Как одеваются мужчины в Париже

В итальянском ресторане, что сразу рядом с моим домом в 15м округе, каждый день, как по расписанию, обедает и ужинает один грузный пожилой мужчина. Он всегда сидит за столиком в углу у окна и очень медленно ест, потягивает свой бокал красного и как-то отрешенно смотрит в окно. Иногда я встречаю его по пути от метро к ресторану и наоборот: каждый раз на нем темно-серый или черный костюм, белая рубашка, черные туфли. Осенью и зимой к этому комплекту еще добавляется черное пальто и… крохотный черный беретик. Несмотря на то, что полжизни он проводит за поглощением блюд итальянской кухни, он француз. И то, как он одет, можно назвать условным портретом среднестатистического парижанина. Потому что здесь костюм каждый день – это норма не только для офисных работников и не только для тех, кому перевалило за 55, но и для молодых парней, которые ни разу в жизни не сталкивались с тяготами делового дресс-кода.

О стиле французских мужчин, в общем, как-то не принято говорить – такое впечатление, что его формируют только женщины. Хорошие женские бежевые плащи, женские узкие брюки, женские кожаные балетки по 69 евро из маленьких магазинчиков, женские стеганые сумочки, женские кашемировые пуловеры от Eric Bompard, женские маленькие черные платья. Короче, французские мужчины на фоне всей этой умеренно шикарной феерии выглядят неким размытым пятном из шарфов, хорошего парфюма и обаяния.

Помню, когда я только познакомилась со своим бойфрендом и рассказывала о нем кому-то из знакомых в Киеве, меня спросили: «Француз? Значит, брюнет с бородой и вьющимися волосами?» Мой Клеман отвечает этому описанию так же точно, как белая половинка инь-янь похожа на черную. Русые волосы, никакой тебе бороды и уж точно никаких кудрей. Из общепринятых опознавательных знаков к нему можно было применить только тот самый шарф. Я к тому, что образ мужчины или женщины той или иной национальности мы вечно стремимся подвести под некий общий знаменатель, но на деле оказывается, что его нет. Есть канва других привычек, другой ментальности, других традиций и ценностей – и на нее уже можно наложить манеру одеваться.

Если бы нужно было вывести какую-то максимально обобщенную формулу или одно самое яркое различие между французами и украинцами в одежде, это было бы определения стиля casual. Для нас это все-таки джинсы и футболка. А для француза нормальный casual – это брюки чинос из GAP и мятая рубашка, которая только вот высохла за ночь после стирки и опять как новенькая. И когда прохладно – сверху пиджак. То есть, нет разделения на то, что костюм и его элементы – это только, пардон, на свадьбу и похороны, а джинсы и свитер – это нормальная, удобная одежда на каждый день. Костюмом никто никого не пытается впечатлить – его воспринимают как обычный атрибут обычного гардероба обычного мужчины. Нет, джинсы здесь, конечно, тоже у всех есть (а иногда и по несколько пар, ого!), просто с ними вполне достойно конкурируют и брюки. К слову, наверное, именно эта «костюмная» закалка и позволяет парижским мужчинам рассекать по городу на велосипедах в дорогих туфлях и деловых двойках. А то и тройках. Совершенно не испытывая при этом дискомфорт.

Если копнуть немного глубже, в Париже стиль мужчины (и женщины соответственно) зависит от того, в каком округе он живет. Здесь очень хорошо чувствуется классовость, как бы отвратительно это ни звучало по отношению к прогрессивной европейской стране в 21 веке. 16 округ, в котором живут в основном парижане в восьмом колене, пестрит персонажами, одетыми дорого и со вкусом. Чего не скажешь о каком-нибудь 10 или 19. Париж очень часто идеализируют, хотя, это такой же город, как и любой другой в этом мире: с бомжами и гопниками. Последние, кстати, одеты в спортивные костюмы – классика. Поэтому если сравнить двух парижан одинакового возраста, но живущих в разной среде, можно до потери пульса ставить галочки на отличиях между ними.

А если говорить о чем-то, что их объединяет, не могу не вспомнить отличное one-man show, которое я смотрела в Théâtre des Nouveautés, называлось оно «How to become Parisian in 1 hour». В емких, смешных монологах актер Оливье Жиро высмеивает парижан: поведение в метро, такси или ночном клубе, стиль одежды, поход в ресторан и так далее. Так вот, касаемо стиля было сказано следующее: «В основном, парижане одеваются в черное, но если у кого-то сегодня дерзкое настроение, можно надеть… серое!» И еще одно: «Зимой парижане носят шарф. Летом парижане носят… шарф!» И это абсолютная правда, я видела мужчин с шарфиками даже в эти адские +40, которые обрушились на город месяц назад. Звучит как безумие, выглядит как издевка над самим собой.

