Как делают цветной хрусталь ручной работы? Чем отличается хрусталь от стекла и его разновидностей

Ни одно торжество не обходится без красивой сервировки стола элегантными бокалами . Если в советские времена посуда из хрусталя и стекла считалась дефицитом, то сейчас ее могут позволить все. Однако сегодня хрусталь не так популярен как раньше и на его место пришла более прочная и легкая утварь. С чем это связано? И все ли мы знает о благородном хрустале?

Хрусталь — это

Хрусталь является одной из разновидности стекла. Хрусталем можно назвать также и чистое качественное стекло. Современному стеклоделию более чем 5 тысяч лет, а технология производства осталась все такая же и не претерпела особых изменений. Любой алкогольный напиток — вино или шампанское — приобретает совсем иное «звучание», когда им наполняется хрустальный бокал.

История возникновения хрусталя начинается с XVII века в Англии. Здесь в состав стекла стали добавлять свинец, который придавал хрусталю прочность и блеск. Стенки сосуда обладали большим коэффициентом преломления света, а потому можно было наблюдать все цвета радуги. Благодаря своей прочности хрусталь легко поддается огранке. Обычно все сырьевые компоненты варятся при температуре 1500 градусов по Цельсию. После жидкую форму стекла обрабатывают вручную или при помощи специальных машин.

Обычное же стекло получают путем соединения окиси разных металлов с кварцем. Главный составной элемент — это двуокись кремния, которую получают из кварцевого песка. Раньше также добавляли либо мел, либо известь, чтобы стекло было тонким и имело лучший блеск. Сейчас данная технология не применяется или в редких случаях.

Традиционно хрустать обрабатывают алмазной гранью, так как материал более мягкий и лучше поддается изменениям. Применяют и метод украшения — гравировку, а полученный при этом рисунок нельзя полировать. Любой нанесенный узор никак не отражается на вкусе алкоголя .


Виды хрусталя

  1. Свинцовый. В составе присутствует окись свинца до 36%. Этот тип хрусталя появился около 350 лет назад в Лондоне. Имеет неоспоримые преимущества: невозможно разрушить кислыми жидкостями или содержащими в составе щелочь или спирт, абсолютно безопасен для здоровья и не выделяет вредных веществ. Варится он при температуре 1500 градусов.
  2. Горный. Самый природный кварц, который нашли высоко в горах и принимали по началу за окаменевший лед. Горный хрусталь отличается своим блеском, прочностью, прозрачностью и привлекательным внешним видом. Не зря сейчас этот вид благородного камня применяется для изготовления линз, ювелирных изделий и дорогой утвари. Существует и так называемый Дымчатый хрусталь или Раухтопаз, имеющий серо-коричневые оттенки. Морион — интереснейший вид черного хрусталя.
  3. Бариевый. По своему составу и качествам напоминает свинцовый, только здесь вместо свинца — барий.
  4. Богемский. Хрусталь, не содержащий свинец, и являющийся калиево-кальциевым стеклом.


Что придает цвет?

Хрусталь может быть как прозрачным, так и цветным. Свою оттеночную окраску он получает с помощью специальных добавок в свой состав. Например, синий получается благодаря добавлению кобальта, красный — кадмия или золота, если добавить кремний, то получится розовый хрусталь, если железо — желтый или голубовато-зеленый, окись меди и оксилы марганца дают фиолетовый и зеленый оттенки. При добавлении чистого марганца получим ярко-желтый цвет, травянисто-зеленый — при хроме, желто-зеленый — при уране.

Для украшения хрусталя применяют некоторые виды декорирования. Это в первую очередь украшение с помощью золота (самый распространенный). Берется фольга и вплавляется внутрь стекла или покрывается снаружи. Более простой способ и бюджетный — роспись окисью золота. Вторым способом декорирования является травление (сатинирование). Травлению подвергают или всю поверхность, или только рисунок. В основе техники — обработка плавиковой кислотой, которая делает стекло более блестящим. Для любителей матовой поверхности применяют технику матирования с помощью острозернистого песка.


