Гражданско патриотическое воспитание в школе классные часы. Классный час по военно-патриотическому воспитанию "память". учащихся начальных классов

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись - караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. - Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. - Айрис-Пресс, 2007.


МОУ Богучарская средняя общеобразовательная школа№1

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов
«Растим патриота и гражданина России!»

учитель начальных классов, ВКК.

Программа предназначена

для учащихся 1-4 классов.

Год разработки 2007.

Контактные телефоны

(8 47366) 2-16- 85

Богучар 2007 г

I. Пояснительная записка
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Следует отметить, что это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Принятая Правительством Российской Федерации государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» на 2006 – 2010 года дает право учителю выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма, уважения к историческому наследию своей Родины.

Программа определяет содержание, основные цели и задачи развития гражданско-патриотического воспитания в начальной школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности у учащихся младших классов.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

II. Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
С чего начинается Родина для младшего школьника? С места, где он родился и живет, с красоты природы, которая его окружает, с семьи, которая живет рядом.

Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлении об окружающем его мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Воспитание первых чувств гражданственности у детей - это воспитание любви и уважения к родному дому, школе, улице, на которой он живет, к родному городу; уважение к защитникам Отечества, гордости за мужество воинов, одержавших победу в Великой Отечественной войне.

Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью: красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине! Понимание и чувственные влечения могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту»

Высокие чувства любви к Родине, преклонение перед памятью о тех, кто отдал за нее жизнь, не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. «В детских думах нужно возрастить семена любви к красоте родной природы, к культуре своего народа, к народным обычаям. (Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»)

Рассказы о героических подвигах во время Великой Отечественной войны и в доступной форме являются одним из самых эффективных средств. Служащих воспитанию у детей патриотических чувств. Неправы те, кто считает, что воспоминания о тяжелом прошлом могут омрачить счастливое детство, кто готов ограждать ребенка от любых жизненных коллизий, могущих вызывать у него переживания. В.А. Сухомлинский писал: «Пусть маленький ребенок задумается над судьбой родной земли… пусть события прошлого предстанут перед ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить детское сердце, если оно не почувствовало не пережило величайшего горя нашей Родины - горя , утраты 22 миллиона жизней, горя страшных мучений, пожаров и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна быть безмятежной»

Большое влияние на воспитание у детей чувств гражданственности может оказать пример патриотизма родителей, близких людей. «… Служение отца людям, верность и преданность родной стране – это гордость детей», - считал В.А. Сухомлинский.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

III. Цель и задачи Программы
Цель: воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

Ее достижение становится возможным через решение следующих задач :


  1. Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.

  2. Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.

  3. Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.

  4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.

  5. Воспитание уважения к защитникам Отечества.

  6. Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно-полезном труде.
IV. Содержание Программы
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Разработка тем и конструирование содержания курса для учащихся начальных классов основаны на принципах научности, доступности, непрерывности, целостного представления об окружающей действительности, вариативности.

1 класс

«С чего начинается Родина?»

Цель:

Воспитание любви к родному краю, помощь детям в осознании причастности их родителей к жизни города.

Задачи:

1.Формировать у детей интерес к истории, традициям своей семьи.

2. Развивать интерес к прошлому и настоящему родного края.

3. Воспитывать уважение к защитникам Родины.

4. Сотрудничать с родителями.




Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Знакомьтесь – это мы»

Конкурс газет, фотогазет, листовок

2

Октябрь

«День бабушек»

(Ко Дню пожилых людей)


Акция «Забота»

3

Ноябрь

« На кого я хочу быть похожим»

Классный час - вернисаж

4

Декабрь

«Моя столица, моя Москва»

Заочное путешествие

5

Январь

«Поможем птичкам перезимовать»

Мастерская умельцев

6

Февраль

«Наши папы – защитники Родины»

Утренник

7

Март

« Наши мамы самые красивые»

Музыкально-поэтический классный час

8

Апрель

« Дорога в космос»

Игра-путешествие

9

Май:

«Дом, который построим мы»

Защита проектов

2 класс

«Моя малая родина»

Цель: воспитание любви к Родине, родному краю.

