Игры с 1 месячным ребенком. Развитие ребенка в первый месяц: Специальные упражнения. Простые развивающие игры для младенцев до трех месяцев

«А что, с ним уже можно играть?» - нередко спрашивают родители малышей-грудничков, мало представляя, что и как делать с таким крохой. Это и понятно, мама восстанавливается после родов, семья привыкает к новому образу жизни, малыш очень быстро растет и развивается. Какие там игровые развивающие занятия!

А ведь многие рефлексы, данные ребенку от рождения, позволяют ему быстро адаптироваться к окружающей среде, развиваться. С грудничком можно играть, заниматься творчеством, петь и танцевать. Ему доступны игры с предметами - основа его развития в этом возрасте. Малышу просто необходим эмоциональный контакт с мамой во время занятий для формирования его личности, самооценки, творческих способностей и не только.

Если вы хотите гармонично развивать своего малыша с первых дней его жизни, но не знаете с чего начать, в какие игры можно играть с малышом для его всестороннего развития, мы рекомендуем вам самый полный курс для мам младенцев от 0 до 10 месяцев “Первый год с Галкой-Игралкой” .
В него мы включили:
— серию из 8 лекций по всем аспектам раннего развития (творчество, развитие речи и эмоций, моторики и чувства ритма и др.), в аудио формате и текстовой версии;
— памятки и подборки ценной информации по правилам игры с самыми маленькими, нормам развития, выбору игрушек и книг, сборник стишков и песенок на все случаи жизни
— конкретную программу игр на год с текстовыми инструкциями к занятиям.
Вы можете проходить материалы в своем темпе, когда вам удобно - на прогулке, во время дневного сна крохи, в дороге и когда занимаетесь домашними делами.
Самое важное, что Вы будете получать ежемесячные ответы на волнующие Вас вопросы от Ольги Николаевной Тепляковой - автора развивающей методики, педагога-психолога, которая уже более 37 лет работает с мамами и малышами.

Приходите , будем учиться играть вместе!

Марина Суздалева

В прошлый раз мы с вами узнали, а сегодня поговорим о том, .

Вы можете продолжать проводить уже знакомые занятия предыдущего месяца, пока они нравятся вам и малышу, и дополнить их играми и упражнениями из этой статьи, которые направлены на обогащение сенсорных впечатлений подросшего ребенка и развитие его двигательных возможностей.

Начнем, пожалуй, с того, что видит перед собой малыш, когда просыпается и засыпает в своей кроватке. Очень хочется надеяться, что это ваше любящее лицо. Однако кроха не всегда находится рядом с мамой, и если уж мы говорим о том, как развивать ребенка в 1 месяц , в этом возрасте малышу уже пора получать более разнообразные зрительные, слуховые и тактильные впечатления. Этим и займемся!

Контрастные картинки для развития ребенка 1 месяца

Наверняка, вы уже знаете, что младенцы предпочитают (это было установлено психологами в ходе экспериментальных наблюдений) контрастные черно-белые изображения тем замечательным разноцветным мишкам и бабочкам, которыми вы так старались украсить детскую. Не беда! Очень скоро кроха дорастет и до разглядывания мишек и бабочек, а пока разместите прямо в его кроватке или манеже на уровне глаз на расстоянии около 30-35 см те самые контрастные картинки. Вы можете нарисовать их сами (чередующиеся полоски, спирали, геометрические фигуры, лица и т.п.), использовать черно-белые фотографии или распечатать из интернета.

Картинки вывешивайте по 1-2 и меняйте 1 раз в 2-3 дня. Также вы можете разместить картинки по всей квартире и периодически менять их местами.

Маленький совет: рукодельницы могут сшить тактильную подушечку или коврик для малыша, используя черные и белые ткани разной фактуры, пуговицы разного размера и формы и т.д. Месячный малыш будет с удовольствием ощупывать и рассматривать ваше творение, развивая зрение и тактильные ощущения.

Радужные бабочки для развития ребенка 1 месяца

Сделайте разноцветных бабочек из гофрированной или сложенной гармошкой цветной бумаги и цветных прищепок и по очереди подвешивайте бабочек над кроваткой, на дугу развивающего коврика или мобиля (предварительно сняв другие игрушки). Называйте цвета: «Это синяя бабочка. Где синяя бабочка? Вот синяя бабочка… и т.д.». Можете склеить листы бумаги контрастного цвета (синий с желтым, оранжевый с зеленым, голубой с красным и т.д.), тогда при движении всей конструкции малыш будет получать новые интересные зрительные стимулы.