Далее, нельзя срисовать образ типичного жителя французской столицы, не сбрызнув его парфюмом и не капнув гелем для волос на его шевелюру. Мужчины здесь ухаживают за собой ничуть не меньше, чем женщины. И они точно так же почитают небрежность не меньше, чем хорошее вино. Стиль парижанина я бы назвала растрепанной элегантностью – в прямом и переносном смысле. Есть что-то такое в облике проходящего мимо мужчины, от чего веет легкомыслием, ветреностью, несовершенством и вместе с тем – идеальным сочетанием шарма и мужественности без лишних побрякушек. И все это, опять-таки, уходит корнями в несколько другое представление «нормальности», касаемо стандартов мужской красоты: француз не стесняется любить себя и ухаживать за собой, не считая это чем-то зазорным или лишающим его облик маскулинности.

Так не хотелось обобщать, но именно этим и придется закончить. Отбрасывая такие критерии как возраст и социальный статус, обычно парижанин одет примерно так: неформальные брюки, хорошая кожаная обувь (не всегда чистая, но выглядит будто так и надо), рубашка (которую погладили, а потом скомкали и развернули обратно), хорошая стрижка и легкая укладка, шарф. Простите – Его Величество Шарф.

Ах, да. Как же я могла забыть. Самый главный аксессуар при любой погоде: флирт, который сквозит в его взгляде.

Интересующийся стилем мужчина может научиться чему-нибудь у каждой страны. К примеру, итальянцы известны любовью к идеальному крою, открытым лодыжкам и свободному использованию цвета и деталей. Англичане предпочитают более сдержанные вещи с четкими линиями, удобного кроя, с отсылками к военному стилю. А французы? Французы прославились расслабленным и утонченным стилем, который проявляется в каждом повседневном образе. Для того чтобы научиться этому, вовсе необязательно покупать билет в Париж. Несколько простых уроков стиля от французов можно получить и дома.

Простая палитра наиболее универсальна

Может показаться, что у каждого стильного мужчины большой гардероб, но это совсем не так. Французы очень любят небольшие и функциональные гардеробы, наполненные самыми универсальными вещами. Часть универсальности обеспечивает этим вещам классическая, минималистическая палитра. Темно-синий, серый, черный, белый и несколько других оттенков - темно-зеленый или бордовый. Придерживаясь такой строгой цветовой палитры, куда проще выбирать одежду по утрам, ведь любой свитер будет сочетаться с любыми брюками, в результате у вас будет большое количество сочетаний. Не бойтесь комбинировать нейтральные оттенки, современная мода это только одобряет - к черному свитеру хорошо подойдут синие брюки, а коричневые туфли нормально выглядят с черным костюмом.

Джемпер в полоску - это классика

В 1858 году полосатые джемперы стали официальной униформой французских моряков, отчего полоску даже называют "бретонской". Но любили эту одежду не только военные, но и иконы мужского стиля двадцатого века, к примеру, Пабло Пикассо или Жан-Поль Готье. Джемпер в моряцком стиле подходит для множества образов, вы легко сможете подобрать вариацию, вписывающуюся в ваш гардероб.

Военный стиль подходит для повседневного гардероба

Полосатые джемперы - далеко не все, что французы используют из военного гардероба. Пальто в стиле бушлата - еще одна популярная вещь. Как правило, такие пальто бывают темно-синего или черного цвета, что тоже объясняет их универсальность. Это настоящая классика, которую можно найти в коллекциях многих модных брендов. Такие вещи бывают как достаточно бюджетными, так и люксовых марок. Каждый сможет найти себе подходящий вариант.

Всегда выбирайте лаконичный крой

Отличительная черта французского стиля - это умение сочетать лаконичные вещи простого кроя в изысканных и утонченных образах. Выберите рубашку с воротником-стойкой вместо классической. Купите простые джинсы темного синего или черного оттенка, без молний и крупных карманов. Всегда старайтесь создать максимально простые ансамбли вместо более сложных. Носите белые футболки с плащом или свитер без рубашки под ним. Создайте расслабленный образ, сочетая простые джинсы с элегантным спортивным пиджаком. Не стремитесь к эксцентричности, не выбирайте вещи сложного кроя - они чаще всего хороши только на вешалке, а в реальной жизни не сочетаются с остальными предметами гардероба и выглядят неуместно.

Сближение внешних черт мужчины и женщины, их изнеженный, кукольный облик, пренебрежение к возрастным особенностям (и молодые, и старые носили одинаковые костюмы, применяли одну и ту же декоративную косметику) свидетельствовали о моральном и физическом вырождении аристократической верхушки. Полная неприспособленность к труду многих ее поколений достигла в это время своего апогея: все силы и таланты направлены на галантный флирт, на салонные развлечения. Во французской живописи с такими образами нас знакомят картины Франсуа Буше, Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара,Уильяма Хогарта.

