Изобразительная деятельность в развитии речи дошкольников. Развитие связной речи средствами изобразительной деятельности детей четырех лет с ограниченными возможностями здоровья

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
/В.А.Сухомлинский/

Приоритетной задачей современной концепции дошкольного воспитания является максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного взаимодействия педагога с ребенком.

В становлении способности к творчеству ребенка особая роль отводится искусству, художественным видам деятельности, которые занимают важное место в процессе дошкольного воспитания.

В данном изложении представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и коррекции их речевых нарушений на занятиях изобразительной деятельностью. Представленные рекомендации направлены на развитие детей, имеющих недоразвитие речи.

Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность » или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номинативной (назывательной) функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает название. Для того чтобы слово-название перешло в слово-понятие, необходимо освоить многочисленные условные связи, в том числе и двигательные. Чему успешно способствуют все виды изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. И как уже отмечалось ранее, речевой материал будет усваиваться быстрее и полнее при использовании натуральных объектов в качестве наглядной опоры. Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений.

Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (тактильное восприятие, зрение, слух), что также оказывает положительное влияние на развитие речи.

Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственные связи различных действий и явлений. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.

Мотивация должна подбираться педагогом таким образом, чтобы ввести ребенка в ситуацию, способствующую эмоционально воспринимать созданный «продукт». Рационально использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создавать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи выразительными средствами.

Таким образом, определенные положительные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на формирование различных сторон речи при ее аномальном развитии.

Поскольку дети с недоразвитием речи имеют и нарушения мелкой моторики, то освоение приемов изобразительной деятельности приходится и на детей старшего дошкольного возраста. Различаются такие дети по включению в деятельность: когда одни спешат, а другим требуется дополнительное побуждение к деятельности и по темпу деятельности: когда одни работают быстро, другие – медленно. Следовательно, индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществляется с учетом обозначенных особенностей и предусматривает также особую форму общения с детьми, учитывая их речевые возможности, их общительность и уровень их изобразительных навыков.

В настоящее время используются разнообразные формы организации детей. И выбор той или иной формы определяется задачами, которые следует решать с учетом, конечно же, индивидуальных особенностей детей. Так, занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить подгруппами, где каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия.

На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.

Прежде всего, речь взрослого следует рассматривать как образец для подражания, т.е. она должна быть доступна, выразительна, из четко построенных предложений и содержать паузы для осмысления прослушанного. Целесообразно использование одних и тех же слов в различных сочетаниях и предложениях, это позволяет решать не только задачи развития речи, но и задачи обучения изобразительной деятельности, и коррекционно-воспитательные задачи.

Большое значение в обучении продуктивной деятельности придается обследованию предлагаемых объектов, которое предполагает участие различных анализаторов. Это незаменимый прием в познании, который способствует формированию правильного восприятия и отображения, реально существующих объектов в различных вариантах (плоскостном, объемном).

Специфическое построение обследования объекта, подкрепленное словом, следует включать в различные виды изобразительной деятельности. Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное и тактильное восприятие объекта должно целенаправленно и максимально комментироваться речью взрослого.

Формирование способности сравнивать на занятиях изобразительной деятельностью, помогает детям осознать действия с различными предметами, обратить внимание на различные признаки предметов, выполнять различные действия, строить противопоставлен- ную речь.

Важно помнить, что содержание вопросов должно иметь наглядную опору и соответствовать сопутствующей деятельности. Вопросы по существу данной деятельности способствуют решению изобразительных задач.

В коррекционных целях следует использовать выполнение работы небольшими частями. Такое деление способствует переключению видов деятельности, повышая их работоспособность, отсрочивая утомление, помогая вовремя включиться в деятельность, нормализуя темп работы. В свою очередь позволяет обеспечивать чередование объяснения с выполнением работы. Специфика построения такого занятия определяется особенностями детей с общим недоразвитием речи – их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью. Чередование объяснения с выполнением работы решает еще и коррекционно-воспитательные задачи: воспитание выдержки, включение в деятельность, ее темп.

Подводя итог занятия, оцениваем результаты детской деятельности. Оценку должен получить каждый ребенок с учетом правильности выполнения задания.

Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ. В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей работе. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности, описывать содержание картины, придумывать сопутствующие события к представленному сюжету.

Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, отражая, знакомые и близкие ему чувства, а также открывая чувства новые.

Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным.

Анализируя все вышесказанное, следует отметить, что все части занятия изобразительной деятельностью можно успешно использовать в коррекционных или коррекционно-воспитательных целях.

«… От красивых образов мы перейде к красивым мыслям, от красивых мыслей
- к красивой жизни и от красивой жизни – к абсолютной Красоте».
ПЛАТОН

Рисованием как художественной деятельностью при взаимодействии со взрослым дети овладевают рано. Учитывая преобразующий характер рисования, важно обеспечить творческую направленность деятельности. Важной на данном этапе становится задача – найти пути эффективного педагогического взаимодействия с ребенком, способствующего развитию самостоятельности и обеспечивающего творческую направленность в рисовании.

Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию.

В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. У них появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности, они получают возможность для полного и разностороннего отражения явлений окружающей действительности, активно выражая свое отношение к ним.

Воспитатель знакомит детей с особенностями работы художника, который, прежде чем изобразить объект, внимательно его изучает. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, сопоставляя и сравнивая образы изображенные с образами реальными. Известно, что в дошкольном возрасте внимание ребенка неустойчиво, он не может длительное время наблюдать за объектами. Поэтому, подобранный зрительный ряд должен направлять внимание детей на восприятие обычных, непривычных и малозаметных явлений и объектов. Очень важна установка на заинтересованное рассматривание объекта. Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольников.

Впечатления, полученные в результате организованного процесса восприятия, позволяют создать на занятиях условия, благоприятные для продуктивного творчества. Дошкольникам не дается готовых рецептов, а создаются предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленных задач. Педагог лишь помогает детям ориентироваться в этом поиске, создавая условия для зарождения замысла.

Одним из главных методических приемов обучения является вариативный показ способов и последовательности изображения. Основное внимание уделяется показу жестом. Графический показ используется при подаче новых изобразительных конструкций. Обязателен такой показ и при освоении новых технических приемов рисования. На всех занятиях, где используется графический показ, центральной задачей является создание выразительности образа. Целесообразно сочетание частичного показа с последующим восприятием. Показ жестом по предмету, рисунку интересен и значим для закрепления навыков изображения.

При подборе приемов обучения следует основное место отводить наглядности: реальному предмету, различным видам искусств – игрушке, иллюстрациям, репродукциям картин и образному слову (стихам, потешкам, сказкам, и др.)

Особой заботой для воспитателя являются дети, имеющие слабое развитие художественное, речевое, общее. Известно, что при ослаблении в формировании названных процессов, происходят изменения в развитии координации движений, мелкой моторики, осанки. Серьезность таких отклонений и их обратимость зависят от того, когда будет начата коррекционная работа. Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Наша система направлена на формирование у детей автоматизированных навыков в различных видах изобразительной деятельности. Мышечные возможности руки требуют тренировки и коррекции. В свою очередь, овладение движениями рук и пальцев имеет немаловажное значение для развития речи ребенка. Особая роль в развитии мелкой моторики отводится пальчиковым играм. Они позволяют корректировать движения каждого пальца как отдельно, так и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Если они сопровождаются стихами, то у детей развивается речь и чувство ритма. В процессе работы с карандашом, кистью и др. изобразительными средствами у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений. Так, в процессе изобразительной деятельности, союзником рисования стало слово, точнее - речь. Она тесно связана с изобразительной деятельностью детей, и процесс рисования связан с активностью речевых разделов мозга, а рисунок отражает уровень общения, доступный его мышлению.

