Исследовательская работа на тему "духовный потенциал как ресурс развития счастливой личности". Духовный потенциал русского народа

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1985, стр. 67-76

В помощь изу чающим марксистско-ленинскую тео рию

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВОЙСК И СИЛ ФЛОТА*

* При изучении данной темы рекомендуется также использовать следующую литературу: Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. - М.: Воениздат, 1983, Епишев А. А. Актуальные вопросы партийно-политической работы в армии и на флоте. - М.: Воениздат, 1984; Марксистско-ленинское учение о войне и армии. - М.: Воениздат, 1984; Война и армия. - М.: Воениздат, 1977 и др.

Генерал-полковник И. П. СЕМЕНОВ ,

доцент

КПСС и ее ленинский Центральный Комитет уделяют огромное внимание идеологической работе, воспитанию у трудящихся, воинов армии и флота коммунистической сознательности, идейной убежденности, готовности, воли и умения строить новое общество и защищать его. Партия неуклонно руководствуется указанием В. И. Ленина о том, что «развитие сознания масс остается, как и всегда, базой и главным содержанием всей нашей работы» (Полн. собр. соч., т. 13, с. 376).

Июньский (1983 года) Пленум ЦК КПСС поставил задачу решительно поднять идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу на уровень тех больших и сложных задач, которые решает партия в процессе совершенствования развитого социализма. Она должна быть наполнена глубокими идеями, тесно связанными с реальностями сегодняшней жизни и указывающими путь дальнейшего прогресса общества. От того, отмечалось на Пленуме ЦК, как мы сумеем мобилизовать духовную энергию народа, поднять его трудовую и социальную активность, во многом зависят осуществление пятилетнего плана, темпы нашего движения вперед и, конечно же, укрепление обороноспособности страны.

Партия высоко ценит роль идеологической, массово-политической работы и рассматривает ее как один из коренных вопросов своей деятельности, одну из важнейших составных частей коммунистического строительства. Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР товарищ К. У. Черненко подчеркивает: «...какую область партийной, государственной, хозяйственной работы ни взять, нигде мы не можем успешно двигаться вперед без опоры на глубокие знания, на высокую сознательность и культуру всех трудящихся. На громадный духовный, творческий потенциал, накопленный поколениями советских людей». Вопросы более эффективного использования богатого арсенала средств коммунистического воспитания трудящихся обсуждались на Всесоюзной научно-практической конференции «Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС», состоявшейся в декабре 1984 года.

Выполняя задачи, поставленные партией, военные советы, командующие, командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации делают все для того, чтобы Вооруженные Силы стали подлинной школой труда и боевой выучки, нравственной чистоты и мужества, патриотизма, интернационализма и товарищества. Духовный потенциал - один из основных слагаемых их боевой мощи и боевой готовности.

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА. Исходные теоретические положения по этим проблемам, о потенциальных возможностях и механизме воздействия духовного фактора на ход и исход войны были впервые сформулированы основоположниками научного коммунизма. В трудах В. И. Ленина получил дальнейшее развитие вопрос о соотношении материальных и духовных сил, зависимости духовного потенциала от политических и социально-экономических условий общественного прогресса, характера государственного строя, политических целей войны, уровня идеологической и организаторской работы Коммунистической партии. «Никогда не победят того народа, - указывал он применительно к справедливым войнам, - в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами. культуры, всеми созданиями человеческого труда» (Поли. собр. соч., т. 38, с. 315). Вождь революции отмечал: «Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь» (Там же, т. 41, с. 121).

Духовный потенциал как составной элемент оборонной мощи социалистического государства - это духовные возможности народа и его Вооруженных Сил, которые определяются степенью зрелости общественного и индивидуального сознания советских людей, воинов армии и флота и могут быть превращены в фактор достижения справедливых целей войны в защиту социалистического Отечества. Другими словами, он представляет собой классово-осознанное отношение народа и армии к войне, преодолению ее суровых испытаний.

В научной литературе употребляются понятия «духовный», «морально-политический» потенциал и др. По своему содержанию они во многом совпадают, но не тождественны. Формирование у людей осознанного отношения к целям войны осуществляется на основе прежде всего ее политической и моральной оценки. Следовательно, морально-политический потенциал выступает ядром, сердцевиной духовного потенциала. Он выражает внутренние потребности, побуждения, нормы поведения народа в борьбе с врагом, и ему правомерно отдается приоритет при характеристике его духовной готовности вести войну. Однако немаловажное значение имеют правовая, эстетическая, философская и даже религиозная оценки войны. Идеи, чувства и настроения, которые возникают по отношению к ней в рамках этих форм общественного сознания, хотя и не определяют полностью содержание духовного потенциала, но они входят в него. Поэтому понятие «духовный потенциал» по объему шире, чем «морально-политический потенциал».

Имея относительную самостоятельность, духовный потенциал органически связан с другими составляющими военного могущества государства - экономическим, научно-техническим, социально-политическим и собственно военным. Он так или иначе влияет на них, в свою очередь испытывая их воздействие на себе. Определяющую роль в его формировании всегда играет идеология, являющаяся мировоззренческим и методологическим ориентиром в решении всех проблем социальной, в том числе военной, сферы жизни общества.

Высокий уровень духовного потенциала Советских Вооруженных Сил обусловлен: прочностью общественного и государственного строя СССР; целеустремленной идеологической и организаторской деятельностью партии; непоколебимым идейно-политическим единством армии и народа, богатством их революционных, трудовых и боевых традиций; социалистическим образом жизни; кровной заинтересованностью трудящихся масс в успехах совершенствования общества развитого социализма и надежной его защите.

Следует отметить принципиальное отличие возможностей социалистического и буржуазного обществ в использовании духовных сил народа и армии для достижения целей войны. Морально-политический потенциал империалистических государств по причине социально-классовой разобщенности общества, антагонизма классов и отсутствия научной, цельной идеологии в принципе характеризуется слабостью и непрочностью как в мирное, так и военное время. Не имея возможности опереться на истинные идеи, военно-политическое руководство буржуазных государств в целях подготовки и ведения несправедливых, захватнических войн широко использует махровый антикоммунизм и антисоветизм, национализм, расизм и т. д. Примером невиданного идеологического оболванивания трудящихся масс, личного состава вермахта является гитлеровская пропаганда в годы второй мировой войны и в период, предшествовавший ей. Человеконенавистническая, антисоциалистическая идеология фашизма, не имевшая в своей основе каких-либо рациональных научных идей, массированно внедрялась в сознание людей с помощью лжи, клеветы, подтасовки фактов, подстрекательства, демагогии об «избранности арийской нации», о том, что «Германия превыше всего» и т. д. Если такая изощренная пропаганда и срабатывала под грохот победного шествия немецко-фашистских войск по Европе, то с каждым поражением под ударами Советских Вооруженных Сил их моральный дух падал, выражаясь в панике и чувстве обреченности. Такая же картина наблюдалась и в войнах, развязанных империализмом в послевоенные годы, в частности США против Вьетнама.

Некоторые буржуазные теоретики истолковывают духовный потенциал как проявление психологической возбудимости, национального характера, чувств, эмоций людей. Есть попытки свести его природу к «корпоративному духу» войск, к особым качествам воинской среды, оторванной от народа и живущей своими, обособленными, кастовыми интересами. Используя социальную демагогию, методы манипуляции общественным сознанием, осуществляя массированное идеологическое и психологическое давление на трудящихся, буржуазия рассчитывает заставить их фанатично сражаться за чуждые цели. Нередко, как показывает опыт подготовки агрессивных войн, это ей удается, что всегда следует иметь в виду.

В научной литературе в структуре духовного потенциала выделяются два взаимосвязанных уровня. Общественно-психологический уровень представляет собой совокупность чувств, настроений, привычек, эмоций, иллюзий, традиций, направленности воли, черт характера, свойственных различным классам, нациям, социальным и профессиональным группам и коллективам. Ф. Энгельс отмечал, что «национальный характер, исторические традиции и особенно различный уровень цивилизации создают много различий и порождают характерные для каждой армии ее сильные и слабые стороны» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 11, с. 436). Для того чтобы полнее и всестороннее знать противника, глубже понять цели, формы и способы действий, надо в процессе оценки сложившейся обстановки учитывать и его национально-психологические особенности, преимущества и слабости. От этого зависят эффективность пропаганды на его войска и население, полнота и правильность оценки военно-политической обстановки в целом, обоснованность принимаемых мер и решений.

Вместе с тем не следует допускать абсолютизации общественно-психологических сторон духовного потенциала. На данном уровне отдельные политически незрелые люди воспринимают войну прежде всего как наиболее простые, непосредственно бросающиеся в глаза явления, факты: кто первый напал, на чьей территории ведутся боевые действия, кто наступает или обороняется. Общество, государство и нация часто рассматриваются в качестве единого, классово нерасчлененного явления. Причем интересы защиты общей территории, культуры, домашнего очага нередко заслоняют коренной вопрос: из-за чего ведется война, каким социальным силам она выгодна.

