Грудничок вздрагивает от резких звуков. Ребенок боится звуков. Художественная и сказкотерапия

Annetkaa

Когда дети бегают на площадке и визжат, когда другие дети свистят громко в свисток, пищат и прочие громкие звуки... Дочка (2года и 2мес) начинает плакать, дрожит и сразу прячется за маму, обнимает.. И минут 5 точно ни на что не реагирует, тяжело успокаивается. При чем она сама может визжать и веселиться, но если рядом кто то громче запищит то все, к маме, слезы, дрожь. Еще когда кто-то на улице из мам поругает громко своего ребенка, крикнет, то же самое.
Началось такое поведение как только начали контактировать с другими детьми на площадке (месяцев с 8).
Иногда бывает просто увидит ребенка и плачет, хотя тот ничего не делает, просто стоит и молчит например.
Я думала может она испугалась когда совсем маленькая была... У меня была тяжелейшая послеродовая депрессия и я периодически могла крикнуть, тогда накрывало меня прям. Сейчас стараюсь не кричать, могу немного голос повысить.
Скажите пожалуйста что с ребенком, очень переживаю

Здравствуйте. Дело в том, что дети на раннем этапе развития (в период от нескольких месяцев до 1-1,5 года) пугаются громких и резких звуков. Это нормальное проявление инстинкта самосохранения. Так ребенок бережет себя от слишком громких для него звуков. Те звуки, к которым привыкли взрослые, маленьким детям кажутся намного громче. Не стоит нервничать и беспокоиться, когда двухлетние малыши испытывают страх от громкого шума, это нормальное проявление того, что их нервная система находится на этапе развития. Она более чувствительная, чем у взрослых. Страх громких звуков обычно проходит примерно в три года.
Рекомендации:
1. Если вы еще не были в 2 года на плановом осмотре у невролога, то можно его посетить.
2. Как помочь ребенку справляться со страхами:
1. Очень важна доверительная, доброжелательная и спокойная атмосфера в семье. Ребенку необходимо чувство безопасности. А это чувство надежности и безопасности могут дать только родители.
2. Вы как родители, на своем примере можете показать, что бояться внезапного шума не стоит. При громких, резких звуках, не стоит вскакивать. Нужно вести себя спокойно и уравновешенно.
3. Давайте ребенку возможность самому поэкспериментировать со звуками. Например, какой звук издает кастрюля, если по ней ударить чайной ложкой, столовой ложкой, половником, деревянным молоточком т. д.
4. Используйте в играх образы животных, включите в задание воспроизведение громкого рычания, издаваемого львами, тиграми, медведями. Есть детские книги со звуками животных, тоанспорта и т. д.
5. Не стоит прилагать все усилия к тому, чтобы в доме, где живет маленький ребенок, царила идеальная тишина. Пусть он засыпает, не обращая внимания на фоновые шумы, – тогда громкие звуки не покажутся ему такими резкими и пугающими.
Это, что касается стаха громких звуков. Вы написали, что ребенок боится других детей. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее. Когда заметили впервые? Возраст этих детей. В чем проявляется страх? Как вы, как мама на это реагируете? Как он успокаивается?
Расскажите чуть больше о ребенке. На сколько хорошо у него развита речь? Какая у него дневная активность?

Annetkaa

Ребенок в меру активный, говорит очень хорошо, предложениями. Мы занимаемся с ней различными развивашками, ей это в удовольствие. Относительно других детей спокойная девочка (если не считать боязнь эту). Первый раз она испугалась маленького мальчика когда ей был год с небольшим. Этот ребенок был капризным и постоянно плакал.
Когда дочка пугается, начинается паника, я спокойна абсолютна и другим кто рядом показываю жестами чтоб вели себя спокойно. Дочку обнимаю, сначала молчу, потом спокойно спрашиваю что случилось, затем дочка показывает на того кто кричал, говорит"кричит", обьясняю что все детки кричат, это нормально.. И ты же пищишь, кричишь.. Если дети продолжают кричать (детям от 2х до 4х лет), я предлагаю вместе покричать, но обычно следует отказ. Сидит на руках сильно вжавшись в меня, не выталкиваю и не прогоняю. Потом снова бежит играть. При чем салютов, рева машин, чего иной раз и я могу испугаться, дочка не боится. Именно крик, писк, визг

Ребенок первого месяца жизни достаточно крепко спит и ночью, и днем: его сон не нарушается ни громкими звуками, ни речью, ни фоновым шумом. Однако со второго месяца жизни крохи ситуация может резко поменяться. Некоторые малыши начинают бояться звонка телефона, вздрагивать от жужжания кофемолки, плакать, слыша пение заводной игрушки. Родители, понимая, что их ребенок боится громких звуков, не могут выяснить причину этого и не знают, что делать.