Первоосновой изобразительного искусства по праву называют рисунок . Сфера применения рисунка чрезвычайно широка. Рисунок , как графическое изображение, является одним из видов художественного отображения действительности, а также основой создания образа в других видах искусства.

Одним из видов изобразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка является графика , которая делится на несколько видов: станковую, книжную, плакатную, газетно-журнальную, прикладную .

Элементы рисунка это линии, штрихи, пятна , из которых складываются изображения.

Линия в рисунке – основное изобразительное средство, которое может носить различный характер. Графической линией как одним из основных средств изображения дети овладевают на самых ранних этапах. На протяжении всего дошкольного детства в рисунках детей преобладает одинокая контурная линия. Следует обратить внимание на совершенствование навыков изображения простых и сложных линий (ломаных, волнистых, комбинированных).

Цвет на детских рисунках – явление особое. Совокупность цветов, наделенных конкретным содержанием, создает колорит изображения. В старшем дошкольном возрасте закрепляются представления о цветах. Детей знакомят с основными принципами гармоничного сочетания цветов и их оттенков. Цвет выступает в живописи как основное изобразительное средство.

Композиция рассматривается как способ расположения объектов в пространстве. Разнообразны примеры решения композиции. Верность композиционного решения определяется идеей, темой и сюжетом произведения, т.е. находится в зависимости от поставленных задач.

Техника в искусстве – это совокупность способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.

Карандаш – графитный стержень в оправе, используется для проведения линий различной толщины, применяется для тушевки и штриховки.

Уголь – прессованный уголь, хорошо применяем для первоначальных набросков. Его основное свойство – бархатистость.

Пастель – мягкие цветные карандаши. Может использоваться в соединении с карандашами, иногда с акварелью, она создает основной тон. Возможно использование мокрым способом.

Восковые мелки – легко ложатся на шероховатую бумагу, дают мягкие очертания. Фон, выполненный мелками, делает рисунок выразительным.

Акварель – водяные краски. Основное свойство – прозрачность, это необходимо учитывать при наложении одного цвета на другой.

Гуашь – непрозрачные акварельные краски. Гуашь обладает хорошим кроющим свойством.

Полезно иногда давать детям не белую, а тонированную бумагу.

В процессе рисования дети закрепляют свои представления об окружающем мире, выбирают способы изображения.

Рисование с натуры способствует развитию зрительной памяти, которая способствует рождению образного восприятия и образного мышления.

Рисование по памяти сводится к произвольному запоминанию характерных признаков объекта и их последующему изображению.

Рисование по представлению – это воспроизведение объекта в произвольном положении, основывается на произвольном запоминании объекта, имеющего эмоциональную окраску.

Декоративное рисование является одним из видов изобразительного искусства. Богатым источником для данного вида изображения является многообразное народное искусство, в орнаментах которого отражается родная природа и национальная культура. Основное назначение декоративного искусства – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка.

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.

Игровые приемы обучения , как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий. Умело, используя игровой прием, можно увеличить количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

Комбинированные занятия по изобразительной деятельности дает возможность продемонстрировать владение различными приемами изображения, разнообразие используемых материалов. Такие занятия обогащают не только опыт дошкольника, но и непосредственно влияют на развитие его речи. А умение комбинировать, и составляет основу творчества.

Дети развиваются не одинаково, поэтому показатели творческого характера раньше появляются у детей с более высоким уровнем памяти, речи, воображения, практических навыков, образного восприятия, самостоятельности.

Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим настоящее. В этом смысле все, что окружает нас, кроме мира природы, является продуктом человеческого воображения и творчества.

«Развитие речи на занятиях по ИЗО»

Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Она выступает как специфическое средство познания деятельности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей.

В свою очередь умственное воспитание ребенка тесным образом связанно с развитием речи.

На занятиях ИЗО деятельности детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи.

Ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые не производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельностью является усвоение назывательной функции слова: все, что находится вокруг ребенка, все, что он делает и как делает, получает названия. Для того чтобы слово – название стало словом – понятием, на него надо выработать большое число различных условных связей, в том числе двигательных.

Разнообразный материал (наглядный), который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов.

Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмысление процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или и иной предложенной деятельности.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому – то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую инициативу.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал тряпочку, веду линию, рисую мяч. При специальном обучении дети хорошо усваивают определенную цепь последовательных действий; характерных для изобразительной деятельности. Это способствует развитию речи – правильному пониманию и выполнению инструкции типа: «Нарисуй дорожку, шар». Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно – следственную взаимосвязь различных действий и явлений: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисточка стала чистая».

Действия детей в ИЗО и конструктивной деятельности становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми.

Выполняя повторяющие движения в рисовании (штрихи, мазки, линии), дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ – топ - («следы»), кап – кап – («Дождик идет»): оживляют свои выполненные работы. Это также следует использовать для развития разных сторон речи.

Изобразительная деятельность и конструирование позволяют решать коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность.

Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи.

Удачи Вам и Вашим детям!

В настоящее время очень остро стоит проблема развития речи у детей с ОНР. Учитывая то, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи, у них возникают эмоции, которые они пытаются выразить словами, у них также появляется интерес к речи, общению. В данной работе рассмотрены три основных направления по развитию речи детей - логопатов:

1. Использование готового эстетического материала.

2. Развитие собственного творчества детей.

3. Использование специальных заданий, упражнений и игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие речи детей – логопатов через изобразительную деятельность»

Логопедическая

группа №6 ГБДОУ №5

воспитатель Леонова И.С.

Санкт – Петербург, 2014 г.

Уже длительное время я работаю в логопедической группе, где проблема развития речи стоит наиболее остро. Основной диагноз: ОНР I уровня (неговорящие дети), дизартрия; ЗПР (задержка психического развития), заикание, ринолалия плюс педагогическая запущенность. Практически у всех детей отягощенный анамнез, родовые травмы, энцефалопатия.

При задержке развития психики страдают все компоненты речи: звукопроизношение, грамматика; нарушается слоговая структура и связная речь. И, как следствие – недоразвитие моторики (артикуляционной и мелкой). В связи с этими причинами необходимо логопедизировать все занятия. Это довольно сложная проблема, поскольку у многих детей речевой негативизм.

В прошлые годы я работала по теме, связанной с изодеятельностью и заметила, что дети очень эмоционально и живо откликаются на предметы искусства, живописи. У ребенка появляются эмоции, которые он пытается выразить словами. У многих детей было сложно вызвать интерес речи, словам, общению. Однако, многие из них с интересом рассматривали картинки и даже пытались выразить свое отношение к ним: закрывали ладошками волка в сказке «Семеро козлят», грозили ему пальчиком. Так же, когда мы вместе с ребенком рассматривали его первые каракули на листе, многие делали попытки объяснить, что же получилось у них, дать название объекту, например, Таня Х.: «Это киска, она боится; Василина В.: Это дом, это я - красивая» и т.д.

Все эти причины и явились главными в выборе темы, над которой я сейчас работаю.

В изобразительной деятельности дети постоянно сталкиваются с образной, эстетической характеристикой предмета, явления, у них развивается образная выразительная речь. Принимая участие в восприятии и анализе предметов и явлений перед их изображением, ребенок в результате приобретает собственный опыт познания.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для развития речи ребенка. Прежде всего обогащается его словарь за счёт того, что дети на занятиях знакомятся с различными изобразительными материалами (карандаш, гуашь, краски и т.д.), узнают и называют их свойства (например, краска яркая, бледная, прозрачная, густая); познают такие орудия человеческой деятельности, как кисти, палитра, мольберт…В процессе знакомства с предметами и явлениями дети слышат их образную характеристику, запоминают, а затем используют их в своей речи.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию связной речи. Это происходит и в начале занятий, когда дети активно участвуют в рассматривании и анализе предметов, рассказывают о своем замысле и последовательности его выполнения, и затем, когда они рассматривают свои рисунки, рассказывают о том, что они изобразили, какие рисунки их товарищей им понравились и почему. Связная речь развивается и при знакомстве с произведениями изобразительного искусства, когда они описывают то, что видят на картине, в иллюстрации, объясняют как это они понимают. Развитие речи тесно связано с мышлением. Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служат развитию воображения, творчества, а они, в свою очередь, развитию речи.

