Кабошон - что это? Кабошоны из натуральных камней. Огранка кабошон — что это такое

01 07

Кабошоны из натуральных камней


Кабошон - это древний способ обработки драгоценных и поделочных камней, после которого поверхность материала становится гладкой и отполированной без выделения граней. Соответственно, камень, обработанный соответствующим образом, носит созвучное название. Как правило, кабошон имеет овальную или округлую форму, но при этом с одной стороны изделие остается плоским. Подобную обработку могут проходить как драгоценные камни (сапфир, аметист, нефрит), так и поделочные варианты (бирюза, яшма). Благодаря такой обработке камни получают особую выразительность, яркость, а за счет оптического эффекта четко прорисовывается цветовая гамма материала.

История появления кабошонов

Где и когда именно появился этот способ обработки камней, сказать весьма трудно. Одни считают, что основоположником его стал владелец шикарной коллекции алмазов французский кардиналМазарини . Другие полагают, что первый кабошон попал в Европу в 16 веке благодаря индийским купцам. Однако тот факт, что своего пика популярности данный вид обработки достиг в 19 веке, является общепринятым. Модницы того времени выстраивались в очереди за невероятно популярными в тот период украшениями с карбункулами, которым подобный вид обработки придавал особый лоск.

Вплоть до 20 века "кабоширование " оставалось чуть ли ни единственным способом обработки камней. Однако впоследствии оно утратило свою популярность, поскольку теперь слишком яркие и объемные камни являлись признаком вульгарности.

Виды кабошонов


Не смотря на пренебрежение подобным видом обработки камня в начале 20 века, сегодня кабошон вновь обрел былую востребованность. В современном мире бижутерии различают следующие виды камней:

Простой (изделие выполнено из цветного непрозрачного камня и имеет форму шара);
- двойной (камень выпуклый с двух сторон; идеально подходит для переливающейся текстуры опала и подобных ему материалов);
- высокий (камень с удлиненной верхней частью);
- полый (изделие похоже по форме на линзу, когда внешняя часть выгнута, а внутренняя вогнута, за счет чего структура прозрачного камня становится более яркой и насыщенной).

Использование различных видов кабошонов в сочетании с фурнитурой позволяет воплотить в жизнь совершенно эксклюзивные идеи мастеров в сфере изготовления бижутерии.

Кабошоны в современном мире




В настоящее время данный вид обработки камней особо популярен. Все большее количество дизайнеров представляет модные коллекции, стильной изюминкой которых является украшение с кабошонами, выполненными из драгоценных камней. Причем традиции остаются неизменными: более яркие камни предназначены для вечерних выходов, а бледные варианты - для утреннего и дневного времени. Особых правил ношения такие аксессуары не имеют, поэтому кабошоны можно надевать с любой одеждой и бижутерией. Из-за своей непритязательности кабошоны встречаются везде: в офисах, на светских мероприятиях, на улицах города, в ночных клубах и ресторанах.

Менее дорогостоящим вариантом являются кабошоны из поделочных камней, которые смотрятся не менее стильно, чем их дорогостоящие аналоги.

Где купить качественные кабошоны?


Любые виды кабошонов можно заказать на сайте , который занимается продажей не только камней, но и всевозможных видов фурнитуры для бижутерии. Здесь можно найти кабошоны из бирюзы, яшмы, агата, аметиста, коралла, гематита, кварца, содалита - и это далеко не полный список наименований. Все камни представлены различными оттенками и формами, что позволит создать совершенно уникальные украшения, полностью соответствующие последним веяниям моды.


Что такое кабошон


Кабошон представляет собой один из способов обработки драгоценных камней. Также кабошоном называют и камень, который получается в результате такой обработки. Верхняя часть такого камня чаще всего выпуклая и имеет вид полуокружности, а нижняя шлифуется до тех пор, пока не станет плоской.

Этот способ обработки драгоценных камней широко применялся в древние времена и средневековье. На протяжении многих веков он развивался и совершенствовался. Сейчас из натуральных камней очень популярны в ювелирном искусстве, а также среди рукодельниц.

В виде кабошона обрабатывают натуральные камни , которые имеют красивый цвет или обладают различными оптическими эффектами. Некоторые натуральные камни способны проявить свою красоту и неповторимость именно в виде кабошонов. Этот способ обработки позволяет подчеркнуть и выделить текстуру таких камней, как сапфир, яшма, агат, бирюза, «кошачий глаз» и «лунный камень».

