Как отличить драгоценный природный камень от синтетического или подделки. Как отличить природные полудрагоценные и драгоценные камни от имитаций

Минералов так много - возможно, отчасти по этой причине их так интересно коллекционировать. На этой странице вы найдете описание опытов, которые можно провести без специального оборудования и таким образом, значительно сузить зону поиска, а также описание самых распространенных минералов, которое можно будет сопоставить с результатами проведенных опытов. Можете даже прямо сейчас перейти в раздел описаний - может быть, вам сразу, без всяких опытов, удастся найти ответ на интересующий вопрос. Например, из этого раздела вы узнаете, как отличить настоящее золото от других блестящих желтых минералов, прочитаете о полосах блестящих цветных прослоек в породе или научитесь определять, что это за странный минерал, который расслаивается на пластины, если его потереть.

Шаги

Часть 1

Проведение опытов

    Для начала давайте уясним разницу между минералами и обычными камнями. Минерал – это естественное сочетание химических элементов, образующее определенную структуру. И, несмотря на то, что можно встретить один и тот же минерал разных форм и цветов, он все равно проявит одинаковые свойства при тестировании. В противоположность этому, камни могут состоять из сочетания минералов и не имеют кристаллической решетки. Их не всегда легко отличить, однако, если проводимый опыт дает разные результаты с разных сторон объекта, то объект, скорее всего, является камнем.

    • Можно попробовать определить, что это за камень или, хотя бы, определить, к какому из трех видов породы он относится.
  1. Научитесь ориентироваться в классификации минералов. На нашей планете нашлось место тысячам минералов, но многие из них относятся к категории редких, либо залегают слишком глубоко под землей. Иногда хватает пары опытов, и у вас не остается сомнений, что это один из распространенных минералов из списка в следующем разделе. Если ваш минерал не подходит ни под одно из приведенных описаний, попробуйте свериться с классификатором минералов вашего региона. Если вы провели много опытов, но уменьшить количество вариантов до двух-трех так и не удалось, поищите в интернете. Просмотрите фотографии каждого минерала, похожего на ваш, и разыщите все возможные рекомендации, как различить эти минералы.

    • Лучше включить хотя бы один опыт, требующий воздействия на минерал, такой как тест на степень твердости или опыт со штрихом. Опыты, подразумевающие только рассматривание и описывание, могут оказаться необъективными, так как разные люди описывают одни и те же минералы по-разному.
  2. Изучите форму и поверхность минерала. Совокупность форм каждого минерала и характерные особенности группы минералов называются "общей формой". Для описания этих характеристик геологи располагают множеством специальных терминов, но обычно и общего описания бывает достаточно. Например, ваш минерал бугристый, шероховатый или гладкий? Что это: смешение прямоугольных кристаллов, или же ваш экземпляр ощетинился острыми кристаллическими пиками?

    Присмотритесь к тому, как ваш минерал блестит. Блеском называют то, как минерал отражает свет, и, хотя это не научный тест, он может пригодиться для описания. Большинство минералов имеют "стеклянный" ("глянцевый") или металлический блеск. Однако вы можете описать блеск и как "жирный", “перламутровый" (беловатый блеск), "матовый" (тусклый, как у неглазурованной керамики), или прибегнуть к любому другому определению, которое покажется вам точным. Use multiple adjectives if you need to.

    Обратите внимание на цвет минерала. Большинство людей не видит в этом никаких затруднений, а, между тем, этот опыт может оказаться бесполезным. Небольшие инородные вкрапления могут вызвать изменение цвета, именно поэтому можно встретить один и тот же минерал разных цветов. Однако, если минерал имеет необычный цвет, скажем, лиловый, это может значительно сузить зону поиска.

    • При описании минералов избегайте замысловатых названий цветов, вроде "лососевого" или "пюсового". Постарайтесь обойтись просто красным, черным и зеленым.
  3. Проведите опыт со штрихом. Это полезный и простой тест, если только у вас есть кусок белого неглазурованного фарфора. Отлично подойдет обратная сторона плитки из ванны или кухни; может быть, вы сможете купить что-то подходящее в магазине товаров для ремонта. Став обладателем заветного куска фарфора, просто потрите минерал о плитку и посмотрите, штрих какого цвета он оставит. Часто цвет штриха будет отличаться от основного цвета минерала.