Учитывая всё это, я выделила три основных направления, в которых было необходимо вести работу по развитию речи детей - логопатов.

1)Использование готового эстетического материала;

2)Развитие собственного творчества детей;

3)Использование специальных заданий, упражнений, игр, направленных на развитие речи, используя изобразительную деятельность.

Использование готового эстетического материала.

Готовый эстетический материал включает в себя всё, что окружает ребенка: это картинки, иллюстрации в книгах, живопись, предметы и явления и т.д.

В детском саду могут быть использованы не все виды изобразительного искусства. Основное место в воспитании детей дошкольного возраста средствами изобразительного искусства принадлежит картинке. В картинке богатое и разнообразное содержание выражается необычайно конкретно и полно (форма предмета, цвет, показ глубинного пространства и т.д.).

На начальном этапе для расширения знаний о предметах, о близком для ребенка мире, в первую очередь даются предметные картинки. В картинке ребенок должен легко узнавать предает. Рисунок должен быть отчётливым, с передачей ярко выраженных признаков предмета. Это помогает ребенку легче узнавать или называть тот или иной цвет, характерную форму и т.д. В младшей группе возможен показ и несложной сюжетной картинки (несколько предметов, персонажей, объединенных одним несложным действием). В сюжетной картинке должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где происходит действие, когда оно происходит. Сначала дети в моей группе давали очень простые, односложные ответы, типа: «Это девочка, она идёт...». И только потом, после занятий, можно было услышать такие ответы: "Это девочка Катя, она идёт гулять по дорожке. Ей весело, она поёт песню”. (Миша П.). По мере развития восприятия детей нужно показывать им более сложные картинки: сюжетные, пейзажи. На картинке с изображением пейзажа должны быть отчётливо видны понятные детям характерные признаки того или иного времени года, дня, погоды. Это особенно важно для детей-дошкольников, впервые знакомящихся с этими явлениями.

При рассматривании картинок я стараюсь не утомлять малышей многочисленными вопросами. Вопросы нужно строить так, чтобы они заставляли ребенка задуматься. Не нужно заставлять ребенка правильно повторять сказанное им слово, ориентируясь на мой образец, лучше проговаривать это слово самой, чётко его артикулируя. Завершить рассматривание нужно рассказом, который сложился по ходу описания картинки. Желающим детям нужно предоставить возможность постоять возле картины. Желательно в этот момент быть рядом с ребенком, так как некоторые дети (Денис Л., Илья П.) тыкают пальцем в картинку со словами: "Вот, видишь, вот!» и им нужно ещё раз рассказать о понравившемся им эпизоде или персонаже. Некоторые же дети (Миша П., Тёма Д.) рассказывают самостоятельно, подражая мне, но им нужно, чтобы их слушали.

Очень нравятся детям картинки с диалогами (они их запоминают очень быстро). Итак, если день за днем мы будем рассматривать картинку за картинкой, то за 2-3 месяца (сентябрь-ноябрь) дети накопят определенный опыт, словарь, эмоции и т.д. Потом я убедилась в том, что речевая активность детей повысилась, дети употребляют много синонимов и определений.

При выборе картинок для рассматривания, детям дошкольного возраста необходимо иметь в виду доступность произведения по средствам выражения. Дети, например, трудно воспринимают рисунки эскизного характера, когда художник не дорисовывает деталей, передаёт форму в некоторых её частях намёком, упрощает её. Плохо воспринимается детьми изображение сложных ракурсов (особенно в изображении животных).

Существенное значение для понимания картины имеет композиционный момент. Большие многофигурные композиции, разрешённые многопланово, с несколькими центрами действия, трудны для восприятия дошкольника. Выделение основного, главного, является существенным требованием в картинке. Это направляет детей на выделение главного, помогает целенаправленному восприятию.

Дети очень любят рассматривать цветные картинки, но я заметила, что и однотонные они воспринимают тоже с интересом. Интерес у них вызывают также контурные картинки, силуэты.

Ещё одно важное средство, способствующее развитию речи - это рассматривание с детьми иллюстраций в книгах. Для этого в нашей группе есть книжный уголок, книжная выставка. Здесь я отобрала такие книги, в которых иллюстрации наиболее красочные, яркие, интересные. Знакомясь с ними, дети могут заинтересоваться формой и техникой изображения, поучиться у художников выразительности при передаче форм предметов. Дети очень эмоционально откликаются на художественные образы иллюстраций, наглядному ознакомлению с приёмами их создания. Детям необходимо овладеть способами восприятия художественных средств иллюстраций, получает определённые знания о художественной значимости рисунка как важнейшего изобразительно-выразительного средства в создании целостного графического образа.

В результате длительной работы с детьми, я заметила, что дети (85%) видят разницу в передаче художниками формы и фактуры объектов, изображённых карандашом или красками, замечают стили рисунка (выполненные линией или тональным пятном), но в основном, всё-таки, внимание детей было направлено не на выяснение стиля рисунка, его общего настроя, а на его детали. Большинство детей не обращают внимание на взаимосвязь настроения персонажа иллюстрации с характером, использованных для его рисования линий. Однако некоторые дети (Галя В., Артем Ш., Миша П.) отличают, например, "Стебелек согнутый и настроение грустное", "Линии на рисунке плавные и поэтому все красиво, и всё хорошо кончилось". (В начале года ни один ребенок не мог связать характер рисунка со стилем). В течение года была проведена большая работа в этом направлении. Сначала я учила детей пользоваться карандашом; знакомила с выполнением линейного рисунка, с техникой рисования, с закрашиванием цветным карандашом поверхности формы и т.д. В своей работе я использовала иллюстрации книг. Например, в иллюстрации А. М. Каневского к сказке А.Толстого "Золотой ключик" , внимание детей обращала на то, что штрихи на стволе огромного дерева, за которым спрятался Карабас-Барабас, разнообразны: "Там, где дерево освещается солнцем, штрихи тоньше и светлее, они редкие; а там, где тень - штрихи темнее, наложены часто, близко друг к другу". Медведь в сказке "Теремок” художником В. Рачеевым изображается широкой линией, потому что он толстый, неуклюжий, а мышка, маленькая и юркая, рисуется чуть заметной, тонкой линией.

Мы рассматривали иллюстрации с изображением животных, птиц, выполненных В. Чарушиным. Их очень интересовало, как художник сумел показать пушистую, мягкую шёрстку лисят, зайчат, пушок гусят. На занятиях дети были очень активны, пытались придумать свои способы изображения. При рассматривании иллюстрации В. Чарушина «Болтливая сорока», Света Т. говорит: "Видно лиса бежит быстро, вон как художник ей лапы нарисовал: передние сильно вперёд, а задние сильно назад...”

Что характерно, фамилии художников мы специально не запоминали, но некоторые дети могли выделить стиль рисования одного художника. Артём Ш.: «Этих зверюшек нарисовали так же как в той книге».

Вносить иллюстрации я стараюсь так, чтобы они вызывали интерес и находили отклик у детей. Для этого использовала образные сравнения, определения, домысливание событий, которыми может закончиться изображенный сюжет, придумывание названий к иллюстрациям и рассказов по ним и т.д.

