История вышивки крестом. История вышивки крестом на руси

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веке. Об этом говорят разные находки археологов. К таким находкам относятся фрагменты одежды, которые украшены узорами и выполнены золотыми нитями. Золотое шитье в те времена было очень популярным. Знатные особы украшали им одежду и предметы быта.

Развитие русской вышивки

Искусство вышивания не стояло на месте и постоянно развивалось. Так в 14-17 вв. украшают предметы обихода и костюмы. Церковные облачения и одежду вышивали серебряными и золотыми нитями, добавляя при этом к ним самоцветы и жемчуг. Также вышивкой украшали полотенца свадебные, платки, рубахи.

Конечно такое занятие было прерогативой состоятельных дам. Однако начиная с XVIII в., вышивкой начинают заниматься практически все слои населения, в основном девушки-крестьянки. Как и раньше, ею украшали , одежду, передники и так далее. Каждая вышивка в то время имела свое особое значение. Чаще всего, вышиваясь на одежде, она служила оберегом. Для этого её наносили на рукавах, подоле, воротнике.

Один из самых распространенных и популярных мотивов в вышивке – это ромб. При этом, у каждого народа он мог изображаться совершенно по-разному. В некоторых культурах его рассматривали как символ плодородия. Если говорить о растительных орнаментах, то здесь востребованным является дерево жизни или мировое дерево. Также очень часто на вышивках можно встретить женскую фигуру, которая символизирует Богиню-Мать.

Изучая вышивку во временном разрезе, вы можете изучить и познать этническую историю, а также культуру практически любого народа. и мотивы хоть со временем и совершенствовались, но, тем не менее, их содержание и суть передавались из поколения в поколение, отбирая и сохраняя лучшее. Каждое рукотворное изделие, будет, несомненно отличаться красотой, гармоничностью, совершенством. А техника, профессиональностью и точностью.

В музеях сейчас можно увидеть много образцов народной вышивки. Конечно, лучше всего сохранилась вышивка 19 века. Прочные традиции имела народная вышивка, в отличие от городской. Городская была больше подвержена влиянию моды, что не распространялось на народную. В деревнях девочки приготавливали себе приданное уже к 13-15 годам. Этим приданным были вышитые подарки, скатерти, полотенца, предметы одежды и так далее. Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, устраивалась выставка. Затем уже на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха.

В крестьянских семьях рукоделие было развито. Женщины пряли, ткали, вышивали, шили, т.е. занимались всеми видами рукоделия. Чем больше они им занимались, тем лучше становилось их мастерство. Одежду в деревнях также шили своими руками. При этом украшали её не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой или вставками различного цвета. Одежда имела разное назначение. Она могла быть праздничной, повседневной или свадебной. Стоит отметить, что в разных губерниях она отличалась. Одежду шили и для людей разных возрастов, а значит, ей можно дать еще одну характеристику, т. е. она могла быть сшита для пожилой женщины, для молодой женщины или для девочки. Узоры тоже радовали разнообразием. Они также могли отличаться друг от друга в зависимости от района. На все эти различия влиял быт, обычаи, природное окружение.

Русская вышивка уникальна

Если сравнивать русскую вышивку и вышивку других народов, то можно заметить огромную разницу. В русской вышивке очень большое значение имеют орнаменты и узоры. Как правило, они геометрические и представляют собой ромбы, птиц, деревья, женские образы. Солнечный мотив в русской вышивке изображали с помощью ромбов, кругов, розеток. Если изображали женскую фигуру или цветущее дерево, то это означало, что таким образом рукодельница хочет указать на плодородие земли. А приход весны, как правило, символизировала птица. Если вышивка была свободной, то как правило преобладали узоры растительного характера.

Говоря об узорах и приемах вышивки нужно помнить о том, что их напрямую связывали с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы называли счетными и выполняли их по счету нитей ткани. Такие швы служили для украшения концов рукавов, оплечья, подола передника, разреза на груди, низа передника или низа одежды. Сам узор располагали вдоль соединительных швов. Старинными русскими швами считаются крест, счетная гладь, роспись, полукрест, мелкая строчка белого цвета, козлик. Со временем появились крестецкая строчка, тамбурная вышивка, цветная и белая гладь.

Вся русская крестьянская вышивка делится на северную группу и группу среднерусской полосы. Отличаются они приемами вышивки. К северной относятся вышивки следующих областей: Ярославской, Владимировской, Вологодской, Калининской и так далее. В ней преобладают крест, белая строчка, роспись, сквозное шитье и другие приемы вышивки. Стоит отметить тот момент, что вышивальщицами очень искусно использовался фон. Он выполнял функцию части элемента.