Задачи:


  1. Расширять знания детей об истории, традициях, народных промыслах родного края.

  2. Воспитывать уважение к землякам , защитникам Родины.

  3. Пробуждать интерес к окружающему, желания быть полезным, участвовать в делах класса, школы.

  4. Закреплять в сознании детей, что охрана природы – это помощь Родине.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«На донском берегу»

Встреча с поэтом Г.И. Собко

2

Октябрь

«Посмотри, как он хорош, мир в котором ты живешь!»

Конкурс стихов и рисунков

3

Ноябрь

«Золотая хохлома» (народные промыслы)

Утренник

4

Декабрь

«День освобождения Богучара»

Экскурсия в краеведческий музей

5

Январь

«Русские посиделки»

Фольклорный праздник

6

Февраль

«Мы живем в России»

Заочное путешествие

7

Март

«Песня – душа России»

Литературно-музыкальное состязание

8

Апрель

«Папа, мама, я – дружная семья»

Игра-состязание

9

Май

«За мирное детство – спасибо»


3 класс

«Россия – Родина моя».

Цель: Воспитание любви к Отечеству, своему народу.
Задачи:


  1. Формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и бедующему.

  2. Развивать и углублять знания об истории России, традициях русского народа.

  3. Экологическое воспитание.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Важные вопросы»

Диспут

2

Октябрь

«Русский народный костюм»

Экскурсия в музей народного костюма и кукол

3

Ноябрь

«Степь да степь кругом»

Конкурс чтецов

4

Декабрь

«Конституция – главный закон страны»

Устный журнал

5

Январь

«Преданья старины глубокой»

КДТ

6

Февраль

«Полководцы и герои»

Познавательная игра

7

Март

«Наш земляк - М.Шолохов

Видеожурнал

8

Апрель

«Земля - наш общий дом»

Экологический праздник.

9

Май

«Этот День Победы»

Литературно-музыкальная композиция

4 класс

«Я - гражданин России».

Цель: Растить гражданина и патриота России.
Задачи:


  1. Воспитание гражданственности национального самосознания детей.

  2. Формирование знаний символов России, прав и обязанностей граждан страны.

  3. Создание условий для реализации полезных дел.



Месяц

Название

Форма проведения

1

Сентябрь

«Ваши права и обязанности, дети!»

Устный журнал

2

Октябрь

«Дорогая моя столица»

Заочное путешествие

3

Ноябрь

«Природа раскрывает тайны»

Экологическая экскурсия с элементами игры и викторины

4

Декабрь

«Герб, флаг, гимн – символы России»

Видеожурнал

5

Январь

«Наш Пушкин»

Литературная конференция

6

Февраль

«Герои Советского Союза – наши земляки»

Урок Мужества

7

Март

«Бабушки и внуки»

Семейный праздник

8

Апрель

«Великий праздник»

Встреча со священнослужителем

9

Май

«Поклонимся великим тем годам»

Вахта Памяти

V. Реализация Программы
Программа рассчитана на 4 года и охватывает обучение детей с 1 по 4 классы.

VI. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость


  1. Сформированность чувства гордости и гражданской ответственности за свою малую и большую Родину. Осмысление ребенком себя гражданином и патриотом своего города:
- оформление альбома «Город, в котором я живу»;

Сбор фотографий о городе – фотовыставка «Любимые места», «Символы моей Родины».

2. Сформированность уважения и чувства долга по отношению

К членам семьи - создание генеалогического древа семьи,

К окружающей природе:


  • создание Красной Книги;

  • участие в фотоконкурсах «Зверье мое», «Красота родной природы».
3. Развитие творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

4. Осознание учащимися высших ценностей, идеалов, ориентиров.

VI. Литература
1. Я- гражданин России.//Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.- 160 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)

2. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания, 2006.

5. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры/ Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 288 с. –(Сердце отдаю детям).

6. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

7. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.

Этот День Победы.
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому

своей Родины.

Задачи: 1. Формирование исторических знаний детей.

2. Расширение знаний о подвигах людей во время Великой

Отечественной Войны.

3. Воспитывать уважение к ветеранам, любовь к Родине.