Уход и меры предосторожности

Как и любая хрупкая посуда, бокалы из хрусталя требуют уход. Чтобы не потерять блеск и цвет всегда оставался таким ярким необходимо следовать некоторым советам:

  • При небольших загрязнениях подойдет обычное средство для посуды и мягкая безворсовая ткань.
  • Если в воду добавить пару капель уксуса или спирта и протереть этим раствором хрусталь, то он снова засверкает как новый. Протирать рекомендуется тканью из вельвета или бархата. Они не оставят разводов.
  • Хрусталь, который долго не вынимался из серванта и покрылся толстым слоем пыли нужно положить в воду, где ранее варился картофель. После насухо вытереть.
  • Мутные разводы поможет убрать раствор из соли и уксуса. Это касается в первую очередь хрустальных ваз, где стояли цветы.
  • Запомните! Чтобы хрусталь не помутнел — не мойте его в горячей воде.
  • Налет от вина можно убрать, если в графин налить немного теплой мыльной воды. Добавить чуть соды и дать настояться. После хорошенько встряхнуть и ополоснуть.
  • Во избежание подтеков на посуде, ее не оставляют сушиться, а тщательно протирают салфеткой или полотенцем.

Производство хрусталя является сложнейшей технологией, предусматривающей четкое следование всем нормам и спецификациям. На сегодняшний день выделяют следующие основные разновидности хрусталя:

- Горный хрусталь . Это природный кварц.

- Свинцовый хрусталь . Известный знаток стекольного дела Георг Рейвенскрофт в 1676 году изобрел способ изготовления хрусталя с помощью свинца. Сегодня мировой стандарт содержания окиси свинца в изделиях из хрусталя по этой технологии составляет 24%

- Бариевый хрусталь . Хрустальное производство в данном случае вместо свинца использует барий.

- Богемский хрусталь . При этой технологии вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

Процесс изготовления художественных изделий из стекла сложен. Начинается его производство с приготовления шихты. Шихта -- смесь различных материалов, подобранных в соответствии с видом вырабатываемого стекла, которую подвергают тщательной обработке. Затем следует процесс варки стекла. Это очень важная операция в производстве хрусталя. От нее во многом зависит качество готовых изделий. Варят стекло в специальных стекловаренных печах при постепенном повышении температуры в них от 700° до 1450° -- 1480 °С. После этого массу охлаждают. Далее следует выработка или формование, изделий различными методами. Существует несколько способов формования художественных стеклянных изделий: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувание может быть механизированным, вакуум-выдувным, ручным в формах и свободным. Первые два способа применяют чаще всего при выработке недорогих сувениров. Ручное выдувание в формы с помощью стеклодувной трубки позволяет создавать изделия, характеризующие мастерство каждого исполнителя. Свободное выдувание, или гутная (иногда называют гутенская) техника, заключается в свободном формовании изделия без формы. Мастер, набрав на кончик трубки искрящийся шарик стекла, быстро раздувает этот набор в шар, вращает «баночку»1, периодически подправляет шар деревянными брусками, перекидывает трубку то в одну, то в другую руку, одновременно беспрестанно вращая ее. Шар 1 Набранная в трубку стекломасса носит еще название «набор» или «баночка» принимает те формы, которые мастер задумал. Полученный предмет снимают с трубки и помещают на «понтий» (железный стержень), чтобы обработать изделие: раскрыть верх или раскатать нижнюю часть для получения соответствующего изделия. Изделия, выполненные гутенской техникой, отличаются неповторимостью. Как бы ни старался мастер в точности выполнить образец по эскизу художника, отклонения неминуемы. Поскольку у каждого исполнителя «свой глаз», «своя рука», вращающая трубку с набором, и, наконец, своя фантазия, во время работы у него возникают свои представления о создаваемом предмете. Отличительными признаками выдувных изделий являются небольшая толшина стенок изделия, высокая прозрачность, более сложные разнообразные формы.

Художественные изделия из стекла классифицируют по назначению, материалу, способу изготовления, размерам, предприятиям-изготовителям.

По назначению изделия из стекла подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. К первой группе относят: предметы домашнего обихода -- вазы для фруктов, конфет, салатницы, графины, фужеры, рюмки, приборы для чая, столовые комплекты, наборы различных предметов; принадлежности для курения -- пепельницы; предметы туалета -- настольные пудреницы, пульверизаторы. В группу изделий декоративного характера входят: предметы оформления интерьера -- вазы для цветов, мелкая скульптура, декоративные композиции, панно; украшения -- запонки, бусы, броши и др. К группе сувениров относят: плакетки, медали с изображением исторических памятников, миниатюрные скульптуры, концы.