Французский мужской костюм по-прежнему состоит из белья, жилета, жюстокóра (жюстокóр (от фр. justaucorps - точно по телу) длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами) и кюлотов (франц. culotte) - короткие, застегивающиеся под коленом штаны, которые имели право носить только аристократы). Но силуэт, покрой, отделка, цветовая гамма меняются на протяжении всего периода. В начале века силуэт жюстокора - прилегающий с расширением книзу, которое поддерживалось каркасом или жесткой прокладкой; длина жюстокора - до коленей. Жилет обильно украшают вышивкой; цвета - темно-красный, светло-коричневый, золотистый, желтый различных оттенков. Белый муслиновый галстук заменяют черной узкой лентой из тафты.

Во второй половине века, примерно в 70-х гг., возникает новое изысканное решение костюма: появляется фрак , прилегающий по бедрам, со скошенными полами, узким рукавом и небольшим стояче-отложным воротником, впоследствии замененным высокой стойкой. Настоящий английский фрак шили из плотной шерсти, окрашенной краской индиго в ярко-синий цвет. Французские фраки были шёлковыми или полушёлковыми и довольно пёстрыми – зелёными, жёлтыми в красно-чёрную, сине-голубую полоску. Под фрак надевают жилет - укороченный, прилегающей формы, с высокой застежкой. Штаны - узкие кюлоты, обувь - плоские туфли с пряжкой и низким каблуком.



1770-1780 г.г.

Цветовая гамма этого периода включает нежные оттенки коричневого, желтого, зеленого. Обычно все три основные части мужского костюма (фрак, жилет и кюлоты) выполняли одного цвета или жилет и кюлоты - однотонные, фрак - в тональной гармонии; иногда фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет - белый с богатой вышивкой цветным шелком. В конце века жилет и фрак стали выполнять из полосатой ткани, кюлоты из гладкокрашеной.


1760 Г.



1780 Г.

Верхней мужской одеждой, полностью вытеснившей плащи, становится редингот (англ. Ridingcoat – одеэжда для верховой езды), длинный полуприлегающий кафтан с высоким воротником, с однобортной или двубортной застежкой, длиной до середины икр или до щиколоток.


Д.Г.Левицкий. Портрет Е.Н.Хованской и Е.Н.Хрущовой 1773 Г..


1750–60 г.г.

Основным видом отделки мужского костюма были кружева и пуговицы. Кружева, разнообразные по плотности и рисунку, применялись для пышных жабо и белых галстуков, завязывавшихся большим бантом высоко под подбородком. Драгоценные скульптурные, чеканные, эмалевые пуговицы украшали фрак и кюлоты. Постепенно пуговиц становилось всё больше, а сами они стремительно уменьшались в размере. Это не мешало осыпать пуговицы бисером, покрывать чеканкой, гравировать на них имя владельца. Часто под стеклянную крошку засушенных насекомых, рисунки пером и акварелью нарисованные портреты.


Украшением костюма служили также брелки, прикрепляемые на плетеных шнурках или цепочках к поясу кюлот. В качестве дополнения брали трость, а самые страстные модники выходили в свет вооружившись огромным веером, с резными перламутровыми фигурками красочными росписями, в том числе весьма фривольного содержания.

Головные уборы - небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. В конце ХVII - в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко - пышным бантом. Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей. Это происходит в связи с тем, что треуголка всё больше становится декоративным аксессуаром, который кавалер держит в руке или под локтем: пудреные парики «не нуждались» в шляпе. Иное дело - охотничий костюм. В его состав непременно входила шляпа. В армии также прижилась треуголка в качестве основного головного убора. В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе «сближением» мужской и женской моды.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места - качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.

Влияние стиля рококо сказалось в мужском костюме в подчеркнуто узких объемах изделия и рукавов, в изогнутых линиях силуэта, мягком изысканном колорите и дорогих вычурных украшениях. Чрезмерно модным становится всё необычное, диковинное, странное. Это коснулось и обуви. На улицу выходили в полубашмаках из чёрной лаковой кожи на красных каблуках, поверх надевали деревянные сандалии-«галоши», тоже красные.

В гардеробе каждого уважающего себя аристократа хранилось огромное количество белья: дюжины рубашек, подштанников, сотни пар чулок, бесчисленные подвязки, нарядные шейные и носовые платки. Сундуки для хранения белья превратились в пузатые комоды, покрытые китайским лаком, с выдвижными ящичками, способными вместить всё сразу.



Традиционным досугом благородного человека была карточная игра, любимым время провождением – прогулки по саду Тюильри и на бульварах и верховая езда. Модным развлечением считалось посещение дорогих кондитерских, где подавали чай и горячий шоколад. Мода пить шоколад пришла из Испании и оттуда попала во Францию, а затем в Англию и др. страны. Кофейни в XVIII веке становятся местом учёных бесед, состязаний в остроумии, литературных, позже, политических дискуссий. Также популярны были ярмарочные театры кукол и балы-маскарады в «Опера».
Модная одежда стоила очень дорого, поэтому предприимчивые парижские портные давали её напрокат модным щеголям из провинции.



