарактерность. Короткие и толстые запятые говорят о силе воли и осторожности автора письма. Длинные и тонкие запятые означают мечтательность и слабость натуры.

Далеко отстоящая от слова запятая - малодушие и бесхарактерность. Витиеватая подпись в конце письма будет свидетельствовать о сумасбродстве и горячности; простая - о рассудительности и смелости; зигзагообразная - об энергичности; паутинообразная - о ловкости в делах и замкнутости, похожая на штопор - о наблюдательности и хитрости.

Валиева Азалия, Сокур Дарья

Исследовательский проект

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

ТЕМА : «Тайна почерка»

Валиева Азалия

Сокур Дарья

ученицы 3 «А» класса

МОУ НШДС «Ивушка»

Руководитель работы:

Носкова Лариса Александровна

г. Новый Уренгой 2011 год

Введение ………………………………………………………………………………..…..3

Глава I. Что позволяет узнать анализ почерка…………………………..5

Глава II. Анализ почерка учащихся 3 «А» класса………………………..6

Заключение……………………………………………………………………………….…8

Литература ………………………………………………………………………………..10

Приложение ………………………………………………………………………….…..11

ВВЕДЕНИЕ

“Дайте мне почерк женщины,

и я открою вам ее сердца…”

В.Шекспир

ГРАФОЛОГИЯ – это интересный и ценный способ, который позволяет быстро понять себя и понять природу окружающих нас людей. Если с помощью особенностей почерка мы поймем черты характера, то это поможет нам лучше приспособиться к другим людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.

Специальное учение о почерке как отражении свойств характера и психологических состояний человека называется ГРАФОЛОГИЕЙ.

Актуальность

Мы считаем, что тема нашего исследования интересная и актуальная, так как в современной школе существует проблема почерка. Всех учеников в школе обучают писать одинаково, но по прошествии короткого времени большинство ребят начинают писать различно и таким образом проявляют свои индивидуальные черты характера и ума. Развитие ума и изменения в характере неизбежно вызывают изменения в написании букв.

Психологи считают, что особенности почерка могут свидетельствовать о характере, о внутреннем состоянии, благополучии или неблагополучии человека. Работа над улучшением почерка оказывает влияние и на самого пишущего, например, помогает приобрести большую уверенность в себе. Но учителей русского языка прежде всего волнует другое – разборчивость почерка, различие букв «а» и «о», узнаваемость слов. Не лишним будет и ученикам напомнить о культуре письма, над чем надо заранее поработать, чтобы их письмена могли быть прочитаны. Неразборчивое написание названий лекарств нередко стоит пациентам жизни.

Цель проекта

Цель нашей работы заключается в изучении особенности почерка учащихся 3 «А» класса.

Предмет исследования – почерк учащихся 3 «А» класса.

Для достижения денной цели нам необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать теоретические работы, посвящённые этой теме;
  1. выявить, насколько изучен данный вопрос в современной литературе;
  2. выявить причины, которые влияют на почерк человека;
  3. сравнить почерки учащихся 3 «А» класса и дать характеристики ребятам.

Для решения данных задач нами использованы такие методы исследования:

  1. анализ теоретической литературы;
  2. анкетирование;
  3. наблюдение;
  4. сопоставление.

Опираясь на работы Н.С. Позднякова, Д.А.Хаустовой, И. Моргенштерна и Д. Сари, мы пришли к выводам:

у каждого человека свой характер и свой индивидуальный почерк.

Почерк- это внешнее проявление ума и других сторон личности.

В науке доказано, что уже в детстве закладываются основы почерка. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами. Причины, влияющие на почерк, делятся на три группы:

а) физиологические – возраст;

б) психологические – уровень развития;

в) технические – положение бумаги, ручки, качество ручки, поза

Пишущего.

Изменения в почерке происходят бессознательно, по мере того, как сознание становится более зрелым и развитым.

Каждый почерк так же индивидуален, как и отпечатки пальцев. Часто у человека, обладающего, так называемым «красивым» почерком, умственные реакции замедленны, а человек с неразборчивым почерком может быть очень умным или же, по крайней мере, неглупым, но необразованным. Поэтому также не правильно судить о внутренней сути человека по внешнему виду почерка, как считать, что люди с красивым лицом обладают хорошим характером, а внешне некрасивые люди – дурными.

Способность анализировать почерк не является даром, с которым рождается человек.