Колокольчики для ребенка 1 месяца

Здорово, если у вас есть коллекция колокольчиков. Они еще не раз пригодятся вам для . Пока речь идет о том, как развивать ребенка в 1 месяц , мы будем использовать их следующим образом. Закрепите колокольчики на ленте и подвесьте на уровне груди малыша в кроватке (или ниже, чтобы кроха мог ударять по ним ножками) на высоте 10-15 см. Не стоит сразу знакомить кроху со всей коллекцией – достаточно будет 3-х наиболее контрастных по звучанию колокольчиков.

Маленький совет: запишите на видео первый концерт вашего виртуоза.

Тактильные игры для развития ребенка 1 месяца «На ощупь»

Малыш уже уверенно держит голову в положении лежа на животе? Предложите ему такое занятие. На краю пеленального столика или прямо на стене перед ним закрепите (например, с помощью двустороннего скотча) кусочки материалов разной фактуры:

  • бархатная бумага
  • гофрированный картон
  • глянцевая бумага
  • обычная бумага
  • полиэтиленовый пакет
  • фольга
  • пузырчатая пленка и т.д. (кстати, можно использовать те же контрастные цвета – черный и белый).

Теперь по время массажа и гигиенических процедур кроха может ощупывать эти материалы. Не забывайте проговаривать его ощущения, используя короткие простые конструкции: «Это бархатная бумага. Она черная. Бархатная бумага мягкая. Давай погладим еще раз! Вот так. Очень приятно! и т.д.». Подобную игру можно продолжить во время купания – дайте ребенку потрогать сухую и мокрую мочалку, зубную щетку и махровое полотенце, пену и кусочек мыла…

Маленький совет: выдавите немного детского крема или массажного масла на ручку малыша и понаблюдайте, как он будет изучать новые ощущения.

Игра «Ку-ку» для ребенка 1 месяца

Спешу вас обрадовать. Очень скоро ваш малыш начнет замечать, что вы выходите из комнаты, и начинать плакать при этом… Но я отвлеклась. Игра в «Ку-ку», любимая всеми малышами, как раз и призвана помочь вашему сокровищу понять, что если что-то или кто-то на время пропало из поля зрения, совсем не значит, что оно исчезло навсегда. И нет повода для слез!

В первое время начинайте играть с малышом так: буквально на несколько секунд прячьте лицо за ладонями с растопыренными пальцами (чтобы видеть реакцию малыша и чтобы он мог видеть ваше лицо) и эмоционально приговаривайте: «Где же мама? Вот мама!» (мы еще говорили «Нашлась пропажа!» — мой сын до сих пор употребляет это выражение, когда что-нибудь находит, чем всегда вызывает умиление у присутствующих). Через некоторое время попробуйте «прятаться» под прозрачным платочком, потом за газеткой или пеленкой – малыш будет со смехом сдергивать ее с вас, а примерно к возрасту 4-5 мес. он будет готов и сам спрятаться от вас под пеленкой.

Недавно стали мамой малыша?

Экскурсия для ребенка 1 месяца

В возрасте 1 месяца кроха уже достаточно хорошо изучил пространство, в котором живет. Он знает, где расположена дверь (оттуда обычно появляется мама), окно (источник света), видит и запоминает расположение предметов мебели. А это значит, что пора отправляться на экскурсию в «большой мир», то есть за пределы детской комнаты.

Возьмите кроху на руки – удобно использовать позы «малыш лежит на животе у вас на руке» или «малыш в вертикальном положении прижат спинкой к вашей груди». Медленно путешествуйте с ребенком из комнаты в комнату, из коридора на кухню, обращайте его внимание на освещенность, запахи, преобладающие цвета в интерьере. Присмотритесь к крохе. Если вы заметите, что какой-то предмет, особенно привлек его, задержитесь возле него и расскажите о нем подробнее. Например: «А, малыш, тебе понравились часы? Еще бы, они такие яркие! Яркие красные часы! Смотри-ка, это стрелки. Они идут «тик-так», «тик-так». Это циферблат. Он круглый. Часы сделаны из пластмассы. Потрогай, какие твердые… и т.д.»