    • Глазурь придает фарфору и остальным видам керамики стеклянный (глянцевый) блеск.
    • Помните, что некоторые минералы не оставляют штриха, особенно твердые минералы (так как они тверже, чем штриховая пластина).
  4. Оцените твердость материала. Для быстрого определения твердости материала геологи пользуются шкалой твердости Мооса, названной так в честь ее создателя. Если результат подходит под коэффициент твердости "4", но не дотягивает до "5", значит, коэффициент вашего минерала находится между "4" и "5", - можете прекратить опыт. Попробуйте процарапать ваш минерал, воспользовавшись обычными предметами, которые упомянуты ниже (или минералами из набора для определения твердости); начните с нижних показателей и, если тест дал положительный результат, двигайтесь вверх по шкале к верхним показателям:

    • 1 -- Легко процарапать ногтем, на ощупь масляный и мягкий (соответствует насечка стеаритом)
    • 2 -- Можно процарапать ногтем (гипс)
    • 3 -- Легко можно прорезать ножом или гвоздем, процарапать монеткой (кальцит, известковый шпат)
    • 4 -- Легко процарапать ножом (плавиковый шпат)
    • 5 -- С трудом можно процарапать ножом, можно процарапать куском стекла (апатит)
    • 6-- Можно процарапать напильником, он сам, при усилии, может процарапать стекло (ортоклаз)
    • 7-- Может процарапать сталь для напильников, легко процарапывает стекло (кварц)
    • 8 -- Процарапывает кварц (топаз)
    • 9 --Процарапывает почти что угодно, режет стекло (корунд)
    • 10 -- Процарапывает или режет почти что угодно (алмаз)
  5. Разбейте минерал и изучите, на какие куски он распадется. В силу того, что каждый минерал имеет определенную структуру, то и распадаться на части он должен определенным образом. Если в разломах одной породы вы наблюдаете больше плоских поверхностей, то мы имеем дело с кливажем . Если плоских поверхностей нет, а наблюдаются сплошные хаотические изгибы и выпуклости, то в минерале присутствует излом.

    • Более подробно кливаж описывается при помощи количества плоскостей, полученных при разломе (обычно от одной до четырех); также принимается во внимание понятие совершенная (гладкая) или несовершенная (шероховатая) поверхность.
    • Изломы бывают нескольких видов. Их описывают как занозистый (волокнистый ), острый и зазубренный (крючковатый ), чашеобразный (скорлуповатый , улиткообразный ) или ни один из вышеперечисленных (неровный ).
  6. Если вы все еще не идентифицировали ваш минерал, можно провести дополнительные опыты. В распоряжении геологов есть много других тестов для классификации минералов. Однако, многие просто бесполезны для определения наиболее распространенных видов, многие потребуют специального оборудования или опасных материалов. Вот краткое описание нескольких опытов, которые могут оказаться необходимыми:

    Часть 2

    Определение основных минералов
    1. Если вам непонятно какое либо из следующих описаний, загляните в предыдущий раздел. Описания, приведенные ниже, содержат термины и цифры из традиционной классификации минералов, такие как форма, твердость, внешний вид на сломе, либо другие определения. Если не знаете точно, что они означают, обратитесь к предыдущему разделу о проведении опытов.

      Кристаллические минералы чаще всего представлены кварцами. Кварц чрезвычайно широко распространен. Яркий блеск и красивый внешний вид кристалла привлекают множество коллекционеров. По шкале Мооса кварц имеет коэффициент твердости 7, и, если его разбить, то можно увидеть любые виды излома, но никогда плоскую поверхность, характерную для кливажа. Он не оставляет штриха на белом фарфоре. Его блеск характеризуется как стеклянный.