Русская вышивка очень популярна

Конечно наше время вышивка остается все также популярна и актуальна. Она также ценится, как и любая ручная работа. Украсить ей вы можете абсолютно все. Только от вашего вкуса зависит, как она будет смотреться: вульгарно или изящно. Сегодня самыми популярными техниками являются крест, полукрест, петит, вышивка лентами, бисером и гладью, контурная вышивка, а также вышивка в технике black work. Сегодня процесс вышивки крайне облегчен, так как вы можете купить набор, содержащий абсолютно всё: нитки, канва, схема. Вам остаётся только приложить чуточку усилий. Хотя, до сих пор, в глубинках можно встретить бабушек, вышивающих классические узоры. Да и просто есть любительницы классической русской вышивки, которые соблюдают все традиции.




Русская вышивка имеет очень глубокие корни. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.

С приходом на Русь христианства вышивка приобретает новое значение. Теперь вышитые изделия рассматривались как символ Христианской веры. Вышитые полотенца стали использовать для убранства иконостаса, зеркал, окон и дверей жилища.

Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.

До наших дней сохранилось покрывало, предназначенное для убранства царского престола, которое было вышито одной из самых искусных мастериц того времени дочерью царя Бориса Годунова. Ксения вышила покрывало в 1601 году. Сюжет вышивки - коленопреклонение святых мужей Никона и Сергея Радонежского Пресвятой Деве Марии, Иссусу Христу и Иоанну Предтече.

Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при этом использовались более дешевые.

История приготовления льняного полотна для вышивки.
Вышитое полотенце начиналось с засевания поля льняным или конопляным семенем. Выращенную коноплю молотили и отделяли на семена и стебли - посканъ. Семена били на масло, а поскань сушили в истопленной печи на трехножке (передняя ножка маленькая, задние побольше). Затем отжимали руками, сухие листья отметали, а поскань начинали толочь в ступе или мяли мялкой. Далее поскань насаживали на большой гребень и маленьким гребнем причесывали (мычали) и только после этого начинали прясть. Из хороших ниток ткали холсты, а что оставалось от “хорошего” - шло на дорожки.

Сотканные холсты принимались отбеливать - это была не менее трудоемкая работа: вначале их мыли в золе, затем отпаривали в горячей печи, еще раз отбеливали и шли на пруд полоскать. Сушили холсты в солнечный день, расстилая их по буграм на зеленую траву или зимой в морозный день на снегу. Готовые холсты закатывали на скалу и, прихватывая рубелем, гладили, затем нарезали на полотенца и только тогда принимались на посиделках или дома “писать” узорочье.

Вышивка и народные поверья.
Идеальная изнаночная сторона вышитого изделия - требование, уходящее своими корнями в глубь веков. Наши предки считали, что именно изнанка является главным показателем качества работы. Если, повернув работу на изнаночную сторону, люди видели лабиринт из узелков и спутанных нитей, рукодельницу ждало всеобщее порицание. Считалось, что неряшливая изнаночная сторона рассердит покровителей ремесел и лишит покоя и защиты ее дом. Боясь разгневать духов, вышивальщицы придумали массу способов, чтобы спрятать нити под узором на лицевой стороне. Благодаря этому изнанка изделий больше напоминала гобелен, выполненный в необычной технике.

“Об один день сделанные” изделия имели наиболее высокую ценность. Считалось, что полотенце, вышитое в период с рассвета до заката одного дня, приобретает первозданную чистоту. Как правило, подобную вышивку выполняли несколько мастериц. С первым лучом солнца они брали в руки иголки, а последний стежок делали одновременно с заходом светила за горизонт. Если им удавалось закончить работу в срок, результатом совместного творчества представлял оберег, способный отвести смертельную болезнь, предотвратить стихийное бедствие, защитить от нечистой силы.

Раньше к свадьбе в качестве приданого девушка вышивала от 40 до 100 полотенец. Они предназначались для разных случаев жизни. Например, новорожденного заворачивали в его полотенце-оберег, и он не расставался с ним до самой смерти.

Узоры в русской вышивке.
Вышивка была не только декоративным элементом, она являлась своеобразным символом мировоззрения, зачастую сохранившегося с языческих времен. Например, две птицы, повернутые друг к другу и древо жизни между ними - это птицы счастья, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю.