Также с помощью кабошона в сапфирах достигается эффект астеризма. Это оптический эффект, который заключается в появлении внутри камня звездообразной фигуры. Очень красиво смотрится эффект опалесценции или переливчатости.

Кабошон способен превратить недостатки камней в достоинства. Все лишние примеси и вкрапления считаются дефектом камня. Но при обработке методом кабошон эти вкрапления могут стать своеобразным светофильтром. Это создаст неповторимые эффекты и придаст камню уникальность.


Стандартные формы кабошонов:

  • Круглая форма одна из самых популярных. Она прекрасно подходит для камней различной хрупкости и подчеркивает оптические эффекты камней.
  • Овальная форма или эллипс является разновидностью круглой.
  • Маркиз. Эта форма напоминает лодочку. Ширина камня при такой обработке значительно меньше длины, что позволяет успешно применять его для изготовления не только колец, но и подвесок, браслетов.
  • Квадратная форма имеет одинаковую длину и ширину. Такой камень может находиться в центре изделия или быть составной частью обрамления.
  • Сердечко – одна из самых сложных форм, чаще всего ее применяют в эксклюзивных изделиях.
  • Многоугольник. Эта форма обычно применяется для камней в объемных украшениях. Многоугольники чаще всего являются центральной частью изделия.
  • Капля или кулон. Такая форма обеспечивает игру света и придает камню особую элегантность. В форме капли обрабатывают как крупные, так и мелкие камни.
Форму кабошона выбирают в зависимости от изделия, в котором он будет использоваться, от рисунка, цветовых эффектов и хрупкости камня. Если камень очень хрупкий и подвержен сколам, то для него лучше выбрать овальную или круглую форму. А из более прочных материалов можно изготавливать фигуры сложнее – звездочки, сердечки и кресты.

Для мужских колец-перстней лучше подходит квадратная форма камня, а для женских колечек - овальная. В серьгах очень удачно смотрится камень в форме удлиненного овала или капли.

Виды кабошонов по способу отделки

  • одинарный кабошон отличается плоским основанием и заметно выпуклым верхом;
  • двойной кабошон имеет выпуклости с двух сторон, но с одной стороны он менее выпуклый;
  • вогнуто-выпуклый отличается вогнутым основанием;
  • низко-выпуклый кабошон имеет плоское основание, а его верх низко выпуклый.

Виды кабошонов по кривизне верха

  • низкие;
  • средние;
  • высокие.
Очень часто кабошоны используют в бисероплетении. Камни, оплетенные бисером, выглядят очень интересно. Использую такую технологию, можно создать очень красивые серьги, подвески, браслеты и брошки. С использованием кабошона очень часто создают талисманы. Также кабошоны широко применяются для украшения кошельков, сумок, одежды и даже обуви. Они способны придать выразительность и элегантность любой вещи.

Кабошоны из натуральных камней позволят создать оригинальные и изысканные украшения: ожерелья, серьги, кулоны. Благодаря большому выбору кабошонов и фурнитуры ваши украшения всегда будут неповторимыми и уникальными.

Сапфир кабошон знают многие ценители драгоценных камней. За свою историю человечество придумало массу способов огранки драгоценных и полудрагоценных камней. Одним из наиболее популярных методов обработки драгоценностей является кабошон. Именно в честь него обработанные камни и получают название, например, сапфир кабошон. Правильнее всего термин сапфир применять к корундам голубого цвета. Но исторически сложилось так, что разные цвета корунда воспринимаются как отдельные виды драгоценных камней.

О семействе корундов и схожести камней

Изумруд кабошон — близкий родственник сапфира. Это тоже корунд, но обладает зеленым цветом. Натуральный изумруд не может стоить дешево. Если в ювелирном магазине предлагают знаменитые «амазонские изумруды» огранки кабошон недорого и не готовы подтвердить подлинность камней сертификатом, велика вероятность, что это окажется шпинель, обладающая достаточно широкой цветовой палитрой. Столь модный у любителей экзотических драгоценностей «восточный топаз» часто выдают за корунд, указывая на то, что он с сапфиром относится к одной категории.