      • ’’’Молочный кварц – полупрозрачный минерал, розовый кварц - розовый, а аметист – лиловый.
    2. Твердым стекловидным минералом без кристаллов может быть другая разновидность кварца, - кремень или роговик. Абсолютно все кварцы имеют кристаллическую структуру, однако, некоторые разновидности, называемые "скрытнокристаллическими", состоят из микроскопических кристаллов, не видимых глазу. Если перед вами минерал с коэффициентом твердости 7, с изломом и со стеклянным блеском, то, вполне возможно, что это разновидность кварца под названием кремень. Чаще всего встречается кремень коричневого или серого цвета.

      Полосатые минералы – это, как правило халцедоны. Халцедон – это смесь кварца с другим минералом, морганитом. Существует множество красивых разновидностей с полосками разного цвета. Вот две наиболее часто встречающиеся:

      • Оникс – это вид халцедона с параллельными полосками. Чаще всего он черного или белого цвета, но встречаются ониксы и других цветов.
      • У агата полоски скорее изогнутые или формирующие завихрения, и агаты бывают всевозможных цветов. Агат образуется из кварца, халцедона или похожих минералов.
    3. Проверьте, может быть, ваш минерал соответствует характеристикам полевого шпата. Полевой шпат стоит вторым по широте распространения после всех разновидностей кварца. Коэффициент твердости этого минерала равен 6, он оставляет белый штрих; можно встретить полевой шпат разнообразных цветов и с разным блеском. При разломе он образует два плоских кливажа, гладкие поверхности которых расположены почти под прямым углом друг к другу.

Не секрет, что женщины любят драгоценные камни. Некоторые мужчины (а может и большинство), надо сказать, тоже понимают толк в драгоценностях, стремясь выгодно инвестировать в золото-бриллианты или же просто порадовать свою любимую.

Делая инвестиции в бриллианты стоит быть внимательным: есть специальные инвестиционные, а не ювелирные бриллианты.

Правила игры сейчас диктует потребитель, потому что предложение на ювелирном рынке очень сильно превышает спрос. Ювелиры заинтересованы в каждом клиенте, ведь украшение не является предметом первой необходимости, и покупателя нужно успеть заинтересовать, иначе он может потратить деньги на что-то другое, более необходимое.

Потребность приобрести ювелирное изделие с драгоценным камнем возникает по особым поводам: к свадьбе, юбилею, дню рождения и к другим праздникам. Изучив, или , мы обычно переходим к следующим вопросам:

— как отличить натуральный камень от синтетического?

— как отличить натуральный драгоценный камень от подделки?

Чтобы ответить на первый вопрос, сперва сделаем краткий обзор, какие минералы на ювелирном рынке чаще всего реализуются.

Сравнение природных и синтетических минералов

Приобретая драгоценный камень, хочется быть уверенными в том, что он – натуральный. Однако многие готовы покупать и носить синтетические аналоги, например, синтетические рубины или бриллианты и в этом нет ничего плохого. У каждого свой вкус и предпочтения. Главное – чтобы под видом природного Вам не продали синтетический, потому что это мошенничество и обман покупателя.


Уважающие себя ювелирные дома и бренды не вводят потребителей в заблуждение и не будут выдавать один камень за другой. На обман могут идти мелкие производители или продавцы, которые на вопросы: какой самоцвет вставлен в изделие? и кто производитель?, отвечают: «не знаю», и начинают туманно рассуждать о долгом пути из Ирана через Австралию, в ходе которого сведения о производителе безвозвратно утеряны. На бирке таких продавцов скромно указан вид изделия (серьги, например) и цена. Может еще быть от руки написано – «рубин», но, как можно понять из вышесказанного, написать можно все, что угодно, и обычно — тот камень, с которым больше всего внешнее сходство.

Обман при реализации синтетического камня может заключаться только в завышенной цене. Если изделие с искусственно выращенным хризобериллом продается за 10 долларов, то никакого мошенничества в этом нет. Другое дело, если за то же изделие запросят в 10 раз больше, 100 долларов, например, выдавая, таким образом, за натуральный самоцвет.

