Как называется детский дом. Ребенок в детском доме. Детдомовские дети в школе. Как живут дети в детских домах

Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом является государственным образовательным учреждением. В нем живут и учатся дети от 4 до 18 лет.

Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц, из приемников-распределителей системы МВД.

Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Они обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем по установленным нормам, игрушками, школьными принадлежностями. «Воспитанники принимают участие в самообслуживании, работают в мастерских, на опытном участке, занимаются в различных кружках, секциях, участвуют в спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам их замещающим, или направлены для поступления в ВУЗы, ПТУ, техникумы или на работу» «Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Типовое положение от 1 мая 1995 г. № 676

Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.

Еще одна форма устройства детей-сирот - это круглосуточные школы-интернаты.

В них принимаются:

Дети-сироты;

дети, отобранные у родителей по решению суда;

дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено.

Распространение получили в России детские дома семейного типа «О приемной семье». Постановлении Правительства от 17 июля 1996 года № 829

Семейный детский дом - семья, взявшая на попечение не менее 5 и не более 10 детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей. Если поступающий в такой детский дом ребенок достиг 10-летнего возраста, то его обязательно спросят, хочет ил он жить в этой семье. Такие семьи создаются на несколько лет по договору. Существует несколько типов семейного детского дома: семья, взявшая одного или несколько детей; несколько детей, проживающий с воспитателем; семья, в которой живут и свои и приемные дети и др. Основные задачи семейного детского дома такие же как и у других детских домов: подготовка к самостоятельной жизни, обучение. Воспитание и т.д. За деятельностью такого детского дома наблюдают органы опеки и попечительства, на территории которого находится данный детский дом.

Детские деревни (SOS - Киндердорф) - заведение для воспитания детей - сирот в условиях, приближенных к семейным.

«Детские деревни SOS, в корне отличаются от детских домов. Так как ребята живут в условиях максимально приближенным к семейным. В семье шесть - восемь ребят разного возраста. Каждая семья живет в отдельном коттедже. Однако, они не изолированы, они ходят в обычную школу, дружат со сверстниками, занимаются спортом, посещают кружки.

Требования к претендентам на роль мамы высокие, в частности, она не должна быть замужем или иметь своих детей. Как всем мамам, женщине надо будет воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. Правда, ей положены выходные, отгулы и отпуск» Брускова Е. Если вместе…: Детские деревни -SOS (история и современность, благотворительность) //Смена, 2000, №2, с.54

Первая деревня SOS была построена на пожертвования в 1949 году в Австрии. Основатель детских деревень SOS австрийский педагог - гуманист Герман Гмайнер.

Сейчас они уже есть в 130 странах. В России первая деревня SOS в Томилино, под Москвой в 1996 году. Вторая - в Лаврово под Орлом, и начала работу 2 года спустя. В 2000 году приняла первых воспитанников третья деревня SOS в Пушкине под Санкт - Петербургом.

В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика, 2003,

«Семейные формы устройства детей:

усыновление (удочерение);

опека (попечительство)

Государственно-общественные формы устройства детей:

семейный детский дом (приемная семья);

детские деревни SOS;

временная приемная семья;

фостеровская (замещающая семья);

патронатная семья

Государственные формы устройства детей:

дом ребенка;

детский дом;

школа-интернат;

центры временного содержания детей».

Таким образом, к детским домам можно отнести собственно детский дом, детский дом семейного типа. Отчасти функции детского дома как постоянного места, где ребенок живет и воспитывается, выполняют круглосуточные школы-интернаты.

Следует отметить, что обучение и воспитание сирот в специальных учреждениях, например, в детских домах, всегда сопряжено с огромными сложностями. Основная из этих сложностей - это отсутствие родителей. Заменить их полноценными приемными - большая удача для ребенка.

На основании и по результатам теоретического исследования в Главе 1, можно сделать следующие выводы:

Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать;

Институт сиротства возник у древних славян, как сохраняющий детям жизнь;

В настоящее время главным документам, регулирующим социализацию детей-сирот является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Детский дом - это государственно-общественная форма устройства детей-сирот. Основная задача детского дома: создание детям условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовка их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

У этих малышей еще есть шанс попасть в настоящую семью. Фото Reuters

С сентября 2015 года российские детские дома должны начать работать по новым правилам. Постановление правительства РФ № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», было подписано Дмитрием Медведевым еще 24 мая 2014 года. Приступили к его исполнению в сентябре 2015. Так что же предстоит осилить руководителям детских домов и их куратору - Минобрнауки РФ?

