Как научить ребенка одеваться без посторонней помощи. Учим ребенка одеваться без капризов и лишнего стресса "Я сделаю лучше"

Утро для меня стало одним из самых напряжённых моментов в течение дня.

Во-первых, потому что наш младший категорически не хочет вставать вовремя (во сколько бы ни ложился).

И, во-вторых, дети одеваются минут по 30-40, и только после того как я встаю рядом с ними и подгоняю их каждые 2 минуты. Хотя я точно знаю, что они вполне могут собраться за 10 минут при желании. И точно умеют это делать самостоятельно, по крайней мере, так утверждают воспитатели.

Это при всём при том, что в садик наши малыши ходят с удовольствием.

Чтобы научить детей быстрее одеваться утром, я опробовала несколько способов:

1. Кто раньше встаёт…

Мы стали ложиться спать пораньше (20.30), соответственно я начинала их раньше будить (6.30). У детей появлялось больше времени, чтобы самостоятельно одеться. Но для меня это оказалось сложнее, чем для них.

Чтобы разбудить детей пораньше, мне необходимо было также встать пораньше и приготовить необходимые вещи, завтрак мужу и собраться самой (а я очень люблю поспать).

А если малыши уже проснулись, а я ещё занимаюсь другими делами, то они всё равно не начнут собираться, а будут ждать, когда я закончу.

Вот почему это оказался не наш вариант. Хотя ложиться мы всё-таки стали раньше (20.30), а вот подъём оставили на прежнем месте (7.00).

2. Метод «кнута и пряника»

Этот способ мы с мужем тоже решили попробовать. Но утренние наказания приводили только к бесконечным слезам и добавляли определённого драйва в процесс сбора в детский сад. Попробовав один раз, мы решили отказаться от этого способа и всё-таки начинать день более позитивно.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

«Пряник» тоже не очень-то стал работать. Наши дети любят разные сладости, и одной конфеткой всем не угодишь. Да и не всегда дома утром оказывались «вкусняшки». К тому же начинать утро с чего вкусненького не очень-то и правильно! Вот почему и этот способ нам не пригодился.

3. «Кто быстрее»

На первый взгляд, идеальный способ. Кто быстрее, тот и молодец. Дети очень любят, когда их хвалят, и готовы ради этого сделать многое (даже быстро одеться зимой на улицу).

Но для наших погодок этот способ категорически не подошёл. У обоих очень развит дух соперничества (благодаря детскому саду). И самое главное в соревновании – это победа (а не участие, как подумали многие).

Так вот если кто-то из детей оказывался быстрее (а это, как вы понимаете, неизбежно), проигравший непременно начинал плакать. Да так, что приходилось снова раздеваться и делать всё, чтобы в этот раз победил он.

Как оказалось, это способ никак не ускорял процесс одевания, а наоборот увеличивал его как минимум вдвое.

4. «Подсказка»

Это именно тот способ, которым мы сейчас пользуемся. Идея, в общем-то, не новая и, думаю, многие мамы её используют.

Я заметила, что Алина часто не знает, что дальше одевать, поэтому и останавливается или постоянно спрашивает. А зимой детям довольно сложно запомнить, что за чем идёт. И часто малыши путаются и отказываются самостоятельно одеваться (чтобы не сделать ошибку).

Я сделала для своих карапузов «Подсказку» – что за чем одевать зимой! А дети с большим интересом стали в неё играть. «Подсказка» сделана на обычном листе А4, на котором очень схематично нарисованы предметы одежды в нужной последовательности, соединённые стрелочками.

Мишина Екатерина Сергеевна
Как научить ребенка одеваться самостоятельно?

Когда настает пора отдать ребенка в детский сад , умение малыша одеваться самостоятельно является одним из непременных условий приема ребенка в это дошкольное учреждение. Если раньше Вы могли позволить себе провести лишний час, одевая малыша ,то утренние сборы в садик похожи на настоящий марафон : разбудить, умыть, покормить, одеть, обуть. И при этом еще успеть собраться на работу. Поэтому важно научить ребенка одеваться самому . Но как это сделать?

Приступать к обучению ребенка навыкам самостоятельного одевания следует с двух-трех лет. Примерно с этого возраста у ребенка появляется настойчивое стремление к самостоятельности и

если Вы вовремя и правильно отреагируете, то Вам вообще не придется заставлять ребенка делать что-то самому – он и сам будет к этому стремиться. Поэтому, если Вашему крохе 2-3 годика, обратите внимание на несколько рекомендаций детских психологов.

Нельзя подавлять инициативу ребенка . Если он хочет попытаться одеться сам – не мешайте ему. Но и не требуйте от ребенка сразу же , чтобы он одевался только сам . Очень часто родители просто не выдерживают медлительного темпа одевания малыша и , чувствуя, что они уже опаздывают, начинают в спешке сами одевать ребенка , не давая ему одеться самостоятельно . В этом случае имеет смысл начать сборы немного заранее, с учетом времени на спокойное освоение навыков одевания малышом .