Цветовая гамма корундов поражает своим разнообразием. Кабошон рубин на первый взгляд с сапфиром не имеет ничего общего и стоит значительно дороже голубого камня, но они ведь тоже родственники — корунды, как и падпараджа (редкий драгоценный камень, символизирующий на Востоке чистоту и невинность). В России падпараджу чаще называют «бесцветный топаз» и его отношение к семейству корундов не признают. На Востоке падпараджу именуют более поэтично («цветок лотоса») и относят к категории корундов. Термин «бесцветный» можно считать несколько условным, ведь натуральный камень имеет нежный оранжево-желтый оттенок. Иголочки рутила способны придать даже небольшому сапфиру не только шелковистый блеск, которым и отличается данный камень, но и эффект «кошачьего глаза». Он получается при высокой концентрации иголочек рутила.

К сожалению, приобретение драгоценного камня в ювелирном магазине — это еще не гарантия того, что он окажется таковым. Искусно обработанный кабошон граната нередко выдают за более дорогие драгоценные камни, в том числе и рубины. Аналогичным образом поступают и с красным турмалином, который при должной обработке сложно отличить от кабошон рубина. Но важно учесть: все корунды обладают более высокой твердостью, чьи показатели являются одним из критериев определения подлинности камней.

Возможна ли подделка?

В России не существует жесткого контроля за качеством реализуемых в ювелирных магазинах украшений. Современные технологии позволяют камням дать сходство с сапфиром. Термической обработке в современном ювелирном искусстве подвергают и драгоценные, и полудрагоценные, и минеральные камни. Сторонники традиционных подходов к огранке негативно воспринимают данный метод отработки, считая, что камень теряет часть своей энергетики и уникальных природных свойств. Поэтому, чтобы быть уверенным в приобретении натурального сапфира, лучше всего обратиться за помощью к ювелиру, чтобы не купить вместо него, например, хороший натуральный аметист, который стоит в сотни раз меньше. При термической обработке прозрачность аметиста повышается, его цвет может становиться нежно-желтым, зеленым, голубым, что позволяет недобросовестным продавцам и производителям выдавать аметисты за сапфиры и топазы.

Тем, кому нравится отделка кабошон и у кого есть желание приобрести ювелирные украшения с натуральными камнями, можно присмотреться к изделиям, где есть агат. Проблема только в том, что кабошон агат тоже могут с легкостью подделывать и, пользуясь доверчивостью людей, выдавать подделки из стекла и пластмассы за натуральные полудрагоценные камни. Не оказаться в роли обманутого покупателя при покупке драгоценных и полудрагоценных камней огранки кабошон, независимо от их категории и стоимости, достаточно сложно. Благодаря химическим реактивам недорогие минеральные камни или пластмассу со стеклом умельцы ухитряются превращать в настоящее произведение искусства.

Кабошоны агата, называемые «венами дракона», являются в России одними из самых популярных, но 99,90% из предлагаемых покупателю камней являются подделкой. Человек приобретает агат в надежде укрепить свое здоровье, ведь камень обладает свойством успокаивать нервную систему, благотворно влиять на иммунитет, на органы зрения и суставы, а в результате получает «химическую бомбу». Для изготовления поддельных кабошонов агата и других натуральных драгоценных и полудрагоценных камней широко применяются:

  • азотнокислое железо;
  • азотная кислота;
  • соли хрома;
  • железный купорос.

С помощью химических реактивов украсить камень «венами дракона» элементарно: его подвергают воздействию химических веществ, и все полоски, переходы, которые у натурального агата обладают плавностью и мягкостью, становятся четкими и яркими.

Многообразие кабошонов

Правильно ограненный кабошон всегда будет гладким: на нем не должны присутствовать царапины или потертости, свойственные подделкам из пластмассы или пластика.

У кабошонов нет граней, что позволяет подчеркнутость естественную красоту природных сапфиров. Огранке кабошон есть смысл подвергать далеко не каждый драгоценный камень. Как правило, для нее выбираются сапфиры:

  • не имеющие сильного блеска;
  • с низким показателем преломления;
  • с наличием внутреннего дефекта;
  • имеющие отклонения в прозрачности;
  • обладающие более выраженной глубиной цвета;
  • имеющие интересный оптический эффект.

Звездчатым сапфирам подходит именно огранка кабошон, потому что она намного лучше фасеточной, раскрывает все достоинства камня. Лунный камень и опал без огранки кабошон и вовсе представить сложно. С данным видом огранки связана масса интересных легенд. Считается, что кабошоны способны исцелять зрение. Для людей, страдающих близорукостью, знахари и сегодня рекомендуют приобретать полные кабошоны изумруда, обладающей внешней вогнутой линзой.