По материалу различают художественные стеклянные изделия из обычного (известково-натриевого), хрустального (с добавлением оксида свинца) и сульфидно-цинкового стекла.

По размерам изделия из стекла подразделяют на крупные (вазы для цветов высотой более 250 мм, графины вместимостью более 500 мм3, крюшонницы, салатницы диаметром более 150 мм и т.д.), средние (бокалы, вазы для цветов высотой до 250 мм, фужеры, сахарницы диаметром до 150 мм, тарелки и блюда диаметром до 150 мм и др.), мелкие (блюдца для варенья, бокальчики, стаканчики, подставки для ножей, солонки и др.).

По предприятиям-изготовителям различают художественные изделия из стекла: ленинградские, гусевские, дятьковские, эстонские, украинские и др.

Интересная особенность хрустального изделия заключается в том, что, имея более тонкие стенки, оно тяжелее стекла и обладает большей прочностью. И наконец, хрустальная посуда высоко ценится за красивый мелодичный звон, который извлекается при соприкосновении двух бокалов.

Хрустальные изделия изготавливаются из белого стекла, в которое добавляют серебро или свинец. Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звон Качество стеклянной посуды и декоративных изделий из стекла должно соответствовать требованиям ГОСТ 30407-96. По данным ГОСТа в общих технических требованиях в изделиях допускаются не портящие товарного вида:

Обработанные сколы;

Редко расположенная свиль;

Редко расположенная «мошка»;

Пузырь в виде серпика в местах соединения отдельных частей изделия и декоративных элементов;

Переоплавление края;

Следы нарушения поверхности;

Следы от форм и ножниц;

Следы дистировки и полировки;

Недоведение и удлинение линий рисунка;

Дефекты декорирования препаратами драгоценных и других металлов, люстровыми и силикатными красками;

Крученость в изделиях механизированной выработки;

Утолщение с одним выступом на верхней кромке стаканов из натрий- кальий - силикатного стекла;

Волнистость поверхности граней;

Отступление в рисунке от образца-эталона, вызванное необходимостью устранения дефектов;

Несимметричность спая сосуда и донышка, кольцевидное утолщение или волнистость в местах спая сосуда и ножки, ножки и донышка.

Маркировка

Маркировку изделий наносят на бумажную этикетку, которую наклеивают непосредственно на изделие (применение силикатного клея не допускается) или в процессе выработки. Маркировку потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары, групповой упаковки из бумаги и транспортной тары наносят на бумажную этикетку или штампом.

Допускается не наносить маркировку на потребительскую тару, упакованную в транспортную.

В маркировке изделий на бумажной этикетке указывают следующие данные:

массовую долю оксида свинца (только для свинцового хрусталя);

Этикетку помещают на каждое изделие. В комплектах этикетку помешают не менее, чем на одно изделие. Допускается не указывать артикул в маркировке изделий, упаковываемых в индивидуальную тару.

Маркировка в процессе выработки должна содержать товарный знак или наименование предприятия-изготовителя.

Состав комплекта или сервиза указывают на потребительской таре или, а наибольшем изделии.

Допускается по согласованию с потребителем не наносить маркировку на изделия или наносить на часть изделий в партии.

На изделия, предназначенные для экспорта, наносят маркировку в соответствии с условиями договора или контракта.

В маркировке потребительской (групповой и (или) индивидуальной) тары и групповой упаковки из бумаги указывают следующие данные:

товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;

наименование изделий;

количество изделий в единице упаковки (для групповой тары);

номер контролера и упаковщика;

обозначение настоящего стандарта.

Для сертифицированной, продукции знак соответствия или номер сертификата соответствия проставляют в маркировке изделий на бумажной этикетке и (или) в маркировке тары и упаковки, а также в товаросопроводительной документации.

Транспортная маркировка -- по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционного знака «Хрупкое -- осторожно».

Допускается наносить изображение манипуляционного знака на этикетку, предназначенную для маркировки тары.

Упаковка. Изделия упаковывают в потребительскую и транспортную тару.