Когда и почему возникает страх малыша?

Страх громких звуков проявляется почти у всех детей на раннем этапе их развития (). Мама может заметить что двух-трехмесячного малыша пугают смех, гул работающего пылесоса, громкий разговор и другие резкие звуки. Ребенок может вздрагивать при раздражающем шуме или плакать, заходясь в истерике.

Почему же все таки ребенок боится (или только начал боятся) громкого шума\звуков? Почти все страхи младенцев заложены самой природой. Исключение составляет боязнь конкретного пережитого малышом случая, например, после неудачного купания. Причина страха громких звуков - не в неправильном воспитании ребенка и не в недосмотре родителей. Это реакция естественно развивающейся нервной системы крохи. К подобным страхам ребенка относится боязнь остаться без мамы, страх перед незнакомыми людьми.

Боязнь шума и резких звуков чаще всего наблюдается у малышей недолго. Такой страх может сохраняться до года или двух лет. Если ребенок и после этого возраста продолжает бояться, возможно, его нервная система имеет проблемы, которые требуют консультации специалиста. Насколько сильно и долго малыш испытывает чувство страха при шуме зависит от поведения его родителей.

Как поступать родителям?

Мама и папа часто не могут понять, что делать если малыш боится. Некоторые родители способны закричать на ребенка или даже шлепнуть его. Однако с малышом до года такое поведение не допустимо, оно может лишь ухудшить ситуацию и превратить ее в настоящую проблему для ребенка в будущем.

Чтобы успокоить кроху и постепенно избавить его от страха громких звуков, родители должны:

  • чаще разговаривать с ребенком спокойно и ласково, используя постоянную интонацию и силу голоса. Хорошо, если кроха может слышать мужские голоса: так он быстрее научится воспринимать непривычный для него баритон;
  • услышав резкий или громкий звук, шум, вести себя, как обычно, не вскакивать или вскрикивать иначе ребенок посчитает, что опасность действительно есть;
  • иногда включать малышу красивую мелодичную музыку;
  • показывать крохе источник звука, напугавшего его. Например, вместе рассмотреть гудящий пылесос (читаем ), дать подержать зазвонивший телефон, посмотреть в окно на сигналившую машину;
  • научить ребенка издавать разные звуки: тихие и громкие. Увлекшись новой забавой, малыш станет спокойней реагировать на внешний шум;
  • успокаивать и расслаблять кроху, напевая ему тихие песенки;
  • не хранить абсолютную тишину во время сна ребенка. Лучше, если он будет засыпать в обстановке негромких звуков: при работающем телевизоре или спокойном разговоре. В этом случае резкое нарушение тишины, например, звонок в дверь, не напугает и даже не разбудит малыша;
  • когда ребенок боится громких звуков постоянно, закатывает истерику каждый раз при резком шуме, плохо успокаивается, его необходимо показать невропатологу. Своевременное обращение к этому детскому специалисту поможет выявить нарушение в работе нервной системы крохи и найти способ успокоить его. Вместе с назначением врача можно применять ежедневные

В течение первого месяца жизни малыши отличаются крепким ночным и дневным сном. Кроху могут не беспокоить громкие звуки телевизора или речи, ему не мешают фоновые шумы. Начиная со второго месяца ситуация способна измениться кардинально, младенец может начать бояться телефонного звонка, вздрагивать от включения бытовой техники или обычной игрушки. Родители в такой ситуации часто теряются, не могут объяснить причины поведения своего ребенка и не знают, что в такой ситуации делать.

Когда и почему появляется детский страх

В период взросления до 1 года боязнь громких звуков наблюдается у значительного количества малышей. Родители часто могут видеть, как младенец в возрасте 2-3 месяцев начинает проявлять страх в ответ на смех, громкий разговор и иные виды резких звуков. Реакция крохи может быть разной, начиная от плача и заканчивая приступами истерики.