В ювелирных магазинах, как правило, не указывается какой камень – натуральный или синтетический, особенно, если изделия относятся к так называемой «бюджетной» нише. Но продавец, конечно же, легко подтвердит происхождение камней из лаборатории и даже грамотно даст понять почему синтетические камни лучше натуральных.

А вот созданный синтетическим образом бриллиант – – даже дороже своего природного «родственника».

Итак, вот как соотносятся цены на природные и синтетические камни:

Синтетические и натуральные камни - отличия по цене

Камень Натуральный неограненный Натуральный ограненный Синтетический неограненный,
цена за 1 карат
Синтетический ограненный,
цена за 1 карат
Рубин от 10 $ и выше в зависимости от качества
75- 915 $ - низкого качества;
1455-4375 -
хорошего качества;
11250-23150 $ - отличного качества -
0,01-0,02 $ 1-2 $
Сапфир от 10 до 75 $ - низкого качества
от 75 до 150 $ - хорошего качества
от 150 $ и выше - отличного качества
Васильковый - с тепловой обработкой - от 300 $, без - от 1000 $
Высокого качества крупные сапфиры - до 30 000 $
1-2 цента 3-5 $
Изумруд от 10 $ и выше 350-375 $ - низкого качества
620-2700 $ - хорошего качества
5000-8500 $ - отличного качества
5-8 $ 30-85 $
Алмаз (Муассанит) от 4 $ с характеристикой 1/1 - 35 000 $ нет на рынке 70-150 $
Александрит от 100$ 1500 - 6000 $ 6 $ 20-30 $
Кварц (аметист, цитрин) от 10 $ за килограмм! в зависимости от вида и обработки - от 10 $ 0,1 $ 2-5 $
Опал от 5 $ за шт. в зависимости от качества и вида - от 10 $ - 3-5 $
В таблице сделано сравнение по цене на натуральные и синтетические камни

Можно сделать вывод, что натуральные самоцветы имеют очень большой разброс цен из-за своей индивидуальности. В отличии от них, синтетические — при идеальных чистоте и цвете гораздо доступнее по цене (за исключением муассонита).

Как отличить драгоценный камень от подделки?

Гораздо хуже, если вместо одного природного камня, дорогого по определению, продавец предлагает другой, тоже природный, но по цене в разы дешевле. Тут в помощь могут прийти информация о том, какие камни чаще всего подделывают и на что обратить внимание при их покупке.

Итак, самые распространенные подделки, это:

– ее подделывают чаще всего. Более половины выдаваемых за бирюзу самоцветов – это подделки. Материалы, которые используют для подделки – стекло, пластмасса, дешевый минерал говлит. Кроме того, подделки изготавливаются из порошка бирюзы или ее мелких частиц, которые склеивают. Отличить такие подделки в домашних условиях довольно сложно от натурального минерала. Понятно, что дома можно с тыльной стороны поцарапать камень, чтобы убедиться в его натуральности, а при выборе в магазине вам вряд ли дадут царапать изделие и проводить с ним другие манипуляции. Поэтому просто знайте, что натуральную бирюзу найти очень сложно и лучше не приобретать ее на рынке или с рук.

– за рубин обычно выдается корунд. Натуральный рубин очень дорогой, к тому же на вид он далеко не идеален – мутноват, не особенно чист, не говоря уже о скромных размерах. Если перед Вами прекрасного качества рубин по доступной цене – это или синтетический рубин, или же подделка. Поэтому основное правило определения подлинности рубина – соответствие цены и качества. Так, кольцо с рубином, имеющим характеристики по цвету и чистоте 3/3 и величиной в полкарата будет стоить около 300 долларов.

Есть всего несколько камней, подделки которых довольно легко отличить

Вернее, конечно – т. Во-первых, законодательство регламентирует производство и маркировку изделий с бриллиантами и, тем самым, потребитель в значительной степени защищен. Кроме того, всем известно простое свойство бриллианта царапать стекло, а также игра лучей в нем – ее просто невозможно подделать, а вот рассмотреть в качественном бриллианте множественное преломление лучей и потрясающую игру света – очень легко.