Конкретные виды тары и упаковки, обеспечивающие сохранность продукции при транспортировании, массу брутто указывают в договорах о поставках продукции между изготовителем и потребителем.

Цветной хрусталь, а также изделия из хрусталя, окрашенные по специальным технологиям, пользуются сегодня большой популярностью. Для производства цветного хрусталя используются специальные добавки. Красный цвет получается благодаря добавлению кадмия или соединения золота. Кремний придает хрусталю розовый оттенок. Синие изделия из хрусталя обязаны своим цветом кобальту. Окись меди и оксилы марганца делают хрусталь зеленым и фиолетовым соответственно. Цветной хрусталь производится ведущими российскими заводами, но наиболее известным в мире является хрусталь изысканных жемчужно-серых, аметистовых и голубых оттенков, производимый в хрустальных королевских мастерских в городе Севр, Франция.

Изделия из хрусталя для улучшения внешнего вида также подвергаются дополнительной химической обработке. Очень распространенной процедурой, к примеру, является травление фтористоводородной кислотой. Сперва на изделие из хрусталя по кальке наносится специальная кислотоупорная смола, после чего изделие опускают в кислотный раствор. Поверхности, не защищенные смолой, становятся матовыми и на них появляются небольшие неровности. Это придает поверхности хрустального изделия эффект инея.

Важным этапом в процессе изготовления хрусталя является шлифовка. Для укрепления хрусталя, являющегося немного более мягким, нежели обычное стекло, материалом, используется шлифовка специальными кругами из искусственного алмаза. Особенно важна шлифовка при обработке изделий из хрусталя, изготовленных при помощи уникальной технологии кристаллизации. При точном следовании всем технологическим требованиям, граненый хрусталь сверкает всеми цветами радуги. Часто этот метод используется для изготовления хрустальных люстр, которые просто-таки сыплют хрустальными "брызгами".

Русский хрусталь всемирно известен не только благодаря красивейшим формам хрустальных изделий, созданных руками отечественных мастеров. Технология алмазного гранения "русский камень" является на сегодняшний день одной из самых сложных в мире и дает потрясающий результат, несмотря на то, что была изобретена еще в 19 веке.

Хрусталь по своей природе является необычайно мягким материалом, поэтому изделия из хрусталя при производстве обычно подвергаются алмазной огранке. Технология подразумевает обработку вращающимися кругами искусственного алмаза, после чего происходит полировка кислотами. Это придает окружающим нас хрустальным вазам, фужерам и прочей посуде из хрусталя твердости и делает переливы всех цветов радуги в ее гранях еще более завораживающими. Несмотря на то, что развитие стекольной индустрии не стоит на месте, и сегодня уже предлагаются намного более практичные и дешевые материалы, нежели хрусталь, он еще долгое время останется популярным на различных приемах и светских раутах. Изделия из хрусталя поражают, прежде всего, своей натуральной, природной прозрачностью, которую невозможно имитировать при помощи даже самой современной химии. Технологии производства и обработки хрусталя постоянно совершенствуются, используя передовые достижения науки изготовления стекла. Несмотря на растущую конкуренцию и появление все новых и новых альтернатив, это позволяет изделиям из хрусталя оставаться востребованными во всем мире.

Качество хрусталя и выраженность всех перечисленных выше характеристик зависят от процентного содержания оксида свинца. В современном производстве хрусталя наряду с этим соединением также используют оксиды бария и цинка. Государственный стандарт, принятый в России (ГОСТ 24315-80) предполагает следующую классификацию выпускаемых изделий: если содержание свинца, бария или цинка составляет не менее 10%, продукция является хрустальным стеклом, малосвинцовый хрусталь содержит 18-24% оксида свинца, дорогой свинцовый хрусталь - 24-30%, элитный высокосвинцовый - более 30%. В Европе принята следующая классификация: Crystalline (кристалин) - 1-15% оксида свинца, Crystal (хрусталь) - 16-23%, Full Lead Crystal (свинцовый хрусталь) - 24-30%.

Хрусталь отличается от стекла особой прозрачностью, блеском поверхности.

Хрустальная посуда, как правило, используется для торжественных случаев -- приемов гостей, банкетов.

Хрустальные изделия изготовляются из белого стекла, в которое при варке добавляют оксиды свинца (т. е. это оптическое стекло "тяжелый флинт" с высоким коэффициентом преломления).

