"Хватает ли на жизнь? Зависит от того, что называть жизнью". Военные пенсионеры — о своих доходах. Белорусы — о льготной пенсии: "Была бы она как зарплата, то оставила бы работу" Пенсионный фонд России

Ивану Николаевичу Снитко 61 год. В прошлом году мужчина решил оформлять пенсию. Но оказалось, что на полноценную трудовую пенсию он претендовать не может. Службу в органах МВД ему не засчитали в страховой трудовой стаж, который как раз и влияет на размер пенсии.

- На службу в органы МВД я пошел с 1973 года, как раз из армии пришел и стал работать там, - рассказал Onliner.by Иван Николаевич. - Служил участковым, инспектором и даже следователем. Ликвидировал аварию на ЧАЭС, был на спецоперациях в Баку. Нас же туда тоже заставляли ездить. Там день за три шел. До 1992 года работал. Потом ушел, у меня отец и мама были инвалиды, пришлось их досматривать.

- В итоге у меня получилось 30 с половиной лет трудового стажа. То есть на пенсию от государства я фактически право имею, - объясняет мужчина. - Но, когда стал собирать документы и оформляться, оказалось, что эти мои 19 с чем-то лет в страховой стаж не входят.

В результате получилось, что у Ивана Николаевича страховой стаж оказался около 10 лет, а это меньше, чем нужно. По закону для белорусов, которые оформляли пенсию в 2015 году, минимальный страховой стаж не менее 15 лет.

- А это значит, что мне светит только социальная пенсия по возрасту. Не обычная в 2,8 миллиона, а 800 тысяч в месяц, - говорит Иван Николаевич. - Когда я узнал, что в стаж для начисления пенсии не входят эти 19 лет, то был в шоке. Я не понимаю, как и на основании чего мой вот этот стаж не включили в страховой? Получается, я отработать отработал, государству долг отдал, а в итоге мне ничего не светит? Пенсия такая, как те пьяницы, кто совсем по году-два отработал за жизнь... Конечно, это обидно и несправедливо.

В Министерстве труда и социальной защиты ситуацию Ивана Николаевича знают. Но говорят, что таков закон.

- Условия назначения трудовой пенсии в общей пенсионной системе едины для всех граждан: и для гражданских лиц, и для бывших военнослужащих, - объяснила Onliner.by заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. - Что касается страхового стажа, то его образуют периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в пенсионный фонд. Соответственно, в этот стаж не могут включаться периоды другой деятельности, когда взносы не уплачивались: время военной службы, службы в органах внутренних дел, МЧС и других силовых ведомствах, ухода за ребенком, получения пособия по безработице, обучения и т. д. (заметим, что при наличии требуемого страхового стажа и права на трудовую пенсию, указанные периоды деятельности «не пропадают»: они включаются в общий стаж).

Требование о минимальном периоде страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту (не менее 5 лет) появилось в законодательстве еще в 2006 году и обосновано тем, что именно из поступлений страховых взносов обеспечивается выплата текущих трудовых пенсий.

По действующему законодательству в 2016 году требуемый страховой стаж составляет 15 лет 6 месяцев, а начиная с 1 января 2017 года он будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году. То есть для тех, кто будет выходить на пенсию в 2018 году, - это будет 16 лет 6 месяцев, в 2019 году - 17 лет и так далее.

К сожалению, у Ивана Николаевича документально подтвержденный страховой стаж составляет без малого 10 лет. И закон не позволяет назначить ему трудовую пенсию. Вместе с тем по достижении 65 лет он приобретет право на социальную пенсию.

Напомним, в нынешнем году в Беларуси решение об увеличении пенсионного возраста до 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин. Повышать его будут поэтапно: начиная с 2017 года каждый календарный год на 6 месяцев.

Нам, как был следователем, ликвидировал аварию на ЧАЭС и побывал на спецоперации в Баку. Но после 19 лет службы был вынужден уволиться. В позапрошлом году он стал оформлять пенсию и оказалось, что его 19 лет не вошли в страховой стаж, а значит, он может рассчитывать только на социальную пенсию в 90 рублей. Да и то в 65 лет.

Министерство труда тогда только разводило руками: такое законодательство, ничего не поделаешь. Мол, давным-давно есть понятие страхового стажа - это период работы, когда вы или вместо вас платили страховые взносы. И от его величины зависит, будет человек получать трудовую или социальную пенсию. Да, на самом деле, понятие страхового стажа существовало с 2006 года. Но буквально за последние несколько лет он вырос с 5 до 15 лет. И по закону будет расти еще больше: каждый год на 6 месяцев, в итоге к 2025-му составит 20 лет.