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно , то попробуйте немного подтолкнуть его, например, одевая ему носочки или штанишки не до конца и предлагая ребенку закончить одевание самому .

Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания препятствует сама конструкция одежды ребенка . Если на вещах малыша есть многочисленные молнии и шнуровки, мелкие пуговицы, то это значительно усложняет для него процесс одевания . Поэтому на первое время было бы уместнее покупать ребенку вещи с крупными удобными застежками, на липучках, на резиночках.

Существуют специальные развивающие игры-шнуровки или просто любые игрушки, которые можно расстегивать и застегивать. Играя в эти игры ребенок развивает мелкую моторику рук и ему будет легче справиться со своей одеждой. Девочки свои первые навыки одевания могут освоить на куклах с их кукольными одежками. Можно поиграть с ребенком в разные игры , которые помогут ему научиться одеваться . Например, пусть штанины брюк станут туннелями, а ноги малыша - паровозиками.

Предложите своему крохе «заехать паровозиками в туннели» . Девочки, да и мальчики тоже, с удовольствием играют в «показ мод» или «фотосессию» - это отличный повод для обучения самостоятельному одеванию .

Примеру взрослых дети с удовольствием подражают. Попробуйте устроить соревнования «на перегонки» : кто быстрее оденется.

Подсказывайте ребенку , что зачем надевать. Для многих детей запомнить последовательность одевания вещей может быть проблемой. Вы можете вместе с малышом изготовить плакат, на котором разместить изображения одежды в правильной последовательности. Это поможет ребенку быстрее запомнить . Кроме того, чтобы ребенок не перепутал где перед, а где спинка одежды, выбирайте одежду с кармашками или аппликациями спереди, так ребенку будет легче ориентироваться.

Как научить ребенка застегивать пуговицы

Когда вы придете записывать малыша в детский садик, у вас обязательно спросят, умеет ли он самостоятельно кушать , ходить на горшок и одеваться . Обычно молодые мамы, находясь в отпуске по уходу за ребенком , не придают этим вопросам значения и достаточно поздно встают перед решением данных проблем – прямо в канун начала «самостоятельной » жизни ребенка в яслях .

Вообще, врачи-педиатры считают, что в идеале ребенок к трем годам (моменту поступления в детский сад) должен обучиться справляться с пуговицами, молниями, кнопками и прочими застежками. Многие мамы расценивают это мнение как очень строгое руководство к действию и начинают насильно учить малыша самостоятельно одеваться . Это не совсем правильно, ведь каждый ребенок развивается по своим собственным биологическим часам : один начинает рано говорить, а другой быстро встает на ножки.

Так и с развитием мелкой моторики пальцев рук – кому-то дается просто, а с кем-то придется набраться терпения.

Для начала предупредим : учить детей младше 1,5 лет застегивать пуговицы бесполезно. Каким бы он не был вундеркиндом, в этом возрасте у ребенка еще не сформировались суставы запястья и ему физически тяжело будет это выполнить. А вот у малышей двух-двух с половиной лет координация рук уже лучше, и значит они лучше подвержены обучению. Помимо того, что у детей этого возраста лучше развит большой палец, они уже могут воспринимать ситуацию осмысленно. Для них пуговица – не странная игрушка, а важная деталь одежды.

Потому оптимальный возраст ребенка для знакомства с пуговицами – 2-2,5 года. В 3-4 года он уже привыкает к тому, что взрослые обслуживают все его потребности (одевают , кормят, купают, носят на руках, что любую вашу просьбу сделать что-то самому , ребенок воспринимает с непониманием и, возможно, обидой. Усвойте это и донесите до бабушек и дедушек, которые всегда стремятся облегчить жизнь внукам и одевать их или кормить с ложечки.

Способ 1. Открытие. Конечно, ребенку проще дается расстегивание пуговиц, чем их застегивание. Знакомство малыша с пуговицей, как правило,с того и начинается : он играет с ней, теребит, а потом ненароком расстегивает. Это открытие ему будет интересно повторять из раза в раз, и задача мамы – наглядно продемонстрировать ребенку и процесс застегивания пуговицы. Постепенно ребенок станет копировать ваши действия и будет пытаться застегнуть пуговицу.

Учтите тот факт, что малышу проще будет расстегивать и застегивать пуговицы на ком-то другом. Маленьких детей в большей степени волнуют пуговицы не на своей, а на чужой одежде – неудивительно, ведь они привлекают его внимание. Не рекомендуется запрещать малышу трогать застежки на одежде родителей. Если вы опасаетесь, что хлипко пришитые пуговицы не выдержат, лучше сменить свою рубашку. Постарайтесь надеть одежду с яркими интересными пуговицами. Важно, чтобы они были достаточно большие, ведь мелкие пуговки бывает очень сложно застегнуть даже взрослому.