Статья « конечно, была бы неполной без упоминания занятий на физическое развитие малыша. К тому же, это направление развития, является одним из приоритетных для малышей первого полугодия жизни. Вот несколько идей:

Игра для ребенка 1 месяца «У меня шарик»

Купите шарик, надутый гелием, и аккуратно привяжите его к ножке малыша (не оставляйте кроху без присмотра во время этого занятия!). Малыши в этом возрасте обычно активно шевелят ножками и ручками, но вы можете слегка стимулировать этот процесс, рассказав потешку или включив знакомую ребенку музыку. Привлеките внимание крохи к двигающемуся шарику. Через некоторое время малыш поймет, что движения шарика вызваны его собственными движениями, и будет активнее шевелить ножками.

На этом же принципе установления причинно-следственной связи основаны и 2 следующих упражнения, только теперь движения крохи будут вызывать звуки.

Неваляшка для ребенка 1 месяца

Если вы уже знаете, то у вас, без сомнения, имеется неваляшка. И уж она-то точно знает, как развивать ребенка в 1 месяц :) Когда ваш ребеночек лежит в кроватке, манеже или просто на полу, положите неваляшку ему в ножки так, чтобы при движении он легко мог ее задеть. Крохе понравится слышать переливистые звуки неваляшки, и он будет без конца стучать ножками. Будьте рядом, чтобы вовремя вернуть убегающую неваляшку на положенное место.

Бубенчики для ребенка 1 месяца

Сейчас в детских магазинах можно встретить браслетики на ручки или ножки с бубенчиками и погремушками. Рекомендую приобрести или сделать аналогичную (и даже более развивающую) игрушку самостоятельно. Вариантов много. Например, вы можете нашить бубенчики (их можно купить в магазинах швейной фурнитуры или срезать с пришедшей в негодность игрушки) прямо на носочки вашего малыша или на мягкую не тугую резинку для волос. А можно обвязать контейнеры от шоколадного яйца, предварительно положив внутрь разные гремящие наполнители, и связать или сшить к ним браслетики на липучках.

Такие нехитрые приспособления способствуют.

Занятия с ребенком (1 месяц)
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с ним. Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот, можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Календарь игр - первый месяц

Публикация Календаря игр, разработанный психологом Татьяной Егоровой.
В данном Календаре публикуется, как играть с ребенком, начиная с рождения и до года. Она будет включать несколько развивающих упражнений применительно к каждому месяцу жизни.

Сегодня мы поговорим о том, как с максимальной пользой провести время бодрствования с крохой, чтобы ваше взаимное общение благотворно влияло на его общее физическое и психическое развитие, служило источником радости и давало мощный стимул к познанию окружающего мира.
Итак, вы принесли новорожденного домой из роддома. Присмотритесь к ребеночку – основное, что он делает – это ест, бодрствует и спит (первые дни на сон уходит в среднем до 20-22 часов, далее к концу 1 месяца сокращается до 15-18 часов).
Остальное время – бодрствование + еда + гигиенические процедуры (смена подгузника и т.п.)

Как же можно заниматься с крохой во время бодрствования?

Выкладываем на живот

Упражнение помогает развить мышцы шеи и живота, формировать правильный изгиб позвоночника и тренирует мышцы спины, что хорошо подготавливает малыша к ползанию

Обычно у деток в этом возрасте еще слабенькие мышцы шеи, они долго не смогут удержать головку. Если положить малыша на живот на ровную и твердую поверхность (пеленальный столик, к примеру) – активизируется защитный механизм: способность поворачивать или приподнимать голову.
Данное упражнение можно делать, когда малыш спокоен, не голоден. Если он только что поел, подождите немного перед упражнением.

Как выполнять?

Осторожно положите кроху на живот, поддерживая его головку. Головку легонько поверните набок в одну, затем в другую сторону. Погладьте спинку от ягодиц к головке и наоборот несколько раз, не массируя позвоночник. Даем ему полежать 30-40 секунд.

На первое время это достаточно, а ближе к 2-3 месяцам это время увеличиваем до 15 мин и более.

Стимулируем хватательный и ладонно-ротовой рефлекс

Наверно вы уже обратили внимание, что у новорожденного ручки крепко сжаты в кулачки. Если вы попробуете вложить ему в ладошки свой палец – он крепко их схватит – хватательный рефлекс. Он помогает крохе удерживать объект в своих ручках, не выпуская.
Хватательный рефлекс тесно связан с ладонно-ротовым рефлексом.

Как выполнять?