Способность бояться заложена у детей природой. Исключение составляют страхи, возникшие на фоне потрясения или ставшие последствием негативного опыта. Например, ребенок может бояться воды, если ранее у него возникли неприятные ощущения или эмоции после купания. Причиной страха звуков не заключается в неправильном воспитании, как ошибочно полагают многие родители, она напрямую связана с их недосмотром за ребенком. Так реагирует нервная система крохи в ответ на произошедшие ранее события. К такой категории страхов также относится боязнь отсутствия мамы или страх перед чужими людьми.

Боязни звуков не свойственно проявление длительное время. Страх может сохраняться первые 2 года, но если по прошествии этого времени реакция на шумы остается устойчивой, то это говорит о возможных проблемах с нервной системой и является поводом для получения консультации узкого специалиста. Часто факт того, насколько долго ребенок будет испытывать боязнь резких звуков зависит от поведенческой линии родителей.

Что делать родителям

Часто родители не понимают, с чем связана боязнь ребенка и его негативная реакция на звуки, которые для них являются обыденными и естественными. Некоторые из них пытаются кричать или шлепать ребенка, тем самым повышая риск ухудшения ситуации. Такое поведение с ребенком до 3-х лет способно спровоцировать проблемы в будущем.

Для успокоения малыша и избавления его от чувства страха от шума резких звуков требуется придерживаться следующих рекомендаций:

  • Пытайтесь чаще беседовать с ребенком в спокойных и ласковых тонах, изменяйте интонацию, тембр разговора и его силу, желательно обеспечить малышу звучание непривычного для него мужского баритона;
  • Не реагируйте на резкие звуки, пытаясь вскрикнуть или встать, ведите себя естественно, что даст малышу понимание отсутствия реальной угрозы;
  • Включайте ребенку мелодичные красивые мелодии;
  • Знакомьте кроху с напугавшим его предметом, объясняйте для чего необходим пылесос, бытовая техника или телефон;
  • Учите ребенка издавать различные виды звуков, произносить их громко и тихо, так он меньше станет реагировать на посторонние шумы, а игра станет новой забавой;

Не стремитесь во время сна малыша обеспечивать «идеальную» тишину, оптимальным для засыпания является фон работающего телевизора или спокойного тихого разговора. В такой обстановке даже появление резкого звука, нарушающего тишину, не напугает ребенка.

Когда стоит волноваться

При ярко выраженной реакции ребенка на громкие звуки, длительных проявлениях истерики и невозможности успокоить его, следует обратиться за консультацией к невропатологу. Своевременное обращение за помощью будет способствовать раннему выявлению нарушений в работе нервной системе малыша. Вместе со специалистом будет легче найти способы, при помощи которых можно будет успокаивать ребенка и снижать уровень выраженности его страхов перед резкими звуками.

Для того чтобы бесследно прошел страх ребенка важно спокойствие родителей и ощущение благоприятной атмосферы в семье. Взрослым не стоит впадать в панику и следует понимать, что до 12 месяцев реакция ребенка на громкие звуки не является отклонением и не говорит о нарушении развития. Помочь справиться крохе в такой ситуации помогут добрые улыбки, ласковые взгляды и спокойная речь.

Детские страхи и фобии — это нормальное явление и возможность для малыша справиться с проблемами на определенном этапе развития. Беспокойство по разным поводам переживают практически половина детей от полутора до пяти лет. После шести боязнь темноты, громких звуков, одиночества или замкнутого пространства обычно отходит на второй план, но появляются другие фобии. Если ребенок боится громких звуков, то как ему помочь справиться со страхом? Что может стать причиной такой проблемы?

Как новорожденные воспринимают звук

Новорожденные дети слышат очень хорошо. Слух начинает работать еще во внутриутробном периоде. Процесс формирования слуховой системы заканчивается приблизительно к двадцатой неделе беременности. Уже на этой неделе можно начинать общаться с малышом — рассказывать об окружающем мире, говорить, как сильно вы его любите и ждете, делиться впечатлениями. Ученые доказали, что стенки живота пропускают звуки громкостью 30 децибел. Околоплодная жидкость немного приглушает шум извне, но это не мешает ребенку не только слышать голоса, но и различать тембр, настроение говорящего, интонации. Очень хорошо воспринимаются низкочастотные звуки, например мужские голоса.