При этом в страховой стаж не включаются служба в армии, учеба в вузах и ссузах, а также аспирантура, докторантура и так далее, отпуск по уходу за ребенком, служба в милиции и других силовых структурах и многое другое.

После того как белорусы стали выходить на пенсию по новому законодательству, появились и те, кто попал в так называемую «ловушку страхового стажа», - люди, у которых общий стаж позволял выходить на пенсию и претендовать на нее, но вот страхового стажа у них не хватало.

- Ты всю жизнь прожил с ощущением, что страхового стажа надо 5 лет, и вдруг его стало нужно 16. И доработать эту разницу часто нереально, - говорят правозащитники общественного объединения «Белорусский Хельсинский комитет».

Это-то и случилось у Ивана Николаевича, который после 19 лет службы в МВД уволился, чтобы ухаживать за больными родителями. Страхового стажа без службы в МВД у него было около 10 лет. Для получения даже минимальной пенсии по возрасту этого не хватало. А значит, он мог претендовать только на социальную пенсию в 90 деноминированных рублей, да и то через пять лет.

По данным Министерства труда, в подобной ситуации уже на момент увеличения срока оказалось больше 1000 человек и с каждым годом их число растет.

Проблемой ловушки страхового стажа занялись правозащитники. Они обратились в Конституционный суд, Министерство труда и Парламент.

- Мы предлагали ввести переходный период, «скорую адресную помощь» для тех, кто оказался в подобной ловушке. Более того, назначить пропорциональную пенсию, даже если страховой стаж не выработан полностью, - отмечают правозащитники «Белорусского Хельсинского комитета».

Конституционный суд отметил, что при переходе на новое законодательство «следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм». Также Конституционный суд добавил, что нужно предусмотреть корректировку и внесение в трудовой стаж социально значимой для государства и общества деятельности.

В итоге законодательство пересмотрели. И со вчерашнего дня в силу вступил новый указ президента от 29.06.2017 №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

- Да, Иван Николаевич один из немногих сможет получать трудовую, а не социальную пенсию. Мы уже отправили документы на оформление, - говорит начальник управления по труду Лидского райисполкома Андрей Мимиш. - Страховой стаж для него и всех военнослужащих, которые не пошли на военную пенсию, снижен до 10 лет. И Иван Николаевич как раз его уже отработал.

Что изменилось в законе?

- Нововведения смягчают положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешают проблему ловушки страхового стажа полностью, - объясняют в БХК. Правозащитники составили специальную таблицу, чтобы показать, какие произошли изменения в законодательстве, а что осталось прежним.

Новые правила пенсионного обеспечения до указа №233 (до 01.08.2017) После указа №233 (после 01.08.2017)
Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Это в первую очередь о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере. Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.
Люди, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами 1-й группы), попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию. Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше - больше). При этом по закону уход за инвалидом 1-й группы нельзя совмещать с какой-либо работой. Некоторым образом учтена логика общественно полезной деятельности. Периоды общественно полезной деятельности все еще не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет. Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин - не менее 35 лет, для мужчин - не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин соответственно. Таким образом, указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.
Положение людей, которые ухаживали за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа. Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.
Возникло неравенство в отношении военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они увольняются до достижения срока выслуги лет (а это 20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, принципиальный сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет хорошей службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня. Улучшается положение военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Срок их службы все еще не засчитывается в страховой стаж. Если эти люди по какой-либо причине не дослужатся до ведомственной пенсии и будут уволены ранее, для получения пенсии на общих основаниях им нужно будет набрать 10 лет страхового стажа, а не 16 и выше, как было до принятия указа 233. Также нужно набрать и минимальный общий трудовой стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин. Время службы засчитывается в общий трудовой стаж. При этом такой смягченный подход будет действовать только для тех людей, кто прослужил не меньше 10 лет.

Не все беларусы будут получать трудовую пенсию. Под угрозой находятся силовики, сотрудники МЧС, мамы в декрете и люди, ухаживающие за инвалидами.

Ситуация возникла в связи с введением новых правил пенсионного обеспечения, принятых с 2013 по 2015 годы.

Согласно этим нормативным документам, необходимо обращать внимание на такие понятия как страховой стаж и общий трудовой стаж. Общий трудовой стаж – это период различной общественно полезной активности человека, например, служба в армии, учёба в институте, декретный отпуск, уход за инвалидами. А страховой стаж – это период, когда человек или его работодатель платит взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Именно этот период и учитывается для начисления трудовой пенсии.