Положите малыша на спину, возьмите его ручки, вложите большой палец ему в ладошки (он их сожмет), остальными пальцами поглаживайте тыльную сторону его ручек, одновременно надавливая на центр ладошек. Малыш должен приоткрыть ротик – врожденный рефлекс. Если он этого не делает, возможно, рефлекс заторможен – почаще выполняйте данное упражнение.

Давайте малышу подержать ваш большой палец так, чтобы его большой пальчик охватывал ваш, будучи противопоставлен остальным пальцам.

Предложите ему яркую небольшую и не громкую погремушку, легонько прикасаясь к его ладошке. Он ее схватит. Вы осторожно отбираете игрушку и снова даете – так повторяете несколько раз, тем самым развивая силу хватательных движений. Можно водить игрушкой в разные стороны, чтобы тот хватал ее не только перед собой, но и сбоку, снизу, а также в разных положениях (на боку, на спине, на животике).

Если хватательный рефлекс развит слабо, ручки разжаты – необходимо стимулировать его. Помогут поглаживания тыльной стороны, круговые движения на ладошке, мягкие постукивания пальцами по ней, шерстяная ткань, мягкая зубная щетка (ими делаете те же движения, что и пальцами).

Рефлекторное ползание

Данное упражнение основано на врожденной способности крохи ползать на животе, отталкиваясь ножками от опоры (кожно-ножной рефлекс), которая сохраняется до 2,5 – 3 месяцев его жизни и настолько сильна, что кроха может сделать сильный рывок вперед.

Поэтому, занимаясь с ним, будьте осторожны, чтобы он не упал вниз. На этом занятии вы хорошо натренируете все мышцы тела, попутно осуществляя массаж всех внутренних органов и систем органов.

Как выполнять?

Положите ребенка на живот с полусогнутыми ножками. Ручки вперед, локти развернуты в стороны. Впереди должно быть достаточно места, чтобы не стукнулся головкой о преграду (лучше всего делать на не холодном полу или не мягкой кровати или кушетке).

Подложите под его стопы свои ладони и легко надавите – в ответ кроха попытается сделать движение вперед, разгибая коленки. Проследите, чтобы его ручки не попали под живот.

Если малыш не активен или отказывается выполнять, попробуйте слегка стимулировать данный рефлекс: проведите указательным и средним пальцем по его позвоночнику снизу вверх – так вы активируете мышцы спины.

Рефлекторная ходьба

Самое приятное упражнение для малышей!

Заключается в рефлекторной попытке ходить, слегка касаясь поверхности стопами. Данный рефлекс сохраняется до 1,5 месяца жизни, а позже малыш пытается “ходить” уже осознанно.

Как выполнять?

Возьмите ребенка под мышки спинкой к себе и чуть наклоните вперед. Будьте осторожны и не сдавите ему грудную клетку своими руками. Дайте малышу ногами почувствовать твердую опору для ножек, хорошо это будет на шероховатой или прохладной поверхности (ковер, пол, стол), чтобы ощущения были намного ярче. Поведите кроху, имитируя ходьбу (наступая то на одну, то на другую ногу полностью, не на цыпочках).

После упражнения положите малыша отдохнуть на спину, можно нежными движениями помассировать стопы – следующее упражнение:
Массаж стоп ребенка

Мама отлично сможет выполнить самый простой вид массажа: поглаживание стоп, что активирует множество рефлекторных зон, связанных с работой внутренних органов и систем органов всего организма. И пренебрегать этими упражнениями не стоит. Вы хорошо подготовите кроху к самостоятельной ходьбе в будущем, предохраните от плоскостопия и улучшите его общее самочувствие.

Как выполнять?

Ребенок на спине, ножки полусогнуты. Возьмите голень ребенка левой рукой, фиксируя ножку, а правой рукой с помощью подушечки большого пальца поглаживайте наружную поверхность стопы, под пальчиками, сделайте винтообразные движения, затем большую восьмерку, касаясь краев стопы. То же сделайте и с другой ножкой.

Когда кроха привыкнет к этому массажу (а многим не очень нравится, но не пугайтесь, это в норме), вместо своего большого пальца возьмите шерстяной носочек, и сделайте те же движения.

Катаемся на мяче

Если у вас еще нет большого надувного мяча – самое время его купить! Выбирайте яркий, большой (например, из тех, что используются на занятиях аэробикой, плаванием). Его можно купить в любом магазине детских товаров, в “Детском мире” в секции, где надувные бассейны, плавательные круги и т.п.

