Игры для детей по эмоциям. Игры на развитие эмоциональной сферы детей. «Моё настроение. Настроение группы»

«Зеркало»

Глядя в зеркало, дети должны увидеть в нём:

  • Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения6 голова слегка откинута назад. Брови приподняты, на лице улыбка.
  • Удивлённого мальчика, или удивлённую девочку. Выразительные движения: рот закрыт, брови и верхние веки приподняты.

Печального мальчика или печальную девочку. Выразительные движения6 туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены

  • Злой мальчик или злая девочка. Выразительные движения: брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.
  • Испугавшийся мальчик или испугавшаяся девочка. Выразительные движения: брови приподняты вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания.
  • Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения: голова слегка откинута назад, брови приподняты, на лице улыбка.

«Передай чувства по кругу»

С помощью мимических и пантомимических движений дети стараются передать друг другу заданное взрослым чувство по кругу.

«Тренируем эмоции»

Под руководством педагога дети выполняют мимическую гимнастику.

  • Улыбнись, как Буратино.
  • Удивись, как ребёнок, который увидел волшебный цветок.
  • Испугайся, как заяц увидевший волка.
  • Нахмурься, как осенняя туча.
  • Позлись, как ребёнок, у которого отняли мороженное.
  • Испугайся, как ребёнок, потерявшийся в лесу.

«Свет мой, зеркальце, скажи!»

Вы, наверное, все любите и знаете сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? Вспомните слова, которые царевна говорила зеркалу:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Поставьте ручку на локоток и посмотрите на ладошку, так как вы смотритесь в зеркальце. Спросите у зеркальца радостно (затем гневно. обиженно и т.д.)

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

«Танец»

Ребёнок должен выразить в танце какое-либо чувство, например, «радость», «страх», «печаль», «удивление», «счастье», «жалость». Педагог использует музыку разную по характеру, чтобы ребёнку легче было выразить то или иное чувство.

Этюды, упражнения, направленные на развитие эмоций.

«Золотые капельки»

Представьте, что пошёл тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен тёплый летний дождь!

Выразительные движения: голова запрокинута. Плечи опущены, нежная улыбка.

«Цветок»

Представьте себе, что все вы превращаетесь в цветочки. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.

Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить, затем поднять голову, распрямить корпус, встать. Руки медленно поднять в стороны – цветок расцвёл. Мимика6 глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Игры и упражнения, направленные на профилактику чувства обиды.

« Что звучит обидно?

Педагог по очереди бросает мяч каждому участнику и предлагает ответить на вопрос «Что звучит для тебя обидно?». Например, «Для меня обидно когда…дети не делятся игрушками, не здороваются, не берут в игру, когда смеются, когда толкаются» и пр.

Педагог обобщает сказанное всеми детьми и побуждает их к тому, чтобы они не обижали друг друга, относились к окружающим людям уважительно.

«Волшебный стул»

Грустному, обидчивому ребёнку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям даётся задание придумать как можно больше ласковых и добрых слов и адресовать их товарищу.

«Мусорное ведро»

Педагог рассказывает детям о роли мусорного ведра и о том, что чувство обиды, как и мусор, нельзя копить, его надо выбрасывать. Но как это сделать? Можно рассказать о своей обиде в бумажный стаканчик, а затем смять его и выбросить в ведро. А можно нарисовать обиду, разорвать рисунок и так же выбросить в ведро.

Педагог предлагает детям использовать один из понравившихся вариантов, чтобы «выбросить» обиду.

«Тух- тиби-дух»

Все дети становятся в круг. Педагог сообщает по секрету волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: ребёнок, который обиделся на что –либо, идёт по кругу, останавливается напротив одного из участников, смотрит ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнести волшебные слова: «Тух-тиби-дух!» В ответ на сказанные слова участник игры обидевшемуся приветливо улыбается и жмёт руку.