Книжная графика - это большие возможности для развития речи. Я видела с каким интересом смотрят дети иллюстрации, как они эмоционально отзывчивы на грустные, весёлые, красивые, смешные картинки. Я была свидетелем, как некоторые дети стучат кулачком по отрицательным, коварным героям на иллюстрациях (лиса из "Колобка”, волк из "Семерых козлят" и т.д.). В начале своей работы я использовала наиболее простые иллюстрации для восприятия: иллюстрации Ю.Васнецова к потешкам; Е.Чарушина к сказкам и рассказам о животных; В.Конашевича к сказкам "Муха - Цокотуха", "Тараканище" и т.д. Е.Рачеева к русским народным сказкам.

Наиболее сложным средством для развития речи является живопись . Для того, чтобы восприятие живописи способствовало развитию, познанию ребенком окружающего мира, он должен научиться правильно воспринимать художественное произведение. Это умение появляется лишь на определённой ступени развития. В начале работы дети относились к изображаемому, как к реальному предмету. И лишь потом, в результате работы, проведённой в данном направлении, дети прошли путь от элементарного узнавания предметов до сравнения образов искусства с действительностью. Восприятие образов в искусстве органически связывается с теми впечатлениями и наблюдениями, с которыми дети встречаются в действительности. Дети старшего дошкольного возраста способны это выразить в суждениях о том, или ином произведении.

В детских высказываниях появляются сравнения изображённого на картине с увиденным в жизни, например, «На этой картине дерево похоже на то, которое растёт у нас на участке…». Эта способность сравнивать изображение с действительностью является одним из источников развития наблюдательности у детей; картины учат не просто смотреть, а подмечать, выделять типичное и характерное. Однако, дети трудно выделяют основное (если ребенка попросить рассказать о том, что он видит, он начнет с второстепенных деталей). Отрывочное рассматривание продолжается до тех пор, пока дети не назовут все предметы, изображенные на ней. Но назвать предметы ещё не значит понять картину. Вот и нужно научить их этому. Рассказывание по картине, строящееся на основе ряда вопросов, задаваемых воспитателем в определенном порядке, приводит к тому, что восприятие систематизируется, становится более целенаправленным и планомерным. Дети учатся подмечать признаки предметов, существенные связи, взаимоотношения предметов. Это формирует содержательность детских рассказов. Путём обучения, постепенно формируется умение охватывать явление в целом.

Постепенно восприятие выразительных средств художественного произведения носит более осознанный характер. Сочетание красок, форм вызывает ту или иную оценку у детей.

Мои дети понимают, что тёмные краски выражают грустное настроение в картине (например, в «Алёнушке» В.Васнецова), светлые краски - бодрое, радостное настроение (например, в картине «Март» Левитана). Воспринимая ту или иную картину, дети обращают внимание на то, какими красками передаётся солнечный день, пасмурный день и т.д. Это достигается тем, что воспитатель обращает внимание детей на цвет, на форму предметов, изображённых на картине.

Созвучность, близость образов произведений жизненному опыту делает их любимыми произведениями детей. Интерес к картине нужно поддерживать, чтобы воспринимаемое не тускнело. Систематические групповые занятия очень помогают в этом. Беседы, которые я провожу, имеют целью углубить понимание и переживание детьми событий, изображённых в картине. Например, стараюсь в беседе с детьми раскрыть поэтичность русского пейзажа; лирика, красивая музыка помогает мне в этом. Рассказ должен быть образным и выразительным, чтобы создать нужное настроение у детей. Систематические занятия способствуют проявлению всё большей активности детей во время бесед. Длительность рассматривания увеличивается. У детей появляется интерес не только к содержанию, но и к средствам исполнения. Например, рассматривая картину Левитана "Март", я спросила: «Почему на картине видно, что светит солнце?». Дети ответили: "Потому что дом светло-жёлтый, и тень видна от двери". Когда рассматривали картину Шишкина "Утро в сосновом лесу", дети заметили, что «одни сосны солнце освещает и они жёлтые, а там, где тень - сосны красные, тёмные».

Картины, которые мы рассматривали в группе, я оставляла на некоторое время в поле зрения детей, чтобы у каждого была возможность близко рассмотреть все детали, оттенки и т.д. Время от времени (раз в 2-3 месяца) мы делали выставку картин, которые уже смотрели. Дети обычно с удовольствием рассматривают их, вспоминают названия, авторов; сравнивают, оценивают.

Помимо натюрмортов, пейзажей я пробовала знакомить детей с ещё одним видом живописи: портретом . Самое трудное и самое главное здесь - понять внутренний мир изображённого человека. Анализируя ответы детей я пришла к выводу о том, что в основном дети определяют настроение только по одному признаку: весёлое - грустное. Чтобы расширить представления детей об эмоциональном состоянии человека, его внешних проявлениях, рассматривали фотографии, иллюстрации в книгах (где люди были в состоянии горя, радости, гнева и т.д.). Дети узнавали, что сдвинутые брови, сжатые губы, брови - означают проявление недовольства, гнева; опущенные веки, поперечные морщины на лбу - скорбь; что при заливистом смехе глаза становятся уже и вокруг них появляются морщины.

Восприятие портрета тесно связано с развитием образной речи. От детей требуется умелое и точное оперирование определениями, синонимами, сравнениями, передающими внутреннее состояние человека. Богатейший материал даёт художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир чувств и человеческих взаимоотношений. Чтение художественной литературы всегда предваряло восприятие произведения живописи. В беседах необходимо акцентировать внимание на образные выражения, интересные сравнения, эпитеты. Чтобы закрепить их в активном словаре детей, я использовала игровые приёмы типа «Придумай предложение», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот». Или предлагала рассказать, какую картину представляют дети, когда услышат слово «грустный» («весёлый», «добрый» и др.). Образы, ассоциирующиеся с этими словами, были самые разнообразные: «Картины природы мрачные, тёмные, идёт дождь», «Эта картина о человеке, у которого случилось горе, это очень грустная картина».

Приобщение к богатству родного языка открывает перед ребенком путь к сознательному употреблению образных слов, точному выражению своих мыслей.

Одним из важнейших педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально положительной атмосферы. Беседы об искусстве требуют соответствующего настроения. Недопустимы шум, громкие разговоры, замечания. Нельзя воспринимать произведения живописи среди суеты, беспорядка, в обстановке неприязни, нервозности. Необходимо быть готовой к совместному с детьми творческому переживанию.

Все беседы о живописи строились на основе трёх групп вопросов:

1) Вопросы, раскрывающие содержание картины: кто изображён, что? Что можете рассказать об этом? Что ещё изображено? Что эти предметы (фон) рассказывают об изображённом?

2) Вопросы, позволяющие понять настроение изображённого, чувства, эмоции, которые хотел передать художник.

3) Вопросы, помогающие выделить средства выразительности, используемые художником (колорит, композиция, фон и т.д.), например, почему одна часть картины тёмная, а другая - светлая. Почему объекты изображены именно так, в такой последовательности?

Итак, «готовый» изоматериал - это огромные возможности для развития речи. Работать в этом направлении необходимо постепенно, последовательно. Сначала использовать наиболее простое (картинки, серии картинок), затем иллюстрации, книжную графику; и уже только потом - живопись (натюрморт, пейзаж, портрет).

Вот основные приёмы и методы, которые использовала я:

1) ПОЯСНЕНИЕ широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей. Этот приём я использовала и в том случае, если ребенок затруднялся ответить. В дальнейшем пояснения я старалась заменить вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.

2) СРАВНЕНИЕ . Данный приём способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Например, сравнивая несколько картин, дети сами сделали вывод: чем отличаются пейзаж от натюрморта; натюрморт от портрета и т.д.

3) АКЦЕНТИРОВАНИЕ деталей: суть данного приёма в следующем: при восприятии картины всё изображение закрывается листом бумаги, остаётся только какая-нибудь деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части изображаемого, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым.