Оформление: плакаты «Никто не забыт, ничто не забыто!», «Пусть всегда будет мир!», репродукции картины о войне, рисунки детей, портреты пионеров, цветы, даты 1941-1945г.г.

Ход мероприятия.

Приходят в День Победы.

Люблю по долгу слушать я

Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять

Рассказов сокровенных:

Ведь повторять – опять терять

Товарищей военных,

Которых ищут до сих пор

Награды боевые.

Один сержант, другой майор,

А больше – рядовые.
Приходят к дедушке друзья,

Отпраздновать Победу.

Все меньше их, но верю я:

Они придут, приедут…
Ведущий: С каждым годом все дальше памятная дата 9 мая 1945 года, когда весь мир узнал о победе русского народа над фашистами, все меньше становиться людей, свидетелей и участников той страшной, кровопролитной войны. И мы не имеем права забывать о тех «кто уже не прейдет никогда…», кто подарил нам Мир и счастливое детство. Поэтому каждый год 9 мая все люди с благодарностью вспоминают тех, кто сложил свои головы. Весь мир празднует с нами этот день. Советская армия победила фашизм. Справедливая освободительная борьба завершилась в 1945 году. С первого ее дня и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы.

(звучит мелодия «Вставай, страна огромная»)

Ученик. Ах, война, что ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

(выходят мальчики в гимнастерках, пилотках)

Ученик. Мы по дорогам пыльным с боем щли,

От бомб земля дрожала, как живая,

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Ученик . Когда от бомб, казалось мир оглох

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я узнал: нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Ученик . Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой, не потому что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Ученик . Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завивали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В походе. На ночном привале.

(Исполняется песня «В землянке».)

Ведущий: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгом «Смерть фашистским оккупантам!», «Все для фронта, все для победы!» вся страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

В ходе Великой Отечественной войны наша армия провела 6 гигантских битв и около 40 крупных сражений.

Ученик. Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Ученик. Прочтет о том, как под луной

Страна возмездием жила.

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

Ученик. Война священна. И Матросов

Всей грудью лег на пулемет.

О, сколько русых и курносых

Во имя жизни смерть возьмет.

Ведущий. Люди не думали о своей жизни, не жалели себя. В мыслях было одно:

Остановить врага! В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети.

Школьники собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт теплые вещи, кисеты для табака, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, помогали убирать урожай в полях, выступали с концертами в госпиталях, ухаживали за ранеными. Многие юные герои пали смертью храбрых на полях сражений. Их именами названы улицы, корабли, школы.

Ученик. Земли российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками.

Победы солнцу вознесли вы знамя.

Ученик. Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождались в каждом человеке

Одна великая весна.

Ученик. Не перекликом журавлиным

Она была для нас близка,

Гремел апрель, и шли к Берлину

Смертельно храбрые войска

Ученик . Настал великий час расплаты,

Настал великий день земли,

Когда советские солдаты

Рубеж советский перешли.

Ученик . Рванулась грозная лавина

Стальной пехоты и машин.

Стремительно, неудержимо

С одною мыслью – на Берлин.

Ведущий. И вот наступил он, этот великий долгожданный день – День Победы!

Этого праздника люди ждали 1418 дней.

Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

Ученик . Был день, как день,

Светило солнце,

И ветер шарил по траве,

Я тосковал, смотрел в окно,

Отец на фронте, на войне.

И вдруг светлее стало в небе,

Прибоем радостной волны

Пришла к нам весточка: Победа!

И нет боев, и нет войны.

На печке дед заплакал старый,

Слез не скрывая, как малец,

И улыбнулась наша мама

Улыбкой счастья, наконец.

Четыре года папу ждали

Мы вместе с нею, словно век

И вот пришел под звон медалей

Родной и близкий человек.

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

(Песня «День Победы» Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, грам. запись)

Ученик . В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края:

Мир победил! Окончена война!

Ученик . Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Ученик . И ты дорогою обратной

Непокоряемый вовек,

Идет, свершивши подвиг ратный,

Великий русский Человек.

Ученик . Он сделал все, он тих и скромен,

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасный и огромный

Его приветствует сейчас.