Натренировавшись на вас или кукле, пусть попытается одеть себя. Начинать застегивать лучше с нижней пуговки – это удобнее. Если у малыша пока плохо получается, незаметно застегните пуговку, как будто это сделал он, и непременно похвалите его.

Способ 2. Подражание. Очень важную роль в развитии ребенка играет его желание подражать. Иногда родители недооценивают то, насколько внимательно их малыш наблюдает за ними и позже удивляются, откуда у ребенка появляются те или иные манеры, интонации. Потому показывайте ему на себе, как застегиваются и расстегиваются пуговицы. Со временем он начнет за вами повторять. Надо заметить еще и том факт, что некоторые дети любят подражать, к примеру, старшим сестре или брату (или другим близким родственникам) и им интереснее примерять их одежду. Не препятствуйте малышу в этом, можете даже попросить того же старшего брата показать, как нужно застегиваться.

Способ 3. Игра в куклы. Наверняка родителям девочек в этой ситуации повезло больше, ведь в отличие от мальчиков, они с раннего детства любят наряжаться, переодеваться , а значит, заинтересованы как можно раньше постичь хитрости застегивания-расстегивания пуговиц и молний. Кроме того, у девочек есть куклы и с ними можно играть и параллельно оттачивать мастерство застегивания пуговиц, меняя «одежки» . Фокус с куклами, конечно, с мальчиком вряд ли получится.

Тогда можно проявить фантазию и приобрести или сшить специальную развивающую игрушку.Попробуйте соорудить из двух лоскутков ткани и пуговицы нечто интересное : зайчика с отстегивающимися ушами. Возможен и такой вариант, как указан на картинке, с разными видами застежек. Можно так же сшить сумочку с застежкой на пуговицах и положить туда конфеты. Пусть малыш попробует открыть ее, чтоб забрать сладости. Эту же сумочку можно использовать для отработки механизма застегивания пуговиц. Когда навык будет усвоен, малышу не составит труда застегивать на себе рубашку или курточку. Для того, чтобы ребенок с большим энтузиазмом учился одеваться самостоятельно и застегивать на себе одежду, можно придумать игру. Например, скажите малышу, что собираетесь на Северный полюс или в космос, где очень холодно, и тот, кто быстро застегнет все пуговицы на куртке, победил.

Способ 4. Для тяжелых случаев

Есть малыши с характером, которым совершенно неинтересно заниматься какими-то пуговицами, ведь вокруг есть дела и игрушки поважнее. К этому же разряду можно отнести детей, которые не любят одеваться , предпочитая разгуливать дома в минимуме одежды. Как бы ни пытались родители мягко объяснить своим чадам необходимость быть одетыми, у них ничего не получается. Эту ситуацию сложно решить бесконфликтно и без принуждения, но рекомендуется постараться вести себя по отношению к ребенку с максимальным терпением. Часто ребенок не хочет учиться застегивать пуговицы и одеваться самостоятельно , потому что не видит в этом необходимости. Если это всегда делает мама, зачем нужно учиться самому ? Очевидно, самое действенное , что можно сделать в этой ситуации – предоставить малышу самостоятельность .

Конечно, не стоит полностью самоустраняться , выдавая ребенку стопку одежды и говорить : «Одевайся » .

Первое время ему потребуется ваша помощь, а вам – терпение. Важно не только подготовиться к тому, что обучение займет время, но и рассчитать силу психологического давления на ребенка , то есть где можно проявить настойчивость и заставить кроху что-то сделать, а когда лучше вести себя помягче. Помните, что проявление твердости в некоторых вопросах, позволит вырасти вашему ребенку неизбалованным и понимающим.

Способ 5. Не игрушки. Бывает и такое, что ребенок отказывается учиться застегивать пуговицы в ходе игры. Действительно, если малышу не удается справиться с застежкой и процесс вызывает у него раздражение, он потеряет желание пользоваться такой игрушкой. В этой ситуации можно пойти на хитрость. Попросите ребенка помочь вам , наденьте рубашку с достаточно крупными пуговицами и скажите, что у вас не получается застегнуть ее. Якобы пуговки слишком маленькие для ваших взрослых рук, а его маленькие ладошки хорошо справятся.

На обучение застегиванию пуговиц необходимо отвести достаточно времени. Не нужно непосредственно перед выходом из дома в спешке учить ребенка одеваться , это может обернуться стрессом. Выберите время для того, чтобы неторопливо одеться, спокойно рассказать и показать (возможно, не один раз) весь процесс и подождать, пока пыхтение малыша над пуговками обернется успехом.