Отчисления в ФСЗН делаются с официальной зарплаты, а с различных стипендий, пособий, жалований взносы не производятся. И, если человек думает, что отучившись 5 лет в институте, проведя 1,5 года в армии или 3 года в декретном отпуске, имеет право на трудовую пенсию, то это не так.

С 2013 по 2015 год необходимый срок страхового стажа вырос с 5 лет до 15 лет, а к 2025 году он будет составлять не менее 20 лет. При этом не предусмотрено никаких исключений для людей, которые сейчас достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет). Им просто не платят ни трудовую пенсию, ни пенсию по возрасту, ни социальную пенсию. Также они не имеют право на пособие по безработице. В 2015 году в Беларуси насчитывалось около тысячи человек, попавших в подобную ситуацию.

Существуют тонкости в пенсионном обеспечении силовиков. Периоды службы, например, в органах МВД, КГБ, пограничной службы не включаются в страховой стаж, если не получена пенсия за выслугу лет. Например, сотруднику милиции необходимо отслужить не менее 20 лет. Если он по каким-то причинам не отработал указанный срок, то он лишается права на профессиональную пенсию за выслугу лет. И весь срок его службы не включается в страховой стаж для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях. То есть, например, сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет безупречной службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 15,5 лет на сегодня.

На проблему обратили внимание в организации «Белорусский Хельсинский Комитет» (БХК):

Многие граждане просто не обращают внимание на тонкости законодательства. Поэтому нужно осознать проблему и самому проверить, не стали ли вы более уязвимыми после введения новых правил страхового стажа. И обязательно надо проверить в ФСЗН, платит ли взносы работодатель.

Также БХК обратился в Палату представителей с просьбой внести соответствующие изменения в законодательные акты о пенсионном обеспечении граждан.

– Для того, чтобы проблему признали, власти должны увидеть, что количество людей, столкнувшихся с такой проблемой, и фактически оказавшихся без средств к существованию, большое. Тогда только будет реакция и результат, – считают правозащитники.

СПРАВКА «МП»:

Периоды общественно полезной деятельности, которые не включаются страховой стаж:

  1. Военной службы в:
    • Вооруженных Силах Республики Беларусь,
    • пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь,
    • внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь,
    • органах государственной безопасности,
    • Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь,
  2. Службы в:
    • органах внутренних дел,
    • Следственном комитете Республики Беларусь,
    • Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь,
    • органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и
    • органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь,
    • Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР
  3. Период отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет

Таким образом, у матери, воспитавшей 3 детей, около 9 лет не включаются в страховой стаж, у матери, воспитавшей 4 детей – 12 лет (при условии, если она полностью воспользовалась правом на отпуск по уходу за ребенком до 3 лет).

  1. Период ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, заражённым вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
  2. Период ухода за инвалидом I группы, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.
  3. Период ухода матерью за ребёнком-инвалидом (инвалидом с детства), если период ухода составил менее 8 лет до совершеннолетия ребёнка.
  4. Период получения образования в дневной форме (время учёбы в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ и т. д.)

Также в страховой стаж не включаются:

  1. Период получения пособия по безработице;
  2. период пребывания в местах лишения свободы, если осужденный не привлекался к выполнению оплачиваемых работ.

Пенсии военнослужащих, сотрудников военизированных организаций и членов их семей. Для этих выплат ввели корректирующий коэффициент, который сдержит их рост. сайт спросил у пенсионеров, ранее трудившихся в Вооруженных силах и органах внутренних дел, хватает ли им пенсии и что они думают о ее пересмотре.

Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY. Фото носит иллюстративный характер

До конца этого года, как было во время прямой телефонной линии министра обороны Андрея Равкова, военнослужащим планируют повысить денежное довольствие. Соответственно, вырастут и пенсии военных (а также сотрудников органов внутренних дел, Следственного комитета и т. д). Но их рост будет ограничен корректирующими , введенными президентским указом № 314 с 1 сентября.

«В среднем военные в Беларуси получают пенсию от 300 до 600−700 рублей»

Депутат Палаты представителей, полковник Игорь Мартынов применение корректирующего коэффициента в 0,83 называет «правильным шагом» .

— Пенсии военнослужащих, представителей силовых структур несколько выше тех пенсий, которые получают все остальные. В целях уравновешивания этой разбежки это правильное решение, не вижу здесь ничего такого, — высказывает депутат свое мнение.

При этом Игорь Мартынов поддерживает то, что в итоге пенсии военных и сотрудников военизированных организаций все же станут больше: на службе они переносят психологические и физические нагрузки.