Из-за высокого содержания растворимых соединений свинца недопустимо надолго оставлять в хрустальной посуде пищу и напитки, особенно содержащие алкоголь. По этой же причине нельзя мыть хрустальную посуду горячей водой - оксиды свинца частично растворяются, и поверхность изделия становится мутноватой, тусклой.

Хрустальная посуда отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Качество хрусталя характеризуется его художественным оформлением -- алмазными гранями. Простой ромбовидный рисунок -- четыре алмазные грани, сложный -- с мелкой сеткой граней.

При сервировке стола стеклянная или хрустальная посуда используется в следующем ассортименте: рюмки, бокалы, фужеры, кувшины с крышками, креманки на ножке, креманки в виде блюдца компотницы в виде блюдец с ручками, розетки, салатницы, приборы для специй, вазы для фруктов, вазы для срезанных цветов, подставка для срезанных цветов с отверстиями нечетного количества, вазы для варенья без ножки, вазы для печенья и конфет на ножке, ваза-подставка для тортов или пирожных на средней ножке, вазочка для шампанского на ножке, ваза-ладья овальной формы для фруктов и свежих овощей, флаконы с притертой пробкой -- для подачи уксуса, оливкового масла или подсолнечного масла; приборы для специй -- соли, перца, горчицы с металлическими крышками; графины с пробками для водки, вина и коньяка

Во времена Советской эпохи хрусталь считался признаком достатка. Сложно представить себе семью, где полки серванта или классической стенки не были украшены хрустальными вазами, бокалами, чашами. Изделия из хрусталя подавались к столу только по большим праздникам. Это объясняется высокой ценностью хрусталя и его прекрасным внешним видом. В средние века хрустальные кубки и чаши были достоянием знати, сейчас хрусталь не утратил своей актуальности. Красивая посуда и украшения их хрусталя пользуются большим спросом, и по сей день, но ухаживать за такими изделиями не так-то просто. Потребуется большая осторожность и знание маленьких хитростей.

Чтобы придать хрустальной посуде бриллиантовый блеск, нужно намочить мягкую ткань спиртом и протереть посуду. Когда спирт высохнет, то запаха не останется, а каждое изделие будет сверкать не хуже драгоценных камней.

Чистят хрусталь в несколько этапов. Сначала протирают крупной солью, затем моют в мыльном растворе. Ополаскивать хрусталь нужно в тёплой воде с добавлением уксуса - это придаст ему блеск. В качестве альтернативы можно использовать синьку. Небольшое количество синьки нужно развести в тёплой воде, ополоснуть изделия из хрусталя и насухо протереть мягкой тряпкой из шерсти или фланели.

Хрусталь не терпит соды, поэтому чистить его нужно либо специальными средствами, либо мыльной водой. Если на хрустальных изделиях есть позолота или рисунок, то моют их без мыла в тёплой воде, ополаскивают в растворе синьки или уксуса, затем натирают до блеска льняной тканью.

Если посуда из хрусталя не загрязнена слишком сильно, её можно помыть с обычным средством для мытья посуды, которое не содержит крупных гранул и натереть мягкой тряпкой. Особенно хорош этот способ для чистки хрустальных люстр и бра. Если вы хотите придать им блеск, то спирт можно распылить при помощи пульверизатора.

Стоит помнить, что хрустальная посуда достаточно хрупкая, она может треснуть или лопнуть от резких перепадов температур. Поэтому хрусталь нельзя опускать из холодной воды в горячую и наоборот. Если же нужно в хрустальную посуду положить что-то очень горячую, то её ставят на деревянную подставку. На металлических подставках хрусталь лопнет так же.

Хрустальные бокалы хранят по отдельности, но не друг в друге. Иначе они могут застрять в горлышках друг друга и треснуть. Когда вы станете их доставать. Если неприятность всё-таки случилась, то верхний бокал нужно заполнить прохладной водой, а нижний тёплой, это поможет им разъединиться.

Следует знать, что хрустальная посуда не подходит для механической чистки, поэтому её нельзя мыть в посудомоечной машине. Нельзя её так же ставить в духовой шкаф или микроволновую печь. С годами хрусталь может помутнеть, особенно от частого использования, поэтому профилактический уход и натирание уксусом или синькой необходимо проводить не реже одного раза в месяц.