Новый документ меняет идеологию детского дома. Отныне эти заведения рассматриваются как временное жилье перед устройством воспитанников в приемные семьи. Как пояснил «НГ» директор Центра развития социальных проектов, руководитель портала «Усынови.ру» Армен Попов, он разговаривал со многими руководителями детских домов, многие этого постановления давно ждали. Хотя оно потребует от администраций детских домов много усилий по реорганизации. И прежде всего – работы с самими воспитателями. Им-то как раз перестроиться сложнее всего. Почему? Попробуем разобраться.

Постановление уводит нас и от самого названия «детский дом». Новое название звучит хоть и формально, но гораздо оптимистичней – Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Получается, что главная задача персонала детского дома – пристроить ребенка в семью. «Название меняет функции персонала бывшего детского дома, – считатет Попов, – теперь работа его сотрудников ориентирована на то, чтобы подготовить ребенка к семейным условиям и передать его на воспитание приемным родителям. Если сиротство ранее было у нас «пожизненным», то теперь ребенок получает шанс для получения семейного воспитания. Это меняет работу не только персонала детского дома, но и органов опеки. Они начинают работать и с кровной семьей. Не было этого постановления – органы опеки стремились прежде всего защитить ребенка от плохих родителей, в том числе и лишив их родительских прав. Теперь они стремятся временно ограничить нерадивых отцов и матерей в правах на ребенка, для того чтобы успеть за это время помочь им исправить возникшую неблагополучную ситуацию. Если проанализировать, – замечает Армен Попов, – куда бегут дети из детских домов, то в 90% случаев они бегут к родным маме с папой. Какими бы те ни были. Поэтому крайне важно сохранить для ребенка общение с кровными родственниками, если общение с ними, конечно же, не угрожает жизни ребенка».

Согласно постановлению, группа детского дома теперь будет состоять не более чем из восьми разновозрастных детей. Каждую группу предписано вести ограниченному числу педагогов, чтобы у детей возникало чувство привязанности к определенному взрослому. Помещения, в которых проживают дети, должны быть устроены по квартирному типу, а личные вещи должны по возможности приобретаться с участием детей и все время находиться в открытом доступе. Встречи детей с потенциальными усыновителями или опекунами могут проходить не менее трех раз в неделю. При наличии родственников администрация обязана организовывать общение детей с ними и работать над возвращением воспитанников в родные семьи.

«Что особенно важно, – отмечает Армен Попов, – дети в этих новых домах будут жить в разновозрастных группах. Это сохранит многие родственные связи: братьев и сестер не будут разлучать. И это поможет собрать детей не по возрастным особенностям, а по интересам и по духу. Тогда старшие смогут заботиться о младших, и это тоже будет способствовать социализации этих детей». Одни и те же воспитатели, согласно комментарию Армена Попова, будет с ребенком на протяжении всей его жизни в детдоме, и днем и ночью (если, конечно же, вдруг не случится усыновление ребенка). А такие дети, которые останутся в детдоме, к сожалению, были, есть и будут. Есть детишки, рассказывает Армен Попов, которые даже в силу своего характера или психологических особенностей организма не могут жить в семье. Их, конечно, мало, но они есть. Еще довольно большая категория детей в детдоме - это дети-инвалиды. Ну и, конечно же, организация детского жилого пространства по образу квартиры, пусть и в условиях бывшего детдома, с гостиной, спальнями и кухней тоже решает многие проблемы адаптации детдомовских детишек к нормальной жизни. Ведь, что греха таить, после обычного сиротского учреждения мы получаем практически «инопланетян», не знающих, как подойти к газовой плите и заплатить за коммуналку.

«Главное, чтобы новое постановление не послужило сигналом к каким-то формальным действиям, – боится Армен Попов. – Переобустроить детские дома, превратив одну большую казарму в несколько маленьких, – это, конечно, совсем не то, к чему призывает правительство».