В. И. Ленин такой подход к войне называл обывательским, остро критиковал тех, кто стоял на подобных позициях. «Социальный характер войны, ее истинное значение, - учил он, - определяется не тем, где стоят неприятельские войска... Этот характер определяется тем, какую политику война продолжает... какой класс в каких целях войну ведет» (Полн. собр. соч., т. 34, с. 196- 197).

В связи с этим в структуре духовного потенциала выделяется теоретико-идеологический уровень, представляющий собой совокупность идей, теорий и взглядов, которые систематизирование, с позиций интересов определенного класса отражают политические оценки и взгляды о сущности войны, ее характере, причинах возникновения, возможных последствиях, выражают отношение людей к ней. Сюда же относятся знания и понимание вопросов о защите социалистического Отечества, о советском патриотизме и пролетарском, социалистическом интернационализме, понятия о мужестве, героизме, отваге, долге и т. д. Эти и другие взаимосвязанные элементы духовного потенциала войск лежат в основе морально-политической и психологической подготовки личного состава, осуществляющейся в единстве, но при определяющем значении развития у воинов политического и морального сознания.

Роль духовного потенциала в структуре боевого могущества Советских Вооруженных Сил в целом выражается в ряде его социальных функций, главными из которых являются сплочение личного состава вокруг КПСС и Советского правительства, идеологическая ориентация народа и армии в отношении ведения войны в защиту социалистического Отечества, убеждение в ее справедливости, стимулирование, мотивация поведения воинов в бою. В нерушимом единстве армии и народа при руководящей и направляющей роли Коммунистической партии заключена великая непреоборимая сила защитников Родины. Их высокое политико-моральное состояние проявляется в стремлении как можно эффективнее и в срок реализовать в боевой обстановке конкретные решения военно-политического руководства страны.

Рассматривая духовный потенциал войск (сил) в функциональном плане, необходимо учитывать возрастание его роли в выполнении задач, стоящих перед Советскими Вооруженными Силами. Это обусловлено тем, что усилившаяся военная опасность со стороны агрессивных сил империализма, прежде всего американского, его безудержные военные приготовления, вероломство сил реакции и милитаризма обязывают личный состав армии и флота проявлять неослабную бдительность и повышать боевую готовность частей, кораблей и соединений к отражению возможной агрессии. «Мы не можем не видеть растущей агрессивности империализма, его попыток добиться военного превосходства над социалистическим содружеством,- говорил товарищ К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС. - Наша страна ни на кого не собирается нападать... Но обороноспособность свою мы будем укреплять, оберегая мирный труд советских людей, отстаивая дело мира во всем мире».

Разумеется, возрастание значения духовного фактора связано и с интенсивным развитием военного дела, непрерывным обновлением оружия и боевой техники. На вооружении современных армий находятся ядерное и другие виды оружия массового поражения, ускоренно разрабатывается и внедряется высокоточное обычное оружие. Идет процесс насыщения их эффективными средствами автоматизации управления войсками и оружием. Все это вызывает повышенные требования к морально-политическим качествам, психологической стойкости и физической выносливости воинов. Для того чтобы добиться высокой слаженности в действиях, научиться в совершенстве владеть сложным оружием и боевой техникой, требуются большие усилия всего личного состава. Человек был и остается решающей силой на войне.

Особенно следует выделить роль таких элементов духовного потенциала войск и сил флота, как чувства советского патриотизма и социалистического интернационализма, интернациональной ответственности и долга, общенациональной советской гордости. Они вобрали в себя все лучшее, что создано трудом, отвагой, героизмом миллионов советских людей.

Советские Вооруженные Силы выполняют свой долг плечом к плечу с армиями других стран - участниц Варшавского Договора. В тесном сотрудничестве совершенствуется их воинское мастерство, крепнет и развивается нерушимая дружба братьев по оружию, воинов-интернационалистов.

Таково марксистско-ленинское понимание сущности, структуры и функций духовного потенциала войск и сил флота. Опираясь на эти принципиальные теоретические положения, военные советы, командующие, командиры, политорганы, штабы, партийные и комсомольские организации практически решают вопросы укрепления духовной готовности армии и флота к решительному отпору любому агрессору.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОЙСК. XXVI съезд партии, последующие Пленумы ЦК КПСС поставили задачу наиболее полно использовать преимущества общества зрелого социализма в интересах увеличения его материальных и духовных богатств, гармоничного развития советских людей. Партия и государство комплексно подходят к наращиванию духовных сил народа и армии в целях успешного решения созидательных и оборонных задач в их органическом единстве. Залог того, что они будут выполнены, - нерушимое единство партии и народа. Это особенно ярко выражается ныне, когда КПСС вступила в период непосредственной подготовки к своему XXVII съезду, развернулось всенародное соревнование за достойную встречу 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Дальнейшее укрепление духовного потенциала армии и флота осуществляется по ряду направлений. Прежде всего, речь идет о том, чтобы в этом Деле всесторонне учитывались и максимально использовались такие возросшие его объективные источники, как неуклонное развитие экономического, научно-технического, социально-политического и духовного потенциалов страны, состоянием которых обусловливается в конечном счете обороноспособность Советского государства.

На этапе зрелого социализма во все возрастающей мере раскрываются созидательные возможности социалистического строя, его подлинно гуманистическая сущность. Партией четко определены главные пути достижения новых рубежей социально-экономического прогресса: ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Обеспечить здесь решающий перелом - не просто хозяйственная, но и огромной важности политическая задача. Ее успешное решение является показателем зрелости советского общества на достигнутой ступени его развития. Только так можно одновременно наращивать экономическую мощь страны, укреплять ее обороноспособность и неуклонно поднимать народное благосостояние. Именно такой подход содержится в материалах февральского, апрельского и октябрьского (1984 года) Пленумов, в речи товарища К. У. Черненко на заседании Политбюро ЦК КПСС 15 ноября 1984 года.

Марксизм-ленинизм оценивает роль духовного фактора в войне строго с материалистических позиций, т. е. учитывает воздействие на ход и исход военных действий оружия и боевой техники, профессиональной выучки воинов, качества управления войсками (силами) и т.д. Ф Энгельс писал, что отсутствие оружия или неумение владеть им делает воинственное настроение солдат весьма малоценным (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 15, с. 110).

Высокая техническая оснащенность и боевое мастерство являются той материальной основой, на которой реализуются идейные убеждения и направленность воли личного состава. Командиры, штабы, политорганы, партийные и комсомольские организации делают все для того, чтобы советские воины настойчиво овладевали современным оружием и боевой техникой, неустанно повышают их морально-политическую закалку, выковывают у них развитые качества политического бойца. с активной жизненной позицией, которые прививаются им тем быстрее, чем лучше молодежь готовится к армейской и флотской службе, чем эффективнее проводится с ней воспитательная, военно-патриотическая работа в школе и семье, на предприятиях и в учебных заведениях, в системе профтехобразования и организациях ДОСААФ. Из положений Конституции СССР о защите социалистического Отечества вытекают соответствующие обязанности не только партийных, советских и военных органов на местах, но и персональная ответственность каждого советского гражданина за судьбы Родины.

На укрепление духовного потенциала войск огромное влияние оказывает дальнейшее развитие общественных отношений. Неуклонно упрочиваются единство партии и народа, союз рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции, дружба наций и народностей СССР, активизируется работа Советов народных депутатов, профсоюзов, комсомола и других общественных организаций, повышается роль трудовых коллективов. Совершенствуется социалистическая государственность, углубляется демократизм нашей жизни, утверждается ленинский стиль в деятельности партийного и государственного аппарата, реализуется на практике принцип социальной справедливости, социалистической законности, ведется бескомпромиссная борьба с явлениями, чуждыми коммунистической морали и ценностям советского образа жизни. Поистине огромны достижения Страны Советов в развитии науки и техники, системы образования, литературы и искусства. Важнейшим фактором дальнейшего прогресса общества является возрастание руководящей и направляющей роли Коммунистической партии как политического авангарда советского народа.

Все это создает благоприятные условия для обогащения интеллектуального потенциала социалистической Родины, который изо дня в день сверкает еще более яркими гранями во всем своем богатстве, величии и блеске, для поддержания в стране и Вооруженных Силах здоровой политико-моральной атмосферы, формирования у советских людей чувства оптимизма и исключительной преданности идеалам коммунизма и готовности защищать их с оружием в руках.

Главное содержание работы военных советов, командующих, командиров, политорганов, штабов, партийных и комсомольских организаций в войсках и на флотах - поддержание высокой боевой готовности частей, кораблей и соединений, которая складывается из множества больших и малых дел. Важным направлением укрепления ее духовного слагаемого является осуществление комплекса мер, имеющих целью дальнейшее повышение эффективности идеологической, политико-воспитательной работы с личным составом. Решения XXVI съезда партии, постановления июньского (1983 года), последующих Пленумов ЦК КПСС содержат развернутую и долговременную программу перестройки многих участков и сфер идеологической деятельности, рассчитанную на повышение ее качества и действенности, совершенствование содержания, форм и методов в целях приведения в соответствие с потребностями современного этапа развития советского общества, Вооруженных Сил.