Также легко отличить натуральный опал от его имитации – у него расплывчатые границы узоров, в отличие от четких в подделке, а сами узоры никогда не повторяются друг с другом, следует внимательно их рассмотреть. Кроме того основной фон опала натурального остается без изменений, не зависимо от рисунка. Есть еще способ, придуманный многие столетия назад (видимо уже тогда занимались подделками камней) – надо посмотреть через опал на солнце, натуральный камень отбросит свечение одного оттенка, а поддельный – яркие многоцветные блики.

Циркон – его можно узнать «на глаз», не прибегая к каким-либо манипуляциям совсем. Для натурального циркона свойственен блеск, похожий на алмазный и одновременно смоляной или жирный. Блеск плюс цвет – и циркон легко определяется.

Как отличить природные полудрагоценные и драгоценные камни от имитаций - подделок.

Как известно - прогресс дает не только плюсы, но и минусы в повседневный быт человека. Люди научились подделывать как полудрагоценные камни, так и драгоценные и сейчас мы попробуем разобраться - как отличить натуральный камень от подделки.

Аквамарин

Все имитации из стекла на ощупь кажутся более теплыми в отличие от настоящего камня. Если камень не вправлен в оправу, надо, удерживая его пинцетом (чтобы не нагреть от рук), прикоснуться к нему кончиком языка - камень должен быть холодным. Синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Имитации, которые продают под этим названием, в действительности представляют собой голую шпинель или стекло.

Алмаз


При осмотре алмаза невооруженным глазом или с помощью десятикратной лупы, нужно учитывать, что он обрабатывается таким образом, что практически весь свет, входящий в камень через коронку, полностью отражается от его задних граней, как от ряда зеркал. Поэтому, если через ограненный бриллиант смотреть на свет, будет видна только светящаяся точка в камне. Кроме того, если посмотреть через бриллиант, находящийся в надетом на палец перстне, то увидеть сквозь него палец невозможно.

Химик Клапрот определил, что капля соляной кислоты не действует на алмаз, зато на цирконе оставляет мутное пятно.

Алмаз оставляет царапину на поверхности стекла, а также и на полированной поверхности других камней. Плотно приложив ограненный алмаз ребром к поверхности образца, можно заметить, что алмаз "цепляется" за него, оставляя видимую царапину, которая не исчезает, если потереть мокрым пальцем. Для такой пробы выбирают наименее заметное место.

Чтобы отличить алмаз от шпинели и синтетического сапфира, камни опускают в бесцветную жидкость с показателем преломления, близким к показателям преломления шпинели и сапфира (йодистый метилен или однобромистый монофтлен). Шпинель и сапфир просто не будут видны в жидкости, а алмаз будет ярко блестеть. Аналогичный, но менее отчетливый эффект "исчезновения" фальшивого бриллианта дают простая вода и глицерин. Таким же способом выделяют более простые и дешевые подделки под алмаз - богатое свинцом хрустальное стекло.

В основе методики получения этого минерала лежали представления о превращении графита в алмаз. Еще в конце XVII в. И. Ньютон высказал предположение, что алмаз-этот самый твердый минерал - должен гореть. Кристалликом алмаза для опыта пожертвовала Флорентийская академия наук. Оказалось, что, прежде чем сгореть, алмаз при температуре 110 °С превратился в графит. Ученые решили, что возможно и обратное превращение в алмаз. Искусственные алмазы пытались получить многие ученые. Но успеха все не было, пока работы велись без знания законов синтеза. Для имитации алмаза используют бесцветный циркон, синтетический рутик, титанит стронция, синтетическую бесцветную шпинель, синтетический бесцветный сапфир.

Гранаты

Гранаты относятся к драгоценным камням, обладающим силой магнитного притяжения. По магнитности определяют и некоторые другие камни. Для этого камень (предварительно взвешенный) помещают на высокую пробку (чтобы отделить от металлической чашки весов), которую кладут на чашу. После уравновешивания весов к камню медленно подносят небольшой подковообразный магнит до тех пор, пока он почти не коснется поверхности камня.