Не смотря на обилие разнообразных изделий из хрусталя в магазинах, нередко можно встретить подделку. Если вы не уверены, настоящий ли хрусталь вам предлагают. Проверить это очень легко. Во-первых, настоящий хрусталь значительно дороже изделий из стекла. Во-вторых, при соприкосновении изделий из хрусталя, раздаётся мелодичный звон, который тоже отличается от звона стеклянных изделий.

Хрустальная посуда или украшения - это традиционный способ подчеркнуть особенность момента, который собрал за одним столом друзей и родных. Он никогда не выйдет из моды и всегда будет ценен. Хрустальные изделия часто украшают позолотой или серебром, что делает их ещё более прекрасными. При правильном уходе и посуда, и предметы интерьера из хрусталя могут прослужить не одно десятилетие.

Само слово "хрусталь" имеет греческие корни. Словом \"кристалл\" греки называли кварц без посторонних примесей, за идеальную прозрачность, считая его застывшим льдом. Из этих кристаллов делали линзы, с помощью которых разжигали огонь. Известен даже случай, когда для Петра I изготовили самовар из огромного куска горного хрусталя - так в России стали называть прозрачный без инородных включений кварц. А первая мануфактура, производящая изделия из хрусталя появилась в нашей стране в XIII веке в городе Гусь Хрустальный.

Виды хрусталя

Выделяют следующие разновидности хрусталя:

  • Горный хрусталь - это природный кварц;
  • Свинцовый хрусталь – стекло с содержанием окиси свинца;
  • Бариевый хрусталь – хрусталь, в котором вместо свинца использует барий;
  • Богемский хрусталь - хрусталь, в котором вместо свинца и бария используется калиево-кальциевое стекло.

История появления и свойства хрусталя

Идея создания хрусталя из стекла принадлежит англичанам: они впервые для улучшения качества стекла добавили в него окислы свинца, после чего оно приобрело необычный "голос", прозрачность и сверкание граней. От процентного содержания оксида свинца зависят "вокальные" способности хрусталя, его прозрачность, прочность, вес, блеск и другие свойства.

Гусевской хрусталь варится с содержанием оксида свинца строго равным 24%, что соответствует восхитительным оптическим свойствам и высокой плотности. Благодаря этому мы можем наблюдать многоцветную игру света в гранях, блеск поверхностей и слышать чудесный мелодичный звон.

Совершенствуясь, технология производства хрусталя из кремниевого песка стала включать добавление, кроме окиси свинца, еще и борной кислоты, соединений мышьяка и сурьмы.

Для создания цветного хрусталя используются различные добавки: кобальт придает чистые синие тона, для красного цвета - добавляют кадмий или соединения золота, для розового - кремний. Зеленым хрусталь делает окись меди, а изысканный фиолетовый цвет придают окислы марганца.
В царские времена на Гусевском заводе хрустальную посуду и хрустальные вазы окрашивали также с помощью коллоидного золота и окислов урана.
Это были достаточно дорогие, но и самые красивые художественные изделия.

Обычно изделие из хрусталя украшается гравировкой - неглубокий матовый рисунок, огранкой - широкая полированная грань, резьбой - глубокие борозды, при пересечении которых возникает сетка (т. н. \"алмазная грань\"), шлифовкой.
После шлифовки грани приобретают особый блеск. Граненый хрусталь, преломляя свет, создает яркие радужные отблески.

Производство хрусталя

Чтобы получить хрусталь, нужно расплавить шихту, из которой делают хрусталь. Шихта - это смесь песка, поташа и оксида свинца, как раз его наличие и есть главное отличие хрусталя от простого стекла.

Исходное сырье плавится в печах при огромной температуре свыше 1500 градусов Цельсия. Расплавленная масса очень быстро остывает. Для ускорения процесса одним изделием занимаются сразу несколько человек.

У печи работают мастера выдувальщики, наборщики и прессовальщики. Выдувальщики вооружены специальными трубками с резиновой грушей. На один конец стеклодувной трубки берётся капля раскалённого хрусталя и с помощью резиновой груши изделие выдувается в форму. У мастера наборщика – наборная трубка. С её помощью он набирает из печи необходимое количество стекломассы и приносит её к мастеру прессовальщику, который управляет пресс-формой.