Ученик . Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Ученик . Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

(фонограмма «В. Высоцкого «На братских могилах» (1 куплет)

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущий. В память о погибших в годы войны объявляется минута молчания.

(минута молчания)

Если бы каждому из 20 миллионов погибшему на этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет. Давайте хранить память о тех, кто своим подвигом, своей жизнью добыл для нас победу. Давайте бережнее относиться к ветеранам, участникам и очевидцам той войны, их с каждым годом становиться все меньше и меньше. Спасибо им за то, что мы живем под мирным небом.

Ученик . Спасибо Вам, Солдаты!

Вы в битве Родину спасли

Преодолели все преграды.

Спасибо вам от всей земли,

За все спасибо вам, солдаты.

И в добрый час, счастливый час,

Час мирного рассвета,

Во имя вас, во имя вас,

Мы празднуем Победу!

Ученик . Как вы вступали в города!

Навстречу вам бежали дети.

Вам благодарны навсегда

Мы все, живущие на свете.

Ученик . Чтоб не лежал весь мир во мгле,

Себя в бою вы не щадили,

И сколько людям на земле

Вы счастье жизни подарили.

От всех, кто вами был спасен,

От всех, кто ныне рядом,

Примите наш земной поклон,

Советские солдаты!

Песня «Пусть всегда будет солнце».

Добрым людям на загляденье

Золотая хохлома
Цель: Познакомить детей с русским народным промыслом.

Задачи: 1. Расширять знания детей о народных промыслах в нашем городе.

2. Воспитывать интерес к народному искусству, уважение к труду и

таланту людей.

Оформление: выставка посуды, фотографии художниц сувенирного цеха

Богучарского лесхоза, работы детей
Ведущая . Кисть хохломская! Большое спасибо!

Ты, как душа у народа красива!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как и люди служишь отчизне!

Есть в Богучарском лесхозе сувенирный цех. Трудятся в нем замечательные художницы, расписывающие посуду, ложки, сувениры хохломской росписью. Сегодня мы совершим заочное путешествие в те давние времена, когда зарождался этот народный промысел, узнаем и о дне сегодняшнем золотой хохломы.

Откуда же появилось это удивительное искусство?

Ученик: Разное сказывают старики. Будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, деревянную посуду вырезал. Варил себе кашку пшенную и птицам не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. Прикоснулась вдруг жар-птица крылом к чашке и чашка золотой стала. Это, конечно легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек… Не из сказки ли появилась эта удивительная рукотворная красота?

Учитель. Хохломская роспись – одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих лесов. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах VI века. Еще при Царе Иване Грозном о Хохломе узнали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея».

Больше всего в селе и в окрестных деревнях занимались обработкой дерева.

Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на боярском столе и в избе крестьянина.

Ковши в форме плывущих птиц, обеденные ложки найдены в археологических раскопках X-XIII веков.

Посуды требовалось большое количество, ведь дерево быстро изнашивалось, поэтому уже в XVI веке посуду делали на продажу и привозили на рынки сотнями и тысячами штук.

Заметили, что промасленные стенки посуды легче моется, дольше сохраняется посуда, возможно, тогда стали покрывать ее олифой.

Ученик. Жил я жил,

Забот не зная. Да свела меня с ума,

Золотая, расписная,

Огневая Хохлома

Ученик. Погляжу из-под ладони:

Затопляя берега,

Входят бронзовые кони

На поемные луга.

Ученик. Речка сизая дымится,

Раздается небосвод,

И на красной колеснице

Солнце рыжее плывет.

Ученик. Подступает к горлу песня,

Моя сладкая беда,

Я искал ее, не зная,

Что придет она сама,

Словно эта расписная,

Огневая Хохлома.

(выходят дети с изделиями хохломской росписи)

Ученик 1. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность , придавая предметам неповторимый, нарядный облик.

Ученик 2. простые по форме миски, чашки. Ложки, солонки радуют глаз богатым узором! Каждое изделие расписано своим неповторимым узором, ведь расписывают их не по образцу, каждый мастер создает свой, каждый раз новый, узор, передает иное настроение.