В течение первых дней жизни во внутреннем ухе новорожденного находится жидкость, так что он почти ничего не слышит. Но все системы активно развиваются. Уже к четвертой неделе жизни кроха начнет различать отдельные звуки, а с девятой-двенадцатой он научится определять, откуда они доносятся. Новорожденный одинаково слышит как во время сна, так и в период бодрствования. Дети первых месяцев жизни не нуждаются в полной тишине во время сна. Это объясняется тем, что еще во время беременности они постоянно слышали звук работы внутренних органов матери и шумы извне.

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Боязнь громких звуков у малышей до года

Ближе к концу первого месяца жизни ребенок будет чутко реагировать на неприятные и громкие звуки. Кроха вздрагивает всем телом, может беспокойно двигать руками, плакать. Если ребенок стал бояться громких звуков в раннем возрасте, то обычно это связано не с негативным пережитым опытом, а с естественной реакцией психики на шум. Звук ассоциируется с опасностью. Похожее чувство грудничок испытывает в присутствии незнакомцев или когда боится засыпать без мамы. Продолжительный звук вызывает неприятные ощущения в органах слуха.

Так, боязнь громких звуков — это естественная реакция организма, проявление инстинкта самосохранения, который в этом случае дает о себе знать до 12-18 месяцев. Со временем ребенок перестанет бояться громкого шума, который повторяется и не несет никакой опасности. Это феномен слухового привыкания.

Другой интересный феномен можно наблюдать уже к концу второго месяца жизни или раньше. Если мама поет ребенку колыбельные, то кроха скоро начнет пытаться имитировать гласные звуки. Это напрямую связано со слуховыми стимулами.

Ребенок боится громких звуков в 2-3 года

Если у грудничков боязнь громких и неожиданных звуков связана с естественным инстинктом самосохранения, то в возрасте двух-трех лет страх может появиться беспричинно или из-за ошибок в воспитании. Слишком громкие и постоянные шумы могут стать причиной ухудшения слуха и чувствительности ушей, так что фобия естественна. Это нормальное проявление для нервной системы, которая находится на определенном этапе развития. Обычно страх громких звуков естественным образом проходит ближе к трем годам.

Еще почему ребенок боится громких звуков? Уже в этом возрасте проблема может быть связана с неадекватной реакцией родителей на действия ребенка (излишняя эмоциональность), с испугом (агрессия собаки или другого животного), с нежелательными последствиями (плохое настроение родителей после криков, усталость после продолжительного слушания музыки и так далее). Фобии часто появляются после конкретного пережитого случая, например, боязнь воды может возникнуть после неприятного купания. Это тоже физиологическая реакция нервной системы.

Почему громкий звук вреден для ребенка

Продолжительные шумы небезопасны для детей. Громкий звук вызывает перенапряжение мозга и делает невозможной скоординированную работу организма. Это сказывается на состоянии внутренних органов, особенно сердца и печени. Ребенок испытывает чувство беспокойства. Появляются и другие фобии, он меньше улыбается и становится не таким активным. Обычно такие дети быстро устают, потому что им трудно полностью расслабиться. Малышам требуется больше времени для полноценного отдыха.

Основные причины возникновения страха

Если ребенок в 8 месяцев боится громких звуков, скорее всего, это связано с еще не окрепшей нервной системой. Со временем это проходит, а пока нужно обеспечить комфортные условия и доброжелательную атмосферу в семье. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, это может быть из-за чувствительности, гиперактивности и легкой возбудимости нервной системы. Такие дети вздрагивают от любого воздействия извне. Причиной могут быть заболевания, связанные с ушами. В любом случае желательно посетить лора, чтобы проверить, нет ли воспаления. Это особенно актуально, если ребенок в 3 года боится громких звуков после перенесенной ранее болезни, например, бронхита, отита или ларингита. Осложнения на слух может дать грипп, менингит и другие болезни в любом возрасте, синдром повышенной усталости, травмы.

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из "ужастика". Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.

Чувствительная нервная система у ребенка

С ранних лет дети со слабой нервной системой чрезмерно чувствительны. Они легко замечают изменения в настроении окружающих и активно на них реагируют, не могут спать в полной темноте или при наличии малейшего источника света, сильно переживают, когда смотрят мультфильмы или читают книги. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, быстро устает, слишком эмоционален, то это может быть связано с гиперактивностью и легкой возбудимостью.