  1. МЕТОД АДЕКВАТНЫХ ЭМОЦИЙ направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующее состоянию изображённого на картине. При этом необходимо опираться на собственный опыт детей. Я предлагала детям вспомнить сходные ситуации, когда у них было такое же настроение и т.д.
  2. МЕТОД ОЖИВЛЕНИЯ детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.
  3. ПРИЁМ "ВХОЖДЕНИЯ" В КАРТИНУ . Я предлагала детям представить себя на месте изображённого человека; или в обстановке, изображённой на картине. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.
  4. МЕТОД МУЗЫКАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ . Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие или быть фоном для моего рассказа или рассказа ребенка.
  5. ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ . Дети с большим удовольствием принимают игровые элементы: "Загадай что-либо о предмете на картине, а мы отгадаем", "Придумай своё название картине", "Передай движение человека на картине" и т.д.
  6. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА . Она носит разнообразный характер.

Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к картине, чтение соответствующих стихов, исполнение песен, высказывание мнений детей о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.

Рассматривая иллюстрации, картины, у ребенка возникает желание говорить, рассказывать об увиденном. Однако, не менее важное значение для развития речи детей имеет их собственное творчество. Поэтому следующим направлением, в котором я работала, было создание условий для развития творчества. Ребенок, который любит и умеет рисовать, с большим удовольствием рассказывает о том, что рисует. Но, если ребенок изобразительными навыками не владеет, не знает как можно подчеркнуть эстетические качества формы предметов, то он начинает избегать рисования людей, животных без которых не может быть отражена ни одна сколько-нибудь содержательная тема. Получается, что, если ребенок не владеет навыками рисования, то содержание рисунка обедняется, качество выполнения становится низким. Рисунки теряют для ребенка свою ценность, перестают удовлетворять его.

И, следовательно, у него уже не возникает желания рассказывать, описывать и т.д.

Развитие собственного творчества детей.

Для развития творческих способностей ребенка необходимо обучить его определённым навыкам, способам действия. В начале года у меня были дети, которые отказывались рисовать, объясняя это так: "Я не хочу рисовать, потому что у меня всё равно ничего не получится".

Создание изображения ставит перед ребенком ряд задач, без решения которых процесс рисования не может быть успешным. Так, для того, чтобы изобразить окружающее (дом, машину, лес и т.д.) ему надо иметь отчётливое представление о том, что изображается, надо внимательно рассмотреть предмет, увидеть его основные части, их расположение, величину, цвет, уметь выделить общее и различное в разных предметах. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин, цветов, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, клюёт зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.д.).

Итак, изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов, представлений и овладения способами изображения.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей нужно учить. С самого начала приобщения ребенка к рисованию, надо учить его правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться разными изобразительными материалами, т.е. научить его технике рисования. Правильные технические навыки и умения формируются не сразу, а постепенно, от занятия к занятию. Я предлагала детям рисовать и закрашивать любимые игрушки, вкусные овощи и фрукты, образы сказочных героев и т.д.

Для рисования я использовала различные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки. Знакомила с техникой их использования, их выразительными возможностями. Таким образом, обогащался и словарь детей. Они могли свободно владеть и специальными словами: мольберт, холст, палитра, фон, тень, первый план, тон и т.д.

На первых, начальных занятиях мы познакомились с детьми со спектром, пробовали смешивать краски, получали новые оттенки и полутона. Дети были в восторге от этих экспериментов. Быстро запоминали цвета, оттенки (например, малиновый, сиреневый, розовый, алый и т.д.). Им было интересно находить цветовые оттенки в окружающем: "У куклы платье синее, на васильки похожее", "Кирпичи у дома рыжие, с красным больше".

При работе с детьми я заметила, что к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. У всех совершенно разное восприятие. Это может быть связано и с различными типами нервных систем, а также зависеть от характера. Одни дети спокойны, уравновешены, всё за что они берутся, делают серьёзно, даже, по возможности, основательно (Света, Галя, Тёма). Другие - подвижны, легко возбудимы, с неустойчивым вниманием, быстро переключаются с одного на другое (Илья, Денис, Паша). По разному дети относятся и к изображению, цвету. Одни проявляют к цвету большой интерес (Василина В., Артём Ш., Таня). Они сами активно выбирают цветовые материалы, используют цвет не только как признак предмета, но и как средство украшения. Для других детей цвета как будто не существует (Костя, Вася). Они стараются всё решить одним цветом. Индивидуальные различия характерны и при овладении ими изобразительными навыками и умениями. Одни осваивают их легко и быстро. Другим нужно больше времени и повтора показа. А есть и такие дети, которые нуждаются в постоянной помощи воспитателя (Илюша, Вася). Зато, овладев графическими навыками и умениями, дети приобретают свободу действия, не чувствуют свою неумелость. Наступает очень важный момент в развитии изобразительной деятельности ребенка в целом: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся линий, штрихов, понимать их взаимозависимость. Дети начинают узнавать в них знакомые предметы. Чем богаче опыт, тем разнообразнее и богаче ассоциации, тем интереснее «замысел» ребенка в последующем развитии изображения. Деятельность начинает приобретать произвольный характер.

Таким образом, рисование только тогда становится изобразительной деятельностью, когда от узнавания в начертанных им линиях и конфигурациях предметов окружающего мира ребенок переходит к произвольному изображению. Постепенно, по мере закрепления движений, развития ассоциаций у ребенка возникает потребность дополнить получившееся изображение, у ребенка возникает замысел.

Рисование не может протекать без сопровождающих его мыслей. Мышление же не может протекать без речи. Рисуя, дети хотят рассказать о том или ином событии. Однако в детском рисовании повествование выражается языком слов, речью ребенка, рисунок же изображает предметы, имеющие отношение к данному повествованию. Сопровождение процесса рисования речью оказывает влияние на характер рисунка, главным образом на последовательность изображения тех или иных предметов. Но построение рисунка у детей 5-6 лет получает пространственное разрешение: все изображенные предметы дети располагают в одну линию, а если содержание рисунков усложняется - на двух и трёх линиях.

Таким образом, деятельность рисования у детей протекает совместно с речью.

На первых порах словами определяется содержание замысла. Те дети, которые не говорят в процессе рисования, выражают в рисунке содержание гораздо беднее, чем те, которые говорят. Первые свои предметные изображения дети характеризуют, отмечая такие качества, как "большой", "толстый", "длинный", "красный" отмечают то, что очевидно глазу. Позже даются такие определения как "веселый", "красивый", "нарядный", "хороший". Очень часто эти определения относятся целиком к предмету, который изображен, а не к рисунку. Моральная оценка: хороший, добрый - обычно подтверждается предполагаемыми действиями: "Мальчик хороший, потому что он заступился за маленького", "Девочка добрая, потому что делится конфетами". Значение слов, сопровождающих рисование, для характеристики предметов для выражения действий, поступков, отношений очень велико в дошкольном возрасте. Выражение через рисунок во много раз сложнее для детей, чем через слова. Без словесного сопровождения рисунок теряет три четверти своего значения для детей. Дети 5-6 лет уже разделяют функции речи и рисунка: рисунок изображает предметы и персонажи, которые должны действовать; словами передаётся действие, отношение предметов. В словах выражается намерение выразить в рисунке то пли иное событие.

Интересно, что когда тема, избранная для ребенка, сильно затрагивает чувства ребенка, вызывает глубокие переживания, речь является основным средством выражения этих переживаний.

Чем в большей степени дети овладевают изобразительными умениями, тем большие возможности они получают для выражения своих чувств средствами рисунка. В старшей группе дети, рисуя, уже способны рассуждать и оценивать. Паша К. говорит Тане: «Трава не бывает таким цветом»; Таня: «Бывает, когда уже осень наступит, то она такая коричневая становится».