Стандартная огранка кабошонов сапфира, как и других драгоценных и полудрагоценных камней, бывает различных видов: овальная, круглая, прямоугольная, сердечко, кулон (грушевидная), крест. Перечисленные виды огранки стандартны. Наравне с ней в современных видах изделий активно применяются и нетрадиционные формы кабошонов. По уровню кривизны верха кабошоны тоже имеют специальную классификацию: высокие, средние, низкие. Одинарные и двойные кабошоны отличаются друг от друга тем, что у первых есть плоское основание и выпуклый верх, у вторых обе части камня имеют выпуклую форму. Основание качественных кабошонов обычно не полируется. Многие покупатели ювелирных украшений даже не предполагают, что с помощью двойной огранки сапфира кабошон искусным ювелирам удается снивелировать дефекты камня. Если же цвет сапфира очень светлый, но камень обладает отличным качеством, у него нет внутренних дефектов, то тоже применяют отделку двойной кабошон.

Существует еще два вида такой отделки, но они встречаются гораздо реже: вогнутый кабошон и низковыпуклый. Последний отличается тем, что при плоском основании у него низковыпуклая верхняя часть. Когда у сапфира есть звезда, ювелиры, как правило, гранят его в форме круга, чтобы подчеркнуть красоту камня. Круг при этом делается высоким. Немаловажную роль при выборе вида огранки сапфиров кабошон играют оттенки цвета камня и тип ювелирного изделия, для которого он предназначен. Ювелирная мода непредсказуема и одновременно традиционна во всем, что касается камней и создания украшений. Удлиненные овальные сапфиры кабошоны чаще всего используются в женских украшениях, в первую очередь — в серьгах.

Для мужских ювелирных украшений сапфиры кабошоны гранят чаще всего в форме квадрата или круга. Важно учитывать и следующий момент: чем насыщеннее цвет камня, тем выше его стоимость. Наиболее дорогие сапфиры — ярко-синие. Дешевле средне-синие и светло-синие камни. Но геологи с данной точкой зрения ювелиров не согласны: по геологической классификации спектр сапфиров кабошон начинается с голубовато-зеленого и оканчивается сине-фиолетовым.

Камней, они напоминают конфеты.

Только вот сладости эти из глубокой древности. Поэтому, знакомство с кабошонами логично начать с их истории.

История кабошонов

Кабошон – огранка , изначально сводившаяся к полировке камней. Нужно было убрать неровности и придать .

То есть, определенной формы у первых кабошонов не было. Но, за счет скашивания углов, все они, так или иначе, напоминали овалы, круги.

Поэтому и придумали название caboche. Слово французское, переводится как «голова». Изобретение кабошонов тоже приписывают французам, точнее, одному из них – кардиналу Жулю Мазарену.

В 17-ом веке он был первым министром страны. Мазарен прославился не столько политическими победами, сколько своей коллекцией . Их было всего 18, зато, каких.

Все крупные, без сторонних включений. Владельцу хотелось подчеркнуть прозрачность камней, но не срезать с них десятки ради граней. Вот и появились кабошоны из натуральных камней .

Однако, такова история европейских кабошонов. За пределами Старого Света огранка без граней существовала тысячи лет.

Достаточно вспомнить со скарабеями из Древнего Египта. Тельца делали, как правило, каменными.

Чтобы воссоздать формы священного насекомого, минералы полировали, закругляли.

Есть свидетельства, что в Европу первые кабошоны завезли еще до Жуля Мазарена, в 16 веке. Камни поставили из Индии.

Однако, популярности они не приобрели. «Раскручиваться» стал именно после бытности Мазарена.

Пик популярности пришелся на 19-ый век. К этому времени кабошон-камень был у каждой модницы и модника.

В 20-ом столетии огранка стала восприниматься, как моветон, приданье старины глубокой. Кулон-кабошон могла носить древняя старушка, но никак не молодая девушка, идущая в ногу со временем.

Яркие и объемные стали вульгарности. Во главу угла встала фасетная обработка , минимум с 12-ю гранями. В классических круглых вариациях их, и вовсе, 57.

Популярность к округлым вставкам вернулась лишь в 21-ом веке, когда подиумы «захватил» стиль ретро.

Дополнять свои кабошонами стали такие именитые дизайнеры, как Эмилио Пуччи, Оскар де Ла Рента, Фрида.

Тренд актуален по сей день. Доказательство тому – туалеты звезд. Джулия Робертс частенько выходит в свет в ожерелье и с кабошонами из .

Они дополнены фасетными . Кабошоны купить пожелала и Хизер Грэм.