А как вообще обстоит дело с усыновлением в стране после выхода всем памятного закона Димы Яковлева, попросили мы рассказать нашего эксперта. Как пояснил Армен Попов, брать в свои семьи сирот российские граждане стали больше. И что еще сильно радует, не только здоровых детей. Это, конечно, настоящий родительский подвиг.

Кстати, тот факт, что иностранцы хотели брать из детского дома только детей-инвалидов, по мнению Попова, не соответствует действительности. Просто наши детские дома рекомендовали им усыновлять тех детей, от которых обычно отказываются российские родители. «Это какой-то феномен: почти все родители, ожидающие ребенка, мечтают о мальчике. Но вот усыновить хотят девочку до года. Почти все…»

В основном, конечно, сегодня детей берут в приемную семью под опеку. То есть за ребенком остается статус сироты, а приемные родители получают на него пособие. «Материальная составляющая для граждан нашей страны – вещь серьезная. Родители у нас – люди ответственные: они понимают, что после того, как ребенок вырос, лучше, если у него будет квартира от государства. Статус сироты помогает эту льготу сохранить.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Статистика

В начале 2007 г. в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот (2,8 % от всей детской популяции (26,5 миллионов). Из них:

  • Усыновлено - 153 тысячи.
  • Под опекой - 384 тысячи.
  • Приёмные и патронатные семьи - 37 тысяч.
  • В детских учреждениях - 174 тысячи .

Сумма консолидированного бюджета на развитие семейных форм в 2007 году составила 21,4 миллиарда рублей (856 миллионов долларов), включая:

  • из федерального бюджета - 6,2 миллиарда рублей (248 миллионов долларов)
  • из средств субъектов Российской Федерации - 15,2 миллиарда рублей (608 миллионов долларов).

Федеральная служба государственной статистики опубликовала статистический сборник «Дети в России. 2009» , в котором, в частности, приведена информация об устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (более актуальная - до 2010 года - информация доступна на сайте Росстата ).

Крупные приюты

Одним из крупнейших детских домов в мире называют приют Лилиан Трэшер в египетском городе Асьют ; за 100 лет функционирования (1911-2011) через стены приюта прошло 25 тыс. детей .

Социальная адаптация выпускников детских домов

Социальная адаптация выпускников детских домов рассматривается, с одной стороны, как процесс активного приспособления юношей и девушек к жизни в обществе, с другой стороны - как результат направленных действий специалистов (педагогов, психологов, врачей и т. д.), обеспечивающих такое приспособление. В этой связи, уровень социальной адаптации выпускников принято считать показателем эффективности работы сиротского учреждения.

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тысяч воспитанников. По данным Министерства образования РФ , за 1992-2007 годы 90 тысяч из них не были обеспечены положенным по закону жильём .

Некоторые специалисты по работе с детьми-сиротами начинали собирать новую статистику жизнеустройства выпускников детдомов , чтобы выяснить, какие факторы влияли на их успешность или неудачи .

Для сравнения напомним, что среди почти 3000 воспитанников коллективов под руководством А. С. Макаренко не известно ни одного рецидива, причём многие исследователи судьбы этих выпускников отмечают, что «они были счастливыми людьми». Близких достижений удалось добиться ученикам и продолжателям подходов А. С. Макаренко С. А. и Г. К. Калабалиным (только коллективы под их руководством выпустили в свет около 7000 человек), А. Г. Явлинскому и др.

О большом потенциале в решении проблем социальной адаптации говорят некоторые современные практики. В частности практики самоорганизации выпускников детских домов в сети Интернет (группы в социальных сетях, сайты выпускников и т. д.).

Детский дом в литературе

Одним из самых известных произведений об «обычном» детском доме советской эпохи стала повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». О детстве проведённом в одном из первых детских домов СССР рассказывает автобиографическая повесть Галины Карпенко «Как мы росли» (1956) . Нельзя не упомянуть об повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД ». Также, заслуживают внимания автобиографические произведения выпускников советских детских домов Рубена Гальего «Белое на чёрном » и Александра Гезалова «Солёное детство ».

Самым известным, в том числе за границей, считается книга о жизни детского поселения (по сути, детского дома) Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма».