Таким малышам нужны продуманный режим дня, посильные трудности, которые не приведут к переутомлению, и умеренные новые эмоции. Впечатлительных детей обычно приходится учить преодолевать страх, оберегать их от внушений негативного характера и отрицательного самовнушения. Если ребенок в 9 месяцев боится громких звуков и часто плачет, нужно выработать ритуалы отхода ко сну днем и вечером. Полезны ванночки с успокаивающими сборами. В некоторых случаях применяются специальные препараты.

Органические поражения головного мозга

Ребенок 6 лет боится громких звуков? Это может быть из-за пережитого негативного опыта или проблем со здоровьем: осложнений, заболеваний или травм лор-органов, органического поражения головного мозга. Неврологи утверждают, что последний диагноз можно поставить практически 90 % пациентов разного возраста. Но если изменения затрагивают более 20-25 % мозга, то проявляются признаки болезни.

У детей поражение мозга обычно связано с перинатальными причинами: это заболевания матери во время беременности, инфекции, генетическая предрасположенность, ишемия или гипоксия при родах, действие радиации или других вредных веществ (табака, химикатов, алкоголя, наркотиков). При осложнениях такие нарушения могут перерасти в эпилепсию, ДЦП, олигофрению, гидроцефалию. Характерным признаком этих болезней у детей является боязнь громких звуков.

Среди симптомов органического поражения мозга можно назвать снижение интеллекта, низкий иммунитет, проблемы с памятью, задержку интеллектуального развития и речи, постоянную слабость, головокружение, головные боли, повышенную раздражительность. Могут быть трудности с выполнением централизованных движений глазными мышцами, припадки с судорогами, нарушения слуха, зрения и обоняния, частичное или полное непонимание речи. К счастью, большинство нарушений, обнаруженных в раннем возрасте, можно откорректировать.

Если ребенок боится громких звуков, коррекционная программа должна подбираться исключительно специалистом. Эффективнее всего лечатся нарушения, выявленные до поступления ребенком в первый класс. Терапия в этом случае должна быть комплексной. Ребенку рекомендуется посещать логопеда и дефектолога, заниматься по нейроакустическим программам, в среде Монтессори. Полезны ритмотерапия, цветотерапия, арт-терапия, сенсорная интеграция.

Как справиться со страхом громкого шума

Как научить ребенка не бояться громких звуков? Родителям нужно проявлять повышенное внимание и чуткость. Обязательно следует помнить, что до года такая чувствительность не является поводом для беспокойства. Чтобы успокоить кроху, можно разговаривать с ним спокойным голосом. Очень полезно слышать голос папы, чтобы привыкнуть к необычному тембру (по сравнению с мамой).

При резком звуке нужно вести себя спокойно, не вздрагивать и не пугаться, потому что в противном случае ребенок почувствует опасность. Можно включить успокаивающую музыку (максимум на 30 минут, потому что даже спокойные звуки утомляют), тихо спеть колыбельную, спокойно поговорить с крохой. Если его пугает что-то конкретное, то можно познакомить ребенка с источником шума. Обычно после этого малыши перестают опасаться телефона или пылесоса.

Если ребенок боится громких звуков в 6 месяцев, не нужно создавать в доме идеальную тишину. Малыш должен привыкнуть спать при незначительном фоновом шуме. Речь, конечно, не идет о громкой уборке. Но от тихого разговора или приглушенного звука телевизора ребенок не должен просыпаться. В этом возрасте полезно знакомить малыша с разными звуками: стуком каблуков, игрой гитары, звоном ключей. Это влияет только положительно. Учеными доказано, что дети, которые растут в богатой звуковой среде, успешнее начинают говорить и быстрее развиваются.

Художественная и сказкотерапия

В 3 года ребенок боится громких звуков обычно из-за конкретных причин. Нужно выяснить источники такой реакции и вспомнить, что могло ее вызвать. Малыш мог испугаться собаки во дворе, которая внезапно залаяла, или увидеть фрагмент фильма-катастрофы, где присутствовали истошные крики. Взрослым нужно присмотреться к себе. Возможно, неблагоприятная реакция ребенка вызвана тем, что родственники разговаривают на повышенных тонах.