ЦК КПСС, Министр обороны СССР, начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота сосредоточивают внимание командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций армии и флота на обеспечении высокого уровня пропаганды и агитации как одной из самых насущных задач идейно-воспитательной работы. Речь идет о глубоком, целостном изучении и пропаганде трудов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, руководителей партии и правительства, истории КПСС, решений ее съездов и Пленумов ЦК, творческом применении методологии марксизма-ленинизма в процессе теоретической и практической деятельности, всестороннем осмыслении сложных процессов современного общественного развития, улучшении всей системы политической учебы личного состава. Задача состоит в том, чтобы еще теснее увязать пропаганду и агитацию с проблемами, решаемыми в процессе оперативной, боевой и политической подготовки войск (сил).

В идеологической, политико-массовой работе требуется глубже и последовательнее осуществлять дифференцированный подход к массам воинов. Как отмечалось на Всеармейском совещании секретарей комсомольских организаций, при определении ее содержания необходимо учитывать возрастные особенности военнослужащих, уровень их образования, интересы и склонности. На передний план выдвигается усиление боевого, наступательного характера идейно-воспитательной работы, непримиримости к недостаткам, настроениям благодушия и беспечности, особенно в вопросах боевой готовности войск.

Важное значение приобретает воспитание политической культуры у воинов, цель которой, как подчеркивал В. И. Ленин, - «воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок и вести дело строительства государства без капиталистов, без эксплуататоров, без помещиков» (Полн. собр. соч., т. 41, с. 404).

Большое место в мероприятиях по морально-политической подготовке личного состава должно занять глубокое раскрытие проблем войны и мира в современных условиях. Необходимо решительно разоблачать измышления империалистов, связанные с оценкой нынешнего противоборства двух противоположных социальных систем, их попыткой скрыть свои агрессивные военные приготовления разглагольствованиями об угрозе войны со стороны Советского Союза. Под прикрытием подобных пропагандистских ухищрений они делают ставку на разрешение исторического спора двух систем в свою пользу с «позиции силы» в интересах, как утверждает руководство Пентагона, «уничтожить социализм как общественную систему».

Командиры, политорганы, партийные и комсомольские организации призваны разоблачать маневры врагов мира и социального прогресса, повышать бдительность и боевую готовность советских воинов. Офицерским кадрам принадлежит ответственная роль в воспитании и обучении личного состава, что обусловливает необходимость выработки у них наряду с другими качествами высокой политической культуры, умения подходить к решению всех задач с политической точки зрения. Это позволяет им успешнее осуществлять морально-политическую и психологическую подготовку воинов, призванную формировать у них марксистско-ленинское мировоззрение, глубокую идейную убежденность и благородные нравственные принципы поведения.

Сегодня особенно важно прививать воинам чувство любви к Родине и ненависти к ее врагам, высокую политическую бдительность, постоянную готовность к подвигу. Как отмечает начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. А. Епишев, необходимо более действенно воспитывать воинов в духе следования Ленину и ленинизму. Изучение теоретического наследия великого вождя, его жизни и деятельности, политики ленинской партии - основа и мощное средство формирования у молодого человека идейной убежденности, классового самосознания, боевой активности.

Враждебная пропаганда клевещет на нашу армию, пытается фальсифицировать ее предназначение и современные задачи. Советские Вооруженные Силы были и являются могучим фактором сдерживания агрессивных устремлений империалистической реакции. Армии эксплуататорских государств, бывшие на протяжении всей истории инструментом насилия и войны, таковыми остаются и при империализме. Только в условиях социализма армия становится орудием защиты мира и обеспечения международной безопасности.

Особенно изощряются враги социализма в попытках извратить руководящую роль марксистско-ленинских партий в области военного строительства, интернациональную природу Вооруженных Сил СССР, ослабить братские узы, связывающие армии стран-участниц Варшавского Договора. Одним из направлений оголтелого антисоветизма является их стремление принизить историческое значение решающего вклада советского народа в разгром империалистических агрессоров во второй мировой войне, освободительной миссии Советских Вооруженных Сил. Поэтому, как указывается в постановлении ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», в обстановке, когда агрессивные империалистические круги нагнетают напряженность, систематически организуют враждебные идеологические кампании и диверсии против Советского Союза, братских стран социализма, все возрастающее значение приобретает воспитание трудящихся в духе советского патриотизма и пролетарского, социалистического интернационализма, дружбы народов СССР. Необходимо формировать у каждого советского человека четкие классовые позиции, высокую политическую бдительность, непримиримость к империализму, убежденность в правоте и непобедимости социализма.

Глубокая идейность, политическая сознательность лежат в основе верности советских воинов своему конституционному долгу, являются источником массового героизма и самоотверженности в борьбе с врагом. Человек, до конца уверенный в правоте своих идейных установок и идеалов, не отступает ни перед какими трудностями и лишениями. «Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своею жизнью для блага своих братьев, - писал В. И. Ленин, - поднимает дух солдат и заставляет их переносить неслыханные тяжести... осознание массами целей и причин войны имеет громадное значение и обеспечивает победу» (Поли. собр. соч., т. 41, с. 121). Ярким подтверждением правильности этой ленинской мысли стал массовый героизм советских людей, воинов армии и флота, проявленный в суровые годы войн в защиту социалистической Родины. Вся армейская и флотская служба вырабатывает, говоря словами В. И. Ленина, «героическое сознание» (Полн. собр. соч., т. 40, с. 322). Сегодня это выражается в постоянной готовности и способности личного состава уверенно действовать в любых, самых сложных условиях.

Перестройка идеологической работы в интересах дальнейшего повышения духовного потенциала войск предусматривает совершенствование ее форм. Отдельные командиры и политработники пытаются решать новые задачи старыми, шаблонными приемами и методами, не учитывая новую ситуацию. Сегодня, как никогда, важны наряду с использованием оправдавших себя приемов и методов, поиск и применение на практике новых, более эффективных форм и средств деятельности, учитывающих специфику современного поколения защитников Родины. Командиры и политорганы, все руководители обучения и воспитания личного состава призваны придавать этому процессу целеустремленный, творческий характер.

Воспитание людей, как известно, - большое искусство, сложное и ответственное дело, где нет готовых рецептов действий. Оно не терпит формализма и равнодушия. Трудно переоценить, например, силу личного примера руководите ля. Практика, социологические исследования показывают, что у воинов возникает потребность в человеческом идеале, в личности, которой можно было бы подражать, следовать во всех случаях жизни.

Нравственное воздействие личного примера командира, политработника в исполнении воинского долга исключительно велико. Его положительная направленность проявляется только в том случае, если слова воспитателя совпадают с его делами, с образом жизнедеятельности. Без этого нет и не может быть подлинного авторитета руководителя, который никогда не приходит сам по себе вместе с назначением на ту или иную должность. Авторитет должности, как известно, вовсе не равнозначен авторитету человека, который ее занимает. Вот почему важно постоянно думать о том, как своим трудом, организацией дела, достижением конкретных результатов в повышении боеготовности подразделения, части, корабля оправдать доверие, свое соответствие занимаемой должности. Вместе с тем завоеванный авторитет нужно постоянно подкреплять делами, причем не только служебными. Огромное значение имеют деловитость офицера, его нравственная чистота, скромность, заботливое отношение к подчиненным, способность расположить их к себе.

Одной из предпосылок повышения уровня духовного потенциала войск и сил флота является максимальное приближение обучения личного состава к условиям ведения боевых действий в современной войне, проведение его без послаблений и упрощений. Благоприятные условия для этого создаются особенно на оперативных учениях и тактических занятиях, боевых стрельбах, пусках ракет, в ходе несения боевого дежурства, на которых формируются навыки согласованных действий, умение преодолевать трудности, управлять собой, самоотверженно выполнять боевые задачи. Реализация принципа «учить войска тому. что необходимо на войне»,-непреложное условие, высокой боевой готовности. В содержании и характере учебно-воспитательного процесса должны отражаться состояние и перспективы развития военного дела, условия театра военных действий, боевые возможности своих войск и войск вероятного противника, его сильные и слабые стороны.

Важным показателем духовного потенциала советских воинов является их высокая дисциплинированность как непременное слагаемое боевой готовности войск. Формирование этого качества у военнослужащих связано прежде всего с их политическим, нравственным, воинским и правовым воспитанием, выработкой постоянного стремления неуклонно следовать требованиям военной присяги и уставов.

Известно, что дисциплина в Советских Вооруженных Силах была и остается категорией политической, нравственной. Ее фундамент составляют идейная убежденность, духовная зрелость воинов, обостренное чувство ответственности за состояние дел в части, на корабле, в подразделении, за их боевую готовность.

Успех в укреплении воинской дисциплины зависит от того, насколько последовательно ведется работа по повышению исполнительности на всех уровнях, обеспечивая четкость и плановость в организации боевой подготовки как осноеы воинского уклада в полку и на корабле, насколько поднята роль распорядка дня и расписания занятий, а служба войск и внутренний порядок приведены в соответствие с требованиями общевоинских уставов и приказов Министра обороны СССР. Во взаимоотношения начальников и подчиненных важно настойчиво внедрять взаимную культуру, вежливость в сочетании с требовательностью, личной дисциплинированностью и строжайшей исполнительностью.