Ученик 3. Выросла золотая травка на ложке. Расцвел красный цветок на плашке. Ягода клюква поспела на поварешке. Клюет эту ягоду птица - золотое перо. Вы уже подумали сказка началась? А это – быль! Это Золотая Хохлома.

Ученик 4 . В лесных заволжских деревнях Семино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи издавна делали и расписывали деревянную посуду. Катят груженые посудой подводы, везут в большое село Хохлому кулигинские и семенские мастера свой товар. Оттуда жар-птицами размеряется миски да ложки по ярмаркам.

Ученик. – Кому посуда для кашки – окрошки?

Чудо блюда да чашки – ложки?

Откуда посуда?

Это к вам приехала сама Золотая Хохлома.

Так и повелось. Вот и зовут, по сей день расписную посуду хохломской.

Учитель. В Заволжье, где много лесов родился этот промысел. А как же расписные ложки, вазы, салатницы появились в нашем степном Богучаре?

А было это так.

В 80 х годах XX в. директор богучарского лесхоза Колесников Федор Григорьевич на выставке увидел расписную деревянную посуду и так она ему на душу легла, что стал он искать в Богучаре людей умеющих ложку резать. И нашлась одна женщина - ложкарка- Родионовна. Родом она из горьковских мест была. И художница нашлась – Лобастова Фаина Васильевна. Она и стала первым главным художником. В конце 1974 года открылся сувенирный цех. В 1975 году начали точить деревянную посуду и у цеха появился первый начальник: Кусурова Г.П. Галина Петровна руководила цехом 22 года. Богучасркую посуду отправляли во все республики бывшего СССР, она считалась хорошим подарком.

Богучасркая посуда не раз выставлялась на ВДНХ и, даже на международных выставках в Англии и Монреале. Она пользовалась большой популярностью. Рекордная партия посуды была изготовлена 1980 г., в год Олимпиады в Москве.

Изделия богучарских мастериц разлетелась по всему миру, сувениры с большим удовольствием раскупали иностранные гости.

В сувенирном цехе работали замечательные мастерицы. Чижмина А.Н. начинала простым художником. А затем стала гл. художником. Все, кто работал с ней, говорят о ее таланте.

Бабушка нашего ученика Миши Чайкина – Чайкина Н.А. тоже работала в сувенирном цехе. Послушайте ее рассказ.

Слово Чайкиной Н.А.

Учитель: Для Нины А. наши девочки приготовили частушки.


  1. Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.


  1. Золотая Хохлома
Ее не налюбуешься

И в Париже, и в Нью-Иорке

Хохлома красуется.

3. В Богучаре есть посуда,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быт, и среди нас.


  1. Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай.

Учитель: В наше время хохломская роспись обрела мировую известность, стала замечательным явлением народного искусства России. Тайны народного промысла в народных руках современных мастериц, художниц.

Классный час «Мы живем в России»
Цель: Формирование у детей знаний о стране, в которой они родились и живут.
Задачи: 1. Знакомить детей с государственными символами страны.


  1. Расширять знания об истории и традициях своей страны.

  2. Воспитывать любовь к Родине, патриотические чувства.

Оформление: плакаты с изображением герба, флага, гимн России, фотографии городов, картины природы, карта страны.

(звучит песня: «Вижу чудное приволье»)

Учитель: - Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Как называют народ населяющий Россию? Вы все- россияне. С рождения вы получили звание - гражданин России. Сегодня мы поговорим об истории нашей страны, ее символах, традициях.

Ученик. Великую землю,

Любимую землю. Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ученик. Почему нашу страну называют «Россия?»

Ученица. В стародавние времена ее называли Русью. Ученые считают, что слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло есть у реки.

Ученик. Русь-страна рек и озер. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами, а страну Россией.

Ученик. За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия… Россия …

Раздолье… Равнины…

Березы босые, седые осины,

Все дорого с детства,

Все памятно с детства,

И все же не можем никак наглядеться.

Ученик. Багряное солнце рассеяло тьму,

Готовясь к большому пути, -

Немало придется трудиться ему,

Чтоб нашу страну обойти.

Ученик. Громады лесов осветила заря.

Степей бесконечную ширь,

Высокие горы, большие моря

Хабаровск, Москву и Сибирь.