При поступлении в детский сад для совсем маленьких лучше выбирать простую одежду : футболочки без застежек, штаны на резинке. Когда же ваш малыш обучится премудростям застежек, можно одевать его во что угодно . И не нужно будет переживать.

Чем старше становится малыш, тем больше проблем в его воспитании появляется у родителей. Например, одной из них является обучение ребенка самостоятельному одеванию. Ведь кроха уже в раннем возрасте должен овладеть этим навыком, и без помощи взрослых ему не обойтись. Поэтому перед родителями встает вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года. Специалисты напоминают, что этот процесс не всегда происходит легко и быстро, в большинстве случаев обучение надолго затягивается, однако результат обязательно порадует родителей и карапуза. Необходимо только терпение, чтобы не отбить у него стремление к самостоятельному одеванию.

Шагаем по ступенькам обучения

Родители часто спрашивают, в каком возрасте нужно начинать обучение малыша этому умению? Педагоги напоминают, что одевание и раздевание относятся к группе культурно-гигиенических навыков. Они являются главными и практически основными именно в раннем возрасте. Нужно учитывать, что уже в 2 года детишки становятся любопытными и активными. Они стремятся помочь маме в домашней работе, хотят наряжаться и делать все, как взрослые. Не стоит препятствовать получению знаний, ведь именно в этом возрасте можно начинать учить малюток одеваться. При этом взрослые должны понимать - обучение должно идти постепенно, с учетом возрастных особенностей. Тогда и ребенку будет интересно, и родителям - не в тягость

Важно! Если у крохи не получается пока одеваться, то следует ненавязчиво и без раздражения помочь ему до того момента, пока он не начал плакать. Если малыш будет испытывать негатив при одевании, то дальнейшее обучение станет практически невозможным.

Педагоги настаивают на том, что следует обязательно обучить чадо в 3 года одеваться самостоятельно. Именно в этом возрасте дети начинают посещать детский сад. В три года учим мальчиков и девочек надевать и снимать пижаму, трусики, юбки, штаны и колготки. В коллективе процесс обучения пойдет намного быстрее, ведь детишки стремятся завоевать авторитет у сверстников и воспитателей. Если родители не намерены отдавать карапуза в дошкольное учреждение, все равно нужно самостоятельно обучать его азам одевания и раздевания. В три года малыш должен это делать для собственного удобства и комфорта.

Важно! Даже если ребенок уже умеет многое, его нужно постоянно хвалить, поддерживать и поощрять стремление к дальнейшему совершенствованию навыка.

Самые распространенные ошибки родителей при обучении

  • Родители запаздывают с обучением, лучше начинать обучение во время проявления самостоятельности, примерно в два года.
  • Игнорируется дальнейшее обучение, когда взрослые видят, что кроха умеет раздеваться и одеваться.
  • Нельзя торопить малыша, чтобы не отбить у него охоту что-либо делать.
  • Не нужно оказывать помощь, если кроха не просит ее, лучше объяснить на словах или показать своим примером, как делать правильно.
  • Нельзя ругать за промахи, но обязательно хвалить за достижения.
  • Родители мало обращают внимание на игровые моменты, между тем, дети лучше воспринимают обучение в процессе игры.

Календарь обучения одеванию по возрастам

Педагогами разработан возрастной календарь, когда дошколенок должен уметь самостоятельно надевать и снимать некоторые вещи. Таблица поможет родителям определить уровень развития ребенка и его навыков самообслуживания.

Возраст Самостоятельные действия Помощь взрослых
2 года
  • Снимать и надевать: расстегнутую обувь, шапку, колготки, шорты, штаны, юбку на резинке
Одевание происходит с помощью родителей
3 года
  • Надевать всю одежду, застегивать липучки, молнии, кнопки
  • Складывать или вешать одежду
  • Поправлять одежду на протяжении дня, следить за своим внешним видом
Небольшая помощь родителей
4 года
  • Самостоятельно раздеваться и одеваться в правильной последовательности
  • Вешать и складывать одежду
  • Уметь следить за внешним видом
Помощь родителей в завязывании шнурков
5 лет
  • Одеваться и раздеваться
  • Завязывать шнурки
  • Ухаживать за одеждой
  • Наводить порядок в шкафу и на полках
Не требуется
6 лет
  • Быстро одеваться и раздеваться
  • Следить за внешним видом
  • Ухаживать за одеждой
  • Наводить порядок
Не требуется

Особенности обучения в раннем возрасте

Учим одеваться в первый год жизни

При одевании совсем маленьких детей нужно обязательно комментировать действия, говорить названия всех элементов гардероба, описывать их качество и свойства. Cледует называть части тела ребенка: рука, нога; просить дать ручку карапуза, объяснить, что нужно просунуть ее в рукав кофточки. Совершенно не важно, может малыш это сделать или нет, умеет ли разговаривать, все запоминается в пассивном словаре.