Графология основана на определенных правилах, которые должны строго применяться для того, чтобы прийти к разумным выводам.

В конце XX века графология активно разрабатывалась в отечественной и западной науке.

Глава I.

Что позволяет узнать анализ почерка

Что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:

1. Манера писать, характер начертания букв в письме.

2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)

Нас интересует первое значение - манера писать. Говоря вкратце, анализ почерка (графология) раскрывает внутренние черты характера человека, которые выражены в написании букв. Почерки людей так же заметно отличаются друг от друга, как и их отпечатки пальцев.

У анализа почерка существуют пределы возможностей. Нельзя определить принадлежит ли почерк мужчине или женщине, то есть графолог не может отгадать пол писавшего. Почерк не показывает и возраст автора письма, так как письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Нельзя узнать по почерку женат мужчина или холост, замужем женщина или одинока, есть ли дети у автора письма, характер работы, род занятий или увлечения, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.

Почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия. Специалист может указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться полученной информацией для того, чтобы всемирно укреплять свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.

Одним из первых ученых, рассмотревших и поднявших проблему почерка в школе, стал крупнейший методист Николай Сергеевич Поздняков. Давно известно, что с улучшением почерка в школе повышается грамотность. Современные школьники, боясь допустить ошибку, пишут некоторые буквы одинаково (например: а и о, м и н) ; однако «хитрость» это вредит прежде всего им, потому что их зрительная память так же спорно воспринимает написание слова. Следствие этого – повторяющиеся ошибка даже в несложных словах.

Габриель Тард утверждал: «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражается преступность, настроение духа и тому подобное»

Итак, по почерку мы можем сказать оптимист человек или пессимист, щедрый или бережливый; отношение к деньгам, интроверт, экстраверт или амбоверт, есть ли чувство юмора и воображение, скрытый человек или откровенный.

Глава II.

Анализ почерка учащихся 3 «А» класса

Ученики 3 класса, написали текст на листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Ребята писали под диктовку текст. В конце написали то, что пришло в голову. В этом случае почерк более естественный. Каждый ученик подписал свой текст и написал цифру 7.

При исследовании почерка мы пользовались увеличительным стеклом для того, чтобы тщательно рассмотреть все черточки и крючки, которые появляются перед началом буквы или в ее конце.

Для исследования мы взяли только три почерка под № 1, 2, 3 . Получили следующее:

№1. Самый обычный наклон в почерке. Он раскрывает теплую, дружескую натуру. Свои чувства выражает открыто, не очень импульсивная натура. Этот ученик хорошо ладит с другими людьми, потому, что в его характере существует искренняя тяга к общению, и он не будет счастлив, если будет долго находиться в одиночестве. Большое расстояние между словами и строками показывает щедрость души. Полей почти нет – это показатель того, что человек стремится выжать максимум из имеющихся у него денег. Округленные буквы показывают, что мы имеем дело с человеком, склонным к сотрудничеству. У данного человека логический ум. Он ничего не принимает на веру. Для него характерна гордость и большое чувство собственного достоинства. Написание цифры 7 показывает стремление не только к высоким материальным, но и к высоким духовным целям.

№2. Мелкий подчерк указывает на замкнутость и скрытность. Почерк, который не отклоняется от воображаемой линии, а идет по прямой, принадлежит человеку, которого нелегко расстроить мелкими событиями или заявлениями других людей. Данный человек тщательно обдумывает свои мысли и поступки и удерживает свое настроение под контролем. Манера такого человека –сдержанность. Такой человек хочет разумно взвесить вещи. Хотя у этого человека мягкий характер, он может «встать в позу» и временно принять агрессивный вид (среди заключительных букв появляются угловатые). Бережливый человек (чем меньше расстояние между словами и строчками, тем более бережлив человек). Средний нажим ручки говорит нам, что это амбоверт. Такого человека обычно легче понять, и он более предсказуем по сравнению с интровертом и экстравертом. Любит настаивать на своем. Человек серьезен и не позволяет своему воображению заходить слишком далеко. В отношениях с людьми проявляет душевность, осмотрителен. Исследовав написание цифры 7, мы пришли к выводу: у этого человека хороший самоконтроль и полное владение своими эмоциями.