Катание на мяче хорошо развивает координацию движений, тренирует мышцы живота, спинки, шеи. Его можно выполнять в течение всего первого года жизни каждый день по нескольку минут.

Как выполнять?

Положите ребенка на прикрытый пеленкой надувной мяч животом вниз (мяч на большой кровати)Придерживайте его за ножки правой рукой а левой – в области лопаток и покачайте вперед-назад, вправо-влево и т.д. Размах качки не сильный, чтобы не уронить ребенка.

Во время всех упражнений не забудьте про вербальное общение: разговаривайте с ребенком, читайте короткие стишки, пойте простые песенки. Польза от этого активного бодрствования – огромная. Ваш малыш станет быстрее развиваться, окрепнет физически и раньше начнет говорить.

Вложение:

Для ребенка раннего возраста полезны занятия, которые вам нужно с ними проводить. Но зачастую родители просто не знают, что будет полезным для ребенка, нужны ли ему игрушки или развивающие игры, упражнения для раннего развития.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Хотя кроха еще совсем мал, но важно уже в этом возрасте знать, как развивать ребенка в 1 месяц жизни. Хотя кажется, что большую часть времени ребенок проводит во сне или в процессе потребления пищи, но у него остается достаточно времени на то, чтобы развиваться и общаться с родителями. Зачастую молодые родители просто не знают, чем можно заниматься с ребенком в 1 месяц, поэтому покупают ему множество ненужных еще игрушек или развивающих пособий. На самом деле, в этом возрасте для развития и игр ребенку нужно немного, но все ваши действия будут иметь для крохи очень важное значение. Ваши действия стимулируют у него новые навыки, позволяющие сформировать важный фундамент для дальнейшего развития. Но что делать с таким крохой, чтобы упражнения для ребенка в 1 месяц пошли на пользу? Прежде всего, нужно развивать основные органы чувств - зрение и слух, осязание. Казалось бы простые вещи - речь родителей, их ласковые слова, улыбки, прикосновения обладают для крохи важным толчком для развития.

Все занятия с ребенком в 1 месяц должны быть ненавязчивыми и короткими, стимулирующими зрительное и слуховое сосредоточение. Можно использовать яркую игрушку средних размеров, расположите ее в поле зрения малыша и дайте ему возможности сосредоточиться на ней. Затем медленно передвигайте игрушку в разных направлениях, давая возможность крохе следить за ней. Можно также привлекать внимание крохи к своему лицу, перемещая его в стороны, чтобы кроха следил за ним взглядом.

Полезно разговаривать с малышом разными голосами и с разной интонацией, малыш будет прислушиваться к вашему голосу. Не менее полезно включать ребенку музыку - она должна быть разной: медленной, быстрой, но не слишком громкой. Полезно будет слушать звуки природы, пение птиц, шум дождя.

Как играть с ребенком в 1 месяц

У такого крохи времени на игры остается немного - он быстро утомляется. Поэтому, игры с ним должны быть короткими, но полезными. К основным развивающим играм для детей 1 месяца относятся простые потешки, стишки, которые родители должны читать крохе. Можно поиграть с ручками и ножками карапуза, рассказывая стишки про пальчики или части тела. Хорошим развивающим моментом обладает игра «потягушки», ребенку поглаживают ручки и ножки, слегка потягивая их вверх или вниз, поглаживая спинку и животик. Есть и другие методики, как развлекать ребенка в 1 месяц. Заниматься с крохой можно во время купания, пеленания, держа его на ручках, или когда он лежит в кроватке. Можно менять выражение лица, прятать лицо в руки, улыбаться крохе. Постепенно малыш в ответ на ваши действия начнет улыбаться. Можно вкладывать в ручки ребенка разные по ощущениям предметы - мягкие, твердые, холодные, теплые, шуршашие. Это стимулирует рецепторы.

Важно также знать, какие игрушки можно ребенку в 1 месяц? По сути, ребенок еще не может играть игрушками, и они нужны только для зрительного и слухового развития. Это может быть пара крупных ярких погремушек без острых краев, которые можно показывать малышу, греметь ими недалеко от лица крохи. Это поможет ему зрительно на них концентрироваться и прислушиваться к их звуку.

Постепенно малыш все активнее и живее будет реагировать на знакомые ему стишки и потешки, на ваши действия, ему нравятся игры и забавы. Постепенно расширяйте варианты игр и занятий, главное, не переутомлять кроху - игры в этом возрасте должны длиться буквально несколько минут.

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.