— Сравним рабочий день человека в погонах и гражданских. Как военный, могу сказать, что он (рабочий день. — Прим. ред.) не начинается в 8 часов и не заканчивается в 17.00. Он начинается в 8 утра и заканчивается в 8 утра. Я всегда должен быть готов, не имею права телефон отключить, так как выполняю возложенную на меня задачу. И так поступает каждый военнослужащий. Он принимал присягу, и это налагает на него ответственность. Это несколько иные вещи по сравнению с тем, что выполняют граждане, занятые в других сферах.

Депутат обращает внимание на то, что происходит в армиях наших ближайших соседей: например, в Беларуси военнослужащий получает не более 75% денежного довольствия, в России — не более 85%. Разницу в деньгах Игорь Мартынов называет довольно ощутимой.

Но все-таки военному жить на нынешнюю пенсию в Беларуси депутат считает возможным.

— В среднем военные в Беларуси получают пенсию от 300 до 600−700 рублей. У нас в принципе живут на пенсию и те, кто поменьше получает. Но у каждого свои запросы. Если кто-то хочет жизни более достойной, денег, естественно, маловато. Тогда, пожалуйста, иди работай, никто ведь не запрещает, право на труд есть у всех, — подытоживает Игорь Мартынов.

«Те, кто видит, как работают военные, не критикуют повышение пенсий»

Своим мнением с сайт анонимно поделились и другие пенсионеры Вооруженных сил и органов внутренних дел.

Так, подполковник Виктор получает военную пенсию уже 8 лет, но продолжает работать — правда, не в Вооруженных силах.

— Были у моей пенсии и взлеты, и падения, — рассуждает мужчина. — Последний раз повышали, наверное, в 2014 году. С тех пор — только перерасчеты, но это же крохи.

Виктор вспоминает, что в 2014 году его пенсия в эквиваленте равнялась примерно 500 долларам, а теперь это около 250 долларов. Так что росту доходов, пусть и с ограничивающим коэффициентом, он рад.

— Те, кто видит, как работают военные, не критикуют повышение пенсий. А тем, кто далек от службы, трудно понять! В армии люди не видят семей месяцами: учения, командировки. Военному человеку сегодня сказали: «После обеда убываете туда-то» — и он уехал. А гражданского попробуйте отправить! — объясняет свою позицию бывший военный.

Минчанин Олег , полковник милиции в запасе, к понижающему коэффициенту отнесся с пониманием:

— Теоретически, с экономической точки зрения, все сделано правильно, да и схема — уже отработанная в России. Но хотелось бы, чтобы коэффициента не было, — подчеркнул мужчина.

Свою пенсию Олег не называет, но отмечает: «У бывших сотрудников милиции есть пенсии и в 250, и в 300 рублей ». Конечно, все зависит от запросов, но жить на одну пенсию полковника возможно — особенно если продолжать работать.

— Большинство сотрудников милиции на пенсии так и поступают, — отметил Олег.

— Все очень просто: денег человеку всегда не хватает, — анонимно поделился своим мнением бывший сотрудник МВД . После выхода в запас он работал в службах безопасности. — Выплат хотелось бы больше. Но с голоду я не умираю. Моя жена, например, сейчас получает пенсию в полтора раза меньше моей. Но она работала недолго, уделяла внимание детям, потому такая ситуация. Можно ли жить на мою пенсию сотрудника МВД? Все зависит от того, что называть жизнью. Если хлеб, булка, за квартиру заплатить — то прожить можно. А отпуск, например, сейчас 500 долларов минимум потянет.

По данным Минобороны, на 1 января этого года в Беларуси количество военных пенсионеров составило около 79 тысяч человек. Для сравнения: два года назад их 82,8 тысячи человек.

— Кроме того, в настоящее время от Министерства обороны получают пенсию Герои Советского Союза, инвалиды и участники войны, ветераны боевых действий на территории других государств, участники войны в тылу в годы Великой Отечественной войны, блокадники Ленинграда, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, узники фашистских концлагерей, почетные доноры и члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, — рассказывал в начале этого года помощник министра обороны по вопросам военной экономики и финансам — начальник главного финансово‑экономического управления Минобороны генерал-майор Игорь Можиловский .

Александр Христофоров, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

− Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении" от 17 апреля 1992 года № 1596-XII (с изменениями и дополнениями) и другими нормативными актами, действующими на дату обращения за назначением пенсии.

Согласно статьям 5 и 11 Закона в 2017 году трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается мужчинам в возрасте 60 лет 6 месяцев при наличии стажа работы не менее 25 лет, из них не менее 16 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Исчисление стажа работы производится в соответствии со статьей 51 закона. Понятия стаж работы для исчисления размера пенсии и страховой стаж различны по содержанию.