Иногда родители провоцируют стрессы у малыша, эмоционально предупреждая об опасности. В таком случае из всего множества запретов стоит оставить только самые необходимые (не играть с огнем, не совать пальцы в розетку, не открывать дверь посторонним, не есть немытыми руками), потому что у ребенка не должно быть страха перед внешним миром.

К детским фобиям нужно относиться с пониманием, категорически нельзя высмеивать или стыдить ребенка. Если что-то испугало кроху, нужно обнять и успокоить его. Ребенок должен чувствовать близость родителей и готовность защитить его в любой момент. Очень эффективна при боязни громких звуков художественная и сказкотерапия. Например, можно предложить малышу вообразить себя диким зверем и громко порычать. Он почувствует свою энергию, и резкий звук не будет вызывать негатива.

Если ребенок боится громких звуков, что делать родителям, чтобы помочь преодолеть страх? Время от времени стоит организовывать шумные игры. Тогда реакция на неожиданный звук станет спокойнее. Можно поиграть в своеобразный магазин, где конфеты и мелкие игрушки продаются за страхи. Произойдет внушение того, что боязнь ушла и больше не вернется. Вне зависимости от результатов игры ребенка нужно похвалить и подчеркнуть, что он проявил себя самым благоприятным образом (не испугался звука, не заплакал).

Мнение доктора Комаровского: как помочь?

По мнению доктора Комаровского, ребенок боится громких звуков из-за отсутствия чувства защищенности. Например, малыш слышит храп за стеной и воображает страшного дядю, который может его забрать от родителей. Ситуация усугубляется, если родители раньше пугали малыша чем-то подобным при плохом поведении. Правильное действие мамы и папы — объяснить ребенку, откуда берется шум. Важно, чтобы кроха понял: его не дадут в обиду. Если ребенок боится громких звуков, Комаровский советует научить его «руководить» звуком. В этом отлично помогает игра «громче — тише». Малышу, который уже умеет говорить, можно предложить произносить одно и то же слово по очереди сначала очень тихо, потом громче и громче.

Если ребенок боится громких звуков, родителям нужно правильно вести себя, чтобы не усугубить фобию. Нельзя смеяться над реакцией крохи, стыдить его. В противном случае ребенок начнет скрывать свой страх. Родителям не стоит опускать руки, если преодолеть боязнь никак не получается. Просто конкретному малышу для этого может понадобиться больше времени. Нежелательно всячески ограничивать своего малыша от громких звуков, потому что дефицит жизненного опыта и общения с разными людьми точно не избавит от проблемы.

Огромной ошибкой является стремление решить вопрос знакомым способом «клин клином». Если ребенок боится громких звуков, не стоит заставлять его идти на городской праздник, где будут салюты, или детское мероприятие. Страх может только усилиться, а сам малыш замкнется в себе и на время перестанет общаться с окружающими. Не нужно заострять внимание на фобии. К страху следует подходить без лишнего беспокойства. Можно стараться отвлечь малыша играми, спокойными разговорами, прослушиванием мелодичной музыки.

Что делать, если ваш малыш не похож на остальных детей? Он не бегает, не прыгает, не играет в шумные подвижные игры со сверстниками. Громкие и резкие звуки доставляют ему настолько сильный дискомфорт, что он старается отстраниться от них подальше. Часто он закрывает уши ладошками, чтобы не слышать крики и ругань. Вам кажется, если ребенок стал бояться громких звуков, то надо приучить его к шуму, ведь другим детям не страшно. Но это не поможет. Почему именно вашего малыша крик и громкие звуки могут привести к тяжелым последствиям? Об этом читайте

Не кричите громко, я все слышу

Он тихоня, малообщительный и немного заторможенный. Почему-то такой малыш предпочитает сидеть где-нибудь в сторонке от криков и слишком громких детей. Задумчивый, с серьезными недетскими глазами, он как будто живет в своем мире, из которого боится выходить в общую реальность. Системно-векторная психология определяет такого ребенка как носителя звукового вектора.

Обладая очень чувствительными ушками, малыш не только предпочитает тишину и уединение. Вы видите - он сам стал говорить таким тихим голосом, что его почти не слышно. Любые резкие и громкие звуки для него болезненны, они буквально «бьют ему по ушам» и проникают в мозг, вызывая очень неприятные ощущения. Ребенок старается делать все, чтобы убрать раздражитель, - закрывает уши руками, плачет, иногда кричит, стараясь своим голосом заглушить болезненный звук. Мама, увидев такое поведение, может задаться вопросом - почему он стал бояться громких звуков?