Комментарии во время одевания делятся на несколько этапов:

  • Предупредить кроху о своих действиях;
  • Комментировать действия и объяснять их;
  • Подводить итоги при достижении результата.

Не стоит от крохи требовать только самостоятельного одевания, следует показать, как делать это правильно. В таком трудном деле помогут игры, совместные действия с карапузом. Они могут включать помощь в направлении движения ладоней малыша, демонстрацию на игрушках. Как только становится видно, что ребенок начал действовать и у него все получается, это становится дополнительным стимулом для продолжения занятий. Взрослый может оказать помощь, только если у крохи возникают затруднения. Если все идет гладко, то не стоит отбивать охоту ребенка к самостоятельным действиям. Нужно обязательно хвалить малыша за любые достижения и успехи.

Важно! Можно давать малышу различные предметы для развития моторики: пуговицы, шнуровки. Такие манипуляции помогают не только развивать логическое мышление, но и формируют навыки одевания.

Учим одеваться в раннем возрасте 1 - 3 года

После года ребенок в состоянии самостоятельно подавать взрослому нужные вещи, протягивать руки при надевании кофточки или футболки, поднимать голову при надевании шапочки. Обязательно следует продолжать комментировать все свои действия, привлекать ребенка к разговору со взрослым. В полтора года карапуз способен раздеться без помощи родителей.

К двум годам малыш поднимает две ручки для надевания свитера или платья, просовывает руки в рукава пальто или курточки, ножки в колготки с помощью взрослого, снимает практически все элементы одежды. Родителям важно не упустить момент, когда карапуз станет требовать для себя самостоятельных действий, ему захочется все делать самому. В это время нужно приступать к активному обучению, процесс будет происходить легко и интересно. Естественно, нужно приобрести наиболее простую одежду. Следует как можно , тогда можно будет заметить существенные успехи к трем годам.

При обучении одеванию нужно учитывать микропроцессы. Например, до трех лет кроха учится надевать конкретные элементы одежды. Он не в состоянии полностью переодеться после пробуждения, но способен натянуть на себя трусики и колготки, брюки и носочки без помощи взрослых. Это и называется овладением микропроцессами. Одеться полностью на прогулку является целостным процессом, а надевание отдельных элементов одежды - микропроцессами.

Как избежать капризов?

Педагоги советуют: главное - одевайтесь без слез! Маленьким деткам необходимо постоянно двигаться, у них куча нерастраченной энергии, они не могут усидеть на одном месте. В итоге одевание и раздевание кажется им слишком утомительным и скучным занятием. Они выворачиваются, изгибаются, отказываться подчиняться взрослым и не желают выполнять самостоятельные действия. Если взрослый будет проявлять нетерпение, раздражительность, слезы неизбежны. Важно перевести обучение в игровую форму! Например, сказать, что штанишки волшебные, ножки являются поездом, который движется по тоннелям.

Совсем маленького можно отвлечь яркими игрушками, которые обязательно привлекут его внимание. В этот момент нужно разговаривать, читать стишки и потешки, чтобы удержать внимание крохи.

Не стоит из одевания делать проблему. По мере подрастания кроха стремится сделать что-то самостоятельно, он не может постоянно отказываться подчиняться. В 5 - 6 лет дошколята обязательно научатся справляться самостоятельно.

То, каким вырастет чадо, полностью зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться является не только процессом самообслуживания, но и важнейшим шагом в будущую жизнь.

В какой-то момент родители начинают задумываться о том, как научить ребенка одеваться. Ведь навыками, такими полезными в жизни, крохе предстоит овладеть с помощью взрослых. Не всегда это легкий процесс, нередко он надолго растягивается, но результат того стоит. Главное – запастись терпением, чтобы не отбить у малыша охоту к обучению.

Когда и с чего начинать?

Важно не упустить время, ведь проще это сделать, когда ребенок сам заинтересован. Где-то в 2 года или немного позже у него начинается период, когда от него только и слышно – «я сам». Карапуз стремится к самостоятельности, и если поддерживать его инициативу, то научить его чему-либо будет намного проще.

Одевание и раздевание для малыша – взаимосвязанные процессы. Но снять что-либо с себя проще, поэтому с этого и можно начинать. Уже с полутора лет стоит предлагать самостоятельно стащить с себя шапочку и носочки. После двух карапуз способен справиться и с другими предметами одежды. Родители должны поощрять даже незначительные достижения, хвалить его. Когда у него начнет получаться, он наверняка захочет попробовать и надеть что-то на себя.