Помпезные парики Людовика XIV сильно уменьшились в объёме. Изменилась их форма: от больших тупеев остались небольшие букли на висках и косичка сзади. В моду входит причёска «а-ля Катогэн»: все волосы зачёсывают назад и завязываются в небольшой, низко сидящий хвостик, на который натягивают матерчатый чёрный «кошелёк» или закрепляют его бантиком или пряжкой. Эту причёску часто носили высшие чины в армии и флоте.

Устаревшей формы парики надевали во время траура, при исполнении служебных обязанностей в суде, городской администрации и в университете. Многие, особенно молодые люди, уже не носили парики, но приличия требовали, чтоб причёска была напудрена. Пудру использовали разных цветов и оттенков: от небесно-голубых до нежнейших розовых. К концу XVIII века парики и пудра окончательно выходят из моды и начинают носить довольно пышные, но достаточно простые причёски из собственных волос, завитых в крупные, небрежно уложенные локоны.

Этикет , принятый в XVIII веке, не позволял демонстрировать слишком серьёзное отношение к чему-либо, поэтому и дуэлянты являлись на дуэли разряженными как на бал, но удары наносили вполне серьёзно. Сапоги, шпоры, оружие – всё это подчёркивало доблесть дворянина. Готовность к защите своей чести на дуэли была постоянной. Дуэли неоднократно запрещались, но они происходили регулярно. Вызов на дуэль назывался билетом, поединок вёлся по жёстким правилам. В соответствии с неписанным этикетом к делу приступали, расстегнув камзолы, сорвав с себя пояса и наколенные повязки и, распустив шнуровку на штанах. Излюбленным местом для выяснения отношений в Париже был Пре-о-Клер, луг у стен монастыря Сен-Жермен де Пре.
Галантный век, длившийся до 1789 года, проявлял себя даже в манере вести войну. Офицеры с обеих сторон обменивались приветствием, предоставляя врагу право первого выстрела. Недаром о сражениях той эпохи говорили, что это были войны в «кружевах и манжетах».

Сегодня в программе речь пойдет снова о моде, но о моде для мужчин. Осень и зима пройдут под знаком возрождения хорошо известных и совсем забытых моделей, и в соответствии со всем известной поговоркой: все новое - хорошо забытое старое! Молодые люди, если ваши папы и дедушки были модниками, вы, может быть, найдете в их шкафу плащ или пальто, которые окажутся «писком моды» этого сезона.

Поможет нам разобраться в новых веяниях и хитроумностях стилистов редактор модных страниц мужского журнала GQ (Gentlemen’s Quarterly) Жаклин Ван Валькенбюрг (Jacqueline Van Valkenburg). Это один из трех-четырех журналов для мужчин, которые выходят во Франции и предназначаются для читателей от 25 до 40 лет. То есть для мужчин особенно социально активных, занятых реализацией собственной карьеры и нередко озабоченных созданием семьи. Журнал GQ существует и в русской версии. Но мы обратились к французской редакции, чтобы дать слово экспертам от моды в Париже.

В ходе беседы с Жаклин Ван Валькенбюрг мы пришли к выводу, что доминанты моды в мужской и женской версиях этой зимой в основном совпадают. Стилисты говорят о возвращении классики, в частности, знаменитых моделей, созданных некогда известными марками. Мы постараемся рассказать об этом как можно внятнее. Даже если нам, по канонам профессиональной этики, не разрешается цитировать название фирм и марок.

Разговор о мужской моде мы начали с возвращения в моду костюмов.

Жаклин Ван Валькенбюрг: «Костюмы остаются важным элементом мужского официального гардероба. Мужчина в костюме всегда выглядит элегантно. Только важно правильно выбрать костюм. Не ошибиться размером. Ведь он должен хорошо сидеть. Есть у некоторых мужчин сегодня тенденция покупать костюмы слишком большие. В свисающем на плечах костюме мужчина выглядит как клоун на арене».

В скобочках скажем, что такого рода замечания высказываются во Франции не впервые. Говорят, что в Британии и Италии (двух других столицах моды), где широко распространен индивидуальный пошив, уже приметили пагубную тенденцию некоторых мужчин во Франции путать свободный крой и слишком большой размер.

«Слишком длинные рукава, пиджак слишком широкий в плечах. Ни в коем случае нельзя так одеваться. Попросите совет у продавца, у портного. Нельзя покупать абы что, если вы не уверены, что это ваш размер».

Правильный выбор размера – это одно. Но раз проблема правильного размера разрешена, как выбрать модный костюм? Какой силуэт в моде – плечи широкие как в 80-х, вздернутые как в 70-х, реглан?