Если минерал обладает заметной магнитностью, то равновесие нарушится, когда магнит будет находится от камня в 10-12 мм. Записывают минимальный вес, который "удерживается" магнитом. Разница между ними истинным весом будет характеризовать притяжение камня к магниту.

Изумруд

Характерные признаки синтетических камней - перекрученные вуали.

Синтетические изумруды в течение многих лет изготавливались только в лаборатории Кэролла Чэтема, химика из Сан-Франциско. Теперь в промышленных масштабах изумруды выпускаются рядом фирм, а методы производства синтетических изумрудов постоянно совершенствуются, так что синтетические изумруды практически неотличимы от природных.

Кварц

Кварц можно отличить от стекла, прикоснувшись к камню и стеклу кончиком языка. Кварц гораздо холоднее.

Рубин

Это первый драгоценный камень, который стали получать в начале XX века на промышленной основе в больших масштабах. По последним сведениям, объем производства синтетических рубинов достиг миллиона каратов. Искусственные рубины применяются для украшений, причем разница в ценах природного и синтетического очень большая.

Прежде всего необходимо помнить, что чистые, густо окрашенные крупные в природе встречаются крайне редко. Уже один этот факт ставит под сомнение природное происхождение крупного рубина.

Сапфир


Если камень погрузить в жидкость с определенным коэффициентом преломления, в нем можно наблюдать следующее распределение окраски: в синтетическом камне всегда имеются изогнутые, различно окрашенные полосы, в природном - полосы прямые и располагаются параллельно одной или нескольким граням.

Топаз


Исключительно легко полируется и иногда его можно определить на ощупь по характерной "скользости". Синтетический корунд различных оттенков розового цвета применяют для имитации розового топаза. При этом он выглядит слишком хорошо, чтобы быть настоящим.

Хрусталь


Настоящий горный хрусталь всегда прохладен на ощупь.

Циркон

Ни один камень, за исключением опала и алмаза, нельзя определить так легко, как циркон. Невооруженным глазом или с помощью простой лупы. Его особенный блеск, несколько напоминающий алмазный и в то же время жирный или смоляной, в сочетании с характерной цветовой гаммой, часто позволяют узнать камень с первого взгляда. Используя лупу, можно при наблюдении через верхнюю часть камня увидеть потертые ребра граней.

Янтарь


Природный янтарь электризуется от трения, правда, некоторые имитации (из пластика) тоже электризуются. Но если электризации нет - явная подделка. Очень эффективен следующий метод определения имитаций янтаря. Если лезвием ножа провести полоску по поверхности янтаря, он даст мелкую крошку, а имитация закрученную стружку.

В отличие от синтетических материалов, янтарь легко истирается в порошок. Янтарь будет плавать в соляном растворе (10 чайных ложек (без верха) поваренной соли на стакан воды), а имитации, кроме полистрола, затонут. После проверки изделие следует тщательно промыть в проточной воде, чтобы не образовалась соляная корка.

Бирюза

Кристаллы, изготовленные из толченой бирюзы с клеем, трудно отличить от настоящих. И лишь со временем подделки приобретают грязноватый оттенок.

Жемчуг


Секрет выращивания жемчуга открыт в Китае, и промысел этот процветал там на протяжении семи столетий. В 1890 году японцы переняли опыт выращивания жемчуга и создали целую отрасль промышленности. Одними из последних японцы разработали выращивание жемчуга без ядра, при котором в разрезы в мантии моллюска вводят кусок мантийной ткани другого моллюска. Жемчужины растут быстро, выход продукции высок. Если моллюск после изъятия из него жемчужины вновь вернуть в море, можно вновь от него получить жемчужины. Такой жемчуг еще называют культивированным.

С 1956 года индустрия выращивания жемчуга начала развиваться в Австралии. Слово "жемчуг" без определений разрешается использовать только для природного жемчуга. Крупные жемчужины считаются коллекционными и продаются отдельно по более высокой цене. 70% жемчуга продают в виде бус.

Шпинель


Синтетическая шпинель поступила на рынок в 20-е годы. Шпинель легко спутать с аметистом, хризоберилом, гранатом, рубином, сапфиром, топазом. Но специалисты ее отличают очень просто - по отсутствию у нее двупереломления.