Если взрослые пытаются его расшевелить, повышают голос, начинают торопить, то малыш еще больше уходит в себя, становится отчужденным и замкнутым. Он почему-то плохо идет на контакт со сверстниками, вдруг стал сопротивляться указаниям и все больше погружается в состояние оцепенения, из которого не хочет выходить. Он глубоко страдает и боится, испытывая сильнейшие переживания, но это происходит внутри него и не выносится наружу.

А с виду это заторможенный ребенок, который плохо воспринимает действительность и боится ее. В садике и школе такой ребенок станет отставать от программы, а со временем может попасть в разряд детей, неспособных к обучению и общению.

Почему гений растет в тишине

Таких детишек, для которых самое комфортное состояние - тишина, рождается всего 5%. На самом деле, это обладатели абстрактного интеллекта и потенциальные гении, способные своими идеями двигать человечество в будущее и менять мир к лучшему. Эти дети сосредотачиваются только в тишине, где они могут улавливать смыслы, размышлять и искать ответы на свои бесконечные «почему» . Остается только обеспечить им условия для развития их интеллектуальных способностей и не допускать раздражающих факторов.

Но что делать, если ребенок уже стал бояться громких звуков и пытается по-своему сообщить об этом? Это значит, что все еще можно исправить, не нанося малышу непоправимый вред. Правильный подход - это ключевой момент в воспитании любого ребенка. Есть несколько простых правил, соблюдение которых обеспечивает развитие звукового малыша без стрессов и плохих состояний.

Во-первых, ему необходимо обеспечить тишину. Среда обитания звукового ребенка должна включать в себя возможность уединения, также должно быть обеспечено отсутствие громких, резких звуков: громко работающей техники, грохота музыки, хлопающих дверей и шумных гостей. Почему это очень вредно для маленького звуковика? Да потому, что бьет по его самой чувствительной зоне - слуховому сенсору.

Во-вторых, так же, как и в случае с любым ребенком, нельзя ни в коем случае кричать и унижать его. Почему категорически нельзя этого делать, какие последствия возможны именно у звуковичка? Все просто - способность звуковика чувствовать интонации и улавливать смыслы слов является огромным благом при правильном поведении родителей. Она же может стать причиной плохих состояний, если взрослые делают ошибки, не понимая особенностей ребенка.

Скандалы между родителями, оскорбления и уничижительные оценки непереносимы для малыша. Он начинает бояться этих смыслов и теряет способность воспринимать смыслы слов вообще - и способность к обучению резко снижается. Вслед за этим уменьшается желание контактировать с другими людьми.

Понимая, какими особенностями обладает звуковой ребенок, родители могут делать общение с ним наиболее приятным и комфортным для всех:

Говорите с малышом тихим голосом, чтобы он не боялся;
- включайте негромко, фоном, классическую музыку;
- отвечайте на его вопросы спокойно, делайте это без раздражения;
- никогда не кричите на него, не допускайте унижений и оскорблений;
- не торопите, не выдергивайте резко из состояния сосредоточения, дайте время выйти «наружу»;
- дайте ему возможность побыть одному, не перегружайте общением.

Что делать, если малыш боится громких звуков

Здесь описаны только некоторые особенности ребенка со звуковым вектором. Если его внутренний мир для вас загадка и вы стали задаваться вопросом, почему он не любит шум и боится громких звуков, то общих рекомендаций явно недостаточно. Что надо делать для полноценного развития вашего маленького гения, чьи потенциальные способности огромны, как вселенная?

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы получите возможность заглянуть в душу своего ребенка и

«…Оказывается, моему звуковому сыну важно концентрироваться в тишине, чтобы говорили с ним тихо и ласково, а где-то и помолчали вместе, разделили с ним его увлечение компьютерной игрой (а ведь это для звуковиков тоже свой мир), чтобы мама просто искренне сказала, что его понимает.

После того, как я поняла, как обращаться с сыном, мой ребенок изменился! Мы с ним вместе изменились! Самое главное, что никаких усилий над собой я не делала, все происходит на тренинге само собой…»