Ученик. На юге - тепло и ни облачка нет,

На севере – тучи и лед.

На Балтике – ночь,

На Приморье – рассвет,

И всюду работа идет.

Учитель: Россия – необъятная страна. Ее площадь составляет 17 млн. км 2 . Чтобы совершить путешествие с севера на юг, нам придется преодолеть 4 тыс. км, а чтобы пролететь от ее западных границ до восточных на самолете потребуется около 12ч.,

пролетев 10 тыс. км. С высоты мы увидим крупные реки: Волгу, Дон, Лену, Обь, Енисей, Амур, самое глубокое озеро Байкал – 1 е в мире по запасам пресной воды. Огромные города и маленькие поселки, бескрайние поля и леса. И все это наша Родина – Россия.

Каждое государство имеет символы. Назовите их.

Ученик. Золотой двуглавый орел на щите красного цвета изображен на гербе России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама птица – на Солнце. На груди орла красный щит с изображением всадника в белом. Это - святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем он убивает ужасного черного змея – символ зла. Герб России – символ красоты и справедливости , победы добра над злом.

Ученик. Современный флаг России – бело-сине-красное полотнище. Россия вступила в XXI век с этим флагом по решению Государственной думы и президента РФ. Белый цвет – мир, чистота; синий – небо, верность, правда; красный – огонь, отвага.

Ученик. Гимн – это торжественная песня, которую слушают стоя. Слова написал С.В. Михалков, музыку А.В. Александров

(Исполняется гимн, стоя).

Учитель. Покажите на карте главный город нашей страны.

Ученик. Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных

Будешь ты всегда жива!

Расширяясь, возрастая,

Вся в дворцах и вся в садах,

Ты стоишь, Москва святая,

На своих семи холмах.

(Песня О. Газманова «Москва»)

Ученик. Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

(Песня «Родная страна»)

Ученик. Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик. У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик. Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех одна!

Учитель. У каждого человека есть Родина, место, где родился и живет. Каждый человек любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето. Человек любит людей с которыми живет, любит свой народ. Вы родились в Богучаре, это ваша малая родина.

Ученик. Самый песенный, самый милый,

Несравненный ты, город степной,

Обниму тебя с нежною силой

И навеки останусь с тобой.

Ученик. Обниму твои горы у Дона,

Богучарки заветную гладь.

Осеню тебя трижды поклоном,

В одах буду тебя величать.

Ученик. Тихий город. Воистину чистый.

Хлебосольный. С открытой душой.

Богучар ныне – город танкистов.

Я люблю тебя, город степной.

И. Пахомов

Учитель. Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой.

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе.

И родное оконце.

В позабытом селе…

Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее, чтобы вечно ей быть!

Давайте не клясться в любви своей Родине, а любить всем сердцем свою землю и беречь ее.

Программа

тематических классных часов

по гражданскому и патриотическому воспитанию

учащихся начальных классов

«Я – гражданин своей страны»

изобразительного искусства

МКОУ «Ильменская СОШ»

Пояснительная записка

Программа тематических классных часов по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся начальных классов направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.

Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что воспитание детей в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Поэтому работа по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является одним из приоритетных направлений.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Основной целью данной программы является воспитание человека, ориентированного на патриотические и общенациональные ценности, гражданина России и вместе с этим человека демократических убеждений и широкого взгляда на современный мир.

Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности школьников, анализировать органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров. Кроме того, программа позволяет детям получать и дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам.

Программа предназначена для проведения систематических творческих классных часов в общеобразовательных учреждениях, используя различные формы:

    этические беседы;

    встречи с интересными людьми;

    игры-путешествия;

    музыкальные викторины;

    экскурсии.

Данная программа рассчитана на детей, обучающихся в 1-4 классах.

Задачи программы

    Развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Расширение знаний о родном крае, городе (селе), воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие.

    Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

    Воспитание у учащихся активной жизненной позиции.

    Воспитание у учащихся интернациональных чувств.

Основные направления программы:

    Историко-краеведческое;

    Экскурсионно-туристическое;

    Литературно-музыкальное;

    Физкультурно-оздоровительное;

    Экологическое;

    Трудовое;

    Семейное;

    Гражданско-патриотическое.