Свои работы дети, как правило, с удовольствием рассматривают, говорят о них. Активность детей надо поддерживать и развивать. У меня в группе есть дети, которые очень пассивны.

Когда я спрашиваю их впечатление от детских работ, они, как правило, только указывают на понравившийся рисунок и от комментариев отказываются. Для того, чтобы этого не происходило, я старалась анализ работ проводить разнообразно, помня о том, что этот разговор должен быть свободным, непринуждённым, живым, характеризующим созданное изображение, подчёркивать его выразительность. Обсуждение работ должно быть разнообразным по форме. Так, я пробовала предлагать детям показать понравившиеся работы и рассказать почему они им понравились. В другом случае авторам выбранных работ предлагала рассказать почему именно это они изобразили и почему. Также, я использовала форму, когда предлагала детям самим оценить свою работу и в зависимости от этого поставить: на верхний ряд (очень хорошая работа); средний (хорошая работа); нижний (не очень хорошая работа) ряд выставочного стенда. А затем всем вместе посмотреть и определить, правильно ли дети оценили свою работу. Если есть недооценка, или, наоборот, переоценка, то шесте с детьми полезно её исправить. Конечно, делать это нужно очень тактично, стараясь не задеть самолюбия ребенка. Обычно я старалась это делать наедине с ребенком, объяснив ему, в чём он ошибся.

Итак, в результате целенаправленных занятий я добилась следующих результатов:

Раньше дети почти не использовали способы изодеятельности для передачи характера образов. Регуляции движений по силе, размаху, с целью передачи образов, вообще не было. Проявлялась лишь сила нажима, свойственная каждому ребенку. Как правило, раньше дети создавали изображение быстро, почти не раскрашивая рисунка, не прорисовывая деталей, ограничиваясь лишь передачей общей формы. У многих лист не был заполнен изображениями, было много пустых мест. Некоторые (Илья, Вася М., Таня X.) рисовали очень маленькие объекты где-нибудь в углу, а в центре было пусто. Цвет тоже их особо не интересовал, как правило рисунки были одноцветные.

Теперь же анализ выполнения заданий показал, что дети воспринимают задания осмысленно, передают одно и то же явление разнообразнее чем раньше. Так, способ рисования водички раньше был почти у всех один: они изображали каждую струю отдельными линиями, идущими сверху вниз. А сейчас многие рисуют воду по-своему: пучком расходящихся книзу линий, волнистыми линиями и даже пунктиром. Цвет тоже стал играть для них далеко не маловажную роль. Теперь они стараются уже всеми имеющимися средствами подчеркнуть важное в рисунке. Следовательно, теперь дети уже более точно отображают свой замысел, более удовлетворены результатом своего труда.

В процессе всей своей деятельности я работала по развитию у детей способностей, которые я разделила на 4 основные группы:

1 группа: способности восприятия предметов и явлений окружающей действительности, их основных свойств: формы, цвета, цветовых отношений, величины и пропорций.

Сюда же относится и восприятие картин, иллюстраций, живописи. При этом, восприятие должно быть эмоционально окрашено, вызывать у детей яркие образы и чувства.

2 группу составляют двигательные способности, "умелость руки”, включающая в себя и координацию движений руки под контролем зрения.

В3 группу включены способности, которые можно определить как образное мышление (способность детей самостоятельно анализировать, сравнивать, оценивать).

4 группа: способности воображения, творчества.

Задача развития речи успешно решается во всех группах. Особенно интенсивно в первой, третьей и четвёртой группе.

Использование специальных заданий, упражнений, игр, направленных на развитие речи, используя изобразительную деятельность.

Для более успешного решения задачи развития речи детей я использовала специальные упражнения и задания:.

- «РАЗРЕШЕНИЕ РИСОВАННЫХ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ»

Я рассказываю детям короткую историю с простым сюжетом. Герои рассказов сталкиваются с различными несложными трудностями. Детям нужно их разрешить, найти выход. Параллельно с этим я рисую эту историю мелом на доске. Предложенные ответы детей дорисовываются ими или педагогом. Например, "Девочка пошла гулять и заблудилась, вдруг пошёл дождь... Что делать, как защитить девочку?" (на доске нарисована девочка, туча и дождь).

Дети предлагают варианты: нарисовать ей дерево ("Она встанет под дерево и не намокнет"); навес ("Она спрячется как на остановке"), плащ и сапожки; зонтик и т.д. Все свои ответы дети комментируют. Это способствует развитию словаря детей, развитию связной речи, дети пытаются делиться своими впечатлениями и сложившимися представлениями об отдельных предметах, явлениях и событиях их жизни.

- «КОММУТИРОВАНИЕ И РАЗБОР ПУТАНИЦ»

Путаницы, так же как и рисованные загадки, являются уникальным средством для развития речи. В весёлой, занимательной форме они помогают ребенку осознать различные признаки предметов (объектов, явлений); их взаимосвязь с окружающей действительностью.

Начинала я с наиболее простых путаниц, типа: картинка, на которой на фоне летнего пейзажа стоит снеговик; мальчик надевает на ноги перчатки; в зимнем лесу дети собирают грибы и т.д. Обычно я сама принимала вид человека, который чего-то недопонимает. Дети с готовностью спешат мне помочь разобраться с хитростями художника.

- «НАУЧИ МЕНЯ ТОМУ ЧТО УМЕЕШЬ»

Это упражнение я использовала для закрепления навыков и умений детей. Это придаёт детям уверенность в своих силах.

- «ПРИДУМАЙ И НАРИСУЙ КОНЕЦ К СКАЗКЕ»

В сказках, типа "Теремка", придумывание новых вариантов не представляет особого труда. Все сцены однотипны и нужно, по сути, только придумать нового героя, с которым в очередной раз повторится однотипная сцена. Куда сложнее придумывать новые эпизоды в таких сказках как, скажем, "Гуси-лебеди". Здесь каждая новая сцена существенно отличается от предыдущих. К концу года дети находят уже довольно интересные варианты окончаний сказок и рисование заставляет их думать, доставляет им особое удовольствие. В основном сказки, имеющие плохой конец (типа «Колобка») у детей, как правило, заканчиваются хорошо.

УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ? КАКАЯ?»

Я показываю детям картинку или их рисунок с изображением предмета, а они должны дать им как можно больше определений, описывающих его. Это упражнение можно изменить. Нарисовать предметы, имеющие заданные признаки. Например, "Что бывает красное?” Дети рисуют помидор, флажок и т.д. Вопросы могут быть самые разнообразные; "Что бывает вкусное?”, "Что бывает деревянное?”

ИГРА-УПРАЖНЕНИЕ «СРАВНЕНИЯ»

Я говорю детям: ”У Артёма солнышко как цыплёнок”. Они продолжают: "Как вон та книжка, потому что цветом похожи”, ”Как мячик, такое же круглое”.

- «КЛЯКСОГРАФИЯ»

Этот вид задания очень хорошо развивает фантазию детей, их речь. Причём это упражнение выполняют дети не только с кляксой на бумаге, но и повсюду, что их окружает: облака, пни, лужи. Многие сравнения для меня были совсем необычны, неожиданны. Василина В.: "Эта лужа похожа на сонного бегемота", Вася М.:

"Эта клякса похожа на угол, в котором наказывают". Несмотря на иногда сомнительное сравнение, я всё же поощряю детей за проявление наблюдательности, творческого подхода.

- «РАССКАЖИ О ЧЕЛОВЕКЕ»

Рисуется портрет человека. Потом вместе с детьми пытаемся догадаться что это за человек, и даже придумать, где он может жить и где работать.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ»

Перед детьми выставляются две или серия картинок с одним сюжетом. Дети должны расположить их в определённой последовательности, мотивировать, объяснить, почему это нужно расположить именно так. Ребенок учится отстаивать свою точку зрения.