После того, как изделие выдувается и ему придается необходимая форма, оно поступает в печь на отжиг. Отжиг предназначен для более равномерного остывания хрусталя. В печи для отжига в течение 1.5 часов температура снижается с 700 градусов до 40–50 градусов.

Далее в пламени газовой горелки срезается верхняя часть изделия, где была стеклодувная трубка.
После этого изделие проходит первый контроль качества: нет ли больших пузырей, камней, кривизны ножки; производят измерение толщины слоя стекла.

Гладкие изделия украшаются алмазной гранью. Для начала на изделие наносят разметку, после разметки изделие ставится на конвейер и идёт от мастера к мастеру. Процесс нанесения алмазной грани начинается с самого большого абразивного круга, а заканчивается на самых маленьких. Чтобы стеклянная пыль не попадала в дыхательные пути, на абразивные круги подаётся вода.

Посуда и предметы декора из хрусталя мало кого оставляют равнодушным, поскольку такие изделия выглядят по-настоящему изысканно. Многих интересует вопрос о том, что такое хрусталь и каким образом его изготавливают.

История

Есть сведения о том, что первооткрывателями такого материала, как хрусталь, или свинцовое стекло, стали англичане. Так, в 1615 году в Англии по инициативе Короля Якоба Первого было запрещено использование древесины во всех сферах производства, за исключением судостроения. Это привело к тому, что владельцы заводов, занимающихся производством стекла, заменили древесину углем. Однажды опытным путем было обнаружено, что в угольной печи стекло теряет свой цвет и становится совершенно прозрачным. В ходе экспериментов над стеклом в 1676 году мастером Г. Равенскрофтом был открыт хрусталь - прочный материал, являющийся комбинацией стекла и оксида свинца.

Хрустальные стаканы и фужеры

Хрустальное стекло обладает такими свойствами:

  • устойчивость к воздействию кислот;
  • повышенная плотность;
  • высокий показатель преломления;
  • мелодичный звук.

Плотность хрусталя составляет в среднем 3,6х10³ кг/м³.

Хрусталь сложно изготавливается, ведь производство такого материала требует колоссальных затрат времени и сил. Производство хрусталя состоит из таких этапов:

  1. Сперва расплавляют шихту, представляющую из себя смесь песка, оксида свинца и поташа (причем все ингредиенты должны быть взяты в строго определенных пропорциях).
  2. Компоненты плавятся в специальной печи при температуре свыше 1500 градусов Цельсия.
  3. После из хрусталя выдувается изделие необходимой формы. Затем его отправляют в специальную печь для отжига. Внутри нее изделие обрабатывается под воздействием постепенно снижающейся температуры (за 1,5 часа она падает с 700 до 50 градусов).
  4. Ценный хрусталь поддается экспертной оценке, в процессе которой проверяется наличие таких дефектов, как кривизна, пузырьки, трещины и другое.
  5. Последним этапом в изготовлении изделия из хрусталя является его декоративное оформление - нанесение гравировки и т. д.

Особенности

Чтобы понять свойства этого материала, необходимо разобраться в таком понятии, как сорт хрусталя. Он зависит от состава этого материала. Бывают такие сорта хрусталя:

  1. Классический: в таком материале содержится 24% оксида свинца. Именно такой состав стекла и способствует возникновению специфического мелодичного звона. Классическим также считается сорт хрусталя, в котором часть оксида свинца достигает 30%.
  2. Малосвинцовый: такой хрусталь содержит до 24% оксида свинца.
  3. Бариевый: в составе такого хрусталя содержится минимум 18% оксида бария.
  4. Богемский: для производства такого сорта хрусталя применяется не свинец и барий, а стекло, состоящее из кальция и калия.

Горный хрусталь

Многих людей интересует вопрос о том, является ли хрусталь вредным, ведь в его составе присутствует свинец - химический элемент, который известен своими угрожающими здоровью человека свойствами. На самом же деле любой сорт хрусталя считается безопасным, ведь свинец, вступающий в реакцию с оксидом, теряет свои опасные для человека свойства.

Изделия из хрусталя, особенно если это элитный материал, характеризуются высокой стоимостью, в частности если речь идет о хрустале ручной работы. Элитный хрусталь производится в таких странах, как Чехия, Россия и Германия.