В вышивках часто встречаются изображения барсов и медведей, оберегов дома, а изображение женщины - всегда символ рожаницы. В полотенцах часто присутствует изображение пары женщин с опущенными и поднятыми руками - Матери и Девы.

Матерь обращается к земле, берет из нее соки, чтобы урожай был хороший. Дева просит дождь и солнце - тоже для хорошего урожая. Полотенца с открытым знаком Солнца обычно дарили роженицам для облегчения родов.

По матералам интернет журнала "Сударушка" http://handmade.sudarushka/?page_id=62


Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Ведь материалы из которых создавали одежду разнообразием не отличались, а вышивка всегда давала возможность сделать наряд особенным, не похожим на другие.
Вышивка - это украшение различных материалов или уже готовых изделий орнаментами или сюжетными рисунками при помощи нитей (шелковых лент, бисера и других материалов) и иглы (вышивальной машины). В разные времена, в зависимости от уровня цивилизации, использовались разные инструменты для вышивки . Это были: каменное шило, костяные, бронзовые, стальные и позолоченные иглы. С усовершенствованием инструментов, развивалось и само искусство вышивки, появились новые приемы , расширились возможности исполнения различных рисунков и орнаментов.
В вышиваемых узорах и рисунках нашли отражение представления человека о окружающем его мире, художественные пристрастия и национальное своеобразие.
Самые древние вышивки сохранившиеся до наших дней датируются четвертым – пятым веками до нашей эры.

Созданы эти бесценные древнейшие вышивки были на территории Древнего Китая. Основой для вышивки послужили шелковые ткани, рисунок был выполнен волосом, шелком-сырцом, серебряными и золотыми нитями. Вышивальное искусство Древнего Китая оказало большое влияние на рукоделие Японии, России и других стран.

История русской вышивки

На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов народно-прикладного творчества. Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза.
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи.
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей.
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатй крест – пожелание добра и взаимопонимания.
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.
C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. Также было принято вышивать специальные подарки для родственников и гостей жениха. Накануне свадьбы при всем честном народе устраивалась выставка приготовленного приданного., это помогало всем по достоинству оценить мастерство и трудолюбие невесты.
Историки разделют русские крестьянские вышивки на две категории, по географическим признакам.
Вышивка среднерусской полосы характеризуется использованием нитей разных цветов и разнообразием тканей, которые могли выступать в качестве элементов узора. - характеризуется использованием в основном красных нитей и белой ткани. Или наоборот. О ней можно почитать
На развитие русской вышивки большое влияние оказало рукоделие Византии. Поэтому в работах мастериц исконно русские мотивы сочетаются с наследием иностранных школ вышивания.

Вышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.

Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.

Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:

  • Природные узоры;
  • Мотивы, взятые из повседневной жизни;
  • Оригинальные орнаменты.

По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.

Важно! Прежде чем приступать к вышивке, необходимо предварительно тщательно изучить историю ее возникновения, а также особенность каждого из орнаментов.

С чего началась история вышивания крестиком в России

Изначально вышивка на Руси было занятием исключительно для избранных, в состав которых входили только представители знати и монахи.

Материалом для работы служили дорогостоящие ткани, а именно шелк или бархат, а также:

  • Серебряные и золотые нитки;
  • Жемчуг;
  • Драгоценные камни.

Начиная с 18 века, вышивка крестом перестает быть привилегией знатных особ и становится доступной для простых крестьянских девушек. С этого момента история русской вышивки переходит совершенно на новый уровень, и появляются совершенно новые оригинальные узоры.

Русская вышивка была очень сильно подвержена влиянию Византии, поэтому переплетение различных стилей просматривается в работах мастериц. Сейчас вышивка крестом переходит на совершенно новый уровень и пользуется большой востребованностью.

Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы

Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.

Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:

  • Отображает культуру определенной страны;
  • Национальные традиции;
  • Особенности региона.

Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.

Самые настоящие произведения искусства мастерицы вышивали на Востоке, используя для этого самые оригинальные и причудливые узоры, которые до сих пор завораживают своей необычайной красотой.

Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.

Истории вышивания крестом: с чего все началось

Для многих вышивка крестиком не только очень интересное и увлекательное занятие, но и возможность украсить свой дом красивыми изделиями. С момента появления этого искусства прошло много времени, однако, оно не утрачивает своей актуальности и сейчас.

Картинки для вышивки в разные времена сильно различались, потому как в разные времена пользовались популярностью:

  • Библейские мотивы и узоры;
  • Растительные орнаменты;
  • Оригинальные изображения различных животных и птиц.