В стаж работы для исчисления размера пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (часть первая статьи 51 закона), а также иные периоды деятельности без уплаты обязательных страховых взносов, указанные в пунктах "а" - "н" статьи 51 Закона (часть вторая указанной статьи).

В частности, в стаж для исчисления пенсии засчитываются периоды военной службы в Вооруженных Силах, пограничных войсках и органах пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете, Государственном комитете судебных экспертиз, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР.

В страховой стаж включаются только периоды работы (иной деятельности), предусмотренные частью 1 статьи 51 Закона, в том числе периоды работы на территории СССР. Периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (пункты "а", "в" - "н"), в страховой стаж не засчитываются.

Обращаем ваше внимание, что наличие страхового стажа определенной продолжительности является обязательным условием для назначения того или иного вида трудовой пенсии. Так, для назначения пенсии по возрасту в 2017 году требуется 16 лет страхового стажа работы (ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет).

Для назначения трудовых пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца достаточно факта уплаты страховых взносов. Указом Президента от 29 июня 2017 года № 233 "О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан" предусмотрены определённые льготы по продолжительности страхового стажа для назначения пенсий по возрасту отдельным категориям граждан.

Так трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, проходившим военную службу и имеющим стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы при наличии страхового стажа работы не менее 10 лет.

Круг людей, имеющих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда определен статьями 12 и 15 закона. В частности, пунктом "б" статьи 12 право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда предоставляется мужчинам со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев (при этом не менее 6 лет 3 месяцев в период до 1 января 2009 года) на работах, предусмотренных Списком № 2. При наличии у мужчины не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда (не менее 6 лет 3 месяцев) до 1 января 2009 года и не менее 25 лет стажа работы, пенсии назначаются с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год - за каждые 2 года 6 месяцев такой работы.

При исчислении специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, за периоды работы до 1 января 1992 года применяются списки производств, цехов, профессий, должностей и показателей, дающих право на такую пенсию Списки №1 и № 2, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173.

За периоды работы с 1 января по 31 декабря 1992 года при исчислении специального стажа применяется Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Совета Министров от 25 мая 2005 года № 536, применяются за периоды работы после 1 января 1993 года.

Порядок применения каждого из Списков урегулирован законодательно: Списки № 1 и № 2, утвержденные в 1956 году, составлены по производственному принципу и исчисление специального стажа за периоды работы до 1 января 1992 года производится без учета результатов аттестации рабочего места по условиям труда. Для включения в специальный стаж периодов работы в профессиях и должностях, предусмотренных Списками № 1 и № 2, утвержденными в 1991 и 2005 годах, обязательным условием является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест.

Право на досрочную пенсию по возрасту предоставлено работникам, занятым в течение определенного законодательством времени непосредственно и постоянно, полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, что должно быть подтверждено документами периода работы.

Служба в МВД БССР (СССР, Беларусь) не предусмотрена Списками № 1 и № 2.Пенсионирование данной категории граждан осуществляется, в частности, в соответствии с законом от 17 декабря 1992 года № 2050-XII "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Младшему медицинскому персоналу предоставлено право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 2.

Так разделом XXVI "Учреждения здравоохранения" утвержденного в 1956 году, предусмотрен младший медицинский персонал, работающий в психиатрических и психоневрологических учреждениях (непосредственно обслуживающий психических больных).

Младший медицинский персонал в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях, непосредственно обслуживающий больных, предусмотрен так же и Списком № 2, утверждённым в 1991 году (раздел XXIV "Учреждения здравоохранения и социального обеспечения").

Списком № 2, утвержденным в 2005 году, предусмотрены санитар(ка), непосредственно занятые обслуживанием больных психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждений.

Педагогические работники не отнесены к кругу людей, имеющих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2.

В тоже время, в соответствии со статьей 48 Закона отдельным категориям медицинских и педагогических работников предоставлено право на пенсию за выслугу лет со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Женщинам такое право предоставляется при наличии специального стажа работы не менее 25 лет, мужчинам при наличии специального стажа работы не менее 30 лет.

В специальный стаж засчитывается работа, предусмотренная Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденным постановлением Совета Министров от 1 декабря 1992 года № 724 и Перечнем учреждений, организаций и должностей для целей профессионального пенсионного страхования медицинских и педагогических работников, утвержденный постановлением Совета Министров от 9 октября 2008 года № 1490.

Указанными Перечнями предусмотрены учителя начальных школ, базовых школ, средних школ и так далее.

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Ваши вопросы и жалобы.