«В моде костюмы скорее классического кроя, слегка приталенные, с пиджаком средней длины - не слишком длинным, это важно. Рукава также не очень длинные. Пусть лучше они будут короче, чем длиннее, чтобы было видно манжеты рубашки. Это и красиво, и так подчеркивается элегантная линия силуэта. Что же касается сорочек – в моде утверждается клетка. Галстук тоже самый что ни на есть классический. Из моды вышли супер-тонкие галстучки. Уж слишком они ассоциируются с роккерским стилем. В моде классические галстуки».

Ещк один писк моды на эту зиму и осень – полусапожки, высокие ботинки и полуботинки, обувь, стилизованная под треккинговую. Носят их, конечно, не с костюмом.

«Этой зимой мужчины будут носить полуботинки и полусапожки. Такая обувь была практически во всех коллекциях моды на осенне-зимний сезон. Особенно модна стилизация горных ботинок, с крупной перекрестной шнуровкой. Нередко модели похожи даже на горнолыжные ботинки. Но это, конечно же, только стилизация. Такую обувь носят с джинсами и пиджаком. Это может быть стиль и на каждый день, и с нюансом элегантности».


Страницы журнала GQ. В моде стиль "бритиш". GQ

Вы сказали джинсы… Не знаю, наступит ли день, когда мы вдруг объявим, что джинсы вышли из моды. Но настоящий прорыв в повседневный мужской (да и женский тоже) гардероб делают полотняные брюки под названием «чино». Эксперт журнала GQ поясняет для тех, кто еще не вычислил этот феномен в новой моде.

«Это как джинсы. Скажем, новые джинсы – брюки не из джинсовой ткани. Впрочем, не так уж эти брюки и новы. Они из хлопковой ткани, хлопчатобумажного твида. Мода на чинно пришла из США. Исторически брюки эти – светло-бежевые, цвета песка или цвета хаки. В молодежной версии они могут быть самых разных и ярких цветов – например красного или ярко-синего. Но, самыми распространенными и простыми в носке цветами остаются зеленый и гамма глубоких бежевых. Брюки-чин – хороший повод забыть на время джинсы, которые мы носим по поводу и без повода».

Эти брюки из хлопчатобумажного твида могут также заменить костюмные брюки в версии повседневно-делового стиля. Еще одна тенденция, соответствующая лозунгу «возврата к старым ценностям», это появление плащей-барбуров, пальто-дафлкотов, и бушлатов.

«Возвращаются в моду свитеры из толстой шерсти с орнаментом косичками. Очень модны знаменитые английские плащи-барбуры. Это зеленый плащ из льняной и хлопковой ткани с водоотталкивающей пропиткой. Первоначально модель создали для охотников. Сегодня плащ стал составляющей городского силуэта. В моде стиль "бритиш" и "бритиш кантри" - с твидовыми пиджаками и брюками, шерстяными кепками и шарфами. Остаются в моде свитера с воротником-шалькой. Их можно носить с пальто или теплым пиджаком. Но только конечно, не с костюмом».

И ещк одно воспоминание о будущем – пуховки для мужчин. С рукавами и без рукавов?

«И с рукавами, и без. Безрукавку носят с большим теплым свитером. Хороши и обычные пуховки – в них зимой на скутере и мотоцикле не замерзнешь».


Страницы журнала GQ. В моде свитеры из толстой шерсти, воротники шалькой. GQ

Расспрашивая редактора на предмет наиболее модных вещей, мы неожиданно вышли на такую вот констатацию:

«В мужской одежде нельзя себе позволить вольности и эксцентричности, которые возможны в женской одежде. Мужчинам гораздо труднее быть оригинальными в одежде. Ведь переборщив в поиске оригинальности мужчина рискует выглядеть как наряженный клоун».

Как клоун, говорят специалисты, мужчина будет выглядеть не только когда перегнет палку в поиске «вестиментарного» самовыражения. Страшная ошибка – надевать с костюмом белые носки. Белые носочки прочно вошли в обиход некоторых любителей тенниса и перекочевали в повседневную жизнь. Знайте, что с точки зрения стилистов и модников белые носки со строгим костюмом – один из признаков безвкусия. Другое дело – оживить костюм носками с затейливым сочетанием цветов (однако в меру). Безошибочным будет выбор костюма и аксессуаров в общих тонах. Знайте, что доминанты этого сезона – теплая бежевая гамма и серый цвет.

Мода, как известно, полна противоречий. Еще год назад, помнится, кто-то хихикал у автоматов с кофе в Доме Радио над собеседником, спрашивая где он достал себе «такие мокасинчики». Представьте себе, с этого сезона мокасины – писк моды в мужском регистре.

Французский стиль
Французский стиль... Только произнося это словосочетание, представляешь что-то утонченное, воздушное и изящное, а где-то вдали будто слышен напевный мотив аккордеона. Русские модницы восторженно смотрят на стиль француженок... Но почему?

- Почему все русские девушки такие красивые? - спрашивает месье.
- А что француженки? - интересуюсь я.
- Ну… - он многозначительно обводит взглядом шумную улицу.