Девушка обзавелась с округлыми . В общем, есть повод тщательнее изучить огранку и ее виды, а их, как минимум, четыре.

Виды кабошонов

Наиболее популярен простой кабошон. Вид огранки предполагает лишь одну выпуклую поверхность. Вторая – плоская.

Если в украшении просматривается с двух сторон, и кабошон делается двухсторонним. Третий вид огранки – полый.

В этом случае камень кабошон выпуклый снаружи и вогнутый изнутри. Обработка позволяет сэкономить минерал, а значит, снизить стоимость изделия с ним.

Кабошон натуральный бывает и низковыпуклым. Выглядит он, как минеральный наплыв на ровной поверхности. Композиция напоминает застывшую каплю.

Хотя, приемлемы и другие округлые формы, к примеру, сердцевидная. Главное условие – отсутствие граней.

Тип обработки во многом диктуют особенности минералов. Рассмотрим . Это темно-красный .

Если придать ему форму двойного, или выпуклого кабошона, цвет минерала будет почти черным. Уйдет искристость, будет не хватать огненных всполохов.

Поэтому, альмандины делают полыми. А вот сапфиры с эффектом астеризма выигрышно смотрятся в двойных кабошонах .

Фото камней с астеризмом запечатляют на них звезды. Они светлее основного тона минералов, сформированы из световых лучей.

Эффект просматривается под определенным углом и только на полностью округлых кабошонах.

Давно составили список самоцветов, которые стоит полировать, избегая граней. В перечень входят и ненатуральные материалы.

Это стеклянные кабошоны и бусины из пластика. Но, следующая глава для ценителей природных камней.

Минералы, обрабатываемые в форме кабошонов

Прозрачный кабошон – редкость. Просвечивающие камни искряться. Способность отражать свет лучше подчеркивает фасетная огранка.

Хотя, в былые времена форму кабошонов придавали даже . Не зря же упоминалось про коллекцию Жуля Мазарену.

В современности прозрачные бусины, как правило, — стекло-кабошон . Из натуральных минералов огранка рекомендована лишь для слегка просвечивающих, или вовсе матовых.

К последним относится, к примеру, . Ее считают живым камнем, поскольку со временем самоцвет разрушается, подобно .

Не просвечивает и . Ему поклоняются в Китае, считая императорским камнем и воплощением красоты.

Купить натуральные кабошоны матового типа можно, так же, из . Он похож на , иногда, выдается за него ради финансовой выгоды.

Однако, у жадеита иной состав и свойства. Основное отличие – меньшая вязкость и . Завершают череду непрозрачных поделочных камней с .

Первый синевато-серый, служит символом независимости. Хризопраз изумрудно-зеленый, признан знаком удачи.

Среди полупрозрачных камней выигрышно смотрятся кабошоны из и . По сути, это один минерал, но у оникса цветовые полосы тонкие и расположены параллельно друг другу.

Совсем иная окраска . Этот самоцвет встречается только на территории России. Месторождение находится в Иркутской области.

Минерал фиолетовый, с темными вкраплениями, эффектно смотрится исключительно в огранке кабошон .

Основой для изделия с полупрозрачным кабошоном могут быть и с . Под последним названием скрывается рубиновый шпат.

Рубиновый он, потому что содержит , который и окрашивает кристаллы в розово-красный цвет.

Рубины , турмалины.

Радужными являются и некоторые разновидности корундов. Оксидами алюминия, выделяются твердостью, лишь на бал уступая 10-бальным алмазам.

Оплетение кабошона из – еще один стандарт ювелирного мастерства. Гидрид диоксида кремния так переливается, что, как говориться, грех гранить.

Красоту способен подчеркнуть лишь кабошон. Еще один камень, обрабатываемый исключительно в округлых формах – лунный.

Его научное название – адуляр. Он относится к группе полевых шпатов, довольно редок. Голубые переливы на поверхности минерала – не что иное, как иризация.

С ней камни похожи не столько на леденцы, сколько на кристаллы. Кажется, что в них сокрыта тайна и особая энергия волшебства.

Камеи, кабошоны, рамки для декора - это незаменимые вещи, если ваше хобби связано с hand-made. Для кого-то данные слова покажутся совсем незнакомыми и, возможно, непонятными. Но настоящие мастерицы знают их истинный смысл. И он заключается в том, чтобы делать рукодельные изделия ещё более совершенными и прекрасными.

Перед тем, как приступить к разговору о высоком предназначении названных предметов, давайте разберёмся, что они из себя представляют. И если с рамками для декора всё относительно понятно, то о камеях и кабошонах хочется узнать подробнее.