Водящим может стать любой ребёнок группы, если у него плохое настроение, или он на кого-то обиделся.

«Твой друг плачет»

Один ребёнок лежит на подушке, его обидели и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова.

Упражнение делают все дети по очереди, воспитатель помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.

«Дотронься до…»

Педагог громко произносит фразу:»Дотронься до…(и называет какой - нибудь цвет), а затем дети как можно быстрее найти в одежде друг друга найти этот цвет и дотронуться до него. То кто не успел, становится ведущим.

«Раскрась вторую половинку»

Нужно приготовить несколько половинок раскрашенных картинок. И ребёнок должен раскрасить вторую половинку точно так же, как раскрашена первая половинка. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половинку кортики, а затем её раскрасить. Это могут быть бабочка, стрекоза, домик, ёлка и т.д.

Найди отличие»

Детям предлагают внимательно посмотреть на картинку, сравнить предметы и их тени, найти сходства и различия.

«Пожалуйста»

Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

«Замри»

Включите какую- нибудь танцевальную музыку. Пока она звучи, ребёнок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключаете звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

«Передай сигнал»

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (2 раза пожать руку, поднять руку вверх т.д.) Получивший справа и слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «Испорченного телефона».

« Запрещённое движение»

Дети стоят полукругом, Взрослый стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять всои вверх. А остальные движения повторяйте за мной.

Взрослый выполняет различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности соблюдали инструкцию.

«Слушай хлопки»

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны). Ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Суша – вода»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду называть слова. При слове «суша» вы делаете шан вперёд, при слове «вода» - шаг назад». Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: «Берег, море, озеро». Игроки сделавшие шаги, выбывают из игры.

«Картошка, капуста, огурец»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: « Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» - опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» - руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Кто собьётся, выбывает из игры.

«Нос-пол – потолок»

Ведущий называет слова «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, нос, потолок (иногда не на то что говорят, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что показывает ведущий. То, кто ошибся, выбывает из игры.

«Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», то все должны опустить руки вниз, если слово 2вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует лёгкие физические упражнения. А дети воспроизводят его движения.

После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди выступает пред остальными. В каждой паре один совершает какое-- либо действие (например, хлопает в ладоши, или понимает руки, или делает наклон в сторону), а другой как можно точнее пытается воспроизвести его движения, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, на сколько хорошо «работает зеркало». Показателями правильности зеркала являются точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться, и починить испорченное зеркала. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

« Да» и «нет» не говори!

Детям предлагают поиграть в интересную игру. Им необходимо отвечать на вопросы, соблюдая одно условие, не употреблять слова «да» т «нет».

Примерные вопросы для беседы:

Ты девочка? Ты мальчик?

У тебя есть игрушки?

Ты ходишь в детский сад?

Ты далеко живёшь от детского сада?

Ты любишь мороженное?

Ночью солнце светит?

Ты любишь ходить к врачу?

Ты ходишь в школу?

Тебя зовут…(неверное имя)? И т.д.


Здравствуйте! С Вами снова семья Шевцовых со статьей об эмоциональных играх . С этой статьей мы участвуем в в номинации «Все хочу на свете знать «.

Разные точные науки очень нужны человеку, но не менее важно научить его комфортно чувствовать себя в окружении других, уметь их понять и правильно реагировать в различных ситуациях. Поэтому сегодня предлагаю несколько игр для эмоционально развития ребенка.

Вначале понять, а потом и научиться контролировать разные свои эмоции – задача не простая не только для детей, но и порой для взрослых. Довольно часто маленький ребенок не может осознать свои чувства в разных ситуациях. Как же научить малыша понимать обуревающие его чувства, выражать свои эмоции адекватно и находить нужные варианты поведения в определенный момент?

Можно, конечно, поискать в магазине что-нибудь из пособий или игрушек, которые помогут в игровой форме научить ребенка понимать, определять и управлять эмоциями, но их катастрофически мало. Значит нам, родителям, следует проявить изобретательность и придумать свои игры. Предлагаю вашему вниманию несколько наших любимых эмоциональных игр.