    Осознание учащимися традиционной культуры своего народа, неповторимости Отечества, его судьбы.

    Формирование гордости и чувства сопричастности к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе.

    Воспитание потребности в изучении истории родного края, села.

    Привитие художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных поэтов и писателей.

    Воспитание музыкальной культуры.

    Формирование активной жизненной позиции и патриотического сознания.

    Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости.

    Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от загрязнения, истребления редких растений, а также охрана и изучение природы родного края.

    Привитие трудовых навыков, потребности заботиться о чистоте.

    Изучение родословной, истории семьи.

    Поддержание традиций православной культуры.

    Осознание учащимися в процессе изучения школьных дисциплин патриотических чувств, идеалов.

Пути реализации программы:

Историко-краеведческое:

    «История моего села»;

    «Мои замечательные земляки»;

    «История школы, в которой я учусь»;

    «Мой родной край»;

    « Обычаи и традиции русского народа».

Экскурсионно-туристическое:

    «Красота природы моего края»;

    «Чем богат наш край»;

    Фотоконкурс «Любимый уголок»

    «Путешествие по планете Земля»;

    «Куда бы я поехал со своими друзьями».

Литературно-музыкальное:

    « Старинные хороводные игры и песни»;

    Конкурс чтецов «Нет в мире краше Родины нашей»;

    Конкурс военно-патриотической песни «Кто сказал, что надо бросить песни на войне!»;

    «Проводы зимы»;

    Чтение стихов местных поэтов.

Физкультурно-оздоровительное:

    Игра «Зарница»;

    Игра «Вперед, мальчишки!»;

    Дни здоровья.

Экологическое:

    Акция «Сбережем свой край»;

    Марш парков;

    Конкурс «Лечение без лекарств»;

    Викторина «Природа – наш дом»;

    Конкурс «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Трудовое:

    Операция «Школьной столовой – свои продукты»;

    Работа кружков «Умелые руки», «Природа и фантазия»;

    Изготовление сувениров ветеранам ВОв и воинам интернационалистам;

    Акция милосердия;

    «Труд – гражданская обязанность человека».

Семейное:

    « Моя родословная»;

    Фотовыставка «Так жили наши предки»;

    Конкурс «Мое участие в домашних делах»;

    Праздник «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;

    «Моя семья – мой талисман».

Гражданско-патриотическое:

    «Россия – многонациональная страна»;

    «Государственная символика РФ: флаг, герб, гимн»;

    Встреча с ветеранами ВОв и военнослужащими Российской Армии;

    Уроки мужества на базе школьного уголка боевой славы;

    Тематические классные часы: «Они сражались за Родину», «Воронежское сражение», «Подвиги земляков в годы ВОв»;

    Конкурс рисунков «О, Родина! Ты у меня одна».

Ожидаемые результаты программы.

В результате осуществления программы ожидается:

    Повышение уровня воспитанности и нравственности учащихся.

    Повышение уровня знаний учащихся об истории и культурных особенностях своего региона.

    Формирование гражданской грамотности школьников.

    Понимание учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Используемая литература:

1.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – Москва, 1971г.

2. Клинкова Л.Н. Гражданско-патриотическое воспитание. – Волгоград, 2008г.

3. Кононович В.Г., Дудецкая Г.В. Я – гражданин России. – Воронеж, 2007г.

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

МБОУ «Апастовская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Классный час в 9Б классе

(гражданско-патриотическое воспитание,

с применением инновационных технологий обучения)

Подготовила: учитель высшей квалификационной

пгт Апастово,2015

Классный час в 9Б классе

Тема: «Патриотизм. Гражданственность. Долг».

(гражданско-патриотическое воспитание, с применением инновационных технологий обучения)

Детство-это каждодневное открытие мира. Нужно

чтобы это открытие стало прежде всего познанием

человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце

входила красота настоящего человека, величие и ни

с чем не сравнимая красота человечества”

В.А. Сухомлинский

Цель : продолжить работу по формированию у учащихся гражданско-патриотического сознания, верности Отечеству, воспитанию готовности к достойному служению обществу и государству, уважения к историческому прошлому Родины.