№3 . Этот человек не теряет духа, сохраняет веру и надежду и обычно является довольно амбициозным, стремясь продвигаться вперед. Ровные узкие поля справа и слева показывают, что человек проявляет бережливость и разумную расчетливость в своих покупках. Угловатые буквы свидетельствуют о духе состязательности. Почерк не совсем разборчивый, что говорит об энергичности, беззаботности, а также о нервозности. Обладает напористой и честолюбивой натурой. Он ненавидит быть в подчиненном положении. Не отличается застенчивостью. Этот человек – экстраверт . Он направляет свои интересы к окружающему миру. Любит работу, связанную с человеческими контактами. Его нелегко расстроить. Он будет идти вперед. Более того, неудача может лишь подхлестнуть его к активности. Неровные, волнообразные строки – признак хитрости. Широкие поля, оставленные лишь слева (при узких полях справа), являются проявлением расточительного поведения, с которым пытается бороться человек.

У этого человека общительный характер и развито чувство ритма и координации. Не умеет хранить секреты. Еще одной чертой характера этого человека является медлительность, откладывание дела с одного дня на другой (по написанию цифры 7). Стандартная незамысловатая подпись указывает на уверенность в себе и смелость

Таким образом, исследовав почерк учеников 3 класса, мы получили разные характеристики на ребят. Эти характеристики мы прочли в классе, и одноклассники сразу узнали, что под №1 - это Маша Шестакова, под №2 – Данилов Илья, №3 –Асеев Сергей. Итак, мы пришли к выводу, что действительно изучая особенности почерка, можем понять черты характера человека, дать характеристику любому человеку. Значит, сможем лучше понимать друг друга.

Заключение

Мы, ученики 3 класса – Даша и Азалия, проанализировали теоретические работы, посвященные анализу почерка, выяснили, насколько изучен данный вопрос в современной литературе, самостоятельно исследовали почерк одноклассников и пришли к следующим выводам:

  1. Основы почерка закладываются в детстве.
  2. На четкость почерка влияют наклон, скорость, форма букв, величина интервалов между словами и буквами.
  3. У каждого человека – свой почерк, который характерен только для него. Наши почерки индивидуальны, как и отпечатки пальцев. Значит, и характеры у нас разные, что мы и доказали при исследовании нашего почерка.
  4. Большинство учеников 3 класса считает свой почерк разборчивым 14 человек (63%),

21 ученик хотели бы, чтобы их почерк стал лучше, красивее. Ребята считают, что для этого нужно не торопиться при написании текста и выполнении упражнений, стараться выводить каждую букву слова, писать аккуратно.

Предлагаем по классам в школе оформить выставку лучших тетрадей учащихся 1-4 классов.

По мнению графологов, существует прямая связь между почерком и психологическими качествами личности. Действительно, все мы знаем, что почерк – это и «визитная карточка», и удивительно присущая человеку форма общения, и как бы « письменный голос» его обладателя. У одних он приятный, располагающий к общению, гармоничный, у других – некрасивый, отталкивающий, вызывающий антипатию.

В отличие от капризов моды, на одежду, мода на красивый почерк не изменится во все времена. Поэтому вполне естественно, что красиво написанные работы не только всегда улучшают оценки ученика и способствуют повышению статуса в классе и в школе, но и укрепляют в нем веру в успешный результат своего труда. А это, в свою очередь, дает положительный психологический заряд всей последующей жизни, что многократно увеличивает вероятность получения хорошей работы.

Полученные данные нашей работы можно использовать учителям воспитателям для проведения классных часов и внеклассных мероприятий, кружков и факультативов по предмету.

Литература

1. Дударева Е. Как исправить почерк.

  1. Жовтонижко А. Плохой почерк врача может стоить пациенту жизни.
  2. Паррхимик Е. Г. Как найти работу. Минск, 1998 год.
  3. Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.
  4. Сара Д. Тайны почерка. Москва, 1996 год.
  5. Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 год.
  6. Интернетресурсы

Приложение 1

Анкета

  1. Разборчивый ли твой почерк?
  2. У кого из ребят в классе по – твоему мнению красивый почерк?
  3. Хотел бы тв, чтобы твой почерк был лучше? Красивее?
  4. Как ты считаешь, что нужно делать, чтобы изменить свой почерк?
  5. Оцени почерк своих родителей. Нравится ли тебе их почерк? (Разборчивый – неразборчивый, красивый – некрасивый)
  6. Похож ли твой почерк на почерк родителей?

Диктант.

Каждый из Вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Нигде нет другого такого же человека, как Вы. Скажите себе: «Я постараюсь помнить об этом и научусь уважать другого человека, как личность».