Изучая вопрос о хрустале, можно встретить информацию о горном хрустале. Что представляет из себя этот материал и применяется ли он в изготовлении посуды и предметов декора? Сразу же следует сказать, что горный хрусталь - это не сорт хрусталя, полученного в условиях промышленного производства, а прозрачный кварц, который можно найти в речных отложениях, в частности, в гальке. Горный хрусталь применяется в ювелирной промышленности в качестве сырья для изготовления декоративных вставок в драгоценные украшения.

Главной сложностью, возникающей в процессе выбора и покупки изделий из хрусталя, является то, что этот материал во многом напоминает обычное стекло. Чтобы отличить один материал от другого и не заплатить баснословную сумму средств за стекло, следует знать о различиях между стеклом и хрусталем:

  • хрусталь непросто разбить;
  • если при рассмотрении материала сквозь лупу визуализируются пузырьки, то это говорит о том, что приходится иметь дело со стеклом;
  • стекло, в отличие от хрусталя, обладает хорошей теплопроводностью, поэтому оно за считаные секунды нагревается от тепла человеческих рук;
  • если рассматривать предметы сквозь стекло, то они будут казаться слегка увеличенными.

Чтобы купить настоящий хрусталь, а не его подделку, предпочтение стоит отдавать крупным специализированным магазинам.

Хрустальная посуда имеет ценность уже несколько веков и стоимость хрусталя не падает, напротив, теперь ручной труд стал стоить еще дороже. А вы знаете как делают хрусталь и как отличить хрусталь от стекла? Известно ли вам, что бывает цветной хрусталь и двухслойный хрусталь-венец стекольного искусства?

Не представляю себе женщину равнодушную к красивой посуде, а хрустальная посуда очень красивая и к тому же дорогая, это всегда добавляет «красоты». Хрустальные бокалы, рюмки, вазы...Посуда из хрусталя обладает особой энергетикой, теплом, к ней приятно прикасаться.

Роскошные хрустальные бокалы всегда отличный подарок, интернет-магазин посуды Posud:meister.ua предлагает высокого качества посуду из хрусталя и стекла.

Как делают хрусталь

Главная составляющая стекла-кварцевый песок, нагревая его с другими химикатами можно получить тягучую жидкость которую можно формировать или выдувать ее в определенную форму. При добавлении двуокиси свинца можно получить свинцовый хрусталь, он значительно податливее и по его поверхности можно вырезать сложный рисунок.

Как отличить стекло от хрусталя

Классический хрусталь содержит -24% окисида свинца, в некоторых изделиях этого вещества бывает до 30%.

Согласно Европейским стандартам стеклянное изделие, которое содержит оксида свинца:

  • менее 4% не является хрусталем и относится к категории «стекло»
  • более 10% относится к категории «хрустальное стекло»
  • 24% — «хрусталь»
  • более 30% -«хрусталь с высоким содержанием оксида свинца»

Известный богемский хрусталь не содержит оксида свинца, вместо него добавляют калиево-кальциевое стекло, так же бывает бариевый хрусталь.

Для чего же все эти добавки? Оксид свинца добавляет благородства готовому изделию, оно получает «голос», нежное звучание от соприкосновения, его цвет абсолютно прозрачный, на ощупь изделия из хрусталя кажутся теплыми и приятными, на солнце хрустальные изделия особенно переливаются и сверкают. Всеми этими качествами могут обладать только изделия их хрусталя.

Цветной хрусталь и двухслойный хрусталь

Менее известен цветной хрусталь, изделия из цветного хрусталя обладают всеми качествами хрусталя. Что бы дать хрусталю цвет на стадии изготовления добавляют различные окиси металлов, дающие красивые цвета -чистый синий цвет, розовый, зеленый, фиолетовый.

Наибольшую ценность имеет накладной хрусталь, его можно назвать художественным произведением стекольного искусства. Такой хрусталь имеет два слоя, один из них цветной, а другой прозрачный. Когда изделие готово, художник во время огранки снимает верхний цветной слой хрусталя и появляются прозрачные грани. Высокохудожественная огранка может быть выполнена только профессионалом самого высокого уровня, это должен быть виртуоз в своем деле. Потому изделия из двухслойного хрусталя самые дорогие в своем виде.