Каждый узор имеет свое определенное символическое значение и вышивается строго определенным цветом. Существует множество вариантов вышивки крестиком, однако, наибольшей популярностью и востребованностью пользуется простой односторонний полный крестик. При такой вышивке и лицевая и изнаночная сторона получается очень аккуратной. Соблюдая несложные правила вышивки можно сделать готовое изделие очень красивым и аккуратным.

Что таит в себе история вышивки крестом (видео)

Всеми любимая вышивка крестиком имеет свою достаточно интересную историю возникновения этого вида искусства. Кроме того, каждый применяемый для вышивки узор и орнамент имеет свою собственную историю возникновения и обозначение.

Вышивка крестом – современное увлечение и древнее искусство, перешедшее нам от далёких предков.

В далёкой древности вышивка на Руси считалась самым распространённым видом женского рукоделия. Каждая уважающая себя девушка должна была уметь вышивать. Когда девушку брали в жёны, жених обязательно смотрел на то, как она вышивает, особенно это касалось обратной стороны вышивки. По ней судили о характере девушки и о том, какая из неё мастерица. У языческих племён вышивка играла не только роль украшения, но и своеобразного оберега. Считалось, что она защищала своего носителя от дурного глаза и прочей нечисти, помогала в бою и даже излечивала от ран. Такие оберегающие и целебные свойства приписывали вышивке крестом.

Зарождение вышивки крестом

К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Самый расцвет вышивки крестом пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.

Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы Росси используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.

Раппорты делятся на группы:

  • Растительный орнамент . На вышивке изображают растения, деревья, ягоды, листочки, и всё это в разнообразных вариациях.
  • Животный и птичий орнамент . На вышивке изображают образы различных птиц, животных и насекомых.
  • Орнамент, состоящий из геометрических фигур . Последовательное изображение фигур различной сложности.
  • Меандровый орнамент . Такой вид орнамента зародился в Византии и прибыл к нам именно оттуда. Он представляет собой череду ломаных линий, которые не обрываются.
  • Человеческий орнамент . На вышивке изображают фигуру самого человека или же части его тела.

Материалы и приспособления для вышивки крестом

Вышивка крестом является одним из видов рукоделия, который представляет собой расшивку ткани. На самой ткани делаются маленькие крестики, наносимые на неё с помощью иглы и разноцветных ниток. Чтобы приступить к вышивке крестом, нужно иметь под рукой следующие предметы:

  • Ткань . В вышивке крестом лучше всего использовать канву. Это специализированная ткань имеет множество дырочек, образованных в результате неплотного пересечения продольных и поперечных нитей. Эти дырочки облегчат вам работу. С их помощью крестики будут максимально ровными и одного размера. Канва может быть сделана из хлопка, льна, шёлка или других материалов. Размеры канвы также различаются. Чаще всего используют четырнадцатый и восемнадцатый размер канвы.
  • Нитки . Помимо ткани, есть также специальные нити для вышивки. Они называются мулине. Они также бывают самых разнообразных цветов и с разным составом.
  • Иглы . Иглы вы можете выбрать на своё усмотрение. Но в основном применяют иглы с тупым концом, чтобы не уколоться.
  • Пяльцы или рамы . Данные приспособления используют для того, чтобы натянуть ткань и облегчить себе работу. Пяльцы изготавливают из разных материалов: пластика, дерева или металла. Пяльцы – это два разных по размеру обруча, которые вставляются один в другой, а между ними проходит ткань, которая натягивается, если начать затягивать винт, находящийся на внешней стороне приспособления. Рамы – те же самые пяльцы, только имеют квадратную форму. Их используют при вышивке более больших полотен.
  • Ножницы . Для обрезки ниток под рукой нужно иметь ножницы. Можно использовать обычные или специальные. Специальные имеют небольшой размер, но острые и короткие лезвия.

Разновидности крестиков

Стежки бывают самые разнообразные. Самые популярные в современной вышивке:

  • Простой крест . Он состоит из двух стежков, выполненных по диагонали и пересекающихся в центре. Таки образом образуется обычный крестик.
  • Полукрест . Единственный стежок, выполненный по диагонали.
  • Петит . Выполняется так же, как и обычный крестик, только меньшего размера. Четыре таких петита равны одному обычному крестику.
  • Бэкстич . Также его называют стежком «назад иголку». Им обводят контуры вышивки.