Что такое камеи и кабошоны?

Камеи появились ещё в Древней Греции. Именно тогда мастера начали создавать рельефные изображения на каменных поверхностях. Затем технику производства украшений позаимствовали римляне, а за ними и всё прогрессивное человечество. Сегодня эти милые изделия представляют собой объёмные монохромные изображения на какой-либо небольшой овальной или округлой поверхности.

Основой для таких изображений может быть камень, как в Древней Греции, а также фарфор, морские раковины и даже пластик. Что изображается на камеях? Всё, что угодно. Но обычно это: женский профиль, цветок, растение, бабочка, кошка, стрекоза, фрукт и т.д. Основное изображение бывает, как правило, светлым, а фон - темным.

Раньше эти изделия считались достаточно дорогими. Они относились к классу изысканных ювелирных украшений. Сейчас ситуация изменилась: камеи теперь делаю не только из драгоценных камней, но и из пластика и полистоуна. Данные материалы обходятся значительно дешевле. Но при этом с эстетической точки зрения они нисколько не уступают натуральным аналогам. Полистоун, к примеру, и вовсе выглядит как натуральный камень. Он производится на основе акриловой смолы, в которую добавлены гидроксид алюминия и красящие пигменты.

Из полистоуна и пластика производятся и кабошоны . Само название украшений происходит от французского «caboche», что переводится как «голова». И это логично: ведь мелкие, идеально ровные камешки и вправду напоминают голову.

В классическом значении слова кабошон - это драгоценный камень, имеющий округлую форму, идеально обработанный определённым образом. Их делали из рубинов, агатов, сапфиров, хрусталя, янтаря, агатов. Но так было раньше. Сегодня под это понятие подходят все небольшие округлые изделия, применяемые как украшение. Внешне они имеют некоторое сходство с конфетами M&M’s.

Хотя зачастую кабошоны могут быть выпуклыми только с одной стороны, а с другой оставаться совершенно плоскими. А иногда вместо округлой формы им придают каплевидный силуэт. Производят изделия из пластика, акрила, стекла, фарфора.

Рамки для кабошонов и камей используют также как основу для кулона в бижутерии. Часто рамки имеют винтажный, состаренный стиль, что придает общую декоративную нагрузку на весь дуэт: рамка+камея или рамка+кабошон.

Как используются камеи и кабошоны в рукоделии?

Декоративные украшения - незаменимый материал для рукоделия. С его помощью можно создавать настоящие шедевры. Камеи и кабошоны находят своё применение в самых разных областях хенд мейда. Они активно используются в скрапбукинге, декупаже, вышивании, вязании, при шитье кукол и мягких игрушек, при создании бижутерии и даже в мыловарении!

Конечно, чаще всего покупкой декора озабочены кукольники и любители украшений ручной работы. Для них разноцветные бусинки, камешки и броши - основной материал для творчества. Кабошоны соединяют друг с другом в нитки бус, приклеивают на основания для серёжек, украшают ими кольца. А ещё делают всевозможные браслеты, броши и колье. При правильном подборе камней (например, стилизованных под янтарь или бирюзу) вообще может получиться имитация натуральных драгоценностей.

Как утверждают опытные мастера, техника работы с этими изделиями очень проста. Но нужно знать несколько нюансов:
- Во-первых, при соединении камешка с поверхностью (неважно какой - тканевой, пластиковой или бумажной) необходимо использовать минимальное количество клея. В противном случае от него останутся следы. Тем более они будут заметны, если камень стеклянный. А по возможности неплохо было бы их закрепить иным способом (вшиванием или оплетением).
- Во-вторых, перед нанесением клеящего вещества, нужно обработать поверхность украшения. Тщательно протереть её растворителем и даже немного отшлифовать наждачной бумагой с мелким зерном. Те же самые правила применяют и при работе с камеями.

Активно используются украшения и в скрапбукинге. Здесь также востребованы и рамки для декора. Всевозможные шкатулки, открытки, сундучки, карандашницы, картины и другие предметы, украшенные декором из стекла и пластика, приобретают особое очарование и прелесть.

Что касается кукольных нарядов, то здесь возможные варианты декорирования ограничены только фантазией их автора. Купить всевозможные украшения из лучших и самых качественных материалов можно в многочисленных интернет-магазинах. Например, в нашем интернет-магазине сайт собраны большие коллекции всевозможных камей, кабошонов и рамок для них.