- «ОТГАДАЙ, КАКАЯ СКАЗКА?», «ИЗ КАКОЙ СКАЗКИ ЭТОТ ГЕРОЙ?»

Дети рисуют картинку, а остальные угадывают, кто это и из какой сказки.

УПРАЖНЕНИЕ «ЗАКОНЧИ РИСУНОК И ОБЪЯСНИ»

Раздаю детям картинки-рисунки, например, с лесным пейзажем.

Дети дорисовывают зверей, грибы, цветы, птиц, солнце и т.д. и объясняют, почему они это нарисовали.

- «ОТГАДАЙ, ЧТО БЫЛО»

Перед ребенком на листе бумаги, не связанные между собой линии, фигуры. Дети должны что-то дорисовать, всё досвязать, дофантазировать и уже детям дать готовый рассказ по своей картинке.

- «ОБЛОЖКА К КНИГЕ»

После прочтения книги дети придумывают варианты обложки к ней. Если замысел интересный, дети тут же стараются всё это нарисовать.

- «ПРИДУМЫВАНИЕ НОВОЙ СКАЗКИ И РИСОВАНИЕ ОБЩЕЙ КНИЖКИ-РАСКЛАДУШКИ»

Каждый ребенок придумывает свой сюжет с общими героями, а потом рисует это на листе бумаги. Всё это сшиваем и получаются сказки, которые каждый ребенок рассказывает по своему.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лалаева Р.И., «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи». (СПб, изд-во «Союз», 2001г.)
  2. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» (Москва, изд-во «Просвещение», 1990г.)
  3. Шпицина Л.М., «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста». (СПб, изд-во «Речь», 2003г.)
  4. Комарова Т.С., «Изобразительная деятельность в детском саду». (Москва, изд-во «Педагогика», 1990г.)
  5. Саккулина Н.П., «Методика обучению рисованию, лепке и аппликации в детском саду». (Москва, изд-во «Просвещение», 1971г.)
  6. Григорьева О.В., «Рисование и лепка». (СПб, изд-во «Смарт», 1996г.)
  7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г., «Обучение рисованию, лепке, аппликации в игре». (Москва, изд-во «Просвещение», 1992г.)

Любая деятельность в том числе и изобразительная благоприятно влияет на развитие речи. Особенно, что касается детей с ОНР, деятельность с бумагой, глиной, красками, ножницами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.

Изобразительная деятельность выступает как специфичес­кое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.

На занятиях изобразительной деятельностью детей мож­но знакомить с новыми словами, учить понимать, разли­чать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребе­нок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и упот­реблять слова, обозначающие внешние признаки предме­тов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи па занятиях изобразительной деятельностью является усвоение номи­нативной (назывательной) функции слова: все, что нахо­дится вокруг ребенка, все, что он делает и, как делает, по­лучает название.

Все виды изобра­зительной деятельности способствуют этому. Разнообраз­ный наглядный материал, который периодически меняется, помогает уточнить понимание названий предметов, дейст­вий, признаков. Ребенок приучается вслушиваться в корот­кую фразу взрослого, понимать смысл постепенно услож­няемых высказываний, новых слов, уточняет их лексичес­кие, фонетические, грамматические оттенки. Слово помо­тает ребенку в познании всех сторон изобразительной дея­тельности, осмыслении процессов изображения.

В продуктивной деятельности значительно быстрее про­исходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направ­ленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности. Различные видыпродуктивной деятельности благоприятны для развития ре­чи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности.

Проблемные ситуации формируют коммуника­тивную направленность речи.

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных этапах коррекционной работы с разными рече­выми целями, а его применение варьируется в зависимости от речевого развития детей данной группы. Важно и то обстоятельство, что ребенок в продуктив­ной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что также оказывает положительное влияние на развитие речи

Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.

В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с призна­ками действия.

пониманию и выполнению инст­рукции

В группах с общим недоразвитием речи необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность.

Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие по­ложительные качества, как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настой­чивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те качества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи.

Воспитатель поощряет активность детей, вы­полняющих установленные правила, благодаря чему у де­тей постепенно вырабатывается осознанное поведение, уме­ние ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игно­рирующих, принятые вгруппе правила поведения. Воспи­тывая у детей навыки правильного поведения, следует как можно реже прибегать к замечаниям, порицаниям, так как они гасят интерес к деятельности. Напротив, положитель­ная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям.

Таким образом, все перечисленные положительные сто­роны продуктивной деятельности оказывают большое влия­ние на формирование различных сторон речи при аномаль­ном ее развитии.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Значение изобразительной деятельности для развития речи. Особенности организации занятий по изобразительной деятельности в логопедических группах.:

  1. Предмет «Методика развития детского изобразительного творчества»: цели и задачи руководства изобразительной деятельностью.
  2. Занятие – основная форма обучения изобразительной деятельности детей сохранным и нарушением развития. Структура занятия.
  3. 35. психологические особенности изобразительной деятельности. Роль развития творческой деятельности в формировании уо ребенка.
  4. 20. Значение изобразительного искусства в культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками. Специфика организации выставок.
  5. Вариативные программы обучения изобразительной деятельности детей с сохранным и нарушенным развитием.
  6. 8.Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
  7. 21.Организация и проведения занятий по восприятию произведений изобразительного искусства во вспомогательной школе.

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, пред­ставление, воображение и т.д.), без которых не может развивать­ся изобразительная деятельность, оказывает положительное вли­яние на развитие личности ребенка.

Речь (учителя и ребенка) организует и активизирует мышле­ние школьника, помогает ему устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять поря­док необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль до­полнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем она слу­жит средством преодоления тенденции к образованию стереотип­ных, шаблонных, малоподвижных навыков.

Речь способствует формированию графических умений и на­выков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисова­нием представляют сильное средство развития речи учащихся.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происхо­дит обогащение словаря школьников терминами, которые перво­начально используются ими, как правило, на уроках рисования, а затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства обще­ния; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на кор­рекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.

На уроках рисования у учащихся формируются понятия, кото­рые связаны с процессом изображения («узор», «линия», «поло­са», «контур», «симметрия» и т.д.), происходит активное накоп­ление слов, характеризующих признаки предмета или его частей («большой», «длинный», «прямоугольный», «синий» и т.д.), дей­ствия («провести», «разделить», «соединить», «раскрасить» и т.д.), пространственные отношения («посередине», «вверху», «слева», «ближе» и т.д.).

Помимо конкретных слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, пространственные отношения, школьники усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение» и т.д.

Всестороннее обследование объектов изображения, ознаком­ление с основными геометрическими формами и их характерны­ми особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваи­вать словесные обозначения этих форм.

Работа по обогащению словаря умственно отсталых школьни­ков в ходе занятий рисованием крайне необходима, если учесть, что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. У учащихся младших классов специальной школы полностью от­сутствуют многие понятия. Дети не знают названий некоторых предметов, несмотря на то что они им хорошо знакомы. Еще мень­шим запасом слов учащиеся располагают для характеристики признаков объекта. Совсем ограниченный круг слов они используют для обозначения действия.

Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включе­ние речи в акт восприятия способствует более активному его про­теканию. В свою очередь, речь учащихся, содействуя более совер­шенному восприятию, значительно улучшает качество представ­лений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.

Многие исследователи изобразительной деятельности детей отмечают благотворное влияние речи на процесс рисования. Уме­ние правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность учащихся, повышает их внимание, обеспечивает луч­ший контроль за движениями руки, делает изобразительные дей­ствия более целенаправленными.