Один из воспитанников А. С. Макаренко - Л. В. Конисевич оставил подробные сведения о жизни в коммуне им. Дзержинского в течение около 5 лет (с 1929 по 1934 гг.) именно с точки зрения её воспитанника

Также в своём творчестве к проблемам детдома и к его воспитанникам обращаются писатели Альберт Лиханов (повести «Никто», "Благие намерения") и Виктор Астафьев (повесть «Кража»)

В 1978 году вышла книга Александра Маринова "Детский дом".

В 2012 году в интернете появилась книга врача-психиатра Петрушина Андрея «Недетский дом», бывшего сотрудника детского дома.

В 2013 году вышла автобиографическая книга бывшего воспитанника Серменевского детского дома (Башкирия), писателя и журналиста Айгиза Баймухаметова "Не оставляй, мама!". Эта книга тут же стала популярной в республике и была переведена на многие языки.

В 2015 году вышла книга учителя-краеведа Магомедова С. Г. «Дети войны». Она посвящена 70-летию со дня открытия детского дома №16 в селе Чаравали Новолакского района в Республике Дагестан. В ней говорится об истории создания детдома, о работниках и воспитанниках, о жизни в детском доме.

Детский дом в кино

  • - Хозяйка детского дома .
  • - Пусть я умру, Господи
  • - Казённый дом
  • - На тебя уповаю
  • - Итальянец
  • - Закрытая школа
  • - Мать и мачеха

Документальные фильмы:

  • - Мама, я убью тебя
  • - Блеф, или с Новым годом!

См. также

Напишите отзыв о статье "Детский дом"

Примечания

Литература

  • Рудаков В. Е. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • (недоступная ссылка - история ) // энциклопедия «Москва»]
  • Сайт А. Гезалова

Отрывок, характеризующий Детский дом

– Поверьте, – говорил князь Долгоруков, обращаясь к Багратиону, – что это больше ничего как хитрость: он отступил и в арьергарде велел зажечь огни и шуметь, чтобы обмануть нас.
– Едва ли, – сказал Багратион, – с вечера я их видел на том бугре; коли ушли, так и оттуда снялись. Г. офицер, – обратился князь Багратион к Ростову, – стоят там еще его фланкёры?
– С вечера стояли, а теперь не могу знать, ваше сиятельство. Прикажите, я съезжу с гусарами, – сказал Ростов.
Багратион остановился и, не отвечая, в тумане старался разглядеть лицо Ростова.
– А что ж, посмотрите, – сказал он, помолчав немного.
– Слушаю с.
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.
– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.
Только подъезжая к Багратиону, Ростов опять пустил свою лошадь в галоп и, держа руку у козырька, подъехал к нему.
Долгоруков всё настаивал на своем мнении, что французы отступили и только для того, чтобы обмануть нас, разложили огни.
– Что же это доказывает? – говорил он в то время, как Ростов подъехал к ним. – Они могли отступить и оставить пикеты.
– Видно, еще не все ушли, князь, – сказал Багратион. – До завтрашнего утра, завтра всё узнаем.
– На горе пикет, ваше сиятельство, всё там же, где был с вечера, – доложил Ростов, нагибаясь вперед, держа руку у козырька и не в силах удержать улыбку веселья, вызванного в нем его поездкой и, главное, звуками пуль.
– Хорошо, хорошо, – сказал Багратион, – благодарю вас, г. офицер.
– Ваше сиятельство, – сказал Ростов, – позвольте вас просить.
– Что такое?
– Завтра эскадрон наш назначен в резервы; позвольте вас просить прикомандировать меня к 1 му эскадрону.
– Как фамилия?
– Граф Ростов.
– А, хорошо. Оставайся при мне ординарцем.
– Ильи Андреича сын? – сказал Долгоруков.
Но Ростов не отвечал ему.
– Так я буду надеяться, ваше сиятельство.
– Я прикажу.
«Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу».

Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l"empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий:
«Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации.
Под предлогом увода раненых не расстроивать ряда! Каждый да будет вполне проникнут мыслию, что надо победить этих наемников Англии, воодушевленных такою ненавистью против нашей нации. Эта победа окончит наш поход, и мы можем возвратиться на зимние квартиры, где застанут нас новые французские войска, которые формируются во Франции; и тогда мир, который я заключу, будет достоин моего народа, вас и меня.
Наполеон».

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.
Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать.
Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом.
Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах.