Конкретные пути борьбы за крепкую воинскую дисциплину определены в решениях ЦК КПСС, приказах Министра обороны СССР и директивах Министра обороны СССР и начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Однако эффективность работы командиров, штабов, политорганов, партийных и комсомольских организаций в этой области в ряде частей, кораблей и подразделений пока еще невысока. Проводится немало собраний, совещаний, даются многочисленные указания, а работа с людьми страдает многими недостатками. Например, отдельные факты сокрытия истинного состояния дисциплины в подразделении осуждаются, но виновных лиц иногда не называют и не наказывают. Недопустимо успокаивать и себя, и вышестоящее командование, да и подчиненных, иллюзией благополучия, создаваемой с помощью сокрытия проступков. Укреплению дисциплины не способствует также увлечение некоторых командиров и начальников разговаривать с подчиненными языком нотаций и назиданий, забывая о строгом спросе за допущенные просчеты. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза С. Л. Соколов отмечает, что «хороших результатов в воспитании у офицеров партийной принципиальности достигают там, где доверие к ним неразделимо с требовательностью, где спрос осуществляют не от случая к случаю, а постоянно, систематически».

В этом вопросе необходимо полнее использовать и воспитательное воздействие на воинов коллектива. Морально-психологический климат в нем, направленность и действенность общественного мнения во многом зависят от боевитости, активности и деловитости партийных и комсомольских организаций.

Коллектив состоит из людей с различными характерами, вкусами, привычками, наклонностями. Нужно сделать так, чтобы он представлял собой не простую сумму военнослужащих, а единую, дружную, сплоченную семью, живущую горячим стремлением достойно выполнить свой долг перед Родиной.

Образцовый уставной порядок, четкая организация жизни, деятельности и быта личного состава, пропаганда и внедрение в повседневную практику положений военной присяги и уставов воспитывают у него привычку всегда быть дисциплинированным, точным, аккуратным, готовым к выполнению поставленной задачи. Важно создать в каждом воинском коллективе отношения войскового товарищества, боевого братства, взаимной требовательности и заботы о людях. Каждый командир, политработник должен иметь тесные контакты с воинами, которые помогают ему найти верный путь к сердцам подчиненных, что в конечном счете позволяет овладеть секретом победы над врагом.

Дальнейшее укрепление духовного потенциала войск предполагает повышение социальной ответственности каждого военнослужащего за эффективное использование колоссальных возможностей современного оружия. Коллективный характер его эксплуатации, боевого применения выдвигает перед организаторами обучения и воспитания личного состава ряд проблем, от правильного решения которых во многом зависят духовные силы воинов. Одной из основных предпосылок их прочности выступает ответственное отношение каждого военнослужащего к выполнению своего долга перед Родиной, помноженное на его идейную зрелость. «Наша армия сегодня, как и всегда, - отмечает товарищ К. У. Черненко, - сильна не только современной техникой и хорошей выучкой, но и своей идейной заряженностью, высоким морально-политическим духом».

Прочный духовный потенциал войск и сил флота наряду с их технической оснащенностью и воинским мастерством личного состава является составной частью боевого потенциала Советских Вооруженных Сил. Решение всего комплекса задач по его формированию и укреплению возможно лишь на основе марксистско-ленинской идеологии и эффективного внесения ее идей и положений в сознание воинов в процессе целеустремленной, всеохватывающей политико-воспитательной работы. При этом важно добиваться, чтобы усвоенные ими марксистско-ленинские идеи воплощались на практике, в делах, поступках, в поведении, в решении конкретных задач оперативной, боевой и политической подготовки.

Соколов С. Л. Ленинский стиль в работе военных кадров. - М.: Воениздат 1983, с. 11.

Определение понятия духовного потенциала. Под потен­циалом личности понимают определенный уровень ее психи­ческих возможностей и внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности личности складываются в конечном итоге из ее интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов.

Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности; развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. В процессе принятия обоснованного, социально ответственного решения и его реализации проявляются активность, самостоятельность, индивидуальность человека, его наиболее глубокие индивидуально-типологические черты и особенности.

Духовный потенциал как проявление уникальности лич­ности. Есть основание предполагать, что на степень разверну­тости духовного, творческого потенциала личности наряду с другими факторами влияет уровень развития ее социально зна­чимого мироощущения, мировосприятия и умонастроения, про­являющейся в индивидуально-неповторимой форме. Именно этими качествами может быть измерен вклад творческой лич­ности в ту или иную область науки, литературы, искусства. "Талант, - отмечал Ги де Мопассан, - порождается ориги­нальностью, которая представляет собой особую манеру мыс­лить, видеть, понимать и оценивать" .

В сочетании индивидуальной неповторимости формы с со­циальной значимостью и богатством содержания - один из сек­ретов бессмертия гениальных творений. "В своих симфониях, в частности в Героической симфонии, - писал академик Т. Пав­лов, - Бетховен действительно выразил ряд настроений, переживаний, мечтаний, стремлений, которые волновали его само-ч го в его личной жизни. Но одновременно в Героической симфо­нии (и не только в ней) Бетховен... отразил гениальным художественным способом соответствующие настроения, чув­ства, стремления и идеи если не всего, то значительной части тогдашнего общества и времени" .

Таким образом, не в оригинальности и нетрадиционности любой ценой, а в социально значимой самобытности творчес­кой личности, в цельности и глубине ее мировосприятия, в орга­ничности связи между ее мировосприятием и умонастроением эпохи - секрет влияния личности, ее духовной неповторимости.

Кратко смысл рассматриваемого здесь понятия духовно­го потенциала личности можно было бы выразить так: это есть интегральная характеристика психических возможностей (ин­теллектуальных, эмоциональных, энергетических и волевых) ее самореализации.

Факторы, определяющие духовный потенциал личности. По своей природе духовный потенциал личности является ре­зультатом всей ее жизнедеятельности (труда, познания и обще­ния), в том числе и деятельности, специально направленной на его формирование, развитие и обогащение. Он складывается и формируется на протяжении всего жизненного пути человека под влиянием окружающих его социальных условий, особо зна­чимых для него обстоятельств.

Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определен­ной мере каждому человеку уже от природы, генетически.

На богатство и бесконечное разнообразие генофонда че­ловеческой индивидуальности обращает внимание Н. П. Дуби­нин. "Можно твердо сказать, - пишет он, - что в современном человечестве за всю прошлую историю и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей" .

Закономерный характер генетической неповторимости че­ловека подчеркивают и другие исследователи. В частности, то обстоятельство, что эволюция живого - это творческий процесс в том смысле, что "она создает новое, которое никогда ни существовало в прошлом... Генотип, генетические возможности каждого из нас абсолютно уникальны; они никогда не существовали раньше у другой личности, и в высшей степени невероятно, чтобы они снова сформировались у кого-нибудь а будущем" .

Это генетическое разнообразие человеческой индивидуальности так или иначе отражается и на многообразии психических свойств личности. Это, однако, не означает тождественности ге­нотипа и духовно-психической индивидуальности личности.

Самосознание личности как фактор развития ее духовно­го потенциала. Механизм самосознания, который является ус­ловием развертывания духовного потенциала личности, богатства ее внутреннего мира, уходит своими корнями уже в самочувствие ребенка, который научается отделять себя от окружающего, у которого формируется стремление сохранять внутреннюю сбалансированность и себетождественность. "...Из детского самочувствия, - писал И. М. Сеченов, - родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, ана­лизировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, - сло­вом, изучать акт собственного сознания" .

Однако при всей важности генетических, физиологичес­ких предпосылок и общепсихологических механизмов, которые обеспечивают реализацию духовного потенциала личности, его природа далеко не исчерпывается этим.

Духовный потенциал личности не есть результат простой реализации генетических предпосылок. Гораздо в большей сте­пени он, как уже отмечалось, продукт всего жизненного пути человека, обусловленный сложным переплетением обстоя­тельств его социального бытия. Это значит, что правомерно говорить не только о реализации и развертывании социально-психологических предпосылок духовного потенциала личнос­ти, но и об их формировании, которое представляет собой столь же закономерный и естественный процесс, как и развитие ее задатков, потребностей и способностей.

Между духовным потенциалом личности как внутренней, психической возможности ее развития и практической реализа­цией последней всегда существует определенная дистанция. Ее преодоление зависит от целого ряда факторов, важнейшим из которых является активная практическая деятельность чело­века, направленная на развитие и реализацию его творческих сил и способностей.


Похожая информация.


Есть вопросы, не оставляющие равнодушными никого. Один из таких – вопрос о границах собственных возможностей. Могу я добиться успехов в лёгкой атлетике или нет? Смогу ли я научиться хорошо рисовать? И, наконец, могу ли стать просветлённым?