В моем детстве все француженки были божественны. Они приходили в наш дом из старых фильмов в образе блистательных блондинок Мишель Мерсье и Брижит Бардо или обворожительных брюнеток, как Фани Ардан и Жюльет Бинош. И жить было просто. Понятно было, на кого ориентироваться, под кого красить губы, украденной у мамы помадой. Эталон неоспоримой красоты дополнялся старыми черно-белыми открытками. И не подвергался сомнению тот факт, что Париж -храм моды, а парижанки - его служительницы.

Так считается и по сей день. Но заглянув в недра святилища, вдруг понимаешь, что надвигается «модный атеизм». А плохо ли это? Ведь в конституциях наших стран давно заложена свобода вероисповедания. Пожив во Франции, я мысленно разделила местных женщин на две категории: зрелые последовательницы Коко и молодые удивительные.





Такие разные француженки

К первым относятся прекрасные дамы старой закалки. Ожившие картинки. Они с младых ногтей приучены гордо нести звание француженки. Они понимают, что дорого не значит броско, что роскошь должна быть скромной. Их волосы всегда идеально уложены, кажется, даже извечный парижский ветер обходит их стороной. Их платья идеально отглажены, украшения и аксессуары лаконичны. Ничего лишнего или нелепого, будто сама мадмуазель Шанель давала им частные уроки стиля за чашкой чая.

От героинь старых открыток их отличает только возраст. Этим дамам от сорока пяти и дальше в сторону бесконечности. Любоваться ими - сплошное удовольствие. Даже неконтролируемая женская зависть исчезает в одно мгновение, когда видишь, как грациозно они проходят мимо. Мне становится неудобно за свою осанку, и я автоматически вытягиваюсь во весь рост.




Однако вторая категория французских барышень при первом столкновении может вызвать искреннее удивление. В какой момент произошел слом в их модном сознании? Когда заветы стильных родителей дали сбой? Почему не объяснили они своим дочерям, что рваные колготки нужно выбрасывать?

Французский стиль

В обществе современных парижанок русская женщина может почувствовать себя даже чересчур холеной. Когда я, например, хватаюсь за поручень в метро, на мою руку оглядывается полвагона. Мои ногти не светятся радугой, не цепляют своей длиной окружающих, они просто ровно подпилены. И здесь это почти удивительно. Откуда бы ни черпали вдохновение французские девушки, они забыли, что модный в последнее время облупившийся лак наносится на аккуратные ногти. Его не надо задумчиво отколупывать по дороге на работу. Забыли, что заусеницы удаляются не зубами, а для уменьшения длины есть пилка.

Популярная нынче прическа «Top Knot» (или по-нашему «дуля») здесь представлена во всем многообразии пышности и растрепанности. Причем, если Рунет изобилует пошаговыми инструкциями, то француженки уже давно набили руку, и мотают узел на голове вслепую. Стоит ли говорить, что эта прическа позволяет откладывать свидание с расческой на неопределенный срок.

И вот мы подошли к французскому стилю в одежде. Она тонкая, легкая, невесомая, но этих невесомых слоев много. Обычно они в одной цветовой гамме или в близких по интенсивности цветах. То есть можно надеть две черные кофты, одну серую футболку и под занавес еще что-нибудь бледно-кремовое.


Я однажды не выдержала и спросила у молодой француженки, зачем одеваться, как капуста. Оказалось, что все логично: Париж - непредсказуемый в погоде город, поэтому вытолкав себя в промозглое утро, женщина за день успевает раздеться до летнего гардероба.
Первый взгляд на француженок может вызвать эстетическое удивление. Но со временем, приглядевшись, чувствуешь, что мода понимается здесь душой. За ней не гонятся, не кладут себя на ее алтарь. Ее здесь делают. Крепко держа почетное знамя стильной столицы, француженки одеваются исключительно так, как им удобно. Ведь им не нужно ничего доказывать.

Они не будут истязать свой организм несусветными шпильками или узкими юбками. Ходить удобно в кедах, значит, они наденут кеды, а к ним пальто, чтобы не замерзнуть. И через год весь мир так же сочетает несочетаемое, сделав это модным трендом. В Париже в межсезонье сильные ветра, поэтому необходим шарф, чтобы спастись от навязчивых простуд. У платков и палантинов совершенно четкие функциональные задачи. Но теперь редкая женщина может обойтись без этого аксессуара.

Француженки привыкли задавать тон, поэтому им не надо ни на кого оглядываться. Они носят, что хотят и как хотят, без лишнего пафоса. Удобство - главный закон моды на каждый день. Парижское утро не начинается с нервных схваток с утюгом или с ожесточенного боя с феном. Оттого, наверное, французские мужчины так восторгаются русскими женщинами, мы для них экзотичны.