ДЕТСКИЕ ДОМА, в России учреждения интернатного типа для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей. Создавались со 2-й половины 1918 года вместо воспитательных домов и детских приютов. Основные задачи детского дома - психолого-педагогическая реабилитация детей, их социализация, подготовка воспитанников к самостоятельной жизни. В отличие от других интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах не осуществляется обучение детей; учащиеся посещают школу по месту жительства.

Одним из первых детских домов был открывшийся в 1918 Коллектор (Москва), преобразованный в 1919 в Детский городок имени III Интернационала; включал в себя несколько детских домов различных типов и школу. В 1917 - 1-й половине 1918 детские дома находились в ведении Наркомата социального обеспечения, затем Наркомпроса. К началу 1930-х годов в СССР существовали следующие типы детских домов: дошкольные (для детей 3-7 лет), работавшие по принципу детского сада «полного дня»; школьные (для детей 8-15 лет); смешанные (для детей 3-15 лет); пионер-дома - в них принимались только пионеры 12 лет из других детских домов; детские городки для детей 3-15 лет и старше. Функционировали также кооперативные детские дома для детей работающих родителей, которые создавались на средства профессиональных и общественных организаций; большого распространения не получили. После 1945 в стране действовали 4065 детских дома. Кроме учреждений традиционных типов создавались специальные детские дома для детей, чьи родители погибли во время Великой Отечественной войны. С 1946 детские дома находились в ведении Министерства просвещения РСФСР, с 1992 - Минобразования России.

В 1960-80-е годы в системе детских домов сложилась тяжёлая ситуация, связанная с их недостаточной материально-технической обеспеченностью и формализмом в организации жизнедеятельности детей. Работа детских домов, как правило, была рутинной и малосодержательной, за исключением отдельных детдомов (Боринского детского дома Липецкой области, Яснополянского детского дома Тульской области, ряда детских домов Московской области). Этот же период характеризуется возрастанием численности детей, оставшихся без попечения родителей, и изменением состава осиротевших детей, что было вызвано неблагоприятными социальными тенденциями в развитии общества. Среди детей, содержавшихся в детских домах, лишь 4-7% составляли дети-сироты. Свыше 70% детей имели родителей, лишённых родительских прав. Наметилась также тенденция к увеличению численности детей, оставленных матерями после рождения.

Деятельность детских домов начала перестраиваться после принятия в 1987 постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и создания Советского детского фонда имени В. И. Ленина (1987; с 1992 - Российский детский фонд). В 1990-е годы функционировали дошкольные, школьные, смешанные детские дома, детские городки (первые - в Свердловской области), семейные детские городки (первые - в Омске и Ульяновске); семейные детские дома, дома детства (город Новокузнецк Кемеровской области), детские деревни - SOS (Мурманская, Московская, Орловская, Ленинградская области), начали возрождаться приходские детские дома, создаваемые религиозными организациями (христианский сиротский дом в Санкт-Петербурге, детская христианская община в Читинской области и др.).

Система детских домов (начало 21 века) включает: дошкольные, смешанные, санаторного типа (для детей 3-18 лет, нуждающихся в длительном лечении), детские дома-школы (создаются с 1998), специальные (коррекционные) детские дома для детей с нарушениями в психофизическом развитии. В 2006 в Российской Федерации функционировали 2 160 детских дома (200 тысяч воспитанников). Детские дома находятся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (их два - Ивановская школа-интернат для детей-сирот имени Е. Д. Стасовой и Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот в городе Евпатория, Крым) и органов управления образования субъектов Российской Федерации (например, московскими детскими домами ведает Московский департамент образования). Детские дома (интернаты) для детей с умственными или физическими нарушениями находятся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития России.

За рубежом первые попытки организации государственной заботы о покинутых детях принадлежат римскому законоведу Юлию Павлу, советнику императора Септимия Севера (конец 2 - начало 3 века). Первые детские дома для подкидышей (брефотрофии) были созданы в Кесарии епископом Василием Великим (начало 4 века). В Европе первый детский дом был открыт в 787 при Миланском соборе в Италии. В начале 14 века в Европе насчитывалось около 30 детских домов; большинство находились в ведении братства ордена Святого Духа.