Руслан Жуковец Есть вопросы, не оставляющие равнодушными никого. Один из таких – вопрос о границах собственных возможностей. Могу я добиться успехов в лёгкой атлетике или нет? Смогу ли я научиться хорошо рисовать? И, наконец, могу ли стать просветлённым?

Суть вопроса о собственных возможностях всегда упирается в наличие внутреннего потенциала, с которым человек родился. Можно говорить о потенциале здоровья человека, которое напрямую зависит от полученных по наследству генов, а из этого о потенциально возможной продолжительности жизни данного конкретного индивидуума. И точно так же можно говорить о сумме тех возможностей, с которыми человек пришёл в мир, о некотором их пределе относительно его духовного развития.

Мы ограничены во многом. Нам дано ограниченное время жизни, ограниченная физическая сила и небеспредельные возможности познания. Наши возможности всегда ограничены и конечны в этом мире. И духовный потенциал в данном случае не исключение. И вот парадокс – все духовные учения практически единогласны в том, что касается духовной природы человека, – в том смысле, что у каждого есть душа или высшие тела, связывающие его с духовными и Божественными Планами Бытия. То есть мы все имеем как бы равные возможности, и у каждого есть ноги, чтобы пройти путь. Но на практике довольно быстро выясняется, что ограничение духовных возможностей явлено точно так же, как в любой другой сфере деятельности, – и что, образно говоря, физкультурников может быть много, мастеров спорта значительно меньше, а выдающихся рекордсменов – единицы.

Значит, потенциальные возможности духовного развития человека полностью подчиняются тем законам, по которым существуют вообще все возможности человеческого роста и развития в любой сфере жизни. И при объявляемом мистиками равенстве всех людей перед Богом присутствует совершенно очевидное неравенство в том, что касается возможности достижения высочайших духовных переживаний. Такое положение дел не раз фиксировалось самыми разными мистическими школами и вообще всеми, кто имел дело с передачей учения людям. Оно объяснено с помощью кармических законов, подразумевающих некую духовную эволюцию, происходящую в процессе многочисленных перерождений. Ничего не скажешь, с помощью кармы можно объяснить практически всё. И это, собственно говоря, и настораживает. Слово изреченное есть ложь, и думаю, что описание мира на основе закона кармы тоже не лишено упрощений и искажений.

Но Бог с ней, с теорией. У нас есть конкретный и насущный вопрос – как выяснить величину собственного потенциала и что потом делать с этим знанием. И здесь, как и всегда, мы сталкиваемся с некоторыми затруднениями. Является ли сильное желание продвинуться на духовном пути показателем внутреннего потенциала? Практика показывает, что это не так. Ведь далеко не каждый спортсмен, жаждущий получить олимпийскую медаль, становится её обладателем. Но сильное желание помогает ему раскрыть свой какой-никакой потенциал в полной мере, не будем этого забывать. С другой стороны, аналогия со спортом не является вполне адекватной – ведь духовный рост это не соревнование, кто быстрее поднимет кундалини, да и количество призовых мест вроде бы не ограничено. Или всё-таки ограничено? Ещё одна тайна. Приходит на ум сравнение с соревнованием сперматозоидов, где кто быстрее доплывёт, тот и реализует свой потенциал передачи и творения жизни, а остальные сгинут без следа. Но это всё, конечно, не более чем концепции, не имеющие практической пользы, каковую только и следует искать тому, кто хочет реализоваться на все сто.

Итак, наличие желания не показатель. Но и без него обычно людей с высоким духовным потенциалом не встречается. Имеющийся потенциал всё равно подталкивает человека к поиску, в ситуации, где он мог бы реализоваться. Я бы сказал, что исключением бывают люди искусства, у которых духовный потенциал выражается в их творениях, и творческий поиск становится заменой духовному. Люди же с неплохим потенциалом очень часто впадают в грех гордыни, считая себя богоизбранными и глядя на окружающих, как на людей второго сорта. Это побочный эффект, которого многие люди с возможностями выше средних оказываются не в силах избежать. Тогда они взращивают духовное эго, которое и становится ложной реализацией их потенциала. Иногда им удаётся понять ситуацию и изменить её, а иногда они живут с чувством своего духовного превосходства всю жизнь, никуда, по сути, не продвигаясь. Чувство превосходства даёт им то удовлетворение, в котором они нуждаются.

Бывает ещё внутреннее ощущение. Такое полумистическое чувство, которое говорит своему обладателю, что он предназначен для чего-то большего, чем обычная жизнь. Оно чаще всего не врёт. И вообще, почти каждый человек может определить свой духовный потенциал, просто открывшись внутренним ощущениям. На самом деле почти каждый человек свой потенциал знает. А не знает его только тот, кому на это наплевать и кто не собирается даже и секунды потратить на выяснение этого смутного вопроса.

То же и с судьбой. Чем ещё является потенциал человека, как не очерченным кругом его возможностей, которые он может реализовать? Разве в потенциале не содержится весь большой, или не очень, спектр возможностей человека, формирующих его судьбу? По меньшей мере, наполовину это так. На ту половину, которая зависит от самого человека и не связана с непреодолимыми силами типа природных бедствий и разного рода катастроф. То есть примерно так же, как человек может почувствовать свой духовный потенциал, он может ощутить свою судьбу. Будет ли она яркой или, наоборот, никакой. Приведёт ли она человека к славе или к позору. Конечно, точного определения внутри не будет; но ощущение направления, ощущение чего-то – крупного или не очень – будет. Как известно, у большинства людей есть средний потенциал и средняя судьба, поэтому она практически никак и не чувствуется, потому что не выходит за рамки обычных, неособенных ощущений.

Судьба, представленная всем спектром возможностей – и духовным, и недуховным потенциалами, может реализоваться только частью из них. На реализацию всего спектра возможностей человеку не хватит энергии и времени жизни. Здесь и происходит таинственный выбор, как бы предопределённый желаниями и страхом, который чаще всего становится причиной того, почему потенциал человека остаётся нереализованным. Я видел несколько человек, которые, будучи потенциально способными, полностью упускали возможность своей реализации в духовном плане. Так что имеющийся потенциал ничего не гарантирует своему обладателю.

С другой стороны, нужно ли впадать в страдания, узнав о том, что твой потенциал не слишком высокий? Не думаю, что это правильно. С точки зрения кармических законов нужно творить добро и что-то вроде этого, чтобы увеличить свой потенциал в следующей жизни. Жалко, что следующая жизнь не сочетается с российской ментальностью. Поэтому нам, грешным, остаётся жить тем, что есть здесь и сейчас. То есть использовать то, что дал нам Господь. Если есть сильное желание духовной реализации, то и небольшой потенциал может пригодиться. Как бы ни отличались уровни понимания людей с разным духовным потенциалом, как бы ни был различен их опыт, но если человек искренне стремится к реализации, то насыщение его потребности в реализации вполне может быть достигнуто в рамках имеющегося потенциала. Если, конечно, он не упустит работу с желаниями, вовремя перестав хотеть переплюнуть Будду или Христа. Но при правильном подходе многое становится возможным – даже невысокий потенциал, будучи полностью реализованным, способен значительно изменить жизнь человека к лучшему и принести ему то удовлетворение, которое он искал.

Нереализованный потенциал проявляет себя в виде беспокойства и неудовлетворённости. Так он обозначает себя в психике человека. Он ощущается как зов, как некая потребность, не всегда оформляющаяся словами. Он тянет куда-то так же, как инстинкт тянет мотыльков к свету. Неважно, какой у тебя потенциал, – важно, что ты делаешь для того, чтобы его реализовать. И в этом заключается вся суть реализации – реализуй тот потенциал, с которым ты пришёл в этот мир, и насладись им… Стань тем, кем ты должен стать, преодолев страх, беспомощность и обретя себя. И пусть твоя судьба станет не проклятием, а благословением.

Аннотация. В научной статье раскрыты истинные корни духовности России. Отмечено, что Россия - страна с богатейшей, складывающейся веками, историей развития приоритета духовного богатства. Самоидентификация российского народа базируется на великих духовных и нравственных традициях, сформировавшихся в грозных, героических боевых и трудовых буднях, и способных объединить общество на создание сильного, мощного государства, с эффективной системой безопасности. Основное внимание уделено рассмотрению духовных ценностей человека в различные периоды истории России.

Ключевые слова: дух, духовность, духовные ценности, патриотизм, гражданственность, мировоззрение (ядро духовной жизни), менталитет, традиции.

Проблема духовности, духовных ценностей, духовной безопасности является одной из главнейших для человека, семьи, общественных институтов, государств, человечества и мира в целом. Духовность - основа самореализации личности. Духовные установки явно или скрытно направляют любую деятельность каждого человека и всех социальных структур.

Исследование духовности, духовных ценностей актуальная проблема для современного российского общества. Духовная сфера населения России подвержена влиянию противоречивых и негативных внешних и внутренних процессов, способствующих духовному разложению населения.