«Включение речи может существенно перестроить течение про­цесса изображения: ребенок начинает анализировать свой собствен­ный рисунок, начинает понимать, что у него сделано хорошо, над чем еще необходимо продолжить работу.

Слово помогает осмысливанию процесса изображения - в про­цессе создания рисунка ребенок осознает и раскрывает свойства изображаемых предметов», - пишет Е. И. Игнатьев.

Между тем, как показывают наблюдения, речевая активность учащихся специальной школы на уроках рисования очень мала. Учитель не всегда использует вербальные возможности школьни­ков. Нередко он стремится сам проанализировать натуру или об­разец. На уроках недостаточно применяются такие методические приемы, как словесное описание структуры изображаемого пред­мета и порядка выполняемых действий. Редко обсуждаются воп­росы композиционного размещения рисунка. В должной степени не организуются отчеты учащихся о выполненной ими работе.

Отмечая особую значимость речевой активности школьников при изучении объекта, необходимо подчеркнуть, что они нуж­даются в дополнительных побуждениях. В начальной стадии об­следования предмета достаточны побуждения типа: «Рассмотри получше! Что еще можно сказать? Дальше!» и т. п. Однако целесо­образность их применения слишком кратковременна. Чтобы вер­бализовать нужные для рисования признаки предмета, необходи­мо более определенно организовать восприятия ученика. При этом перед ним надо поставить ясные задачи. И. М. Соловьев подчерки­вает, что умственно отсталых детей надо учить рассуждать во время рассматривания объекта. Эта работа, по его убеждению, долж­на проводиться при каждой демонстрации наглядного пособия, ею должны быть пронизаны все уроки, связанные с рассматрива­нием предметов.

С помощью речи следует направлять мыслительную деятель­ность ребенка на такие особенности объекта, как форма, конст­рукция, пропорции, взаимное расположение элементов, цвет и др.

Словесное обозначение признаков, в свою очередь, требует от учащихся актуализации соответствующих терминов. В связи с этим В. Г. Петрова пишет: «Если в нужный момент их не оказывается в распоряжении ребенка и ему их сообщают, то в такой ситуации эти термины запоминаются лучше, чем во многих других услови­ях, так как ученик не просто слышит новое слово, но узнает его в тот момент, когда нуждается в нем, испытывает потребность им воспользоваться».

По выражению Г. М.Дульнева, «методически выгодно» при­урочивать словесные обозначения, указания, рекомендации к моменту выполнения соответствующих практических действий. В данном случае речь идет об уроках ручного труда. Однако рисо­вание настолько сходно с этим видом деятельности, что принци­пы педагогического влияния через посредство речи фактически являются равноценными.

Учащиеся коррекционной школы в значительно большей сте­пени, чем учащиеся массовой школы, нуждаются в подробных объяснениях со стороны учителя в процессе восприятия и изобра­жения.

Наши опыты показали, что умственно отсталый ребенок не может действовать в полном соответствии с инструкцией, если она сформулирована в самом общем виде, например: «Внима­тельно смотрите на предмет и рисуйте его». Такое указание не фиксирует внимание детей на особенностях воспринимаемого объекта, не подчеркивает значимость характерных деталей, кото­рые должны быть учтены при изображении. Даже рисунок на дос­ке, выполненный учителем от начала до конца непосредственно перед самостоятельной работой учащихся, не обеспечивает пол­ного понимания структуры объекта. Отсюда и неизбежно возни­кающие в детских рисунках ошибки.

Приведем некоторые данные, полученные нами при изучении вопроса о роли словесных объяснений для учащихся специальной школы в процессе рисования с натуры.

В качестве объекта изображения была выбрана башня из куби­ков строительного конструктора. Задания предлагались учащимся II классов массовой и специальной школ (по две группы из каждой).

Учащимся первой группы после ознакомления с предметом экспериментатор демонстрировал на доске порядок построения рисунка. Однако никаких пояснений и указаний не давал. Во вто­рой группе показ последовательного хода выполнения изображе­ния сопровождался подробными объяснениями. Детям давались детальные рекомендации в отношении построения рисунка. Экс­периментатор фиксировал внимание на том, что основание баш­ни состоит из трех кубиков, что посередине находится кубик крас­ного цвета, а слева и справа от него располагаются зеленые. Затем он давал детям пояснения в отношении рисунка: «Сначала надо нарисовать красный кубик, на него поставить желтый, на жел­тый - синий. После этого следует нарисовать узкий брусок жел­того цвета, а затем зеленую крышу треугольной формы. Крыша-треугольник имеет большие размеры и ее края выступают за пре­делы стенки».

Рисунки учащихся второй группы оказались значительно луч­ше рисунков учащихся первой группы.

Только 33 % учащихся первой группы из специальной школы успешно справились с заданием. Остальные допустили те или иные ошибки. Во второй группе успешно справились с заданием 80 % учащихся. Учащиеся первой и второй групп из массовой школы справились с заданием соответственно в 87 и 100 % случаев.

Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство умственно отсталых школьников не могут самостоятельно понять структуру объекта и усвоить порядок рисования. Они нуждаются в развернутых инструкциях, устанавливающих взаимную связь со­ставных частей, подчеркивающих индивидуальные особенности деталей и объекта в целом. Если такой работы не проводить, то учащиеся воспринимают порядок построения рисунка недиффе­ренцированно. Действуя без учета своеобразия натуры, они совер­шают многочисленные графические ошибки.

Следует особо отметить малую продуктивность изолированно­го использования слова в процессе обучения рисованию младших школьников. Слово необходимо соотносить с определенным пред­метом (рисунком) или его элементами. Кроме того, его нужно подкреплять конкретным действием (показ, жест).

Важно научить детей умению обозначать словом предмет и его детали, рассказывать о своей работе, комментировать свою дея­тельность. Все это способствует развитию речи и более сознатель­ному усвоению последовательности выполнения рисунка.

Отмечая, что речь учителя выполняет роль регулятора изобра­зительной деятельности учащихся, нельзя не сказать о тех случа­ях, когда она может оказаться своеобразным тормозом на пути преодоления возникающих у детей затруднений.

В педагогической литературе неоднократно подчеркивалось, что речь учителя должна быть правильной, доступной, точной, выра­зительной, умеренной. Последнее требование нередко нарушает­ся, особенно в младших классах. Стремясь к подробным объясне­ниям, учитель невольно становится многословным. Такой «рече­вой поток» дезорганизует деятельность школьников, отвлекает их, снижает и без того слабую целенаправленность в работе. Длитель­ные словесные разъяснения вызывают у учащихся охранительное торможение, в результате чего они перестают слушать учителя, начинают заниматься посторонними делами.

С целью предупреждения пассивности детей во время анализа объекта изображения необходимо их самих активно привлекать к этому процессу. Правильно подобранные и поставленные вопро­сы побуждают учащихся к систематическому выделению призна­ков предмета и планированию предстоящей работы.

В качестве педагогических средств усиления речевой активно­сти школьников в процессе изобразительной деятельности мож­но использовать различные приемы. К ним относятся: побужде­ние ребенка к чтению наизусть стихотворения или загадки с це­лью создания эмоционального отношения к рисованию; анализ объекта изображения (определение основных признаков, описа­ние структуры); побуждение учащихся к называнию и словесной характеристике свойств объектов, включаемых в тематический рисунок; установление последовательности работы над рисун­ком (планирование); решение задач композиционного характе­ра; сравнение рисунка с натурой (образцом) и элементов изо­бражения между собой в процессе выполнения задания; анализ результатов изобразительной деятельности в конце каждого уро­ка; обсуждение и отбор рисунков на классную или школьную выставку и т. п.

Рациональное сочетание направляющей речи учителя и самих учеников позволяет использовать занятия рисованием в качестве мощного источника развития познавательной деятельности ум­ственно отсталых школьников.