Эмоциональный календарь настроения

Мой сын Дима пошел в садик где-то в 2,5 года. Садик ему не понравился и холить он туда совершенно не хотел. Говорил, что лучше сразу в школу, как Маша:-).

Поэтому для Димы я решила сделать календарь его настроения. Такой календарь часто используют вожатые в детских лагерях и воспитатели в детских садиках.

Календарь особо не отличается от покупных, за исключение того момента, что рядом с числом у него есть свободное место.

Суть игры проста – когда Дима возвращается домой из садика, я расспрашиваю как прошел день, какое у Димы было настроение. Потом мы рисуем нужное личико на календаре. В воскресенье мы вместе с Димой считаем, сколько же было радостных денечков с веселыми рожищами, а сколько дней – было плохих. Мы еще и в конце каждого месяца такие же подсчеты делаем.

Дима всегда спешил домой, чтобы поскорей нарисовать веселую рожицу. Сначала я рисовала рожицы сама, а потом разрешила Диме рисовать рожицы самостоятельно.

Через несколько месяцев мы заметили, что радостные мордашки на нашем календаре встречаются все чаще. Выходит, что в садике Диме было не очень грустно.

Этот календарь помог Диме научиться ориентироваться в днях недели — он все время считал когда настанет выходной, когда не надо ходить в садик.

Самодельный конструктор «Эмоции»

Эмоции мы с Димой осваивали с помощью самодельного конструктора.

Я вырезала овал для лица и разные виды ртов, бровей, глаз и носов Мы взяли плотный картон желтого цвета (можно было бы использовать приятненький для маленьких ручек материал — фетр или флис).

Сначала я сама показывала Диме, что лицо человека состоит из отдельных частей. Потом показала эмоции грусть и радость, напомнив истории из Диминой жизни, когда он грустил, что потерял машинку и радовался, когда нашел. Еще мы вспоминали мультяшных героев, которые радовались и грустили.

Скоро Дима сам стал складывать разные лица, изображая эмоции, которые я ему показывала, а потом уже придумывал сам.

Еще мы играли в «путаницу» — меняли местами части лица.

А еще играли в «запоминайку», когда Дима отворачивался, а я меняла то нос, то глаза и сынок пытался угадать, что изменилось.

Игра «Тренируем эмоции»

В эту игру мы играем всей семьей, чем больше людей, особенно детей, тем лучше.

Выбираем ведущего и он называет эмоцию, которую нужно изобразить. Причем не просто нужно изобразить улыбку, а придумать интересный сюжет: «Улыбка беззубого младенца» или «Улыбка хитрой лисички».

Когда требуется изобразить злость, можно показать сюжет «Голодный злой волк» или «Злая »

Еще мы изображали усталость: «Папа устал, перетаскивая тяжелый шкаф», «Мама устала, неся большой пакет продуктов».

В этой игре мы старались изображать все эмоции, даже самые простые с разными ситуационными оттенками.
Победителем становится тот, кто сможет подобрать больше всего вариантов эмоций.

Эмоциональная игра: листочек гнева

Всем известно, что нельзя таить в себе гнев и обиду и советуют выплескивать эти эмоции разными способами, к примеру разрывая в клочья лист гнева или громко крича в мешочек.

Листики гнева в нашей семье и Маша и Дима делают сами. Они рисуют что-нибудь и вешают на стену. А когда одолевает злость, то детки подходят к своим листочкам, срывают их, тщательно мнут, рвут и выбрасывают.

Раскрою Вам маленький секрет. Листочки гнева можно бросать не в мусорку, а в баскетбольное кольцо. При этом детки тренируют меткость.

Еще мы смятыми листочками играем в домашние «снежки» и делаем бумажных снеговичков.

Игры для снятия стресса: мешок для крика и другие.