На этапе смены духовных ценностей и ориентиров в последние годы произошло резкое снижение уровня социально-политической составляющей жизнедеятельности населения . Деидеологизация общества, размытость идеалов, переориентация ценностей и мировоззренческих позиций, стремительная моральная деградация общества, отсутствие общей и ясной цели, всеобщая деинтеллектуализация России привели к нравственной дезориентации молодых людей, к девальвации (обесцениванию) ценностей, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе - чувства патриотизма, воинской доблести, долга, чести, служение Отечеству, высокой духовности, уважительного отношения к геральдике и т.п.

Духовный, моральный, нравственный, идейный и мировоззренческий кризис, переживаемый в современных условиях государством, - это реальная опасность будущему России, её государственности, положению в мире и роли в мировой цивилизации. Самое важное и основное в этом кризисе то, что это - кризис неверия, кризис культуры, кризис государства, кризис закона человеческого, когда оба начала - индивидуально-личностное и гуманно-коллективное - ужасают. Вот почему оскудела и демократическая идея . Этим опасен кризис духа общества.

Проблема духовности является предметом анализа широкого круга современных российских ученых: А.А. Прохожева, Ю.В. Синчука, В.М. Чугунов и другие .

Без общинных социально-нравственных идеалов, основанных на чувствах справедливости, солидарности, воспеваемых именно в классической русской культуре, наш народ выжить просто не сможет в силу своей ментальности, социокультурного генотипа, сложившихся веками .

XXI век для России - это эпоха новых тенденций и явлений существенных, радикальных изменений глобальных политических, экономических, социокультурных процессов. Современный мир характеризуется как сложностями, противоречиями внешнеполитической обстановки, так и внутренними процессами, происходящими в российском обществе и в России в целом.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Основные сферы общества: экономическая, политическая, социальная духовная.

Понятие «дух» имеет два значения: Дух - совокупность, средоточие всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, сконцентрированных в единой интеллектуальности, как средство социальной ориентации в окружающем мире и активно действующая сила человека. Дух - внутреннее состояние, духовные силы коллектива, социальной группы, класса, нации, народа .

Характеристика понятия «дух» дает возможность рассмотреть определение духовности. Духовность с материалистической точки зрения обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других . Словарь русского языка определяет духовность как духовную, интеллектуальную природу, сущность человека, противополагаемую его физической, телесной сущности .

Понятия духовности - разные в разных теориях, учениях, подходах - имеют одну общую черту - устремленность индивидуального развития к некой идеальной духовной сущности, являющейся категорией вечного, святого, недостижимого. Данная категория детерминирована менталитетом образом мысли, чувств, морали общества (народа), наличием особых специальных механизмов, обеспечивающих преемственность поколений, основанную на традициях (для европейской цивилизации - это меркантильность, динамизм, свободомыслие, социальный поиск, критичность, индивидуализм; для российского общества - нравственность, консерватизм, самобытность, религиозность, правдоискательство, соборность, общинность, нестяжательство).

Важнейшие элементы духовности - патриотизм, гражданственность, мировоззрение (ядро духовной жизни), менталитет. Духовный мир человека - внутренняя жизнь человека, включающая знания, веру, чувства, стремления людей. Усвоение определенных ценностей: истины, добра, красоты - создает ценностные ориентации - стремление человека строить свою жизнь в соответствии с ними.

Ценностные формы сознания образуют духовное основание морали, нравственности, искусства, религии, политики.

Духовные ценности - это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но, и как правило, возрастает. Моральные и эстетические ценности высшие ценности, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей. Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысла жизни.

Для полноценного исследования духовных ценностей человека необходимо изучить данный объект в разные эпохи и передачу духовных ценностей из поколения в поколения.

Состояние массового сознания современного российского общества отличается крайней противоречивостью, непоследовательностью, идейно-политической пестротой. Искажены представления о реалиях исторической и современной действительности. Имея богатейшую историю, как в прошлом, так и в настоящее время, мы не редко наблюдаем пренебрежительное отношение к данному богатству.

Все это, по мнению А.К. Байова, «может привести и именно у нас, склонных к подражанию, неверящих в себя, все еще приклоняющимися перед иноземцами и иноземной наукой, к весьма печальному положению топтания в военном искусстве в одном месте и потому - отсталости в этом отношении от других» . Заимствование чужих мыслей и методов организации, обучения и воспитания не оправдывало надежд, а чаще разочаровывало, создавало провалы, которые требовали для их устранения работы методом тяжелого и дорогостоящего порыва.

Россия - страна с богатейшей, складывающейся веками, историей развития приоритета духовного богатства. Не одна страна в мире не может сравниться с её великой святой культурой, которая, к сожалению, тает на наших глазах под натиском западного материализма и прагматизма . Исторический опыт России свидетельствует о самобытности русского народа. Глубинные истоки героического всегда связанны с Родиной, борьбой за её процветание и безопасность. Самоидентификация российского народа базируется на великих духовных и нравственных традициях, способных объединить общество на создание сильного, мощного государства, с эффективной системой безопасности .

Начиная ещё с праистории Руси вопросы духовно-нравственных устоев, патриотизма личности и культуры безопасности жизнедеятельности общности, государства были первостепенными. Они привлекали большое внимание мыслителей - философов, ученых, политических деятелей, военачальников, писателей фактически на протяжении всей истории России.

Две трети своего существования Русь, а позже Россия вынуждены были провести в войнах, отстаивая свое собственное право на свободу и независимость. Многочисленные орды кочевников с востока, польско-литовские захватчики с запада, немецкие рыцарские ордена и шведы с северо-запада, турки и крымские татары с юга на протяжении столетий опустошали русские земли. Все это оказало влияние на формирование национального характера, на отношение к военной службе. Защитники Отечества всегда пользовались неизменной любовью народа, а профессия воина считалась трудной, опасной и благородной. Такое отношение к ратному труду в народной среде воспитывало у русских воинов качества, которое всегда отмечали как враги, так и союзники: стойкость в обороне, решительность в наступлении, храбрость, инициатива, презрение к смерти, взаимовыручка. В истории российского воинства нравственному, духовному воспитанию всегда отводилась главенствующая роль. Это позволяло воспитывать у воинов высокий моральный дух, патриотизм, мужество, героизм, инициативу и стойкость в бою. Сила и отвага россиян на полях сражений множились осознанием славы побед наших предков над византийцами, печенегами, половцами, на Чудском озере, на Куликовом поле, при изгнании чужеземных захватчиков с русской земли в 1612 и 1812 годах, в других сражениях и войнах.

С благодарностью и уважением россияне помнят и чтут храбрость и стойкость наших предков, прославившихся своими замечательными победами над врагами: киевского князя Святослава, князей А. Невского, Д. Донского, предводителей народного восстания 1612 года против польских интервентов К. Минина и Д. Пожарского, великого российского императора Петра I, полководцев П. Румянцева, А. Суворова, М. Кутузова, флотоводцев Ф. Ушакова, В. Корнилова, П. Нахимова, русских генералов М. Скобелева, А. Брусилова и многих других.

Русская земля богата не только великими полководцами, снискавшими славу, как в России, так и за ее пределами, но и многими тысячами народных героев, о подвигах которых рассказывают былины, повествуют исторические летописи, сложены песни. Примером стойкости и героизма служит подвиг Евпатия Коловрата, мужественно бившегося с небольшим отрядом против войска хана Батыя (1242 г.), монаха Александра Пересвета, вступившего в поединок с монгольским богатырем Челубеем (Кочубеем) на Куликовском поле (1380 г.), крестьянина Ивана Сусанина, заведшего польский отряд в непроходимые лесные болота, где был зарублен озверевшими от отчаяния врагами (1613 г.).

О высоком моральном духе российского народа свидетельствуют события Отечественной войны 1812 года. Ярчайшими примерами патриотизма и служения Отечеству являются подвиги генерала Н. Раевского с сыновьями, Д. Давыдова, В. Кожиной.

Чудеса героизма проявляли тысячи русских солдат и матросов в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди них матрос Петр Кошка, сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» навсегда останутся примером мужества героев русско-японской войны (1904-1905 гг.).

Имена героев первой мировой войны - одно из «белых пятен» нашей истории. Тем не менее, российский народ чтит память о героях войны — штабс-капитане П. Нестерове, применивший воздушный таран, авторе «мертвой петли», унтер-офицерах Н. Захарове, А.Н. Волкове и П.Е. Леонове, которые за героизм в боях имели по пять Георгиевских крестов. «Полный Георгиевский бант» имели С.М. Буденный и народный герой В.И. Чапаев.

В наибольшей мере духовные качества проявились в годы Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества. Невиданная стойкость и мужество советских воинов их массовый героизм в борьбе с ненавистным врагом, их самоотверженность и жертвенность во имя победы позволили поднять представление о патриотизме на невиданную высоту. Преемственность боевым традициям, высокий патриотизм, любовь к своему Отечеству воодушевили советский народ на ратный труд и подвиги в годы Великой Отечественной войны.