Синтетические камни с хорошей репутацией могут также, как и драгоценные, повышаться в цене и пользоваться спросом, а редкие экземпляры могут даже стать предметом коллекционирования. Вообще можно сделать вывод, что синтетические драгоценные камни могут мирно сосуществовать с природными, скорее, дополнять друг друга, чем соперничать. На современный ювелирный рынок поступают искусственные драгоценные камни нескольких видов.

Драгоценные камни синтезированные (выращенные); синтезированные кристаллы соединений группы редкоземельных элементов, которые в природе не встречаются, например фианиты (имитация алмаза); имитация драгоценных камней из известного стекла, которые в основном применяются в бижутерии и легко "на глазок" отличаются от драгоценных камней по низкой твердости; а также дуплеты - составные драгоценные камни, склеенные из двух различных минералов.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm

« || »

Как отличить натуральный камень от подделки в домашних условиях?

Натуральный камень создается силами самой природы, а потому он является неповторимым по своему многообразию оттенков, рисунков, форм. Человек же подвергает тщательной обработке и шлифовке натуральный камень, благодаря чему его поверхность из шероховатой становится гладкой и блестящей.

Зачастую вместо настоящего природного материала можно встретить его искусственный аналог. Имитации могут незначительно отличаться от оригинала, однако выпускают подделки в крупных масштабах. Разумеется, синтетические «камни» имеют практически те же параметры – физические свойства и цветовые характеристики, что и натуральные камни однако стоимость их намного ниже. В условиях современных технологий можно искусственно создать рубины, изумруды, александриты, сапфиры и даже алмазы.

Стоит отметить, что синтетические материалы хорошего качества также имеют достаточно высокую цену, вот почему порой они практически не отличаются от настоящих.

Как отличить натуральные камни от искусственных?

Для определения подделки в домашних условиях понадобятся следующие инструменты и материалы:

Весы бытовые кухонные

Приобретение проверяется следующим способом:

Тактильно – природный материал чуть дольше нагревается (для этого можно зажечь спичку и подержать камень над огнем); кроме того, на ощупь у натуральных камней более низкая температура. Так можно отличить от простого стекла аметист, горный хрусталь или кварц.

Визуально камень рассматривается под лупой. Так, у настоящего рубина можно рассмотреть трещинки в форме зигзагов (у искусственных рубинов трещинки тоже имеются, но ровные и прямые), у изумруда-подделки рисунки под лупой складываются в трубчатые и спиралевидные узоры.

Примечание: любой натуральный камень при тщательном рассмотрении будет иметь мелкие изъяны, трещинки, ямочки с белым налетом.

Минерал аквамарин обязательно поменяет свой цвет, если рассматривать его с разных сторон – не очень сильно, но все же будет заметна разница в оттенках. Хризолит с лазуритом имеют однородные цвета, а вот бирюза-подделка легко окрашивает влажную тряпочку, которой протирался камень.

С помощью лампы – так можно проверить бриллиант. Направляя световой поток строго под прямым углом, можно отследить свечение граней – настоящий бриллиант будет просвечиваться насквозь и задние грани его будут сиять. Что интересно – если так же просветить рубин, то его трещинки зигзагообразной формы светиться не будут. А вот лабрадорит может создать эффект настоящего Северного сияния.

По запаху – если к янтарным бусинам поднести зажженную спичку, то при горении должен выделяться запах смолы. Если янтарь «недозрел», то на нем могут появиться пятнистые ожоги. А любая подделка станет выделять синтетический запах.

По твердости – к примеру, бриллиантом можно резать стекла, он обязательно оставит царапины на поверхности. А вот наждачной бумаги бриллиант не боится – если потереть ею бриллиантовую поверхность, то никаких изменений быть не должно.

По теплофизическим свойствам – тот же янтарь после натирания кусочком шерсти электризуется. А еще так проверяется гранат – если положить на весы пробку, сверху установить наэлектризованный камень и поднести к нему магнит, то стрелки весов будут двигаться, как маятник.