Родителям придется проявить немало терпения. Ведь сначала ребенку будет сложно, непослушным пальчикам непросто одолеть застежки, делать он это будет очень медленно. Если торопить его, ругать за неспешность, то одевание у крохи начнет вызывать неприятные ассоциации и стресс. В дальнейшем он постарается попросту избежать этого, предоставив справляться с нарядом взрослым. Не надо спешить поправлять костюм, особенно если недочеты почти незаметные.



Одеваться - это интересно

Конечно, родителям придется помогать ребенку вывернуть с изнанки кофточку или застегнуть мелкие пуговицы, но при этом необходимо проговаривать свои действия, объяснять, как и что нужно делать. Чтобы поддерживать интерес малыша, которому только два-три года, лучше подбирать что-то простое в надевании. Можно наполовину натянуть штаны, чтобы карапуз продолжил. Воспринимая это занятие как игру, он быстрее наловчится справляться и с более сложными элементами одежды.

Наглядный пример можно показать с помощью игрушек. Дети любят кормить их, укладывать спать, можно также наряжать, особенно для этого подходят куклы. Полезны и предметы, которые предназначены для развития мелкой моторики. Например, в магазинах представлен большой выбор шнуровок. Можно сделать их и самостоятельно. Нашить на мягкие игрушки и одежду пуговицы, шнурки и липучки. К тряпочке пришить пуговицы разных размеров, в другой сделать петлю - так малыш получит возможность тренироваться и осваивать полезный навык.

Не надо забывать и о личном примере. Ребенок стремится походить на взрослых. Наблюдая, как одевается мама или папа, он сам этому учится. Ему понравится наряжаться наперегонки со старшими, выбирая свои предметы гардероба из разложенных на диване.

Чтобы поддерживать интерес крохи, можно рассказывать стишки, петь веселые песенки, рассказывать, что интересного ждет на улице. Можно перевести одевание в игровую форму. Например, представить, что ноги - это поезда и им надо заехать в тоннели (штаны или колготки). После того, как надели кофточку, можно похлопать в ладоши, когда натянули штанишки - потопать ножками.



Выбираем простую одежду

Важно, чтобы одежда, которая предназначена малышу, легко надевалась. Это пригодится тем, кого интересует, как научить ребенка одеваться самостоятельно. В 3 года он уже способен натянуть носочки, штанишки, ботинки, снять кофточку или футболку, расстегнуть молнию. Но если у футболки будет узкое горлышко, то ребенку надо будет прилагать усилия, на которые он еще не способен в два-три года. Поэтому она должна быть достаточно свободной. Это касается и свитеров.

Также проблема может возникнуть с носками. Небольшие изделия, аккуратно сидящие на ноге ребенка, сложно надеть неловкими ручками. Для этой цели лучше подойдут размером побольше, со свободной резинкой. Правильно подобрать нужно и ботинки. Расшнуровать их или завязать шнурки у крохи не получится. Стоит отдать предпочтение обуви на липучках: она просто раскрывается, и в нее легко поместить ножку. Штанишки должны быть также незамысловатыми, на резинке. От комбинезонов в этот период лучше отказаться, так же как от платьев с застежкой на спине.



Объяснять, как одеваться правильно

Следует объяснять, как правильно надевать вещи. Брючки лучше натягивать сидя, а вставать только после того, как ноги покажутся из штанин. При надевании футболки через горловину должна проходить макушка, иначе можно застрять. Скорее всего, это придется повторить не один раз.

Родителям следует учитывать мнение их детей насчет выбора одежды, даже совсем маленьких, которым два-три года. Ведь гораздо приятнее носить то, что нравится, а у таких крох уже есть желания. Можно предложить самостоятельно выбрать наряд для прогулки. Чтобы не оказалось, что малыш хочет что-то не соответствующее сезону, родителям лучше подобрать несколько вариантов и показать ребенку.

Нередко бывает, что малыш путается, в каком порядке надевать элементы одежды. Чтобы ему было проще ориентироваться, можно совместно сделать плакат: вырезать из журналов подходящие картинки и наклеить их на лист ватмана. Это поможет крохе запомнить, что за чем следует надевать, а отличить зад от переда не составит затруднений, если передняя часть будет украшена аппликацией или заметными карманами.



Родители должны избегать ошибок

Хорошо, когда одежда малыша лежит в открытом доступе и он может сначала просто перебирать и изучать ее, а затем пробовать натянуть на себя. Желание примерить их могут вызвать и вещи родителей. Их легко надеть из-за большого размера, к тому же так реализуется потребность походить на маму и папу.

В четыре года дети способны полностью раздеваться, одеваться под присмотром старших, застегивать и расстегивать пуговицы. Даже если время первых попыток самостоятельности упущено, научить ребенка будет несколько сложнее, но, конечно, возможно. У большинства детей одеваться полностью самостоятельно получается к пяти годам. К этому возрасту, как правило, они способны справиться и со шнурками.