Задачи:

    способствовать формированию умения самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения возникающих проблем;

    способствовать развитию интереса к историческому прошлому страны;

    развивать коммуникабельность, умения работать в коллективе;

    способствовать воспитанию стремления делать нравственный выбор.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; аудиозаписи музыкальных композиций, карточки Син, бумага для работы формата А3, разноцветные маркеры.

Направление ВР: гражданско-патриотическое, нравственное

Ход классного часа

    Введение.

Вступительное слово классного руководителя:

Добрый день, дорогие ребята, гости! Я рада приветствовать вас на мероприятии, посвященном гражданско-патриотическому воспитанию.

В рамках патриотического воспитания мы поговорим о важных понятиях для нас и нашей страны.

Ощущаете ли Вы себя гражданином –патриотом России?

Обсудите с партнером по лицу. Объясните, почему?

Начинает говорить партнер А.

Какими качествами или какой должна быть личность гражданина – патриота России?

Структура Плэйсмэт консенсус.

Запишите максимальное количество идей по теме на своей части листа.

Обменяйтесь своими идеями. Начинает говорить участник №1. Работайте жестами.

Если вся команда пришла к консенсусу “большой палец вверх”запишите эту идею в центральный квадрат. Продолжаете до тех пор, пока все не поделятся своими идеями.

Идеи, записанные в центральном квадрате, являются решением всей команды.

Пожалуйста, кто начнет разговор первым?

Стол №2-какие у Вас версии?

Спасибо за работу!

Слайд №6.

Слайд №7.Стихотворение читают:

Класс читает стихотворение:

Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

Честь и достоинство нашей Родины всегда защищала доблестная армия.

Какие военно-патриотические праздники отмечают в России ежегодно?

Обсудите с партнером по лицу.

Слайд №8.

9-№17

Слайд №18. Обсудите с партнером по плечу.

Стол №4, участник №1 что сказал Вам Ваш партнер по плечу? И т.д.

Какой вклад можете внести Вы – нынешнее молодое поколение?

Обсудите в группе – мозговой штурм. Участник №3 записывает варианты ответов.

Стол №1 пожалуйста Ваше мнение!

Стол №2-какие у Вас версии?

Стол №3 – есть ли что добавить к сказанному?

Стол №4? Прошу озвучьте Ваши варианты.

Спасибо за работу!

Слайд №19.

В нашем государстве молодым всегда была дорога. Слайд №20,21

Государственный совет Российской Федерации

МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слайд №22.

«Молодым везде у нас дорога…» Опишите или нарисуйте эту дорогу.

Какие меры на уровне класса и школы сегодня приняты!

Слайд №23-35

Перекрестная наметка идей.

Патриотизм – это...”

1.Возьмите лист бумаги формата А4 (у каждого ученика свой лист). Согните верхнюю часть листа на 2 сантиметра. Согните оставшуюся часть так, чтобы получилось 16 ячеек (4*4), и прочертите линии сгиба ручкой. На верхней линии листа запишите раздражитель

Патриоизм – это...”

2.При помощи сималтиниус раунд тейбл зарисуйте и запишите две идеи о патриотизме в любых двух ячейках.

3. Зарисуйте и запишите еще 2 идеи в каждый лист.

4. Участник №1 собирает все работы. Четные и нечетные столы обмениваются работами.

5.Зарисуйте и запишите еще две идеи в любые две ячейки.

6. зарисуйте и запишите еще две идеи в каждый лист при помощи Сималтиниус раунд тейбл .

Тик –тэк-тоу.

1. Пронумеруйте ячейки от 1 до 16. Прочитайте 16 разных идей на своем листе. 2. Создайте 1 предложение “Патриотизм – это...”, используя все слова или по горизонтали, или по вертикали, или по диагонали.

3. Выполните сингл раунд робин, начиная с участника №3.

Итог

Любите Россию, ребята, и гордитесь тем, что вы её граждане! Её будущее - в ваших руках, и она будет такой, какой сделаете её вы.

Слайд №36

Спасибо за работу!