Героизм и патриотизм советского народа, ярко проявившиеся в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.), взаимосвязаны. Героизм, мужество и отвага в тот период были массовыми. Множество примеров свидетельствуют о проявлении высоких морально-боевых качеств, стойкости духа наших воинов в годы войны. Так, подвиг А. Матросова повторили более 300 воинов, около 600 наших летчиков таранили в небе самолеты врага. За самоотверженность, мужество, героизм и стойкость, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., свыше 11635 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза, из них дважды - 115, а прославленные летчики А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды. Кавалерами ордена Славы трех степеней стали более 2600 человек, правительственными наградами было отмечено около 13 миллионов военнослужащих, в том числе 5300 тысяч человек награждены орденами и 7580 тысяч медалями. Почетными наименованиями Гвардейских удостоены 11 общевойсковых и все 6 танковых армий, 82 корпуса, 215 дивизий, многие отдельные части, а также ряд военно-морских кораблей и соединений .

В послевоенное время наши воины, воспитанные на подвигах героев былых времен, приумножили славные боевые традиции. Беззаветное служение Отечеству, мужественные поступки и героические подвиги проявили воины России на острове Даманский и у озера Жаланашколь в 1969 году, в ликвидации стихийных бедствий, различных аварий, в выполнении интернационального долга за рубежом. Так, в Афганистане (1978-1989 гг.) 86 военнослужащих стали Героями Советского Союза, 103 награждены орденом Ленина, около двух тысяч орденом Красного Знамени. Всего орденами и медалями отмечено 200153 человека. Среди них - 110 тысяч солдат и сержантов, около 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов, более 25 тысяч служащих Советской Армии, в том числе 1350 женщин . Среди Героев Советского Союза Б. Громов, Р. Аушев, В. Вареников.

В боевых операциях в Чеченской Республике российские воины проявили высокий героизм и самопожертвование, отстаивая территориальную целостность своего Отечества и выполняя воинский долг. Высоким званием Героя Российской Федерации удостоены: А. Артюхин, В. Фадеев, В. Дронов, А. Маргелов, Л. Щербаков .

История России свидетельствует о том, что преодоление трудных периодов ее развития всегда начиналось с обретения большей частью народа духовно-нравственных ценностей. Любовь к Отчизне - это бесценный дар, доставшийся по наследству от отцов и дедов, и святая обязанность потомков — хранить его, развивать и приумножать.

«Загадочный русский характер» (речь не идет об особенностях русских как нации и не имеет отношения ни к русофобии, ни к русофильству) по-прежнему остается отечественным духовным, интеллектуальным потенциалом, без учета которого невозможно решить главной задачи - построения российского варианта высокопродуктивного, процветающего общества.

Выступление на научно-экспертной сессии Центра Сулакшина: «Ждет ли Россию революция?» 8 июня 2016 года.

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Сейчас на главной

Статьи по теме

  • Политика

    Канал «Аксиома»

    Сколько еще будет страдать народ? Где выход? Будет ли война? Сулакшин

    Ответ Степана Степановича Сулакшина на вопрос зрителей: Сколько еще будет страдать простой народ и где выход? И будет ли война? Эпизод «Вопросы и ответы» №16 Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ ПРОГРАММА СУЛАКШИНА http://rusrand.ru/files/19/03/01/1903… Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://сайт

    17.04.2019 22:28 37

    Общество

    Канал «Аксиома»

    Рейтинг Путина расчетный или нарисованный?

    На этой неделе Левада-Центр опубликовал данные. Если бы выборы президента РФ прошли в ближайшее воскресенье, действующий глава государства Владимир Путин набрал бы 55% голосов избирателей. Это на 15% меньше по сравнению с январем 2018 года, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на исследование «Левада-центра». По данным «Центра Сулакшина» — 5%. При этом 19% россиян не знают, за…

    13.04.2019 22:46 38

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Олигархи ставят рекорды по скорости обогащения в кризис

    Актуальный комментарий С.Сулакшина. Совокупное состояние богатейших россиян за первый квартал 2019 года увеличилось на 20,5 миллиарда долларов, следует из данных рейтинга BloombergBillionaires Index (BBI). В список из 500 самых богатых людей мира вошли 23 россиянина. Самое большое состояние среди соотечественников оказалось у владельца «Интерроса» и гендиректора «Норникеля» Владимира Потанина - 21 миллиард долларов. Он занял…

    5.04.2019 20:22 39

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Коротко. Визит визиря — Туалетная бумага для Медведева

    Коротко. В Перми, перед визитом Дмитрия Медведева в поликлинику в кабинки поставили туалетную бумагу. Заходил ли премьер в клозет, не сообщается. Пока Медведев общался с подготовленными для таких встреч врачами, больных держали на улице. Актуальный комментарий Степана Сулакшина. Источник новости https://59.ru/text/politics/66039229 Сайт Центра Сулакшина http://rusrand.ru/ Партия Нового Типа: http://rusrand.ru/pnt/ ОФ.канал https://www.youtube.com/user/Sulakshi… Народный Журналист: https://сайт

    3.04.2019 23:33 101

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Лживая стабильность. Рост тарифов ЖКХ, цен и обнищание — ИТОГИ

    Карикатуры Ёлкина Иллюзия стабильности навязанная пропагандой рушится с каждым днем. Аналитики компании — ведущего производителя контрольно-кассовой техники и программного обеспечения, пришли к выводу, что на электроэнергию россияне стали тратить вдвое больше, расходы на теплоснабжение выросли 1,5 раза. Растут цены на продукты питания и вещи повседневного спроса. Исследование содержит анализ более чем 20 млн платежей на…

    2.04.2019 9:12 49

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Арест Абызова совсем не случайность — Кто следующий?

    Актуальный комментарий Степана Сулакшина по аресту Михаила Абызова, который создавал «открытое правительство» и был приближен к премьеру Дмитрию Медведеву

    27.03.2019 20:31 71

    Политика

    Канал «Аксиома»

    Готовится сценарий пожизненного правления Путина

    Анализ новостей со С.Сулакшиным. В президентской администрации рассматриваются различные варианты, которые позволят Владимиру Путину остаться у власти как можно дольше, сообщили Bloomberg три источника, близкие к Кремлю. Политолог и бывший сотрудник администрации президента Андрей Колядин сказал агентству, что в Кремле «активно обсуждали» и сценарий, схожий с тем, что сейчас происходит в Казахстане. Москва будет следить…

    24.03.2019 23:20 60

    Общество

    Канал «Аксиома»

    К антинародным законам с пониманием! Путин призвал смелее принимать непопулярные решения

    Карикатуры художника Ёлкина Актуальный комментарий С.Сулакшина. Президент Владимир Путин на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры РФ призвал смелее принимать «непопулярные законы». Он сказал: «Принималось огромное количество «приятных для уха» обывателя нормативных актов, и более половины, уверенно можно сказать, не исполнялось, да и не могло быть исполнено в силу очень тяжелого финансового, экономического положения в стране. Что…

    22.03.2019 13:31 41

  • Канал «Аксиома»

    Уходя — не уходи. «Самое опасное, это вцепиться в кресло зубами»

    Весь интернет обсуждает отставку президента Казахстана Н.Назарбаева, который правил страной 30 лет. Назарбаев по-прежнему обладает широкими полномочиями, заняв более высокие должности. Ему подчиняется все руководство страны. Все было подготовлено заранее. Актуальный комментарий Степана Сулакшина.

    20.03.2019 23:49 130

  • Политика

    Канал «Аксиома»

    Курилово-разводилово. Переговоры по Курилам с Японией засекретили!

    Актуальный комментарий С.Сулакшина. Москва и Токио договорились не разглашать содержание переговоров по мирному договору. Об этом заявил министр иностранных дел Японии Таро Коно, передает ТАСС. По его словам, стороны стремятся достичь договоренности по мирному соглашению, однако не хотят обсуждать детали на публике. «Мы договорились с министром иностранных дел России [Сергеем] Лавровым, что не будем предавать…

Проблемы развития духовного потенциала личности дошкольника - ценностно приоритетные на фоне общего упадка духовной культуры общества. Они актуализированы насущными потребностями времени и недостатком внимания к образовательной работы по этому направлению во всех звеньях образования и в частности в дошкольном. Само понятие духовность имеет сложные, многокомпонентные трактовки философского, психологического, педагогического направления.

Поскольку духовный потенциал личности проявляется через ее духовные потребности и ценности (интеллектуальные, моральные, эстетические), эмоциональную культуру, нравственные и эстетические идеалы, мировоззрение, способность к творчеству, основные пути его формирования в дошкольном детстве лежат в плоскости социально-нравственного, эмоционально-ценностного, познавательного, художественно-эстетического и креативного развития ребенка. Реализация духовного потенциала и взрослого человека, и ребенка возможна на основе сложившейся (у дошкольника - заложенных основ) духовной культуры, компонентами которой является интеллектуальная, моральная, коммуникативная, художественно-эстетическая, национальная, семейно-бытовая, экологическая, правовая, христианская, морально-этическая культуры и тому подобное .

Прежде всего это касается процесса формирования у детей открытости к миру, воспитания навыков поведения, осознанного отношения к себе как свободной самостоятельной личности и к своим обязанностям, которые определяются связями с другими людьми, формированием готовности к восприятию окружающей информации, воспитанием сочувствия, сопереживания, желание узнавать людей, правильно действовать. Позиция открытости к миру, принятие мира и себя является добром. Оно бесполезно, щедрое, не требует вознаграждения. Позиционирует как условие гармоничного сочетания человека и общества, достижения ими совершенства.