Во Франции первый государственный детский дом был открыт в 1640 году в Париже священником Венсаном де Полем; в Великобритании - в 1739 в Лондоне на средства купца Т. Корама; наибольшую известность получил открытый доктором Т. Д. Бернардо комплекс детских домов Степни-Хаус (1867, район Лондона). В Германии известны детские дома «для нравственно заброшенных детей» «Ам-Урбан» (основан в 1824 в Целендорфе) и комплекс детских учреждений - от ясель до общежития для подростков - «Руммельсбург» (1884, предместье Берлина). В Скандинавских странах детские дома были небольшими; дети жили в них непродолжительное время до передачи на воспитание в семьи. Своеобразным детским домом в Восточной Европе был «Бакуле-устав» (2-я четверть 19 века, Прага), принимавший как здоровых детей, так и детей с физическими недостатками. Первый детский дом в США открыт в 1729 (город Новый Орлеан, штат Луизиана), крупнейшим детским учреждением был приют «Нью-Йоркское детское убежище» (1865, Нью-Йорк).

В Великобритании, США, ФРГ помещение ребёнка в детский дом рассматривается как крайняя мера. Детские дома в этих странах с начала их организации работают по системе «замещающей семейной заботы».

Лит.: Штейнгауз М. Детский дом в Праге (Чехословакия) // Детский дом. 1929. №6. С.53-57; Горшкова Е. А. Опыт работы зарубежных детских домов: история и современность. М., 1990; Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России. М., 1993; Детский дом на рубеже веков. М., 2001.

В. В. Беляков, Е. А. Горшкова.

Каждый год тысячи детей становятся сиротами. Единственное, что может сделать государство – брать их под свою опеку. Статистика детских домов показывает, что количество ребят в таких учреждениях уменьшается. Однако общественные деятели утверждают, что на практике все выглядит иначе.

Как дети попадают в детский дом

Детский дом – это воспитательное учреждение, созданное для , которые лишились родителей или остались без их опеки. Каждый ребенок нуждается в помощи, поэтому государство создает подобные центры. Деятельность детских домов направлена на воспитание сирот до их совершеннолетия. Дети становятся сиротами, если:

  • умерли родители;
  • в семье небезопасно (тогда их забирают органы опеки);
  • родители сами отказались от них.

Только 0,5% детей в детских домах по статистике круглые сироты. Почти 17% оказались в таких организациях из-за лишения родительских прав их родителей. Какая общая статистика детских домов в России? 84% воспитанников становятся сиротами при живых родителях. Подавляющее большинство по разным причинам отказалось от собственных малышей.


Для сравнения в Казахстане этот показатель составляет 80%. При этом здесь ежегодно уменьшается количество воспитанников на 10–12%. Подобные заведения вряд ли заменят семью. Однако если родители не могут обеспечить их едой или минимально необходимыми жизненными благами, то органы опеки вынуждены будут отправлять детей в приют. Статистика дома ребенка показывает, что далеко не все исправляются и забирают детей обратно.

Государства помогает решать социальные проблемы. Однако наличие еды и теплой одежды недостаточно для формирования личности, которая должна войти во взрослую жизнь. Родительскую заботу можно получить только в семье. Только 10% из воспитанников детских домов более или менее устраивают свою жизнь. Судьба остальных шокирует. По официальным данным генеральной прокуратуры жизнь 90% складывается так:

  • 10% – заканчивают ;
  • 40% – оказываются втянутыми в ;
  • 40% – становятся и .

Виды государственных учреждений


Наряду с детскими домами существуют специальные учреждения, где находятся дети, у которых проблемы со здоровьем. Виды детских домов:

Сегодня в стране 576 тыс. детей с ограниченными возможностями. Сколько детей в детских домах? Почти 29 тыс. малышей находятся под опекой государства. В 2013 году сняли документальный фильм про детский дом – «Мама, я убью тебя». Кинолента показывает всю правду о судьбе этих детей.

В Москве 2015 году открылся негосударственный детский дом для детей (Домик). Его особенность в том, что здесь ребята посещают разные развивающие центры. Это первый частный детский дом в России. Здесь активно ищут семью для каждого ребенка. Сразу после открытия Домик принял 22 ребенка-инвалида из государственного детского дома для умственно отсталых детей. По достижении 18-летнего возврата детей переводят в психоневрологические интернаты. Телефон детского дома и другую полезную информацию можно найти на сайте – https://miloserdie.help/.