Даже когда малыш многое умеет, он все равно нуждается в поддержке и похвале. Родители в процессе обучения не должны совершать следующих ошибок.

  • Не стоит затягивать с началом приучения, лучше делать это во время периода самостоятельности, который приходится на два-три года.
  • Если кроха уже научился раздеваться, то не следует останавливаться на достигнутом. Этот процесс сходен с одеванием, поэтому нужно, чтобы он учился дальше.
  • Нельзя торопить ребенка, даже если кажется, что он еле копошится, это может отбить у него всю охоту к этому занятию. Лучше встать немного раньше и спокойно собраться.
  • Не нужно помогать ребенку, если он сражается с застежкой, если он сам этого не просит.
  • Когда видно, что ребенку что-то тяжело дается, то надо спокойно объяснить ему, как правильно. Ни в коем случае не ругать его, наоборот, находить, за что похвалить.
  • Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают объяснения в игровой форме.

Дети способны быстро усваивать новые навыки. Но все же им для этого нужна помощь родителей, которые должны терпеливо обучать их всему необходимому. Поэтому взрослые должны знать, как научить ребенка одеваться самостоятельно. Превращая этот процесс в увлекательную игру, можно справиться с важным этапом в развитии.

Самостоятельность и ответственность являются важными показателями развития ребенка. Однако эти качества не возникают у человека сами собой, а формируются в детском возрасте одновременно с навыками самообслуживания. Один из ключевых навыков, который помогает ребенку становиться самостоятельным - умение одеваться. Как его развить в малыше, расскажет «Я Родитель».

Нам в редакцию написала Анна - мать-одиночка, воспитывающая пятилетнего сына. Она успешная женщина, преуспевающий руководитель. Её жизнь рассчитана по минутам. Но есть одно время суток, которое ежедневно вызывает у неё стресс - утро. Анна постоянно опаздывает на работу, приходит взволнованная и «накрученная». Причина этого в том, что ее сын Артем очень долго собирается в детский сад. Потеря драгоценного времени сопровождается у Анны нервным напряжением, а ведь этой проблемы могло бы не быть, если бы ребенок в этом возрасте умел самостоятельно одеваться.

Почему нужно учить ребенка самостоятельно одеваться?

Ребенок всегда будет казаться родителям маленьким и неумелым. Стремясь оградить детей от трудностей, родители часто усложняют им дальнейшую жизнь. Отсутствие у ребенка таких простых навыков самообслуживания, как одевание, может в дальнейшем привести к негативным последствиям.

Во-первых, постоянно обслуживая ребенка, мы лишаем его способности ухаживать за собой без помощи взрослых.

Результатом отсутствия навыков самообслуживания может стать неряшливость и неопрятность. Внешний вид нужно не только создать, но поддерживать в течение дня.

Неумение это делать приведет к привычке быть неопрятным, отсутствию контроля над своим внешним видом, а несамостоятельный неряшливый ребенок часто становится предметом насмешек сверстников, что больно ранит неокрепшую психику.

Во-вторых, так как навыки самообслуживания относятся к трудовому воспитанию, игнорирование родителями этого направления развития ребенка приведет к формированию у него негативного отношения к труду, к лени.

В-третьих, одевание относится к повседневным навыкам, а их отсутствие может вызвать конфликт родителей и ребенка. Ежедневные конфликты портят характер, формируют у ребенка капризность, эгоцентризм, упрямство. К сожалению, эти черты не исчезнут в последствие сами по себе, с ними нужно будет бороться специальными методами, но лучше предотвратить их развитие в дошкольном возрасте.

В-четвертых, неспособность к самостоятельным действиям будет требовать постороннего вмешательства. Ребенок привыкает к тому, что кто-то (взрослый) должен помочь ему в манипуляциях с одеждой и обувью. Сочетание слов «должен помочь» говорит о формировании негативных качеств личности - неуважение к окружающим, потребительское отношение к жизни. Естественно, что все эти негативные проявления не возникнут в одночасье. Но «посеешь привычку - пожнешь характер», - говорили наши мудрые предки, и были, безусловно, правы. Именно с таких мелочей как нежелание самостоятельно одеваться, начинает формироваться потребительское отношение к окружающим близким. Сначала взрослый должен одеть ребенка, а потом его обязанности в глазах ребенка будут очень быстро расширяться.

Умение самостоятельно одеваться приводят к возможности контроля над своим внешним видов, приучает к опрятности, воспитывает эстетический вкус и уважение к труду и старшим.

С какого возраста нужно приучать детей к самостоятельному одеванию?