Доброжелательность начинается в практическом взаимодействии «ребенок-взрослый». Взрослый представляет для ребенка общество, занимает центральное место в ее внутреннем мире, выступает носителем информации учебно-воспитательного содержания. Специфической эмоционально-чувствительной привязанностью характеризуются отношения ребенка с родителями. Совместное переживание радости и забот способствует детскому пониманию правил общежития в семье, ответственности за благополучие другого. Ребенок приобретает опыт правильности поступка и, как следствие, уверенного поведения. На их основе разворачивается и совершенствуется система отношений дошкольника к действительности. Опыт ребенка обогащается благодаря переживанию того, с чем он встречается в жизни, его открытости, пониманию, осознанию, активным действиям. Через общение с природой, рукотворным миром, культурными достижениями, позже - другими людьми, складывается общая картина мироздания и отношения к ней.

Большое влияние на духовное развитие ребенка имеет также окружающая среда (природа, маленькая семья, где ребенок родился, условия жизни). Природа, будучи средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляет на сбережения его богатств, вместе с тем содержит в себе огромный потенциал всестороннего развития личности .

Природа возбуждает любознательность ребенка, влияет на его сенсорику и вызывает чувство прекрасного. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы .

Воздействуя на эмоции ребенка своими эстетическими качествами - совершенством формы, разнообразным и (в зависимости от времени дня, времени года, освещения) изменчивым колоритом, природа вызывает эстетические чувства.

Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам и явлениям природы. Привлечение ребенка к источникам духовности начинается с умения видеть красоту в окружающей среде: это и первый цветок, и нежный весенний листочек, и разноцветные деревья осенью, синее небо, и белоснежное покрывало зимы.

Восхищение природой родного края неразрывно связано с любовью к Родине. Ребенку свойственно инстинктивное интерес к месту, где он родился и живет, где родились его родители, родители родителей. Но патриотизм в его общечеловеческом смысле нужно воспитывать. В этом пригодятся рассказы об истории своего города или края, экскурсии к историческим памятникам, посещение театра.

Средством ценностного видения мира, становление национального характера, мировоззрения также яркое, образное родное слово.

Фольклор занимает значительное место в жизни ребенка-дошкольника. Детям доступны для понимания поговорки, пословицы, мирилки, дразнили, сказки, легенды. Если обзывалки (дразнилки) - это ответ ребенка на обиду, недоброжелательное отношение, недооценку добродетелей, желание восстановить справедливость через уязвимое слово, наказать обидчика, то мирилки используются с целью восстановления товарищеских взаимоотношений.

Мощным средством формирования духовных ценностей у дошкольников является региональная культурно-историческая среда, культурно-историческое наследие, культурно-историческое пространство. Особенности окружающей природы, менталитета, традиции бытия, художественно-эстетическое творчество родного края имеют значительный духовный влияние на детей. Принцип краеведения в работе с дошкольниками тесно связан с региональным подходом к отбору познавательно-воспитательного материала. В культурно-историческому наследию, как духовно-воспитательном средстве, заложены возможности формирования духовных ценностей детей и их семей .

Особое значение для формирования у детей дошкольного возраста духовных ценностей, учитывая их возрастные особенности (доминирование образного мышления, яркая творческое воображение, эмоционально насыщенные ощущения от общения с окружающим миром и способность к восприятию нового, яркого, красивого), имеет искусство. Именно различные виды искусства, которые являются составной культурно-исторического наследия региона, позволяют ребенку усвоить систему духовных ценностей, сформировать возвышенное, оптимистическое, радостное, одухотворенное восприятие действительности, понимание прекрасного в жизни и искусстве.

Таким образом, сложный процесс становления человека, формирования его духовности происходит под влиянием целого ряда условий (объективные природные и социальные факторы, в которых живет человек, воспитательное воздействие на личность, приобщение личности, формируется, к участию в практической деятельности, самовоспитания). Фундамент духовного мира личности составляют знания, ум, вера и убеждения. Вера и убеждения составляют основу формирования мировоззрения личности.

Нравственная воспитанность дошкольника является основой его духовно-душевного развития. Но наряду с этим следует признать, что именно духовно-душевное развитие ребенка, по сравнению с нравственным воспитанием, остается и поныне одним из наименее освоенных сфер педагогической работы. То есть, важно обучать малыша анализировать свои мысли, чувства, поступки и стремиться к высшему, чистого, хорошего. Формы и методы этой работы могут быть разными. Главное, чтобы они формировали у ребенка доброту, готовность всегда прийти на помощь, способность к жертвенности, желание больше отдавать, чем брать, умение понимать чувства других людей и признавать за ними право на собственную индивидуальность. Именно эти черты объединяют высокодуховных людей .

Поэтому главная задача ближайшего социума -- создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду .

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта.

Возрождение духовности, нравственности невозможно без включения в этот круг родителей как первых педагогов своих детей. Родительская общность - единственная, с которой ребенок связан всю свою жизнь, и именно ей он обязана своим личным счастьем, успехами в профессиональной деятельности, гармонией с миром, а порой и смыслом жизни. Однако общественное сознание еще не готово принять идею духовно-нравственного отцовства как высшую человеческую ценность, принцип и даже парадигму духовно-нравственного возрождения семьи и общества.

Гуманизация пока во многом ограничивается внешними изменениями, не затрагивая глубинных основ взаимоотношений между людьми, в частности, в системе отношений «родители-ребенок». Поэтому психологическая и педагогическая задача укрепить понимание основ духовно-нравственной гуманной родительской педагогики, духовной гуманистической психологии отцовства.

Духовные и нравственные основы личности является условием целостности и саморазвития человека. К сожалению, вопросы духовно-нравственного развития родителей пока не решаются психолого-педагогической наукой и практикой так успешно, как того требует определяющий характер данного явления в человеческих отношениях.

Таким образом, структура духовности родителей может быть соотнесена со следующими компонентами:

Потребностно-ценностный компонент - потребности, ценностные ориентации;

Познавательно-интеллектуальный компонент - особенности умственной сферы (наблюдательность, критическое мышление, глубина, любознательность);

Волевой компонент - целеустремленность, настойчивость, саморегуляция;

Деятельностный компонент - управление своим внутренним миром согласно духовных ценностных ориентаций;

Чувственно-эмоциональный компонент - эмоциональная сфера человека;

Гуманистический компонент - уважение, эмпатия, сочувствие;

Эстетический компонент - стремление, потребности в красоте и создание красоты.

Детская душа - это не сумерки, а свет - яркий, чистый и очень красивый. Взрослые должны делать все для того, чтобы он наполнял счастьем всю нашу жизнь.

С учетом возможностей и потребностей развития личности в период дошкольного детства процесс целенаправленного формирования духовного потенциала малыша должна ориентироваться прежде всего на следующие основные проявления.

Проявления духовного потенциала ребенка

Стремление познавать окружающий мир и себя в нем, глубже знакомиться с произведениями разных видов искусства;

Желание воспринимать и творить прекрасное, самостоятельно заниматься художественной деятельностью;

Понимание основных морально-этических норм и способность следовать им в своем поведении;

Уважительное и бережное отношение ко всему живому, неживой природы и предметов рукотворного мира, ответственность и другие базовые качества личности.

Семьи воспитанников и педагоги дошкольного учреждения - это окружение, которое производит существенное влияние на духовный мир ребенка в силу своего постоянного тесного контакта с малышами, высокого авторитета и доверия с их стороны.

Поэтому главная задача ближайшего социума - создавать условия для накопления дошкольниками первого положительного общечеловеческого духовного опыта через активное привлечение их к различным видам деятельности: игровой, познавательной, коммуникативно-речевой, предметно-практической, изобразительной, музыкальной, двигательной, театрализованной и тому подобное.

В качестве средств развития духовного потенциала детей в дошкольном учебном заведении и семьи следует широко применять произведения искусства (изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного, литературного и т.п.). Обязательным является также опора на культурные и исторические традиции народа, отдельного рода и семьи, дошкольного учреждения и группы, а также окружающую среду.

Указанные средства особенно интенсивно влияют на эмоциональную сферу ребенка, а затем наиболее эффективны в деле формирования интереса к доступных возрастные элементов духовного наследия человечества, приобщение к духовной практике познания мира людей, природы, вещей, своего «Я», приобретение детьми собственного опыта .

Элементы христианства как средство формирования духовности

Следует согласиться с учеными и практиками, которые предлагают интегрировать в контекст духовного развития детей дошкольного возраста элементы религиозного просвещения, не прибегая к собственно религиозного воспитания и соблюдения религиозных обрядов, поклонение иконам, заучиванием молитвенных текстов и т. п. В то же время такие духовные запросы могут удовлетворяться в условиях семейного воспитания, ведь право родителей - определить, к какой религии и каким образом привлекать своего ребенка (конечно, не нарушая никаких ее прав, без насилия и принуждения).