Жизнь в детском доме

Как показывает статистика детских домов, ребенок меняет несколько учреждений во время государственной опеки. Малыши сначала находятся в Доме ребенка. С 7 лет детей из детского дома переводят в интернат, который имеет собственную школу. Там они начинают учиться. Часто в детском доме интернате младшая школа со своим составом находится в одном корпусе, а старшеклассники в другом.

Психологи утверждают, что дети привыкают к круглосуточной заботе со стороны государства. Опасность кроется в том, что им не дают возможность помогать взрослым. Статистика выпускников детских домов показывает, что такой подход делает их не способными принимать самостоятельные решения.

Как живут в детском доме дети, оставшиеся без заботы родителей? В государственных учреждениях установлен следующий порядок:

Воспитанники находятся в таком режиме постоянно. Понятно, что отменить дисциплину нельзя, поскольку только так можно контролировать такое количество детей. Однако в структуру детского дома нужно внести некоторые изменения․

Например, предоставить возможность решать бытовые проблемы, с которым они столкнуться, когда будут жить самостоятельно. Ведь никто из них толком не знает стоимость денег, как их нужно тратить. Дети никогда не ходили в магазин за продуктами. То, что делают в детском доме и чему их учат, часто оторвано от реальности. Как следствие выпускники не приспособлены к самостоятельной .

Раньше использовали методику известного педагога Макаренко. Акцент делался на трудовом воспитании. Методика показывала хорошие результаты. Однако позже ее признали несоответствующей закону. Поскольку было запрещено использовать труд ребенка. Следовательно, в детских домах СССР перестали использовать трудовое воспитание.

Права детей и требования к детским домам

У каждого воспитанника есть свои права и обязанности. По достижении 14-летнего возраста дети обязательно получают паспорта. За этим следит администрации государственного учреждения. Права детей в детском доме:

  • бесплатное прохождение подготовительных курсов для поступления в учреждения среднего и высшего профессионального образования;
  • бесплатное получение второго начального профессионального образования;
  • бесплатное медицинское обслуживание ;
  • при отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на его получение в соответствии с нормами ЖК РФ;
  • общаться с родителями и другими родственниками.

Закон также предъявляет ряд требований к детским домам. Сюда относится:

  • личная гигиена;
  • требования к участку, зданию;
  • отопление и вентиляция;
  • нормы ;
  • физическое воспитание;
  • журнал здоровья;
  • санитарно-дезинфекционный режим.

Основные недостатки детских домов? Около 10% учреждений не имеют элементарных условий, а 48% нуждаются в ремонте. Соблюдение персоналом правил также находится на низком уровне. В 2016 году произошел в детском доме Алматы. Тогда эвакуировали 161 ребенка и 12 человек персонала.

Сколько детей-сирот в России

За последние годы число сирот в детских домах России по статистике сократилось примерно в два раза. В других странах мира наблюдается аналогичная ситуация. В детских домах Беларуси за 10 лет количество воспитанников уменьшилось в 2,5 раза. Основная причина – увеличение количества приемных . Тогда как уменьшение количества сирот в детских домах Башкортостана происходит из-за того, что в республике сократилось число , от которых отказываются родители.

Какая статистика детских домов России в 2016 году? В государственных учреждениях находится около 70 тыс. воспитанников. Сегодня почти на 34% снизилось количество случаев лишения родительских прав.

Статистика детских домов показывает, что число только за год сократилось на 2,3%. Также уменьшилось количество родителей отказавшихся от своих малышей с 7 до 4 тыс. в год. Следовательно, произошло снижение численности воспитанников в детских домах интернатах.

Еще один способ спасти чью-то судьбу – это усыновление. Как показывает статистика детских домов, каждый год усыновляют около 30 тыс. малышей. Однако за последние десять лет почти в 2 раза уменьшилось количество российских семей усыновителей. Иностранцы стали в 5 раз чаще брать в семью детей из России (около 7 тыс. в год).

Количество государственных учреждений

Статистика детских домов в России в 2016 году насчитывала 130 сиротских учреждений и более 1,6 тыс. образовательных организаций для детей-сирот. Адреса детских домов можно найти в интернете. Также существует единая база по регионам. В справочнике «Детские учреждения» можно найти адреса и телефоны детских домов России.