Детки очень любят кричать. И кричать детям даже полезно, естественно, в меру.

Только кричать нужно в специальный мешочек, который сошьет мама. Захотелось покричать, открываем мешочек и кричим, пока не надоест: и ребенку хорошо — выплеснул ребенок и мама довольна — никто не пострадал)

А еще снятию стресса хорошо помогает боксерская груша , да и небольшая подушка годится. Нужно подвесить грушу или подушку и «чесать» кулачки.

Если ребенка кто-то обидел, можно нарисовать обидчика смешным или некрасивым и выбросить в ведерко.

А можно слепить из пластилина и добавить лишние части тела. Отобрал игрушку — на тебе лишнюю руку; толкнул ногой — получи лишнюю ногу и т.д. Такие занятия заставят ребенка улыбнуться и забыть обиду.

Надеюсь, вам пригодится подборка наших эмоциональных игр ! Спасибо за внимание!

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции. На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети. Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало». Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых. Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей - отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы.» Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых - овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева). Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса). Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения). Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения). В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы.

7.Про Таню (горе — радость). Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик (горе). «Тише, Танечка, не плачь — Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно - а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке». Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?». После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Эмоционально – развивающие игры играют существенную роль в социализации детей и их подготовке к школьной жизни. В материалах данного тематического раздела собран и обобщён богатый опыт использования дидактических игр и пособий о человеческих эмоциях, подходящих для любого возраста. Закрепляем умения детей различать различные эмоции и определять по ним внутреннее состояние людей. Всевозможные психологические «азбуки эмоций» от Ваших коллег часто поражают своей необычностью, остроумием и разнообразием материалов, из которых они изготовлены.

Занимательные «мини-путешествия» в мир человеческих эмоций.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 289 .
Все разделы | Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения

Памятка для родителей «8 игр, чтобы вырастить эмоционально сильных детей» Как известно, характер ребенка закладывается в самом раннем детстве. Поэтому чтобы вырастить сильную, подготовленную к жизни личность, очень важно уделять ему как можно больше внимания. Данная памятка поможет найти общий язык с ребенком не только родителям, но и педагогам. ели...

Хочу сегодня представить вашему вниманию один из методов который я использую в своей работе для развития и коррекции эмоционально волевой сферы дошкольника. Это – директивная игротерапия, настольные психологические игры . Сущность директивной игротерапии : - педагог-психолог...

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Лэпбук «Эмоции». 1 часть

Публикация «Лэпбук «Эмоции». 1...»
Лэпбук состоит из листов А4, проламенированых и обрезаны по необходимым частям. Развивает зрительное, слуховое внимание памяти, речи; формирует умение находить одинаковые эмоции, развивает м. м. р.; развивает умение различать и называть настроение. Задачи: Формировать наглядно...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами Особое значение использования воды, песка и сыпучих материалов в качестве психопрофилактического средства мы придаем в период адаптации детей к детском саду, с целью...


1. Берем цветной картон и ножницы. 2.Рисуем на картоне силуэты героев сказок (лиса, волк,медведь,колобок,бабушка, дедушка. 3. Выстригаем силуэт ножницами, делаем внутри силуэта отверстие чтобы туда помещалось лицо ребенка. 4. Предлагаем детям примерить маски, мимикой и жестами...

Игра с ребёнком для хорошего настроения УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ "КОТЕЛОК ОТЛИЧНОГО НАСТРОЕНИЯ" Цели: развитие воображения; повышение уверенности в себе. Возраст: дошкольный; младший школьный Материалы: бумага разного формата; цветной/белый картон; краски; набор карандашей/фломастеров/мелков; ножницы, клей, пластилин....

Эмоции. Игры и пособия для детей на изучение эмоций и настроения - Мастер-класс по изготовлению пособия «Радужный зонтик настроения»


Дети любят все, что появляется в группе. Всегда с интересом готовы поиграть в что-то новенькое. Любят все яркое и красивое. Для создания доброжелательной обстановки, мотивации и социально-личностного развития я изготовила для своих ребят новое пособие «Радужный зонтик...

Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л.С. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней...

Дидактические игры «Эмоции ребенка»

(Пиктограммы)

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного образования, педагогов-психологов, учителей начальных классов. Карточки-пиктограммы знакомят детей с эмоциями человека, учат его осознавать свою эмоцию и замечать эмоции других людей.
Я предлагаю вам, дорогие коллеги, изготовить несколько наборов карточек для дидактической игры «Эмоции ребенка». Они могут быть использованы для различных занятий, самостоятельных упражнений детей, совместных игр, а также индивидуальной работы с ребенком на развитие эмоциональной сферы. Я думаю, очень важно знакомить детей со своим эмоциональным состоянием и эмоциями других людей.
Подготовительная работа: изготовление дидактических игр «Эмоции ребенка».Познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей.

Татьяна Шапиро
Нескучное стихотворение про скуку!
Скука в дом вошла без стука.
Поселилась в доме скука.
Через час она сбежала.
Ей, ребята, скучно стало!

Набор карточек № 1 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями).
Набор карточек рекомендован для работы с детьми от четырех лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций и стихами.

Набор карточек № 2 включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки. А также проверочную карту с маленькими пиктограммами. Дополнительно я предлагаю изготовить карточки контуров пиктограмм для самостоятельной зарисовки эмоций. Это карточки с пустыми кружками, в каждом из которых можно нарисовать свое лицо с разными эмоциями. Например, в одном кружке – радостное лицо, в другом – грустное лицо.




Набор карточек № 3 включает в себя 9 проверочных карточек с пиктограммами эмоций (и их названиями), и 9 разрезанных карточек.
Набор карточек рекомендован для работы с детьми шести лет, разрезные карточки-картинки с изображением эмоций. Они похожи на пазлы. Каждое «лицо» состоит из двух частей, отличающихся друг от друга. Задача ребенка заключается в том, чтобы соединить их правильно между собой и получить определенное выражение лица, ведь это не так просто! Для каждого лица свойственны определенные изгибы бровей, губ, форма носа. После того, как ребенок успешно справиться с поставленной перед ним задачей, можно обсудить ту или иную эмоцию (в процессе изготовления).
Набор карточек № 4 - это 18 карточек с фотографиями детей (фото или картинки можно взять из интернета, как это сделала я), изображающих конкретную эмоцию (необходимо: по две фото или картинки на каждую эмоцию). На обратной стороне фотографии приклеить маленькую пиктограмму-эмоцию для самоконтроля. В набор входят маленькие карточки с пиктограммами эмоций. Рекомендовано для детей пяти – шести лет, с этого возраста можно применять карточки со схематическим изображением эмоций, в которых ребенок подбирает пиктограммы к каждой эмоции, изображенных на данных картинках (в процессе изготовления).
Существует много интересных игр, в которых можно использовать карточки «Эмоции ребенка». Например: игра «Угадай, какое у меня настроение?», которая заключается в том, что ребенок выбирает карточку и изображает эмоцию пиктограммы, которая изображена на картинке, а другие игроки должны отгадать эмоцию и назвать ее. Вариативность зависит от знаний и фантазии педагога!

Материалы, предназначенные для изготовления карточек:

1. Схемы-эмоций:



2. Схемы-изображения эмоций:



3. Картинки-эмоции:









Ах, мне бы в детство
на день вернуться
и в беззаботность
вновь окунуться;
Под голос мамы:
в воде не балуй –
к реке с друзьями
на зорьке алой!
Полдня рыбачить,
полдня купаться;
В веселых играх
весь день смеяться,
Чтоб мир казался
всегда счастливым
И папа с мамой
вновь живы были…
Быть может, все же
не стар стремиться,
Коль жизнь тревожит
и детство снится…

Желаю всем творческих успехов!!!