Ответ на этот вопрос можно найти в стандартах образования (ФГОС). На основании этого документа разрабатываются программы дошкольного образования, которые четко определяют, чему и как нужно учить ребенка. К сожалению, родители часто обращают внимание только на образовательный компонент, считая его основой интеллектуального развития ребенка и упуская из вида тот факт, что ребенок должен и гармонично.

Мы проанализировали для вас Программу дошкольного образования «От рождения до школы» и выбрали навыки по самостоятельному одеванию детей.

Возраст ребенка Навыки самостоятельного одевания
(в данном возрасте ребенок должен уметь)
Наличие помощи взрослых
2 года Снимать и одевать в определенном порядке:
шапку;
обувь, расстегнутую взрослым;
колготки;
шорты (юбку, брюки) на резинке.
С помощью взрослых
3 года Одеваться и раздеваться в определенном порядке, включая расстегивание и застегивание пуговиц, молний и липучек.
Аккуратно складывать и вешать на стульчик свою одежду.
Обращать внимание на свой внешний вид в течение дня: поправлять одежду.
С небольшой помощью взрослых
4 года Одеваться и раздеваться в определенной последовательности самостоятельно.
Аккуратно складывать и вешать одежду.
Уметь замечать неопрятность в одежде и устранять её.
Помощь только в завязывании шнурков.
5 лет Одеваться и раздеваться самостоятельно, включая манипуляции со шнурками.
Уметь ухаживать за одеждой при помощи взрослых.
Поддерживать порядок в шкафчике и на своих полках дома.
Без помощи взрослых, по небольшой словесной инструкции.
6 лет Быстро и самостоятельно одеваться и раздеваться.
Поддерживать порядок в шкафу, следить за внешним видом.
Без помощи взрослых.

Эта информация поможет родителям определить уровень сформированности навыков самообслуживания у своих детей.

Почему дети не умеют одеваться самостоятельно?

Сразу нужно сказать, что только взрослые виноваты в том, что дети не умеют самостоятельно одеваться. Правда, у самих взрослых на это есть целый ряд оправданий:

  • спешка: «мы не можем позволить себе размеренное обучение навыкам одевания по утрам, так как очень спешим»;
  • стремление к совершенству: многие родители считают, что они оденут ребенка быстрее и качественнее;
  • сохранение нормальных отношений: самостоятельное одевание часто приводят к капризам и истерикам, которые легче не допускать вовсе, чем остановить.

Психологи не принимают подобных оправданий, называя их одним словом – .

Родители, чьи дети не умеют одеваться, как правило, не утруждают себя:

  • ранними подъемами и четким соблюдением режима, поэтому возникает спешка по утрам;
  • занятиями с детьми по обучению их манипуляциям с пуговицами, шнурками, молниями, липучками, объяснению особенностей надевания различных видов одежды;
  • совместной с ребенком деятельности по уходу за одеждой.

Итак, стало ясно, кто виноват, теперь нужно разобраться в том, что делать.

  1. Начинайте учить ребенка самостоятельно одеваться с раннего возраста.
  2. Поощряйте инициативу ребенка, хвалите за каждое проявление самостоятельности.
  3. Наберитесь терпения, не мешайте ребенку, выдержите темп одевания, не подгоняя его. При необходимости скорректируйте режим дня так, чтобы начинать утренние сборы заранее.
  4. Учите ребенка правильным действиям с одеждой.
  5. При нежелании самостоятельного одевания подтолкните ребенка совместной деятельностью - начните действие и предложите закончить самостоятельно.
  6. Не приобретайте для ребенка одежду со сложной конструкцией (молнии, шнурки, косые швы и т.д.). Покупайте малышу удобную и понятную одежду. Лучше всего, если она будет иметь подсказки (аппликации впереди, разноцветные пуговицы и застежки).
  7. Показывайте пример в одевании. Одевайтесь одновременно: вместе надели колготки, костюм, теплые вещи и т.д.
  8. Используйте развивающие игры с пуговицами, молниями, шнурками, которые помогут освоить манипуляции с этими предметами. Полезно иметь дидактических кукол с вариантами одежды на разные сезоны. Это поможет детям усвоить порядок одевания.
  9. Подсказывайте ребенку особенности и порядок одевания.
  10. Придерживайтесь принципа единства требований. Дети должны одеваться самостоятельно везде и всегда независимо от времени суток и местонахождения (дома, детский сад, гости).
  11. Указывайте на неопрятность в одежде и поощряйте попытки контроля над собственным внешним видом.
  12. Не провоцируйте негативное отношение к одежде. Не наказывайте и не ругайте ребенка за отсутствие навыков, а при необходимости, помогите ему.
  13. Поощряйте проявление вкуса в одежде.

То, каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей. Умение самостоятельно одеваться - это не только навык самообслуживания, но и важный шаг в будущее.

Светлана Садова