Нарощенные волосы, длинные ногти, пресловутые каблуки - если вы увидите подобную комплектацию на берегу Сены, скорее всего перед вами славянка. И понятно, почему местные мужчины, как завороженные, тянутся к этому великолепию - глаз всегда падает на яркое.

Конечно, на контрасте мы для них интереснее, чем свои привычные дамы. Но вот парадокс в том, что сами русские женщины, сначала разочаровавшись в образе французских барышень, со временем ассимилируются и снимают с себя весь лишний гламур. Через год жизни в столице моды выясняется, что можно ходить в магазин без косметики, переодеть ноги в удобные, иногда даже стоптанные балетки и, о, ужас, совершенно не комплексовать по поводу стрел на колготках (но это уже финальный этап инициации).

Когда понимаешь, что одежда создается для тебя, а не ты для нее, жить становится куда проще. Современные француженки это знают точно.


Я помню, как округлялись мои глаза при виде местных модниц. «Боже, - думала я, - есть ли зеркало в вашем доме?» И сейчас по старой памяти активно критикую увиденное. Но вдруг обнаруживаю себя стучащей короткими ногтями по клавиатуре с классическим узлом на голове. И знаете, а вот хорошо! Мне кажется, я не порчусь, а бессознательно учусь у парижанок уверенному спокойствию и легкой игривой небрежности, которые и создают тот знаменитый французский шик.

Комфорт и шик

Сложно дать точное определение французскому стилю, как невозможно описать русскую или американскую манеру одеваться. Он представляет собой умение сочетать материалы сложных расцветок и фактур с интересными аксессуарами и искусство носить простые вещи с королевским достоинством.

При просмотре фотографий обычных француженок, всегда возникает мысль о том, что они предпочитают простые и практичные вещи. Тем не менее, они не выглядят скучными, поскольку умело расставляют цветовые и фактурные акценты с помощью аксессуаров - шарфов, сумок необычной формы, ремней или головных уборов.

Кроме того, они активно интересуются модой, но при этом не следуют слепо всем новым тенденциям. Каждая француженка имеет свой уникальный стиль и придерживается выработанных правил в выборе одежды, добавляя в гардероб лишь те новинки, которые позволяют подчеркнуть достоинства фигуры и скрыть недостатки.

Также отличительная черта француженок - умение выбирать качественные вещи. Скорее всего, они откажутся от 10 сомнительных недорогих блузок в пользу простой водолазки, выполненной из кашемира. Зато, имея в гардеробе такую универсальную вещь, они смогут создать несколько очень интересных образов, умело дополняя туалет бижутерией, перчатками или кашне, а также сочетая ее с разными фасонами юбок и брюк. При этом истинная француженка с удовольствием посетит модный бутик, но не постесняется зайти и на блошиный рынок в поисках уникальной броши или шляпки.









Уличная французская мода может показаться консервативной, но это не совсем так. Каждая француженка четко отделяет старомодное от классического и никогда не наденет вещь, бывшую ультра-популярной несколько сезонов назад. Зато в ее гардеробе на протяжении нескольких лет будет висеть платье-футляр, юбка-карандаш и короткий жакет в стиле Коко, и каждый раз эти вещи будут выглядеть на ней по-новому.

Именно умение оставаться собой и верность выбранному образу наиболее точно характеризует настоящий французский стиль. Этот талант женщины Пятой республики развивали в себе десятилетиями, поэтому у них есть чему поучиться.

Стиль французских мужчин

Парижанин - это уже исторически эталон мужчины. Он, может, и хотел бы быть ободранным, нестираным и бородатым, но выбора нет. Назначили героем-любовником, держи марку!
В чем изюминка французов?

Почти каждый парижанин в душе немного артист, у него обязательно есть гениальная, но неоцененная идея сценария, книги, музыки. Свое творение он вынашивает лет десять, но дальше первой строки дело не идет. Хотя для создания притягательного образа большего и не надо. Кто может быть сексуальнее непризнанного гения?

Французские мужчины будоражат воображение. На них приятно смотреть. Они профессионально освоили утюг, прачечную и расческу. Они разбираются в творениях модельеров не хуже, чем Шампольон - в египетских иероглифах. Излюбленные шарфы красуются на их шеях, почти как медаль за заслуги перед женским населением. Когда они уверенно седлают свои мопеды, любая женщина вспоминает все свои эротические фантазии.

Но истинный шик французских мужчин не в одежде и внешнем виде в целом, их неповторимость в филигранном мастерстве «съема». Флиртовать на платформе метро здесь не пытается только ленивый. Любая женщина может почувствовать себя Царицей Небесной, ожившей Клеопатрой и всем гаремом Гаруна аль-Рашида, пока ждет поезд. Если в Париже вам не говорят комплименты, значит, вы заперлись в гостиничном номере и повесили на дверь вместо таблички «Не беспокоить» надпись «Не влезай - убьет!».

Если вам не хватает уверенности в себе, если мужчины, которые вас окружают, - это программист Костя из соседнего отдела и Андрей Малахов из телевизора, если вам уже неинтересно заглядывать во все витрины с целью поправить прическу, - плохо дело! Срочно, СЛЫШИТЕ, СРОЧНО надо лететь в Париж! Вот прямо сейчас бросайтесь со всех колес в аэропорт! Париж, конечно, не панацея от всех бед, но здесь вам точно помогут.

Мало того, что вы сможете выгодно блеснуть на фоне француженок своей русской опрятностью, так еще и за каждым углом уже притаился витиеватый комплимент в вашу сторону и пара горящих мужских глаз. Не важно, нужен вам роман, вид на жительство или вы - почтенная жена на отдыхе от семьи. Вы приехали наслаждаться восхищением. И это блюдо вы распробуете во всех дозволенных комбинациях.




Флирт по-французски

Кто-то из ваших подруг побывал в Париже? Значит, вы уже знаете несколько забавных историй о французских мужчинах. Если кто-то из ваших подруг здесь пожил, то историй этих вы, наверное, уже не помните, потому что вначале сбились со счета, а потом и подруга перестала обращать на них внимание и рассказывать вам. Если же покорение города на Сене для вас и ваших друзей еще впереди, я поделюсь с вами своими впечатлениями.

На французской набережной меня настигла симпатия одного местного ловеласа. Он акулой прокружил мимо меня, прикидывая в уме общую смету работ по соблазнению. Затем, наконец, пришвартовался справа по борту и запел (потому что этот монолог иначе как песней назвать нельзя): «Когда я увидел вас, мое сердце замерло! Оно сказало мне, что если я не подойду к вам, то буду жалеть об этом всю жизнь! Вы можете меня прогнать, но знайте, что теперь мое сердце бьется в унисон с вашим. Ваш образ навсегда останется в нем…»

Мужчина с внезапной аритмией был на голову ниже, но настойчиво пытался заглянуть мне в глаза. Я же не сбавляла шаг, поэтому свое признание он исторгал в прыжке и на бегу. Как вы понимаете, это был талантливый молодой человек, где-то в глубине его, видимо, текла одинокая капля крови потомков Цезаря, потому что, осыпая меня сердцеразрушающими комплиментами, он успевал одновременно разглядывать других девушек, оценивая степень их любовной стрессоустойчивости.

В самый подходящий для этого день, в День всех Влюбленных, дорогу мне преградил еще один молодой Дон Жуан. Естественно, если в этот праздник куда-то отчаянно бежишь и безбожно опаздываешь, а дома никто не ждет на ужин с шампанским, то выражение лица явственно свидетельствует о кризисе человеколюбия. Но даже такая хищная мина не отпугнет настоящего француза.

«Девушка, позвольте пригласить вас на танец. Я увидел вас и подумал, что никогда с вами не танцевал». И с таким трепетом это произносится, что совершенно бессознательно начинаешь улыбаться в ответ. Ведь мы, русские женщины, не избалованы подобными нежностями. Что может сказать при первой встрече наш соотечественник? «Давайте познакомимся»? «Ну что, красивая, поехали кататься?» И коронное: «Вашей маме зять не нужен?» Мгновенно хочется предложить телефон мамы, а лучше папы, и отправить туда за консультацией.


Ложка дегтя, или Французский стиль с двойным дном

Тем не менее предупреждаю сразу: не удивляйтесь, когда французский мужчина, укутав вас во всевозможные шелка слов, уверенно протянет вам счет в ресторане, чтобы вы высчитали свою долю. Он будет дарить вам цветы только по большим праздникам или когда сами попросите. И не ждите, что он выскочит из машины и помчится открывать вам дверь. Времена мушкетеров, бросающих свой плащ в лужу перед прекрасной дамой, ушли в туман прошлого вместе с последней реконструкцией монархии.

Не стоит злиться и обижаться. Это совершенно не значит, что ваш французский кавалер вас не ценит. Просто у него такое воспитание, европейский феминизм изрядно подкосил вековые устои парижских шевалье. Главное, они смогли пронести через все исторические перипетии многовековую традицию комплиментов. Современные Сирано де Бержераки поднимут женскую самооценку лучше любого психолога. И вас это ни к чему не обязывает. Слушайте и запоминайте, какая вы невероятная.

Вам улыбается шикарный мужчина. От него слегка пахнет вином, он говорит вам, что жизнь - это провокация, и сегодня он - ваш провокатор. Просто поболтайте с ним. Потом вы вернетесь на Родину с гордо поднятой головой, с рассказами о том, как французские мужчины падали к вашим ногам. Вот в чем были, в костюмах или в джинсах, в том и падали.

Кажется мне, что шик мужчины определяется женщинами. Если после короткого беспредметного диалога женщина его запомнит - это успех. Если расскажет подруге - это победа. А о французах говорят все.